Отзывчивость — что это такое, воспитание отзывчивости

Воспитание в детях отзывчивости

Воспитание в детях отзывчивости

С первых дней пребывания в детском саду дети находятся в окружении сверстников, поэтому очень важно организовать их жизнь и деятельность так, чтобы взаимные контакты приводили к удовлетворению их устремлений, росту доброжелательности по отношению друг к другу. Проявление отзывчивости может влиять на воспитание у детей взаимной близости, развитие тяготения к сверстникам.

Как же относятся малыши к находящемуся рядом с ними ребенку?

Например, дети в песочном дворике лепят куличики. Дима никак не может добиться успеха: песок сухой и высыпается из формочки, как только он переворачивает ее. У Димы возникает эмоциональный дискомфорт . Рядом Сережа кладет в формочки сырой песок, ловко орудует лопаточкой, и ему удается изготовить целый ряд куличиков. Заметив неудачу Димы, он показывает свои куличики: «Вот как надо! Ты не умеешь, а я умею» – и не оказывает сверстнику никакой помощи, радуясь в то же время своему успеху. Аня настолько увлечена своими действиями, что вообще не обращает внимания на затруднения Димы. И лишь Ксюша помогает Диме добиться успеха, объясняя причины его неудачи.

Наблюдения за деятельностью малышей позволяют охарактеризовать примерные группы детей, различающихся проявлениями отзывчивости.

Первая группа ребят обращает внимание на ситуацию дискомфорта сверстника. Их лица выражают сочувствие, но в то же время они не предпринимают никаких попыток помочь «страдающему».

Вторая группа детей вообще не обращает внимания на сверстников, испытывающих эмоциональный дискомфорт.

И лишь отдельные малыши ( третья группа ) проявляют активность: помогают упавшему встать, собирают рассыпавшиеся у него кольца пирамидки, утешают плачущего сверстника, гладя его по голове, обращаются к воспитателю с просьбой помочь ему.

Наибольшие трудности в воспитании отзывчивости вызывают у родителей и педагогов ситуации столкновения малышей: ребенок намеревается взять игрушку, но ее уже забрал кто-то другой. Он не догадывается взять такую же игрушку с полки и пытается отнять ее у сверстника. Или: девочки везут в колясках кукол навстречу друг другу. Не сумев разъехаться, они сталкиваются, коляски падают. Девочки обижены друг на друга. Эмоциональное состояние обеих снижается. Повторяясь, подобные ситуации способствуют развитию негативного отношения к сверстнику.

Активным приемом формирования у ребенка представлений о способах проявления отзывчивости является демонстрация таких ситуаций с помощью наборов картинок: одна картинка демонстрирует возникшую ситуацию (упавший ребенок; малыш, разбивший чашку; рассыпавшиеся кольца пирамидки и растерявшийся ребенок возле них и т. д.), на 2–3 картинках изображены дети, проявляющие разное отношение (невнимание, сочувствие, помощь) к ребенку (активная помощь «страдающему малышу», обращение за помощью к взрослому).

Последовательно рассматривая с детьми эти картинки, воспитатель (родитель) сначала задает вопросы: «Что случилось? Как надо помочь? Как поступают эти дети? (Показывает поочередно одну за другой иллюстрации.) Чей поступок успокоит ребенка? Почему? Что бы вы сказали этому ребенку?» Такое обсуждение позволяет детям понять смысл поступка, отражающего проявление отзывчивости, и следовать ему в собственном поведении.

Подобным образом может быть использован и настольный (кукольный) театр. Воспитатель разыгрывает перед детьми ситуацию, в которой персонаж испытывает эмоциональный дискомфорт. Например: кукла пытается построить домик, но кубики рассыпаются, и она плачет. Воспитатель спрашивает: «Почему кукла плачет? Как ее можно успокоить?» Обращает внимание на эмоциональное состояние куклы, предлагает обратиться к ней с ласковыми словами, помочь восстановить разрушенный домик. Одобряет тех детей, которые строят домик кукле, утешают ее. Положительная оценка поступка ребенка, проявившего отзывчивость, побуждает и других детей действовать так же.

Эти ситуации очень просты и соответствуют тем ситуациям, которые часто возникают в жизни ребят. Целенаправленная работа в течение года позволяет сформировать у малышей отзывчивость как устойчивое проявление гуманного отношения к сверстникам.

Ребенок пятого года жизни способен проникать в чувства сверстника, переживать его эмоциональный дискомфорт. Это позволяет формировать у детей гуманное отношение к сверстникам, гуманистическую направленность поведения, такие чувства, как сопереживание, сочувствие, сорадость – способность ребенка переживать эмоциональный дискомфорт сверстника как свой собственный и активно содействовать изменению его эмоционального состояния в лучшую сторону.

infourok.ru

Воспитываем отзывчивого ребенка

Какие качества в первую очередь вы хотели бы видеть в своем ребенке?

Как ни странно, об отзывчивости и доброте многие родители вспоминают уже довольно поздно. В мире эгоизма и жестокости детей стараются воспитывать сильными, независимыми, самостоятельными, а доброта и сочувствие должны взяться сами собой. Но вряд ли родители рассчитывают, что их самостоятельные дети будут проявлять жестокость и по отношению к ним самим. Отзывчивость не значит слабость, воспитывать доброго ребенка можно и даже нужно.

Роль доброты в жизни ребенка

Также не стоит думать, что родители должны указать ребенку направление, а доброте и сочувствию их научит садик/школа/общество. Ничего не возникает само собой. Конечно, от рождения закладываются определенные качества, темперамент, способности, но их можно как развить, так и задавить на корню.

