Музыкотерапия, как метод психологической коррекции

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2019

Музыкотерапия, как метод психолого-педагогической коррекции

  • Авторы
  • Файлы работы
  • Сертификаты

С самых древних времен человечество отмечало, что музыкальные ритмы и звуки оказывают очень сильное влияние на психическое, эмоциональное и физическое состояние человека.

Одним из самых старых свидетельств позитивного музыкально-терапевтическом влияния высокоодухотворенной музыки на человека является упоминание из Ветхого завета, в котором отмечается, что «богодухновенное пение псалмопевца Давида излечило Саула от нервной болезни и депрессии». Историки музыки и педагогики в своих работах неоднократно приводили в качестве примера опыт великих философов и мыслителей Греции и Рима – Пифагора и Платона. Последние в своих трудах неоднократно упоминали позитивное влияние музыки на воспитание детей.

Первые научно-теоретические попытки научного обоснования анализируемого феномена были предприняты в 17-18 веках. В трудах С.С. Корсакова, Л.С. Брусиловского, А. Швабе, В.М. Бехтерев, Н. Галинской, В.Ю. Завьялова и др. указывалось на важное место музыки в системе лечения. Полноценные исследования уникальных уникальные музыкально-терапевтические средств музыки начались лишь к концу 19 столетия, когда на смену эмпирическому этапу использования музыки пришел этап экспериментально-физиологических исследований. На рубеже веков ученые стали предпринимать попытки подвести теоретическое обоснование и физиологический базис под эмпирические факты. В 1913 г. в России под руководством В. М. Бехтерева было основано «Общество для выяснения лечебно-воспитательного значения музыки и гигиены».

В настоящее время музыкотерапию рассматривают как важнейших психотерапевтический метод, в котором музыка выполняет роль средства коррекции. Методы музыкотерапии используют либо как основное и ведущее средство воздействия в рамках целостного и изолированного использования (музицирование индивидуально и в группах, прослушивание музыкальных произведений и т.д.), либо как дополнение к иным коррекционным методам в части повышения эффективности и усиления их воздействия.

Музыкотерапия находится на стыке многих наук – музыковедения, музыкальной психологии, медицины, коррекционной психологии. Данная «пограничность» неслучайна, т.к. к моменту ее обособления смежные гуманитарные и медицинские сферы знаний уже обладали и огромным числом научных теорий, и развитым научным аппаратом, и системой прикладных методов диагностики. При этом очевидно, что наиболее успешно музыкотерапия стала развиваться в содружестве с психиатрией и коррекционной педагогикой.

По нашему мнению, педагогическая музыкотерапия – это полноценно сформировавшееся научное направление. Технологии и методы, используемые в нем давно и успешно применяются в работе, как со здоровыми детьми, так и с детьми с задержкой психического развития. Опыт показывает, что многие педагоги-практики используют музыкальные произведения при проведении занятий. C амое естественное и глубокое применение нашли технологии и методики педагогической музыкотерапии в коррекционной педагогике и в теории и практике музыкального воспитания детей с задержкой психического развития. Это и составляет основное содержание коррекционной музыкотерапии. Таким образом, коррекционная музыкотерапия является важной составляющей педагогической музыкотерапии, поскольку часто ее применение связано с педагогическими и психологическими целями и задачами воспитания детей с отклонениями в развитии.

Необходимо отметить тот факт, что экономические и социальные проблемы существующие в современном обществе, ухудшение экологии, изменение нравственных приоритетов провоцирует условия ухудшения здоровья населения в целом, и детей в частности. Учащаются случаи пограничных нарушений в развитии у ребёнка значимых для физиологических и психологических высших психических функций. Наблюдается положительный тренд числа детей, которые страдают ослабленным здоровьем и имеют психические заболевания, не имея при этом классически выраженных отклонений. Такие дети развиваясь испытывают некоторые трудности в социальной адаптации. Они плохо реализуют социальную роль ученика, и уже со школьных лет теряют надежду занять достойное место в жизни. Увеличение числа детей с подобной задержкой психического развития отмечена во многих странах, в том числе и в России.

Неслучайно за последние годы в российской науке сформировалась качественная научная школа, представленная такими учеными и практиками, как Н.В. Бабкина, Л.Б. Баряева, Н.Л. Белопольская, Н.Ю. Борякова, Т.А. Власова, Н.Г. Цыпина, И.Ю. Левченко, И.В. Евтушенко и др. В рамках научных изысканий сформировались коррекционные музыкотерапевтические технологии и методики (В.М. Бехтерев, Л.С. Брусиловский, В.А. Гиляровский, Ю.П. Лисицын, В.И. Петрушин, И.В. Темкин, ГП. Шипулина, В.С. Шущард-жан и др.).

Методы коррекционный музыкотерапии в педагогике можно разделить на пассивные и активные. Первый основываться на том, что ребёнок получает музыкальную терапию, не участвуя при этом в ней активно. Например, дети прослушивают музыку, в которой имитируется журчание ручейка, шум дождя, шум моря. Специально подобранные музыкальные произведения улучшают настроение, снимают досаду, гасят гнев, благотворно влияют на самочувствие. При этом детям предлагают занять удобную позу, выполнять движения, связанные с наклонами и потягиваем. В данном контексте становится очевидным, что музыка в рамках пассивной музыкотерапевтической технологии является фоном. При этом можно выделить следующие терапевтические механизмы:

музыка снимает психологическую защиту, способствует снижению недоверия ребенка;

музыка активизирует или наоборот успокаивает ребенка;

музыка помогает пережить стресс;

музыка позволяет укрепить дружеские отношения с другими детьми, с учителем, способствует развитию межличностных отношений.

При применении активных методов музыкотерапии дети непосредственно участвуют в процессе оздоровления. Они поют (вокалотерапия), играют на музыкальных инструментах, двигаются под музыку по специально разработанным программам. Среди технологий активной педагогической музыкотерапии выделим вокалотерапию, логопедическую ритмику и игру на музыкальных инструментах.

Пение (вокалотерапия) является самым доступным, активным, действенным методом музыкотерапии, которые способствуют укреплению голосового аппарата и лёгких, общего развития организма, выработки правильной осанки.

Не менее эффективным средством педагогической музыкотерапии являются музыкально-ритмические упражнения и движения. Выполняя их, дети воспринимают музыкальные образы, развивают свои музыкальные способности и основы музыкальной культуры, учатся эмоциональной отзывчивости на музыку, формируют слуховые представления, чувство такта и ритма, развивают творческие способности. Показ музыкальных ритмических упражнений и движений имеет важное значение для освоения детьми.

И, наконец, важным видом педагогической музыкотерапии является игра на музыкальных инструментах. Использование музыкальных инструментов помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления учащихся, развивает их музыкальные способности, обогащает музыкальные впечатления детей.

