Мотивация поведения, деятельности и развития личности

Мотивация деятельности: виды и значимость в жизни человека

Мотивация считается процессом, регулирующим поведение, тем, что побуждает человека к деятельности. Ведь за любым поступком или бездействием скрывается мотив, пусть даже и не всегда осознанный. Впервые о мотивации упомянул известный немецкий мыслитель А. Шопенгауэр. Мотивация относится к сложным психологическим феноменам, изучением которого занимались многие ученые и вокруг которого образовалось множество теорий. Чтобы научиться лучше управлять своим временем и прийти к пониманию того, как добиваться поставленных целей, необходимо разобраться, какие существуют виды мотивации и как их успешно применять.

Мотивация деятельности человека: основные составляющие

Если человек не до конца понимает, что значит мотивация, то объяснить что это такое простыми словами достаточно легко. Для начала необходимо выяснить происхождение этого слова и его значение. Термин «мотивация» произошел от слова «movere», которое с латыни переводится как «двигать». Узнав происхождение термина уже можно заключить, что мотивация движет поступками личности, толкает ее на совершение определенных действий или, наоборот – к бездействию.

Мотивация является одной из способностей человека, которая помогает ему добиться желаемого. Разработанные теории мотивации показывают человеку ее огромное влияние на способ его жизни, степень активности и организованности. То есть чем больше мотивирована личность, тем большие усилия она прилагает для достижения своих целей. Некоторые ученые понимают мотивацию человека как процесс регуляции деятельности, тогда как другие специалисты подразумевают под этим термином определенный набор мотивов.

Мотив в психологии – это то, что помогает направлять активные действия человека в определенное русло, является обобщенным образом того, чего человек хочет достигнуть в ходе своей деятельности. Он может проявляться в виде положительных эмоций от достижения цели или отрицательных эмоций в тех случаях, когда цели достигнуть не удалось. Мотив – это не одно и то же, что потребность или цель. В теориях мотивации для человека потребность – это неосознанное желание устранить физический или психологический дискомфорт, тогда как цель устанавливают осознанно в процессе работы над своими желаниями и поступающей извне информацией. Мотивы формируются на основе различных потребностей и являются стимулом к достижению поставленной цели. Подробно они рассматриваются в теориях мотивации, разработанных для человека.

Виды мотивации и их особенности

Мотивацию человека можно разделить на положительную и отрицательную, устойчивую и неустойчивую. Также бывает внешняя и внутренняя мотивация, имеющая свои особенности. Положительная мотивация для любого человека должна подкрепляться приятными эмоциями, тогда как отрицательная мотивация направлена на избегание негативных переживаний. Устойчивая мотивация распространяется на базовые физиологические потребности человека и является постоянной, а неустойчивая мотивация зависит от потребностей конкретного человека (например, борьба с вредными привычками).

Дополнительно выделяют индивидуальную, групповую и познавательную мотивацию. Индивидуальный вид мотивации для каждого человека заключается в поддержании физиологического состояния организма, а групповая мотивация напрямую связана с построением социальных связей. Познавательная мотивация направлена на изучение нового и проявляется в виде игр, исследовательской деятельности.

Из всего, что побуждало человека к деятельности, также были выбраны наиболее распространенные мотивы. Чаще всего в своих поступках люди руководствуются мотивами власти, самоутверждения, идентификации, присоединения, саморазвития, а также внешними и общественно значимыми мотивами. Другие мотивы также могут быть составляющими основной мотивации для человека. Вас могут мотивировать самые разнообразные вещи и процессы, это зависит от вашего характера, образа жизни и среды профессиональной деятельности. Значение каждой из разновидностей мотивации подробно отображено в теориях мотивации, разработанных ведущими специалистами в сфере психологии.

Внешняя и внутренняя мотивация в жизни человека

Важную роль в повседневной жизни человека играет как внешняя, так и внутренняя мотивация. Внешняя мотивация характеризуется поступлением стимула извне, то есть человек в первую очередь занимается какой-либо работой, чтобы получить вознаграждение, похвалу или признание в обществе. Ярким примером внешней мотивации работающего человека является заработная плата при условии, что сама по себе работа не вызывает у него интереса и не приносит особого удовольствия.

Согласно теориям человеческой мотивации, ее внутренний вид никак не связан с внешними обстоятельствами и человек выбирает определенную деятельность в первую очередь потому, что она приносит ему удовольствие. Например, рисует не для того чтобы выиграть конкурс, а чтобы получить позитивные эмоции. Эти два вида мотивации в жизни обычного человека тесно связаны между собой и нередко одна и та же деятельность подкреплена несколькими мотивами.

Разнообразие теорий мотивации человека

Теории мотивации изучаются в психологии для того, чтобы лучше понять, что побуждает человека к действию и как формируется его поведение. Над теориями мотивации трудились такие известные психологи, как Маслоу, Альдерфер, Герцберг, Адамс, Врум и многие другие. Детальный анализ потребностей человека позволил выделить два основных направления в сфере теорий мотивации:

  1. Процессуальные;
  2. Содержательные;

Каждая из этих теорий мотивации привлекла к себе многих сторонников. Изучив основные теории можно лучше понять виды мотивации личности, проанализировать характер действий человека в разных жизненных ситуациях.

Теория мотивации: особенности содержательного направления

Упор в этом направлении мотивации для человека делается на анализе потребностей человека и методах их систематизации. Изучается влияние внутренних эмоционально-волевых импульсов на формирование особенностей поведения личности. Таких принципов теории мотивации придерживались Маслоу, Герцберг, МакКлелланд, Альдерфер.

  1. Теория Маслоу. Самым важным в этой теории мотивации для любого человека является то, что потребности формируются в группы, между которыми соблюдается строгая иерархия. Проиллюстрировать эту теорию человеческой мотивации можно при помощи пирамиды, в основании которой находятся базовые физиологические потребности, а вершина пирамиды – достижение самоактуализации.
  2. Теория ERG Альдерфера. Согласно этой теории мотивации человека все потребности можно отнести к одной из 3 групп (существование, связи и рост) Разницей между этой теорией мотивации человека от теории Маслоу состоит в том, что Маслоу признавал только однонаправленное движение от низших к высшим потребностям;
  3. Теория МакКлелланда. Если изучить эту теорию мотивации, то можно увидеть что на протяжении жизни человек может приобретать потребности достижения, соучастия и властвования и одна из них имеет сильное влияние на его характер и поведение;
  4. Теория Герцберга. В этой теории рассмотрено влияние материальных и нематериальных факторов на становления личности и ее деятельность. Эта теория мотивации человека широко используется руководителями фирм и предприятий для оптимизации работы сотрудников;

Мотивация человека: процессуальное направление

Следующие теории мотивации человека анализируют не только потребности, а еще и усилия, характер деятельности, направленные на достижение желаемой цели. К наиболее известным процессуальным теориям относятся:

  1. Теория ожиданий Врума. Уровень мотивации для конкретного человека зависит не только от наличия потребностей, но и от того, как сильно он готов стараться, чтобы эти потребности удовлетворить. Нужно быть твердо уверенным, что выбранный вами подход будет результативным и поможет достичь цели;
  2. Теория равенства Адамса. Суть этой теории мотивации для человека состоит в том, что он склонен сравнивать результат определенных действий с результатом других людей, которые попали в похожие жизненные обстоятельства. Поскольку эта теория человеческой мотивации является субъективной, то кроме справедливой оценки человек может недооценить или переоценить полученный другими результат;

Методы развития

Теории мотивации играют для человека не последнюю роль, ведь понимая, как формируется мотивация, можно использовать эту информацию для достижения своих целей. Успешный человек должен успешно пользоваться разными видами полезной мотивации и уметь при необходимости мотивировать других. Изучив теоретический материал можно выбрать для себя наиболее полезный подход и придерживаться его в повседневной жизни.

