Модели семейных отношений

Нормативные, квазисемейные и особые модели брачио-семейных отношений

Нормативную модель отличает фиксированность и стабильность супружеских отношений, наличие детей или желание их иметь, сексуальная верность партнеров, гетеросексуальность. Юридический брак — брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти без участия церковных организаций.

Квазисемейные модели: сознательное одиночество; незарегистрированное сожительство; повторные брачно-семейные отношения.

Фактический брак, или незарегистрированное сожительство,

относят к альтернативным формам брачно-семейных отношений. Данный вид брака представляет собой совместное проживание без юридической регистрации. Это союз партнеров по обоюдному согласию, основанный только на личностных предпочтениях и чувствах. Социологический опрос, проведенный в 1995 г. в ряде регионов России, дал парадоксальный результат: замужних жен

К особым моделям относят смешанные браки, семьи не состоявшего в браке родителя с ребенком и пр.

Альтернативные формы брачно-семейных отношений

Альтернативными формами брачно-семейных отношений сегодня являются «открытый брак», «браки на время», «свин- герство», «гомосексуальный брак», «групповой брак», «коммуна» и др.

«Открытый брак» подразумевает возможность личностного роста партнеров в брачно-семейных отношениях, так как в его основе — идея аутентичности и открытости отношений, уважения к личной жизни, доверия и толерантности партнеров друг к другу.

«Брак на время» представляет собой семейный союз, рассматриваемый как сделку. Обычно «брачная сделка» оформляется юридически, чтобы супруги выполняли свои обязательства и не лишались своих прав по истечении срока ее действия. Данный брак всегда ограничен каким-либо промежутком времени. Если партнеры по истечении срока действия контракта не желают его продлить, то автоматически считаются чужими друг для друга людьми.

Брак по договоренности, или «свингерство» (swinging означает чередование и одновременно — раскованность), это «со- брачный» секс, когда социальные и эмоциональные узы законного брака сохраняются, но супружество утрачивает сексуальную исключительность. Первоначально такие браки получили распространение в Скандинавии. Это явление возникло в рамках

сексуальной революции на Западе в конце 60-х гг. XX в., так как измены с посторонними партнерами связаны со значительным риском. Считается, что свингерские контракты снижают риск, поскольку заключаются между супружескими парами. В настоящее время в США пробуют так называемую локальную неверность от 2 до 5 % всех супружеских пар. Свингеры, среди которых преобладают люди от 21-26 до 45-50 лет, имеют свои клубы, газеты, телефонную службу.

Распространенным типом современного брака является гостевой (или «визитный» брак). Супруги имеют две квартиры и живут раздельно, навещая друг друга 2-3 раза в неделю. С одной стороны, они женаты, с другой — свободны.

Примером некоторых вариантов таких браков могут быть следующие: супруга живет в своей квартире со старшим сыном, а супруг — в своей (другой) квартире с младшим сыном (выходные, праздники и отдых проводят все вместе); супруга с детьми живет в большой («семейной») квартире, а супруг живет отдельно в своей маленькой квартире (регулярно навещает жену и детей, материально помогает им или даже полностью содержит); супруга с детьми живет в своей квартире, а он живет у матери или наоборот: она с детьми — у матери, а он в семейной квартире (характерны регулярные встречи и общие семейные дела); супруга с детьми живет в одном городе, супруг — в другом (часто такое проживание вынужденное и связано со служебной необходимостью); супруга с детьми живет в загородном доме, а супруг в городской квартире (постоянно ездят друг к другу, имеют общих знакомых и совместное хозяйство).

Разновидностью гостевого брака является «брак выходного дня». Супруги проживают в разных квартирах (иногда по соседству), видятся раз-два в неделю, чаще всего по выходным. Считается, что такие союзы заключают занятые работой, материально обеспеченные люди, которые особенно ценят личную не

зависимость и автономию. Подобные союзы могут длиться несколько лет и даже десятилетий, а могут либо быстро закончиться разрывом, либо превратиться в обычный брак.

Психология семейных отношений (37.03.01)

Код и наименование направления подготовки:

Направленность(профиль)/ магистерская программа:

Психология семейных отношений

4,5 года

240 зачетных единиц

Обществознание

Все направления подготовки бакалавриата МПГУ в 2018 году

Подготовка компетентных, конкурентоспособных психологов, способных оказывать психологическую помощь и поддержку.

