Нравственное воспитание детей

Актуальность нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Количество просмотров статьи: 2746

Показать PDF версию Актуальность нравственного воспитания детей дошкольного возраста

На общегосударственном уровне нравственное воспитание детей дошкольного возраста является одним из важных направлений в образовании. Сразу несколько задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минюста РФ от 14 ноября 2013 года № 30384, заключаются в следующем:

«5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности» [5, пункт 1.6 общего положения].

Нравственное воспитание всегда играло важнейшую роль в развитии человека и общества. Подавляющее большинство отечественных и зарубежных педагогов выделяют нравственный аспект в воспитании личности, как основополагающий. Рассмотрим некоторые суждение ведущих ученых (таблице № 1) [3, с. 9].

Таблица № 1 – Мнение ученых о нравственном воспитании

«Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности»

«Сила влияния нравственного выше всяких сил»

«Нравственные чувства, характеризующие развитого взрослого человека, способные вдохновить его на большие дела и благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства и зависят от социальных условий жизни и воспитания»

«Морем бесконечной силы совершенной любви» (высказался о приоритете нравственного воспитания с замечательной ясностью и образностью)

«Один только урок нравственности годен для детства и в высшей степени важен для всякого взрослого – это не делать ни кому зла»

«Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим Человеком и гражданином»

«Ребенок — зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца»

«Главную задачу воспитания, составляет влияние нравственное»

«Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку»

Нравственное воспитание – педагогический процесс – процесс приобщения к моральным ценностям и конкретного общества.

Особое место личностных качеств, формируются в дошкольном занимают такие качества как доброжелательность, толерантность, эмпатия и Развитие этих у дошкольника обеспечит его в мире взрослых и благополучное вхождение в мир культуры.

К в реальной жизни лет уровень нравственности поколения резко Это происходило из-за подмены приорететов, экономическая независимость ставилась на первое место. Понятие «смелость» все реже, а на смену ему другое понятие – О совестливости, скромности, доброжелательности, собственного достоинства и даже не приходится И именно педагоги с семьей должны не развиться негативным личности дошкольника и взрасти тем росткам что в нем уже есть [1, с. 6-14].

научить ребенка, что в стремлении к материальным не стоит пренебрегать нравственными принципами, делают человека Никакие материальные не восполнят нравственного и не освободят от мук совести и души.

Процесс становления и ее нравственной сферы не быть ограничен рамками. Он продолжается и всю жизнь. Но есть азы, без которых не может функционировать в обществе. И потому этим азам и осуществлять как можно чтобы дать «путеводную нить» в себе подобных.

нравственных чувств у дошкольного возраста в отечественной и зарубежной уделялось большое Основные исследования воспитания нравственных у детей дошкольного в отечественной педагогике в 50–80-х годах XX В этот период нравственного воспитания видели в усвоении дошкольного возраста и правил поведения и следование им.

В конце годов XX века воспитания нравственных ств практически не уделяли Изменилась концепция подрастающего поколения. ценностью стало и развитие индивидуальности его самобытности. Индивидуальность противопоставлена коллективу, взаимоотношениям между поэтому воспитание качеств, таких как взаимопомощь, гуманизм и др. не актуальными. [4, с. 28].

На современном происходит возрождение нравственных ценностей. чувствует недостаток во взаимоотношениях людей. появилась потребность в сущности и механизма доброты, начиная с детства.

В ходе формирования личность через периоды открытости определенным оказываемым обществом, и подготовленности к их принятию. подобной открытости нравственным, социальным, и педагогическим воздействиям и их принять выступает детство, при этом место отводится от 5 до 7 лет жизни. Данный – самый сензитивный для данной готовности, а производить нравственный у ребенка в этом формируется на базе у него, нравственно-оценочной сознания и определяется их в признании и одобрении. В формирования данной лежит вырабатывающаяся детей дошкольного и их стремление добровольно за одобряемым социумом эталонами поведения. отзывчивость выступает развития у детей чувств [2].

В возрасте детства также доброта, сочувствие, радость за других. мотивируют ребенка к действиям: помощи, заботы, вниманию, радости.

На базе нравственных чувств в ст дошкольном возрасте воспитание чувства достоинства, зачатков долга, уважения к справедливости и ответственности за дело.

