Метод мозгового штурма

Где применяется метод мозгового штурма?

Сегодня одним из наиболее эффективных способов экспертного оценивания является метод мозгового штурма (ММШ). Сфера его применения определяется следующими случаями:

  • когда объект исследования не подлежит строгому математическому описанию и формализации;
  • когда характеристика изучаемого объекта недостаточно обоснована, поскольку не имеет обстоятельной статистики;
  • если функционирование объекта многовариантно и зависит от множества факторов;
  • при прогнозировании сложных экономических явлений, динамично изменяющихся и эволюционирующих;
  • если обстановка исключает другие способы прогнозирования.

Под эти условия подпадает широкий спектр социальных и экономических процессов. Аналогичную сферу применения имеют и другие методы экспертных оценок. Мозговой штурм нецелесообразно применять, когда его объект прогнозируем и хорошо изучен.

Данный метод изобретен в середине прошлого века основателем информационного агентства BBD&O, известным копирайтером Алексом Осборном. Расскажем об этом подробней. Ведь его детище — ММШ — востребовано руководителями для принятия особенных, принципиальных и креативных решений, требующих включения фактора «коллективного разума». В этом случае ведущим обсуждения чаще всего является сам руководитель. Такая роль требует сочетания в его личности определенных качеств: доброжелательного отношения к любым идеям, высокой творческой активности.

Пример этот стал уже классическим. Не всю жизнь мистер Осборн был копирайтером и бизнесменом. В годы Второй мировой войны он служил капитаном торгового судна, курсировавшим между благополучной Америкой и воюющей Европой. Безоружные судна нередко бывали торпедированы и пущены на дно пребывающими на боевых рейдах немецкими военными кораблями.

Любитель истории Алекс Осборн вспомнил древнюю практику разрешения критических ситуаций моряками-викингами, когда ему передали радиограмму о возможной атаке вражеской подводной лодки. Когда-то вся команда созывалась на палубе дракара капитаном, а затем по старшинству, начиная с юнги и заканчивая капитаном, высказывали свой путь разрешения кризисной ситуации.

Капитан американского судна решил реанимировать древний метод управленческих решений — мозговой штурм (так он назвал его), и созвал команду на палубе. Среди высказанных абсурдных решений оказалось одно, которое попало в стадию дальнейшего переосмысления: чтобы вся команда выстроилась вдоль борта, к которому торпеда движется, и подула на нее, что приведет к отклонению смертоносного заряда.

Тогда немецкая подлодка проплыла мимо, но капитан Осборн запатентовал изобретение. К борту корабля приделывался винт, создающий в нужное время мощную струю, благодаря которой торпеда изменяла угол атаки и соскальзывала вдоль борта.

Говоря шире, теоретической основой ММШ послужил знаменитый эвристический диалог Сократа. Древний философ считал, что с помощью искусных вопросов можно побудить любого человека к пробуждению его потенциальных способностей. Сократ усматривал в беседе важнейший инструмент прояснения истины. Алексу Осборну же удалось с помощью формальных правил смоделировать обстановку, способствующую пробуждению творчества в коллективе людей.

ММШ послужил теоретическим толчком для создания метода синектики, мотивирующего интеллектуальную деятельность в разных коллективах и сообществах.

В чем скрыт потенциал ММШ? Дело в том, что он запускает механизм коллективного разума при разрешении актуальных проблем. При этом оговоримся, что существуют ситуации, исключающие его применение. В частности метод мозгового штурма неэффективен при нахождении выхода из таких проблем, которые:

  • имеют лишь одно решение;
  • обладают абстрактным и обобщенным характером;
  • если проблема сформулирована с излишней сложностью (в этом случае следует расчленить ее на подпроблемы и разрешать по частям).

В настоящее время ММШ настолько мощно вошел в практику корпоративной деятельности, как ведущий метод выбора оптимальных путей решения многовариантных задач, что приобрели актуальность его разновидности. Перечислим некоторые из них:

  • брейн-ринг;
  • мозговая атака с использованием доски;
  • «японский» мозговой штурм;
  • метод Дельфи.

