Отношения с женщинами у лермонтова

Женщины в жизни Лермонтова

Три женщины в жизни Михаила Лермонтова

Русский поэт Михаил Лермонтов прожил всего 27 лет. Возможно, он предчувствовал свой ранний уход из жизни. Достаточно прочитать написанное в 1840 году стихотворение, которое трудно соотнести с молодым человеком:

И скучно и грустно

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды.

Желанья. что пользы напрасно и вечно желать.

А годы проходят – все лучшие годы!

Любить. но кого же. на время – не стоит труда,

А вечно любить невозможно.

В себя ли заглянешь? – там прошлого нет и следа:

И радость, и муки, и всё там ничтожно.

Что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий недуг

Исчезнет при слове рассудка;

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг –

Такая пустая и глупая шутка.

Если есть чудо в русской литературе, то это Лермонтов.

Пушкина убили, когда ему было меньше 38, а Лермонтова убили, когда ему не сравнялось 28… Пушкин – вечная печаль. Лермонтов – незаживающая открытая рана. Кто-то сказал, что Пушкин был дневным, а Лермонтов – ночным светилом русской поэзии. Было и сравнение поэзии Пушкина с равнинной рекой, а поэзии Лермонтова – с горной рекой, стесненной скалистыми берегами. С чистейшей небесной синевой в глубине души вступил Лермонтов на кремнистый путь своей короткой и ослепительно яркой жизни.

Как любому творцу, поэту нужна была муза. Вспомним же трех женщин из тех, которые вдохновляли Лермонтова на создание его прекрасных произведений.

Екатерина Сушкова еще в детстве пережила достаточно трагические события в семье: ее отец был заядлым картежником, проводя свою жизнь в скандалах и азартных играх. По воспоминания современников, «когда ему в картах везло, он делал себе ванны из шампанского и выкидывал деньги горстями из окна на улицу, а когда не шло — он ставил на карту не только последнюю копейку, но до последнего носового платка своей жены».

Поэтому в 1820 году родители Сушковой развелись, а девочка была отдана на воспитание в семью богатой тетки Марии Васильевны Беклешовой. Лермонтов познакомился с 18-летней барышней в подмосковном имении Середниково, а уже вскоре оказался без ума от мисс Black-Eyes (такое прозвище ей дали за большие черные глаза цвета ночного неба).

В следующий раз они встретятся уже спустя 4 года, когда за Екатериной прочно установится репутация кокетки, которая к тому же собирается выйти замуж за университетского приятеля Лермонтова, Алексея Лопухина. Заботливый друг, недавно получивший звание офицера лейб-гвардии Гусарского полка, решил «спасти» молодого человека от пут «слишком ранней женитьбы».

От былой влюбленности тогда уже не осталось и следа: «Эта женщина — летучая мышь, крылья которой цепляются за все, что они встречают!» Лермонтов решает притвориться вновь влюбленным в Екатерину и его игра приносит долгожданные плоды — Сушкова разрывает свою помолвку с Лопухиным. А реакция Лермонтова на этот запланированный» роман была вполне в духе героев его кумира Байрона: «Теперь я не пишу романов — я их делаю».

Кстати, любовная связь с Сушковой легла в основу незавершенной романтической повести «Княгиня Лиговская» (побочной истории из жизни Печорина): Екатерина стала прототипом Елизаветы Николаевны Негуровой. Через 3 года после разрыва отношений с Лермонтовым, Сушкова выходит замуж за своего давнего поклонника Александра Васильевича Хвостова, а затем на многие годы покидает Россию, живя то в Марселе, то в Генуе и Венеции.

Лермонтов соседствовал с семьей Варвары Лопухиной в Москве, на Малой Молчановке. У юной красавицы было немало поклонников, помимо Мишеля, что обостряло чувство собственного физического несовершенства у молодого человека, не оставляя ему шансов заручиться ответной любовью. Однако, девушка также признается ему в своей привязанности, и пара решает открыться родителям, однако, те не дают согласия на брак, а потому на время судьбы Лермонтова и Лопухиной расходятся.