В дошкольном возрасте у важно формировать мотивы поведения, бы побуждали их к поступкам, общественную направленность (позаботиться о сверстнике, личным желанием удовлетворения интересов сделать своими подарок близким). мотивов поведения с организацией разнообразной детей дошкольного общения их между с взрослыми.

Основным видом деятельности у ребенка дошкольного вораста является игра, но для формирования нравсвенных качеств необходимо включать в следующие виды общественную, патриотическую, трудовую, в деятельность по материальных ценностей и природы, общение с людьми и др. В процессе участия в разнообразной у дошкольников развивается (осознание) того, как их осуществлять, формируются совести и ответственности, навыки поведения и воля, что в своей и характеризует те или иные качества. Без хорошо практической деятельности и участия семьи эффективно формировать качества.

Буре, Р.С. воспитание дошкольников / Буре. – М.: Мозаика-Синтез, – 76, [2] с.

Григорян, Л.Г. семьи в нравственном старших дошкольников / Григорян // Воспитатель образовательного учреждения: . журн. – 2013. – № 6. – С.

Нравственное и трудовое дошкольников / С.А. и др.; под редакцией Козловой. – М.: Академия, – 187 с.

Социально-нравственное воспитание дошкольного возраста / Зырянова и др. ; Шадрадинский педагогический институт. – 3-е исправ. и дополн. – : Изд-во ШГПИ, – 216 с.

Приказ Министерства и науки РФ от 17 октября года № 1155 «Об федерального государственного стандарта дошкольного зарегистрированный в Минюсте РФ 14 2013 года за рм № 30384.

2015 — 2017 © Евразийский научный журнал (ISSN: 2410-7255)

Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.

Духовно нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Духовно нравственное воспитание детей дошкольного возраста на сегодняшний день просто необходимо. Без данного воспитания, ребенок потеряют веру в себя, в свои силы, и не сможет найти свое предназначение в жизни. Воспитывают в основном ребенка родители, и не только, поэтому нужно быть знающим родителем и сделать все необходимое, чтобы ребенок жил здоровой, счастливой и успешной жизнью.

Проблема остается именно в не знаниях родителей и использование советов тех людей, которые вообще не разбираются в воспитании детей. Психологи изучили состояние на сегодняшний день, зная какие есть проблемы, но и способы их решения, психологи предоставят вам только самые эффективные методы и советы для развития ребенка. Ваша задача не просто прочитать статью и забыть обо всех советах данные в ней, а применять на практике полученные знания, тогда они дадут значительно больше эффекта.

Духовность в семье

Прежде чем начать развивать духовно нравственное воспитание детей дошкольного возраста, вам нужно оценить состояние вашей семьи. Насколько ваша семья является духовной, о чем вы думаете, какие у вас цели и планы. Исходя из того, чем живет семья, нужно стараться дать ребенку свободу выбора, чтобы он, не разочаровался в жизни и нашел свой истинный путь. Семья в первую очередь влияет на уровень духовности ребенка, если низок уровень, то заставлять ребенка сделать что-то большее и невероятное не имеет смысла. Подайте пример ребенку начните сами жить тем, чем хотите, чтобы жили ваши дети. Помните, что до 6 лет ребенок полностью копирует своих родителей, поэтому постарайтесь не разочаровать ребенка. Дальше воспитанием занимаются школы и детсады, где контроль родителей бессмыслен, поэтому лучше сразу выбрать лучшие школы, и детсады.

Духовно нравственное воспитание детей, никогда не заканчивается, оно продолжается даже во взрослом возрасте, с детства и до самой смерти. Некоторые родители говорят, что чьи-то дети творческие, а наш ребенок нет, это неправда. Каждый ребенок и каждый человек, имеет творческие наклонности, которые нужно развивать и искать, чтобы увидеть. Чтобы это сделать проще и разузнать как можно правдивую и эффективную информацию, почитайте: развитие творческих способностей детей , и обязательно применяйте знания на практике, чтобы они не потеряли свою цену.