Список использованных источников

Ануфриева Е.В. Музыкотерапия как средство сохранения и восстановления психологического здоровья личности // В книге: Практическая психология личности Учебное пособие для бакалавров психологии. Под редакцией О. И. Каяшевой, Н. В. Николаевой. Санкт-Петербург, 2017. С. 80-87.

Ивлева А.Н. Музыкотерапия как метод социальной реабилитации // В сборнике: Наука и инновации в XXI веке: актуальные вопросы, открытия и достижения сборник статей победителей III международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2017. С. 162-165.

Керимова М.В. Музыкотерапия как метод коррекции функциональных нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья // В сборнике: Продуктивное обучение: опыт и перспективы материалы IX Международной научной конференции. Самарский государственный социально-педагогический университет. 2017. С. 87-89.

Койфман Д.Ю. Музыкотерапия как средство формирования, развития, воспитания и обучения личности // В сборнике: Актуальные вопросы в науке и практике Сборник статей по материалам IV международной научно-практической конференции. В 5-ти частях. 2017. С. 101-107.

Лобанова А.П., Моногарова О.В. Музыкотерапия — как одно из средств, влияющих на психическое здоровье ребенка // В сборнике: Молодежь и научно-технический прогресс сборник докладов X Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых: в 4 т.. Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова. 2017. С. 120-122.

Музыкотерапия, как метод психологической коррекции
scienceforum.ru

Музыкотерапия, как метод психологической коррекции

Музыкотерапия — психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства.

Лечебное действие музыки на организм человека известно с древних времен. Корифеи античной цивилизации Пифагор, Аристотель, Платон обращали внимание современников на целебную силу воздействия музыки, которая, по их мнению, устанавливает пропорциональный порядок и гармонию во всей Вселенной, в том числе и нарушенную гармонию в человеческом теле [30]. Первые же попытки научного объяснения этого феномена относятся к XVII в., а широкие экспериментальные исследования — к XIX в. Большое значение музыке в системе психологического воздействия на психику человека придавали С.С. Корсаков, В.М. Бехтерев и другие известные русские ученые. Подробный обзор литературы, посвященной различным аспектам музыкотерапии, представлен в работах Л.С. Брусиловского (1971), В.Ю. Завьялова (1995), Швабе (1974), Галинской (1977) и др. [22; 392 — 394]. Современные исследования в области музыкотерапии развиваются по нескольким направлениям — это можно объяснить научно-техническим прогрессом, позволившим изучать физиологические реакции, возникающие в организме в ответ на музыкально-терапевтическое воздействие, на новом, более высоком уровне. Вместе с тем этот интерес обусловлен возможностью использования музыки в качестве одного из средств для предупреждения и снятия усталости, утомления, а также для повышенной работоспособности человека, в том числе в условиях космических полётов человека. Исследования ряда авторов показывают, что музыка оказывает стойкое воздействие на ЦНС. Так, Н.Н. Захарова и В. М. Авдеев исследовали функциональные изменения в ЦHC при восприятии музыки, осуществляя запись электроэнцефалограмм у испытуемых с одновременной регистрацией кожно-гальванических реакций. Обнаруженные данные свидетельствовали об изменении потока возбуждения в кортико-таламических и кортико-лимбических кругах. Более глубокие положительные эмоции при прослушивании определенных музыкальных произведений сопровождались изменениями ЭЭГ, свидетельствующими о большой активности коры головного мозга, учащением сердечных сокращений и дыханий.

И. В. Темкин исследовал вегетативные реакции в зависимости от характера музыки. Мажорная музыка быстрого темпа учащала пульс, повышала максимальное артериальное давление, увеличивала тонус мышц, повышала температуру кожных покровов предплечья. И. Р. Тарханов своими оригинальными исследованиями показал, что мелодии, доставляющие человеку радость, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов и нормализации артериального давления, а раздражающая музыка даёт прямо противоположный эффект.

По современным представлениям, формирование целостных поведенческих реакций организма на различные внешние раздражители, в том числе и на музыку, осуществляется с помощью сложной функциональной системы, в частности на основе специфических нейрохимических механизмах подкорки, которые вследствие химического сродства избирательно мобилизуют соответствующие образования головного мозга для выполнения той или иной целенаправленной деятельности. Европейскими специалистами было также отмечено, что музыка действует избирательно — в зависимости не только от её характера, но и от инструмента, на котором исполняется.

Музыкальная терапия как независимая дисциплина широко практикуется в США. Сфера ее применения постоянно расширяется в Австралии, Японии, Новой Зеландии, Южной Америке и других странах.

В США терапевтическое использование музыки впервые получило признание после второй мировой войны, когда музыка была с успехом применена при лечении эмоциональных расстройств у ветеранов. Национальная ассоциация музыкальной терапии была основана в 1950 г. В настоящее время в США зарегистрировано около 3500 профессиональных музыкальных терапевтов и потребность в специалистах этого профиля неуклонно возрастает. Академическая подготовка в данной области впервые была начата в университете штата Мичиган, а затем быстро распространилась в более чем 70 колледжей и университетов по всей стране. В целом за рубежом более 100 университетов и колледжей предлагают курсы, по окончании которых студенты получают степень бакалавра, магистра или доктора.

В России не существует системы подготовки профессиональных кадров в области музыкотерапии, хотя необходимость в этом очевидна. В настоящее время в Московском институте традиционной медицины и музыкотерапии при участии Центра восстановительной медицины и курортологии Минздрава РФ и Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова подготовлена учебная программа по клинической музыкотерапии, на основе которой с сентября 1999 г. предусмотрена регулярная подготовка профессиональных музыкотерапевтов, пока в порядке последипломного тематического усовершенствования для врачей.

Современные исследования показали, что возможности применения музыкотерапии в лечебно-профилактической медицине достаточно широки и могут включать в себя разнообразные программы: для снятия стресса и облегчения боли у взрослых и детей; для повышения резервных возможностей организма человека в центрах здоровья; для больных бронхиальной астмой; для взрослых с отклонениями в развитии; для контингента психиатрических больниц и клиник всех возрастных групп; для лиц, страдающих психосоматическими расстройствами; для пациентов реабилитационных центров, имеющих физические нарушения; для престарелых и лиц, нуждающихся в постоянном уходе; для детей, страдающих нарушениями речи и отстающих в развитии, и т. д. [30].

