Методы судебно психологической экспертизы

Курсовая работа: Методы судебно-психологической экспертизы

Тип: курсовая работа Добавлен 12:29:39 25 ноября 2008 Похожие работы

Просмотров: 533 Комментариев: 3 Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно Скачать

1. Понятие и содержание методов судебно-психологической экспертизы.. 4

2. Назначение судебно-психологической экспертизы.. 7

3. Метод психологической экспертизы.. 11

Понятие судебно-психологической экспертизы может быть дано посредством конкретизации общего определения судебной экспертизы, с учетом ее родовых признаков.

Судебно-психологическая экспертиза — это специальное психологическое исследование, проводимое сведущим лицом — экспертом в отношении человека — субъекта процесса или ситуации, назначаемое определением суда (судьи) при наличии общего (процессуального) и специального (психологического) оснований для получения судебного доказательства по делу заключения эксперта-психолога

Понятно, что специфика данной экспертизы обусловливается характером и особенностями науки психологии — как отрасли знания, теоретически и экспериментально разрабатываемой основные психологические проблемы (т. е. такие, основным объектом которых является человек, его психика).

В начале 70-х годов в области судебной экспертизы возникло новое направление, основывавшееся на достижениях и исследованиях психиатриии и психологии – комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза.

Сегодня такая экспертиза имеет огромное значение для юриспруденции. Она сочетает в себе использование научных и методических возможностей судебно-психиатрической и судебно-психологической экспертиз, результаты исследований проблем человека и, таким образом, является одной из наиболее эффективных форм экспертного исследования.

1. Понятие и содержание методов судебно-психологической экспертизы

Современной психологии свойственна «разветвленность»; сложились целые подотрасли психологической науки — инженерная психология, геронтопсихология, клиническая, педагогическая, социальная, юридическая (в том числе судебная) психология и целый ряд других. Каждой такой подотрасли свойствен свой частный предмет, выработаны специальные методы исследования. В то же время теоретической и методологической базой для всех подотраслей психологии является общая психология, разработанный ею категориальный и понятийный аппарат, общие методы психологического исследования. Данный тезис справедлив и в отношении теории судебно-психологической экспертизы.

Постулаты общей психологии важны для построения специальных методов психологического исследования. В качестве постулатов выделяют: соответствие выводов фактам реальной действительности, проверяемость выводов, прогностическую функцию психологического исследования.

Соответствие психологической экспертизы постулатам означает, что любой специальный метод, применяемый в ходе исследования, должен быть апробирован, научно обоснован, а используемая экспертом методика позволяла бы не только выявить свойства, состояние личности в момент исследования, но и дать профессиональную оценку на будущее или прошедшее время (последнее особенно актуально для судебно-психологической экспертизы — в большинстве случаев эксперт вынужден исследовать событие, действие, имевшее место в прошлом).

Таким образом, для содержания судебно-психологической экспертизы — как специального психологического исследования — важнейшей характеристикой является соответствие разработанным общей психологией категориям, постулатам, принципам. В ходе любого психологического исследования (экспертизы в том числе) применяются психологические законы и закономерности, а общий объект и общий предмет произведен от объекта и предмета общей психологии.

Подчеркнем, что понятия психологического исследования и судебно-психологической экспертизы не совпадают. Всякая судебно-психологическая экспертиза есть специально психологическое исследование, но не всякое психологическое исследование является судебной экспертизой. Психологическое исследование составляет ядро экспертизы и подчинено принципам, законам и закономерностям науки психологии.

В ходе психологической экспертизы, как и при производстве иной судебной экспертизы, эксперт при помощи специальных методов устанавливает различные факты психологической природы (свойства личности, установки, доминанты поведения, особенности познавательных процессов и т. д.). Такие факты являются промежуточными и сами по себе — в отрыве от вывода эксперта — никакого доказательственного значения в судебном процессе не имеют. Суд не вправе, ссылаясь, например, на выявленное экспертом свойство внушаемости, сделать вывод о неспособности субъекта к свободному принятию решения в заданной ситуации. Для этого необходима профессиональная оценка специальных фактов в их совокупности. Выявление промежуточных фактов — необходимый этап специального исследования, позволяющий эксперту сделать окончательный вывод на поставленный судом вопрос.

