Отношения в семье — социальные, детско-родительские, межличностные

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ

Гондаренко К.А.

Северо-Кавказский федеральный университет, ИОиСН,

студентка 3 курса г. Ставрополь

Научный руководитель: канд. пед. наук, доцент Гузева М.В.

Человек оказывается в обществе с первого дня своего рождения и находится в нём на протяжении всего своего существования. Он растёт, развивается, познаёт новый для себя мир и обогащает запасы личных знаний. На развитие человека оказывают большое влияние различные факторы, такие как, наследственность, среда, воспитание. Ребенок вырастает, а сформированные у него духовно-нравственные ценности, нормы морали и качество личности останутся. Именно это и будет сказываться на качестве жизни человека, его дальнейших поступках и действиях на протяжении всего жизненного пути [1]. Одним из самых главных социальных институтов, которые воздействуют на становление и развитие личности является семья.

Семья – это социальная группа, в которой есть субъект (родитель), с определенными характеристиками и объект влияния (ребенок), который так же наделен определенными свойствами. Между ними существуют взаимоотношения, взаимодействия, взаимовлияния [5]. Детско-родительские связи представляют собой культурно-историческое явление, которое находится под воздействием общесоциальных норм и ценностей.

Проблема детско-родительских отношений имеет особую актуальность, так как находится в фокусе внимания государства, по вопросам сохранения и приумножения как физического, так и психологического здоровья нации. Вопросы семьи, особенности семейного воспитания, развития личности ребенка в семье изучали Ю.П. Азаров, Д.Н. Добрович, А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, 3. Матейчек, С.В. Ковалёв, Н.В. Бондаренко и другие.

Макаренко А.С. привнес огромную лепту в изучение семейных связей, разработал основные проблемы семейного воспитания. В «Книге для родителей» он говорит о том, что семья является первичным коллективом, где все являются полноправными участниками со своими правами и обязанностями [2].

По нашему мнению, основные факторы, которые влияют на отношение родителя к ребенку это:

— Детский опыт самих родителей. Зачастую, люди став взрослыми и обретя свою собственную семью, повторяют такую же модель взаимодействия со своими детьми, какая была между взрослыми и их родителями, а также воспроизводят те проблемы, которые они не смогли решить в детстве.

— Нереализованные потребности родителей. В настоящее время некоторые родители видят, как основную цель своей жизни – воспитание ребенка. Естественно, что дети растут, вследствие чего они отдаляются от родителей. В жизни каждого ребенка появляются новые люди, которые играют не мало важную роль в его социализации. И это является почвой для ревности родителей по отношению к обществу. Они не хотят делить своего ребенка еще с кем-то.

— Личностные особенности родителей. На основе того какие особенности личности присущи родителям, можно сделать следующий вывод: поведение и отношение к ребенку в воспитательном процессе, зависит от того как родитель подсознательно воспроизводит свой жизненный опыт, который благополучно был забыт в детском возрасте; проигрывает свои собственные, внутриличностные конфликты [3].

На ряду с основными факторами, которые влияют на отношение родителя к ребенку, существуют параметры родительского воспитания:

— Родительский контроль – проверяющие действия родителей, направленные на модификацию у детей биологической модели поведения, развитие игрового поведения, а также на более успешное овладение родительскими правилами и нормами.

— Родительские требования – побуждающие к развитию у детей зрелости: родители стараются, чтобы дети развивали свои способности в интеллектуальной, эмоциональной сферах, межличностном общении, настаивают на необходимости и праве детей на независимость и самостоятельность.

— Эмоциональная поддержка – родители выражают сочувствие, любовь и теплое отношение, их действия и эмоции направлены на содействие физическому и духовному росту детей, они испытывают удовлетворение и гордость от успехов детей [4].

Мы считаем, что в настоящее время, современная российская семья переживает кризис в отношениях и воспитании. На основе чего происходит разрушение нравственных представлений о семье и браке, утрата семейных традиций, потеря традиционного представления о родительстве и детстве. Зачастую взаимодействие между родителем и ребенком осложняется тем, что взрослый пользуется своей социальной ролью, личностными особенностями, силой и возрастом, опытом над своим чадом, а ребенку ничего не остается как подчиняться правилам и нормам старшего. Вопреки этому ребенок должен стать союзником семейной жизни, а не объектом воспитательной работы. Все это влияет на социум, и не всегда в положительную сторону.

