Патриотическое воспитание подростков

Патриотическое воспитание подростков

Актуальные вопросы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования подростков (на примере деятельности военно-патриотического клуба «Красная звезда»)

Дата публикации: 18.03.2015

Статья просмотрена: 2484 раза

Курвинен Е. Е. Актуальные вопросы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования подростков (на примере деятельности военно-патриотического клуба «Красная звезда») // Молодой ученый. — 2015. — №6.4. — С. 91-95.

Воспитание патриота своей Родины во все времена является приоритетной задачей государства, а в настоящее время требует научного осмысления и выработки конкретной программы действий по созданию стройной системы патриотического воспитания детей и подростков в государственных учреждениях дополнительного образования. В настоящей статье предпринята попытка рассмотреть возможные подходы к пониманию сущности процесса патриотического воспитания.

Особое место в системе гражданско-патриотического воспитания занимают государственные учреждения дополнительного образования. Хотя, практика работы таких учреждений в вопросах патриотического воспитания свидетельствует, что в большинстве государственных учреждений дополнительного образования не сложилась ещё стройная система гражданско-патриотического воспитания подростков. Об этом свидетельствуют такие факты как: отсутствие необходимых программ гражданско-патриотической деятельности; программы дополнительного образования детей военно-патриотической направленности не соответствуют предъявляемым требованиям ни по форме, ни по содержанию; слабо развита учебно-материальная база; отмечается недостаточно высокий уровень подготовки педагогов дополнительного образования, способных реализовывать дополнительные общеразвивающие программы по патриотическому воспитанию подростков [2, 12].

События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, обострился национальный вопрос, утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма[3].

Патриотизм, как известно, – это не только любовь к Родине, но и уважение к своему государству, к нации, к президенту как гаранту, к армии как защитнице. В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой патриотизм определяется как преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. В «Словаре живого великорусского языка» В. Даля написано: Патриот – любитель отечества, ревнитель о благе его…. Патриотизм – это ревностное, деятельное отношение к родине, стремление что-то сделать для ее блага, для ее процветания.

Патриотизм – это исторически сложившаяся и развивающаяся категория социальной педагогики, отражающая устойчивое положительное отношение людей к своему Отечеству, проявляющееся в деятельности на его благо, в реализации которого с единых позиций участвуют и государство и общество [5]

Принимая во внимание понятие «патриотизм», патриотическое воспитание — это управляемый скоординированный совместный процесс деятельности государственных и общественных организаций по формированию у детей и молодежи высокого патриотического долга, сознания, готовности к выполнению задач по обеспечению защиты Отечества и его национальных интересов.

Задачи патриотического воспитания:

· разработать и внедрить эффективные формы и методы работы, способствующие развитию патриотизма через активную практическую деятельность, осуществляемую в разных сферах жизни и отношений;

· развивать гражданское и национальное самосознание школьников, патриотическую направленность личности, обладающей качествами гражданина — патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время;

· формировать патриотическое мировоззрение, направленное на сохранение окружающей среды и достижений предшествующих поколений, воспитание гражданина, ответственного за свою малую родину и стремящегося к созиданию на ней;

· создавать педагогические ситуации, направленные на формирование способности и готовности к защите Отечества в военно-спортивных мероприятиях и творческих конкурсах.

В настоящее время в России выделяют пять моделей [5, 6, 11] патриотического воспитания, которые встречаются как в чистом, так и в смешанном вариантах (см. таблицу):

Модели патриотического воспитания и их основные характеристики

основанная на изучении предметов, содержание которых специально направлено на освоение основ научных знаний в сферах политологии, прав человека, обществознания, граждановедения, истории

которая включает совокупность воспитательных приемов и методов, объединенных общей ценностной направленностью воспитательной работы

представляющая собой доминирование в жизни образовательного учреждения общественного самоуправления, придающего ему статус центра общественных и культурных связей;

связанная с разработкой и реализацией различных проектов общественно-политической, патриотической направленности

представляющая собой внедрение готовых разработок, сценариев, творческих дел, обеспечивающих результативность воспитательной работы по проблемам развития патриотической грамотности, формированию патриотической позиции учащихся

На современном этапе развития системы образования, деятельность учреждений дополнительного образования детей в реализации патриотического воспитания детей, приобретает особый смысл, так как именно здесь обеспечивается возможность детям быть активными участниками личностно значимой и социально активной деятельности, что, собственно, и способствует формированию патриотических качеств у детей.