Определяя круг гражданских дел, при судебном рассмотрении которых возможно использование психиатрической экспертизы, следует исходить из общих критериев, а именно специфики подлежащих установлению юридических фактов, содержащих медицинский (психиатрический) критерий. Возможность применения психиатрической экспертизы обусловлена потребностью в установлении определенного — болезненного — психического состояния гражданина, когда норма материального права связывает с этим обстоятельством наступление конкретных юридических последствий.

Обязательность назначения психиатрической экспертизы по данной категории дел обусловлена включением медицинского критерия в норму материального права, подлежащую применению.

Так, если будет выявлено, что гражданин страдает психическим заболеванием, но оно не влечет за собой неспособности понимать смысл совершаемых действий или руководить ими, то это не может служить основанием для признания гражданина недееспособным.

Психиатрическая экспертиза может быть использована в гражданском процессе при рассмотрении тех дел, правильное разрешение которых зависит от определенного психического состояния лица в момент совершения юридически значимых действий. Причем такое состояние должно быть обусловлено факторами медицинского (болезненного) характера.

Психическое расстройство по современным представлениям характеризуется нарушенностью связей в механизме психического отражения, которое является функцией мозга. Нарушение психического отражения, его неполнота или искажение — вот характерные признаки болезненного состояния. Болезнь является следствием психического процесса и одновременно деформирует его. Душевное расстройство понимается как болезненное нарушение восприятия, поведения, переработки переживаний, телесных функций[[1] ]

Таким образом, психиатрическая экспертиза направлена на определение степени осознанности или полноценности волеизъявления в тех случаях, когда имеются данные, позволяющие предположить наличие у лица болезненного психического расстройства, и когда данный фактор имеет юридическое значение

Следует отличать содержащийся в нормах материального права медицинский (психиатрический) критерий от психологического. О психиатрическом критерии в собственном смысле слова можно говорить лишь тогда, когда юридические последствия связываются именно с психическим расстройством (как это имеет место в рассмотренной ст. 29 ГК РФ), а не просто с полноценностью осознания и волеизъявления.

Однако критерии осознанности и полноценности волеизъявления сами по себе имеют психологическую природу и если законодатель не указывает их причиной болезненное психическое состояние, их недопустимо связывать только с таким состоянием.

Таким образом, психиатрическая экспертиза в «чистом виде» используется при рассмотрении гражданских дел только тогда, когда подлежащая применению по ним норма материального права содержит медицинский (психиатрический) критерий, связывая определенные юридические последствия с состоянием психического здоровья.

На наш взгляд, психиатрическая экспертиза может применяться в отдельных случаях и по другим категориям семейных дел, в которых суду надлежит применить норму оценочного характера. Это возможно лишь тогда, когда имеются поводы и общие основания к назначению такой экспертизы, а ее результаты, с учетом конкретных обстоятельств, способны дать доказательственную информацию. К примеру, ст. 22 СК РФ связывает расторжение брака с установлением факта невозможности дальнейшей совместной жизни и сохранения семьи. Бывают ситуации, когда невозможность сохранения семьи обусловлена психическим заболеванием одного из супругов. Подтверждение данного обстоятельства, которое оценивается в совокупности с другими доказательствами, может иметь доказательственное значение для установления, препятствует или нет психическое расстройство продолжению нормальных семейных отношений.

3. Метод психологической экспертизы

Метод экспертного исследования является, наряду с предметом, важнейшей отличительной чертой вида экспертизы.

При производстве психологической экспертизы используется метод психологического исследования, при помощи которого изучаются механизм, структура, функционирование и различные качественные характеристики психической деятельности.

