Популярные записи:

Если мужчина обижается значит любит Если мужчина обиделся Спросите у любого мужчины, что его может обидеть? Скорее всего, вы получите…Проблема прощения аргументы Умение прощать Прощение, умение прощать – одна из самых почитаемых человеческих добродетелей. Прощению очень много…Человек который много говорит психология Почему человек много говорит? Психологи схожи во мнениях, что болтливый человек - одинок. Либо у…Как реагировать на провокации Как перестать быть мишенью для коллег-провокаторов Здравствуйте, дорогие читатели! Школа давно закончилась и, казалось, что…Игры для бизнес тренингов Обсуждения 50 сообщений и о прекрасной царевне Лебеди» Участники тренинга делятся на 2 команды. Вырос…

Модели семейных отношений

Нормативные, квазисемейные и особые модели брачио-семейных отношений

Нормативную модель отличает фиксированность и стабильность супружеских отношений, наличие детей или желание их иметь, сексуальная верность партнеров, гетеросексуальность. Юридический брак — брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти без участия церковных организаций.

Квазисемейные модели: сознательное одиночество; незарегистрированное сожительство; повторные брачно-семейные отношения.

Фактический брак, или незарегистрированное сожительство,

относят к альтернативным формам брачно-семейных отношений. Данный вид брака представляет собой совместное проживание без юридической регистрации. Это союз партнеров по обоюдному согласию, основанный только на личностных предпочтениях и чувствах. Социологический опрос, проведенный в 1995 г. в ряде регионов России, дал парадоксальный результат: замужних жен

К особым моделям относят смешанные браки, семьи не состоявшего в браке родителя с ребенком и пр.

Альтернативные формы брачно-семейных отношений

Альтернативными формами брачно-семейных отношений сегодня являются «открытый брак», «браки на время», «свин- герство», «гомосексуальный брак», «групповой брак», «коммуна» и др.

«Открытый брак» подразумевает возможность личностного роста партнеров в брачно-семейных отношениях, так как в его основе — идея аутентичности и открытости отношений, уважения к личной жизни, доверия и толерантности партнеров друг к другу.

«Брак на время» представляет собой семейный союз, рассматриваемый как сделку. Обычно «брачная сделка» оформляется юридически, чтобы супруги выполняли свои обязательства и не лишались своих прав по истечении срока ее действия. Данный брак всегда ограничен каким-либо промежутком времени. Если партнеры по истечении срока действия контракта не желают его продлить, то автоматически считаются чужими друг для друга людьми.

Брак по договоренности, или «свингерство» (swinging означает чередование и одновременно — раскованность), это «со- брачный» секс, когда социальные и эмоциональные узы законного брака сохраняются, но супружество утрачивает сексуальную исключительность. Первоначально такие браки получили распространение в Скандинавии. Это явление возникло в рамках

сексуальной революции на Западе в конце 60-х гг. XX в., так как измены с посторонними партнерами связаны со значительным риском. Считается, что свингерские контракты снижают риск, поскольку заключаются между супружескими парами. В настоящее время в США пробуют так называемую локальную неверность от 2 до 5 % всех супружеских пар. Свингеры, среди которых преобладают люди от 21-26 до 45-50 лет, имеют свои клубы, газеты, телефонную службу.

Распространенным типом современного брака является гостевой (или «визитный» брак). Супруги имеют две квартиры и живут раздельно, навещая друг друга 2-3 раза в неделю. С одной стороны, они женаты, с другой — свободны.

Примером некоторых вариантов таких браков могут быть следующие: супруга живет в своей квартире со старшим сыном, а супруг — в своей (другой) квартире с младшим сыном (выходные, праздники и отдых проводят все вместе); супруга с детьми живет в большой («семейной») квартире, а супруг живет отдельно в своей маленькой квартире (регулярно навещает жену и детей, материально помогает им или даже полностью содержит); супруга с детьми живет в своей квартире, а он живет у матери или наоборот: она с детьми — у матери, а он в семейной квартире (характерны регулярные встречи и общие семейные дела); супруга с детьми живет в одном городе, супруг — в другом (часто такое проживание вынужденное и связано со служебной необходимостью); супруга с детьми живет в загородном доме, а супруг в городской квартире (постоянно ездят друг к другу, имеют общих знакомых и совместное хозяйство).

