Методы психологии — их классификация и характеристика

Классификация методов современной психологии.

Метод— это выражение некоторых свойств соотношений между объектом и субъектом в процессе познания.

I.Существует несколько подходов к классификации методов психологического исследования. Б. Г. Ананьев выделяет следующие 4 группы методов.

Организационные методы включают:

— сравнительный метод (сопоставление различных групп испытуемых по возрастам, видам деятельности и др.);

— лонгитюдный метод (обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени);

— комплексный (в исследовании участвуют представители разных наук, один объект изучают разными средствами), объединяющий в себе достоинства обоих вышеназванных методов.

Эмпирические методы – методы сбора первичной информации. Среди них выделяют:

— обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение);

— различные виды эксперимента (лабораторный, полевой, естественный, констатирующий, формирующий);

— психодиагностические методы (тесты стандартизированные, тесты проективные, беседа, интервью, анкеты, опросники, социометрия);

— праксиметрические методы (приемы анализа процессов и продуктов деятельности: хронометрия, циклография, профессиограмма, оценка продуктов деятельности);

— моделирование применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе. Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими;

Методы обработки данных охватывают:

— методы количественного (статистический) анализа;

-методы качественного (дифференциация материала по группам, их анализ) анализа, позволяющие установить скрытые от прямого восприятия закономерности.

Интерпретационные методы, предполагающие различные приемы объяснения закономерностей, выявленных в результате статистической обработки данных, и их сопоставление с ранее установленными фактами.

включают: — генетический метод -это исследование генетических связей (филогенетический, онтогенетический, генетический и социогенетический), так называемое исследование «вглубь»;

— структурный (классификация, типологизация) метод: психография, типологическая классификация, психологический профиль – исследование «вширь».

II. Более упрощенную классификацию предлагает И. Б. Гриншпун:

неэкспериментальные (различные виды наблюдения, опрос, анкетирование, беседа, анализ продуктов деятельности);

психодиагностические (различного рода тесты);

экспериментальные (метод эксперимента и различные его модификации).

Неэкспериментальные методы:

Наблюдениеэто планомерное, целенаправленное, преднамеренное и специальным образом организованное восприятие явлений, результаты которого в той или иной форме фиксируются наблюдателем. Наблюдение — основной, наиболее распространенный в психологии эмпирический метод целенаправленного систематического изучения человека.

Беседаэто метод психологического исследования, который предусматривает прямое или косвенное накопление информации путем вербального (словесного) общения.

Интервьюкак специфическая форма беседы применяется с целью получения сведений не только о самом интервьюируемом, который знает об этом, но и о других людях, событиях и др.

Интервью можно разделить на структурированное и неструктурированное. В интервью первого типа вопросы тщательно сформулированы и умело выстроены в нужном порядке. В неструктурированном интервью, наоборот, вопросы размещены так, чтобы у испытуемого оставалась определенная свобода в ответах. Интервью проводится не только в индивидуальной, но и в групповой форме.

Опрос— способ получения информации об изучаемом индивиде, группе в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкета) общения экспериментатора и респондента, т.е. испытуемого. Цель опроса — определить мнения, установки, представления человека о себе, окружающих людях, явлениях действительности.

Анкета— эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные и соответствующие основной задаче исследования вопросы.

Анкета — опросный лист, составленный определенным образом с учетом содержания вопросов, формы их предъявления (открытые, требующие полного развернутого ответа, и закрытые, требующие ответа «да» или «нет»), а также количества и порядка следования. Анкетирование может быть устным или письменным, проводиться в индивидуальной или группой форме, однако во всех случаях оно должно отвечать требованиям репрезентативности и однородности выборки.

Анализ продуктов (результатов) деятельности (творчества)это исследовательский метод, позволяющий опосредованно изучать сформированность знаний и навыков, интересов и способностей человека на основе анализа продуктов его деятельности(тексты, музыка, живопись и т.д.).

Социометрия (социальное измерение)— исследовательский метод, позволяющий изучать эмоционально-непосредственные отношения внутри малой группы. Метод был разработан Дж. Морено, модификация теста проведена Я. Л. Коломинским. Социометрия служит средством получения данных о том, как члены малой социальной группы относятся друг к другу (взаимные симпатии-антипатии).

