Особенности общения с детьми, со сверстниками, со взрослыми

Возрастные особенности общения

Одной из первых социальных потребностей развивающихся у человека, является потребность в общении. По мнению многих отечественных психологов (Выготского Л.С., Лисиной М.И.), именно потребность в общении становится ведущим фактором психического развития человека.

Выделяют 3 основных группы мотивов, связанных с потребностью в общении: Познавательные мотивы (потребность во впечатлениях); Деловые мотивы (потребность в активной деятельности); Личностные мотивы (потребность в признании и поддержке).

Гиппенрейтер Ю.Б. отмечает, что именно эти потребности можно проследить у новорождённого, что доказывается серией экспериментов).

Как известно, развитие общения ребёнка тесно связано с развитием его речи. Разумеется, в первые два года жизни это развитие носит особенно высокий темп.

Первый — второй месяцы жизни: у ребёнка возникает специфическая реакция на человеческую речь – особое внимание к ней, называемое слуховым сосредоточением. На третьем месяце в ответ на речевые обращения взрослого у ребёнка появляются собственные речевые реакции, входящие в состав «комплекса оживления». Вместе с речью развивается и эмоциональная сфера ребёнка, в частности, уже в возрасте 2-3 месяцев появляются первые эмпатические реакции.

С четырёх месяцев ребёнок начинает различать высказывания взрослых по интонации, что свидетельствует о том, что он уже умеет пользоваться речью как средством эмоционального общения. Под эмоциональным общением понимают общение посредством выразительных движений, соответствующих определённому эмоциональному состоянию: поз, мимики, интонаций голоса, прикосновений, поглаживаний, прижимания к груди, отталкивания и т.д. До 6 месяцев общение ребёнка со взрослыми носит сугубо эмоциональный характер.

На шестом месяце жизни ребёнок ориентируется не только на эмоциональный тон и характер высказывания, но и на ритмику взрослой речи. Во втором полугодии жизни ребёнок начинает пользоваться «псевдословами», которые выполняют сигнальную функцию, но не имеют постоянных обобщенных значений. В качестве средства общении вместе с эмоциональными реакциями появляется действие с предметом, поэтому исследователи полагают, что в этот период – к концу первого полугодия наряду с эмоциональным общением обособляется и предметное общение. Предметное общение– это общение, основным средством, которого является предмет. В процессе такого общения усваивается общественно обусловленное значение предмета. После 6-8 месяцев у ребёнка формируется новый также такой тип общения со взрослыми, как ситуативно-деловой, под которым понимается такое общение ребёнка со взрослыми в процессе совместных действий с предметами, целью которого является само по себе совместное действие.

К концу первого года жизни ребёнок может заражаться отрицательным эмоциональным состоянием близкого – плакать, огорчаться вместе с ним, а также жалеть расстроенного, обиженного человека. Таким образом, ребёнок показывает своё сочувствие и сопереживание – продолжает развиваться эмпатия, которая характерна почти всем детям довольно длительный период в так называемом «чистом» виде.

В этот же период, у детей появляется довольно устойчивое стремление к общению со сверстниками: они любят бывать среди других детей, хотя ещё не играют с ними. Также к концу года ребёнок уже начинает произносить слова и усваивает семантику слова. В начале второго года начинается период развития собственно речевого общения. В этот период потребность в общении становится одной из ведущих потребностей ребёнка.

К концу второго года жизни, словарь ребёнка активно пополняется, и он начинает говорить уже предложениями. В этот период дети общаются в основном со взрослыми, часто это общение носит форму обращенийВ результате, общение ребёнка 2-3 летнего возраста со взрослыми выполняет следующие важнейшие функции:

Ø Осознания своего опыта;

Ø Определение способа решения жизненных задач, выхода из различных ситуаций;

Ø Систематизация и накопление жизненного опыта.

Также в процессе общения со взрослыми в этот период жизни у ребёнка начинает формироваться эмоциональная реакция на похвалу.

На третьем году жизни существенно изменяется потребность ребёнка в общении. Из возрастной психологии нам известно, что трёхлетний возраст характеризуется кризисным периодом, в процессе которого ребёнок, по мнению Выготского Л.С., начинает мотивировать свои поступки не содержанием ситуации, а отношениями с другими людьми. Общение со взрослыми и сверстниками, круг общения с которыми к этому периоду уже значительно возрастает, превращается в истинно социальное взаимодействие. Ребёнок впервые начинает осваивать правила, нормы взаимодействия в группе. К этому периоду чётко проявляются индивидуальные различия коммуникативных способностей у детей. Приблизительно к трём годам у ребёнка складывается уже довольно ясное представление о своих возможностях, которое становится основой формирующегося образа самого себя. Он складывается и подтверждается в условиях взаимодействия индивидуального опыта ребёнка и опыта общения с другими людьми.

В возрасте 4-6 лет появляется социально-психологический феномен дружбы, под которым понимается глубокие индивидуально-избирательные межличностные отношения, характеризующиеся взаимной привязанностью, основанной на чувстве симпатии и безусловного принятия другого.

Дружба выполняет множество функций, среди которых особенно выделяются: развитие самопознания, формирование чувства причастности, связи с обществом себе подобных.

4 основные формы общения, которые проявляются в первые 7 лет жизни ребёнка: ситуативно-личностное, ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное и внеситуативно-личностное.

Ситуативно-личностнаяформа (0 — 6м.)общение, в ходе которого, взрослый обеспечивает выживание ребёнка и удовлетворение всех его первичных потребностей.

Ситуативно-деловаяформа (0,6 – 3м) – общение, разворачивающееся в ходе совместной деятельности со взрослыми.

Внеситуативно-познавательная форма (3-4 года)общение, разворачивающееся на фоне совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности ребёнка по ознакомлению с физическим миром.

Внеситуативно-личностная форма (4-6,7 лет)общение, разворачивающееся на фоне теоретического и практического познания ребёнком социального мира.

В возрасте 6-7 лет ребёнок попадает в совершенно новую для него социальную ситуацию – школьную среду. Круг общения со сверстниками соответственно значительно расширяется. Ребёнок приобретает новые навыки социального взаимодействия с ровесниками, учится заводить друзей.

Необходимо рассматривать первый и второй круг общенияв школьном возрасте. В первый круг входят те одноклассники, которые являются объектом устойчивого выбора. Ко второму относятся те, с кем ребёнок иногда общается и те, кого он избегает.

Развитие общения со сверстниками знаменует новую стадию эмоционального развития ребёнка, характеризующуюся появлением у него способности к эмоциональной децентрации:способности отстраниться от собственных эмоциональных переживаний, способности к восприятию эмоций, эмоционального состояния другого человека.

В возрасте 9-10 лет ребенок теряет интерес к общению со взрослыми и переключает его на одноклассников. Важно, что ребенок в этот период предполагает общество детей своего же пола.

Вместе с тем, общение с одноклассниками способствует усвоению таких типов отношений, как лидерство и дружба.