В дальнейшем повествовании мы охарактеризуем эти частные способы ММШ. Однако вначале, для более полного их понимания, логично представить классический метод мозгового штурма с точки зрения методики его проведения.

Его качественное осуществление требует соблюдения некоторых организационных моментов, в частности, соблюдения этапности.

Первый этап, установочный, рекомендуется провести за две недели до даты фактического проведения основной его части (формулирования вариантов решения проблемы).

Метод мозгового штурма предполагает четкую формулировку самой проблемы, выбор ведущего, а также определение участников двух групп: для генерации вариантов решения и для их последующей экспертной оценки.

Начиная уже с этапа организации, следует избежать ошибок, снижающих эффективность метода. Нечеткая, неясная постановка цели и задачи изначально приводит к нулевой эффективности. Если же выставленная на обсуждение задача имеет неоднозначную структуру (фактически состоящую из нескольких задач) то велика вероятность, что обсуждающие запутаются в приоритетности и порядке разрешения проблемы.

Оптимальное число участников в группах — 7 человек. Допустимым же количественным составом групп считается 6-12 человек. Формировать команды более мелкие не рекомендуется, поскольку так трудней достичь творческой атмосферы.

В группу желательно брать людей различных квалификаций, профессий. В качестве приглашенных лиц (не участников) принимаются специалисты. Для более динамичной работы приветствуются группы смешанные (и мужчины, и женщины). Рекомендуется также сбалансировать количество лиц с активной и созерцательной жизненной позицией. Отрицательный эффект несет в себе присутствие на обсуждении проблемы скептически относящегося к возможностям ее разрешения руководителя.

За несколько дней перед вторым этапом ММШ — обсуждением — лицам, отобранным в группы, доводят дату мероприятия и формулировку проблемы. Для этого ведущий раздает участникам компактные (до 1 страницы) печатные материалы с четко поставленной целью — разрешением проблемы, ее кратким описанием.

Полезным для обсуждающих будет узнать траекторию развития проблемы, ее нужно отобразить схемой. Также принципиально показать точки соприкосновения людей с проблемой: когда, при каких обстоятельствах эта проблема реально мешает реализации интересов общества.

Использование метода мозгового штурма будет эффективным при его надлежащей организации. Наиболее эффективно проводить ММШ утром c 10:00 до 12:00 либо после обеда — с 14:00 до 17:00. Непосредственно местом его осуществления целесообразно выбрать изолированную от шума отдельную комнату либо аудиторию. Ее желательно оснастить плакатом с правилами ММШ, доской для оперативного отображения идей.

Для максимальной концентрации участников на проблеме их столы должны быть расположены так, чтобы окружать стол руководителя, т. е. размещаться вокруг него по квадрату или эллипсу.

Решение проблемы методом мозгового штурма должно записываться либо на видео, либо на магнитофон, чтобы не упустить высказанных идей. Умеренный юмор на мероприятии приветствуется. Применение метода мозгового штурма актуально на протяжении сорока-шестидесяти минут. Если же обсуждается несложная подпроблема, то оказывается достаточно и четверти часа.

Фаза непосредственного генерирования идей характеризуется напряженной интеллектуальной работой присутствующих. К ее наступлению мозги участников мозговой атаки должны быть максимально настроены на творческую работу. Помочь правильно это сделать должна квалификация ведущего. В качестве зачина обычно следует краткое и плавное вступление, выражающее убеждение ведущего, что он собрал людей творческих и креативных, его доброжелательность и заряженность на успех мероприятия. Далее ведущий проводит непродолжительную интеллектуальную разминку присутствующих при помощи нескучных вопросов. Провоцируя активность участников, он может спросить, например, о лицейском прозвище Александра Сергеевича Пушкина (кстати, знаете ли вы, что будущего классика однокурсники называли Егозой?).

Мозговая атака — это не совещание, где на задних рядах дремлют “прозаседавшиеся”. Этап реализации ММШ имеет целью формулировки максимума вариантов разрешения проблемы. Учитываются как идеи, обозначающие новые направления решения, так и идеи, развивающие варианты, уже сформулированные. При этом запрещается критиковать любой, даже самый фантастический вариант.

