Мозговой штурм — технология метода

15 способов превратить мозговой штурм в результат «огонь»

«Талант выигрывает игры, а команда чемпионаты». Так однажды сказал Майкл Джордан и оказался прав. Любое успешное решение, будь то выигранный чемпионат или релиз нового продукта в IT команде, достигается усилиями каждого отдельного человека. С чего начинается командный путь к успеху?

Brainstorming или мозговой штурм – это эффективный способ решения проблем и текущих задач, основанный на стимулировании творческой активности членов команды. Цель мозгового штурма – генерировать как можно больше идей и разными способами определить лучшее решение. Обычный brainstorming может стать переломным моментом в судьбе проекта или всего продукта.

Как часто самые крутые и прибыльные проекты начинались в вашей команде с незамысловатого мозгового штурма? Стоит ли применять brainstorming как систематическую практику в рабочей жизни команды? В команде Hygger.io мозговые штурмы не must-have практика, но проводятся регулярно. Если правильно подойти к этому процессу, он перестанет быть пустой тратой времени.

В чем особенности мозгового штурма в Agile командах?

По сути, мозговой штурм в Agile-команде фокусируется на таких же общих целях, что и любой другой brainstorming. Отличия в команде, где основу участников составляют разработчики.
Не нужно путать brainstorming и ежедневный stand up.

Daily Stand Up (ежедневные собрания команд) – это мероприятие, которое проходит в командах Kanban, Scrum, Extreme Programming или других командах с целью синхронизации действий и обсуждения статусов по краткосрочным задачам.

Stand Up не должен превращаться в мозговой штурм, поскольку имеет временные ограничения, заданные менеджерам продукта или project менеджером (чаще всего, 10-15 минут).

Мозговой штурм в Agile командах – более основательное и детальное мероприятие с конкретной целью поиска решений.

Во время мозгового штурма участникам обсуждения предлагается высказывать как можно больше вариантов решения вопроса. В результате практики выбирается несколько наиболее приемлемых для проблемы решения.

Как добиться эффективного мозгового штурма? 10 правил

Подготовительный этап

В идеале, повестка мозгового штурма должна быть объявлена за несколько дней, чтоб участники и члены команды могли подготовиться заранее. Модератор (в Agile-командах это, чаще всего, project manager или product manager) выбирает и оповещает всех участников, сообщает место и время проведения брейншторминга. Модератору важно понимать, кого нужно приглашать для этого. Это зависит от тематики: контент-менеджер вряд ли будет полезен в технических вопросах разработки, а CEO компании не обязательно присутствовать по обсуждению концепции FAQ-страницы сайта. Хотя, каждый случай индивидуален и во всем бывают исключения.

Пример 1: Мозговой штурм по вопросу внедрения Android приложения продукта. Задача – максимально отстраниться от похожести на приложения конкурентов. Project manager приглашает разработчиков, дизайнера, тестировщика, саппорт-менеджера.

Пример 2: Мозговой штурм по вопросу участия SaaS продукта в отраслевой выставке. Задача – разработать в «горящие» сроки концепцию стенда и сопутствующих мероприятий к выходу нового продукта. К обсуждению приглашены маркетолог, PR-специалист, дизайнер, финансист, логист и специалист одела закупок.

Презентуем проблему правильно

Четкая формулировка важна всем участникам команды. Необходимо обозначить проблему так, чтобы не возникало дополнительных уточнений.

Ставим правильные цели

Очень часто от одной формулировки цели зависит глобальный исход кампании. Как говориться, как лодку назовешь… Чем больше четких исходных данных будет предоставлено каждому участнику, тем эффективнее пройдет мозговой штурм. Здесь не нужно придумывать велосипед: ставьте свои цели, например, по принципу SMART.

Генерируем идеи

По сути, это самый главный этап, на котором, среди десятков вариантов, рождаются реальные решения проблемы. Это должен быть непрерывный поток идей, от самых банальных до фантастических. Чем активнее будут вести себя участники мозгового штурма, тем больше шансов на успешные идеи.

Выгружаем мысли

Визуализация – первый шаг в поиске решения проблемы. Зафиксировав мысль на бумаге или мониторе, вы быстрее найдете сопутствующую идею или сможете выстроить цепочку от абстрактной идеи то конкретного решения. Рисуйте иллюстрации, графики, используйте преимущества Kanban с его досками c карточками. Все это поможет быстрее найти верный путь.

Только конструктивная критика

Важно уметь не только слушать, но и слышать. Не перебивайте участников и дайте возможность высказаться всем. Любая, даже самая сумасшедшая идея, имеет право на существование. Критика во время brainstorming может сбить темп или даже обидеть.

Оцениваем, классифицируем, приоритизируем

После активного мозгового штурма начинается этап оценки и ранжирования идей. Самое время вспомнить про техники приоритизации и, если есть возможность, применить доступный инструмент для определения приоритетов, который быстро поможет визуализировать самые важные и второстепенные идеи.

Даже если инструмент для приоритизации рассчитан на долгосрочные планы и идеи, он все равно может быть полезен для краткосрочной помощи. В Backlog Priority Chart, который предлагает платформа для управления продуктами Hygger, для этого продуманы критерии:

  • Quick Wins – для идей первоочередного порядка.
  • Big Bets – для идей с высоким приоритетом, но которые могут быть выполнены чуть позже.
  • Maybes – идеи с меньшей ценностью и срочностью, их можно отложить.
  • Time sinks – идеи самого последнего приоритета.

Зовем на помощь

Если процесс обсуждения зашел в тупик или голоса спорящих поделились поровну, не сомневайтесь звать «свежие» головы.

Постоянно модерируем

Координатор мозгового штурма не должен оставлять процесс ни на минуту. Некоторые участники могут быть робкими и не высказаться вовремя. Нужно следить за таймингом, задавать наводящие вопросы и дать высказаться всем.

Не отвлекаемся, не теряем выводы

Очень важно фиксировать все мысли, чтобы потом была возможность вернуться и проанализировать что-то снова.

Мозговой штурм может проходить по вашим правилам, начиная от тайминга до выбора участников, а может строго подчиняться принципам одной из методологий, специально разработанных для проведения успешных брейнштормингов.

5 популярных техник и практик для мозгового штурма

Техника Stepladder

Stepladder (дословно – стремянка) – простой метод, который стимулирует вступление членов команды в группу принятия решений и демонстрирует, как они это делают.

Принятие решений внутри группы может проходить не гладко. Всегда есть более активные участники и те, кто предпочтет промолчать, если его/ее позиция не набирает необходимый вес.
Некоторым людям необходимо много времени, чтобы бороться за признание внутри команды, а некоторые завоевывают авторитет с первых минут. Из-за этого ход мозгового штурма может выйти из-под контроля, и команда принимает не лучшее решение.

Техника была разработана Стивеном Рогельбергом, Джанет Барнс-Фаррелл и Чарльзом Лоу в 1992 году. Она мотивирует всех членов команды к участию на индивидуальном уровне, без лишнего влияния. Это приводит к более широкому разнообразию идей, не заставляет людей «закрываться» и исключает «подавления» более активными членами группы.

Техника подразумевает 5 этапов:

  1. Перед дискуссией все участники узнают о проблеме, которую предстоит обсуждать. Им нужно некоторое время, чтобы составить собственное мнение о том, как наилучшим образом выполнить задачу или решить проблему.
  2. Формируется группу из двух человек. Они начинают обсуждение проблемы между собой.
  3. В группу добавляется третий участник. Он/она представляет свои идеи первым двум участникам, прежде чем услышать их идеи, которые уже обсуждались. После того, как все три участника изложили свои индивидуальные решения и идеи, они обсуждают варианты вместе.
  4. Процесс повторяется с добавлением четвертого человека и т. д.
  5. Окончательное решение достигается после того, как все участники представили свои идеи поочередно и обсудили их со всеми.

Метод Stepladder – это поэтапный подход, который вовлекает всех членов группы и позволяет каждому быть услышанным. Техника полезна застенчивым, скромным, спокойным людям выйти на первый план и повлиять на мнение других. Для решения проблемы – это множество разных точек зрения и индивидуальных предложений.

Метод Дельфи

Этот метод считается сегодня эффективным для повседневной жизни и для профессиональных решений, так как позволяет учитывать мнения всех людей, с помощью последовательного объединения предложений и выводов. Этим он похож на технологию Stapladder. Но подход к мозговому штурму здесь другой.

В методе Дельфи группой управляет координатор, в методе «Stapladder» все участники равны.
Метод Дельфи предполагает анонимность членов группы. Ведущий управляет потоком информации, а участники могут не знать, кто еще находится с ними в группе, в то время, как в Stapladder встречи происходят «лицом к лицу».

Дельфийский метод также считается более продолжительным по времени процессом, требующим большего количества людей.

Авторы Олаф Хэлмер, Норман Дэлки и Николас Решер разработали технику в 50-60-е годы XX века.

Участники делятся на две группы:

  • Эксперты, которые представляют свою точку зрения на проблему.
  • Аналитики, которые должны привести мнения экспертов к общему знаменателю.

Техника подразумевает три этапа:

  • Предварительный, где происходит подбор экспертной группы (оптимально – до 20 человек).
  • Основной. На этом этапе эксперты изучают основной вопрос, «разбивают» его не несколько более мелких. Аналитики отбирают самых распространённые вопросы и составляют общий опросник. Опросник возвращается экспертам. Они должны сообщить, следует ли ещё что-то добавить, хватает ли данных. Экспертам нужно предложить свои способы решения проблемы и изучить альтернативные позиции. Оценивается эффективность, наличие ресурсов, актуальность способов решения. Аналитики выделяют основные мнения экспертов и стараются их сблизить. Шаги повторяются, пока эксперты не придут к консенсусу, и не будет установлено единого мнения.
  • Аналитический — согласование мнений экспертов, анализ полученных выводов и окончательные рекомендации.