Практическая; научно-исследовательская; педагогическая;

Обучение построено на основе компетентностно–деятельностного подхода. Выпускник овладеет как общей культурой (научным мировоззрением, логикой и культурой мышления и речи, принципами и метода работы с информацией), так и профессиональными компетенциями (готовностью применять качественные и количественные методы исследования, применять стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи).

Бакалавр по направлению подготовки 37.03.01 – Психология должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности: анализ психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп; формирование установок в отношении здорового образа жизни и поведения, направленного на сохранение здоровья; предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, в функционировании людей с ограниченными возможностями, а также профессиональных рисков в различных видов деятельности; выявление трудностей в обучении, нарушений и отклонений в психическом развитии, риска асоциального поведения, диагностика психических состояний, возникающих в процессе учебной и внеучебной деятельности.

Содержание и организация образовательного процесса

Образовательный процесс осуществляется на факультете педагогики и психологии (гиперссылка) с участием общеуниверситетских кафедр (гиперссылка), кафедр географического факультета, факультета социологии, экономики и права, института биологии и химии, филологии и иностранных языков, института физической культуры, спорта и здоровья.

Базовая часть ОП подготовки бакалавра психологии представлена следующими модулями:

гуманитарно-экономический включает следующие дисциплины: История, Философия, Иностранный язык, Педагогика, Безопасность жизнедеятельности, Культурология, Экономика, Риторика, Социология, Физическая культура;

математический и естественно-научный включает дисциплины: Качественные и количественные методы психологических исследований, Анатомия ЦНС, Основы дефектологии с практикумом, Нейрофизиология, Физиология ВНД и сенсорных систем, Физиология ЦНС;

Практическая психология человека включает дисциплины: Общая психология (с практикумом), Введение в профессию, Основы нейропсихологии, Введение в клиническую психологию, Дифференциальная психология, Психология девиантного поведения, Психофизиология, Этнопсихология, Психодиагностика (с практикумом);

Методология научного исследования включает дисциплины: История психологии, Методологические основы психологии, Экспериментальная психология с практикумом, Общий психологический практикумом, Психология личности, Психометрические основы психодиагностики, Теория оценивания;

Педагогическая и возрастная психология включает дисциплины: Педагогическая психология, Методика преподавания психологии, Психология развития и возрастная психология, Гендерная психология;

Социальная психология управления включает дисциплины: Организационная психология, Психология межгрупповых отношения, Социальная психология, Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности, Межкультурная коммуникация в психологии.

Вариативная часть подготовки бакалавра психологии в соответствии с профилем «Психология семейных отношений» включает в себя следующие модули:

Психологическое сопровождение личности включает дисциплины: Психологическое сопровождение личности, Психологическое консультирование с практикумом, Кризисное консультирование, Возрастно-психологическое консультирование, Основы психотерапии, Личностно-ориентированное консультирование, Экзистенциальный подход в консультировании, Теория и практика психологической коррекции личности, Индивидуальное консультирование.

В учебный план (профиль Психология семейных отношений) входят модули по выбору студентов: «Психологическое сопровождение семьи», «Психология современной семьи и брака».

Модуль «Психологическое сопровождение семьи» включает дисциплины: Семейная психотерапия, Психолого-педагогические модели работы с семьей, Личностно-ориентированный подход в семейном консультировании, Системная семейная терапия, Диагностика и психологическое сопровождение семей различного типа, Парадигмы и концепции семейного консультирования, Основы групповой работы с семьей, Психология детско-родительских отношений, Консультирование по проблемам детско-родительских отношений, Психология семьи.

Модуль «Психология современной семьи и брака» включает дисциплины: Психодиагностика детско-родительских отношений, Психодиагностика деструктивных семей, Психология семейных конфликтов, Психология молодой семьи, Семья и воспитание детей: Психология родительства, Диагностика психологических особенностей супругов, Семья как система: новый подход к изучению диагностики семьи, Психология разводов, Семья и индивидуальное развитие личности, Психология семейной коммуникации.