Поскольку предложенные способы могут быть не только самыми разными, но и самыми фантастическими, ведущий сам поддерживает веселую, творческую атмосферу, сам выдвигает в том числе и невероятные способы преодоления задачи.

Решение проблемы методом мозгового штурма считается эффективным, если в течение получаса зафиксировано свыше полутора сотен вариантов. Четко вырисовывается приоритет количества высказанных идей над их качеством. Все они оперативно фиксируются специально назначенными людьми маркерами на больших листах бумаги (А3 или А2).

Существует два способа их записи. При первом из них участники обсуждения высказывают свои идеи по очереди. В этом случае для отображения достаточно одного человека, которым может быть даже ведущий. Второй способ высказывания идей более динамичный. При нем любой обсуждающий может свободно высказывать свои идеи в любое время. Фиксировать идеи при этом единственному секретарю не по силам, поэтому для выполнения этой функции назначаю 2-3 человека. Плюсом второго способа является генерация большего количества идей. Минусом — то, что мыслительный процесс является многоканальным, поэтому нет возможности выстраивать мысль направленно. С вариантами решения ознакамливается в частном порядке группа рецензирования, но без предварительной оценки. Просто принимает к сведению.

К этапу экспертной оценки высказанных вариантов решения проблемы рекомендуют приступать только через определенный промежуток времени. Для осмысления предложенных участниками обсуждения способов необходимо взять паузу как минимум на неделю. Это время небезрезультатно! Ведь участники конкурса подсознательно будут анализировать и доосмысливать понравившиеся варианты. Это время так называемой творческой инкубации. Ведь метод мозгового штурма применяется для выбора наиболее удачной и креативной идеи, а для этого фаза творческой инкубации важна. Не рекомендуем пренебрегать ею.

При наступлении этапа оценивания предложения вначале группируются по темам (по направлениям разрешения проблемы). Таким образом, вначале выделяются самые удачные способы разрешения по разным направлениям вариантов. По каждому из них выделяются актуальные факторы.

Затем алгоритм обсуждения вариантов решения проблемы предполагает использование метода Парето. Принцип, открытый и исследованный этим социологом, гласит: «20% усилий дают 80% результата».

Метод мозгового штурма задачи на стадии анализа способов решения задач, выявленных факторов разрешения проблем служит для выстраивания таблицы Парето, где по каждому фактору обозначаются количество его повторений, а также % к их общему количеству.

Затем выстраивается диаграмма столбикового типа, отображающая по вертикальной оси количество появлений фактора, распределяя их в порядке убывания значимости фактора — по горизонтальной. На конечной стадии производится анализ диаграммы Парето.

Кривая, соединяющая верхние точки диаграммы разных факторов, называется кривой Парето.

Широко используемые методы экспертных оценок мозгового штурма в своей основе содержат именно эту методику. Ее достоинством служит универсальность. ММШ считается востребованным и для решения задач управленческого характера. Конструктивной чертой мозгового штурма является развитие идей, первоначально высказанных одними участниками, со стороны других.

Современные менеджеры нередко вынуждены принимать решения, требующие учета восприятия ценностей персонала, опирающиеся на их опыт, индивидуальные запросы. Метод мозгового штурма в принятии управленческого решения в этом отношении — инструмент идеальный. Ведь власть руководителя основывается на двух началах: организационном и личном. А мозговой штурм усиливает организационную сторону, позволяя эффективно мотивировать и организовывать людей для выполнения коллегиально принятых решений.

Очевидно, что ММШ не может быть достаточно эффективным, если люди, его практикующие, не обладают специальными и методическими знаниями. Но при этом уровень подготовки участников должен быть разным. Наиболее высокие требования предъявляются к интеллектуальным способностям ведущего, а также к его статусу в коллективе. На эту роль предпочтительно выбрать человека, реально пользующегося авторитетом: производственным (как глубокого специалиста), информационным (к нему коллеги обращаются за консультациями).