Разновидностью гостевого брака является «брак выходного дня». Супруги проживают в разных квартирах (иногда по соседству), видятся раз-два в неделю, чаще всего по выходным. Считается, что такие союзы заключают занятые работой, материально обеспеченные люди, которые особенно ценят личную не

зависимость и автономию. Подобные союзы могут длиться несколько лет и даже десятилетий, а могут либо быстро закончиться разрывом, либо превратиться в обычный брак.

Психология семейных отношений (37.03.01)

Код и наименование направления подготовки:

Направленность(профиль)/ магистерская программа:

Психология семейных отношений

4,5 года

240 зачетных единиц

Обществознание

Все направления подготовки бакалавриата МПГУ в 2018 году

Подготовка компетентных, конкурентоспособных психологов, способных оказывать психологическую помощь и поддержку.

Практическая; научно-исследовательская; педагогическая;

Обучение построено на основе компетентностно–деятельностного подхода. Выпускник овладеет как общей культурой (научным мировоззрением, логикой и культурой мышления и речи, принципами и метода работы с информацией), так и профессиональными компетенциями (готовностью применять качественные и количественные методы исследования, применять стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи).

Бакалавр по направлению подготовки 37.03.01 – Психология должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности: анализ психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп; формирование установок в отношении здорового образа жизни и поведения, направленного на сохранение здоровья; предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, в функционировании людей с ограниченными возможностями, а также профессиональных рисков в различных видов деятельности; выявление трудностей в обучении, нарушений и отклонений в психическом развитии, риска асоциального поведения, диагностика психических состояний, возникающих в процессе учебной и внеучебной деятельности.

Содержание и организация образовательного процесса

Образовательный процесс осуществляется на факультете педагогики и психологии (гиперссылка) с участием общеуниверситетских кафедр (гиперссылка), кафедр географического факультета, факультета социологии, экономики и права, института биологии и химии, филологии и иностранных языков, института физической культуры, спорта и здоровья.

Базовая часть ОП подготовки бакалавра психологии представлена следующими модулями:

гуманитарно-экономический включает следующие дисциплины: История, Философия, Иностранный язык, Педагогика, Безопасность жизнедеятельности, Культурология, Экономика, Риторика, Социология, Физическая культура;

математический и естественно-научный включает дисциплины: Качественные и количественные методы психологических исследований, Анатомия ЦНС, Основы дефектологии с практикумом, Нейрофизиология, Физиология ВНД и сенсорных систем, Физиология ЦНС;

Практическая психология человека включает дисциплины: Общая психология (с практикумом), Введение в профессию, Основы нейропсихологии, Введение в клиническую психологию, Дифференциальная психология, Психология девиантного поведения, Психофизиология, Этнопсихология, Психодиагностика (с практикумом);

Методология научного исследования включает дисциплины: История психологии, Методологические основы психологии, Экспериментальная психология с практикумом, Общий психологический практикумом, Психология личности, Психометрические основы психодиагностики, Теория оценивания;

Педагогическая и возрастная психология включает дисциплины: Педагогическая психология, Методика преподавания психологии, Психология развития и возрастная психология, Гендерная психология;

Социальная психология управления включает дисциплины: Организационная психология, Психология межгрупповых отношения, Социальная психология, Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности, Межкультурная коммуникация в психологии.

Вариативная часть подготовки бакалавра психологии в соответствии с профилем «Психология семейных отношений» включает в себя следующие модули:

Психологическое сопровождение личности включает дисциплины: Психологическое сопровождение личности, Психологическое консультирование с практикумом, Кризисное консультирование, Возрастно-психологическое консультирование, Основы психотерапии, Личностно-ориентированное консультирование, Экзистенциальный подход в консультировании, Теория и практика психологической коррекции личности, Индивидуальное консультирование.

