Одиночество в психологии

Одиночество — причины и как его преодолеть

Каждый человек на планете хоть раз в жизни, но испытывал всепоглощающее чувство одиночества. И при этом все наделяют это понятие какими-то своими, личными характеристиками. Для кого-то одиночество – это когда несколько дней никто не зовет гулять. Кто-то под одиночеством подразумевает отсутствие друзей. Для другого человека одиночество – это когда не с кем посоветоваться или разделить свою радость.

Каждый по-своему понимает это чувство. Но прежде всего, нужно разобраться в одном: одиночество – это хорошо или плохо. Какой заряд несет это чувство для человека? И соответственно – какими могут затем оказаться последствия? Кто-то может сказать, что иногда полезно побыть одному, то есть иногда может быть полезно, погрузить себя в переживание чувства одиночества. Тогда в этом случае под данным чувством подразумевается изоляция самого себя от компании или окружающих людей, когда можно просто отключить телефон и компьютер, а затем весь день или даже несколько дней просто наслаждаться своим уединением. Если именно это подразумевать под одиночеством, то в таком состоянии можно даже найти несколько положительных моментов:

  • Можно собраться с мыслями и чувствами, чтобы не ощущать себя разбитым и ничтожным.
  • Некоторое время, проведенное наедине с собой, дает возможность заново оценить и пережить прошлый опыт, переосмыслить свои ошибки и сделать правильные выводы.
  • Сознательное лишение себя общества позволяет переоценить свое отношение к людям и отношение людей к себе.

Если же под одиночеством подразумевать только чувство, которое отрицательно сказывается на психическом здоровье человека, тогда и причины его следует искать в самом человеке и паттернах его поведения. Прежде всего, нужно понять, почему одиночество – это плохо, и что в таком случае подразумевают под самим одиночеством. Чаще всего при такой постановке вопроса, под одиночеством подразумевают сознательное лишение человека всех благ и выгод от людского общества против его воли. То есть получается, что ключевым понятием разницы в трактовке понятий одиночества с разных позиций выступает согласие или несогласие самого субъекта данного чувства. Когда человек не чувствует за собой желания лишиться на время общества людей, тогда последствия такого уединения могут стать трагическими. В самом общем варианте негативного одиночества последствия могут оказаться следующими:

  • Полная изоляция человека от окружающих и других людей, что может привести к деградации его личности.
  • Возможное возникновение психических расстройств или заболеваний.
  • Нарушение развития существующих коммуникативных и социальных навыков.

В таком случае, можно даже утверждать, что человек просто в один миг может перестать быть человеком, а станет инертным существом, лишенным интересов, желаний, целей и просто жажды жизни.

Если просто просуммировать все изложенные уже размышления, то получается, что в самом общем психологическом смысле под одиночеством следует подразумевать определенное социально-психологическое состояние индивида, при котором наблюдается сниженный общий фон настроения, нестабильность эмоциональной сферы и выраженное проявление апатии относительно других людей. При этом человек, подверженный этому состоянию, может чувствовать себя полностью радостным и довольным жизнью, если переживание подобного состояния было для него желательно, и он стремился к нему. В противном случае, эмоциональный фон и фон настроения будут находиться существенно ниже нормы.

  • Неуверенность в себе и своих силах
  • Недоверие к людям
  • Озлобленность, агрессивность и социопатию
  • Возможный нигилизм и презрение к людям

Исходя из рассмотренных вариантов определения понятия одиночество, является возможным выделить несколько разновидностей этого психического состояния личности человека. Если человека умышленно лишать общества других людей, он не сможет научиться, как быть человеком. Такой индивид ни морально, ни физически не сможет сформировать качества, необходимые для успешного взаимодействия с окружающими людьми. Он может внутренне находиться в полной гармонии с самим собой, но почувствовать себя уютно в небольшом коллективе или обществе, ему будет затруднительно. Это социальное одиночество. Причинами такого одиночества может быть детская психологическая травма, причиненная сверстниками или трудности в семейных отношениях. То есть толчком к отдалению от людей может стать практически любое происшествие, которое покажет формирующейся личности, что от других людей исходит опасность его внутренней гармонии. И тогда человек вероятнее всего отвернется от любых эмоциональных привязанностей, руководствуясь чистым рационализмом. А в таком случае никаким эмоциональным связям и привязанностям в жизнедеятельности человека места не будет.

Чтобы избавиться от ощущения одиночества, для начала нужно понять – это позитивное одиночество или негативное. Если речь идет о временном уединении человека от общества с целью собраться с мыслями и «вернуться» в мир отдохнувшим, тогда здесь уже и заложен необходимый вариант лечения. Если же имеется в виду негативное одиночество, когда человека лишают общества против его воли или когда близкие отворачиваются от него, здесь уже дела обстоят сложнее. В таком случае нужно попробовать найти какие-либо положительные моменты в своей жизни или ближайшем будущем.

