Методика самооценки младшего школьника

Альманах педагога

Автор: Усольцева Татьяна Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: КОУ “Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ”
Населённый пункт: г.Нефтеюганск
Наименование материала: статья
Тема: Диагностика самооценки младших школьников
Дата публикации: 12.01.2019
Раздел: начальное образование

Диагностики для определения самооценки младших школьников

Методика “Лесенка” (составитель В.Г.Щур)

Цель: выявление уровня развития самооценки.

Рисуем на листе бумаги лестницу из 10 ступенек.

Показываем ребенку лесенку и говорим, что на самой нижней ступеньке стоят самые

плохие мальчики и девочки.

На второй – чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и

умные мальчики и девочки.

На какую ступеньку поставил бы ты себя? (Нарисуй себя на этой ступенечке.)

1-3 ступенька – низкий уровень самооценки (заниженная);

4-7 ступенька – средний уровень самооценки (правильный);

8-10 ступенька – высокий уровень самооценки (завышенная).

Методика “Какой Я?” (модификация методики О.С. Богдановой)

Цель: выявление уровня осознанности нравственных категорий и адекватности оценки

различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе,

предоставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся

в баллы. Оценка результатов

Ответы типа “да” оцениваются в 1 балл, ответы типа “нет” оцениваются в 0 баллов, ответы

типа “не знаю” или “иногда” оцениваются в 0,5 балла. Уровень самооценки определяется по общей

сумме баллов, набранной ребенком по всем качествам личности.

Протокол методики “Какой я”:

Оценки по вербальной шкале

10 баллов – очень высокий

8-9 баллов – высокий

4-7 баллов – средний

2-3 балла – низкий

0-1 балл – очень низкий.

Методика «Три оценки» А.И. Липкиной

Цель исследования: выявить складывающуюся у ученика оценочную позицию.

завышенной, заниженной. Перед раздачей тетрадей ученикам говорят: «Три учительницы из

разных школ проверяли ваши работы. У каждой сложилось разное мнение о выполненном задании

и поэтому они поставили разные отметки. Обведите кружком ту отметку, с которой вы согласны».

Затем, в беседе с учениками, выясняются ответы на следующие вопросы:

1. Твоя работа заслуживает отметки «три», а учительница поставила тебе «пять». Обрадуешься

ты этому или это тебя огорчит?

2. Какие отметки тебя радуют, какие огорчают?

3. Каким учеником ты себя считаешь: средним, слабым или сильным?

Обработка и анализ результатов

Уровень самооценки школьников определяется на основе полученных данных по следующим

аргументации самооценки: а) аргументация, направленная на качество выполненной работы, б)

любая другая аргументация, в) устойчивость или неустойчивость самооценки, о которой судят по

Проба Де Греефе

рекомендуется использовать при работе со школьниками 1-2 класса.

Цель исследования: определить характер самооценки ребенка.

Материал и оборудование: лист бумаги, ручка или карандаш.

одинаковых кружка и говорят: «Перед тобой три кружка: первый кружок обозначает твоего

учителя, второй – тебя самого, третий – твоего одноклассника (назвать имя). От каждого кружка

надо опустить вниз линию. От того, кто из вас самый умный, надо опустить самую длинную

линию; от того, кто самый глупый – самую короткую; от того, кто средний – среднюю». После

выполнения этого задания ребенка просят объяснить свое решение.

Обработка и анализ результатов

По данным, в норме уже в первом классе все дети самую длинную линию проводят от

кружка, который обозначает их учителя. При решении же вопроса о том, кому должна достаться

средняя линия, а кому самая короткая – испытуемому или его однокласснику – преимущество, как

правило, отдается тому, кто лучше учится.

оценивания, не следует делать скоропалительных выводов о его умственной неполноценности.

Данное обследование, как впрочем и любое другое, должно обязательно сопровождаться беседой с

ребенком, в ходе которой выясняются основания его действий и решений.

Методика «нарисуй себя»

диагностики эмоционально-ценностного отношения к себе у детей 5-9 лет.

Цель исследования: определить особенности эмоционально-ценностного отношения к себе у

детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

использовать карандаши «Полицвет» для того, чтобы в возможной степени смягчить фактор

располагаемой пред ребенком вертикально, наверху большими буквами написано название

мальчик/девочка (в зависимости от пола ребенка), «Хороший мальчик/девочка», «Я».

Методика может проводиться как фронтально, так и индивидуально.

Инструкция к выполнению задания дается перед каждым рисунком, поэтому

при фронтальном проведении дети переходят к выполнению следующего рисунка только после

того, как все закончили предшествующий.

Инструкция: «Сейчас вы будете рисовать. Сначала нарисуете плохого мальчика или плохую

девочку. Будете рисовать тремя карандашами. Выберете эти карандаши и покажите их мне, а

оставшиеся три уберите. (Необходимо убедиться, что все дети это сделали). Найдите страницу,

вверху которой написано «Плохой мальчик/девочка». Все нашли? (Проверить, все ли дети нашли

нужную страницу). Начинаем рисовать».

После того, как все дети закончили рисовать, дается следующая инструкция: «А теперь

отложите те карандаши, которыми вы рисовали, и возьмите три оставшихся. Покажите мне их.

(Необходимо убедиться, что все дети правильно поняли и выполнили эту инструкцию). Этими

карандашами вы нарисуете хорошего мальчика или хорошую девочку. Найдите страницу, на

которой сверху написано «Хороший мальчик (девочка)». Все нашли? (Проверить.) Начинаем

Инструкция, даваемая перед третьим рисунком: «На оставшемся листке (на нем сверху

написано «Я») каждый из вас нарисует себя.