Психология для ребенка

Если ребенок увлекается с детства психологией, тогда духовно нравственное воспитание детей, ему будет даваться значительно проще и быстрее. Такие дети, с каждым днем будет узнавать все больше информации о себе и окружающем мире, им будет проще находить самостоятельно выход из сложившейся ситуации, и даже помогать родителям решить их проблемы. Психология, пусть даже и детская, имеет много полезного для ребенка, которому во взрослой жизни будет легче достигать успехов. Так же дети, которые увлекаются психологией, смогут избавить себя от страхов, комплексов, споров и обид. Такие дети находят свое предназначение, и, не тратя время в пустую занимаются только тем, что помогает достичь целей и мечты.

Что мешает ребенку

Как вы думаете духовно нравственное воспитание детей, зависит от вредных привычек. Конечно же, ведь, во-первых, это влияет негативно на здоровье ребенка, а во-вторых, разрушает психику. Общество, без слов, может показать ребенку, что пить и курить это хорошо, так как в данном процессе люди радуются и улыбаются и выглядят круто и модно. Мало кто сдержаться перед этим, но на самом деле, это не только вред здоровью, а манипуляция людей, чтобы было легче и лучше управлять ими, а также для простого бизнеса, от которого люди имеют неплохие, но скрытые доходы.

Главное быть духовно развитым, чтобы не обессилить и не вступить в армию той серой массы, которая отличается между собой только лишь внешним обликом. Забудьте обо всем этом и просто не обращайте внимания. Займитесь лучше любимым делом или увлечением, это отвлечет вас от всего ненужного, вы будете самым счастливым от данного дела, и достигните большого успеха в жизни. Помните, что все, что делается в мире, делается в основном с пользой, но еще есть много полезной информации, которая пригодиться вам и вашим детям.

Любовь и внимание

Чтобы духовное и нравственное воспитание ребенка не потеряло свой смысл, нужно начать любить своих детей и уделять им достаточное внимание. Это не говорит о том, что вы постоянно должны быть с ребенком и контролировать его, дайте ему свободы, для того что бы жизнь полноценно, доверяйте ребенку. Ведь любовь родителей к детям , очень полезна, и помогает ребенку набраться сил и веры в себя для достижения новых целей. Старайтесь и сами не манипулировать ребенком, как делают многие родители, считая, что это необходимо.

Если есть вопросы, пишите в комментариях.

Поделитесь статьей в соц. сетях:

Моральное воспитание и развитие межличностных отношений

Л.С. Выготский подвергает жёсткой критике подобные методы морального воспитания. Он говорит о том, что нравственное воспитание не может быть основано на законах и на правилах поведения. Педагогика, основанная на моральном законе и запрете, не может привести к успеху, поскольку она «запугивает слабого и вызывает сопротивление у сильного» (1, стр.258). Всякий страх, зависимость от наказания или поощрения уже означают отсутствие нравственного чувства. Нарушение предписанной нормы, напротив, придаёт нарушителю ореол смелости, вызова, внутренней силы. Предостерегая детей оттого, что они не должны делать, мы фиксируем их внимание на этом поступке и тем самым толкаем к его совершению. «Если сознание правильного поступка далеко не всегда гарантирует его совершение, то сознание неправильного содействует ему» (там же, с. 262). Даже если ребёнок под влиянием таких воспитательных воздействий и воздерживается от дурного поступка, воспитательное воздействие при этом «равно нулю и даже отрицательно, поскольку оно куплено ценой страха и унижения» (там же).

Кроме того, педагогика, основанная на соблюдении моральных норм, создаёт совершенно неправильное представление о моральных ценностях и поступках как о личных достоинствах, как о своеобразном преимуществе, что вызывает самолюбование и презрительное отношение ко всем остальным. Всё это не совместимо с моральным развитием. «Морально поступает тот, кто НЕ ЗНАЕТ, что он поступает морально» (там же, с. 257).

Основную стратегию решения этой важнейшей задачи Выготский видит в построении правильной «социальной координации своего поведения с поведением другим». Этим термином он обозначает живое общение между детьми, реальность их межличностных отношений, в которой дети начинают дорожить переживаниями своих товарищей и разделять общие впечатления и чувства. Эти отражённые впечатления от своих поступков являются, по мнению Выготского, сильнейшими воспитательными мерами.