Тем временем, в 1835 году Варвара Лопухина вышла замуж за действительного статского советника, богатого помещика Николая Федоровича Бахметева — брак был явно заключен по расчету, ведь между супругами было 17 лет разницы, к тому же муж слыл страстным ревнивцем и поборником традиционной нравственности, не всегда сочетающейся с искренностью чувств.

По свидетельству очевидцев, Лермонтов, получив сообщение о предстоящей свадьбе Лопухиной, «изменился в лице и побледнел». Кстати, в дальнейшем Лермонтов неоднократно будет выводить ненавистного ему конкурента в своих произведениях — в образе комичного старика, мучимого ревностью к своей молодой и привлекательной жене.

Известна продолжительная романтическая переписка Лермонтова с Лопухиной, которую, несмотря на изменение ее социального статуса, он неизменно называл девичьей фамилией или даже инициалами В. А. Л. (последняя буква намекала, кому в реальности принадлежит сердце Варвары Александровны). Совершенно очевидно, что Бахметев также не испытывал к Лермонтову ни малейшей симпатии, прилагая все усилия для прекращения переписки жены с поэтом. Их отношения закончились в 1838 году, когда Лопухина заболевает, а Лермонтов отправляется на Кавказ.

Немногим после драматического расставания с Лопухиной Лермонтов вступает в отношения с дочерью московского литератора и драматурга Федора Федоровича Иванова, Натальей, которой были посвящены многочисленные лирические стихотворения, адресованные Н. Ф. И.

Отношения между Ивановой и Лермонтовым складывались непросто: вначале — пылкие и страстные, закончившиеся потом разочарованием и взаимной холодностью. Лермонтов чрезвычайно серьезно воспринял разрыв их отношений, переживая не только чувство одиночества, но и мучаясь сознанием оскорбленного достоинства. Так, описывая портрет Ивановой, Лермонтов называет ее «бесчувственным, холодным божеством».

Всю свою жизнь Лермонтов искал истинную любовь, женщину, способную понять и воспринимать его таким, какой он есть. К сожалению, ему этого не удалось.

Ни с одной женщиной он не связал жизнь свою брачными узами. Любовь приносила ему горечь, разочарование и страдания! Но он все равно любил и надеялся!

Ираклий Андроников о Лермонтове: «Через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, властного, скромного, язвительного, мечтательного, насмешливого, наделенного могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта бессмертного и навсегда молодого».

newsland.com

Как М.Ю.Лермонтов отомстил женщине, унизившей его


М.Ю. Лермонтов был гениальным поэтом. И как все гениальные люди, обладал скверным характером и непредсказуемыми поступками. Я много читала о жизни и творчестве поэта, люблю его прозу и поэзию, но в школе не все факты можно озвучивать о поэтах и писателях, поэтому о том, как Лермонтов отомстил женщине, унизившей его, я ученикам никогда не рассказывала.

Расскажу об этом вам, друзья. В 1830 году Лермонтов познакомился с Екатериной Сушковой. Восемнадцатилетняя девушка произвела на поэта сильное впечатление: он влюбился, писал для неё стихи, которые вошли в сборник стихов Лермонтова под названием “Цикл Сушковой”.

Но юная кокетка играла с влюблённым шестнадцатилетним поэтом, часто высмеивала его чувства. Это продолжалось с весны до осени 1830 года, потом Лермонтов не уехал из Москвы, и они расстались на четыре года.

В 1834 году М.Ю.Лермонтов вернулся в Петербург. Поэт узнал, что Екатерина Сушкова собирается замуж за его друга Алексея Лопухина, который тоже был сильно в неё влюблён, но родные не разделяли его увлечения кокеткой и не желали этого союза.

Тогда Лермонтов изобразил вновь влюблённость, стал страстно ухаживать за Сушковой, чтобы расстроить её свадьбу с Лопухиным. Ему это удалось. Когда Сушкова в него влюбилась по-настоящему и отказала своему жениху, Лермонтов бросил её.

Этот случай Лермонтов использовал в своей незаконченной повести “Княгиня Лиговская”, где Екатерина Сушкова стала прототипом Елизаветы Николаевны Негуровоой.

