Нигилизм правовой, социальный — суть, понятие, формы

Введение

Право как социальное явление вызывает то или иное отношение к нему людей, которое может быть положительным (человек понимает необходимость и ценность права) или отрицательным (человек считает право бесполезным и ненужным). Ясно и то, что процесс воплощения права в жизнь есть обычно осознанная, волевая деятельность людей.

Но следует обратить внимание на то обстоятельство, что очень часто энергия субъектов права помимо их воли наталкивается на сложнопреодолимое препятствие, которое в той или иной форме распространено в нашем обществе. Это и правовое невежество, не позволяющее гражданам в полной мере распорядиться предоставленными законом возможностями и неумение, а подчас и нежелание, отстаивать свои права и, хуже того, нежелание считаться с правами и законными интересами других лиц; многочисленные факты злоупотребления правом не только должностными лицами, но и гражданами и их объединениями. А также правовая необязательность должностных лиц, циничное попрание закона экстремистами Азербайджана и Армении, оборачивающееся человеческими жертвами, массовым ущемлением прав и законных интересов людей, дестабилизацией в обществе и многое другое, что так или иначе охватывается содержанием правового нигилизма.

В Конституции Российской Федерации говорится о том, что «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» (ч. 1 ст. 1), а правовое государство есть такая организация правовой жизни общества, которая характеризуется высоким престижем права, его социальной ценностью, активным использованием гражданами и должностными лицами юридических средств для достижения общественно значимых результатов. Но получивший широкое распространение правовой нигилизм — это серьезная помеха созданию правового государства, он обесточивает реальную силу права, его активную роль в обществе. Так, отвергая идею господства права, он тем самым отрицает и саму возможность существования правового государства.

Значит, без преодоления правового нигилизма задача создания правового государства практически неосуществима. Таким образом, для преодоления правового нигилизма следует выявить его основы, обратить серьезное внимание на уроки нашей истории, с моментов зарождения правового нигилизма, и узнать, почему же это явление столь распространено, и по сегодняшний день его распространение никем и ничем не остановлено.

Понятие и сущность правового нигилизма. Нигилизм как общесоциальное явление

Правовой нигилизм есть сформировавшееся в общественном или индивидуальном сознании устойчиво пренебрежительное или иное негативное отношение к праву, наличие у должностных лиц и граждан установки на достижение социально значимых результатов неправовыми средствами или предельно минимальное их использование в практической деятельности и характеризующееся отсутствием солидарности с правовыми предписаниями или исполнением (соблюдением) их исключительно под угрозой принуждения либо вследствие корыстных побуждений.

Другими словами, правовой нигилизм — разновидность социального нигилизма как родового понятия. Сущность его — в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку, а с точки зрения корней, причин — в юридическом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения.

Одним из ключевых моментов здесь выступает надменно-пренебрежительное, высокомерное, снисходительно-скептическое восприятие права, оценка его не как базовой, фундаментальной идеи, а как второстепенного явления в общей шкале человеческих ценностей, что, в свою очередь, характеризует меру цивилизованности общества, состояние его духа, умонастроений, социальных чувств, привычек.

Стойкое предубеждение, неверие в высокое предназначение, универсальность, возможности и даже необходимость права — таков морально-психологический генезис данного феномена. Также отношение к праву может быть просто безразличным, отстраненным, что тоже свидетельствует о неразвитом правовом сознании людей. Сказывается отсутствие должного правового опыта, навыков, грамотности.

Но в то же время, следует отличать правовой нигилизм, от сходных с ним понятий — критикой права и юридическим фетишизмом (идеализмом). Правовой нигилизм есть отрицание прогрессивных идей, норм, правовых идеалов и ценностей; критика же направлена на отрицание ложных норм, идей, консервативных правовых привычек, установок, несовершенных юридических институтов. Различие усматривается и в их результатах (последствиях). Если правовой нигилизм подрывает правовые устои общества, является тормозом прогрессивного правового развития, то консервативная критика есть условие совершенствования правовой системы, фактор социально-правового прогресса.

Противоположный по своей форме, но в принципе весьма сходный с правовым нигилизмом по результатам своего действия — юридический фетишизм, представляющий собой преувеличение реальной роли юридических средств в осуществлении социально-экономических, политических и иных задач без учета их реальных возможностей. Юридический фетишизм весьма распространен в нашем обществе. Достаточно вспомнить как часто, даже с трибуны высшего органа государственной власти страны, звучат настойчивые требования принять в самом срочном порядке по тому или иному поводу законодательный акт, полагая, что именно таким образом можно и нужно решать любую остросоциальную проблему — насытить рынок товарами, преодолеть организованную преступность, значительно повысить культуру в обществе и т. д. Гойман В. Правовой нигилизм: пути преодоления // Советская юстиция. 1990. № 9. С.4.

Реализация такого подхода на практике приводит к чрезмерному увлечению нормативно-правовыми средствами, принятию актов, которые не вызывались общественными потребностями. В конечном счете, такой акт теряет свое значение, оставляя у адресатов неприятный осадок. Следовательно, юридический фетишизм ведет к правовому нигилизму, стимулирует его распространение.

Нигилизм вообще (в переводе с лат. — «отрицание») выражает негативное отношение субъекта (группы, класса) к определенным ценностям, нормам, взглядам, идеалам, отдельным, а подчас и всем сторонам человеческого бытия. Это — одна из форм мироощущения и социального поведения. Нигилизм как течение общественной мысли зародился давно, но наибольшее распространение получил в прошлом столетии, главным образом в Западной Европе и в России.

Он был связан с такими философами леворадикального направления, как Якоби, Прудон, Ницше, Штирнер, Хайдеггер, Бакунин, Кропоткин и др. Нигилизм многолик, он может быть нравственным, правовым, политическим, идеологическим, религиозным и т.д., в зависимости от того, какие ценности отрицаются, о какой сфере знаний и социальной практики идет речь — культуре, науке, искусстве, этике, политике, экономике. Между ними много оттенков, нюансов, взаимопереходов. Каждая из разновидностей этого течения имеет свою историю.

Развернутая характеристика социального нигилизма, распространившегося в начале XX столетия в определенных слоях русского общества, была дана в знаменитом сборнике «Вехи», вышедшем в 1909 г., и получившем впоследствии широкий общественный резонанс. Один из его авторов, а именно С.Л. Франк, с особым пафосом подчеркивал, что если бы можно было одним словом определить умонастроение нашей интеллигенции, то нужно назвать его морализмом. «Русский интеллигент не знает никаких абсолютных ценностей, никаких критериев, никакой ориентировки в жизни, кроме морального разграничения людей, поступков, состояний на хорошие и дурные, добрые и злые. Морализм этот есть лишь отражение ее нигилизма. Под нигилизмом я разумею отрицание или непризнание абсолютных (объективных) ценностей» Франк С.Л. Этика нигилизма // Вехи. Из глубины. М., 1991. С. 172, 173..