Возможно, стоит обзавестись каким-либо увлечением или отправиться в путешествие. Но прежде, чем приниматься за такие радикальные шаги нужно понять одно – проблема в людях или в самом себе? Решить дилемму — нужны ли те люди, кто отвернулся в самое тяжелое время или пришло время перевернуть эту страницу и начать жизнь заново в полной гармонии с собой.

Проблема одиночества в психологии

«Одиночество отнюдь не редкость, не какой-то

необычный случай, напротив, оно всегда было

и остается главным и неизбежным испытанием

в жизни человека»

Прошло не так много времени как на смену свахам и знакомствам через

родственников пришли службы знакомств, предлагающие своим клиентам

электронные базы данных, которые позволяют выбирать потенциальных

«партнеров» практически по любым параметрам — цвету волос, росту, весу,

интересам, уровню интеллекта и др. На смену одинокому москвичу, желающему

познакомиться пришли мужчины «без в/п., с в/о, без мат. пробл., без

компл.», интересующие женщинами «с атрибутами женственности, вплоть до

чрезмерных»[1]. Клубы «Для тех, кому за тридцать» превратились в ночные

клубы «Для тех, кому за двенадцать». Красные флаги на весенних

демонстрациях сменились на черно-красных полотнища, бритые затылки и битых

представителей «кавказской национальности» вне зависимости от времени года.

Компьютер становиться не просто печатной машиной с экраном, а порой

единственным «собеседником», помогающим забыться или измениться входя в

«чаты», меняя имена. Партсобрания и политинформация преобразились в

воскресные собрания, а вопрос про партийность в анкете при приеме на работу

приобрел очертания армии[2] целеустремленными молодых, останавливающих

прохожих скороговоркой «здравствуйте-можно-к-вам-обратиться-верите-ли-вы-в-

Все эти и многие другие примеры изменений, произошедших за последние

два десятилетия в нашей стране говорят, на мой взгляд о том, что проблема

одиночества все также тревожит людей, вне зависимости от количества сортов

колбасы в магазине, возможности зарабатывать сколько хочется или открыто

говорить о своих убеждениях. Конечно, порой бывает трудно разглядеть лики

одиночества за черными стеклами иномарок, воплями «Хайль-Янки-Гоу-Хоум» и

«свободными отношениями». Однако, вне зависимости от того, какую форму оно

обретает, человек, оставаясь наедине с собой, как и много лет назад думает,

что ему делать со своим одиночеством. Перефразируя Т. Уильямса, можно

сказать, что человек думает как ему жить дальше, будучи обреченным на

пожизненное заключением в одиночной камере своего «Я».

Проблема одиночества занимает не только умы простых людей. На

протяжении столетий ее изучением занимались (и продолжают заниматься)

философы, богословы, ученые и писатели. Даже несмотря на относительно

небольшой срок существования психологии как обособленной науки, почти в

каждом из ее направлений можно найти связанные с одиночеством концепции,

теории и исследования. В этой работе я хотел бы сделать обзор как некоторых

психологических взглядов об одиночестве, так и мнений психологов и

философов о том, что делать человеку с одиночеством и как полноценно жить с

Психологические представления об одиночестве

1) Психоаналитический подход (Зилбург, Саливан, Фромм-Рейхман)

Обобщая положения некоторых психоаналитических теорий можно сказать, что

одиночество расценивается в этой психологической парадигме как состояние

отрицательное, уходящее корнями в детство.

Один из представителей психоанализа Зилбург различал одиночество и

уединенность. Уединенность считал он суть «нормальное» и «преходящее

умонастроение», возникающее в результате отсутствия конкретного «кого-то».

Одиночество же — это непреодолимое, неприятное (оно как «червь» разъедает

сердце), константное ощущение. Зилбург считает, что причинами одиночества

являются такие черты личности как нарциссизм, мании величия и враждебность,

а также стремление сохранить инфантильное чувство собственного

всемогущества. Такая нарциссистическая ориентация начинает формироваться в

детском возрасте, когда ребенок вместе с ощущением радости быть любимым

испытывает потрясение, вызванное тем, что он — маленькое, слабое существо,

вынужденное ждать удовлетворения своих потребностей от других.

Об этиологии одиночества писал и Г. Салливан. Рассматривая потребность

в человеческой близости он считал, что она, начинаясь в младенчестве

(стремление ребенка к контакту), в подростковом возрасте приобретает форму

потребности в приятеле, с которым можно обменяться своими сокровенными

мыслями. Если подросток не может удовлетворить эту потребность, то у него

может развиться глубокое одиночество.

Фромм-Рейхман, выделяя причины одиночества, подчеркивает пагубное

последствие преждевременного отлучения от материнской ласки.