Зачастую метод мозгового штурма в принятии УР применяется руководителем в патовой ситуации:

  • когда недостаточно индивидуальных знаний и опыта;
  • если требуется шагнуть за рамки шаблонного мышления специалистов, выполняющих стандартные действия на своем участке, которые применительно к исследуемой проблеме оказываются неэффективными.

В этом случае многие разводят руками, говорят: «Выше головы не прыгнешь!». Правы ли они? Не всегда! В наше постиндустриальное время зачастую оказываются малоэффективными обычно применяемые в работе единоначальные методы принятия решений. Мозговой штурм же, наоборот, становится все более актуальным.

Возможно поэтому его сегодня изучают даже в вузах для разрешения профильных учебных задач, в приобщении к научно-исследовательской работе. Для обучения ММШ студентов существуют специальные образовательные методики, тренирующие:

  • оригинальность мышления (способность к уникальным решениям задач и оригинальным ассоциациям);
  • гибкость семантическую (умение определить в выборке нужный объект и определить для него неожиданное использование);
  • гибкость образную адаптивную (способность усматривать в стимуле новые продуктивные направления);
  • гибкость спонтанную семантическую (умение продуцировать максимум идей в сжатое время).

Мозговой штурм как метод обучения предполагает овладение студентами его различными подвидами.

  • Брейн-ринг характеризуется письменной формулировкой обсуждающими вариантов решения проблемы. Участники записывают свои идеи и обмениваются листками. Таким образом, идеи, выдвинутые одним человеком, находят свое развитие с помощью фантазии и интеллекта других людей. Однажды фармацевты, проводя это мероприятие, посвященное созданию уникального продукта в свое время, совместив две записки, разработали уникальный продукт: шампунь-кондиционер в одном флаконе. Продуктивно сработал этот вид метод мозгового штурма. Пример этот является общеизвестным фактом и часто упоминается.

Вместо заключения

Мозговой штурм как метод обучения и как метод изысканий результативен при его компетентном проведении. При этом следует избегать типовых ошибок. Особенное внимание нужно уделить подготовке его ключевой фигуры — ведущего. На стадии генерирования идей создается непринужденная и веселая обстановка, исключается любая критика. Важную роль играет скрупулезное фиксирование всех предложенных вариантов.

Его сфера применения в настоящее время обширна, ведь сейчас сложных и трудно описуемых процессов в обществе и экономике — великое множество.

Метод мозгового штурма

Рубрики

  • Гемофобия или боязнь крови – это неконтролируемый страх на уровне сильных паниче.
  • Социофобия – это иррациональный страх, неконтролируемая боязнь каких-либо общест.
  • Эргофобия – это страх перед работой, выполнением любых целенаправленных действий.
    • доня к записи Злость
    • Сергей к записи Как простить измену жены
    • Фаниль к записи Самоуважение
    • шанга к записи Галлюцинации
    • Цветочег к записи Мнительность
  • Мозговой штурм

    Мозговой штурм – это эффективный метод в решении проблем, базирующийся на стимулировании творческой деятельности участников группы, которые обсуждая актуальные вопросы, предлагают идеи, варианты для решения, собирая самое большое количество всевозможных вариантов. Потом из всех заявленных идей отбираются самые удачные и практичные.

    Для организации мозгового штурма отбирается группа из квалифицированных экспертов. Оценки каждой идеи и выводы совершаются в процессе заседания. Экспертов распределяют на две группы. Первой группой генерируются идеи и выставляются оценки, второй – они анализируются. Критика любых идей категорически запрещается. Те идеи, с которыми соглашается большинство экспертов, считаются самыми верными и берутся во внимание.

    Прием мозговой штурм разрабатывается специально, чтобы получить максимальное количество разнообразных предложений. Эффективность данного метода просто поразительна, так в среднем, шестеро индивидов могут за полчаса сгенерировать сто пятьдесят непохожих идей. Группа разработчиков никогда бы не пришла к такому количеству идей при использовании обычных методов, они даже не смогли бы поверить, что решаемая проблема сможет иметь такое большое разнообразие аспектов.