Как отмечает Т.Н.Фатеева, многие несовершеннолетние (оставленные родителями, уехавшими на заработки, на попечение других родственников, а то и соседей) не могут получить полноценного питания, качественного образования, практически предоставлены улице и не испытывают никакого интереса к обучению и самостоятельной трудовой деятельности. Предметом особого внимания и общественной тревоги по-прежнему остаются неорганизованные дворовые компании подростков [6]

На основе этого можно сделать вывод, что решающее значение на процесс формирования личности ребенка оказывает семья. Семья выполняет не только демографическую функцию в социуме, но и социально-реабилитационную. Она помогает ребенку не просто функционировать как индивид, а существовать в обществе как личность. Существенное влияние семьи на развитие личности оказывают следующие условия: стиль взаимодействия, индивидуальные качества членов семьи. Именно семья, прежде всего, должна удовлетворить потребность ребенка в признании, уважении, оказать эмоциональную помощь, психологическую защиту. К сожалению, далеко не всегда и не каждая семья оказывается способной выполнить в достаточной мере эти важные функции, по многочисленным причинам, одна из которых является кризис в семье.

1. Гузева, М.В. Ценности и ценностные ориентации личности в структуре духовно-нравственного воспитания [Текст] / М.В.Гузева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016.Том 5 № 2 (14). С. 40–44.

2. Макаренко, А.С. Книга для родителей [Текст] / А.С.Макаренко. – СПб.: Питер Пресс. – 2016. – 288 с.

3. Овчарова, Р.В. Психология родительства [Текст]: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Р. В. Овчарова. — М.: Academia , 2005. — 363 с

4. Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен [Текст]: Учебное пособие / Р.В. Овчарова. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. — 495 с.

5. Фомина, Л.К. Понятие и типы детско-родительских отношений [Текст] / Л.К.Фомина // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 704-707

6. Фатеева, Т.Н. Сущность и содержание профилактической деятельности учреждений социальной защиты населения Ставропольского края в решении проблем подростковой безнадзорности [Текст] / Т.Н.Фатеева // Актуальные проблемы современной науки Всероссийская научно-практическая конференция. Северо-Кавказский гуманитарно-технический институт Северо-кавказский государственный технический университет филиал ВНИИ МВД России в г. Ставрополе. – Ставрополь: НОУ «СевКавГТИ» 2012. ‑ С. 37-41.

Дата добавления: 2019-07-17 ; просмотров: 225 ;

studopedia.net

Родительское собрание «Проблемы межличностных отношений в семье»

Тема собрания «Проблемы межличностных взаимоотношений в семье».

Цель: гармонизация внутрисемейных отношений.

— обучение эффективным способам взаимодействия с детьми;

— формирование положительных супружеских взаимоотношений;

— профилактика конфликтных ситуаций в семье.

Проблемы в семье — это проблемы между родителями и детьми, проблемы между супругами. Рассмотрим сначала проблемы детско-родительских взаимоотношений. Семья для ребенка — это место рождения и основная среда обитания. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире. Именно в семье, благодаря близким взрослым складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к людям, духовным и материальным ценностям. С близкими людьми в семье ребенок переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, так как проводником его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям.

Содержание проблем детско-родительских взаимоотношений может быть разнообразным: от мелких детских капризов и непослушания, упрямства в дошкольном возрасте до полного непонимания и очень сильных разногласий во взаимоотношениях в подростковом и юношеском возрасте. Главными причинами проблем в детско-родительских взаимоотношениях является то, что с одной стороны родители не располагают достаточным временем для выполнения воспитательной работы, а с другой стороны многие родители не обладают достаточными знаниями, позволяющими решить ту или иную проблему. Воспитание часто направлено на то, чтобы ребенок был послушен, вежлив, удобен, а и мысли нет о том, что внутренне он может быть безволен и жизненно немощен. Устойчивые ошибки в семейном воспитании связаны с отношением взрослых к своим обязанностям. Поэтому родителям необходимо обучаться способам эффективного взаимодействия с детьми, научиться умению распознавать собственные потребности и потребности ребенка, учитывать возрастные особенности детей, понимать причины и последствия его поступков, научиться оказывать психологическую поддержку и овладевать приемами эффективного взаимодействия.

