Общение с людьми — средства, способы и правила общения

Как мы общаемся – все виды коммуникации

Человек находится в постоянном взаимодействии с окружающим миром. Общение – один из главных способов получения и обмена информации.

С помощью коммуникации люди достигают своих целей, влияют на эмоциональное состояние окружающих. Психологи выделяют несколько видов общения, в зависимости от целей и содержания.

  1. Содержательный компонент процесса общения
  2. Цели общения
  3. Средства общения
  4. Временной критерий коммуникации
  5. Другие виды общения
  6. Количество участников в процессе коммуникации
  7. Классификация по Е.И. Рогову
  8. Императивное
  9. Манипулятивное
  10. Диалогическое
  11. Педагогическое общение

Содержательный компонент процесса общения

Общение – это способ донести до окружающих информацию. Поэтому одна из классификаций основана на содержании высказываний.

  1. Материальное – кроме вербальных навыков, осуществляется обмен материальными предметами для реализации какой-либо деятельности. Материальное общение чаще происходит между близкими людьми, например, передача бытовых предметов или покупок в магазине. Цель такого взаимодействия – удовлетворение насущных потребностей человека.
  2. Когнитивное служит для передачи различной информации. Направлено на расширение кругозора, обмена опытом. В ходе беседы могут обсуждать навыки и умения. Чаще встречается в профессиональной среде.
  3. Кондиционное – направлено на влияние на эмоциональное состояние человека. Проявляется как оказание моральной поддержки и утешения.
  4. Мотивационное – цель – мотивация человека на свершение поступков, достижение целей.
  5. Деятельностное – сочетает в себе коммуникацию и осуществление практических действий. В процессе такого общения происходит обмен опытом, навыками и умениями.

Нередко сочетается несколько видов: все это зависит от степени близости людей и типа их взаимоотношений.

Цели общения

Анализируя общение психологи учитывают и цели, которые поставил перед собой человек.

  1. Биологическое – удовлетворяет естественные потребности человека, поддерживает жизнеспособность организма.
  2. Социальное – направлено на коммуникацию с другими людьми. Данный тип общения помогает человеку совершенствоваться, повышает его статус в обществе и укрепляет социальные контакты.

Человек не может ограничиться одним из вышеперечисленных видов общения. Потому что люди живут в социуме и коммуникация с окружающими позволяет совершенствовать свои навыки и умения, обучаться новым вещам.

Средства общения

Для реализации навыков общения человек использует средства, ставшие основой для одной из классификаций.

  1. Непосредственное – задействуются органы и части тела, данные человеку от природы – рот, голосовые связки, руки, ноги. Другие подручные средства не используют.
  2. Опосредованное – для осуществления коммуникации применяют дополнительные возможности. В этот вид входит использование мобильного телефона, компьютера и другие технические приспособления.
  3. Прямое – люди общаются между собой лично.
  4. Косвенное – взаимодействие происходит с участием третьих лиц. Это переговоры, распространение слухов или другой способ передачи информации.

Существует упрощенная классификация по средствам, в которой психологи выделяют две большие группы:

  • вербальное – реализуют при помощи речевых высказываний и является ведущей у человека. Такой способ расширяет коммуникативные возможности, но он не может полностью исключить использование пантонимимических средств;
  • невербальное – осуществляется посредством мимики, жестов передачей через телесные или сенсорные контакты. Такой вид общения встречается у некоторых видов животных. Невербальная коммуникация является врожденной и она направлена на достижение взаимопонимания на эмоциональном уровне. Важным умением является умение слушать.

Невербальную коммуникацию используют для общения с глухонемыми людьми, потому что у них нет возможности использовать вербальные средства.

Временной критерий коммуникации

Еще один критерий для классификации общения – продолжительность контакта:

  • кратковременное – длительность коммуникации занимает от нескольких минут до часа;
  • долговременное – контакты отличаются постоянностью, в процессе общения люди лучше узнают друг друга, решают глобальные задачи.

В социуме каждого человека есть как кратковременные, так и продолжительные контакты.

Другие виды общения

Есть типы социального взаимодействия, не вошедшие в эти классификации:

  • деловое – встречается в профессиональной среде. Во время него затрагиваются вопросы карьеры и специфических умений и навыков. Посредством делового общения люди завязывают деловые контакты или успешно провести переговоры;
  • воспитательное – в процессе человек пытается повлиять на поведение собеседника. Распространенный пример – воспитание ребенка родителями;
  • диагностическое – человек пытается сформировать определенное мнение о человеке или получить нужные сведения. Пример такого взаимодействия – беседа врача и пациента;
  • инструментальное – его участники преследуют достижение определенной цели, кроме получения приятных эмоций от самого процесса общения;
  • личностное – люди затрагивают темы, интересные лично собеседнику. Цель – укрепление личных взаимоотношений или реализация собственных целей.

Человек использует все виды общения, чтобы развиваться во всех сферах жизни. Тогда он будет чувствовать удовлетворенность и внутреннюю гармонию.

Количество участников в процессе коммуникации

Принимать участие в беседе может несколько человек, но не со все участники будут общаться между собой.

  1. Лично-групповое или социально-ориентированное – инициатор взаимодействует с каждым членом группы. В процессе формулируются и рассматриваются личные и групповые задачи и цели. Примером лично-групповой коммуникации является общение начальника с подчиненными.
  2. Межличностное или личностно-ориентированное – в процессе взаимодействия с человеком, собеседник стремится узнать его лучше или получить нужную информацию. Участники общения могут рассматривать друг друга как равных партнеров или орудия для достижения своих целей.
  3. Межгрупповое – контакт двух групп. Их цели и задача могут совпадать, что позволит решить масштабные проблемы. Или взгляды являются противоположными, что выльется в конфликт. Примеры межгруппового общения – встречи спортивных болельщиков или обсуждение выпускного между несколькими классами. Каждый участник коллектива является носителем групповой задачи и может отстаивать интересы всех ее членов.

Человек может взаимодействовать как с одним собеседником или парой людей, так и с большим количеством окружающих. Все определяется целями и задачами общения и социальным статутом собеседников.

Классификация по Е.И. Рогову

Е.И. Рогов выделяет 3 доминирующих типа социального взаимодействия: императивное, манипулятивное и диалогическое.

Императивное

В психологии общения его называют авторитарным или директивным. Оно основано на стремлении одного человека подчинить себе другого. Это проявляется в желании контролировать его мыслей, поведения для совершения нужных действий.

Авторитарная личность не рассматривает своего партнера как человека с собственным мнением и эмоциями. В императивном общении человек не скрывает своего стремления подчинить себе другого.