Однако не каждый знает, что значит мотивировать себя и окружающих. Разные методы мотивации применяются специалистами для работников и учащихся. Также существуют методы самомотивации, к которым можно отнести:

  • Чтение и повторение аффирмаций;
  • Самовнушение;
  • Изучение жизненного пути великих людей;
  • Визуализация;

Изучение теорий мотивации для человека помогает лучше разобраться в собственном поведении и поведении других людей, разработать план для повышения продуктивности. Как только вы определитесь, что значит мотивировать себя к действию, решение многих задач со временем перестанет быть для вас проблемой.

Мотивация поведения, деятельности и развития личности
brainapps.ru

Мотивация личности в психологии

Она мобилизует его внутренние резервы, организует и направляет их на полезную – а иногда и жизненно важную – деятельность, отвечает за ее стабильность. Она заряжает энергией, окрыляет, ведет к успеху.

Тех, у кого ее в избытке, называют харизматиками. Их энергия вызывает удивление и восхищение. Они способны сделать возможным невозможное. Их очень немного – около 2 %. Чаще приходится встречать людей пассивных, ленивых, апатичных, у которых «не хватает мотивации».

Что же это за Perpetuum Mobile такой – мотивация – и может ли обычный человек овладеть им? Давайте посмотрим, что думают на этот счет психологи.

«Мотивация и личность» А. Маслоу

Так называется бестселлер, написанный психологом-гуманистом Абрахамом Маслоу. Это одна из самых мотивирующих книг, когда-либо созданных на земле. В ней в доступной форме изложена концепция природы человека, его движущих сил и ориентиров. Автор подводит читателя к выводам, помогающим стать реализованной и здоровой личностью.

Данная теория мотивации базируется на иерархии базовых потребностей. Если изобразить ее в виде пирамиды, то вершиной окажется потребность в самоактуализации, или самовоплощении, обретении своей идентичности, полном раскрытии природных потенций, личностном росте.

Основанием пирамиды являются «дефицитарные» потребности – в еде, сне, воздухе, воде, – без которых невозможно само существование Homo. Их удовлетворение открывает дорогу прочим потребностям, занимающим промежуточное положение между основанием и вершиной пирамиды:

  • в безопасности: свободе от страха, защите от нестабильности;
  • в любви: привязанности, защите от одиночества ;
  • в уважении окружающих: их признании, славе, а также самоуважении;
  • в познании: понимании мира, приближении к истине;
  • в эстетике: красоте слова, звука, красок, формы, движения.

Вместе с автором книги «Мотивация и личность» Маслоу, читатель делает ряд важнейших открытий:

  1. В большей степени удовлетворяются потребности низшего уровня.
  2. Удовлетворение базовых потребностей в детстве вырабатывает иммунитет к фрустрации в зрелом возрасте.
  3. Систематическое неудовлетворение базовых потребностей грозит психопатологией.
  4. Дефицит любви, красоты, знаний не менее пагубен для человеческого организма, чем дефицит витаминов.

Самоактуализация личности – главная ее движущая сила и залог душевного здоровья. Но для ее реализации требуются социальные условия, гарантирующие соблюдение фундаментальных прав и свобод личности

Невозможно постичь натуру человека, не поняв, что ему нужно от жизни, что он в ней ищет.

В отличие от психоаналитиков и последователей бихевиоризма, утверждавших, что нами руководят инстинкты (страх, секс, голод), Маслоу считал: главный мотиватор человека разумного – максимальное раскрытие личностного потенциала.

Его теория имеет в психологии столь же революционное значение, как в биологии идеи Дарвина, в физике – законы Эйнштейна, в астрономии – учение Галилея.

Мотивация деятельности личности и ее эффективность

Процессуальная теория Porter and Lawler, разработанная психологами Л. Портером и его учеником Э. Лоулером, является популярной не менее, чем содержательная теория Маслоу. Она показала зависимость результативности труда от удовлетворенности работника.

Ее тремя китами являются:

  • валентность – уровень ценности вознаграждения для определенного индивида;
  • инструментальность – мера понимания работником важности порученного ему задания, установление им связи между качеством труда и возможным вознаграждением/наказанием;
  • ожидания – оценка сотрудником своих реальных возможностей.

Данные параметры позволяют измерить эффективность мотивации деятельности личности, ее желания добиться наилучших результатов своей работы.

Выводы напрашиваются сами собой: затраченные усилия, а следовательно, и плодотворность труда, зависят:

  • от способностей и компетентности работника;
  • от осознания им значимости своей роли;
  • от удовлетворения им предложенным вознаграждением.

При этом достижение успеха может мотивироваться не только внешним поощрением – прибавкой к жалованью либо подъемом по карьерной лестнице, – но и внутренней потребностью сотрудника в самоуважении, получении удовлетворения от мастерски выполненной работы.

Мотивация поведения личности и самомотивация

Американскому писателю-философу Р. Баху принадлежит мудрое наблюдение: каждый из нас является в этот мир с проектом собственной судьбы и набором инструментов, но мало кто помнит, куда он подевал весь этот арсенал.

Действительно, в юные годы мы все полны наполеоновских планов. Почему же многие из них так и не дожидаются часа своего воплощения? Психологи утверждают: мы мало заботимся о собственной мотивации.

Для тех, кто не знает, в чем она заключается, приведем 5 ключевых заповедей самомотивации:

  1. Жизнь слишком коротка, чтобы лениться, бояться , обрезать крылья своим мечтам.
  2. Нацеленность и самодисциплина – родные сестры увлеченности, и только вместе они – дети успеха .
  3. Самокритика полезна лишь в одном случае – если надо возбудить в себе азарт.
  4. Препятствия – это то, что возникает перед взглядом, отведенным от цели.
  5. Чтобы мотивации хватало надолго, нужно ее, как душ, принимать каждый день.

Вывод

Мотивация поведения, деятельности и развития личности
rostduha.ru

Мотивация поведения личности

Вы здесь

Мотивация – это обусловленное актуализированной потребностью возбуждение определенных нервных структур (функциональных систем), вызывающих направленную активность организма. (Так, например, могут возникнуть пищевая, половая, познавательная, защитная и другие виды мотивации.)

От мотивационного состояния зависит допуск в кору головного мозга тех или иных чувственных возбуждений, их усиление или ослабление. Эффективность внешнего стимула зависит не только от его объективных качеств, но и от мотивационного состояния организма. (Сытый организм не реагирует на самую привлекательную пищу.) Внешние раздражители становятся стимулами, т. е. сигналами к действию лишь при соответствующем мотивационном состоянии организма. Мозг при этом моделирует параметры объектов, которые необходимы для удовлетворения потребности, и схемы деятельности по овладению требуемым объектом. Эти схемы – программы поведения – могут быть или врожденными, инстинктивными, или основанными на индивидуальном опыте.

