Особенности самооценки подростков с отклоняющимся поведением

Девиантное поведение подростков как социальная проблема Текст научной статьи по специальности « Психологические науки»

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Болдина Марина Александровна, Никонов Юрий Сергеевич

В статье раскрывается сущность и особенности девиантного поведения подростков с позиции социологизаторского подхода. Обосновано, что к социальным проблемам подростков приводит искажение в поведении, сложности подросткового возраста, некорректная самооценка личности. Отдельное внимание уделяется социальным нормам и процессу дезадаптации подростков. Эти факторы приводят к увеличению числа подростков, склонных к девиантному поведению , а впоследствии, к социальным проблемам в обществе.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Болдина Марина Александровна, Никонов Юрий Сергеевич

DEVIANT BEHAVIOR OF TEENAGERS AS SOCIAL PROBLEM

In article authors revealed the essence and features of deviant behavior of teenagers from a position of social approach and proved that to social problems of teenagers’ distortion gives difficulties of teenage age in behavior, an incorrect self-assessment of the personality. Authors paid special attention to social norms and process of disadaptation of teenagers. These factors lead to increase in number of the teenagers inclined to deviant behavior , and subsequently, to social problems in society.

Текст научной работы на тему «Девиантное поведение подростков как социальная проблема»

УДК 159.9.316.6 10.20310/1810-231Х-2016-15-1-98-101

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

Болдина Марина Александровна, Никонов Юрий Сергеевич

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, Россия, г. Тамбов, е-шаД: marina_boldina@mail.ru

В статье раскрывается сущность и особенности девиантного поведения подростков с позиции социологизаторского подхода. Обосновано, что к социальным проблемам подростков приводит искажение в поведении, сложности подросткового возраста, некорректная самооценка личности. Отдельное внимание уделяется социальным нормам и процессу дезадаптации подростков. Эти факторы приводят к увеличению числа подростков, склонных к девиантному поведению, а впоследствии, к социальным проблемам в обществе.

Ключевые слова: девиация, девиантное поведение, социальные нормы, подросток, самооценка, детерминизм, дезадаптация

Научное изучение отклонений осуществляется в разных науках. Объяснение причин, условий и факторов, детерминирующих это социальное явление, стало насущной задачей. Тревожным симптомом является рост числа подростков с девиантным поведением, проявляющимся в асоциальных, конфликтных и агрессивных поступках, деструктивных и аутодеструктивных действиях, отсутствии интереса к учебе, аддиктивных тенденциях.

Проблемы девиации рассматривали многие ученые. Е. И. Холостова характеризует девиантное поведение «как поведение, которое отклоняется от ценностей, норм, установок и ожиданий общества или социальной группы». В. В. Ковалев рассматривает деви-антное поведение как «поведение, отклоняющееся от нравственных норм данного общества». Я. И. Гилинский под отклоняющимся поведением понимает «поступок, действие человека, не соответствующее официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам».

Таким образом, при всем многообразии определений и характеристик, девиантное поведение можно трактовать как поведение, действие которого выходит за рамки принятых в окружающем обществе норм и правил.

В своем понимании природы девиантно-го поведения, в частности, девиантного поведения подростков, основополагающим яв-

ляется то, что в развитии ребенка происходит искажение, которое проявляется через поведение. Развитие – процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему [1].

Подростковый возраст как кризисный период развития человека даже в норме характеризуется рядом обстоятельств, осложняющих процесс социализации. Поэтому он выдвигается в качестве дополнительного фактора девиантного поведения.

Границы подросткового возраста достаточно условны. У разных исследователей существуют незначительные разногласия в определении возрастных границ подросткового периода развития человека. Т. Д. Мо-лодцова считает, что подростковый возраст ограничивается 10-14 годами [2].

Девиантное поведение подростков обуславливается социальными нормами. Социальные нормы – количественная и качественная характеристика требований общества, предъявляемых к процессам и условиям жизнедеятельности людей и социальных групп; эффективный механизм организации справедливых отношений между коллективами и отдельными личностями. Они служат средством ориентации социального поведения каждой личности или общности людей в определенной ситуации и средством контро-

ля за их поведением со стороны общества. Социальные нормы (в отличие от других регуляторов общественного поведения) характеризуются: единством предписывающего и оценочного моментов; наличием средств социальной оценки и контроля; наличием определенных социальных санкций; внешней формой выражения [3].

В данном исследовании в понимании термина «социальная норма» мы придерживаемся определения, предложенного Л. В. Мардахае-вым: «Социальные нормы – официально установленные или сложившиеся под воздействием социальной практики нормы и правила общественного поведения и проявления человека в конкретно-исторических условиях жизни общества. Они определяют сложившиеся или установленные стандарты поведения личности в группе, соблюдение которых выступает для индивида необходимым условием взаимодействия» [1, с. 168-169].

Для нравственного становления в подростковом возрасте характерно формирование новых убеждений и идеалов. Особое значение в нравственном развитии имеют ценностные ориентации.

Социальные проблемы в обществе возникают у девиантных подростков из-за неправильной самооценки. Самооценка, наряду с самосознанием, представлением о себе как субъекте деятельности и общения, является центральным образованием подросткового возраста. Функционально самосознание представляет единство трех сторон: самосознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегуляции. Представление о себе формируется на основе оценок различных сторон своей личности, поэтому общая самооценка состоит из множества частных: оценки своих моральных качеств, способностей и возможностей в различных видах деятельности, внешности, положения в коллективе и др.

У большинства девиантных подростков выявляется неадекватная самооценка: она может быть заниженной или завышенной. При этом следует разделять заниженную самооценку в значимой области деятельности и в незначимой области. Например, известно, что ведущей потребностью подросткового возраста является потребность в общении со сверстниками. Поэтому, неприятие подростка коллективом сверстников становится для него настоящей трагедией. Это может при-

вести к тому, что у подростка устанавливается заниженная самооценка, иногда переходящая в различные комплексы. В то же время подросток может особенно не переживать из-за неудач в спорте, если не относится к нему серьезно. Следовательно, эти неудачи не могут существенно повлиять на уровень адекватности его самооценки.

У подростков с отклоняющимся поведением, как правило, в результате неблагоприятных условий воспитания формируется заниженная значимая самооценка, которая вызывает неадекватные, острые переживания, робость, неуверенность, чувство неполноценности, неудовлетворенность своим положением в коллективе. Неадекватные переживания способствуют формированию отрицательных качеств. Чтобы избежать негативной оценки их личности и способностей, они начинают лгать, приспосабливаться, выдавать желаемое за действительное.

Социальные проблемы возникают так же с подростками с выраженным агрессивным поведением, аффективными переживаниями. В последнее время в связи с изменениями требований общества к личности человека внимание субъектов профилактики также заостряется и на пассивных детях. Пассивная позиция, занимаемая подростком, приводит к пассивному отношению к своим недостаткам. Подобное отношение имеет негативные последствия, как для самого подростка, так и для окружающих. Так, например, подросток перестает признавать свои недостатки, не стремится их исправить, теряет «чувство реальности» в оценивании своих способностей, становится неспособным анализировать свое поведение и определить истинные причины своих неудач. Становится привычкой такой нерациональный способ решать проблемы, как уход от них – социально-пассивная форма отклоняющегося поведения (замкнутость, ограничение круга общения, употребление алкоголя, наркотических веществ и т. п.).

Представляют интерес исследования, посвященные изучению причин и проявлений де-виантного поведения подростков. Подростковый возраст, как кризисный период развития человека, даже в норме характеризуется рядом обстоятельств, осложняющих процесс социализации. Поэтому он выдвигается в качестве дополнительного фактора девиантного поведения.

Следует подчеркнуть, что одним из наиболее сложных вопросов исследования явля-

ется вопрос о причинах девиантного поведения, о его детерминизме. Детерминистское объяснение означает выявление всего комплекса событий, явлений или процессов, воздействующих на изучаемое явление.

