Нравственность в жизни человека — правила и воспитание

6 способов воспитать нравственность в детях

«Была на собрании в школе, учителя за голову от моего сына хватаются. На уроках разговаривает, хамит, на замечания не реагирует, на прошлой неделе обрезал все цветы у “англичанки” в кабинете, говорит, “весенняя обрезка”! Классная говорит, что надо “проводить работу по нравственному воспитанию”, пока не поздно. А как её проводить? Знаю, что сама сына запустила, но мы с ним вдвоём, приходилось много работать, времени воспитывать нормально не было. Как теперь всё исправить?»

Воспитание нравственности действительно часто является проблемой. Родителям не хватает времени и знаний, а школьным учителям — желания. В итоге дети оказываются предоставленными сами себе. Но ведь человек становится личностью в процессе воспитания — без обучения мы не умели бы даже говорить. И главную роль в становлении и развитии личности играет семья, и только потом школа. Давайте разберём, что же такое нравственность, зачем она нужна, и как мы, родители, можем помочь нашим детям вырасти нравственными людьми.

Нравственность — что это?

Понятие «нравственность» часто используют как синоним морали, этики или духовности. Между этими понятиями действительно много общего. Но тут есть нюанс: понимание того, что такое нравственность и духовность может быть разным даже у жителей соседних домов, например, в зависимости от религиозных предпочтений. Поэтому мы будем опираться на светское понимание нравственного воспитания детей, принятое в нашем обществе.

Воспитание нравственных чувств начинается практически с самого рождения. Ребёнок учится у родителей, как надо себя вести. Но почему бы нам не жить только для себя? Зачем нам нужно считаться с другими людьми и окружающим миром? Давайте остановимся на этом чуть подробнее.

Почему важно воспитывать в детях нравственность

Иногда можно услышать мнение, что и без нравственности можно прожить, и вообще, зачем нужно придерживаться каких-то непонятных правил? Ведь свобода превыше всего. Но концепция нравственного воспитания играет огромную роль в нормальном функционировании общества, где человек человеку друг, а не волк.

Можно выделить следующие функции, которые выполняет нравственное поведение:

Регуляция общественного поведения. Воспитание духовности и нравственности помогает людям взаимодействовать, учитывая интересы других. При этом не только нам нужно учитывать интересы других, но и другие должны учитывать наши интересы. Это делает жизнь комфортной для всех членов общества, обеспечивает защиту и гуманное отношение к более слабым и менее защищенным людям.

Оценка и регуляция своего поведения. Человек, который обладает внутренним пониманием того, что такое добро и зло, критично оценивает свои поступки и руководствуется принципом «личная свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека». Например, прежде чем обрезать растения в кабинете, нужно подумать, не задевает ли моё поведение других людей? Эти растения выращивал не я, учитель расстроится, а растения погибнут — получается, я причиню вред другому человеку и уничтожу чужое.

Оценка чужого поведения. Нравственное воспитание личности также помогает увидеть, когда другие нарушают общественные нормы, мешают другим людям и причиняют кому-то вред. Соседский хулиган мучает котёнка, правильно ли это? Не требуется ли моя помощь слабому и беззащитному существу?

Комфортное существование в обществе. Человеку очень важно формировать крепкую и здоровую привязанность с другими людьми — это существенно улучшает качество и продолжительность жизни. Но мало кто захочет общаться с человеком, который постоянно хамит. Обычно люди отвечают взаимностью, и школьнику будет проще выстраивать доверительные отношения в коллективе, если родители развили и воспитали в нём верные духовно-нравственные качества.

Нужно ли уступить место пожилому человеку? Можно ли брать чужое? А портить школьное имущество? Донести мусор до урны или бросить в кусты? Включать ли громко музыку ночью? Во всех этих ситуациях человек делает выбор, опираясь на свои внутренние, нравственные нормы.

6 способов нравственного воспитания

Так как же организовать нравственное воспитание в семье? Есть несколько способов, которые помогут вам в этом.

Личный пример

Дети часто ориентируются не на нравоучения, а на поступки родителей. Если у взрослых слова расходятся с делом, например, родители запрещают драться, но сами бьют детей, ребёнок будет считать правильным именно такое поведение. Поэтому важно самим демонстрировать поведение, которое вы ждёте от своих детей.

2. Положительное подкрепление

Замечайте то поведение, которое вы хотите видеть чаще, хвалите и благодарите ребёнка за него. [1] Если ваш сын первый раз сам помог младшему брату, не стоит раздражённо бросать что-то типа: «Ну наконец-то, давно пора». Выделите положительные стороны: «Я заметил, что ты помог брату переодеться после прогулки, я очень рад, что ты сам вспомнил об этом, взрослеешь». Одобрение взрослых поможет ребёнку увидеть, что он поступает правильно.

Однако если ребёнок делает что-то, что вам не нравится, не оскорбляйте его и не навешивайте ярлыки «оболтус, безалаберный, вырастешь преступником», не отказывайте ребёнку в любви (такого плохого мальчика я не буду любить). Лучше концентрируйтесь на эмоциях: «Мне кажется, Лена расстроилась, что ты толкнул её. Никому не нравится, когда его толкают, и мне не нравится, думаю, что тебе тоже было бы неприятно». И не ждите мгновенных извинений и раскаяния. Для того чтобы желаемое поведение закрепилось и перешло в личные убеждения, необходимо время.

3. Взаимодействие с эмоциями

В основе нравственности лежит отзывчивость и способность понимать, что чувствуют другие, поэтому важно не запрещать ребёнку испытывать эмоции, а, наоборот, интересоваться тем, что чувствует ребёнок и рассказывать о себе. «Почему ты расстроился? Что ты чувствуешь? Я очень испугалась, когда ты задержался после школы, а твой телефон не отвечал». Это поможет детям развить эмпатию и научиться понимать себя и других.

4. Книги и фильмы

То, что ребёнок смотрит и читает, существенно влияет на его развитие. Хорошие мультфильмы могут уменьшать асоциальное поведение и улучшать результаты обучения в школе. Поэтому важно внимательно относиться к тому, чем увлечены ваши дети. Полезной традицией может стать совместный просмотр фильмов и чтение (причём читать можно даже с подростками). Это не только сблизит вас, но и даст возможность обсудить прочитанное, сделать акцент на тех качествах, которые вы хотите видеть в своих детях. Например: «Помнишь, в мультфильме Флип взял в магазине леденец без спроса и не заплатил? Как думаешь, почему он его взял? … И мне кажется, что он ему очень понравился. Как теперь Флипу исправить ситуацию? … Да, согласен, а в будущем он мог бы попросить маму или папу купить леденец».

5. Примеры других людей

Школьники могут копировать не только поступки родителей, но и поведение посторонних. Например, если дети наблюдают агрессивное поведение, то и сами ведут себя агрессивно. Эту закономерность хорошо демонстрирует эксперимент с куклой Бобо. Поэтому чаще знакомьте детей с биографиями людей, чьи качества вам кажутся достойными, делайте акцент на этих качествах, обсуждайте их с ребёнком. Важно именно разговаривать со школьником, а не поучать или читать нотации.

6. Программа нравственного воспитания детей

Конечно, чем раньше вы начнёте закладывать основы нравственности, тем проще будет даваться процесс нравственного воспитания детей в дальнейшем. Но при этом никогда не поздно помочь ребёнку изменить своё поведение на более конструктивное.

Для переобучения вы можете использовать программу нравственного воспитания, основанную на технологии модификации поведения 7Spsy. Занятия проходят дистанционно, дети занимаются самостоятельно, а психологи оказывают поддержку и отвечают на вопросы по телефону, электронной почте или в онлайн-чате — способ общения школьник сможет выбрать сам.

Также программа модификации поведения станет отличным подспорьем, если у вас есть возможность уделить время развитию нравственности у своих детей, но вы не знаете, с чего начать и как научить главному. Через 2-6 недель вы заметите, как меняются убеждения вашего школьника, и, как следствие, его поступки.

Занятия полностью анонимны, поэтому ни у вас, ни у вашего ребёнка не будет необходимости объяснять учителям и одноклассникам, почему вы решили обратиться за помощью.

Нравственность в жизни человека - правила и воспитание
7spsy.com

Беседа «ЧЕТЫРЕ ПРАВИЛА НРАВСТВЕННОСТИ»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Калтанское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа»

«Воспитание и культура.

Четыре основных правила нравственности»

Артюховская Надежда Николаевна,

воспитатель первой квалификационной категории

Беседа с подростками «Воспитание и культура. Четыре основных правила нравственности»

Цель : нравственное воспитание подростков .