Данное положение подводит к выводу о том, что в основе нравственного развития и воспитания ребёнка должна лежать организация детских межличностных отношений. Однако, для правильного решения этой педагогической задачи необходимо обратиться к исследованиям развития межличностных отношений на ранних этапах онтогенеза, с тем, чтобы понять психологические условия становления наиболее благоприятных вариантов отношения к другим людям, а также природу возникающих на этом пути деформаций. Цикл таких исследований был предпринят в лаборатории психического развития дошкольников ПИ РАО (2).

В основе данных исследований лежит представление М.И. Лисиной о том, что личные взаимоотношения неразрывно связаны с образом себя и другого: они возникают в единой деятельности общения и являются его продуктами. Отношения и образ себя основаны на двух различных началах — субъектном и объектном. Субъектное начало самосознания соответствует целостному ощущению себя как источника сознания, собственной активности, своей воли, своих переживаний и пр. Это – некоторый центр, ядро самосознания, в котором человеческое Я уникально и не имеет подобия (бес–подобно), не подлежит сравнению(несравненно) и обладает абсолютной ценностью (бес–ценно). Ему соответствует столь же непосредственное и безоценочное восприятие и переживание другого человека как целостной личности, что порождает внутреннюю связь с ним и различные формы сопричастности (сопереживание, сотрудничество, сорадование и пр.)

Проведённые эмпирические исследования, основанные на данном теоретическом подходе, позволили проследить развитие межличностных отношений ребёнка в связи с развитием его самосознания на протяжении первых семи лет жизни. Эти исследования показали, что новая, чрезвычайно важная сфера межличностных отношений ребёнка — его отношения со сверстниками возникает в раннем возрасте – на третьем году жизни. Именно эта сфера была в центре внимания большинства наших исследований. Как показало исследование Л. Н. Галигузовой, в первых формах отношения к сверстнику и первых контактах с ним отражается прежде всего переживание своего сходства с другим ребёнком. В раннем возрасте в изображениях сверстника дети узнают прежде всего себя, в реальных контактах с ним воспроизводят его движения, вокализации, мимику, как бы отражая его и отражаясь в нём. Причём такие взаимные узнавание и отражение приносят малышам радостные бурные эмоции. Характерно, что в этот период дети весьма слабо и поверхностно реагируют на индивидуальные, качества другого ребёнка (его внешность, умения, способности и пр.), они как бы не замечают действий и состояний сверстника. Они видят в нем прежде всего отражение самого себя. В то же время присутствие ровесника повышает общую активность и эмоциональность peбeнка.

Можно предположить, что эмоционально-практ ичеcкое взаимодействие детей раннего возраста дает им ощущение cвoeй целостности, aактивности , кот opoe усиливается, отражаясь и воспроизводясь в другом. Дети еще не выделяют отдельных свойств и качеств (как своих , так и другого ребенка). Их отношение к другому ещё не опосредовано никакими предметными действиями, оно аффективно, непосредственно и безоценочно. Всё это, несмотря на очевидные различия, сближает первые формы общения ребёнка со взрослым и со сверстником. В обоих случаях ребёнок узнаёт себя в другом, что даёт ему ощущение своей общности и сопричастности с другим. Воспринимая своё отражение в другом, малыши лучше выделяют себя и получают подтверждение своей целостности и активности.

Данный тип отношений ребёнка к сверстникам сохраняется примерно до четырех лет. Трёхлетние дети в целом достаточно индифферентны к действиям сверстника, к его оценке со стороны взрослого, их не волнуют его успехи или неудачи. В то же время они легко заражаются радостными эмоциями другого (хотя почти не замечают негативных переживаний), могут уступить игрушку или очередь в игре, если взрослый об этом попросит. Всё это может свидетельствовать о том, что сверстник ещё не играет существенной роли во внутренней жизни ребёнка.