Техника развития идей Round-Robin

Round-Robin – это вариация мозгового штурма, где за основу взят принцип кругового развития идей. Этот метод не занимает столько времени, сколько предыдущие. Чем больше человек в команде участников, тем лучше. Такой мозговой штурм лучше всего проводить за большим, желательно круглым, столом.

Техника работает так:

  • Есть ведущий, который озвучивает проблему собравшимся.
  • Каждый участник записывает собственное решение на лист бумаги.
  • Листы с записями передаются по часовой стрелке следующему.
  • Каждый следующий должен придумать свою идею на основе записанной и также ее записать.
  • Листы передаются и раунды повторяются пока каждому члену команды не вернется его лист. В результате, каждый участник получает свой «банк идей». Начинается обсуждение.

Метод обратного мозгового штурма

Reverse Brainstorming (мозговой штурм наоборот) для многих команд становится полезным, когда более традиционные техники «изживают» себя. Это радикальный способ поднять активность команды и прийти к эффективным результатам от обратного.

Обратный мозговой штурм называю негативным процессом. Вместо генерации лучших идей, участникам предлагается “подорвать” процесс или предлагать невозможные цели. Приверженцы техники утверждают, что так негативные мысли выплывают наружу, а группа получает полезную информацию о том, что и как не работает.

Лучший способ представить себе процесс обратного мозгового штурма — сравнить его с типичным мозговым штурмом.

Примеры главных вопросов для обратного мозгового штурма: Как мы так плохо обслуживаем клиентов, что они уходят от нас и покидают наш продукт? Как мы можем гарантировать, что наш продукт является вредоносным и бесполезным?

Такой метод может помочь, когда участники команды «перегорели» или компания «зашла в тупик», когда команда привыкла к существующему укладу и не может выйти из зоны комфорта, когда некоторые участники группы мешают остальным самовыражаться и в других случаях.
Негативное всегда найти проще и быстрее, чем положительное, а отрицательные эмоции провоцируют высказаться. Поэтому обратный мозговой штурм может превратиться в увлекательное мероприятие внутри вашей команды.

Методика Rolestorming

Rolestorming (ролевой мозговой штурм) может показаться игрой или процессом, подходящим только творческим командам. Но часто, эта техника позволяет выйти за рамки принятого и «добыть» совершенно новые и свежие идеи путем представления проблемы от лица другого человека.

Вы можете генерировать идеи от лица Марка Цукерберга, Стива Возняка, Била Гейтса или Папы Римского. Каждый участник описывает своего персонажа и презентует проблему и возможное решение с точки зрения описываемого человека. Идеи обсуждаются в группе.

Какую технику выбрать?

Мозговой штурм - технология метода
habr.com

Где применяется метод мозгового штурма?

Сегодня одним из наиболее эффективных способов экспертного оценивания является метод мозгового штурма (ММШ). Сфера его применения определяется следующими случаями:

  • когда объект исследования не подлежит строгому математическому описанию и формализации;
  • когда характеристика изучаемого объекта недостаточно обоснована, поскольку не имеет обстоятельной статистики;
  • если функционирование объекта многовариантно и зависит от множества факторов;
  • при прогнозировании сложных экономических явлений, динамично изменяющихся и эволюционирующих;
  • если обстановка исключает другие способы прогнозирования.

Под эти условия подпадает широкий спектр социальных и экономических процессов. Аналогичную сферу применения имеют и другие методы экспертных оценок. Мозговой штурм нецелесообразно применять, когда его объект прогнозируем и хорошо изучен.

История создания метода мозгового штурма

Данный метод изобретен в середине прошлого века основателем информационного агентства BBD&O, известным копирайтером Алексом Осборном. Расскажем об этом подробней. Ведь его детище — ММШ — востребовано руководителями для принятия особенных, принципиальных и креативных решений, требующих включения фактора «коллективного разума». В этом случае ведущим обсуждения чаще всего является сам руководитель. Такая роль требует сочетания в его личности определенных качеств: доброжелательного отношения к любым идеям, высокой творческой активности.

Как впервые был применен метод мозгового штурма?

Любитель истории Алекс Осборн вспомнил древнюю практику разрешения критических ситуаций моряками-викингами, когда ему передали радиограмму о возможной атаке вражеской подводной лодки. Когда-то вся команда созывалась на палубе дракара капитаном, а затем по старшинству, начиная с юнги и заканчивая капитаном, высказывали свой путь разрешения кризисной ситуации.

Капитан американского судна решил реанимировать древний метод управленческих решений — мозговой штурм (так он назвал его), и созвал команду на палубе. Среди высказанных абсурдных решений оказалось одно, которое попало в стадию дальнейшего переосмысления: чтобы вся команда выстроилась вдоль борта, к которому торпеда движется, и подула на нее, что приведет к отклонению смертоносного заряда.

Тогда немецкая подлодка проплыла мимо, но капитан Осборн запатентовал изобретение. К борту корабля приделывался винт, создающий в нужное время мощную струю, благодаря которой торпеда изменяла угол атаки и соскальзывала вдоль борта.

Методологическая основа мозгового штурма

Говоря шире, теоретической основой ММШ послужил знаменитый эвристический диалог Сократа. Древний философ считал, что с помощью искусных вопросов можно побудить любого человека к пробуждению его потенциальных способностей. Сократ усматривал в беседе важнейший инструмент прояснения истины. Алексу Осборну же удалось с помощью формальных правил смоделировать обстановку, способствующую пробуждению творчества в коллективе людей.

ММШ послужил теоретическим толчком для создания метода синектики, мотивирующего интеллектуальную деятельность в разных коллективах и сообществах.

Как правильно организовать мозговой штурм?

В чем скрыт потенциал ММШ? Дело в том, что он запускает механизм коллективного разума при разрешении актуальных проблем. При этом оговоримся, что существуют ситуации, исключающие его применение. В частности метод мозгового штурма неэффективен при нахождении выхода из таких проблем, которые:

  • имеют лишь одно решение;
  • обладают абстрактным и обобщенным характером;
  • если проблема сформулирована с излишней сложностью (в этом случае следует расчленить ее на подпроблемы и разрешать по частям).

В настоящее время ММШ настолько мощно вошел в практику корпоративной деятельности, как ведущий метод выбора оптимальных путей решения многовариантных задач, что приобрели актуальность его разновидности. Перечислим некоторые из них:

  • брейн-ринг;
  • мозговая атака с использованием доски;
  • «японский» мозговой штурм;
  • метод Дельфи.

В дальнейшем повествовании мы охарактеризуем эти частные способы ММШ. Однако вначале, для более полного их понимания, логично представить классический метод мозгового штурма с точки зрения методики его проведения.

Подготовительный этап ММШ

Его качественное осуществление требует соблюдения некоторых организационных моментов, в частности, соблюдения этапности.

Первый этап, установочный, рекомендуется провести за две недели до даты фактического проведения основной его части (формулирования вариантов решения проблемы).

Метод мозгового штурма предполагает четкую формулировку самой проблемы, выбор ведущего, а также определение участников двух групп: для генерации вариантов решения и для их последующей экспертной оценки.

Начиная уже с этапа организации, следует избежать ошибок, снижающих эффективность метода. Нечеткая, неясная постановка цели и задачи изначально приводит к нулевой эффективности. Если же выставленная на обсуждение задача имеет неоднозначную структуру (фактически состоящую из нескольких задач) то велика вероятность, что обсуждающие запутаются в приоритетности и порядке разрешения проблемы.

Состав групп

Оптимальное число участников в группах — 7 человек. Допустимым же количественным составом групп считается 6-12 человек. Формировать команды более мелкие не рекомендуется, поскольку так трудней достичь творческой атмосферы.

В группу желательно брать людей различных квалификаций, профессий. В качестве приглашенных лиц (не участников) принимаются специалисты. Для более динамичной работы приветствуются группы смешанные (и мужчины, и женщины). Рекомендуется также сбалансировать количество лиц с активной и созерцательной жизненной позицией. Отрицательный эффект несет в себе присутствие на обсуждении проблемы скептически относящегося к возможностям ее разрешения руководителя.

За несколько дней перед вторым этапом ММШ — обсуждением — лицам, отобранным в группы, доводят дату мероприятия и формулировку проблемы. Для этого ведущий раздает участникам компактные (до 1 страницы) печатные материалы с четко поставленной целью — разрешением проблемы, ее кратким описанием.

Полезным для обсуждающих будет узнать траекторию развития проблемы, ее нужно отобразить схемой. Также принципиально показать точки соприкосновения людей с проблемой: когда, при каких обстоятельствах эта проблема реально мешает реализации интересов общества.

Стандартные временные рамки мозговой атаки

Использование метода мозгового штурма будет эффективным при его надлежащей организации. Наиболее эффективно проводить ММШ утром c 10:00 до 12:00 либо после обеда — с 14:00 до 17:00. Непосредственно местом его осуществления целесообразно выбрать изолированную от шума отдельную комнату либо аудиторию. Ее желательно оснастить плакатом с правилами ММШ, доской для оперативного отображения идей.

Для максимальной концентрации участников на проблеме их столы должны быть расположены так, чтобы окружать стол руководителя, т. е. размещаться вокруг него по квадрату или эллипсу.