Себя вы можете рисовать всеми шестью карандашами. Возьмите все карандаши в руку и

покажите мне. (Проверить.) А вот сейчас внимание! Пусть ваш рисунок будет с секретом. Если

кто-нибудь захочет нарисовать себя похожим на хорошего мальчика или хорошую девочку, то

пусть в рисунке будет больше тех цветов, которыми вы рисовали хорошего мальчика или девочку.

А если захочется нарисовать себя, похожим на плохого, то тогда в нем будет больше тех цветов,

которыми рисовали плохого мальчика или девочку. Но постарайтесь в этом рисунке использовать

все карандаши. (После этого следует кратко повторить инструкцию и ответить на вопросы детей).

Итак, найдите страницу, вверху которой написано «Я» (проверить) и начинайте работать.

Необходимо специально следить за тем, как дети выполняют каждую инструкцию, отвечать

на все вопросы до того, как они начали рисовать.

нарушается инструкция. Ценную дополнительную информацию дают наблюдения за поведением

детей во время выполнения заданий, фиксация слишком быстрого или слишком медленного

выполнения. При фронтальном проведении на выполнение всей методики уходит около урока.

Индивидуальное проведение обычно требует меньше времени (в среднем около 3 мин.). В

рисования, в том числе последовательность использования цветов, спонтанные высказывания

экспериментатор может побеседовать с ребенком сразу после того, как он закончил выполнение

После завершения всей работы с ребенком проводится беседа, которая содержит вопросы о

том, рисовать какой рисунок понравилось больше всего, а какой – меньше всего и почему? Какой

рисунок, по мнению ребенка, получился лучше всего, а какой хуже? Почему на одном рисунке

мальчик (девочка) плохой, а на другом – хороший? Что можно рассказать о каждом из них? Кто –

хороший или плохой мальчик/девочка – ему больше всего нравится? Кого бы он выбрал себе в

друзья? Почему? (Особое внимание следует обратить на случаи, когда испытуемый предпочитает

плохого ребенка). Каким ребенок хотел нарисовать себя? Что он может рассказать о себе? Что ему

больше всего в себе нравится? А что он хотел бы в себе изменить? Что он лучше всего умеет? А

что не умеет? Чему хотел бы научиться? Как он думает, сможет ли он этому научиться? Что для

экспериментатор может дополнять и изменять в зависимости от конкретного случая.

Подобную беседу целесообразно проводить и в тех случаях, когда методика предъявлялась

фронтально, но так как это происходит с определенной отсрочкой необходимо перед беседой

показать ребенку его работу и зафиксировать те случаи, когда он высказывает желание что-либо

изменить в рисунках, и его рассказ об этих изменениях. Причем важно именно собственное

желание ребенка. Психолог не должен спрашивать его, хочет ли он что-то изменить в своем

нарисовать другие рисунки (один или все три), следует предоставить ему эту возможность.

Обработка и анализ результатов

Диагностическое использование рисуночных проб, особенно когда они включают (как в

данном случае) человеческую фигуру, предполагает три основных уровня анализа.

Первый уровень – проявление в рисунке показателей органического поражения ЦНС

«трясущиеся» линии (дрожание), не присоединенные линии (И. Шванцара и др., 1978). Если

анализа следует подходить с особой осторожностью.

Второй уровень предполагает анализ с точки зрения соответствия возрастным нормам. В

случае резкого отличия рисунка от обще возрастной нормы следует выяснить, связан ли пропуск,

например, отдельных деталей человеческого лица или фигуры с отставанием в развитии (что

позволяет получить ценные диагностические данные об общем развитии ребенка) или это связано

с определенными проблемами, страхами, конфликтами. Например, отсутствие кистей рук может

нарушениях в общении. Если речь идет об отставании в развитии, то переход на третий уровень

интерпретации – собственно проективный – следует проводить с особой осторожностью. Ряд

авторов полагает, что при получении на первом и втором уровне показателей, свидетельствующих

об органических поражениях ЦНС или о значительном отставании в развитии, вообще не следует

переходить на третий уровень. Однако практика работы авторов методики показывает, что и такие

дети осуществляют в рисунках проекцию собственных чувств, установок, мотивов. Поэтому и

осторожно, учитывая только наиболее ярко выраженные признаки и обращая особое внимание на

то, не связано ли появление того или иного показателя, например, с общим недоразвитием.

Общая схема интерпретации результатов методики.

При интерпретации данных используются как проективные критерии, так и показатели,

базирующиеся на методе прямого шкалирования.

almanahpedagoga.ru

Методика “Лесенка” для определения самооценки детей в школе и дома

Период перехода детей из старшего дошкольного в младший школьный возраст является ответственным этапом. Ребенок расширяет круг знакомств, происходит осознание собственной индивидуальности. У него появляется желание стать лучше остальных, возникает потребность обучаться новому. Педагогам важно не пропустить тот период, когда закладывается чувство ответственности, дисциплинированности, организованности. Отследить состояние самооценки дошкольников и первоклассников помогает методика «Лесенка».

Исследуем самооценку своего ребенка

Каждый родитель, отправляя своего ребенка в первый класс, заботится о том, чтобы он получил определенный уровень учебных знаний, умений и навыков. Но мало кто думает о том, с каким психологическим багажом будущий школьник подошел к обучению. Между тем, приходя в школу и общаясь с одноклассниками, ученик замечает определенные способности других детей, проводит сравнение, дает оценку собственным способностям. И не всегда он остается доволен своими результатами. Кто-то лучше него решает задачи, интереснее придумывает рассказы, легко заводит новых друзей, становится любимцем класса. И тогда начинаются переживания, которые волнуют и детей, и взрослых. Чтобы этого избежать, педагоги советуют учитывать психологические особенности детей. Очень часто они применяют различные методики, определяющие самооценку ребенка.

