Память для взрослых

Витамины для памяти

Витамины для памяти – органические вещества, улучшающие когнитивные функции мозга (внимание, интеллект, память, мышление). Наряду с этим, нутриенты участвуют в углеводном, белковом и жировом метаболизмах, поддерживают работу желёз внутренней секреции, «контролируют» минерализацию костной ткани, предупреждают развитие патологий сосудистого русла.

Учитывая, что память «отвечает» за сохранение, накопление и воспроизведение полученной информации, расстройство когнитивных функций приводит к негативным последствиям. А именно: снижению концентрации внимания, усилению «забывчивости», торможению умственных реакций, ухудшению интеллектуальных способностей.

Ослабление мозговой деятельности, в 90 % случаев, происходит из-за дефицита эссенциальных веществ в организме.

Рассмотрим перечень незаменимых нутриентов для памяти, источники их получения, полезные свойства.

Важнейшими нутриентами для мозга являются витамины группы В. Они играют первостепенную роль в передаче нервных импульсов в мозг, доставке кислорода тканям, восстановлении миелина нейронов, насыщении нервных клеток энергией, защите «органа мышления» от перегрузок и раннего старения.

Главные представители витаминов группы В:

  1. Тиамин (B1). Оптимизирует работу нейронов, улучшает когнитивные функции мозга, снижает нервную возбудимость, ускоряет умственные реакции. При нехватке тиамина происходит аккумулирование мочевой кислоты в организме, вследствие чего возникает «забывчивость», апатия, депрессия, бессонница, головная боль.

Природные источники нутриента – орехи, стручковый горох, рыба, куриные яйца, чеснок, гречневая крупа. Суточная доза – 1,5 миллиграмм.

  1. Рибофлавин (B2). Стимулирует мозговую деятельность, подавляет сонливость, снижает усталость (при умственных и физических нагрузках), предупреждает возникновение головных болей. Дефицит рибофлавина проявляется слабостью, заторможенностью мышления, медленным заживлением ран.

Продукты, содержащие витамин – молоко, кефир, творог, сметана, мясо. Дневная норма – 1,8 миллиграмм.

  1. Пантотеновая кислота (В5). Ускоряет передачу импульсов между нейронами (активизирует долгосрочную память), стимулирует синтез защитных антител (нейтрализует воздействие никотина и алкоголя). Признаки нехватки витамина В5: беспокойный сон, быстрая утомляемость, депрессивное настроение, «провалы» в памяти, ферментативные расстройства.

Пантотеновая кислота поступает в организм совместно с молоком, капустой, гречкой, фундуком и яйцами. Суточная потребность – 5 – 7 миллиграмм.

  1. Пиридоксин (B6). Повышает скорость мозговых реакций, устраняет тревожность, снижает раздражительность, защищает клетки ЦНС от повреждений. Интересно, что активность «органа мышления» напрямую зависит от концентрации пиридоксина в организме. Нехватка витамина B6 сопровождается следующими реакциями: ночными судорогами, психозами, снижением аппетита, ухудшением памяти, рвотными позывами.

Пищевые источники витамина – яйца, картофель, бананы, капуста. Для полноценной работы мозга важно принимать не менее 2 миллиграмм нутриента в сутки.

  1. Никотиновая кислота (В3). Стимулирует умственные реакции (за счёт синтеза энергии в нервных клетках), улучшает концентрацию внимания (путём усиления кровообращения), снижает нервное напряжение. При нехватке витамина РР возникают бессонница, мигрени, головокружения, припухлость языка, а в тяжёлых случаях – слабоумие, шизофрения, потеря сознания.

Нутриент содержится в сливочном масле, яичном желтке, птице (курятине), рыбе, гречневой крупе, молоке. Для полноценной работы головного мозга важно потреблять 15 – 20 миллиграмм ниацина в день.

  1. Фолиевая кислота (B9). Участвует в синтезе «мозговых» аминокислот (глицина, триптофана, тирозина), повышает скорость умственных реакций, нормализует сон, повышает иммунитет. Дефицит данного вещества ведёт к торможению деления клеток (особенно в мозге и кишечнике), анемии, нарушению сна, «провалам» в памяти, пищеварительным расстройствам.

Витамин В9 присутствует в кисломолочных продуктах, грибах, злаках, тыкве. Дневная норма – 0,4 миллиграмм.

  1. Цианокобаламин (В12). Регулирует суточную активность организма (фазы сна и бодрствования), «контролирует» переход информации из краткосрочной памяти в долговременную, нормализует психоэмоциональный фон. Дефицит витамина В12 – частая причина старческого слабоумия и «потери» памяти в пожилом возрасте.

Природные источники: пекарские и пивные дрожжи, говяжья и телячья печень, проросшая пшеница, зеленый лук, морепродукты. Дневная норма – 0,003 миллиграмм.

Кроме витаминов группы В, для улучшения памяти организм нуждается в следующих нутриентах:

  1. Витамин С (аскорбат кальция, L-аскорбиновая кислота). Нивелирует последствия физических и умственных перегрузок, усиливает мозговое кровообращение, повышает биодоступность витаминов группы В, укрепляет миелиновые оболочки нейронов.

Аскорбиновая кислота содержится в красном сладком перце, землянике, цитрусовых, черной смородине, хрене, шиповнике, щавеле. Суточная потребность в антиоксиданте составляет 1000 – 1500 миллиграмм.

  1. Витамин Е (токоферол, токотриенол). Защищает нервную ткань от губительного воздействия токсинов и свободных радикалов, укрепляет краткосрочную память, регулирует перепады настроения, ускоряет восприятие новой информации, усиливает выработку половых гормонов. Кроме того, регулярный приём токоферола сдерживает болезнь Альцгеймера.

Источники нутриента: авокадо, орехи, куриные яйца, растительные масла, кукуруза. Дневная норма – 10 – 20 миллиграмм.

