Методы групповой психотерапии

Групповая психотерапия – что это

в Женском клубе!

Групповая психотерапия стала применяться с середины ХХ века. По мере развития психологии в практике появлялось множество методов и теоретических подходов для работы с пациентами. Группы стали классифицироваться по расстройствам и проблемам.

Групповую психотерапию проходят люди с расстройствами питания, онкологические больные, жертвы сексуального насилия и многие другие. Нельзя выделить определенные условия и стили, в которых канонично должна протекать групповая психотерапия.

Сущность групповой психотерапии состоит в проведении сеанса не с одним человеком, а с целой группой. Число людей в группе – от 5 до 15, к тому же в этой форме психотерапии может работать не один, а сразу несколько терапевтов. Участники собираются 1-2 раза в неделю. Минимальным курсом считается посещение шести сеансов, хотя наиболее распространенный вариант – год терапии.

Групповая и индивидуальная психотерапия различны по своей сути: в одной ведется работа с группой людей, во второй – с отдельным человеком индивидуально. Существует ряд отличий, обусловленных этим:

1. Группы более доступны в финансовом плане.

2. В группах человек ближе к реальности, взаимодействие происходит с реальными людьми, и он может услышать множество точек зрения.

3. Проведение групповых сеансов дает возможность наблюдения за другими участниками.

4. Насыщенность эмоциями и переживаниями за счет большого числа людей позволяет быстрее раскрыться.

5. Терапевту легче вести свою работу в группе, так как он не скован в методе получения информации. В индивидуальной терапии терапевт может полагаться только на слова пациента, а в групповой он видит его реальное поведение.

Обычно групповая терапия становится дополнением к индивидуальной, хотя нередки и случаи групповой терапии как единственной формы психотерапевтической работы.

Некоторые группы предназначены для встреч по какой-то определенной проблеме. Исследования доказывают успех групповой психотерапии в лечении депрессии, панического и биполярного расстройства, ОКР, социофобии. Также в условиях группы эффективны помощь и поддержка в том, чтобы справиться с такими проблемами, как несдержанность, зажатость, состояние после потери близкого человека.

Преимущества и ограничения групповой психотерапии объясняются исходя из одного и того же основания: процесс терапии происходит не один на один с психотерапевтом. Основные преимущества:

  • Поддержка и одобрение обычных людей, а не оплаченного специалиста.
  • Научение справляться со своей проблемой через наблюдение за другими участниками.
  • Убежище – практика социального взаимодействия в условиях безопасности и принятия.
  • Лучшее понимание себя в результате выявления проблем в живом взаимодействии с другими.

Корень своих проблем нам проще увидеть со стороны, нежели понять их путем самоанализа, обращая взгляд внутрь себя. Поэтому наблюдение и анализ поведения людей с теми же трудностями, что и у нас, помогают осознать, что следует скорректировать в своем мышлении и поведении. К тому же участники выражаются честно и открыто, что способствует хорошей обратной связи – человек узнает о том, какое впечатление он производит и что в его поведении мешает другим.

Несмотря на высокую популярность и широкий спектр возможностей, групповая психотерапия не стала панацеей. Её ограничения заключаются в трех моментах:

1. Некоторым людям этот вариант работы не подходит из-за их индивидуальных особенностей. Они только мешают остальным членам группы и не находят ничего полезного для себя в процессе взаимодействия.

2. Группа может становиться конформной. Естественно, конфликты тогда не вскрываются. Люди не открываются, а только играют роли.

3. Притягательность групповых «правил игры» – открытость, эмпатия, искренность и прочее – может вызвать у участника желание всегда быть и общаться в подобной группе, и он закроет глаза на реальность, отстранится от нее.

По Ялому, цели и задачи групповой психотерапии заключаются в облегчении симптомов, а также в достижении изменений, которые можно охарактеризовать как личностный рост. Более конкретно мы можем назвать следующие цели:

  • Раскрытие проблем.
  • Их анализ.
  • Осознание и переработка полученной информации.
  • Коррекция поведения, отношений и установок на основе этой проработки.

