Отсутствие потребности в одобрении как залог успешности

Методика «Оценка потребности в одобрении»

Стремление заслужить похвалу, одобрение является одной из значимых потребностей человека. Выявлению этой потребности служит шкала мотивации одобрения, разработанная американскими психологами Д. Крауном и Д. Марлоу. Она позволяет определить косвенную меру потребности человека в одобрении других людей. Чем выше эта потребность, тем больше поведение испытуемого, по крайне мере на вербальном уровне, соответствует одобряемому образцу. Такие люди не возражают против неинтересной работы, сдерживают свои агрессивные реакции, в целом более конформны, податливы социальным воздействиям. У них имеется повышенная потребность в общении.

Инструкция
Вам предлагается ряд утверждений. Если данное утверждение совпадает с вашим личным мнением, то ответьте «да», если не совпадает – то ответьте «нет».

1. Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку.

2. Я не испытываю колебаний, когда кому-нибудь нужно помочь в беде.

3. Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет.

4. Дома я веду себя за столом так же, как в столовой.

5. Я никогда не испытываю ни к кому сильных симпатий.

6. Был(и) случай(и), когда я бросил что-то делать, потому что не был уверен в своих силах.

7. Иногда я люблю позлословить об отсутствующих.

8. Я всегда внимательно слушаю собеседника, кто бы он ни был.

9. Был случай, когда я придумал вескую причину, чтобы оправдаться.

10. Случалось, я пользовался оплошностью человека.

11. Я всегда охотно признаю свои ошибки.

12. Иногда вместо того, чтобы простить человека, я стараюсь отплатить ему тем же.

13. Были случаи, когда я настаивал на том, чтобы делали по-моему.

14. У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу.

15. У меня никогда не возникает досады, когда высказывают мнение, противоположное моему.

16. Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что с собой взять.

17. Были случаи, когда я завидовал удаче других.

18. Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с просьбой.

19. Когда у людей неприятности, я иногда думаю, что они получили по заслугам.

20. Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей.

Обработка результатов и выводы. Ключ к опроснику.

Ответ по каждой позиции оценивается в 1 балл. Баллы проставляются за:
ответы «да» на вопросы 1, 2, 3, 4, 5, 8, 11, 14, 15, 16, 20;
ответы «нет» на вопросы 6, 7, 9, 10, 12, 13, 17, 18, 19.
Общий итоговый показатель потребности в одобрении получают суммированием всех полученных баллов. Чем он выше, тем больше потребность в одобрении. Она показывает степень зависимости субъекта от благоприятных оценок со стороны других людей, его ранимость и чувствительность к межличностным отношениям и влияниям среды.
13 баллов и выше – высокий уровень потребности;
10 – 12 баллов – средний уровень;
ниже 10 баллов – низкий уровень.
Высокий показатель отражает привычный стиль реагирования, а также особенности ожиданий субъекта в ситуации со стороны других.
Низкий показатель свидетельствует о том, что собственные убеждения субъекту дороже, а также о его независимости от группы. Он конфликтен и не податлив социальному влиянию, не стремиться походить на образец.

www.mybelovka.ru

Основные признаки зависимости. Потребность в одобрении

Вы когда-нибудь задумывались, почему вы так сильно нуждаетесь в одобрении других? Это и есть признаки зависимости. Почему вы чувствуете необходимость делать что-то, чтобы угодить другим, а не себе?

Возможно, вы делаете это, и это беспокоит вас. Или, вы этого не делаете, потому что вы даже не обращаете внимания на тот факт, что вы делаете это автоматически.

Такое поведение может быть настолько глубоко укоренилось в нашей психике, что мы просто не видим реальности, которая окружает.

Но откуда это и какие признаки такого поведения?

Признаки зависимости — Причины

Все начинается с самооценки (или ее отсутствия). Коренная причина большинства добивающегося одобрения поведения — низкая самооценка.

Это чувство неполноценности возникает из-за многих факторов. Некоторые из них связаны с вашей личностью. А другие связаны с внешними факторами, такими как ваше воспитание, культурный опыт, образование и трудовая жизнь.