Исследуемая самооценка ребенка и интерпретация результатов стимулируют ученика, помогают успешно учиться, осуществлять познавательную деятельность, определяют причины внутренней неуверенности, решают проблемы общения внутри коллектива. Известным способом определения самооценки является методика «Лесенка», проведение которой доступно не только педагогам, но и родителям. Диагностика выясняет отношение ученика к себе по его рассуждениям, и как его оценивают окружающие. После тестирования результаты двух оценок сравнивают. «Лесенка» – простое исследование, подходит детям старшего дошкольного возраста.

Процедура диагностики детей методикой «Лесенка»

Тестирование «Лесенка» выполняется без сложной подготовки. Детям потребуются:

  • нарисованная лестница из семи ступеней;
  • вырезанные фигурки девочки, мальчика;
  • карандаш.

Взрослый показывает лестницу ребенку, просит поместить фигурку на определенную ступень, объясняет условия тестирования:

  • верхнюю ступеньку заняли лучшие дети;
  • среднюю ступеньку (вторую, третью) занимают хорошие дети;
  • четвертую занимают ни плохие, ни хорошие;
  • последнюю ступеньку (пятую, шестую) заняли плохие дети.

Результаты диагностики

После выполнения тестирования, результаты обрабатываются и делаются выводы. Каждая ступень имеет интерпретацию (истолкование):

  1. Первая ступень – показатель завышенной самооценки. Показатель является нормой для первоклассников. Ученику трудно проводить анализ собственной личности. Родители часто его хвалят, говорят: «Ты лучше остальных детей». Доверяя мнению семьи, малыш выбирает верхнюю ступеньку.
  2. Вторая – третья ступеньки рассказывают об адекватной самооценке. Дети понимают – они занимают эту позицию, потому что отличаются примерным поведением, помогают родителям, доброжелательно относятся к окружающим, положительно оценивают свои поступки.
  3. Четвертая ступень является крайней нормой, говорит про слегка заниженную самооценку. Эту позицию школьник занимает из-за проблем во взаимоотношениях с людьми, которых считает главными. Мама осуждает плохие оценки, а учительница хвалит за примерное поведение. Поэтому ученик не может однозначно дать ответ.
  4. Пятая – шестая ступеньки показывают заниженную самооценку. Нужно учитывать факторы, искажающие результаты. Тестирование может проводиться после недавней ссоры, когда ребенок чувствует собственную вину. Скорее всего, через пару дней школьник даст противоположные ответы. Педагогу нужно провести беседу, выяснить, является ли оценка временной. Возможно, существуют причины, которые заставляют его быть «плохим».
  5. Седьмая ступень является показателем критически низкой самооценки. Школьник испытывает эмоциональное стресс, постоянно выслушивает критику педагогов, осуждения семьи, неодобрение сверстников. Таким детям необходима психологическая помощь.

Методика Дембо – Рубинштейн на определение самооценки

Более сложной считается методика определения самооценки младшего школьника Дембо-Рубинштейн. Она помогает определить разницу между реальным и идеальным представлением личности. В домашних условиях можно использовать такое тестирование при условии, что родители хорошо познакомятся с процедурой проведения и, возможно, получат рекомендации специалиста.

Процедура определение самооценки

Методика, предложенная американским психологом Дембо, изначально предназначалась для выявления отношения людей к понятию «счастье». Отечественный педагог С.Я. Рубинштейн изменила диагностику, адаптировав ее к работе с нашими школьниками.
Методика включает 9 диагностических карточек по 9 ступенек каждая. Блоки составлены из вопросов, касающихся оценки:

Например, блок «Смелость», который обычно предлагается детям, включает варианты ответов:

  • бесстрашный;
  • очень смелый;
  • смелый;
  • достаточно смелый;
  • относительно смелый;
  • умеренно трусливый;
  • трусливый;
  • сильно трусливый;
  • самый трусливый.

Ученик выбирает вариант ответа, соответствующий уровню проявления у него определенного качества.

Важно! Прежде чем предлагать ребенку варианты ответа, необходимо убедиться, что все категории ему хорошо известны и понятны. Например, можно спросить, кого он представляет себе очень смелым; а кого называют бесстрашным. Можно сравнить с героями мультфильмов, сказок, животными.

Разработка методики «Лесенка» В.Г. Щур

Психолог Щур, пользуясь примером исследований Дембо-Рубинштейн, совершенствовала методику диагностики самооценки «Лесенка». Она упростила задание, сократила список блоков (5-6), количество вопросов (3-4). Названия блоков, разработанных Щур:

Варианты ответов карточки «Доброта» должны выглядеть так:

  • очень добрый;
  • добрый;
  • добрый более или менее;
  • злой;
  • очень злой.

Благодаря работе психолога методика «Лесенка» легко воспринимается маленькими детьми, а занятие приобретает игровую форму.

Выводы

Используя «Лесенку» возможно

  1. определить самооценку, уровень жизненной адаптации детей;
  2. предупредить возникновение проблем, корректировать отклонение самооценки от нормы;
  3. научить учеников взаимодействовать между собой, выполняя общее задание;
  4. создавать команды, где дети самостоятельно выбирают роль, проверяют друг друга;
  5. научить ребят положительно оценивать результаты деятельности.