Метод психологического исследования предполагает использование для достижения экспертных целей психологических законов и закономерностей, которые могут быть «приложимы» к качественно различным объектам. Так, психологическое исследование возможно и в отношении психически больного человека. При этом задачей психолога будет являться не диагностика патологии (это сфера компетенции психиатра), а оценка того, как вскрытые психиатром патологические изменения личности повлияли на изменение психологического поведения личности, как патология «скорректировала» действие психологических механизмов.

Метод психологического исследования включает в себя общие и специальные методы; совокупность специальных методов образует методики.

К общим методам психологического исследования можно отнести: психологическую диагностику, прогнозирование, проектирование, методы воздействия. Не все из них в равной степени допустимы при производстве судебной экспертизы. В частности, метод воздействия имеет ограниченную сферу. То же можно сказать в отношении метода психологического эксперимента (не всякую ситуацию можно и этично моделировать для достижения экспертных целей).

Общие методы модифицируются через специальные методики в зависимости от специфики экспертных задач и целей.

Например, метод психологической диагностики реализуется через специальные методы: биографический, наблюдения, беседу, инструментальные личностные методики, методики изучения особенностей отдельных сфер психической деятельности. Довольно широко используется тестирование (например, тесты MMPI, ТАТ, Розенцвейга, Ророшаха и др.). Обычно для диагностики применяется комплекс специальных методов в зависимости от цели. Допустим, исследование изменений состояния человека в нестандартной ситуации проводится при помощи психофизиологического метода, психометрических проб, метода операторских задач, личностных тестов. В некоторых случаях необходим психолингвистический метод исследования (исследование содержательной стороны документа, письма с целью установления отобразившихся в нем навыков мышления, особенностей памяти, восприятия).

Именно метод играет важную роль для разграничения компетенции психологии и психиатрии, психологической и психиатрической экспертиз. В отличие от психологии, психиатрия изучает причины и сущность психических заболеваний. Однако такого предметного различения недостаточно. Психолог и психиатр могут изучать один и тот же объект, но с различных сторон. Способ изучения предопределяется спецификой метода.

Психиатрическая экспертиза характеризуется методом психиатрического анализа, посредством которого выявляются искажения, отклонения в функционировании психологических законов и закономерностей, диагностика таких отклонений, как патологических или непатологических. Если выявленные экспертом явления не подпадают под психиатрическую диагностику (не могут быть определены как патологические), то этой констатацией компетенция психиатра и ограничивается. Психологическая диагностика и психологический анализ — компетенция психолога. При выявлении патологии психиатр производит диагностику, определяет степень деформированности эмоциональной, интеллектуальной и волевой сфер, констатирует степень сохранности тех или иных качеств личности, объясняет психопатологическое поведение в категориях психиатрии.

Однако на практике нередки случаи, когда, с одной стороны, необходимо установить обстоятельства психологической природы (например, способность лица в полной мере осознавать фактическое содержание своих действий), с другой — имеются сведения об отклонениях в психике непсихотического характера (т е не связанных с психическим заболеванием) В подобных ситуациях при производстве экспертного исследования необходимо взаимодействие специалистов как в области психологии, так и психиатрии. Иначе говоря, возникает потребность в проведении комплексной психолого-психиатрической экспертизы

Заключение

Результаты данного исследования могут иметь определенное доказательственное значение при выявлении судом форм гражданско-правовой вины и их отграничении друг от друга (что особенно актуально для форм неосторожной вины).

Поводами к назначению психологической экспертизы по определению основных мотивационных линий личности и их иерархии можно назвать данные, вызывающие сомнения относительно мотивов того или иного поведения, необычность, причудливость мотивации, несоответствие характера поведения целям, противоречивость в объяснении причин собственного поведения и т п. Это могут быть, например, сведения о конфликтах в семье при рассмотрении дела, возникшего из брачно-семейных отношений, о «жестком» поведении супругов, их непонимании друг друга или детей.