По мере того, как они со временем будут опираться друг на друга, потребность в одобрении других практически во всем, что мы делаем и говорим, постепенно усиливается.

Если человеку не хватает веры в себя и, как правило, он самокритичен. То было бы вполне естественно искать подтверждения у других.

12 признаков зависимости

Вот 12 примеров типов поведения, которые распространены (признаки зависимости). Когда мы пытаемся получить одобрение и подтверждение.

1. Принимая несогласие на свой счет.

Когда кто-то не согласен с тем, что вы сказали или сделали. Принимаете ли вы это близко к сердцу как личную слабость и чувствуете себя расстроенным или даже оскорбленным? Это классический вопрос для людей, которые ищут одобрения. Потому что поиск одобрения не удался.

2. Изменение вашей точки зрения перед лицом очевидного неодобрения.

Вы высказали свое мнение по какому-то вопросу, важному или нет. И кто-то отвечает противоположным мнением. Вы энергично отстаиваете свою позицию или смягчаете свои аргументы, чтобы более точно соответствовать их позициям? Мнение ищущего одобрения меняется в зависимости от того, с кем они разговаривают. Потому что им не хватает уверенности в собственных убеждениях и они стремятся не отталкивать других, принимая противоречивую точку зрения.

3. Боюсь сказать «нет», опасаясь неодобрения.

Вы всегда говорите «да», когда вас просят что-то сделать, когда ваш инстинктивный ответ — «нет»? Физическое и эмоциональное истощение является конечным результатом такого поведения. И заставляет вас обижаться на все, что вы совершили. Но это связано с тем, что нужно угодить и вашему стремлению к одобрению.

4. Не отстаивать свои права.

Быть человеком-половиком — чтобы его обошел тот, кто решит это сделать — гораздо проще, чем сказать «эй, нет, это несправедливо» и постоять за себя. Неспособность подвести черту и сказать «нет» только усиливает вашу неуверенность в себе. И даже заставляет других думать о вас меньше.

5. Получение внимания или принятия через сплетни.

Чувствуете ли вы желание рассказывать сказки, чтобы выглядеть лучше, умнее или более знающим? Обмен сплетнями дает вам возможность произвести впечатление на других. Быть в центре внимания и завоевать уважение. Это временно повышает вашу низкую самооценку.

6. Кажется, что согласен с кем-то (в устной / невербальной форме), когда вы этого не делаете.

Как часто вы слушаете восторженно выраженное мнение, с которым вы не согласны. Но, тем не менее, согласны с этим? Выражая поддержку взгляду, с которым вы не согласны, ни словами, ни кивком головы, вы не верны себе. Вы просто хотите, чтобы этот человек одобрил вас.

7. Не жалуетесь, когда получили неудовлетворительную услугу или товар.

Сколько раз вы стонали по поводу еды или обслуживания в ресторане. Но, когда официант весело спрашивает, все ли в порядке, киваете головой и говорите, что все в порядке? Худшее, что вы можете сделать, — это оставить чаевые меньшего размера, верно? Или вы купили что-то, что не подходит по назначению, но у вас не хватает смелости вернуть его в магазин. Не соглашаясь с этими вещами, вы усиливаете отсутствие собственной самооценки. Вы говорите себе, что не имеете права на лучшее.

8. Делая вид, что знаешь или понимаешь что-то.

Тот неловкий момент, когда кто-то предполагает, что вы что-то знаете или имеете определенный навык … Ответом по умолчанию ищущего одобрения в такой ситуации является фальсификация. Дело в том, что в девяти случаях из десяти притворство разоблачается.

К сожалению, как вы, вероятно, обнаружили, вместо того, чтобы получить одобрение, которое вы ищете. Вместо этого вы получаете осуждение или насмешки.

9. Чувство необходимости извиняться, даже если не было неодобрения.

Вы слишком много говорите, извините. Независимо от того, что случилось и была ли у вас какая-либо вина в этом или нет. Люди, которые ищут одобрения, всегда будут первыми извинится. Если с вашей стороны нет ошибок, почему вы должны чувствовать вину?