— познакомить воспитанников с понятием « нравственность » и четырьмя основными правилами нравственного воспитания ;

-формировать потребности и мотивы нравственного поведения подростков ;

— развивать умение детей дискутировать и высказывать свою точку зрения;

воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.

1. Определение понятия « нравственность » и её роли в жизни современного человека.

Обычно в семье и в школе на первое место ставится изучение основ наук , а наука о том, как стать человеком, то есть как быть благородным и добродетельным, благоверным и добропорядочным, благоразумным и добросовестным, благовоспитанным и добросердечным , — всё это считается приходящим как бы само собой, без специального обучения и воспитания . Поэтому до сих пор нет ни специальной науки, ни учебного плана по изучению и усвоению нравственных категорий и норм поведения. Изучением и усвоением нравственных категорий и норм поведения мы с вами и будем заниматься.

Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному . Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось : « Нравственно прекрасным называют человека справедливого , мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями».

С годами понимание нравственности изменилось . У Ожегова С. И. мы видим : « Нравственность — это внутренние , духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения , определяемые этими качествами».

В. И. Даль толковал слово мораль как « нравственное ученье , правила для воли , совести человека».

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль» (латинское mores -нравы ) — это нормы, принципы, правила поведения людей , а также само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности, чувства, суждения.

В этическом словаре под моралью, или нравственностью понимается специфическая форма общественного сознания, которая представляет собой совокупность принципов, требований, норм и правил , регулирующих поведение человека во всех без исключения сферах его общественной и личной жизни; его отношение к обществу, к той социальной группе, представителем которой он является, к себе как к члену данного общества, а также к выполнению возложенных на него социальных обязанностей.

В Советской детской энциклопедии под нравственностью подразумевается совокупность исторически изменяющихся принципов, правил и норм , регулирующих поведение людей.

В отношении между людьми всегда высоко ценились нравственные чувства , такие моральные качества как доброта, милосердие, терпимость, порядочность, вежливость, умение правильно вести себя в обществе, семье, быту, в коллективе. Это и многое другое входит в содержание нравственной культуры . Она не передается по наследству, не возникает сама по себе, а требует специального нравственного воспитания .

Нравственное воспитание способствует превращению социально необходимых требований общества во внутренние стимулы личности каждого человека, такие как долг, честь, совесть, достоинство. Нравственность играет роль «компаса» поведения, позволяющего ориентироваться в жизни. Через систему ориентаций, норм, оценок, идеалов она регулирует поведение людей.

Аристотель писал, что человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким. Как вы думаете, почему?

Как вы считаете, ребята, использование законов и правил нравственного поведения нужны человеку меньше, чем знание физики или истории?

2. Выделение и обсуждение основных понятий , связанных с темой занятия :

— честь, достоинство, патриотизм;

3. Обсуждение с детьми четырёх основных правил нравственного воспитания .

Правило первое . Не делай другому того, чего не желаешь себе. Это правило создаёт условия для творения благородных, благоразумных, благочестивых, благовоспитанных или добродетельных , добропорядочных, добросовестных, доброжелательных, добросердечных поступков.

Правило второе . Творите для других добро, если для этого у вас есть возможности. Это правило учит быть человечным, не оставлять другого в беде, а сочувствовать и помогать каждому, кто нуждается в твоей помощи. В соответствии с этим правилом человек учится сопереживать, ставить себя на месть другого, чужое горе переживать как своё собственное. Такой великодушный поступок гарантирует такое же отношение, когда сам будешь нуждаться в сочувствии и благотворительности.

Правило третье . Будьте патриотами своей нации и своей страны, защищайте Отечество. Данное нравственное правило поможет вам любить свою Родину, свой народ; оно направлено на внедрение в сознание чувства гордости за принадлежность именно к этой стране, независимо от её экономического или другого положения. Нам должны быть присущи чувства чести и достоинства. Следует обратить внимание детей на то, что через соблюдение этого правила , они вырастут патриотами, готовыми защищать своё Отечество при любых условиях.

Правило четвёртое . Будьте законопослушными, не допускайте нарушения правопорядка . Не соблюдая этого правила , человек неминуемо однажды станет перед законом и разрушит свою судьбу.

4. Разыгрывание ситуаций, похожих на те, что происходили с детьми в школе, дома.

1) А. дразнит Д., зная, что ему это очень не нравится . Д. срывается и начинает кричать в ответ. Мимо проходит С. Видя кричащего Д., он его толкает, требуя замолчать. Ребята, вы узнаёте себя в этой ситуации? Попробуйте достойно из неё выйти. Кто и когда здесь поступил неправильно ? Какое правило можно использовать для разрешения этой ситуации?

2) В школе вы с одноклассником нашли деньги. Никто этого не видел. Ваши действия. Почему вы поступите именно так?

3) Всем ребятам предстоит служба в армии. Скажите, все ли вы хотите служить и защищать своё Отечество? Кто не хочет идти в армию? Попробуйте отстоять свою точку зрения : служить или не служить.

(Количество ситуаций может быть различным) . Далее подростки делятся на пары и предлагают ситуации друг для друга.

5. Рефлексия. Предлагаю воспитанникам записать четыре основных правила нравственного воспитания и высказывают свою точку зрения по вопросу : что понравилось и что не понравилось на этом занятии , что нового и полезного они узнали для себя.

infourok.ru

Воспитание ребенка

  • Психология ребенка
  • Воспитание ребенка
  • Развитие ребенка
  • Досуг и отдых
  • Конфликты и буллинг
  • Подготовка к школе
  • Обучение ребенка
  • Школьные вопросы
  • Здоровье ребенка
  • Родителям

Моральное развитие ребенка не менее важно, чем физическое или психическое, поэтому родители должны привить ребенку моральные ценности с раннего возраста

Нравственное воспитание детей: основные этапы и советы родителям

Елена, мать 8-летнего Жени, рассказывает, что однажды ее сын принес из школы новую ручку. Он сказал, что нашел ее на полу в классе, и поэтому взял себе. Елена объяснила Жене, что так поступать нельзя и сказала отдать ручку учителю, чтобы он выяснил, кому она принадлежит. Сначала Жене это не понравилось, но, когда Елена объяснила, почему будет правильно отдать ручку ее владельцу, он согласился.

Родители и учителя должны учить ребенка моральным принципам и объяснять ему, какие поступки являются правильными, а какие – нет. Понимание нравственного поведения и умение поступать правильно во многом зависит от окружения, в котором растет ребенок, а также от его эмоциональных, познавательных, физических и социальных навыков.

Рассмотрим основные этапы нравственного развития детей и попытаемся разобраться, как родители могут привить ребенку моральные ценности.

Что такое нравственность

Нравственность – это способность видеть разницу между правильными и неправильными намерениями, мыслями, поступками и поведением. Родители должны привить ребенку эти понятия – это основная цель всего процесса воспитания. Нравственное развитие ребенка связано с понятиями о морали, которым ребенок учится с младенчества и на протяжении всей взрослой жизни.

Этапы нравственного развития детей

Нравственное развитие ребенка происходит постепенно, начиная с младенческого возраста до подросткового и старшего возраста. Рассмотрим подробнее основные этапы этого процесса:

1. Младенчество

Младенцы не понимают моральных принципов. Их понимание правильного и неправильного зависит от их чувств и желаний. Проведя 9 месяцев в утробе матери, младенец ожидает, что мать и дальше будет удовлетворять его потребности. От того, удовлетворяются ли эти потребности, зависит то, как младенец понимает правильное и неправильное:

  • чувства голода и одиночества причиняют ребенку дискомфорт, поэтому он считает их неправильными;
  • когда мама заботится о ребенке, обнимает и кормит его, он делает вывод, что это правильно, а если мама не отвечает на его потребности, чувствует страх и делает вывод, что это неправильно.

2. Раннее детство (2–3 года)

В этом возрасте ребенок начинает понимать, что у других людей тоже есть права и потребности. Однако он еще не осознает разницы между правильным и неправильным. В возрасте 2–3-х лет малыш может чувствовать вину и придерживаться нравственного поведения, основанного на эмпатии. Основываясь на реакции родителей, ребенок понимает необходимость слушаться их, так как:

  • ребенок знает, что забирать игрушки у младшего брата – плохо, потому что за это родители могут его наказать;
  • он не понимает, почему нельзя толкать сверстников, но знает, что будет за это наказан;
  • ребенок обычно придерживается установленных правил, чтобы избежать наказания.