В учебный план (профиль Психология семейных отношений) входят модули по выбору студентов: «Психологическое сопровождение семьи», «Психология современной семьи и брака».

Модуль «Психологическое сопровождение семьи» включает дисциплины: Семейная психотерапия, Психолого-педагогические модели работы с семьей, Личностно-ориентированный подход в семейном консультировании, Системная семейная терапия, Диагностика и психологическое сопровождение семей различного типа, Парадигмы и концепции семейного консультирования, Основы групповой работы с семьей, Психология детско-родительских отношений, Консультирование по проблемам детско-родительских отношений, Психология семьи.

Модуль «Психология современной семьи и брака» включает дисциплины: Психодиагностика детско-родительских отношений, Психодиагностика деструктивных семей, Психология семейных конфликтов, Психология молодой семьи, Семья и воспитание детей: Психология родительства, Диагностика психологических особенностей супругов, Семья как система: новый подход к изучению диагностики семьи, Психология разводов, Семья и индивидуальное развитие личности, Психология семейной коммуникации.

Реализация основных образовательных программ в МПГУ подкреплена необходимым современным учебно-методическим и информационным обеспечением, соответствующим требованиям стандартов, целям и задачам подготовки выпускников. Качественный состав преподавательских кадров МПГУ соответствует лицензионным нормативам и аккредитационным показателям. Дорогостоящее уникальное лабораторное оборудование установлено и функционирует на факультетах и в учебно-научных центрах, выполняющих фундаментальные исследования в различных областях. Компьютерные классы, мультимедийные аудитории установлены на всех факультетах, общеуниверситетских кафедрах, в общежитиях. На факультетах и в подразделениях имеется выход в Интернет. Современная информационная база обеспечивает возможность оперативного получения и обмена информацией с отечественными и зарубежными вузами, предприятиями и организациями.

На факультете в учебный процесс активно внедряются современные информационно-коммуникационные технологии, на основе которых был разработан комплекс учебно-методических материалов, позволяющих интегрировать традиционные и дистанционные формы обучения.

100% преподавателей, реализующих ООП, имеют ученую степень и/или ученое звание, из них 40% преподавателей имеют ученую степень доктора наук и/или ученое звание профессора.

Государственная итоговая аттестация выпускников является обязательной и осуществляется после освоения ООП в полном объеме.

Итоговая государственная аттестация выпускников ООП включает: междисциплинарный государственный экзамен и защиту выпускной квалификационной работы.

Выпускник готов продолжать обучение по программам магистратуры

Решение комплексных задач в сфере образования, здравоохранения, культуры, спорта, обороноспособности страны, юриспруденции, управления, социальной помощи населению, а также в общественных и хозяйственных организациях, административных органах, научно-исследовательских и консалтинговых организациях, предоставляющих психологические услуги физическим лицам и организациям.

Психические процессы, свойства и состояния человека; их проявления в различных областях человеческой деятельности, в межличностных и социальных взаимодействиях на уровне индивида, группы, сообщества, а также способы и формы их организации, изменения, воздействия.

При реализации ООП предусматриваются следующие виды практик: учебная – адаптационный семинар-тренинг и летняя практика, которая предполагает работу студентов вожатыми в детских оздоровительных лагерях; производственная: работа помощником психолога в различного типа образовательных учреждениях; преддипломная практика проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и является обязательной.

Практика проводится на базе различного типа образовательных учреждений (лицеи, гимназии, детские сады, прогимназии, общеобразовательные школы, учреждения дополнительного образования), а также центров психологического сопровождения.

В рамках практики осуществляется сотрудничество с экспериментальными образовательными площадками, научными учреждениями в области педагогики и психологии, проблем образования.

Выпускники могут работать

— в образовательных учреждениях в качестве психологов, педагогов-психологов, социальных педагогов;

— в медико-психолого-социальных центрах в качестве психологов, осуществлять психологическое сопровождение личности на разных возрастных этапах, в разных жизненных ситуациях, проводить развивающую, профилактическую и психо-коррекционную работу с личностью;

— в центрах профориентации и профконсультации;

— в тренинговых центрах.