1. Белкин Р.С. «Криминалистика». МГУ. Москва, 1995 г.

2. Виноградов Е.В.Экспертизы на предварительном следствии. – М.: Госиздат, 1959 г.

3. Коченов М. М. Введение в судебно-психологическую экспертизу. М., 1980. С. 16

4. Кудрявцев М.А.Судебная психолго-психиатрическая экспертиза. – М.: Юридическая литература, 1988.

5. Судебная медицина». «Юридическая литература»Москва, 1974 г.

6. Экспертизы в судебной практике. Изд-во при Киевском университете. 1987 г.

7. Яковлев Я.Л. Подготовка и направление следователем материалов на криминалистическую экспертизу. — Душанбе, 1989 г

[1] Коченов М. М. Введение в судебно-психологическую экспертизу. М., 1980. С. 16

Методы судебно психологической экспертизы

17.4. Этапы, методы и процедуры судебно-психологической экспертизы в гражданском судопроизводстве

Судебно-психологическая экспертиза состоит из следующих этапов:

• предварительное исследование материалов дела, ознаком­ление с объектом исследования;

• выяснение обстоятельств, дающих возможность проводить экспертное исследование;

• осуществление экспериментального исследования или длительного наблюдения, использование психодиагности­ческих тестов;

• оглашение заключения на суде, допрос эксперта.

Руководитель в комплексных комиссиях не назначается, фун­кции координатора в них выполняет судебный психолог.

Судебно-психологическая экспертиза обычно проводится амбулаторно, как правило, по месту работы экспертов. В ста­ционарных условиях проводится комплексная психолого-пси­хиатрическая экспертиза. В этих условиях возможно более пол­ное экспертное исследование. Продолжительность проведения экспертизы не ограничена. Допускаемое законодательством по­лучение письменной консультации психолога (в порядке полу­чения дополнительных материалов) не может быть приравнено к экспертному исследованию.

Осуществляя судебно-психологическую экспертизу, эксперт-психолог использует систему методов и процедур психологиче­ской диагностики, инструментальные личностные методики, методики изучения отдельных сфер поведения (эмоциональных, волевых, интеллектуальных) и общих психодинамических харак­теристик деятельности. На заключительном этапе делаются вы­воды об общей психологической структуре личности.

Изучение около 900 гражданских дел, рассмотренных народ­ными судами г. Москвы [49, с. 18], решения которых были от­менены кассационной или надзорной инстанцией, показало, что каждое двенадцатое судебное решение отменялось в силу того, что судом первой инстанции не были выявлены и учтены опре­деленные психологические факторы, имеющие существенное значение для правильного разрешения дела. Было выяснено, что по такой категории дел, как признание недействительными сде­лок, заключенных в условиях нарушенного волеизъявления по вышеуказанному основанию, отмене подлежало каждое четвер­тое решение суда.

Эксперт-психолог не решает правовых вопросов. Круг во­просов, по которым требуется заключение эксперта, решается судом. Эксперт-психолог не дает и общей нравственно-психологической оценки личности — это прерогатива суда.

Судья должен иметь некоторую ориентацию для определения обоснованности, достоверности экспертных исследований, иметь общее представление о методах и методиках комплексного психо­логического исследования личностных особенностей. Среди диаг­ностических методов исследования в последнее время широкое распространение получили тест MMPI (Миннесотский многофаз­ный личностный опросник), тематический апперцептический тест (ТАТ), различные методики исследования мышления.

Особой осмотрительности требует применение в экспертном исследовании экспериментального метода. Далеко не все жиз­ненные ситуации поддаются экспериментальному моделирова­нию. Судебно-психологическая экспертиза основана на систем­ном анализе индивидуально-регуляционных особенностей инди­вида. Экспертному анализу подлежат лишь те психические явле­ния, диагностика которых методически разработана. Экспертизе не подлежат парапсихические, необычайные феномены. Необ­ходимо четко отграничивать бытовое психологизирование от строгого научно-психологического исследования.