  1. Витамин D (холекальциферол). Ускоряет передачу нервных сигналов в мозг (за счёт поддержания «правильной» концентрации кальция в крови), поддерживает эластичность нейронов, координирует выработку инсулина.

Холекальциферол содержится в следующих продуктах питания: рыбе, яйцах, мясе и печени крупного рогатого скота, молоке, сыре, сметане, твороге. Для поддержания хорошего самочувствия организм должен ежедневно получать от 100 до 500 миллиграмм нутриента в сутки.

  1. Витамин Р (биофлавоноиды). Укрепляют стенки нервных капилляров, предупреждают кровоизлияние в мозг, защищают клетки ЦНС от воздействия свободных радикалов.

Антиоксиданты поступают в организм совместно с ягодами шиповника, винограда, рябины, лимона, чёрной смородины. Суточная порция – 40 – 100 миллиграмм.

Интересно, что тело человека на 65 % состоит из воды, а клетки мозга – на 90%. В организме человека она распределена следующим образом: одна часть сосредоточена во внеклеточном пространстве, другая – находится внутри клеток. В первом случае благодаря воде, организм равномерно распределяет кислород, питательные вещества и выводит токсины из организма, во втором – обеспечивает обмен веществ, выработку энергии.

Для запоминания информации, обеспечения мыслительной функции важно выпивать не менее двух литров воды в день.

Симптомы обезвоживания мозга: эмоциональная нестабильность, тяжесть в голове, депрессия, раздражительность, злость, повышенная утомляемость, снижение способности концентрации внимания. Продолжительная нехватка воды (дегидратация) – причина уменьшения клеток мозга в объеме и массе, что ведет к развитию слабоумия, усугубляет течение амиотрофического склероза, болезней Альцгеймера, Паркинсона.

Нервное напряжение, стрессы, недосыпание – главные причины перевозбуждения головного мозга. Данное расстройство ведёт к нарушению кровообращения, и, как следствие, ухудшению памяти, снижению мозговой деятельности, ослаблению умственные реакций. Для профилактики данных проблем фарминдустрия выпускает витамины, укрепляющие память. Однако, у многих людей возникает вопрос: в чём секрет подобных лекарств, не преувеличена ли польза от их приёма?

Миф №1 «Таблетки помогут «с первого взгляда» запоминать номера телефонов, имена и страницы с текстом»

Это не совсем так, поскольку добавки влияют на память лишь косвенно. Главная задача таких средств – улучшение процессов, происходящих в мозге: кровообращения, обмена веществ, связей между нейронами, энергообмена в тканях, передачи нервных импульсов в ЦНС, регенерации миелиновых оболочек нейронов. После восстановления данных процессов, в 80 % случаев, повышается скорость и качество запоминания.

Миф №2 «Улучшающие память витамины можно подбирать самостоятельно. У них нет противопоказаний»

Опасное заблуждение. Данные препараты, как и любые лекарственные средства, имеют ограничения.

Противопоказания: беременность, лактация, атеросклероз, дисфункции мозгового кровотока, артериальная гипотензия, расстройства пуринового метаболизма, эрозийный гастрит. Кроме того, некоторые препараты (сильнодействующие) показаны только после хирургических вмешательств или черепно-мозговых травм.

Помните, добавки для мозга принимают только по назначению врача-невролога.

Миф №3 «После 60 лет единственный способ улучшить память – приём лечебно-профилактических комплексов».

Частично правда. Для укрепления памяти важно, в первую очередь, выполнять зарядку (в том числе дыхательную), потреблять полноценную пищу, тренировать умственные способности (запоминать текст или изучать иностранный язык), принимать соевый лецитин, выпивать 2 литра чистой воды в день, регулярно проходить витаминные курсы.

В пожилом возрасте передача нервных импульсов, реакции обмена ослабевают, поэтому люди преклонных лет чаще молодежи нуждаются в лечении ноотропными или поливитаминными комплексами.

Заключение и назначение делает лечащий врач, исходя из состояния здоровья, возраста и сопутствующих расстройств. Не занимайтесь самолечением!

Миф №4 «Регулярный приём средств для памяти – лучшая профилактика болезни Альцгеймера»

Данное утверждение основывается на мнении, что первые признаки слабоумия (снижение концентрации внимания, ухудшение памяти, ослабление интеллекта, перепады настроения) можно купировать лекарствами, улучшающими мозговой кровоток. Однако, это не так, поскольку в основе развития болезни Альцгеймера лежат дегенеративные процессы головного мозга, в частности тотальная атрофия нервной ткани. Причины возникновения данного недуга, на сегодняшний день, до конца не изучены. Медикаментозное лечение деменции включает в себя применение препаратов, направленных на нормализацию обменных процессов в мозге, улучшение трофики нервной ткани, детоксикацию организма, снижение неврологических дисфункций (депрессий, тревожности, галлюцинаций). Поэтому при первых симптомах ухудшения памяти незамедлительно обратитесь к неврологу (для выяснения «природы» расстройства и назначения соответствующей терапии).

Одна из распространённых причин низкого интеллекта у детей – нарушение мозгового кровообращения. При этом, малыши плохо запоминают информацию, не могут сосредоточиться, быстро утомляются.

Такие дисфункции в 90 % случаев связаны с дефицитом эссенциальных веществ в организме. Для устранения и профилактики когнитивных расстройств рацион ребёнка обогащают овощами, фруктами, ягодами, зеленью, орехами, злаками, кисломолочными продуктами. Наряду с этим, потребность в витаминах компенсируют при помощи биологически активных комплексов.

Рассмотрим популярные средства «для мозгов»:

Показания к применению: задержка умственного развития (у детей), нарушения сна, нервная возбудимость, стрессовые состояния, реабилитация после черепно-мозговых травм и нейроинфекций (в комплексной терапии). Суточная доза для новорожденных составляет 25 миллиграмм, младенцев от 1 до 3 лет – 50 миллиграмм, детей старше трёх лет – 100 миллиграмм.

