Оценка квалификации персонала

Аттестация как механизм оценки уровня квалификации персонала

Аттестация — одна из наиболее эффективных и действенных систем оценки персонала организации. Это социальный механизм и кадровая технология, позволяющая произвести определение квалификации и уровня знаний работника; оценку его способностей, деловых и нравственных качеств.

Аттестация — некоторый законченный, оформленный, зафиксированный результат оценки работника. Из определения аттестации следует, что совершенно определенной функцией этой процедуры является установление факта пригодности того или иного человека к определенной социальной роли.

Помимо этого, аттестация должна являться эффективной формой контроля за профессиональным ростом и деловой квалификацией специалиста. Признание служащего несоответствующим занимаемой должности влечет постановку вопроса о его переподготовке и переводе на нижестоящую должность.

Аттестация как социальный механизм выполняет следующие функции:

диагностическую, или оценочную, — изучение и оценка деятельности, поведения, личности специалистов в целях их наиболее правильного использования;

прогностическую, которая заключается в определении возможностей, способностей работника к дальнейшему росту, совершенствованию, в уточнении перспектив каждого конкретного специалиста;

корректирующую, которая состоит в определении каких-либо специальных мероприятий или конкретных направлений работы по изменению некоторых элементов деятельности и поведения специалистов;

воспитательную — воздействие на личностные качества работника, в первую очередь на его мотивационную сферу.

Знание и учет этих функций позволяет при разработке системы аттестации в организации избежать односторонней оценки результатов деятельности служащих и рассматривать их в диалектическом единстве, синергетической целостности. Этому же способствует и опора на соблюдение принципов открытости, коллегиальности, системной целостности оценки профессиональной деятельности, обеспечивающих объективное отношение к персоналу в процессе аттестации.

При аттестации должны оцениваться объективные результаты профессионального труда специалиста, соответствие результата его труда нормам и стандартам, проявляющиеся в мастерстве, а также оригинальность, нестандартность результата его труда, проявляющегося в творчестве. Такой взгляд предполагает системно-целостный подход при рассмотрении уровня профессионализма сотрудника в процессе его аттестации.

Практичной для применения представляется и рекомендация А.К. Марковой четко определять и описывать требования на каждую квалификационную категорию, чтобы каждый аттестуемый специалист ясно представлял себе, какими профессиональными и психологическими качествами он должен обладать для получения той или иной новой квалификационной категории. Если качества, необходимые для разных уровней профессионализма, можно представить и количественно, то целесообразно построение квалификационного профиля специалиста. Перечисленные выше научно-теоретические положения нашли свое воплощение в практической разработке аттестационных листов для всех категорий сотрудников, принимающих участие в аттестации.

Автор статьи считает, что определенный интерес для отечественных организаций представляет имеющийся зарубежный опыт по вопросам аттестования персонала. В ряде работ западных авторов приводятся требования к аттестации, имеются схемы аттестации, формы служебных характеристик, признаки, по которым осуществляется оценка персонала. При этом определяются три группы аттестационных характеристик: отражающие профессионально важные качества, личностные особенности и способности управлять персоналом, т. е. способность к взаимодействию с внешним окружением. Подобное разделение позволяет наиболее полно и качественно оценить системность аттестуемого работника.

Американские специалисты по управлению человеческими ресурсами предлагают подобные схемы исследования персонала с помощью методов бланковых опросов и исследования способностей и профессиональных склонностей с использованием оценочных центров (ассессмент-центров). Подобные оценочные центры выполняют в США несколько задач одновременно, а именно:

— осуществляется отбор кандидатов на работу в организацию, выявляются сотрудники, обладающие потенциалом для последующего продвижения;

— оцениваются потребности в развитии и совершенствовании управленческих качеств руководящих работников, и многое другое.

Принципами оценочных центров, повышающими точность и прогностичностъ, являются:

— создание системы оценки, ориентированной на решение конкретной проблемы организации;

— учитываются особенности и философия организации;

— в оценке служащих используются комплексы методик, соответствующие задаче

исследований в процессе процедуры оценки;

— в процессе исследования идет оценка реального поведения оцениваемого испытуемого;

— оценка каждого испытуемого осуществляется несколькими независимыми оценщиками-экспертами.