Когда нигилизм становится естественным (объективным) отрицанием старого, консервативного, реакционного, он перестает быть нигилизмом. К примеру, отрицание многих мрачных и даже трагических страниц из нашего прошлого, прежде всего в государственной и политико-правовой сфере жизни общества, справедливо и оправданно, так как представляет собой неизбежный процесс обновления.

Однако в целом нигилизм, в традиционном его понимании, воспринимается в большинстве случаев как явление деструктивное, социально вредное, особенно в наше время. Нередко нигилизм принимает разрушительные формы. В крайних своих проявлениях он смыкается с различными анархическими, лево- и праворадикальными устремлениями, максимализмом, большевизмом и необольшевизмом, политическим экстремизмом См.: Демидов А.И. Политический радикализм как источник правового нигилизма // Государство и право. 1992. №4. С. 76.. Нигилизм — стереотип мышления любого радикалиста, даже если он этого не осознает.

Характерным признаком нигилизма является не объект отрицания, который может быть лишь определителем его конкретного вида, а степень, т.е. интенсивность, категоричность и бескомпромиссность, этого отрицания — с преобладанием субъективного, чаще всего индивидуального начала. При этом, как правило, избираются наихудшие способы действия, граничащие с антиобщественным поведением, нарушением моральных и правовых норм. Плюс «отсутствие какой-либо позитивной программы или, по крайней мере, ее абстрактность, зыбкость, аморфность» Теория государства и права / Под ред. Н.И, Матузова. М.: Юристъ. 2000. С. 685..

Социальный нигилизм особенно распространился у нас в период «перестройки» и гласности. Он возник на волне охватившего всю страну всеобщего негативизма, когда многое переоценивалось, переосмысливалось, осуждалось и отвергалось. С одной стороны, была видна очистительная функция нигилизма, а с другой — его побочные последствия, издержки, ибо сплошной поток негатива сметал на своем пути и позитивные начала Там же. С. 686..

Сегодня социальный нигилизм выражается в самых различных ипостасях: неприятие определенными слоями общества курса реформ, нового уклада жизни, недовольство переменами; несогласие с теми или иными политическими решениями и акциями, неприязнь или даже вражда по отношению к государственным институтам и структурам власти, их лидерам; отрицание не свойственных российскому менталитету западных образцов поведения, нравственных ориентиров; «левый» и «правый» экстремизм, национализм.

studbooks.net

Понятие и сущность правового нигилизма и правового идеализма в юридической науке Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Милиус Александр Викторович

В статье раскрывается понятие и сущность самых распространенных форм деформации правовой культуры правового нигилизма и правового идеализма ; показана социальная опасность данных правовых категорий в реформируемом современном российском обществе.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Милиус Александр Викторович

THE CONCEPT AND THE ESSENCE OF LAW NIHILISM AND LAW IDEALISM IN JURISPRUDENCE

The article deals with the concept and essence of the most common forms of deformation of legal culture the legal nihilism and legal idealism shows social danger of these legal categories in the reformed Russian society today.

Текст научной работы на тему «Понятие и сущность правового нигилизма и правового идеализма в юридической науке»

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА И ПРАВОВОГО ИДЕАЛИЗМА В ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКЕ

Ключевые слова: право, государство, правовой нигилизм, правовой идеализм, правовая культура, правовое сознание, правовое воспитание, деформация правовой культуры.

Аннотация: В статье раскрывается понятие и сущность самых распространенных форм деформации правовой культуры — правового нигилизма и правового идеализма; показана социальная опасность данных правовых категорий в реформируемом современном российском обществе.

Key words: law, state, legal nihilism, legal idealism, legal culture, legal consciousness, legal education, the deformation of the legal culture. Summary: The article deals with the concept and essence of the most common forms of deformation of legal culture — the legal nihilism and legal idealism shows social danger of these legal categories in the reformed Russian society today.

Проблемы связанные с правовым нигилизмом и правовым идеализмом в современной научной мысли в должной мере учеными пока все еще до конца не исследованы, но потребность в их изучении давно назрела, так как данные негативные социально-правовые феномены имеют самое широкое распространение в реальной жизни, правовой культуре, правосознании людей, политике, экономике, законотворчестве, государственной и общественной деятельности.

Правовой нигилизм является разновидностью общего нигилизма. Нигилизм вообще (в переводе с лат. — ничто) выражает отрицательное отношение субъекта (группы, класса) к определенным ценностям, нормам взглядам, идеалам, отдельным, подчас и всем сторонам человеческого бытия. Это — одна из форм мироощущения и социального поведения. Нигилизм как течение общественной мысли зародился давно, но наибольшее распространение получил в прошлом столетии, главным образом в Западной Европе и в России. Он был связан с такими философами леворадикального направления, как Якоби, Прудон, Ницше, Штирнер, Хайдеггер и др. Нигилизм разнолик, он может быть нравственным, правовым, по-

* Аспирант кафедры теории права и правоохранительной деятельности Санкт -Петербургского гуманитарного университета профсоюзов

литическим, идеологическим и т.д., в зависимости от того, какие ценности отрицаются, о какой сфере знаний и социальной практики идет речь — культуре, науке, искусстве, этике, политике. Между разновидностями нигилизма много оттенков, все они тесно переплетены.1

С. Л. Франк, один из авторов сборника «Вехи», с особым пафосом подчеркивал, что если бы можно было одним словом охарактеризовать умонастроение нашей интеллигенции, то нужно было бы назвать его морализмом. «Русский интеллигент не знает никаких абсолютных ценностей, никаких критериев, никакой ориентировки в жизни, кроме морального разграничения людей, поступков, состояний на хорошие и дурные, добрые и злые. Морализм этот есть лишь отражение ее нигилизма. Под нигилизмом я разумею отрицание или непризнание абсолютных (объективных) ценностей».2

По верному суждению Вольфганга Крауса, «нигилизм рождается из возмущения, ненависти, отчаяния, разочарования, равнодушия и скуки. Нигилизм — это позиция человека, отрицающего наличный мир, но неспособного представить себе никакой возможности его улучшить и потому переживающего фазу разрушения или саморазрушения. Большинство проявлений нигилизма восходят к двум основным его формам: активному воинствующему, экстравертному и пассивному, апатичному и интраверт-ному. Активный нигилизм еще обнаруживает жизненный порыв, сохранившуюся от других умонастроений остаточную веру в действительность движения, изменения и убеждения. Пассивный нигилизм приводит к молчанию, к постепенной атрофии всех жизненных реакций».3

Фридрих Ницше определял нигилизм как потерю высших ценностей. «Что означает нигилизм?» — спрашивает он и отвечает: «То, что высшие ценности теряют свою ценность — нет цели, нет ответа на вопрос «зачем?»».4

Освальд Шпенглер говорил о нигилизме, что это, «практическое миронастроение жителей большого города, у которых за спиной законченная культура и ничего впереди».5

1 Матузов Н. И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны «одной медали» // Правоведение. 1994. № 2. С. 3.