10. Ожидать комплиментов и расстраиваться при ожидании.

Лишь немногие вещи подтверждают ваши пожелания лучше, чем комплимент. Искатель одобрения может намеренно, заставить тех, с кем он взаимодействуют, выразить свою похвалу. Часто эта похвала не является ни должным, ни уместным. Расширение этого типа поведения состоит в том, чтобы чувствовать себя расстроенными. Когда комплименты, которые Вы желаете, не осуществляются.

11. Неспособность справиться с любым уровнем критики.

Если ваша цель — получить одобрение других, тогда концепция критики совершенно невыносима. Это означает, что вы каким-то образом не смогли достичь своей цели. Этот ответ часто коренится в детстве. Когда родительская критика или даже наказание за проваленные цели или задачи заставили нас в следующий раз обратиться за одобрением.

12. Поведение, которое противоречит вашим собственным убеждениям.

Это типичное поведение в старшей школе: вступать в банду просто для того, чтобы быть в числе «популярных» людей. Даже если в глубине души вы не согласны с тем, что они говорят или делают. Это простительно для подростка, но не взрослого.

Искать одобрения — как признак зависимости

Искатель одобрения может легко оказаться в ситуации, когда он не следует своему сердцу. Вместо этого они следуют за своей головой, даже если это создает конфликт с их основными убеждениями. Признаки зависимости не дают таким людям осуществлять свои истинные желания. Они все время осуществляют желания других, для получения одобрения.

Принимая во внимание, что это поведение поиска одобрения — укоренившийся сценарий поведения. Это не будет быстрым решением. Но следующие шаги позволят вам понять, а затем постепенно менять свою точку зрения. По мере развития чувства собственного достоинства и избавления от постоянной потребности в одобрении.

Как избавится от зависимости в одобрении

1. Проанализируйте, с чего все началось.

Чаще всего это поведение коренится в молодости. Возможно, это связано с влиянием родителей, или, может быть, у вас возникли трудности с поиском друзей в школе. И в результате вы стали бояться отказа. Потратив время на размышления об этом периоде, вы сможете определить факторы, которые привели к необходимости получения одобрения.

2. Позвольте себе принять концепцию отвержения и критики.

Вы можете вспомнить случай, когда вы разочаровали кого-то или не оправдали его ожидания? Возможно, начальник отклонил то, что вы подготовили, например презентацию или проект. Или, может быть, вы не смогли уложиться в критический срок. Подумайте, как вы исправили ситуацию, и подумайте, что вы извлекли из нее. Вполне вероятно, что вы приобрели больше, чем потеряли с точки зрения опыта. Имея это в виду, вы можете начать ценить неодобрение и критику. Как форму обратной связи, которая поможет вам расти и развиваться.

3. Обещайте расти, а не просто существовать с фиксированным мышлением.

Освободите себя от необходимости одобрения со стороны третьих лиц. Отдавая приоритет постоянному улучшению и обучению. Те, кто имел позитивное и стремительное отношение к развитию навыков и способностей, с наибольшей вероятностью достигли своего полного потенциала. Она назвала это «мышлением роста» .

С другой стороны, те, у кого фиксированное мышление и кто рассматривает обратную связь/критику как признак неудачи или неодобрения, всегда будут ограничены в своих достижениях. Если вы начнете понимать, что критика — для улучшения, роста и успеха. Ваша постоянная потребность в одобрении других станет отдаленной памятью.

4. Это не все о результатах.

Вы настраиваете себя на неудачу и разочарование, только если возлагаете все надежды на конкретный результат. Который вы не можете контролировать. Например, вы можете стремиться улучшить свою работу и приложить все усилия, чтобы получить ее. Однако, возможно, у компании не все в порядке, и у них нет денег для повышения зарплат. Таким образом, вы в конечном итоге почувствуете себя бесполезным и лишенным подтверждения, которого вы так желаете.