Мотивация поведения всегда эмоционально насыщена. То, к чему мы стремимся, нас эмоционально волнует. При этом одни эмоции выполняют стратегическую функцию – являются индикатором потребностей, значимости определенного класса объектов, другие связаны с определением значимости отдельных условий, обеспечивающих достижение объекта потребности. Являясь непосредственным «определителем» значимости, полезности или вредности тех или иных явлений, эмоции обеспечивают соответствующую энергетическую мобилизацию организма на соответствующее взаимодействие индивида с этими объектами.

Мотивационные состояния

Мотивационные состояния человека существенно отличаются от мотивационных состояний животных тем, что регулируются второй сигнальной, обобщенной системой ценностных ориентации личности. Все мотивационные состояния являются модификацией потребностных состояний.

К мотивационным состояниям человека относятся интересы, желания, стремления, намерения, влечения, страсти, установки.

Интерес – эмоционально насыщенная направленность на объекты, связанные со стабильными потребностями человека (от лат. interest – имеет значение). Интерес проявляется в повышенном внимании к объекту, имеющему устойчивую значимость.

«Если физический мир подчинен закону движения, то мир духовный не менее подчинен закону интересов. На земле интерес есть всесильный волшебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета.

Интерес – мотивационно-регуляционный механизм человеческого поведения, определяемый иерархией сформированных потребностей.

Однако связь интересов с потребностями не прямолинейна, иногда она не осознается. Интересы бывают прямые и опосредованные, возникающие в связи со средствами достижения целей.

Интерес как психическое состояние существенно влияет на психические процессы, активизирует их. В соответствии с потребностями интересы подразделяются по содержанию (материальные и духовные), широте (ограниченные и разносторонние) и устойчивости (кратковременные и устойчивые).

Удовлетворение интереса не только не погашает его, но формирует еще более разветвленную систему интересов.

Выступая в качестве ориентационной основы поведения личности, интересы становятся основным психологическим механизмом поведения. Интересы не только стимулируют человека к деятельности, но и сами формируются в ней.

Широта и глубина интересов человека определяют полноценность его жизни. Интересы асоциальной личности отличаются, как правило, узостью, эгоистической направленностью, меркантилизмом, утилитарностью. Характеристика личности включает в себя определение круга интересов данного человека. С интересами человека тесно связаны его желания, страсти и влечения.

Желание – мотивационное состояние, при котором потребности соотнесены с конкретным предметом их удовлетворения. Желание представляет собой определенный этап вызревания потребности, соотнесение ее с целью и планом действий. Еще Эпикур подразделил все человеческие желания на три группы:

  1. естественные и необходимые (желание еды, питья, сна, отдыха и т. п.),
  2. естественные, но не необходимые (например, сексуальные желания),
  3. желания ни естественные, ни необходимые.

Перечень этой, третьей, группы желаний необъятен: желания, связанные с честолюбием, жаждой славы, власти, лидерства, первенства, превосходства над другими людьми и т. п. Однако и первые две группы желаний человека не безупречны – они могут быть гипертрофированными, непомерно интенсивными, не знающими границ своего удовлетворения. Желание связано со стремлением – повышенным эмоциональным тяготением к объекту желания.

Страсть – очень стойкое аффективное стремление к определенному объекту, потребность в котором доминирует над всеми остальными потребностями и придает соответствующую направленность всей жизнедеятельности человека.

Страсть интегрирует волевые и эмоциональные побуждения; она может быть положительной и отрицательной в зависимости от общественной ценности того, к чему стремится человек. Многие отрицательные страсти (к стяжательству, азартным играм и т. п.) ведут к деградации личности и нередко являются предпосылкой преступного поведения. Положительные страсти мобилизуют силы человека на достижение социально значимых целей (например, страсть к искусству, науке, отдельным видам трудовой деятельности и т. п.). «Полное отсутствие страстей, если таковое могло быть достигнуто, привело бы к полному отуплению, и человек тем ближе к этому состоянию, чем он беспристрастнее. Действительно, страсти – это небесный огонь, оживляющий нравственный мир, страстям наука и искусство обязаны открытиями, а душа – благородством».

Состояние навязчивого тяготения к определенной группе объектов называется влечением. Влечения могут быть естественными и сформированными в социальных условиях.

Естественные влечения не всегда осознаются. Они связаны с органическими процессами и лишь в незначительной мере могут регулироваться сознанием. Сами же влечения могут существенно влиять на организацию, направленность сознания. «Влечение ставит задачи интеллекту для своего удовлетворения и пользуется им как рабочим аппаратом. Оно давит на мышление, приковывает его к нахождению способов своего удовлетворения и заставляет его до тех пор работать в нужном направлении, пока не найден удачный исход».

В ряду инстинктивных, органических влечений установлена следующая последовательность в порядке возрастания силы их напряженности:

  1. ориентировочные реакции,
  2. сексуальное влечение,
  3. голод (пищевое влечение),
  4. жажда,
  5. влечение материнства.

Влечения человека в отличие от инстинктов животных отличаются социальной обусловленностью. Чем более глубоко социализирован человек, тем более дисциплинированы его влечения. Ослабление психики, психическая деградация ведут к усилению инстинктивных побуждений. (Так, в структуре преступности значительное место занимают необузданные сексуальные влечения, удовлетворяемые преступным, насильственным способом.)

Одна из основных особенностей развитого человеческого сознания – способность осуществлять разумный выбор среди собственных влечений. Для этого индивид должен подняться над своими влечениями и, отвлекаясь от них, произвести выбор между ними. Этот выбор осуществляется иерархически организованной ценностной системой личности.

Мотивация человека может быть сознательной и подсознательной.

Сознательная мотивация связана с намерением. Намерение (в юридической терминологии – «умысел») – это сознательно принимаемое решение достичь определенной цели с отчетливым представлением средств и способов действия.

В намерении объединяются побуждение к действию и его сознательное планирование. Намерения, как и потребности, обладают динамическими свойствами – силой, напряженностью и др. Намерения организуют поведение человека, обеспечивают произвольность его действий, выступают как сознательный акт поведения. Сознательным обоснованием намерения является мотив.

Термин «мотив» в переводе с латинского означает побуждение, однако не всякое побуждение является мотивом; поведение может побуждаться чувствами, установками. Одни побуждения осознаются, другие не осознаются. Мотив – это осознанное побуждение к достижению конкретной цели, понимаемое индивидом как личностная необходимость.

Если понятие мотивации включает в себя все виды побуждений человеческого поведения (в том числе и малоосознанные и подсознательные), то мотив – сознательно сформированные, понятийно оформленные побуждения.

Деятельность человека обычно побуждается несколькими мотивами – иерархией мотивов При этом определенные мотивы приобретают ведущее значение.

Ведущие мотивы придают деятельности, ее объектам и условиям личностное значение – смысл.

Мотивы могут вступать в противоречие с объективными возможностями их реализации, с социальной регламентированностью поведения. В таких случаях у социализированной личности происходит или подавление мотива, или его изменение – изыскание новых, социально допустимых целей деятельности. (Мотивы следует отличать от мотивировки – оправдательных высказываний по поводу совершенного действия. Они могут не совпадать с действительными мотивами, маскировать их.) Все малоосознанные импульсивные действия совершаются на основе установки (ошибочно иногда трактуемой как «бессознательные мотивы»).