Гражданские дела, рассматриваемые судом, по своей природе весьма разнообразны; обстоятельства, которые необходимо уста­новить для правильного разрешения той или иной категории дел, различны по характеру, юридическому значению и т. д. Следовательно, можно выделить группы дел, при судебном рас­смотрении которых требуется участие экспертов-психологов.

1. Дела по спорам о праве на воспитание детей и по другим ситуациям, вытекающим из личностных семейных отношений.

2. Дела о признании недействительными сделок с пороками воли, в том числе конкретных видов договоров.

3. Дела о причинении вреда гражданином, не способным понимать значение своих действий и руководить ими.

Нужно отметить, что если для уголовного судопроизводства установление внезапно возникшего сильного душевного волне­ния важно для решения вопроса о вменяемости (невменяемости) субъекта, чтобы на данной основе судить о его виновности и ответственности, то в гражданском процессе, помимо вопроса об ответственности, установление физиологического аффекта, иных эмоциональных состояний играет роль и для уточнения психо­логических элементов дееспособности.

Дееспособность — способность лица к приобретению прав и обязанностей как в правомерных, так и неправомерных отно­шениях. В соответствии со ст. 29 ГПК РСФСР «Гражданин, который вследствие психического расстройства не может пони­мать значения своих действий или руководить ими, может быть признан недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством».

Закон (ГПК РСФСР) не устанавливает порядок назначения экспертизы в гражданском процессе. Как и в уголовном судо­производстве, экспертиза назначается по определению суда (хо­тя ГПК нигде не указывает на это, что является пробелом в дей­ствующем законодательстве). В определении о назначении экс­пертизы суд выбирает эксперта (психолога, психиатра), форми­рует экспертную задачу (перечисляет вопросы, поставленные перед экспертом), указывает объекты, предоставляемые в распо­ряжение эксперта (в том числе необходимо назвать лицо, на­правляемое на экспертизу), место проведения экспертизы.

Определение суда является юридическим фактом, порож­дающим возникновение процессуальных отношений: с одной стороны, между судом и экспертом, с другой — между судом и испытуемым. Отношения между экспертом и испытуемым в ходе специального исследования процессуальными не являются (хотя и возникают после вынесения определения суда).

Вопросы эксперту могут задавать и сами стороны, их пред­ставители, а также прокурор и другие участвующие в деле лица, перечисленные в ст. 29 ГПК РСФСР. Такие вопросы включают­ся в определение о назначении экспертизы, если они мотивиро­ванно не отклоняются судом. До вынесения определения о на­значении экспертизы целесообразно, на наш взгляд, чтобы суд выяснил необходимые данные о специальности и компетентно­сти эксперта, которому предполагается поручить производство экспертизы. Это способствовало бы правильному выбору экс­перта соответствующей специальности.

Права и обязанности эксперта определяются законодатель­ством и подобны правам и обязанностям эксперта-психолога, участвующего в уголовном судопроизводстве. Однако при уча­стии в гражданском процессе эксперт-психолог не несет ответ­ственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо лож­ных показаний.

Ст. 74 ГПК РСФСР указывает на то, что «в случае необходи­мости может быть назначено несколько экспертов». Это относит­ся к комиссионной экспертизе. В ст. 75 ГПК законодатель еще раз говорит о возможности назначения нескольких экспертов, но не конкретизирует вид и основание назначения экспертизы. Речь в данном случае идет о комиссионной экспертизе.

Однако в каких случаях следует назначать комплексную, а в каких — комиссионную экспертизу?

Комплексная экспертиза назначается, когда установление имеющих значение для дела обстоятельств требует одновремен­ного привлечения различных специалистов. Комиссионная экс­пертиза может быть назначена с участием двух и более экспер­тов одной специальности для выяснения определенного обстоя­тельства.