Краткий обзор исследований в определении критериев профессионализма кадров в ходе аттестации позволяет предположить, что выделенная на основе формализованного анализа группа эмоционально-психологических личностных качеств является основой для более глубокого исследования профессионально-важных качеств персонала организации, определяющих профессионализм их деятельности. Взяв за основу оценки успешности их деятельности перечисленные качества, автору представляется возможным определить ряд профессионально-важных качеств и умений и выделить их в качестве показателей уровня профессионализма работников организации для формирования модели профессионализма специалиста.

Создавая систему оценки, важно ответить на два вопроса: что оценивать и как оценивать? В ходе анализа подходов к аттестации персонала организации автором выявлена возможность использования различных методов оценки и аттестации специалистов для выполнения главного условия, т. е. обоснованной целесообразности и полезности должности, относительно которой проводится аттестация, подразделения и службы, в штат которой включена эта должность, обоснованность структуры органа управления.

Проведенный Р. Калпаном обзор ключевых факторов эффективности деятельности выявил 37 базовых навыков. Проведенный обзор базировался на модели эффективности управления Каца, считавшего основной характеристикой высших руководителей развитость у них концептуального мышления, средних — умение обеспечить соответствующую мотивацию исполнителей и психологический климат, и низших — детальное знание технических аспектов решаемых задач. Р. Калпан объединил 37 профессионально важных качеств и умений в три основные группы — аналитическую, социальную и эмоционально-психологическую. Наличие или отсутствие перечисленных качеств у конкретного служащего в ходе аттестации определяется разнообразными технологиями оценки. В различных странах различным методикам отдается определенное предпочтение. Так, например, тестам на способности во Франции отдается предпочтение в 49%, личностным тестам — в 42, центрам оценки — в 19%. В Англии соответственно — 70, 64 и 39%. По данным М. Смита и И. Робетрона (1986 г.), достоверность полученной оценки определяется следующим образом: центры оценки — 70%, профессиональная психодиагностика, тесты способностей — 50 — 60%.

В настоящее время стали популярными групповые упражнения, специальные задания, наглядно характеризующие в процессе их выполнения испытуемыми конкретные деловые качества и способности. Кроме того, традиционно используются психологические личностные тесты. Подобные методы оценки персонала могут быть использованы при аттестации сотрудников любой организации. В процессе процедуры аттестации выполняется работа по анализу результатов практической деятельности специалистов, определяются требования, предъявляемые к аттестуемым самой деятельностью, затем описанная деятельность переводится в критерии оценки. Данная процедура оценки проводится с использованием методов психодиагностики. Набор психодиагностических процедур включает в себя:

а) тесты на оценку личностных свойств (цветовой тест Люшера, 16-факторный опросник Кеттелла);

б) тесты на оценку психологических качеств, интеллектуальных и управленческих способностей (калифорнийский психологический опросник (CPI), типологический опросник Майерс-Бриггс), тест «Управленческая решетка» для менеджеров, организационный тест «Почтовый ящик», краткий ориентировочный тест.

В процедуру аттестации также входили групповые упражнения, медицинское обследование и обсуждение результатов психодиагностических исследований с аттестуемыми. Итоговое экспертное заключение состоит из констатации уровня имеющегося состава специалистов организации и анализа полученных данных каждого конкретного аттестуемого. В результате оценивались ряд характеристик сотрудников, определяемых наличием тех или иных профессионально важных и личностных качеств и умений.

Автором данного исследования обращается внимание на комплексный подход к процедуре аттестации, обеспечивающий всестороннюю оценку степени соответствия занимаемой должности специалиста, получение прогностической информации в плане профессионального развития конкретных сотрудников, получение исходной информации для дальнейшей работы по совершенствованию работы с персоналом в организации. Вместе с тем автором отмечается сложность технологического обеспечения привлекаемого для аттестации персонала, долговременность проведения процедуры аттестации, что само по себе окупается значимостью аттестации для успешной деятельности.