Основным методологическим средством социометрии является так называемый социометрический тест (тест социометрического выбора). Полученные в ходе исследования данные заносятся в социометрическую матрицу, на основании которой составляется социограмма — специальный рисунок, диаграмма, отражающая целостную картину взаимоотношений, взаимных и односторонних выборов, ожидаемых выборов, а также рассчитываются различные коэффициенты отношений.

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 1091 ;

studopedia.net

Методы психологии, их классификация и основная характеристика

Психология как наука. Специфика психологического знания. Отрасли психологии.

W Наука о самом сложном – о психике

W В психологии объект и субъект познания сливаются

W Уникальные практические следствия. Познавая себя, человек будет себя изменять. Психология – наука не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека

1879г – немецкий ученый В. Вундт открыл в г. Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии.

Психология возникла на пересечении естественных наук и философий.

Основные отрасли психологии:

Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Так, особенности психики животных изучает зоопсихология. Психика человека изучается другими отраслями психологии: детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития. Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей). Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания. Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. В этих областях психолог не только расширяет круг своих исследовательских задач, но и сталкивается с новыми неожиданными явлениями. Ведь рассмотрение работы какого-либо механизма высвечивает его структуру и организацию

Сравнительная характеристика научной и житейской психологии.

Житейские психологические знания

W Конкретны, приурочены к конкретным ситуациям, людям и задачам. Но к задачам довольно прагматическим. То есть задачи, ситуации и лица, на которые распространяются эти знания ограничены.

W Носят интуитивный характер, что связано с особым методом их получения: путем практических проб и прилаживаний

W Возможность передачи этих знаний весьма ограничена из-за конкретности и интуитивности их характера

W Ограниченность методов: наблюдение и размышления

W Ограниченность доступного фактического материала

W Стремится к обобщениям. Для этого используются научные понятия. Отработка понятий – одна из важнейших функций науки. В понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения; они четко определяются, соотносятся друг с другом и связываются в законы.

W Знания рациональны и осознанны

W Знания аккумулируются и эффективно передаются во всем своем объеме. «Представители науки – пигмеи, которые стоят на плечах у великанов – выдающихся ученых прошлого. Они, может быть, гораздо меньше ростом, но видят дальше, чем великаны, потому что стоят на их плечах». Передача знаний возможна, так как они кристаллизируются в понятиях и законах; фиксируются в научной литературе, передаются с помощью вербальных средств (речи и языка).

W Кроме наблюдений и размышлений возможен эксперимент

W Обширный, разнообразный и часто уникальный фактический материал, не доступный в полном объеме ни одному носителю житейской психологии

Разработка специальных отраслей психологии – метод общей психологии. Житейская психология его лишена. Однако для того, чтобы быть хорошим психологом, нужно совмещать 2 типа психологических знаний.

Методы психологии, их классификация и основная характеристика

1. Метод интроспекции – главный (Д. Локк), т.к.

W Фундаментальное свойство процессов сознания открываться субъекту

W «закрытость» этих процессов для внешнего наблюдателя

-существует возможность раздвоения, или «удвоения», психики. Душевная деятельность может протекать как бы на двух уровнях:

Процессы первого уровня* восприятия, мысли, желания

Процессы второго уровня*наблюдение, или созерцание, этих восприятий, мыслей, желаний

-деятельность души первого уровня есть у каждого человека и даже ребенка. Душевная деятельность второго уровня требует специальной организации. Это специальная деятельность. Без нее знание о душевной жизни невозможно.

v Психолог может проводить психологические исследования только над самим собой. Если он хочет знать, что произойдет с другим, то должен поставить себя в такие же условия, пронаблюдать себя и по аналогии заключить о содержании сознания другого человека

v Поскольку интроспекция не происходит сама собой, а требует особой деятельности, то в ней надо долго упражняться

Преимущества метода интроспекции: в сознании отражается причинная связь психических явлений, интроспекция поставляет психологические факты без искажений.

Описательные

Как показывает их название, описательные методы отводят исследователю роль наблюдателя. Он никогда не вмешивается в наблюдаемое явление, а ограничивается тем, что описывает его как можно более объективно.

poisk-ru.ru

Методы психологии.

Методы психологии.

Метод- путь получения информации об интересующем объекте и предмете.

Методы- теоретические и эмпирические.

Теоретические методы: анализ, обобщение, классификация, сравнение, подведение под понятие.