Решение проблемы методом мозгового штурма должно записываться либо на видео, либо на магнитофон, чтобы не упустить высказанных идей. Умеренный юмор на мероприятии приветствуется. Применение метода мозгового штурма актуально на протяжении сорока-шестидесяти минут. Если же обсуждается несложная подпроблема, то оказывается достаточно и четверти часа.

Этап непосредственной генерации идей

Фаза непосредственного генерирования идей характеризуется напряженной интеллектуальной работой присутствующих. К ее наступлению мозги участников мозговой атаки должны быть максимально настроены на творческую работу. Помочь правильно это сделать должна квалификация ведущего. В качестве зачина обычно следует краткое и плавное вступление, выражающее убеждение ведущего, что он собрал людей творческих и креативных, его доброжелательность и заряженность на успех мероприятия. Далее ведущий проводит непродолжительную интеллектуальную разминку присутствующих при помощи нескучных вопросов. Провоцируя активность участников, он может спросить, например, о лицейском прозвище Александра Сергеевича Пушкина (кстати, знаете ли вы, что будущего классика однокурсники называли Егозой?).

Мозговая атака — это не совещание, где на задних рядах дремлют “прозаседавшиеся”. Этап реализации ММШ имеет целью формулировки максимума вариантов разрешения проблемы. Учитываются как идеи, обозначающие новые направления решения, так и идеи, развивающие варианты, уже сформулированные. При этом запрещается критиковать любой, даже самый фантастический вариант.

Поскольку предложенные способы могут быть не только самыми разными, но и самыми фантастическими, ведущий сам поддерживает веселую, творческую атмосферу, сам выдвигает в том числе и невероятные способы преодоления задачи.

Решение проблемы методом мозгового штурма считается эффективным, если в течение получаса зафиксировано свыше полутора сотен вариантов. Четко вырисовывается приоритет количества высказанных идей над их качеством. Все они оперативно фиксируются специально назначенными людьми маркерами на больших листах бумаги (А3 или А2).

Этап фиксации идей

Существует два способа их записи. При первом из них участники обсуждения высказывают свои идеи по очереди. В этом случае для отображения достаточно одного человека, которым может быть даже ведущий. Второй способ высказывания идей более динамичный. При нем любой обсуждающий может свободно высказывать свои идеи в любое время. Фиксировать идеи при этом единственному секретарю не по силам, поэтому для выполнения этой функции назначаю 2-3 человека. Плюсом второго способа является генерация большего количества идей. Минусом — то, что мыслительный процесс является многоканальным, поэтому нет возможности выстраивать мысль направленно. С вариантами решения ознакамливается в частном порядке группа рецензирования, но без предварительной оценки. Просто принимает к сведению.

К этапу экспертной оценки высказанных вариантов решения проблемы рекомендуют приступать только через определенный промежуток времени. Для осмысления предложенных участниками обсуждения способов необходимо взять паузу как минимум на неделю. Это время небезрезультатно! Ведь участники конкурса подсознательно будут анализировать и доосмысливать понравившиеся варианты. Это время так называемой творческой инкубации. Ведь метод мозгового штурма применяется для выбора наиболее удачной и креативной идеи, а для этого фаза творческой инкубации важна. Не рекомендуем пренебрегать ею.

Экспертная оценка

При наступлении этапа оценивания предложения вначале группируются по темам (по направлениям разрешения проблемы). Таким образом, вначале выделяются самые удачные способы разрешения по разным направлениям вариантов. По каждому из них выделяются актуальные факторы.

Затем алгоритм обсуждения вариантов решения проблемы предполагает использование метода Парето. Принцип, открытый и исследованный этим социологом, гласит: «20% усилий дают 80% результата».

Метод мозгового штурма задачи на стадии анализа способов решения задач, выявленных факторов разрешения проблем служит для выстраивания таблицы Парето, где по каждому фактору обозначаются количество его повторений, а также % к их общему количеству.

Затем выстраивается диаграмма столбикового типа, отображающая по вертикальной оси количество появлений фактора, распределяя их в порядке убывания значимости фактора — по горизонтальной. На конечной стадии производится анализ диаграммы Парето.

Кривая, соединяющая верхние точки диаграммы разных факторов, называется кривой Парето.

Широко используемые методы экспертных оценок мозгового штурма в своей основе содержат именно эту методику. Ее достоинством служит универсальность. ММШ считается востребованным и для решения задач управленческого характера. Конструктивной чертой мозгового штурма является развитие идей, первоначально высказанных одними участниками, со стороны других.

Практика пользования ММШ

Современные менеджеры нередко вынуждены принимать решения, требующие учета восприятия ценностей персонала, опирающиеся на их опыт, индивидуальные запросы. Метод мозгового штурма в принятии управленческого решения в этом отношении — инструмент идеальный. Ведь власть руководителя основывается на двух началах: организационном и личном. А мозговой штурм усиливает организационную сторону, позволяя эффективно мотивировать и организовывать людей для выполнения коллегиально принятых решений.

Очевидно, что ММШ не может быть достаточно эффективным, если люди, его практикующие, не обладают специальными и методическими знаниями. Но при этом уровень подготовки участников должен быть разным. Наиболее высокие требования предъявляются к интеллектуальным способностям ведущего, а также к его статусу в коллективе. На эту роль предпочтительно выбрать человека, реально пользующегося авторитетом: производственным (как глубокого специалиста), информационным (к нему коллеги обращаются за консультациями).

Зачастую метод мозгового штурма в принятии УР применяется руководителем в патовой ситуации:

  • когда недостаточно индивидуальных знаний и опыта;
  • если требуется шагнуть за рамки шаблонного мышления специалистов, выполняющих стандартные действия на своем участке, которые применительно к исследуемой проблеме оказываются неэффективными.

В этом случае многие разводят руками, говорят: «Выше головы не прыгнешь!». Правы ли они? Не всегда! В наше постиндустриальное время зачастую оказываются малоэффективными обычно применяемые в работе единоначальные методы принятия решений. Мозговой штурм же, наоборот, становится все более актуальным.

Мозговой штурм изучают в вузах

Возможно поэтому его сегодня изучают даже в вузах для разрешения профильных учебных задач, в приобщении к научно-исследовательской работе. Для обучения ММШ студентов существуют специальные образовательные методики, тренирующие:

  • оригинальность мышления (способность к уникальным решениям задач и оригинальным ассоциациям);
  • гибкость семантическую (умение определить в выборке нужный объект и определить для него неожиданное использование);
  • гибкость образную адаптивную (способность усматривать в стимуле новые продуктивные направления);
  • гибкость спонтанную семантическую (умение продуцировать максимум идей в сжатое время).

Виды мозгового штурма

Мозговой штурм как метод обучения предполагает овладение студентами его различными подвидами.

  • Брейн-ринг характеризуется письменной формулировкой обсуждающими вариантов решения проблемы. Участники записывают свои идеи и обмениваются листками. Таким образом, идеи, выдвинутые одним человеком, находят свое развитие с помощью фантазии и интеллекта других людей. Однажды фармацевты, проводя это мероприятие, посвященное созданию уникального продукта в свое время, совместив две записки, разработали уникальный продукт: шампунь-кондиционер в одном флаконе. Продуктивно сработал этот вид метод мозгового штурма. Пример этот является общеизвестным фактом и часто упоминается.
  • Для осуществления второго способа полезна учебная доска. К ней обсуждающие прикрепляют клеящиеся листочки с записанными на них вариантами ответов. Результаты их интеллектуального штурма наглядны, они легко комбинируются и сортируются.
  • Японская методика мозговой атаки, разработанная Кобояши и Кавакита, называется также рисовым градом. С ее помощью участвующие в мозговом штурме приходят к единому результату. Каждый участник по-своему определяет один определенный факт, по его мнению, исчерпывающе характеризующий проблему. Из этих карточек участники складывают набор, дающий полную характеристику проблеме. Затем начинается второй этап мозговой атаки по-японски: участникам выдаются чистые карточки, на которых каждый, по одному на каждой карточке, пишет свой вариант решения проблемы. Потом карточки группируются в разрезе подобия изложенных в них вариантов. Варианты объединяются, появляется объемное видение решения проблемы.
  • Более специализированным методом прогнозирования является метод Дельфи. Мозговой штурм при этом трансформируется в последовательное мнение специалистов. Он используется для прогнозирования социальных и экономических процессов. Метод этот многоэтапен, карточки с вариантами разрешения проблемы последовательно передаются всем участникам. В обсуждении участвует от 10 до 150 чел. Максимальна его эффективность прогнозирования на ближайший период от 1 до 3 лет.

Вместо заключения

Мозговой штурм как метод обучения и как метод изысканий результативен при его компетентном проведении. При этом следует избегать типовых ошибок. Особенное внимание нужно уделить подготовке его ключевой фигуры — ведущего. На стадии генерирования идей создается непринужденная и веселая обстановка, исключается любая критика. Важную роль играет скрупулезное фиксирование всех предложенных вариантов.

Мозговой штурм - технология метода
businessman.ru

Как провести эффективный мозговой штурм: полезные советы

В современном мире существует множество разных эффективных и действенных методов, благодаря которым можно решить любого рода проблемы в совершенно разных жизненных сферах. Если рассматривать сферу бизнеса, то в ней особенно ценятся такие качества, как расчетливость, терпение, настойчивость и удача. Но все эти ценные качества будут работать впустую у тех бизнесменов и предпринимателей, которые не имеют достойных идей.

Очень часто случается так, что творческий потенциал группы специалистов, которым необходимо решить срочную или важную рабочую задачу, находится на нуле. В таких ситуациях на помощь приходит метод мозгового штурма, который по праву можно назвать одним из самых популярных и распространенных методов оперативного решения проблем.