Вот так мстили отвергнутые мужчины в 19 веке. Сейчас месть тоже есть, но способы, как мне кажется, стали более изощрённее.

Я не буду давать оценку этому эпизоду в жизни великого поэта. Не хочу. Он был и останется для меня самым лучшим поэтом 19 века. А вам нравится творчество М.Ю.Лермонтова, друзья?

karhu53.livejournal.com

Лермонтов о женщинах

“Русские барышни большею частью питаются только платонической любовью, не примешивая к ней мысли о замужестве; а платоническая любовь самая беспокойная. Княжна, кажется, из тех женщин, которые хотят, чтоб их забавляли; если две минуты сряду ей будет возле тебя скучно, ты погиб невозвратно: твое молчание должно возбуждать ее любопытство, твой разговор – никогда не удовлетворять его вполне; ты должен ее тревожить ежеминутно; она десять раз публично для тебя пренебрежет мнением и назовет это жертвой и, чтоб вознаградить себя за это, станет тебя мучить – а потом просто скажет, что она тебя терпеть не может. Если ты над нею не приобретешь власти, то даже ее первый поцелуй не даст тебе права на второй; она с тобою накокетничается вдоволь, а года через два выйдет замуж за урода, из покорности к маменьке, и станет себя уверять, что она несчастна, что она одного только человека и любила, то есть тебя, но что небо не хотело соединить ее с ним, потому что на нем была солдатская шинель, хотя под этой толстой серой шинелью билось сердце страстное и благородное.

“В эту минуту я встретил ее глаза: в них бегали слезы; рука ее, опираясь на мою, дрожала; щеки пылали; ей было жаль меня! Сострадание – чувство, которому покоряются так легко все женщины, впустило свои когти в ее неопытное сердце. Во все время прогулки она была рассеянна, ни с кем не кокетничала, – а это великий признак!

“Мы часто себя очень обманываем, думая, что нас женщина любит за наши физические или нравственные достоинства; конечно, они приготовляют ее сердце к принятию священного огня, а все-таки первое прикосновение решает дело.

“Женщины должны бы желать, чтоб все мужчины их так же хорошо знали, как я, потому что я люблю их во сто раз больше с тех пор, как их не боюсь и постиг их мелкие слабости.

kot-begemott.livejournal.com

Отношения с женщинами у лермонтова

Продолжение. Смотри ☞ Часть 1
Все предыдущие музы Лермонтова были старше его.

Девушки по природе своей вызревавшие раньше подростков смотрели на Лермонтова немного с высока. А юный поэт был в поиске той, кто увидит в нём настоящего мужчину.

Раненое зрелыми девицами сердце стремилось снова и снова в омут любви, и адреналин страданий приобрёл хронический характер, став ему так же необходимым, как и любовь. У творческих натур такое частенько бывает.

После замужества Ивановой он вспомнил о своей давней знакомой, сестре московского друга — Вареньке Лопухиной, «на которую засматривался ещё в студенческие годы, но не чувствовал к ней ничего особенного кроме дружбы. »

«Я был увлечен этой девушкой, я был околдован ею… …она вырвала у меня признание, она разогрела во мне любовь, я предался ей как судьбе, она не требовала ни обещаний, ни клятв. но сама клялась любить меня вечно — мы расстались».

Лермонтов уехал в Петербург, Варенька оставалась в Москве.

В 1935 году Варенька, услышав сплетню, что Лермонтов собрался жениться на Екатерине Сушковой, приняла предложение пожилого Н. Ф. Бахметева и вышла за него замуж.

Как и муж Ивановой, Бахметев ревновал и заставил Вареньку уничтожить адресованные ей письма Лермонтова. Часть рукописей и рисунков поэта ей пришлось отдать на сохранение двоюродной сестре.

Лермонтов же был опечален и сожалел о расставании с Варенькой до конца дней своих, что отражено в ряде его посвящений.

Особенно трогателен написанный в 1837 году стишок:

Расстались мы, но твой портрет
Я на груди моей храню;
Как бледный призрак лучших лет,
Он душу радует мою.
И новым преданный страстям
Я разлюбить его не мог:
Так храм оставленный — всё храм
Кумир поверженный — всё бог!