Самооценка – важный показатель личности. Дети младшего школьного возраста формируют представление о себе, определяют свое место среди других. Используя методы диагностики самооценки, взрослый может вовремя обнаружить проблемы в самоощущении ребенка. Результаты исследований помогают корректировать поведение школьника, учат адекватно оценивать собственные возможности, открывают новые способности, развивают процесс самопознания.

myintelligentkids.com

Самооценка младшего школьника

Содержание:

Под самооценкой подразумевается комплекс убеждений и чувств человека по отношению к самому себе. У школьников роль самооценки не ограничивается лишь собственно учёбой, в этом возрасте дети уже обладают чувством собственного достоинства и стремятся достичь в жизни успеха. Поэтому залогом гармоничного развития личности становится адекватная здоровая самооценка. Перейдя во взрослую жизнь, неуверенный в себе школьник наверняка останется нерешительным.

Начало формирование самооценки у школьников

Младший школьный возраст является тем временем, когда мотив достижения успеха закрепляется в качестве устойчивого свойства личности.
Важными особенностями личности младшего школьника становятся:

  • исполнительность;
  • послушание;
  • открытость;
  • доверительность;
  • у него усиливается волевая регуляция и сознательный контроль деятельности.

В этот период формируется нормальный уровень притязаний – ребёнок учится адекватно оценивать свои возможности и способности, понимает, что успех зависит не только от имеющихся у него способностей, но и от прилагаемых усилий и старания.
Уровень развития его самосознания переходит на качественно другую ступень. Школьник более не ощущает себя изолированным, но вовлечённым в систему людских отношений, то есть он начинает осознавать себя в качестве социального существа. Этот новый уровень развития самосознания имеет прямую связь с развитием новой грани личности – внутренней позиции. Личность ребёнка в целом характеризуется стремлением стать школьником, что определяет его деятельность, поведение и систему отношений к себе и к окружающей действительности. Как показали исследования, представления о себе имеют тесную связь с самооценкой, т. е. отношением к себе.
В семь лет начинает складываться самооценка, под которой понимается обобщённое (внеситуативное, устойчивое), но одновременно дифференцированное отношение школьника к себе. Через неё опосредуется отношение школьника к самому себе, суммируются отношения с людьми, опыт его деятельности – ведь ребёнок как психически, так и физиологически уже готов к подобному анализу. С помощью этой важной личностной инстанции школьник способен контролировать свою деятельность с оглядкой на нормативные критерии, может выстраивать достаточно целостное собственное поведение в соответствии с общественными нормами.
Для установления взаимоотношений с ребёнком, для неизбежно складывающегося между людьми нормального общения необходимо знать его самооценку. Особенно это касается самооценки младших школьников, которая наряду с другими чертами характера и особенностями психики лишь формируется в нём, поэтому на неё можно воздействовать и корректировать её в большей степени, нежели у взрослых.
Когда школьник в процессе воспитания и обучения усваивает определённые ценности и нормы, то под воздействием чьих-то (сверстников, учителей) оценочных суждений, он вырабатывает определённое отношение не только к результатам собственного обучения, но и к себе самому как индивидууму. Подрастая, он всё более чётко различает то, чего он на самом деле достиг и то, чего бы смог достичь, если бы у него были другие качества личности. В результате в учебно-воспитательном процессе у школьника формируется установка оценивать собственные возможности, что является важным компонентом самооценки.
Но в самооценку входят не только понимание уже достигнутого, но и устремления ребёнка, то, как он представляет своё будущее. Пусть этот проект ещё несовершенен, но он имеет огромное значение в саморегуляции как всего поведения, так и конкретно учебной деятельности.
Самооценка помимо прочего содержит мнение других о себе, ставшее известным ребёнку, а также его растущую собственную активность, нацеленную на осознание своих качеств личности и поступков.

Особенности самооценки младших школьников

Исследования обнаружили у младших школьников все виды самооценок:

  • устойчивую адекватную;
  • устойчивую завышенную;
  • неустойчивую с неадекватным завышением или занижением.

Причём с каждым годом способность правильно оценивать себя самого и свои возможности возрастает, а тенденция себя переоценивать снижается. Крайне редко встречается устойчиво заниженная самооценка. Можно сделать вывод о динамичности самооценки младшего школьника и одновременно её тенденции к обретению устойчивости. Позднее она переходит в личностную внутреннюю позицию, становится поведенческим мотивом, формируя различные качества личности. Отсюда вытекает решающая роль взрослых в процессе становления детской самооценки.

  • Младшие школьники с адекватной самооценкой выглядят бодрыми, активными, находчивыми, обладающими чувством юмора, они сами с интересом копаются в своих ошибках, выбирают себе задачи «по плечу», а когда успешно их решают, то переходят к такой же или ещё более сложной задаче.
  • Школьники с устойчиво завышенной самооценкой характеризуются активностью, они стремятся преуспевать в учебной деятельности, быть полностью самостоятельными. Такие дети уверены, что способны самостоятельно добиться в учёбе успеха, к этому их подталкивает трезвая самооценка своих способностей и возможностей.
  • Школьники с завышено-неустойчивой самооценкой склонны переоценивать свои силы, личные качества, результаты учёбы, берутся за задачи, решение которых им не под силу. Но, даже потерпев неудачу, продолжают настаивать на своём либо моментально переключаются на намного более лёгкую задачу.
  • У младших школьников занижено-неустойчивая самооценка ярко проявляется в чертах личности и поведении. Они предпочитают браться за лёгкие задачи, словно берегут собственный успех, боясь его утратить. В силу этого они с опаской относятся к процессу обучения. Их нормальному развитию мешает неуверенность в себе, повышенная самокритичность. Зато такие школьники очень ценят одобрение окружающих, что подпитывает их самооценку.