Для начала хочу познакомить вас с одним общим принципом, без соблюдения которого все попытки наладить взаимоотношения с ребенком оказываются безуспешными. Принцип этот — безусловное принятие ребенка. Безусловно принимать ребенка — значит любить его просто так за то, что он есть со всеми достоинствами и недостатками. Психологами доказано, что потребность в любви, нужности другому — одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение — необходимое условие для нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто самый хороший. Каким образом можно выразить ребенку свое безусловное принятие? Делать это можно разными способами:

приветливые взгляды, ласковые прикосновения, прямые слова: «Я рада тебя видеть, ты мне нравишься, я люблю, когда дома, мне так, хорошо когда мы вместе. Как хорошо, что ты у нас есть». Обнимать и целовать ребенка по нескольку раз в день. 4 объятия в день ребенку необходимы просто для выживания. Эти знаки безусловного принятия помогают ребенку почувствовать, что он любим, нужен, что его принимают. Эти знаки питают ребенка эмоционально, помогая развиваться. Если же он их не получает, появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а иногда и нервно-психические заболевания. Следующий принцип — это принцип активного слушанья. Активно слушать ребенка, значит возвращать ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.

1. Если вы хотите выслушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом. Очень важно, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне. Если ребенок маленький, присядьте около него, возьмите его на руки. Ваше положение по отношению к нему и ваша поза — первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать.

2. Если вы беседуете с расстроенным ребенком, не следует задавать ему вопросы.

3. Очень важно держать паузу и дать ребенку возможность высказать свои чувства, и разобраться в своем переживании и почувствовать, что вы рядом. Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать начинает рассказывать о себе все больше и больше. Иногда в целой беседе неожиданно разматывается целый клубок огорчений и проблем. Дети сами начинают активно слушать родителей. Активное слушанье — это путь установления лучшего контакта с ребенком, чтобы показать, что вы принимаете его со всеми бедами и переживаниями. Как же слушать ребенка, если некогда? Если некогда не начинайте. От начатых и прерванных попыток слушать ребенка, тот может получить только разочарование. Что нам мешает слушать ребенка? Это наши автоматические реакции. Что в них слышат наши дети и что они чувствуют.

1. Приказы, команды: «Перестань, убери, вынеси ведро». Чувства ребенка: нежелание родителей вникнуть в его проблему, бесправие. Реакция: бурчание, обида , упрямство.

2. Предостережения, угрозы: «Смотри, будет еще хуже! Не придешь во время, пеняй на себя!» При частом повторении дети к ним привыкают и перестают реагировать.

3 Мораль, нравоучения. ( «Ты должен вести себя как подобает, ты должен уважать взрослых,». Ребенок чувствует скуку). Моральные устои и нравственное поведение воспитывают не только слова, но и атмосфера в доме, через подражание поведению взрослых, прежде всего родителей. Если в семье не употребляют грубых слов, не лгут, не делят домашнюю работу, уважают друг, друга, будьте уверены, ребенок отбросит все плохое и будет вести себя правильно.

4. Критика, выговоры, обвинения: «Ты неряха! Вечно у тебя все из рук валится!». Чувства ребенка: раздражение, отрицание, озлобление, формируется низкая самооценка. Ребенок начинает думать, что он плохой, безвольный. А как же быть с нашими переживаниями? Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания — сообщайте ему об этом! О своем переживании, а не о его поведении!.- Мне не приятно и стыдно видеть, когда ты неопрятен. — Я очень переживаю из-за плохих оценок и твоего безразличия к учебе. ( техника «Я высказывания» позволяет выразить негативные чувства необидно для ребенка форме). Ребенок познает наши чувства, видит , что родитель доверяет свои переживания, а значит и взрослому можно доверять.

В жизни ребенка обязательно должны быть правила. Они делают детску жизнь понятной и предсказуемой, создают чувство безопасности. Правила, ограничения, запреты, требования обязательно должны быть в жизни каждого ребенка. Но правил не должно быть слишком много и они должны быть гибкими.

— родительские установки не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

Правила должны быть согласованы взрослыми между собой! ( ребенок испытывает на прочность наши требования и то, что зыбко растаптывается моментально).

Тон, которым сообщено требование или запрет должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.

Объяснение должно быть коротким и произненсено один раз. Не приучайте ребенка к тому, чтобы он ныл, вымогал, выпрашивал, шантажировал.