В подростковом возрасте общение со взрослыми теряет свою актуальность ещё в большей степени, особую значимость приобретают отношения со сверстниками. Наиболее ярко в пубертатный период проявляется аффилиативная потребность в принадлежности какой-нибудь группе. Появляется референтная группа, т.е. группа людей пользующихся уважением и особенно значимых для подростка. Принадлежность к определённой группе имеет большое значение для молодого человека, именно в ней он может поделиться своими возрастными проблемами, которые понятны таким же как он, разделить общие интересы, увлечения, понять что такое верность честность, преданность и т.д. Само общение становится более глубоким и содержательным в духовном и интеллектуальном плане, постепенно формируются такие эмоционально насыщенные формы как, любовь и дружба.

В начале подросткового возраста общение сохраняет гомосоциальный характер (со сверстниками своего пола), позднее становится гетеросоциальным (со сверстниками обоих полов). Такое развитие общения помогает молодым людям освоить гендерные роли, соответствующее им поведение, принятие социальных норм и ценностей.

Однако, как показывают современные исследования, авторитет родителей у сегодняшних подростков возрастает, по сравнению с исследованиями прошлых лет, также повышается и ценность семьи. Возможно, это связано с тем, что современная семья очень нестабильна и утратила свои традиционные функции. Разлады между родителями всегда глубоко переживались детьми, особенно в подростковом возрасте.

В период ранней взрослости человек переживает новый комплекс эмоций. Среди них – эмоции близости, как основы любви, родительских отношений, которые включают в себя: радость от общения с ребёнком, чувство привязанности и взаимного доверия, чувствительности к потребностям ребёнка, чувство интереса к ребёнку и восхищение им.

В период взрослости специфика развития общения тесно связана с особенностями профессиональной деятельности и самосовершенствованием человека, с созданием собственной семьи, воспитанием детей, а также с проведением свободного времени.

В пожилом возрасте общение большинства людей ограничивается семейным общением, и общением с ближайшим окружением. Нередко, в этом возрасте люди теряют своих близких и с этим часто связано появляющееся чувство одиночества. Одиночество может рассматривается как одна из форм дефицитного общения.

На всём протяжении своего развития общение тесно взаимосвязано с деятельностью человека, определяет и определяется ею.

Выделяют следующие характеристики общения:

n Ориентация общения – это наиболее общая целевая характеристика общения. Специфическая ориентация того или иного вида общения более или менее непосредственно отражается на его средствах и на протекании самих процессов общения. Различают социально ориентированное и личностно ориентированное общение.

n Психологическая динамика общения – это довольно широкая характеристика, отражающая психологическое содержание общение.

n Семиотическая специализация общения определяется тем, какие средства используются в общении. Выделяют материальное и знаковое общение. В свою очередь внутри знакового общения можно выделить: а) речевое общение; б) общение при помощи знаковых систем, психологически эквивалентных языку (язык жестов); в) общение при помощи вторичных знаковых систем с опорой на язык; г) общение при помощи вторичных знаковых систем специфического характера; д) общение при помощи ситуативно осмысляемых материальных объектов (например, подарок, присланный по почте).

n Степень опосредованности – это больше количественная, чем качественная характеристика, иначе ее можно определить как социальную «дистанцию», отделяющую коммуникатора от реципиента.

studopedia.ru

Как влияют взрослые и сверстники на речевое развитие ребёнка

Родители и самые близкие родственники – первые партнёры ребёнка, которые помогают ему освоить навыки общения. От взрослых малыш получает первые представления об окружающем мире, правилах поведения в обществе. Происходит это при помощи речевого общения, ведь речь является для ребёнка основой всех знаний, и её малыш впитывает в себя очень быстро.

Почему малышу необходимы контакты со сверстниками?

Подрастая, малыш нуждается в коммуникации с другими детьми такого же возраста или чуть постарше. Это общение существенно отличается от того, которое принято в кругу семьи. После четырёх лет ребёнку намного интересней будет поговорить со своими сверстниками, чем с родителями или родственниками. В игре с детьми малыш полностью сможет реализовать свои фантазии, сможет вести себя непринужденно и свободно. А такое поведение значительно влияет на речь.

Контактируя со сверстниками, ребёнок сможет ярко выражать свои эмоции. Общаясь с родителями, малыш ведёт себя спокойно, даже пассивно. А начав контактировать с другими детьми, может внезапно засмеяться, выразить свои чувства мимикой, яркой интонацией или даже визгом. Общаясь со сверстниками, ребёнок использует до 10 мимических и речевых проявлений, тогда как в разговоре с взрослым партнером – только половину. Именно те чувства, которые выражаются в контакте с детьми, помогают ребёнку приобрести раскованность, свободу и непринуждённость между ровесниками.

Особенности контакта со сверстниками

Первая особенность общения с ровесниками – яркие эмоции, различные способы выражения своих чувств. В разговоре с взрослыми ребёнок не может свободно покривляться, покричать, завизжать. Только с равными по возрасту малыш может вести себя естественно.

Вторая особенность — изменение сложившегося представления о нормах высказывания, принятого во взрослом мире. Общение с взрослыми предполагает употребление принятых определённых речевых оборотов и устоявшихся фраз. Разговаривая со сверстниками, ребёнок может придумать новое слово, по новому сочетает звуки, передразнивает ровесника и, просто дурачится. Со стороны, кажется, что всё вышеперечисленное не несёт в себе воспитательного смысла и не влияет на речевое развитие детей. Но на самом деле, эти занятия дают простор для творчества, помогая ребёнку формировать собственную речь, тогда как в разговоре со взрослыми этого не происходит.

Третья особенность общения со сверстниками – это возможность ребёнка проявить собственную инициативу. Общение с родителями сводится к тому, что малыш большей частью слушает старших или же даёт ответы на общие вопросы. Общаясь со сверстниками – стремится первым высказать то, что он думает. Впрочем, и его ровесники поступают точно также, получается, что дети говорят то, что хотят, наперебой, не стремясь, выслушать друг друга. Разговаривая с взрослыми малыш отдает инициативу в руки взрослых, а сам выступает в роли слушателя или же даёт ответы на вопросы, которые задает взрослый человек.

Функциональное богатство – четвёртая особенность такого общения. От взрослых ребенок получает новую информацию, решает поставленные перед ним задачи. Общаясь же со сверстниками, малыш решает совсем иные задачи. Ему предстоит выяснить с детьми, с чем или с кем играть, сравнить себя с другим ребёнком, проявить свою фантазию, высказать свое мнение по тому или иному вопросу, который возникнет в процессе игры. Всё это предполагает проявление чувств, настроения, желания, потребностей. Такое общение поможет малышу находить общий язык с партнёром, занять свое место в этом мире, находить выход из любой ситуации.