2) Человеко-центрированный подход (К.Роджерс)

Подход К.Роджерса к одиночеству отличается от психоаналитического в том,

что он мало обращает внимания на ранние детские воспоминая, считая, что

одиночество вызвано текущими влияниями, которые испытывает личность.

Согласно Роджерсу, одиночество — это проявление слабой

приспособляемости личности, а причина его — феноменологическое

несоответствие представлений индивида о собственном «Я». Если разделить

процесс возникновения одиночества на 3 этапа и схематически представить

его, то получиться следующая картина.

1) Общество влияет на человека, вынуждая его вести себя в соответствии с

социально оправданными, ограничивающими свободу действия образцами.

2) Из-за этого возникают противоречия между внутренним истинным «Я»

индивида и проявлениями его «Я» в отношениях с другими людьми, что приводит

к потере смысла существования.

3) Индивид становится одиноким, когда, устранив охранительные барьеры на

пути к собственному «Я», он тем не менее думает, что ему будет отказано в

контакте со стороны других.

И здесь получается замкнутый круг: человек веря в то, что его истинное «Я»

отвергнуто другими, замыкается в своем одиночестве и, чтобы не отвергнутым,

продолжает придерживаться своих социальных «фасадов», что приводит к

опустошенности. Иными словами, в одиночестве проявляется несоответствие

между действительным и идеализированным «Я».

3) Социально-психологический подход (Боумен, Рисмен, Слейтр)

В отличии от психоанализа и роджерианского подхода, где причиной

одиночества является сам человек, некоторые представители социальной

психологии возлагают ответственность за возникновение одиночества на

общество. Так Боумен выделил несколько факторов, способствующих усилению

одиночества в современном обществе: ослабление связей в первичной группе;

увеличение семейной и социальной мобильности.

Рисмен считает, что одной из главных причин одиночества является

ориентация на других. Люди с такой ориентацией хотят нравиться, постоянно

приспосабливаются к обстоятельствам, а также обособлены от своего истинного

«Я», своих чувств и своих ожиданий. Это приводит к тому, что такая личность

может приобрести «синдром обеспокоенности» и зависимость от внимания

окружающих к себе со стороны других людей. Причем эта потребность никогда

не может быть удовлетворена. Рисмен характеризуя американское общество как

«направленного вовне», пишет, что его члены образуют «одинокую толпу».

Слейтер называет современное общество индивидуалистическим. Из-за

того, что в нем невозможно достичь удовлетворения потребности в общении,

сопричастности и зависимости, у человека возникает одиночество.

4) Интеракционистский подход (Вейс)

Подход Вейса к одиночеству отличается от рассмотренных выше по двум

. он считает, что одиночество это результат влияния двух факторов —

личности и ситуации;

. Вейс рассматривал одиночество имея в виду такие социальные отношения как

привязанность, руководство и оценка. Т.о., причиной одиночества может

быть недостаток социального взаимодействия индивида, а также

взаимодействия, удовлетворяющего социальные запросы личности.

Вейс выделил два типа одиночества: эмоциональное и социальное. Первое

является результатом отсутствия такой тесной интимной привязанности как

любовная или супружеская. При этом человек может испытывать чувство, похоже

на «беспокойство покинутого ребенка». Социальное же одиночество является

результатом отсутствия значимых дружеских связей или чувства общности, что

может выражаться в переживании тоски и чувстве социальной маргинальности.

5) Когнитивный подход (Л. Э.Пепло)

Согласно мнению представителей когнитивного направления в психологии

познание является ключом для объяснения связи между недостатком

социальности и чувством одиночества. Л. Э. Пепло считает, что одиночество

возникает в случае осознания диссонанса между желаемым и достигнутым

уровнем собственных социальных контактов.

6) Экзистенциальная психология (И.Ялом, К.Мустакас)

Экзистенциальная психология тесно связана с экзистенциальной философией.

Первые попытки непосредственно перенести идеи философии экзистенциализма в

психологическую и психотерапевтическую практику (Л.Бинсвангер и М.Босс)

дали весьма ограниченные результаты. Ряд экзистенциально мыслящих философов

(М.Бубер, П.Тиллих, М.Бахтин и др.) оказали на психологов большое и

непосредственное влияние, но вершинами экзистенциальной психологии на

сегодняшний день являются общепсихологические теории и методологические

основы психологической практики, разработанные на основе философии

экзистенциализма такими авторами как В.Франкл, Р.Мэй, Д.Бьюдженталь.

В экзистенциальной психологии выделяют базовый конфликт,

обусловленный конфронтацией индивидуума с данностями существования. Под

данностями существованиями здесь понимают определенные конечные факторы,

являющиеся неотъемлемой, неизбежной составляющей бытия человека в мире.

Одиночество или, если быть точным, изоляция относится к таким данностям.