Манипулятивное

Оно имеет схожие черты с директивным. Его цель – аналогичная, но манипулятор скрывает свои истинные намерения. Партнер воспринимается как человек, владеющий нужными умениями и качествами.

Манипуляторы нередко сами становятся жертвой выбранной ими коммуникации. Он начинает воспринимать себя как одного из участников и происходит оценивание своих поступков со стороны. Человек путается в своих намерениях, происходит потеря внутреннего стержня. Манипулятора выделяет лживость, постоянный самоконтроль, потеря интереса к окружающему, циничное отношение, недоверие и скука.

Психологи выделяют 4 типа манипулятивного общения:

  • активное – управление осуществляется посредством активного воздействия. Человек пользуется своим социальным статусом. Его главный жизненный принцип – быть главным везде и управлять всеми;
  • пассивное – манипулятор играет роль беспомощного, позволяя людям оказывать ему помощь и поддержку. Придерживается принципа – не раздражать окружающих;
  • соревновательное – для человека жизнь ассоциируется с постоянными соревнованиями, цепочкой побед и поражений. Себя он видит в роли бойца, поэтому окружающие воспринимаются им как потенциальные соперники и враги. Его главная жизненная установка – побеждать любой ценой;
  • безразличное – манипулятор изображает отрешенность, безразличие, поэтому старается избегать социальных контактов. Использует попеременно активные и пассивные средства. Старается отвергать заботу окружающих.

Императивный и манипулятивный типы общения психологи относят к монологическому. Человек рассматривает собеседника как орудие для достижения цели, игнорируя его эмоции и желания. Поэтому манипулятор общается с собственными задачами и целями.

Диалогическое

Эта форма противоположность императивному и малипулятивному вариантам, потому что основано на равноправии его участников. Оно основано на гуманистических принципах и в диалоге собеседники стараются достигнуть взаимопонимания и лучше узнать другого человека. Чтобы реализовать диалогическую форму общения требуется соблюсти ряд условий:

  • настроенность на эмоции и психологическое состояние свое и собеседника;
  • доверие к собеседнику без оценивания его личности;
  • участники диалога воспринимают друг друга как равных собеседников с правом на собственное мнение. Каждый из них признает за другим право принимать решение;
  • в процессе беседы участники ищут общие проблемы и нерешенные вопросы;
  • общение с человеком от собственного имени, выражение своих мыслей и чувств.

Диалог считается совершенной формой общения, которая позволяет раскрыть характер человека и установить доверительные отношения на глубоком уровне. Человек должен быть психологически сам готов к такому взаимодействию и воспринимать собеседника как равного участника диалога.

Педагогическое общение

Это особый вид взаимодействия, потому что требует более тонкого психологического подхода и повышенную эмпатию – способность чутко реагировать на эмоциональное состояние человека. Педагогическое общение – это один из эффективных способов передачи информации и воспитания детей. Под ним понимают взаимодействие педагога и ученика, создание благоприятной обстановки в классе или группе и условий для гармоничного всестороннего развития детской личности.

Существует несколько стилей общения:

  • на основе заинтересованности общим делом;
  • коммуникация строится по принципу формирования дружеских взаимоотношений;
  • форма диалога;
  • соблюдение дистанции – педагог субординацию и старается держаться несколько отстраненно от детей, не переходя за границы формального общения;
  • устрашение – для достижения результата учитель/воспитатель использует авторитарные методы воспитания и свой педагогический статус;
  • заигрывание – взрослый старается завоевать авторитет путем лести, имитацией заинтересованности личностью ученика, установлением неформальных взаимоотношений, выходящих за рамки педагогического общения.

Допустимыми формами взаимодействия учителя/воспитателя с детьми является увлеченность общим делом, дружеские взаимоотношения и диалог. Инициативный педагог с творческим подходом к процессу воспитания пользуется уважением у детей и способен эффективнее передавать знания ученикам.

Дистанцирование уместно, если такой стиль вызван особенностями педагогического процесса. Устрашение и заигрывание – недопустимые формы педагогического общения. В авторитарном стиле педагог не относится с уважением к личности ребенка, воспитательный процесс строится без учета индивидуальных особенностей ребенка.

Заигрывание основано на формировании панибратских отношений. При таком типе педагог не пользуется авторитетом у детей, потому что они воспринимают их как равных. А занижение требований к ученикам не способствует эффективному обучению.

В современном обществе перечисленные виды общения в “чистом” виде встречаются редко. Это связано с развитием информационных технологий и появлением возможности взаимодействовать с большой аудиторией. Но все разновидности взаимодействия с окружающими нужны для формирования гармоничной личности и установления социальных контактов.

В процессе общения могут возникать коммуникативные барьеры, о чем можно прочитать в следующей статье.

logoprav.ru

Как правильно и грамотно разговаривать с людьми – 7 советов из психологии

Всё-таки как правильно разговаривать с людьми психология этого вопроса крайне важна. Дело в том, что вся наша жизнь, если честно посмотреть на это, она соткана из общения. На 90% тело человека состоит из воды, и вот точно так же вся наша жизнь она на 90% состоит из общения .

Мы общаемся с близкими людьми дома, общаемся на отдыхе с друзьями. Общаемся на работе со своими коллегами, начальниками, сотрудниками. Общаемся с клиентами, общаемся с продавцами. Общаемся с совершенно незнакомыми людьми.

Общаемся с человеком, который нам безумно нравится. Общаемся с человеком, от которого нас просто бесит. Общаемся, общаемся, общаемся… И порой общение нас радует, а порой оно огорчает. Вся наша жизнь – это общение.

Есть важные вещи об общении, о том, как правильно общаться. Они пригодятся вам в общении с совершенно разными людьми. Тот, кто знает эти правила и умеет их мастерски применять, становится гораздо более успешным и счастливым. И этот человек становится на голову выше окружающих.

Содержание

И начнём мы с самого очевидного, казалось бы правила. Настолько элементарного, что порой о нём напрочь забывают.

1. Всеми забытый навык общения с людьми

1-я самая главная вещь – это преданный в нашей цивилизации забвению навык общения с людьми. Находиться здесь и сейчас – вот что постоянно упускается из виду. Очень важно, экстремально важно, когда человек, например, ведёт машину. Потому что, если он куда-то улетел мыслями – бум! Авария. И хорошо если авария лёгкая: поцарапали или ещё что-то. А если что-то серьезное?

Часто случалось так, что на лекциях в институте я не присутствовал: просыпался уже во время перерыва. Очень тяжело было слушать лекции и, в конце концов, я окончательно убедился, что спать на подушке оно гораздо удобнее, чем на жёстких партах.