В данном исследовании автором предложен метод аттестации персонала организации на основе организационно-психологического обеспечения процедуры аттестации. Данный метод позволяет оценивать степень соответствия конкретного сотрудника занимаемой должности на основе сформированной модели профессионализма специалиста, описываемой степенью выраженности профессионально важных качеств и умений и мотивации достижений успешных результатов.

В заключение хотелось бы сделать следующие выводы:

1. Отечественный и мировой опыт свидетельствует, что одним из основных условий формирования профессионально успешного персонала (честного, компетентного, дисциплинированного) является неукоснительное соблюдение принципа отбора и продвижения специалистов на основе объективной оценки их профессиональной пригодности. В этой связи создание системы оценки персонала трудно переоценить, поскольку она позволяет решить эти проблемы.

2. Одной из эффективных форм оценки персонала является аттестация как средство контроля за профессиональным ростом и деловой квалификацией специалистов, а также форма оценки имеющихся уровней профессионализма и профессионально важных качеств и умений, их оценки (шкальный, ранговый и т. п.). Уровень выраженности профессиональных качеств специалиста должен нормироваться моделью профессионализма деятельности организации. Модель профессионализма должна содержать несколько уровней оценки: желаемый, приемлемый и неприемлемый.

3. Систему аттестации можно признать действительно эффективной в том случае, если она успешно решает следующие задачи:

— установление соответствия специалиста занимаемой должности;

— подтверждение и присвоение квалификационных категорий;

— выявление резервов и перспективы использования потенциальных возможностей персонала;

— определение степени необходимости повышения квалификации.

4. Оптимальной основой для обеспечения эффективности процесса аттестования персонала является разработка четкой, научно обоснованной и адаптированной к потребностям организации системы аттестации, определение ее структуры и содержания.

5. Эффективность процесса аттестации как комплексной, документально оформленной оценки уровня квалификации, профессионализма и продуктивности персонала организации во многом определяется как содержанием, которое в нее вкладывается, так и сложившейся системой, процедурой ее проведения.

Успешной аттестации способствует последовательная и полная реализация функций всех четырех этапов аттестования: подготовительного, организационного, непосредственного и заключительного. Особенно важна непосредственно процедура заседания аттестационной комиссии, которая является ядром всего аттестационного процесса.

Заинтересованному к мотивированному участию персонала в процессе аттестования способствует такой документ, как лист самооценки. Опыт проведения аттестации показывает, что именно в этом направлении должно идти дальнейшее развитие аттестационного процесса.

Источник: Человеческие ресурсы России

Выберите рассылки, на которые вы хотите или не хотите быть подписанным.

Возможность добавления публикаций имеют только авторизованные зарегистрированные пользователи.

© 2004-2017 HR-Portal: Сообщество HR-Менеджеров

Онлайн журнал для бухгалтера

Независимая оценка квалификации работников: что нужно знать

Совсем недавно был принят новый закон. Он освещает то, как будет проходить оценка квалификации с 1 января 2017 года. Но фактически уже сейчас работодатели и сотрудники используют ряд нововведений. Чего коснутся изменения? Как будет проходить процедура своего рода аттестации и какие последствия возможны при ее провале? Во всем этом поможет сориентироваться наш материал.

Для оценки квалификации подчиненного предусмотрено создание специализированных центров. Именно они смогут подтверждать и выявлять несоответствие уровня его подготовки заявленным требованиям.

Что же понимается под независимой оценкой? Итак, независимая оценка профессиональных квалификаций – это особая процедура, в ходе которой навыки специалиста (соискателя) сравнивают с имеющимся стандартом, который урегулирован законодательно. Требования к работнику предъявляют согласно профессии, в которой он хочет подтвердить свою компетентность. Проводится такая оценка не работодателем и не внутри самого учреждения. Этим занимается специализированный центр оценки профессиональной квалификации.