3. Дошкольный возраст (3–5 лет)

В этом возрасте ребенок перенимает семейные ценности. Отметим некоторые закономерности этого процесса:

  • поскольку правила и нормы необходимы для дисциплины в семье, они становятся важными и для ребенка;
  • ребенок ожидает, что родители или другие взрослые возьмут на себя контроль над ситуацией;
  • он понимает роли ребенка и взрослого и ожидает, что взрослые будут его контролировать;
  • он понимает, что поступки влекут за собой последствия;
  • позитивное воспитание позволяет устанавливать связь с ребенком, и он ведет себя хорошо. Если такой связи нет, ребенок будет поступать, исходя из своих чувств, до тех пор, пока его не поймают на плохом поведении.

4. Школьный возраст (710 лет)

С семилетнего возраста дети начинают сомневаться, так ли непогрешимы родители, учителя и другие авторитетные люди. Особенности этого этапа таковы:

  • ребенок четко понимает, что он должен и что не должен делать. Он хочет принимать участие в установлении правил;
  • у ребенка развивается чувство справедливости, он понимает необходимость правил;
  • он понимает, что у детей есть свои права. Он рассматривает правила, исходя из того, подходят они ему или нет.

5. Подростковый возраст (11–16 лет)

По мере того, как ребенок приближается к взрослому возрасту, он начинает развивать свои собственные моральные ценности, анализируя и подвергая сомнению ценности, которые прививают ему родители:

  • подросток расширяет горизонты своих моральных принципов и видит правила как набор социальных ориентиров, приносящих пользу всем;
  • он ценит правила, но обсуждает их;
  • подросток проявляет интерес к тому, что полезно для общества, поскольку в этом возрасте он развивает способность к абстрактному мышлению;
  • он начинает понимать, что его решения влияют и на окружающих людей;
  • подросток хочет, чтобы сверстники его принимали, для этого он может менять свои моральные принципы;
  • таким образом, мнение ребенка меняется от «я делаю так, потому что считаю это правильным» до «я делаю так, потому что так принято в моей семье» и далее – «я делаю так, потому что это правильно».

Нравственное развитие ребенка – более сложный процесс, чем усваивание семейных ценностей. Психологи предлагают различные теории, объясняющие этот процесс.

Теория нравственного развития Жана Пиаже

Швейцарский психолог Жан Пиаже, чьи работы были посвящены детскому развитию, утверждал, что в своем нравственном развитии дети проходят два основных этапа.

Первый этап, который длится до семилетнего возраста, называется гетерономия. На этом этапе моральные принципы навязываются ребенку. После семи лет постепенно начинается новый этап – автономия.

Пиаже отмечал, что нравственное развитие ребенка зависит от его познавательных способностей. Соответственно, он разделял процесс нравственного развития на такие стадии:

Сенсомоторная стадия (до 2-х лет):

  • ребенок понимает мир в соответствии с развитием моторики;
  • он получает новый опыт через физическое взаимодействие: смотрит на объекты, хватает их или кладет в рот;
  • ребенок усваивает «постоянство объектов»: он понимает, что предметы существуют, даже когда он не может их увидеть, услышать или схватить.

Дооперациональная стадия (от 2-х до 7 лет):

  • у ребенка не развита способность к децентрализации, т. е. все его действия исходят из убеждения, что его потребности кто-то должен обеспечить;
  • у него недостаточно развита логика, чтобы проводить умственные операции;
  • мышление ребенка эгоцентрично, т. е. он не способен понять точку зрения другого человека.

На первых двух стадиях ребенок не способен различать то, что принадлежит ему, и то, что принадлежит другим. Следовательно, все его действия направлены на удовлетворение собственных потребностей, поэтому он проявляет беспокойство по этому поводу.

Стадия конкретных операций (7–11 лет):

  • у ребенка не развита способность абстрактно рассуждать;
  • во время этого процесса у ребенка сильно возрастает психическое представление объектов;
  • вследствие развития познавательно-символической сферы ребенок быстро осваивает язык;
  • у ребенка уменьшается эгоцентризм.

Стадия формальных операций (11–12 лет):

  • ребенок начинает рассуждать абстрактно;
  • у ребенка развивается физическое и психическое представление объектов.

На стадиях конкретных и формальных операций ребенок может видеть вещи со стороны. Он понимает важность сотрудничества, взаимности и равенства. В этот период он переходит от гетерономии к автономии.

Теория нравственного развития Лоренса Кольберга

Американский психолог Лоренс Кольберг предложил теорию нравственного развития, в соответствии с которой выделил следующие этапы:

  • Этап 1: ориентация на наказание и послушание. Маленькие дети ведут себя правильно, потому что они боятся тех, кто обладает властью, и следуют правилам, чтобы избежать наказания;
  • Этап 2: эгоизм/индивидуализм. Ребенок считает правильными действия, удовлетворяющие его потребности, а иногда и потребности других. Взаимность на этом этапе не связана с привязанностью или справедливостью;
  • Этап 3: хороший мальчик/хорошая девочка. Правильное действие в понимании ребенка – то, которое нравится окружающим и впечатляет их. Ребенка волнует то, какое впечатление он производит на окружающих, с помощью хорошего поведения он ищет одобрения;
  • Этап 4: ориентация на закон и порядок. Правильное поведение означает выполнение своего долга, подчинение социальным нормам себе во благо и уважение к власти;
  • Этап 5: ориентация на социальный контракт. Ребенок признает универсальные принципы, права и социальные нормы. Кроме социально принятых норм, правильные действия основываются на личных ценностях и убеждениях;
  • Этап 6: ориентация на универсальные этические принципы. Правильные действия определяются совестью человека в соответствии с выбранными этическими принципами.

Первый и второй этапы Кольберг называл доконвенциональной моралью, третий и четвертый – конвенциональной, а два последних этапа – постконвенциональной моралью.

Теория нравственного развития Кэрол Гиллиган

Кэрол Гиллиган, ученица Лоренса Кольберга, заметила, что исследование Кольберга касалось только нравственного развития мальчиков и мужчин. Она утверждала, что нравственное и психическое развитие женщин и мужчин отличается. Мужчины рассматривают мораль с точки зрения правил и справедливости, а женщины – с точки зрения заботы и отношений. Кэрол Гиллиган выделяет такие этапы нравственного развития:

  • на доконвенциональной стадии цель ребенка – выживание;
  • затем ребенок обретает чувство ответственности за других;
  • на конвенциональной стадии ребенок развивает самопожертвование;
  • затем ребенок воспринимает себя как личность и теперь пытается вести себя не хорошо, а правильно;
  • на постконвенциональном этапе ребенок понимает необходимость не причинять вреда себе и другим.

Теория нравственного развития Берреса Скиннера

Теория Берреса Скиннера основывается на принципах бихевиоризма:

  • внешний мир имеет решающее значение для формирования нравственности ребенка;
  • главный инструмент нравственного развития – социализация.

Существует несколько теорий о нравственном развитии ребенка. Суть их заключается в том, что на этот процесс влияют родители и окружение ребенка.

Роль родителей в нравственном развитии детей

Дети учатся морали у самых близких им людей. Чтобы помочь в этом ребенку, родители могут предпринять следующие шаги:

  • мотивируйте ребенка действовать в рамках приемлемых норм;
  • определение и признание эмоций на ранних этапах поможет ребенку понять, что вы ему сочувствуете;
  • хвалите ребенка каждый раз, когда он проявляет позитивное поведение и демонстрирует правильное моральное поведение. Так ребенок поймет, чего от него ожидают;
  • ваши дети внимательно наблюдают за вами. Придерживайтесь правил, которым вы учите ребенка, показывайте ему хороший пример.

Кроме того, чтобы стать хорошим примером для подражания для вашего ребенка, вам следует научить его правильным с моральной точки зрения моделям поведения.

Как привить ребенку моральные ценности

Привить ребенку какие-либо моральные ценности непросто. Предлагаем несколько советов по этому поводу:

  • объясните ребенку моральные принципы, которые, по вашему мнению, имеют первостепенное значение;
  • расскажите ребенку, как плохое поведение влияет на других и на него самого. Например: «Если ты говоришь неправду, однажды тебе никто не поверит»;
  • обсудите с ребенком гипотетические ситуации, чтобы он оценил свои мысли и принял решение. Например: «Представь, что над твоим другом издеваются в школе. Как бы ты поступил?»;
  • объясните ребенку, что хорошие поступки имеют хорошие последствия;
  • убедитесь, что вы выполняете свои обязательства и обещания, данные ребенку, и проявляете доброту к нему;
  • подавайте ребенку хороший пример высокоморального поведения;
  • поощряйте занятия, которые учат ребенка нравственности.