Установка – состояние готовности к определенному способу поведения в определенных ситуациях; это нейродинамически закодированная устойчивая модель поведения. Установка – наиболее константная, устойчивая основа поведения человека.

Различаются два вида установки – общая и дифференцированная (фиксированная). Общая установка возникает в отношении больших классов явлений; дифференцированная – по отношению к индивидуализированным объектам.

Установка лежит в основе целостности и последовательности поведения человека, объединяет его сознательную и подсознательную сферы, определяет меру возможного поведения человека в различных жизненных ситуациях, «норму его реакции».

Установка лежит в основе поведенческих стереотипов, стабилизирующих поведение индивида, освобождающих его от необходимости принимать решения и произвольно контролировать осуществление деятельности в стандартных для него (обобщенных в опыте данного индивида) ситуациях В ряде случаев (при низком уровне критичности индивида) установки обусловливают инертность поведения, не учитывая изменения в обстановке, люди действуют шаблонно.

Установки могут быть связаны с различными компонентами деятельности. Различаются смысловые, целевые и операционные установки.

Смысловые установки определяют личностный смысл конкретных объектов, явлений, готовность действовать по отношению к значимому объекту определенным образом. Смысловые установки индивида особенно интенсивно формируются в референтной (значимой) для него микросреде. В напряженных ситуациях установки начинают доминировать.

Возникнув в рамках одной деятельности, установки переходят и в другие сферы деятельности, обусловливают взаимодействие субъектов со сходными объектами в широком спектре однотипных ситуаций.

Целевые установки обеспечивают устойчивую направленность действий, они выражаются в тенденции к завершению действия при любых обстоятельствах, что иногда ведет к ригидности, негибкости поведения.

Операционные установки обеспечивают психофизиологическую преднастройку индивида на совершение действия определенными способами, последовательной системой привычных операций с использованием привычных для индивида средств.

В сложном механизме регуляции поведения сознательные его компоненты (цели, мотив, решения, программирование, выбор средств реализации) непрерывно взаимодействуют с подсознательными, установочно стереотипными компонентами.

Итак, побудительный и целеобразующий механизм человеческого поведения состоит из сложного комплекса взаимосвязанных личностных факторов – направленности личности, ее потребностей, модификацией которых являются интересы, желания, стремления, страсти, влечения и подсознательные установки Сознательным же компонентом волевого, целенаправленного поведения являются мотивы поведенческих актов, интегрирующие в себе общую направленность личности

Направленность личности в значительной мере определяет ее способности и характер.

psyera.ru

Мотивы личности

Мотивы и мотивация. Социальные мотивы

Анализ мотивационной регуляции деятельности человека связывается в психологии с понятием потребности. Потребность представляет собой объективную нужду, необходимость человеческого существа в чем-то, лежащем вне его пределов — во внешних объектах, других людях, их оценках, определенных переживаниях. Эти объекты называются предметами потребности, или мотивами. Под мотивацией в широком смысле подразумевается то, ради чего человек выполняет ту или иную деятельность. Всякая деятельность осуществляется вследствие какого-либо внутреннего импульса (потребности) и ради некоторой внешней по отношению к ней ценности. Эти отношения и образуют два полюса реальной мотивационной системы. Таким образом, мотив — это предмет, на который направлена деятельность, и соответствующий некоторой человеческой потребности (Леонтьев, 1971).

Считается, что любому человеку присущ определенный набор базовых потребностей. Среди этих потребностей выделяют потребность в общении, познании, саморазвитии, достижении, продолжении рода. Г. Мюррей в 20-е гг. прошлого столетия выделил первичные (висцерогенные) потребности: например, в воде, пище, сексуальной разрядке, избегании холода и многие другие, и вторичные (психогенные потребности). Первичные потребности в отличие от вторичных базируются на органических процессах и возникают или циклично, или в связи с необходимостью регуляции. К психогенным потребностям Мюррей отнес потребность в достижении, аффилиации, уважении, привлечении внимания к себе, защите, агрессии, независимости, доминировании, понимании и др. Большинство из них связаны с отношениями с другими людьми и могут реализовываться только в социальном взаимодействии. Кроме того, Мюррей разделил потребности на позитивные (поиск) и негативные (избегание), на явные и латентные. В определенных ситуациях отдельные потребности могут объединяться в мотивации поведения, или конфликтовать друг с другом, или подчиняться одна другой (Хьелл, Зиглер, 1999).

Иерархия основных потребностей человека, предложенная А. Маслоу, была впервые опубликована в 1943 г. А. Маслоу разграничил не отдельные мотивы, а целые их группы, которые упорядочены в ценностной иерархии соответственно их роли в развитии личности. Маслоу выделил пять основных групп потребностей:

физиологические потребности (в пище, питье, кислороде);

потребность в безопасности (физической и психологической);

потребности в привязанностях, любви и причастности к группе;

потребность в самоуважении;

Главная идея Маслоу заключается в том, что путь к осуществлению потенциальных возможностей индивидуума — к его самоактуализации — открывается лишь после удовлетворения его насущных потребностей. Потребности низших уровней Маслоу назвал нуждами, а высших — потребностями роста. В случае конфликта между потребностями различных уровней побеждает низшая потребность.

Согласно Маслоу, потребности одновременно являются и целями человека, т. е. они динамичны. Физиологические потребности (голод, жажда и т. д.) необходимы для функционирования организма. Потребность в самосохранении, безопасности, мире — также важнейшее условие человеческого существования на уровне индивида, общности, человечества в целом. Стремление к общению с людьми и к любви Маслоу считал неотъемлемым качеством человека, а отсутствие подобных потребностей — патологией (Хьелл, Зиглер, 1999).

Процесс объективации потребностей в виде мотивов носит индивидуальный характер и зависит от обстоятельств жизни конкретного человека. Например, потребность в общении может реализовываться у одних людей в виде мотивации сотрудничества, альтруизма, у других — в виде подавляющей, репрессивной позиции по отношению к другим. Мотивы находятся в иерархических отношениях между собой. Одни из них являются основными, ведущими, другие — подчиненными, второстепенными. Характер этой иерархической системы также индивидуален и определяет человека как личность. Мотивация направляет и регулирует деятельность, связывает результаты наших действий с потребностями личности.

Феноменологически мотивация проявляется в эмоциональной окраске событий и действий субъекта, в направленности и селективности человеческой деятельности, в системе ценностей и предпочтений (Вилюнас, 1990). В зависимости от того, связан ли мотив субъекта с содержанием выполняемой деятельности, выделяют внутренние и внешние виды мотивов. Внутренние мотивы связаны с содержательными особенностями деятельности, а внешние ориентированы на ее продукты — прямые или побочные. В зависимости от ориентации человека на продукт деятельности или ее процесс выделяются продуктивные и процессуальные (функциональные) мотивы. Многие виды деятельности психологически строятся как последовательный ряд выборов отдельных действий, которые человек затем выполняет с разной степенью успешности. Так строятся достижения человека. В зависимости от глобальной стратегии субъекта в ходе этих достижений выделяется также мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудач.