Государственная Дума приняла закон, регулирующий проведение оценки квалификации работников в конце июня 2016 года. Совет Федерации одобрил законопроект почти сразу же.

Выпущенный документ направлен на урегулирование того, как проводить квалификационную оценку навыков работников различных учреждений. Сразу заметим, что Федеральный закон «О независимой оценке квалификации» № 238-ФЗ от 03.07.2016 года не распространяется на лиц, проходящих государственную службу.

После издания этого правового акта стало понятно:

  • как именно должна проводиться оценка, каков порядок и критерии;
  • на чем основано проведение оценки (речь идет не только о правовых, но и организационных моментах);
  • кто выступает участниками такой оценки, какими они наделены свободами, и что входит в их непосредственные обязанности.

Именно закон о независимой оценке квалификации работников (далее также – НОК) устанавливает и форму проведения такой проверки знаний и навыков сотрудников. Так, законодатели обязали работников сдавать специализированные экзамены, на основании результатов которых и будет вынесено решение об их профессиональной пригодности. Регламент еще предстоит утвердить Правительству РФ.

Статья 195.3 ТК РФ говорит о том, что согласно имеющимся требованиям закона работодатели обязаны применять профессиональные стандарты. Речь идет и о небольших фирмах, предприятиях, частных коммерсантах, на чей бизнес трудятся специалисты, для которых оценка уровня квалификации является обязательной. Уровень их навыков и знаний должен соответствовать имеющимся стандартам, закрепленным в нормативно-правовых актах. Такое требование означает, что именно сами работодатели больше всего заинтересованы в проведении НОК. Также см. «Профстандарт бухгалтера: как и зачем его применять».

Допустим, предприятие имеет в своем штате одного или нескольких сотрудников, занимающихся управлением внедорожников. Оценку квалификации работников с такой специализацией нужно проводить обязательно. Для этой категории служащих разработан соответствующий приказ Минтранса № 287 от 28.09.2015. Он содержит разработанный и имеющий законную силу профессиональный стандарт для водителей внедорожников.

Таким образом, если организация занимается перевозками или транспортировкой с применением внедорожных автомобилей, то обязательно нужно проводить оценку профессиональной квалификации. Профессиональный стандарт станет здесь главным мерилом. В противном случае будут не выполнены требования законодательства. А значит, руководитель организации понесет за это административную ответственность. Также см. «Профессиональные стандарты для кадровиков в 2016 году».

Находясь в поисках водителя внедорожника, такая организация должна убедиться в навыках всех соискателей. Есть несколько способов гарантировать эту уверенность:

  1. направить всех соискателей в [центр оценки квалификации] для прохождения испытаний в виде особого экзамена;
  2. провести аттестацию внутри предприятия, собрав собственную комиссию.

Полученные итоги позволят выявить, насколько претендент подходит на имеющуюся должность и удовлетворяет ли он требованиям, закрепленным в соответствующем профстандарте.

Имейте в виду: несмотря на выпущенный, но еще не вступивший в силу закон № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации», даже со следующего года использование услуг независимых оценщиков не станет обязательством работодателей. Это будет лишь их правом.

Если же на предприятии использовать стандарты относительно профессиональных навыков работников необязательно, то сам наниматель решает вопрос о том, необходима ли оценка квалификации персонала. Тогда применять стандарты можно по своему желанию. В этом случае полученные результаты приобщают к внутренней документации для решения кадровых вопросов. На основании оценки работодатель может:

  • давать сотруднику повышение;
  • совершать кадровые перестановки (назначать на более высокую или низкую должность);
  • определять размер премии.

Работодатель – не единственное лицо, имеющее право на проведение оценки квалификаций. Обратиться в специализированный центр может сам сотрудник и даже простой соискатель на определенную должность. Зачем это может понадобиться? Положительную оценку работники и соискатели используют для:

  1. получения желаемой работы;
  2. сохранения имеющейся должности;
  3. повышения на работе.

Но также – обращение в центр независимой оценки квалификации является правом, а не обязанностью сотрудника.