Формирование самооценки в процессе учебной деятельности

В старшем дошкольном возрасте у ребёнка крепнет стремление к удовлетворению возросших потребностей не через игру и воображение, а в реальном плане, каковым после прихода в школу становится для него учебная деятельность. Здесь всё ново: правила в отношениях с окружающими, нормы предметных действий, посредством которых раскрываются закономерности объектов, ранее неизвестные. Картина мира упорядочивается через систему научных знаний, которые ребёнку необходимо приобретать. Поэтому для младшего школьника основной становится учебная деятельность.
Самопознание школьника переходит в учебную деятельность вместо игровой, которая отличается более результативным, целенаправленным, произвольным и обязательным характером. Учебную деятельность оценивают окружающие, поэтому она объективно определяет его положение среди них, а от этого зависит его самочувствие, внутренняя позиция, эмоциональное благополучие. Ребёнок в процессе обучения познаёт и себя, формируя самооценку, представления о себе, навыки саморегуляции и самоконтроля.
В процессе обучения младшему школьнику необходимо научиться ставить цели и управлять собой, контролировать поведение, для чего требуются знания о себе. От уровня самооценки напрямую зависит процесс формирования самоконтроля. Осуществление самоконтроля уже под силу младшим школьникам, но им ещё требуется участие сверстников и руководство взрослого. В учебной деятельности происходит самосознание ребёнка, а основой его самооценки становится представление о себе.
В школе ребёнок обретает новый вид деятельности, а вместе с ним и новый тип мышления, которое ориентирует его общекультурные эталоны, нормы, закономерности, образцы взаимодействия с миром вокруг. В этом мире школьнику предстоит найти своё место, выстраивая взаимодействия по схеме «я – окружающие люди».
Главенствующая роль обучения в формировании самооценки заключается в том, что именно учебная деятельность создаёт предпосылки для возникновения теоретического мышления, открывающего дорогу рефлексии, которая становится качественно новым свойством детской психики. Невозможно сформировать адекватную самооценку без умения рефлексировать на собственные действия.
У младших школьников наблюдается переход оценки своих поступков и действий к более обобщённой самооценке, предполагающей способность к рефлексии, как эталону нравственного поведения.

При ближайшем рассмотрении любой представитель человеческой расы является биосоциальным существом, ж .

Определение самооценки младшего школьника

Самооценка ребёнка начинает складываться ещё в детском саду, а к 6-8 годам этот процесс завершается. Сюда входит: оценка себя самого, своей деятельности, положения в классе, своей успеваемости. Как показали исследования, в этом возрасте у детей самокритичность развита слабо. Поэтому ребёнок в споре будет видеть лишь неправоту оппонента. Хорошая успеваемость положительно влияет на становление самооценки, благодаря чему авторитет ребёнка в классе растёт. Общение в коллективе также важно. На развитие самооценки младших школьников большое влияние оказывает стиль воспитания родителей. В семьях, обижающих, унижающих, не хвалящих ребёнка, дети вырастают неуверенными в себе.
Довольно просто проверить самооценку младшего школьника. Нужно нарисовать на бумаге лестницу с семью ступеньками и попросить испытуемого расставить на ней одноклассников по принципу:

  • на ступеньках с первой по третью – хороших ребят;
  • на 4 ступеньке – ни плохих, ни хороших;
  • на 5-7 ступеньках – только плохих.

А в конце попросить найти место и для себя в этой иерархии. Ребёнок с завышенной самооценкой поставит себя на первую ступень, с адекватной – на 2-3 ступени, с низкой – на 4-6 ступень.

Как повысить самооценку ученика?

Для ребёнка самой важной является поддержка родителей. Улучшению мнения о себе больше всего способствует мнение взрослых. На этот счёт есть ряд советов:

  • Ребёнка нужно хвалить даже за незначительные достижения, демонстрировать ему гордость за него и свою любовь.
  • Найти занятие, где бы ребёнок был наиболее успешен: рисование, вышивание и т. д.
  • Быть опорой и защитой для ребёнка, стараться всегда принимать его сторону (если, конечно, он прав). Чувствуя за спиной надёжную опору, ребёнок будет уверенней себя вести.
  • Развивать круг общения школьника, пусть он как можно больше знакомится с другими детьми.
  • Записать ребёнка в кружок или спортивную секцию, где командный дух, борьба за первенство, общие интересы помогут ему повысить самооценку.
  • Научить ребёнка говорить взрослым «нет».
  • Самим быть лучшим образцом для подражания ребёнка.