Итак, почему отзывчивость и доброта необходимы в жизни:

  • Ребенку, способному на сочувствие и сопереживание, просто налаживать отношения с детьми, строить свои отношения в дальнейшем. Может показаться, что люди будут пользоваться его добротой, но защитить ребенка от всех проблем в любом случае невозможно. Он будет сталкиваться с жестокостью и несправедливостью мира, но доброта неизменно найдет отклик в сердцах других людей, даже если их будет немного. Уже в школьном возрасте можно заметить, что добрые дети популярны, они спокойнее реагируют на все и находят себе друзей.
  • Отзывчивый ребенок сам станет хорошим родителем. Не стоит забывать, что в старости вы будете рассчитывать на отзывчивость своего ребенка, поэтому воспитывать это качество необходимо. Отзывчивые люди сами воспитывают своих детей в том же ключе, беря пример со своих родителей.
  • Отзывчивость делает ребенка сильнее. Несмотря на установившееся мнение, доброта не делает человека слабее. Отзывчивые люди иногда более эмоциональны, но они быстрее и проще находят в мире хорошее, умеют сосредотачиваться на хороших моментах и гораздо чаще окружены людьми, которые готовы им помочь.
  • Эмоциональность и интеллект связаны. Эмоциональное развитие связано с другими качествами, такими, как нравственность, интеллект, способность к обучению. Нельзя исключать один аспект и зацикливаться на остальных.

Воспитание отзывчивости у детей: как и когда начинать

Чем раньше начнется эмоциональное воспитание ребенка, тем больше пользы оно принесет. Для этого не надо быть искусным педагогом, надо самому быть отзывчивым родителем и подавать ребенку хороший пример.

  • Контакт с ребенком. Сейчас модно ограничивать контакт с ребенком с младенческого возраста, чтобы он не привыкал к рукам. В плане эмоционального развития в таком воспитании хорошего мало. Именно близость мамы, тактильные контакты и объятия дают ребенку ощущение уверенности, спокойствия, теплоты. Не нужно бояться обнимать и целовать ребенка, брать его за руку, менее сильным и самостоятельным он от этого не станет.
  • Напоминайте ребенку о том, что он не один. Дети склонны к эгоцентризму, им кажется, что все происходящее касается только их. Нужно вызывать интерес в ребенке к другим детям, членам семьи, домашним животным, учить ставить себя на место других.
  • Не перебарщивайте с опекой. Гиперопека не сделает ребенка отзывчивым, а скорее добавит страхов, что без мамы он ни с чем не справится. Оградить ребенка от всего не получится, но можно научить его встречать неприятности достойно, не реагировать на них слишком остро. Важно, чтобы ребенок знал, что он всегда может прийти к родителям, если ему плохо, но ограждать его от всего мира никто не должен.
  • Учите отдавать. Ребенок должен понимать, что отдавать тоже приятно. Иногда даже приятнее, чем брать, потому что счастье других людей и причастность к нему – это приятно. Учите ребенка делиться без сожаления.
  • Умейте говорить «нет». Потакание ребенку не помогает развить эмпатию, а способствует эгоизму и ощущению, что все в жизни должно идти так, как он хочет. Отказывать ребенку без чувства вины и при этом спокойно объяснять, почему вы отказали – вот, что подготовит ребенка к жизни. Ребенок не должен становиться манипулятором и играть на чувствах других людей.

Воспитание детей добротой

Самый продуктивный метод воспитания эмпатии у ребенка – это воспитание добротой и лаской. Жестокость порождает жестокость, родители всегда должны помнить о том, какой они пример подают своему ребенку.

Часто родители понимают воспитание добротой очень однобоко. Им кажется, что надо быть добрым к ребенку, меньше его ругать, больше целовать, и этого достаточно. Но не нужно забывать о том, что ребенок видит и анализирует отношения родителей и других людей.

  • Отношение к домашним животным. Нельзя демонстрировать пренебрежительное или жестокое отношение к животным. Часто можно услышать от детей, что папа ударил кошку, выбросил ее из дома или побил собаку за провинность. Это демонстрируется как воспитательный процесс, но в этом случае лучше вообще не заводить животных, если есть проблемы с агрессией в их сторону. Либо можно завести животное, не нуждающееся в дрессировке, чтобы ребенок о нем заботился.
  • Отношение к своим родителям. Нам кажется, что мы будем другими родителями, не такими, какими были наши, что наши отношения с детьми будут кардинально отличаться, но дети прекрасно видят и впитывают эмоциональное напряжение между родителями и бабушками, дедушками. Демонстрация негативного отношения, нежелание общаться или периодические неприятные высказывания в адрес бабушки и дедушки учат детей тому, что старших/родителей/пожилых людей не обязательно уважать.
  • Отношения друг с другом. Родители должны заботиться не только о ребенке, но и друг и о друге. Нежные и заботливые отношения между родителями воспитывают в ребенке отзывчивость, доброту. Он видит пример достойного брака и крепкой семьи, и в дальнейшем будет стремиться так же строить свои отношения.
  • Отношения с посторонними. Ребенок должен видеть, что его доброта должна быть направлена не только на друзей и членов семьи, но и весь мир. Например, нужно уступить место в автобусе незнакомой бабушке, поднять игрушку, которую уронил другой ребенок. Все, что происходит вокруг – тоже важно.

Воспитание эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста

Если процесс воспитания начался рано, вероятность, что ребенок разовьет в себе эмпатию, гораздо выше. Начинать нужно с младенчества, но желательно, чтобы к школе ребенок уже понимал, что такое сочувствие и как нужно ставить себя на место других людей.

Учителя нередко жалуются на учеников, их жестокое и неадекватное поведение, а родители ожидают, что школа решит эти проблемы. Здесь важны совместные усилия. И родители, и учителя должны показывать и рассказывать ребенку о силе доброты и отзывчивости, демонстрировать это собственными примерами.

У дошкольников процесс эмоционального воспитания имеет особое значение. Он уже не маленький ребенок и многое понимает, но еще достаточно мал, чтобы верить, воспринимать и учиться без отрицания.

  • Помощь дома. Хорошо, если ребенок понимает, что мама тоже устает. А еще лучше, если это понимает и папа, сам помогает и подает пример ребенку. Важно объяснять детям, что помощь по дому необходима. Необязательно заставлять дошкольника мыть весь дом, но выделить ему некоторые обязанности можно (убирать за собой игрушки, мыть тарелку и т.д.).
  • Помощь младшим. Если у ребенка есть младшие братья и сестры, это отличная возможность воспитать в нем отзывчивость. Важно учить делиться и заботиться, но напоминать, что он тоже ребенок и тоже любимый, чтобы не вызвать чувство ревности.
  • Учить добрым поступками. В 3-4 года ребенку будет интересна игра «хороший поступок». Они не испытывают стеснения и искренне радуются мелочам. Можно предложить ребенку каждый день совершать что-то хорошее: подарить бабушке на лавочке цветок, угостить ребенка яблоком, отнести свою игрушку в детский дом, покормить котенка и т.д.