Причинность отвечает на вопрос: почему произошло событие? При изучении причин девиантного поведения приходится изучать механизм действия социальных законов. По мнению Г. А. Аванесова и А. И. Долговой, девиантность как социальное явление «намертво» связано с жизнедеятельностью реального, конкретного, существующего общественного организма, отражает экономические и социально-политические процессы.

Эта позиция отражает социологизатор-ский подход в объяснении причин отклоняющегося поведения, согласно которому отклонения в поведении имеют прямую зависимость от социальных условий существования людей.

Социологическая теория в качестве основных причин, вызывающих девиантное поведение, выделяет следующие:

– разрыв между ценностями культуры и существующей в обществе социальной структурой;

– углубление противоречий между доминирующей в обществе культурой и разнообразными субкультурами;

– разрыв между социальным статусом личности и ее социальными ожиданиями;

– отчуждение личности от ценностно-нормативной регуляции, существующей в обществе;

– утрата личностью морально ценностных ориентиров [4].

Практика показывает, что внешние и внутренние стороны одного и того же поведения могут не совпадать. За внешним лоском и мнимой воспитанностью может таиться циничная, глубоко аморальная натура человека. И, наоборот, что очень часто наблюдается у подростков, за внешней бравадой, кажущейся распущенностью скрывается желание выглядеть оригинальным, выглядеть личностью, которой известны все стороны жизни – и плохие, и хорошие. И если в последнем случае достаточно обычных мер нравственной корректировки личности, то в первом предстоит сложная, трудоемкая работа, направленная на перевоспитание подростка.

Биологический компонент включает генетическую основу человека, особенности

обменных процессов, специфику высшей нервной деятельности, отклонения или патологии в соматическом или нервно-психическом развитии и др.

С этой позиции интерес представляет градация отклонений в поведении, предложенная исследователем Н. Вайзманом. Он выделил следующие группы данного контингента:

1 группа – психически неустойчивые подростки, которые по физическому и половому развитию отстают от сверстников. «Они внушаемы, безответственны, их интересы неустойчивы, эмоции поверхностны»;

2 группа – подростки с ускоренным половым развитием и с повышенной аффектив-ностью, возбудимостью, агрессивностью. «Они бурно реагируют на любой запрет родителей или воспитателя»;

3 группа – подростки с преобладающей расторможенностью влечений: сексуальность, бродяжничество, употребление наркотиков. «Чаще всего они из семей, где родители ведут асоциальный образ жизни, где постоянны конфликты. Они злобны, жестоки, агрессивны, раздражительны».

В рамках педагогического процесса применяются различные трактовки типологии поведения личности с отклонениями в поведении.

В общеобразовательной школе одной из распространенных форм девиантного поведения является педагогическая запущенность. Педагогическая запущенность учащихся очень часто сочетается со школьной дезадаптацией.

К. Роджерс трактует дезадаптацию как «состояние внутреннего диссонанса, заключающегося в потенциальном конфликте между установками «Я» и непосредственным опытом человека». В этом определении дезадаптация рассматривается автором как внут-риличностный конфликт самой личности. Она обусловлена тем, что в наиболее значимые периоды личностного развития ребенок не сумел использовать механизмы адаптации, соответствующие характеру социальных влияний и отношений. Результат дезадаптации – нарушение равновесия в отношениях с социумом, искажение содержания целей, мотивов, ценностных ориентаций, диффузия социальных ролей вплоть до принятия тех из них, которые не позволяют бесконфликтно решать проблемы, удовлетворять потребности («вор», «хулиган» «бродяга» и пр.).

Среди наиболее распространенных поведенческих отклонений, сочетающихся со школьной дезадаптацией, можно отметить дисциплинарные нарушения, прогулы, гиперактивное поведение, агрессивное поведение, оппозиционное поведение, курение, хулиганство, воровство, ложь.

Признаками более масштабной – социальной дезадаптации в школьном возрасте могут выступать: регулярное употребление психоактивных веществ, сексуальные девиации, проституция, бродяжничество, совершение преступлений. В последнее время наблюдается появление относительно новых форм отклоняющегося поведения школьников, связанных с зависимостью от видеофильмов, компьютерных игр, религиозных сект.

Таким образом, под девиантным поведением следует понимать систему поступков, отклоняющихся от принятых в обществе правовых, нравственных, эстетических норм, проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации, в виде уклонения

от нравственного контроля над собственным поведением. Это в последствии может привести к социальным проблемам с подростками и так же развитию девиантного поведения.

1. Мардахаев Л. В. Словарь по социальной педагогике. М., 2002. С. 237.

2. Айхорн А. Трудный подросток. М., 2001. С. 30.

3. Молодежь в XXI веке: Социальное участие. Тамбов, 2000. С. 150.

4. Социальная работа / под ред. В. И. Курбатова. Ростов-н/ Д.; М., 2000. С. 382.

1. Mardakhaev L. V. Slovar’ po sotsial’noj pe-dagogike [The social pedagogics dictionary]. M., 2002.

2. Ajkhorn А. Trudnyj podrostok [Troubled teenager]. M., 2001.

3. Molodezh’ v XXI veke: Sotsial’noye uchas-tiye [Youth in the XXI century: Social participation]. Tambov, 2000.

4. Sotsial’naya rabota [Social work] / pod red. V. I. Kurbatova. Rostov-n/ D.; M., 2000.

DEVIANT BEHAVIOR OF TEENAGERS AS SOCIAL PROBLEM

Boldina Marina Aleksandrovna, Nikonov Yury Sergeevich

Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Russia, Tambov, e-mail: marina_boldina@mail.ru

In article authors revealed the essence and features of deviant behavior of teenagers from a position of social approach and proved that to social problems of teenagers’ distortion gives difficulties of teenage age in behavior, an incorrect self-assessment of the personality. Authors paid special attention to social norms and process of disadaptation of teenagers. These factors lead to increase in number of the teenagers inclined to deviant behavior, and subsequently, to social problems in society.

Key words: deviation, deviant behavior, social norms, teenager, self-assessment, determinism, disadaptation

Болдина Марина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-педагогического образования Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина

Никонов Юрий Сергеевич, студент 4 курса направления подготовки «Социальная работа» Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина

About the authors:

Boldina Marina Aleksandrovna, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Social and Pedagogical Education Department, Tambov State University named after G. R. Derzhavin

Nikonov Yury Sergeevich, 4-year Student, Educational Program «Social Work», Tambov State University named after G. R. Derzhavin

cyberleninka.ru

Курсовая работа: Психологические особенности подростков девиантного поведения

Таким образом, содержание социально–коррекционной работы с девиантными подростками реализуется в основном следующими специалистами:

Исходя из решаемых задач, можно назвать и общие формы коррекционной работы на уровне школы, которые должны обеспечить технологизацию этого процесса:

– диагностика причин девиантного поведения конкретного ученика или группы школьников;

– проектирование программ коррекционной работы, как на индивидуальном, так и на групповом уровне;

– содержательная деятельность в рамках коррекции девиантного поведения (психолого–педагогических практикумов и консилиумов с детьми и их родителями), где обсуждаются вопросы отклонения в поведении, их причины, пути преодоления и способы коррекции;

– реализация разрабатываемых программ на уровне школы;

– информирование учащихся и их родителей о тех видах помощи, которую могут получить школьники и их родители в школе и учреждениях, оказывающих различные виды помощи вне школы.

Содержание деятельности специалистов в области психолого–педагогической работы в школе является основой технологического процесса по коррекции агрессивного поведения подростков.

Рассмотрим основное содержание деятельности каждого специалиста школы.

Важнейшим принципом деятельности психолога является учет индивидуальных особенностей подростка, уровень развития его психических процессов, адекватности самооценки, эмпатийности, автономности личности с целью коррекции этих качеств.