Разговор о дисциплине неминуемо приводит к вопросу о применении наказаний. Конечно, реагировать на плохое поведение ребенка обязательно нужно. Наказывая ребенка, правильнее лишить его хорошего, чем делать ему плохое. А для этого ребенок должен иметь «зону радости» — запас больших и маленьких праздников, общих занятий с ребенком или семейных дел, традиций. Некоторые из этих занятий должны быть регулярными, чтобы ребенок ждал их и знал, что обязательно будут, если он не совершит что-то плохое. Однако не угрожайте их отменой по мелочам. Существуют правила применения наказаний.

Наказание должно быть справедливым и соответствовать характеру поступка.

Прежде чем наказывать, выясните причины и мотивы совершения поступка.

Не наказывайте по подозрению, ибо подозрительность не имеет ничего общего с истиной требовательностью.

Не наказывайте детей в состоянии озлобления, гнева, раздражения, в этом состоянии чаще всего совершаются ошибки. Злость – это яд, отравляющий и того, кого наказывают, и того, кто наказывает.

Будьте милосердны, не прибегайте сгоряча к жестоким мерам наказания, отсрочьте до более спокойной поры.

Не злоупотребляйте родительской властью, не забывайте, что и вы были детьми, соблюдайте чувство меры в наказаниях, ведь частые

наказания перестают действовать.

Иногда полезно предложить провинившемуся самому оценить свой поступок и назначить себе меру наказания. Тем самым вы будете приучать подростка анализировать свои поступки и предъявлять требования к себе.

Право наказывать в семье следует предоставить тому из родителей, кто обладает более спокойным и уравновешенным характером.

Конечно, на наши взаимоотношения с детьми влияют супружеские взаимоотношения, супружеские конфликты.

Супружеские конфликты возникают из-за неудовлетворенности определенных потребностей одного или обоих супругов. Известный психолог В.А. Сысенко выделил следующие основные причины конфликтов, возникающих на почве неудовлетворенных потребностей.

Конфликты на основе неудовлетворенной потребности в ценности и значимости своего «Я», унижения достоинства со стороны партнера.

Конфликты на базе неудовлетворенности сексуальных потребностей одного или обоих супругов.

Конфликты, имеющие своим источником потребности супругов в положительных эмоциях: отсутствие нежности, заботы, внимания и понимания.

Конфликты на почве пристрастия одного из супругов к спиртным напиткам, азартным играм, что приводит к неэкономным и неэффективным тратам семейных средств.

Финансовые разногласия, возникающие на основе преувеличенных потребностей одного из супругов. Различные подходы к семейному бюджету и вкладу каждого их партнеров в материальное обеспечение семьи.

Конфликты на почве потребности в взаимопомощи, кооперации и сотрудничестве.

Конфликты, связанные с разделением труда в семье и ведением домашнего хозяйства.

Конфликты, связанные с разными подходами к воспитанию детей.

Любой конфликт приводит к возникновению чувства раздражительности, протеста, неудовольствия, враждебности и агрессивности. Если он затянулся и супруги не могут найти конструктивный выход из создавшейся конфликтной ситуации, то конфликт может привести к кризису семьи. Кризис в семье имеет ряд отрицательных последствий. И самым тяжелым из них является психическая травматизация детей, которые в любом возрасте страдают от нездорового психологического климата в семье. Они видят, чувствуют враждебные взаимоотношения между родителями и глубоко переживают это . В условиях конфликтной семьи любой ребенок приобретает отрицательный опыт общения. Он перестает верить в возможность существования дружеских и нежных взаимоотношений между людьми. Ребенок разочаровывается в человеческих взаимоотношениях и не приобретает положительного опыта сотрудничества, столь необходимого для дальнейшей жизни .

Отмечается, что у супругов раздражительных, беспокойных, склонных к конфликтам дети так же раздражительны и нервны. И дело здесь не только в наследственности, а в той эмоциональной атмосфере, которая постоянно складывается в семье и затем закрепляется в психике ребенка как естественная модель поведения. Любые конфликты, которые возникают между супругами на глазах у ребенка, представляют для него травмирующую ситуацию. Она может быть источником повышенной возбудимости, тревожности, страха, привести к неврозам и даже психическим заболеваниям, а это вдет к социальной дезадаптации, нарушению процесса социализации личности подрастающего человека.

В чем же выражается отрицательный опыт конфликтной семьи?