Отзывчивость - что это такое, воспитание отзывчивости
roditelideti.su

И чувства добрые… (о воспитании сочувствия)

Цифра на самом деле ужасающая. Понятно, откуда берется такая леденящая душу жестокость подростков. Многие сталкивались и с тем, что дети разного возраста буквально испытывают радость от страданий сверстников или животных. Подобные видео в сети не редкость.

Дефицит доброты в наше время – один из самых страшных. А корнями он уходит именно в дошкольный возраст, когда по разным причинам ребенок сначала не получает достаточно любви и внимания в семье, затем испытывает длительное эмоциональное неблагополучие, и в итоге теряет естественные нравственные ориентиры.

Психологи называют способность к сочувствию одним из важных качеств психически здорового человека.

Эмоциональная сфера ребенка рассматривается как одна из базовых предпосылок общего психического развития, как ядро становления личности ребенка, как один из фундаментальных внутренних факторов, определяющих психическое здоровье ребенка и становление его исходно благополучной психики.

(Психологический словарь. / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова.- М., 1996)

Способность к сочувствию как одно из главных свойств личности в норме подразумевает не только способность поставить себя на место другого человека, понимание и сопереживание чувствам другого человека.

Это обязательно еще и активное действие по отношению к объекту сочувствия, реальная помощь по облегчению страдания другого человека.

Наиболее интенсивно эмоциональная составляющая личности человека развивается в дошкольном возрасте.

Способность человека «считывать» эмоции других людей принято называть эмпатией. Считается, что эмпатией от рождения наделен каждый человек. Как любая способность, эмпатия может остаться неразвитой. Сочувствие, сострадание – это результат развития эмпатической способности.

Определите уровень развития эмоциональной отзывчивости

Учитывая, что эмоциональная восприимчивость каждого ребенка неодинакова, хорошо для начала определить ее исходный уровень.

Высокий уровень эмоциональной отзывчивости

  • Активно откликается на эмоциональное состояние близкого человека или другого ребенка.
  • Правильно отвечает на вопросы вида: «Можно ли кричать, когда папа или мама спит? Почему?»
  • Спрашивает, нужна ли помощь в какой-либо сложной ситуации, охотно предлагает свою помощь и оказывает эту помощь самостоятельно.

Средний уровень эмоциональной отзывчивости

  • Радуется успехам сверстника, замечает эмоции других людей, но не пытается утешить или подбодрить в сложной ситуации.
  • Отвечает на вопросы вида: «Можно ли дергать кошку за хвост? Почему?» — в целом правильно, с небольшими ошибками. Характерны ошибки при объяснении обоснования выбора.
  • Дает советы по выходу из сложной ситуации, оказывает помощь после подсказки взрослого.

Низкий уровень эмоциональной отзывчивости

  • Равнодушен к неудачам или успехам других детей.
  • Отвечает на вопросы вида: «Если ты разбил чашку, а мама подумала на брата и ругает его, надо ли сказать правду? Почему?» — неверно, руководствуясь в ответе своей выгодой и желаниями.
  • Не интересуется затруднениями родных и сверстников, не оказывает помощь даже после подсказки взрослого.

Как повысить уровень эмоциональной отзывчивости дошкольника

Маленьким детям изначально свойственна яркая эмоциональная реакция на события, происходящие вокруг. В дошкольный период чувства ребенка: и смех, и радость, и слезы, и сожаление, — особенно искренни.

При этом ребенок естественно стремится к общению. Все это нужно использовать для воспитания чуткости, внимания к ровесникам, младшим детям и взрослым.

Начните с самого ребенка

Некоторые родители придерживаются образа некоего «сурового» воспитания, особенно с мальчиками:

  • Устал? – Ничего, я тоже устала.
  • Ушибся? — Не плачь, мужчины не плачут!
  • Потерял игрушку? – Сам виноват, надо следить за своими вещами.

«Спартанское» воспитание эмоциональной сферы – вещь абсолютно недопустимая!

Родители должны знать, что основа эмоциональной отзывчивости закладывается их собственным отношением к проблемам ребенка. Его неприятности, боль, переживания должны всегда встречать сочувствие и понимание. Ребенок должен быть уверен, что родители всегда помогут ему в любой трудной ситуации.

Только в этом случае ребенок сможет перенести добрый пример с себя на окружающих.

Маленькие вопросы

Когда эмоциональная сфера ребенка небогата, но отношение родителей к ребенку находится на должном уровне, начинать можно с небольших вопросов:

  • Посмотри, мальчик упал! Наверное, ему больно, вспомни, как тебе было больно, когда ты падал?
  • Посмотри, у девочки отняли куклу! Как ей обидно! Ты ведь обижался, когда у тебя отнимали машинку?
  • Как ты думаешь, папа будет рад нашему подарку на день рождения? Вспомни, как ты радовался подаркам?

Цель таких вопросов – запустить механизм переноса собственных, знакомых эмоций на других людей. Этот маленький шаг к умению понять другого – начало пути доброго отношения к миру и людям.

Рассказ о чувствах

Рассказывайте ребенку, что вы чувствуете по тому или иному поводу. Спрашивайте, что чувствует он. Задавайте вопросы, что, по мнению ребенка, может чувствовать тот или иной человек в разных ситуациях.

После прочтения сказки, стихотворения поговорите о чувствах героев книги, о причинах их поступков, обсудите, какие герои хорошие и добрые, какие плохие и злые и почему.

Обсуждая события в детском саду, на детской площадке, выясняйте мотивы поступков ребенка и других детей, спрашивайте, какие чувства вызывают события у ребенка и других детей.

Если ребенок ведет себя агрессивно или неправильно, не говорите ему, какой он плохой. Сообщите, какие чувства у ВАС вызывают его действия. Объясните, почему.