Для получения независимой оценки специалист должен пройти специальный экзамен. Закон пока не вступил в силу, но многие уже сейчас отправляются в центры НОК, чтобы привести в соответствие со стандартами работу на своем предприятии. На сегодня работает порядка двух десятков таких организаций по всей России. Также см. «Профессиональные стандарты: инструкция по применению».

Добавим, что оценка квалификации работников может проводиться одним из следующих способов:

Система взаимодействия между центрами пока не налажена. Каждый из них работает обособленно. Но ситуация кардинально изменится уже в 2017 году. Профэкзамены в силу закона станут обязательными элементами. Целая система будет организована объединенными усилиями различных профсоюзов и работодателей.

Координировать весь процесс будет особый национальный при главе государства. В ведении этого органа как раз и будет система независимой оценки квалификации.

Как и сейчас экзамены будут проводить в центрах НОК. Только все их процедурные вопросы будут строго регламентированы.

В настоящее время идет разработка порядка проведения оценки претендентов. После его выпуска и одобрения Правительством РФ установят, в какой сфере придется работать каждому центру НОК. От этого зависит, как будет происходить сертификация оценки квалификаций.

За работой всех центров будут следить надзорные органы. Если во время проверок выяснится, что имеют место какие-либо нарушения или подтасовка итогов, организация будет лишена права проводить независимую оценку квалификации персонала.

Пока не разработан перечень документов, которые соискатель или работник будет обязан предоставить в центр НОК для получения разрешения пройти специализированный экзамен. Нет даже формата того документа, который будут выдавать специалистам по итогам оценки.

На сегодня сами центры запрашивают следующие сведения:

  • данные паспорта;
  • документы, подтверждающие наличие среднего или высшего образования (аттестат, диплом);
  • сертификаты о прохождении профессиональных курсов.

Если на основе оценки квалификации специалист подтверждает свою профессиональную пригодность, он получает квалификационный сертификат.

Имейте в виду:после вступления закона в силу механизм прохождения экзамена несколько изменится. Действовать работнику нужно будет в такой последовательности (см. таблицу).

В случаях, когда работник не пройдет экзамен, будут выдавать заключение с рекомендациями.

Если сам аттестуемый с полученным решением будет не согласен, он сможет его обжаловать через апелляционную комиссию. Перед этим он составляет письменную жалобу. Подать ее нужно не позднее чем через 30 дней после получения заключения.

С 2017 года вступят в силу и другие изменения. Закон о независимой оценке квалификации 2016 года был бы неполным без соответствующих изменений в налоговой сфере. Поэтому со следующего отчетного периода наниматели на законных основаниях смогут учитывать понесенные вследствие проведения НОК затраты. Фактически это позволит снизить размер облагаемой прибыли и, соответственно, налога.

Если же расходы по прохождению экзамена легли на самого работника, то он вправе претендовать на соответствующий новый социальный налоговый вычет. После того, как оценка профессиональной квалификации завершена, сотруднику достаточно обратиться в налоговую инспекцию, не забыв взять с собой подтверждающие расходы документы. Кстати, вот новое требование Налогового кодекса:

«Инвестор» полной стоимости экзамена определяется исходя из того, кто именно был инициатором его прохождения. Напомним, возможны два варианта:

  1. работодатель направил сотрудника для прохождения экзамена;
  2. сам работник изъявил желание пройти аттестацию.

Сам инициатор и оплачивает прохождение оценки уровня квалификации. На практике это правило действует и сейчас, но в законную силу вступит только со следующего года (ст. 187 ТК РФ).

В следующем отчетном периоде работодатели смогут списать расходы по прохождению экзамена в центре НОК своими сотрудниками. Такая возможность появится у тех, кто работает на следующих системах налогообложения:

Но и тут есть исключения. Если экзамен проходит лишь соискатель на должность, а не действующий сотрудник, расходы в этой части учесть не получится. Закон распространяется исключительно на тех, кто уже официально трудоустроен в организации.