Психолог в индивидуальной коррекционной работе с девиантными детьми использует следующие методы:

– профилактическую индивидуальную беседу;

Наиболее эффективным методом индивидуальной психокоррекционной работы с агрессивными детьми является метод психологического консультирования.

Рассмотрим более подробно особенности психологического консультирования девиантных подростков в средней школе.

Таблица 2. Особенности психологического консультирования агрессивных подростков в школе.

Таким образом, психологическое консультирование – это нестандартный процесс. Его протяженность, форма, глубина будут определяться, прежде всего, необходимостью и достаточностью для разрешения затруднений подростка. При этом, в ходе психологического консультирования реализуется индивидуальный подход, суть которого состоит в коррекции комплекса качеств, связанных с агрессивностью подростка.

В настоящее время существует множество направлений и методических приёмов психотерапии. Психолог школы в своей практической индивидуальной коррекционной работе использует различные формы внушения, арттерапию, библиотерапию, музыкотерапию, танцтерапию, игротерапию, логотерапию, психодраму и др.

Рассмотрим некоторые методы психотерапевтического воздействия, применяемые школьным психологом в социальной коррекции девиантных подростков.

Метод разговорной психотерапиилоготерапия – это разговор с подростком, направленный на вербализацию эмоциональных состояний, словесное описание эмоциональных переживаний. Вербализация переживаний вызывает положительное отношение к тому, кто разговаривает с подростком, готовность к сопереживанию, признание ценности личности другого человека. Данный метод предполагает появление совпадения словесной аргументации и внутреннего состояния подростка, приводящего к самореализации, когда подросток делает акцент на личных переживаниях, мыслях, чувствах, желаниях.

Музыкотерапия – использование в работе музыкальных произведений и музыкальных инструментов. Для подростков, которые проявляют тревожность, беспокойство, испытывают страхи, напряжение проводится простое слушание музыки, которое сопровождается заданием. Когда звучит спокойная музыка, подростку дают инструкцию думать о предметах, которые вызывают у него неприятные ощущения или предложить ранжировать неприятные ситуации от минимальных до самых сильных.

Имаготерапия – использование в целях терапии игры образами. Подросток создает динамичный образ самого себя. Здесь применяются самые разнообразные конкретные приемы: пересказ литературного произведения в заранее заданной ситуации, пересказ и драматизация народной сказки, театрализация рассказа, воспроизведение классической и современной драматургии, исполнение роли в спектакле.

Психогимнастика. Взаимодействие основывается на двигательной экспрессии, мимике, пантомиме. Упражнения направлены на достижение двух целей: уменьшение напряжения и сокращение эмоциональной дистанции у частников группы, а также выработку умения выражать чувства и желания.

Например, упражнения по снятию напряжения состоят из простейших движений «я иду по воде», «по горячему песку», «спешу в школу». Соединение мимики, жеста, движения создает более полную возможность выражения и передачи своих ощущений и намерений без слов.

Моритатерапия – метод, с помощью которого подросток ставится в ситуацию, когда необходимо произвести хорошее впечатление на окружающих. Социальный работник предлагает высказать свое мнение о чем-то и корректирует его умение высказываться, давать оценку, соответственно вести себя (мимика, жесты, интонация и т.п.). Этот метод помогает воспитывать культуру поведения.

Выбор психотерапевтического воздействия и взаимодействия зависит от индивидуальных особенностей личности девиантного подростка.

Особое внимание в социальной коррекции мы уделяем индивидуальному подходу к девиантному подростку в условиях его взаимодействия с медицинскими работниками. Они состоят в том, что лечебное воздействие на подростков с агрессивным поведением возможно тогда, когда, с одной стороны, медицина тесно сливается с педагогикой, а с другой – когда поведенческие отклонения устраняются при помощи педагогических методов и приёмов. Успех возможен только при взаимном и глубоком проникновении одной области в другую, при содействии врача и педагога, обеспечении ими индивидуального подхода к подростку.

Социально–педагогические задачи решаются большой группой специалистов: учителя–предметники, классные руководители, социальный –педагог, педагоги дополнительного образования.

При осуществлении индивидуального подхода к детям задачи социального педагога заключаются в следующем:

– хорошо знать каждого ребенка, его индивидуально–психологические особенности и условия их формирования;

– при выборе приёмов воспитательного воздействия на подростков учитывать их индивидуальные особенности;

– проявлять педагогический такт и уметь предвидеть последствия того или иного подхода к ребенку.

Коррекция девиантного поведения будет настолько эффективной, насколько она учитывает уникальность и неповторимость подростка. Индивидуальный подход означает выявление природы психологических трудностей конкретного агрессивного подростка и действительных психологических механизмов, лежащих в основе подростковых проблем, выбор соответствующих данному индивидуальному случаю способов и методов работы, осуществление обратной связи, корректировку выбранной.

Индивидуальная помощь девиантному подростку классе – это специальная деятельность классного руководителя, социального педагога и педагогов предметников, осуществляемая ими непосредственно во взаимодействии с воспитанником или опосредованно, через его семью и классный коллектив, направленная на содействие в решении его возрастных задач социализации и связанных с ними индивидуальных проблем.

При оказании индивидуальной помощи девиантному подростку необходимо придерживаться следующего алгоритма:

1. Выявление возрастных и индивидуальных проблем подростка с помощью наблюдения и психолого–педагогической диагностики.

2. Классификация выявленных проблем по:

· принадлежности к естественно–культурным, социально–культурным или социально–психологическим задачам;

· источникам их возникновения, к которым относятся в первую очередь семья девиантного подростка, ближайший к нему социум, группы сверстников (в том числе и класс) и школа как воспитательная организация;

· степени их осознанности подростком и его эмоциональному отношению к ним.

3. Ранжирование проблем подростка по степени значимости их с точки зрения его социализации.

4. Постановка цели планируемой индивидуальной помощи в школе в соответствии с первоочередными проблемами школьника.

5. Определение ведущей тактики оказания индивидуальной помощи воспитаннику: от косвенного включения его в педагогические ситуации до самостоятельного решения им своих проблем.

6. Выбор основного пути индивидуальной помощи девиантному подростку на данном этапе решения той или иной проблемы: через классный коллектив, через семью школьника или через непосредственное взаимодействие с ним педагога.

7. Выбор и реализация адекватных методов и форм индивидуальной помощи.

8. Установление обратной связи в процессе оказания индивидуальной помощи (с помощью наблюдений, психолого-педагогической диагностики и в непосредственном контакте со школьником).

9. Интерпретация и анализ получаемых результатов, соотнесение их с поставленными целями и степенью решенности той или иной проблемы подростка.

10. Коррекция индивидуальной помощи, основанная на анализе полученных результатов.

Выводы по второй главе

Чтобы своевременно предупредить и выявить девиантное поведение у детей подросткового возраста, необходимо знать их социальное развитие: поведенческую и эмоциональную сферу, межличностные отношения со сверстниками.

Одним из направлений коррекционно–педагогической работы с девиантными детьми является реабилитация – это система мер, имеющих своей целью возвращение ребенка к активной жизни в обществе и общественно полезному труду. Этот процесс является непрерывным, хотя и ограничен временными рамками.Педагогическая, психологическая и социальная реабилитация подростков с девиантным поведением реализуется, как правило, в специализированных учреждениях, которые называются реабилитационными центрами.

Для профилактики и преодоления девиантного поведения подростков необходимо: повысить роль семьи в профилактике социально–отклоняющегося поведения у детей, повысить воспитательную роль образовательных учреждений в предупреждении и преодолении девиантного поведения детей и подростков, развитие целесообразного взаимодействия семьи и школы; развитие внешкольной системы консультирования и помощи семье и детям в преодолении девиантного поведения; развитие сети центров по преодолению социально–педагогических проблем детей, подростков, юношества; приобщение детей и подростков к участию в позитивных общественных центрах, организациях (спортивных, культурно–досуговых, туристских, театральных и др.).