Реализация основных образовательных программ в МПГУ подкреплена необходимым современным учебно-методическим и информационным обеспечением, соответствующим требованиям стандартов, целям и задачам подготовки выпускников. Качественный состав преподавательских кадров МПГУ соответствует лицензионным нормативам и аккредитационным показателям. Дорогостоящее уникальное лабораторное оборудование установлено и функционирует на факультетах и в учебно-научных центрах, выполняющих фундаментальные исследования в различных областях. Компьютерные классы, мультимедийные аудитории установлены на всех факультетах, общеуниверситетских кафедрах, в общежитиях. На факультетах и в подразделениях имеется выход в Интернет. Современная информационная база обеспечивает возможность оперативного получения и обмена информацией с отечественными и зарубежными вузами, предприятиями и организациями.

На факультете в учебный процесс активно внедряются современные информационно-коммуникационные технологии, на основе которых был разработан комплекс учебно-методических материалов, позволяющих интегрировать традиционные и дистанционные формы обучения.

100% преподавателей, реализующих ООП, имеют ученую степень и/или ученое звание, из них 40% преподавателей имеют ученую степень доктора наук и/или ученое звание профессора.

Государственная итоговая аттестация выпускников является обязательной и осуществляется после освоения ООП в полном объеме.

Итоговая государственная аттестация выпускников ООП включает: междисциплинарный государственный экзамен и защиту выпускной квалификационной работы.

Выпускник готов продолжать обучение по программам магистратуры

Решение комплексных задач в сфере образования, здравоохранения, культуры, спорта, обороноспособности страны, юриспруденции, управления, социальной помощи населению, а также в общественных и хозяйственных организациях, административных органах, научно-исследовательских и консалтинговых организациях, предоставляющих психологические услуги физическим лицам и организациям.

Психические процессы, свойства и состояния человека; их проявления в различных областях человеческой деятельности, в межличностных и социальных взаимодействиях на уровне индивида, группы, сообщества, а также способы и формы их организации, изменения, воздействия.

При реализации ООП предусматриваются следующие виды практик: учебная – адаптационный семинар-тренинг и летняя практика, которая предполагает работу студентов вожатыми в детских оздоровительных лагерях; производственная: работа помощником психолога в различного типа образовательных учреждениях; преддипломная практика проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и является обязательной.

Практика проводится на базе различного типа образовательных учреждений (лицеи, гимназии, детские сады, прогимназии, общеобразовательные школы, учреждения дополнительного образования), а также центров психологического сопровождения.

В рамках практики осуществляется сотрудничество с экспериментальными образовательными площадками, научными учреждениями в области педагогики и психологии, проблем образования.

Выпускники могут работать

— в образовательных учреждениях в качестве психологов, педагогов-психологов, социальных педагогов;

— в медико-психолого-социальных центрах в качестве психологов, осуществлять психологическое сопровождение личности на разных возрастных этапах, в разных жизненных ситуациях, проводить развивающую, профилактическую и психо-коррекционную работу с личностью;

— в центрах профориентации и профконсультации;

— в тренинговых центрах.

Научно-исследовательская работа студентов является важным компонентом учебного процесса в МПГУ. Она ведется на всех кафедрах университета, в лабораториях и учебно-научных центрах МПГУ. Основные формы научной студенческой работы: научные студенческие кружки, дискуссии, интеллектуальные игры, проблемные группы, творческие лаборатории, клубы, выездные семинары, «круглые столы», конкурсы и выставки научных студенческих работ, олимпиады, публикации, конференции и т.д. В университете создан Совет молодых ученых, который решает актуальные вопросы участия в научных мероприятиях, проектах и грантах представителей талантливой молодежи МПГУ.

На факультете развиваются три научные школы – академика РАО В.А. Сластенина, академика РАО В.С. Мухиной, члена-корреспондента РАО А.В. Мудрика.

Начиная с первого курса студенты включаются в учебно-исследовательскую деятельность, работу Студенческого научного общества, выполняют самостоятельные учебно-исследовательские работы, наиболее содержательные из которых принимают участие в конкурсах, по результатам исследований студенты выступают на конференциях и публикуются в сборниках и журналах.

На факультете регулярно проводятся научные семинары, на которые приглашаются ведущие отечественные и зарубежные ученые с докладами по ключевым научным темам.

На факультете действует аспирантура и докторантура. Работают два диссертационных совета по защитам кандидатских и докторских диссертаций – по педагогическим и по психологическим наукам.

Проводятся различные конференции и круглые столы. Студенты активно принимают участие в научных мероприятиях, проводимых дружественными вузами и научными учреждениями. Ежегодно выходят сборники докладов по результатам исследований в области педагогики и психологии студентов факультета.