Ребенок растет в условиях противоречивых, несогласованных требований отца и матери. Он вынужден решать, кто прав: папа или мама, выбирать, оценивать и, более того, становиться на чью-либо сторону. С его детским опытом, ограниченным знанием жизни и людей разбираться в семейных конфликтах — непосильное психическое бремя.

Духовная атмосфера семьи лишена покоя, мира, благополучия, стабильности, т.е. Условий, которые необходимы для духовного и психического развития ребенка.

Резко возрастает риск нервно-психических заболеваний на данном этапе.

Растут безнадзорность и бесконтрольность поведения.

Снижается способность ребенка к социальной адаптации.

Возрастают дефекты морального порядка, так как ребенок не усваивает целого ряда нравственных общечеловеческих норм.

Очень часто у ребенка формируются противоречивые чувства к своим родителям, а порой даже враждебные чувства к отцу или матери.

Все эти дефекты семейного воспитания обязательно негативно отразятся отношении ребенка к его будущей семье. Такую ситуацию очень четко охарактеризовал детский психотераевт А.И.Захаров: «Родители преодолевают свой личностный кризис, по существу, ценой развития невроза у ребенка. Непроизвольно вымещая на нем свое нервное напряжение, свои взаимные обиды и недовольство. Родители тем самым принуждают его к исполнению разных, нередко взаимоисключающих друг друга ролей, которые превышают предел его адаптационных возможностей». Неврозы у детей, вызванные дефектами воспитания, закрепляясь из поколения а в поколение, становятся уже наследственными факторами. Если семейная среда благополучна и отношения между мужем и женой хорошие, то можно компенсировать те или иные наследственные факторы. Мать и отец по отношению к своему ребенку могут исполнять роль мудрых, проницательных и заботливых психотерапевтов. В этом случае нежность и любовь, понимание душевных состояний ребенка дают весьма успешный лечебный эффект. Вот почему спокойная, дружелюбная атмосфера в семье — обязательное условие для нормального развития личности ребенка.

Итак, подведем итоги: для того, чтобы взаимоотношения в семье были эмоционально близкими, доверительными необходимо соблюдать следующие правила:

Безусловно принимать ребенка.

Активно слушать ребенка.

Уделять качественное время ребенку.

Оказывать помощь ребенку, когда он просит.

Поддерживать успехи, делиться своими чувствами.

Конструктивно решать конфликты.

В жизни каждого ребенка должна быть «зона радости». Традиции, праздники, совместная деятельность.

В жизни ребенка обязательно дожны быть правила, ограничения, запреты.

Существуют негласные правила для тех, кто хочет быть хорошим родителем.

Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне. Для того, чтобы воздействовать на ребенка, вы должны научиться сдерживать свою критику и видеть позитивную сторону общения с ним. Тон, котрым вы обращаетесь к ребенку, должен демонстрировать уважение к нему как к личности.

Будьте одновременно добры и тверды. Взрослый, выбрав способ действия, не должен колебаться. Он должен быть дружелюбным и не выступать в роли судьи.

Снимите контроль. Контроль над детьми обычно требует особого внимания взрослых. Ответный гнев раедко приводит к успеху. Более эффективным оказывается спокойное, отгоражающее реальность планирование способа действия.

Поддерживайте ребенка. Родитель может поддержать ребенка, признавая его усилия и вклад, равно как и достижения, а так же демонстрируя, что поимает его переживания, когда дела идут не очень хорошо. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда ребенок не достигает успеха.

Имейте мужество. Изменение поведения требует практики и терпения. Если какой-то поход окажется неудачным, взрослый должен не отчаиваться, а остановиться и проанализировать переживания и поступки. В результате в следующий раз взрослый будет знать, как поступить в подобной ситуации.

Демонстрируйте взаимное уважение. Взрослый должен демонстрировать доверие к ребенку, уверенность в нем и уважение к нему как к личности.

infourok.ru

Типы родительских отношений, стили семейного воспитания и их влияние на личность ребенка

Екатерина Сапежинская
Типы родительских отношений, стили семейного воспитания и их влияние на личность ребенка

Семейные отношения — это сложный социально-психологический феномен, включающий мифологические и современные уровни сознания, индивидуальные и коллективные, онтогенетические и филогенетические основания. Семейные отношения охватывают субъективное время индивида, личную жизнедеятельность, национальную культуру и традиции

Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.

