Ментор — кто это такой, зачем он нужен, как его найти

8 успешных людей делятся опытом: как найти ментора?

Грамотный наставник играет большую роль в пути к успеху. Но как найти ментора, как вести себя с ним? Об этом рассказывают бывший госсекретарь США, основатели нескольких успешных стартапов и один из лучших авторов New York Times.

1. Речь о человеке, не о должности

«Для меня наставничество жизненно необходимо. Я приписываю большую часть своего успеха тому, что у меня было много отличных менторов, людей, к которым я могла придти и у которых могла спросить совета», — пишет Алекса фон Тобель, основатель и глава сервиса для финансового планирования LearnVest.com. Алекса отмечает, что важны знания и личные качества наставника: если ваш ментор не думает наперёд или же не самый честный человек, то он сам станет проблемой.

2. Не надо ждать отношений — наставничество имеет разные формы

«Маленький совет от меня: не надо обязательно искать человека, с которым вы можете выстроить отношения, но ищите того, к кому вы сможете придти и задать простой вопрос, кто сможет легко ответить вам по почте», — советует Джанет Мок, автор New York Times. Когда у вас есть конкретный вопрос к конкретному человеку, которому вы доверяете, вы можете просто задать его — а отсутствие тесных взаимоотношений снимает с вашего наставника давление.

3. Не привязывайтесь к кофе и обедам: будьте гибким

Чем в работе мамы в возрасте от 35 до 45 лет, когда работают, отличаются от мужчин? Мамы хотят проводить время дома с детьми после работы. Неважно, на какое мероприятие их пригласили — для них важнее семья. «Поэтому я не могу думать, как 29-летний одинокий парень. Я должен думать о том, как привлечь свою целевую аудиторию», — говорит Кевин Конрой Смит, основатель The Number Project. Кевин советует не подходить к людям так, как удобно вам: сделайте встречу удобной для другого человека. Не всем нужен ваш кофе. Будьте гибким.

4. В дополнение к поиску ментора смотрите направо и налево

Женева С. Томас, основатель и главный редактор Jawbreaker.nyc, советует приглядеться к вашим коллегам: «Девушка около вас может нанять вас же на работу в течение пяти лет, или она может иметь контакты с крупным брендом, чьи спонсорские доллары вам нужны. Это маленькая планета, отношения очень важны!»

5. Ваши менторы обычно находят вас (не наоборот)

«Мои наставники нашли меня за работой. Мой начальник был моим ментором, когда я получил первую работу на полную ставку в 25 лет. Мой первый босс буквально научил меня делать заказ в ресторане — потому что я была чёрной девочкой из города Инглвуд, Калифорния, и я никогда в жизни не ела суши, не была в Mr. Chow, не ходила в ресторан на Родео Драйв в Беверли Хиллз, но для новой работы я должна была ходить в эти места на встречи. Он купил мне мою первую подарочную карту в Barney’s: помню, я думала „Что такое Barney’s?“ — рассказывает Myleik Teele, основательница curlBOX. „Люди думают, что менторы спускаются с небес как ангелы с крыльями и говорят “Я твой ментор». Это не так, это обычно кто-то, кто помогает вам в определенных аспектах жизни и заботятся о вас».

6. Не надо всегда искать того, кто похож на вас

Кондолиза Райс, директор Global Center for Business and the Economy в Стэнфордском университете советует не искать ментора, который будет похож на вас. «Если бы я искала черную женщину, специалиста по Советским странам, я бы до сих пор ждала», — говорит бывший госсекретарь США. «Большая часть моих наставников были белыми пожилыми мужчинами, потому что именно они преобладают в моей сфере».

7. Не просите карту — спрашивайте о том, как ориентироваться

«Быть ментором — это значит верить в кого-то и заботиться настолько, чтобы делиться своими знаниями. Мои наставники не всегда имели ответы на все вопросы, но они могли делиться мудростью и опытом. Когда я встречаю человека, которого хочу видеть своим ментором, я прошу его рассказывать мне истории. Я хочу сидеть рядом и услышать так много историй из жизни, сколько смогу», — рассказывает Скутер Браун, основатель School Boy Records. «Я рассказываю наставникам, что происходит в моей жизни, и спрашиваю: „Есть что-то в вашей жизни, о чём вы можете рассказать, чтобы помочь мне?“ Я хочу учиться на ошибках прошлого. Я хочу учиться на успехе».

8. Учитесь не только брать, но и отдавать

Менторство должно помогать обеим сторонам, считает главный операционный директор Charm & Chain Джейми Рутенберг. «Во многих аспектах моей карьеры менторство и идея расширения возможностей друг друга было ключевым фактором успеха. И мне нравится быть наставником для других людей, делиться опытом, давать людям учиться на моих ошибках и успехе».

9. Наставничество — не спасательный жилет

Ментор - кто это такой, зачем он нужен, как его найти
habr.com

Кто такой ментор и для чего он нужен?

Каждому нужен свой ментор. Неважно, в предпринимательской, спортивной, писательской, или среде шоу бизнеса человек стремится достичь успеха. Желает он построить успешную карьеру или раскрутить стартап – самостоятельно пробиться к вершине трудно. Известные актеры, писатели, бизнесмены, чьи имена сегодня знает весь мир, признаются, что без опытного советчика не достигли бы таких высот. Они с благодарностью называют имена личных менторов – профессионалов, которые поделились с ними частицей собственных побед.

Кто такой ментор?

Ментор – это человек с личным опытом успеха, которым готов поделиться с подопечными (протеже). Для своих подопечных ментор одновременно выступает в роли коуча, психолога, учителя, советника и консультанта. Он уберегает учеников от главной ошибки – статистики неудачных проектов, помогая упаковать идею в бизнес план с видимой экономической выгодой.

Человек, поживший и проживший профессиональную жизнь, видит конечную цель там, где планы даже еще не прописаны на бумаге. Он поможет не просто развить стартап, но и трансформировать его в продукт, привлекательный для покупателей. Имя ментора обязательно упоминают при получении награды, будь то Оскар, олимпийская медаль или выигранный тендер.

Как находят менторов?

Это сложный момент. Наставник не будет работать по принуждению или против своей воли. Он может найти подопечного самостоятельно и предложить поддержку бесплатно, потому что знает – материальные блага не способны заменить удовольствия от помощи другим. Некоторые не афишируют свое наставничество, предпочитая оказаться в тени успеха своих учеников.

Многие совмещают наставничество с основной деятельностью, а кто-то посвящает этому всю свою жизнь. Искренний интерес к деятельности ментора, посещение семинаров или конференций способны приблизить момент знакомства. С наставником учеников объединяют еще и общие цели, так что главным принципом взаимодействия является доверие. Личное знакомство перерастает в желание сотрудничать в сфере бизнеса.

Чем занимаются менторы?

Ментор помогает не только советами, но и личным примером. Он занимается самообразованием в профильных и смежных сферах – от высоких технологий до буддийских практик. Ментор не просто передает знания, он вовлекает учеников в сферу деятельности до полного погружения. Своей идеей, поддержкой и советами наставники помогают подопечным двигаться вперед. Тренер на профессиональном поле, чей день расписан по минутам, вдохновляет и дисциплинирует одновременно. Ментор способен оказать помощь в вопросах:

  • Экономических. Голая идея сама по себе малопривлекательна для инвесторов. Ментор поможет преобразовать энтузиазм в готовый продукт с цифрами и экономическими показателями, которые можно «пощупать».
  • Психологических. В моменты неурядиц ментор становится точкой опоры, а иногда и пресловутым пинком. Наставник делится опытом таким, какой он есть на самом деле.
  • Коммуникативных. Ментор готов предоставить рекомендации или рекомендательные письма для своего подопечного, чтобы провести его к успеху кратчайшей дорогой. Наставник помогает перейти на качественно иной уровень связей в среде профессионалов.
  • Поведенческих. Он указывает на привычки, которые следует приобрести и обращает внимание на те, от которых нужно отказаться.
  • Организационных. Ментор поможет не просто привлечь профессионалов, но и выстроить корпоративную культуру будущего дела.