© Московский педагогический государственный университет, 2017

Сложности семейных отношений

М ногие интересуются: каков рецепт семейного счастья? Ингредиентов много, но блюдо выходит разным. Отчего так? Наверное поэтому, пока будут существовать отношения между людьми, психологи не останутся без работы. Поговорим сегодня о моделях семейных отношений.

Я уже не раз писал в своих статьях, что корни наших проблем и удач находятся в нашем детстве . В своей жизни мы можем опираться лишь на собственный пережитый и ассимилированный опыт. Чужой опыт нам не указ.

Р ебенок растет в родительской семье и ежедневно наблюдает за тем, как ведут по отношению друг к другу его родители : как папа ухаживает за мамой, что мама говорит о папе, как родители проявляют свои чувства по отношению к ребенку. Именно так складывается первая модель семейных отношений. Ребенок приобретает свою половую идентификацию (мальчики учатся быть мужчинами, девочки стараются быть похожими на маму).

Какое количество детей в семье, кто главный, традиции, времяпрепровождение, нормы морали – все это берется из родительской семьи, впитывается и становится частью мировоззрения пока еще маленького человека.

С годами кругозор расширяется , ребенок наблюдает за другими семьями, смотрит кино, читает книги, общается со сверстниками, переживает неурядицы и конфликты в семье. Все это формирует нашу идеальную модель семейных отношений . Эта та семья, в которой бы хотелось жить в идеальной картинке мира. И чем более неблагоприятное окружение внутри родительской семьи, тем более сильный образ идеальной модели.

Н о почему тогда люди с каждым новым поколением не живут лучше, а повторяют ошибки своих предков? Ответ там же: мы можем опираться только на личный пережитый опыт. Если в семье не было принято проявлять своих чувств, культировировась сдержанность и эмоциональная холодность, то вероятность того, что человек станет эмоционально открытым совсем невелика.

Если в родительской семье существовало домашнее насилие, то вероятность его повторения в собственной семье достаточно высока.

П овстречавшись, молодые люди (а порой уже не молодые), решают создать семью. Но как много они до свадьбы обсуждали свои представления о семейной жизни, сверяли свои модели? На практике, не так много. По сути, встречаются 4 модели семенных отношений (2 модели родительской семьи и 2 идеальных модели). Противоречия начинаются от самых банальных вещей (как и где должны находиться предметы в доме), до самых принципиальных позиций (где зона ответственности каждого члена семьи, кто глава в доме, какое количество детей будет иметь эта семья, кто и как их воспитывает).

Ситуация осложняется «добрыми намерениями» ближайших родственников и друзей, которые в спорных вопросах, норовят занять чью-то сторону и поддержать одного из супругов, тем самым доказывая, что ЕГО модель семейных отношений более правильная и заслуживает права на жизнь. Воспрепятствовать этому можно только в том случае, когда оба супруга начнут отстаивать собственные границы семьи и вмешательство третьих лиц. Чаще всего в подобных конфликтах звучит аргумент «у нас так было заведено» или «так правильно, а ты поступаешь неправильно, потому что есть неудачный опыт в твоей семейке».

Н еобходимо понять – идеального рецепта нет , вам вместе с супругом (-ой) придется приготовить собственный рецепт семейного счастья. И мастерство заключается не в точном следовании рецептам поваренной книги, но в импровизации и доверии к собственным чувствам. Единственная опасность – эта цена ошибок.

Испорченное блюдо можно выкинуть и начать делать новое, отношения придется продолжать там, где они остановились в последний раз.

Если чувствуете, что вашего опыта недостаточно, а ситуация развивается критически, обратитесь к специалисту! Не к повару конечно, к психологу.

Что можно и нужно предпринять для семейного счастья?

– Договориться и обозначить психологические границы своей семьи, защищать их от любых посягательств третьих лиц. Это ваши отношения, и никто кроме вас лучше не знает, что для вас благо. Кстати, психолог не станет давать советы и делать за вас вашу работу, он лишь помогает вам это сделать в определенный момент вашей жизни.

– Договориться о зонах ответственности между супругами (кто за что отвечает в семье, у кого какая власть и полномочия в решении основных вопросов).

– Договориться о методах воспитания своих детей , что входит в это воспитание, и кто какой вклад вносит.