Почему необходимо общение с разными речевыми партнёрами

Общаясь с ровесниками, ребёнок делает свой лексикон богаче, речь его становится более связной и развернутой, его понимают не только одногодки, но и взрослые. Это происходит потому, что в отличие от общения с папой или мамой, сверстник не станет гадать, о чём идёт речь, когда малышу захочется чего-либо или он будет чем-то недоволен. В отличии от детей, взрослые всегда начеку и очень внимательно следят за жестами или мимикой своего малыша. А вот ровесник этого делать не будет. И в этом случае ребёнку придется самому приспосабливаться к новому способу общения.

Общение с взрослыми учит ребёнка новым словосочетаниям и словам. Малыш учится правильно произносить предложения и слова, усваивает нормы общения. Хотя эти знания ребёнку в повседневной жизни практически не пригодятся. Применение этих знаний на практике предполагает создание определённых жизненных ситуаций. Сверстники помогают ребёнку попасть именно в такую среду, в которой возможно активно будет использовать всё то, чему он научился от взрослых товарищей или родственников.

Особенности общения с детьми, со сверстниками, со взрослыми
babyzzz.ru

Особенности и формы общения дошкольников со взрослыми и сверстниками Текст научной статьи по специальности « Психологические науки»

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гусева Диана Игоревна

Статья посвящена особенностям и формам общения дошкольников . В статье выделяются отличительные особенности общения дошкольников со взрослыми и сверстниками. Также упоминаются ученые, которые занимались данной проблемой. Характеризуются основные формы общения дошкольников . Проведено исследование с целью сравнения развития речи дошкольников обычной и специальной групп детского сада. Предоставлены диаграммы исследования нарушения речи у детей и сделаны выводы по данному изучению. Автор направляет своё пристальное внимание на тесную взаимосвязь общения ребенка со взрослым и сверстниками.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гусева Диана Игоревна

FEATURES AND FORMS OF COMMUNICATION OF PRESCHOOLERS WITH ADULTS AND PEERS

The article is devoted to the features and forms of communication of preschoolers. The article highlights the distinctive features of communication between preschoolers with adults and peers. Also, scientists who were engaged in this problem are mentioned. The main forms of communication of preschoolers are characterized. A study was conducted to compare the speech development of preschoolers of the usual and special groups of kindergarten. The diagrams of the study of speech disorders in children are provided and conclusions on this study are made. The author directs his attention to the close relationship between the child’s communication with adults and peers.

Текст научной работы на тему «Особенности и формы общения дошкольников со взрослыми и сверстниками»

ОСОБЕННОСТИ И ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ Гусева Д.И. Email: Guseva674@scientifictext.ru

Гусева Диана Игоревна — магистрант, Костромской государственный университет, г. Кострома; учитель-дефектолог, Государственное казённое общеобразовательное учреждение Нерехтская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья,

Аннотация: статья посвящена особенностям и формам общения дошкольников. В статье выделяются отличительные особенности общения дошкольников со взрослыми и сверстниками. Также упоминаются ученые, которые занимались данной проблемой. Характеризуются основные формы общения дошкольников. Проведено исследование с целью сравнения развития речи дошкольников обычной и специальной групп детского сада. Предоставлены диаграммы исследования нарушения речи у детей и сделаны выводы по данному изучению. Автор направляет своё пристальное внимание на тесную взаимосвязь общения ребенка со взрослым и сверстниками. Ключевые слова: особенности общения дошкольников, коммуникативные трудности, формы общения дошкольников, дошкольный возраст.

FEATURES AND FORMS OF COMMUNICATION OF PRESCHOOLERS WITH ADULTS AND PEERS

Guseva Diana Igorevna — Master’s Student, KOSTROMA STATE UNIVERSITY, KOSTROMA; Teacher-Defectologist, STATE TREASURY EDUCATIONAL INSTITUTION NEREKHTA BOARDING SCHOOL FOR CHILDREN WITH DISABILITIES,

Abstract: the article is devoted to the features and forms of communication ofpreschoolers. The article highlights the distinctive features of communication between preschoolers with adults and peers. Also, scientists who were engaged in this problem are mentioned. The main forms of communication of preschoolers are characterized. A study was conducted to compare the speech development of preschoolers of the usual and special groups of kindergarten. The diagrams of the study of speech disorders in children are provided and conclusions on this study are made. The author directs his attention to the close relationship between the child’s communication with adults and peers.

Keywords: features of communication of preschool children, communicative difficulties, forms of communication of preschool children, preschool age.

В настоящее время в обществе повышается роль общения, стремительно развиваются новые информационные технологии, что создает специфическую коммуникативную среду. Количество контактов со взрослыми и сверстниками у ребенка в современном мире постоянно увеличивается.

Современная психология включает значительное количество исследований и созданных на основании полученных данных методик, что позволяет своевременно и эффективно организовать педагогический процесс. Особенности развития общения дошкольников со сверстниками были отражены в работах Р.М. Хаертдиновой.,

А.Г.Самохваловой., А.Г. Рузской, Е.О. Смирновой, Ткачевой В.В., Цукановой Е.В. и других авторов [6].

Легкое и эффективное усвоение в детстве новой информации связано с характерными особенностями общения ребенка и взрослого, с особой чувствительностью детей к воздействиям взрослого [4].

Общение детей со взрослыми и со сверстниками рассматривается как две стороны коммуникативной деятельности, находящиеся в тесной связи друг с другом [2].

Можно выделить следующие основные отличительные особенности общения дошкольников со взрослыми и сверстниками [6]:

Во-первых, общение сверстников отличается повышенной эмоциональностью и раскованностью контактов. Яркая эмоциональная насыщенность контактов выражается через экспрессивно-мимические проявления эмоциональных состояний -от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки.

Во-вторых, особенность контактов детей заключается в их нестандартности и нерегламентированности. Если в общении с взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных форм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные и оригинальные действия и движения: дети прыгают, принимают причудливые позы, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и небылицы. С возрастом контакты детей все более подчиняются общепринятым правилам поведения.

Еще одну отличительную особенность общения сверстников — это преобладание инициативных действий над ответными. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. Инициативу взрослого дети принимают и поддерживают примерно в два раза чаще. Чувствительность к воздействиям партнера существенно меньше в сфере общения со сверстником, чем со взрослым. Такая несогласованность коммуникативных действий детей часто порождает конфликты, протесты, обиды.

В отличие от общения ребенка со взрослым, общение с товарищем происходит под контролем, управлением действий собеседника, также он может делать замечания, сравнивать других детей с собой и навязывать собственный образец поведения. Дети часто любят демонстрировать свои знания, умения и навыки в среде сверстников.

Существенной особенностью дошкольного возраста является возникновение определенных взаимоотношений ребенка со сверстниками, образование детского общества. В общении детей весьма быстро складываются отношения, в которых появляются предпочитаемые и отвергаемые сверстники. Общение требует высокого эмоционального напряжения. За радость общения ребенок тратит много энергии на чувства, связанные с успехом идентификации и страданиями отчуждения [3].