Цель гражданско-патриотического воспитания — создание условий для формирования значимых морально-психологических качеств и установок школьников, готовности их к активному проявлению в различных сферах жизни общества и особенно в вооруженной защите Отечества на основе принципов гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностях [6].

Структура гражданско-патриотического воспитания подростков в государственных учреждениях дополнительного образования включает в себя:

1. комплекс воспитательных задач, связанных с формированием: потребности стать патриотом; патриотического мировоззрения и патриотических чувств; уважения к Вооруженным Силам России и их боевым традициям, интереса к изучению военного дела; морально-психологических качеств, необходимых при выполнении задач по обеспечению вооруженной защиты Отечества и его национальных интересов; знаний основ военного дела и умений применять их на практике; необходимых физических качеств подростков;

2. педагогическую деятельность субъектов воспитания, осуществляемую с учетом требований психолого-педагогической науки и обеспечивающую формирование и развитие обучаемых в соответствии с поставленными воспитательными целями;

3. управляемую деятельность подростков по самосовершенствованию, осуществляемую в соответствии с осознанным идеалом гражданина, готового к выполнению задач по обеспечению вооруженной защиты Отечества и его национальных интересов [3, 5].

Под оптимизацией содержания гражданско-патриотического воспитания подростков в государственных учреждениях дополнительного образования следует понимать целенаправленный подход к построению учебно-воспитательного процесса, при котором в единстве рассматриваются цели и принципы воспитания и обучения, особенности содержания, арсенал возможных форм и методов обучения, особенности данной группы подростков и ее реальные возможности. И уже на основе системного анализа всех этих данных сознательно, научно обоснованно выбирается наилучший для конкретных условий вариант построения процесса обучения и воспитания [3, 4, 7, 12].

К важнейшим требованиям оптимизации содержания гражданско-патриотического воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования можно отнести:

· максимальное отражение в содержании учебно-воспитательного процесса достижений современной науки и изменений в социальной практике; целенаправленность, соответствие содержания учебно-воспитательного процесса целям и задачам гражданско-патриотического воспитания подростков в государственных учреждениях дополнительного образования;

· комплексность, оптимальное сочетание всех содержательных компонентов патриотического воспитания при планировании, организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса;

· оптимальность, эффективное достижение поставленных целей и задач путем подбора оптимального сочетания содержательного компонента и наиболее подходящих ему форм и методов патриотического воспитания;

· неразрывную связь обучения и воспитания, организация патриотического воспитания подростков в процессе учебной и общественно значимой деятельности;

· дифференцированный подход к обучению и воспитанию, учет в содержательном компоненте учебно-воспитательного процесса индивидуально-психологических, возрастных особенностей подростков и специфики воспитательной деятельности в подростковом коллективе.

Методы патриотического воспитания [11]:

1) Убеждения — разъяснение, рассказ-размышление, убеждение на собственном примере, опыте и опыте других, спор, дискуссия, полемика (постановка учащегося в позицию полноправного участника процесса, активного субъекта).

2) Побуждения — увлечение радостной перспективой, делом, творческим поиском; героическим, необычным, красивым, загадочным; поощрение, похвала, награда, требование и др. (формирование высокой значимости порученных и выполненных дел для общества; гордости за принадлежность обществу, народу, государству; разработка требований, распоряжений, рекомендаций которые способствуют становлению и развитию патриотической направленности личности).

3) Приучения — творческое поручение, творческая игра, соревнование, традиции, личный пример (на основе коллективной творческой деятельности, метода проектов происходит развитие всех сторон личности, формируется отношение к жизни, складывается характер школьника, его патриотическое видение мира; воспитание через коллектив).

Реализация данных направлений связана со следующими формами деятельности [1-4, 6-10]:

· выполнение исследовательских работ по краеведению, в том числе по экологическому краеведению;

· организация поисковой работы;

· волонтерская и «тимуровская» работа;

· проведение встреч с известными людьми, героями;

· изучение и анализ исторических событий в России, истории Отечества, своего края, рода, семьи;

· организация детских творческих конкурсов и т д.