2 Франк С. Л. Этика нигилизма // Вехи из глубины. М., 1991. С. 170.

3 Craous Wolfgang. Nigilizm etidaiol. Paris, 1994. P. 9.

4 Ницше Ф. Собрание сочинений. М., 1969. Т. 9. С. 67.

5 Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск, 1993. С. 67.

Н. И. Матузов связывает правовой нигилизм с современной российской правовой ментальностью, которая имеет ряд особенностей. «. Неразвитое правовое чувство, низкий уровень политической и юридической культуры, отсутствие прочных традиций законоуважения и законо-послушия, незрелое деформированное правосознание, девальвация моральных и духовных ценностей, упоение свободой без границ, элементы вседозволенности, утрата доверия к власти».6

С. С. Алексеев правовой нигилизм характеризует «драмой права, когда происходит падение права в практических делах и общественном мнении, его бессилие перед сложными и жесткими реалиями жизни, упадок его престижа, утрату былой безусловной веры в него как в универсальное и безотказно действующее решение социальных проблем».7

В. А. Туманов, рассматривая природу российского правового нигилизма связывает его с антиправовыми установками и стереотипами, которые есть «элемент, черта, свойство общественного сознания и национальной психологии . отличительная особенность культуры, традиций, образа жизни».8

Традиционно в юридической литературе правовой нигилизм характеризуется как негативное явление. Он заключает в своей основе отрицание и имеет в мировоззренческой среде индивида автономное происхождение и развитие. Кроме того, о нем говорят как о деформированной части главного элемента правовой культуры — правосознания, базирующейся на выборе альтернативы: из массы социальных регуляторов субъект выбирает наиболее подходящий для него, при этом правовая регуляция социального поведения отодвигается на второй план.

Таким образом, сущность правового нигилизма состоит в том, что он представляет собой постоянно изменяющееся, динамическое общественное явление, которое существовало всегда и будет существовать, пока живет общество. Исходя из вышеизложенного, можно сформировать авторскую дефиницию правового нигилизма, согласно которой, правовой нигилизм представляет собой сложное социально-психологическое явление, сущность которого проявляется в негативном отрицательном, неуважительном отношении к праву, закону, нормативному порядку, характери-

6 Матузов Н. И. Акутальные проблемы теории права. Саратов, 2003. С. 141.

7 Алексеев С. С. Право на пороге нового тысячелетия. М., 2000. С. 188.

8 Туманов В. А. Особенности правового нигилизма в современной России // Государство и право. 1999. № 8. С. 52.

зуется наличием у граждан установки на достижение социально значимых результатов неправовыми средствами, что в итоге является благоприятной средой для совершения противоправных действий в социуме.

Особую опасность, по мнению З. Н. Каландаришвили, правовой нигилизм представляет поскольку «он проникает в сферу мироощущения как обычного гражданина, так и должностного лица, а также в группы и общности людей. Поэтому причиненный им социальный вред носит многосторонний характер, выступает в обществе катализатором практически всех нарушений законности. Правовой нигилизм укрепляет в обыденном сознании человека мысль о возможности (полезности, эффективности) внеправового порядка. Он всегда влечет нарушение прав граждан умаление чьих-либо интересов и в конечном счете к торжеству несправедливости. Одним из тяжелых последствий правового нигилизма выступает создание реальной либо мнимой психологической ситуации, при которой реализация прав человека становиться невозможной. Создается глубоко проникающий в сознание индивида стереотип и мышление — «полезности» злоупотребления правами и свободами».9

Таким образом, правовой нигилизм представляется нам самой массовой и сложной формой деформированного правосознания в структуре национально-правовой культуры России и имеющей давние корни в истории государства и права нашей страны, о чем еще многократно заявляли великие русские дореволюционные ученые.

Считаем, что наличие правового нигилизма в социуме — это проблема общемировая, а отнюдь, не только российская, и это придает ей дополнительную важность и ставит вопрос о ее разрешении, в буквальном смысле всем миром.

В юридической научной мысли антипод правового нигилизма, но сходный с ним по своим негативным последствиям, является правовой идеализм, или как его еще называют правовой фетишизм, или правовой романтизм.

В самом общем смысле, под идеализмом понимают «наклонность к более высокой, чем следует, оценке жизненных явлений, т.е. к идеализации действительности».10

9 Каландаришвили З. Н. Деформация правового сознания молодежи и юридические способы ее преодоления. СПб., 2005. С. 55 — 56.

10 Энциклопедический словарь. Изд. Ф. А. Брокгауз, И. А. Эфрон. СПб., 1994. Т. 12.

Если правовой нигилизм означает недооценку права, то правовой идеализм — его переоценку. Указанные крайности, несмотря на их, казалось бы, противоположную направленность, в конечном счете, смыкаются, представляя собой две стороны «одной медали».

Хотя внешне правовой идеализм менее заметен, не так бросается в глаза, о нем почти не говорят, явление это причиняет такой же вред государству, обществу и личности, как и явление правового нигилизма.

Полагаем, что под правовым идеализмом следует считать форму деформации правосознания и в итоге правовой культуры, выражающуюся в возведении в «абсолют» права, его значения, правовых институтов в регулировании общественных отношений в социуме.

По справедливой мысли З. Н. Каландаришвили, «отношение, свойственное правовому идеализму, строится на преувеличении, собственном понимании ценностей права и своего места в процессе достижения целей и задач правового регулирования. У субъектов, обладающих таким сознанием, складывается своя, не соответствующая правовым шкала ценностей».11 В. Р. Петров полагает, что «главными причинами распространения в России на уровне общественного сознания правового идеализма является социально-экономический, правовой, а на ряде исторических этапов развития страны, и политический кризисы, преобладание в обществе чисто прагматического подхода к праву как к орудию и средству разрешения всех проблем, планирование и проведение масштабных мероприятий без соответствующего правового обеспечения, декларативный характер большинства законов и бездействие отдельных из них».12

Причины происхождения правового идеализма необходимо разделить на внешние и внутренние. Внешние причины правового идеализма берут свое начало из общества, его проявлений, а также из природы самого права. К внешним причинам правового идеализма относятся: 1) социальный кризис и возникновение так называемого «кризисного сознания»; 2) сверхценный характер стереотипов общественного сознания; 3) идеальный характер базовых декларируемых ценностей права, которые часто входят в противоречие с правовой жизнью.

Рассмотрим более подробно эти причины:

11 Каландаришвили З. Н. Деформация правосознания молодежи и юридические способы ее преодоления. СПб., 2005. С. 60.

12 Петров В. Р. Причины и формы деформации правосознания в современных условиях // Ученые записки МОУП. Чебоксары, 1999. Т. 3. С. 30 — 31.

1. Основной социальной причиной возникновения правового идеализма выступает социальный кризис и формирование кризисного сознания. Благодаря этой причине правовой идеализм становится распространенным явлением, оказывающим неблагоприятное воздействие на общество и правовую действительность.