На сегодняшний день, нет единой точки зрения на определение понятия девиантного поведения и насколько оно является патологическим. Существуют разные подходы к определению девиантного поведения, которые исходят из различного понимания нормы: социологический, психологический и биологический. Психологический подход рассматривает девиацию как отклонение от естественного для конкретного индивида поведения. Поэтому некоторые ученые считают девиантным поведение зацикленности на чем–то одном, хотя оно может и не носить антисоциальный характер. Социально–психологический подход объясняет причины, влияющие на появление отклоняющегося поведения: девиантное поведение –результат сложного взаимодействия процессов, происходящих в обществе и сознании человека.

Тем не менее, все ученые сходятся во мнении, что к отклоняющемуся поведению относятся различные действия подростков агрессивного, антисоциального, аддиктивного характера (алкоголизм, токсикомания и наркомания), различные правонарушения, и такие типично подростковые реакции, как реакция оппозиции, побеги из дома, реакция группирования со сверстниками. Последние формы обычно не носят патологический характер и должны с взрослением исчезать.

Появление нарушений поведения подростков зависит от взаимодействия многих факторов. В.В. Ковалёв предложил рассматривать их по трём осям: социально–психологической, клинико–психопатологической и личностно–динамической. Остается спорным вопрос о том, как взаимодействуют разного рода факторы, определяя нарушенное поведение. Обычно выделяется три типа причин: социальные, личностно–психологические и биологические. Недостаточно изученной является роль наследственности, хотя примеры девиантного поведения приёмных детей, воспитывающихся с раннего возраста в благополучных семьях, достаточно показательны. Ведущими признаны личностные особенности подростков, которые складываются под влиянием среды. Не существует какой–либо конкретной черты, предопределяющей девиации в поведении, но комплекс черт, который может, но не обязательно, привести к поведенческому отклонению. Обычно этот комплекс черт включает в себя такие качества, как тревожность, конфорность, заниженная самооценка и другие. Сам подростковый возраст является предпосылкой возникновения девиантного поведения. Процесс физического и психического развития вызывает изменения эмоционально–ценностного отношения к себе и появления недовольства собой и окружающими. Подростки, демонстрируя самоуверенность, черствость и развязанное поведение, часто испытывают робость, застенчивость и повышенную чувствительность.

Характер девиантного поведения подростка зависит, от того, как он научен или научен вообще отвечать на возникающие трудности: путем созидательных или разрушительных действий, каким образом общество, макро– и микросоциум, стимулирует социально–инновационные, созидательные действия личности или же наоборот, не стимулирует их. Необходимо отметить все возрастающую роль средств массовой информации, как одного из социальных факторов, пропагандирующих агрессивные формы поведения.

Отклоняющееся: агрессивное или замкнутое поведение подростков является одной из острейших социальных проблем нашего времени. Особую тревогу вызывает не только растущая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их жестокость, агрессивность. Девиантное поведение подростков становится источником душевных страданий не только родителей, но самих подростков, которые нередко сами становятся жертвами со стороны сверстников.

Задача педагога–психолога состоит в том, чтобы – установить доверительные отношения с “трудным” подростком и способствовать его развитию, а также создать благоприятные условия для саморазвития и становления самосознания.

1. Байярд, Р. Ваш беспокойный подросток [Текст] : практ. рук–во для отчаявшихся родителей / Р. Байярд, Д. Байярд. – М. : Просвещение, 1991. – 224с.

2. Багреева, Е. Н. Образование, преступность и государственная безопасность [Текст] / Е. Н. Багреева // Народное образование. – 2002. – № 5. – С. 199 – 203.

3. Беличева, С. А. Этот опасный возраст [Текст] : (о психологических особенностях переходного подросткового возраста) / С. А. Беличева. – М. : Знание, 1982. – 96 с.

4. Белкин, А. С. Отклонения в поведении школьников [Текст] : учеб. пособие / А. С.Белкин. – Свердловск, 1973. – 327 с.

5. Бурлачук, Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике [Текст] / Л. Ф. Бурлачук, С. М.Морозов. – СПб. : Питер Ком, 1999. – 258 с.

6. Гальбук, Ю. З. Психодиагностика в школе [Текст] / Ю. З. Гальбук. – М. : Знание, 1981. – 80 с.

7. Давыдов, В. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : учеб. для студентов пед. институтов / В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова. – М. : Просвещение, 1979. – 324 с.

8. Дольто, Ф. На основе подростка [Текст] / Ф. Дольто. – СПб : Петербург–XXI век, 1997. – 130 с.

9. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] : учеб. пособие. / И. А. Зимняя. – Ростов н/Д : Феникс, 1997. – 246 с.

10. Кащенко, В. П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков [Текст] / В. П. Кащенко.– М. : Просвещение, 1994. – 378 с.

11. Кле, М. Психология подростка : психосексуальное развитие [Текст] /М. Кле – М. : Педагогика, 1991. – 218 с.

12. Коповая, О. В. К вопросу о девиантном поведении // Проблемы образования: теория и практика : – Балашов : Изд-во БГПИ, 2000. – № 1 – С.34–35.

13. Кон, И. С. Психология старшеклассника [Текст] : пособие для учителя. / И.С. Кон. – М. : Просвещение, 1980. – 326 с.

14. Кон, И. С. Психология ранней юности [Текст] : пособие для учителя. / И. С. Кон. – М. : Просвещение, 1986. – 254 с.

15. Кондратьев, М. Ю. Подросток в замкнутом круге общения [Текст] / М. Ю. Кондратьев. – М., 1997. – 420 с.

16. Косарецкая, С. В. О неформальных объединениях молодёжи [Текст] /С. В. Косарецкая, Н. Ю. Синягина. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 160 с.

17. Крутер, М. С. Молодежная преступность [Текст] / М. С. Крутер // Философские науки. – 2002. – № 2. – С.81–97.

18. Крылов, А. А. Практикум по общей и экспериментальной психологии [Текст] / А. А. Крылов. – СПб: Изд-во ЛГУ, 1987. – 354 с.

19. Кун, С. Как уберечь детей от наркотиков и алкоголя [Текст] /С. Кун, С.Шварцвельдер. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 170 с.

20. Личко, А. Е. Подростковая психиатрия [Текст] / А. Е. Личко. – М. : Медицина, 1985. – 423 с.

21. Немов, Р. С. Психология [Текст]. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии учеб. для студентов высш. пед. учеб, заведений. – 2–е изд./ Р. С. Немов. – М. : Просвещение, ВЛАДОС, 1994. – 630с.

22. Петровский, А. В., В.В. Социальная психология [Текст]: учебное пособие для студентов пед. институтов. / А. В. Петровский, В. В. Абраменкова. – М. : Просвещение, 1987. – 480 с.

23. Рабочая книга школьного психолога [Текст] / под ред. И. В. Дубровиной. – М. : Международная педагогическая академия, 1995 – 579 с.

24. Рогов, С. И. Настольная книга практического психолога в образовании [Текст] / С. И. Рогов. – М., 1995. – 478 с.

25. Сергеев, К. Н. Школьная психодиагностика (методические рекомендации для учителя) [Текст] / К. Н.Сергеев – Херсон, 1988. – 128 с.

26. Собчик, Л. Н. Диагностика межличностных отношений [Текст] /Л. Н. Собчик. – М. : Знание, 1997 – 232 с.

27. Социальная педагогика [Текст] : учеб. пособие для студентов вуза / под ред. В. А. Никитина. – М. : 2001. – 379 с.

28. Социальная педагогика [Текст] : курс лекций / под. ред. Ю. Н. Галагузовой. – М. : Знание, 2000. – 380 с.