Обобщая все сказанное ранее, можно сказать, что в отличии от психоанализа и

человеко-центрированной терапии, экзистенциалисты, во-первых, не считают

это чувство патологическим, и, во-вторых, видят его причины в условиях

Один из представителей этого направления И.Ялом рассматривая

изолированность как одну из данностей существования, отмечает, что это не

есть изолированность от людей с порождаемым ею одиночеством и не внутренняя

изоляция (от части собственной личности). Это фундаментальная изоляция — и

от других созданий («пропасть между собой и другими») и от мира

(«отделенность между индивидом и миром»). Таким образом, он выделяет два

вида изоляции: экзистенциальную и фундаментальную.

В своей работе «Экзистенциальная психотерапия» он рассматривает

несколько путей, ведущих к осознанию экзистенциальной изоляции —

конфронтация со смертью и свободой. Знание о конечности собственного бытия

заставляет человека понять, что никто не может умереть вместе с кем-то или

вместо кого-то. Свобода же, понимаемая здесь как принятие ответственности

за свою жизнь, подразумевает собственное «авторство» жизни, принятие факта,

что никто другой не создает и охраняет тебя. К экзистенциальной изоляции

приводят также и индивидуальные опыты дефамилиаризации — состояний, в

которых с конституированного нами мира срываются покровы реальности, а с

объектов «вырываются символы». И тогда человек теряет ощущению уюта,

принадлежности к чему-то знакомому.

Говоря о связи роста и изоляции, Ялом приводит определение Ранка,

который считал, что процесс роста тесно связан с сепарацией, превращением в

отдельное существо (рост подразумевает автономию, индивидуацию,

независимость и самоконтроль). Однако, человек расплачивается за сепарацию

У человека, пишет Ялом, есть два способа ограждения себя от «ужаса

конечной изоляции» — частичное принятие этой данности и отношения. Несмотря

на то, что отношения не могут уничтожить изоляцию, они помогают разделить

одиночество с другими людьми и тогда «любовь компенсирует боль изоляции».

Это созвучно М. Буберу, который считал, что «великие отношения пробивают

брешь в барьерах возвышенного уединения, смягчая его суровый закон и

перебрасывая мост от одного самостоятельного существа к другому через

пропасть страха вселенной».

Не принимая своей изолированности, не встречая ее стойко, человек не

может с любовью обратиться к другим. Оказывавшись в море существования,

переживая ужаса одиночества и стремясь как можно быстрее выбраться из него,

мы не только отдаляемся от других, но и «бьем по другим», чтобы не утонуть.

В этой ситуации мы не можем относиться к другим, воспринимая их такими же

как и мы — испуганными, одинокими, конституирующими мир из вещей. Другой

становиться для нас «оно» и, будучи помещенным внутрь нашего собственного

мира, становиться средством для отрицания изоляции. Убегая все дальше от

осознания данностей существования, человек строит отношения, дающие

«продукты» (напр. слияние, власть, величие), помогающие отрицанию изоляции.

Ниже, при рассмотрении взглядов М. Бубера, А.Маслоу и Э.Фромма на проблему

одиночества, я коснусь принципов, по котором можно строить отношения,

свободные от нужды друг в друге.

К. Мустакас, другой представитель экзистенциального направления в

психологии, разделяет «суету одиночества» и истинное одиночество (в этом

его позиция схожа со взглядом на одиночество в некоторых восточных

религиях). Первое он определяет как комплекс защитных механизмов, который

отдаляет человека от решения существенных жизненных вопросов, путем

осуществления «активности ради активности» вместе с другими людьми.

Истинное же одиночество исходит из осознания «реальности одинокого

существования». Как и Ялом он считает, что этому осознанию могут

способствовать столкновения с пограничными жизненными ситуациями (рождение,

смерть, жизненные перемены, трагедия), которые человек переживает в

Рассматривая характеристики людей, избегающих осознания одиночества

как данности бытия, Кайзер выделил три тенденции, характерные для клиентов

с экзистенциальным неврозом [3]:

1) «Сплав» — желание потерять собственную личность, стремление слиться с

другим, т.к. желание быть индивидуальностью связано с мужеством быть

одиноким, а одиночество часто непереносимо для личности;

2) «Универсальный симптом» — состоявшееся слияние, попытка слияния (или его

иллюзия) с другим и переживаемое при этом чувство двойственности;

3) «Универсальный конфликт» — это переживаемое, как страдание, нежелаемое

Эти тенденции позволяют клиенту избегать переживаний, вызванных осознанием

одиночества. Невротик делает все, чтобы уйти от одиночества, в то время как

аутентичная личность принимает состояние одиночества как подлинность

человеческого существования, как возможность свободного становления и

самореализации, как полноту ответственности за себя.