В условиях подобного кризиса в массовом сознании возникает чувство разрыва с прежними правовыми ценностями, принципами и традициями. Обостряется изначально присущее человеку чувство правовой незащищенности, чем вызывается желание найти быстрые и потому неэффективные пути выхода из резко меняющейся ситуации. В связи с этим складывается множество разного рода правовых утопий и попыток осуществить их на практике. Закономерный крах этих утопий ведет к складыванию еще более опасной формы деформации правосознания и правовой культуры — правового нигилизма.

2. Сверхценностный характер стереотипов общественного сознания связан с тем, что общество навязывает индивиду или отдельной личности набор представлений, именуемых «здравым смыслом» (common sense). Именно общество с помощью такого давления создает у людей стереотипы, установки и традиции. В определенных условиях (когда потребность, имеющая для индивида жизненно важное значение, долгое время не удовлетворяется) они становятся сверхценностью, приобретают значение «сверхценного ритуала» и переподчиняют себе все иные ценности. Волюнтаристические или формалистские конструкции, к которым он прибегает в таком случае, делают правом инструментом реализации его сверхзначимых идей. Таким образом, происходит идеализация права.

3. Идеальный характер основополагающих ценностей права, ценностей-целей часто расходится с реалиями правовой жизни. Это расхождение особо усугубляется в тех случаях, когда социально активный индивид (или уполномоченный представитель государственной власти) не находит адекватных методов решения наболевших общественных проблем: коррупции, роста преступности, алкоголизма, наркомании и т.д.

Возникающие в таких случаях законодательные иллюзии и неправомочные гражданские инициативы (несанкционированные митинги протеста, пикеты, перекрытие дорого и пр.) являются, по сути, своеобразной апелляцией к принципам права, духу, а не «букве закона».

К основным внутренним причинам относятся те из них, которые

свойственны внутреннему миру человека, его психологии и коренятся в самом сознании: 1) слабость отдельного человека перед социальной стихией; 2) наличие у индивида стереотипных представлений о действительности, шаблонность мышления и восприятия; 3) нередко встречающаяся жизненная позиция индивидуализма, а также нежелание брать на себя ответственность за совершаемые действия.

Распространению правового идеализма способствовало и то, что у нас долгое время преобладал чисто прагматический подход к праву (орудие, инструмент, средство, рычаг и т.д.). В соответствии с этим на право взваливали «неподъемный груз», возлагались слишком большие надежды, которые в дальнейшем не оправдались.

К сожалению, рецидивы прошлых уроков встречаются и сейчас, но теперь в форме популизма, непродуманных, легковесных заявлений, программ, посылов, шоковых рывков, наигранного оптимизма, неоправданных прогнозов и посланий.

Примером правового идеализма можно считать ст. 1 Конституции РФ, гласящую, что Российская Федерация уже является правовым демократическим государством.13 Но это не совсем так. Это, скорее, цель, лозунг, перспектива, а не состоявшийся факт, хотя в качестве программной эта концепция возможно и заслуживала провозглашения в Основном Законе страны. Иными словами, хорошо уже то, что такая идея заявлена, законодательно закреплена, ибо умолчание по этому поводу было бы вообще непонятным. Но правовое государство не может быть в один прекрасный момент введено «сверху», в декретном порядке. Оно будет постепенно создаваться в ходе длительного и трудного развития российского общества.

Правовой идеализм имеет свою, отличную от других, форму деформированного правового сознания и правовой культуры, внутреннюю природу, особенности которой определяют внешние проявления правового идеализма. В основе правового идеализма лежит особый вид отношения к ценностям права, к самому праву.

Это отношение нельзя назвать полностью негативным. Оно в своей идеальной сути как бы направлено к ценностям самого права. Отношение, свойственное правовому идеализму, строится на преувеличении, собственном понимании, представлении ценностей права и своего места

13 См. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1994. декабря 25.

в процессе достижения целей и задач правового регулирования. Оно приводит к тому, что у субъекта (субъектов), обладающего таким сознанием, складывается своя, не соответствующая правовым шкала ценностей.

В иерархии правовых ценностей (как, впрочем, и в иерархии любых других ценностей) одни ценности имеют большее предпочтение, цену, значение, чем другие. Это приводит даже к тому, что складывается своеобразное подчинение одних ценностей другим. Природа системы правовых ценностей стабильна и оказывает непосредственное воздействие на отдельно взятого человека. Каждая правовая ценность в этой системе имеет определенную значимость. Эта значимость определена в правильном соотношении с другими ценностями.

В какой взаимосвязи друг с другом находятся правовой нигилизм и правовой идеализм? Автор статьи полагает, что они находятся в органической диалектической взаимосвязи и единстве, т.к. они взаимосвязаны структурно и функционально. Каждая из них, тем не менее, обладает качественным своеобразием и несводимостью к другим формам.

Правовой нигилизм и правовой идеализм различаются степенью деформированности правосознания и в итоге правовой культуры, что определяется различным объемом и интенсивностью детерминирующих факторов и специфическим их сочетанием.

Таким образом, подводя итог в нашем исследовании, следует отметить, что правовой идеализм и правовой нигилизм — это сложные и все еще недостаточно изученные, многосторонние социально-правовые явления. Они имеет множество различных причин. На функционирование правового нигилизма и идеализма активно влияют такие социальные явления, как: экономика, культура, политика, мораль и религия. Детерминанты правового нигилизма и идеализма можно искать и в психологии и сознании самого человека, а также в обществе, и, конечно же, в самом праве. Одной из основных задач современной российской правовой науки является поиск юридических и социальных способов по минимизации уровня правового нигилизма и правового идеализма в современном реформируемом российском государстве.

cyberleninka.ru

Правовой нигилизм как вид деформации правосознания

Искажение правовых позитивных сознательных установок или идей принято называть деформациями. Представленные несколькими видами, одним из которых является нигилизм, деформации возникают в силу различных факторов, когда происходит непринятие индивидом применяющейся государством законности, умаляется и недооценивается роль права в социальном управлении. Нигилизм открыто игнорирует регулирующую роль установленных нормативных актов, поэтому требует детального рассмотрения, чтобы у социума была возможность свести искажение деформационных взглядов к минимуму.

Особенности и причины появления нигилизма

Такая деформация правового сознания как нигилизм возникла в результате исторических событий. Индивиды постепенно приобретали знания и учились объяснять свое место в окружающем мире. Государственное устройство, войны, крепостное право были основаны на деспотизме и навязывании социуму определенных ценностей и правил, которым все были обязаны подчиняться.

С приходом буржуазных отношений и последующей отменой крепостной системы, в общество попали прогрессивные труды западных исследователей, которые оказали определенное влияние на умы образованных людей того времени. Это привело к тому, что идеи ученых перетрансформировались в определенную, несколько искаженную идеологию для российских представителей социума 50-60 гг. 19 в., выработав у них определенные установки и отношение к событиям в своей стране.