Наверняка у вас тоже есть примеры, когда кто-либо не присутствовал во время общения.

В школе так часто бывает, например, Сидоров сидит и думает о девчонках. И тут учитель его поднимает с места: «Повтори мне Сидоров, что я только что сказала?». А… А Сидоров не может повторить, он ведь мысленно был в это время на пляже с девчонками.

Бывает ещё такая ситуация, когда человек рассказывает что-то, а другой человек витает в облаках где-то. Такое часто можно наблюдать, когда идет пара: муж с женой, и женщина рассказывает, как у неё прошел день, что можно купить такой-то шкафчик и так дальше. А он ей: угу, угу, угу…

И если у него спросить, а «Что, дорогой, я тебе только что сказала?», он: э-э-э… Это конкретный косяк в общении. Когда такая ситуация происходит, то человека тут нету. И, соответственно, общения просто не может быть. Такой вот облом.

Это самая базовая на самом деле вещь.

2. Взгляд и правила общения с людьми

Вторая вещь в правилах общения с людьми – это ваш взгляд, восприятие собеседника глазами. Просто смотреть друг на друга, отмечать какое настроение у потенциального собеседника, ещё что-то у него. Потому что ведь этого мало, только быть здесь, глаза-то, они ведь тоже для чего-то предназначены.

Один мой друг, он одно время не мог общаться глядя в глаза. Он постоянно уходил от этого и бурчал, глядя в свой телефон. Что он там делал в этом телефоне – не знаю, может в крестики-нолики играл или морской бой – я не подсматривал.

Это было несколько странно. А ему просто было тяжеловато общаться, вот он и убегал в телефон. А когда он всё-таки вылезал из своего гаджета, то оказывалось, что это классный парень, вот он смотрит на тебя, и общение шло гораздо легче.

Когда, например, какая-то ссора, то вы можете видеть мужа с женой, которые смотрят в разные стороны. Они не смотрят друг на друга, не хотят – тяжело общаться. Человек, который бесит – на него не больно-то хочет смотреть.

Не просто быть здесь, а ещё и воспринимать собеседника – это важно. Не зря есть видео звонки, в которых можно не только слышать человека, но и видеть.

Эмоции, вещи которые не передать словами – они читаются по человеку и людям очень-очень важно видеть друг друга. И это тоже не просто порой бывает. Когда злит человек, или его стесняешься, или он такой грозный, начальник такой серьезный… Кстати, человек в гневе воспринимает взгляд как агрессию – тут нужно быть аккуратнее.

Или когда такая красотка, которую человек вообще и не достоин даже, вот на неё даже взглянуть он не имеет права. А если он на неё не будет смотреть, то как же сделать ей предложение? Вот так вот отвернётся от неё и скажет: «Пойдем в ЗАГС». Что это такое?

Это второе очень важное правило.

3. В чём заключается настоящее искусство общения с людьми

Третья вещь, очень не проста – это настоящее искусство общения с людьми. И это важно при любой беседе – это некоторое чувство такта с одной стороны, а с другой стороны – понимание того, что все мы далеко не идеальны. Например, жена может прекрасно знать, что бесит её половинку. Например: «А-а-а, ты так и не повесил ту полку!».

А у него отвращение просто к этим полкам. Он и сам знает, и сам себя пилит за то, что её не повесил. А она ещё добавляет жару, сыпет соль на рану. Это его может довести до белого каления. И в некоторых случаях она это делает намеренно – злит мужа специально.

Вот, например, мужик во время разговора что-нибудь говорит такое, что женщине неприятно. Матюгнётся, например. Это неправильно конечно, с дамами надо вести себя как джентльмен. В то же время люди часто это делают не намеренно, вовсе не для того чтобы специально собеседнику напакостить.

Часто это происходит из-за того, что он не подумал, что этого может быть неприятно собеседнице. Человек же он, про себя то знает, а вот про других – не особо, он же не может влезть в голову. Поэтому, бывает, наступаешь на чужую больную мозоль – не ведая, что творишь.

Вот такой ситуации очень советуют досчитать до 10, а потом уже сказать ему: «Вася, пожалуйста, не надо материться». Это может несколько лучше сработать, чем истерика.

Это правило досчитать до 10 – она, безусловно, хорошо. Однако далеко не у каждого без тренировок будет получаться, ведь люди разные бывают, ситуации разные: кто-то орёт, кричит, топает ногами, кто-то ноет, плачет, другой лежит, отходит от пьянки.

И это ещё не самое серьёзное. Вот и разные ситуации бывают, когда общение, которое другой человек выдает вам, от него просто бесит. Чтобы быть человеком, который может выдерживать серьёзные нагрузки, существуют специальные тренировки. Они требует времени и сил, и знать нужно, где они проводятся.

А если у вас такой возможности как следует прокачаться нету, то попытайтесь до 10 досчитать. Не всегда будет получаться, особенно поначалу. Но вода камень точит. Это вернется к вам тем, что люди будут вас ценить. Очень-очень сильно. За то, что вы не орёте сразу, не грубите, а по-человечески объясняете, что к чему. Не обвиняете при этом.

«Вася, материться в компании с мужиками – это правильно. Если ты не будешь материться, то на тебя будут смотреть, как на недомужчину. А у нас сейчас с тобой свидание, вечер, романтика. И хочется слышать от тебя приятные, нежные, красивые слова».

И он вас действительно может услышать. Ведь вы его не учите жить, а просто по-человечески объясняете. Вы говорите о своей мозоли, и при этом не наступаете на мозоль его. Ведь и этот парень, да и любой из нас не больно-то любит ошибаться и быть не правым.

Это что касается больных мозолей.

4. Как правильно разговаривать с людьми ушами – психология слушания

Следующая важная вещь в любом общении — это донесение. Донесение до человека вашего сообщения. Часто бывает так, что человек говорит что-то невнятно или не достаточно громко – его просто не слышно.

У вас такое наверняка бывало, когда связь плохая по телефону и это начинает раздражать. Плохо слышно человека, ему приходится по нескольку раз повторять одно и то же. Он просит подойти вас к окну, а вы уже и так давно у окна стоите, даже на балкон вышли, чтобы разобрать что он там буровит. Да я уже у окна, с другой стороны! Ты сам-то подними уже свою… 5-ю точку!

Не доходят сообщения. И в итоге портятся отношения, даже любовь может вдруг потерпеть кораблекрушение, если один из влюблённых вовремя не донёс до другого что-то важное. Чтобы такого не происходило, нужно стараться до собеседника доносить свою идею.