Научно-исследовательская работа студентов является важным компонентом учебного процесса в МПГУ. Она ведется на всех кафедрах университета, в лабораториях и учебно-научных центрах МПГУ. Основные формы научной студенческой работы: научные студенческие кружки, дискуссии, интеллектуальные игры, проблемные группы, творческие лаборатории, клубы, выездные семинары, «круглые столы», конкурсы и выставки научных студенческих работ, олимпиады, публикации, конференции и т.д. В университете создан Совет молодых ученых, который решает актуальные вопросы участия в научных мероприятиях, проектах и грантах представителей талантливой молодежи МПГУ.

На факультете развиваются три научные школы – академика РАО В.А. Сластенина, академика РАО В.С. Мухиной, члена-корреспондента РАО А.В. Мудрика.

Начиная с первого курса студенты включаются в учебно-исследовательскую деятельность, работу Студенческого научного общества, выполняют самостоятельные учебно-исследовательские работы, наиболее содержательные из которых принимают участие в конкурсах, по результатам исследований студенты выступают на конференциях и публикуются в сборниках и журналах.

На факультете регулярно проводятся научные семинары, на которые приглашаются ведущие отечественные и зарубежные ученые с докладами по ключевым научным темам.

На факультете действует аспирантура и докторантура. Работают два диссертационных совета по защитам кандидатских и докторских диссертаций – по педагогическим и по психологическим наукам.

Проводятся различные конференции и круглые столы. Студенты активно принимают участие в научных мероприятиях, проводимых дружественными вузами и научными учреждениями. Ежегодно выходят сборники докладов по результатам исследований в области педагогики и психологии студентов факультета.

© Московский педагогический государственный университет, 2017

Сложности семейных отношений

М ногие интересуются: каков рецепт семейного счастья? Ингредиентов много, но блюдо выходит разным. Отчего так? Наверное поэтому, пока будут существовать отношения между людьми, психологи не останутся без работы. Поговорим сегодня о моделях семейных отношений.

Я уже не раз писал в своих статьях, что корни наших проблем и удач находятся в нашем детстве . В своей жизни мы можем опираться лишь на собственный пережитый и ассимилированный опыт. Чужой опыт нам не указ.

Р ебенок растет в родительской семье и ежедневно наблюдает за тем, как ведут по отношению друг к другу его родители : как папа ухаживает за мамой, что мама говорит о папе, как родители проявляют свои чувства по отношению к ребенку. Именно так складывается первая модель семейных отношений. Ребенок приобретает свою половую идентификацию (мальчики учатся быть мужчинами, девочки стараются быть похожими на маму).

Какое количество детей в семье, кто главный, традиции, времяпрепровождение, нормы морали – все это берется из родительской семьи, впитывается и становится частью мировоззрения пока еще маленького человека.

С годами кругозор расширяется , ребенок наблюдает за другими семьями, смотрит кино, читает книги, общается со сверстниками, переживает неурядицы и конфликты в семье. Все это формирует нашу идеальную модель семейных отношений . Эта та семья, в которой бы хотелось жить в идеальной картинке мира. И чем более неблагоприятное окружение внутри родительской семьи, тем более сильный образ идеальной модели.

Н о почему тогда люди с каждым новым поколением не живут лучше, а повторяют ошибки своих предков? Ответ там же: мы можем опираться только на личный пережитый опыт. Если в семье не было принято проявлять своих чувств, культировировась сдержанность и эмоциональная холодность, то вероятность того, что человек станет эмоционально открытым совсем невелика.

Если в родительской семье существовало домашнее насилие, то вероятность его повторения в собственной семье достаточно высока.