29. Степанов, В. Г. Психология трудных школьников [Текст] / В. Г. Степанов. – М. : Академия, 1997. – 382 с.

30. Столяренко, Л. Д. Основы психологии [Текст] / Л. Д. Столяренко. – Ростов н/Д : Феникс, 1997. – 286 с.

31. Учителям и родителям о психологии подростка [Текст] / под ред. Т. Г. Араканов. – М. : Высшая школа, 1990. – 472 с.

32. Филиппов, В. Наркоситуация в среде детей и молодежи [Текст] / В. Филиппов // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2003. – № 12. – С. 10 – 12.

33. Фридман, Л. М. Психология детей и подростков [Текст] / Л. М. Фридман – М., 2003. – 395 с.

34. Фролов, Н. А. Психология подростка [Текст] : хрестоматия /Н. А. Фролов. – М. : Знание, 1997 – 254 с.

35. Харламенкова, Н. Е. Самоутверждение подростка [Текст] – /Н. Е. Харламенкова. – М., 2004. – 589 с.

36. Цукерман, Г. А. Виды общения в обучении [Текст] / Г. А.Цукерман – Томск, 1993. – 236 с.

37. Эльконин, Д. Б. Возрастные индивидуальные особенности младших подростков [Текст] / Д. Б. Эльконин ; под ред. Д. Б. Эльконина, Т. Б. Драгуновой. – М. : Просвещение, 1967. – 364 с.

www.bestreferat.ru

Особенности самооценки подростков с отклоняющимся поведением

Мы выяснили, что воспитание в семье и школе, сами родители и учителя влияют на протекание процесса развития личности подростка, на становление его самосознания, Я – концепции, самооценки.

Как записала Захарова А.В.: «самооценка – важнейшее личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции человеком своего поведения и деятельности, как автономная характеристика личности, ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий качественное своеобразие ее внутреннего мира» [17].

По мнению Бороздиной Л.В. «самооценка-элемент самосознания, который может в значительной мере детерминировать личностный комфорт или дискомфорт, выраженный в степени само приятия субъекта» .[8]

В процессе личностного становления субъект присваивает определенную систему ценностей. С точки зрения этой системы ценностей, он оценивает то, чем обладает – это и есть проявление его самооценки. Ядро самооценки состоит из принятых личностью ценностей.

Захарова А.В. считает, что структура самооценки состоит из двух компонентов: когнитивного и эмоционального. Поведенческий компонент с ее точки зрения является производным от первых двух. Когнитивный компонент – знания человека о себе. Эмоциональный компонент – отношение к себе, накапливающийся «аффект на себя», связанный с мерой удовлетворенности своими действиями. Основу когнитивного компонента самооценки составляют интеллектуальные операции сравнения себя с другими людьми, сопоставление своих качеств с внутренними эталонами или результатами деятельности других, оценка степени рас согласованности этих двух величин. В основу эмоционального компонента самооценки ложатся реакции или обратная связь, получаемая индивидом от других. Основание самооценки, ее эмоциональные компоненты составляют прямые обращения человека к внешним оценкам. Особенно сказываются на степени принятия себя ребенком оценки, получаемые им от «значимых других». Одобрение значимого другого создает у ребенка позитивный образ – Я, положительную самооценку, в то время как постоянное порицание способствует возникновению у него негативной самооценки. Важную роль в формировании самооценки у ребенка играет позитивная и негативная обратная связь. Самооценка способна изменяться в соответствии с получаемой ребенком обратной связью.

Родители становятся первой, а учителя основной моделью для подражания, идентификации и обучения социальным формам поведения. Но этим их роль далеко не ограничивается. Они выступают в качестве главного источника обратной связи, оценки и реагирования на поведение ребенка, способствуют развитию у него чувства компетентности и собственно ценности. От них ребенок узнает, каким его видят другие. От их реакций зависит то, как ребенок будет относиться к себе. «Ребенок, лишенный сильных, и недвусмысленных доказательств любви взрослых, имеет меньше шансов на высокое самоуважение, теплые и дружественные отношения с другими людьми и устойчивый позитивный образ – Я» [43].

Получая от взрослых в основном негативные оценки своих действий, эмоциональный компонент самооценки ребенка будет состоять в основном из «отрицательного аффекта на себя». По этому поводу Снайдер писал, что «чувства ребенка по поводу себя организуют его внутренний мир. Они определяют климат и погоду этого мира» [43]. Сложившаяся негативная самооценка у ребенка влияет на его жизнь, «если у человека сформировалось то или иное ощущение собственной ценности, он приносит его в относительно неизменном виде сквозь различные жизненные ситуации» [9].

К семейным условиям, влияющим на формирование низкой самооценки ребенка, относятся следующие: (исследование, проведенное Куперсмитом [9])

1. требования родителей к ребенку:

3. умение подстраиваться к другим;

4. зависимость ребенка от взрослых;

5. 20% детей с низкой самооценкой из семей с повторными браками;

6. конфликты между родителями;

7. неудовлетворенность жен отношениями с мужьями;

8. стремление родителей подчинить себе детей.

Мы считаем, что в школе важным фактором в формировании сниженной самооценки у ребенка, является неприятие, отторжение, недостаток любви со стороны педагогов. На наш взгляд, следствием низкой самооценки является формирование отклоняющегося поведения у подростка; во-первых, с отклоняющимся поведением тесно связана сниженная самооценка; во-вторых, сниженная самооценка способствует переориентации подростка на асоциальный путь развития.

Одним из важных мотивов человека является мотив самоуважения. У ребенка с заниженной самооценкой потребность в самоуважении обостряется, если ему не удается удовлетворить этот мотив социально приемлемым способом, то он начинает выбирать альтернативные пути поведения. Участие в асоциальных группах дает ему возможность самоутвердиться и повысить самооценку. Механизм связи между заниженной самооценкой и отклоняющимся поведением, и последующим повышением уровня самооценки: при переходе на негативные образцы поведения изменяется субъективная иерархия ценностей. Получение ребенком не достававшего ему одобрения и признания в асоциальных группах, влечет за собой повышение самооценки. «Таким образом, одной из движущих сил, определяющих вступление подростка на асоциальный путь, является стремление повысить самооценку». [11].

По мнению Валицкас Г.К., самооценка у делинквентных подростков ниже, чем у правопослушных. Она имеет конфликтное строение, менее устойчива. Подростки с заниженной самооценкой (правонарушители) воспитывались в неблагополучных семьях, в которых один или оба родителя пьянствовали, имели судимость и т.п. Дети росли в крайне тяжелых условиях. К неблагоприятным семейным условиям добавлялись: отставание детей в учебе и низкий статус в учебном коллективе, невнимание учителей, слабая поддержка.

Таким образом под влиянием неблагоприятных условий развития и воспитания в семье и школе у подростка формируется заниженная самооценка. Она является результатом длительного накопления опыта неудач, негативных реакций, осуждений и отвержений со стороны окружающих. Если многочисленные попытки подростка повысить самооценку социально приемлемыми способами не приносят желаемых результатов, то он обращается к асоциальным образцам поведения и контрнормативным ценностям и тогда уровень самооценки повышается.

Отчуждение личности на раннем этапе развития из-за невыполнения семьей и школой, своей основной функции по социализации ребенка – т.е. включение ребенка через себя в структуру общества – может закрепиться в человеке и стать причиной его социально-психологической изоляции от семьи, учебных коллективов и других малых групп. При отсутствии компенсирующего воспитания, это может привести к дезадаптивному поведению.