  1. «Пиковит Омега-3» (КРКА, Словения). Мультикомпонентный состав, выпускаемый в виде сиропа с персиковым вкусом. Комплекс включает в себя рыбий жир (источник омега-3), витамины группы В (тиамин, рибофлавин, пиридоксин, цианокобаламин, фолиевую кислоту), холекальциферол, ретинол, токоферол. Ингредиенты добавки, улучшая мозговой кровоток, повышают его когнитивные функции, в том числе адаптацию ребёнка к школьным нагрузкам.

Сироп потребляют в чистом или разведённом виде единожды в сутки (после завтрака). Схема приёма: малышам от 1 до 5 лет – 5 миллилитров, школьникам (6 – 14 лет) – 7,5 миллилитров, детям старше 15 лет – 10 миллилитров.

  1. «Биотредин» (МНПК Биотики, Россия). Препарат на основе витамина В6 и L-треонина (аминокислоты). Фитодобавку применяют для улучшения краткосрочной и долгосрочной памяти, повышения умственной работоспособности, снятия психоэмоционального напряжения у школьников. Дневная дозировка для детей – 1 – 2 таблетки (под язык).

Роль нервной системы заключается в восприятии и анализе поступившей извне информации. Кроме того, она руководит движениями человека и отвечает за слаженную работу всего организма. Проявлением высшей нервной деятельности являются речь, эмоции, память и интеллект. Интересно, что нарушение биохимических реакций в мозгу, в первую очередь, отражается на качестве запоминания.

Перечень препаратов для улучшения памяти:

  1. «Нейростронг» (Artlife, Россия). Биоактивный комплекс, предназначенный для укрепления нервной системы, ускорения восстановительных процессов после инсульта, профилактики дисфункций микроциркуляторного русла головного мозга. В состав препарата входят: L-глутаминовая кислота, имбирь, солодка, гинкго билоба, лецитин, черника, витамины В1, В3, В6.

Детям до 5 лет назначают по 1 таблетке 2 – 3 раза в сутки, школьникам и взрослым – по 2 – 3 пилюли трижды в день.

  1. «Интеллан» (Herbion Pakistan, Пакистан). Органическая добавка, в состав которой входят 6 видов целебных трав (гинкго билоба, центелла азиатская, херпестис монниерра, кориандр посевной, амомум шиловидный, эмблика лекарственная). Препарат используют для стимуляции мозговой деятельности (путём активации нейротрансмиттерных центров), купирования тревожности (психогенной и невротической природы), повышения интеллектуальных способностей, ликвидации головокружений (вызванных нейросенсорными изменениями).

Стандартная схема приёма: по 1 капсуле или 10 миллилитров сиропа дважды в день.

  1. «Нейро Плас» (Vitaline, Россия). Натуральный биокомплекс, повышающий память, внимание, настроение. Активные компоненты состава: готу кола, имбирь, солодка, гинкго билоба. При регулярном приёме добавки улучшается приток кислорода и крови к тканям, снижается проницаемость сосудистой стенки, повышается жизненный тонус организма, ускоряется регенерация пигмента сетчатки, ускоряется психомоторное и речевое развитие (у детей).

Препарат принимают трижды в день по 1 капсуле после еды.

  1. «Мемори райз» (Artlife, Россия). Лечебно-профилактический препарат для оптимизации питания клеток мозга, повышения концентрации внимания, улучшения памяти. Биодобавка включат в себя растительные экстракты (готу-кола, пустырник пятилопастный, гинкго билоба, боярышник колючий, женьшень корейский, гуарана, каштан конский), аминокислоты (L-глутамин, L-метионин, L-тирозин, L-фенилаланин, L-карнитин, гамма-аминомасляную кислоту), витамины (В1, В3, В4, В5, В6, В8, В9, В12), макроэлементы (кальций, магний).

С профилактической целью препарат принимают по 1 – 2 таблетки дважды в день, с лечебной – 2 пилюли 3 раза в сутки.

  1. «Мозг и память» (Herb Pharm, США). Коллоидный раствор для нормализации умственной деятельности, снижения нервной возбудимости и улучшения сна. Концентрат содержит экстракты готу кола, гинкго билоба, шлемника бокоцветного, шалфея и розмарина.

Препарат употребляют в перерывах между едой по 0,7 миллилитров 2 – 3 раза в день.

Учитывая, что пищевой рацион напрямую влияет на работоспособность мозга, важно знать какие продукты стимулируют его работу.

«Питание» для внимания и памяти:

Для улучшения памяти используют травы-адаптогены: гинкго-билобо, готу-кола, женьшень, элеутерококк, радиолу. Их заваривают и пьют курсами (по 2 –3 раза в сутки на протяжении 14 – 30 дней).

Память – важнейшая функция нервной системы, отвечающая за запоминание, накопление и воспроизведение полученной информации. Однако, при нарушении межнейронных связей в мозгу, у человека возникают рассеянность, забывчивость, раздражительность, тревожность, дезориентация в пространстве. В основе таких проблем, в 80 % случаев, лежит дефицит эссенциальных веществ в организме.

При стойком гиповитаминозе ухудшается мозговое кровообращение, повреждаются миелиновые мембраны нервных клеток, повышается сосудистая проницаемость.

Для предупреждения таких расстройств важно ежедневно восполнять потребность организма в витаминах (В, С, E, D, P), микро- и макроэлементах (магний, фосфор, сера, калий, кальций, цинк, медь, железо), эссенциальных жирах (омега-3, 6, 9). Получить их можно из цельнозернового хлеба, пророщенных злаков, сырых орехов и семечек, жирных сортов рыб, яиц, каш, фруктов, кисломолочных продуктов.

Для профилактики венозных застоев в мозгу, целесообразно принимать добавки для памяти – «Витрум Мемори», «Направит», «Активный день», «Форевер Гинкго Плюю», «Глицин», «Аминалон», «Фенотропил». Однако, вид комплекса определяет врач-невролог, на основании клинического анамнеза пациента.