Все перечисленные явления свидетельствуют о глубокой качественной перестройке в отношениях ребёнка к сверстнику и к самому себе. Можно полагать, что её суть заключается в оформлении периферических структур и объектных составляющих образа Я. Собственное Я ребёнка опредмечивается, в нём выделяются и оцениваются отдельные качества, умения, способности и пр. Но выделяться и оцениваться они могут не сами по себе, а только в сравнении с чьими-то другими, носителем которых может выступать равное, но другое существо — т. е. сверстник. Дошкольник начинает относиться к самому себе через другого ребёнка. Только при сравнении со сверстником можно оценить и утвердить себя как обладателя определённых достоинств, которые важны не сами по себе, а только, если кто-то их оценивает, т.е. "в глазах другого". Это сравнение направлено не на обнаружение общности (как у трёхлеток), а на противопоставление себя и другого. Сверстник становится обособленным, противопоставленным существом и предметом постоянного сравнения с собой. Причём соотнесение себя с другим происходит не только в реальном общении детей, но и во внутренней жизни ребёнка; появляется устойчивая потребность в признании, в самоутверждении, и оценка себя глазами другого, которые становятся важными составляющими самосознания. Всё это, естественно, усиливает напряжённость и конфликтность детских отношений.

К старшему дошкольному возрасту (к шести-семи годам) отношение к сверстникам снова существенно меняется. Усиливается эмоциональная вовлечённость в действия и переживания сверстника, сопереживание другому становится более выраженным и адекватным; злорадство, зависть, конкурентность проявляются значительно реже и не так остро, как в пятилетнем возрасте. Многие дети уже способны сопереживать как успеху, так и неудачам ровесника, готовы помочь и поддержать его. Существенно возрастает активность детей, направленная на сверстника (помощь, утешение, уступки). Появляется стремление не только отозваться на переживание сверстника, но и понять их. К семи годам значительно сокращаются проявления детской застенчивости. Снижается острота и напряжённость конфликтов дошкольников.

Такова общая логика нормального возрастного развития межличностных отношений ребёнка с другими детьми. Однако она далеко не всегда реализуется в развитии конкретных детей. Широко известно, что существуют значительные индивидуальные варианты в отношениях детей к сверстникам. Среди них особую тревогу вызывают проблемные формы межличностных отношений (повышенная конфликтность, застенчивость, агрессивность, отверженность ребёнка в группе сверстников). В связи с этим мы уделили особое внимание изучению именно этих, проблемных форм детских отношений. Специальному анализу подверглись психологические особенности застенчивых детей, конфликтных дошкольников, детей, отвергаемых сверстниками. Наши данные показали, что все эти дети не отличаются от своих сверстников по уровню развития интеллекта, произвольности или игровой деятельности. Психологические причины их трудностей лежат в другом.

Показательно, что у конфликтных , чрезвычайно активных, агрессивных дошкольников и у детей застенчивых выявлены общие особенности самооценки. В общих случаях положительная оценка себя резко расходится с их оценкой себя глазами других. Имея высокую общую самооценку и считая себя самым лучшим, ребёнок сомневается в положительном отношении других, особенно малознакомых. В случае застенчивости это расхождение выражается в неуверенности, в уходе в себя, в тревожности и страхе перед новыми ситуациями; в случае конфликтности — в демонстративности и постоянном стремлении доказать свои преимущества, утвердить своё Я. Однако в основе обоих вариантов лежит единое психологическое основание — фиксация на себе и своем образе. Ребёнок как бы сращивается, совпадает со своим образом и стремится удержать его. Он постоянно смотрит на себя глазами другого, как бы находясь в системе зеркал. Одни дети пытаются спрятаться от этого взгляда, уйти в себя, другие напротив, любуются собой, демонстрируют свои достоинства, но в обоих случаях эти зеркала позволяют видеть только себя, закрывая окружающий мир и других людей, в которых они видят только отношение к себе, но не их самих.

Естественно, возникает вопрос об источниках и факторах формирования того или иного типа отношения к сверстникам. Среди них обычно выделяют опыт общения со сверстниками, в котором отрабатываются коммуникативные навыки и формируются дружеские отношения между детьми. Однако, согласно нашему подходу, главным и ключевым условием развития гармоничного отношения к сверстникам является личностное, субъектное отношение к ребёнку близких взрослых, в котором закладывается фундамент его самосознания.

На основании этих данных можно сделать вывод о том, что у детей, растущих вне семьи, не сформирована структура самосознания. Их Я нуждается во внешней опоре, которую даёт выраженное и персонально адресованное отношение взрослого, но не может дать другой ребёнок.