Во многом причиной отчуждения ребенка от семьи и школы является отсутствие эмоционально теплых отношений между взрослыми и детьми. Именно это, главным образом, влияет на возникновение таких особенностей личности, которые затем предопределяют ее девиантное поведение. Конечно, не сами условия жизни ребенка (прямо и непосредственно) определяют его психологическое развитие, в одних и тех же условиях могут формироваться различные черты характера. Результаты влияния Среды зависят от того, с какими прирожденными особенностями они встречаются и через какие ранее возникшие психологические свойства ребенка преломляются.

Особенностью отношений в семье и школе являются их эмоциональность, основанность на любви, уважении и доверии. Если в семье отношения строятся на негативных отношениях, то в личности ребенка происходят непоправимые изменения. Негативные чувства по отношению к ребенку (нелюбовь, безразличие) демонстрируются взрослыми в основном через отчуждение ребенка от себя, через отвержение. Отчуждение ребенка от педагогов – объективно-субъективный процесс. Это явление существует объективно, но оно воспринимается ребенком таковым, а значит субъективно. Отчуждение личности является социально-психологическим процессом. В социальном плане отчуждение проявляется в нарушении межличностных отношений. Социальное отчуждение порождается внешними обстоятельствами, отношениями людей к данному субъекту. Психологическое отчуждение может быть вызвано как социальным отчуждением, так и личностными особенностями субъекта (аутичность). Длительное социальное отчуждение ребенка может способствовать выработке у него чувства изоляции, непричастности к делам других людей, что препятствует усвоению норм, регулирующих поведение. Переход социального отчуждения в психическое, объясняется основным законом развития психических функций – (каждая психическая функция прежде чем стать интрапсихической, внутренне присущей личности, первоначально является функцией интерпсихической, межличностной). Таким образом, значимые с точки зрения отклонений психологические особенности имеют свои корни в характере ранних внутри коллективных отношений. Причины отчуждения в коллективе следующие:

А) взрослые объективно не могут уделять ребенку достаточно внимания;

Б) ребенок не нужен взрослым, коллективу [1].

Названные причины тесно связаны между собой и даже могут определять друг друга.

Отчуждение ребенка в коллективе выражается в том, что он не получает любви и заботы так необходимой ему. Это приводит к эмоциональной депривации ребенка во внешних условиях. Следствием депривации являются психологические нарушения, имеющие необратимый характер. Происходит это от того, что нарушенные или отсутствующие эмоциональные связи в коллективе не выполняют своей задачи – удовлетворение потребности ребенка в безопасности, любви и уважении. От этого страдает познавательное и эмоциональное развитие ребенка, «способность любить зависит от того насколько сильно любили ребенка в детстве» [33]. Вследствие депривации происходит частичное или полное торможение высших чувств и возникает неспособность на длительную привязанность. У перенесших депривацию не развита способность к эмпатии. «Эмпатия – психологический термин, обозначающий схватывание, опознание эмоционального состояния человека без словесного описания на интуитивном уровне; способность сопереживать» [1].

Эта способность формируется благодаря механизму идентификации. Способность принимать на себя роль другого, позволяет почувствовать себя на его месте, понять его переживания. Когда ребенок отвергается, не выполняется функция коллектива по его социализации, что дает основу для дальнейшего отвержения человеком норм и ценностей его окружения и общества. Кроме того, ребенок лишен моделей поведения и, соответственно, у него возникают трудности с идентификацией и эмпатией.

Антонян Ю.М. выделяет два основных способа отвержения ребенка в коллективе: явный и скрытый.

Скрытый способ отвержения простителен для взрослых, часто они думают, что делали все возможное для ребенка. Явное отвержение заключается в побоях, жестокости, оскорблениях, непроявлениях элементарной заботы о ребенке. Такое отвержение приводит к более серьезным последствиям для ребенка, он вырастает грубым, жестоким, агрессивным [1].

Еще одно последствие для личности ребенка, перенесшей отвержение – это низкая самооценка. Получая от окружающих подтверждение своей малоценности, ребенок не может высоко ценить себя сам.

Низкой самооценке соответствует в большинстве случаев высокий уровень тревожности. Это еще одно свойство, характерное для личности с отклоняющимся поведением. Как указывает Берне Г. – «субъективно тревожность переживается как неприятное аффективное состояние, сопровождающееся мрачными предчувствиями и ощущением страха» [9].

Тревожность понимается, как повышенная индивидуальная склонность испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые объективно не содержат для этого никаких причин. Она обычно повышена при нервно-психических и соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия какой-нибудь психотравмы.

Антонян Ю.М. отмечает, что «тревожность – это выражение субъективного неблагополучия личности, и необходимо различать ситуитивную тревожность, связанную с конкретной внешней ситуацией, и личностную, являющуюся стабильным свойством личности. Тревога – эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неопределенной опасности» [ 1].

Тревожность как личностное свойство, способна активно стимулировать девиантное поведение, но это происходит тогда, когда человек ощущает необходимость защиты от людей и явлений, субъективно воспринимаемых им как угрожающие. Личность, развивающаяся в условиях отвержения, субъективно воспринимает среду как чуждую ей. Тревожность, порождаемая отчуждением личности, представляет такое свойство, которое выражается в субъективно серьезных опасениях за свое биологическое и (или) социальное существование, в беспокойстве и опасениях, страхах перед небытием, не существованием.

Конечно, не у всех детей, которых взрослые отвергали, формируется тревожность как личностное свойство. Трудно ответить, почему у одних это ведет к формированию страха, а у других – только к формированию состояния неуверенности и беспокойства. Антонян Ю.М. предполагает, что для этого существует несколько причин:

1) врожденные особенности нервно-психической конституции, определяющие различные типы реакций на отчуждение;

2) характер и степень отчуждения от взрослых;

3) усвоение в детстве форм антиобщественного поведения;

4) состояние психики человека [1].

Таким образом, мы можем объяснить возникновение отклоняющегося поведения у ребенка тем, что отвержение взрослыми ребенка и его последующее отчуждение, приводят к формированию необратимых психологических особенностей: к заниженной самооценке, общей неуверенности в себе и в своем месте в жизни, тревожных ожиданий негативного воздействия Среды, неразвитости высших эмоциональных состояний. Именно эти особенности и составляют психологическую готовность к отклоняющемуся поведению. Большая часть девиантов находится на определенной социально-психологической дистанции от общества и его ценностей. Они как бы отстранены, отчуждены и от общества, и от малых социальных групп или существенно ослабили связи с ними. Это определяет специфику реагирования на жизненные ситуации.

Психологическая готовность к отклоняющемуся поведению начинает действовать при влиянии внешних и внутренних причин;

А) неспособность подростка к продуктивному выходу из ситуации затрудненности удовлетворения актуальных потребностей (жизненно важных);

Б) несформированность или неэффективность способов психологической защиты подростков, позволяющей ему хотя бы временно снять эмоциональное напряжение;

В) наличие психотравмирующей ситуации, из которой подросток не находит продуктивного выхода.

Таким образом, можно утверждать, что именно взаимодействие личностных и ситуативных факторов является причиной возникновения отклоняющего поведения и самооценки.

studbooks.net

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО КОМПОНЕНТА САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Девиантное поведение подростков, как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер. Поэтому, понимание и объяснение причин и факторов возникновения отклоняющегося поведения в подростковом возрасте является актуальной задачей современности.

Некоторые авторы (В.С. Мухина, Д.И. Фельдштейн, Ю.А. Клейберг и др.), рассматривая вопрос о поведении подростка, склонны связывать его с самосознанием, а, вместе с тем, самоотношением и самооценкой личности. Отечественные и зарубежные психологи (В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев, И.И. Чеснокова, И.С. Кон, В.В. Столин, К. Роджерс, К. Хорни, Р. Берне) отводят эмоционально-ценностному компоненту самосознания главную роль в нормативном функционировании личности в обществе. Отношение к себе является одним из важнейших отношений социального бытия человека. Любое проявление человека как социального субъекта сопровождается включением в данный процесс его самоотношения и самооценки. А значит, проблема взаимосвязи эмоционально- ценностного компонента самосознания и поведения человека, особенно его асоциальных форм, не случайно пользуется вниманием психологов.