Психологическое понятие мотивации описывает два уровня побуждений: глубинный и ситуативный. Глубинный уровень мотивации представляет собой устойчивые, генерализованные установки личности. Они реализуются в различных конкретных формах в зависимости от особенностей ситуации. Уровень конкретных, опредмеченных побуждений называется ситуативной мотивацией. Различие двух уровней мотивации заключается не только в их содержательной направленности, но и в степени осознанности мотивов. Как правило, ситуативная мотивация более осознанна, а значит, доступна вербализации. Поэтому для исследования уровня ситуативной мотивации могут применяться вербальные методы исследования мотивации — беседы, опросники, интервью. В то время как для изучения глубинной мотивации используются главным образом косвенные, проективные методы.

Социальная мотивация.

Поведение личности в каждом конкретном случае имеет свои причины. То, что побуждает личность действовать именно так, а не иначе, представляет собой мотивацию ее деятельности. Выявление мотивов деятельности людей — чрезвычайно трудная задача.

Во-первых, потому что сложные виды активности личности (например, трудовая) вызваны к жизни не одним, а несколькими факторами (потребностями). Во-вторых, потому, что мотивы могут быть не только осознанными, но и неосознанными. Обсуждая социальную мотивацию, следует подчеркнуть, что в ее основе лежат не врожденные, а приобретенные потребности. Они формируются в результате воспитания, обучения, воздействия на индивида других людей и групп. Конечно, биологические основы человека могут проявляться и в социальной мотивации. Так, стремление какого-либо человека к социальному доминированию имеет определенное, хотя и поверхностное, сходство с удовлетворением врожденных потребностей некоторых животных. Однако, в конечном итоге, огромное влияние социальных и культурных факторов на мотивацию человеческой личности неоспоримо. Имеется ряд экспериментальных данных, показывающих различное мотивационное значение некоторых воздействий для различных культурных групп.

Представители многих психологических школ интересуются социальными мотивами прежде всего потому, что такие мотивы на практике являются, вероятно, самыми мощными силами, управляющими поведением человека. Именно социальные мотивы побуждают нас достигать определенного социального статуса, носить модную одежду и действовать таким образом, чтобы получать одобрение со стороны своей социальной группы, соответствовать требованиям общественной морали.

Как отмечалось выше, люди в различных социальных группах, а также в обществе в целом, находясь во взаимозависимости друг с другом, выполняют те или иные социальные роли. При этом они различным образом оценивают позиции (статусы), которыми обладают. Данная оценка подразумевает сравнение своей собственной социальной роли со всеми другими. Одни члены общества воспринимаются как обладающие примерно равным статусом, другие — более высоким, некоторые — сравнительно низким. Человеку, как члену общества, присущ такой сильный социальный мотив, как переход в более высокий социальный слой. Люди в обществе стремятся к повышению своего социального статуса, поскольку это дает более высокий общественный престиж и уровень дохода. Так, нередко медсестра хочет получить диплом врача, ассистент кафедры в вузе — стать профессором, рядовой служащий фирмы — управляющим. Безусловно, сила и характер потребностей, лежащих в основе мотивации повышения своего социального статуса, будут различны у разных людей, например, у двух юношей, один из которых вырос в крестьянской семье в Рязанской области, а другой является сыном крупного московского предпринимателя. Каждый из них будет по-разному понимать повышение своего социального статуса, и их станут удовлетворять совершенно различные достижения на своем жизненном пути.

Социальные мотивы людей могут иметь либо конкретный (соперничающий), либо кооперативный (сотрудничающий) характер. Тот или иной социальный статус обычно обретается посредством конкуренции или кооперации. Согласно экспериментальным данным (было сопоставлено поведение обезьян и маленьких детей) кооперация невозможна без соответствующего развития речи.

К социальным мотивам относят также конформность личности, ее стремление соответствовать неким образцам, принятым в определенной группе или данном обществе. Следование моде в одежде, прическе, даже образе жизни также представляет собой важный социальный мотив человеческого поведения. Далеко не всякий из нас согласится с тем, чтобы окружающие считали его «старомодным». Молодежь особенно склонна подражать своим кумирам, в роли которых могут выступать как реальные люди — популярные актеры, певцы, политики, так и герои фильмов, спектаклей, книг.

Среди важнейших социальных мотивов необходимо выделить подчинение авторитету. Повиновение официальной власти является неотъемлемой характеристикой любого общества, и его социальные институты функционируют именно благодаря соответствующей мотивации большинства людей. Обычно мы признаем необходимость легитимной (законной) власти и считаем себя обязанными ей подчиняться. Это происходит нередко даже в тех случаях, когда требования власти не соответствуют убеждениям и ценностям людей, противоречат им. Так, следуя приказу директора предприятия, работники выпускают в реку ядовитые отходы производства. Помощники политического деятеля, руководствуясь его распоряжениями, используют «грязные технологии», чтобы дискредитировать соперника. Когда такие случаи становятся известными общественности, то исполнители обычно проявляют стремление снять с себя вину полностью или, по крайней мере, частично, делая акцент на том, что они лишь следовали приказу свыше.

Стремление личности к подчинению авторитету объясняется, как считает Милграм, огромным значением социализации подчинения. Напомним, что социализацией называется процесс, в ходе которого индивид усваивает определенный социальный опыт и адаптируется к своему социальному окружению. С раннего детства в течение всей жизни человека учат подчиняться власти и вознаграждают за такое поведение. Подчинение становится бесспорной действующей нормой в учреждениях и социальных институтах вообще: в военной, медицинской, правовой, образовательной, религиозной, индустриальной и других сферах. Успешный результат действий личности в самых различных обстоятельствах часто является следствием мотивации подчинения авторитету, независимо от того, идет ли речь о школьных оценках, здоровье, продвижении по службе, медалях за боевые заслуги, признании и т. д. Таким образом, в ходе своей жизни человек учится ценить подчинение, даже если это порой бывает не очень приятно.

Вопрос об основных социальных мотивах человека является открытым, и каждый из исследователей по-своему подходит к его рассмотрению. Выше уже освещалась теория «иерархии мотивов» Маслоу, который выделял потребности по степени их приоритета для личности. К числу социальных Маслоу относил потребности в принадлежности и любви, в уважении и самоуважении, в самоактуализации. Спустя несколько лет после появления данной работы Маслоу американский антрополог Линтон, изучавший особенности культуры различных народов, назвал три основные потребности, которые, на его взгляд, являются наиболее общими и наиболее значимыми для понимания человеческого поведения:

— потребность в эмоциональном отклике со стороны других, которая может проистекать из взаимоотношений зависимости в раннем детстве;

— потребность в долгосрочных гарантиях, исходящая из того непреложного факта, что люди обладают способностью воспринимать время — и прошлое, и будущее. Люди имеют потребность в «перестраховании» и надежде, поэтому могут жить лишь в ожидании последующего вознаграждения;

— потребность в новизне жизненного опыта, которая появляется, когда другие потребности удовлетворены. Она проистекает из скуки и недостатка каких-либо испытаний.

Уайт трансформировал указанную идею в концепцию «действенности». Он считает характерным свойством человека стремление к компетентности, чтобы контролировать окружающую его среду. Отрицая инстинктивную природу этого свойства, Уайт настаивает на том, что мотивация «действенности» является производной от сугубо человеческой потребности в исследовательской активности и своеобразной «игривости», направленных соответствующим образом на достижение компетентности.