Таким образом, полученные результаты показали, что формирование и развитие отношения к сверстнику зависит не только и не столько от совместной жизни детей, сколько от уровня развития самосознания ребёнка, источником которого является субъектное, личностное отношение взрослого на ранних этапах онтогенеза. Дети, растущие без семьи, лишены такого отношения. В результате собственное Я ребёнка остаётся невыделенным, не оформленным, что делает невозможным как эмоциональную вовлечённость в какую-либо деятельность, так и полноценное отношение к себе и к другими людьми.

Вместе с тем, можно полагать, что опыт первых взаимоотношений с матерью ещё не предопределяет полностью личность и судьбу ребёнка. Как показали наши исследования, развитие межличностных отношений и самосознания интенсивно продолжается на протяжении всего дошкольного возраста и закономерно проходит через ряд качественно своеобразных этапов. Дошкольный возраст — чрезвычайно ответственный период формирования личности и межличностных отношений, когда интенсивно формируется мотивационная сфера, складываются личностные механизмы поведения, оформляется самосознание и отношение к другим. На этом этапе ещё возможно преодолеть различные деформации в отношениях с другими, снять фиксацию на себе, помочь ребёнку полноценно прожить разные этапы возрастного развития.

К сожалению, в современной дошкольной педагогике этим важнейшим вопросам уделяется явно недостаточное внимание. И дело не в том, что педагоги и воспитатели не замечают или недооценивают важности воспитания личности и межличностных отношений, а в том, что эта деликатная сфера требует особо тонкого психолого-педагогического подхода. Как справедливо отмечал Л.С.Выготский, традиционные методы педагогики — объяснение, передача информации, приведение образцов и положительных примеров — оказываются здесь малоэффективными. Разработка методов воспитания нравственных качеств личности и гуманного отношения к людям является в настоящее время одной из главных задач, которые стоят перед психологами.

1.Л.С.Выготский Педагогическая психология. Глава ХII Моральное поведение (с. 249-270)

2. Межличностные отношения от рождения до 7 лет под ред. Е.О.Смирновой Москва-Воронеж, 2000.

Вопросы психологии, 2005, №3.

Медиатека

Информационные партнеры

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru

Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.

Все издания индексируются РИНЦ

Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

Нравственное воспитание детей

Нравственное воспитание детей – одна из первоочередных задач заботливых родителей.

Золотое правило нравственности звучит очень просто: «относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе» или в другой формулировке «не делай другим того, чего не хочешь себе». Казалось бы, ничего сложного, но современное общество переживает настоящий кризис духовных и нравственных ценностей. Происходит разрушение личности. Замена духовных ценностей материальными искажает представления детей о доброте, справедливости, честности, порядочности, милосердии.

Привитие понятий нравственности влияет не только на то, какими они станут членами общества, и что будут нести окружающим, но и на то, как они будут ощущать себя. Счастливый, самодостаточный, успешный, спокойный и уверенный в себе человек это, наверняка, человек с высокими моральными ценностями. Русский мыслитель, писатель, литературный критик, публицист Белинский В. Г. Сказал «Без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести, — ничего, чем человек есть человек».

Как же воспитать нравственное поколение

Разумеется, главной ячейкой в воспитании нравственности является семья. Только любовь и уважение к ребенку способны раскрыть в его душе любовь, стремление творить добро. Личный пример родителей – один из первых этапов воспитания, это то, что маленький человек видит с рождения. Уже в годик ребенок начинает примерять на себя поведение родителей. Это ли не повод задуматься, посмотрев на него, как в зеркало. Кем вырастет человек, с такого нежного возраста наблюдающий жестокость, сквернословие, приверженность к вредным привычкам? Помните у Л. Толстого «Невозможно воспитать человека добрым, если он живет в обстановке всеобщей ненависти и злобы, невозможно воспитать сильного волей человека там, где любое проявление свободолюбия подавляется и уничтожается».

Если ребенок видит спокойных, счастливых родителей, радостных и отлично себя чувствующих – он на подсознании записывает для себя что стиль их жизни, образ поведения – это хорошо. Он с удовольствием будет подражать взрослым. Если родители воспитывают только словом, которое расходится с их собственными поступками – даже самый маленький ребенок почувствует противоречие. В его поведения вы увидите не только свои отрицательные черты, но и дополнительную агрессию, вызванную протестом. Ведь каждый малыш – это практически ангел, в нем изначально заложено позитивное мироощущение и ощущение справедливости. Необходимо поддерживать и развивать в детях чувство собственного достоинства одобрением, внимательным отношением.