Хотя мозговой штурм и является одним из самых несложных и интересных способов отыскать гениальную идею и решить возникшую проблему, но многие руководители превращают этот уникальный метод в бессистемную катавасию, забывая о том, что основная задача мозгового штурма заключается в активизации и стимулировании творческого потенциала команды.

Что такое метод мозгового штурма? Когда и почему он возник? В чем заключается суть этого популярного метода? Какие основные правила применения метода мозгового штурма существуют? Из каких этапов состоит данный метод? В данной статье рассмотрим эти и другие важные вопросы, касающиеся метода мозгового штурма и порядка его проведения.

Метод мозгового штурма: что это такое?

Метод мозгового штурма (метод мозговой атаки, брейнсторминг) – это популярный, оперативный и эффективный метод решения проблем при помощи активизации и стимулирования творческого потенциала специалистов, принимающих участие в обсуждении возникшей проблемы.

При использовании метода мозгового штурма участникам такого обсуждения нужно за короткий период времени предложить как можно больше самых разных (и реалистичных, и фантастичных) вариантов решения проблемы. Затем из всех предложенных вариантов отбираются те идеи, которые можно будет успешно использовать на практике.

Данные статистики гласят, что из 100 сгенерированных вариантов продуктивными оказываются около 10 – 15 идей.

Если вы, к примеру, планируете запустить какой-то инновационный продукт, но никак не можете придумать для него реально крутое и подходящее название, то при помощи метода брейнсторминга за 30 – 60 минут можно получить около сотни самых разных вариантов.

Метод мозговой атаки помогает выйти за рамки привычного мышления и посмотреть на сложившуюся ситуацию с совершенно другой стороны. Благодаря мозговому штурму можно не только избежать автоматического «загона» новых и креативных идей в уже существующие условия, но и, деликатно смешивая опыт разных участников дискуссии, сделать обычно скучный процесс генерации идей более ярким, красочным и успешным.

Метод мозгового штурма идеально подходит для решения тех проблем, которые требуют нетрадиционного подхода или не имеют однозначного решения. Данный метод можно успешно использовать и для формирования анкетных вопросов, выяснения источников или сбора необходимой информации.

Когда и кем был разработан метод мозгового штурма?

Метод мозгового штурма был придуман в 1937 году американцем Алексом Осборном. Живя в Нью-Йорке, будущий копирайтер и автор брейнсторминга зарабатывал деньги на собственное обучение на стройке. Затем он начал выполнять обязанности посыльного и клерка.

В 21 год Алекс Осборн уже работал не только полицейским репортером, но и подрабатывал преподавателем в вечерней школе и продавцом. Через некоторое время парень нашел работу на небольшом заводе и начал выполнять там обязанности помощника управляющего.

Но такая должность не совсем удовлетворяла амбиции молодого американца. Алекс постоянно ставил перед собой трудновыполнимые, но очень интересные жизненные цели. Благодаря своей активности и целеустремленности Осборну удалось устроиться на работу в рекламную компанию и стать одним из её компаньонов.

Придуманный в 30‑х годах прошлого столетия метод мозгового штурма компаньоны фирмы «Баттон, Бартон и Осборн» более 20 лет держали в секрете и успешно применяли на благо своего детища. Когда в 1957 году появились первые публикации об этом методе, компания Осборна включала в себя 14 подразделений, а в её штате числилось около 1800 сотрудников.

Создавая метод мозговой атаки, Осборн взял за основу допущение, что очень часто люди боятся высказывать вслух свои неординарные и уникальные идеи, так как сильно переживают, что начальство или коллеги будут демонстрировать свое скептическое или враждебное отношение по отношению к их идеям. Именно боязнь оценки, согласно логике Осборна, препятствует рождению креативных и интересных идей.

Свой эффективный метод активизации и стимулирования творческого потенциала сотрудников Алекс Осборн назвал brainstorming. В разных словарях можно встретить следующие переводы этого слова: «великолепный план», «безрассудная идея», «бредовая идея», «внезапная блестящая мысль» и т.д.

Суть метода мозгового штурма

Суть метода мозгового штурма заключается в том, чтобы за короткий период времени получить как можно больше самых разных идей, вариантов и предложений.

В процессе мозговой атаки необходимо не только придумать максимум идей, но и сделать соответствующие выводы. Принимающая участие в брейнсторминге группа квалифицированных экспертов делится на две части: одна часть профессионалов генерирует идеи (выставляет оценки), а вторая часть – проводит тщательный и объективный анализ этих идей.

Ни одну из предложенных идей нельзя подвергать критике. Удачной и правильной будет считаться та идея, которую поддержало большинство принимавших участие в мозговом штурме людей.

Метод брейнсторминга является одним из самых эффективных и популярных методов, так как шестеро-восьмеро специалистов за 30 – 60 минут способны придумать около 150 – 180 разных идей и предложений. При обычном же подходе к решению той или иной проблемы эксперты не задумываются о том, что эта проблема может иметь столько вариантов решения.

Метод мозгового штурма предполагает наличие не только группы квалифицированных экспертов, но и ведущего, который должен объявить главную задачу. После выступления ведущего остальные участники процесса начинают генерировать идеи для решения задачи.

Ведущему следует внимательно следить за тем, чтобы свои идеи и предположения первыми высказывали те сотрудники, которые занимают самые низкие должности. Если первыми будут высказываться руководители, то сотрудники низшего ранга, боясь произнести вслух не совпадающие с мнением начальства идеи, начнут невольно с ними соглашаться.

В начала мозгового штурма люди высказывают довольно-таки тривиальные и банальные идеи. Но как только процесс начинает набирать обороты, участники настолько развивают свою активность и настолько погружаются в обсуждение проблемы, что их творческий потенциал раскрывается по-максимуму. Благодаря этому в головах сотрудников рождаются реально гениальные, неординарные и уникальные решения.

Ведущий записывает или фиксирует любым другим способом все высказанные идеи. Лучшие из них сначала отбираются и тщательно анализируются, а затем развиваются до тех пор, пока не будет найден самый оптимальный, эффективный и нетривиальный подход к решению поставленной ведущим задачи.

5 основных этапов метода мозгового штурма

Классический метод мозгового штурма состоит из шести этапов: формирование принимающей участие в брейнсторминге группы экспертов, постановка задач и целей, предстартовая разминка, генерация предложений и идей, анализ предложений и идей, обсуждение потенциально успешных и правильных вариантов. Разберем каждый из этапов более детально.

1. Формирование группы экспертов

Первый этап проведения мозгового штурма является подготовительным этапом. На этом этапе набираются люди, которые будут принимать участие в брейнсторминге. Один из участников становится ведущим, между остальными же распределяются определенные роли.

Ведущий должен обладать определенным набором лидерских качеств. Он выполняет следующие функции: информирует участников мозговой атаки об основных правилах проведения данного мероприятия, контролирует соблюдение этих правил, контролирует ведение дискуссии и следит за тем, чтобы она не выходила за рамки озвученной задачи.

Выбор участников мозговой атаки зависит от характера и особенностей проблемы, которую нужно решить. Для поиска эффективных решений можно пригласить весь отдел, а можно сделать участниками процесса только тех сотрудников, которые хорошо разбираются в теме и имеют непосредственное отношение к данной проблеме.

Пример. Производитель качественного детского питания обратился за помощью к рекламному агентству. Заказчику нужно, чтобы сотрудники рекламного агентства разработали идею реально цепляющей рекламной компании. Перед руководителем рекламного агентства стоит конкретная задача, решить которую поможет мозговой штурм.

Формируя группу участников брейнсторминга, руководитель пригласил не только дизайнеров и креативщиков, но и тех сотрудников, у которых есть дети дошкольного и младшего школьного возраста. Так как сотрудники с детьми являются или являлись в недавнем времени потребителями продукта заказчика или его конкурентов, то их идеи могут стать потенциальной основой для разрабатываемой рекламной кампании.

2. Постановка задач и целей

На данном этапе осуществляется постановка тех задач и целей, ради которых и будет проводиться мозговой штурм. Каждому участнику нужно максимально подробно и доходчиво разъяснить суть решаемой проблемы. Если этого не сделать до начала проведения мозговой атаки, то у многих принимающих участие в данном мероприятии людей могут возникнуть проблемы с пониманием происходящего.

Участникам мозгового штурма нужно предоставить как можно больше исходных данных. Если исходных данных будет недостаточно, то участники не смогут начать полноценное обсуждение проблемы.

3. Предстартовая разминка

Перед началом изнурительной физической тренировкой мышцы в обязательном порядке нужно разогреть. Перед началом же мозгового штурма в обязательном порядке нужно разогреть мозги!

Активная творческая деятельность требует определенной подготовки участников. «Раскачать» группу перед началом брейнсторминга можно при помощи ассоциаций, фантов или любой другой командной игры.

Предстартовая разминка, которую проводит ведущий, поможет команде не только настроиться на рабочий лад, но и задаст правильный темп всему мозговому штурму.

4. Генерация предложений и идей

Генерация предложений и идей – самый важный этап мозгового штурма, так как именно от него будет зависеть итоговый результат. Во время этого этапа участники должны заниматься активной и беспрерывной генерацией предложений и идей.

Любую высказанную идею ведущему следует зафиксировать. Он обязан фиксировать не только реалистичные, но и самые абсурдные, фантастические и необычные предложения и идеи. Ведущий не всегда может успевать записывать все возникающие у участников предложения и идеи, поэтому желательно подстраховаться и включить диктофон или магнитофон.

Процесс генерации предложений и идей не должен «провисать» или стопориться. При возникновении малейшей паузы ведущий обязан поощрить участников команды и мотивировать их на дальнейшую генерацию идей.