Основные формы общения со взрослым, которые проявляются в первые семь лет жизни ребёнка [2]:

1. Ситуативно-личностная форма (от рождения до 6 месяцев);

2. Ситуативно-деловая форма (от 6 месяцев до 2 лет);

3. Внеситуативно-познавательная форма (от 3 до 5 лет);

4. Внеситуативно-личностная форма (от 6 до 7 лет).

У детей от 0 до 6 месяцев отмечается ситуативно-личностная форма. Данная форма характеризуется общением, в ходе которого взрослый обеспечивает выживание ребёнка и удовлетворение всех его первичных потребностей.

Следующая форма — ситуативно-деловая от 6 месяцев до 3 лет, где общение, разворачивающееся в ходе совместной деятельности со взрослыми.

Внеситуативно-познавательная форма от 3 лет до 4 лет. Даная форма характеризуется общением, разворачивающимся на фоне совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности ребёнка по ознакомлению с физическим миром.

Внеситуативно-личностная форма от 6 до 7 лет. Общение, разворачивающееся на фоне теоретического и практического познания ребёнком социального мира.

В общении детей со сверстниками выделяют три формы [5]:

1. Эмоционально-практическая (от 2 до 3 лет);

2. Ситуативно-деловая (от 4 до 6 лет);

3. Внеситуативно-деловая (от 7-9 лет)

У детей от 2 до 3 лет отмечается эмоционально-практическая форма общения со сверстниками.

Ребенок от ровесника ждет соучастие в своем веселье, стремится к самовыражению. Общение заключается в беготне, веселым движениям и крикам. Результат деятельности не важен, а важен сам процесс деятельности. Мотивом общения является сосредоточенность ребенка на самовыявлении. Дети широко используют мимику, жесты, позы. Глубоки и интенсивны эмоции. Дети могут долгое время играть одни. Общения со сверстниками характеризуется эпизодичностью.

Ситуативно-деловая форма общения со сверстниками приходит на период от 4 до 6 лет. После 4-х лет у детей сверстник занимает всё большее место в жизни. На данном этапе речь — занимает огромное место в общении. В конце четвертого года жизни отношения более устойчивы между сверстниками, появляются наиболее заметно антипатии и симпатии. Дети могут дифференцировать положительные и отрицательные оценки. Сюжетно-ролевая игра уже коллективная. Взаимоотношения детей в данном возрасте неустойчиво. На шестом году жизни появляются следующие изменения. Ребенок видит самого сверстника и его недостатки. Проявляется ревнивость к ровеснику, которая переходит в интерес его действий, поступков и оценок. Сверстники сильно стремятся действовать совместно и уступают друг другу в играх, идут на компромисс. На данном этапе важным является дружба и привязанность сверстников, формируется субъективное отношение к другим детям. Дети могут достаточно продолжительное время разговаривать, не совершая при этом никаких практических действий. Девочки предпочитают общаться со своим полом. Мальчики менее избирательны в контактах. Дошкольники «собираются» в небольшие группы (по 2-3 человека) и оказывают явное предпочтение своим друзьям.

У младших школьников ведущая форма общения внеситуативно-деловая. Она начинает формироваться у детей в 6 — 7 лет. Ребенок младшего школьного возраста учится налаживать коммуникативный контакт с другими детьми, слушать их, понимать, давать адекватную обратную связь. Коммуникативное совершенствование формируется благодаря тому, что ребенок осознает, что общение с ним кому то важно, нужно и интересно. Младший школьный возраст характеризуется стремлением ребенка овладевать различными коммуникативными умениями. Это определяет, в случае успеха, развитие чувства собственной полноценности и коммуникативной компетентности, а в случае невезения — ощущения неполноценности. В младшем школьном возрасте ребенок переходит на качественно новый уровень развития регуляции коммуникативного поведения. На данном этапе ребенок может проанализировать собственное коммуникативное поведение, появляются мотивы коммуникативного совершенствования, также развивается внутренний план коммуникативных действий [1].

Успешность взаимодействий со взрослыми и сверстниками непосредственно зависит от уровня развития речи, поэтому нами было проведено исследование с целью сравнения развития речи дошкольников обычной и специальной групп детского сада. В исследовании принимали участие 20 детей пяти лет.

По результатам выполнения заданий каждым ребенком были получены индивидуальные значения. В результате исследования каждый ребенок набрал определенное количество баллов. Максимальное количество баллов — 28 (100%). Минимальное количество баллов — 0 ( 0%).

Для реализации цели данные двух обследований речевого развития можно свести в схему сравнения данных двух исследований.

О баллов 1 балл 2 балла 3 балла 4-балла

Рис. 1. Сравнительные данные исследования звукопроизношения

Из данного раздела исследования можно сделать вывод, что у обычной группы преобладает 4 балла. У логопедической группы преобладает 2 балла. Из этого следует, что у обеих групп наблюдается нарушения звукопроизношения.

Рис. 2. Сравнительные данные исследования слоговой структуры

Из данного раздела исследования можно сделать вывод, что 2 балла преобладает у обычной и логопедической группы. Также следует отметить, что 4 балла никто не получил. Из этого следует, что у обеих групп наблюдается нарушения слоговой структуры, но звукокомплексы и звукоподражания отсутствуют.

□ баллов 1балл 2 балла 3 балла 4 балла

Рис. 3. Сравнительные данные исследования фонематических представлений

Из данного раздела исследования можно сделать вывод, что 1 и 3 балла преобладает у обычной группы. У логопедической группы преобладает 1 балл. У логопедической группы преобладает 1 балл. Из этого следует, что обычная группа имеет детей с более сложными нарушениями фонематических представлений, но также имеет детей, которые не имеют нарушения фонематических представлений.

Рис. 4. Сравнительные данные исследования грамматического строя

Из данного раздела исследования можно сделать вывод, что 2 балла преобладает у обычной группы. У логопедической группы преобладает 2 балла. Из этого следует, что у обеих групп наблюдается нарушения грамматического строя, но в логопедической группе в меньшей степени.

О баллов 1 балл 2 балла 3 балла 4 балла

Рис. 5. Сравнительные данные исследования лексического запаса

Из данного раздела исследования можно сделать вывод, что 2 балла преобладает у обычной группы. У логопедической группы преобладает 2 балла. Также следует отметить, что 4 балла никто не получил. Из этого следует, что у обеих групп наблюдается нарушения лексического запаса, но лексика присутствует у обеих групп.

□ баллов 1 балл 2 балла 3 балла 4 балла

Рис. 6. Сравнительные данные исследования понимания речи

Из данного раздела исследования можно сделать вывод, что 0 баллов преобладает у обычной группы. У логопедической группы преобладает 1 балл. Из этого следует, что у обеих групп наблюдается нарушения понимания речи. В логопедической группе присутствуют дети, которые не понимают обращенную речь.

45% 40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

О балл ое 1 балл 2 балла 3 балла 4балла

Рис. 7. Сравнительные данные исследования связной речи

Из данного раздела исследования можно сделать вывод, что 3 балла преобладает у обычной группы. У логопедической группы преобладает 0, 1 и 3 баллов. Из этого следует, что у обеих групп наблюдается нарушения связной речи, но в обычной группе в меньшей степени.