Основной задачей становится создание для человека благоприятной среды, в которой осуществляются поддержка, переживание и осознание нового опыта и себя. Кроме того, важной частью выступает определение эмоций, их проговаривание и принятие.

Методы групповой психотерапии направлены на достижение поставленных задач. Они делятся на вербальные (дискуссия и психодрама) и невербальные (психогимнастика, проективный рисунок, музыкотерапия).

Основным методом служит групповая дискуссия. На ней строится весь процесс психотерапии. Группа может обсуждать как моменты биографии участника, так и интересующие его темы или особенности поведения. Остальные методы групповой психотерапии являются вспомогательными. К примеру, психодрама призвана создать игровую ситуацию, в которой участники исполняют какие-то социальные роли, в ходе чего становятся более ясными их проблемы.

Психогимнастика – выражение эмоций посредством мимики и жестов. Она помогает раскрыться и глубже постигать оттенки своих эмоциональных состояний. Так же, как и психогимнастика, проективный рисунок позволяет выявить и осознать вытесненные, глубокие проблемы участника группы. Сущность метода состоит в том, чтобы нарисовать на заданную тему рисунок, а затем обсудить его с группой.

Музыкотерапия – способ объединения участников, а также средство, оказывающее релаксирующее влияние. Различают её активный и пассивный вид. В первом случае участники сами становятся музыкантами или певцами, а во втором — обсуждают те чувства и эмоции, фантазии и воспоминания, которые возникли в ответ на прослушивание музыкальных композиций.

Высокая эффективность в сочетании с большей доступностью ввиду того, что сеансы стоят гораздо меньше, чем в индивидуальной терапии, обусловили повышенный спрос на данную форму работы. Вследствие высокой востребованности возникло множество видов групповой психотерапии.

Люди в них преследуют одну цель – сделать свою жизнь лучше в той или иной форме, при этом все они, как правило, имеют квалифицированного проводника – терапевта. Можно выделить следующие группы:

  • Терапевтические.
  • Решения проблем и развитие.
  • Просветительские.

К техникам групповой психотерапии относят конфронтацию, коррекцию опыта и научение. Они захватывают сразу и эмоции, и ум, и поведение. Ведущей техникой признается конфронтация. Она происходит между пациентом и его установками, проблемами, стереотипами поведения. Организуется с помощью обратной связи от группы, заключающейся в точной передаче того, как участник воспринимается другими.

Терапевт в группе служит неким направляющим и регулирующим звеном. Он мягко ведет группу, активизирует её и объясняет те открытия, до которых дошли члены группы, сдерживает межгрупповое взаимодействие. Ялом формулирует в своей книге, целиком посвященной групповой терапии, одиннадцать ключевых факторов, которые способствуют личностному росту или переменам в мировоззрении человека.

Укрепление позитивного настроя и устранение предвзятых идей. Подчеркивание положительных изменений, происходящих в результате терапии, и их демонстрация на примере тех, кто значительно продвинулся в ходе работы.

Надежда сама по себе вносит значительный вклад в исцеление. А примеры людей, переживших сходные проблемы и разрешивших их или научившихся с ними жить, показывают остальным то, что с их трудностями можно справиться, что они могут добиться улучшения своего состояния.

2. Общность опыта – универсальность переживаний.

Этот этап помогает увидеть и осознать, что люди не одиноки. Все проходят через проблемы, и вопрос только в том, как научиться жить в мире с собой. В результате человек учиться доверять другим и быть ближе к ним.

В реальной жизни мы либо делимся с самыми близкими людьми, либо вообще закрываемся и становимся как бы изолированными от чужого опыта. Это формирует ощущение уникальности и тяжести проблем, с которыми человек столкнулся. Понимание того, что все мы «плывем в одной лодке», позволяет проще относиться к трудностям и объединяет.