Упреждая события, заметим, что Варенька Лопухина сердцем тоже осталась верна поэту. Его гибель она пережила очень тяжело. Ее сестра Мария писала в сентябре 1841 года своей подруге:

И действительно, после Лопухиной у Лермонтова было довольно много любовных приключений, но они имели один и тот же финал.

В число первых красавиц того времени входила Эмилия Мусина-Пушкина — жена ссыльного декабриста, «сумевшая добиться для него государева прощения».

Когда она с сестрой Авророй появлялась в Петербурге, «все светила побледнели перед ними».

Лермонтов восхищался красотой Эмилии, посещал её дом и по свидетельству В. Соллогуба «в то время (1838-1839 годы) он страстно был влюблен в графиню Мусину-Пушкину и следовал за нею всюду, как тень».

Но век красавицы был не долог. Эмилия умерла во время эпидемии тифа, «когда лечила в деревне своих крестьян, посещала больных и заразилась сама».

В числе женщин, к которым Лермонтов испытывал симпатии, были и замужние дамы, к которым он тяготел по старой привычке общения с более взрослыми и, при этом, робел, восхищаясь их умом и женской силой.

В числе покровительниц его таланта была Александра в девичестве Нарышкина — жена одного из самых богатых людей России Ивана Воронцова-Дашкова.

Каждую зиму Воронцовы давали бал, на который приглашался весь цвет столицы, включая императорский двор.

Именно на таком балу 23 января 1837 года «раздражение Пушкина дошло до предела, когда он увидел, что его жена беседовала, смеялась и вальсировала с Дантесом».

Лермонтов попал на бал к Воронцовым 9 февраля 1841 года, приехав в отпуск из очередной ссылки на Кавказ за дуэль с французом де Барантом.

Появление поэта в армейском мундире «не осталось незамеченным императорской фамилией», хотя на балу присутствовало около 600 человек.

В. Соллогуб вспоминал:

Раздосадованный, я подошел к нему:

— Убирайся ты отсюда, Лермонтов, того и гляди тебя арестуют! Посмотри, как грозно глядит на тебя великий князь Михаил Павлович!

— Не арестуют у меня! — щурясь сквозь свой лорнет, вскользь проговорил граф Иван, проходя мимо нас».

Ситуацию разрешила симпатизировавшая поэту хозяйка дома. Она «увела Лермонтова во внутренние покои, а оттуда задним ходом проводила его из дома».

Другой заметной покровительницей таланта поэта была Александра Смирнова. Перлом всех русских женщин» называл Смирнову Гоголь.

Лермонтов познакомился с ней в конце 1838 ода в салоне Карамзиных и стал бывать в ее доме.

Дочь Смирновой потом вспоминала: «Он очень робел перед ней в первый период знакомства, но после 1838 года он уже читал ей свои стихи и перестал робеть».

И всё же поэт понимал всю безрассудность притязаний к замужним женщинам, потому продолжал свои искания.

Примерно в это же время он был «сильно заинтересован» княгиней Марией Щербатовой, с которой встретился в 1839 году в салоне Карамзиных. По его собственному признанию, она была такова, «что ни в сказке сказать, ни пером описать».

Щербатовой Лермонтов посвятил несколько стихотворений, в том числе короткое «Отчего», проясняющее его отношение к ней.

Мне грустно, потому что я тебя люблю,
И знаю: молодость цветущую твою
Не пощадит молвы коварное гоненье.
За каждый светлый день иль сладкое мгновенье
Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.
Мне грустно. потому что весело тебе.

В начале мая 1840 года Лермонтов, направляясь на Кавказ, встретился с Марией Щербатовой и навестивший её позднее Тургенев записал в своем дневнике: «Был у кн. Щербатовой. Сквозь слезы смеется. Любит Лермонтова».

Через несколько месяцев расстроенная женщина уехала за границу, а когда вернулась, поэта уже не было в живых.