Чего ментор не сделает для своих подопечных? Он не решит проблемы учеников, но предоставит возможность взглянуть на проблему со стороны человека, который ее уже преодолел. Он не предлагает готовых решений там, где его протеже сможет выкарабкаться сам и знает, где постелить пресловутую соломку, на которую умудряются упасть все новички.

Никто не шагает в одиночку. Для построения личной карьеры или развития бизнеса важны не просто единомышленники, а люди, на мнение которых можно безоговорочно положиться. Окружающие охотно делятся наставлениями не для пользы другого человека, а для подтверждения собственной важности. Совету ментора можно доверять. Его опыт позволяет ученику мысленно отойти на расстояние или взобраться на высоту, чтобы взглянуть на свои действия с другого ракурса. Увидеть ошибки, очевидные или неочевидные – только половина победы.

Наставник дает инструменты, с помощью которых ученики смогут сложить собственный механизм успеха. По мере роста мастерства своих подопечных ментор открывает для них невидимые возможности и дает советы по их реализации.

Нет опыта – нет ментора. Методы работы наставников индивидуальны. Предприниматель Ричард Бренсон считает, что бунтарство – наилучший путь для бизнесмена. Он добился успеха таким способом и учит этому своих последователей. Предприниматель и общественный деятель Билл Гейтс первейшую задачу наставника видит в предоставлении обратной связи своим ученикам. Он разработал собственную систему оценки труда, применимую для любой сферы бизнеса. Не существует универсального способа получить победу. Не получится построить бизнес или карьеру без ошибок и падений. Ментор умеет рассмотреть уникальность идеи и преподать ее как продукт, способный изменить мир.

Что такое менторство?

Менторство — это формальный институт, который предоставляет возможность для начинающих бизнесменов посмотреть на опытных людей за работой. Методы обучения здесь отличаются от привычных. Но если по окончании ВУЗа можно услышать фразу: «забудьте все, чему вас учили», то в институте менторства подопечные получают знания, которых нет ни в одном учебнике. Это практика, позволяющая до кости изучить вопрос, с которым не сталкивались ученики. Менторство помогает не просто получить опыт, но и ощутить погружение в культуру или сообщество людей, с которыми предстоит вести переговоры.

Цель менторства – помочь подопечным добиться успеха. Существуют целые компании (стартап-акселераторы или стартап-инкубаторы), работающие над тем, чтобы свести менторов с начинающими стартаперами. Менторские схемы помогают превратить идею в прибыльный бизнес, ведь инвесторы не спешат расстаться с деньгами, основываясь исключительно на красочном представлении проекта.

Все, что им продают, будь то специалист или стартап, должно быть в некоторой мере прибыльным вложением. Проверка идей с помощью показателей, которые можно «пощупать» – первый шаг для монетизации бизнеса. Менторство помогает найти баланс между воображением и способами извлечь из продукта экономическую выгоду.

Для чего нужно менторство?

Менторство учит мыслить и общаться другими категориями. Наставники исходят не из того, как устроена реальность, а из того, как протеже с ней столкнется. Влиться в среду профессионалов невозможно без знания терминологии. Особенно это касается бизнеса за рубежом. Картинка сама по себе неинтересна. Цифры, графики, обоснование экономической выгоды – все показатели должны работать в одном направлении. Они должны дать инвесторам четкое понимание того, когда вложенные ресурсы начнут приносить прибыль. Поэтому сослагательное наклонение слов «если бы», «тогда бы» сразу отсекают интерес наставников.

Менторство – прибыльный бизнес. С помощью бесплатных сервисов стартап можно создать даже за неделю. Команда менторов может одновременно работать с проектами, которые находятся на разных стадиях развития. На протяжении первых недель сотрудничества общение происходит более плотно, а по мере роста бизнеса оно может носить консультационный характер.

Практические советы предоставляются в любой сфере: относительно того, как получить налоговые льготы или стоит ли тратить прибыль на покупку биткоинов. Менторская программа заканчивается своеобразным «выпуском», после которого новоиспеченные бизнесмены отправляются в свободное плавание. Истории успешных стартапов вдохновляют обе стороны на сотрудничество.

Каждый стартап – это нечто большее, чем сумма индивидуалов. Разработать стратегию развития – это только начало. Успех срабатывает там, где есть неоспоримый талант. Команде разработчиков необходимо найти «звезду» в сфере маркетинга или продаж, которая поможет перевести продукт из области обычного в область экстраординарного.

Нужно привлечь талантливых профессионалов, которые зачастую не признают малейшего насилия над личностью. Менторство не подавляет индивидуальные наклонности, но позволяет создать вектор развития. Выбрать направление, в котором проект будет изменять мир и делать людей счастливее.

Ментор - кто это такой, зачем он нужен, как его найти
wikigrowth.ru

Кто такой ментор и зачем он нужен

Начнём с самого древнего метода, называется он «менторинг» или наставничество. Сегодня его часто называют авторским надзором.

Корнями практики наставничества уходят в доисторические времена, когда знания и опыт передавались от более опытного человека менее опытному и служили для первостепенных целей, ориентированных на выживание и развитие социальных групп.

Своё название этот метод получил в честь древнегреческого героя по имени Ментор, известного по гомеровской Одиссеи. Основной задачей Ментора было обучение сына Одиссея по имени Телемах всем тем навыкам, которыми в совершенстве обладал он сам.

Слегка пораскинув мозгами можно сделать вывод, что менторинг – это передача практического навыка, ценных компетенций, а также сопровождение и поддержка на нелегком пути к достижению мастерства.

Иными словами:
Хочешь делать это, как я? Делай вот так, иди туда, пойми и повтори мой путь, а я буду тебя направлять и помогать. Что и как работает – объясню по пути.

Эта методика передачи опыта не утратила своей актуальности и сегодня. Даже наоборот: чем выше динамика нашей жизни, тем меньше времени хочется тратить на самостоятельное набивание шишек в обучении чему-то, тем востребованнее менторы и наставники.

Кому же нужны менторы сегодня?

Любому, кто хочет овладеть практическим навыком для улучшения своей жизни или достижения конкретной цели.

Особенно полезен менторинг людям, у которых есть

у которых вечно опускаются руки на полпути,

проблемы с самооценкой и уверенностью в себе.

Находясь во взаимоотношениях с ментором, человек не только обучается конкретному навыку и достигает своих целей, но и зачастую решает большее количество своих внутренних проблем, делая последующую жизнь более легкой и позитивной.

Что даст опыт работы с ментором

  • приведёт вас к овладению нужным навыком и знанием,
  • приумножит веру в себя,
  • поможет познать свой внутренний мир,
  • позволит взглянуть на свою жизнь с вершины смелых перспектив.

Как же выбрать себе ментора, и какими качествами он должен обладать?

Основная цель ментора – довести клиента до определенного самостоятельного уровня владения конкретным навыком. Просто «делай, как я» уже не работает и клонированные советы ничего не дают. Нужен индивидуальный, адаптированный под тараканов, сильные и слабые стороны каждого человека подход.