Вместо этого лучше сконцентрироваться на «процессе», а не на результате. Сделав себя незаменимым благодаря повышенной эффективности или организационным навыкам. Эти улучшения могут привлечь ваше внимание и фактически могут привести к повышению зарплаты, на которое вы надеялись.

5. Верьте, что вы имеете полное право быть собой — постоять за себя!

Если вы хотите прекратить свое собственное поведение, требующее одобрения, вы должны понимать, что имеете право на свои собственные убеждения, мысли и мнения. У вас может не быть той же точки зрения, что и у другого человека. Но это не значит, что кто-то из вас прав или неправ. Вы можете уважать право других на свое собственное мнение. Но вы также должны уважать свое собственное подобное право. Ваше мнение так же верно, как и мнение любого другого человека.

От моего сердца к вашему сердцу.

Вас также могут заинтересовать статьи:

  • Что значит любить себя?
  • 7 способов не раздражаться.
  • Как научится мыслить позитивно.
  • Кто я? Как понять себя.
  • ← Женская энергия. Как пробудить в себе женственность
  • Энергетическая защита — Как ее увеличить — Практика →

Telegram:

Отсутствие потребности в одобрении как залог успешности
perfect-lady.net

Позитивное отношение и конструктивное одобрение

Во многих случаях мы предпочитаем вести себя так, чтобы другие люди одобрили наше поведение, высоко его оценили. Любой человек в определенных обстоятельствах может усомниться в собственной успешности и нуждаться во внешней поддержке. Такие ситуации могут встречаться и в процессе обучения, и в работе, поэтому человеку, обучающему других или управляющему их деятельностью, важно уметь выражать позитивное признание. Конструктивное одобрение передает партнеру информацию в каждом из четырех основных компонентов сообщения.

Нам жизненно необходимо кого-то любить, выражать по отношению к кому-нибудь добрые чувства, о ком-то заботиться и чувствовать себя близким этому человеку. В то же время мы испытываем необходимость чувствовать себя любимым: ощущать добрые чувства, направленные на нас, воспринимать чью-то заботу и чувствовать, что для этого человека мы особенно близки. С точки зрения Эрика Берна, способность устанавливать близкие отношения с людьми, наряду со спонтанностью и осознанностью, обеспечивает возможность быть психологически здоровым и счастливым.

Добрые отношения не передаются телепатически. Мы «прочитываем» их в конкретных действиях людей, которыми они признают факт нашего существования, выделяют нас из числа других и подтверждают тем самым нашу значительность. Единицу такого «признания» в трансактном анализе называют «поглаживание». Э. Берн пришел к выводу, что удовлетворение потребности в поглаживаниях так же необходимо для выживания, как удовлетворение других первичных биологических потребностей — в пище, питье, убежище.

Во многих случаях мы предпочитаем вести себя так, чтобы другие люди одобрили наше поведение, высоко его оценили. Стремление человека к признанию со стороны других многие социальные психологи называют поиском социального одобрения.

Любой человек в определенных обстоятельствах может усомниться в собственной успешности и нуждаться во внешней поддержке. Чаще всего это происходит в ситуациях, когда мы совершаем ошибку, получаем низкую оценку, терпим какую-либо неудачу. Такие ситуации могут встречаться и в процессе обучения, и в работе, поэтому человеку, обучающему других или управляющему их деятельностью, важно уметь выражать позитивное признание. Рассмотрим его составные части.

  • Позитивная обратная связь — информация о положительных чертах личности или об успехе и его составляющих. Содержание такого высказывания преимущественно безоценочно: «Ты набрал 56 баллов»; «Ты хотел убедить группу в своей правоте, и 75 процентов тебя поддержали»; «Ты проявил упорство и настойчивость» и т. д.
  • Позитивная оценка, одобрение — высказывания, использующие конструкты с ярко выраженным оценочным характером: правильно — неправильно; хорошо — плохо; добро — зло, и т. д. Например: «Ты хороший человек! Ты совершил хороший поступок. Ты правильно сделал(а), что…». Похвала может быть сосредоточена на оценке результата или на оценке личности.
  • Позитивное эмоциональное отношение — составная часть признания, содержащая позитивное эмоциональное отношение к человеку или к достигнутому им результату: «Меня это обрадовало. Здорово! Мне очень понравилось!».