И напомним, что часть доходов в размере цены за прохождение экзамена освобождена от НДФЛ. Если работник самостоятельно оплатил независимую оценку квалификации, то он вправе получить социальный налоговый вычет.

Есть и еще одно очень важное для трудящихся нововведение. С 2017 года в соответствии со ст. 187 ТК РФ работник, направленный на прохождение экзамена, сохраняет за собой свое место в организации. Одновременно на работодателе лежит обязанность по уплате зарплаты (рассчитывают по среднему значению) и возмещению всех командировочных трат.

Если официально трудоустроенный работник не прошел экзамен, то работодателю не стоит спешить его увольнять. В ТК РФ подобное основание для увольнения не предусмотрено. Потребуются более веские причины (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Если работник выполняет все свои обязанности, то несданный экзамен не будет достаточной причиной для увольнения.

Когда экзамен завалил соискатель на должность, то принять его на работу организация не имеет права. В противном случае будет нарушен закон, ведь наниматель должен следовать требованиям профессиональных стандартов. Что должен сделать руководитель? Отказать кандидату в приеме на работу.

При нарушении своих обязанностей работодатель может быть привлечен к административной ответственности (ст. 5.27 КоАП РФ). Поэтому не стоит забывать, что новая система оценки квалификации наделит участников не только новыми правами, но и обременениями.

У этого поста 6 комментариев .

Аванс: как рассчитать от зарплаты и сколько это процентов

Книга покупок и продаж с 1 октября 2017 года: новые формы по НДС

Новая форма счета-фактуры с 01.10.2017 года: бланк и образец заполнения

Новые формы персонифицированного учета: СЗВ-СТАЖ, ОДВ-1, СЗВ-КОРР и СЗВ-ИСХ

Персональные данные: ужесточение ответственности для работодателей с 1 июля 2017 года

Мы в Соцсетях

Наша контактная почта

Введите Вам E-mail, чтобы быть в курсе свежих новостей и обявлений на сайте.

Ваш вопрос отправлен экспертам портала!

Делопроизводство

Для того чтобы предприятие считалось конкурентноспособным, нужно добиться не только выпуска качественной продукции, но и принять на работу квалифицированный персонал, в связи с чем оценка уровня имеющейся квалификации сотрудников приобретает ведущую роль. Ведь от того, насколько добросовестно работники исполняют свои обязанности, а также применяют полученные ранее знания и навыки на практике, зависит не только их уровень оплаты труда, но и эффективность деятельности компании в целом.

Оценка квалификации персонала представляет собой комплекс мер, направленных на выявление соответствия сотрудников занимаемой должности по нескольким критериям — имеющемуся образованию, деловым качествам, наличию определенных навыков и дополнительных знаний, которые помогают не только справляться с поставленными задачами, но и решать производственные вопросы в пределах своей компетенции.

Также оценка персонала предусмотрена для выявления скрытых возможностей и потенциала сотрудников с целью их использования в дальнейшем при развитии определенного направления либо при задействовании работника дополнительно по другой должности.

Ведь сферу деятельности сотрудника можно и расширить или перевести его на другую должность, которая больше отвечает имеющейся квалификации и наконец, можно направить работника на обучение, с целью дальнейшего карьерного роста при наличии предпосылок к этому.

Как правило, оценивание персонала проводится не только с целью выявления имеющихся возможностей работника, определения степени их использования на благо компании, но и для:

  • выявления соответствия выполняемого объема работы затраченным средствам на оплату и содержание сотрудника;
  • определения функциональной роли труженика в организационной структуре компании;
  • оценки реальных возможностей работника с учетом его пользы, а также имеющего потенциала.

Проведение оценки персонала помогает компании решать следующие задачи:

  • формирование кадрового резерва, из числа собственных сотрудников посредством их переобучения и перевода на вышестоящие должности, так как сотрудничество с людьми привлеченными извне приведет к дополнительным затратам времени и средств;
  • совершенствование управленческого процесса, ведь сотрудники, зная о периодических проверках соответствия, будут более дисциплинированы и ответственны в отношении непосредственных обязанностей и корпоративных правил, учитывая, что безупречный труд будет вознагражден карьерным ростом;
  • установление обратной связи между сторонами трудового процесса, а именно руководством и рядовыми сотрудниками, которая поможет компании не только увидеть потенциал работника, но и подвигнет самого сотрудника объективно оценить свои возможности, а также роль в общем производственном процессе.