    Прием мозговой штурм обладает большими преимуществами, чем некоторые другие методы. Разнообразие решений достигается благодаря тому, что группу мозгового штурма составляют специалисты одной деятельности, которые отличаются по опыту и знаниям, поэтому видят решение проблемы по своему, по-разному. Плюс данного приёма заключается в том, что целая группа всегда дает больше эффективных результатов, нежели единичные идеи отдельных лиц. Во время применения данного метода возникают интересные аналогии на стыке разных дисциплин и сфер человеческой практики, которые активно обсуждаются другими специалистами.

    Данный метод позволяет отыскать разнообразные решения проблем посредством применения правил обсуждения, что широко используется разными организациями при поиске нетрадиционных уникальных решений в преодолении разнообразных заданий.

    Мозговой штурм является очень известным методом, и используется для стимулирования творческого мышления. Он имеет несколько определений в различных интерпретациях.

    Мозговой штурм – это метод коллективного продуцирования свежих оригинальных идей, которые базируются на свободном высказывании ассоциаций. Общий смысл метода составляет то, что групповая работа позволяет сгенерировать такие идеи, которые отдельному человеку не могли и в голову прийти. Даже из одной мысли может развиться целый ряд идей, так как один человек высказывает, второй развивает идею, а третий её завершает. Этот метод позволяет объединить в одном процессе самых разных людей и если группа находит решение, её участники становятся приверженцами реализации идей. Применение метода в бизнес-организациях улучшает качество работы команды.

    Мозговой штурм является техникой, поощряющей выдвижение большого количества решений и идей, к непредвзятому отношению и стремлению к отыскиванию компромиссов. Посредством данного метода решаются проблемы любого типа, которые требуют разнообразия решений. Проблемы, требующие ограниченного количества решений, также слишком общие и абстрактные, не смогут рассматриваться этим методом.

    Если проблемная ситуация слишком запутанная или сложная, тогда стоит разделить её на несколько заседаний и разбить на подпроблемы.

    Данный прием с успехом используется при сборе информации, определении источников и формулировки вопросов анкеты.

    Мозговой штурм, как метод обучения может легко применяться в школах, вузах, на различных тренингах, курсах. Мозговой штурм, как метод обучения предполагает наличие лидера, которым становится учитель, преподаватель, ведущий или участник группы, которого выбирают.

    Мозговой штурм примеры, взятые из школьной программы:

    — урок литературы: изучение стихотворения, при котором учитель просит проанализировать смысл и высказать каждого ученика личное мнение того, что хотел донести автор читателям;

    — урок истории: учитель может спросить, какими были мотивы, что подвигли определенное государство начать войну, и каждый ученик может предложить свое мнение;

    — урок правоведения: ученики по очереди отвечают, зачем гражданину знать о своих правах.

    Умение высказываться способствует раскрепощению детей, развитию критического мышления.

    Мозговой штурм примеры из повседневной жизни:

    — компания размышляет над тем, где провести отпуск, один записывает идеи, а остальные по очереди сообщают свои предложения;

    — человек спрашивает у компании друзей, что подарить близкому человеку, и каждый озвучивает свое мнение;

    — мужчина провинился перед женой, и не знает, чем загладить вину, собирает круг друзей и просит каждого озвучить свое предложение.

    Прием мозговой штурм основал руководитель рекламной организации А. Осборн. Он выделил два базовые принципа: откладывание вынесения вердикта относительно идеи и качество рождается из количества. Основная задача мозгового штурма является исключением оценочного компонента на первоначальных этапах формирования идеи, что предполагает некоторые специальные правила.

    В мозговом штурме приветствуется полет фантазии, члены группы должны попытаться как можно сильнее раскрепостить воображение. Каждому разрешается говорить самые фантастические и абсурдные мысли. Каждое решение, приходящее на ум является верным, и не может считаться ни непрактичным, ни несуразным.

    Во время дискуссии должно быть много предложений от одного участника. Ни одна из всех предъявленных мыслей не может подвергаться критике, как и её авторы. Идеи могут комбинироваться между собой и усовершенствоваться, для этого участников специально просят развивать собственные задумки, размышлять над ними, думать о каждом отдельном аспекте.