В апреле 1841 года Лермонтов, находившийся в последнем своём отпуске, получил предписание в 48 часов покинуть столицу и выехать в Тенгинский полк на Кавказ. Друзья устроили ему прощальный вечер в салоне Карамзиных

По словам В.Соллогуба, «в этот вечер растроганный вниманием к себе и непритворною любовью избранного кружка, поэт, стоя в окне и глядя на тучи, которые ползли над Летним садом и Невою, написал стихотворение «Тучки небесные, вечные странники. ».

Софья Карамзина и несколько человек гостей окружили поэта и просили прочесть только что набросанное стихотворение. Он окинул всех грустным взглядом и прочел его. Все заметили, что глаза Лермонтова были влажные от слез — он чувствовал, что видит этих чудесных людей в последний раз.

Случилась и недобрая примета — на прощанье Софья Карамзина подарила ему кольцо на счастье, но оно выпало из рук поэта и куда-то закатилось так, что его не нашли.


Место дуэли

10 мая 1841 года Лермонтов написал Софье своё последнее письмо из Ставрополя: «Пожелайте мне счастья и легкого ранения, это все, что только можно мне пожелать».

Свидетельницей последнего дня жизни поэта была поклонница таланта Лермонтова, восхитительная Екатерина Быховец.

Утром 15 июля они с компанией друзей гуляли в роще Пятигорска.

После обеда, когда прощались, Лермонтов поцеловал ей руку и сказал: «Cousine, душенька, счастливее этого часа не будет больше в моей жизни». А вечером он был убит на дуэли.

«Мой добрый друг убит, а давно ли он мне этого изверга, его убийцу, рекомендовал как товарища, друга!» — с горечью восклицала Быховец.

Она всю жизнь хранила шнурок, на котором Лермонтов носил свой нательный крест.

два месяца своей жизни
Домик в Пятигорске, где Лермонтов прожил последние два месяца своей жизни

Несколько слов о дуэли, которая поросла тайнами

Как известно, Лермонтов погиб 15 июля 1841 года у подножья горы Машук близ Пятигорска, стреляясь со старым товарищем по юнкерской школе Николем Мартыновым.

Причина якобы была в обиде Мартынова на очередные прилюдные колкости Лермонтова в его адрес и адрес одной из его сестер.

Другие заявляют, что дуэль была шуткой, и ее участники должны были стреляться понарошку, но случилась трагедия.

Третьи утверждают, что это была не дуэль, а заказное убийство, в результате которого необходимо было ликвидировать «неудобного человека».

Любители порыться в разного рода записях установили, что незадолго до смерти Лермонтов, подобно Пушкину, обращался к знаменитой гадалке Кирхгов.

Пушкину она предсказала:

Ждёт ли меня отставка? — спросил Лермонтов, на что гадалка ответила:

О, тебя ждёт такая отставка, после которой ты больше ничего не попросишь.

Убьют ли меня на войне? — стал уточнять поэт.

Не бойся, — ответила гадалка, — Опасайся того, кто рядом. Убийцей окажется друг.

Не удивительно, что после услышанного Лермонтов пришёл в уныние и стал заводить частые разговоры о смерти.

Странную версию изложил Паустовский в повести «Разливы рек», в конце которой Лермонтову будто бы послышался второй выстрел.

Когда писателю задали вопрос, что он имел ввиду, тот ответил: «Просто я убежден, что Мартынов не убивал Лермонтова».

Такое мнение у Паустовского сложилось после случайной беседы с профессором-медиком в купе поезда, когда тот доказательно заявил — изучение медицинского заключения приводит к выводу, что в Лермонтова стрелял кто-то другой из положения «лёжа», так как пуля вошла в грудь поэта под углом.

Да и Мартынов даже на исповеди перед смертью не сознался батюшке в убийстве поэта.

Паустовскому довелось слышать ещё одно семейное предание, будто в Пятигорске служил отличный стрелок, которому полковник поручил тайно ликвидировать государственного преступника на дуэли в районе горы Машук.

Солдат исполнил поручение и назавтра был переведен в другой гарнизон, а потом досрочно демобилизован и отправлен домой на Кубань.