Воспитание действием

Если ребенок уже достаточно хорошо ориентируется в эмоциональной сфере окружающих людей, и одновременно с предыдущими рекомендациями, приучайте ребенка к действенному добру.

Сначала используйте прямые указания:
  • Дай Маше совок, ей нечем насыпать песок.
  • Достань сестренке куклу, она еще маленькая и не дотягивается до полки.
  • Помоги бабушке донести сумку, она старенькая, ей тяжело.
Потом косвенные:
  • Посмотри, братик упал, что нужно сделать?
  • Что сделает моя добрая девочка, если у нее много кукол, а у Маши ни одной?
  • Как мы будем себя вести, когда папа спит?
Затем создавайте условия для самостоятельных действий ребенка:
  • Оставляйте ребенка присмотреть за больной бабушкой.
  • Попросите поиграть с младшим братом/сестрой.
  • Найдите престарелого человека, живущего по соседству и мотивируйте ребенка помогать ему.
  • Заведите домашнее животное — питомца, посетите приют для животных, зимой постройте кормушку для птиц.

Постепенно ребенок и на словах, и на практике узнает о том, что добрый человек не обижает товарищей, братьев, сестер. Добрый человек не мучает животных. Добрый человек не смеется над неудачами других детей. Добрый человек приходит на помощь всем, кто попал в нелегкую ситуацию.

Похвала и порицание

Любой, даже самый незначительный, но правильный поступок ребенка должен быть оценен так щедро, чтобы ребенок испытал положительную эмоциональную реакцию по этому поводу. Одобрение взрослых вызывает стремление сделать еще лучше.

Дети не всегда идут по правильному пути, чтобы стать хорошими. Это происходит как от недостатка жизненного опыта, так и от слабой развитости эмоциональной и нравственной сферы. Вовремя сказанное внушительное слово обязательно найдет отклик в душе ребенка. При этом критикуйте сам поступок, а не личность ребенка.

Очень хорошо дать возможность испытать стыд, угрызения совести, сожаления по поводу плохого поступка.

Максим Горький в книге «Сказка жизни» привел такой пример:

Однажды во время прогулки детям нужно было перейти по узкому бревну через небольшой ручеек. В первой паре шли девочки. Они никак не могли решиться пройти по бревну. Марина откровенно призналась: «Я боюсь». Тогда Сережа начал смеяться: «Эх вы, трусишки, испугались. Я бы сразу перешел». В таких случаях важно быстро принять правильное решение. Воспитатель спокойно сказал: «Иди, Сережа, первым». Мальчик осторожно пошел по бревну, дошел до середины, но вдруг испугался, присел на корточки и, обхватив бревно руками, прополз остаток пути. «Вот так смелый!» — засмеялись дети. Сережа покраснел, обиделся, сел в стороне от ребят и долго ни с кем не играл. Потом к нему подошел Алеша: Пойдем играть, ты ведь тоже над всеми смеялся». Помог воспитатель: «Хочешь, пойдем к бревну, и ты научишься смело ходить по этому мостику. Смелость тоже не сразу дается». Сережу глубоко задел этот случай. На следующий день он сказал воспитателю: «Я знаю такую задачу, которую никто из ребят не решит». (Сережа занимался с отцом математикой и очень хорошо решал сложные для его возраста задачи.) Воспитатель спросил: «А если никто не решит, ты опять, как вчера, будешь смеяться над ребятами?» Сережа опустил глаза, потом сказал: «Нет, я расскажу, как решать».

Очень сильное средство воздействия на старших дошкольников — юмор. Действие доброжелательного смеха взрослых на ребенка сильнее (и предпочтительнее), чем грубое замечание или наказание.

Собственный пример

Эта уже набившая оскомину истина не становится менее важной от многочисленных повторений. Сложно требовать от ребенка, чтобы он уступал место в автобусе, если этого не делает его отец.

Ваша любовь и правильное отношение к ребенку, отношения друг к другу внутри семьи, пример отношения родителей к близким и посторонним людям, — это то, с чего начинается воспитание отзывчивости. Без начала не может быть и продолжения.

Воспитание у детей доброты начинается с воспитания у них чувства любви, заботливости по отношению к родителям, возникающее как ответное на любовь и заботу родителей к своему ребенку.

Негативная информация

Не перегружайте ребенка негативной информацией. Ни один человек не может вместить в себя все страдания, боль и беды других людей. Переизбыток такой информации может вызвать защитную реакцию психики: отторжение, злость, раздражение.

По этой же причине необходимо отстранить ребенка и об информации о насилии, которой забиты телевидение и кино. О том, что происходит в мире нужно говорить с ребенком, учитывая его возраст и особенности психики.

Не отмахивайтесь от воспитания сочувствия! Думайте о том, как ребенок будет относиться к Вам в старости, до которой осталось не так уж много времени.

baby-ved.ru

Консультация для родителей «Как воспитать ребенка добрым и отзывчивым»
консультация на тему

В наш век бешенных скоростей пробивные и лидерские качества человека выходят на первый план. Но быть сильным и быть при этом добрым — это реально. И это правильно.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Как воспитать ребенка добрым и отзывчивым?»

детский сад №37 с.Раздольное

Как воспитать ребенка добрым и отзывчивым?

Не секрет, что многие современные родители считают, что у ребёнка важно развивать, прежде всего, «пробивные» качества: настойчивость, уверенность, умение постоять за себя и убедить в своей правоте. Безусловно, в развитии этих качеств тоже есть смысл. Однако в последнее время во внимание уже не берётся такое качество, как, например, доброта. Отзывчивость, щедрость, вежливость, готовность прийти на помощь — это важнейшие характеристики личности. Как научить ребёнка быть добрым, открытым, дружелюбным, отзывчивым?

Каким мы, родители, мечтаем видеть собственного ребёнка? Не отрицайте, что хорошо, если бы он стал добрым, смелым, умным , уверенным в своих силах, способным и, конечно, счастливым. Вряд ли кто-то из родителей будет протестовать против такого списка добродетелей, ведь никто не желает себе одинокой и печальной старости, лишённой заботы. Родители хотят, чтобы ребёнок умел любить и быть любимым, чувствовал себя комфортно в семье, дошкольном учреждении и школе, при общении со сверстниками и взрослыми. Да, в жизни он встретит немало зла, предательства, зависти и ненависти. Такова жизнь. Важно, чтобы ребёнок научился прощать, не стал жестоким, циничным и равнодушным, умел сочувствовать и хотел помогать.