    Участники мозгового штурма подбираются по той сфере деятельности, в которой поставлен вопрос, если это закрытая группа. Если метод используется в организации, тогда лучше будет, если группу будут составлять работники, имеющие небольшой стаж и опыт работы, поскольку у них пока нет выработанных стереотипов и их способ мышления гораздо эффективнее. Однако есть ситуации, когда проблема требует решения, которое могут выдвинуть лишь опытные и зрелые специалисты.

    Рекомендуется формировать группы смешанного типа, то есть которые бы включали одновременно женщин и мужчин, это оживит атмосферу. Разница возраста и в служебном положении членов группы должна стать минимальной, чтобы предотвратить конфликт поколений.

    Присутствие начальства в группе может тормозить процесс мозгового штурма, поскольку каждый работник будет очень хорошо думать, что говорить, дабы не упасть в глазах начальника. Так многие предположения и мысли могут и остаться невысказанными.

    Организаторы проведения мозгового штурма должны подумать о том, чтобы там не присутствовали скептически настроенные сотрудники или руководители, даже если они не будут непосредственными участниками, а только наблюдателями. Будет очень целесообразным периодически приводить в группу новых работников, которые внесут новые взгляды, стимулирующие мышление.

    Количество членов группы должно быть от шести до двенадцати людей, самым оптимальным считается количество участников в семь человек. Все они должны работать сплоченно, и не разбиваться на мелкие подгруппы по двое людей. Количество людей должно учитываться при подборе группы. Если в группе преобладают активные личности, то количество людей должно быть меньше, если больше умеренных, то наоборот.

    Сам прием мозговой штурм содержит три этапа, отличающихся правилами проведения и способом организации.

    Предварительный этап (первый), на нём совершается постановка проблемы, отбор участников, определение ведущего.

    Второй – генерация идей. На данном этапе должны соблюдаться правила. Так, участник должен ориентироваться на большое количество сгенерированных идей, не ограничивая свою фантазию. Критика и высказанная положительная оценка идей должна отсутствовать, поскольку это сильно отвлекает участников от главного задания, сбивая их творческий настрой.

    Третий этап – систематизация, отбор, оценка. На нем проводится выделение ценнейших идей, а позже дается окончательный результат. Методы, осуществления анализа и приписывания оценки решениям являются разнообразными. Успех этого этапа напрямую зависит оттого, каким образом участники понимают и используют критерии оценки идей.

    Обычно для проведения метода мозгового штурма формируются две группы: одну составляют участники, предлагающие самые различные варианты со способами решения заданий, во второй находятся члены комиссии, задание которых обрабатывать (анализировать) предложенные варианты.

    Вначале процесса данного метода задумки не очень оригинальны, они довольно просты, банальны. Только по истечении времени, как все стереотипные решения исчерпают себя, участники начинают выходить за грани шаблона и мыслить нестереотипно, они рождают оригинальные идеи, что сразу регистрируются ведущим.

    Прием мозговой штурм достаточно надежен и оперативен в использовании. Благодаря нему за короткий промежуток времени генерируется масса идей, которые не критикуются другими, а только дополняются и модифицируются с их идеями. Доброжелательная обстановка дает участникам возможность раскрыться, импровизировать, что увеличивает позитивный настрой.

    Данный прием обладает большой разновидностью, большинство этих методов допустимо использовать на деловых встречах при решении профессиональных заданий, в обучении, и просто, если нужно решить какое-то задание.

    Обратный метод – употребляется, если требуется создать новый или улучшенный образец предмета, при формировании новой услуги, разработке концепции, созданию усовершенствованного продукта потребления. При этом решаются такие творческие задачи, как выявление в уже имеющихся услугах, изделиях и идеях всевозможных недостатков, недоработок, изъян и предельное устранение этих проблемных моментов в разрабатываемом, улучшенном изделии.

    Целью метода является собирание наиболее полного и достоверного списка недостатков анализируемого объекта, предмета, идеи или услуги, на которые падает неограниченная ничем критика. В итоге применения метода вырабатывается максимально глубокий перечень потенциальных проблем и имеющихся дефектов, прогнозируются возможные изъяны и трудности в эксплуатации на много следующих лет, чтобы данный список обеспечил длительную конкурентоспособность всех объектов.