Неприятие царизма, существующего порядка, правил, изданных законов послужило образованию обществ, в которых люди пытались найти ответы на многие вопросы, и зачастую делали ошибочные выводы, основываясь лишь на собственных умозаключениях.

Лица, названные нигилистами, полностью отрицали нормативные правила и законы, считая, что люди родились свободными от всяких запретов по природе, с момента осознания своего места в мире. Установленные государством правила не признавались и не имели для них общечеловеческой ценности.
С тех пор нигилистические взгляды несколько изменились, и в настоящее время они возникают, но реже, как ответ на несправедливую правовую систему в том или ином государстве, где отсутствуют демократические установки, но присутствует деспотизм властных органов.

Факторы возникновения

Обобщая причины появления нигилизма, стоит отметить, что как явление, он возник в результате поступательных исторических событий, а также:

  • плохой социальной обстановки (проблемы экономического и политического плана);
  • недостаточного правового воспитания и просвещения людей;
  • предоставления ложных сведений о праве, что привело к непониманию ценности законов;
  • неправильному толкованию научных трудов исследователей;
  • действий господствующей власти, вызывающих народные возмущения и волнения;
  • эгоистичных интересов служащего чиновничьего аппарата;
  • пренебрежения правовыми правилами представителями уполномоченных органов;
  • предвзятой судебной системы и несправедливого характера права к представителям социума;
  • непримиримой классовой борьбы и соперничества за интересы в обществе.

Конечно, некоторые моменты правовой деформации имеют заслуженное обоснование из-за определенных причин своего появления, но преувеличенное негативное влияние права и желание постоянной свободы, делает нигилизм недопустимым явлением. Его разрушительное влияние и категоричные суждения способны вызывать в массах желание постоянно бунтовать в отношении действующей власти, что приводит к отрицанию всех видов действующих законов, революциям и нестабильной государственной обстановке.

Основные виды нигилизма

Сплошное отрицание правовой системы, правил и нравственных норм для нигилистов не имеют никакой общесоциальной ценности.

Поддерживая свои убеждения в теориях, нигилисты разделили взгляды на несколько основных форм:

  1. Профессиональную.
  2. Обыденную.
  3. Теоретическую.

Профессиональный вид возник как результат намеренного пренебрежения своими трудовыми обязанностями работников правовой отрасли, управленцев, чиновничьего аппарата и уполномоченных лиц, которые игнорируют действующее законодательство, основанное на гуманности и законности. Перечисленные лица излишне злоупотребляют своими правами и обязанностями. Такие понятия как долг, ответственность, справедливость напрочь отсутствуют у них. Данный вид, в некоторой степени, способствует возникновению коррупции, которая способна в любом государстве принять угрожающие масштабы.
Обыденный вид нигилизма присущ пассивным членам социума, которые являются безучастными свидетелями социально-экономических преобразований, происходящих в государстве. Пассивное наблюдение приводит к тому, что индивиды начинают одобрять правонарушения, и избегают обсуждения любых процессов, касающихся правотворчества в законодательстве.

Теоретический вид считают наиболее опасным, так как он категорически отрицает всю существующую правовую систему в государстве, презирает ее, негативно относится к действующей власти и институтам, открыто высмеивает и не подчиняется ей. Свои умозаключения данный вид оформляет в виде трудов или рекомендаций. Нигилизм в данной форме совершенно не уважает правовые основы государственной организации, и призывает к свержению власти путем революции, считаясь самым опасным.

Искажение правовой действительности сознания, возникающее по разным причинам, способно влиять на умы большого количества людей. Поэтому изучение деформации сознания должно протекать наряду с поиском способов борьбы с ней и устранением причин социально-экономической и политической направленности, послуживших ее возникновению.

Способы борьбы с нигилизмом

Современные правовые институты, изучающие деформацию сознания, делают все возможное по поиску ее преодоления. Ими определены основные меры борьбы с нигилизмом, но они не способны повлиять на экономическое положение в государстве и социальное неравенство. А это является одной из главных причин появления правовой деформации.

Способы воздействия на сознание индивидов в борьбе с нигилизмом включают в себя комплекс мер общего и специального характера.

  1. Требование государства о соблюдении права и законов от всех членов общества, создание положительного примера выполнения предписаний уполномоченными лицами.
  2. Предоставление правовой, политической и социальной защиты для граждан.
  3. Обеспечение воспитания, правовой культуры, образования и достоверной информации на всех этапах становления и развития индивида, как личности.
  4. Выработка доверия к действующей власти, разделение ее на ветви.
  5. Приведение примеров неотвратимости наказания за противоправное поведение членов в социуме, в том числе, и в отношении чиновничьего аппарата.
  6. Провозглашение права, как основного способа существования демократического государства.
  7. Поиск упрощенного обслуживания населения по всем юридическим вопросам, предоставление профессиональной адвокатской помощи, гарантированная защита на основе Конституции.
  8. Стремление к решению проблем, возникающих в экономической сфере, которые приводят к нестабильности политического и социального секторов.

Перечисленные методы борьбы не являются сложными и зависят от усилий и желания государственных органов искоренять деформации правового сознания в обществе. Укрепление государственности должно основываться на качестве принимаемых законов, улучшении деятельности судебной и правоохранительной систем, профессиональному подходу к выпуску юридических кадров.

Нигилизм правовой, социальный - суть, понятие, формы
rrepetitor.ru

Правовой нигилизм: понятие, источники, формы выражения

Правовой нигилизм — разновидность социального нигилизма как родового понятия. Сущность его — в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку, а с точки зрения корней, причин — в юридическом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения. Подобные антиправовые установки и стереотипы есть «элемент, черта, свойство общественного сознания и национальной психологии. отличительная особенность культуры, традиций, образа жизни». Речь идет о невостребованности права обществом.

Одним из ключевых моментов здесь выступает надменно-пренебрежительное, высокомерное, снисходительно-скептическое восприятие права, оценка его не как базовой, фундаментальной идеи, а как второстепенного явления в общей шкале человеческих ценностей, что, в свою очередь, характеризует меру цивилизованности общества, состояние его духа, умонастроений, социальных чувств, привычек.

Стойкое предубеждение, неверие в высокое предназначение, потенциал, универсальность, возможности и даже необходимость права — таков морально-психологический генезис данного феномена. Наконец, отношение к праву может быть просто индифферентным (безразличным, отстраненным), что тоже свидетельствует о неразвитом правовом сознании людей. Сказывается отсутствие должного правового опыта, навыков, юридической грамотности.

Правовой нигилизм имеет в нашей стране благодатнейшую почву, которая всегда давала и продолжает давать обильные всходы. Как и раньше, мы живем в море беззакония, которое подчас принимает характер национального бедствия и наносит обществу невосполнимый ущерб.