Чем ДОЛЖЕН обладать настоящий ментор

  • богатым опытом работы с людьми,
  • корректной настойчивостью,
  • максимальной вовлеченностью в процесс,
  • ответственностью, тесно граничащей с разумной заботой как о физическом, так и о психологическом и эмоциональном состоянии своего ученика,
  • чувством справедливости,
  • богатым опытом и живым интересом к самому предмету изучения,
  • верой в способности каждого из своих учеников,
  • осознанием индивидуальных особенностей личной истории каждого доверившегося ему.

Поэтому менторинг — это не тот случай, когда специалист планирует «просто по-быстрому срубить бабла за пару консультаций». Такое просто не получится, потому что ментор полностью несет ответственность за результат.

Чем дальше звезда, тем сложнее дотянуться. Люди, достигшие заоблачных высот сегодня, зачастую смотрят на новичков свысока. Зачастую они как бы заслоняют достижения подопечных своей огромной тенью, купаясь в славе и рукоплесканиях поклонников.

Обучение в таком случае становится неэффективным и больше напоминает некоторое поклонение и служение. Такой менторинг грозит еще больше усугубить внутренние проблемы человека и навсегда оставить его в постоянной оценке себя и сравнении с якобы недостижимыми для него идеалами.

Чем ближе ментор к вашему уровню мышления, понимания ваших проблем, тем эффективнее и приятнее будет ваше обучение.

Менторинг – это всегда путешествие заинтересованных людей и совместная борьба с трудностями. Это взаимообогащающий опыт, где достижения учеников становятся смыслом труда наставника, а их ошибки — его ошибками и поражениями.

Профессиональный ментор должен обладать широким инструментарием психологических приёмов, чтобы дать вам действительно ценный результат.

Пример давай!

Если вы думаете, что менторы нужны и полезны только дяденек с солидными пакетами акций, спортсменов и активно худеющих женщин, то вы ошибаетесь!
Простой пример из жизни, за которым я лично наблюдал с удовольствием.

Мой добрый приятель из Калининграда, сооснователь уже ставшей легендарной сети кофеин Gs coffeshop, Дмитрий Скрябин, достиг серьезных высот в развитии собственных управленческих навыков и кофейной культуры в сочетании с качественным сервисом обслуживания. Его начали воспринимать как кофейного революционера, с легкой подачи которого во всей Калининградской области пристрастились к хорошему кофе.

Но помимо этого он помог одной удивительной девушке, Анастасии Савловской, добиться впечатляющих высот в тонком искусстве понимания и преподнесения кофейной культуры.
Трансформация, которая происходила с Настей в ходе её обучения профессии бариста, привела её:

  • к первенству на Всероссийском чемпионате,
  • к получению призового места на международном чемпионате бариста в Сеуле,
  • к развитию уверенности в себе и своих талантах,
  • к преодолению страха публичных выступлений,
  • к пониманию стратегии собственного профессионального развития,
  • к созданию целый серии рецептов приготовления вкусного кофе, которые разлетелись по всей России и за рубежом.

Из скромный тихони Анастасия превратилась в звезду, вдохновляющую многих на обучение и достижение больших успехов в своем деле. Собственным трудом и плодотворной работой с ментором она добилась пропуска к руководящим должностям в престижных кофейнях.

Её ментор, Дмитрий Скрябин, в работе показал себя достаточно жёстким и догматичным. Он безжалостно искоренил её прошлое представление о вкусах, стирал ложные установки поведении, требовал от неё больше, чем от остальных учеников, привозил для неё новые дорогостоящие сорта кофе со всего света. А еще заставлял Настю много читать, изучать и открывать новые стороны, казалось бы, привычного для всех напитка.

Как показывает практика, плоды его «жесткого» наставничества дают колоссальный результат. Его ученики открывают собственные кофейни, устраивают чемпионаты, соревнуясь в мастерстве. И совсем скоро их совместными усилиями в Калининграде будет построен высококачественный обжарочный цех. И что-то мне подсказывает, что все будет реализовано на высшем уровне.

Какие приемы взаимодействия может использовать ментор

Прежде всего, в распоряжении ментора должна находиться достоверная и проверенная информация о том или и ином объекте изучения, который интересует его клиента. Чаще всего наставники используют следующие методы работы:

  • Приемы преодоления страха, например, даже такие жёсткие, как встреча страха поражения лицом к лицу.
  • Это весёлые игры, в нужный момент снижающие значимость цели и помогающие учиться легко и быстро.
  • Это обязательные домашние задания, строгая проверка и, порой, даже суровое, но справедливое наказание.
  • Это совместное обсуждение не только перспектив и планов.
  • Это выявление причин неудач и работа над ошибками.

Сегодня наставничество актуально для различных областей, касающихся как профессионального, так и личностного развития. Вы можете овладеть теми знаниями и навыками, которые помогут стать теми, кем вы хотите себя видеть.

Для достижения каких целей вы бы хотели поработать с ментором?

Напишите в комментариях, вдруг ваш ментор уже ищет своего ученика 🙂

vk.com

Ментор — кто это такой, зачем он нужен, как его найти

В каких жизненных ситуациях вам нужен ментор и как его найти

Кто такой ментор?

Ментор — универсальный наставник, который совмещает множество ролей в жизни своего протеже. Он выполняет функцию консультанта, практического тренера, преподавателя теории, советника и коуча. К нему можно обратиться за экспертной оценкой, а в некоторых случаях ментор может выполнять функцию брокера или агента.

Ментором можно назвать любого более опытного, компетентного, зрелого, позитивного и успешного человека, который помогает вам двигаться к победам и развитию, задействовав даже те ресурсы, о которых вы никогда не догадывались. Он буквально наблюдает за вашими действиями со стороны и подсказывает, где нужно сделать шаг назад, а где можно ускориться и взять очередной трофей штурмом.

Для чего нужен ментор?

Нельзя однозначно ответить на вопрос: «Зачем нужен ментор?». Чаще всего коуч защищает своего ученика от ошибок, находит слабые места и дает рекомендации по укреплению личности. Его цель — фокус протеже. Будучи экспертом в одной или нескольких областях, ментор анализирует текущую ситуацию в карьере, здоровье, финансах и личной жизни подопечного, помогает составить план развития.

Наставник бывает полезен и как источник связей, которых нет в обычной жизни. Он может вывести на труднодоступного эксперта или узнать его мнение. Ментор еще и отличный визионер — по своему статусу этот человек должен уметь предвидеть большинство проблем, с которыми сталкиваются люди в процессе обучения и развития. Задача ментора — предотвратить столкновение ученика с этими проблемами.

Каким должен быть ментор?

В первую очередь, наставник должен быть практиком. Перед началом работы он должен подтвердить большой опыт и глубокие познания в той сфере, которую вы планируете развить. Взгляды наставника-теоретика могут быть далеки от реальности. Возможно, теоретик сможет дать ценные советы, однако он не сумеет найти выход из нестандартной ситуации или решить проблему, так как никогда не решал ее для себя.

Иногда ментор может совмещать в себе несколько ролей для практического контакта с учеником. Он словно тренер может заставлять подопечного выполнять тяжелую работу, как преподаватель учить новому, словно консультант отвечает на сложные вопросы, подобно психотерапевту выслушивает страхи и умерщвляет сомнения. Однако вместо этого он может привлекать собственную команду специалистов и работать с вами не менее эффективно.

Как найти ментора?