«А знаете ли вы, что доброта — основа воспитания, на которой строится отношение к миру и людям. Она не бывает избирательной».

Добрый ребёнок или не очень — зависит от воспитания. Маленькие дети очень чувствительны к доброте и, наоборот, к несправедливости. Первоочередная задача взрослых здесь — не уничтожить детскую чуткость и доверие, не научить их обману и цинизму.

Кто-то будет утверждать, что доброте нет места в современном жестоком мире. Доброта — это отнюдь не слабость. Показывая ребёнку свой положительный пример отношения к людям, животным, природе, мы ориентируем на такое же поведение и ребёнка. Если у родителей нет желания воспитать из ребёнка доброжелательного, дружелюбного, отзывчивого, щедрого и внимательного человека, то скоро они увидят в семье маленького эгоиста, равнодушного к чужим бедам, не способного ни дружить, ни любить.

К большому сожалению, показательной чертой нашего времени современности является детская жестокость. Всё чаще мы узнаём, как школьники жестоки друг к другу, грубы со сверстниками и учителями, хамят родителям, цинично шутят. Вот поэтому для родителей сегодня важно заложить в раннем детстве основы истинной нравственности, а именно — воспитать доброго ребёнка. Нужно учить детей различать добро и зло и стараться прививать малышам добрые качества, которые ценились во все времена. А для достижения этой цели важно самому стать хорошим примером для подражания.

Доброта и забота

Понятие «доброта» многогранно. Это и проявление заботы, и умение сочувствовать и сострадать, и неравнодушие к несчастьям людей и готовность помочь им, и бескорыстие, и принятие людей такими, какими они есть – со всеми недостатками.

С какого возраста начать воспитывать доброго ребёнка?

С 2 до 5 лет у малыша активно развивается эмоциональная сфера: впервые проявляются такие эмоции как любовь , жалость, сочувствие. В то время, когда мы своим поведением подаём пример любви и добродушия, кроха перенимает такое же отношение к людям и окружающему миру. Какие мы – такими станут и наши дети. Вспомните, как часто ваш ребёнок видит вас раздражёнными, недовольными или равнодушными? Как часто малыш слышит крик или нехорошие отзывы о людях? Не лукавьте. Ответив искренне на эти вопросы, вы задумаетесь о качестве и содержании воспитания ребёнка.

Как стать добрым?

Начать воспитывать доброго ребёнка можно с обучения его заботиться о других. Каким образом? В первую очередь нужно приучать ребёнка быть внимательным к родным.

  1. Учим помогать родителям по дому. Двухлетний малыш уже вполне может помогать родителям. К примеру, если его поставить на устойчивый стульчик, он может помочь помыть свою детскую пластмассовую посуду. Дошкольник может нести часть покупок из магазина – например, буханку хлеба. Малышу будет интересно орошать из пульверизатора комнатные растения. Вытирать пыль, пылесосить и пробовать мыть полы – тоже под силу дошколятам.
  2. Приучаем заботиться о младшем ребёнке. Появление в доме младшего ребёнка – тоже отличный повод научиться проявлять заботу . Пусть ребёнок поможет маме управиться с братиком или сестричкой: поиграет с ним, поделится игрушками. Заботясь о малыше, старший ребёнок учится оказывать помощь, откликаться, переживать.
  3. Учим совершать хорошие поступки. С четырёхлетним малышом можно сыграть в игру «Хороший поступок». Предложите малышу хотя бы раз в день совершать нечто хорошее. Например, приятные сюрпризы знакомым: подарить кому-то букетик дачных цветов, угостить ребят во дворе домашним печеньем, отнести ненужные вещи и игрушки в детский дом, сделать открытку с пожеланиями кому-либо, разучить песенку для бабушки. Лучше всего – когда у ребёнка появится привычка делать приятные сюрпризы людям просто так.

«Совет. Самое главное в воспитании – приучить малыша получать удовольствие от того, что он оказывает помощь или заботится о ком-то. Захваливать не следует. Здесь достаточно обычного одобрения: такое поведение должно стать для ребёнка повседневной нормой».

Милосердие и сострадание

Милосердию и состраданию люди учатся на протяжении всей жизни. Малыш, ещё не постигший ещё азбуку добра, не может отдать себе отчёт в том, что он может кого-то обидеть или причинить боль. Плохо, когда взрослые не объясняют ребёнку, как делать не следует. Ещё хуже — когда поощряют детскую жестокость.

Понаблюдайте за своим ребёнком и выясните для себя следующее:

  • Сочувствует ли он людям?
  • Жалеет ли он Вас, когда Вам плохо, Вы заболели?
  • Ласков ли он с родными?
  • Смеётся ли он над детьми, когда у них что-то не получается, они огорчены, плачут?

Сочувствие и сострадание возможны только тогда, когда ребёнок научится определять свои чувства, эмоции и переживания. Тогда он научиться их видеть и в других. Научить этому и воспитать доброго ребёнка можно, используя такие методы :

  1. Учите ребёнка называть чувства правильными словами. Например: «У меня сегодня отличное настроение», «Я плохо себя чувствую», «Мне хорошо… больно… весело… обидно… нравится», «Я испугался… я очень рад… счастлив… сердит… огорчён». Когда ребёнок услышит, как мама говорит о своих состояниях, он будет учиться этому.
  2. Развивайте ребёнка эмоционально. Для этого можно применять специальные упражнения. Например, помогите малышу нарисовать солнце, которое веселится, плачет, нахмурилось, рассердилось, обиделось, удивилось, испугалось. Спросите, что малыш видит? Какое это солнышко? Если ему сложно назвать, помогите: «Это солнышко — весёлое, а это — грустное». Соответствующие эмоции изобразите мимически. Ребёнку постарше предложите прочитать известное ему стихотворение с равными интонациями: «ласково», «обиженно», «весело», «сердито», «равнодушно» и т. д. То же самое можно проделать и с танцем. Эмоции также можно изобразить красками. А при прослушивании музыки — научите ребёнка угадывать настроение музыки и давать описание услышанному. Эти упражнения не займут много времени, зато принесут огромное удовольствие и немало пользы.