Доносить до него внятно, достаточно громко. И такие вещи как эмоции: не всегда нужно что-то грубо говорить, например. В тоже время эмоции бывают разные нужны в той или иной ситуации. Плохих эмоций, на самом деле не бывает, но эмоции должны к месту употребляться. Также как и громкость голоса: когда то нужно поорать, чтобы человек тебя услышал.

Как-то с товарищем мы стали конфликтовать, но общее намерение было работать вместе, и поэтому мы моменты острые проговорили, выяснилось, что никто не хотел другому удавку на шею накидывать и дружба восстановилась. Даже как-то теплее стало с этим человеком.

На этой волне я стал рассказывать ему какую-то историю из своего детства. И только начал её рассказывать, у меня, что говорится, только душа развернулась… А он так хлоп: куда то ему вдруг срочно приспичило – мне пора, убегаю.

Только я начал раскрывать душу. Когда понимаешь, что ты ему важен, что общее дело ценно для обоих и на этой почве увеличивается естественным образом расположенность, доверие. Начинаешь разворачиваться, раскрываться… А он это обрезает.

Это донесение до других чего-либо и слушание другого человека.

5. Как эффективно общаться с людьми, которых невозможно заткнуть

Если ваш собеседник говорит без умолку, то становится совершенно непонятно, как можно эффективно общаться с таким человеком. Возникает серьезное желание воспользоваться верёвкой и скотчем…

Особенно часто возникает такая ситуация, когда тебе человек рассказывает какую-то вещь не первый раз уже. И в определённый момент это становится просто невыносимо слушать. Ну, раз выслушал, ну, два в конце концов куда ни шло. Но на кой чёрт он мне это 10-й раз рассказывает.

Было с вами такое?

А бывает, что ты другому человеку что-то рассказываешь, но не понятно, слушал он тебя или нет – в ответ ничего не говорит. В таких ситуациях, когда ты что-то хотел сообщить другому, а он тебе просто не дал понять, что услышал тебя. В таких ситуациях тебе хочется сказать это ещё раз, и ещё раз, и ещё, и ещё, и ещё…

В конце концов человек может просто охренеть от того, что ты ему уже 100 раз одно и тоже рассказываешь. Для того чтобы этого не происходило, ему бы просто сказать: «Чувак, я услышал тебя». А иногда бывает достаточно сказать: «Понятно».

И человек волшебным образом осознаёт, что его услышали. И больше он вас не будет долбать этим.

Иногда говорящему бывает сложно понять, что он донес до вас свою мысль, и ему нужно повторить это гораздо более мощно: громче, ярче, длиннее – объяснить, что он это до вас донёс. Возможно, вам даже придётся использовать разные интересные слова из местного диалекта.

Важно подтвердить человеку, что его сообщение, его мысль была до вас донесена. Он понимает, что его услышали. Он действительно был услышан и его больше не тянет это повторять вам. Всё, дошло сообщение. Дело сделано. И это его больше не беспокоит.

Это что касается такой важной вещи как подтверждение.

6. Умение общаться с людьми стеснительными или когда собеседнику сложно говорить

Ещё что одно важное умения общаться с людьми, например, стеснительными. Некоторые вещи тяжело говорить, на определённые темы общаться сложно. Например, бывает сложно сказать девушке, что ты любишь.

Или, например, сложно признаться в чём-то, что ты сделал плохого. Или просто другому человеку бывает сложно объяснить какие-то вещи, их обсуждать не совсем комфортно. В ситуациях нужна помощь.

Как же это делать? В одной конторе этот приём назвали «Метод угу». Вы побуждаете человека продолжить разговор, вы тянете за веревочку и человек, в конце концов, всё вам выкладывает, выговаривает всё то, что ему сложно было вам сказать.

В результате он чувствует облегчение, а вы чувствуете понимание ситуации. Часто это разрешает разного рода проблемы, возникает большое понимание друг друга, доверие, настоящая дружба. Очень ценно, чтобы общение было полностью завершено, чтобы человек полностью всё рассказал.

И вы помогаете ему тем, что говорите: угу, да, продолжай, и что дальше… — вы тянете за верёвочку, когда он начинает испытывать трудности, когда он начинает буксовать. А потом, когда он полностью выскажется, вы ему подтверждаете: «Я тебя понял». Тем самым, вы ему подтверждаете, что всё, что он вам рассказал, действительно до вас дошло.

Часто человеку даже и не нужно знать ваше мнение относительно всего этого, ему вовсе не нужен ваш совет. Часто такое бывает, что ты расскажешь о своей ситуации в бизнесе или семье и тебе тут же начинает советовать, учить, делиться мнением.

А ты ещё даже не до конца рассказал, что у тебя там произошло. Тебе нафиг не нужны никакие советы, тебе просто выговориться надо. Ты хочешь просто рассказать об этом другому человеку. Поэтому бывают такие неприятности, когда человек что-что другому рассказывает, выговаривается, а его то учить начинают, а то и вовсе не слушают.

В результате человеку сложно бывает о тех или иных вещах рассказывать. Просто у него много было обломов с этим и тяжело теперь стало это делать. Поэтому приходится помогать и тянуть из него эти вещи.

И вот он всё вам выдал: уф-ф-ф! Ему офигенно круто от этого. И ты чувствуешь себя настоящим мастером общения. А всего то и делов: ты просто ты его послушал, просто немного помог ему высказаться.

Уметь слушать – это способность настоящего друга.

7. Как добиваться успеха в общении с людьми – секретный способ

И на закуску, ещё один секретный способ, помогающий добиваться успеха в общении с людьми. Необходимо понимать, что люди не всегда бывают в хорошей форме. Даже лучшие из нас бывают в такой ситуации, когда нуждаются в небольшом управлении.

Вот вы покупаете мандарины у южанина, и он говорит: «Слущай, 2 кило получилось – 150 рублей всего». В ему даёте 1000, он её берёт, даёт вам мандарины и начинает рассказывать о том, что у него бабушка очень любит кущать эти мандарины: «Не поверищь, не поверищь, самые вкусные мандарины».

Ты ему говоришь: «Ну, хорошо, а сдачу то дай». Он тебе: «Да, да, сейчас дам, послушай: бабушка, мой бабушка, она очень умный и она не устаёт повторять, что мандарин – это самый ценный фрукт!»

А ты ему говоришь: «А всё-таки, дорогой, я тебя понимаю насчёт твоей бабушки. Но дай мне, пожалуйста, сдачу». В конце концов, сдача, наконец то, до вас доходит. То есть требуется порой некоторое управление разговором, чтобы добиться результата.