Снабжение теоретической информацией о душевном здоровье, психодинамике, психопатологиях, советы и руководство, которые предоставляют психотерапевт и другие члены группы, позволяют пациентам лучше понять процессы, происходящие в их психике. Это ведет к тому, что человеку легче становится анализировать ошибочные представления, не усугублять свое состояние и вырабатывать грамотные меры для гармонизации внутреннего мира.

Понимание себя и процессов в организме и психике иногда даже избавляет от необходимости лечения, так как человек учится подходить к своему поведению и чувствам как исследователь, искать причину и следствия проблемы. Ялом называет объяснение первым ключом к управлению, тогда как неопределенность рождает тревогу и страх.

Ялом подчеркивает важность способности отдавать, сознание человеком того, что он нужен и важен для других. Многие люди, попадающие в группы психотерапии, разочаровались в своей способности отдать что-то другим, они кажутся себе обузой. Когда же они обнаруживают, что их опыт, мнение, поддержка важны для других, это само по себе оказывает мощный терапевтический эффект.

5. Корректировка конфликтов, оставшихся от семьи.

Так как групповая психотерапия чем-то походит на семью, в ней происходит исследование тех проблем, начало которым было положено в семье пациента. Высвобождение негативных эмоций, детских переживаний позволяет осознать их и скорректировать.

6. Развитие навыков социализации.

Группа может участвовать в развитии социальных навыков как специально, так и опосредованно. В первом случае разыгрываются ситуации, в которых у человека возникают сложности, во втором – может просто поощряться обратная связь от участника.

Через анализ поведения пациенты узнают многое о том, как они привыкли взаимодействовать с другими, это позволяет им совершенствоваться. В результате опытные участники приобретают способность чутко улавливать атмосферу, они умеют разрешать конфликты, не занимают осуждающую позицию, проявляют эмпатию, легче понимают других и выражают себя.

Роль имитации в процессе терапии изучена недостаточно. В основном человек, наблюдая лечение других, сам учится справляться с вызовами и постепенно растет в личностном плане.

Подражание в группе часто раскрепощает, делает человека более раскованным и способным экспериментировать. В процессе общения пациент может примерять на себя образы других участников группы, а затем, в конце концов, их отбросить – таким образом быстрее проявляется индивидуальность.

8. Межличностное научение.

Благодаря обратной связи участники получают больше информации о себе извне, что приводит к пониманию себя. Благоприятное влияние оказывает возможность появления в группе ситуаций, сравнимых с прошлым, это позволяет переработать их и скорректировать свое поведение, а также увидеть со стороны примеры собственного поведения и, главное, их неэффективность. Происходит обучение новым формам взаимодействия, которые закрепляются.

9. Сплоченность группы.

Единство целей группы образует чувство принадлежности и принятия. В таких условиях участникам не только становится легко раскрыться, но и повышается их ценность в собственных глазах.

Сильные чувства, характерные для катарсиса, оказываются на виду. Наибольшее значение имеет принятие группой участника после взрыва чувств.

11. Экзистенциальные вопросы.

Благодаря работе в группе участники понимают степень своей ответственности за собственную жизнь, учатся сами принимать решения, осознают ценность выбора и действий как факторов, формирующих рисунок судьбы словно из кусочков пазла.

Грамотные рекомендации по выбору группы даст специалист, когда ознакомится с проблемой человека. Группы бывают малые и большие, закрытые и открытые, «разношерстные» и такие, в которых участники имеют сходные проблемы. Сеансов может быть много или всего несколько.

В малых группах обычно каждый человек получает внимание всех остальных и оно достаточно продолжительно, а большие группы отличаются разнообразием, возможностью посмотреть на ситуацию с разных точек зрения и услышать множество мнений. Открытые группы можно начать посещать в любое время, при этом разные участники, соответственно, будут находиться на разном уровне решения своих проблем. Закрытые группы можно посещать только с первого сеанса.

Групповая терапия может быть полезна как в совокупности с индивидуальной, так и обособленно. Очень часто при трудностях продвижения психотерапевтического процесса один на один с психологом последний рекомендует человеку пройти групповую терапию.