    Не каждый может вести творческую деятельность при присутствии или активном вмешательстве других людей. Поэтому применяя метод мозгового штурма на совещании, будет целесообразным для одной части генераторов концептов создать условия присутствия и одновременного отсутствия. Чтобы решить эти противоречия нужно использовать метод теневого мозгового штурма.

    Теневой вид мозгового штурма проводится с распределением генераторов идей на подгруппы. Одну составляют исключительно сами генераторы, они создают и называют свои концепции вслух, соблюдая условия критики. Вторую подгруппу представляют «теневые» участники, они следят за процессом генераторов и не берут в самом обсуждении прямого участия.

    Каждый индивид записывает мысли, возникающие в процессе обсуждения, которое проводится активной подгруппой. Список созданных генераторами идей, решения, которые были предложены всеми членами теневой подгруппы, передаются по окончанию тренинга группе экспертов, которые занимаются не только одной оценкой, но также развитием и комбинированием концепций. Сам творческий процесс этой группы переключается в следующую фазу.

    Комбинированный метод мозгового штурма является комбинацией использования теневого и обратного методов.

    Метод двойного прямого мозгового штурма значит, что после проведения первого прямого мозгового штурма делают перерыв на два дня, после которого повторяют метод еще раз. В процессе этого перерыва в участников (специалистов) делового совещания в работу включается мощный аппарат для решения самых творческих заданий – это подсознание, которое синтезирует неожиданные идеи.

    Обратно-прямой тип мозгового штурма применяется в прогнозировании развития самого мозгового штурма. Благодаря этому методу определяют все дефекты и слабые или недостаточно проработанные стороны имеющихся идей или объекта, выделяют самые главные среди них. Потом применяют метод обратного мозгового штурма, чтобы устранить главные выявленные недостатки и создают проект новейшего решения. Чтобы увеличить время, необходимое для прогнозирования данный цикл нужно повторить.

    Индивидуальный мозговой штурм не отличается существенно от методов мозгового штурма, который используется в коллективе. Он проводится по тем самым правилам. Главное отличие – сеанс проводится только одним специалистом, который создает концепции сам и их регистрирует, также часто дает оценку своим мыслям. Длительность этого сеанса не может превышать десять минут. Все идеи, которые возникают, сразу записываются на бумаге. Также к их оцениванию автору следует не сразу преступать, а только через время. Чтобы применение метода индивидуального мозгового штурма было более успешным нужно научиться ставить себе самому вопросы со всеми возможными альтернативными вариантами ответа.

    Метод под названием брейнрайтинг основывается на методе мозгового штурма, здесь участники группы не высказывают вслух свои предложения, а записывают на бумаге, после чего обмениваются ими с другими. Обмен происходит на протяжении 15 минут.

    При визуальном мозговом штурме идеи появляются, как правильно очень быстро, сменяя друг друга. Эскиз, сделанный в момент сотворения новой концепции, не только позволит зафиксировать хорошую мысль, и поможет не потерять ритм в процессе раздумья.

    Метод мозгового штурма с помощью доски предусматривает, чтобы в помещении, где проводится совещание, находилась специальная доска. На этой доске сотрудники должны размещать листочки с записями своих творческих идей, какие только приходят им на ум во время рабочего дня. Доска должна стоять на хорошо заметном месте. Для привлечения внимания нужно в центре доски написать большими и разноцветными буквами название проблемы, которая требует разрешения.

    Мозговой штурм под названием «соло» используется в индивидуальной или коллективной работе. Когда какой-то специалист хочет использовать технику мозгового штурма самостоятельно, тогда лучше для всех своих идей создать некую картотеку. Картотека будет содержать все идеи, и удачные, и нет, или вовсе пустые и абсурдные. Потом все идеи из картотеки должны быть рассортированы, чтобы было видно, что им требуется что-то прибавить или улучшить, позже подвести итоги, выбрав только мысли, которые, на взгляд автора, могут способствовать быстрейшему достижению назначенной цели и решению имеющейся проблемы.