Результатом проведения психологической экспертизы явля­ется составление экспертом заключения, которое, как и всякое иное доказательство, не имеет для суда заранее установленной силы. Оно состоит из трех частей.

1. Вводная часть. Указывается, когда, кем, на основании чего (определения суда) проведена экспертиза; фамилия, имя, отче­ство испытуемого, его отношение к гражданскому делу. Вопро­сы, поставленные перед экспертом.

2. Исследовательская часть. Указываются фабула дела, данные о динамике психического развития испытуемого, описываются ход и результаты экспериментально-психологического обследова­ния, отражается ретроспективный психологический анализ.

3. Заключительная часть. Окончательно сформулированный .вывод эксперта, содержащий ответы на вопросы.

ЦЕНТР СПЕЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ЭКСПЕРТИЗ

125009, Москва, Тверская, д.20, стр.1, — тел.8(499)647-80-32, 1@psy-expert.ru, учреждение судебной экспертизы

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Как проводится судебная психологическая экспертиза (СПЭ) или судебно-психологическая экспертиза(СПЭ)состоит из следующих этапов или стадий:

• участие эксперта в исследовании доказательств;

• выяснение обстоятельств, имеющих значение для заключения экспертов;

• проведение экспериментального исследования;

Этапы проведения психодиагностического исследования в ходе СПЭ

  • ознакомление с материалами дела;
  • изучение специальной литературы по предполагаемому направлению экспертизы;
  • предварительное исследование испытуемого;
  • обработка полученных результатов и их интерпретация;
  • составление заключения экспертизы;
  • дача заключения на следствии и в суде.

Основные этапы психологического исследования при производстве судебно-психологической и комплексных с нею экспертиз можно представить в виде следующей обобщенной схемы.

1 . Четкое уяснение фабулы дела. Эксперт-психолог реконструирует временную последовательность событий, используя все имеющиеся в деле показания (обвиняемого, свидетеля, потерпевшего), материалы выхода на место происшествия и следственных экспериментов, а также данные судебных экспертиз.
2 . Психологический анализ индивидуально-психологических особенностей подэкспертного по уголовному делу и приобщенным к нему материалам.
3 . Психологический анализ динамики психического состояния и психической деятельности подэкспертного по материалам дела.
4 . Проведение клинико-психологической беседы и экспериментально-психологического исследования с одновременным наблюдением подэкспертного.

5 . Сопоставительный анализ данных психологического изучения уголовного дела, данных беседы, наблюдения и результатов экспериментального исследования.

6 . Анализ взаимодействия личности подэкспертного с юридически значимой ситуацией: исследование особенностей отражения, осознания, понимания, смыслового восприятия ситуации, произвольной волевой регуляции своих действий, контроля своего поведения — с учетом индивидуально-психологических возможностей, эмоционального и функционального состояния, особенностей уровня психического развития, психических расстройств.

7 . Составление заключения с формулировкой экспертных выводов (ответы на вопросы судебно-следственных органов).

На первом этапе эксперт-психолог для установления психического состояния лица по делу должен выяснить следующие фактические данные:

  • страдало ли такое лицо душевными заболеваниями раньше;
  • состоит ли оно на учете в психоневрологическом диспансере, и если да, то с каким диагнозом;
  • как долго лицо состоит на этом учете; помещалось ли оно ранее на лечение в психиатрическую больницу;
  • проводилась ли ранее в отношении данного лица судебно-психологическая экспертиза, и если да, то в связи с чем.

Выясняются и другие обстоятельства, характеризующие состояние здоровья подэкспертного лица, его поведение дома или в общественных местах.