Бывает, что человеку требуется такое управление, когда у него внимания не хватает – он перескакивает с одного на другое. А бывает и такое, что ему это невыгодно или он хочет на вас навариться побольше. Или ещё по каким-то причинам он с этой темы норовит съехать намеренно.

В обоих таких случаях вы можете именно с помощью грамотного общения довести процесс до нужного вам результата.

Заключение

Это 7 важнейших навыков психологии как правильно разговаривать с людьми. Они требуются в общении с любым совершенно человеком: незнакомым, знакомым, с любимым, со старым, с родным, с ребёнком…

Если вы этими навыками владеете, то вы становитесь на голову выше всех остальных. Всё дело в том, что умение общаться — это ключевая способность в жизни. Другой настолько важной способности просто нет.

Общение с людьми - средства, способы и правила общения
mistersmile.ru

Конструктивное общение: понятие, основные правила и особенности. Общение с людьми

Ежедневно нам приходится общаться с огромным количеством людей. Это может быть и милая дружеская беседа, и серьезный деловой разговор. Независимо от ситуации хочется получать удовольствие и какой-то результат от коммуникаций. Это возможно лишь в том случае, если происходит конструктивное общение.

Что это такое?

Конструктивное общение — это способность донести до собеседника свои мысли объективно, без каких-либо оценочных суждений, с уважением к чужой точке зрения. Проще говоря, это умение говорить, слушать, а главное — слышать своего оппонента. При этом важно управлять своими эмоциями, не проявляя бурной реакции на сказанное собеседником.

Если вы чувствуете напряженность в общении с окружающими и практически ежедневно попадаете в конфликтные ситуации, значит, вам нужно внимательнее относиться к такой категории, как культура общения. Приготовьтесь к тому, что вам придется пересмотреть ряд нравственно-этических ценностей, а также приобрести некоторые полезные навыки.

Что мешает конструктивному общению?

Конструктивное общение — это не так сложно, как может показаться. Тем не менее, сами того не замечая, люди могут создавать препятствия для содержательного диалога. Ключевые негативные факторы в общении можно описать следующим образом:

  • Оценочное суждение о ситуации или личности. Вы никогда не можете быть до конца уверены в том, что собеседник полностью разделяет ваши взгляды. Именно поэтому важно говорить фактами, не приводя аргументы за или против.
  • Слова, обозначающие долженствование. Говоря человеку «ты должен. «, вы заранее настраиваете его против себя. Никому не нравится подчиняться. Говорите с человеком так, чтобы он сам захотел исполнить ваше пожелание.
  • Назойливые вопросы. Если человек не хочет раскрывать вам какую-то информацию, не стоит устраивать ему допрос. Это не приведет к успеху, зато может стать причиной серьезного конфликта.
  • Диагностика мотивов поведения. Не пытайтесь убедить человека в том, что он поступает определенным образом по каким-то конкретным причинам. «Ты боишься», «ты ревнуешь» и прочие фразы, даже если они правдивы, могут обидеть собеседника и вызвать в нем приступ агрессии.
  • Отрицание проблемы. Даже если вам ситуация кажется пустяковой, для вашего собеседника она может иметь определяющее значение. Имейте уважение к чужим переживаниям.
  • Переход на другую тему. Даже если вам жутко неинтересно то, о чем говорит собеседник, не стоит менять вектор беседы. Это нетактично и обидно.
  • Соревновательный момент. Нередко, слушая о чьих-то успехах и достижениях, люди пытаются переплюнуть собеседника, демонстрируя свое превосходство. Это характеризует человека не лучшим образом.
  • Приказной тон. «Сделай», «принеси», «скажи» и другие слова в побудительном наклонении настраивают собеседника против вас и накаляют обстановку. Все, чего вы хотите добиться от оппонента, должно иметь форму просьбы.

Что еще препятствует конструктивному общению?

Общение с людьми не всегда бывает конструктивным. Препятствием на пути к продуктивному диалогу могут стать такие факторы:

  • Обсуждение прошлого. Даже если проблема была актуальна не ранее чем вчера, к ней уже не стоит возвращаться. Произошедшие события невозможно изменить, но они нередко становятся причиной конфликтов. Обратиться к прошлому можно лишь в том случае, если имеющийся опыт поможет в решении нынешних проблем.
  • Неправильный выбор собеседника. Порой человек начинает обсуждать проблемный вопрос с тем, кто никоим образом не может поспособствовать его решению. Бессилие собеседника в данном вопросе может быть воспринято агрессивно, а потому конфликт на данной почве неизбежен.
  • Попытка изменить окружающих. Если у вас есть конкретная проблема, то вы должны сосредоточиться на ее устранении, а не на попытках перестроить своего собеседника.

Барьеры в общении

Почему не всегда складывается конструктивное общение? Психология объясняет это существованием барьеров, среди которых стоит особенно выделить:

  • Барьер избегания — уклонение от контактов по причине того, что собеседник может оказать негативное воздействие. Это чувство может быть основано как на личной неприязни, так и на объективных факторах.
  • Барьер авторитета связан с тем, что к некоторым людям есть безоговорочное доверие в силу их социального статуса или личных особенностей. Все остальные лишены такой благосклонности.
  • Фонетический барьер — это банальное невосприятие речи собеседника. Это может быть связано со скоростью говорения, громкостью, дефектами речи или тембром голоса.
  • Семантический барьер связан с лексиконом, который говорящий использует в своем монологе. Даже если человек повествует о серьезной проблеме, использование сленговых терминов или жаргонных выражений может отвернуть слушателя.
  • Барьер стыда и вины возникает из-за неуверенности в себе. Человек стесняется выражать свои мысли, из-за чего с ним просто невозможно выстроить конструктивный диалог.

Как снять эмоциональное напряжение во время разговора?

Конструктивное общение подразумевает холодный разум, а чрезмерная эмоциональность будет неуместной. Это приводит к потере контроля над ситуацией и серьезным конфликтам. Чтобы снять напряжение, можно воспользоваться такими приемами:

  • Не выстраивайте защиту и не используйте тактику нападения. Если вы понимаете, что вас несправедливо обвиняют, не обрушивайтесь с ответной критикой на оппонента, ведь это демонстрация низкого уровня культуры. Защищаться и оправдываться также не стоит, ведь это проявление слабости. Наиболее разумное решение — спокойно и обстоятельно пояснить свою точку зрения.
  • Определите источник негативных эмоций и попробуйте его устранить. Вполне возможно, что агрессия направлена не конкретно на вас, а связана с какими-то внешними раздражителями. Постарайтесь их разгадать и успокоить своего оппонента.
  • Продемонстрируйте открытость и готовность понять своего собеседника. Даже если человек агрессивен и рассержен, вы должны продемонстрировать свое умение слушать. Позволив оппоненту выговориться, вы можете рассчитывать на дальнейшее общение в более ровных и спокойных тонах.