– Не выяснять свои отношения в присутствии ребенка (хотите поругаться – идите на улицу, или отправьте его погулять, но к его приходу вы обязаны договориться).

– Перестаньте обвинять: «я же тебе говорила», «вот всегда так», «вся твоя семейка такая».

– Научитесь разговаривать о своих чувствах и желаниях . На чувства сложно обижаться, а вот реакции на оценки приводит к конфликтам.

– Слушайте себя и доверяйте своим чувствам , проигнорировав их, вы рискуете оказаться в критической ситуации и начнете раздражаться по каждому пустяку.

– Важнейшее чувство, которое должно присутствовать в семейных отношениях – это собственные ощущения женственности (мужественности) . Если вам удается чувствовать себя счастливой женщиной – такие отношения имеют шанс просуществовать долгие годы.

– Не стоит душить несвободой своего партнера , только по причине того, что у вас есть собственные психологические проблемы, решайте их со специалистами, а не вымещайте на муже (супруге)!

почитать другие статьи на этом сайте:

СПЕЦИФИКА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ У БОЛЬНЫХ АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ

Николаев Евгений Львович

– доктор медицинских наук, профессор Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова (г. Чебоксары), главный психотерапевт Чувашии.

Романов Сергей Николаевич

– медицинский психолог, аспирант Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова (г. Чебоксары).

Ключевые слова: семейные отношения, алкогольная зависимость, зависимый, созависимый, эмоциональные коммуникации, дисфункциональные отношения.

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

Исследователями отмечается нарушение гармоничной системы семейных отношений в семьях больных алкогольной зависимостью [1], что связано с возникновением особого психологического феномена «созависимости» [3]. Данный феномен проявляется как в психологических характеристиках жен, так и детей [2], свидетельствуя о формировании зависимого поведения у членов семьи. Данные вопросы требуют особого внимания при реабилитации больных алкогольной зависимостью, при организации психологической помощи членам их семей [5].

Сложность решения проблемы химической зависимости в масштабах государства определяет необходимость системных подходов, в том числе, через обращение к новым общественным ограничителям и ориентирам, через обращение к молодежной аудитории, потому что алкоголизм гораздо легче и эффективней предупреждать, чем искоренять [4]. Важную роль играет и оптимизация действующей системы наркологи¬ческой реабилитации на основе новых научных достижений в области знаний о человеке, как продукте формирования в системе человеческих отношений, важнейшее место в которых занимают семейные отношения, что и обусловило тему данного исследования.

Цель исследования: изучение системы дисфункциональных отношений в семьях больных алкогольной зависимостью и возможности их передачи последующим поколениям как через самих зависимых, так и совместно проживающих с ними созависимых. В соответствии с обозначенной целью решались следующие задачи:

  1. Выявить основные клинико-психологические характеристики патологизирующих внутрисемейных отношений у больных алкогольной зависимостью.
  2. Определить психологическую специфику дисфункционального характера системы семейных отношений у созависимых, проживающих в семье с больными алкогольной зависимостью.
  3. Построить концептуальную модель семейных отношений при алкогольной зависимости, раскрывающую тесные патологические взаимосвязи между больным алкогольной зависимостью, созависимым, предшествующим и последующим поколениями.
  4. Разработать предложения по совершенствованию системы реабилитации больных алкогольной зависимостью.

Исследование проводилось на клинической базе Республиканского наркологического диспансера (г. Чебоксары). В состав первой группы обследованных вошли пациенты стационара, во вторую – участники групп помощи для родственников больных алкогольной зависимостью. Контрольную группу составили испытуемые, в семьях которых не наблюдалось проблемы химической зависимости на протяжении не менее чем двух поколений. Численность групп составила 30, 26 и 30 человек, соответственно. Нозологическая диагностика алкогольной зависимости осуществлялось по критериям МКБ-10.

В клинико-психологической диагностике использовались следующие методики: опросник «Запрет на выражение эмоций» В.К. Зарецкого, опросник диагностики агрессивного поведения Басса-Перре (в адаптации С.Н. Ениколопова), опросник семейных эмоциональных коммуникаций А.Б. Холмогоровой, С.В. Воликовой, опросник социальной поддержки F-SOZU-22 (в адаптации А.Б. Холмогоровой), опросник «Анализ семейного воспитания» Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкого.