    Метод мозгового штурма «японский» используется при принятии решений. Для рассмотрения подготавливается проект новшества, который предлагается для обсуждения всем сотрудникам, представленным в списке руководителя. Каждый член списка должен рассмотреть предложение, и выдвинуть собственные замечания, но только письменно. После этого организовывают совещание, на которое приглашаются отдельные специалисты, взгляды которых не очень понятны для руководителя. Экспертная группа принимает решение соответственно с персональными предпочтениями. Если эти решения не совпадают, образуется вектор предпочтений, который определяют посредством одного из принципов: диктатора (принимается мнение одной персоны) или большинства голосов.

    Мозговой штурм

    Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) — групповой метод нахождения идей для решения проблемы. Изобретателем метода мозгового штурма считается Алекс Осборн.

    Мозговой штурм — групповой метод нахождения идей, когда приветствуются любые, самые сумасшедшие идеи.

    Чтобы взглянуть на трудную задачу с новой, неожиданной точки зрения, нужны творческие люди, которые легко генерируют нестандартные, творческие идеи. Чтобы идеи таких творческих людей были хоть как-то реалистичны, нужны реалистично мыслящие критики. А чтобы хорошие идеи воплотить, нужны практики-организаторы.

    Как объединить все это в одно целое? Нужно собрать вместе несколько оригинально мыслящих людей, поставить перед ними актуальную проблему и побудить их к высказыванию как можно большего количества вероятных решений, сколь бы неожиданными и даже вздорными они ни казались. Все выдвинутые предложения фиксируются без какой бы то ни было их оценки. Критики принимаются за дело на втором этапе. Они сортируют предложения по степени их выполнимости и ожидаемой эффективности, отбрасывают непригодные и отмечают перспективные. Затем наступает очередь реализаторов, которые намечают конкретные практические шаги для выполнения выбранного решения.

    Подбор людей и распределение ролей — важный момент мозгового штурма. Чем более свободно и оригинально умеют думать участники мозгового штурма, тем лучше. Эффективность возрастает при разнополом составе участников, когда женская интуиция дополняет мужской прагматизм. Полезно привлекать специалистов разного профиля, так как решения часто лежат на стыке смежных и даже весьма отдаленных специальностей (например, некоторые сугубо технические решения позаимствованы из области функционирования живых организмов; так возникла целая научно-практическая отрасль — бионика). Однако, кроме креативщиков, для других этапов мозгового штурма нужны и критики, и практики.

    Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:

    Чтобы найти решение, вначале нужно четко понять, в чем проблема, а для этого необходимо определить, что нужно в результате и что этому мешает. (см. Ситуационный анализ). Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.

    Здесь главное — количество идей. Этому способствуют:

    Группировка, отбор и оценка идей

    Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными.

    Одним из продолжений метода мозгового штурма является метод синектики.

    Решать разнообразные жизненные задачи можно разными способами. Основные из них: включить голову, исп.

    Тут важно не лениться и поискать возможно большее число разнообразных альтернативных решений.

    Обучение на тренера, психолога-консультанта и коуча. Диплом о профессиональной переподготовке

    Элитная программа саморазвития для лучших людей и выдающихся результатов

    Источники:

    Где применяется метод мозгового штурма
    Сегодня одним из наиболее эффективных способов экспертного оценивания является метод мозгового штурма (ММШ).
    http://businessman.ru/new-gde-primenyaetsya-metod-mozgovogo-shturma.html
    Метод мозгового штурма
    Мозговой штурм – это эффективный метод в решении проблем, базирующийся на стимулировании творческой деятельности участников группы, которые обсуждая актуальные вопросы, предлагают идеи, варианты для решения, собирая самое большое количество всевозможных вариантов
    http://psihomed.com/mozgovoy-shturm/
    Мозговой штурм
    Психологос энциклопедия практической психологии
    http://www.psychologos.ru/articles/view/mozgovoy-shturm

    (Visited 36 times, 1 visits today)
  • Популярные записи:

    COMMENTS