Не забываете обсуждать книги, мультфильмы, реальные события из жизни — это воспитает в ребёнке внимательность к событиям вокруг него, к окружающим его людям. Малыш научится различать настроение людей, понимать их эмоциональные состояния и причины, которыми они вызваны. А это первый шаг к пониманию важности сочувствия и сострадания.

Детям о милосердии

Как воспитать милосердие в ребёнке? Лучше всего — всей семьёй начать делать простые и полезные вещи:

  • показывайте регулярно ребёнку своим примером, как мы можем помогать кому-то, кто нуждается в этом
  • подкармливайте птиц и животных (особенно зимой)
  • помогайте милостыней стареньким бабушкам (не бомжам и пьяницам)
  • отдавайте одежду, ставшую маленькой ребёнку, в приют или детский дом
  • регулярно помогайте соседям
  • учите ребёнка заботиться о членах семьи.

Дети, видящие добро с детства, будут стремиться делать его на протяжении всей жизни.

Понятие доброты – вовсе не такое простое, как кажется. Однако каждый из нас может различить добрые и злые поступки. Обучая добру с раннего детства, вы воспитаете ребёнка добрым: это станет частью его личности, основой характера. Хорошо, когда, воспитание доброты осуществляется в комплексе: родители много рассказывают, читают вместе и обсуждают книги, учатся на добрых мультфильмах. Лучший урок доброты – собственный пример.

Как воспитать доброго ребёнка на личном примере?

  1. Ребёнок должен ежедневно видеть доброе отношение родителей к людям.
  2. Не кричите на детей и членов семьи: берегите нервы. Поддерживайте спокойные отношения с родными дома, спокойно обсуждайте сложившиеся ситуации, прощайте и жалейте домашних. Это и есть – повседневные бытовые уроки доброты.
  3. Оправдывайте людей и их поступки. Учитесь замечать не зло, а обстоятельства. Например: не «Какой ужасный ребёнок – насыпал в глаза тебе песочек», а «Он не хотел, не обижайся» или «Ему мама наверняка говорила, что нельзя так делать».

С помощью этих методов вы воспитаете хорошего ребёнка, который не относится враждебно к миру, считая окружающих хитрецами и наглецами, а личность снисходительную и терпимую к поступкам других.

Отличный способ воспитать доброго ребёнка – это совместный просмотр добрых мультфильмов и чтение сказок с последующим их обсуждением.

Мультфильмы. Современным детям нравятся вовсе не те мультфильмы , которые мы, родители, любили в детстве. Попросите кроху присоединиться к вам и просмотреть старые добрые мультики. Расскажите малышу о ваших детских переживаниях: как вы боялись Бабу Ягу или переживали за Алёнушку. Ваша искренность будет способствовать тому, чтобы малыш научился различать эмоциональные состояния, сочувствовать и переживать, жалеть. При таких просмотрах между ребёнком и родителем возникнет атмосфера доверия, незримая связь, которая сориентирует его на правильный путь в жизни — путь добра, милосердия, сострадания. Поэтому, чаще смотрите старые мультфильмы, покупайте диски с ними вместе с ребёнком, разучивайте и пойте песенки добрых героев. Атмосфере совместного просмотра и добрые истины старых мультфильмов помогут воспитать по-настоящему доброго ребёнка.

Сказки. Часто ли вы читаете своему ребёнку сказки? Именно настоящие сказки – например, народные, в которых герой, преодолевая трудности и преграды, побеждает зло? Конечно, проще включить ребёнку телевизор. Но ничто не заменит мамино чтение, особенно, если сказка учит добру. Не говорите, что у вас нет времени. Время для проявления недовольства и чтения нотаций находится почему-то всегда. Куда лучше завести привычку воспитывать ребёнка с помощью сказок. Сказки – это понятный для ребёнка язык, с помощью которого он лучше будет понимать уроки нравственности. Обсуждая поведение героев, мы учим ребёнка отличать хорошее поведение о плохого. Эмоциональный язык сказок научит ребёнка различать эмоции, переживать, сочувствовать. При выборе сказок в книжном магазине помните: сказка должна учить чему-то хорошему. Именно это и есть главное назначение сказки. Малышам подходят короткие поучительные сказки. Ребятам постарше – с яркими героями, совершающими разнообразные поступки. После прочтения сказки, поговорите с ребёнком (можно не сразу, а через какое-то время). Предложите малышу оценить поступки героев, проявить своё отношение к событиям. Наблюдая за ребёнком и слушая его рассуждения, вы сможете понять его отношение ко многим вещам. Вы можете удивиться тому, что ребёнок радуется, если злую колдунью привязали к лошади и она в муках умрёт или же узнаёт о том, что царь сварился в молоке. Как вы отнесётесь к тому? Как считаете: зло нужно наказывать, но, может быть, не таким жестоким образом? Обсуждайте с ребёнком прочитанное. Не понравившийся конец сказки замените своим вариантом, придуманным вместе с ребёнком. Предложите малышу поразмыслить, как перевоспитать недоброго персонажа? Как сделать его добрым? Выступая в роли защитника, ребёнок учится быть добрее. Ищите в сказках незаметное добро. Поощряйте стремление малыша пожалеть злодея: пусть малыш поверит в то, что всегда можно всё исправить.

Есть несколько действенных приёмов, которые направлены на то, как воспитать доброго ребёнка:

  1. Не учите ребёнка давать сдачу. Это учит лишь агрессии и тому, что конфликт невозможно решить словами.
  2. Чаще читайте ребёнку поучительные народные сказки.
  3. Учите ухаживать за животными. По возможности, заведите питомца дома и учите ребёнка заботиться о нём. Читайте книжки о животных, смотрите фильмы с их участием.
  4. Учите малыша делиться. Расскажите, что жадничать — плохо.
  5. Поговорите с ребёнком о разнообразии людей вокруг нас. Расскажите, как непросто живётся детям-инвалидам и детям-сиротам.
  6. Научите ребёнка помогать в домашних делах. Так привычка заботиться о родных закрепится у него навсегда.
  7. Хвалите малыша за добрые дела. От добрых дел нужно получать удовольствие.