Основные условия конструктивного общения

Жизнедеятельность человека неразрывно связана с коммуникациями. С их помощью мы передаем и получаем важную информацию, решаем вопросы разной степени важности и сложности. Чтобы извлекать из взаимодействия с людьми только пользу и положительные эмоции, необходима культура общения. Она подразумевает следующее:

  • Своего собеседника нужно воспринимать как равного. Независимо от того, чей социальный статус выше, за кем правильная точка зрения, нужно держаться уважительно и достойно.
  • Нужно уважать право другого человека на собственную точку зрения. Даже если вы считаете ее в корне неправильной, вы не имеете права принуждать собеседника переходить на свою сторону.
  • Нельзя недооценивать важность личности и действий собеседника. То, что он делает, — это его жизненный опыт и моральные ценности. Эти категории требуют уважения.

Техника конструктивного общения: 8 правил

Казалось бы, что может быть проще общения? С раннего детства мы воспринимаем и воспроизводим речь. Тем не менее, чтобы общение с людьми было приятным и полезным, нужно руководствоваться такими правилами:

  1. Говорите на языке оппонента. Если это простой человек со средним уровнем образования, не стоит пускать ему пыль в глаза сложными терминами и мудреными выражениями. И наоборот. Если собеседник на голову выше вас, нужно стремиться выглядеть достойно и не теряться на его фоне.
  2. Всячески подчеркивайте свое уважение к собеседнику. Это должно проявляться не только в словах, но даже в жестах и выражении лица.
  3. Ищите точки соприкосновения с оппонентом. Если вы обнаружите, что у вас есть что-то общее (жизненные обстоятельства, черты характера и прочее), вам будет намного легче выстраивать диалог.
  4. Интересуйтесь проблемами собеседника. Если он хочет с вами чем-то поделиться, непременно выслушайте.
  5. Дайте оппоненту выговориться. Даже если вы в корне не согласны с его точкой зрения, он должен иметь возможность сказать все, что думает по этому поводу. Тогда и у вас появится право приводить развернутые аргументы.
  6. Используйте правило «вербализации эмоций». Проговаривайте то, что вы чувствуете. Это снимет напряжение и позволит установить доверие.
  7. Говорите конкретно. Если у вас есть варианты выхода из ситуации, непременно представьте их. В противном случае не стоит продолжать диалог, ведь он заведет вас в тупик.
  8. Не воспринимайте собеседника негативно. Если он что-то делает и говорит не так, не приписывайте это его личностным качествам. Считайте это ошибочным поведением, вызванным стечением обстоятельств.

Техники слушания

Особенности конструктивного общения настолько многочисленны, что на овладение ими требуется некоторое время и в дальнейшем регулярная практика. Интересно, что вам придется научиться не только доносить, но и воспринимать информацию. В связи с этим выделяют такие техники слушания:

  • Активное (рефлексивное) слушание подразумевает постоянное отражение информации. Чтобы показать собеседнику, насколько вы внимательно относитесь к его словам, нужно постоянно задавать какие-то уточняющие вопросы. Это продемонстрирует ваше уважение к оппоненту, а также позволит вам удерживать внимание, не теряя нить разговора.
  • Пассивное (нерефлексивное) слушание подразумевает полное сосредоточение на информации. При этом вы не прерываете собеседника, не вмешиваетесь в его монолог. Чтобы продемонстрировать оппоненту свое внимание, периодически кивайте головой в знак того, что вы его слушаете и понимаете.
  • Эмпатическое слушание подразумевает сопереживание собеседнику. Вы должны не просто понимать его эмоциональное состояние, но также разделять его и всячески демонстрировать это.

Техника эмпатического слушания

Если вы хотите выстраивать конструктивное межличностное общение, рекомендуется овладеть техникой эмпатического слушания. Она подразумевает соблюдение таких правил:

  • Настройтесь на слушание. Это значит, что на момент диалога вы должны забыть о собственных проблемах, окружающих вас событиях, душевных переживаниях. Очистите свой эмоциональный фон, чтобы понять и принять ощущения собеседника.
  • Реагируя на слова партнера, передайте в своем монологе все, что вам удалось почувствовать. Чем точнее вы уловите эмоцию собеседника, тем теснее и доверительнее будут ваши взаимоотношения.
  • После ответа непременно соблюдайте паузу. Это время отведено собеседнику для того, чтобы обдумать ваши слова, собраться с мыслями и продолжить диалог. Не воспринимайте это как «неловкое молчание» и не пытайтесь заполнить этот временной промежуток какими-то своими соображениями или высказываниями.
  • Эмпатическое слушание — это понимание и принятие эмоционального состояния собеседника. Но ни в коем случае не пытайтесь объяснить природу и причины его переживаний.

Как обучить ребенка конструктивному общению

Общение с ребенком — это прежде всего воспитательный процесс. Безусловно, в детском саду или школе ребенка научат правильно и грамотно говорить, четко выражать свои мысли. Тем не менее этого недостаточно. Умение слушать и уважать собеседника должны привить именно родители. Этот процесс включает в себя несколько существенных составляющих:

  • Обратите внимание на свою собственную речь. Ребенку свойственно повторять за окружающими. Именно поэтому у него перед глазами постоянно должен быть пример конструктивного общения.
  • Выстраивайте свое общение с ребенком так, как делали бы это со взрослым собеседником. Конечно, не стоит оперировать сложными категориями, но и сюсюкать тоже запрещено. В ходе общения с родителями ребенок должен научиться строить аргументы, отстаивать свою точку зрения, чтобы потом успешно применять эти навыки в обществе.
  • Позволяйте ребенку брать инициативу в свои руки. Даже если он говорит глупости, дайте ему высказаться, после чего вежливо и обстоятельно объясните, в чем он неправ. Не отнимайте у него возможность спорить и отстаивать свою точку зрения.