П овстречавшись, молодые люди (а порой уже не молодые), решают создать семью. Но как много они до свадьбы обсуждали свои представления о семейной жизни, сверяли свои модели? На практике, не так много. По сути, встречаются 4 модели семенных отношений (2 модели родительской семьи и 2 идеальных модели). Противоречия начинаются от самых банальных вещей (как и где должны находиться предметы в доме), до самых принципиальных позиций (где зона ответственности каждого члена семьи, кто глава в доме, какое количество детей будет иметь эта семья, кто и как их воспитывает).

Ситуация осложняется «добрыми намерениями» ближайших родственников и друзей, которые в спорных вопросах, норовят занять чью-то сторону и поддержать одного из супругов, тем самым доказывая, что ЕГО модель семейных отношений более правильная и заслуживает права на жизнь. Воспрепятствовать этому можно только в том случае, когда оба супруга начнут отстаивать собственные границы семьи и вмешательство третьих лиц. Чаще всего в подобных конфликтах звучит аргумент «у нас так было заведено» или «так правильно, а ты поступаешь неправильно, потому что есть неудачный опыт в твоей семейке».

Н еобходимо понять – идеального рецепта нет , вам вместе с супругом (-ой) придется приготовить собственный рецепт семейного счастья. И мастерство заключается не в точном следовании рецептам поваренной книги, но в импровизации и доверии к собственным чувствам. Единственная опасность – эта цена ошибок.

Испорченное блюдо можно выкинуть и начать делать новое, отношения придется продолжать там, где они остановились в последний раз.

Если чувствуете, что вашего опыта недостаточно, а ситуация развивается критически, обратитесь к специалисту! Не к повару конечно, к психологу.

Что можно и нужно предпринять для семейного счастья?

– Договориться и обозначить психологические границы своей семьи, защищать их от любых посягательств третьих лиц. Это ваши отношения, и никто кроме вас лучше не знает, что для вас благо. Кстати, психолог не станет давать советы и делать за вас вашу работу, он лишь помогает вам это сделать в определенный момент вашей жизни.

– Договориться о зонах ответственности между супругами (кто за что отвечает в семье, у кого какая власть и полномочия в решении основных вопросов).

– Договориться о методах воспитания своих детей , что входит в это воспитание, и кто какой вклад вносит.

– Не выяснять свои отношения в присутствии ребенка (хотите поругаться – идите на улицу, или отправьте его погулять, но к его приходу вы обязаны договориться).

– Перестаньте обвинять: «я же тебе говорила», «вот всегда так», «вся твоя семейка такая».

– Научитесь разговаривать о своих чувствах и желаниях . На чувства сложно обижаться, а вот реакции на оценки приводит к конфликтам.

– Слушайте себя и доверяйте своим чувствам , проигнорировав их, вы рискуете оказаться в критической ситуации и начнете раздражаться по каждому пустяку.

– Важнейшее чувство, которое должно присутствовать в семейных отношениях – это собственные ощущения женственности (мужественности) . Если вам удается чувствовать себя счастливой женщиной – такие отношения имеют шанс просуществовать долгие годы.

– Не стоит душить несвободой своего партнера , только по причине того, что у вас есть собственные психологические проблемы, решайте их со специалистами, а не вымещайте на муже (супруге)!

почитать другие статьи на этом сайте:

СПЕЦИФИКА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ У БОЛЬНЫХ АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ

Николаев Евгений Львович

– доктор медицинских наук, профессор Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова (г. Чебоксары), главный психотерапевт Чувашии.

Романов Сергей Николаевич

– медицинский психолог, аспирант Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова (г. Чебоксары).

Ключевые слова: семейные отношения, алкогольная зависимость, зависимый, созависимый, эмоциональные коммуникации, дисфункциональные отношения.

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

Исследователями отмечается нарушение гармоничной системы семейных отношений в семьях больных алкогольной зависимостью [1], что связано с возникновением особого психологического феномена «созависимости» [3]. Данный феномен проявляется как в психологических характеристиках жен, так и детей [2], свидетельствуя о формировании зависимого поведения у членов семьи. Данные вопросы требуют особого внимания при реабилитации больных алкогольной зависимостью, при организации психологической помощи членам их семей [5].