По сути, об этом же пишет и Сартр: «Человек существует лишь настолько,

насколько себя осуществляет. Он представляет собой, следовательно, не что

иное как совокупность своих поступков, не что иное как собственную жизнь».

Отношения как средство, способное помочь разделить одиночество

При рассмотрении экзистенциального взгляда на одиночество я упомянул, что

кроме принятия факта экзистенциональной изоляции, у человека есть еще одно

средство ограждения себя от «ужаса конечной изоляции» — отношения. Чтобы

понять какими могут быть отношения, способные помочь разделить это

одиночество и, одновременно, не построенные на принципе «ты мне — я тебе»,

рассмотрим типы отношений, выделенных М. Бубером, А. Маслоу и Э. Фроммом.

Диалог vs. монолог (М. Бубер)

М.Бубер внес большой вклад в рассмотрение проблемы одиночества. Трудно

отнести его к какому-то одному направлению философии, т.к. его позиция

основывается на еврейской мистической школе, хасидизме и релятивистской

теории, а его взгляды оказали значительное влияние как на религиозную

философию, так и на психологию. Он считал, что стремление человека к

отношениям заложено в нем с самого рождения. Даже у только что появившегося

на свет ребенка есть стремление к контакту — сначала тактильному, а затем

«оптимальному» с другими людьми. Таким образом, человек не существует как

отдельная сущность, т.к. он «сотворен между». Поскольку для Бубера основным

модусом человеческого бытия являются отношения, можно сказать для него нет

одиночества как фундаментального факта бытия (ср. с экзистенциалистами).

Бубер выделил два типа отношений: «Я-Ты» и «Я-Оно». Последний тип

взаимосвязи — это отношения без взаимности, где другой это средство,

функция, объект. Этому Бубер противопоставляет «Я-Ты» отношения, которые

построены на взаимности и включающие переживания другого. Различия между

эти типами отношений лежат не только в их природе, но и в том, что есть «Я»

в каждом из них. «Я», пишет Бубер, возникает и приобретает очертания в

рамках отношений и оно, т.о., связано с «Ты», взаимодействуя с которым

каждый раз создается новое «Я». При отношениях «Оно» человек не полностью

находиться в «отношениях» — он удерживает часть себе, т.к. в этом случае он

занимается категоризацией, анализом и вынесением суждения об «Оно».

Основной способ переживания «Я-Ты» отношений — диалог. В нем «каждый

из участников имеет в виду другого или других в их особом бытии и

обращается к ним с намерением установить живые взаимоотношения между собой

и им». Об этом же писал и В.Франкл когда говорил, что идея встречи в

настоящее время упростилась. «Встреча» часто является самовыражением,

реализация аффекта, что приводит к тому, что акцент смешается с поворота к

другому на самооценку, использование других для решения своих проблем. Это,

по словам Бубера, есть «монологи, замаскированные под диалог».

Бытийные vs. дефицитарные отношения (А. Маслоу)

А. Маслоу — один из основателей гуманистической психологии — считал, что

действия человека определяются двумя типами мотивов: восполнение дефицита и

рост. Он выдел следующие характеристики человека, ориентированного на рост:

способность реализации собственного потенциала, большая самодостаточность,

меньшая зависимость от подкрепления среды, меньшая потребность в

межличностных отношениях, восприятие людей не с позиции полезности

(«использования»), а с позиции уникальности каждого человека. Т.о., эти

люди руководствуются не социальными или средовыми детерминантами, а

внутренними. Исходя из этого, Маслоу предложил выделить два типа любви —

бытийную и дефицитарную. Сравнивая эти типы Маслоу считал, что для бытийной

любви характерны: минимум тревоги-враждебности, независимость,

автономность, минимум ревности, большая бескорыстность, альтруистичность,

Симбиотическая привязанность vs. зрелая любовь (Э.Фромм)

Э.Фромм, в одной из своих блестящих работ «Искусство любви», также

затрагивает вопрос о том, что должны представлять из себя ненуждающиеся

отношения. Так же как и многие экзистенционалисты, Фромм считает

экзистенциональную изоляцию причиной серьезного беспокойства человека.

Рассматривая то, как человечество в ходе своего развития преодолевало эту

изоляцию, Фромм пишет, что ни творческая деятельность, ни оргиастические

состояния, ни следования обычаям, ни верованиям группы не были достаточными

для этого преодоления — они были «частичными ответами». «Полный ответ» —

достижение единения с другим человеком в любви.