Анализ данных научной литературы и собственных исследований позволил нам сформулировать новую научную концепцию:

«Музыкотерапия — это целенаправленное применение музыки или музыкальных элементов для достижения терапевтических целей, а именно, восстановления, поддержания и содействия психическому и физическому здоровью. С помощью музыкотерапии пациент должен приобрести возможность лучше понимать себя и окружающий мир, свободней и эффективней в нем функционировать, а также достичь большей психической и физической стабильности. Для реализации всего этого квалифицированный музыкотерапевт решает терапевтические задачи, которые были выработаны им совместно с командой терапевтов или лечащим врачом, обязательно при участии пациента» (DGMT, 1991)

Абстрактная формулировка понятия музыкотерапии требует субъективного принятия соответственной научной точки зрения и не может быть окончательно утверждена из-за разнообразия трактовок и неточности термина. Но это не мешает выделению в ней отдельных направлений, что, по-видимому (учитывая психоаналитическую обоснованность метода), и случится в скором времени. [4; 541].

Выделяют четыре основных направления лечебного действия музыкотерапии:

1. эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии;

2. развитие навыков межличностного общения (коммуникативных функций и способностей);

3. регулирующее влияние на психовегетативные процессы;

4. повышение эстетических потребностей.

В качестве механизмов лечебного действия музыкотерапии указывают:

· регулирование эмоционального состояния;

· облегчение осознания собственных переживаний;

· конфронтацию с жизненными проблемами;

· повышение социальной активности;

· приобретение новых средств эмоциональной экспрессии;

· облегчение формирования новых отношений и установок.

Музыкотерапия существует в двух основных формах: активной и рецептивной.

Ю Активная музыкотерапия представляет собой терапевтически направленную, активную музыкальную деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов.

Ю Рецептивная музыкотерапия предполагает процесс восприятия музыки с терапевтической целью. В свою очередь рецептивная музыкотерапия существует в трех формах:

ь коммуникативной (совместное прослушивание музыки, направленное на поддержание взаимных контактов, взаимопонимания и доверия);

ь реактивной (направленной на достижение катарсиса);

ь и регулятивной (способствующей снижению нервно-психического напряжения).

Чаще всего в лечебной практике используется рецептивная музыкотерапия с ориентацией на коммуникативные задачи. Пациенты в группе прослушивают специально подобранные музыкальные произведения, а затем обсуждают собственные переживания, воспоминания, мысли, ассоциации, фантазии (часто проективного характера), возникающие у них в ходе прослушивания. На одном занятии прослушивают, как правило, 3 произведения или более-менее законченных отрывка (каждый по 10 — 15 минут). Программы музыкальных произведений строятся на основе постепенного изменения настроения, динамики и темпа с учетом их различной эмоциональной нагрузки.

Первое произведение должно формировать определенную атмосферу для всего занятия, проявлять настроение пациентов, налаживать контакты и вводить в музыкальное занятие, готовить к дальнейшему прослушиванию. Это спокойное произведение, отличающееся расслабляющим действием.

Второе произведение — динамичное, драматическое, напряженное, несет основную нагрузку, его функция заключается в стимулировании интенсивности эмоций, воспоминаний, ассоциаций проективного характера из собственной жизни пациента. После его прослушивания в группе уделяется значительно больше времени для обсуждения переживаний, воспоминаний, мыслей, ассоциаций, возникающих у пациентов.

Третье произведение должно снять напряжение, создать атмосферу покоя. Оно может быть спокойным, релаксирующим либо, напротив, энергичным, дающим заряд бодрости, оптимизма, энергии.

В процессе группы активность пациентов может стимулироваться с помощью различных дополнительных заданий, например: постараться понять, чье эмоциональное состояние в большей степени соответствует данному музыкальному произведению; из имеющейся фонотеки подобрать собственный «музыкальный портрет», т.е. произведение, отражающее эмоциональное состояние кого-либо из членов группы.

При групповой психотерапии используется и активный вариант музыкотерапии. Он требует наличия простейших музыкальных инструментов. Пациентам предлагается выразить свои чувства или провести диалог с кем-либо из членов группы с помощью выбранных музыкальных инструментов. Как вариант активной музыкотерапии может рассматриваться хоровое пение [22; 392 — 394].

Пакет программ классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния [19]:

1. Уменьшение чувства тревоги и неуверенности.

ь Шопен «Мазурка, «Прелюдии»,

ь Штраус «Вальсы»,

ь Рубинштейн «Мелодии».

2. Уменьшение раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы.

ь Бах «Контата 2»,

ь Бетховен «Лунная соната», «Симфония ля-минор».

3. Для. общего успокоения, удовлетворения.

ь Бетховен «Симфония 6», часть 2,

ь Брамс «Колыбельная»,

ь Шуберт «Аве Мария»,

ь Шопен «Ноктюрн соль-минор»,

ь Дебюсси «Свет луны».

4. Снятие симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми.

ь Бах «Концерт ре-минор» для скрипки, «Кантата 21».

ь Барток «Соната для фортепиано, ‘Квартет 5,

ь Брукнер «Месса ля-минор».

5. Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением.

ь Моцарт «Дон Жуан»,

ь Лист «Венгерская рапсодия» 1,

ь Хачатурян «Сюита Маскарад».

6. Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения.

ь Чайковский «Шестая симфония», 3 часть.

ь Бетховен «Увертюра Эдмонд»,

ь Шопен «Прелюдия 1, опус 28»,

ь Лист «Венгерская рапсодия» 2.

7. Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей.

ь Бах «Итальянский концерт»,

ь Гайдн «Симфония».

Эффект скрытого управления поведением человека в результате воздействия соответствующей музыки уже давно взят на вооружение многими специалистами, лидерами духовных учений и менеджерами по управлению персоналом и по этой причине уже существуют различные направления специальной фоновой музыки, музыки для спорта, ритуальной музыки, музыки для торговых помещений и предприятий общественного питания, музыки для офисов, специальных мероприятий и т.д. В Японии и ряде стран Юго-Восточной Азии такое явление как караоке — стало поистине спасением для большого количества людей от стрессов и эмоционально-психологических перегрузок, связанных с крайне высоким ритмом жизни.

Иными словами, на сегодняшний день уже определены те основные виды человеческой деятельности, требующие специфического психофизиологического состояния, для которых найдены те вибрационные потоки (музыкальные фоны и ряды) под которые нужным образом выстраивается ритмика организма и физиологические реакции протекают наиболее эффективно. Музыкальная терапия из экспериментальной области уже уверенно перешла в сферу практической и даже научно-практической деятельности.

Краткие выводы к первой главе:

В данной теоретической части исследования по проблеме преодоления психологического стресса средствами музыкотерапии была раздела на три основные части, в которых мы подробно рассмотрели:

· научные концепции по проблеме стресса в отечественной и зарубежной психологии. Все это представлено в первой части — «стресс как проблема в разработках на современном этапе». Здесь бы проанализированы работы Ганса Селье «Стресс без дистресса» три стадии стресса, когнитивная концепция Лазаруса по копинг-поведению, по клинико-психопатологическим проявлениям стресса Ю.А. Александровского, изыскания Е.Черепановой, различные статистические исследования стресса: причины и уровни стресса у разных категорий людей, О.С. Копина, Е.А. Суслова, Е.В. Заикин, В. Зигерт, Л. Ланг; О.Б. Долгинова и Е.Б. Красная (исследовали макротравмы у студентов), Д. Хоффельд (причины стрессов у пожарных).