Тип родительского отношения, как интегративная характеристика родительских ценностных ориентаций, установок, эмоционального отношения к ребенку, уровня родительской компетентности – является значительным фактором становления Я-концепции в детском возрасте, определяет когнитивное развитие ребенка, его позицию по отношению к миру. В основу классификации типов семейного воспитания должны быть положены такие параметры, как эмоциональное принятие ребенка родителями, заинтересованность в ребенке и забота о нем, требовательность к ребенку, демократизм или авторитарность в семейных отношениях.

А. Я. Варга и В. В. Столин выделяют четыре типа родительского отношения:

1. Принимающие – авторитарный – субъективное благополучие родителей: теплое отношение и принятие ребенка с требованиями социальных успехов и достижений при контроле в этих областях.

2. Отвергающий с элементами инфантилизации и социальной инвалидизации – эмоциональное отвержение ребенка, низкая ценность его индивидуально-характерологических свойств, отношение как к более младшему по сравнению с реальным возрастом, приписывание дурных наклонностей.

3. Симбиотический – стремление установить с ребенком тесный напряженный эмоциональный контакт, соучаствовать во всех мелочах его жизни.

4. Симбиотическо-авторитарный – гиперпротекция и тотальный контроль поведения психической жизни ребенка, блокирование осуществления детской потребности в психосоциальной идентификации.

Параметры измерения родительского отношения: «Принятие – отвержение», «Кооперация» (социальная желательность, «Симбиоз», «Авторитарная гиперсоциализация», «Маленький неудачник» (инфантилизация – инвалидизация).

Большинство исследователей проблемы неврозов считают, что деструктивный стиль отношения родителей к ребенку ведет к возникновению аномалий формирования личности в детском возрасте (Захаров А. И., 1998)

Так, один из основоположников отечественной психиатрии И. М. Балинский (1859) считал, что строгое, несправедливое отношение к детям в семье является немаловажной причиной развития у них душевного болезненного состояния; чрезмерно снисходительное отношение – причиной переходящей через край эмоциональности у детей; предъявление чрезмерных требований – причиной душевной слабости ребенка.

И. А. Сикорский (1884) пришел к выводам, что жестокое воспитание способствует возникновению у ребенка чувства страха; изнеживающее (расслабляющее) воспитание формирует субъективизм и непостоянство характера у детей; пренебрежение воспитанием ведет к трудностям в воспитательном отношении вообще.

В. Н. Мясищев (1934, 1939, Е. К. Яковлева, Р. А. Зачепицкий (1960, С. Г. Файнберг (1967) указывают на то, что воспитание в условиях строгих, но противоречивых требований и запретов является предрасполагающим фактором для невроза навязчивых состояний и психастении; воспитание по типу чрезмерного внимания и удовлетворения всех желаний ребенка ведет к развитию истерических черт характера с эгоцентризмом, повышенной эмотивностью и отсутствием самоконтроля; предъявление непосильных требований к детям признан этиологическим фактором неврастении.

В работах зарубежных авторов также можно найти подтверждение того, какую огромную роль играет родительское отношение в возникновении нарушений и отклонений психического развития ребенка.

А. Адлер (1928, 1930) отмечал, что изнеживающее воспитание способствует развитию чувства неполноценности и тенденции к доминированию, вплоть до тирании.

С. Блюменфельд, И. Александреско, Т. Георгиу (1970) считают, что родительская гиперпротекция или радикальное пренебрежение приводят к неустойчивости и агрессивности детей.

Б. Берельсон, Г. Стейнер, обобщая результаты многих исследователей, считают установленным, что чем меньше ласки, заботы и тепла получает ребенок, тем медленнее он созревает как личность, тем больше он склонен к пассивности и апатичности и тем более вероятно, что в дальнейшем у него сформируется слабый характер (Захаров А. И., 1998).

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

В общении у взрослых и детей вырабатываются принципы общения:

1) Принятие ребенка, т. е. ребенок принимается таким, какой он есть.

2) Эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию.

3) Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.