«Это интересно. Научно доказано, что ребёнку для полноценного развития необходимо до 12 объятий каждый день. Целуйте и обнимайте ребёнка: любовь способствует воспитанию доброты».

Доброта формируется в семье. Учите ребёнка помогать нуждающимся и слабым, заботиться о близких, не обижать младших и животных. Воспитывайте умение делать добро каждый день. Становясь добрее и милосерднее, ребёнок правильно развивается эмоционально, благодаря чему формируются такие чувства как ответственность и отзывчивость. Посейте в малыше любовь, так вы сможете вырастить хорошего человека.

nsportal.ru

Сочинение на тему «Что значит быть отзывчивым человеком?»

План сочинения

Для того чтобы упростить работу над сочинением, рекомендуется перед началом работы составить план будущего эссе. Можно опираться на следующие примерные пункты:

  1. Что такое отзывчивость (определения понятия в различных источниках, например, Википедии, словарях).
  2. Отзывчивые люди — какие они (рассуждения ученика о том, как проявляется качество в поступках).
  3. Примеры отзывчивости из жизни и литературы.
  4. Значение отзывчивости в жизни людей (почему важно воспитывать это качество с детства).

Что такое отзывчивость

Согласно словарю Ожегова, отзывчивый человек — это тот, кто легко отзывается на чужие нужды, всегда готов помочь. Противоположным качеством является равнодушие, безразличие.

Слово «отзывчивость» говорит само за себя — оно означает уметь отозваться, когда к тебе обращаются с просьбой о помощи или поддержке. Я думаю, что это еще и способность почувствовать, что кому-то плохо, без слов понять, что другому нужна твоя помощь.

Отзывчивые люди обладают такими чертами, как:

  • Эмпатия. Они умеют сопереживать другим, чувствует их боль и страдания, как свои собственные.
  • Альтруизм. Внимание всегда обращено вовне, на окружающих. Отзывчивые люди замечают и тонко чувствуют чужое настроение, внимательно слушают собеседника, искренне пытаются проникнуться его рассказом. В отношениях им чужды эгоизм и стремление ставить себя выше других.
  • Тактичность. Отзывчивость означает стремление помогать независимо от собственных убеждений и мировоззрения, невзирая на пол, общественный статус и цвет кожи другого.
  • Великодушие и благородство. Отзывчивые люди умеют прощать и окажут помощь даже тому, кто причинил им зло.
  • Бескорыстие. Он помогает другим искренне, а не ради личной выгоды, ничего не требует взамен.

В русской классической литературе немало примеров отзывчивых людей и поступков. Один из моих любимых героев, обладающих этим качеством, это доктор Пирогов из рассказа Куприна «Чудесный доктор». Встретив несчастного и готового свести счеты с жизнью Мерцалова, врач не смог пройти мимо, захотел помочь. Не рассердился на вспышку гнева Мерцалова, понимая, что она вызвана не недостатком воспитания, а ощущением глубого отчаяния. Сам предложил помощь, отложил свои дела, спас больного ребенка и всю семью от голодной смерти.

Поступок чудесного доктора коренным образом изменил жизнь нескольких, совершенно чужих ему, людей. Если бы на месте Пирогова оказался кто-то черствый и равнодушный, живущий по принципу «моя хата с краю», скорее всего, эта семья в скором времени погибла бы.

Еще один яркий пример отзывчивости — поступок Пети Ростова в романе «Война и мир». Чуткий, восторженно-наивный и неиспорченный юноша проявляет сочувствие к пленному барабанщику, несмотря на то, что тот является врагом. Петя волнуется, сыт ли он, не обидели ли его, успокаивает и подбадривает паренька и даже хочет дать ему денег.

Я считаю, что отзывчивость — одно из самых важных качеств в нашей жизни, которые можно назвать. Как страшно было бы существовать в мире, где люди равнодушно проходят мимо чужого несчастья. Все мы живем на одной Земле, и если не помогать друг другу, то очень скоро наша цивилизация погибнет.

Нужно ли быть отзывчивым

Отзывчивость — это желание делать добрые дела для других людей, всегда быть готовым помочь, презрев собственные эгоистичные интересы. Это важное нравственно-духовное качество, без которого невозможно быть полноценным членом общества. Если в ребенке не воспитывать отзывчивость, он вырастет черствым, грубым и жестоким.

Следует отличать отзывчивость от корысти. Часто люди притворяются добрыми и участливыми друзьями, интересуются делами другого, казалось бы, проявляют заботу. На деле же оказывается, что они делают это не от чистого сердца, а в расчете получить что-либо взамен, например, повышение по службе. Вспомним Аню Доброхотову из фильма «Сладкая женщина», которая говорит маме: «В жизни вообще очень выгодно казаться хорошей». По-настоящему отзывчивые люди никогда не преследуют собственных интересов, они помогают совершенно бескорыстно. Единственной наградой им служат счастье и благополучие другого.

К сожалению, в современном мире людям не хватает отзывчивости. Они больше заботятся о своем социальном статусе и богатстве, о достижении целей, чем о других людях. Равнодушно проходят мимо нищего, просящего милостыню, мимо сбитой на дороге собаки, мимо лежащего в обмороке прохожего. Близость, доброту и общение им заменили мобильные телефоны и социальные сети.

Этой проблеме уделяли внимание многие писатели. Драматические последствия людского равнодушия показал, например, А. П. Чехов в рассказе «Тоска», в котором безразличие и душевная черствость окружающих приводят к тому, что извозчик Иона остается наедине со своим горем — смертью сына — и изливает душу лошади, единственному близкому для него существу.

Прекрасный пример отзывчивого сердца — героиня романа Солженицына «Матренин двор». Матрена стремится помогать людям искренне, ничего не требуя взамен, при том что у нее есть собственные трудности. Ее отзывчивость не знает границ, даже когда родственники, словно ростовщики, делят ее дом на куски. И хотя люди не оценили заботу Матрены по достоинству, для нас она всегда будет символом искренности, самоотверженности и добросердечия.