Первые российские менторы появились в сфере предпринимательства. Спрос на услуги профильных гуру стал расти совсем недавно — примерно в 2013-2016 годах. Акул бизнеса, готовых взяться за менторство, искали через специальные российские и международные программы: «Сколково», бизнес-инкубаторы МГУ и ГУ-ВШЭ, Ten Thousand Coffees, MicroMentor и другие.

Сегодня люди задают вопрос: «Где найти ментора?», чтобы:

  • развить карьеру и сделать ее успешной;
  • добиться материального благополучия и финансовой независимости;
  • достигнуть результатов в спорте и сделать тело красивым;
  • составить здоровую диету и питаться правильно;
  • преодолеть хроническую усталость и грамотно расходовать энергию;
  • скорректировать тип личности, чтобы легко знакомиться и общаться с людьми;
  • открыть новые таланты, развить сильные стороны, повысить уверенность;
  • улучшить уровень жизни, начав с собственного жилья.

Решить насущные задачи помогает мобильное приложение Lifeaddwiser. Это уникальный онлайн-наставник, который бесплатно оценивает ключевые элементы жизни: карьеру, финансы, здоровье, социальное благополучие и среду проживания. Данные элементы установлены на основании исследования Института Гэллапа, проводившегося на протяжении 50 лет в 150 странах мира.

Виртуальный ментор определяет сильные и слабые стороны, рассчитывает Индекс жизни по специальному алгоритму, а также дает персональные рекомендации и советы по улучшению жизни. При помощи Lifeaddwiser вы можете нанять проверенного ментора онлайн для развития элементов, которые набрали низкий балл.

Как убедить ментора работать с вами?

Найти ментора в оффлайне достаточно сложно. Обычно процесс поиска и выбора кандидата в наставники затягивается на несколько месяцев. Чаще всего люди встречают потенциального коуча на мероприятии. Если вам повезло встретиться с одним из них, постарайтесь завязать разговор, узнайте методы работы этого человека, расскажите о своей цели и планах на ее развитие. Сообщите эксперту, что заинтересованы в нем как в персональном менторе, и предложите обменяться контактами.

Еще одним вариантом является поиск ментора в социальных сетях и на профильных сайтах. Так как электронное письмо подразумевает совершенно иной тип взаимодействия, заранее подготовьте сжатый рассказ о себе, презентацию своих целей и планов, а также вопросы потенциальному кандидату в менторы. Будьте готовы пообщаться на сторонние темы, поддержать беседу, и не забудьте уточнить стоимость менторских услуг.

Нужен ли ментор эксперту своего дела?

Как показывает практика, к услугам менторов прибегают даже состоявшиеся люди: бизнесмены, политики, банкиры, врачи, музыканты, писатели и актеры. Несмотря на кажущееся достижение потолка в своем деле, всегда есть тот, кто лучше разбирается в чем-то другом, и знает, как развить закостенелый талант. Ментор может быть культом для ученика – этого достаточно, чтобы получить огромную дозу мотивации для работы над собой. Так, одной из самых известных пар «ментор и протеже» были Стив Джобс и Марк Цукерберг – основатели Apple и Facebook соответственно.

Как общаться с ментором?

Если вы уже решили вопрос, где найти ментора, или воспользовались приложением Lifeaddwiser, самое время приступить к диалогу с наставником. Общение с ментором должно быть регулярным и честным. Наставник может задать частоту диалога, однако регулярность общения во многом зависит от ученика и его заинтересованности в успехе. Не бойтесь начать диалог первым: налаживайте контакт, напоминайте о себе, вовлекайте наставника в процесс решения задач и поиска ответов на вопросы. Помните, что обучение и мотивация нужны, в первую очередь, вам самим.

Ментор - кто это такой, зачем он нужен, как его найти
lifeaddwiser.com

Менторский тон. Зачем вам нужен наставник

Вы не умеете ставить перед собой карьерные цели? Не уверены, что движетесь в правильном направлении? Не понимаете, чему учиться и какие навыки вам нужны, чтобы сделать рывок? Семь бед — один ответ: вам нужен ментор. И вы оба выиграете от сотрудничества — если, конечно, подойдете друг другу.

Кому нужен ментор

Современный мир высоко ценит институт наставничества. Согласно недавнему исследованию, 75% специалистов очень нуждаются в менторе и только 37% уже договорились о сотрудничестве с ним.

Наличие наставника особенно важно, если вы миллениал. Специалисты считают, что грамотное наставничество — ключевой фактор вовлеченности сотрудников, родившихся с 1981 по 1996 год. Сегодня эти люди — основная рабочая сила. Миллениалы хотят не просто получать в конце месяца зарплату: им нужна осмысленная деятельность, понимание, что они двигаются к цели, и пусть эта цель будет благородной.

Рассказы компаний о том, что они делают мир лучше, — приманка не столько для потребителей, сколько для сотрудников. Однако важно согласовывать свои цели с целями вашей организации, иначе может получиться, что вы сортируете мусор и выступаете за спасение косаток, в то время как ваше предприятие планирует открывать свалку радиоактивных отходов в океане.

Ментор помогает разобраться, что человек делает на рабочем месте, куда несут его судьба и планы директора. Например, последнее трехчасовое совещание — полезный опыт или никчемное топтание на месте?

Без мудрого взгляда со стороны в этом не так-то легко разобраться.

Больше всего менторы нужны в сферах, где нужно ориентироваться в огромных информационных потоках, а результаты труда не всегда очевидны и их нельзя потрогать руками. Вероятность того, что у работника будет наставник, в некоторых отраслях выше, чем в других. Так, больше шансов обзавестись личным гуру у работников научной отрасли (ментор есть у 66% ученых), служащих в правительстве (59%), работников образования ( 57%) и тех, кто занят в маркетинге, рекламе и пиаре (56%).

Менторы от Античности до наших дней

Ментором звали эллина, которого Одиссей, отправляясь под Трою, оставил присматривать за своим сыном Телемахом. С одной стороны, Ментор неплохо справился со своей работой, раз его имя осталось в веках и стало термином. С другой стороны, и он не был идеален: в трудные времена юного Телемаха сопровождал не престарелый воспитатель, а богиня Афина в его образе.

А вот у Александра Македонского ментор оказался более эффективным. Интересно, как сложилась бы история царствования Александра, если бы развивать ум и характер ему помогал не Аристотель, а кто-то другой?

В Средние века, когда начали развиваться гильдии и профессиональное обучение, наставничество стало обычной практикой. Молодые люди не только приобретали технические навыки, но и пользовались покровительством авторитетного специалиста. Правда, само слово «ментор» после Античности надолго пропало из обихода. Исследователи нашли этот термин в англоязычной литературе только в конце XVIII века, в письме лорда Честерфилда к сыну.

Менторство в западном мире снова стало актуальным в начале ХХ века: появились специальные программы, направленные на то, чтобы молодежь стремилась к достижениям и всячески дерзала. В Советском Союзе обращение к старому опыту было поначалу не особенно нужно: все строили новый мир, до основания разрушив старый. Но с развитием промышленности понадобились знания и опыт мастеров.

Молодой специалист, устроившись на производство, получал наставника, обычно пожилого и опытного, который знал, где именно надо постучать разводным ключом, чтобы всё мгновенно заработало.