Таким образом, из данных сравнительных исследований можно сделать вывод, что на сегодняшний день увеличился процент детей с нарушениями речи. По данным сравнительных исследований можно отметить, что обе группы имеют нарушения по каждому разделу обследования и нуждаются в логопедической помощи.

Таким образом, общение со взрослым ускоряет ход развития детей, благодаря появлению и развитию навыков; позволяет преодолеть неблагоприятную ситуацию, посредством прослушивания детьми в интернатах магнитофонной речи способствует нормализации речи при отставании ее развития дает возможность исправить дефекты, возникшие у детей при неправильном воспитании.

Ядерным фактором формирования у ребенка расположения к старшему, привязанности и любви к нему является общение со взрослым. Развитие ребенка во многом зависит не только от общения со взрослым, но и от общения со сверстниками.

Список литературы /References

1. Зотова И.В. Особенности развития коммуникативных и речевых навыков детей старшего дошкольного возраста / И.В. Васильева, Д.В. Могилка // Проблемы современной науки и образования. 2017. №17(99). С. 78-81.

2. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения // Теоретическая и эксперементальная психология. 2009. №2. С. 101-110.

3. Лыткина И.Ю. Роль взрослых в формировании коммуникативных умений дошкольников // Научная педагогическая дискуссия: интеграция теории и практики, 2017. с. 221-223.

4. Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 160 с. КиберЛенинка: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/artide/n/spetsifika-obscheniya-doshkolnikov-so-sverstnikami-opyt-issledovaniya/ (дата обращения: 05.11.2019).

5. Стрелкова Н.С. Формы общения детей раннего возраста со сверстниками // Проблемы теории и практики психологии развития. Тверь: материалы III региональной научно-практической конференции, 2016. С. 17-18.

6. Хаертдинова Р.М. Особенности формирования навыков общения у дошкольников // Реализация стандартов второго поколения в школе: проблемы и перспективы, 2012. С. 209-214.

«КОММУНИКАЦИЯ» И «ОБЩЕНИЕ»: СООТНОШЕНИЕ

ПОНЯТИЙ Гусева Д.И. Email: Guseva674@scientifictext.ru

Гусева Диана Игоревна — магистрант, Костромской государственный университет, г. Кострома; учитель-дефектолог, Государственное казённое общеобразовательное учреждение Нерехтская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья,

Аннотация: в статье соотносятся понятия: «коммуникация» и «общение». Также рассматриваются функции и структура общения. Автор направляет своё пристальное внимание на то, что дефиниции «общение» и «коммуникация» имеют не только общие, но и отличительные признаки, а также приходит к выводу, какая дефиниция шире. Автор описывает историю происхождения данных понятий, которые содержат в себе обмен мыслями и информацией в форме сигналов. Данная статья упоминает учёных, которые занимались понятиями «коммуникация» и «общение». В статье автор рассказывает о том, что каждая наука по-своему определяет данные понятия. Ключевые слова: коммуникация, общение, коммуникативные трудности, структура общения, функции общения.

«COMMUNICATION» AND «INTERACTION»: CORRELATION

OF CONCEPTS Guseva D.I.

Guseva Diana Igorevna — Master’s Student, KOSTROMA STATE UNIVERSITY, KOSTROMA; Teacher-Defectologist, STATE TREASURY EDUCATIONAL INSTITUTION NEREKHTA BOARDING SCHOOL FOR CHILDREN WITH DISABILITIES,

Abstract: the article correlates the concepts: «communication» and «communication». Also, the functions and structure of communication are considered. The author directs his attention to the fact that the definitions «communication» and» communication » have not only common but also distinctive features, and also comes to the conclusion which definition is wider. The author describes the history of the origin of these concepts, which contain the exchange of thoughts and information in the form of signals. This article mentions scientists who have dealt with the concepts of «communication» and «communication». In the article the author says that each science defines these concepts in its own way. Keywords: communication, communication, communicative difficulties, communication structure, communication functions.

cyberleninka.ru

Особенности общения детей дошкольного возраста со взрослыми

Общение дошкольника с взрослыми является непременным условием его психического и личностного развития. Взрослый человек выступает для ребенка дошкольного возраста многосторонним, авторитетным источником знаний и опыта. Он – носитель знаний о мире, эксперт в освоении всех окружающих дошкольника предметов, наставник в социальных отношениях и авторитет в огромном количестве жизненно важных вопросов.

Общение с взрослым как главный фактор развития ребенка

Взрослые полностью обеспечивают жизнь ребенка. Они заботятся о нем, кормят и одевают, обучают необходимым навыкам, обеспечивают физическую безопасность, одаривают игрушками, рассказывают сказки и читают книжки… Вероятно, с такими функциями справился бы и высокоорганизованный робот. Но только человек способен в дополнение к заботе обеспечить ребенку общение, окрашенное эмоциями.

Только настоящие живые отношения ребенка и взрослого способны сформировать растущего человека как личность. Взаимодействие со старшими влияет на формирование познавательной сферы дошкольника, на становление его мировоззрения и социализацию, на развитие интересов и личностных качеств.

Психологическая наука выделяет два аспекта в общении дошкольника и взрослого:

  1. Общение со взрослым оказывает прямое влияние на развитие всех психических и личностных процессов ребенка.
  2. Взаимодействия и взаимоотношения обеспечивают развитие самого общения и дошкольника как субъекта коммуникации.

Потребность в общении является естественной потребностью, заложенной в природе человека. Уже в дошкольном возрасте общение выступает желанной доступной и посильной деятельностью для маленького человечка. И дети готовы общаться! Тянутся к старшим, взаимодействуют со сверстниками.

Детям невероятно притягателен мир взрослых. В этом мире много нового и любопытного для малыша, а взрослые так много всего знают и умеют. Каждому ребенку хочется быть как мама и папа, заниматься бытовыми делами вместе с ними, вести себя подобным образом. Это только часть мотивов, побуждающих дошкольников взаимодействовать с окружающими.

Особенности общения детей со взрослыми

Взаимоотношения, в которых одним из субъектов выступает ребенок, безусловно, имеют свои особенности.

В общении, как и в любой совместной деятельности, взрослый выступает для дошкольников источником знаний и умений, образцом и наставником. С одной стороны, ребенок принимает и использует те советы, правила, руководства к действию, которые исходят от взрослых. А с другой стороны, ребенок, как губка, впитывает стиль, способ, манеру общаться от мамы, папы и других значимых близких, просто наблюдая за ними и копируя поведение.

Разумеется, не любой взрослый оказывает исключительное влияние на развитие дошкольника. Речь идет о близких ребенку людях – это родители, бабушки и дедушки, няня, воспитатель и еще считанное ближайшее окружение.