И. С. Кон пишет о том, что родители не всегда практикуют один и тот же стиль воспитания: отцы, как правило, воспринимаются юношами и на самом деле бывают более жесткими и авторитарными чем матери, так что семейный стиль в известной мере компромиссный. Отец и мать могут взаимно дополнять, а могут и подрывать влияние друг друга. Авторитарное воспитание — тип воспитания, в рамках которого определенная идеология принимается в качестве единственной истины. При этом доминирует такой воспитательный метод как требование. Принуждение является основным путем передачи социального опыта детям. Степень принуждения определяется тем насколько ребенок имеет право сам определять или выбирать содержание прошлого опта и ценностной системы- семейных ценностей, норм поведения, правил общения, ценности религии и т. п. В деятельности родителей доминирует догма всеобщей опеки, безошибочности всезнайства.

По мнению Т. А. Куликовой, авторитарный стиль характеризуется высокой централизацией руководства доминированием единоначалия. В этом случае родитель единолично принимает, и отменят решения, большинство вопросов в отношении проблем обучения и воспитания решает сам. Преобладающими методами управления деятельностью своих детей является приказы, которые могут отдаваться в жесткой и мягкой форме (в виде просьбы, которую нельзя не выполнить). Авторитарный родитель всегда очень строго контролирует и поведение детей, требователен к четкости выполнения его указаний. Инициатива детей не поощряется или поощряется в строго определенных пределах.

Было обнаружено, что дети авторитарных родителей отличаются замкнутостью и робостью. Почти или совсем не стремятся к независимости. Обычно угрюмы, непритязательны и раздражительны. В подростковом возрасте эти дети, особенно мальчики, могут чрезвычайно бурно реагировать на запрещающее и карающее окружение, в котором их растили, становясь иногда непослушными, агрессивными. Девочки же чаще всего остаются пассивными, зависимыми. Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей незначительности и нежеланности в семье. Пассивные незаинтересованные родители не могут быть предметом подражания и идентификации, а другие влияния — школы, сверстников, СМИ- часто не могут восполнить этот пробел, оставляя ребенка без надлежащего руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире.

Демократический стиль может на практике реализоваться в системе следующих метафор «Равный среди равных» и «Первый среди равных».

Первый вариант – это стиль отношений между родителями и детьми в рамках которого отец или мать в основном выполняют необходимые обязанности по координации действий ребенка в организации его учебной деятельности, самообразования досуга и пр., учитывая его интересы и собственное мнение, согласовывая с ним на правах «взрослого» человека все вопросы и проблемы.

Вторая позиция реализуется в отношениях между родителем и подростком, в которых доминирует высокая культура деятельности и отношений, большое доверие к ребенку и уверенность в правильности всех его суждений, действий и поступков. В этом случае родители признают его право на автономию и в основном видят задачу в координации самостоятельных действий ребенка, в оказании помощи при обращении к нему самого ребенка.

Было обнаружено, что дети демократичных родителей адаптированы лучше всего. По сравнению с другими детьми, они более уверены в себе, полностью себя контролируют и социально компетентны. Со временем у этих детей развивается высокая самооценка, а в школе они учатся гораздо лучше, чем дети, воспитанные родителями с другими стилями поведения.

Либеральный стиль (невмешательство) воспитания характеризуется отсутствием активного участия отца или матери в управлении процессом обучения и воспитания. Многие, даже важные дела и проблемы фактически могут решаться без их активного участия и руководства. Для выполнения какой-либо работы им нередко приходится уговаривать своих детей. Они решают в основном те вопросы, которые назревают сами, контролируют работу ребенка, его поведение от случая к случаю. Здесь детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве родителей, которые не устанавливают каких- либо ограничений. В целом такой родитель отличается низкой требовательностью и слабой ответственностью за результаты воспитания.

Попустительский стиль подразумевает под собой отсутствие воспитания как такового.

На практике ни один из приведенных стилей не может проявляться в «чистом виде». Так, по мнению ряда авторов (А. Бандура, Л. А. Волошина, В. В. Устинова и др.) применение только демократического стиля не всегда бывает эффективным. В каждой семье могут применяться разные стили в зависимости от ситуаций и обстоятельств, однако многолетняя практика формирует индивидуальный стиль воспитания, который относительно стабилен, обладает незначительной динамикой и может совершенствоваться в различных направлениях.