В системе дополнительного образования процесс обучения подростка полностью строится на личностно-значимых интересах самого обучаемого с максимальным учетом его индивидуальности. Именно здесь подросток имеет возможность учиться делать личностный выбор, подбирает ключ к открытию себя, приобретает опыт духовной, нравственной, социальной деятельности, осознает цели собственной жизненной перспективы.

В современных условиях программы дополнительного образования патриотической направленности являются для подростков школой гражданского становления, а для общества – возможностью и механизмом влияния на молодых граждан [3, 4, 6, 7, 11, 12].

Наиболее эффективной, в плане патриотического воспитания, формой внешкольной деятельности учащихся являются творческие объединения учащихся и клубы военно-патриотического характера, так как они охватывают все направления военно-патриотической работы и позволяют, с одной стороны, придать военно-патриотическому воспитанию наиболее массовый характер, с другой стороны — вовлечь больше учащихся в самоуправление оборонно-массовой работы [2, 6, 7, 11].

Широкое распространение получает в последнее время организация профильных военно-спортивных лагерей для подростков, в которых ребята знакомятся с армейской жизнью, с требованиями общевоинских уставов Вооружённых сил РФ, занимаются по некоторым разделам боевой и тактической подготовки, получая знания, умения и определённые навыки, необходимые для будущих солдат, и армия перестаёт казаться для них чем-то неведомым и страшным.

Деятельность обучающихся осуществляется на учебных занятиях военно-патриотических объединений, военно-спортивных слетах, экскурсиях, в рамках походов по родному краю, проведения зимних и летних профильных лагерей патриотической направленности, организации поисковых экспедиций.

В рамках выпускной квалификационной работы «Военно-патриотическое воспитание школьников в учреждениях дополнительного образования (на базе ВПК «Красная Звезда»)» нами рассматривается деятельность военно-патриотического клуба «Красная Звезда» – это Межрегиональная Молодежная Общественная Военно-Патриотическая Организация.

«Красная Звезда» – является крупнейшим организатором военно-патриотических мероприятий, исторических реконструкций и военно-спортивных слетов для молодежи г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Основные виды деятельности Клуба:

1. создание и поддержка военно-исторических клубов реконструкции частей Красной Армии периода ВОВ 1941-1945 гг.

2. Для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области проводит реконструкции сражений ВОВ, Афганистана, Чечни и современных контр-террористических операций. Военно-спортивные клубы ВПО "Красная Звезда" — это регулярные занятия два раза в неделю, полевые выходы, военные маневры со страйкбольным оружием, участие в реконструкциях сражений ВОВ, Чечни и Афганистана, а так же участие в почетных караулах, салютах и военных парадах.

3. Ежегодно в период осенних, весенних и летних каникул Клуб, совместно с комитетом по молодежной политике Ленинградской области, организует участие молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации, в тематической военно-патриотической смене. Программа смены направлена на психологическую коррекцию девиантного поведения подростков, патриотическое, спортивное и духовное воспитание, развитие подрастающего поколения и вовлечение подростков в позитивную молодежную среду. Участниками таких смен становятся несовершеннолетние, состоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних муниципальных образований Ленинградской области, отделах по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Ленинградской области, а также участники молодежных военно-патриотических клубов Ленинградской области.

Образовательная спортивно-патриотическая программа смены включает в себя: лекции-беседы по профилактике девиантного поведения подростков [9]; просмотр патриотических фильмов; военно-тактическую игру на местности; спортивные соревнования; строевую, тактическую и медико-санитарную подготовку; конкурс военной песни; встречи с ветеранами спецподразделений и многое другое [2-6, 11, 12].

Таким образом, Санкт-Петербургская молодежная общественная военно-патриотическая организация «Красная Звезда» ведет многоплановую деятельность, направленную на военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения в разных районах г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Для учащихся быть патриотом – это значит, прежде всего, быть достойным гражданином своей страны. Хорошо учиться, быть готовым к выполнению своего конституционного долга и обязанности в российских Вооружённых Силах.

Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется. Следовательно, необходима организация целенаправленной работы по формированию и тренировке навыков патриотического поведения, необходимо увлечь учащихся примерами отечественной истории, напомнить ей, какой была преданность Родине, воинскому долгу в царской России, в годы Советской власти. Определяющими символами тех эпох были самоотверженность, мужество, храбрость наших соотечественников. Стремление воспитать учащихся патриотами должно подкрепляться обучением общественно полезному делу – защите Отечества [2, 5, 6, 8, 12].

1. Буянтуева Д.Б., Силакова О.В. Эколого-краеведческий подход в обучении основам экологической безопасности учащихся старших классов общеобразовательной школы. В сборнике: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. 2010. С. 62-65.

2. Алпацкий И.И. Культуроохранные технологии социально-культурйой деятельности в системе патриотического воспитания учащихся. Дисс. . канд. пед. наук. Тамбов, 2004. — 214 л.

3. Аманбаева Л.И. Гражданское воспитание учащейся молодёжи в новых социальных условиях. Дисс. . докт. пед. наук. Якутск, 2002. -351 л.

4. Алиева С. А. Военно-патриотическое воспитание старшеклассников на современном этапе : Дис. . канд. пед. наук : 13.00.01 : Махачкала, 2002 164 c.

5. Безбородов Н. Время патриотов возвращается: Беседа с зам. пред. ком. Гос. Думы РФ по обороне//Военное обозрение. 2003. — № 1. — С. 2.л

7. Мельчакова И. В. Военно-патриотическое воспитание учащейся молодежи средствами культурно-досуговой работы : Дис. . канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 2003 189 c.

8. Пономарева И.А., Костецкая Г.А. Патриотическое воспитание школьников как условие обеспечения этнической безопасности. / В сборнике: Реальность этноса. Образование и этническая безопасность. Сборник статей по материалам ХIII Международной научно-практической конференции. Под научной редакцией И.Л. Набока, 2011. С. 255-260.

9. Профилактика социальных отклонений. Учебно-методическое пособие. / В.П. Соломин и др. / Под ред. В.П. Соломина. ГПУ им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2011.

10. Станкевич П.В. Формирование и развитие экологических и краеведческих знаний во взаимосвязи в курсе биологии 7-8 кл. Автореферат дисc. к.п.н. СПб., 1994. – 16 с.

11. Теньшова О. Н. Патриотическое воспитание подростков в клубных учреждениях Дальневосточного региона: личностно-деятельностный подход: личностно-деятельностный подход: диссертация. кандидата педагогических наук : 13.00.05 Москва, 2007 211 с.

12. Чистяков С.Н. Содержание и организация военно-патриотической работы в муниципальных учреждениях дополнительного образования. Дисс. . канд. пед. наук. -М., 2002. 187 л.

Патриотическое воспитание детей и подростков

Патриотическое воспитание детей и подростков

Сегодня эта тема очень актуальна. Еще совсем недавно проблема воспитания патриотизма не стояла так остро, как сейчас. Ей уделялось немало внимания, но особой и столь очевидной необходимости в этом не было, ибо дети с молоком матери впитали понятия “Родина”, “великая держава”, “мы, советский народ” . Раньше ученик смотрел на карту СССР и думал: “Я живу в самой большой, самой могущественной, самой хорошей стране”. Такое сознание закладывалось в нас не только при советской власти, оно круто замешивалось веками и вдруг – шок. На сегодняшний день картина изменилась и наши дети видят совершенно другую страну.

В наших детях практически полностью атрофировалось чувство патриотизма. Это проявляется во всем: в выбираемых ими тетрадях с иностранными обложками, в обожании западной музыки и кинофильмов, в употреблении свиста и возгласов, как это делают американские подростки и т.п.

Бесстрастные социологические срезы фиксируют деформацию у молодежи глубинных человеческих ценностей. 17-летние юноши и девушки на вопрос, что, по их мнению, является для молодежи самым важным в жизни, ответили:

•деловая карьера и образование – 20 %;

•получить от жизни по-больше удовольствия – 18,7 %.