Полученные результаты говорят об определенных особенностях и закономерностях взаимоотношений в семьях больных алкогольной зависимостью. Так, пациенты с алкоголизмом росли в атмосфере выраженных нарушений внутрисемейных эмоциональных коммуникаций с высоким уровнем критики. Выяснилось, что родители зависимых в сравнении с родителями контрольной группы (p=0,0001) и созависимых (p=0,096) чаще проявляли своё недовольство ребенком, когда он выражал негативные эмоции, допускал ошибки в какой-либо деятельности, особенно при сравнении с другими более успешными детьми. Более высокие показатели индуцирования тревоги в семье отмечались у зависимых в сравнении с контрольной группой (p=0,0001) и группой созависимых (p=0,000), что свидетельствует о том, что зависимые родители более фиксированы на возможных трудностях, опасностях и жизненных неудачах своих детей с низким запретом на выражение негативных эмоций и со стремлением скрывать и не выдавать окружающим семейные проблемы.

Кроме этогою выявились различия подходов в отношении контролирования собственных эмоций обследованными. Так, в группе зависимых радость скрывали меньше, чем в контрольной (р=0,007) и созависимой (р=0,078) группах. По шкале гнева обнаружена тенденция к различию в группах зависимых и созависимых (р=0,099), что свидетельствует о том, что зависимые менее склонны скрывать свои гнев и раздражительность. Зависимые меньше скрывают чувство страха в сравнении с контрольной группой (р=0,060). По степени общего запрета на выражение эмоций значительные различия найдены у зависимым (р=0,005) и созависимым (р=0,010) в сравнении с контрольной группой, что говорит о менее развитом контроле над проявлением эмоций у зависимых и созависимых вследствие личностных особенностей.

Обращают на себя внимание особенности социальной поддержки и отношения к социуму в группах обследуемых: созависимые ощущают меньшую эмоциональную поддержку по сравнению с контрольной группой (р=0,017). Это говорит о том, что созависимые чаще ощущают отсутствие позитивного чувства близости, доверия и общности со стороны ближайшего социального окружения. В группе созависимых меньшее ощущение инструментальной поддержки в сравнении с контрольной группой (р=0,007), свидетельствующее о том, что созависимые получают меньшую практическую поддержку получения важной информации, помощь в выполнении тяжелой работы. По шкале социальной интеграции в сравнении с контрольной группой зависимые (р=0,005) и созависимые (р=0,0001) ощущают меньшую включенность в определенную сеть социальных интеракций. Несмотря на то, что зависимые получают необходимую инструментальную и эмоциональную поддержку, чувствуют меньшую удовлетворенность социальной поддержкой (переживания стабильности в отношениях, дающее чувство уверенности и безопасности) как по сравнению с контрольной группой (р=0,0001), так и с группой созависимых (р=0,0001). Социальной поддержкой в сравнении с контрольной группой менее удовлетворены члены зависимой (р=0,001) и созависимой (р=0,0001) групп, что свидетельствует об их меньшей уверенности в поддержке ближайшим социальным окружением.

В группе зависимых в сравнении с группами созависимых (р=0,012) и контрольной (р=0,021) родители боятся потерять своего ребенка, и в их поведении присутствует ипохондрическая боязнь за ребенка. Также зависимые в сравнении с контрольной группой (р=0,0001) и созависимыми (р=0,001) чаще высказывают жалобы на то, насколько утомительны родительские обязанности, сожаление, что эти обязанности отрывают их от чего-либо более важного и интересного. Чаще недовольны стилем воспитания ребенка супругом обследуемые из группы созависимых в сравнении с группой контроля (р=0,093) и группой зависимых (р=0,080). У них наблюдается тенденция вывода конфликтов во взаимоотношениях в сферу воспитания, и они получают возможность более открыто выражать недовольство супругом, руководствуясь «заботой о ребенке».