Занятия, развивающие нравственность у ребенка

Чтобы проявить в ребенке его лучшие моральные качества, предложите ему поиграть в индивидуальные, групповые и развивающие игры. Игры могут научить детей сотрудничеству и равенству, так как:

  • групповые игры (например, прятки, бег наперегонки и т.д.) учат детей честности и важности следования правилам;
  • через групповые игры дети понимают, что следовать правилам нужно не для того, чтобы избежать наказания, а потому что это правильно и этично;
  • игра в крестики-нолики хорошо подходит для маленьких детей. Играйте в нее с ребенком, чтобы показать, что вы можете быть с ним на равных;
  • эта игра помогает детям понять, что они могут брать на себя ответственность за некоторые свои действия и решения и что не все зависит от других людей.

Нравственность в жизни человека - правила и воспитание
childdevelop.ru

Духовно-нравственное воспитание

Духовность в российском обществе, особенно в последние десятилетия, претерпевает серьезный кризис. Потеряны старые, советские идеалы, вдохновлявшие весь народ. Новых, им соответствующих, пока еще нет. В общественном сознании существует серьезный разброд. Нет четкой границы между добром и злом, патриотизмом и космополитизмом. А уж что такое бескорыстность — редко кто помнит, особенно представители нового поколения, выросшие после буйных 90-х годов минувшего столетия.

Каждый школьник должен осознать высший духовный смысл как собственной жизни, так и всего общества и государства, ибо лишь люди с высокой нравственностью способны разумно организовать свою деятельность и внести в жизнь достойный и позитивный вклад, улучшить ее и сделать в конце концов привлекательной для всех. Особая роль в этом принадлежит педагогике. Она призвана находить адекватные и действенные методы, которые бы не только отвечали запросам дня сегодняшнего, но и заглядывали несколько дальше.

Цели, задачи, проблемы воспитания

Важнейшими темами для духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время становятся те, которые дают учащимся усвоить азы не их обычного, вполне безнравственного, а должного поведения в жизни. К ним относятся:

  • гуманность, которая в школе должна прививаться уже на уровне отношений между учащимися;
  • культура в общении друг с другом;
  • чувство долга — на уровне личных отношений в классе, школе, а также в семье и обществе;
  • трудолюбие — внушение детям мысли, что только так можно чего-то добиться в жизни;
  • экологическое сознание: любовь и бережное отношение к природе;
  • благополучная жизнь в семье, одобряемая обществом;
  • познание окружающего и воспитание самого себя.

Под эти направления подстраиваются стратегические цели духовно-нравственного воспитания и тактические задачи, позволяющие их решить наиболее оптимально.Основная цель процесса, ведущего к духовно-нравственному подъему детской личности, — создание адекватных условий на каждой стадии воспитания, причем не только учителями, но и родителями. Последнее обстоятельство зависит от ряда проблем:

  • отсутствие в современном обществе положительных идеалов, затрудняющее выбор по-настоящему ценностного ориентира подрастающим поколением;
  • аморальные явления в окружающем мире, недостаточно пресекаемые властью и склоняющие молодежь к мнению о вседозволенности;
  • слабая организация досуга и культурных мероприятий с детьми;
  • поверхностное отношение государства и школы к физическому развитию учащихся;
  • недостаточное внимание властей, учителей и родителей к негативным пристрастиям детей. Сюда относятся: алкоголизм, наркомания, курение табака, слишком раннее начало половой жизни. Это приводит к всеобщей распущенности;
  • развращающая информация в СМИ и интернете, склоняющая молодых людей к беззаботному, агрессивному, нездоровому образу жизни, а также к жестокости и экстремизму;
  • чрезвычайно низкая культура речи и поведения в обществе.

Все эти факторы отнюдь не способствуют формированию и развитию личности в духе декларируемых в педагогике идеалов. Школьники, видя на улице, в семье и по телевизору совсем другое, просто не верят своим учителям, несмотря на всю их убедительность и педагогический дар.На то, чтобы преодолеть этот скепсис подрастающего поколения, должны быть направлены все усилия семьи, государства, а с ним — образовательных учреждений.

Самостоятельно дети в силу своей наивности и максимализма сделать это просто не способны. На начальном этапе жизни только взрослые смогут стать их нравственными поводырями и указать возможные ориентиры для нравственного созидания. И чем раньше взрослые сделают это, тем больше вероятность счастливого будущего молодежи.

Детство — наиболее удобная пора, когда еще почти беспрепятственно можно заложить в голову и душу маленького человечка те мысли и чувства, которые помогут ему стойко и радостно строить свою жизнь, опираясь на достойные образцы из прошлого, и не отвлекаться на мелкие дрязги реальности.

Ребенок — существо очень восприимчивое ко всему, что происходит вокруг. Поэтому предпочтительно уже с детства учить его только хорошему. Добро, сочувствие, самокритика, трудолюбие, любовь к людям, животным, природе, понимание проблем, возникающих у других людей, а также многое другое закладывается на ранней стадии жизни. Школа — идеальное место для этого.

Теоретические основы духовно-нравственного воспитания

Воспитать ребенка в духе высокой нравственности — задача сложная. В современной дошкольной и школьной педагогике ее принято решать в трех аспектах:

  • философско-методологическом;
  • психологическом;
  • непосредственно педагогическом.

Философско-методологический аспект обосновывает нормативные основания для духовно-нравственного воспитания детей разного возраста. Поэтому подход к обучению в младших и старших классах должен быть дифференцированным. Из этого положения исходит и разработка методик в преподавании. Они призваны дать ученикам понятие о духовности, нравственности, морали, духовно-нравственном воспитании и развитии, — базовых основах общего образования.

Духовно-нравственное воспитание в данном случае трактуется с точки зрения философии, религии, социологии, культурологии. Всеобъемлющим при этом является междисциплинарный подход к воспитанию, предусматривающий вариативное рассмотрение его с позиций как материализма, так и идеализма.

Задача философских методик духовно-нравственного воспитания — привитие учащимся умозрительного взгляда на мир. Это та позиция, которая позволяет сравнить естественно-научный и религиозный подход к истине, утверждая ее относительность.

Принципами организации учебного процесса становятся при этом воспитание школьников в духе активности, сознательности, научности. Ответы школьников на уроках должны быть последовательными, целостными, преподавание — максимально наглядным: с использованием тематических экскурсий, специально подобранных картин, схем, символов и т. п.

Психологический аспект духовно-нравственного воспитания предусматривает диалог учителя и ученика. Преподаватель должен в обязательном порядке учитывать психологию каждого возраста и, исходя из этого, выстраивать учебный процесс.

В младших классах, в которых обучаются дети, в основе обучения лежит игра. Через игровые ситуации, искусственно создаваемые учителем, ребенок эмоционально осваивает азы духовно-нравственного воспитания. Часть из них позднее входит привычку и становится ведущим мотивом поведения в жизни.

В старших классах вопросы, связанные с духовностью и нравственностью, решаются уже на уровне сознания; они более усложнены и приближены к реальной жизни. Эффективным методом обучения является моделирование проблемной ситуации, выход из которой ученик, как и в реальной жизни, обязан находить сам, исходя из ранее накопленных знаний.

Педагогический аспект в воспитании духовности и нравственности основан преимущественно на аналитике. На первое место здесь выступает сопоставление отдельно взятых ситуаций, почерпнутых из жизни. Ученики при этом оценивают достоинства и недостатки тех или иных вариантов поведения и выбирают самый, на их взгляд, адекватный с точки зрения разбираемого духовно-нравственного понятия.

Направления духовно-нравственного воспитания и развития

В современной школьной педагогике практикуется комплексное воздействие на сознание воспитуемого по нескольким направлениям, каждое из которых отражает ту или иную сторону жизни человека. В их основе лежит отношение к следующим институтам:

  • религии;
  • семье;
  • творчеству;
  • обществу;
  • государству.

Религиозное воспитание формирует в ребенке систему взглядов, связанных с богом, с божественным происхождением всего сущего, задающего человеку самую высокую планку духовно-нравственного поведения. Осуществляется оно посредством:

  • ближайшего окружения, верующего в бога, — членов семьи;
  • школьных педагогов;
  • священнослужителей;
  • религиозных организаций;
  • средств массовой информации;
  • религиозной литературы.

Воспитание прививается на уроках, лекциях, семинарах, религиозных праздниках (в церкви), экскурсиях паломнического характера. Форм воздействия множество. Все они отражают сакральные догмы религиозной конфессии, к которой близок ребенок, и вырабатывают в нем определенные взгляды и стиль поведения в жизни.