Сложность решения проблемы химической зависимости в масштабах государства определяет необходимость системных подходов, в том числе, через обращение к новым общественным ограничителям и ориентирам, через обращение к молодежной аудитории, потому что алкоголизм гораздо легче и эффективней предупреждать, чем искоренять [4]. Важную роль играет и оптимизация действующей системы наркологи¬ческой реабилитации на основе новых научных достижений в области знаний о человеке, как продукте формирования в системе человеческих отношений, важнейшее место в которых занимают семейные отношения, что и обусловило тему данного исследования.

Цель исследования: изучение системы дисфункциональных отношений в семьях больных алкогольной зависимостью и возможности их передачи последующим поколениям как через самих зависимых, так и совместно проживающих с ними созависимых. В соответствии с обозначенной целью решались следующие задачи:

  1. Выявить основные клинико-психологические характеристики патологизирующих внутрисемейных отношений у больных алкогольной зависимостью.
  2. Определить психологическую специфику дисфункционального характера системы семейных отношений у созависимых, проживающих в семье с больными алкогольной зависимостью.
  3. Построить концептуальную модель семейных отношений при алкогольной зависимости, раскрывающую тесные патологические взаимосвязи между больным алкогольной зависимостью, созависимым, предшествующим и последующим поколениями.
  4. Разработать предложения по совершенствованию системы реабилитации больных алкогольной зависимостью.

Исследование проводилось на клинической базе Республиканского наркологического диспансера (г. Чебоксары). В состав первой группы обследованных вошли пациенты стационара, во вторую – участники групп помощи для родственников больных алкогольной зависимостью. Контрольную группу составили испытуемые, в семьях которых не наблюдалось проблемы химической зависимости на протяжении не менее чем двух поколений. Численность групп составила 30, 26 и 30 человек, соответственно. Нозологическая диагностика алкогольной зависимости осуществлялось по критериям МКБ-10.

В клинико-психологической диагностике использовались следующие методики: опросник «Запрет на выражение эмоций» В.К. Зарецкого, опросник диагностики агрессивного поведения Басса-Перре (в адаптации С.Н. Ениколопова), опросник семейных эмоциональных коммуникаций А.Б. Холмогоровой, С.В. Воликовой, опросник социальной поддержки F-SOZU-22 (в адаптации А.Б. Холмогоровой), опросник «Анализ семейного воспитания» Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкого.

Полученные результаты говорят об определенных особенностях и закономерностях взаимоотношений в семьях больных алкогольной зависимостью. Так, пациенты с алкоголизмом росли в атмосфере выраженных нарушений внутрисемейных эмоциональных коммуникаций с высоким уровнем критики. Выяснилось, что родители зависимых в сравнении с родителями контрольной группы (p=0,0001) и созависимых (p=0,096) чаще проявляли своё недовольство ребенком, когда он выражал негативные эмоции, допускал ошибки в какой-либо деятельности, особенно при сравнении с другими более успешными детьми. Более высокие показатели индуцирования тревоги в семье отмечались у зависимых в сравнении с контрольной группой (p=0,0001) и группой созависимых (p=0,000), что свидетельствует о том, что зависимые родители более фиксированы на возможных трудностях, опасностях и жизненных неудачах своих детей с низким запретом на выражение негативных эмоций и со стремлением скрывать и не выдавать окружающим семейные проблемы.

Кроме этогою выявились различия подходов в отношении контролирования собственных эмоций обследованными. Так, в группе зависимых радость скрывали меньше, чем в контрольной (р=0,007) и созависимой (р=0,078) группах. По шкале гнева обнаружена тенденция к различию в группах зависимых и созависимых (р=0,099), что свидетельствует о том, что зависимые менее склонны скрывать свои гнев и раздражительность. Зависимые меньше скрывают чувство страха в сравнении с контрольной группой (р=0,060). По степени общего запрета на выражение эмоций значительные различия найдены у зависимым (р=0,005) и созависимым (р=0,010) в сравнении с контрольной группой, что говорит о менее развитом контроле над проявлением эмоций у зависимых и созависимых вследствие личностных особенностей.