Среди наиболее известных концепций социальной мотивации следует отметить «теорию трех потребностей», автором которой является Макклелланд. На основе эмпирических исследований он пришел к выводу, что мотивация поведения каждого индивида может быть порождена тремя следующими главными потребностями:

— потребностью в достижении (стремление к превосходству, к достижению определенной цели);

— потребностью во власти (стремление влиять на других, заставить их вести себя соответствующим образом);

— потребностью в аффилиации (стремление к дружеским и тесным межличностным отношениям).

Макклелланд отмечает, что любой человек имеет все эти три потребности, но у каждого индивида они выражены в разной степени. Так, человек может иметь высокий уровень потребности в достижении, средний — во власти и низкий — в аффилиации. Другому индивиду присуще совершенно иное сочетание этих потребностей. Особенно много внимания в работах Макклелланда уделяется анализу личности с преобладанием потребности в достижении. Эти люди требовательны к себе, упорны и реалистичны. Для них достижение определенного результата само по себе является целью. Они стремятся именно к личному достижению, а не к вознаграждению за успех. При этом человека, ориентированного на достижения, нельзя отнести к безрассудным авантюристам. Он избегает задач, которые считает очень трудными или очень легкими. Такой человек высчитывает вероятность своего успеха и предпринимает усилия для достижения цели лишь в том случае, если его оценка шансов на успех составляет, по крайней мере, пятьдесят на пятьдесят. Он очень верит в вероятность своего успеха, проявляет настойчивость и выдерживает длительное напряжение на пути к цели. Для него характерен также поиск конкретной обратной связи, чтобы самому оценить уже сделанное. Индивид с высоким уровнем потребности во власти стремится занять влиятельное положение. Ему нравится стоять во главе чего-либо, воздействовать на других людей, контролировать их поведение. Нередко он в большей мере озабочен повышением степени влияния и престижа, чем успешным выполнением своих обязанностей. Для индивида с высоким уровнем потребности в аффилиации важнее всего расположение, дружба и любовь со стороны других людей, в том числе, сослуживцев. Он считает, что постоянное стремление к успеху и влиянию на других препятствует теплым межличностным отношениям. Именно на такие отношения он и ориентирован. Поэтому достижения или власть занимают на шкале приоритетов такого индивида нижестоящие места. Будучи членом какой-либо организации, он вполне доволен положением, когда руководители проявляют заботу о нем лично, а сотрудники дружелюбны. Данные исследований Макклелланда можно использовать в практике управления персоналом, поскольку они позволяют менеджерам успешнее решать вопросы распределения обязанностей между работниками. Индивиды с высоким уровнем потребности в достижении предпочитают рабочие ситуации с персональной ответственностью, постоянной оценочной обратной связью и умеренной степенью риска. При наличии указанных факторов они будут иметь сильную трудовую мотивацию. Индивиды, для которых характерен высокий уровень потребности во власти, лучше работают в таких условиях, где можно действенно влиять на других людей. По имеющимся данным, лучшие менеджеры имеют высокий уровень потребности во власти и низкий — в аффилиации. Что касается индивидов с высоким уровнем потребности в аффилиации, то они предпочитают работу, включающую в себя частые контакты с людьми и возможности установления тесных межличностных отношений.

Исследования социальной мотивации дают дополнительные свидетельства уникальности каждого из нас. Сочетание различных мотивационных сил со всеми их оттенками, побуждающее ту или иную личность к какому-либо виду деятельности, всегда отличается неповторимым своеобразием.

1. Семантическая проблема коммуникации состоит в том, чтобы:

1) выбрать подходящее техническое средство для передачи информации;

2) использовать для передачи информации такие слова или знаки, которые наиболее точно выражают то, что вы хотите сказать;

3) точно выразить свое психическое состояние;

4) дать адекватную оценку данной ситуации общения.

2. Какой контакт устанавливается при межличностном общении, опосредованном каким-либо техническим средством?

morris-shop.ru

Научная электронная библиотека

Гордашников В. А., Осин А. Я.,

2.4. МОТИВАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ

Мотивационные свойства личности — это закрепившиеся и предпочитаемые способы формирования мотива (рисунок 2.16.).

Предложенная Мюреем классификация предполагает более 20 мотивов и соответствующих мотивационных свойств личности. К ним относятся мотивы достижения, избегания неудачи, власти, аффилиации, отвержения, альтруизма и др.

Мотив достижения — это устойчивое стремление личности к достижению высоких результатов в какой-либо деятельности. Для таких людей характерна высокая активность, уверенность в себе, высокая самооценка. Стремясь к успеху, они ставят более сложные задачи, в большей степени рискуют, повышают уровень своих достижений.

Мотив избегания неудачи выделен из мотива достижения. Главное побуждение человека — это стремление избежать неудачи. Такие люди выбирают чаще всего лёгкие задачи, т.к. боятся оказаться неудовлетворёнными. Они могут выбирать и очень трудные задачи, т.к. неудача в этом случае не воспринимается как личный неуспех, а лишь как следствие обстоятельств.

Мотив власти — это способность человека проявлять свою волю вопреки сопротивлению других людей. Личность с выраженным мотивом власти получает удовлетворение от контроля над другими, от возможности судить, устанавливать нормы, правила поведения. В основе этого мотива лежит комплекс превосходства (по Адлеру), который в процессе развития может приобретать как конструктивное, так и деструктивное направление.

Мотив аффилиации — это стремление к контактам с другими людьми, к сотрудничеству и одобрению, стремление строить взаимоотношения с людьми на основе доверия, равенства партнёров по общению.

Рисунок 2.16. Мотивационные свойства и мотивация личности.

Мотив отвержения — это болезнь отвержения, которая проявляется в боязни быть отвергнутым, непринятым. У людей с преобладанием мотива отвержения проявляется неуверенность в себе, скованность в ситуациях общения.

Альтруистические мотивы — это потребности помогать другим на бескорыстной основе. В их основе лежит способность на безвозмездную жертву, потребность отдавать и чувство ответственности.

Мотивация личности — это вся совокупность мотивов поведения и деятельности.

Мотивация личности обусловлена потребностями, целями, уровнем притязаний, идеалами, мировоззрением, убеждениями, направленностью личности, а также субъективными характеристиками (ЗУН, способностями, характером и др.). В качестве объективных детерминант мотивации выступают условия деятельности (Б.Д. Карвасарский, 2002).

Мотив — это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека, с разной степенью осознаваемое либо не осознаваемое им вообще. В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут трансформироваться (изменяться), что возможно на всех фазах совершения поступка, и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации.

Термином «мотивация» в современной психологии обозначаются как минимум два психических явления: 1) совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющую её активность, т. е. система факторов, детерминирующих поведение; 2) процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

В современной психологической литературе существуют несколько концепций взаимосвязи мотивации деятельности (общения, поведения). Одна из них- теория каузальной атрибуции. Под каузальной атрибуцией понимается истолкование субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей и развитие на этой основе способности предсказывать их будущее поведение. Экспериментальные исследования каузальной атрибуции показали следующее:

а) человек объясняет свое поведение не так, как он объясняет поведение других людей;

б) процессы каузальной атрибуции не подчиняются логическим нормам;

в) человек склонен объяснять неудачные результаты своей деятельности внешними, а удачные — внутренними факторами.