Семейное воспитание становится для ребенка одним из основных. Оно в идеале:

  • поддерживает физическое, духовное и моральное здоровье ребенка;
  • обеспечивает ему экономическую и моральную свободу для реализации всех имеющихся возможностей;
  • дает ребенку постигать мир в его разнообразии;
  • формирует эстетическую позицию, чувство прекрасного;
  • создает атмосферу любви, домашнего тепла и уюта, способствующую максимальной самореализации личности;
  • прививает маленькому человеку свои нравственные ценности, культуру, подает пример нравственного отношения близких людей друг к другу: заботы, сострадания и милосердия:
  • задает первые нравственные основы полового воспитания, отношения к другим людям;
  • привлекает к семейным традициям;
  • возбуждает внимание к родословной, цементируя единство поколений;
  • воспитывает в ребенке гражданина, патриота своего Отечества;
  • поддерживает гармоничность в развитии личности подрастающего человека.

Творческое воспитание развивает эстетическую и познавательную сторону детского сознания. На современного школьника, его язык и культуру оказывают влияние культуры других народов. С экранов телевизоров на детей выплескиваются чужие мультфильмы, детективы, ужастики. Их герои становятся героями наших детей, вытесняя наши добрые мультики, наши сказки, наших нравственных героев.

Единственное, что еще прочно сохраняет свое место в сознании детей, —фольклор. Первые примеры устного народного творчества ребенок получает еще в семье. Школа всемерно развивает эту традицию и использует ее в качестве средства:

  • психологического воздействия на учащихся;
  • изучения их эмоционально мира;
  • формирования духовности и высоких нравственных качеств;
  • развития эстетических взглядов;
  • для выработки метафорического мышления с помощью образов русских сказок;
  • увеличения лексикона детей за счет эмоционально-экспрессивных слов.

Социальное и патриотическое воспитание — во многом схожие направления. Истинный патриот и настоящий гражданин — близкие понятия. Оба включают в себя гуманность идеалов, уважение к другим людям независимо от их национальности, а также к закону и власти.

Духовно-нравственное воспитание патриота и гражданина в школе вырабатывает в учениках:

  • привязанность к родным местам;
  • уважение к своему языку;
  • соблюдение интересов общества и государства;
  • стремление к защите Отечества и верности ему в самые трудные минуты.

Заключение

Нравственность в жизни человека - правила и воспитание
mystroimmir.ru

Духовно-нравственное воспитание молодёжи: «Сегодня – дети, завтра – народ»

Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Не так давно в эфире российского телеканала прозвучали слова Никиты Михалкова: «Сегодня – дети, завтра – народ». Пожалуй, нет фразы, которая бы так точно и остро не отражала важность обсуждения темы духовно нравственного воспитания и образования в современном мире.

  • Автор записи

Автор: admin
Дата записи

1. Пояснительная записка

1.1 Актуальность и обоснование выбранной темы

Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Не так давно в эфире российского телеканала прозвучали слова Никиты Михалкова: «Сегодня – дети, завтра – народ». Пожалуй, нет фразы, которая бы так точно и остро не отражала важность обсуждения темы духовно нравственного воспитания и образования в современном мире. В условиях скоростного обновления информационного пространства, ленты новостей ежесекундно меняются, моментально устаревая и утрачивая актуальность! Эта скорость настолько велика, что, анализируя поступающую информацию, люди превращаются в машины, забывая о нравственных аспектах этой самой информации и о критериях их оценки. И именно поэтому проблема нравственного воспитания молодого поколения, понимающего «что такое хорошо и что такое плохо», востребована сегодня как никогда.

Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению к друг другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность является основой нравственности.

Работа классного руководителя в контексте духовно-нравственного воспитания учащихся старшей школы приобретает особо важное значение. Наряду с основными целями и задачами, стоящими перед выпускниками (успешное окончание школы, выпускные экзамены и выбор профессии) нельзя забывать о моральных устоях и нравственных ценностях. Именно на формирование незыблемых жизненных ориентиров и приоритетов молодежи XXI века направлено занятие, проведенное в форме классного часа: «Молодежь. Диалоги о нравственности».

1.2. Цель работы

Формирование системы ценностных ориентаций учащихся через осознание своей роли в современном обществе; расширение положительных нравственных качеств личности и духовного богатства молодежи XXIвека.

Задачи:

• Осмысление учащимися важнейших правил нравственного поведения человека в обществе, являющимися общечеловеческими ценностями.

• Формирование активной жизненной позиции учащихся посредством осмысления нравственных качеств личности, присущих каждому человеку.

• Воспитание неравнодушной, развитой личности, имеющей собственный взгляд на проблемы современной молодежи.

Форма проведения:фронтальная беседа, дискуссия с постановкой проблемных вопросов.

Оборудование:ноутбук, проектор, экран, фломастеры, компьютерная презентация, цитаты известных людей, магниты, конверты с заданиями для групп.

2. Конспект основного мероприятия

Классный час на тему: «Молодежь. Диалоги о нравственности».

Ход классного часа:

– Здравствуйте, уважаемые гости, коллеги, присутствующие в зале. Обращаюсь и к вам ребята и прошу вас не волноваться и оставаться такими же, какими знаю вас я и ваши учителя.

На сегодняшнем занятии мы поговорим о вас, молодежи XXI века, о ваших жизненных ценностях, приоритетах, стремлениях.

Но прежде чем начать наш разговор, я хочу вас познакомить с нашим гостем (на доску прикрепляется силуэт человека), который нуждается в вашей помощи. Нашему незнакомцу, как и Вам в следующем году, предстоит сделать шаг во взрослую жизнь, но каким должен быть его жизненный путь, на какие ценности опираться в жизни он пока не знает. И я очень надеюсь, что сегодня в рамках нашего разговора мы поможем нашему гостю в выборе правильного направления.

– Поводом к сегодняшнему разговору стал портрет среднестатистического молодого россиянина, «нарисованного» Международным детским фондом ЮНИСЕФ:

«Сексуально раскрепощенный, курящий, раз или два в месяц балующийся легкими наркотиками, регулярно страдающий от головной боли, не спешащий трудиться и создавать семью, но мечтающий о хорошо оплачиваемой работе».

Первой моей мыслью было желание опровергнуть данное высказывание, но что-то меня остановило и мне захотелось обсудить с вами данную формулировку. Я позволила себе визуализировать портрет, и вот какая картинка у меня получилась (слайды презентации).

– Согласны ли вы с данным высказыванием? Или это точно не про вас? Объясните свое мнение.

Спасибо вам за ваши высказывания.

– Древнегреческий философ Сократ высказался о молодежи следующим образом: «Наша молодежь любит окружить себя роскошью, она дурно воспитана! Она смеется над своими начальниками и нисколько не уважает старших. Наши нынешние дети стали тиранами, они не приветствуют стоя, если в комнату входит старше по возрасту человек, спорят со своими родителями. Попросту говоря, они плохие. Жадно глотают пищу и изводят своих учителей».

– В обществе существует 2 мнения о молодежи:

1) Молодежь деградирует.

2) Молодежь активна и мобильна.

Какого мнения придерживаетесь Вы?

3. Обсуждение появления памятника «Детям, жертвам пороков взрослых»

– А сейчас я хочу познакомить вас с одним скульптурным ансамблем, который установлен в Москве, на Болотной площади. Он называется «Детям, жертвам пороков взрослых». Здесь есть скульптуры «Наркомания», «Проституция», «Пьянство», «Садизм» (слайды презентации). Налево от центра – шесть статуй, направо – шесть других. В центре автор скульптурной композиции (Михаил Шемякин) поместил скульптуру «Равнодушие».

– Как известно, люди не рождаются с генами равнодушия, жаждой наживы, стремлением к занятию проституцией, и молодой человек, портрет которого мы обсуждаем не появился на свет таковым.

Откуда, на ваш взгляд, произрастают корни людских пороков? Из семьи, школы, улицы? Каковы причины их возникновения? Почему то, что 20 лет назад считалось постыдным, сейчас становиться нормальным явлением?

Варианты ответов детей, озвученные во время дебатов:

– что мы живем в новых условиях рыночных отношений;

– деньги имеют решающую роль в их жизни, нежели духовные, нравственные принципы;

– постепенная утрата семейных ценностей в обществе.

– Согласны ли вы со словами Святителя Игнатия Брянчанинова: «…как посмотришь на нашу молодежь, то нельзя не пожалеть ее! Как она ветрена! Как не думает ни о чем кроме удовольствий, растлевающих и нравственность, и здоровье, приготовляющих самую печальную будущность. Мне кажется, что всему этому причина – неправильное воспитание, дающее молодым людям неправильный взгляд на себя и на жизнь».

– Как вы думаете, почему святитель жалеет молодежь, есть ли у него для этого основания?