Любое поглаживание включает в себя все три компонента в различных пропорциях и может относиться как к личности партнера, так и к результатам его действий.

И управление сотрудниками, выполняющими свою работу, и их обучение лишь тогда эффективны, когда они опираются на понимание закономерностей мотивации поведения. Один из наиболее доступных и эффективных способов управления мотивацией заключается в использовании стимулов.

Стимулирование — это воздействие на поведение ученика или сотрудника с помощью изменения внешних условий (обычно — наград и наказаний). Среди наиболее известных и популярных теорий воздействия на поведение можно выделить теорию оперантного научения Б. Ф. Скиннера и теорию инструментального научения К. Халла. Первая теория делает акцент на том, как с помощью наград поощрять и закреплять требуемое поведение, а вторая показывает, как сам факт успеха становится поощрением.

Одобрение как подкрепление: основные тезисы

Беррес Ф. Скиннер выделял два вида стимулов: положительные стимулы приносят удовольствие, а аверсивные стимулы неприятны, причиняют боль, дискомфорт.

Наказание — это стимулирование, направленное на устранение какого-либо поведения.

Существуют два вида наказания: позитивное и негативное. Обратите внимание, что слова «позитивный» и «негативный» здесь используется не в этическом смысле, а в смысле «увеличение, появление» и «уменьшение, устранение».

Позитивное наказание — это применение аверсивного стимула для устранения какого-либо поведения; негативное наказание — устранение положительного стимула, лишение награды, подкрепляющей это поведение.

  • Пример позитивного наказания: учитель, воздействуя на отклоняющееся поведение ученика, может делать ему колкие замечания, повышая при этом голос. Раздражение, ругань здесь — аверсивный стимул.
  • Пример негативного наказания — лишение ученика того, чего он добивается своим поведением. Раздражение учителя — это внимание, то есть признание значимости ученика. Если учитель остается спокойным и рассудительным в момент, когда ученик нарушает дисциплину, он тем самым лишает ученика награды, не подкрепляет отклоняющееся поведение.

Пользуясь теми же основаниями, можно выделить два вида поощрения.

Позитивное поощрение подкрепляет требуемое поведение с помощью награды.

Например, учитель «награждает» одобряющим вниманием ученика в тот момент, когда тот демонстрирует нужное учителю поведение.

Негативное поощрение устраняет аверсивный стимул.

Например, учитель задерживает после уроков всех учеников, создавая им дискомфорт и причиняя неприятность. После этого он избавляет от наказания тех, кто демонстрирует ожидаемое поведение.

Данные, полученные Скиннером, убедительно свидетельствуют о недостатках методов контроля над поведением, основанных на применении аверсивных стимулов. Дело в том, что из-за своей угрожающей природы тактика наказания приводит к побочным социальным эффектам.

  • Во-первых, наказание должно быть неотвратимым, иначе оно не подействует.
  • Во-вторых, угроза наказания вызывает страх и стремление его избежать, но обычно человек понимает, что существуют более простые методы избежания наказания, чем подчинение требованиям. Таким образом, наказание чаще формирует изворотливость, а не то поведение, в котором заинтересован наказывающий.
  • В-третьих, если неприемлемое поведение фрустрируется угрозой наказания, оно будет усиливаться там, где отсутствует наказывающий.

Негативное подкрепление тоже имеет недостатки. Для того чтобы устранить аверсивный стимул, человек должен выполнить некоторую работу с приемлемым качеством, однако само действие этого стимула вызывает у него стресс, негативно сказывающийся на качестве работы: снижаются точность, аккуратность, ухудшаются самочувствие и работоспособность. Можно сказать, что страх — это яд, отравляющий креативность, мешающий реализации способностей.

Постоянная месть и штрафы за нежелательное поведение приводят людей, как и животных, к одному и тому же результату: они учатся лишь избегать наказания.