Оценка соответствия занимаемой должности в разрезе имеющихся квалификации и потенциала может осуществляться в отношении любого сотрудника компании в зависимости от поставленных задач перед кадровой комиссией.

В частности, определение уровня квалификации может проводиться для:

  • линейных руководителей на предмет не только исполнения непосредственных обязанностей, но и способностей руководить отделом и решать поставленные задачи в целом;
  • отдельного сотрудника на предмет выявления его способностей и соответствия занимаемой должности;
  • группы работников, имеющих одинаковую квалификацию, в преддверии оптимизации штатного расписания.

Как организовать рабочее время руководителя? Узнайте тут.

Конечно, каждый труженик обладает определенным уровнем квалификации и практических навыков, однако насколько сей уровень соответствует ожидаемым требованиям руководства компании и производственному процессу, а также поставленным стратегическим задачам, можно выявить только посредством оценки персонала с применением определенных методов.

Наиболее популярными и результативными методами оценки персонала являются:

  • аттестация —комплексный метод оценки, в отношении имеющихся знаний и практических навыков, а также личностных характеристик отдельно взятого сотрудника на основании анализа имеющихся данных аттестационной комиссией, в частности, личным делом и характеристикой составленной линейным руководителем с учетом результативности труда;
  • МВО — зарубежная методика оценки проделанного объема труда и достигнутого результата за определенный период с учетом личных достижений и процентного соотношения усилий каждого сотрудника при решении общей задачи;
  • РМ — метод, в основе которого лежит оценка не только полученного результата, но и способов его достижения, а также прогнозирования дальнейшего карьерного роста сотрудника с учетом затраченных усилий и имеющегося потенциала в разрезе отдельно взятого производственного направления либо стратегической задачи компании в целом.

Наиболее распространенным и знакомым именно в нашей стране является аттестация, которая проводится специально созданной аттестационной комиссией на основании Положении о проведении аттестации.

Как правило, к аттестации не привлекаются беременные сотрудницы, а также вновь принятые работники, отработавшие не более года.

Процесс аттестации включает в себя заполнение оценочного листа, содержащего стандартные вопросы о необходимом уровне знаний именно по отдельно взятой должности, базовых знаний в определенной отрасли, а также личностных характеристик. К оценочному листу прикладывается характеристика сотрудника, а также личное дело и индивидуальный план развития сотрудника, заполненный им лично для изучения всех данных в комплексе.

То есть если работник справляется с поставленными задачами, комиссия принимает решение о том, что аттестация пройдена успешно, если же возникли вопросы либо присутствуют некие несоответствия, то результат может быть неудовлетворительным с указанием обстоятельств, которые стали основанием для принятия подобного решения.

А вот такие методы как МВО и РМ проводятся в виде собеседования между работником или линейным руководителем и дирекцией компании с предварительным изучением рабочих документов, составленных менеджерами среднего звена.

То есть директор на основании мнения менеджеров оценивает общую результативность, а также перспективы отдельно взятых работников исходя из полученных результатов и их умений работать в команде либо отдельно.

Конечно, оценка квалификации сотрудников организации проводится не только с целью оптимизации штатного расписания либо увольнения неугодного сотрудника, а, прежде всего, для оценки реальных способностей и потенциала сотрудников компании.

При проведении той же аттестации могут быть получены следующие результаты:

  • «отлично» — что подразумевает полное соответствие;
  • «хорошо» — есть незначительные отклонения либо не 100% результативность труда;
  • «удовлетворительно» — присутствуют замечания, а также выявлены некие нарушения, которые следует устранить либо исправить, допустим, посредством повышение квалификации либо повышением результативности труда;
  • «неудовлетворительно» — значительные нарушения, которые подразумевают низкую производительность труда, несоответствие занимаемой должности либо иные составляющие отклоняющиеся от заданных требований.