Чтобы сделать это, ведущему необходимо периодически подбрасывать участникам самые безумные, безрассудные и дикие идеи. Благодаря этой хитрой уловке члены команды не только не будут бояться высказывать свои идеи и предложения, но и поймут, что ведущий их поощряет и одобряет.

5. Анализ предложений и идей

Этап активной и беспрерывной генерации предложений и идей сменяется этапом их объективного и адекватного анализа. Ведущий или участники мозгового штурма сами принимают критерии, по которым они будут оценивать и классифицировать ранее зафиксированные ведущим предложения и идеи.

Оценивать идеи и предложения можно по таким критериям, как новизна, актуальность, решаемость собственными силами, потенциальный уровень реализации, практичность, ценность и т.д.

Если возможности позволяют, то для оценки и анализа предложений и идей можно создать отдельную группу людей. Если же такой возможностей нету, то анализом и ранжированием идей занимаются сами участники.

После пересмотра и анализа всех предложений и идей, самые неподходящие, неэффективные и слабые из них просто отсеиваются, а лучшие из них выносятся на общее обсуждение. Количество потенциально эффективных и успешных предложений и идей зависит от уровня продуктивности проведенного мероприятия.

6. Обсуждение потенциально успешных и правильных вариантов

Обсуждение потенциально успешных и правильных вариантов – это заключительный этап мозгового штурма. Потенциально эффективные идеи и предложения выносятся ведущим на всеобщее обсуждение. Участники, отключив фантазию и включив рациональное мышление, обсуждают перспективы и возможности реализации потенциально успешных вариантов.

Заключительный этап проведения мозгового штурма следует проводить не сразу же, а через несколько дней, так как участникам команды необходимо дать время на «переваривание» полученной в процессе проведения мозговой атаки информации. Если же решить проблему нужно очень срочно, то обсуждение можно провести и в тот же день.

Основные правила применения метода мозгового штурма

Чтобы мозговой штурм прошел успешно и позволил добиться поистине превосходных и эффективных результатов, следует придерживаться определенных правил. Правила не отличаются особой сложностью, но их несоблюдение сводит достоинства метода мозгового штурма к абсолютному минимуму.

1. Готовьтесь к брейнстормингу заранее

Всем тем специалистам, которые планируют принимать участие в мозговой атаке, следует заранее начинать готовиться к данному мероприятию. Предварительные задачи и цели брейнсторминга должны быть озвучены за несколько дней до его проведения.

За это время участники мозгового штурма смогут подумать над проблемой и наметить для себя один или несколько вариантов её решения.

2. Чем больше участников, тем лучше

Некоторые эксперты утверждают, что мозговой штурм нужно проводить с определенным количеством участников. Другие же специалисты рекомендуют приглашать на мозговую атаку как можно больше людей (но не больше 12).

Чем большее количество людей вы пригласите принять участие в брейнсторминге, тем больше идей вы в результате получите. Но не забывайте о том, что участвовать в данном мероприятии должны только те люди, которые хорошо разбираются в обсуждаемой проблеме, имеют необходимый уровень квалификации и знаний.

3. Создайте правильную атмосферу

Чтобы участникам мозгового штурма хорошо думалось, им необходимо создать правильную атмосферу. Каждому человеку из принимающей участие в брейнсторминге команды должно быть максимально комфортно.

Если вы будете проводить мозговой штурм в подвальном помещении, а людям придется подниматься по ступенькам на четвертый этаж, чтобы выпить воды или сходить в туалет, то вряд ли результаты брейнсторминга вас реально порадуют.

Эксперты рекомендуют проводить брейнсторминг в аудитории или изолированной от постороннего шума и хорошо освещенной отдельной комнате. Столы следует расположить в виде буквы «О» или «П». Такое расположение столов поможет участникам наладить контакт и повысит уровень коммуникации.

4. Превратитесь в путешественника во времени

Перед началом основного этапа проведения мозговой атаки попросите всех участников закрыть глаза и включить воображение. Пусть они представят себе, что озвученная проблема существует не в настоящем времени, а в прошлом. Это может быть и далекое прошлое (1000, 2000 или 3000 лет назад), и прошлое не совсем далекое (10, 20 или 30 лет). Что именно вы делали бы в тот период времени, чтобы решить возникшую проблему?

Затем перенеситесь в будущее и вообразите себе, что вы живете в 2300 или 2500 году. Какие идеи вы использовали бы, чтобы решить поставленную задачу в условиях безграничных возможностей будущего или в мире после апокалипсиса?

Если вы возьмете за правило практиковать такие «путешествия во времени» перед началом мозгового штурма, то сможете активизировать фантазию всех участников брейнсторминга и настроить их на нужный лад.

5. Изолируйтесь от окружающего мира

Перед началом мозгового штурма попросите всех участников отключить мобильные телефоны, чтобы звонки и сообщения не отвлекали их от генерации достойных предложений и идей.

Доказано, что у людей, которые постоянно отвлекаются и не выпускают из рук мобильный телефон, уровень трудоспособности существенно снижается.

Как провести эффективный мозговой штурм: несколько дельных советов

Включайте в группу не только тех сотрудников, которые у вас давно работают, но и новичков. У последних еще не выработались стереотипы, поэтому они могут предложить достаточно креативные и интересные идеи.

Смешанные группы – самый оптимальный вариант для проведения мозгового штурма. Наличие представителей разного пола (и мужчин, и женщин) в группе оживит рабочую атмосферу и поможет участникам брейнсторминга настроиться на положительный лад.

В уже сформированную группу необходимо периодически вводить новых участников. Благодаря иным взглядам и идеям новички смогут активизировать мышление группы и изменить его в лучшую сторону!

Оптимальное количество участников мозгового штурма – 7 – 9 людей. Эксперты не рекомендуют формировать группы, в состав которых входит меньше шести или больше двенадцати человек.

Не стоит разбивать одну уже сформированную группу на несколько мелких групп, так как практика показывает, что такие действия не являются эффективными и не дают необходимых результатов.

Шутить во время проведения мозговой атаки не только можно, но и нужно! Юмор поможет расслабиться участникам команды и будет способствовать созданию непринужденной атмосферы.

Оптимальная продолжительность проведения одного мозгового штурма равна 40 – 60 минутам. Именно этот промежуток времени является наиболее эффективным. Если же проблему нужно решать в срочном порядке или задача не требует от участников особых усилий, то оптимальная продолжительность такой мозговой атаки должна быть равна 10 – 20 минутам.

Наиболее подходящим временем для проведения мозговой атаки является утро (с 10 до 12 часов). Если утром времени на брейнсторминг нет, то провести данное мероприятие можно и после обеда: с 14 до 18 часов.

Мозговой штурм - технология метода
bestlavka.ru

Метод «мозгового штурма» для командного решения творческих и нестандартных задач

Brainstorming (брейнсторминг, «мозговой штурм», «мозговая атака») — способ решения задач посредством процедуры группового креативного мышления, при котором сначала за короткий промежуток времени придумывается много вариантов решения поставленной задачи (как логичных, так и абсурдных) без каких-либо ограничений, и лишь затем из большого числа идей отбираются наиболее удачные — всего лишь 10-15%, которые могут быть использованы на практике. Метод разработан и описан американским психологом Алексом Ф. Осборном, который обратил внимание на то, что одни люди хорошо «генерируют» новые идеи, но плохо справляются с их анализом, и наоборот: некоторые люди больше склонны к критическому анализу идей, чем к их «генерации». При обычных обсуждениях эти две категории людей, оказавшись вместе, как правило, мешают друг другу. В связи с этим Осборн предложил разделить этапы генерирования идей и их анализа. Одна группа, получив задачу, должна только выдвигать идеи, хотя бы и самые фантастические. Другая группа — только анализировать выдвинутые идеи. Свой метод групповой интеллектуальной работы Осборн назвал «брейнсторминг» или «мозговой штурм».

Суть метода и цель его применения

Сейчас конкуренция вынуждает участников рынка искать что-то новое, в связи с чем методики поиска новых идей прорвались в область бизнеса. Известны два основных способа получения новых идей:

  • способ легкий: идею можно позаимствовать, а попросту «украсть»;
  • способ сложный: можно попытаться придумать, но, к сожалению, это получается не всегда. И тут возможно обращение к методикам, которые, конечно, не заменяют мыслительный процесс, но призваны его усиливать.

Методики активизации творческого мышления начали интенсивно развиваться с середины прошлого века, в первую очередь в области военной техники, прежде всего в связи с усиливающимся противостоянием враждующих военных блоков. Исторически первым методом поиска идей, получившим распространение, и явился «мозговой штурм» (он же «мозговая атака», он же брэйнсторминг), созданный Алексом Осборном в 40-е годы 20-го века. Цель — стимулировать группу людей к быстрому генерированию большого количества идей. Вариант «мозгового штурма» хорошо знаком всем нам по телезрителей передаче «Что? Где? Когда?» «Мозговой штурм»(далее МШ) относится к неалгоритмическим методам активизации творческого мышления и как все неалгоритмические методы направлен на резкое увеличение числа вариантов решения.

Проблема, которую хотел решить Алекс Осборн, заключается в следующем: творческая задача предполагает множество вариантов решений. Поиск удачного решения начинается с наиболее привычного, общепринятого направления, действий по аналогии, как все. Это хорошо в обычных, «нетворческих» ситуациях, т.к. избавляет от необходимости лишний раз думать. Сложность творческой ситуации в том, что ее решение часто лежит далеко за пределами обычных представлений. В то же время у каждого человека в голове существуют некие «фильтры» (социальные, профессиональные и т.п.), которые не дают развиваться неожиданным, оригинальным идеям. Человек отбрасывает решения, которые кажутся ему слишком смелыми, опасаясь критики, насмешек со стороны коллег и начальства. Если же эти «фильтры» убрать, то можно если и не повысить качество идей, то, по крайней мере, увеличить их количество. Основная идея Осборна проста: отделить процесс генерации идей от их критики. Алгоритм вкратце таков:

1. Отбирается группа из 4-10 человек. Оптимальное количество участников — 5-6 человек.