Будучи неграмотным, казак только на восьмом десятке лет жизни узнал от своей внучки о гибели Лермонтова и, сопоставив обстоятельства, признался, что это он убил поэта.

Если вспомнить первую реакцию императора Николая I на гибель Лермонтова, будто бы отпустившего реплику: «Собаке — собачья смерть!», а потом после внушения жены выдавившему из себя сухое сожаление, то и такая версия может показаться вполне правдоподобной.

Зная, как порой искажает действительность сарафанное радио, надо полагать, что достаточно образованный и разбирающийся в возможных последствиях скандала самодержец вряд ли давал какие-то распоряжения насчёт Лермонтова.

Сомнительно и то, чтобы какой-то пятигорский полковник в желании угодить высшей власти решился на такой опрометчивый поступок, который при случайной огласке мог для него обернуться катастрофой — его бы тут же вызвали на дуэль десятки офицеров, включая Мартынова.

Да и примеров вольнодумства в те времена было предостаточно. Их самодержавие калёным железом не выжигало.

Тогда наказывались только те, кто практически посягал на самодержавие, к тому же честь и достоинство были первейшими отличительными чертами офицерства.

Существует много разных версий об образе жизни и причинно-следственных обстоятельствах безвременной смерти Лермонтова, включая то, что он, как многие гении, обладал пророческим даром и, не скрывая, писал об этом:

С тех пор, как Вечный Судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.

Может, именно по этой причине многие современники отмечали, что Лермонтов имел мерзкий характер и был «несносным человеком». А как быть сносным, если видишь подлость и зависть с порога?

На этот счёт есть другое лермонтовское четверостишие:

Я говорил тебе: ни счастья, ни славы
Мне в мире не найти: настанет час кровавый
И я паду, и хитрая вражда
С улыбкой очернит мой недоцветший гений…

А стихотворение «Сон» он и вовсе заключается пророческими словами от второго лица:

И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той,
В его груди, дымясь, чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струей.

Как тут не поверить в дар предвиденья, если в действительности все произошло именно так.

Раненый Лермонтов долго лежал один, истекающий кровью и брошенный друзьями, которые ускакали искать извозчика и врача.

Врачи не решались ехать к раненому в такую даль из-за непогоды, извозчиков тоже трудно было найти. Когда Лермонтова наконец-то доставили в больницу он был еще жив, но скончался от потери крови.

Как ни странно, но в России не удалось толком отметить ни одну их круглых лермонтовских дат из-за всякого рода напастей, пришедшихся на 14-е и 41-е годы. Даже в 2014 году из-за событий на Украине всё было скомкано.

Можно, конечно, говорить о совпадениях, но систематические совпадения — это уж слишком.

В литературоведческих кругах получила распространение сплетня, будто Лермонтов, видя всю несправедливость бытия, проклял Россию и ушёл из жизни молодым, тем самым, не дав истории шанса измениться.

Земле я отдал дань земную
Любви, надежд, добра и зла;
Начать готов я жизнь другую,
Молчу и жду: пора пришла…

Всё влияет на течение жизни — и условия воспитания, и образ жизни, и некие особенные обстоятельства вроде везучести: «у счастливого недруги мрут, у несчастного друг умирает».

Можно строить десятки предположений, но непреложным остаётся факт, что внутри Лермонтова всю его короткую жизнь шла большая внутренняя работа.

Он должен был пережить больше других, чтобы успеть сказать людям — залогом счастливой человеческой жизни является дружба и любовь.

И пусть ему самому не удалось испить сполна чашу главных человеческих чувств, он преподнёс её обществу своими бессмертными стихами и ушёл молодым, не желая более превращать свои душевные терзанья в муки дорогих ему людей.

Удивительную характеристику дал Лермонтову гениальный литературный критик Виссарион Белинский в письме к Боткину:

Творчество Лермонтова — великая школа воспитания чувств. Недаром в былые времена в школьных программах поэту уделялся не меньший объём, чем Пушкину, а может и больший.