Мотивы ребенка в общении со взрослыми

Какова та пружинка, которая подталкивает дошкольника к общению со взрослым? Ведь большинство родителей, нянь и бабушек оказывают столько внимания своему воспитаннику, что порою кажется, что может не остаться места для инициативы общения со стороны ребенка. Однако пружинки срабатывают. В дошкольном возрасте проявляются следующие мотивы общения:

  • деловой
  • познавательный
  • личностный

Деловые мотивы выражают стремление дошкольника обращаться к родителям и воспитателям как к партнерам в его важных детских делах. Ребенку нравится задействовать в свою игру старших. В подобных условиях дошкольник воспринимает взрослого как понятливого участника и одновременно организатора совместных действий.

Инициируя игру, малыш обязательно выделит определенную роль взрослому, но примет подсказки и помощь от своего «подопечного». Например, внучка выступает «врачом» для своей бабушки, но при этом с готовностью откликается на предложение поправить стетоскоп, посмотреть, как аккуратно следует накладывать пластырь.

Познавательные мотивы призваны утолить ненасытную любознательность ребенка. И ведь что важно: взрослый не только расскажет новое и объяснит непонятное. Он еще и хороший слушатель. И выслушает детские рассуждения, и поправит там, где ребенок высказывается ошибочно.

Младшие дошкольники довольствуются любыми ответами на свои вопросы. У них еще только складываются первые картинки многогранной мозаики окружающего мира. Это период послушания и некритического принятия информации или правил, исходящих от взрослого.

Старшие дети утоляют свой познавательный интерес по-другому. Они обсуждают со взрослыми различные темы, стремятся установить новые связи с тем, что уже знают. Поэтому от взрослых ждут аргументированных пояснений, а также оценки их, детских, предположений.

Все ярче в старшем дошкольном возрасте проявляются личностные мотивы общения. Они выражаются тягой к конкретному взрослому. Теперь ребенок обращается с волнующим его вопросом не к любому взрослому, а к тому, кто видится ему экспертом в данной теме. Или же стремится находиться дольше рядом с тем человеком, к которому испытывает эмоциональное расположение. Например, мальчишка хочет быть рядом с папой, когда тот мастерит что-то своими руками.

Если ребенок что-то делает, ему так важно услышать мнение взрослого. Маленькие дети ожидают исключительно похвалы, им не ведома объективность. Да и старшие дошкольники подспудно надеются на хвалебные отзывы о результатах своего труда. Однако они понимают, что оценка взрослого может выражаться в подсказках, замечаниях.

Главное заключается в том, что высказывание взрослого является для ребенка необходимым звеном его деятельности – будь то оценка, поддержка или нейтральное суждение.

Формы общения дошкольников с взрослыми

Преобразовываются на протяжении дошкольного детства и основные условия, способствующие развитию общения дошкольника со взрослым.

В переходный период от раннего к дошкольному возрасту, который приходится на 3-летний рубеж, малыш все чаще способен шагнуть за пределы конкретной ситуации. Ребенок 4 лет, гуляя в парке, допытывается у мамы, живут ли в этом лесу зайчики. Или же после пытается построить дома домик для белки, которую видел на прогулке. Это пример поведения внеситуативного характера.

Как следствие, формы общения в дошкольном возрасте все больше становятся внеситуативными. В зависимости от преобладающей мотивации, движущей ребенком, выделяют следующие формы общения дошкольника с взрослым:

  • внеситуативно-познавательная
  • внеситуативно-личностная

Первый вариант преобладает в младшем дошкольном возрасте. До пяти лет ребенок накапливает знания о предметах и явлениях окружающего мира. Он стремится расширить круг познания, спрашивает взрослых обо всем, что видит и слышит вокруг, пробует под наставничеством родителей и воспитателей нарисовать или вылепить образ увиденного.

Старший дошкольный возраст открывает ребенку новое поле восприятия – а именно, отношения между людьми, личностные качества и достижения. И теперь дошкольник желает как можно больше узнать из области человеческих отношений.

На первый план выходит личностный мотив, когда ребенка интересует конкретный человек. По этой причине дошкольники так любопытны к гостям своих родителей. Раззнакомившись, они начинают расспрашивать мамину подругу, кем она работает, любит ли она фрукты, есть ли у нее дети и пр.

Также внеситуативно-личностное общение помогает ребенку понять свои возможности и формировать самооценку, постигать нравственные нормы и ценности, правила человеческих отношений. В общении со взрослыми формируется такой важный «инструмент» взаимоотношений как социальный интеллект.

Формирование личностного общения в дошкольном возрасте

Значительна роль общения со взрослыми в развитии ребенка как коммуникатора. Очевидно, что в поведении ребенка, как в зеркале, проявляются те характерные признаки, которыми отличается общение между членами семьи. Если в семье принято благодарить друг друга, предлагать свою помощь, спрашивать разрешения взять не свою вещь, то и в речи малыша рано появится «Спасибо!», «Можно это взять?» и подобные важные средства коммуникации. Образец поведения – непременная роль любого родителя для его детей, даже если родитель об этом не задумывался.

Дошкольник обращается к взрослому, чтобы понять отношения с такими же детьми, как он сам. Он рассказывает о том, как ведут себя другие дети, об их поступках. И это вовсе не жалобы.

Дошкольник пытается понять и уяснить для себя правила общения. В данном случае взрослый выступает экспертом для ребенка.

Конечно же, родители и воспитатели наставляют детей, как нужно вести себя со старшими и сверстниками. Но эти правила поведения ускользают от ребенка, пока он не понаблюдает тронувшую его ситуацию, или же сам не окажется действующим лицом некоего затруднительного эпизода в общении. Вот тогда у дошкольника появляются вопросы, касающиеся межличностных отношений, с которыми он одет к авторитетному взрослому, чтобы получить объяснения.

Детей привлекают взрослые с выраженными нравственными качествами. Они, как камертон, настроены на доброжелательность, душевность, позитивность человека и моментально улавливают эти качества в людях. Взрослый, обладающий подобными чертами, становится для ребенка авторитетом и экспертом. Именно его поддержку и одобрение стремится заслужить дошкольник. Ему доверит свою детскую тайну. Проявит эмоциональную готовность выполнять озвученные им требования и правила.

И наоборот, какими бы малолетними ни были дети, они остро чувствуют несправедливость и пренебрежение. Если взрослый несправедливо рассудил детей в спорной ситуации, или отмахнулся от ребенка, считая его вопросы не стоящими внимания, дошкольника ранит подобное отношение. У малыша появляется чувство незащищенности, и он будет избегать общения с этим взрослым.

Особенности общения с детьми, со сверстниками, со взрослыми
alldoshkol.ru

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ И ВЗРОСЛЫМИ

ФОРМИРОВАНИЕ

КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ

СИТУАЦИЯ: Кириллу 3 года, он ходит в младшую груп­пу детского сада. Активно проявляет интерес к окружаю­щему, пытается общаться со сверстниками (подходит, прикасается, обнимает, дает игрушки). Однако у детей, не говоря о воспитателях, симпатичный Кирюша вызывает едва ли не ужас. Обнимание и поглаживание детей закан­чивается довольно крепкими объятьями и укусами — в доступные части тела. Неудивительно, что малыши ста­ли со временем избегать общества Кирюши, а воспитате­ли — порицать и наказывать его. ПРИЧИНЫ ТАКОГО ПОВЕДЕНИЯ, ОШИБКА ВОПИТАТЕЛЕЙ, ВАРИАНТЫ ИСПРАВЛЕНИЯ СИТУАЦИИ.