2. Участникам сообщается проблема, которую предстоит решить. Необходима правильная формулировка задач на входе. Для этого производится пятнадцатиминутное введение в проблему и четкая постановка цели работы группы. Предпочтительнее, чтобы все участники получили их в письменном виде.

3. Собственно штурм, задача которого — получить от так называемых «генераторов идей» как можно больше идей. Здесь вводится основное правило: приветствуются любые, самые безумные, явно ошибочные идеи, а критика категорически запрещена (даже в виде скептических улыбок!). Наоборот, любая высказанная мысль поощряется. Модератор, а точнее — фасилитатор (от «facilitate» — упрощать), который знаком с проблемой и формулирует ее для участников на предыдущем этапе, подбадривает и эмоционально заводит участников. Необходимость модератора разделяют далеко не все специалисты. Многие считают, что сформулировать проблему можно перед началом МШ, а потом предоставить команду самой себе. Такой модератор — ни в коем случае не руководитель: на МШ не должно быть никакого намека на руководство. И особенно противопоказано делать модератором представителя заказчика идей. Свободная и раскованная атмосфера важнее всего для успешного брейнсторминга. Необходимое время – 2-3 часа.

Некоторые авторы считают, что МШ будет эффективнее, если члены группы в течение нескольких дней будут оставаться вместе. Именно поэтому многие компании предпочитают не просто собрать сотрудников на брейнсторм, а организовать выездную сессию на пару дней, где участники смогут чередовать семинары, отдых и «мозговые штурмы». Практика показывает, что качество идей, предложенных ими на второй день, бывает выше, чем в первый. По-видимому, для появления некоторых идей требуется определенный период их «созревания».

4. Этап анализа. Когда N-ное количество идей получено, предстоит выбрать самые многообещающие, перспективные идеи, которые можно будет развить. Критика, наконец, разрешена, но не огульная: в каждой идее необходимо попытаться найти конструктивное зерно. Оценивать критически идеи, высказанные в ходе МШ, должна другая группа людей – «эксперты». И это психологически правильно, т.к. обычно недостатки собственного творчества замечаются с большим трудом. Формируется итоговый список наиболее сильных идей и решений. При экспертизе следует внимательно продумывать все идеи, даже те, которые кажутся явно ошибочными или несерьезными. Опыт показывает, что практически всегда находятся такие идеи, которые раньше никому из участников в голову не приходили.

Некоторые ошибки, регулярно совершаемые при проведении «мозгового штурма»:

Ошибка 1: смешение МШ и традиционного рабочего совещания, проведение МШ в стиле «шел шестой час утренней пятиминутки».

Часто процедуру «мозгового штурма» представляют примерно так: собрались менеджеры, посидели пару часов в свободной обстановке, поговорили на заданную тему, посмеялись и выписали на доску 3 идеи.

Ошибка 2: смешение простых и сложных задач, попытка начать МШ сложной задачи, не раздробив её предварительно на более простые подзадачи.

Творческие задачи бывают очень разных уровней сложности (по классификации творческих задач создателя ТРИЗ Г.С. Альтшуллера). Условно говоря, задача 1-го уровня сложности- придумать рекламный слоган для небольшого магазинчика. Другое дело – разработать сценарий избирательной кампании депутата Госдумы. Эта задача явно распадается на множество подзадач: «Как найти спонсоров?», «Как организовать работу агитаторов?», «Как пресечь попытки оппонента, поддерживаемого местной администрацией, сфальсифицировать результаты голосования?» и т.п. Если же эту проблему попытаться штурмовать в формулировке «Как победить на выборах», то и получится в результате что-нибудь вроде «устроить государственный переворот». МШ более эффективен при решении простых задач «в один-два хода». Решение более сложной задачи данным методом возможно только при условии очень сильного дробления на подзадачи. Вместе с тем, понятно, что в таком случае затраты времени на проведение штурма значительно возрастают.

Ошибка 3: отсутствие разогрева штурмующих, «подводки» к МШ.

Для начала штурма недостаточно бодрого возгласа ведущего «Ну, давайте штурмовать, смелее выдавайте Ваши неожиданные идеи!». Чтобы обсуждение «завелось», необходима соответствующая обстановка, разминка, разогрев, «психологическое выравнивание» участников. Для этого в начале вбрасывается некая нейтральная, простая тема (не относящаяся к основной).

Ошибка 4: «давайте дадим всем высказаться».

В ряде источников говорится о том, что перед штурмом необходимо выработать строгий регламент и придерживаться его в течение всей процедуры. То есть участники должны высказываться по очереди, по кругу, передавая слово друг другу, процессом должен руководить ведущий, вызывая участников по именам. Но МШ проводится не в целях получения мнения каждого из участников (это как раз совещание), задача штурма – как можно больше необычных, оригинальных идей. Как правило, признак того, что МШ «зажёгся» — люди начинают выкрикивать идеи, часто перебивая друг друга. Призыв здесь выступать согласно регламенту или должностям — погубит МШ на корню.

Ошибка 5: попытка вести протокол МШ «на бумажке» или на доске.

Наивно думать, что выкрики штурмующих кто-то успеет записать – ассистент или сам ведущий, который при этом еще и комментирует каждую идею. Попробуйте вести протокол, когда десять человек начинают одновременно кричать. Это практически невозможно! Поэтому запись «от руки» исключена, здесь поможет только диктофон, либо видеосъемка всей процедуры.

Ошибка 6: отсутствие «запасных ходов» ведущего и его ассистентов.

У ведущего должны быть свои приемы «зажечь» МШ вновь, если он начинает тухнуть или идеи штурмующих ходят по кругу. Как правило, для этого ведущим или его ассистентами вбрасывается некая провоцирующая, боковая идея или используются т.н. «провокаторы» (это кто-то из участников штурма). Возможны иные варианты запасных ходов. Важно, чтобы они были.

Ошибка 7: забыть «выключить» обсуждение — в том числе и удачное.

«Мозговой штурм» нужно уметь закрыть. Некоторые люди, которые участвуют в МШ впервые, испытывают острый эффект по принципу: «Штирлиц подумал. И это ему понравилось. «. Иногда человек не может сам остановиться, даже после формального окончания, поэтому необходимо его грамотно вывести их из состояния «творческого экстаза» и тем самым «выключить» из штурма.

Ошибка 8: неряшливый, несистемный анализ.

Очень важно уметь анализировать и дожимать идеи на стадии анализа, после состоявшегося МШ. При этом очень важно еще и оценить осуществимость каждой идеи.

Ошибка 9: неэффективность обучения МШ по существующим литературным источникам.

Подобно тому, как нельзя обучить игре на рояле по телевизору, лучше всего обучать МШ вживую, а не по литературным источникам. К сожалению, в литературе отсутствует полноценное методическое описание технологии «мозгового штурма», которое позволяло бы обычному человеку по литературному источнику провести МШ для решения нестандартных, творческих задач.

Кому и когда это нужно

Методом «мозгового штурма» можно рассматривать любую проблему. Этот метод можно использовать на любой стадии решения творческих и нестандартных задач, в том числе и вначале, когда сама проблема еще окончательно не определена.

inter-regional.ru

Метод мозгового штурма: суть, применение, примеры

Современному человеку приходится жить в постоянно меняющемся мире, где то, что еще вчера считали фантастикой, сегодня становится повседневностью и нормой. Конечно, нынешнее время можно назвать прекрасным и невероятно интересным, но оно, в свою очередь, заставляет каждого из нас жить в бешеном темпе и решать задачи, требующие значительного вложения сил и времени. В поисках нужного ответа человеку приходится перечитывать массу литературы и спрашивать совета у знакомых. Но и это не всегда помогает в решении проблемы. И здесь на помощь приходит методика, позволяющая из множества вариантов ответа найти тот единственный, который и позволит успешно справиться с поставленной задачей. Что это за способ? Его называют методом мозгового штурма. В чем он заключается и как его можно использовать на практике? Попробуем разобраться с этим вопросом.

Суть метода

Способ, позволяющий успешно решить поставленную задачу, который называют еще брейнстормингом, заключается в активизации того творческого потенциала, которым обладает целая группа людей. Для этого собирается небольшой коллектив, каждый член которого принимает участие в дискуссии. Разговор касается той или иной ранее озвученной проблемы.

Цель метода мозгового штурма заключается в том, чтобы собрать максимальное количество идей, которые призваны решить поставленную задачу. Причем сделать это необходимо в предельно сжатые сроки. Метод мозгового штурма дает возможность оптимизации креативного мышления коллектива и получения максимально эффективной идеи для ее последующего воплощения в жизнь.

Сфера применения

Использование метода мозгового штурма (ММШ) является на сегодняшний день одним из самых эффективных способов проведения экспертной оценки. Его используют в научно-технических направлениях, в менеджменте и даже в тех случаях, когда необходимо решить личные проблемы. Находит также свое применение метод мозгового штурма в играх. Другими словами, везде, где требуется эффективный и быстрый выход из сложившейся ситуации.