· во второй части нами было раскрыты основные формы проявления психологического стресса и связанные с ним поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические изменения, а также субъективные и объективные причины возникновения психологического стресса.

· третья часть полностью была посвящена музыкотерапии как психологическому средству коррекции состояния стресса: история развития этого метода, лечебное действие музыки на организм человека и основные направления и формы музыкотерапии.

На основе всего этого мы можем перейти к практической части исследования данной проблемы и возможно мы внесем что-то свое, новое.

studbooks.net

Музыкотерапия

Музыкотерапия — как одно из важнейших методических средств, влияющих на психическое здоровье ребенка.

Исследования известных ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребенка памяти, мышления, воображения с очень раннего возраста.

Не является исключением и возможность раннего развития у детей музыкальных способностей. Есть данные, которые подтверждают факты влияния музыки на формирующийся в период беременности женщины плод и положительное ее воздействие на весь организм человека в дальнейшем.

Музыкой можно изменить развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других. Но, главное, музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление.

Для настоящей музыки не существует ничего невозможного! Необходимо лишь желать ее слушать и уметь слушать.

Эмоциональное воздействие гармоничных звуковых сочетаний усиливается многократно, если человек обладает тонкой слуховой чувствительностью.

Развитый музыкальный слух предъявляет более высокие требования к тому, что ему предлагается. Обостренное слуховое восприятие окрашивает эмоциональные переживания в яркие и глубокие тона. Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно себе представить.

Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем.

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методики. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание.

Любой педагог, проработав в системе образования, замечает резкий рост детей с различными формами нарушений в поведении, с различными отклонениями в психике. Проще говоря, с каждым годом увеличивается число нездоровых детей, детей с нарушениями психоэмоциональной сферы. Всему этому способствуют всевозможные программы, имеющие учебно-дисциплинарную направленность, «обесчувствованию» способствует технологизация жизни, в которой участвует ребенок.

Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу.

Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. В детских садах все больше детей с ярко выраженной гиперактивностью, детей с психосоматическими заболеваниями. Любое неадекватное поведение: лень, негативизм, агрессия, замкнутость – всё это защита от нелюбви. Ребенок способен успешно развиваться, сохранять здоровье только в условиях психологического комфорта, эмоционального благополучия

Уже в работах первого общепризнанного теоретика музыки – древнегреческого философа Пифагора — мы находим описание того, каким образом музыка может влиять на эмоциональное состояние человека. Одним из важнейших понятий в этике Пифагора была «эвритмия» — способность находить верный ритм во всех проявлениях жизнедеятельности – пении, игре, танце, речи, жестах, мыслях, поступках, в рождении и смерти. Через нахождение этого верного ритма человек, рассматриваемый как своего рода микрокосмос, мог гармонично войти сначала в ритм полюсной гармонии, а затем и подключиться к космическому ритму мирового целого. От Пифагора, пошла традиция, сравнивать общественную жизнь, как с музыкальным ладом, так и с музыкальным инструментом.

Вслед за Пифагором Аристотель полагал, что способность музыки воздействовать на душевное состояние слушателей, связана с подражанием тому или иному характеру. Музыкальные лады существенно отличаются друг от друга, так что при слушании их у нас появляется различное настроение, и мы далеко не одинаково относимся к каждому из них; так, например, слушая другие, менее строгие лады, мы в нашем настроении размягчаемся: иные лады вызывают в нас уравновешенное настроение.

Работая в детском саду, можно наблюдать большое количество детей, которые самостоятельно не могут справиться с нервно-психическими нагрузками и перегрузками, получаемыми как в детском саду так и дома. Именно это приводит многих детей к различным формам отклоняющегося поведения. И педагоги должны всеми возможными средствами решать эти проблемы. Одним из таких средств является музыкотерапия.

Музыкотерапия – метод, использующий музыку, как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях.

Основными и главными задачами, определяющими музыкотерапию, являются формирование и развитие музыкальных и творческих способностей, расширение и развитие эмоциональной сферы, обучение средствами музыки ауторелаксации, развитие нравственно-коммуникативных качеств.

Организация занятий музыкотерапией требует от педагога и музыкального руководителя специального психологического образования, знания основ общей и клинической психологии, наличия музыкального педагогического образования.

Музыкотерапия ориентирует педагога на сотрудничество с ребенком, на интеграцию различных видов художественной деятельности.

Поэтому музыкотерапию, как метод коррекции, рекомендуется использовать не только на музыкальных, но и на физкультурных занятиях, на утренней гимнастике, бодрящей гимнастике после дневного сна, на вечерах досуга, на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, в повседневной деятельности, самостоятельных играх и т.д.

Таким образом, каждый педагог может использовать данные упражнения в сочетании с другими играми и упражнениями, «конструировать» из отдельных композиций необходимую форму занятий.

Все элементы упражнений по музыкотерапии дают возможность использовать их не только как средство развития музыкальных и двигательных способностей детей на занятиях ритмикой, но и как игровой тренинг психических процессов: внимания, памяти, воли, творческого воображения и фантазии, а так же, как средство расслабления, переключения внимания или повышения психофизического тонуса и т.д., в самых различных формах организации педагогического процесса в детском саду.

Если воспитатель имеет определенный навык, он может за считанные минуты снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение, сконцентрировать внимание.

Например, на занятиях с высокой умственной нагрузкой и малой подвижностью следует использовать танцевальные композиции в качестве физкультминуток. Использование композиций на основе быстрой, веселой музыки позволяет поднять настроение детей, активизировать их внимание.

Занятия по музыкотерапии строятся по определенной схеме:

1. Разминка. Двигательные и ритмические упражнения.

2. Основная часть. Восприятие музыки.

3. Музыкальная релаксация. Аутотренинг.

В занятие включаю различные виды музыкальной деятельности детей: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, игры на музыкальных инструментах и обязательно элементы театрализации.

Используемый материал на занятиях

Танец, мимика, жест, как и музыка, является одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Помимо того, что они снимают нервно – психическое напряжение, помогают ребёнку быстро и легко установить дружеские связи с другими детьми группы, воспитателем, а это также дает определённый психотерапевтический эффект.

1. «Прогулка по сказочному лесу» (Н. Римский-Корсаков, ария Февронии из оперы «Сказание о невидимом граде Питеже»).

Шаги в медленном темпе, представлял вокруг себя красивый пейзаж и показывая жестами другим детям великолепие природы.