Как осуществляется оценка персонала по методу 360 градусов? Узнайте тут.

Как вести журнал учета рабочего времени? Информация — здесь.

Какие решения могут быть приняты на основе полученной информации?

Естественно полученный результат оценивания имеющейся квалификации напрямую влияет на процесс дальнейшего сотрудничества.

Так, при получении самой высокой оценки возможно не только повышение материального положения сотрудника, но и карьерный рост, ведь за отличные успехи в работе награждают не только премией, но и новой более статусной должностью.

При наличии хорошего результата, как правило, каких-либо изменений в общем трудовом процессе не происходит, так как работник соответствует занимаемой должности и по результатам труда может быть только премирован.

При удовлетворительном результате сотруднику может быть предложен перевод на другую должность либо рекомендовано пройти повышение квалификации в связи с результатами, которые не соответствуют заданным критериям.

А вот получение неудовлетворительного результата может привести не только к депремированию, но и к увольнению на основании ч.3 ст.81 ТК РФ, то есть несоответствия занимаемой должности в виду отсутствия достаточного уровня квалификации.

Допустим, в процессе оценки квалификации педагога будет заполняться оценочный лист с выставлением баллов по критериям, разработанным и закрепленным в Положении о проведении оценки квалификации, со шкалой оценивания от 1 до 5, где «5» является самой высокой степенью, а «1» слабой степенью соответственно:

  • социорефлексия;
  • самоорганизованность;
  • общая культура;
  • компетентность в методах преподавания;
  • результативность.

Комиссией по вышеуказанным позициям будут выставлены баллы, а затем рассчитан средний балл, который и станет основанием для вынесения окончательного результата оценки квалификации.

К примеру, в процессе оценки педагогом был получен средний балл – 4, то есть высокую степень выраженности характеристики, на основании которого, комиссией будет принято решение: соответствует занимаемой должности.

Провести оценку квалификации сотрудников любой компании, конечно, не просто, учитывая, что нужно учесть много переменных от результатов труда до личностных характеристик. Но при наличии грамотно разработанного Положения о проведении оценки осуществить данную процедуру будет совсем не сложно, учитывая, что от полученного результата будет зависеть не только прибыль компании, но и карьерный путь коллектива.

Источники:

Аттестация как механизм оценки уровня квалификации персонала
Аттестация — одна из наиболее эффективных и действенных систем оценки персонала организации. Это социальный механизм и кадровая технология, позволяющая произвести определение квалификации и уровня знаний работника; оценку его способностей, деловых и нравственных качеств.
http://hr-portal.ru/article/attestaciya-kak-mehanizm-ocenki-urovnya-kvalifikacii-personala
Онлайн журнал для бухгалтера
Оценка квалификации работников и центрах квалификации работников по профстандартам. С 2017 года заработает закон о независимой оценке квалификации.
http://buhguru.com/profstandart/ocenka-kvalifikacii-rabotnikov.html
Оценка квалификации персонала
Провести оценку квалификации персонала любой компании непросто, учитывая, что нужно учесть много переменных от результатов труда до личностных характеристик.
http://kadriruem.ru/ocenka-kvalifikacii-personala/

(Visited 22 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Как пройти собеседование на офис менеджера Как проходить собеседование? Как успешно пройти собеседование?Как проходить собеседование? Как… (3)

Интимная переписка примеры писем Возбуждающее письмо любимому на расстоянииПривет, мое Солнышко! Утром прилегла отдохнуть….и… (3)

Если мужчина говорит на связи Если мужчина говорит на связиВы познакомились с мужчиной, он вам… (3)

Как уговорить женщину переспать в 55 лет Зрелость и оргазм: Что происходит с сексом после 60 летЗрелость… (3)

Постоянно избивает муж что делать Гражданский муж бьет и постоянно упрекает меняАвтор вопроса: Кристина Возраст:… (2)

COMMENTS