– Святитель говорит про неправильное воспитание. А кто должен воспитывать подрастающее поколение, семья, учитель, школа, телевидение? И что значит «воспитывать»? Может быть, надо ввести в школе уроки доброты, институт нравственности, и сколько часов отвести в школе на эти дисциплины? И т.д.

– Как вы относитесь к словам Ф.М. Достоевского, которые он вложил в уста Алеши Карамазова: «Знайте же, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома. Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть, самое лучшее воспоминание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь будет».

– О каком спасении говорит Достоевский? Как вы думаете? Может быть, о спасении Души человека? Если человек злой, то говорят, что у него… Как бы вы охарактеризовали доброго открытого человека. Какая у него душа?

4. Дискуссия «Нравственность – устаревшее понятие»?

Каждый человек в жизни к чему-то стремитьcя: поступить в институт, получить интересную рабoту, узнать нечто нoвое. Иногда в силу разных обстоятельств человек ради достижения целей переступает грань, которая заманивает своими временными удовольствиями, забывая о нравственных законах жизни.

– А что это за законы такие нравственные? Как вы понимаете смысл этого понятия – «нравственность»? Какими качествами личности должен обладать нравственный человек? Нравственность – это порядочность, искренность, доброта, любовь, вежливость, скромность, культура поведения, чистоплотность, благодарность, уважение, бескорыстие, дружелюбие, простота, милосердие, трудолюбие, выдержка, патриотизм и т.д. А может, быть нравственным человеком сегодня это несовременно, не модно?

– Чтобы стать высоконравственным человеком надо пройти три ступеньки нравственности:

Познание:когда маленький ребенок познает, что такое хорошо и плохо.

Осмысление:когда мы можем дать любому поступку свою оценку, высказать свое отношение.

И собственноПоведение человекав той или иной ситуации.

Причем по мнению философа Гегеля, «Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то это еще не добродетель; добродетелен он лишь в том случае, если этот способ поведения становится постоянной чертой характера».

5. Работа в группах «Кодекс нравственных идеалов». Самоанализ нравственных качеств личности

– Нравственные убеждения – это тоже не врожденные качества, и не генетический код передает их. Их нужно воспитывать. Имея отрицательное качество, надо сосредотачиваться мыслью на противоположном – положительном, тем самым вытесняя первое и развивая второе.

Предлагаю вам провести анализ нравственных качеств личности, присущих только вам, проранжировав их наличие у себя по 10 бальной системе:

И второе задание: Работая в группах (так, как вы сидите), выберите одно, самое важное на ваш взгляд правило нравственного поведения человека в обществе и одно положение из кодекса нравственных идеалов.

Правила нравственного поведения людей в обществе:

1. Необходимо быть великодушным с людьми.

2. Всегда и во всем слушайся свою совесть.

3. Не будь злопамятным, умей прощать.

4. Уважай мнение другого, даже если ты с ним не согласен.

5. Всегда поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.

6. Заботься о всех живых: и о людях, и о животных.

7. Соблюдай правила поведения.

8. Не психуй, не капризничай, а делай так, как положено.

9. Будь честным не только с людьми, но и в отношении к самому себе.

Кодекс нравственных идеалов:

1. Гуманное отношение к людям.

2. Никогда не стремись сделать что-либо с выгодой только для себя.

3. Сначала думай о других, а потом о себе.

4. Если делать что-то, то делать на совесть.

5. Не проходи мимо нуждающихся в помощи.

6. Будь справедливым к себе и к окружающим людям.

7. Уважай старших и заботься о родителях.

8. Строй отношения с людьми на доверии.

9. Делай людям добро, и оно вернется к тебе.

– Спасибо вам за вашу работу. С самооценкой нравственных качеств личности вы еще поработаете дома, подумайте так ли вы были честны перед собой. Может быть, в глазах других людей вы выглядите несколько по-иному, поделитесь и обсудите ваши результаты со своим лучшим другом. А самое значимое и важное из правил нравственного поведения человека в обществе я прошу вас озвучить с небольшими комментариями и передать нашему незнакомцу.

6. Стихотворение Джона Рида «Потерянное поколение» / «Есть надежда»

И напоследок я прошу вас прочитать стихотворение Джона Рида «Потерянное поколение» / «Есть надежда».

7. Заключительное слово

– Я тоже отказываюсь верить, что ваше поколение потерянное. Я верю в вас, в ваши ценности, которые вы сегодня озвучили. Мы заканчиваем наш разговор. Спасибо вам, ребята, за минуты общения, за вашу смелость, участие, поддержку. Мне бы очень хотелось, чтобы после нашего занятия у вас не было сомнения в выборе правильного жизненного направления!

На этом наш классный час окончен. До свидания!

3. Выводы и рекомендации к последующей работе

Тема разговора, затронутая на занятии – собирательный образ молодого человека в современном обществе, его нежелание трудиться, жажда легкой жизни, утрата нравственных идеалов, не оставила равнодушными никого из участников дискуссии. Прежде всего, потому, что каждый попытался «примерить» этот образ на себя: кого-то этот образ насторожил, а кого-то заставил задуматься. На примерах высказываний известных людей и литературных персонажей, учащиеся попытались найти ответы на такие непростые вопросы, как: «Откуда произрастают корни людских пороков?», «Кто должен заниматься воспитанием подрастающего поколения?», «Являются ли нравственные качества человека устаревшими в современном мире?».

Рассматривая структуру классного часа, я считаю целесообразным остановиться на основных методах работы, использованных на занятии. На первом этапе (приветствия) был использован метод эмоциональной мотивации. На этапах введения в проблему и первичного осмысленияиспользованы такие методы работы, как фронтальная беседа и дискуссия с постановкой проблемных вопросов, где каждый учащийся мог высказать свое мнение.При углублении проблемы использовался метод наглядности с просмотром слайдов компьютерной презентации. Значимым этапом занятия явилась работа с «Правилами нравственного поведения людей в обществе» и «Кодексом нравственных идеалов». Здесь использовался метод коллективного обсуждения с последующими выводами и групповая работа. Этот вид работы позволяет учащимся совершенствовать свои коммуникативные навыки, умение слушать, оформлять свои мысли в слове, грамотно и аргументировано излагать свою точку зрения. По итогам мероприятия учащимся предлагалось провести самоанализ нравственных качеств личности присущих каждому в отдельности и ответить для себя на вопрос: «Всегда ли их поведение соответствует тем нормам морали и нравственности, которые они озвучили?». По лицам ребят было видно, как серьезно они отнеслись к данному заданию. Рефлексия – непосредственный эмоциональный отклик на заданную проблему. Это главный результат любого воспитательного мероприятия. Финальной точкой нашего занятия стало прочтение учащимися стихотворения Джона Рида «Потерянное поколение» / «Есть надежда», в котором еще раз были расставлены акценты нравственного поведения человека в обществе, являющимися общечеловеческими ценностями.

В заключении еще раз хочу обратиться к работе классного руководителя в контексте духовно-нравственного воспитания. Выбор темы данного занятия не случаен, он обусловлен основными принципами моей воспитательной работы с учащимися. Глубоко убеждена, что человек вооруженный самыми современными знаниями, но имеющий злое сердце способен употребить их себе во вред и во вред всему человечеству. Прежде всего, я учу моих воспитанников слышать голос своей совести и оставаться людьми во всех жизненных ситуациях. Считаю просто необходимым изыскивать любую возможность для разговора «по душам» со своими воспитанниками. Необходимо разговаривать не только о заслугах и победах наших соотечественников в прошлом, но и о том, что происходит в мире сейчас, сегодня, о чем говорят по телевизору, пишут в Интернете, обо всем, что может волновать подрастающее поколение. И тогда, я думаю, ответ будет очевиден: «”Потерянное поколение” перед нами, или все-таки “есть надежда”!?».

Презентация к статье – в приложении.

Приложение доступно для скачивания по ссылке.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Нравственность в жизни человека - правила и воспитание
slovo.mosmetod.ru

Нравственное воспитание, как основа жизни общества

В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет формирование ее нравственности. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере согласовывать свою деятельность с другими членами сообщества, подчинятся определенным нормам, правилам и требованиям. Вот почему в каждом обществе вырабатывается множество разнообразных средств, функцией которых является регуляция поведения человека во всех сферах его жизни и деятельности — в труде и в быту, в семье и в отношениях с другими людьми, в политике и науке, в гражданских проявлениях, играх и т.д. такую регулирующую функцию, в частности, выполняют правовые нормы и различные постановления государственных органов, производственно -административные правила на предприятиях и в учреждениях, уставы и инструкции, указания и приказы служебных лиц и, наконец, нравственность.