Как и Маслоу, он предложил свою классификацию типов любви. Фромм

отличал «симбиотическое слияние», при котором ни один из партнеров не

является целостным и свободным, от «зрелой» любви. Последняя есть «союз при

условии сохранения индивидуальности . двое становятся одним и все же

Для Фромма важно, что любовь — активный процесс, основанный не на

«получении», а на отдаче; «участии», а не «увлечении». К другим

характеристикам зрелой любви он относит: заботу, отзывчивость, уважение и

1. Миюскович Б. Одиночество: междисциплинарный подход // Лабиринты

одиночества (сост., общ. ред. и предисл. Покровский Н. Е.) М., 1989

2. Перлман Д., Пепло Л. Э. Теоретические подходы к одиночеству // Лабиринты

одиночества (сост., общ. ред. и предисл. Покровский Н. Е.) М., 1989

3. Пузько В. И. Экзистенциальный невроз как бегство от одиночества //

Материалы научной конференции «Теология, философия и психология

одиночества», Владивосток, 1995

4. Садлер У.А., Джонсон Т. Б. От одиночества — к аномии // Лабиринты

одиночества (сост., общ. ред. и предисл. Покровский Н. Е.) М., 1989

5. Сартр Ж.-П. Сумерки богов. М., 1991

6. Фрейджер Р., Фейдман Д. Личность. Теории, эксперименты, упражнения. М.,

7. Фромм Э. Искусство любви. М., 1995

8. Хараш А.У. Психология одиночества // Педология/новый век. № 4, 2000 г.

9. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия М., 2000

[1] Газета «Из рук в руки», рубрика «Знакомства», ноябрь 2001 г.

[2] В одной только Ростовской области в 1998 было зарегистрировано 300

[3] Экзистенциальный невроз — страдание человека от одиночества и

опустошенности души, который при этом ощущает себя относительно здоровыми и

не нуждающимся в какой-либо профессиональной помощи.

проявления «Я» в отношениях с другими людьми

Психология одиночества

Психологическая характеристика интроверта и экстраверта. Переживания в период одиночества. Отношение человека к самому себе. Одиночество как субъективное, сугубо индивидуальное и часто уникальное переживание. Эмоциональные состояния одинокого человека.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

2. Психология одиночества

3. Проблема одиночества

Чувствовать себя одиноким можно и в толпе, и на работе, и в семье, и даже наедине с любимым. Это чувство зависит не от окружения, не от количества друзей или недругов, а, прежде всего от структуры личности. Разные оценки одиночества легче всего проиллюстрировать на примере так называемых интроверта и экстраверта.

2. Психология одиночества

Можно выделить два термина одиночества: интроверт — это вещь в себе, он обращен внутрь собственной личности, а экстраверт постоянно стремится быть на людях (для таких, как говорят, на миру и смерть красна). Одиночество в толпе на самом деле возможно только для интроверта: экстраверт быстренько сойдется практически с каждым, и что важно, его вполне удовлетворит довольно поверхностное знакомство. Именно экстраверт чаще разговаривает с незнакомыми людьми в транспорте, именно экстраверту проще всего познакомиться на улице — потому что он вовсе не. претендует на глубокое и долгое общение Ему важна смена впечатлений, и пока вокруг него есть люди — от одиночества он страдать не будет. Более того, ему по большому счету даже не обязательно заводить разговор — достаточно того, что столько людей просто на него смотрят!

А вот интроверту важно иметь одного-двух ‘верных друзей’, желательно таких же по характеру, как он. У таких ‘приятелей’ сам процесс общения иногда проходит довольно интересно: они сидят в одной комнате (или дышат с двух концов провода в телефонную трубку) — и молчат. Это они общаются. И им такого общения вполне хватает — им ведь важен не сам разговор, а ощущение того, что друг рядом. Важно знать, что есть сама возможность другу позвонить — а собственно звонить и не обязательно. Именно поэтому интроверты начинают чувствовать себя одинокими, когда теряют по тем или иным причинам своего проверенного друга — а нового знакомого, столь же близкого, завести быстро им очень трудно, а иногда и вообще не получается. Ведь в отличие от экстраверта, который найдет общение везде, где есть хоть какие-то люди, интроверту установить взаимопонимание сложно.

Но, как известно, чистых экстравертов и интровертов не бывает. Все мы в той или иной степени ‘смешанные’. Именно поэтому практически все люди в той или иной ситуации хоть раз да ощущали свое одиночество.

3. Проблема одиночества

Вряд ли найдется человек, который хотя бы иногда не испытывал состояния одиночества. В течение жизни мы теряем друзей, любимых, близких людей. Чтобы избавиться от одиночества, есть два пути: либо научиться принимать это чувство и справляться с ним, переключаясь на иные значимые дела, например найти интересное занятие, увлечение, хобби, с головой уйти в работу, либо учиться по-новому строить взаимоотношения с людьми, чтобы не чувствовать своего одиночества, найти новых друзей и спутника жизни.