Память для взрослых

Память в психологии

Память в психологии — это определение возможностей человека запоминать, сохранять, воспроизводить и забывать информацию собственного опыта. Это свойство помогает человеку перемещаться в пространстве и времени. Существуют разные психологические теории, в которых есть собственный взгляд на данное понятие.

В ассоциативной теории ключевым понятием есть ассоциация. В памяти она осуществляет соединение частей воспринятого материала. Когда человек что-то воспоминает, он начинает искать связь между этими материалами и теми, которые нужно воспроизвести. Образование ассоциаций имеет закономерности: схожесть, смежность и контраст. Схожесть проявляется в том, что материал, который запоминается, потом воспроизводится через связь со сходным материалом. Смежность происходит, когда поступающий материал запоминается в связи с предыдущим материалом. Контраст выражается в том, что материал, который должен запомниться отличается от того, который сохраняется.

Согласно бихевиорестической теории, запоминанию материала способствуют специальные упражнения. Такие упражнения помогают лучше и быстрее фиксировать внимание на предметах, эпизодах. На качественное запоминание имеют влияние несколько факторов: возраст, индивидуальные характеристики, интервал между упражнениями, объем материала и другие.

В когнитивной теории данный процесс характеризуется, как некоторая совокупность блоков и процессов трансформации информационного материала. Одними блоками обеспечивается распознавание выразительных черт материала, другими создается когнитивная ориентировочная карта информации, с помощью третьих удерживается информация, четвертый блок преобразовывает материал в конкретную форму.

Деятельностная теория рассматривает этот процесс, как активный компонент связи между человеком и миром. Это происходит через процессы анализа, синтеза, группирования, повторения и выделения признаков, с их помощью также создается мнемический образ, своеобразная форма материала, в котором заключается личностное отношение человека. На запоминание также влияют внешние знаки-стимулы, которые позже становятся внутренними и человек, руководствуясь ими, управляет этим процессом.

Данный процесс, многоуровневый и многофункциональный, такая сложность предполагает различение нескольких его видов.

Внутренняя память отображает биологические процессы запоминания человеком информации.

Внешняя память фиксируется на внешних средствах (бумага, диктофон). Различение других видов базируется на характере психической активности, характеристике представлений, характере связи с целевой деятельностью, продолжительности хранения образов и целей исследования. Самое простое распределение данного процесса на внутренний и внешний. Разделение на виды за характером психической активности: образная, двигательная, словесно-логическая и эмоциональная.

Образная память – это процесс запоминания образов, которые были сформированы на основании материала сенсорных систем. Вследствие чего, в образном процессе есть также виды памяти, зависимо от основной анализаторной системы: зрительная (фиксирование образов предметов или людей, с которыми часто происходил контакт); слуховая (образ звуков, которые когда-то слышал человек); вкусовая (вкусы, которые человек когда-то ощущал); обонятельная (образ запахов, с которыми человек может ассоциировать какое-то воспоминание); тактильная (образы касательных ощущений, которые напоминают о предметах или людях).

Двигательная память – это вид, благодаря которому люди учатся управлять велосипедом, запоминать танец, играть в игры, плавать, также проделывать любую трудовую деятельность и разные целесообразные движения.

Эмоциональная память – это способность помнить чувства, переживания страха или стыда, помнить эмоции и их относительность к какой-то определенной ситуации в тот момент. Если у человека бы отсутствовал этот психический процесс, то он был бы «эмоционально тупым» – это определение состояния человека, в котором он выглядит непривлекательным, неинтересным для окружающих, таким себе роботоподобным объектом. Умение выражать свои эмоции – залог психического здоровья.

Словесно-логическая память делится на слова, суждения и мысли. Она разделяется также на механистическую и логическую. Механистическая, включает в себя запоминание материала за счет его постоянного повторения, когда отсутствует осознание смысла информации. Логическая – составляет смысловые связи в запоминаемых объектах. За уровнем осознания запоминаемого материала память бывает двух видов: имплицитная и эксплицитная.

Имплицитная – память на не осознаваемую человеком информацию. Запоминание происходит замкнуто, независимо от сознания и недоступно прямому наблюдению. Такой процесс осуществляется с потребностью найти решение в какой-то ситуации, но даже тогда не поддаются осознанию те знания, которые имеются у человека. Примером такого процесса есть то, что человек в процессе его социализации воспринимает нормы общества, и руководствуется ими в своем поведении, не осознавая основные теоретические принципы.

Эксплицитная память происходит, когда полученные знания используются абсолютно сознательно. Они извлекаются, припоминаются, когда есть необходимость в решении какой-то задачи, используя эти знания. Данный процесс может быть: непроизвольный и произвольный. В непроизвольном процессе остаются следы от образов, возникшие бессознательно, автоматически. Такое запоминание больше развито в детстве, с возрастом оно слабеет.

Произвольная память – это целеустремленное запоминание образа.

За продолжительностью во времени память разделяют на мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную.

Мгновенная память , ее еще называют сенсорная, отображается в удержании информации, воспринятой сенсорными анализаторами. Она, в свою очередь, разделяется на иконическую и эхоическую.

Иконическая – это некий сенсорный регистратор зрительных раздражителей. С ее помощью фиксируется информация в целостной форме. Человек никогда не различает иконическую память и объекты окружающей среды. Когда иконическая информация вытесняется другой информацией, зрительное ощущение становится более восприимчивым. Если зрительный материал поступает слишком быстро, то происходит наслаивание одной информации над другой, которая все еще держится в памяти, и перешла еще в долговременную память. Это называется эффект обратной маскировки.

Эхоическая память – послеобразная, в ней хранятся образы не более чем 2-3 секунды, когда было влияние слухового раздражителя.

Кратковременная память способствует запоминанию человеком образов после однократного, кратковременного их восприятия и мгновенному воспроизведению. В таком процессе имеет значение количество стимулов, которые воспринимаются, их физическая природа, и не принимается в счет их информационная нагрузка.