С середины 50-х годов в библиотеке моего отца-педагога хранится большое количество разных методических материалов и изданий о творчестве Лермонтова, среди которых есть любопытная школьная игра «М.Ю.Лермонтов» из серии «Кто лучше знает».

На каждой из 42-х игровых карточек помещены репродукции картин и иллюстрации, отражающие жизнь и творчество поэта, а под ними — по три вопроса, на которые нужно ответить.

Полагаясь на знания школьных лет, мне показалось, что всё просто, и я попробовал проэкзаменовать себя наскоком.

Не тут-то было. Пришлось долго рыться в поисках ответов — к счастью, помог интернет.

Сейчас время другое, так как скорость овладения нужной информацией минимизирована, а тогда это был кропотливый процесс — гимнастика ума, которая формировала интеллект учащихся.

Чтобы вернуть в школу то, что потеряно за годы всяческих преобразований, не требуется много усилий. Нужно только захотеть.

Конечно, доступ к инструментам влияния на детский и юношеский ум должны иметь не верхогляды, а умные, образованные люди, умеющие научить детей тяге к знаниям и рациональному использованию потоков информации. В этом состоит главная цель образования.

Что до воспитания души и обращения её к постоянному самосовершенствованию, то лучшей школы, чем творчество «ночного светила русской поэзии» Михаила Юрьевича Лермонтова — не сыскать.

imhoclub.by

Отношения с женщинами у лермонтова

Лермонтовская энциклопедия / Ин-т рус. лит. АН СССР (Пушкинский дом); науч.-ред. совет изд-ва “Сов. энциклопедия”; гл. ред. В. А. Мануйлов.— Москва: Большая Российская энциклопедия, 1999. — 784 с.: ил.

Марченко, А. М. Лермонтов / А. Марченко. – Москва: АСТ: Астрель, 2010. – 608 с.

Гусляров, Е. Н. Лермонтов в жизни: систематизированный свод подлинных свидетельств современников / Е. Н. Гусляров, О. И. Карпухин. – Калининград: Янтар. Сказ, 1998. – 405 с.

«Мой гений веки пролетит…». К 190-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова: воспоминания, критика, суждения / сост. И. П. Щеблыкин. – Пенза, 2004. – 194 с.

Погибших лет святые звуки / авт.-сост. С. П. Корниенко. – Минск: Минская фабрика цветной печати, 2008. – 240 с.: ил.

Белова, Л. А. Александра и Михаил. Последняя любовь Лермонтова. – Москва: Профиздат, 2008. – 432 с.: ил.

penzacitylibblog.ru

Мое отношение к Печорину (по роману М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени) – М. Ю. Лермонтов – 400 школьных сочинений – различные жанры сочинений – все темы русской литературы – сочинения по русской литературе – на любое задание вашего учителя Вы сможете легко найти ответ в этой книге – школьные сочинения – подготовка к экзаменам

Мое отношение к Печорину можно выразить кратко: он мне нравится. Попытаюсь объяснить, почему. В предисловии к роману сказано: «. Герой нашего времени. – это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Таким образом, у читателя сразу возникает предвзятое отношение к Печорину. Между тем если бы кто-нибудь написал книгу, главный герой которой представлял бы собой отображение современных пороков, пороков моего поколения, то такой портрет выглядел бы, мне кажется, значительно непригляднее, чем образ лермонтовского Печорина.

В этом произведении уже по названию его частей видно, что огромное место уделено отношениям главного героя с женщинами. Печорин – не мошенник, не ловелас… Но от него женщинам плохо, а ему самому тоже не особенно лучше.

Был Печорин и в отношениях с замужней женщиной Верой. Она была единственной, кто по-настоящему понимал его, но в то же время она стала виновницей дуэли, которая произошла между Печориным и Грушницким, в результате которой последний погиб.

Печорин и Вера Печорин и Вера – герои, с которыми связана любовная линия в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Отношение Печорина к Вере наиболее полно раскрывает личность

Хотя Вера говорила, что Печорин «любил ее как собственность, как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно, без которых жизнь скучно и однообразна», он не может без ее любви. Он думает, почему она не хочет видеться с ним, ведь «любовь, как огонь, – без пищи гаснет».