С 1980-х годов тема менторства распространилась на науку и бизнес. Вдруг выяснилось, что Аристотели могут сыграть важную роль в жизни руководителей корпораций или хотя бы повлиять на производительность труда менеджеров. Теперь мы знаем массу замечательных примеров подобного влияния на бизнесменов, героев и просто творческих людей. Мартин Скорсезе помогал Оливеру Стоуну в Нью-Йоркском университете. Цукерберг называет своим наставником Стива Джобса. Это отразилось и в популярной культуре: Оби-Ван Кеноби воспитал Энакина Скайуокера, а Дамблдор — Гарри Поттера…

Менторство меняется

Раньше люди, желавшие помогать менее опытным, не сбивались в группы под знаменем «готов делиться». Это современный феномен. Причины его популярности — обилие возможностей, быстрая смена подходов к работе, тренд на непрерывное обучение и большая разобщенность специалистов.

Сейчас сложнее ориентироваться на прошлый опыт: в любой сфере изменения происходят очень быстро. Кроме того, работник часто находится физически далеко от своего начальника. Согласно исследованию, в 2018 году в США было 56,7 миллиона фрилансеров. Это треть американских трудящихся. При этом более 90% из них считают, что им полезно постоянное обучение.

В России в 2017 году фрилансеров было до 1,5 миллиона человек. Сюда не входят штатные сотрудники, работающие удаленно, а таких по меньшей мере столько же. Получается, что все эти люди, сидящие за компьютером в коворкинге или собственной гостиной, лишены компаньона, а значит, порой их уверенность в том, что они всё делают правильно, колеблется.

Поскольку запрос у каждого конкретного человека к ментору свой, наставничество сегодня развивается в самых разных областях, а его концепция существенно расширилась. Нельзя с одним общим мерилом идти к деятелям искусства или стахановцам-стартаперам, академическим работникам или спортсменам, журналистам или программистам.

Наставник — это не всегда человек, который уже побывал там, куда вы стремитесь, и делал что-то похожее. Иногда он просто помогает вам взглянуть на вашу работу со стороны, увидеть в ней слепые пятна, показать неожиданный ракурс.

Хотя менторство — это неформальное общение, однако, чтобы помочь подопечному грамотно, нужна подходящая технология. На Западе, говоря о наставнике, чаще всего имеют в виду профессионала, обученного коучингу, который может раздавать советы людям широкого спектра профессий. Он будет апеллировать к вашим ценностям, целям, мечтам и нет-нет, да и ввернет мотивирующую цитату Махатмы Ганди. В нашей стране, кажется, надежнее пойти к проверенному специалисту, чем к человеку, который сначала заведет речь о духовной жизни, а потом внезапно спросит: «Кем вы видите себя через 50 лет?» Хочется просить конкретного совета, выясняя, где именно в вашем бизнесе протечка.

В чем плюсы менторства

Институт наставничества очень плотно исследуют за рубежом, где личная эффективность работника стоит во главе угла. По сути, ментор — это тот человек, благодаря которому оклад работника будет выше. Психологи Университета Южной Флориды выяснили, что положительные эффекты менторства действительно есть и их даже можно измерить.

Сотрудники, у которых есть свой Оби-Ван, действительно больше зарабатывают, более довольны карьерой и оптимистичнее смотрят на мир. Во всяком случае, они верят в то, что еще продвинутся вперед.

Правда, ученые делают оговорку, что разрыв в статистике между группами небольшой.

Наиболее очевидны плюсы наставничества в академической среде. Если вы занимаетесь естественными науками и сидите в университетской лаборатории, то ваш успех зависит не только от ваших стараний, но еще и от того, насколько активен старший научный сотрудник, который вам помогает. Ученые в США выяснили, у студентов было в 4,5 раза больше шансов улучшить свои учебные навыки, если их коллеги-аспиранты вмешивались в лабораторные дискуссии и брались всех поучать.

Американская компания Endeavor Global задалась целью открыть секрет успешного стартапа. Ее исследователи изучили предпринимательский опыт нью-йоркских бизнесменов и в 2015 году опубликовали результаты. Выводы напоминали выкладку частного детектива, нанятого следить за неверной женой: оказалось, что многие предприниматели «имели тесные личные связи с основателями других успешных компаний». У 30% самых успешных коллективов за 10 лет были наставники, которые так или иначе влияли на процесс. Других значимых факторов исследователи не нашли.

Какие отношения должны быть с наставником?

«Никаких» — неправильный ответ. В Висконсинском университете в Милуоки обнаружили, что отношения протеже и ментора без взаимопонимания — это всё равно что работа без ментора вовсе. То есть некие отношения всё же должны складываться. И к этому стоит приложить усилия.

Как правило, менторы не получают личных выгод от такого сотрудничества.

Хорошие отношения с протеже не в счет. Менторов утешает то, что они делают мир лучше, продвигают свою сферу, вносят вклад в развитие перспективной отрасли — всё это улучшает самооценку. Есть, конечно, данные о том, что люди, которые ввязываются помогать новичкам, получают и другие бонусы (например, ощущают бо́льшую вовлеченность в работу и радость от нее), но ради этого мало кто согласен вставать с дивана.

Классическая форма сотрудничества — личные встречи в формате «учитель — ученику». В фокусе внимания профессиональное развитие ученика или его бизнеса. Но в последнее время появилось множество других форм, например:

  • напарничество (buddying) — хрестоматийный пример из комедий: американский полицейский, которому его бадди показывает, где лучшие пончики;
  • флеш-наставничество — когда эксперт приходит разок взглянуть на вашу кухню, поделиться мнением, дать подсказки;
  • «теневое менторство» (shadowing) — когда специалист ходит тенью за протеже, наблюдая за его работой. Так он может по ходу дела давать ценную обратную связь или записывать полезные наблюдения.

Есть даже реверсивное наставничество: старший учится у младшего. Особенно это полезно в технологических областях и в сферах, где нужно знать и понимать современные молодежные явления.

Хедхантерские изыскания говорят о том, что миллениалы неуютно себя чувствуют в организациях с иерархической структурой. Оттого и наставничество у них не вертикальное, а скорее горизонтальное, похожее на улицу с двусторонним движением: тут ты мне подсказываешь, но я тебе тоже могу кое-что посоветовать.

В общем, тут всё как и везде — по договоренности. Никто не мешает прямо сегодня четко сформулировать свой вопрос, подумать, какому специалисту он может быть адресован, и найти в сети своего ментора.

Где искать наставника

Существует масса способов найти ментора. Например, программа МГУ — первая общеуниверситетская менторская программа в России, организованная силами выпускников. Любой студент или выпускник alma mater может оставить заявку на сайте, и команда клуба устроит встречу с наиболее подходящим наставником. Проблемы, с которыми обращаются в клуб, могут касаться и науки, и других сфер. Вот пара примеров:

  • молодые ученые под руководством старших товарищей разработали инновационную технологию обработки;
  • ментор помог выпускнице физфака разрешить конфликты в коллективе.

Несколько программ предлагает «Сколково», среди которых отметим программу «Технопарка». Здесь упор делается на бизнес и интересные инновации. Вашим ментором будет предприниматель или специалист в области высокотехнологичного бизнеса, а ученик перед началом сотрудничества должен подготовить инновационный проект. Важный момент: участников сразу предупреждают, что ментор не будет инвестировать в их разработки. Впрочем, существует и инвестиционный менторинг — его организуют в «Сколково-Венчурс» (дочка фонда «Сколково»).

Идея наставничества лежит в основе открытого конкурса управленцев «Лидеры России». В нем могут принять участие люди возрастом до 55 лет с менеджерским опытом, одна из причин конкурировать за победу, помимо денежных призов — возможность перенять опыт у наставников, которыми выступают бизнесмены, чиновники высокого ранга и прочие специалисты, от действующих губернаторов и бывших министров до председателей правления многомиллиардных корпораций.