Развивающее обучение

Развивающее обучение по В. Давыдову и Д. Эльконину позволяет достичь большого прогресса в развитии навыков рефлексии, которая необходима для формирования адекватной самооценки. Эта система обучения в большой степени направлена на создание оценки и контроля ребёнка, которые также важны для формирования самооценки личности.
Параллельно друг другу должны идти детская и взрослая оценки: учитель оценивает и контролирует с целью коррекции процесса обучения, а ученик, приступая ко всё более сложным заданиям, растёт, как продукт учебного процесса.
В первом классе дети фиксируют свои достижения на «линейках самооценки», во втором классе заводят «журнал роста» или «журнал достижений». Словесно или в виде схем они отмечают ошибочное или верное выполнение любого этапа, при этом они сами классифицируют и систематизируют задания. В третьем классе дети начинают работать с карточками, учатся оценивать не только ход своих действий и суждений, но и конечный результат. Они учатся прогнозировать уровень своей готовности, определять границу между уверенными и неуверенными действиями, выбирать задания, помогающие справиться с проблемным материалом. В четвёртом классе используется полный цикл оценки и контроля. С помощью этой поэтапно-цикличной работы у школьника сформируется здоровая самооценка при сохранении интереса к обучению.

blogs.bebeshka.info

Система работы по обучению детей самооценки собственной деятельности

Концептуальной программе записано, что начальное обучение должно быть направлено на повышение уровня социально-значимого мотива учебной деятельности, выведение детей на более высокий уровень образованности и духовно-нравственного воспитания, формирование способности жить в гармонии с собой и окружающим миром.

Один из способов решения данных задач я вижу в формировании в ребенке способностей анализировать свою деятельность, поступки, свое поведение. Я считаю, что самооценка является важным фактором формирования личности. Она позволяет делать человеку активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей.

Если открыть словарь Ожегова, то там мы читаем: самооценка – оценка самого себя, своих достоинств и недостатков. А оценка – это мнение о ценности, уровне или значении кого – чего – нибудь.

В словаре практического психолога (составитель Головин) написано: “Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качества и места среди других людей”.

Для учащегося начальной школы, я считаю, что самооценка – это оценка себя, своих возможностей, достоинств и недостатков. Для этого необходимо знать себя. Всегда ли совпадает то, что думают о нас другие? Вопрос становления самооценки, ее формирование у ребенка – важнейший вопрос, определяющий развитие его личности.

Самооценка внешне выражается в том, как человек оценивает возможности и результаты своей деятельности и деятельности других.

Высокая самооценка – человек верит в себя, чувствует себя “на коне”, но иногда, будучи уверен в своей непогрешимости, он может попасть в сложную ситуацию, когда требуется отказаться от привычного взгляда на вещи и признать чужую правоту.
Если у ребенка завышенная самооценка – возможно негативное развитие личности: развивается высокомерие, зазнайство, проявление грубости.

Адекватная самооценка – человек реально оценивает себя, видит как свои положительные, так и отрицательные качества. Он способен адаптироваться к изменяющимся условиям среды.

Адекватная самооценка ведет к воспитанию положительных черт личности: доброжелательности, взаимовыручки, воли, терпения и т.д.

Низкая самооценка свойственна людям, склонным сомневаться в себе, принимать на свой счет замечания, недовольство других людей, переживать и тревожиться по малозначительным поводам. Такие люди часто не уверены в себе, им трудно дается принятие решений, необходимость настоять на своем. Они очень чувствительны.

Заниженная самооценка проявляется в повышенной тревожности, постоянной боязни отрицательного мнения о себе, повышенной ранимости, побуждающей человека сокращать контакты с другими людьми. Заниженная самооценка разрушает у человека надежды на хорошее отношение к нему и успехи, а реальные свои успехи и положительную оценку окружающих он воспринимает как временные и случайные. Для человека с заниженной самооценкой многие проблемы кажутся неразрешимыми, эти люди очень ранимы, их настроение подвергнуто частым колебаниям, они острее реагируют на критику, смех, порицания. Они более зависимы.
Повысить самооценку можно либо максимизируя успех, либо минимизируя неудачи. Расхождение между притязаниями и реальным поведением человека ведет к искажениям самооценки. Чем выше притязания, тем большими должны быть успехи, чтобы человек чувствовал себя удовлетворенным.

У младших школьников самооценка основывается на мнении и оценке окружающих и усваивается в готовом виде, без критического анализа.

1) Методика “Лесенка”

Рисуем на листе бумаги лестницу из 7 ступенек.
Показываем ребенку лесенку и говорим, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки.
На второй – чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки.
На какую ступеньку поставил бы ты себя? (Нарисуй себя на этой ступенечке. Можно нарисовать 0, если ребенку трудно нарисовать человечка).

Обработка результатов:
1-2 ступенька – низкий уровень самооценки (заниженный);
3-5 ступенька – средний уровень самооценки (правильный);
6-7 ступенька – высокий уровень самооценки (завышенный).

2) Методика «Какой Я ?»

Методика, “Какой Я?” предназначена для определения самооценки ребенка 6-9 лет. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом, спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, предоставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.

Оценка результатов
ответы типа “да” оцениваются в 1 балл,
ответы типа “нет” оцениваются в 0 баллов
ответы типа “не знаю” или “иногда” оцениваются в 0,5 балла.
Уровень самооценки определяется по общей сумме баллов, набранной ребенком по всем качествам личности.

Да Нет Не знаю, иногда

  1. Хороший
  2. Добрый
  3. Умный
  4. Аккуратный
  5. Послушный
  6. Внимательный
  7. Вежливый
  8. Умелый (способный)
  9. Трудолюбивый
  10. Честный

Выводы об уровне развития самооценки:

8-9 баллов – высокий

4-7 баллов – средний

2-3 балла – низкий

1-0балл – очень низкий

Проведя такое исследование в первом классе, выяснилось, что у большинства детей высокая самооценка 15 учеников, адекватная самооценка у 3 учеников, 8 учеников заниженная самооценка.

Согласно возрастной норме, самооценка школьника высокая. Следует отметить, что ответы ребенка на некоторые вопросы (например, послушный, честный) могут свидетельствовать об адекватности самооценки. Так, например, если наряду с ответами “да” на все вопросы ребенок утверждает, что он “послушный всегда”, “честный всегда”, можно предположить, что он не всегда достаточно критичен к себе. Адекватность самооценки можно проверить, сравнив ответ ребенка по данной шкале с ответами родителя о ребенке по тем же личностным качествам.