Жизнь каждого человека — одна-единственная и проходит она удивительно быстро. Не решаемая проблема одиночества для многих людей — это не столько проблема, сколько их реальная, единственная жизнь, которую они хотят прожить хорошо, благополучно, успешно, разнообразно и полноценно. Это их право и право это надо уважать

Все мы разные и каждый из нас выбирает свой жизненный путь. Для одного — одиночество — это тягостное существование, наполненное депрессией и ощущением собственной неполноценности, для другого — спокойная, размеренная жизнь для себя, возможность сделать успешную карьеру или заняться творчеством. Одиночество бывает разным, с ним связаны не только негативные эмоции, но и радость и удовольствие. Многие люди ищут его, уставая от общения и сознательно сокращая количество своих контактов с окружающими.

Многие периоды жизни человека обязательно связаны с одиночеством, и переживания в период одиночества зависят не столько от изоляции, сколько от отношения человека к самому себе. В одиночестве мы имеем возможность выбирать, чем заняться и, во многих случаях, эти занятия довольно полезны и разнообразны.

Одиночество позволяет нам осмыслить свой жизненный опыт и часто стимулирует, «подхлестывает» нас к активному поиску интересного и содержательного общения. Именно после периода одиночества мы начинаем больше ценить дружеские или любовные отношения, становимся менее требовательными и более терпимыми к своему партнеру. Можно сказать, что одиночество учит нас мудрости и любви.

В процессе обыденной жизни мы воспринимаем себя лишь в определенном отношении к окружающему миру. Мы переживаем свое состояние в контексте сложной и обширной сети взаимосвязей. Возникновение одиночества говорит нам о нарушениях в этой сети. Часто одиночество появляется в форме потребности быть включенным в какую-то группу или желательность этого или потребности просто быть в контакте с кем-либо. Основополагающим моментом в таких случаях выступает осознание отсутствия чего-то, чувство потери и крушения. Это может быть осознание своей исключительности и неприятия тебя другими. С точки зрения экзистенциальной феноменологии (которая очень уместна в данном случае) одиночество грозит расколоть или даже разорвать интенциональную структуру личности, особенно в интерсубъектной области. Выражаясь менее научно, одиночество представляет собой комплексное чувство, которое связывает воедино нечто утраченное внутренним миром личности.

Учитывая сказанное, можно предложить следующее определение одиночества. Одиночество — это переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания, и показывающее раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности. Расстройство, которое вызывает данное переживание, часто побуждает человека к энергичному поиску средств противостояния этой болезни, ибо одиночество действует против основных ожиданий и надежд человека и, таким образом, воспринимается как крайне нежелательное.

Эмоциональные состояния одинокого человека — отчаяние (паника, ранимость, беспомощность, изолированность, жалость к себе), скука (нетерпение, желание все изменить, скованность, раздражительность), самоуничижение (ощущение собственной непривлекательности, глупости, никчемности, застенчивость). Одинокий человек как бы гласит: «Я беспомощен и несчастен, полюбите меня, приласкайте меня». На фоне сильного желания такого общения возникает явление «психического моратория» (термин Э. Эриксона):

— возврат к детскому уровню поведения и желание как можно дольше отсрочить приобретение взрослого статуса;

— смутное, но устойчивое состояние тревоги;

— чувство изоляции и опустошенности;

— постоянное пребывание в состоянии чего-то такого, что что-то случится, эмоционально воздействовать и жизнь резко изменится;

— страх перед интимным общением и неспособность эмоционально воздействовать на лиц другого пола;

— враждебность и презрение ко всем признанным общественным ролям, вплоть до мужских и женских ролей.

— презрение ко всему национальному и нереальная переоценка всего иностранного (хорошо там, где нас нет). Чаще всего реакцию на одиночество можно определить как «печальную пассивность» (К. Рубинстайн и Ф. Шейвер). Что это за реакция? Поплакать, поспать, ничего не делать, поесть, посмотреть телевизор, напиться или «отключиться», лежать на диване и размышлять, фантазировать. Конечно, такие способы лишь усугубляют одиночество. Лучше «активное уединение». Начать что-нибудь писать, заняться любимым делом, сходить в кино или театр, почитать, музицировать, заняться физическими упражнениями, послушать музыку и потанцевать, сесть учить уроки или начать делать какую-то работу, пойти в магазин и растратить сэкономленные деньги. Надо не бежать от одиночества, а поразмышлять, что можно сделать, чтобы преодолеть свое одиночество.

интроверт экстраверт одиночество эмоциональный

Лучше не запускать состояние сенсорной депривации, не усугублять чувство одиночества. Ведь в запущенном состоянии любая проблема решается сложнее. У человека начинает проявляться деструкция поведения, ухудшается способность к установлению межличностных связей (иными словами, он становится абсолютно неконтактным и приобретает тяжелый характер). У людей, страдающих от сенсорной депривации, часто возникают проблемы в бизнесе только потому, что он с деловым партнером говорит о чем угодно, только не о деле. Кстати, бизнесмены, которые заключают сделку в ресторане в сопровождении спиртного, как правило, оба испытывают трудности в общении — как говорится, встретились два одиночества. Они, если не выпьют, вообще не смогут ни о чем говорить: Кстати, нередко люди вообще начинают пить, чтобы ‘залить’ свое чувство одиночества. Или влиться на правах равного в какую-нибудь теплую пьяную компашку.