Воспитание нравственности вне дома

Нравственное воспитание детей так же возлагается и на плечи дошкольных и школьных учреждений. Но, ни одному детскому саду или школе не под силу воспитать достойного человека без активного участия родителей.

Гуляя с ребенком на детских площадках, посещая вместе с ним магазин, театр, библиотеку или кинотеатр родители безустанно должны помнить о своей роли воспитателя. Еще накануне запланированного похода нужно рассказать ребенку, о правилах этикета в этом месте и о том, какое поведение взрослые ожидают от него.

В течении всей прогулки внимательно наблюдайте за ребенком. Необходимо спокойно, но твердо запрещать ребенку обижать других детей, портить чужие вещи, губить природу. Нужно учить быть добрым, делиться с другими, помогать. И акцентировать внимание малыша на том, что это приятно ему самому. Не забывайте одобрять. Малыш должен видеть как Вам приятно от его хороших поступков.

Многие родители, воспитывая ребенка, стараются сделать его максимально похожим на себя, выдвигая собственное мнение, как единственно правильное. Это не дает развиваться воле и самостоятельности малыша. Вырастет агрессивный невостребованный человек с низкой самооценкой. Необходимо прислушиваться к мнению маленькой личности. При возможности соглашаться и давать право выбора. Ребенок должен усвоить, что у каждого действия есть последствия. Поделился с другими детьми игрушками – и всем весело играть вместе. Прыгал на кровати – наступил бух.

Нравственность под призмой народности

Не стоит поддаваться на модные тенденции ничего не запрещать ребенку до пяти или шести лет. Действительно в Японии существует такая модель воспитания. Ее преимущества мы видим в характерной для японцев вежливости, аккуратности, самообладании. Но это люди с совершенно другим менталитетом. Маленький японец не шалит не потому, что ему запрещают, а потому, что он не может расстроить маму, потому, что маме за него будет стыдно. Возможно ли добиться подобного от наших малышей? Пожалуй, сложно. В наших условиях такой способ воспитания превращается, как раз, в отсутствие воспитания, полную вседозволенность. Лучше придерживаться наших традиций. Вспомните, как высоко у древних славян было почитание родителей, уважение старости. И земля была кормилица матушка и хлеб всему голова. И хлебосол, когда гость на пороге и помощь, если у кого беда приключилась.

Возьмите народный фольклор. Народные песни отражают истинные человеческие ценности, прививают добро, любовь к природе. Народные сказки несут великую народную мудрость и опять-таки учат добру. Пойте с ребенком, читайте ему сказки. Ваши усилия окупятся сторицей.

Источники:
Актуальность нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Актуальность нравственного воспитания детей дошкольного возраста Количество просмотров статьи: 2746 Показать PDF версию Актуальность нравственного воспитания детей дошкольного возраста
http://journalpro.ru/articles/aktualnost-nravstvennogo-vospitaniya-detey-doshkolnogo-vozrasta/
Духовно нравственное воспитание детей дошкольного возраста
Духовно нравственное воспитание детей дошкольного возраста Духовно нравственное воспитание детей дошкольного возраста на сегодняшний день просто необходимо. Без данного воспитания, ребенок
http://psyh-olog.ru/2013/11/duxovno-nravstvennoe-vospitanie-detej/
Моральное воспитание и развитие межличностных отношений
Статьи по детской и возрастной психологии, тезисы, психологические исследования. Статьи ведущих психологов в области детской психологии
http://childpsy.ru/lib/articles/id/9578.php
Нравственное воспитание детей
Золотое правило нравственности звучит очень просто: относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе или в другой формулировке не делай другим того, чего не хочешь себе.
http://nadeevo-vologda.ru/30.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Проблема бога и человека в современном обществе Какова роль религии в современном обществе?Религия всегда играла значительную роль в развитии общества. Отношение к… (16)Восстанавливаем нервные окончания Восстанавливаем нервные окончания Считается, что нервные клетки не восстанавливаются. Однако, по последним данным, ученые пришли… (16)Заговор на молчание человека Оморочка — как навести и снять внушение Оморочка — довольно редкий способ воздействия на человека,… (15)

COMMENTS