Не зря говорят: «На Руси всегда правили люди, а не законы». Отсюда — наплевательское отношение к закону как свойство натуры русского обывателя. Расхожими стали горькие слова А.И. Герцена о том, что жить в России и не нарушать законов нельзя. Русский, какого бы звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; совершенно так же поступает и правительство. С этим созвучна и мысль М.Е. Салтыкова-Щедрина: суровость российских законов смягчается необязательностью их исполнения. Историк В.О. Ключевский отмечал, что русская жизнь не знает никакого права.

Известны крайне отрицательные суждения Л.Н. Толстого о праве, который называл его «гадким обманом властей», насилием над личностью. Так что несоблюдение законов — устойчивая российская традиция.

Сегодня главный источник рассматриваемого зла — кризисное состояние российского общества. Социальная напряженность, экономические неурядицы, распад некогда единого жизненного пространства, сепаратизм, конфронтация властей, морально-психологическая неустойчивость общества и многое другое не только не способствуют преодолению правового нигилизма, но постоянно воспроизводят и приумножают его. Сложились идеальные условия для тех, кто не в ладах с законом, у кого на первом плане эгоистический интерес.

Правовой нигилизм — продукт социальных отношений, он обусловлен множеством причин и следствий. В частности, он подпитывается и такими реалиями наших дней, как политиканство и циничный популизм лидеров всех рангов, борьба позиций и амбиций, самолюбий и тщеславий. Дают о себе знать эгоизм и властолюбие старой и новой бюрократии, некомпетентность и бестолковость чиновников. Последнее — традиционно больное место нашей государственности.

Формы выражения правового нигилизма. Правовой нигилизм многолик, изощрен и коварен. Он способен быстро видоизменяться, приспосабливаться к обстановке. Существует множество различных форм, сторон, граней его конкретного проявления. Укажем лишь на некоторые из них, наиболее яркие и очевидные.

1. Прямые преднамеренные нарушения действующих законов и иных нормативных правовых актов. Эти нарушения составляют огромный и труднообозримый массив уголовно наказуемых деяний, а также гражданских, административных, дисциплинарных и иных проступков. Злостный, корыстный уголовный криминал — наиболее грубый и опасный вид правового нигилизма, наносящий неисчислимый, не поддающийся точному определению вред обществу — физический, материальный, моральный. Преступность — мощный катализатор правового нигилизма, мрачная зона которого стремительно расширяется, захватывая все новые и новые сферы влияния. Злоумышленники не боятся законов, умело обходят их, используя разного рода правовые «дыры» и «щели». Страна все глубже погружается в трясину тотальной коррупции, которая сводит на нет все реформаторские усилия, разлагает нравственные и правовые устои общества, подрывает престиж России на международной арене. «Девятый вал» преступности угрожает захлестнуть все общество, приостановить его демократическое развитие. Слово «нигилизм» — слишком мягкое для отражения всего происходящего в данной области.

2. Повсеместное массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний, когда субъекты (граждане, должностные лица, государственные органы, общественные организации) попросту не соотносят свое поведение с требованиями правовых норм, а стремятся жить и действовать по «своим правилам». Неисполняемость же законов — признак бессилия власти. Царит правовая анархия, законы никто не выполняет. Неподчинение же законам наносит не меньший вред обществу, чем их прямое нарушение. Такое всеобщее непослушание — результат крайне низкого и деформированного правосознания, отсутствия должной правовой культуры, а также следствие общей разболтанности и безответственности. В подобной мутной среде, т.е. в условиях «криминальной демократии», весьма вольготно чувствуют себя всевозможные дельцы, нувориши, не привыкшие жить по закону. Легально и полулегально отмываются «грязные деньги», перераспределяются материальные блага, общество расслаивается на «очень богатых» и «очень бедных».

3. Война законов, издание противоречивых, параллельных или даже взаимоисключающих правовых актов, которые как бы нейтрализуют друг друга, растрачивая бесполезно свою силу.Нередко подзаконные акты становятся «надзаконными». Принимаемые в большом количестве юридические нормы не стыкуются, плохо синхронизированы. В результате возникают острейшие коллизии, разрыхляется «правовое поле», на котором легко произрастает правовой нигилизм.

Существует мнение, что война законов ушла в прошлое, что она велась, когда был союзный центр. Это не совсем так. Война законов не прекратилась, а видоизменилась. Конечно, накал ее спал, особенно в смысле риторики, эмоций, но она продолжается. Теперь эта война идет в пределах России между законами, указами, судебными решениями, правительственными постановлениями, а также между федеральными и региональными актами. Именно поэтому принимаются меры к выравниванию и согласованию двух уровней законодательства.

Война законов и властей — абсурдная и наиболее разрушительная форма правового нигилизма. Пагубность ее была убедительно продемонстрирована всей российской практикой последних лет. Общая картина усугубляется еще и тем, что кроме войны юридической в стране идет множество других войн (бюджетов, суверенитетов, компетенций, юрисдикций, телерадиоэфиров, кланов, «авторитетов», олигархов, компроматов и т.д.). Соответственно много и разного рода беспределов.

4. Подмена законности политической, идеологической или прагматической целесообразностью, выходы различных официальных должностных лиц и органов, общественных групп и сил на неправовое поле деятельности, стремление реализовать свои интересы вне рамок Конституции или в «разреженном правовом пространстве», т.е. начинают жить опять-таки не по законам, а «по понятиям».

При этом целесообразность может выступать под разным «соусом» — в виде государственной, партийной, местной, региональной, практической, идеологической и даже личной. В любом случае закон отодвигается в сторону. Раз необходимо что-то сделать, а закон мешает, появляется тот или иной вид целесообразности. Законность нередко противопоставляется и так называемому здравому смыслу, от которого — один шаг до произвола и самоуправства, или просто «правовой самодеятельности».

Вместе с тем следует заметить, что идея законности и порядка при определенных обстоятельствах может быть использована заинтересованными лидерами и властными структурами как повод для применения силы и нарушения прав человека, равно как и необходимость борьбы с преступностью. Практика последнего времени подтверждает это. А как известно, нет ничего опаснее, чем узаконенное беззаконие. Это своего рода правовой конформизм, когда идеи права и законности приспосабливаются к ситуации, когда они используются не во благо, а во вред.

5. Конфронтация представительных и исполнительных структур власти на всех уровнях.Она возникла в процессе становления новой для России президентской вертикали управления при сохранении старой системы советов. Эти две модели власти оказались несовместимыми по своим целям, задачам, методам. Отсюда — трения, конфликты, противостояния, стремление доказать, какая власть важнее и нужнее. Шла борьба за роль «обкомов», «горкомов», «райкомов», при которой законы никем не соблюдались. Плюс личные амбиции и соперничество лидеров, их претензии быть «первыми лицами», «хозяином» в данной «вотчине». При этом верх брали прежде всего престижные или карьеристские соображения, честолюбие, а не законопослушание. Законы в этой борьбе были лишь досадной помехой.