Эмпирические методы: наблюдение и самонаблюдение (интроспекция), эксперимент, тестирование, опрос (анкета, интервью, беседа), анализ продуктов деятельности.

Схема характеристики метода исследования.

1. Определение.
2. Перечислить виды.
3. Назвать требования, предъявляемые к данному методу.
4. Назвать достоинства метода.
5. Назвать недостатки.

Характеристика методов исследования.

Наблюдение- метод психологии, основанный на целенаправленом восприятии поведения, деятельности, поступков человека.

Виды: сплошное, открытое, включенное, внешнее, выборочное, закрытое, невключенное, внутреннее.

Сплошное- за всем происходящим и выделение орпделенных единиц.

Выборочное- конкретный процесс.

Открытое- наблюдаемый знает о наблюдении.

Закрытое- наблюдаемый не знает о наблюдении.

Включенное- исследователь находится внутри группы.

Невключенное- исследователь не входит в группу.

Внутреннее- наблюдение за собой.

Внешнее- прочие наблюдения.

1. Цель.
2. Составить план наблюдения:

Выдение единиц наблюдения и способов фиксации.

Единицы наблюдения:
-жесты
-действия
-поступки
-речевые высказывания
-вегетативные реакции
-паузы
-интонационные изменения

Способы фиксации:
-сплошная запись
-таблицы
-схемы с заранее продуманными условными обозначениями.

Исследователь не вмешивается в естественное течение процессов.
Малые материальные затраты.

Большие временные затраты.
Невозможность повторения.
Возможный субъективизм наблюдателя.

Эксперимент- метод психологии, в котором целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего.

Виды: лабораторный, естественный, констатирующий, формирующий, срез.

Лабораторный- искуственные условия, лаборатории, использование специальных приборов.

Естественный- активное влияние на ситуацию, но в формах, не нарушающих ее естественности для испытуемого.

Констатирующий- выявление определенных психических особенностей и дает предварительный материал об уровне развития соответствующего качества.

Формирующий- выявление закомномерностей развития психики ребенка в процессе активного, целенаправленного воздействия экспериментатора на формирование психики испытуемого.

Срез- кратковременная констатация состояния изучаемого объекта на различных этапах его развития (поперечные- сопоставление разных групп испытуемых; продольные- измерение отдельных психических качеств у одних и тех же людей).

1. Планирование:
-сформулировать цель;
-определение контингента испытуемых;
-подборка методик;
-определение места и времени его проведения.

2. Проведение:
-установление доверительных отношений с испытуемым.

3. Эксперименты всегда проводятся индивидуально, в отдельном помещении, если не предусмотрено групповое исследование.

1. Исследователь сам создает условия, чтобы вызвать проявление психических процессов.
2. Исследователь может целенаправленно изменять условия и течение психических процессов.
3. Строгий учет протекания эксперимента.
4. Возможность проведения среди большого количества испытуемых —> установление общих закономерностей развития психических процессов.

1. Исследователь знает об эксперименте.
2. Невозможность организации исследования так, чтобы испытуемый не знал, что является объектом исследования.

Психодиагностические методы исследования.

Тест- краткие стандартизированные психологические методики, в результате испытания которых оцениваются те или иные личностные качества.

Виды: тесты-опросники, тесты-задания, тесты способностей, тесты личностные, тесты достижений.

Тесты-опросники- система заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения валидности и надкжности вопросов, по ответам на которые судят о психических особенностях человека.

Тесты-задания- оценка психики человека на основе того, что и как он делает.

Тесты способностей- оценка возможностей человека в овладении знаниями, умениями и навыками.

Тесты личностные- оценка эмоционально-волевых качеств личности, особенности поведения в различных условиях.

Тесты достижений- оценка уровня овладения знаниями в связи с конктретными программами подготовки.

1. Бланки-рисунки, схемы, таблицы, опросники.
2. Аппаратура для обработки результатов.

1. Краткость.
2. Массовость использования.
3. Возможность статистической обработки.

При использовании тестов учитываются количественные, а не качественные показатели.

Опрос- метод психологии, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов.

Виды: анкета, интервью, беседа.

Анкета- опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов.

Интервью- получение информации путем устных ответовна вопросы.

Беседа- получение информации путем речевого обсуждения интересующего вопроса.

1. Сообщение некоторых данных о себе.
2. Ряд задаваемых вопросов.