2. «Праздничный марш» (Н. Римский-Корсаков, вступление к опере «Сказка о царе Салтане»). Представить себя идущим на праздник. Идти уверенным, решительным шагом.

3. «Крадущаяся кошка» (Д. Пучинни, Вальс музетты из оперы «Богема»). Движения по кругу, шагая на «раз», каждого такта. Движения плавные, тяжесть корпуса переносится постепенно с одной ноги на другую.

4. «Порхающая бабочка» (А. Дворжак, юмореска). Лёгкие пружинистые шаги, с взмахом рук изображая бабочку.

5. «Любование цветком» (Н. Шопен, Вальс №7) Дети передают, по кругу на каждый такт вальса цветок, любуясь им.

6. «Вождение за нос»

Главная особенность музыкально-ритмических упражнений – это акцентирование внимания не столько на внешнюю сторону обучения ритмическим движениям, сколько на анализе внутренних процессов: сенсорных, мыслительных, эмоциональных. На развитии и тренировке психических процессов, развитии восприятия, внимания, мышления, умении выражать различные эмоции в мимике и пантонемии, построена программа по ритмической пластике Буренина. Дети учатся владеть собственным телом, нестандартному мышлению, психологической свободе. Для занятий музыкотерапией можно рекомендовать музыкально – ритмические композиции из «Ритмической мозаики», «Три поросёнка», «Цирковые лошадки», «Дети и природа», «Два барана», «Танцуйте сидя».

Для того чтобы музыка подействовала на ребёнка его необходимо для этого специально настроить и подготовить. Эта настройка заключается в том, что надо сесть в удобной позе, расслабиться и сосредоточиться на звуках музыки. Восприятие музыки заключается в обучении распознавать эмоции. Любая музыка – это всегда чувства, эмоции, переживания.

Тема «Настроение, чувства в музыке», которая входит в программу «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой, является очень важной для понимания детьми музыки как вида искусства передающего настроения, чувства.

Для слушания на занятиях музыкотерапии и релаксации, предлагаем следующие темы: «Раздумье» С. Майкопова и «Первая потеря» Р. Шумана, «В церкви» П. Чайковского, «Аве Мария» И. Шуберта, «Порыв» Р. Шумана, «Разлука» М. Глинки, «Утренняя молитва» П. Чайковского, «Шутка» С.И. Баха, «Юмореска» П. Чайковского.

Названия этих произведений отражают настроение, передаваемое в музыке. Дети учатся понимать чувства, различать оттенки настроения, учатся сопереживать, радоваться, заряжаться положительными эмоциями.

Не случайно, врачи- физиологи ставят знак равенства между здоровьем физическим и психическим при условии погружения ребенка в атмосферу душевного подъема обязательно связанного с положительными эмоциями. А музыка- это всегда только положительные эмоции.

Любое переживание, а у детей особенно, будь то радость, порыв гнева, в конце концов, заканчиваются напряжением какой либо группы мышц и при помощи дыхательных упражнений можно ослабить эту мышечную напряженность.

Дыхательные упражнения помогают снять психо-эмоциональное напряжение, быстро и легко установить межличностные отношения детей в группе. Этим упражнениям мы даем образное название, что улучшает качество представления о том, как их надо выполнять.

1. «Привет солнцу»- тонизирующее дыхание.

I. Медленно вдох в живот, грудь и бронхи , постепенно поднимаются локти, кисти свободно висят.

II. Сильный выдох на слог «ха», кисти от уровня лица разворачиваются и выбрасываются вверх, затем руки медленно опускаются.

2. «Не доеная корова »- снимает мышечный зажим на уровне горла и шеи.

Вдох одновременно через нос и рот, затем петь, мычать любую мелодию на выдохе через нос, нижняя челюсть при этом опущена.

В заключении, можно акцентировать выдох, выталкивая оставшийся воздух мышцами живота.

3. «Сытая лошадь»- расслабление мышц лица и головы.

Упражнение построено на имитации продолжительного фырканья лошади. При выдохе через рот нужно постараться ослабить все мышцы лица, чтобы они свободно вибрировали под воздействием свободно проходящего воздуха.

4. «Аромат роз» — расслабляющее дыхание.

Представить перед собой большой и красивый букет роз и вдыхать воображаемый аромат цветов.

5. «Засыпающий цветок»- успокаивающее дыхание в пропорции 1+3. На одну четверть -вдох, на три четверти- выдох. Мысленно представлять себя цветком, закрывающим на ночь свои лепестки в бутон.

6. «Парад войск»- инсценировка с целью эмоциональной разрядки и активизации тонуса в крике.

Дети выстраиваются в шеренгу представляя себя в роли солдат на параде. Учатся отвечать на приветствие сильным троекратным «Ура!»

Данные упражнения направлены на коррекцию психоэмоциональной сферы ребенка, на приобретение навыков расслабления.

При выполнении данных упражнений важно, отвлечь ребенка от травмирующих переживаний и помочь ему при помощи музыки увидеть всю красоту мира. Все упражнения комментируются педагогом под определенную музыку, вызывая различные эмоции.

1. Упражнение для активизации жизненных сил «Энергия» (для гипоактивных детей), муз. М. Равеля. Павана; Болеро.

2. Упражнение для расслабления, снятия раздражительности (для гиперактивных детей), муз. Д. Шостаковича из фильма «Овод».

3. Упражнение, формирующее оптимистическое настроение «Радость жизни» муз. Ж. Бизе. Юношеская симфония, танцевальная музыка из оперетт Р. Штрауса, И Кальмана, Ф. Легара.

4. Упражнение, формирующее отношение к миру «Любимая мама» муз. Ф. Шопена. Ноктюрн.

5. Упражнение, на преодоление чувства стыда и застенчивости. «Я все умею» муз. И. Брамса. IV симфония. Ф. Лист. Прелюдия. И т. д.

ds101-arh.edusite.ru

Применение музыкотерапии при различных психических состояниях

Музыкотерапия включает в себя применение музыки для позитивных изменений в настроении и общем самочувствии. Музыкотерапия может включать в себя создание музыки с помощью инструментов всех типов, пение, движение под музыку или просто ее прослушивание.

Музыка оказывает мощное воздействие на когнитивные функции. Различные стили музыки могут оказать значительное влияние на настроение, которые вызывают широкий спектр эмоций, от счастья до волнения, а также печали, спокойствия и задумчивости.

Что такое музыкотерапия?

Музыкотерапия использует музыку для улучшения самочувствия. Это альтернатива другим видам терапии, таким как консультирование или когнитивно-поведенческая терапия (КПТ).

Музыкотерапия помогает улучшить коммуникативные навыки, независимость, самосознание, а также навыки концентрации и внимания.

Живое музыкальное взаимодействие между пациентом и психотерапевтом очень важно во время музыкотерапии. Импровизация также может быть ключевой частью музыкальной терапии, которая включает в себя создание музыки в ответ на настроение.