Тысячи экспертов, предпринимателей, высококлассных специалистов во всем мире готовы безвозмездно делиться опытом и знаниями с теми, кто хочет принять их дар, но при этом кроме базовых общих принципов вроде добровольности, доверия и ответственности в этой сфере нет никаких четких прописанных правил. Некоторые даже заранее предупреждают, чтобы протеже потом не расстраивались:

«Ментор не гарантирует ничего, кроме того, что он выделит часть своего времени и внимания на встречу».

Ментор - кто это такой, зачем он нужен, как его найти
knife.media

Наставить на путь: зачем предпринимателю бизнес-ментор и как его найти

Софья Гаева – о поисках предпринимателя-наставника и его задачах

    Поделиться:

IT-инструменты, которые использует Софья Гаева

  • Битрикс24
  • Топвизор
  • SEO-reports
  • Instagram

Менторство – явление для России достаточно новое. На Западе сотрудничество с бизнес-менторами – состоявшимися предпринимателями, которые могут помочь менее искушённому коллеге по цеху своими знаниями и опытом (причём, зачастую бесплатно) – довольно распространённая практика. В России же в силу разных причин менторство не столь популярно, но ситуация постепенно меняется. О том, чем может помочь ментор и где его найти, в своей авторской колонке для Biz360.ru рассказала директор веб-студии «Сеослон» Софья Гаева.

Софья Гаева, 29 лет, предприниматель из Красноярска, основатель digital-студии «Сеослон» . Окончила институт филологии и журналистики Сибирского федерального университета. Компании «Сеослон» шесть лет, за это время она продвинула на первые строчки в интернет-поисковиках более 350 сайтов, заняла второе место в рейтинге веб-студий по Красноярску по версии CMS-magazine и попала в список 100 лучших фирм России по версии SEOnews.

В поисках мотивации со стороны и интересного окружения я нахожусь довольно давно. Это одна из причин, по которой меня постоянно заносит то на бизнес-клубы, то на тренинги по бизнесу. В общем, давно думаю над этим вопросом. А в последнее время стала размышлять о том, чтобы найти себе бизнес-наставника. У меня есть ряд вопросов по своей компании, где не помешал бы взгляд опытного человека.

Когда-то у меня был такой наставник, и он дал мне много полезных светов. Я его обожаю до сих пор. Это Дмитрий Мартоник, мы учились с ним вместе на программе «Бизнес Молодости». Попали в одну группу, и он взялся мне помогать. Я тогда почти ничего не знала про предпринимательство и толком не умела считать важные показатели в своём проекте. А у него уже был успешный бизнес в охранной сфере.

Мы встречались с ним без какого-то определённого графика и договорённостей. У нас были дружеские отношения, но в таком формате он, по сути, оказывал мне консалтинговые услуги как менее опытному коллеге. Например, показал мне таблицу ведения расходов.

Его главный совет, который сильно запомнился, я с тех пор много раз повторяла другим предпринимателям-новичкам. Он сказал: «Соня, ты должна категорически перестать сама продвигать сайты». То есть очень просто объяснил мне суть делегирования. Бизнес я открыла в феврале, и благодаря Мартонику уже в мае перестала сама продвигать сайты и сосредоточилась на управлении.

К сожалению, в один из моментов общение с Дмитрием прекратилось, и больше у меня не было наставника в прямом значении этого слова.

Недавно мне рекомендовали прочитать книгу Александра Кравцова «Найди ментора. Как перейти на следующий уровень». Она ровно о том, о чём я веду речь. Что понравилось в этой книге: перечислены конкретные действия по поиску ментора. Никакой «воды». Мне сразу показалось, что советы действительно могут сработать.

Вот этот шорт-лист:

Подумайте, кто среди вашего окружения уже стоит на уровень выше. Составьте список. Здесь очень важны именно отношения. То есть вы должны быть знакомы с этими людьми и общаться. Обратитесь к ним. Если они не согласятся или вы уже всё от них взяли, то есть план «Б»: они могут посоветовать вас как ученика своему знакомому. Если вы ни с кем близко не общаетесь — нужно начинать.

Составьте список из тех, кто вам знаком и постарайтесь с ними пообщаться, подружиться и начать помогать бесплатно, как можете. Понятно, что здесь нужно знать границу, чтобы не выглядело как подхалимство. Далее переходите к пункту первому.⠀

Самый «холодный» вариант: сделайте рассылку по крутым бизнесменам, с которыми хотите иметь дело. Кто-то, может, согласится. Я слышала о таком кейсе от одной дамы из Москвы, руководителя веб-студии. Она долго думала, кого выбрать, определилась, написала — и он сразу согласился. Но на самом деле конверсия при таком способе будет где-то 0,8.

В качестве эксперимента я попробовала сделать всё, что описано в книге. Для начала написала список «знакомцев»: у меня получилось шесть человек. Дело в том, что я близко дружу с очень небольшим количеством людей, и для меня загадка, как друзей может быть много. Именно поэтому мне нужно было начинать отсюда.

В моём списке оказался мужчина, с которым мы периодически дружески общаемся. У него сеть из десяти магазинов обуви. Даже до книжки я ему иногда звонила, чтобы посоветоваться. И он почему-то соглашался меня консультировать и тратил на меня по 20-30 минут. Что очень большая инвестиция в меня, учитывая стоимость часа этого предпринимателя.

Как-то я просила консультацию, скажем, насчёт того, что одна из моих менеджеров попросила увеличить себе оклад. Предприниматель посоветовал поставить сотруднику более амбициозную цель и увеличить ей процент с продаж. Он же давал свои рекомендации, как было бы лучше расстаться с предыдущим менеджером, который перестал меня устраивать.

Я предприняла попытки получше подружиться с этим предпринимателем на почве спорта. В общем-то, мы и познакомились на спортивных занятиях. Но его увлечение — Ironman, оно мне не подходит, поэтому тренироваться вместе мы не стали.

Но потом неожиданно выяснилось, что он запускает сайт и ему нужно SEO-продвижение. Тогда я предложила обменять его наставничество на свою услугу. В данный момент меня интересуют его советы (когда потребуются какие-то конкретные) и его контакты в мире бизнеса. Пока нет точных договорённостей, так как начался сезон охоты, он уехал в тайгу и выкладывает сторис со снегом. Но, я надеюсь, он скоро вернётся и мы продолжим коммуникации.

Ещё ради эксперимента я попробовала и «холодную» рассылку. Выбрала предпринимателей, которые зарабатывают более 2 млн. рублей в месяц. В целом отправила 33 сообщения. Трое уже ответили, один дал свой номер телефона. А некоторые сразу начали писать некие советы.

Я написала даже одному долларовому миллиардеру из Эмиратов. Но он, конечно, ничего не ответил.

Итак, возможность сократить свой путь ошибок за счёт чужого опыта – прекрасна. Если чувствуете затык в бизнесе, обязательно попробуйте советы из книги. Мне лично ментор в своё время дал действительно немало.

Ментор - кто это такой, зачем он нужен, как его найти
biz360.ru

Протяни руку. Кто такие менторы и как Стив Джобс стал легендой благодаря им

Александр Кравцов написал книгу «Найди ментора» о важности нетворка в профессиональной деятельности любого человека. Он рассказал, зачем менторы нужны, где их найти и как менторы помогли Марку Цукербергу, Стиву Джобсу и другим всемирно известным предпринимателям и инвесторам. «Канобу» с разрешения издательства «МИФ» публикует фрагменты о том, почему настоящий успех нельзя достичь в одиночку и как ментор помог Apple стать одной из самых значимых корпораций в мире.