Скиннер обнаружил, что позитивное подкрепление в большинстве случаев гораздо эффективнее влияет на поведение, чем наказание. Он описал множество способов осуществления подкреплений и определил условия их использования для выработки желательного поведения. Основная идея состоит в том, чтобы «поймать» человека на том поведении, которое мы хотим у него выработать, и «подкрепить» его наградой, которая ценна для этого человека.

Успех и его признание — важные мотивирующие факторы не только в труде, но и в обучении. Признание достижений в освоении сложной деятельности, в профессиональном продвижении и развитии — необходимое условие эффективного обучения.

Структура конструктивного одобрения

Модель инструментального научения, в отличие от модели стимулирования с помощью поощрения, сосредотачивает внимание на том, что сам успех в некоторых случаях уже является достаточным вознаграждением. Разработанная Кларком Халлом теория инструментального научения предполагает, что у человека есть достаточно сильная мотивация научиться чему-то потому, что без этого умения ему, в силу каких-то причин, плохо. Для того чтобы избавиться от дискомфорта, он ищет решение и, обнаружив его, радуется, поскольку оно избавляет его от неприятностей. Именно эта радость является наградой, закрепляющей данное поведение.

Например, человек испытывает неловкость и тревогу всякий раз, когда ему необходимо выступать публично. Допустим, он решает пройти тренинг публичного выступления. Опираясь на знания и модели, предложенные ему тренером, он выступает перед членами группы с короткой речью. Затем слушатели сообщают ему о своих впечатлениях и с помощью тренера проясняют, что именно в поведении выступавшего повлияло на впечатления. Когда выступавший узнает, что его выступление имело успех, и осознает слагаемые этого успеха, его дискомфорт уменьшается. Таким образом, он закрепляет те элементы поведения, которые являются инструментом успеха. Поэтому такой метод обучения и называют инструментальным.

Конструктивное одобрение передает партнеру информацию в каждом из четырех основных компонентов сообщения:

  1. Вместо выставления оценок партнеру выражают позитивные чувства. Оценка может быть оспорена, отвергнута как несправедливая, а чувство является фактом и не может быть лишено права на существование.
  2. Описываются конкретные факты, вызвавшие одобрение, что косвенно дает партнеру информацию о том, что мы ценим и чего мы ждем от него. Кроме того, описание конкретных параметров успеха снабжает его стандартами и критериями, которыми он может пользоваться для самооценки.
  3. В конструктивном одобрении проявляется позитивное отношение и к партнеру, и к достигнутому им результату. Это дает ему возможность удостовериться в собственной компетентности и значимости.
  4. Конструктивное одобрение не содержит высокомерия, выражает признательность, благодарность партнеру, передает ему уважение и удовлетворяет естественную потребность в переживании собственной ценности.

Таким образом, конструктивное одобрение не столько оценивает партнера, сколько дает ему полезную информацию, которую он может использовать себе во благо и получить с ее помощью представление о ценностях говорящего. Это конкретный, положительный комментарий, описывающий именно то, что сделал партнер, в то время как похвала — это общее неконкретное оценочное суждение, навешивающее на партнера «ярлык»: «правильно», «мудро», «хорошо», «прекрасно» и часто воспринимающееся как пустые слова.

  • Шаг 1. Опишите конкретно, что он сделал хорошо/ правильно, и сделайте это по возможности конкретно, в деталях.
  • Шаг 2. Опишите ваши чувства, возникшие в связи с этим.
  • Шаг 3. Аргументируйте ваше одобрение: какие позитивные последствия будут иметь его успехи для вас, для него, для других или для организации.
  • Шаг 4. Внимательно выслушайте, как другой будет реагировать на ваши слова.
  • Шаг 5. Поблагодарите.