Способ воздействия музыки на головной мозг очень сложен. Все аспекты музыки — включая высоту тона, темп и мелодию — обрабатываются различными областями мозга.

Например, мозжечок обрабатывает ритм, лобные доли декодируют эмоциональные сигналы, создаваемые музыкой, а небольшая часть правой височной доли помогает понять высоту тона.

Центр вознаграждения мозга, называемый прилежащим ядром, может даже вызывать сильные физические признаки удовольствия, такие как мурашки по коже.

Музыкотерапия может использовать глубокие физические реакции организма на музыку, чтобы помочь пациентам с психическими заболеваниями.

История и происхождение музыкотерапии

Музыка была частью человеческой жизни на протяжении тысячелетий. В частности, ученые обнаружили инструменты, датируемые более чем 40 000 лет назад . Это говорит о том, что желание людей выразить себя или общаться с помощью музыки имеет глубокие корни.

Использование музыки для терапии и исцеления восходит к Древней Греции , но ее терапевтическое использование началось в 20 веке , после окончания Второй мировой войны. Самое раннее упоминание о музыкальной терапии содержится в статье 1789 года под названием “ Музыка, рассматриваемая физически ”.

В 1800-е годы медицинские исследования терапевтической природы музыки росли, а к 1940-м годам университеты предлагали программы музыкальной терапии. Э. Тайер Гастон (E. Thayer Gaston) впервые использовал музыку в качестве терапевтического инструмента, организовал и продвигал эту практику, чтобы она стала общепринятым видом лечения.

В настоящее время существует множество разновидностей музыкальной терапии по всему миру.

Музыкотерапия и другие методы психотерапии

Музыкотерапия не опирается на вербальное общение, поэтому может быть полезной для людей с нарушением вербального общения. Это может быть связано с инвалидностью, нейродегенеративным заболеванием, таким как деменция, черепно-мозговая травма или состояние психического здоровья. Поскольку КПТ и консультирование — это разговорная психотерапия, она может не подходить для людей, у которых вербальное общение затруднено. Именно здесь музыкотерапия может быть полезной.

Кроме того, практикующие психотерапевты могут проводить музыкотерапию дома, если пациент не может встать с постели или не может добраться до кабинета психотерапевта. Занятия музыкотерапией дома могут принести пользу детям, которые хотят находиться в знакомой обстановке во время сеансов.

Навыки, которые пациент приобретает при музыкотерапии, могут быть полезны и в повседневной жизни. Пациент может изучать инструмент как новое хобби, которое может использовать в качестве инструмента для улучшения своего психического здоровья и преодоления трудных ситуаций на протяжении всей своей жизни.

Польза музыкальной терапии

Есть дополнительные преимущества в прослушивании или создании музыки. Например, изучение музыкального произведения может улучшить навыки памяти, координации, чтения, понимания и математические навыки, а также может дать уроки ответственности и настойчивости.

Люди могут наслаждаться чувством достижения от создания музыкального произведения, которое может улучшить их настроение и самооценку.

Музыкотерапия также может познакомить людей со многими различными культурами, поскольку человек может исследовать любой тип и жанр музыки во время терапии. Понимание истории, стоящей за музыкальным произведением, может помочь людям установить контакт с музыкой, которую слушают или играют.

Хотя самовыражение является частью разговорной терапии, музыкотерапия позволяет людям выражать себя творчески, что может быть более приятным способом изучения сложных эмоций.

Лирический анализ — это еще один доступный способ для людей исследовать и обрабатывать сложные эмоции, переживания или воспоминания с помощью музыки.

Некоторые из документально подтвержденных преимуществ музыкальной терапии включают в себя:

  • улучшение самооценки
  • снижение тревожности
  • повышение мотивации
  • успешная и безопасная эмоциональная разрядка
  • повышение вербализации
  • прочные связи с другими людьми

Как музыка помогает при тревоге

Многие исследования показывают, что музыкотерапия может уменьшить чувство тревоги, в том числе у людей с раком, тех, кто подвергается хирургическому вмешательству, и людей, попадающих в отделения интенсивной терапии. Некоторые исследования также предполагают, что музыка может снизить кровяное давление и сердцебиение.

Существуют данные , свидетельствующие, что люди, которые проходят музыкотерапию, отмечают снижение тревожности сразу после сеанса, что указывает на то, что музыкотерапия может быть удобным способом быстрого уменьшения симптомов.

Музыка влияет на количество гормонов стресса, таких как адреналин и кортизол, которые выделяет организм, и снижение гормонов может уменьшить симптомы тревоги .

Как музыка помогает при депрессии

Исследования показывают, что музыкотерапия может уменьшить симптомы депрессии . Прослушивание музыки высвобождает дофамин, который является гормоном, заставляющим людей чувствовать себя хорошо, и эндорфины, вызывающие счастливое настроение и облегчающие боль. Хотя музыкотерапия не является препаратом от депрессии, однако она может предложить краткосрочные преимущества , улучшая настроение, поощряя связь и самовыражение.

Как музыкотерапия влияет на детей

  • предлагает забавные способы выражения мыслей и чувств
  • практикует социальное взаимодействие и коммуникативные навыки
  • поощряет творческую игру
  • улучшает концентрацию и координацию
  • повышает самосознание
  • повышает самооценку
  • повышает языковые и слуховые навыки
  • укрепляет семейные отношения

Заключение

Хотя музыкотерапия не является методом лечения любого состояния психического здоровья, однако может быть эффективным и приятным инструментом для уменьшения симптомов многих состояний, включая депрессию и тревогу.

Музыкотерапия предлагает людям творческий и доступный способ выражения своих чувств. Люди уже давно используют музыку для ее воздействия на настроение и эмоции.

Помимо помощи с психическими расстройствами, музыкотерапия также имеет множество других преимуществ, таких как предоставление творческого выхода, расширение знаний и культурной осведомленности, а также улучшение когнитивных навыков, таких как память.

Приглашаем подписаться на наш канал в Яндекс Дзен

medicalinsider.ru

Реферат: Музыкотерапия как метод психотерапии

1. Влияние музыки на психоэмоциональное состояние человека

Музыка – феноменальное явление. Её взаимоотношения с человеком удивительны. Мелодичные звуки вершат чудеса – в человеке пробуждается, преобразуется душа, меняются состояние, настроение… Музыка властвует над нашими эмоциями, которые, оказывается, даже побеждают физическую боль.

Узбекский учёный Мирзакарим Норбеков установил: здоровье зависит от эмоционального центра человеческого организма. Он подчёркивает: “Хаос не в мире, он внутри нас”. И именно музыка побеждает этот хаос, гармонизирует эмоциональную сферу человека.