6. Серьезным источником и формой выражения политико-юридического нигилизма являются нарушения прав человека, особенно таких, как право на жизнь, честь, достоинство, жилище, имущество, безопасность. Слабая правовая защищенность личности подрывает веру в закон, в способность государства обеспечить порядок и спокойствие в обществе, оградить людей от преступных посягательств. Бессилие же права не может породить позитивное отношение к нему, а вызывает лишь раздражение, недовольство, протест.

Человек перестает ценить, уважать, почитать право, так как он не видит в нем своего надежного гаранта и опору. В таких условиях даже у законопослушных граждан вырабатывается нигилизм, недоверие к существующим институтам. Признание и конституционное закрепление естественных прав и свобод человека не сопровождается пока адекватными мерами по их упрочению и практическому претворению в жизнь. А невозможность осуществить свое право порождает у личности чувство отчуждения от него, правовую разочарованность, скепсис.

Таковы основные сферы распространения и вместе с тем наиболее типичные на сегодня формы выражения правового нигилизма. Есть и другие его «измерения» и модификации. Правовой нигилизм на всех этажах государственного здания и среди населения не знает пределов, потому и называется беспределом. Бороться с ним обычными методами малоэффективно и непродуктивно, нужны глубоко продуманные, экстраординарные меры. Не могут быть далее терпимы неприглядные гримасы и уродства, искажающие до неузнаваемости облик новой России и ее неокрепшую демократию.

Таким образом, можно выделить некоторые общие, наиболее характерные черты современного правового нигилизма. Это:

во-первых, его подчеркнуто демонстративный, воинствующий, конфронтационно-агрессивный характер, что обоснованно квалифицируется общественным мнением как беспредел или запредельность;

во-вторых, глобальность, массовость, широкая распространенность не только среди граждан, социальных и профессиональных групп, слоев, каст, кланов, но и в официальных государственных структурах, законодательных, исполнительных и правоохранительных эшелонах власти;

в-третьих, многообразие форм проявления — от криминальных до легальных (легитимных), от парламентско-конституционных до митингово-охлократических, от «верхушечных» до бытовых;

в-четвертых, особая степень разрушительности, оппозиционная и популистская направленность, регионально-национальная окраска, переходящая в сепаратизм;

в-пятых, слияние с государственным, политическим, нравственным, духовным, экономическим, религиозным нигилизмом, образующими вместе единый деструктивный процесс;

в-шестых, связь с негативизмом — более широким течением, захлестнувшим в последние годы сначала советское, а затем российское общество в ходе демонтажа старой и создания новой системы, смены образа жизни.

Пути преодоления правового нигилизма. Основные пути преодоления правового нигилизма:

1. повышение общей и правовой культуры граждан, их правового и морального сознания;

2. совершенствование законодательства;

3. профилактика правонарушений, и прежде всего преступлений;

4. упрочение законности и правопорядка, государственной дисциплины;

5. уважение и всемерная защита прав личности;

6. массовое просвещение и правовое воспитание населения;

7. подготовка высококвалифицированных кадров юристов и др.

megalektsii.ru

Правовой нигилизм: понятие, формы проявления и пути преодоления

Правовой нигилизм ­разновидность социального нигилизма как родового понятия. Сущность его — в общем, негативно-отрицательном, неуважительном отно­шении к праву, законам, нормативному порядку, а с точки зрения кор­ней, причин — в юридическом невежестве, косности, отсталости, пра­вовой невоспитанности основной массы населения. Речь идет о невостребованности права обществом.

Одним из ключевых моментов здесь выступает надменно-прене­брежительное, высокомерное, снисходительно-скептическое воспри­ятие права, оценка его не как базовой, фундаментальной идеи, а как второстепенного явления в общей шкале человеческих ценностей, что, в свою очередь, характеризует меру цивилизованности общества, состояние его духа, умонастроений, социальных чувств, привычек.

Стойкое предубеждение, неверие в высокое предназначение, по­тенциал, универсальность, возможности и даже необходимость права — таков морально-психологический генезис данного феномена. Наконец, отношение к праву может быть просто индифферентным (безразличным, отстраненным), что тоже свидетельствует о неразви­том правовом сознании людей. Сказывается отсутствие правового опыта, навыков, юридической грамотности.

Правовой нигилизм имеет в нашей cтpaнe благодатнейшую почву, которая всегда давала и продолжает давать обильные всходы. Как и раньше, мы живем в море беззакония, которое подчас принимает ха­рактер национального бедствия и наносит обществу огромный и не­ восполнимый ущерб. Корни же этого недуга уходят в далекое прошлое. В общественном сознании прочно утвердилось понимание права ис­ключительно как веления государственной власти.

Сегодня главный источник рассматриваемого зла — кризисное со­стояние российского общества. Социальная напряженность, экономи­ческие неурядицы, распад некогда единого жизненного пространства, сепаратизм, конфронтация властей, морально-идеологическая неус­тойчивость общества и многое другое не только не способствуют пре­одолению правового нигилизма, но постоянно воспроизводят и при­умножают его. Сложились идеальные условия для тех, кто не в ладах с законом, у кого на первом плане эгоистический интерес.

Правовой нигилизм — продукт социальных отношений, он обу­словлен множеством причин и следствий. В частности, он подпитывается и такими реалиями наших дней, как политиканство и циничный популизм лидеров всех рангов, борьба позиции и амбиций, самолюбий и тщеславий. Дают о себе знать эгоизм и властолюбие старой и новой бюрократии, некомпетентность и бестолковость чиновников. Послед­нее — традиционно больное место нашей государственности.

На личностном уровне правовой нигилизм выступает в двух каче­ствах: как состояние умов, чувств, настроений и как образ действий, ральное поведение. Последнее — индикатор вредности и опасности явления.

Он может быть активным и пассивным, стойким и спонтанным постоянным и ситуативным, проявляться в виде простого фрондерства, иметь личные причины, когда, скажем, гражданин недоволен судом только потому, что его осудили, а закон плох потому, что предусмотрел наказание за совершенное им деяние.

Нигилизм возникает и как результат неудовлетворенности субъекта своим социально-правовым статусом, неадекватным, по его мнению собственным возможностям. В целом нигилизм выступает в теоретической (идеологической) и практической форме. Он различен в раз­личных слоях и группах общества, зависит в известной степени от таких факторов, как возраст, пол, национальное происхождение, веро­исповедание, должностное положение, образование.

Формы выражения правовогонигилизма. Право вой нигилизм много­лик, изощрен и коварен. Он способен быстро мимикрировать, видоиз­меняться, приспосабливаться к обстановке. Существует множество различных форм, сторон, граней его конкретного проявления. Укажем лишь на некоторые из них, наиболее яркие и очевидные.