Через самооценку ребенок проходит такие стадии: потребность в саморазвитии, в самопознании, в самоконтроле.
Самоконтролем необходимо заниматься, чтобы пользоваться доверием в коллективе, нести добро людям, уважать себя и быть уважаемым. В отечественной психологии разработан вопрос влияния самооценки на познавательную деятельность человека, определены приемы формирования адекватной самооценки, а при ее деформации – приемы ее преобразований путем воспитательных воздействий. И именно в младшем школьном возрасте одним из основных психологических новообразований является рефлексия – способность наблюдать и оценивать себя. Такой анализ позволяет оценить себя, сравнить свои достижения с другими, зафиксировать изменения в себе самом сегодняшнем в сравнении с собой вчерашним, представить себя завтрашним. Ученик должен видеть своё продвижение, свои успехи и пробелы в знаниях. Определив своё незнание, имеет возможность улучшить свою работу, добиться успеха. Это необходимо для мотивационного обучения. У ребёнка возникает потребность в улучшении своей работы по собственной инициативе.

Учитель наглядно видит процесс формирования предметных знаний у учащихся и обеспечивает целенаправленную и своевременную коррекцию.

Однако, для установления обратной связи с ребёнком при обучении , на мой взгляд, учителю следует иметь подборку обращённых к ребёнку «слов учителя». Особенно это касается первоклассников , так как у них идёт период адаптации к школе.
Поэтому я пытаюсь сделать подборку фраз, стимулирующих активную творческую позицию учащегося, вызывающих поддержку и одобрение, желание сделать работу лучше, стимулирующих учащихся к самоанализу, вызывающих желание задуматься, изменить отношение к работе.

  • Молодец!
  • Замечательно!
  • Умник! Умница!
  • Ты меня удивил(а)!
  • Красивое оформление работы!
  • Восхитительно!
  • Прекрасно!
  • Здорово!
  • Я горжусь тобой!
  • Ты меня порадовал(а)!
  • Мне нравится , как ты работаешь!
  • Это действительно прогресс!
  • Спасибо!
  • Всё идёт прекрасно!
  • Хорошо, благодарю тебя!
  • Я рада, что пробовал(а) это сделать, хотя всё получилось не так, как ты ожидал(а).
  • Наконец у тебя всё получилось! Я очень рада за тебя!
  • Я сегодня самая счастливая учительница! Спасибо за … аккуратность, прилежание, красивую запись, точность выполнения заданий.
  • Я признательна тебе за…
  • Я благодарна тебе за…
  • У тебя всё получится.
  • Я верю в твой успех.
  • Твоё отношение к домашним задания изменилось. Ты – молодец!
  • Я уважаю в тебе настойчивость в достижении хорошего результата.

Считаю, что данные фразы помогут педагогам в оценке как устных, так и письменных достижений младших школьников, установить между учителем и детьми взаимопонимание, взаимодоверие, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребёнка.

Стимулируют учащихся к самооценке, вызывают желание задуматься и изменить отношение к своей работе следующие слова:

  • А тебе это нравится?
  • Как ты к этому относишься?
  • А ты доволен (довольна) своим результатом?
  • Я этого очень ждала, а ты?
  • Ты меня озадачила.
  • Что с тобой случилось?
  • Что с тобой произошло?
  • Постарайся не спешить при выполнении задания.

Очень важно при общении с детьми не употреблять следующие выражения:

  • я тысячу раз говорил тебе, что.
  • сколько раз надо повторять.
  • о чем ты только думаешь.
  • неужели тебе трудно запомнить, что.
  • ты становишься.
  • ты такой же, как.
  • отстань, некогда мне.
  • почему Лена (Настя, Вася и т. д.) такая, а ты — нет.

Таким образом, мы учителя должны вовремя заметить достижения ребенка, поддержать его, вовремя удивиться его талантам, тем самым, формируя положительную самооценку и помогая успешно развиваться, и расти как личности.
Данная тема очень актуальна, так как задача учителя, прежде всего, состоит в повышении мотивации обучения и его результативности, а адекватная самооценка ученика помогает решить эту задачу достаточно эффективно. Трудность лишь в том, чтобы добиться адекватной самооценки у каждого учащегося. Для этой цели уже в 1-м классе необходимо начать формировать такую самооценку. Система контроля и оценки также ставит перед нами важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.
Как показала практика, от уровня самооценки зависит активность личности, её стремление к самовоспитанию, её участие в жизни коллектива. Самооценка формируется прежде всего под влиянием результатов учебной деятельности, особенно у детей младшего возраста. Эти определения появляются в сравнении с реальными возможностями младшего школьника. Самооценка не остается стабильной, в зависимости от успехов в деятельности, возрастных особенностей она имеет тенденцию изменяться.

Основными факторами, от которых зависит становление самооценки младших школьников, является школьная оценка, особенности общения учителя с учащимися, стиль домашнего воспитания. Но самое большое влияние на развитие самооценки оказывает школьная оценка успеваемости, она, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка, поэтому следует различать оценку деятельности и оценку личности и не переносить одно на другое. Младшие школьники негативный отзыв о своей работе воспринимают как оценку: ты – плохой человек. Традиционно в школе для оценивания используется отметка. Такая система имеет существенные недостатки – это и недооценка детьми отметочных суждений учителя, и субъективность выставляемых отметок. Оценочный приговор ставит детей в безвыходное положение.