Обращают на себя внимание особенности социальной поддержки и отношения к социуму в группах обследуемых: созависимые ощущают меньшую эмоциональную поддержку по сравнению с контрольной группой (р=0,017). Это говорит о том, что созависимые чаще ощущают отсутствие позитивного чувства близости, доверия и общности со стороны ближайшего социального окружения. В группе созависимых меньшее ощущение инструментальной поддержки в сравнении с контрольной группой (р=0,007), свидетельствующее о том, что созависимые получают меньшую практическую поддержку получения важной информации, помощь в выполнении тяжелой работы. По шкале социальной интеграции в сравнении с контрольной группой зависимые (р=0,005) и созависимые (р=0,0001) ощущают меньшую включенность в определенную сеть социальных интеракций. Несмотря на то, что зависимые получают необходимую инструментальную и эмоциональную поддержку, чувствуют меньшую удовлетворенность социальной поддержкой (переживания стабильности в отношениях, дающее чувство уверенности и безопасности) как по сравнению с контрольной группой (р=0,0001), так и с группой созависимых (р=0,0001). Социальной поддержкой в сравнении с контрольной группой менее удовлетворены члены зависимой (р=0,001) и созависимой (р=0,0001) групп, что свидетельствует об их меньшей уверенности в поддержке ближайшим социальным окружением.

В группе зависимых в сравнении с группами созависимых (р=0,012) и контрольной (р=0,021) родители боятся потерять своего ребенка, и в их поведении присутствует ипохондрическая боязнь за ребенка. Также зависимые в сравнении с контрольной группой (р=0,0001) и созависимыми (р=0,001) чаще высказывают жалобы на то, насколько утомительны родительские обязанности, сожаление, что эти обязанности отрывают их от чего-либо более важного и интересного. Чаще недовольны стилем воспитания ребенка супругом обследуемые из группы созависимых в сравнении с группой контроля (р=0,093) и группой зависимых (р=0,080). У них наблюдается тенденция вывода конфликтов во взаимоотношениях в сферу воспитания, и они получают возможность более открыто выражать недовольство супругом, руководствуясь «заботой о ребенке».

В то время как у зависимых обнаружились следующие особенности. Они охотнее проявляют агрессивные наклонности при низком уровне запрета на выражение эмоций (r=-0,395; р<0,05), в таких условиях они легче принимают поддержку от близкого социального окружения (r=0,445; р<0,05). Если воспитание проходило в условиях выраженных нарушений внутрисемейных эмоциональных коммуникаций с высоким уровнем критики, с высоким показателем индуцирования тревоги в семье, с низким запретом на выражение эмоций (особенно негативных), со стремлением скрывать и не выдавать окружающим семейные проблемы, в духе очень высоких стандартов, снижается ожидание практической или материальной поддержки (деньги или вещи), помощи в выполнении тяжелой работы, получении важной информации (r=-0,403; р<0,05) и уменьшается строгость наказаний по отношению к своим детям (r=-0,363; р<0,05). Если зависимый родитель удовлетворен уровнем оказываемой ему социальной поддержки, то на ребенка ложится множество обязанностей, которые могут не соответствовать его возможностям и не только не содействуют полноценному развитию личности ребенка, но, напротив представляют риск психотравматизации (r=0,456; р<0,05). Чем выше степень запрета на выражение радости, тем выше риск игнорирования потребностей ребенка (r=0,361; р<0,05), и чем ниже запрет на выражение страха у зависимого, тем больше обязанностей у его детей (r=-0,397; р<0,05).

Рис. 1. Интеркорреляционные взаимосвязи в семьях зависимых

Примечание: а) значения корреляционных связей:1) r = 0,224; 2) r = — 0,149; 3) r = 0,257; 4) r= 0,402; 5) r = — 0,208; б) обозначения: С — созависимые; 3 — зависимые; ИП — интегральный показатель (ДАП); ОЗ — общий запрет (ЗнВЭ); ОП — общий показатель (СЭК); ОПСП — общий показатель социальной поддержки (СП).