Сфера применения метода мозгового штурма обширна и касается тех случаев, когда:

  • объект, подвергающийся исследованию, не подлежит строгой формализации или математическому описанию;
  • характеристика объекта изучения обоснована недостаточно в связи с отсутствием обстоятельной статистики;
  • функционирование объекта отличается многовариантностью и зависит от большого количества факторов;
  • возникает необходимость в прогнозе сложных явлений из экономической сферы, которые постоянно эволюционируют и динамически развиваются;
  • существующая обстановка не приемлет других способов решения задачи.

Под описанные выше условия подпадает достаточно широкий спектр экономических и социальных процессов. Подобной сферой применения обладают и другие методы экспертных оценок. Мозгового штурма не должно быть в тех ситуациях, когда рассматриваемый объект хорошо изучен и прогнозируем.

История создания

Основоположником метода мозгового штурма считается известный копирайтер, основатель информационной компании BBD&O Алекс Осборн. ММШ был изобретен в середине 20 века и на сегодняшний день весьма востребован руководителями, стремящимися принять особенные, принципиального новые и креативные решения, в основе которых лежит фактор «коллективного разума».

Что помогает найти решение проблемы методом мозгового штурма? Теория Алекса Осборна основана на том, что очень часто люди просто не хотят высказывать неординарные варианты, позволяющие прийти к решению проблемы, из-за боязни их осуждения со стороны начальства, друзей, коллег и т.д. Метод мозгового штурма относится к тем, которые категорически исключают порицание или оценку любых идей на начальных стадиях их зарождения. В итоге был предложен способ, эффективность которого является поистине уникальной. При его использовании небольшой коллектив, состоящий из 6-10 человек, в течение всего 10 минут способен предложить 150 и более самых разных идей. Это становится возможным из-за запрета вынесения приговора любым мыслям в начале обсуждения, а также благодаря соблюдению принципа перевода количества в качество. Применение метода мозгового штурма предполагает первоначальный отбор лучших идей. Уточнение деталей происходит в конце обсуждения.

Первое применение

На сегодняшний день можно привести многочисленные примеры метода мозгового штурма, использованного на практике. Но первое его применение произошло еще в годы, когда многие страны были охвачены Второй мировой войной. В то время мистер Осборн был вовсе не копирайтером или бизнесменом. Он служил капитаном на торговом судне, регулярно курсировавшем между воюющей Европой и благополучной Америкой. Нередко на морских просторах безоружные корабли погибали, пущенные на дно немецкими торпедами. Для того чтобы избежать опасности, Алексу Осборну, который увлекался историей, пришлось вспомнить практику, применяемую для разрешения критических ситуаций еще древними моряками-викингами.

После того как ему, капитану торгового судна, передали радиограмму, в которой говорилось о возможной атаке подводной лодки противника, на палубе была собрана вся команда. Осборн предложил всем высказать свое мнение о путях выхода из кризисной ситуации. Таким образом, капитаном американского судна был реанимирован древнейший метод управленческого решения — мозговой штурм (так он сам назвал его). Члены команды судна высказали множество на первый взгляд абсурдных решений. И в то же время среди них было выбрано одно, перешедшее затем на стадию переосмысления. Решение заключалось в том, чтобы команда судна построилась вдоль того борта, к которому будет двигаться торпеда, и начала дуть на нее, что должно привести к отклонению смертоносного снаряда. Американскому кораблю повезло. Немецкая подлодка в то плавание прошла мимо. Однако примененный капитаном метод принятия решений — мозговой штурм — принес свои плоды. Несколько позже Осборном было запатентовано изобретение. Оно предусматривало монтаж к борту корабля мощного винта, который включался в нужное время и создавал струю такой силы, что торпеде приходилось менять угол атаки и направляться в другую сторону.

Методическая основа ММШ

Изучение истории указывает на то, что родоначальниками брейнсторминга были вовсе не древние викинги. Что же послужило основой теории мозгового штурма? Эвристический метод Сократа. По мнению древнего философа, искусные вопросы позволяют побудить любого человека к раскрытию им потенциальных способностей. Каждую беседу Сократ воспринимал в качестве важнейшего инструмента, позволяющего прояснить истину.

Эта идея получила свое развитие в теории Алекса Осборна. Американскому копирайтеру удалось смоделировать ту обстановку, которая, с учетом применения самых простых правил, пробуждает творчество людей, находящихся в коллективе.

На примерах метода мозгового штурма был создан метод синектики, который мотивирует интеллектуальную деятельность различных коллективов и сообществ.

Организация группового обсуждения проблемы

В чем заключен главный потенциал метода мозгового штурма? Как правильно организовать подобное обсуждение?

Метод мозгового штурма позволяет запустить механизм коллективного разума, позволяющий найти решение актуальных вопросов различной направленности. На сегодняшний день он прочно вошел в практику деятельности корпораций, став ведущим способом при выборе оптимальных путей решения различных многовариантных задач. При этом возникли его разновидности, которые также являются весьма востребованными. Вот лишь некоторые из методов мозгового штурма:

  • метод Дельфи;
  • мозговая атака, подразумевающая использование доски;
  • «японский»;
  • брейн-ринг.

Каждый из этих способов обладает своей особенностью. Но для того чтобы как можно глубже понять их смысл, прежде всего необходимо ознакомиться с классическим ММШ и с методиками его проведения.

Подготовительный этап

Для качественной реализации этой ступени ММШ потребуется соблюсти некоторые организационные моменты. В частности, необходимо придерживаться основных этапов методики. Первый из них является установочным. Его желательно проводить недели за две до проведения основной части ММШ.

Метод мозгового штурма может быть осуществлен при четкой формулировке проблемы с выбранным ведущим, с подбором двух групп, необходимых для генерации различных вариантов решения, а также для дальнейшей экспертной оценки. К этапу организации ММШ потребуется отнестись со всей ответственностью. Это позволит избежать ошибок, которые снизят эффективность метода. Например, неясная и нечеткая постановка задачи и цели уже изначально приведет к нулевой эффективности. И напротив. Выставленная на коллективное обсуждение задача, обладающая неоднозначной структурой, то есть по своей сути состоящая из нескольких задач, способна запутать обсуждающих, которые не поймут порядка разрешения проблем и их приоритетности.

Состав групп

Оптимальным числом участников коллективного обсуждения является 7. Но допустим и состав групп, в которые входит от 6 до 12 членов. Формирование более мелких команд не рекомендуется, так как в таком случае становится весьма трудным достижение творческой атмосферы.

Желательно, чтобы в группе присутствовали люди самых разных профессий. При этом ММШ предусматривает и наличие приглашенных лиц, являющихся специалистами в определенной области. Более динамичной работы удается добиться в смешанных группах, где присутствуют женщины и мужчины. Также важно сбалансировать число участников, которые обладают созерцательной и активной жизненной позицией.

Присутствующий при использовании метода мозгового штурма руководитель должен быть оптимистично настроен на решение обсуждаемой проблемы. В противном случае будет получен отрицательный эффект.

Перед тем как приступить ко второму этапу ММШ – обсуждению, участникам групп формулируют проблему и говорят о дате мероприятия. Это должно произойти за несколько дней до ММШ.

Временные рамки

Проводимая мозговая атака будет обладать максимальным эффектом, если ее провести в промежутке между 10.00 и 12.00 или 14.00 и 17.00. Участников группы желательно собрать в изолированной от шума отдельной комнате, в которой может быть размещен плакат с правилами ММШ, а также доска для оперативного отображения на ней полученных идей.

Всех членов коллектива необходимо рассадить в окружении стола руководителя по эллипсу или квадрату. Весь ход обсуждения должен быть записан на видео или на магнитофон, что позволит не упустить каждую из высказанных идей. На подобном мероприятии приветствуется умеренный юмор.

Применяют метод в течение 40-60 минут, в зависимости от сложности обсуждаемой проблемы. Самые легкие вопросы решаются на протяжении четверти часа.

Генерация идей

На данном этапе происходит напряженная интеллектуальная работа всех присутствующих. К его наступлению все участники групп должны быть максимально настроены на творческие мысли. Помочь им в этом должна квалификация ведущего. Этот человек делает плавное и краткое выступление, выразив свое убеждение в том, что в комнате собрались только креативные и творческие люди и результатом их работы станет успех всего мероприятия. Также ведущим должна быть проведена непродолжительная интеллектуальная разминка, во время которой он задает аудитории любые нескучные вопросы. Например, о том, какое прозвище у Пушкина было в лицейские годы (Егоза).

Стоит иметь в виду, что метод мозгового штурма — это вовсе не совещание с дремлющими на задних рядах сотрудниками. Это работа, которая на этапе реализации должна быть направлена на сбор максимума вариантов, которые позволили бы решить ту или иную проблему. Считается, что ММШ проведен эффективно, если за 30 минут предложено более 150 направлений действий.

Фиксация идей

Предложенные варианты могут быть записаны двумя способами. Первый из них подразумевает высказывание всех идей участниками по очереди. В таком случае каждый из вариантов отображается одним специально назначенным человеком. При втором способе участники группы высказывают свои идеи в любое время. Для фиксации предложенных вариантов выбираются 2-3 человека. Со всеми записями ознакамливается группа рецензирования, которая не должна давать никакой предварительной оценки. Она просто принимает все идеи к сведению.

Экспертная оценка

На следующем этапе метода мозгового штурма все поступившие предложения вначале группируются по темам. Это позволяет выделить наиболее удачные решения. После этого алгоритм обсуждения отобранных вариантов предполагает применения метода Парето. Он назван в честь социолога, открывшего данный принцип, который гласит о том, что 20 процентов усилий позволяют дать 80 процентов результата.