Краткий вариант групповой психотерапии критиковали многие. В работе «Теория и практика» Ялом приводит доказательства того, что на эффективность терапии больше влияния оказывает продолжительность лечения, а не количество сеансов. Новый опыт, полученный в результате работы в группе, должен стать неотъемлемой частью реальной жизни человека, а на это требуется время. С другой стороны, для облегчения кризисов, связанных с потерей работы или разрывом отношений, достаточно 8 сеансов.

Хотя правилами группы обычно предусматривается конфиденциальность, никто не может дать абсолютной гарантии того, что сведения, озвученные на сеансе, не попадут вовне. Так что стоит соблюдать осторожность. В целом такие казусы случаются редко, а процесс лечения проходит эффективнее тогда, когда все участники честны и открыты друг с другом.

Групповая психотерапия – по-настоящему мощное средство для того, чтобы по-новому взглянуть на себя и изменить свое отношение к миру. В ходе терапии можно проработать старые конфликты, научиться быть ближе к людям, понимать и принимать других, избавиться от страха.

Мы все с самого детства входим в группы – семья, школа, компании на улице, университет, работа. И переход в группу психотерапии открывает нам возможности приобрести необходимые социальные навыки, разглядеть те модели поведения, которые создают нам дискомфорт, и просто осознать свои желания. Автор: Екатерина Волкова

И самый главный совет

Копирование с активной ссылкой. Карта сайта Правила и условия , Политика , Партнерская программа

  • Доступ ограничен

    Доступ к запрашиваемому ресурсу ограничен по решению суда или по иным основаниям,

    установленным законодательством Российской Федерации

    Возможные причины ограничения доступа

    1. Доступ ограничен по решению суда или по иным основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.
    2. Указатель страницы и (или) доменное имя сайта, сетевой адрес включены в Единый Реестр доменных имен, указателей страниц сайтов сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

    Проверить наличие доменного имени и (или) указателя страницы сайта, сетевого адреса в Едином реестре можно в разделе

    «Просмотр реестра» на сайтеhttp://eais.rkn.gov.ru/

  • Указатель страницы и (или) доменное имя, сетевой адрес включены в Реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространяемую с нарушением исключительных прав.

    Проверить наличие доменного имени и (или) указателя страницы сайта, сетевого адреса в Реестре можно в разделе

    «Просмотр реестра» на сайтеhttp://nap.rkn.gov.ru/reestr/

  • Указатель страницы и (или) доменное имя, сетевой адрес включены в Реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка.

    Проверить наличие доменного имени и (или) указателя страницы сайта, сетевого адреса в Реестре можно в разделе

    «Просмотр реестра» на сайтеhttp://398-fz.rkn.gov.ru/

  • Указатель страницы и (или) доменное имя включены в Реестр организаторов распространения информации в сети «Интернет» и сайтов (или) страниц сайтов в сети «Интернет», на которых размещается общедоступная информация и доступ к которым в течение суток составляет более трех тысяч пользователей сети «Интернет».

    Проверить наличие доменного имени и (или) указателя страницы сайта в Реестре можно в разделе «Просмотр реестра» на

    Методы групповой психотерапии

    Психическое лечение. Методы групповой психотерапии. Групповая терапия – лечебный метод, который пользуется всевозрастающим спросом и применяется в самых разных психосоциальных учреждениях. Психотерапевт руководит групповыми занятиями и использует интерактивное общение членов группы для смягчения симптомов, улучшения взаимоотношений и коррекции личностных расстройств (ниже будет представлена информация о работе групп самопомощи, часто без руководителя). Большинство видов групповой терапии ставят своей целью помощь членам группы в решении их индивидуальных проблем. При терапии пар и семейной терапии цель состоит также или исключительно в том, чтобы улучшить функциональные возможности всей группы в целом.