Особенно опасно её применение при обучении детей в первом и втором классе. Оценка учителя является основным мотивом и мерилом их усилий, их стремлений к успеху, поэтому не надо сравнивать его с другими детьми, а показывать ему положительные результаты собственной работы прежде и теперь. Учителям необходимо не просто отказаться от выставления отметок обучающимся 1-х и 2-х классов, но и перестроить всю свою оценочную деятельность.

Особая роль в оценивании учебной деятельности начинающих учеников отводится самооценке. Особенность самооценки состоит в том, что она должна предшествовать учительской оценке. Важность самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть ребёнку сильные и слабые стороны своей работы, и получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.

Анализируя литературу по изучаемой проблеме можно составить рекомендации для учителей по формированию самооценки младших школьников:

  1. Оценка должна служить главной целью – стимулировать и направлять учебно-познавательную деятельность школьника. Учитель должен давать содержательную оценку работе ученика. Совершенным процесс учебно-познавательной деятельности будет только тогда, когда оценка не завершает его, а сопровождает на всех ступенях.
  2. В учебной деятельности необходимо сравнивать детей, которые обладают приблизительно одинаковыми способностями, но достигают в учебной деятельности разных результатов из-за различного отношения к учению.
  3. Необходимо использовать взаимное рецензирование, при этом отмечать достоинства и недостатки, высказывая мнения об оценке. После рецензирования работа возвращается автору и учащиеся самостоятельно анализируют свою работу.
  4. Предлагать слабо успевающему ученику, с заниженной самооценкой, оказывать помощь слабоуспевающему младшему школьнику.
  5. Необходимо включать ситуации, актуализирующие самооценку ребенка, ставящие перед ним задачу осознания особенности своей работы, ее сильных и слабых сторон и способствующих обращенности ребенка на собственные способы действия.
  6. Необходимо выполнять работу над ошибками, в которой учащиеся по специальной схеме делают записи, анализируя и оценивая свою работу на уроке, определяя меру усвоения материала, степень его сложности, выделяя наиболее трудные моменты работы.

Введение процедуры самооценивания в педагогический процесс.

Используя прием сравнения для показа ученику его собственного, пусть даже очень малого продвижения вперед по сравнению со вчерашним днем, мы укрепляем и поднимаем доверие к себе, к своим возможностям. Для развития адекватной самооценки необходимо создавать в классе атмосферу психологического комфорта и поддержки. С этой целью уже в 1 классе я стараюсь создать на уроке для каждого ученика ситуацию успеха, используя для этого разноуровневые формы работы, и ввожу систему самооценки. Цветными карандашами прошу нарисовать на полях условные знаки: «плюс»(+) – задание выполнено верно; «минус»(-) задание выполнено неверно или вообще не выполнено; «кружочек»(-) – задание выполнено не в полном объеме или вызывает сомнение у ребенка.

– ВЕРНО
– НЕВЕРНО – СОМНЕНИЕ

Лишь затем идет проверка на доске или фронтально, и ребенок сравнивает свою оценку с реальной. Собрав тетради, я выясняю адекватность самооценки, фиксирую в лист индивидуальных достижений, а в тетради ребенка обвожу красным кружком только адекватную оценку. В конце четверти подвожу итог и каждого ребенка хвалю за старание и отмечаю их удачи в реальной самооценке достигнутых результатов и выражаю уверенность в том, что ребенок обязательно достигнет желаемого результата, если у него завышенная самооценка, а также показываю положительную динамику результативности тем, у кого заниженная самооценка. В итоге каждый ребенок чувствует себя комфортно и уверен в дальнейших успехах, что способствует мотивации к дальнейшей учебной деятельности.

Для выявления психологической атмосферы на уроках, я использовала условные обозначения разного настроения, предлагала детям нарисовать в конце урока солнышко с рожицей и мимикой рожицы показать свое настроение или оценить усвоение нового материала.

Чаще всего дети рисовали улыбку, что, конечно, поднимало и мое настроение. Если мимика была грустной, это давало мне возможность своевременно оказать ребенку необходимую помощь, поработать с ним индивидуально. С такими детьми я провожу дополнительные занятия после уроков, даю возможность поднять уровень результативности обучения до их самооценки. В результате в конце 1 класса все ученики справились с программой и научились читать и писать в соответствии со стандартом.

www.uchportal.ru

Методика изучения самооценки личности младшего школьника

«Антиидеал»

Методика самооценки младшего школьника Младший школьный возраст занимает огромное место в возрастной психологии. Именно в этот период у индивида происходит второй физиологический кризис. В этом

Нередко у школьников наблюдается явная переоценка своих сил и возможностей. Может появиться чувство зазнайства: необоснованно завышая свои возможности, школьник ставит перед собой задачи, выполнить которые он не может. Завышенная самооценка вступает в противоречие с оценкой его другими людьми, встречает отпор коллектива и может стать причиной конфликта в отношениях с его членами. Кроме того, многократное столкновение неадекватной, завышенной самооценки с неудачами в практической деятельности порождает тяжелые эмоциональные срывы. Явная переоценка своих возможностей очень часто сопровождается внутренней неуверенностью в себе, что приводит к острым переживаниям и неадекватному поведению.

Методика самооценки младшего школьника Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем становления личности ребенка. Самооценка – это необходимый компонент

Совсем по-иному ведут себя дети с низкой самооценкой. Их основная особенность – неуверенность в себе. Во всех своих начинаниях и делах они ждут только неуспеха.