Теория мотивации достижения успехов и избегания неудач в различных видах деятельности. Зависимость между мотивацией и достижением успехов в деятельности не носит линейного характера, что особенно ярко проявляется в связи с мотивацией достижения успехов и качества работы. Такое качество является наилучшим при среднем уровне мотивации и, как правило, ухудшается при слишком низком или слишком высоком.

Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся чертами личности человека. К таким чертам прежде всего можно отнести мотив достижения успехов и мотив избегания неудачи, а также определенный локус контроля, самооценку, уровень притязаний.

Мотив достижения успеха — стремление человека добиваться успехов в различных видах деятельности и общения.

Мотив избегания неудачи — относительно устойчивое стремление человека избегать неудач в жизненных ситуациях, связанных с оценкой другими людьми результатов его деятельности и общения.

Локус контроля — характеристика локализации причин, исходя из которых человек объясняет своё поведение и ответственность, как и наблюдаемое им поведение и ответственность других людей. Интернальный (внутренний) локус контроля — поиск причин поведения и ответственности в самом человеке, в себе; экстернальный (внешний) локус контроля — локализация таких причин и ответственности вне человека, в окружающей его среде, судьбе.

Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств, достоинств и недостатков, своего места среди других людей.

Уровень притязаний (в нашем случае) — желаемый уровень самооценки личности (уровень «Я»), максимальный успех в том или ином виде деятельности (общения), которого рассчитывает добиться человек.

Личность характеризуют и такие мотивационные образования, как потребность в общении (аффилиация), мотив власти, мотив оказания помощи людям (альтруизм) и агрессивность. Это мотивы, имеющие большое социальное значение, так как они определяют отношение личности к людям.

Аффилиация — желание человека быть в обществе других людей, наладить с ними эмоционально-положительные добрые взаимоотношения.

Антиподом мотиву аффилиации выступает мотив отвергания, который проявляется в боязни быть отвергнутым, не принятым лично знакомыми людьми.

Мотив власти — стремление человека обладать властью над другими людьми, господствовать, управлять и распоряжаться ими.

Альтруизм — стремление человека бескорыстно оказывать помощь людям.

Антипод альтруизма — эгоизм как стремление удовлетворять своекорыстные личные потребности и интересы безотносительно к потребностям и интересам других людей и социальных групп.

Агрессивность желание человека нанести физический, моральный или имущественный вред другим людям, доставить им различные неприятности.

Наряду с тенденцией агрессивности у человека есть и тенденция ее торможения, мотив торможения агрессивных действий, связанный с оценкой таких собственных действия как нежелательных и неприятных, вызывающих сожаление и угрызения совести (рисунок 2.17.) (Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин, С.К. Багадирова, 2005).

В структуре личности мотивация занимает особое место и является основным, родовым понятием, используемым для объяснения движущих сил поведения и деятельности человека (рисунок 2.18.).

До настоящего времени не достигнуты еще теоретическая определенность и однозначность взглядов на явление мотивации. Термином «мотивация» объясняется широкий круг неоднозначно интерпретируемых явлений, таких как нужда, потребность, мотив, побуждение и др.

В самом широком смысле мотивация определяет пристрастность, избирательность и конечную целенаправленность психического отражения и регулируемой им активности, а в житейском понимании объясняет, почему живое существо предпочитает совершать одно, а не другое (В.К. Вилюнас, 1990).

В отечественной литературе мотив понимается и как осознанная потребность (А.Г. Ковалев, 1969), и как предмет потребности (А. Н. Леонтьев, 1975) и отождествляется с потребностью (П.С. Симонов, 1987).

В содержании мотива можно выделить как специфическое, индивидуально-неповторимое, определяемое конкретной ситуацией, так и устойчивое, для которого данный конкретный предмет или явление не более чем одна из возможных форм воплощения. Такое устойчивое предметное содержание характеризует уже не столько сам предмет потребности, сколько личность, эту потребность испытывающую. По мнению С.Л. Рубинштейна (1976), свойства характера — это в конечном счете и есть тенденция, побуждение, мотив, закономерно появляющийся у данного человека при однородных условиях. С.Л. Рубинштейн имел здесь в виду именно обобщенное содержание мотива.

Рисунок 2.17. Мотивация личности и ее составляющие.

Рисунок 2.18. Мотивация в структуре личности.

Мотивация не только детерминирует деятельность человека, но и буквально пронизывает большинство, если не все сферы психической деятельности. Х. Хекхаузен (1986) различает мотив и мотивацию следующим образом. Понятие «мотив» включает такие составляющие, как потребность, побуждение, влечение, склонность, стремление и т. д. Мотив задаётся целевым состоянием отношения «индивид — среда». Существует столько различных мотивов, сколько существует разновидностей или классов отношений «индивид — среда». Мотивы формируются в процессе индивидуального развития как относительно устойчивые оценочные отношения человека к окружающей среде. Люди различаются по индивидуальным проявлениям (характеру, силе) тех или иных мотивов. У разных людей возможны различные соподчиненные группы (иерархии) мотивов. Поведение человека в определенный момент мотивируется не любыми или всеми возможными мотивами, а тем из самых высоких мотивов, который при данных условиях больше связан с возможностью достижения цели (действенный мотив). Мотив остается действенным, т. е. участвует в мотивации поведения до тех пор, пока либо не достигнута цель, либо изменившиеся условия не сделают другой мотив более насущным для данного человека (рисунок 2.19.).

Рисунок 2.19. Основные характеристики мотива личности.

Мотивация же понимается как процесс выбора между различными действиями, как процесс, регулирующий и направляющий действие на достижение специфических для данного мотива состояний и поддерживающий эту направленность. Короче, мотивация объясняет целенаправленность действия. О деятельности тогда говорят, что она мотивирована, когда она направлена на достижение конкретной цели конкретного мотива. От мотивации зависит, как и в каком направлении будут использованы функциональные ресурсы и способности человека, его интересы и устремления.

Мотивацией также объясняется выбор между возможными действиями, между различными вариантами восприятия и возможным содержанием мышления. Кроме того, ею объясняются интенсивность и упорство субъекта в осуществлении выбранного действия и достижении его результатов (М.К. Акимова, К.М. Гуревич, 2005).

С мотивационной сферой личности тесно связан её уровень притязаний — это уровень трудности тех задач, на осуществление которых претендует человек, побуждаемый данным мотивом.

В уровне притязаний различают 3 стороны:

1. степень трудностей задач, которые ставит человек перед собой и считает, что он с ними справится;

2. степень расхождения между задуманным и осуществлённым (результаты могут оказаться ниже тех, которые человек задумал и это может осознаваться как низкий уровень возможностей);

3. уровень притязаний характеризуется такой степенью трудности задачи, выполнение которой приносит человеку удовлетворение (человек может поставить себе вполне посильную, лёгкую задачу, но её решение не принесёт удовлетворение).