Кратковременная память имеет определенную формулу, за которой определяется количество запомненных объектов. Она звучит, как «семь плюс-минус два». Когда человеку предъявляется стимульный материал, на котором изображено определенное количество предметов, он может запомнить из них 5 или 9 объектов на время до 30 секунд.

Оперативная память – сохраняет след образа, который необходим для выполнения текущего действия.

Долговременная память может хранить следы образов очень долгое время и позволяет их потом использовать в будущей деятельности. Благодаря такому запоминанию человек способен копить знания, которые потом он может извлекать или по собственному желанию, или при внешнем вмешательстве в головной мозг (с помощью гипноза).

Зависимо от целевой исследовательской деятельности существуют особенные виды этого психического процесса: биологическая, эпизодическая, ассоциативная, репродуктивная, реконструктивная, автобиографическая.

Биологическая или ее еще называют генетической, обусловливается механизмом наследственности. Она предполагает владение человеком таких паттернов поведения, которые были свойственны людям в более раннее периоды эволюции, это выражается в рефлексах, инстинктах.

Эпизодическая представляет собой хранилище фрагментов материала, которые привязаны к определенной ситуации.

Репродуктивная заключается в повторении воспроизводства информации, припоминая оригинальный вид сохраненного объекта.

Реконструктивная помогает восстановить нарушенную последовательность стимулов к первоначальному виду.

Ассоциативная память формирует функциональные связи, то есть ассоциации, между объектами, которые запоминаются.

Автобиографическая память помогает человеку запоминать события собственной жизни.

Тренировка происходит тогда, когда люди даже ее не замечают. Запоминая список продуктов, необходимых в магазине, имена новых знакомых, даты рождения – все это является тренировкой для человека. Но на развитие существуют упражнения более конкретные, они способствует намного лучшему запоминанию, концентрированию на конкретном развитии этих способностей. Если развивается память, то одновременно развиваются и другие психические процессы (мышление, восприятие, внимание).

Существуют на развитие данного процесса упражнения, наиболее распространенные будут кратко описаны ниже.

Развитие памяти у взрослых упражнения бывают самыми разными. Очень популярным упражнением есть таблицы Шульте. Они способствуют развитию периферийного зрения, внимания, наблюдательности, скорочтения и зрительной памяти. Ища последовательно идущее числа, зрение, фиксирует всего несколько ячеек, так запоминается место нужной ячейки и ячеек других чисел.

Упражнение на развитие фотографической памяти по методу Айвазовского . Ее суть в том, чтобы на протяжении пяти минут смотреть на объект. После, закрыть глаза и восстановить образ этого объекта в голове, максимально четко. Также эти образы можно рисовать, это поможет улучшить эффективность упражнения. Его нужно выполнять периодически, чтобы хорошо развивалась визуальная память.

Упражнение игра в спички помогает тренировать зрительную память. Для этого необходимо положить на стол пять спичек, и смотреть на их расположение, потом отвернутся, взять еще пять спичек и попробовать уже на другой поверхности воссоздать расположение спичек, которые запоминались.

Упражнение римская комната способствует развитию способности структурирования сохраненной информации, но с ее помощью также тренируется зрительная память. Необходимо запоминать последовательность предметов, их детали, цвет, формы. В результате запоминается больше информации и тренируется зрительная память.

Для тренировки слуховой памяти также существуют упражнения.

Развитие памяти у взрослых упражнения должны подчиняться определенным правилам. Первое упражнение – это чтение вслух. Когда человек озвучивает запоминаемый материал, он развивает свой словарный запас, улучшает дикцию, интонацию, улучшает умение придавать эмоциональную окраску и яркость своей речи. Также лучше запоминаются аудиальные компоненты прочитанного. Читать нужно легко, не торопится, читать так, как разговариваешь. Есть некоторые правила: четко проговаривать слова, с соответственной расстановкой, выразительно произнеся каждое слова, не «съедать» окончание, произносить текст так, будто это речь дипломата или оратора, выкладывающего собственные мысли по какому-то серьезному вопросу. Если читать не менее десяти или пятнадцати минут каждый день, придерживаясь всех правил, можно уже через месяц заметить результаты в ораторских способностях и слуховой памяти.

Регулярное изучение стихотворений является хорошим и простым способом в тренировке запоминания. Изучая стих, необходимо понять его смысл, выделить приемы, которые использовал автор. Разделить его на смысловые составляющие, выделить главную мысль. Важно выучивая стих все время повторять его, произнеся вслух, применять интонацию, передать настроение автора, таким образом, развивая еще дикцию. Повторять нужно много раз, и со временем количество повторений будет уменьшаться. Во время произношения стиха в уме или вслух, задействуется артикуляционный аппарат. Изучение стихотворения используется для долговременного запоминания абстрактной информации. Такое запоминание происходит, например, в изучении таблицы умножения, или запоминания числа Пи.

Слуховая память развивается благодаря подслушиванию. Находясь среди людей, в транспорте или на улице, на скамейке, нужно сосредотачивать внимание на разговоре других людей между собой, осмысливать информацию, стараться запомнить ее. Потом, придя домой, проговорить услышанные разговоры с соответствующей интонацией и вспомнить выражение лиц людей на момент разговора. Упражняясь так очень часто, человек сможет научиться воспринимать бегло текст на слух, станет намного внимательнее и чувствительнее к интонации и тону.

Эффективным методом является развитие памяти по методикам спецслужб. Это программа тренировок, которые базируются на методиках, применяющих в спецслужбах. Эффективность такой программы проверена разведчиками и контрразведчиками. Этот метод представлен в книге автора Дениса Букина, которая так и называется «Развитие памяти по методикам спецслужб».