1. Анкета: получение большого количества информации за относительно малый промежуток времени.
2. Наблюдение за поведением и реакциями человека.
3. Изменение тактики, содержания задаваемых вопросов.

1. Письменная форма: неполная достоверность данных.
2.Устная форма: большие временные затраты.

5. Анализ проудктов деятельности.

1. АПД- выявление и оценка психологических особенностей человека.
2. Виды зависят от выполняемых действий.
3. Требования: наличие определенных материалов.
4. Достоинства: достоверность данных.
5. Недостатки: возможные затраты большого количества времени; ограничение материалов.

Проективные методы исследования.

Проективный метод- метод психологического исследования, заключающееся в анализе события, личного отношения к нему.

Виды: ассоциативный, интерпретационный, конструктивный, аддитивный, импрессивный, экспрессивный, катартический, моделирование, генетический.

Ассоциативный- предъявление беспорядочного материала, требующего придания субъективного смысла.

Интерпретационный- толкование событий, ситуаций, изображений.

Конструктивный- предъявление отдельных деталей для составления разных целостных картинок.

Аддитивный- дополнение, завершение.

Импрессивный- выбор решения, связанный с влечениями, симпатиями, намерениями.

Экспрессивный- деятельность на свободную или задуманную тему.

Катартический- творческая деятельность в особо организованных условиях.

Моделирование- копирование объекта исследования, с целью его упрощения.

Генетический- определение роли генотипических или средовой обусловленности психологических свойств и особенностей поведения человека.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

dreamgirl09.mirtesen.ru

Характеристика методов психологических исследований

Эмпирические (практические) методы.

Теоретические методы.

Классификация методов психологии.

В психологии существует несколько подходов к классификации методов.

Традиционная психология выделяет две группы методов: основные и дополнительные. К основным методам относится наблюдение и эксперимент. К дополнительным методам – беседа, анкета, анализ продуктов деятельности, тестовый метод, социометрия.

Современная психодиагностика разделяет методы исследования на следующие группы:

1) Строгоформализованные методы: тесты, опросники, методики проективной техники, психофизиологические методики;

2) Малоформализованные методы: наблюдение, беседа, интервью, анализ продуктов деятельности.

Также интересна классификация И.В. Дубровиной, в которой психологические методы подразделяются на исследовательские, психодиагностические, развивающие, психокоррекционные, психопрофилактические, которые могут выступать в нескольких ролях.

Например, беседа может выступать как диагностический, развивающий или психопрофилактический метод; тест может быть диагностическим и психокоррекционным методом.

Однако, наиболее подробной является классификация отечественного психолога Б.Г. Ананьева, в которой выделяется две группы методов: теоретические и эмпирические.

1.1.Организационные методы:

·постановка цели, задач, гипотезы исследования;

·планирование этапов исследования;

1.2.Обрабатывающие методы:

·количественная и качественная обработка результатов практических исследований;

·оформление результатов (графики, таблицы, схемы).

1.3.Интерпретирующие методы:

2.1.Диагностические методы:

2.2.Ориентировочные методы:

·анализ биографических и медицинских показателей;

·анализ процесса и продуктов деятельности.

Анализ основных классификации позволяет выявить разнообразие методов психологии, а также проследить этапы психологического исследования.

Наблюдение – это метод, состоящий в преднамеренном и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических особенностей в определенных условиях.

Разумеется, психику непосредственно наблюдать нельзя, только в деятельности, в действиях и поступках выражается личность человека, его психика.

Методика проведения наблюдения была предложена отечественным психологом М.Я. Басовым в 20г. ХХ столетия. В своих исследованиях М.Я. Басов провел резкую грань между обычным наблюдением и научным:

·обычные наблюдения используются педагогом каждый день, но в них педагог выступает «пассивным воспринимателем», его наблюдения случайны, нецеленаправленны, а поэтому достаточно поверхностны;

·в научных наблюдениях педагог становится в позицию активного наблюдателя, истинного исследователя поведения ребенка, поскольку осуществляет наблюдение на основе продуманного плана, предварительной подготовки.

Научное наблюдение как метод психологических исследований характеризуется:

2.Выбором ситуации для наблюдения.

3.Определением психологических качеств или особенностей поведения, которые должны стать объектом наблюдения.

4.Разработкой системы фиксации и записи результатов.

То есть, наблюдение как метод включает цель и схему.