Описание фактов. Важнейшая часть конструктивного одобрения — его содержание. Мы можем выражать признание личности человека, его поступкам, его достижениям. Так же, как и в ситуации критики, здесь следует преимущественно использовать сообщения о конкретных действиях, а не приписывать человеку качества, пусть даже ценные и одобряемые. Максимально точное описание фактов на «языке действий» дает человеку информацию, которую он может использовать для самостоятельной оценки результатов или для принятия решения о необходимости закрепления успеха: «Вы справились с заданием всего за пять минут. Это рекордно короткое время»; «Аргументы, которые вы привели в защиту своей позиции, мне показались очень весомыми». Очень важный момент конструктивного одобрения — отсутствие явных предписаний и указаний, которые могут вызывать сопротивление.

Чувства. Для заинтересованного человека достижение успеха само по себе является своеобразной наградой. Однако такая награда становится еще ценнее, когда она сопровождается выражением теплых чувств и признания со стороны людей, мнение которых мы уважаем. Поэтому конструктивное одобрение может содержать не только сухое описание заслуг человека, но и субъективное положительное мнение о поведении, проявление позитивных эмоций, вызванных его действиями: «Мне понравилось, как точно вы сформулировали достоинства вашего предложения»; «Меня радует, что наши позиции совпадают»; «Мне было очень приятно, что ты обратился за помощью именно ко мне». Обратим внимание, что поведение здесь не оценивается как хорошее или плохое, а описывается как понравившееся или не понравившееся.

Аргументация. Сами по себе позитивные чувства в большинстве случаев не нуждаются в пояснении. Однако в некоторых ситуациях партнеру важно понять, на каком основании мы высоко оцениваем продемонстрированные им результаты. Особенно важно это бывает, когда мы управляем его работой или обучением. В таких случаях в конструктивное одобрение включают аргументы, проясняющие основания позитивной оценки. Наиболее очевидными аргументами являются указания на позитивные последствия для него, для других или для того, кто выражает одобрение.

Ряд условий, повышающих эффективность одобрения:

  1. Заинтересованность. Человек, выражающий конструктивное одобрение, проявляет искреннюю заинтересованность в успехах исполнителя или ученика.
  2. Компетентность. Человек, принимающий одобрение, считает оценивающего компетентным и заслуживающим доверия.
  3. Оперативность. Чем меньше времени прошло между достижением и одобрением, тем лучше.
  4. Уместность. Выражать благодарность, заботу, одобрение важно в такой момент, когда человек может адекватно их воспринять.
  5. Отсутствие сравнений с другими. Целесообразнее отмечать не то, что лучше, чем у других, а то, что стало лучше у него сегодня по сравнению со вчерашним днем.
  6. Соразмерность. Поощрение должно быть соразмерно затраченным человеком усилиям.
  7. Признание. Поощрение должно обращать внимание на то, что достигнутый высокий результат — реализация возможностей и способностей, а не случайность.
hr-portal.ru

Потребность в одобрении и еще 9 невротических потребностей человека

Встречали ли вы когда-нибудь человека, который испытывал, казалось, патологическую потребность в том, чтобы нравиться другим? По мнению Карен Хорни, такое поведение связано с невротической потребностью в любви и одобрении. В своей книге «Самоанализ» (1942) Хорни изложила теорию, описывающую различные типы невротического поведения, являющегося результатом чрезмерного использования стратегий решения проблем, вызываемых базовой тревогой, и направленных на удовлетворение неадекватных потребностей. К ним относят потребности во власти, престиже и любви.

Теория Карен Хорни

Психоаналитик Карен Хорни разработала одну из самых известных теорий неврозов. Она считает, что невроз возникает в результате тревоги, вызванной проблемами в межличностных отношениях. Её теория предполагает, что стратегии, обычно используемые для того, чтобы справиться с тревогой, могут использоваться так часто, что со временем начинают подменять потребности.

Согласно Хорни, у детей базовая тревога (и, следовательно, невроз) может привести к целому ряду последствий, в том числе, «. прямому или косвенному доминированию, безразличию, странному поведению, отсутствию уважения к индивидуальным потребностям ребёнка, отсутствию реального контроля, принижаю роли отношений, чрезмерному восхищению или его отсутствию, отсутствию тепла в отношениях, необходимости принять сторону одного из родителей в их разногласиях, слишком большой ответственности или её отсутствию, чрезмерной защите, изоляции от других детей, несправедливости, дискриминации, невыполнению обещаний, враждебной атмосфере и т.д.»