Есть существенное отличия в том, как влияют на поведение людей различные правовые нормы, законы, административные правила и указания служебных лиц, с одной стороны, и нравственность — с другой. Правовые и административные нормы и правила имеют обязательный характер, и за их нарушение личность несет юридическую или административную ответственность. Нарушил, например, человек тот или иной закон, опоздал на работу или не выполнил соответствующих служебных инструкций — неси правовую или административную ответственность. В обществе созданы даже специальные органы (суд, прокуратура, милиция, различные инспекции, комиссии и т.д.), которые наблюдают за выполнением законов, разных постановлений и обязательных указаний и применяют соответствующие санкции (от лат. строжайшее постановление) к тем, кто их нарушает.

Иное дело нравственность, или мораль. Нормы и правила, которые относятся к ее сфере, такого обязательного характера не имеют, и практически их соблюдение зависит от самой личности.

Когда же тот или иной человек их нарушает, общество, знакомые и незнакомые люди имеют только одно средство воздействия на него — силу общественного мнения: упреки, моральное порицание и, наконец, общественное осуждение, если аморальные действия и поступки приобретают еже более серьезный характер.

Возьмем тот же пример с опозданием. Если человек опоздал на работу, на него может быть наложено административное взыскание (предупреждение, выговор и т.д.). Но если тот же человек опоздал на встречу со своим знакомым и последний был вынужден долго ждать его, никаких санкций не бывает, а значит может его только упрекнуть или сделать товарищеское замечание. Как видим, соблюдение моральных норм и правил базируется не на предупреждении, а главным образом на сознательности самой личности, на понимании ею этих норм и правил и необходимости их соблюдения. В этике — философской науке о морали — существуют две основные нравственные категории — добро и зло. Соблюдение моральных требований, их поддержка личностью обычно ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как нравственное зло. Понимание этого и побуждает личность общества, совершенствовать свое поведение, что одновременно означает и ее моральное развитие. Правда, немаловажную роль здесь играет сам характер нравственности и ее содержание. Нравственность фашистского тоталитарного государства, например, развращала людей, возбуждала в них человеконенавистничество и вела к деградации личности. Только мораль гуманного и демократического общества, которая сама носит прогрессивный характер, содействует действительному прогрессивному развитию и совершенствованию личности.

Но моральные усовершенствования поддерживаются не только силой общественного мнения, большую роль в этом играют нравственные обычаи, привычки и традиции, которые культивируются в обществе. Люди давно заметили, что нравственность личности не может основываться только на ее моральной сознательности, что она становится более прочной, когда соблюдение нравственных норм и правил приобретает характер привычных способов поведения и деятельности. Это как будет показано ниже, имеет большое значение для воспитания. Здесь же подчеркнем следующее положение. Поскольку соблюдение нравственных требований общества в конечном итоге зависит от самой личности, поскольку она выступает в качестве хранительницы и субъекта морального прогресса, вполне понятно, какое огромное значение приобретает нравственное воспитание, повышение его содержательности и педагогической действительности. Многие общественные деятели, писатели и педагоги с давних времен считали, что нравственное воспитание не только оказывает решающее влияние на формирование положительных качеств личности, но и является главной задачей школы и должно быть в центре ее воспитательной деятельности.

Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились с давних времен. Подчеркнем, что они связывались главным образом с тем, что только нравственное воспитание обеспечивает формирование у личности добродетельного характера и доброжелательных отношений к людям. Вот что писал об этом Я.А. Коменский. В своем трактате “ наставление нравов” он приводил изречение древнеримского философа Сенеки: “научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней”. Там же цитировал народное изречение: “ кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает” Яковлев Е.Г. Эстетическое как совершенное. — М., 1995, с. 281.

Нравственное воспитание выдвигал на первый план немецкий педагог Иоган Гербарт. Другое дело, что в соответствии с идеалами общества, в котором он жил, он вкладывал в понятие нравственного воспитания человека понятие покорности, дисциплины и безропотного подчинения авторитету власти. Он писал: “Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове: нравственность” Гусейнов А. А . Золотое правило нравственности. — М., 1995, с. 57.

Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой, он говорил, что из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра.

Осмысливая сущность нравственности личности, следует иметь в виду, что в качестве синонима этого понятия зачастую употребляется термин мораль.

Между тем эти понятия необходимо различать. Под моралью в этике обычно понимают систему выработанных в обществе норм, правил и требований, которые предъявляются к личности в различных сферах жизни и деятельности. Нравственность человека трактуется как совокупность его сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований. Формирование нравственности, или нравственной воспитанности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и как неуклонное соблюдение.

Но что означают моральные (нравственные) нормы, правила и требования к поведению личности? Они есть не что иное, как выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в различных сферах общественной и личной жизни, а также в общении и контактах с другими людьми.

Мораль общества охватывает большое многообразие этих отношений. Если их сгруппировать, то можно четко представить содержание воспитательной работы по формированию нравственности. В целом эта работа должна включать в себя формирование следующих моральных отношений:

  • А) отношение к политике нашего государства: понимание хода и перспектив мирового развития; правильная оценка событий внутри страны и на международной арене; понимание моральных и духовных ценностей; стремление к справедливости, демократии и свободе народов;
  • Б) отношение к родине, другим странам и народам: любовь и преданность родине; нетерпимость к национальной и расовой неприязни; доброжелательность ко всем странам и народам; культура межнациональных отношений;
  • В) отношение к труду: добросовестный труд на общее и личное благо; соблюдение дисциплины труда;
  • Г) отношение к общественному достоянию и материальным ценностям: забота о сохранении и умножении общественного достояния, бережливость, охрана природы;
  • Д) отношения к людям: коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность, взаимное уважение, забота о семье и воспитании детей;
  • Е) отношение к себе: высокое сознание общественного долга; чувство собственного достоинства, принципиальность.

Как видим, каждое из перечисленных отношений включает в себя целый ряд норм, правил и требований, которых должна придерживаться личность и которые составляют основу ее жизни и поведения. Именно эти правила и требования не только детализируют содержание нравственного воспитания, но и указывают на его исключительно большую многогранность.

Но для нравственного воспитания необходимо хорошо ориентироваться не только в его содержании. Не менее важно детально осмыслить, какого человека можно считать нравственным и в чем, собственно говоря, проявляется настоящая сущность нравственности вообще. При ответе на эти вопросы, на первый взгляд, напрашивается вывод: нравственным является тот человек, который в своем поведении и жизни придерживается моральных норм и правил и выполняет их. Но можно выполнять их под влиянием внешнего принуждения или стремясь показать свою “нравственность” в интересах личной карьеры или желая добиться других преимуществ в обществе. Подобная внешняя “нравственная благовидность” есть не что иное, как лицемерие. При малейшем изменении обстоятельств и жизненных условий такой человек, как, хамелеон, быстро меняет свою нравственную окраску и начинает отрицать и ругать то, что раньше хвалил.

В условиях, обновляющихся в стране социальных обстоятельств, демократизации и свободы общества исключительно важно, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она выполняла нравственные нормы правила не благодаря внешним общественным стимулам или принуждению, а в силу внутреннего влечения к добру, справедливости, благородству и глубокого понимания их необходимости.

Нравственным нужно считать такого человека, для которого нормы правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения. Говоря точнее, в своем истинном значении нравственность не имеет ничего общего с послушно-механическим, вынуждаемым только внешними обстоятельствами и требованиями выполнением установленных в обществе моральных норм и правил. Она есть не что иное, как внутренний категорический императив личности, в качестве побудительных сил которого выступают ее здоровые общественные потребности и связанные с ними знания, взгляды, убеждения и идеалы. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляет глубинную сущность нравственного воспитания.

В этом смысле нравственность личности органически связана с ее моральными чувствами, с ее совестью, с постоянной оценкой своего поведения и стремлением к искреннему раскаянию в тех случаях, когда допущены нарушения моральных принципов. Совесть и раскаяние личности в своих аморальных поступках — сильнейшие стимулы ее нравственного развития и самосовершенствования. К сожалению, формированию этих личностных чувств не всегда придается должное значение. Все это показывает, что нравственное развитие личности невозможно без формирования ее моральной сознательности, моральной совести и глубокого внутреннего стремления к моральному благородству.

Рассматривая содержание нравственного воспитания, мы отмечали, что должно быть направлено на формирование у личности нравственных отношений к родине, труду, общественному достоянию, охране природы, к людям и самой себе. Но моральные отношения не возникают и не существуют сами по себе. Они органически связанны с деятельностью человека и обуславливаются ею. Это очень важное положение. Из него следует: чтобы формировать у личности нравственные отношения, необходимо включать ее в соответствующие виды деятельности и использовать их для выработки и воспитания этих отношений.