Извечные же ценности собрали такие цифры:

•действия ради будущего России – 4,4 %;

Среди учащихся школы было проведено социологическое исследование, которое показало, что считают подростки 11-14 лет наивысшими ценностями (в порядке убывания):

На вопрос “Самое главное в жизни – это . ” были даны следующие ответы:

•доброта к окружающим;

•окружающие тебя люди;

•хорошо закончить учебный год;

Из этих данных можно сделать вывод, что чувство патриотизма у детей очень слабо, личностные заботы наших учащихся лежат, в основном, в области собственного “я”. А, тем не менее, воспитание любви к Родине может осуществляться ежеминутно – родителями, чтением “классики”, просмотром наших кинофильмов, телепередач, рассказывающих о событиях и людях, которыми мы можем гордиться, о вечных ценностях: любви к своей земле, национальных корнях.

Дети более очень часто, слышат о том, что миром правят деньги. СМИ, телевидение, газеты и Интернет словно соревнуются в том, кто быстрее и скандальнее преподнесет какую-нибудь “изюминку”. Что же делать педагогу в такой ситуации? Что противопоставить губительной для ума и души информации и страшной действительности, лезущей во все окна и двери? Как сделать высшим элементом национального сознания идею служения Отечеству, научить “Отчизне посвящать души прекрасные порывы . ”?

Эту непростую проблему в меру своих сил и возможностей мы должны решать.

Так что же такое “патриотизм”? Дадим несколько определений.

•Патриотизм (от греческого patris) – родина, отечество и преданность своему отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов.

•Патриотизм – это олицетворение любви к своей Родине, сопричастность с ее историей, природой, достижениями, проблемами. Патриотизм представляет своего рода фундамент общественной и государственной систем, духовно-нравственную основу их жизнеспособности и эффективного функционирования.

•Патриотизм это формирование гражданской позиции и потребности в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Отечеству.

А что же тогда патриотическое воспитание?

•Патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению своего гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Давайте познакомимся с основополагающими принципами патриотического воспитания:

•приоритетность исторического и культурного наследия, духовных ценностей и традиций Родины;

•преемственность и непрерывность в развитии молодежи;

•многообразие форм, методов и средств;

Основными задачами патриотического воспитания являются:

1.Воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности родине, готовности к служению Отечеству и его защите.

2.Изучение истории и культуры Отечества и родного края.

3.Участие в подготовке и проведении мероприятий по увековечиванию памяти защитников Отечества.

4.Противодействие проявлениям политического и религиозного экстремизма в молодежной среде.

5.Передача и развитие лучших традиций российского воинства.

6.Физическое развитие молодежи и детей, формирование здорового образа жизни.

Эта разноплановая и интересная работа может быть проведена в различных направлениях деятельности:

1.Пропаганда отечественной истории и культуры.

2.Разработка и внедрение элементов и форм гражданско-патриотического воспитания в системе общеобразовательных школ и дополнительного образования.

3.Развитие системы взаимосвязей армии и молодежи.

4.Развитие различных форм гражданско-патриотического воспитания в летних лагерях отдыха и функционирование клубов по месту жительства.

5.Поддержка деятельности объединений, направленной на реставрацию, восстановление и содержание памятников истории, культуры и архитектуры, мемориальных комплексов.

6.Воспитание у подрастающего поколения любви к Отечеству, гордости за победы и достижения старших поколений по обеспечению безопасности и стабильного развития государства, ответственности за будущее Отчизны.

7.Поддержка и развитие молодежной инициативы в деле освоения воинских профессий, изучения военной истории и военного дела.

8.Подготовка молодежи к военной службе, поднятие престижа профессии защитника Отечества.

9.Выявление инновационных форм и направлений работы по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи.

10.Оказание помощи ветеранам, семьям погибших при исполнении воинского долга.

11.Про ведение мероприятий, связанных с памятными днями, событиями истории родного края, воинской славы России, боевыми традициями армии и Флота.

В настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического воспитания детей и подростков, в которой, помимо традиционных задач, появилась необходимость ориентировать ребят на выбор профессии спасателя, социального работника, пожарного, сотрудника правоохранительных органов.