Самоотношение подростков вызывает особый интерес главным образом потому, что именно в подростковом возрасте и происходит его становление, а самооценка, зачастую, носит противоречивый характер. Даже при условиях нормативного развития этот процесс сопровождается рядом психосоциальных противоречий, и всё же, не каждый подросток идёт по пути девиации. Именно поэтому представляется актуальным исследование эмоционально-ценностного компонента самосознания девиантов именно в подростковом возрасте, во время его формирования.

Нами было проведено исследование эмоционально-ценностного компонента самосознания подростков с девиантным поведением. В частности, изучались структура, характер и содержательность самоотношения, а также уровень самооценки. Выборка исследования составила 74 испытуемых. Эти подростки имеют различные нарушения в поведении. Особенно часто встречаются: систематические пропуски учебных занятий без уважительной причины, низкая учебная успеваемость, использование ненормативной лексики в общении со взрослыми, табакокурение, часты конфликты со взрослыми (в частности с учителями) и сверстниками. В исследовании использовались следующие диагностические методики: многомерный опросник исследования самоотношения Р.С. Пантилеева (МИС), тест самооценки М.К. Тутушкиной, методика свободного самоописания на заданную тему: «Как я к себе отношусь».

Проведенное нами исследование показывает, что у подростков с девиантным поведением возникают трудности с развитием практически всех компонентов самосознания, в том числе самоотношения и самооценки. Мы выяснили, что подросткам с девиантным поведением свойственна мало дифференцированная структура самоотношения (разброс данных всего 2,19 единицы). Характер самоотношения имеет свои особенности: эти подростки обладают выраженной ригидностью образа-Я, низкой осознаваемостью внутренних процессов, отсутствием стремления к самопознанию и саморазвитию, им свойственно снятие с себя ответственности за свои собственные поступки, неудачи. В отличие от подростков с условно нормативным поведением подростки с девиантным поведением ожидают не доброжелательного, менее симпатизирующего и порицательного отношения к себе со стороны окружающих людей, а потому склонны сомневаться в ценности своей личности. Так, статистически значимые различия были выявлены по шкалам «самоценность», «открытость» и «отраженное самоотношение» (по МИС).

На ряду с этим, при низкой критичности, осознаваемости внутренних критериев эти подростки обладают позитивным эмоционально-ценностным отношением к себе, их Я-реальное максимально соответствует Я- идеальному. У подростков с девиантным поведением статистически значимо преобладает высокий уровень самооценки (46%), в отличие от подростков с условно нормативным поведением, где преобладающим уровнем самооценки является средний (41%). Это свидетельствует о том, что подростки с девиантным поведением менее критичны к себе, ставят перед собой цели выше чем могут достичь в следствие недостаточной осознанности своих поступков, мотивов.

Также самоотношение характеризуется низкой содержательностью. Подростки с девиантным поведением с трудом могут описать свой внутренний мир, не осознают отношение к себе со стороны других, испытывают трудности с выделением своих личностных качеств и свойств, не могут объяснить и проанализировать их. Так, у этих подростков статистически значимо преобладает низкий уровень содержательности самоотношения (51%), что говорит о низкой осознаваемости своего внутреннего мира, недостаточно развитой рефлексии и бедности образа-Я.

На основе теоретического анализа литературы, а также результатов нашего исследования мы выделили следующие наиболее эффективные психолого-педагогические условия оптимизации эмоционально-ценностного компонента самосознания подростков с девиантным поведением:

1. Использование системы групповых тренинговых занятий, направленных на оптимизацию самоотношения и развитие самооценки.

2. Проведение индивидуальных консультационных занятий, направленных на коррекцию особенностей эмоционально-ценностного компонента самосознания, выявленных в процессе диагностической работы.

Содержание тренинговых занятий ориентировано на развитие самосознания подростков с девиантным поведением. При разработке целей и задач программы, мы опирались на результаты проведенного экспериментального исследования, данные возрастной и специальной психологической литературы.

Цель программы – развитие самосознания подростков с девиантным поведением. Задачи:

1. Обогащение содержания образа-Я подростков;

2. Формирование адекватного осознания отношения окружающих к себе;

3. Формирование стремления к совершенствованию своего Я;

4. Формирование уважительного отношения к другим людям и своему «Я»;

Наиболее эффективной формой работы с подростками является смешанная. Групповая форма работы для подростков является наиболее эффективной для формирования гармоничного самосознания в силу ведущей деятельности возраста. Однако, учитывая особенности подростков с девиантным поведением, необходимо проведение нескольких индивидуальных занятий для того чтобы подготовить подростков к работе в группе. Предполагается, что усвоенные умения и навыки на индивидуальных занятиях будут перенесены, закреплены и усовершенствованы в ходе работы со сверстниками.

Параметром эффективно проведенного тренинга будет рост обращений подростков за консультативной помощью к педагогу-психологу. Результатом проведенных тренинговых занятий является достижение поставленной цели – развитие самосознания девиантных подростков. Оптимизация самосознания в целом дает толчок к появлению более выраженной потребности в знании о себе, самосовершенствовании, самоуважении и т.п.

Следующим условием развития самосознания является проведение индивидуального психологического консультирования подростков по различным личностным проблемам.

Основываясь на результатах нашего исследования мы выделили задачи направленные на коррекцию особенностей эмоционально-ценностного компонента самосознания, выявленных в процессе диагностической работы каждого подростка. Таким образом, в ходе реализации индивидуального консультирования будут поставлены следующие задачи:

1. Развитие навыков самонаблюдения, самоанализа;

2. Обогащение представлений о себе (осознание своих реальных и желаемых качеств, осознание своих желаний, целей, мотивов);

3. Формирование адекватной самооценки;

4. Развитие стремления к самосовершенствованию;

Результатом индивидуального консультирования девиантных подростков будет являться: повышение дифференцированности образа-Я, понимание, подростком, причин затруднений, снятие накопившегося напряжения, выработка нового взгляда на себя и ситуацию, поиск и актуализация собственных ресурсов, сил и средств поведения в сложных ситуациях, изменение самооценки, самоотношения, освоение новых способов поведения, способов самостоятельного решения сложных жизненных вопросов, разрушение негативных установок и норм поведения, формирование новых целей, ценностей, перспектив.

1. Белова И.М. и др. Структурные и динамические характеристики компонентов самосознания: системный подход // Фундаментальный исследования. Психологические науки. – СПб. – 2014. – №3.

2. Макартычева Г.И Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей. – СПб, 2007г. – 369с.

3. Печникова Л.С. Особенности самооценки и самоотношения у девиантных подростков // Материалы научной конф., приуроченной к 40-летнему юбилею факультета психологии МГУ. – М: МГУ. – 2006. – 23- 24 с.

4. Психология самосознания. Хрестоматия. / Под. ред. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2007. – 672 с.

izron.ru

Характеристика уровней самооценки подростков с отклоняющимся поведением

Самооценка, являясь важным условием формирования личности, вместе с тем выступает и как один из показателей уровня ее развития. Выявление содержания самооценки, различных ее особенностей, фиксируемых ее уровней наряду с другими важными проявлениями личности может быть одним из диагностических средств, используемых в работе практических психологов и педагогов в школе.

Процесс самооценивания, по мнению В.Ф.Сафина, носит неоднозначный характер: «Субъект оценивает свои парциальные качества более объективно, а себя как целостность менее. Это объясняется тем, что в первом случае в связи с предметной деятельностью он использует конкретные эталоны, и самооценивание носит когнитивный характер, а во втором случае, когда самооценивание еще не опирается на конкретный эталон, оно носит эмоционально-ценностный характер» (173, с. 68). На это же указывает С.А.Будасси, считая, что сущность самооценки личности заключается в соотнесении себя с некоторым эталоном. «Под влиянием внешней среды у данного индивида возникает некоторый эталон, а близость к эталону или отход от него определяет уровень самооценки» (26, с. 138).