    Групповая терапия имеет много преимуществ. Лечение может проводиться одновременно нескольким пациентам, и поэтому оно стоит дешевле, чем индивидуальная терапия. Группы самопомощи в большинстве случаев вообще бесплатны. В терапевтической группе участники волей-неволей раскрывают свои трудности в общении с другими, а не только описывают их своему врачу, в связи с чем появляются большие возможности для переработки этих проблем. И наконец, терапевтическая группа дает участникам чувство коллективизма, она наглядно демонстрирует, что и другим членам группы приходится бороться с теми же трудностями, а также показывает примеры успешного их преодоления.

    Методы групповой психотерапии. Основы групповой терапии

    Многие формы психотерапии можно проводить в группе. Стиль поведения ведущего, как и цели, которые ставятся при работе с группой, зависят от того, какая форма терапии предлагается. Так, например, в поведенческой терапии ведущий играет активную роль и структурирует занятия таким образом, чтобы сконцентрировать внимание участников на отдельных моделях поведения, которые нуждаются в коррекции. В психодинамических группах руководитель скорее склоняется к тому, чтобы наблюдать, слушать, задавать вопросы и в конце занятия дать свое истолкование.

    В группах, руководимых профессионалом, состав группы формируется высококвалифицированным психотерапевтом очень тщательно. Большинство групп по своему составу гетерогенны, т.е. они составлены из лиц разного пола, возраста, этнической принадлежности, социально-экономического статуса, исповедуемой религии, профессии, личностных качеств, а часто и обремененных совершенно различными проблемами. Эта разнородность составляет основу для взаимодействия и дискуссий, а также для понимания различий.

    Однако ряд групп, например направленных на коррекцию поведенческих расстройств, в основном гомогенны. Участников подбирают по общим для них признакам или сравнимым расстройствам. Так, некоторые группы составляют исключительно из подростков, из соматически больных, из лиц, злоупотребляющих наркотиками, супружеских пар, насильников, лиц, страдающих фобиями, или с нарушениями приема пищи. Большинство групп самопомощи состоят из лиц, озабоченных сходными проблемами.

    В некоторых группах состав участников остается неизменным в течение всего курса лечения. В других группах новые участники подключаются на разных этапах лечения. В большинстве случаев группа состоит из пяти – девяти человек. Обычно занятия проводится один раз в неделю и продолжаются полтора часа.

    Так же как и при индивидуальной терапии, лечение в составе групп может быть краткосрочным или продолжительным. В большинстве случаев продолжительность занятий группы бывает заранее ограниченна, состав участников постоянен, а поставленные цели – реальны. Одни группы имеют выраженный педагогический компонент, или проявляют выраженную заинтересованность в приобретении социальных навыков, или же нуждаются в лечении с помощью поддерживающих когнитивных или поведенческих методик. В группах, рассчитанных на длительное время и меняющийся состав участников, речь идет об углублении самопознания, изменении структуры личности и улучшении интерперсональных отношений.

    Методы групповой психотерапии. Показания для лечения

    Групповая терапия в той или иной форме оправдала себя в широком спектре психических и эмоциональных расстройств и жизненных ситуаций. Она часто применяется одновременно с индивидуальной терапией и особенно полезна для людей с трудностями в общении. Групповая терапия является особенно эффективной формой лечения для лиц с интерперсональными проблемами, которым необходимо уяснить себе воздействие своих проблем на других людей.

    Групповая терапия: другие методики

    Кроме вышеназванных видов групповой терапии, опирающихся на психодинамические, поведенческие или когнитивные методы, существуют другие многочисленные варианты. Ниже приводятся некоторые из этих методик:

    • Конфронтирующие группы. При этом методе воздействие группы употребляется для того, чтобы помочь участникам изменить те формы поведения, с которыми они отнюдь не хотели бы расставаться, как, например, употребление наркотиков или азартные игры. В связи с тем что участникам предлагается противоборство с особенностями характера, глубоко въевшимися в плоть и кровь, то обсуждение в группе может быть достаточно эмоциональным.

    • Ободряющие и конструктивные группы. Такие группы ставят своей задачей поднять моральный уровень участников и создать положительный микроклимат, стимулирующий изменения в нужном направлении. Примерами являются группы анонимных алкоголиков, обжор, а также религиозные группы поддержки. Свидетельства родственников, дискуссии, подобранная по тематике литература, а также медитация и упражнения по расслаблению поддерживают и ободряют участников и создают образ «сильной группы», которая и является самым действенным терапевтическим инструментом этого метода.