Добро и зло являются самыми важными, первыми категориями этики, поскольку добро и зло служат для различия морального и аморального, нравственного и безнравственного, ответственного и безответственного в поведении человека.

В понятии добра отражается в виде абстрактной моральной идеи то, что должно быть и заслуживает одобрения, люди выражают в понятии добра свои наиболее общие интересы, пожелания, надежды на будущее. Понятие «зло» — это категория этики, которая по своему содержанию является противоположностью добра. Зло, как понятие морального сознания, выражает представления о безнравственном, о том, что противоречит требованиям морали, заслуживает осуждения.

Добро и зло как бы представляют собой две стороны одной медали. Они взаимоопределяют друг друга и всегда сосуществуют в единстве, выступая как один из атрибутивных, фундаментальных признаков бытия, как одна из его существенных закономерностей. Человек узнает зло, поскольку имеет представление о добре, он ценит добро, испытав на собственном горьком опыте, что такое зло. Добро и зло связаны тем, что они взаимно отрицают друг друга, но вместе с тем они и как бы определяют друг друга.

Моральное сознание включает в себя не только размышление о важных вопросах человеческого существования, но и побуждения чувствовать, мыслить и, разумеется, действовать в определенном направлении, заданном высшими моральными ценностями, нравственными нормами. Это побуждающее свойство морали особенно хорошо просматривается при обращении к такому понятию морального сознания, как долг. В повседневном общении мы нередко говорим: долг учителя, долг руководителя, долг офицера и, наконец, долг Человека. Что под этим обычно подразумевается? Пожалуй, совокупность обязанностей, которые общество предъявляет к личности. Но моральное поведение осуществляется не автоматически. Поэтому долг необходимо включает в себя осознание своей ответственности перед другими людьми, перед обществом, перед самим собой. Иначе говоря, в долге осмысляется, переживается отношение человеческой личности к другим (ближним и дальним), к обществу.

Осознание долга находится в тесном взаимодействии и другим компонентом морального сознания — справедливостью. Словом, если добро, образно говоря, одно для всех, то справедливость поворачивается к каждому конкретному человеку по-разному, задевает каждого, вызывает самые различные переживания — от черной зависти и негодования до самой трепетной благодарности. Иначе говоря, сознание справедливости в отличие от сознания добра более конкретно, увязано с жизненно важными повседневными интересами людей и эмоционально более насыщено.

Идеал представляет собой некий моральный стандарт, который не зависит от вкусов, моды. Идеал выступает как наиболее общее, универсальное и абсолютное нравственное представление о должном, это образ совершенства в отношениях между людьми, это высший образец нравственной личности.

Список литературы:

  • 1. Голубева Г.А. Этика. — М. 2002
  • 2. Дробницкий О.Г. Понятие морали.- Мн., 1998.
  • 3. Зеленкова И.Л. Основы этики. — М , 1974.
  • 4. Милтс А.А. Этическая мысль. — М., 1991.
  • 5. Половинкин А.И. Этические законы. — М., 2005.
vuzlit.ru

Тема 6. Основы нравственного воспитания

План:

1. Основные понятия теории нравственного воспитания. Мораль как форма общественного сознания. Понятие о нравственности.

2. Сущность и содержание нравственного воспитания.

3. Гражданское, патриотическое, интернациональное воспитание, воспитание национального самосознания – часть воспитания нравственного.

4. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. Правовое воспитание школьников как часть нравственного воспитания.

Основные понятия:мораль, нравственность, этика, нравственное сознание, гуманизм, гуманность, гражданское воспитание, патриотизм, патриотическое воспитание, национальное самосознание, воспитание национального самосознания, интернационализм, интернациональное воспитание, сознательная дисциплина, право, правовое воспитание.

6.1. Основные понятия теории нравственного воспитания. Мораль как форма общественного сознания. Понятие о нравственности.Чтобы изучить и усвоить основы нравственного воспитания, необходимо владеть основными понятиями его теории.

Каждый поступок человека, если он в той или иной мере влияет на других людей и небезразличен для общества, вызывает оценку со стороны окружающих. Он оценивается как хороший или плохой, правильный или неправильный, справедливый или нет, нравственный или безнравственный. При этом человечество пользуется понятием «мораль».

Мораль – это форма общественного сознания, возникающая в системе конкретно-исторических общественных отношений, являющаяся их духовным продуктом, суммой правил, требований, норм, которые регулируют взаимодействия между людьми, их отношения к вещам и явлениям реального мира (Б.Т. Лихачев). Мораль в прямом значении этого слова – это обычай, нрав, правило. Иногда в качестве синонима к слову «мораль» используется понятие «этика» — привычка, обыкновение, обычай. В другом значении этика трактуется как философская наука, изучающая мораль. В зависимости от того, как усвоены человеком нормы морали, этики, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с существующими моральными нормами и принципами, можно судить об уровне его нравственности.

Нравственность – это освоенная, внутренне принятая человеком общественная мораль, регулирующая его индивидуальное поведение, опирающаяся на мировоззренческие убеждения и чувство совести.Иными словами, нравственность – это мораль в действии. Человек может знать нормы и правила морали и не следовать им, нарушать их в своей жизни, нанося ущерб другим людям. Тогда о нем говорят как о морализаторе и безнравственном человеке. О нравственности можно говорить как личностной характеристикечеловека, в которой объединяются такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение в обществе.

Таким образом, поступки оцениваются в соответствии определенным моральным правилам. Правило, имеющее общий характер, то есть распространяющееся на множество одинаковых поступков, называется нравственной нормой. Она предстает как правило, требование, определяющее, как человек должен поступать в той или иной ситуации с точки зрения общественной морали. Нравственная норма может побуждать к тому или иному действию, поступку, а может и запрещать их, предостерегать от их совершения. Именно благодаря существующим нравственным нормам определяется порядок взаимоотношений человека с другими людьми, с окружающим его миром вещей, природы.

В этике и жизни людей определены нравственные категории, то есть понятия морали и нравственности, имеющие общий характер, побуждающие всех, всюду и всегда руководствоваться ими в жизни. В их числе такие категории, как добро, справедливость, долг, честь, совесть, достоинство, счастье.

Воспринимая мораль и нравственность как правила жизни, общество выработало понятие нравственный идеал, то есть образец нравственного поведения, к которому нужно стремиться всем людям, взрослым и детям, чтобы общественная жизнь была разумной, полезной для всех и красивой, эстетичной.

Необходимо четко уяснить еще одно понятие теории нравственного воспитания — нравственное сознание.Это сложное явление, которое складывается из первичных нравственных представлений (что – хорошо, что – плохо). В процессе обучения и воспитания, в течение жизни эти представления обогащаются, развиваются, интегрируются в нравственные понятия, которые переживаются как нравственные чувства (чувство совести, долга, собственного достоинства и т.д.).Как уже отмечалось, безнравственный индивид может иметь нравственные понятия, ясные представления о нормах морали и нарушать их. Однако человек не может быть безнравственным, если у него развиты нравственные чувства, способность к моральным переживаниям и угрызениям, мукам совести. Нравственное чувство неразрывно связано с нравственным идеалом.

В поисках нравственного идеала, совершенствования дети, подростки, юноши и девушки, взрослые люди переживают нравственные искания, определяют свои нравственные позиции, проявляют нравственную волю. Важными компонентами нравственного сознания являются нравственные потребности и воля. Вне их не может быть нравственности. Слепое послушание, бездумное исполнение чужой (иногда абсолютно безнравственной) воли приводит к слабости, бесхарактерности, в конечном итоге – к безнравственности. Только согласие с собственной совестью как общей нравственной категорией, волевая твердость в следовании нравственным чувствам обеспечивают в совокупности возможности нравственного поведения, осуществления нравственных поступков.

Заключительным компонентом нравственного сознания и поведения являются нравственные навыки и привычки.Если они укоренились в сознании и жизни ребенка, в его нервной системе, психике, наступает состояние привычного нравственного сознания и поведения,когда безнравственные поступки, особенно в рамках простых поведенческих норм, становятся просто невозможными. Нравственное поведение становится обыденным, в порядке вещей, не нуждающимся в контроле и самоконтроле.

Подводя итог сказанному о нравственном сознании как важном понятии теории нравственного воспитания, четко определим компоненты нравственного сознания:

1. Морально-нравственные знания (представления – понятия).

2. Нравственные чувства и переживания, совесть.

3. Сформированность нравственных идеалов (образцов поведения, жизни с точки зрения человеческой морали).

4. Нравственная воля, позволяющая неукоснительно правильно совершать нравственный выбор, перед которым оказывается в жизни каждый человек.

studopedia.ru

COMMENTS