Научно доказано, что музыка может укреплять иммунную систему, приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ и, как следствие, активнее идут восстановительные процессы.

Западные учёные, проведя многочисленные исследования и эксперименты, пришли к убеждению: некоторые мелодии обладают сильным терапевтическим эффектом. Духовная, религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя. Если сравнивать музыку с лекарствами, то религиозная музыка – анальгетик в мире звуков, она облегчает боль. Пение весёлых песен помогает при сердечных недугах, способствует долголетию. Но самый большой эффект на человека оказывают мелодии Моцарта. Этот музыкальный феномен, до конца ещё не объяснённый, так и назвали – “эффект Моцарта”.

Медики установили, что струнные инструменты наиболее эффективны при болезнях сердца. Кларнет улучшает работу кровеносных сосудов, флейта оказывает положительное воздействие на лёгкие и бронхи, а труба эффективна при радикулитах и невритах. Но среди музыкальных инструментов можно выделить лидера по воздействию на состояние человека это орган.

Определенные ноты влияют на определенные органы:

· звуковая частота, соответствующая ноте до, влияет преимущественно на функции желудка и поджелудочной железы;

· ре — на желчный пузырь и печень;

· ми — на органы зрения и слуха;

· фа — на мочеполовую систему;

· соль — на функции сердца;

· ля — легкие и почки;

· си — на функцию энергообмена, согревая тело.

Низкие звуки резонируют больше с нижней частью тела, высокие — с верхней (головой).

Экспериментально доказано, что музыкальнее звуки заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма, электромагнитные волны воздействуют на изменение кровяного давления, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания. Не случайно в современной медицине всё большее распространение получает наряду с фитотерапией и арттерапией музыкотерапия. Речь идёт о восстановлении здоровья человека при помощи занятий музыкой.

Музыкальная терапия используется для лечения сахарного диабета, так как было установлено, что между уровнем сахара в крови и психическим состоянием существует прямая связь. Таким образом, изменяя и регулируя своё психическое состояние, человек может изменять уровень сахара в крови. В этом большую помощь оказывают звуки природных шумов: прибоя, пения птиц, рокота океанических волн, раскатов грома, шума дождя.

Исследования центра под руководством М.Лазарева показали, что музыкальные вибрации оказывают благотворное влияние на весь организм, особенно на костную структуру, щитовидную железу, массируют внутренние органы, достигая глубоко лежащих тканей, стимулируя в них кровообращение. Музыка повышает способность организма к высвобождению эндорфинов – мозговых биохимических веществ, помогающих справляться с болью и стрессом.

Особенно интенсивно изучается влияние музыки в последние десятилетия. Эксперименты ведутся в нескольких направлениях, таких как:

· влияние отдельных музыкальных инструментов на живые организмы;

· влияние музыки великих гениев человечества, индивидуальное воздействие отдельных произведений композиторов;

· воздействие на организм человека традиционной народной музыки.

Следует подчеркнуть, что в России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. Факт остаётся фактом: музыкотерапия в мире становится признанной наукой. Более того, в целом ряде западных вузов сегодня готовят профессиональных докторов, врачующих музыкой. Россия так же взяла на вооружение этот опыт. При Музыкальной академии имени Гнесиных создано отделение музыкальной реабилитации. Отделение музыкотерапии и реабилитации успешно работает и в Российской академии медицинских наук. Педагогам – музыкантам необходимо идти в ногу с актуальными тенденциями в науке. Музыкальная терапия вместе с арттерапией, то есть терапией средствами изобразительного искусства, может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня всё больше поражают учащихся, как в процессе получения образования, так и в современной жизни вообще.

Музыка существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении её связками, мышцами, движением, дыханием. Используя классическую музыку в целях музыкальной терапии, не следует забывать, что среди произведений современной лёгкой музыки, в том числе среди джаза и рока, можно найти немало таких, которые могут быть использованы в терапевтических целях.

Музыка как, пожалуй, никакое другое искусство, может влиять на настроение, создавать его. Все музыкальные произведения можно условно разделить на активизирующие, тонизирующие и расслабляющие, успокаивающие. Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, то есть требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.

В.М.Бехтерев, подчеркивая эту особенность, доказал, что если установить механизмы влияния музыки на организм, то можно вызвать или ослабить возбуждение.

2. Особенности музыкотерапии, как психотерапевтического метода

Представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование), так и дополнением музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности.

Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др.

Шведская школа, будучи ориентирована на глубинную психологию, считает, что в коррекционной работе музыкотерапии должна отводиться центральная роль, так как музыка благодаря своим специфическим особенностям в состоянии проникнуть в глубинные слои личности. Альтшулер обнаружила физиологические изменения у пациентов, адекватные определенным типам музыкального воздействия и обосновала терапевтический подход, названным ею изо-принципом музыкотерапии. Согласно этому положению при затруднении словесного контакта с больным музыка способствует его установлению, если она соответствует эмоциональному тонусу состояния пациента, при депрессии показана музыка тихая, спокойная, при возбуждении – громкая, быстрого темпа. Музыка способна устанавливать общее настроение, причем эмоциональная окраска образов, возникающих при ее восприятии, различна в зависимости от индивидуальных особенностей музыкального восприятия, степени музыкальной подготовки, интеллектуальных особенностей слушащего.

Таким образом, музыкотерапия может служить вспомогательным средством установления контакта между психологом и клиентом и средством, облегчающим эмоциональное отреагирование в процессе коррекционной работы.

Рассматривая основные направления коррекционного действия музыки, обычно выделяют 4 следующих аспекта:

1) эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии;

2) развитие навыков межличностного общения — коммуникативных функции и способностей;

3) регулирующее влияние на психовегетативные процессы;

4) развитие эстетических потребностей .

Физиологическое воздействие музыки на человека основано на том, что нервная система, а с ней и мускулатура обладают способностью усвоения ритма. Музыка как ритмический раздражитель стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и вегетативной сфере. Ритмы отдельных органов человека всегда соразмерны. Между ритмом движения и ритмом внутренних органов существует определенная связь. Ритмические движения представляют собой единую функциональную систему, двигательный стереотип. Используя музыку как ритмический раздражитель, можно достигнуть повышения ритмических процессов организма в более строгой компактности и экономичности энергетических затрат.

Изучение эмоциональной значимости отдельных элементов музыки – ритма. Тональности – показало их способность вызывать состояние, адекватное характеру раздражителя: минорные тональности обнаруживают депрессивный эффект, быстрые пульсирующие ритмы действуют возбуждающе и вызывают отрицательные эмоции, мягкие ритмы успокаивают, диссонансы возбуждают, консонансы успокаивают.

В качестве психологических механизмов коррекционного воздействия музыкотерапии указывают:

— катарсис – эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния;

— облегчение осознания собственных переживаний;

— конфронтацию с жизненными проблемами;

— приобретение новых средств эмоциональной экспрессии.