    • Марафонские группы. Это группы интенсивного накопления опыта, которые работают непрерывно много часов, а иногда и несколько дней подряд. Их цель – сломить болезненные защитные механизмы и облегчить взаимоотношения между участниками. В этих группах, использующих методику, которая стала известной под названием «марафонской», большое значение придается откровенности и психической интимности. То, как члены группы общаются в настоящее время, считается значительно более важным, чем тот опыт, на который они опирались раньше.

    •Психодрама. Методика психодрамы, разработанная Ж.Л.Морено, применяет ролевые игры для развития самосознания и индивидуального совершенствования. В психодраме имеются протагонист (пациент), ведущий (психотерапевт), помощники терапевта (так называемые помощники Я) и публика. Участники разыгрывают различные конфликты и поведенческие проблемы из жизни членов группы.

    • Группы трансактивного аналитического действия. Трансактивный анализ (ТА) разработан психиатром Эриком Берном. Метод сосредоточен на состоянии пациентов Здесь и Сейчас. Взаимодействие в группе помогает раскрыть внутренние конфликты участников, часто связанные с комплексами, который каждый индивидуум носит в себе и которые Берн обозначил как «родитель», «ребенок» и «взрослый». По представлению Берна, знание роли, которую играет определенная персона для пациента в данную минуту, объясняет, почему он чувствует или ведет себя так или иначе. Таким же образом может быть понятной «игра» (т.е. способ отношения к чему-либо), в которую «играет» пациент.

    • Гештальтт-группы. В гештальттерапии, разработанной психологом Фредериком Перлзом, речь идет об эмоциональном сознании и способности чувственного восприятия в настоящий момент. Группы занимаются специальными упражнениями и ролевыми играми для того, чтобы помочь участникам понять свои чувства, не заставляя их сосредоточиваться на своих мыслях. Это способствует индивидуальному росту и раскрытию личных качеств.

    • Структурированное групповое приобретение опыта. Сюда относятся различные виды групповой терапии, которые, преимущественно носят поддерживающий, педагогический и не обременяющий характер. Это группы медитации, дискуссионные, образовательные или эмоционально направленные группы (лечение музыкой и поэзией) и группы, развивающие движение, как, например, танцклассы. Собрания терапевтических групп по месту жительства (в том числе в группах наркоманов или в психиатрических больницах) также подпадают под эту категорию.

    • Специальные группы. Все участники этих групп подбираются по признаку одного диагноза или симптома, нуждающегося в психотерапии, например больные раком или фобиями, или лица с нарушениями сексуальной идентификации. Они используют разнообразные методы поддержки от ролевых игр до откровенных бесед и рассказов о своих проблемах.

    Г-жа Б., 35-летняя одинокая женщина, обратилась к психологу в связи со своей неспособностью поддерживать длительные отношения с одним мужчиной. У нее было постоянное желание выйти замуж для того, чтобы построить семью, однако после ряда взрывных эксцессов во взаимоотношениях она начала сомневаться в себе, почувствовала себя угнетенной и неспособной «иметь успех в любви». Она и на работе чувствовала себя одинокой, изолированной от других, и нередко вступала в конфликты с сослуживцами и начальством из-за того, что считала, будто ею помыкают.

    Г-жа Б. в своей семье была младшей из сестер. Родители оказывали предпочтение старшей дочери. Поэтому г-жа Б. описывала себя как «второстепенного» члена семьи. Несмотря на привлекательность, интеллигентность и доброжелательность в беседе, у нее отсутствовала уверенность в себе, она чувствовала себя нескладной.

    В связи с тем что большинство ее трудностей находилось в сфере межличностных отношений – в семье, с мужчинами, на работе, психотерапевт принял решение направить ее в психодинамически ориентированную лечебную группу. Он надеялся на то, что она не только приобретет во время занятий новый опыт общения, но и проявит, как далеко зашли ее убеждения о собственных чертах характера и какое влияние они оказывают на трудности в общении с людьми.