1. Прежде всего, это прямые преднамеренные нарушения действующих законов и иных нормативных правовых актов. Эти нарушения составля­ют огромный и труднообозримый массив уголовно наказуемых деяний, а также гражданских, административных, дисциплинарных и иных проступков. Злостный, корыстный уголовный криминал — наиболее грубый и опасный вид правового нигилизма, наносящий неисчислимый, не поддающийся точному определению вред обществу ­физический, материальный, моральный. Криминогенная ситуация в стране оценивается сегодня с помощью таких эпитетов, как разгул, обвал, беспредел. Только в 1999 r. в России было зарегистрировано свыше 3 млн. преступлений. Реально же совершено намного больше.

Преступность — мощный катализатор правового нигилизма, мрач­ная зона которого стремительно расширяется, захватывая все новые и новые сферы влияния. Злоумышленники не боятся законов, умело обходят их, используя разного рода правовые «дыры» И «щели». Страна — все глубже погружается в трясину тотальной коррупции, которая сво­дит на нет все реформаторские усилия, разлагает нравственные и пра­вовые устои общества, подрывает престиж России на международной арене. «Девятый вал» преступности угрожает захлестнуть все общест­во, приостановить его демократическое развитие. Слово «ниги­лизм» — слишком мягкое для отражения всего происходящего в дан­ной области.

2. Повсеместное массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний, когда субъекты (граждане, должностные лица, государственные органы, общественные организации) попросту не соотносят свое поведение с требованиями правовых норм, а стремятся жить и действовать по «своим правилам». Неисполняемость же законов ­признак бессилия власти. Царит правовая анархия, законы никто невыполняет. Неподчинение же законам наносит не меньший вред об­ществу, чем их прямое нарушение.

Такое всеобщее непослушание — результат крайне низкого и де­формированною правосознания, отсутствия должной правовой куль­туры, а также следствие общей разболтанности и безответственности. В подобной мутной среде, т.е. в условиях «криминальной демократии», весьма вольготно чувствуют себя всевозможные дельцы, нувориши, не привыкшие жить по закону. Легально и полулегально отмываются «грязные деньги», перераспределяются материальные блага, общество расслаивается на «очень богатых» и «очень бедных».

3. Война законов, издание противоречивых, параллельных или даже взаимоисключающих правовых актов, которые как бы нейтрализуют друг друга, растрачивая бесполезно свою силу. Нередко подзаконные акты становятся «надзаконными». Принимаемые в большом количестве юридические нормы не стыкуются, плохо синхронизированы. В ре­зультате возникают острейшие коллизии, разрыхляется «правовое поле», на котором легко произрастает правовой нигилизм.

4. Подмена законности политической, идеологической или прагмати­ческой целесообразностью, выходы различных официальных должност­ных лиц и органов, общественных групп и сил на неправовое поле деятельности, стремление реализовать свои интересы вне рамок Кон­ституции или в «разреженном правовом пространстве», т.е. начинают жить опять-таки не по законам, а «по понятиям».

При этом целесообразность может выступать под разным «соу­сом» — В виде государственной, партийной, местной, региональной, практической, идеологической и даже личной. В любом случае закон отодвигается в сторону. Раз необходимо что-то сделать, а закон мешает, появляется тот или иной вид целесообразности. Законность нередко противопоставляется и так называемому здравому смыслу, от которо­го — один шаг до произвола и самоуправства, или просто «правовой самодеятельности».

Вместе с тем следует заметить, что идея законности и порядка при определенных обстоятельствах может быть использована заинтересо­ванными лидерами и властными структурами как повод для примене­ния силы и нарушения прав человека, равно как и необходимость борь­бы с преступностью. Практика последнего времени подтверждает это. А как известно, нет ничего опаснее, чем узаконенное беззаконие. Это своего рода правовой конформизм, когда идеи права и законности приспосабливаются к ситуации, когда они используются не во благо, а во вред.

5. Конфронтация представительных и исполнительных структур власти на всех уровнях. Она возникла в процессе становления новой для России президентской вертикали управления при сохранении старой системы Советов. Эти две модели власти оказались несовместимы по своим целям, задачам, методам. Отсюда — трения, конфликты, про­тивостояния, стремление доказать, какая власть важнее и нужнее.

6. Серьезным источником и формой выражения политико-юридичес­кого нигилизма являются нарушения прав человека, особенно таких, как право на жизнь, честь, достоинство, жилище, имущество, безопасность. Слабая правовая защищенность личности подрывает веру в закон, в способность государства обеспечить порядок и спокойствие в общест­ве, оградить людей от преступных посягательств. Бессилие же права не может породить позитивное отношение к нему, а вызывает лишь раз­дражение, недовольство, протест.

Таковы основные сферы распространения и вместе с тем наиболее типичные на сегодня формы выражения правового нигилизма. Есть и Другие его «измерения» И модификации. Правовой нигилизм на всех этажах государственного здания и среди населения не знает пределов, потому и называется беспределом. Бороться с ним обычными метода­ми малоэффективно и непродуктивно, нужны глубоко продуманные, экстраординарные меры. Не могут быть далее терпимы неприглядные Гримасы и уродства, искажающие до неузнаваемости облик новой Рос­сии и ее неокрепшую демократию.

Подытоживая все сказанное, можно выделить некоторые общие, наболее характерные черты современного правового нигилизма. Это:

во-первых, его подчеркнуто демонстративный, воинствующий, кон­фронтационно-агрессивный характер, что обоснованно квалифициру­ется общественным мнением как беспредел или запредельность;

во-вторых, глобальность, массовость, широкая распространен­ность не только среди граждан, социальных и профессиональныx групп, слоев, каст, кланов, но и в официальных государственных струк­турах, законодательных, исполнительных и правоохранительных эше­лонах власти;

в-третьих, многообразие форм проявления — от криминальных до легальных (легитимных), от парламентско-конституционных до ми­тингово-охлократических, от «верхушечных» до бытовых;

в-четвертых, особая степень разрушительности, оппозиционная и популистская направленность, регионально-национальная окраска, переходящая в сепаратизм;

е-пятых, слияние с государственным, политическим, нравствен­ным, духовным, экономическим, религиозным нигилизмом, образую­щими вместе единый деструктивный процесс;

в-шестых, связь с негативизмом — более широким течением, за­хлестнувшим в последние годы сначала советское, а затем российское общество в ходе демонтажа старой и создания новой системы, смены образа жизни.

Пути преодоления правового нигилизма.Основные путипреодоле­ния правового нигилизма — это повышение общей и правовой куль­туры! граждан, их правовoго и морального сознания; совершенство­вание законодательства; профилактика правонарушений, и прежде всего преступлений; упрочение законности и правопорядка, государ­ственной дисциплины; уважение и всемерная защита прав личности; массовое просвещение и право вое ‘воспитание населения; подготовка высококвалифицированных Кадров юристов; скорейшее проведение правовой реформы и др. Однако, ясно, что правовой нигилизм невоз­можно ликвидировать немедленно. Это трудный, длительный про­цесс.

lektsii.org

COMMENTS