В современном мире почти все привыкли к тому, что у них под рукой всегда есть телефон, планшет, органайзер, в котором хранится необходимая информация и которую всегда можно там подсмотреть. Рутинная работа, перегружение процесса запоминания ненужной информацией, неумение эту информацию систематизировать приводит к ослабеванию мнемических процессов. В книге описывается профессия, в которой хорошо развитая память есть залогом успеха, точнее, есть жизненно необходимой – это разведчик. Он не может сохранить на телефоне план операции, карту, у него нет времени на листание блокнота. Вся важная информация должна храниться только в голове, все детали, чтобы в нужный момент их четко воспроизвести. Каждая глава книги описывает каждый этап карьеры разведчика. Каждый этап содержит методики, упражнения и инструкцию к ним.

Развитая память очень большой плюс личности человека, как в повседневной жизни, так и на работе. В большинстве профессий очень ценится развитая память, она является большим преимуществом, помогающим достигать больших свершений на работе и принимать большую ответственность на себя. Существуют определенные способы для развития данного процесса. Чтобы что-то запомнить, необходимо сосредоточиться на процессе, на самом материале. Нужно осмысливать информацию, искать в ней параллели по отношению к своему опыту. Чем больше имеется шансов установить такую связь, тем лучше будет запоминание.

Если нужно вспомнить какой-то элемент, например, имя, телефон, номер, не нужно сразу бросаться в блокнот или интернет за ответом. В течение пары минут нужно абстрагироваться от всего внешнего, заглянуть в глубины своего мозга и попытаться вспомнить самому.

Если нужно запомнить что-то очень важное, нужно создать в голове относительно этого какой-то образ, ассоциацию, очень яркую. Мозг намного легче запоминает что-то оригинальное, в связи, с чем легче будет вспомнить нужную вещь. Чтобы легко запоминать числа нужно разбивать их на группы, или также, как в предыдущем методе, создать ассоциации.

Очень эффективным методом развития памяти есть тренажер для развития когнитивных способностей, под названием проект Викиум.

Чтобы хорошо что-то запомнить, нужно сразу после восприятия информации, проговорить ее, потом пересказать ее кому-то еще, так будет легче запомнить и лучше понять смысл материала.

Очень простым методом, который можно применять везде, является решение в уме самых простых арифметических задач.

Также простейшим способом развития запоминания есть прокручивание в голове событий дня. Это лучше делать в конце каждого дня перед сном, воссоздавая все детали и эпизоды, чувства, переживания, эмоции, которыми был наполнен этот день. Также нужно дать оценку своим поступкам и действиям, совершенным в этот день.

Чтение книг способствует развитию запоминания, мозг концентрируется, текст воспринимается, и детали откладываются в памяти.

Эффективное запоминание предполагает понимание смысла текста. Заучивать механически материал, не пересказывая его своими словами очень невыгодно. Такой процесс остановится на уровне оперативной памяти и в долговременную не перейдет.

Чтобы развить память нужно приучить себя повторять информацию, сначала для запоминания потребуется многократное повторение, после такого частого повторения мозг будет достаточно развит, чтобы запоминать информацию быстрее.

Механические движения руками помогают в развитии памяти. Когда человек делает какое-то долговременное действие руками, структуры головного мозга активизируются.

Изучение иностранных языков также хорошее средство для улучшения памяти.

Немалую роль отыграет эмоциональное состояние человека. Когда человек спокоен и счастлив он сумеет быстро и легко запомнить информацию и воспроизводить ее, чем человек в состоянии гнева или тревоги.

Чтобы развивать память необходимо работать над этим, сосредоточено и целеустремленно. Лень будет способствовать деградации психики человека, и хорошая память явно не будет характерной чертой такого человека. Развитая память открывает перед человеком большие перспективы, благодаря памяти можно достичь высоких результатов, как на работе, так и в общении.

С помощью нейробики тоже можно развивать и поддерживать данный психический процесс. Существует соответствующая литература, в которой описывается масса методов по развитию этого процесса.

Описанными выше способами нужно нагружать свою память, без регулярной тренировки она будет ослабевать, подводить и ускорит старение мышления.

Есть еще несколько правил, которые необходимо соблюдать для эффективного развития этого процесса. Для того чтобы память была хорошей, необходимо, чтобы мозг был работоспособным, для этого он должен насыщаться кислородом, который поступает в крови. Для этого нужно часто бывать на воздухе, делать перерывы в умственной работе на несколько минут, делать упражнения, зарядку, которые способствуют приливу крови к головному мозгу.

Если человек курит и не тренирует свою память, он прописывает себе быстрое изнашивание психических процессов. Если человек курит и тренирует память, у него немного позднее начинаются такие процессы, но все равно быстрее, чем у совсем некурящих людей.

Полноценный сон способствует развитию данного процесса, обеспечивает активность мозга. Если человек не высыпается, его память на биологическом уровне не способна работать нужным образом. Потому что мозг зависит от биологических ритмов дня и ночи, поэтому только ночью восстанавливаются клетки мозга и наутро, проспав семь или восемь часов, человек будет готовым к продуктивному рабочему дню.

Чтобы сохранить гибкость ума нужно отказаться от алкоголя. Чем больше человек употребляет, тем больше он наносит вреда своему мозгу. У некоторых людей есть опыт, когда после злоупотребления алкоголем они не помнят половину из случившихся событий. Особенно когда необходимо выучить какой-то материал, то до этого нужно избегать употребления даже вина и пива, не говоря уже о более крепких напитках. Для хорошо развитой памяти нужно правильно питаться, особенно продуктами, которые содержат фосфорную кислоту и соли кальция.

Все вышеперечисленные методы, правила, если их применить в комплексе гарантируют развитие и сбережение памяти на долгие годы.

С раннего детства развитие памяти реализовывается в нескольких направлениях. Первый путь предполагает, что механическая память постепенно начинает изменяться, дополнятся, а потом совсем замещается логической. Второе направление предполагает непосредственное запоминание информации, постепенно превращаясь в опосредованное, которое применяется в запоминании и отражении разных мнемических средств. Третий путь заключается в непроизвольном запоминании, которое доминирует в детстве, но с возрастом становится произвольным.