Все 3 стороны уровня притязаний связаны между собой. Выбор степени трудности задачи зависит от доминирующей мотивации (достичь успеха или избежать неудач) и от силы мотива:

  1. если мотив очень слабый, то человек или вовсе не рискует и выбирает самые лёгкие задачи, или же, наоборот, чрезмерно рискует и выбирает задачи высокой сложности;
  2. если мотив сильный, то человек выбирает задачи средней трудности.

Установлена зависимость уровня притязаний от свойств, ориентации и психического здоровья личности:

  1. зависимость уровня притязаний от свойств личности выражается в том, что высокотревожные и интроверты стремятся избежать неудачи, а низкотревожные и экстраверты обнаруживают стремление к успеху;
  2. зависимость уровня притязаний от ориентации личности проявляется в том, что если преобладает ориентация на «Я», стремление к самоутверждению, то выявляется доминирование стремления к успеху, а если преобладает ориентация на задачу, на социально ценный результат, то доминирующим является стремление избежать неудачи;
  3. зависимость уровня притязаний от психического здоровья личности прослеживается в том, что в отличие от здоровых людей больные неврастенией ставят перед собой более сложные задачи, а больные истерией — напротив, более лёгкие, ниже среднего уровня своих достижений.

Одним из основных условий изменения уровня притязаний является достигнутый успех или неуспех деятельности.

Если человек ставит перед собой непосильную задачу, то повторный неуспех ведёт к снижению уровня притязаний. Причём это влияние успеха опосредуется самооценкой:

  1. при адекватной самооценке успеха человек выбирает более трудные задачи, а после неуспеха — более лёгкие;
  2. при завышенной самооценке успех ведёт к повышению степени трудности задач и после неуспеха также повышается степень трудности выбираемой задачи, т.к. имеет место адекватная реакция на успех и неадекватная реакция на неудачи;
  3. при заниженной самооценке и после успеха, и после неудачи человек выбирает более лёгкие задачи, т.е. имеется неадекватная реакция на успех, снижение уровня притязаний после успеха (Б.Д. Карвасарский, 2002).

Мотивация достижения успеха и избегания неудачи

Толчком к деятельности, к учёбе могут стать в разной степени и желание достичь успеха, и страх перед неудачей. На этом основании возникли два типа мотивации — мотивация успеха и мотивация боязни неудачи (таблицы 2.3., 2.4.).

Мотивация достижения (успеха) — одна из разновидностей мотивации, связанная с потребностью индивида добиваться успехов в деятельности и избегать неудач.

Мотивация поведения, деятельности и развития личности
monographies.ru

Формирование и развитие мотивации личности

Чаще всего черты личности человека — это его мотивационные качества, настолько они становятся характерными для него, что они практически идентифицируются. Например, потребность человека в том, чтобы заводить новые знакомства, постоянно поддерживать дружеские отношения, желание быть лидером, желание помочь всем и каждому, необъяснимая агрессия — все эти качества людей мы воспринимаем как черты характера, а на самом деле это его мотивационные качества. Это — самые значимые мотивы человека, которые говорят сами за себя об отношении того или иного индивидуума к окружающим.

Каким же образом формируется и проявляется мотивация личности в реальных условиях существования социума?

Каждый человек, прежде всего, сам оценивает себя. Эта величина тесно связана с его отношением к определенному действию: удовлетворен он им или нет. Если человек оценивает себя высоко, то есть, говорит себе: «Да, я могу!», то и результатом он будет удовлетворен, потому что он сделает это в соответствии со своей самооценкой.

В социуме активизируются мотивы аффилиации (стремления создать добрые отношения с окружающими) и власти, они могут быть реализованы только в общении людей. Аффилиация проявляется в эмоционально положительных отношениях с людьми. Внешне мы воспринимаем этот мотив как общительность и коммуникабельность человека, в его стремлении постоянно быть среди людей, общаться и сотрудничать с ними. Мы так воспринимаем внешне, а психологически — это внутренний мотив аффилиации. Высшая стадия проявления этого мотива — любовь.

Ученые выявили, что люди, у которых преобладает мотив аффилиации, могут достичь высочайших результатов в своей деятельности только тогда, когда они трудятся в коллективе. Немаловажно, что в коллективе должны быть дружеские отношения.

Диаметрально противоположным мотиву аффилиации является мотив отвергания. Суть его в том, что человек боится быть отвергнутым людьми, кого он считает значимыми для себя. Это ведет к напряженности в отношениях, неуверенности, неловкости и создает определенные трудности в общении. Такие люди далеко не редкость в нашем социуме.

Не нужно быть наблюдательным и одновременно знатоком психологии, чтобы разглядеть стремление человека повелевать другими людьми. Мы можем назвать их карьеристами, а психология предполагает наличие у них мотива власти.

Американский психолог Г. Мюррей дал такое определение этому мотиву: «Мотив власти — это склонность управлять социальным окружением, в том числе людьми, воздействовать на поведение других людей разнообразными способами, включая убеждение, принуждение, внушение; побуждение других поступать в соответствии со своими интересами и потребностями; добиваться их расположения; доказывать свою правоту, отстаивать свою собственную точку зрения; влиять, направлять, организовывать, руководить, подчинять, властвовать; судить, устанавливать законы; принимать за других решения…» (Henry Alexander Murray Exploration in Personality», N.Y., 1938)

Отдельно взятая личность может воздействовать на другие личности, руководить и подчинять себе, стремиться быть лидером — это явления, которые изучает психологическая наука, связаны с мотивом власти.

Рассмотрим мотив, который характеризуется нанесением морального, материального или физического ущерба человеку — мотив агрессии. Агрессивное поведение объясняется как результат определенных действий:

— субъект дает оценку своим действиям и положительно оценивает их результат;

— субъект понимает невозможность выполнения действия и чувствует от этого дискомфорт;

— субъект находится в состоянии аффекта и хочет от него избавиться;

— субъект видит объект, который может снять его напряжение.

Диаметрально противоположный мотиву агрессии, мотив, которому психологи уделяют особое внимание — это мотив просоциального поведения в обществе. Такое поведение означает альтруизм человека по отношению к окружающим, забота о благополучии людей, оказание всяческой помощи. Эти формы поведения очень разнообразны. Например, обыкновенная любезность — это альтруистическое поведение в минимальном диапазоне. В противовес ему жест доброй воли — безвозмездная благотворительная помощь далеко не богатого человека детскому дому. Как результат действия человека с таким мотивом — благо другого человека или людей без всякого вознаграждения по собственному убеждению, без нажима со стороны, без расчета.

Мотивация как фактор, помогающий активизировать человека на действие, вызывает интерес у людей, не связанных с наукой. Профессии, где основным действующим лицом является человек, остро нуждаются в применении этого понятия и инструментов для создания мотивации. Этот процесс нуждается в регулировании, так как может быть, что совершенное действие, не мотивированное образом, завершено не так эффективно, как ожидалось, или не завершено вообще. При наличии мотивации эффективность возрастает в несколько раз, и конечный результат может быть кардинально противоположным по качеству и скорости выполнения.

Таким образом, под мотивом нужно понимать внутреннее порыв индивидуума к какому-либо виду активности, будь то деятельность или общение, которые связаны с удовлетворением потребности. Мотивами здесь могут быть интересы личности, идеалы, социальные ценности, убеждения, но за этими причинами стоят потребности личности: от биологических до высших социальных.

studbooks.net

COMMENTS