Эксперту-психологу следует также четко выявить факты, свидетельствующие о необходимости проведения судебно-психологической экспертизы, причем всегда надо помнить, что СПЭ по поводу умственной отсталости несовершеннолетнего обвиняемого может быть назначена только после проведения судебно-психиатрической экспертизы и при наличии в поведении лица отдельных психических проявлений, свидетельствующих о возможности его отставания в психическом развитии. При этом низкая успеваемость не является показателем отставания в психическом развитии несовершеннолетнего.

Напомним, что признаками отставания в психическом развитии несовершеннолетнего являются:

• инфантильность поведения и мышления, неспособность к самостоятельным умозаключениям;

• несоответствие мотивов содержанию и целям действий;

• нарушение в целенаправленности и критичности поведения;

• неспособность к социальной коррекции поведения. Перед СПЭ нельзя ставить вопросы:

• нормальному уровню развития какого возраста соответствует фактическое развитие данного лица?

• отличается ли принципиально психическое развитие умственно отсталого несовершеннолетнего от нормального?

В компетенцию СПЭ не входит установление влияния конкретных условий на возможности восприятия.

Общий предмет психологической экспертизы трансформируется в частный, конкретизируясь в определенную экспертную задачу, а именно:

• определение состояния переутомления, сильного страха, большого горя, депрессии;

• определение уровня умственного развития человека, в том числе его способности осознавать значение своих действий;

• оценка психологической зрелости олигофренов, роли педагогической запущенности у психопатических личностей, объяснения мотивов неадекватного защитного поведения подсудимых с признаками психической аномальности;

• установление способности несовершеннолетнего в полной мере осознавать значение своих действий и руководить ими.

Объектом судебно-психологической экспертизы, т. е. источником, из которого эксперт черпает сведения об устанавливаемых им фактах, является психика исследуемого лица.

В основу классификации разновидностей экспертиз второго вида — психических состояний — следует положить характеристику устанавливаемого состояния испытуемого.

Методические подходы к организации судебно-психологической диагностики входе СПЭ

Судебно-психологическая экспертиза (СПЭ) — один из видов судебных экспертиз и, следовательно, один из источников доказательств. В отличие от судебно-психиатрической экспертизы СПЭ исследует психические проявления, не выходящие за пределы нормы, т. е. не являющиеся патологическими. Возможности СПЭ ограничены современным уровнем развития психологии, ее диагностических методов и процессуальными требованиями. Пределы возможностей СПЭ определяются принципом научной объективности. СПЭ может разрешать только те вопросы, которые связаны с психическими явлениями, подлежащими объективному анализу.

Экспертиза должна выполняться современными научно-психологическими методами.

Диагностика психического состояния человека выделяется среди других видов СПЭ по нескольким причинам.

Судебно-психологическая экспертиза психического состояния, как никакая другая, требует детального изучения материалов уголовного дела, поскольку в них может содержаться информация о диагностических признаках аффекта, о которых мы поговорим ниже.

• анализ устойчивых индивидуально-психологических особенностей обвиняемого (по материалам уголовного дела и данным беседы с испытуемым в процессе экспертизы, результатам экспериментально-психологического исследования);

• анализ психофизиологического состояния испытуемого в момент совершения преступления;

• анализ действий и поведения испытуемого в момент совершения инкриминируемого ему деяния (целенаправленность и целесообразность, их последовательность, адекватность ситуации и индивидуально-психологическим особенностям и т.п.);

• анализ поведения человека в посткриминальный период;

• анализ последующего отношения субъекта к своим противоправным действиям.

Рассмотрим подробнее эти составляющие экспертного исследования.

1. Анализ ситуации, приведшей к совершению противоправных действий.

2. Анализ устойчивых индивидуально-психологических особенностей обвиняемого.

3. Анализ психофизиологического состояния испытуемого в момент совершения преступления (либо непосредственно перед ним).

4. Анализ действий и поведения испытуемого в момент совершения инкриминируемого ему деяния и поведения в посткриминальный период.