В реальности никакой серьезный успех не может быть достигнут в одиночку. Просто потому, что индивидуальные способности и компетенции имеют объективный предел. И наступает он гораздо раньше, чем вам кажется.

Почему же тогда этот миф так живуч? На то есть три причины.

Сила одиночки

Первая причина в том, что в начале пути все действительно зависит от вас. Просто потому, что у вас больше ничего и нет. Вы движетесь вперед на силе воли, наращивая по пути знания и опыт.

И рано или поздно они приводят вас к первому успеху. Проблема в том, что 90% людей останавливаются на этом этапе. Дальше их не пускает опыт прошлого. Они привыкли считать: «Хочешь что-то сделать — сделай это сам». Этому их научила жизнь. Они действовали так, и у них получалось — до определенного момента.

Но потом наступает кризис. Это называется «законом инструмента»: люди склонны повторно использовать один и тот же способ решения задач до тех пор, пока это не приведет к провалу. Парадокс же в следующем: чем более мощный и универсальный инструмент они применяют, тем позже натыкаются на пределы его возможностей. И тем дороже им обходится провал.

Остановившись на этом этапе, они укрепляются в мысли, что успех зависит только от уровня их способностей и компетенций. И переносят это убеждение на других. Отсюда берет корни вера людей в гениев-провидцев — иначе не получается объяснить, почему один к тридцати годам основал крупнейшую компанию в мире, а другой все еще мечтает получить должность начальника отдела. Хотя они жили в одном доме или учились на параллельных потоках в институте.

Вторая причина заключается в том, что настоящий успех всегда уникален. Это относится к тем, кто сумел перейти на следующий уровень, кто преодолел потолок личных качеств и решил проблему «одиночества на вершине». Они уже попробовали настоящий успех на вкус. Они знают, как он выглядит и чего он стоит. Они могут рассказать, как он достигался, — и эти истории, как правило, стоят того, чтобы написать о них книгу.

Главная причина — настоящий успех неотделим от личности. Поставить себя на место другого можно только в своем воображении. В реальности каждый наш шаг на жизненном пути есть отражение нашего уникального «я». Точно так же, как и полученные результаты.

Поэтому людям, которые добились чего-то значимого, так сложно принять то, что их достижениях есть еще чья-то заслуга. И даже если они это осознают, у них нет ни одной причины делать эту информацию достоянием широкой общественности. Зачем?

Пусть остальные верят в то, что они избраны судьбой. Отмечены богами. Гении. Или им просто повезло. Так проще для всех. Гении, безусловно, существуют. Да и удача имеет значение. Но есть кое-что еще. Скрытое от глаз. Тайна, о которой не знают те, кто стоит у подножия горы. Секрет, который легко забывают те, кто на нее взошел. Люди не приходят к успеху сами. Их к нему приводят.

Идеальный ментор

Как и учитель, он делится с вами знаниями, поэтому крайне важно, чтобы ментор обладал педагогическими способностями. Как и тренер, он должен видеть ваши таланты и способности и развивать их. Для этого необходимо умение воодушевлять, мотивировать и направлять. Как и коуч, ментор должен задавать правильные вопросы и помогать понять ваши истинные цели. Наконец, как и консультант, ментор должен обладать глубокими познаниями и обширным опытом в своей предметной области.

Многие менторы действительно обладают соответствующими компетенциями как минимум в одной из перечисленных выше профессиональных сфер. Но обладание даже всеми этими способностями еще не делает человека ментором. Хотя его вполне можно было бы назвать незаурядной личностью. Разумеется, не потому, что ментор — это некий небожитель. Просто все эти таланты — не более чем полезные дополнения, вишенка на торте. Ключевые критерии, позволяющие ментору быть носителем «сакрального знания» и выполнять функцию социального лифта, совсем иные.

Два Стива и Майк Марккула

Apple. Стив Джобс и Стив Возняк. Иногда вспоминают Рональда Уэйна, вышедшего из дела через две недели после старта. Но Майка Марккулу — человека, который привел их к успеху, — знают немногие.

Джобс и Возняк обратились к Майку Марккуле, когда искали деньги на выпуск компьютера Apple II, и получили в его лице больше чем инвестора. Марккула, бывший сотрудник Intel, в 32 года ставший миллионером, вложил в компанию личные средства и помог получить займ в 170 000 долларов. Кроме того, он привел в компанию ее первого СЕО Майкла Скотта, затем сам занимал эту должность в 1981–1983 годах и до 1997 года оставался председателем совета директоров. Будучи не только опытным бизнесменом, но и компетентным инженером, он принимал непосредственное участие в разработке и тестировании продуктов Apple, написал несколько программ для Apple II и Apple III.

По словам Стива Джобса, Майк играл роль «взрослого руководителя», который контролировал двух молодых и неопытных предпринимателей и помогал им. Причем контролировал достаточно жестко. Именно Марккула сыграл одну из ключевых ролей в увольнении Стива Джобса в 1985 году, когда тот разошелся во мнениях с СЕО Apple Джоном Скалли. Неуправляемость Джобса и его недостаточно хорошее понимание рынка создавали компании проблемы. Открытый конфликт разгорелся после неудачного запуска второго поколения компьютеров Macintosh. Джобс хотел снизить цену на Macintosh и переместить рекламные бюджеты с Apple II на Mac. Скалли был категорически против. Конфликт дошел до совета директоров, где каждая из сторон изложила свои аргументы. Марккула, в то время вице-председатель совета, встал на сторону СЕО компании, а Джобс покинул Apple. Но одиннадцать лет спустя Марккула поддержал возвращение Стива Джобса в Apple, чувствуя, что его видение, энергия и энтузиазм — именно то, что нужно, чтобы вдохнуть новую жизнь в стагнировавшую компанию.

История показала, что Марккула не ошибся. Джобс, набравший к тому времени знания и опыт в управлении людьми, сумел вывести Apple лидеры рынка. И стал тем великим Стивом Джобсом, каким мы его и запомнили. В своей биографии Стив Джобс так отзывался о Марккуле:

Майк взял меня под свое крыло. Его ценности соответствовали моим. Он подчеркивал: вы не должны создавать компанию с целью разбогатеть, важно сделать то, во что вы верите.

Кстати, именно эту мысль Джобс впоследствии повторял и своему ученику — Марку Цукербергу. Стив Возняк также отдал Марккуле дань уважения, сказав в одном интервью:

Стив и я получили славу, но наш ранний успех в большей степени является заслугой Майка Марккулы.

Марккула действительно сделал многое для их успеха: привлек необходимые инвестиции, нашел ключевых сотрудников и вложил в компанию свой опыт и знания. Иными словами, дал Джобсу и Возняку и видение, и ресурсы, и вдохновение. Но главным фактором их успеха оказался четвертый дар ментора-наставника — контроль. Именно жесткий контроль Марккулы обеспечил ранний успех Applе. И хотя его принципиальность привела к конфликту и увольнению Джобса из компании, Марккула фактически задал Джобсу траекторию развития. Много лет спустя последовало триумфальное возвращение Джобса в Apple, а сам он стал человеком-легендой.

kanobu.ru

Стать твоим другом и наставником: что такое менторинг и как он работает

Любовь Карась

Менторинг, или наставничество, помогает добиться новых целей как в жизни, так и в бизнесе. Причем это сотрудничество основывается на обоюдном желании стать лучше и развить в себе новые навыки. Менти не просто подчиняется своему ментору, выполняя все его поручения, а также помогает последнему развиваться. T&Р разобрались, что такое менторинг, чем он отличается от коучинга, и кому он необходим.