В то время как у зависимых обнаружились следующие особенности. Они охотнее проявляют агрессивные наклонности при низком уровне запрета на выражение эмоций (r=-0,395; р<0,05), в таких условиях они легче принимают поддержку от близкого социального окружения (r=0,445; р<0,05). Если воспитание проходило в условиях выраженных нарушений внутрисемейных эмоциональных коммуникаций с высоким уровнем критики, с высоким показателем индуцирования тревоги в семье, с низким запретом на выражение эмоций (особенно негативных), со стремлением скрывать и не выдавать окружающим семейные проблемы, в духе очень высоких стандартов, снижается ожидание практической или материальной поддержки (деньги или вещи), помощи в выполнении тяжелой работы, получении важной информации (r=-0,403; р<0,05) и уменьшается строгость наказаний по отношению к своим детям (r=-0,363; р<0,05). Если зависимый родитель удовлетворен уровнем оказываемой ему социальной поддержки, то на ребенка ложится множество обязанностей, которые могут не соответствовать его возможностям и не только не содействуют полноценному развитию личности ребенка, но, напротив представляют риск психотравматизации (r=0,456; р<0,05). Чем выше степень запрета на выражение радости, тем выше риск игнорирования потребностей ребенка (r=0,361; р<0,05), и чем ниже запрет на выражение страха у зависимого, тем больше обязанностей у его детей (r=-0,397; р<0,05).

Рис. 1. Интеркорреляционные взаимосвязи в семьях зависимых

Примечание: а) значения корреляционных связей:1) r = 0,224; 2) r = — 0,149; 3) r = 0,257; 4) r= 0,402; 5) r = — 0,208; б) обозначения: С — созависимые; 3 — зависимые; ИП — интегральный показатель (ДАП); ОЗ — общий запрет (ЗнВЭ); ОП — общий показатель (СЭК); ОПСП — общий показатель социальной поддержки (СП).

Кроме того, из рисунка 3 видно, что в семье развитие зависимости хотя бы у одного из ее членов сказывается на остальных членах семьи, так как зависимые хуже контролируют эмоции, становятся импульсивными, менее прогнозируемыми. При общении с зависимым родителем у ребенка формируются черты психологической созависимости. Подражая зависимому родителю, ребенок также склонен пробовать психоактивные вещества в более раннем возрасте, что впоследствии может привести к развитию зависимого поведения. На созависимого родителя ложится больше ответственности за семью и детей. Уменьшается количество социальных контактов, растет внутреннее напряжение. Все это, как правило, ведет к чувству отчаяния, эмоциональным срывам и как следствие, началу употребления психоактивных веществ с формированием зависимости у самого созависимого. Следовательно, у детей, выросших в семье больных алкогольной зависимостью, формирование личности происходит на основе импульсивных эмоциональных реакций, иррациональных когнитивных схем, дезадаптивных поведенческих стереотипов не только зависимого, но и созависимого. Все это обуславливает тот факт, что дисфункциональные модели отношений в семьях больных алкогольной зависимостью передаются следующим поколениям, как через самих зависимых, так и через созависимых.

Рис. 3. Концептуальная модель развития семейных отношений при алкогольной зависимости

По результатам проведенного исследования получены следующие выводы:

Литература

Ссылка для цитирования

Николаев Е.Л., Романов С.Н. Специфика семейных отношений у больных алкоголизмом. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2010. N 3. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка» (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

Источники:
Нормативные, квазисемейные и особые модели брачио-семейных отношений
Нормативные, квазисемейные и особые модели брачио-семейных отношений: Нормативную модель отличает фиксированность и стабильность супружеских отношений, наличие детей или желание их иметь, сексуальная верность партнеров, гетеросексуальность. Юридический брак — брак, оформленный в соответствующих органах государственной … — —
http://texts.news/semeynaya-psihologiya/normativnyie-kvazisemeynyie-osobyie-modeli-41948.html
Психология семейных отношений ()
Психология семейных отношений (37.03.01) Код и наименование направления подготовки: Направленность(профиль)/ магистерская программа: Психология семейных отношений 4,5 года 240
http://mpgu.su/ob-mpgu/struktura/faculties/fakultet-pedagogiki-i-psyhologii/bakalavriat/psihologiya-semeynyih-otnosheniy-37-03-01/
Сложности семейных отношений
Что делать, чтобы создать счастливый брак и семью? Почему возникают конфликты в семье. Как найти хорошего мужа или жену? Как избежать семейных ссор?
http://adnosiny.by/otnosheniya/slozhnosti-semejnyh-otnoshenij
СПЕЦИФИКА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ У БОЛЬНЫХ АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ
СПЕЦИФИКА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ У БОЛЬНЫХ АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ Николаев Евгений Львович – доктор медицинских наук, профессор Чувашского государственного университета имени И.Н.
http://mprj.ru/archiv_global/2010_3_4/nomer/nomer12.php

COMMENTS