Правила конструктивного общения с детьми

По мере того как вчерашние малыши начинают взрослеть, они начинают бунтовать, а потому с ними становится все сложнее найти общий язык. Конструктивное общение детей и взрослых должно базироваться на следующих основных правилах:

  • Четко установите границы дозволенного. Об этом нужно постоянно напоминать. Несмотря на то что это можно рассматривать как принуждение и авторитаризм, дети не должны иметь возможности обсуждать эти правила. В противном случае они начнут манипулировать взрослыми, устанавливая собственные порядки.
  • Ищите причину ненадлежащего поведения не в характере ребенка, а в ваших взаимоотношениях. Как правило, непослушание, бунт и прочие негативные проявления возникают тогда, когда взаимопонимание со взрослыми дало трещину. Восстановите доверие и только после этого решайте основную проблему.
  • Установленные вами границы не должны противоречить интересам и возрастным потребностям ребенка. По мере взросления правила нужно менять, иначе реакция будет очень резкой.
  • Хвалите ребенка за малейшие достижения и успехи. Это будет вселять ему веру в себя и даст стимул к новым свершениям.
  • Правила общения с ребенком должны быть строго согласованы между всеми людьми, которые принимают участие в воспитательном процессе. В противном случае детям будет трудно их усвоить и привыкнуть к ним.
  • Наказание должно вытекать непосредственно из провинности. Также оно должно быть соразмерно проступку. В противном случае у ребенка будут формироваться мстительные намерения по отношению к родителям.

Заключение

Общение с людьми - средства, способы и правила общения
businessman.ru

Обществознание. 6 класс

Конспект урока

Обществознание, 6 класс

Урок 13. Общение

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. Общение – это процесс обмена информацией и взаимодействия между людьми.
  2. Зачем людям общение?
  3. Главное средство общения.
  4. Общение без помощи речи.

Общение – это процесс обмена информацией и взаимодействия между людьми, основанный на восприятии и понимании друг друга.

Цель общения – это то, ради чего у человека возникает какой-либо вид активности.

Речь – это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка, позволяющая человеку познавать окружающий мир.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др. – М.: Просвещение, 2017.
  2. Клюева И.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль, 1997.
  3. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений. – Минск, 1994.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Общение – это процесс обмена информацией и взаимодействия между людьми, основанный на восприятии и понимании друг друга.

Вы, наверное, замечали, что некоторые люди коммуникабельны, общительны, умеют создать благоприятную атмосферу и поддержать хорошее настроение.

Другие, наоборот, неразговорчивы, угрюмы. Они вносят напряжённость и могут испортить настроение себе и другим.

Без общения человек не станет личностью. Уже с первых дней жизни младенец с помощью крика, мимики, жестикуляции выражает свои желание. Общение в таком возрасте сводится к удовлетворению самых простых потребностей ребёнка.

По мере взросления общение усложняется. В подростковом возрасте общение становится ведущим видом деятельности. У людей должна сформироваться культура общения, развиться способность регуляции речевых оборотов в зависимости от ситуации общения. Ребёнку необходимо общаться с взрослыми и сверстниками. Если он растёт без общения с людьми до пяти-шести лет, то ему трудно уже развиваться как полноценному человеку.

Общение присутствует в любом виде деятельности. Ведь общаться можно не только с человеком, но и с природой, и с любимым питомцем, и с книгой, и даже со своими игрушками. Не бывает бесцельного общения. Иногда оно нужно для того, чтобы поддержать разговор или разрядить обстановку. И только на первый взгляд кажется будто подобное общение «ни о чём». Самая главная цель общения – это общение ради самого общения. Оно нужно каждому из нас, чтобы разделить душевное состояние, посоветоваться, поделиться своей радостью или огорчениями.

Помимо цели в структуре общения учёные выделяют и его содержание. Это та информация, которой обмениваются люди в процессе общения. Она может быть самой разной. Мы рассказываем о том, как у нас дела, делимся впечатлениями от прочитанной книги, обсуждаем погоду, перенимаем опыт ухода за питомцем.

В ходе общения человек многое узнаёт о самом себе и оценивает себя глазами других людей. Поэтому в результате общение люди меняются, их личность развивается.

Речь является главным средством общения людей. Речевое общение бывает устным (например, разговор по телефону) и письменным (например, сообщение в социальных сетях). Вербальное общение осуществляется с помощью слов, к нему относится человеческая речь. Считают, что современный человек за день произносит примерно 30 тысяч слов. В письменном или устном тексте реализуется система языка. Язык – это система знаков и способов их соединения, которая служит для выражения мыслей или чувств и является важнейшим средством человеческого общения. К основным невербальным или неречевым средствам общения относятся жесты, мимика, пантомимика – походка, позы, осанка, общая моторика всего тела.

Есть и другие способы общения: от простых прикосновений до значков – символов общения в Интернете. Общение без помощи речи называют неречевым общением.

Слова не нужны, чтобы выразить внутреннее душевное состояние, чувства и эмоции. Как такое возможно?

Особое значение в общении имеет взгляд. Неслучайно говорят, что «глаза – это зеркало души». Они выражают интерес и внимание, радость и тревогу. Чем чаще люди смотрят друг на друга, тем лучше они начинают друг друга понимать.

В общении важна и мимика, т.е. движение мышц лица. Любые эмоции могут отражаться на лице человека. Особенно ярко это проявляется в детстве. Если у вас есть младший брат или сестра, обратите внимание на их мимику. Вы обязательно увидите, например, радость или раздражение, удивление или страх.

А по походке можно угадать не только настроение, но и профессию человека. Например, моряка, военного, балерину.

Люди далеко не всегда говорят то, что думают. Скрытые чувства находят выход через жесты. Например, скрещённые на груди руки сообщают о стремлении человека сохранить автономию. Вскинутая голова и задранный подбородок – признак агрессивности и враждебности. Низкую самооценку выдаёт опущенная голова.

Самые разнообразные чувства можно передать голосом, интонацией. Одни и те же слова, сказанные с разной интонацией, обладают различным смыслом. Например, слово «молодец» может выражать и похвалу, и разочарование в поступке другого человека.

Выделяют несколько видов общения. Деловое общение – это процесс взаимодействия между людьми, при котором осуществляется обмен информацией, касающейся каких — либо деловых задач. При досуговом общении организуются культпоход в театр, кино, галерею или выставку для приобретения школьниками социальных знаний. Межкультурное общение это связь и общение между представителями разных культур народов мира. Изучая иностранный язык или страны и народы мира, вы получаете знания по межкультурному общению. В типичных жизненных ситуациях установить контакт помогает ритуальная форма общения, которое проходит строго в соответствии с общепринятыми нормами и правилами этикета. Некоторые люди в силу профессии либо социального статуса не могут позволить себе общаться в другом стиле, к примеру, демократическом. Ритуальное общение – индивидуальный стиль общения, свойственный очень многим людям.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Что относится к неречевому общению? Выберите несколько вариантов ответа.

Приглашение в гости.

Рукопожатие с приятелем.

Беседа с учителем.

Прощальный взмах рукой.