Итак, рассмотрев основные стили семейного воспитания необходимо отметить, что в общем виде существуют четыре стиля воспитания детей в семье. К ним относят: демократический, либеральный, авторитарный и попустительский. Несомненно, перечисленные стили и методы семейного воспитания оказывают различное влияние на ребенка. Наиболее благоприятным стилем для развития ребенка, как полноценной, развитой и самостоятельной личности, является демократический стиль. Остальные же стили вызывают у ребенка отклонения в формирование каких-либо черт, качеств личности, способствуют развитию агрессивности, замкнутости, тревожности и неуверенности в себе. В следующей части нашей работы мы подробнее на практике изучим влияние различных стилей семейного воспитания на развитие и поведение детей.

Общение как важнейший фактор становления детско-родительских отношений Все мы с Вами родители и ежедневно общаемся с детьми, воспитываем их. Психологами выделены и структурированы стили родительского воспитания.

«Влияние стилей семейного воспитания на становление личности ребенка дошкольного возраста» (Буклет-памятка) Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. «Что такое семейное воспитание?» Целенаправленные, сознательные воспитательные.

Игры и упражнения для гармонизации детско-родительских отношений Игры и упражнения, направленные на гармонизацию родительско-детских отношений. 1.«НАДУЙ КУКЛУ» Цель: Эмоционально-телесное контактирование.

Проектная деятельность — основа детско-родительских отношений Цель: — повышение профессиональной компетентности педагогов с небольшим опытом работы в дошкольных образовательных организациях в эффективном.

Развитие детско-родительских отношений средствами игровой деятельности Развитие детско-родительских отношений через игровую деятельность ИГРАЕМ ОТ ДУШИ, ИГРАЕМ ВМЕСТЕ В обыденной жизни со словом «игра» люди.

Родительское собрание-лекция «Влияние стилей семейного воспитания на развитие личности ребенка» (продолжение) Родительское собрание-лекция: «Влияние стилей семейного воспитания на развитие личности ребенка» Продолжение А какому сказочному персонажу.

Типы семейных взаимоотношений и их роль в формировании характера детей

1. Классификация типов семейных отношений

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ее членами система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания. Могут быть выделены 4 наиболее общих тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений: диктат, опека, невмешательство и сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, желают утвердить собственное превосходство на ощущении зависимости другого, более слабого существа, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, подавление, принуждение, а, в случае сопротивления ребенка порой еще и эмоциональное или физическое насилие над ним, издевательство, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, — все это гарантия серьезных неудач в формировании его личности.

Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Именно такие дети оказываются неприспособленными к жизни в коллективе, у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения общих проблем семьи.

Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей может порождаться тактикой «невмешательства». Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей, а порой их эмоциональная холодность, безразличие, неумение и нежелание учиться быть родителями.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Такая семья становится группой высокого уровня развития – коллективом.

2. Классификация стилей воспитания

Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. Психологами выделяется 3 стиля семейного воспитания: демократический, авторитарный, попустительский.

Демократические родители ценят в поведении ребенка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей.

Авторитарные родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Еще более тяжелый случай – равнодушные и жестокие родители. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви.

Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроля тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Детям позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым.

Гиперопека – излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.

3. Влияние типа воспитания на поведение ребенка, формирование его личностных особенностей

От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка.

Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки. Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.

Для воспитания адекватного представления нужна гибкая система наказания и похвалы ребенка. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания. В семьях, где растут дети с высокой, но не завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка сочетается с достаточной требовательностью.

Личностной особенностью ребенка может стать тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве со стороны родителей. Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей: желанию бездумно следовать указанию взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий.

Второй вариант – демонстративность – особенность личности, связанной с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Ее источником обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, нелюбимыми. Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а наоборот, наиболее избалованными детьми. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения.

Третий вариант – «уход от реальности». Наблюдается в тех случаях, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут из-за своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты.

Статья подготовлена по материалам книги Суоми И. П. «Основы воспитания в семье» Уч. Пособие. – Челябинск: Негосударственное образовательное учреждение «Челябинский гуманитарный институт», 2007.

Многие люди не осознают, что корневой проблемой в обретении силы женственности является материнская травма. Очень часто в отношениях матери и дочери есть сложности, но об этом не говорится открыто. Из-за табу на открытый разговор о боли, связанной с матерью, материнская травма остается в тени.

Очень важно делать то, к чему лежит душа, ведь именно любимая работа является стимулом для личностного развития и профессионального роста, а также источником жизненной энергии, заряжающей нас положительными эмоциями и ощущением счастья.

www.psychol-ok.ru

COMMENTS