В зависимости от активности клиентов, степени их участия в музыкотерапевтическом процессе и поставленных задач музыкотерапии может быть представлена в форме активной, когда они активно выражают себя в музыке и пассивной, когда клиентам предлагают только прослушать музыку.

Пассивная музыкотерапия предполагает процесс восприятия музыки с терапевтической целью. Пассивная музыкотерапия существует в трех формах:

— коммуникативной (совместное прослушивание музыкальных произведений, направленное на поддержание взаимных контактов, взаимопонимания и доверия);

— реактивной (направленной на достижение катарсиса);

— регулятивной (способствующей снижению нервно-психического напряжения).

Для успокоения, снятия эмоционального напряжения. Расслабляющим действием обладают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Успокаивающий эффект носят звуки природы (шум моря, леса), вальсы (ритм три четверти). Классика: Произведения Вивальди, Бетховен «Симфония 6» – часть 2, Брамс «Колыбельная», Шуберт «Аве Мария», Шопен «Ноктюрн соль-минор», Дебюсси «Свет луны».

Уменьшение чувства тревоги и неуверенности. Мажорные мелодии, темпа ниже среднего. Народная и детская музыка помогает обрести временную безопасность. Хорошее воздействие могут оказать этнические композиции. Классика: Шопен «Мазурка» и «Прелюдии», Штраус «Вальсы», Рубинштейн «Мелодии».

Уменьшение раздражительности, нервного возбуждения. Классика: Бах «Кантата 2» и «Итальянский концерт», Гайдн «Симфония», Бетховен «Лунная соната» и «Симфония ля-минор».

Для снятия депрессивных настроений, улучшения настроения. Скрипичная и церковная музыка. Классика: Произведения Моцарта, Гендель «Менуэт», Бизе «Кармэн» — часть 3.

Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности. Вялым людям нужна ритмичная, бодрящая музыка. Можно использовать различные марши: их прослушивание повышает нормальный ритм человеческого сердца в спокойном состоянии, что оказывает бодрящее, мобилизующее воздействие. Классика: Чайковский «Шестая симфония» — часть 3, Бетховен «Увертюра Эдмонд», Шопен «Прелюдия 1, опус 28», Лист «Венгерская рапсодия 2».

Для снятия мигрени, головной и другой боли. Религиозная музыка. Классика: Моцарт «Дон Жуан» и «Симфония № 40», Лист «Венгерская рапсодия 1», Хачатурян «Сюита Маскарад», Бетховен «Фиделио», Гершвин «Американец в Париже».

От бессонницы, для спокойного и крепкого сна. Сибелиус «Грустный вальс», Шуман «Грезы», Глюк «Мелодия», а также пьесы Чайковского. Если, например, плохо спит ваш малыш, ему можно негромко проигрывать во время сна музыку с медленным темпом и четким ритмом.

Конечно, не обязательно слушать только классическую музыку, можно выбирать и другие стили. Но как показывает опыт психологов, работающих с музыкотерапией, «именно классическая музыка влияет «базово», глубоко и надолго, существенно ускоряя процесс лечения», а значит гораздо лучше помогает добиться необходимого эффекта и при обычном «домашнем» применении.

В групповой психотерапии музыкотерапия как один из методов применяется довольно широко. Чаще всего в лечебной практике используется рецептивная музыкотерапия с ориентацией на коммуникативные задачи. Клиенты в группе прослушивают специально подобранные музыкальные произведения, а затем обсуждают собственные переживания, воспоминания, фантазии (часто проективного характера), возникающие у них в ходе прослушивания. На одном занятии прослушивается, как правило, три произведения или более или менее законченных музыкальных отрывка (каждый по 10-15 мин). Программы музыкальных произведений строятся на основе постепенного изменения настроения, динамики и тема — с учетом их различной эмоциональной нагрузки.

Первое произведение должно формировать определенную атмосферу для всего занятия, проявлять настроения пациентов, налаживать контакты и вводить в музыкальное занятие, готовить к дальнейшему прослушиванию. Это спокойное произведение, отличающееся скорее расслабляющим, релаксиру-ющим действием.

Второе произведение динамичное, драматическое, напряженное, оно несет основную нагрузку, его функция заключается в стимулировании интенсивных эмоций, воспоминаний, ассоциаций проективного характера из собственной жизни пациентов. После его прослушивания в группе уделяется значительно больше времени для обсуждения переживаний, воспоминаний, мыслей, ассоциаций, возникающих у пациентов.

Третье произведение должно снять напряжение, создать атмосферу покоя. Оно может быть также спокойным, релаксирующим либо, напротив, энергичным, дающим заряд бодрости, оптимизма, энергии.

В процессе групповой психокоррекции активность пациентов может стимулироваться с помощью различных дополнительных заданий, например, постараться понять, какое эмоциональное состояние в большей степени соответствует данному музыкальному произведению; из имеющейся фонотеки подобрать собственный «музыкальный портрет», то есть произведение, отражающее собственное эмоциональное состояние, и пр.

При групповой психокоррекционной работе используется активный вариант музыкотерапии. Активная музыкотерапия представляет собой терапевтически направленную, активную музыкальную деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью собственного голоса или выбранных музыкальных инструментов.

Для использования активного варианта нужен набор несложных музыкальных инструментов: колокольчики, барабан, цимбалы. Клиентам предлагаются определенные ситуации, темы, сходные с темами проигрывания ролей, рисунка. Клиент выбирает музыкальный инструмент и инструмент для своего партнера, и затем с помощью звуков создается диалог.

Как вариант активной музыкотерапии может рассматриваться хоровое пение. Исполнение музыкальных произведений психотерапевтом или участниками группы (вместе или индивидуально) также имеет лечебный эффект, способствует созданию доверительной теплой атмосферы.

Таким образом, музыкотерапия — это психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности.

3. Практическое использование музыки и стабилизация эмоционального состояния с помощью музыки. (Приложение 1 — Альбом MP3 — звуки леса).

Список литературы

1. Жавинина О., Зац Л. Музыкальное воспитание: поиски и находки // Искусство в школе. — 2003. — № 5.

2. Киселева П. В тональности до-мажор // Учительская газета. — 2004. — 2 марта.

3. Маркус Л.И., Никологородская О А. Излечивает гнев и заполняет время Сделай сам. — 1990. — № 3.

4. Овчинникова Т. Музыка для здоровья. — СПб.: Союз художников, 2004.

5. Шанских Г. Музыка как средство коррекционной работы // Искусство в школе. — 2003. — № 5.

6. Яковенко Т.Е. Музыка и здоровье человека: Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”. — М.: Первое сентября, Чистые пруды, 2004.

www.bestreferat.ru

COMMENTS