У каждой личности развивается и функционирует некоторое множество поведенческих норм, которые составляют «систему ценностных ориентации». Если подросток осознает, что он далек от эталона, то возникает переживание недовольства собой, и подобное расхождение часто становится стимулом для изменения поведения. Приближение к эталону вызывает удовлетворение и некоторое повышение собственной оценки.

Оценивая свои качества, подросток исходит не из анализа своих поступков, в которых проявляются эти качества, а из оценки себя в целом, из отношения к себе как личности, с точки зрения своей взрослости. В связи с этим одной из задач нашего исследования было: выявить уровни самооценки и ее адекватности у подростков и подростков с отклонением в поведении, проследить динамику уровня самооценки в подростковом возрасте, выявить «эталон», через который осуществляется восприятие и оценка себя подростком.

Для исследования самооценки нами была выбрана методика К.Роджерса, модифицированная С.А.Будасси, А.В.Петровским.

По нашему мнению, эта методика позволяет не только решить поставленные в нашем исследовании задачи, но и помогала участвующим в них подросткам разбираться в своем поведении, оценивать его с точки зрения соответствия или несоответствия внешним требованиям через самоанализ. Самоанализ приводил к познанию собственных психологических особенностей, а результат его фиксировался в самооценке подростка.

Проводя исследование, мы видели, как долго подростки выбирали качества, соответствующие эталону и своей собственной личности. Практически все подростки признали, что задача оценить себя – не из легких, некоторым из них впервые в жизни пришлось серьезно задуматься над собой.

Но мы столкнулись и с таким фактом. У большинства подростков с отклонением в поведении не было существенных различий между «Я-реальным» и «Я-идеальным». Это, на наш взгляд, связывается с тем, что подростки с отклонением в поведении сохраняют неадекватно высокую или неадекватно низкую СО, тем самым демонстрируя самоудовлетворенность. Для того, чтобы определить «эталон», через который осуществляется восприятие и оценка себя подростком, мы выявляли соотношение положительных и отрицательных качеств, чаще выбираемых дисциплинированными и недисциплинированными подростками (по нашим подсчетам, более чем 60% случаев).

По этим данным была составлена общая таблица «ценностной системы» подростков и для СШ № 658 г. Москвы и СШ № 2 г. Каспийска, поскольку значимых различий не наблюдалось (см.таблицу 1).

Если мы проанализируем выделенные качества, то увидим, что подростки чаще выделяют такие качества, как мстительность, грубость, подозрительность как положительные. Нас удивил тот факт, что 86% всех опрошенных детей – и дисциплинированных учеников, и подростков с отклонением в поведении – выделили «осторожность» как положительное качество. Проводя индивидуальные беседы с детьми, мы выявляли, что понимают под «осторожностью» дети. Превалировали такого рода суждения: «Нам все время говорят, что надо быть бдительными», «Много убийств происходит, я боюсь», «Чаще стали красть детей. Мои родители боятся за меня» и т.д.

Такие качества как «застенчивость» и «стыдливость» 10% девочек (и не только с отклонениями в поведении) отнесли к разряду отрицательных качеств. 57% мальчиков просили не оценивать их по такому качеству как «нежность», заменив его на «решительность», 15% и девочек, и мальчиков, особенно с отклонением в поведении выделили «грубость» как положительное качество, объяснив это тем, что надо уметь постоять за себя. На замечание – «Ведь не грубостью же», многие отвечали: «Жизнь такая». Следствием этого является потеря подростками чувства ответственности, инфантилизм, эгоизм, духовная опустошенность, т.е. те современные «приобретения» детства, которые в дальнейшем являются тяжелой потерей для личности.

Однако, хотя многими психологами отмечается значительное уменьшение доли романтического и оптимистического аспектов мировосприятия, а в связи с этим и самооценки современных подростков, большая их часть выделяют как положительные следующие качества: «жизнерадостность» (78% подростков и 64% подростков с отклонением в поведении), «отзывчивость» (53% дисциплинированных подростков). В связи с этим результаты нашего исследования ориентируют на всесторонний учет всех составляющих самооценки, которые в сложные периоды развития общества имеют разную динамику. Это же касается и эталонов СО, которые не являются раз и навсегда данными.

«Эталоном СО нередко служат нормы, принятые в группе, идеалы, сформированные в процессе учебной, общественно-трудовой и повседневно-практической деятельности. Но эти эталоны весьма изменчивы, поэтому об устойчивости СО порою весьма трудно судить», – отмечает В.Ф.Сафин (173, с.71). Это и показало наше исследование, уточнив тот аспект, что на динамику указанных эталонов оказывают воздействие характер и динамика процессов, происходящих в обществе.

Ряд исследователей (125,126,135,177,204,205) выделяют неадекватность как одну из основных особенностей СО подростков, в особенности подростков с отклонением в поведении, так как детей с неадекватной самооценкой характеризует непредсказуемость поступков. Именно неадекватный тип детей составляет контингент детских комнат милиции и аналогичных учреждений. Если трактовать СО как проявление оценочного отношения человека к себе, способ фиксации наличия у него определенных свойств в соотношении с определенным эталоном, то надо признать: СО играет важную роль в саморегуляции поведения личности. Результаты нашего исследования подтвердили данное положение. При этом выявилось, что эффективность саморегуляции соотносится с такими характеристиками СО как адекватность, высота, мера устойчивости. Этим параметрам можно давать качественные характеристики и, как показывает наше исследование, количественное выражение. При этом мы согласны с выводом, что «Важнейшим параметром является адекватность, то есть соответствие СО фактическому наличию качества у субъекта, а также оценками окружающих» (146, с. 42).

studexpo.ru

Психологические особенности подростков с отклоняющимся поведением Проблема различения форм и источников отклоняющегося поведения в подростковый период и в ранней юности Делинквентное, т. е.

Психологами обсуждается сегодня также возможность рассматривать психопатии как фокусируемые не вокруг патологических синдромов, а вокруг нормы [Петров, 1999]. Поэтому соотнесение симптомов поведенческих расстройств с психологическими особенностями подростков должно касаться сопоставления групп риска и групп нормы, а необходимость разводить непатологические и патологические симптомы, связанные с делинквентным поведением, требует также сопоставления с подростками, имеющими статус психиатрических больных. Только при такой организации исследования возможно обсуждать направленность влияний социальных факторов, а точнее нарушений социальной экологии как внешних условий развития, в разной степени влияющих на поведенческие девиации.

Особенности самооценки подростков с отклоняющимся поведением Противоправная мотивация, как устойчивая система доминирующих мотивов конкретной личности, непосредственно связана с ее правовым

Группа отечественных исследователей установила, что у несовершеннолетних правонарушителей потребность социального престижа теряет свою направленность, перерастая в низшую форму самоутверждения, когда индивид удовлетворяется тем, что становится объектом внимания других людей. Подростку-делинквенту свойственна гипертрофированная потребность в свободе, независимости: ему уже в 12-13 лет невыносима ситуация, когда он должен получать разрешение от других на каждый свой поступок.

Диплом по теме: Тревожность и особенности саморегуляции у подростков с девиантным поведением …уровень тревожности и особенности саморегуляции подростков с девиантным поведением. . Исследовать саморегуляцию подростков с девиантным поведением

— социально-пассивной ориентации (стремление ухода от активной общественной жизни, уклонение от своих обязанностей и долга, нежелание решать личные и социальные проблемы: уклонение от работы и учебы, бродяжничество, употребление алкоголя и наркотиков, токсических средств, самоубийства, суицид) .