А все потому, что, про­являя свои изначально положительные эмоции, он не мог их адекватно выразить, а альтернативных вариантов ему никто не предлагал. Ребенок не умеет общаться, у него не развиты коммуникативные умения.

Способность к общению не яв­ляется врожденной, она формируется в процессе приоб­ретения жизненного опыта, контактов с другими людьми.

В период дошкольного детства (от 3 до 7 лет) малыш получает основные уроки взаимодействия с другими людь­ми, в результате чего формируются его представления о себе и собственных возможностях. Неумение ребенка организовать общение может спровоцировать личност­ные и поведенческие нарушения, способствовать появле­нию замкнутости или чувства отверженности.

Научить ребенка общаться мы можем лишь в том случае, если сами обладаем таким уме­нием. Ведь пример взрослого — самый показательный практический урок, тем более, когда его преподают ребен­ку родители — самые близкие и значимые люди.

Общение — взаимодействие двух или более людей, которое заключается в восприятии друг друга и обмене между ними информацией познавательного или эмоционально-оценочного характера.

Исследователи выделяют в общении три взаимосвя­занных компонента:

1. коммуникативная сторона общения, состоит в обме­не информацией между людьми.

2. интерактивная сторона общения, заключается в орга­низации взаимодействия между людьми.

Перцептивная сторона общения (процесс восприятия друг друга партнерами по общению).

Именно поэтому коммуникативные умения — это средства, которые обеспечат успешную деятельность субъекта в сфере коммуникации. Коммуникативные умения — это осознанные коммуникативные действия учащихся (на основе знаний структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности) и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения.

Действие общения включает в себя средства общения (т. е. операции, с помощью которых осуществляется дей­ствие общения). Среди них можно выделить три основ­ные категории:

экспрессивно-мимические средства общения(улыб­ка, взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации);

предметно-действенные средства общения(локо­моторные и предметные движения, а также позы, используемые для целей общения; к этой катего­рии средств общения относятся приближение, удаление, вручение предметов, протягивание взрослому различных вещей, притягивание к себе и отталкивание от себя взрослого; позы, выража­ющие протест, желание уклониться от контакта, или наоборот);

речевые средства общения(высказывания, вопросы, ответы, реплики)

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ И ВЗРОСЛЫМИ.

В дошкольном возрасте существуют две сферы обще­ния — со взрослыми и со сверстниками, причем обе не­обходимы для нормального развития личности ребенка.

В дошкольном детстве впервые возникает деятель­ность, свободная от влияния взрослых, — общение со сверстниками.

Чем же отличается общение ребенка со сверстником от общения ребенка со взрос­лым? Основное отличие состоит в разнообразии коммуни­кативных действий и их широком диапазоне. В общении со сверстником можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в кон­тактах со взрослыми. Общаясь со сверстником, ребенок может стать действительно равным партнером в общении. Сверстник выступает объектом сравнения с собой, это та мерка, которая позволяет оценить себя на уровне реальных возможностей, увидеть их воплощенными в другом.

Так, авторами отмечается, что первая отличительная особенность контактов со сверстниками — яркая эмоциональная насыщенность. Разговоры детей со взрослыми протекают более спокойно, без лишних экспрессий, тогда как разговоры со сверстниками сопровождаются резкими интонациями, криком, кривляньями, смехом. В общении дошкольников наблюдается почти в десять раз больше экспрессивно-мимических проявлений и подчеркнуто ярких выразительных интонаций от ярко выраженного негодования до бурной радости. Вторая особенность контактов дошкольников состоит в нестандартности детских высказываний, общепринятых фраз и речевых оборотов. Разговаривая друг с другом, дети используют неожиданные, непредсказуемые слова, сочетания слов и звуков, фразы, тем самым проявляя свою индивидуальность и творческую самостоятельность. Третья отличительная особенность общения дошкольников — преобладание инициативных высказываний над ответными. Поэтому беседы, как правило, не получается: дети перебивают друг друга, каждый говорит о своем, не слушая партнера, тогда как инициативу и предложения взрослого ребенок всегда поддерживает, старается ответить на вопросы взрослого, продолжить начатый разговор, предпочитает слушать, чем говорить сам. Четвертая отличительная особенность — богатство назначения и функций общения. Общение со сверстниками значительно богаче: здесь и управление действиями партнера (показать как можно и как нельзя делать), и контроль его действий (вовремя сделать замечание), навязывание собственных образцов (заставить сделать именно так), и совместная игра (вместе решить как будем играть), и постоянное сравнивание с собой (я так могу, а ты?).

Таким образом, в общении со взрослыми ребенок учится говорить и знать как надо слушать и понимать другого, усваивать новые знания, а в общении со сверстникамивыражать себя, управлять другим, вступать в разнообразные отношения.

Нужно ли отдавать ребенка в садик? Ребенок, не имеющий разностороннего опыта обще­ния со сверстниками, выпадает из устоявшейся детской культурной среды с ее неписаными законами и правила­ми. Он не умеет «говорить» со сверстниками на их языке и, естественно, отторгается ими.

Дошкольник не может обойтись без сверстников, од­нако, его общение с ними без помощи взрослых почти всегда оказывается малоэффективным. Ребенка нужно учить выражать свои эмоции и желания, сочувствовать и помогать другому человеку, достойно выходить из конф­ликтной ситуации, мириться, различать допустимое и не­допустимое поведение. И замечательно, когда такое обуче­ние подкрепляется реальным примером взрослого — в се­мье и в детском саду.

Иногда во взаимоотношения ребенка с другими детьми необходимо вмешиваться напрямую: в детском сообществе достаточно жесткие правила. Неспособный вписаться в группу — безжалостно изгоняется.

allrefrs.ru

Тема №20. Общение дошкольников со взрослыми и сверстниками.

ПЛАН

Внеситуативные формы общения дошкольника со взрослыми.

Особенности общения дошкольников со сверстниками.

Основная литература

1. Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-изд., перераб. – СПб: Питер, 2011. – 219 с.

Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до семнадцати лет. — М., 1996.

Мухина В.С. Детская психология. – М.: «ЭКСМО-Пресс», 2000 г. – 352 с.

Обухова Л.Ф. Возрастная психология. — М., 1997.

Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. — М., 1995.