Выделенные ей 10 невротических потребностей можно распределить по трём основным категориям:

Потребности, которые приближают нас к другим. Эти невротические потребности заставляют людей искать одобрение и признание других; таких людей часто описывают как настойчивых или навязчивых из-за того, что они ищут одобрения и любви.

Потребности, которые отдаляют нас от других. Это невротические потребности порождают враждебность и антисоциальное поведение. Людей, у которых они преобладают, часто называют холодными, равнодушными, отстранёнными.

Потребности, которые настраивают нас против других. Эти невротические потребности приводят не только к враждебности, но и к желанию управлять другими людьми. Таких людей часто называют сложными, властными и недобрыми.

Так что же делает эти стратегии решения проблем невротическими? Как утверждает Хорни, именно чрезмерное использование одного или более из этих стилей межличностных отношений.

Невротические потребности

В своей книге «Самоанализ» Хорни выделила 10 невротических потребностей:

Невротическая потребность в привязанности и одобрении. Она включает в себя желание быть любимым, стремление угодить другим людям и соответствовать их ожиданиям. Люди с этим типом потербности чрезвычайно чувствительны к отказам и критике, а также боятся гнева или враждебного отношения со стороны других.

Невротическая потребность в руководящем партнёре. Она включает в себя необходимость сосредоточиться на партнёре. Люди с этим типом потребности испытывают крайне сильный страх быть брошенными своими партнёрами. Часто эти люди придают преувеличенное значение любви и считают, что наличие партнера решит все проблемы в их жизни.

Невротическая потребность в чётких ограничениях. Люди с этой потребностью предпочитают оставаться незаметными. Они неприхотливы и привыкли довольствоваться малым. Они не желают материальных вещей, часто принижая свои собственные потребности и недооценивая собственные таланты и способности.

Невротическая потребность во власти. Те, у кого преобладает эта потребность, стремятся к власти для своего собственного блага. Они, как правило, восхищаются силой и презирают слабость, при любом удобном случае они воспользуются другим человеком или начнут доминировать над ним. Эти люди боятся ограничений, беспомощности и неконтролируемых ситуаций.

Невротическая потребность в эксплуатировании других. Эти люди рассматривают других только с точки зрения того, чего можно с них получить. Такие люди гордятся своей способностью использовать других людей и часто сосредоточены на манипуляции другими с тем, чтобы добиться желаемых целей, в том числе власти, денег или секса.

Невротическая потребность в общественном признании. Лица с потребностью в престиже оценивают и себя, и других с точки зрения общественного признания. Материальные блага, личностные характеристики, профессиональные достижения и даже близкие отношения оцениваются на основе этого параметра. Такие люди часто боятся попасть в неловкую ситуацию или потерять социальный статус.

Невротическая потребность в восхищении собой. Лица с невротической потребностью в восхищении собой — в основном, самовлюбленные эгоисты, у которых сложилось преувеличенное представление о себе. Они хотят, чтобы ими восхищались, за основу принимая именно это мнение, а не то, что они на самом деле из себя представляют.

Невротическая потребность в честолюбии. Как считает Хорни, из-за базовой тревоги люди сами заставляют себя достигать всё большего и большего. Эти люди боятся неудач и чувствуют постоянную необходимость в свершению большего по сравнению с другими, и иногда даже по сравнению с собственными успехами.

Невротическая потребность в самодостаточности и независимости. Эти люди обладают менталитетом «одиночки». Они стремятся дистанцироваться от других, чтобы избежать возникновения привязанности или зависимости от других людей.

Невротическая потребность в безупречности и неопровержимости. Такие люди постоянно стремятся к полной непогрешимости. Общей чертой этой невротической потребности является поиск собственных недостатков для того, чтобы быстро их побороть или скрыть.

psy-practice.com

COMMENTS