Создание внутренних способов запоминания зависит от развития речи. Запоминание, которое переключается с внешне опосредованного на внутреннее, связанное с метаморфозами речи из внешней во внутреннюю.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста , в частности, процесс непосредственного запоминания идет немного скорее формирования опосредованного запоминания. И вместе с этим становится больше разрыв в производительности этих видов запоминания на пользу первого.

Развитие памяти у детей младшего школьного возраста выражается одновременным развитием прямого запоминания и опосредованного, но быстрым вырабатыванием опосредованной памяти. Развиваясь большими темпами, опосредованное запоминание догоняет по продуктивности непосредственное.

Развитие данного процесса у детей дошкольного возраста выражается постепенным переходом ненамеренного запоминания к произвольному. У детей среднего дошкольного периода, примерно к четырехлетнему возрасту, запоминание и воспроизведение, какие еще не поддавались обучению мнемическим функциям и в природных условиях развития, являются непроизвольными.

Старшим дошкольникам в таких же условиях свойствен постепенный переход невольного к произвольному запоминанию материала. Одновременно, в соответствующих процессах начинается практически самостоятельный процесс развития специальных перцептивных действий, развитие опосредствующих мнемических процессов, направленных на улучшение запоминания и отображения материалов.

Не все эти процессы развиваются одинаково у всех детей с возрастом, одни имеют свойство опережать других. Так, произвольное воспроизведение развивается быстрее за произвольное запоминание и перегоняет его в развитии. Развитие памяти зависит от заинтересованности и мотивации ребенка в выполняемой им деятельности.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста характеризуется преобладанием непроизвольной, зрительно-эмоциональной памяти. В младшем – среднем дошкольном периоде, хорошо развитые механическая память и непосредственная.

Развитие памяти у детей младшего школьного возраста проистекает достаточно хорошо, особенно это касается механического запоминания и его прогрессирования за период трех-четырех лет обучения, которое осуществляется очень быстро. Немного в развитии отстает логическая и опосредованная память, но это нормальный процесс. Детям в их обучении, работе, игре и коммуникации вполне хватает механической памяти. Но специальное обучение мнемическим приемам детей с первых их лет обучения, существенно улучшает продуктивность логической памяти. Неприменение этих приемов, или неумелое их применения на практике, может быть причиной слабого развития произвольной памяти детей раннего возраста. Хорошему развитию данного процесса детей способствует применение специальных мнемических заданий, они ставятся перед детьми соответственно к их деятельности.

Магнитиза

4.01.2017 Хирология (9 занятий)

Таропрогноз на 2018 год

Тайны гадания на картах Ленорман (5 занятий). Видеокурс.

19.12.17 Гадание на кофейной гуще (3 занятия)

Закрытие цикла неудач. Обряд возвращения Счастья!

Как правильно разговаривать с мужчинами

Работа с фотографией. Мастер-класс Елены Горбачевой!

Тренировка и восстановление памяти у взрослых

Тренировка и восстановление памяти у взрослых

Повседневное улучшение, легкие упражнения в любое время.

Как вспомнить все? Не буду вдаваться в медицинские подробности, почему с годами мы теряем память, почему становимся рассеянными и забывчивыми.

Если не придавать значения тому, что с каждым днем что-то уходит безвозвратно, что все чаще и чаще рассеянность и забывчивость начинают приходить в повседневную жизнь, со временем можно стать стопроцентным склеротиком. Память, как и мускулы, и воля, и способность к желаниям, нуждается в постоянной тренировке.

Память – основной психический процесс, при котором отпечатывается, сохраняется и воспроизводится прошлый опыт в виде представлений.

Ученые различают такие виды памяти:

• Образная — характеризующаяся чувственным запечатлением образов и их свойств с помощью различных анализаторов.

• Эмоциональная – запоминание переживаний и чувств.

• Логическая – на мысли и слова.

• Двигательная – запоминание и воспроизведение действий и движений.

Обычно у человека один вид памяти преобладает. Это происходит потому, что в результате обучения происходит доминирование одного вида над остальными. Навыки из года в год закрепляются, и появляется определенный характерный стереотип работы памяти. С особой скоростью он укрепляется с каждым разом. Так стереотип памяти превращается в ее тип. Вследствие этого танцор имеет отличную двигательную память, актер – эмоциональную, художник – образную и т.д.

Исходя из этого, делаем логический вывод: любой тип памяти может быть развит с помощью определенной тренировки. Хорошая память — это навык, который нуждается в тренировке и потратив некоторое время на выполнение упражнений, вы сможете гораздо лучше запоминать, думать и общаться.

Улучшением памяти можно заниматься в повседневных делах, упражняясь в любое время. Меняйте и усложняйте упражнения для совершенствования памяти.

• Проснувшись утром, скоординируйте и активизируйте работу зон обоих полушарий мозга с помощью простого упражнения: двигайте зрачками вверх-вниз, вправо-влево 30 секунд.

Сделайте перекрестные движения руками и ногами для работы заблокированных участков мозга: касание левого колена с правым локтем и наоборот.

• Активизируйте ту сторону мозга, которую вы практически не используете. Если вы правша, выполняйте различные действия левой рукой, а не правой. Например, причешитесь, напишите записку и т.д. левой рукой.

• В дороге активизируйте внимание, зрительную и слуховую память. Наблюдайте за тем, что происходит вокруг вас, не отвлекайтесь на другие мысли. Понаблюдав, закройте глаза и припомните, что видели и слышали.

• Развивает наблюдательность детальное зрительное запоминание объекта (например, здания). Рассмотрите его, а затем воспроизведите мысленно все детали. Проверьте себя.

• Упражнение «Ежедневник». Закройте глаза и мысленно воссоздайте страницу своего ежедневника во всех деталях, включая помарки и сокращения. Уже через неделю вы порадуетесь своими результатами.