Дополнительная литература

  1. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития (Пер. с англ.). — М., 2000.
  2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание (Пер. с англ.). — М., 1986.
  3. Божович Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте. — М., 1968.
  4. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. — М., 1979.
  5. Выготский Л.С. Собр. Соч. В 6-ти т. — М., 1982.
  6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М., 1991.
  7. Габай Т.В. Педагогическая психология. — М., 1995.
  8. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. — М., 1998.
  9. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. — М., 1991.
  10. Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения. — М., 1986.
  11. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 1999г.
  12. Немов Р.С. Психология. В 3-х т. М., 1994г.
  13. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., 1989г.
  14. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М., 1994г.
  15. Психология эмоций. Тексты. /Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М., 1993г.
  16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2- т. М., 1986г.
  17. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. (Пер. с нем.). – М., 1991г.
  18. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «Я». Минск, 1992г.
  19. Хрестоматия по детской психологии. /Под ред. Г.В. Бурменской. М., 1996г.
  20. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989г.
  21. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. (Пер. с англ.). М., 1996г.

Вопросы для обсуждения и задания

1. Дайте кратную характеристику внеситуативным формам общения ребенка со взрослым.

2. Каковы специфические особенности общения сверстников, отличающие его от общения со взрослым?

Методические указания

При изучении рекомендуемой литературы каждый студент готовит реферат (доклад), выбирая один из вопросов (при этом следует раскрыть особенности выбранного вопроса, привести практический пример).

Внеситуативные формы общения дошкольника со взрослыми

Содержание общения у детей дошкольного возраста становится внеситуативным, выходящим за пределы воспринимаемой ситуации.М. И. Лисина выделяет две внеситуативные формы общения, характерныедля дошкольного возраста, — познавательную и личностную.

В первой половине дошкольного возраста ( 3 — 5 лет) складывается внеситуативно-познавательная форма общения ребенка со взрослым.

В отличие от предыдущей (ситуативно-деловой), она вплетена не в практическое сотрудничество со взрослым, а в ≪теоретическое≫. Обостренная познавательная потребность ребенка и расширение его познавательных интересов ведут к тому, что он начинает задавать взрослому многочисленные вопросы. Детей этого возраста иногда называют ≪почемучками≫. Ведущий для этой формы мотив общения — познавательный. Взрослые начинают выступать перед ребенком в новом качестве — как источник новых знаний, как эрудиты, способные разрешить детские сомнения и ответить на возникающие у них вопросы. А поскольку в ходе ≪теоретического сотрудничества≫ обсуждаются темы, далекие от окружающей обстановки, общение впервые приобретает внеситуативный характер.

Для внеситуативно-познавательной формы общения характерна потребность в уважении взрослых, которая проявляется в повышенной обидчивости детей. Очень важной для них становится оценка взрослых — любое замечание дети начинают воспринимать как личную обиду.

Исследования, проведенные под руководством М. И. Лисиной, показали, что дети с познавательными мотивами общения демонстрируют повышенную обидчивость и чувствительность к замечанием. Аффективные вспышки особенно свойственны детям среднего дошкольного возраста (среди младших многие еще остаются на уровне ситуативно-деловой формы). Таким образом, для внеситуативно-познавательной формы общения характерны познавательные мотивы и потребность в уважении взрослых. Главным средством такого общения, естественно, является речь, поскольку только она позволяет выйти за пределы ситуации и осуществить внеситуативное общение.

Внеситуативно-познавательное общение позволяет детям значительно расширить рамки мира, доступного для их познания, и приоткрыть взаимосвязь явлений. Однако мир природных, физических явлений вскоре перестает исчерпывать интересы детей; их все больше привлекают события, происходящие среди людей.

К концу дошкольного возраста складывается новая и высшая для дошкольного возраста внеситуативно-личностная форма общения. В отличие от предыдущей, ее содержанием является мир людей, вне вещей.

Если в 4-5 лет в разговорах ребенка со взрослым преобладают темы о животных, машинах, явлениях природы, то старшие дошкольники предпочитают говорить о правилах поведения, о себе, о своих родителях и пр. Ведущими мотивами становятся личностные. Это значит, что главным побудителем общения, как и в младенческом возрасте, является сам человек, независимо от его конкретных функций. Внеситуативно-личностное общение (как и ситуативно-личностное) не является стороной какой-то другой деятельности (практической или познавательной), а представляет собой самостоятельную ценность. Однако, в отличие от младенческого возраста, взрослый выступает для ребенка не как абсолютная, абстрактная личность, а как конкретный индивид и член общества. Ребенка интересует не только его ситуативные проявления (его внимание, доброжелательность, физическая близость, наличие интересных игрушек), но и самые различные аспекты его существования, которые не видны в конкретной ситуации и никак не касаются самого ребенка (где он живет, кем работает, есть ли у него дети и пр.).

Столь же охотно он рассказывает и о себе самом (о своих родителях, друзьях, радостях и обидах).

Для старших дошкольников характерно стремление не просто к доброжелательному вниманию и уважению взрослого, но и к его взаимопониманию и сопереживанию. Эта потребность проявляется в желании поделиться со взрослым своим мнением, оценками, своим отношением к тому или иному событию. Для старших дошкольников становится особенно важным достичь общности взглядов и оценок со взрослым.

Совпадение своей точки зрения с мнением старших служит критерием ее правильности. Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого является главной для внеситуативно-личностного общения.

Что касается средств общения, то они, как и на предыдущем этапе, остаются речевыми.

Внеситуативно-личностное общение ребенка со взрослым имеет важное значение для развития личности дошкольника.

В о — п е р в ы х , в процессе такого общенрш он сознательно усваивает нормы и правила поведения, что способствует формированию морального сознания.

В о — в т о р ы х , через личностное общение дети учатся видеть себя как бы со стороны, что является важным условием развития самосознания и самоконтроля.

В — т р е т ь и х , в личностном общении дети начинают различать разные роли взрослых — воспитателя, врача, продавца, учрителя и пр. и в соответствии с этим по-разному строить свои отношения с ними.

Между двумя внеситуативными формами общения нет четких возрастных границ: нередко случается, что внеситуативно-личностное общение не возникает до 6-7 лет, а иногда в упрощенном варианте оно встречается уже у трехлеток. Однако общая возрастная тенденция все же свидетельствует о последовательном появлении этихформ общения в онтогенезе.

Нормальный ход развития общения заключается в последовательном и полноценном проживании каждой формы общения в соответствующем возрасте. Конечно, наличие ведущей формы общения вовсе не означает, что при этом исключаются все другие формы взаимодействия (например, что ребенок, достигший внеситуативно-личностной формы, будет постоянно разговаривать со взрослым на личностные темы).

Умение общаться (и у ребенка, и у взрослого) как раз и заключается в том, насколько поведение человека соответствует реальной обстановке и интересам партнера, насколько широко способен человек варьировать деловые, познавательные и личностные контакты. Главным показателем развития общения является при этом не преобладание тех или иных контактов, а возможность и способность общаться по поводу различных содержаний — в зависимости от ситуации и от партнера.

Кроме взрослого, в социальной ситуации развития ребенка в дошкольном возрасте все большую роль начинают играть сверстники.

Дата добавления: 2018-09-20 ; просмотров: 864 ;

studopedia.net

COMMENTS