ММШ предполагает выстраивание таблицы Парето, в которой по каждому отобранному фактору, предназначенному для решения проблемы, указано количество его повторений, а также % к общему числу. После этого выстраивается диаграмма. Это графическое изображение столбикового типа на своей вертикальной оси отображает количество возникновений факторов, а на горизонтальной – порядок убывания значимости этих факторов. Конечный этап ММШ предполагает проведение анализа диаграммы Парето.

Практика использования в вузах

Применяют мозговой штурм и как метод обучения. Его изучают в вузах, что позволяет решать профильные вопросы и приобщать студентов к научно-исследовательской работе.

Для того чтобы обучить методу мозгового штурма, в высших учебных заведениях используются специально созданные образовательные методики. Они позволяют тренировать оригинальность мышления, а также его гибкость — семантическую и образную.

Мозговой штурм как метод обучения позволяет будущим специалистам продуцировать в сжатый период времени максимум идей и развивает в них способность не пропускать новые, наиболее продуктивные направления деятельности.

Виды ММШ

Мозговой штурм, используемый в качестве одного из методов обучения, предполагает освоение студентами различных его подвидов.

  1. Брейн-ринг. Для этого подвида ММШ характерна письменная формулировка участниками группы всех путей решения проблемы. Обсуждающие записывают собственные идеи, а после обмениваются листками. Подобные действия позволяют мысли, выдвинутой одним человеком, получить свое развитие с помощью интеллекта и фантазии других людей. Свою эффективность данная методика особенно ярко показала на одном из собраний фармацевтов. Собравшись на совещание, где обсуждалось создание нового продукта, они, после совмещения двух записок, смогли разработать уникальный продукт. Им стал шампунь-кондиционер, то есть продукт 2-в-1.
  2. Использование учебной доски. На нее прикрепляются листочки, заполненные обсуждающими какую-то проблему. Результаты подобного интеллектуального штурма не только наглядны, но и могут быть легко скомбинированы и отсортированы.
  3. Японская методика. Этот способ мозговой атаки был изобретен Кавакитой совместно с Кобояши и назван ими рисовым градом. Подобная методика предполагает приход всех участвующих в мозговом штурме к единому результату. При применении данного способа люди заполняют карточки, отражая на них свой вариант решения вопроса. После этого все листки группируются в разрезе изложенных на них вариантов, что и позволяет получить единое видение проблемы.
  4. Метод Дельфи. Это специализированный способ. Его используют для прогнозирования экономических и социальных процессов. При реализации метода Дельфи участниками заполняются карточки, с которыми могут ознакомиться все члены коллектива (в него может входить от 10 до 150 человек).

Мозговой штурм - технология метода
fb.ru

Научно-
образовательный
портал IQ

  • Темы
  • Исследования
  • Колонки
  • Тесты
  • Подкасты
  • Книги
    • Списки литературы
    • Фрагменты
  • Картотеки
  • .

Принципы метода «мозгового штурма»:

  1. Четкая формулировка цели и/или задач и ограничений.
  2. Обеспечение максимальной свободы участникам
    • предоставление слова каждому (поощрение застенчивых, «придержание» наиболее активных и авторитетных);
    • полная свобода мнений, поощрение «безумных» идей, аналогий (литературных, музыкальных, биологических и т.д.);
  3. Тщательное формирование состава участников
    • определение численности;
    • по специализации, предназначенное для полного покрытия необходимой области, а в некоторых случаях, выходящего за ее пределы, а также возможности частичной взаимной замены;
    • психологическая (отсутствие злокачественных конфликтов, явных лидеров);
    • по квалификации (высокий и примерно равный уровень)
    • иногда введение «рыжего»;
  4. Иерархическое ведение обсуждений: сначала — максимально вширь, затем оценка перспективности вариантов и отбор наилучших, потом снова «вширь»;
  5. Огромная роль «ведущего»и демократический стиль руководства:
    • создание творческой, целенаправленной и бесконфликтной атмосферы;
    • умение «выявлять» предложения и направлять ход дискуссии (греческий метод).


Выводы:

  1. Метод мало формализован.
  2. Нагрузочность и конфликтность.
  3. Результаты чрезвычайно сильно зависят от подготовки и проведения.


Морфологический метод и метод анализа круга проблем.
Методы состоят в разложении исходной проблемы на компоненты или возникающие проблемы, а затем в их последующей разбивке на альтернативные способы реализации. Затем составляются все возможные варианты сочетаний. Для каждого из них или лишь для наиболее перспективных вариантов составляется соответствующий проект.

Метод аналогий

Идея метода состоит в вычленении возникшей проблемы и попытке ее решения с помощью идей из других сфер жизни и науки. Одно время метод применялся настолько успешно, что на его основе родилась целая наука — синектика. Ее область, занимающаяся заимствованием технических идей в биологии называется бионикой.

Для использования метода аналогий необходимо:

а) вычленить причину затруднений;

б) предельно формализовать ее до уровня, воспринимаемого специалистами из других областей;

в) описать цели будущего решения и объективные ограничения;

г) выделить область жизни или науки, в которой могут быть близкие по своему смыслу решения;

д) подобрать команду специалистов из выбранной области;

е) организовать и провести мозговой штурм;

ж) интерпретировать для исходной области полученные варианты решений;

з) выбрать из них реализуемые и наиболее эффективные.


Случайный импульс

Наш мыслительный аппарат функционирует в виде самоукрупняющейся запоминающей системы. Объем внимания отличается ограниченностью и ассоциативностью. Т.е. при одновременном поступлении в мозг двух сигналов при специально созданных условиях между ними должна установиться некая логическая цепочка, которая может существенно изменить восприятия каждого из сигналов.

Основные приемы для ускорения этого процесса:

  • объединение множества людей;
  • посещение мест, где много случайных вещей (магазин, выставка, библиотека и т.д.);
  • сознательное объединение ранее несвязанных мыслей, например, с помощью случайных слов-подсказок


Метод «635»

Шесть человек высказывают по три идеи по заданному вопросу за пять минут.

Затем листки с их мнениями передаются, например, по часовой стрелке. За следующие пять минут каждый участник должен ознакомиться со всеми предложениями своего соседа и детализировать их. Так поступают до тех пор, пока каждый не поработал над всеми идеями группы.

Через полчаса, как максимум, готово 18 разработанных предложений. Следующие полчаса даются на их обсуждение, дополнение и выбор наилучших вариантов.


Метод модераций

Участники заполняют по три карточки с кратким описанием имеющихся проблем (анонимно).

Модератор тасует полученные карточки и по очереди оглашает их содержание, предлагая отнести их к определенным группам. Если мнения участников расходятся, окончательное решение принадлежит автору данной карточки. В результате все проблемы оказываются разбиты на группы (кластеры).

Обсуждается каждый из кластеров. Предлагаются следующие возможности: исключение (включение) из него каких-либо проблем, разбиение на несколько более мелких групп или, наоборот, их укрупнение.

Разрабатывается общее наименование кластеров. Определяется их относительная важность.


Модификации процедуры проведения мозгового штурма

Метод индивидуального мозгового штурма

Все роли (фасилитатора, фиксатора, генератора и оценщика идей) выполняет один человек. Длительность сеанса — 3-10 минут. Фиксация с помощью ручки, ПК или (самое эффективное) — диктофон. Оценка идей должна быть отложена. Помогает проведение разминки. Недостаток — отсутствие синергического эффекта. Преимущество — оперативность и экономия на людях.

Письменный мозговой штурм.

Используется, прежде всего, при географической разобщенности участников, следовательно, возможность набрать специалистов экстра-класса. Недостатки — отсутствие синергического эффекта, продолжительность процесса.

Метод прямого мозгового штурма.

В отличие от классического метода мозгового штурма процесс формулировки проблемы (целей, ограничений и т.д.) проходит также с помощью метода мозгового штурма, причем с тем же самым составом участников.

Метод массового мозгового штурма.

Используется для решения глобальных проблем. Создается компетентная группа, которая разбивает исходную задачу на части. Затем отдельно по каждому блоку проводится метод мозгового штурма. Следующий этап — сбор руководителей групп и обсуждение всех идей.

Метод двойного (парного) мозгового штурма

Введение критики идей. Этапы: прямой мозговой штурм, обсуждение, продолжение выдвижения идей.

Метод мозгового штурма с оценкой идей

Это объединение двойного, индивидуального и обратного метода. Используется для решения сверхсрочных проблем. Высокие требования к участникам: квалификация, собранность, умение участвовать в методе мозгового штурма. Этапы: генерация идей, ознакомление всех участников с вариантами идей и комментариями и самостоятельная оценка вариантов, выбор нескольких (3-5) лучших вариантов с указанием их достоинств и недостатков, обсуждение с мини-штурмами, сужение списка лучших вариантов с уточнением достоинств и недостатков, индивидуальные презентации лучших вариантов и их коллективное ранжирование. Недостатки: нагрузочность, конфликтность. Достоинства: снятие эффекта «единого мозга», возможность организовать конструктивную критику.

Обратный мозговой штурм.

Используется при реализации проектов, состоящих из многих этапов (элементов). В случае неудачи одного этапа — срыв всего процесса. Следовательно, самое важное — убедиться в верности каждого элемента. Цель мозгового штурма — максимальное выявление всех недостатков. Этапы: составление списка существующих, потенциальных и возможных в будущем недостатков с помощью мозгового штурма; их ранжирование.

Метод корабельного совета.

Высказывания проводятся в соответствии с иерархией. Недостатки: при возникновении идеи после своей очереди ее нельзя высказать.

Метод конференции идей.

Это метод мозгового штурма, но более непринужденная обстановка, например, круглый стол.

См. также:

АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ КЛЮЕВ

Университетское управление. 2003. № 1(24). С. 3.

iq.hse.ru

COMMENTS