• Возьмите две ручки в две руки, лист бумаги и рисуйте фигуры: круг правой, черту левой. Через 10 секунд измените рисунок для каждой руки. Можно рисовать любые геометрические фигуры, главное – одновременно и разные для правой и для левой руки. 30 секунд в день уделяйте этому упражнению и оба полушария мозга начнут согласованно работать.

• Для тренировки двигательной памяти подойдет следующее упражнение. Закройте глаза, поставьте точку фломастером на листе. Опустите руку и через 5 секунд, не открывая глаза, попытайтесь попасть фломастером в то же место. Усложнение: рисуйте линии в разном направлении и повторяйте по памяти движения.

• Техника для запоминания людей и имен. Представившись, назовите человека по имени: «Рад знакомству с Вами, Петр Ильич». Затем, внимательно рассматривая собеседника, выделите самую яркую его черту, ваше ощущение и создайте мысленный образ о нем. Проиграйте в уме: образ – имя, имя — образ, имя – образ — имя. Прощаясь, снова назовите нового знакомого по имени.

• Тренируйте память, заучивая стихотворения. Медленно читайте, выделяя важные слова и отражая их образ в своем сознании.

• При запоминании текстов, подчеркивайте главные слова в абзаце. Повторяйте вслух текст, подглядывая только на подчеркнутое.

• Запоминайте номера телефонов вашей записной книги, тренируйте память на цифры. Можно каждой цифре придумать образ: 1 – спичка, 2- лебедь и т.д.

Обязательно задействуйте свое подсознание — улучшайте память самовнушением. Повторите 20 раз фразу (например, «Моя память улучшается с каждым днем»), сосредоточившись на ее смысле. Она должна быть короткой и с позитивным смыслом. Делайте три сеанса в течение дня: сразу после пробуждения, в середине дня и перед сном.

Упражнений для тренировки памяти – сотни и тысячи. Каждый сможет выбрать что-то свое, главное, чтобы было интересно и приятно заниматься. Тренировка памяти – это и развитие способности к визуализации нужной картинки. Потому развитие визуализации – еще один путь к надежной памяти.

Приступая к работе помните, что важно не количество времени, которое вы провели выполняя задания, а регулярность тренировок. Тренируясь пять раз в неделю, по десять-пятнадцать минут вы, затратите меньше усилий и достигнете большего результата, чем если бы тренировались два раза неделю по два часа в день.

Советы народной медицины при ухудшении памяти.

Травы для хорошей памяти

Шалфей лекарственный (трава) весовых частей 6 (в. ч.)

Липа (цветки) 2 в. ч.

Крапива (трава) 2 в. ч.

Донник (трава с цветами) 1 в. ч.

Чабрец (трава) 2 в. ч.

Столовую ложку смеси залить 300 мл кипятка. Настаивать 20 мин, плотно накрыв крышкой.

Процедить и пить в теплом виде по 100 мл за 30-40 мин до еды.

Мелисса (трава) 1 в. ч.

Буквица (трава) 1 в. ч.

Боярышник (цветы) 4 в. ч.

Вероника (трава) 1 в. ч.

Земляника (трава с цветами) 3 в. ч.

Столовую ложку смеси залить 250 мл кипятка. Настаивать 20 мин. Процедить и пить как чай с медом или сахаром.

Клевер (трава с цветками) 3 в. ч.

Кипрея (трава с цветками) 3 в. ч.

Зверобой (трава) 1 в. ч.

Пустырник (трава) 1 в. ч.

Береза (листья) 2 в. ч.

Столовую ложку смеси залить 300 мл кипятка. Настаивать 20 мин. Процедить и пить вместо чая, с медом.

Хмель (шишки) 1 в. ч.

Вероника (трава) 1 в. ч.

Малина (листья) 2 в. ч.

Земляника (листья) 2 в. ч.

Душица (трава) 1 в. ч.

Добавлять в чай из расчета столовая ложка смеси (без верха) на заварочный чайник.

Регулярно использую действенную марма-точку (точку воздействия на тонкие энергии), чтобы укрепить каналы памяти.Просто надавите на эту точку, чтобы активизировать

Сядьте прямо на переднюю часть стула, так чтобы ступни плоско стояли на полу и колени были согнуты под прямым углом. Зажмите правую ноздрю большим пальцем правой руки и глубоко вдохните животом, через левую ноздрю и ненадолго задержите дыхание. Выдохните через правую ноздрю, зажав левую мизинцем и безымянным пальцем правой руки. Повторите упражнение, начиная с вдоха через правую ноздрю (зажав левую мизинцем и безымянным пальцем). Упражнение выполнять в течение 5-10 мин.

— Индийская традиционная медицина рекомендует следующие упражнения:

перевернутые позы – Стойка на Голове, Стойка на плечах.

Полезно втирать в затылок горчичное масло.

Полезно втирать в виски розмариновое масло.

Поверьте, ваши усилия будут небольшими, а результат принесет огромную пользу .

Если вам понравилось, пожалуйста, поделитесь со своими друзьями и знакомыми, кликнув по кнопкам. Я буду вам благодарна! Спасибо!

Источники:
Витамины для памяти
Лучшие витаминные комплексы для улучшения памяти. Минералы и компоненты, входящие в их состав. Перечень продуктов питания полезных для мозга. Мифы о витаминах.
http://foodandhealth.ru/vitaminy/vitaminy-dlya-pamyati/
Память для взрослых
Память – это процесс, протекающий в человеческой психике, благодаря которому осуществляется накапливание, сбережение и отображение материала. Память это в психологии определение способности мозга выполнять функции запоминания, хранения и воссоздания опыта
http://psihomed.com/pamyat/
Память для взрослых 1
Тренировка и восстановление памяти
http://magnitiza.ru/omolojenie/trenirovka-i-vosstanovlenie-pamyati-u-vzroslyih/

COMMENTS