Поэтому важно правильно определить, от какого именно одиночества, от дефицита каких впечатлений вам нужно избавиться. И неверно думать, что лучшее спасение от одиночества — знакомиться на улице или ходить в дискотеку. Более того, прежде чем обзаводиться любыми новыми знакомствами, важно утолить существующий ‘информационный голод’ — иначе все прочее общение будет этому голоду подчинено.

Размещено на Allbest.ru

Эмоциональные состояния одинокого человека. Личностные эффекты одиночества, его влияние на самооценку, депрессию, страхи. Виды (типы) одиночества и их особенности. Скрытые противоречия личности. Преодоление одиночества, новые стратегии и смысл жизни.

Исследование связи значимого для подростка переживания одиночества со сформированными у него предпосылками самостоятельности. Сопоставление позитивных и негативных аспектов переживания одиночества и наличествующих у подростка предпосылок субъектности.

Одиночество подростков и социально-психологические проблемы. Психологическая характеристика понимания его сущности и содержания. Сравнительный анализ субъективного ощущения одиночества у лиц подросткового возраста с нормальным развитием и с ДЦП.

Понятие одиночества как остро субъективного, сугубо индивидуального и часто уникального переживания. Сущность и методы самовоспитания. Анализ задач экзистенциальной феноменологии. Детальная характеристика процесса самопознания и критического самосознания.

Теоретический анализ субъективного ощущения одиночества. Психологическое представление о хроническом, ситуативном и преходящем одиночестве. Отношения, как средство, способное помочь разделить одиночество. Современные исследования переживания одиночества.

Общее понятие состояния одиночества человека как зависимости переживания от возрастных особенностей личности. Использование диагностики уровня субъективного ощущения одиночества. Методика определения группы здоровья «Нервно-психическая адаптация».

Одиночество личности как одна из актуальнейших проблем нашего времени. Факторный анализ причин одиночества и реакций на одиночество. Понижение чувства собственного достоинства из-за недостатка в общении. Анализ эмоциональных состояний одинокого человека.

Анализ основных научных подходов к изучению женского одиночества, его виды и причины. Исследование отличий в особенностях переживания чувства одиночества овдовевшими и разведенными женщинами. Проработка проблемы горя по поводу утраты близкого человека.

Проблема одиночества занимает умы людей на протяжении столетий — ее изучением занимались психологи, философы, богословы, ученые и писатели. Психология одиночества. Возникновение чувства одиночества как проявление слабой приспособляемости личности.

Психологическая феноменология одиночества. Причины появления чувства одиночества в юношестве. Роль раннего возраста в развитии одиночества у взрослых. Способы преодоления одиночества. Описание процедуры психологического исследования, анализ результатов.

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.

PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.

© 2000 — 2018, ООО «Олбест» Все права защищены

Источники:
Одиночество — причины и как его преодолеть
Одиночество — причины и как его преодолеть Каждый человек на планете хоть раз в жизни, но испытывал всепоглощающее чувство одиночества. И при этом все наделяют это понятие какими-то своими,
http://psychology-s.ru/odinochestvo/
Проблема одиночества в психологии 1
Проблема одиночества в психологии «Одиночество отнюдь не редкость, не какой-то необычный случай, напротив, оно всегда было и остается главным и неизбежным испытанием в жизни человека»
http://www.pr-j.ru/psixologiya_2/problema_odinochestva_v_psixologii.html
Психология одиночества
Психологическая характеристика интроверта и экстраверта. Переживания в период одиночества. Отношение человека к самому себе. Одиночество как субъективное, сугубо индивидуальное и часто уникальное переживание. Эмоциональные состояния одинокого человека.
http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00412247_0.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Интимная переписка примеры писем Возбуждающее письмо любимому на расстоянииПривет, мое Солнышко! Утром прилегла отдохнуть….и… (1)

Мужчина не звонил потом объявился Как поступить с мужчиной который месяц не звонил, исчез, а… (1)

Как защитить себя от протекания Как не протечь во время месячных?Женщины вынуждены испытывать множество неудобств… (1)

Собачий психолог ДРЕССИРОВКА СОБАК на ДОМУ Занятия проводятся на территории владельца собаки,… (1)

Женщина отдается мужчине 23 ПРИЧИНЫ, ПО КОТОРЫМ ДЕВУШКА МОЖЕТ ОТДАТЬСЯ ПРОСТО ТАК: ЧАСТЬ… (1)

COMMENTS