Кто такой ментор

Ментор — это наставник, который руководит менее опытным человеком, основываясь на доверии и преследуя одну цель — помочь и направить. Ментор должен понимать, что ему необходимо быть надежным и заинтересованным в потребностях своего подопечного — менти.

Слово «наставник» происходит от персонажа «Ментор» эпической сказки Гомера «Одиссея». Ментор был верным другом Одиссея, царя Итаки. Когда Одиссей сражался в Троянской войне, Ментор служил другом и советником сына Одиссея — Телемаха. Словарь колледжа Риверсайда Вебстера 1995 года определяет наставника как «мудрого и доверенного учителя или консультанта» .

Сегодня большинство организаций по развитию молодежи осознают важность такого человека. В частности, для детей, которые живут в неблагополучных условиях, наставничество может стать решающим фактором достижения жизненных целей. Кроме того, менторы нужны и в бизнесе, например, чтобы привлечь инвесторов. У 30% успешных американских стартапов были наставники .

Марк Шульце, соучредитель Clover & VP по развитию бизнеса в First Data

«Когда я только начинал свою карьеру, я не понимал, насколько важен опыт. У сильного наставника он есть, чтобы помочь стартапу избежать ловушек и определить пути к успеху. Часто предприниматели считают, что времени на поиск наставника нет, но при этом эти затраты быстро компенсируются».

Менторинг — это система руководства, в рамках которой один человек делится своими знаниями, навыками и опытом, чтобы помогать другим развиваться в своей жизни и карьере. Это может быть краткосрочное соглашение, пока поставленная цель не будет достигнута, иногда же ментор становится наставником на несколько лет. Менторинг — это больше, чем «давать советы» или передавать свой опыт . Речь идет о том, чтобы мотивировать и дать возможность другому человеку определять свои собственные проблемы и цели, а также помогать ему находить способы решения или достижения их.

Менторы не решают проблемы за своего подопечного и не дают пошаговых инструкций, они направляют и мотивируют двигаться вперед

Менторинг — это отношения, ориентированные на долгосрочное развитие карьеры. Основная цель — стимулировать личностный рост, развитие навыков, знаний и понимания. Менторы могут использовать навыки коучинга в своих беседах, но обычно роль наставника шире и подразумевает обмен опытом в том числе. Поэтому ментор и менти должны быть из одной сферы . Коучинг в , в первую очередь, решает текущие проблемы, в то время как менторинг направлен на развитие карьеры в перспективе Менторинг — это не односторонний процесс . Результат возможен только в том случае, когда обе стороны заинтересованы в достижении поставленных целей.

Быть подопечным — это не пассивная позиция . Ваша задача — определить свои собственные цели, развивать критическое мышление и не принимать все как данность. В особенности, это важно для предпринимателей, которые должны полагаться, в первую очередь, на себя.

Эндрю Рубин, соучредитель и генеральный директор американской компании по защите данных Illumio

«Чем больше вы понимаете самого себя — в чем вы хороши, а в чем нет — тем больше вы и ваши наставники будут понимать, к чему двигаться».

Как выбрать ментора?

Полный энтузиазма

Ментор должен быть восторженным и полным энтузиазма, чтобы его жизненная энергия передавалась и менти . Более того, вам нужно чувствовать его искреннее желание помочь. В этом случае нет как таковых критериев, по которым можно определить степень этого стремления, это вопрос ваших ощущений.

Ментор должен быть лучше вас

Лучшие наставники — те, кто может заполнить пробелы и помочь вам развить новые умения. Не ищите наставника, который является вашим клоном . У каждого предпринимателя есть свои сильные и слабые стороны. И хотя менторы, безусловно, могут помочь укрепить их — гораздо ценнее обрести новые навыки.

Джиоти Бансал, основатель и генеральный директор BIG Labs

«Предпринимательство — это, по сути, постоянное обучение, а наличие хороших наставников крайне важно для ускорения процесса. Например, я сильный технолог, но должен узнать о том, как продавать и контролировать финансовые операции. Предпринимателю стоит всегда выбирать наставника, который заполняет пробелы в опыте».

Он должен быть похож на вас

Ментор должен соответствовать вам, но при этом не быть так называемой копией. Схожие взгляды, цели, мировоззрения помогут вам быстрее достигнуть желаемого результата . Поэтому, выбирая своего ментора, для начала познакомьтесь с ним, узнайте больше о нем и его жизни — так вы поймете, сможете ли двигаться с ним в одном направлении.

Ментор вас не жалеет

Ментор будет заставлять вас выходить из зоны комфорта, так как иначе вы не сможете развивать свои навыки. Кроме того, он укажет на ваши недостатки, и более того, попросит определить их вас самостоятельно. Не стоит думать, что менторинг — это волшебная палочка, которая преобразит вас чудесным образом. Придется постоянно трудиться и иногда пересиливать себя . Ментор готов вас похвалить и поощрить не только, когда вы этого действительно заслуживаете.

Ментор больше слушает и меньше говорит

Избегайте наставников, которые много говорят и мало делают, иначе ваше сотрудничество будет бесполезным. Ментор всегда готов выслушать ваши вопросы и проблемы и кратко объяснить, как лучше поступить и найти выход.

Ментор берет ответственность на себя

Менторинг — процесс двусторонний. Однако большая часть ответственности все равно лежит на менторе. Наставник также должен контролировать и отслеживать результаты после каждой встречи : анализировать, что пошло не так, и как это исправить, проверять, все ли задания выполняются, как предполагалось.

Этапы менторинга

1. Выбор наставника, знакомство с ним

На этом этапе вы понимаете, сможете ли вы сотрудничать с этим человеком дальше, схожи ли ваши взгляды и цели, комфортно ли вам работать в перспективе.

2. Разработка стратегии

Далее вы разрабатываете цели, анализируете текущую ситуацию — что у вас уже имеется и что вы хотите достичь. На этом этапе вы строите четкий план действий, ставите микроцели и дедлайны.

3. Активные действия со стороны ментора

Ментор начинает вмешиваться в вашу жизнь — то есть направлять, давать задачи, тренировать, косвенно вносить изменения, обучая вас чему-то новому.

4. Ментор в позиции наблюдателя

После того, как подопечный уже понял, куда ему нужно двигаться, какие навыки развивать и какие действия следует предпринять для достижения цели, — ментор занимает пассивную позицию и позволяет менти двигаться самостоятельно.

Как выбрать менти?

Уитни Лоу Нарцисс, вице-президент американской венчурной компании First Round Capital, дает несколько рекомендаций по выбору менти, чтобы сделать сотрудничество результативным. Ментор должен ответить на следующие вопросы:

Могу ли я помочь этому потенциальному ученику? Есть ли у него конкретные потребности, которые я могу удовлетворить?

Может ли этот человек быть полностью открытым и честным? Готов ли он рассказать о своих проблемах и недостатках?

Готов ли этот человек работать над собой и действовать? Проявляет ли он инициативу?

Этот человек меня заряжает? Учусь ли я у него сам? Что мне дает общение с ним?

Менторинг — это не сеанс у психолога, у которого нет выбора, принимать этого клиента или нет. Менторинг — это сотрудничество двух схожих во взглядах и мировоззрении людей .

theoryandpractice.ru

COMMENTS