Кроме того, из рисунка 3 видно, что в семье развитие зависимости хотя бы у одного из ее членов сказывается на остальных членах семьи, так как зависимые хуже контролируют эмоции, становятся импульсивными, менее прогнозируемыми. При общении с зависимым родителем у ребенка формируются черты психологической созависимости. Подражая зависимому родителю, ребенок также склонен пробовать психоактивные вещества в более раннем возрасте, что впоследствии может привести к развитию зависимого поведения. На созависимого родителя ложится больше ответственности за семью и детей. Уменьшается количество социальных контактов, растет внутреннее напряжение. Все это, как правило, ведет к чувству отчаяния, эмоциональным срывам и как следствие, началу употребления психоактивных веществ с формированием зависимости у самого созависимого. Следовательно, у детей, выросших в семье больных алкогольной зависимостью, формирование личности происходит на основе импульсивных эмоциональных реакций, иррациональных когнитивных схем, дезадаптивных поведенческих стереотипов не только зависимого, но и созависимого. Все это обуславливает тот факт, что дисфункциональные модели отношений в семьях больных алкогольной зависимостью передаются следующим поколениям, как через самих зависимых, так и через созависимых.

Рис. 3. Концептуальная модель развития семейных отношений при алкогольной зависимости

По результатам проведенного исследования получены следующие выводы:

Литература

Ссылка для цитирования

Николаев Е.Л., Романов С.Н. Специфика семейных отношений у больных алкоголизмом. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2010. N 3. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка» (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

Источники:
Нормативные, квазисемейные и особые модели брачио-семейных отношений
Нормативные, квазисемейные и особые модели брачио-семейных отношений: Нормативную модель отличает фиксированность и стабильность супружеских отношений, наличие детей или желание их иметь, сексуальная верность партнеров, гетеросексуальность. Юридический брак — брак, оформленный в соответствующих органах государственной … — —
http://texts.news/semeynaya-psihologiya/normativnyie-kvazisemeynyie-osobyie-modeli-41948.html
Психология семейных отношений ()
Психология семейных отношений (37.03.01) Код и наименование направления подготовки: Направленность(профиль)/ магистерская программа: Психология семейных отношений 4,5 года 240
http://mpgu.su/ob-mpgu/struktura/faculties/fakultet-pedagogiki-i-psyhologii/bakalavriat/psihologiya-semeynyih-otnosheniy-37-03-01/
Сложности семейных отношений
Что делать, чтобы создать счастливый брак и семью? Почему возникают конфликты в семье. Как найти хорошего мужа или жену? Как избежать семейных ссор?
http://adnosiny.by/otnosheniya/slozhnosti-semejnyh-otnoshenij
СПЕЦИФИКА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ У БОЛЬНЫХ АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ
СПЕЦИФИКА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ У БОЛЬНЫХ АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ Николаев Евгений Львович – доктор медицинских наук, профессор Чувашского государственного университета имени И.Н.
http://mprj.ru/archiv_global/2010_3_4/nomer/nomer12.php

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

как реагировать на несправедливость Как научиться не реагировать на несправедливость?Реагировать надо, только не обижаться и не расстраиваться, а подумать… (1)Если мужчина спрашивает люблю ли я его Почему муж спрашивает, люблю ли я его? Бывают такие ситуации, когда мужчина просит женщину подтвердить… (1)Собеседование торговый представитель Собеседование торгового представителяАвтор: Дмитрий Admin Дата добавления: 2018-03-12 Вот и настал тот момент, когда потенциальный… (1)Измена жены рассказы Измена жены рассказы На собственном опыте (горьком) убедился, что вычислить измену жены не сложно, даже… (1)Игры для тимбилдинга 26 идей тимбилдинга на природе и в помещении Тимбилдинг (teambuilding) — дословно «построение команды» —… (1)

COMMENTS