В психологических исследованиях применяются различные виды наблюдения.

1.Наблюдения хронологические, лонгитюднные (длительные) наблюдения, или «продольные». Проводятся в течение длительного времени при изучении возрастных особенностей детей. Например, могут изучаться особенности развития речи и мышления детей, эмоциональные проявления, интересы, черты характера и способности. Результаты данного наблюдения фиксируются в дневнике, где анализируют процессы психологического развития ребенка. Периодические — проводятся в течение определенных промежутков времени. Единичные – описание отдельного случая.

2.В зависимости от позиции наблюдателя выделяют:

·Внутренние наблюдение (интроспекция) – человек наблюдает за своими чувствами, мыслями, образами, анализирует свое поведение.

·Внешнее (стороннее) наблюдение за объектом со стороны.

·Включенное – исследователь является членом группы и полноправным ее участником.

·Открытое наблюдение – наблюдатель известен.

·Скрытое наблюдение — наблюдатель действует инкогнито.

3.В зависимости от ситуации наблюдения:

·Полевые – предполагают естественные условия для наблюдаемого.

·Лабораторные – объект наблюдается в специально созданных, искусственных условиях.

·Перечисленные виды наблюдения противостоят друг другу и в исследованиях педагога могут сочетаться.

Достоинства метода наблюдения:

1.Изучение внешних особенностей проявления психики происходит в естественных жизненных условиях.

2.Для проведения наблюдения исследователю не требуется согласие со стороны испытуемого и кооперирование с ним.

Недостатками метода наблюдения является:

1.Нет критериев анализа и оценки результатов наблюдения.

2.Затрачивается большой объем времени, чтобы пронаблюдать необходимое психическое явление.

3.Субъективное мнение исследователя влияет на результаты наблюдения.

4.Единичное наблюдение не дает возможность сделать вывод об уровне развития определенного психического явления или свойства личности.

Эксперимент – метод психологического исследования, предполагающий активное вмешательство в ситуацию со стороны экспериментатора.

Экспериментатор не только создает необходимые условия, чтобы вызвать интересующие психические явления у испытуемого, а также контролирует их.

Проводя исследование при одинаковых условиях с разными испытуемыми, экспериментатор может установить возрастные и индивидуальные особенности протекания психических процессов у каждого из них.

В психологии различаются следующие виды эксперимента:

1.Лабораторный эксперимент. Он был предложен В.Вундтом в 1879 году, который в Германии открыл первую экспериментальную лабораторию. Лабораторный эксперимент проводится в условиях специально оборудованного помещения, что обеспечивает особенно строгий контроль всех воздействий на испытуемого и регистрацию его ответов и действий.

Психологическая лаборатория оснащена специальным оборудованием, которое может быть и очень сложным и очень простым. Важно, чтобы оборудование обеспечивало реализацию основных целей эксперимента.

2.Естественный эксперимент. Его предложил русский психолог А.Ф.Лазурский в конце XIX века. Данный вид эксперимента предполагает проведение исследования под контролем экспериментатора, но в естественных условиях.

Естественный эксперимент строится так, что испытуемые подвергаются психологическому исследованию – это обеспечивает естественность их поведения. При организации естественного эксперимента также возможно применение технических средств, но испытуемый не должен об этом знать.

И лабораторный, и естественный эксперименты могут быть констатирующими и формирующими.

Констатирующий эксперимент выявляет факты, закономерности, сложившиеся в ходе развития человека.

Формирующий эксперимент выявляет условия, психологические механизмы развития определенных качеств, способностей, свойств путем активного их формирования.

Синонимами к понятию формирующий эксперимент могут быть – метод активного формирования психики, преобразующий, воспитывающий, обучающий, созидательный. Формирующий эксперимент не ограничивается регистрацией выявляемых фактов, а предполагает создание специальных ситуаций, в которых экспериментатор активно воздействует на испытуемого.

Беседа – метод получения информации на основе вербальной коммуникации.

При правильном ее проведении можно выявить индивидуально-психологические особенности личности: склонности, интересы, вкусы, отношения человека к жизненным фактам и явлениям, к другим людям, собственным поступкам, событиям прошлого и настоящего.

Сущность этого метода заключается в том, что исследователь задает испытуемому заранее подготовленные и тщательно продуманные вопросы, на которые тот отвечает.