Я считаю, что нужно всеми силами культивировать в людях отзывчивость и другие нравственные качества, иначе нас ждет ужасное будущее. Начинать следует еще в раннем детстве, например, обращать внимание ребенка на бездомных животных, пожилых людей, которым тяжело стоять в транспорте или открыть дверь. Многие родители уделяют все внимание покупке игрушек, развлечениям ребенка и его питанию, а не воспитанию душевных качеств. А ведь именно с понимания простых вещей, таких как доброта и внимание к другим живым существам, и начинается становление личности с прекрасной душой.

Подготовка к ОГЭ

Проблема равнодушия и отзывчивости и их значимости в нашем мире часто становится предметом итогового сочинения в выпускном классе, являющегося допуском к ЕГЭ. Чтобы написать хорошую работу по этой теме, следует прочитать ряд литературных произведений, где представлены примеры чуткости и безразличия:

  • «Чудесный доктор» А. И. Куприна;
  • «Война и мир» и «Кавказский пленник» Л. Н. Толстого;
  • «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина;
  • «Чучело» В. К. Железникова;
  • «Гроза» А. Н. Островского;
  • «Мальчик в полосатой пижаме» Дж. Бойтона;
  • «Судьба человека» М. А. Шолохова;
  • «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского;
  • «Звоните и приезжайте!» А. Г. Алексина;
  • «На дне» М. Горького;
  • «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайлда;
  • «Милый друг» Ги де Мопассана.

Этот список можно продолжать бесконечно, так как проблема отзывчивости, доброты и взаимопомощи, а также страшных последствий душевной черствости и эгоизма волновала умы писателей во все времена. В своих произведениях авторы отчетливо показывают, как важно воспитывать в каждом человеке стремление помогать ближнему. Именно это качество и позволяет называть нас людьми.

nauka.club

Что такое отзывчивость?

Отзывчивость – это качество человека, позволяющее подходить к пониманию человеческих потребностей со стороны полной эмпатии (то есть принятия без оценки) и альтруизма. Таким образом, отзывчивость предполагает сочувствие, соучастие, поддержку и помощь, без влияния предрассудков, вне религиозным, этнических и политических убеждений и даже несмотря на реальные действия посторонних людей.

Отзывчивый человек при общении учитывает все характеристики собеседника: пол, возраст, статус и так далее, чтобы в процессе взаимодействия не задеть своего оппонента. Более того, считается что такая личность способна заметить призыв о помощи даже «между строк», то есть без реальной просьбы.

Как формируется отзывчивость?

На данный момент существует очень интересная теория физиологической предрасположенности человека к отзывчивости. Так, ряд исследователей обнаружили, что люди, которые оценивались окружающими как «отзывчивые» с наибольшими баллами в ходе опроса, выявили склонность к повышенной выработке вазопрессина и окситоцина, по сравнению с другими среднестатистическими показателями.

Так же существуют интересные наблюдения, которые говорят о том, что отзывчивые люди получают сильные положительные эмоции от бескорыстной помощи другим, стимулируя таким образом перестройку и своего организма на сниженный уровень стресса и негатива. А как следствие – средняя продолжительность жизни у них больше.

Однако, наиболее важными факторами в формировании отзывчивости, до сих пор считается ближайшее окружение, социум и семья.

Как развивать отзывчивость?

Для развития отзывчивости стоит обратить внимание на несколько важных моментов в восприятии окружающего мира. Дело в том, что мы часто привыкаем делать что-то для того, чтобы получить что-то взамен. Подобное отношение начинает формироваться у нас в процессе нашей жизни. Но, если мы вернёмся к изначальным, материнско-отцовско-детским отношениям, то родители отдают многое своим детям для того, чтобы видеть их радость, рост, да и просто – жизнь. Именно это восприятие радости является отдачей на труды. И человек отзывчивый получает своё обратное вознаграждение в виде созерцания и понимания позитивных эмоций других или, по крайней мере, уменьшения негативных. Поэтому, для развития отзывчивости важно научиться не ждать «спасибо», а видеть его в изменениях других.

Ещё одним немаловажным фактором является развитие эмпатии и уважения к людям, которые отличаются от вас своими убеждениями, мировоззрениями и установками.

Некоторые психологи советуют начинать развивать отзывчивость, общаясь с теми, кто по сути и не может ничего нам дать взамен, кроме эмоционального отклика. Имеется в виду, животных и растения. Доброе отношение к ним и понимание без слов их потребностей развивает внутренние нравственно-духовные качества личности.

Но, есть и другой, несколько отличающийся подход. Он утверждает, что такие понятие как отзывчивость, чувство долга, мораль и т.д. – это составляющие более высокого порядка. И для их формирования с одной стороны – необходимо минимальное удовлетворение более низших потребностей (при понимании сути проблемы), а с другой – социальный ориентир, демонстрирующий пример таких качеств. То есть, человеку, который всё время посвящает борьбе за выживание и нахождение пропитания, будет просто не актуально развивать в себе такие составляющие личности. Но, с другой стороны, человек испытывающий перенасыщение во всём, не будет сопереживать неприятностям других, ведь он сам ни разу не был в их шкуре и ему не понятны эти эмоции.

Рассмотрим пример с социальными ориентирами. Допустим, что семья имеет минимум или даже средний уровень для удовлетворения базовых и не только потребностей. Ребёнок при этом видит пожилого человека, который испытывает возрастные боли и нуждается в какой-либо помощи. Естественно, что он не понимает, как именно эта помощь оказывается. А ему говорят значимые взрослые: «Да зачем это нужно, да сдать его в дом престарелых, чтобы настроение не портил. И дело с концом.» Естественно, что у ребёнка, при всех имеющихся предпосылках, не будет развиваться никакая отзывчивость.

Что делать если отзывчивости нет?

Если вы анализируете себя, то важно понять почему так получилось. Какие жизненные ситуации или люди повлияли на это?

Отзывчивость - что это такое, воспитание отзывчивости
psihter.ru

COMMENTS