    Группа, выбранная для г-жи Б., состояла из восьми человек: четырех мужчин и четырех женщин в возрасте между 25 и 45 годами. Все члены группы имели сложности в общении или же симптомы страхов и депрессии, мешавшие им в повседневной жизни. До прихода г-жи Б. члены этой группы уже встречались в течение нескольких месяцев, один раз в неделю на полтора часа.

    Г-жа Б. начала занятия с опасением, она боялась, что будет плохо принята и оттеснена от участия в работе группы, т.е. испытывала те же чувства, что и во взаимоотношениях со своей семьей. К своему удивлению, она заметила, что почти все при приходе в группу испытывали подобный страх быть отвергнутыми и боялись недружелюбного приема.

    Освоившись в группе, г-жа Б. постепенно смогла высказываться по поводу некоторых проблем своей жизни. Из рассказов других о трудностях, которые они переживали, она смогла сделать и для себя некоторые полезные выводы. Кроме того, она заметила, что может помочь некоторым членам группы, и это укрепило ее самоуважение.

    Как это часто происходит в психодинамических группах, г-жа Б. стала постигать, в какой мере ее общение с руководителем и членами группы является новым вариантом взаимоотношений, которые она ранее пережила в семье. Например, она часто выражала свою досаду или открытое раздражение в связи с тем, что, по ее мнению, руководитель группы «предпочитал» других, особенно одну женщину, которая была старше нее. Это возродило в ней старое, глубоко укоренившееся чувство соперничества со старшей сестрой.

    Терапевтический процесс в группе также раскрыл перед ней причины многих трудностей в общении с другими людьми. Их создавал ее низкий уровень самоуважения, связанный с чувством зависти к другим. Ее безнадежная потребность быть признанной и любимой мужчинами, встречала с их стороны противоположную реакцию, которая пугала ее. Мужчин, которые все-таки хотели сблизиться с ней, она отвергала. Благодаря терапевтическим групповым занятиям она открыла для себя, что боялась, как бы сблизившийся с ней мужчина не распознал ее «истинной» сути.

    Как только она смогла разрушить свои устоявшиеся страхи, они перестали мешать ей общаться с людьми как в частной жизни, так и на работе. После занятий в группе, длившихся в течение полутора лет, г-жа Б. познакомилась с мужчиной, с которым смогла завязать серьезные отношения.

    Источники:

    Групповая психотерапия – что это
    Групповая психотерапия — что это и чем отличается от индивидуальной терапии? Методы и практики групповой психотерапии.
    http://www.grc-eka.ru/eto/gruppovaya-psixoterapiya.html
    Доступ ограничен
    Доступ ограничен Доступ к запрашиваемому ресурсу ограничен по решению суда или по иным основаниям, установленным законодательством Российской Федерации Возможные причины ограничения
    http://zadocs.ru/medic/1250/index.html?page=33
    Методы групповой психотерапии
    Методы групповой психотерапии Психическое лечение. Методы групповой психотерапии. Групповая терапия – лечебный метод, который пользуется всевозрастающим спросом и применяется в самых разных
    http://www.astromeridian.ru/psy/metody_gruppovoi_psihoterapii.html

    (Visited 4 times, 1 visits today)
  • Популярные записи:

    Мужчина не общается с девушками Мой парень общается с девушками по интернетуМой парень общается с… (2)

    Доктор комаровский гиперактивные дети Доктор КомаровскийДоктор Комаровский — о путешествии с ребенком, закаливании и… (2)

    Неравный секс — большое разочарование Кто старше, кто моложе - какая разница? Оказывается, разница существенная.… (2)

    Никогда не помогай слабым Не помню, почему так получилось, но с детства я верил,… (2)

    непонимание в отношениях Откуда берется непонимание в отношениях и как вернуть идиллию?>Откуда берется… (1)

    COMMENTS