Рукопожатие с приятелем.

Прощальный взмах рукой.

Пояснение: Вспомним, что означает понятие «неречевое общение» (или «невербальное общение»). Это взаимодействие между людьми без использования слов. Из приведённого списка примерами такого общения являются рукопожатие с приятелем, скучающий вид и

прощальный взмах рукой. В остальных ситуациях речь присутствует в письменной или устной форме.

Задание 2. Установите соответствие.

Получение инструкций от начальника

Принятие военной присяги новобранцами

Обучение европейца есть палочками в японском ресторане

Обсуждение в кругу друзей прочитанной книги

Получение инструкций от начальника

Обсуждение в кругу друзей прочитанной книги.

Принятие военной присяги новобранцами.

Обучение европейца есть палочками в японском ресторане.

Пояснение: Чтобы установить верное соответствие, необходимо обратиться к теории. Деловое общение представляет собой взаимодействие в профессиональной сфере. Ярким примером этого вида общения является получение инструкций от начальника.

Досуговое общение связано с приятным времяпрепровождением, отдыхом. К нему относится обсуждение в кругу друзей прочитанной книги.

Ритуальное общение это общение людей, которое проходит строго в соответствии с общепринятыми нормами и правилами этикета. Например, принятие военной присяги новобранцами.

Обучение европейца есть палочками в японском ресторане. Данный пример иллюстрирует межкультурное общение, потому что европеец и японец – это представители различных культур народов мира.

resh.edu.ru

Основные приемы общения

Основные правила общения

Необходимо разграничивать общие законы общения и правила общения.

Правила общения — это сложившиеся в обществе рекомендации по общению. Многие из них отражены в пословицах, поговорках, афоризмах (Знай боле, да говори мене; Слово серебро, молчание золото; Умей пошутить, умей и перестать; Шумом праву не быть; Мало говоря, больше услышишь и др.) Правила общения отражают сложившиеся в обществе представления о том, как надо вести общение в той или иной коммуникативной ситуации, как лучше вести общение. Правила общения вырабатываются обществом и поддерживаются социально-культурной традицией этого общества. Они усваиваются людьми путем наблюдения и подражания окружающим, а также путем целенаправленного обучения. Правила, которые хорошо и давно усвоены людьми, реализуются ими в общении практически автоматически, без контроля сознания. Изучив те или иные правила, можно применять их сознательно, чтобы достичь определенной цели в общении, и это дает большое преимущество в общении тому, кто эти правила знает.

Итак, вот основные правила:

· Общение на равных, без грубости и подобострастия.

· Уважение личного мнения собеседника.

· Отсутствие желания выяснять, кто прав, а кто виноват.

· Общение на уровне просьб, а не приказов.

· Поиск компромиссных решений.

· Умение ценить решение другого.

· Умение принимать опыт других.

Всегда следует помнить, что другой человек — не такой, как вы, и нужно уметь взглянуть на вещи его глазами, особенно в конфликтных ситуациях.

Выделяют также приемы общения, или приемы речевого воздействия. Это конкретные рекомендации для увеличения эффективности общения. Например, правило «Приближение к собеседнику повышает эффективность речевого воздействия на него» реализуется в практике общения в виде следующих приемов: «Подходите ближе!», «Вторгайтесь в персональное пространство собеседника!», «Дотрагивайтесь до собеседника!».

Следующие приемы способствуют установлению отношений взаимопонимания:

1. визуальный контакт, а также улыбка и другие средства невербального общения. Улыбайтесь искренне и избегайте применять жесты, устанавливающие барьеры (не сидите в позе нога за ногу, не скрещивайте руки, не отворачивайтесь от собеседника);

2. рукопожатие. Физический контакт – важный момент установления отношений. Ваше рукопожатие должно донести до другого человека ваше действительное желание «приблизиться» и «дотронуться» до него;

3. вербальное приветствие. Ваше приветствие должно соответствовать ситуации, в которой вы встречаетесь для осуществления намерений. Можете обращаться к партнеру по имени, если это соответствует ситуации. В России принято называть партнера по имени и отчеству;

4. первые слова приветствия, которые должны соответствовать правилам делового этикета, но желательно в форме открытых вопросов (например: «что?», «когда?», «как?»);

5. ваше отношение. Будьте искренне заинтересованы во взаимодействии. Ваше отношение обеспечит хорошее общение, если вы проявите искренний интерес и уважение к партнеру;

6. ваше поведение. Задавайте открытые вопросы. Внимательно слушайте. Частично используйте ответы партнера для постановки следующих вопросов. Дайте партнеру важную или нужную информацию о себе. Попросите партнера высказать свое мнение по поводу обсуждаемой проблемы. Используйте ситуативно уместный юмор;

7. четкое общение. Используйте короткие, но ясные высказывания по существу предмета общения; заканчивайте свои фразы вопросами, используйте завязки для положительных ответов

8. адекватность и темп. При хороших сбалансированных отношениях партнеров существует регулярное чередование ответственности за установку темпа. Попытайтесь соответствовать своему партнеру по скорости речи, интонациям, ритму дыхания, жестам, позам

9. установление доверия. Самым эффективным способом формирования доверительных отношений является ваша честность; будьте честны в отношении ваших страхов, слабых мест, мотивов. Если есть такого рода информация, то лучше поделиться ею с партнером, чем он узнает о ней из других источников

Человеку необходимо быть коммуникативно грамотным и знать приведенные выше законы и правила. Эффективному общению, культуре общения надо учиться как основам грамоты, как умению читать и писать. Потому что это — действительно грамотность, необходимая каждому: мы все допускаем ежедневно множество грубейших ошибок, которые делают нашу жизнь, и без того нелегкую, еще сложнее. Мы все время делаем замечания незнакомым, даем советы тем, кто нас не просит, критикуем людей при свидетелях и делаем еще много такого, что категорически нельзя делать по законам общения в цивилизованном обществе. Все это мешает нам достигать результатов на работе, это мешает нам нормально жить в семье, общаться с детьми, близким и не очень близкими людьми, ведет к повышенной конфликтности общения.

Установлено, что наши деловые контакты будут успешными в 7 случаях из 10, если мы владеем еще и правилами делового общения.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Что такое законы общения?

2. В чем их особенность?

3. Перечислите основные законы общения.

4. Что такое правила общения? Чем они отличаются от законов общения?

5. Какие правила общения Вы знаете?

6. Что такое приемы общения?

7. Какие приемы способствуют установлению отношений взаимопонимания?

Дата добавления: 2015-05-09 ; Просмотров: 11947 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

studopedia.su

COMMENTS