Физиологический аффект — это состояние, имеющее динамику «эмоционального взрыва» (по образному выражению С.Л. Рубинштейна), характеризующееся кратковременностью, высокой энергетикой, оказывающее существенное дезорганизующее влияние на сознание и деятельность человека и сопровождающееся изменениями в деятельности двигательной, эндокринной, сердечно-сосудистой и вегетативной нервной системы организма. По содержанию переживаний выделяются аффекты радости, страха, гнева, ужаса и пр. Однако в судебной и следственной практике рассматриваются аффекты гнева (реже — страха, ужаса).

Поскольку физиологический аффект нельзя воспроизвести повторно, его экспертное исследование осуществляется ретроспективным анализом остаточных явлений. Представляемые эксперту-психологу материалы уголовного дела должны быть достаточными для:

б) определения причин возникновения аффекта;

в) реконструкции динамики развития и угасания данного состояния.

Цель данного этапа заключается в выявлении так называемых признаков аффекта. К ним относятся:

Наличие всех перечисленных признаков (либо большинства из них) может свидетельствовать о том, что человек находился в исследуемый период в состоянии физиологического аффекта.

К ним относятся психическая напряженность (стресс), фрустрация, растерянность и др. Однако это возможно только в случаях, когда:

  • во-первых, существует острая психотравмирующая ситуация;
  • во-вторых, действия потерпевшего затрагивают личностно-значимые для обвиняемого ценности;
  • в-третьих, несмотря на специфические динамику и содержание, стресс или фрустрация вызывают в исследуемой ситуации дезорганизацию психической деятельности столь значительную, что сопоставимо с влиянием аффекта в высшей точке его развития;
  • и, наконец, в-четвертых, поведение человека в исследуемой ситуации является для него нетипичным, парадоксальным, противоречащим основным индивидуально-психологическим особенностям испытуемого.

Перед судебно-психологической экспертизой в этих случаях могут быть поставлены два вопроса:

2) могла ли потерпевшая осознавать характер и значение совершаемых с ней действий.

Непонимание характера совершаемых действий может быть обусловлено рядом обстоятельств:

б) временным аномальным состоянием психики в момент совершения с потерпевшей полового акта;

в) отставанием в психическом развитии;

г) возрастными и личностными особенностями потерпевшей.

5. Последующее отношение субъекта к своим противоправным действиям.

Вы должны авторизоваться чтобы опубликовать комментарий.

Источники:
Курсовая работа Методы судебно-психологической экспертизы
Психиатрическая экспертиза. Понятие и содержание методов судебно-психологической экспертизы. Определение основных мотивационных линий личности, их иерархии. Назначение судебно-психологической экспертизы. Специальные методы психологического исследования.
http://www.bestreferat.ru/referat-148087.html
Методы судебно психологической экспертизы
методы судебно психологической экспертизы 17.4. Этапы, методы и процедуры судебно-психологической экспертизы в гражданском судопроизводстве
http://www.vuzllib.su/beta3/html/1/14295/14356/
ЦЕНТР СПЕЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ЭКСПЕРТИЗ
Организация проведения СПЭ (судебно-психологической эксепртизы) в некоммерческом учреждении судебной экспертизы ЦСИИЭ — 125009 Москва, ул. Тверская, д.20, 1
http://www.psy-expert.ru/index/0-960

(Visited 3 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Не подскажешь что нам задали 22 истины, которые помогут вам проснутьсяПрожить стоящую жизнь, сделать то,… (1)

Жена хочет чтобы меня имел мужчина Мой парень хочет чтобы я переспала с другимМой парень хочет… (1)

как отомстить человеку за унижение Как отомстить обидчику и врагамКак отомстить обидчику и врагам. Про… (1)

Как хороший мужчина без слов говорит «Я тебя люблю» Но это не значит, что они никак не показывают свои… (1)

Как построить идеальные отношения с девушкой Блог №1 о том, Как соблазнить девушку? Как построить идеальные… (1)

COMMENTS