Содержание и форма вопросов определяются:

В процессе беседы вопросы изменяются и дополняются в зависимости от ответов испытуемых. Ответы тщательно, точно записываются. Одновременно исследователь наблюдает за характером речевых высказываний, а также за поведением, выражением лица, мимикой испытуемого.

Беседа должна быть живой и непринужденной, проводиться в атмосфере доверия, доброжелательности и искренности, в обстановке максимальной естественности, не настораживающей человека.

В качестве специфических видов беседы можно выделить следующие:

·Интервью– проводимая по определенному плану беседа.

·Анкета – перечень вопросов, которые дают изучаемым лицам для письменного ответа.

·Социометрия – метод, применяемый для оценки межличностных эмоциональных связей, отношений в группе.

·Тест – система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного психологического качества личности.

·Анализ процесса и продуктов деятельности. В психической жизни, об особенностях человека можно судить косвенно – по продуктам его деятельности, т.е. по таким материалам, как рисунки, письменные сочинения, технические поделки, тематические альбомы, коллекции и т.д.

Когда изучают творческую деятельность ребенка, очень важно анализировать не только продукты, но и проследить сам процесс создания им этого продукта, выяснить, как ребенок добился определенных результатов. Оценивается не только содержательная сторона этих продуктов деятельности, но и оформление.

Все это позволяет раскрыть не только особенности творческой деятельности, интересов, способностей человека, но и получить дополнительные данные об его отношении к тем или иным явлениям окружающей жизни.

Итак, в психологии используют разнообразные методы исследований. Какие из них рационально применить решают в зависимости от целей и объекта исследования.

Вопросы и задания.

1.Какие методы психологических исследований вы знаете?

2.Что такое тест?

3.В чем отличие научного наблюдения от обыденного, житейского?

4.Какие виды эксперимента используются в психологических исследованиях?

5.Какие из методов вызвали у вас наибольший интерес? Почему?

Дата добавления: 2014-01-06 ; Просмотров: 3780 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

studopedia.su

Шпаргалка по психологии — КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИИ

11. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИИ.

12. ОПИСАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ И ЭКСПЕРИМЕНТ

(наблюдение, самонаблюдение, эксперимент).

13. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ И ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ

(тест, анкеты, опросники, беседа, ан. продуктов деятельности, биографический, моделирование).

Известно несколько классификаций методов психологии, поскольку по-разному трактуются методы и методики, существуют различные психологические школы, появляются дополнения, изменения. Рассмотрим классификацию, которая разработана Б.Г. Ананьевым (1907-1972).

На разных этапах исследования выделяется четыре группы методов.

1. Организационные методы.

Н а основе них строится исследование в целом, вся его методология. К ним относится сравнительный метод, имеющий самые разные вариации, когда сопоставляются, например, результаты нескольких испытуемых, двух групп, сравниваются показатели, получаемые по одинаковым (или разным) методикам в разные периоды времени (метод «поперечных срезов»). Лонгитюдный метод построен на длительном по времени прослеживании психического развития или изменения одних и тех же параметров у одной и той же группы испытуемых Комплексный метод — систематическая организация двух предшествующих способов познания, в междисциплинарности подходов, методов и методик.

2. Эмпирические методы.

Вторую и самую обширную и развернутую группу составляют эмпирические методы, с помощью которых добываются факты, проводится собственно исследование. Перечисление этих методов не может быть исчерпывающим, поэтому опишем некоторые основные.

Наблюдение — один из основных, часто употребляемых методов психологии, но, как и всякий другой метод, он требует для исполнения специальной подготовки, профессионализма. Ведь наблюдать можно и за пробегающим за окном машины пейзажем. Научное наблюдение требует и постановки цели, и планирования, и протокола и много другого. Самое главное — это адекватная психологическая интерпретация результатов наблюдения, поскольку психика, как известно, не сводится к поведенческим реакциям. Очевидное преимущество метода наблюдения заключается в том, что деятельность человека протекает в нормальных, естественных для него условиях.

Самонаблюдение (интероспекция) — исторически первый метод изучения души и психики. Это «внутреннее» наблюдение человека за собственными психическими явлениями, которое является в действительности очень сложным и многофакторным процессом.

Эксперимент является основным методом современной психологии, находится у ее истоков. Хотя необходимо признать, что ввиду своего предмета психология остается наукой в значительной мере описательной. Не над всем в психике возможен эксперимент в его классическом понимании. Однако особое значение экспериментального метода обусловлено рядом его несомненных преимуществ.

Преимущества экспериментального метода

Во-первых, эксперимент позволяет задействовать у испытуемого любой интересующий исследователя процесс или состояние. Не ждать проявления воли, а создать условия.

Во-вторых, экспериментатор, предварительно выделив все условия, влияющие на исследуемое явление, может планомерно менять их: увеличивать, уменьшать, исключать, т.е. целенаправленно организовывать течение изучаемого процесса.

В-третьих, управляемое варьирование факторов дает возможность достоверно выявить меру влияния каждого из них на исследуемое явление, т.е. обнаружить объективные закономерности, зависимости. Это путь от живого явления, факта к познанию сущности.

В-четвертых, полученные материалы позволяют и с необходимостью предполагают строгую количественную обработку, математическое описание и моделирование изучаемого явления в целом.

Однако из перечисленных преимуществ эксперимента неизбежно вытекает его основная трудность — ограничение. Как психологическая, так и внешняя деятельность испытуемого протекает как бы искусственно, в навязанной последовательности, в необычных условиях. Человек знает, что это не реальная практика, а лишь эксперимент, который, например, по его желанию может быть прекращен.

Тест (испытание, проба) также используется научной психологией в течение ста лет и в последние годы получает все большее распространение. Для теста необходима надежность, валидность, стандартизированность, психометрическая состоятельность, четкость психологической интерпретации. В условиях грамотного применения он дает возможность получения большого количества эмпирических данных, возможность предварительной градации испытуемых.

Анкеты и различные опросники — это всевозможные вариации тестов. Здесь важно учитывать не только формулировку вопроса, но и очередность его предъявления. Особый по направленности вид вопросников составляют социометрические методики, с помощью которых исследуются межличностные отношения в группе, выявляются отношения лидер — ведомый.

Метод беседы предполагает индивидуальную психологическую работу, в свою очередь имеет свои правила проведения и поведения исследователя.

Набор праксиметрических методов разработан в рамках психологии труда при изучении различных человеческих движений, операций, действий, профессионального поведения. Сюда входят хронометрия, циклография, составление профессиограмм.

Анализ продуктов деятельности представляет собой комплексное изучение результатов труда как материализации психической деятельности. Это относится и к детскому рисунку, и к школьному сочинению, и к произведению писателя, и к «картине», нарисованной обезьяной.

Биографический метод предполагает психологический анализ жизненного пути, биографии человека. Это анализ представлений человека о собственном жизненном пути, о прошлом и будущем; психология жизненных планов; психологические стратегии поведения и жизни.

Метод моделирования имеет самые разнообразные варианты. Модели бывают структурными, функциональными, физическими, знаковыми, логическими, математическими, информационными. Любая модель беднее исходного оригинала, выделяя в нем какой-то определенный аспект и абстрагируясь от других сторон изучаемого явления.

3. Методы обработки полученных результатов.

Третью группу (по Б. Г. Ананьеву) составляют методы обработки полученных результатов. Это ограниченное единство количественного и качественного, содержательного анализа. Обработка результатов — это всегда творческий, поисковый процесс, предполагающий подбор наиболее адекватных и чувствительных математических средств.

4. Интерпретационные методы

Наконец, четвертую группу составляют так называемые интерпретационные методы, направленные на теоретическое объяснение, психологическую трактовку изучаемого явления. Здесь всегда присутствует комплексный, системный набор различных вариантов функционального и структурного методов, замыкающих общий цикл психологического исследования.

Наблюдения (более пассивны)

Эксперименты (более активны )

Научный метод исследования не ограниченный простой регистрацией фактов, а научно-объясняющие причины того или иного психологического явления

Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт

Житейские наблюдения ограничиваются регистрацией фактов, носят случайный неорганизованный характер

Научный метод наблюдения переходит от написания фактов к объяснению его внутренней сущности. Необходимое условие четкий план, фиксация результатов в спец. дневнике

Лабораторный протекает в специальных условиях. Используется спец. аппаратура

Естественный протекает в обычных условиях. Применяется при изучении познавательных возможностей на разных возрастных этапах

Вспомогательные методы психологии

Анализ продуктов деятельности и биографический метод

Близнецовый метод, социометрия, моделирование, анкеты, тесты

infourok.ru

COMMENTS