Государство осознало, что эта тема очень важна, и работа данного направления взята под государственный контроль: разработана нормативно-правовая база, на которую необходимо опираться в своей работе.

Патриотические чувства не возникают у людей сами по себе. Среда, образ жизни в семье, отношения в школьном коллективе – это все формирует патриотизм. В патриотизме народа – сила государства. Любому обществу нужны мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать, учиться на его благо, и в случае необходимости встать на его защиту.

Патриотическое воспитание подростков

Присоединяйтесь – это бесплатно!

Статья «Патриотическое воспитание подростков»

ГАПОУ МО «Егорьевский промышленно-экономический техникум»

г. Егорьевск, 2015 г.

На карте мы едины, мы – страна,

В сердцах и мыслях мы –

Бесстрастные социологические срезы фиксируют деформацию у молодежи глубинных человеческих ценностей. 15-летние юноши и девушки на вопрос, что, по их мнению, является для молодёжи самым важным в жизни, на первое место ставят: деньги, деловая карьера и образование, получить от жизни побольше удовольствия. Извечные же ценности стоят гораздо ниже: любовь, действия ради будущего России, идеалы и вера.

Можно сделать вывод, что чувство патриотизма у подростков ослабло, личностные заботы наших обучающихся лежат, в основном, в области собственного “я”. А, тем не менее, воспитание любви к Родине может осуществляться ежеминутно – родителями, чтением “классики”, просмотром наших кинофильмов, телепередач, рассказывающих о событиях и людях, которыми мы можем гордиться, о вечных ценностях: любви к своей земле, национальных корнях.

Подростки очень часто, слышат из разных источников СМИ: телевидение, газеты и Интернет о том, что миром правят деньги. СМИ. Что же делать педагогу в такой ситуации? Что противопоставить губительной для ума и души информации и страшной действительности, лезущей во все окна и двери? Как сделать высшим элементом национального сознания идею служения Отечеству, научить “Отчизне посвящать души прекрасные порывы . ”? Эту непростую проблему в меру своих сил и возможностей мы должны решать.

  • Патриотизм (от греческого patris) – Родина, Отечество и преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить её интересам, защищать от врагов.
  • Патриотизм – это олицетворение любви к своей Родине, сопричастность с её историей, природой, достижениями, проблемами. Патриотизм представляет своего рода фундамент общественной и государственной систем, духовно-нравственную основу их жизнеспособности и эффективного функционирования.
  • Патриотизм это формирование гражданской позиции и потребности в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Отечеству.

Что такое патриотическое воспитание?

Патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению своего гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Основными задачами патриотического воспитания являются:

1.Воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству и его защите.

2.Изучение истории и культуры Отечества и родного края.

3.Участие в подготовке и проведении мероприятий по увековечиванию памяти защитников Отечества.

4.Противодействие проявлениям политического и религиозного экстремизма в молодежной среде.

5.Передача и развитие лучших традиций российского воинства.

6.Физическое развитие подростков, формирование здорового образа жизни.

Эта разноплановая и интересная работа в нашем техникуме проведится в различных направлениях деятельности:

1.Пропаганда отечественной истории и культуры.

2.Разработка и внедрение элементов и форм гражданско-патриотического воспитания в системе общеобразовательных школ и дополнительного образования.

3.Развитие системы взаимосвязей армии и молодежи.

4.Развитие различных форм гражданско-патриотического воспитания в летних лагерях отдыха и функционирование клубов по месту жительства.

5.Поддержка деятельности объединений, направленной на реставрацию, восстановление и содержание памятников истории, культуры и архитектуры, мемориальных комплексов.

6.Воспитание у подрастающего поколения любви к Отечеству, гордости за победы и достижения старших поколений по обеспечению безопасности и стабильного развития государства, ответственности за будущее Отчизны.

7.Поддержка и развитие молодёжной инициативы в деле освоения воинских профессий, изучения военной истории и военного дела.

8.Подготовка молодежи к военной службе, поднятие престижа профессии защитника Отечества.

9.Выявление инновационных форм и направлений работы по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи.

10.Оказание помощи ветеранам, семьям погибших при исполнении воинского долга.

11.Про ведение мероприятий, связанных с памятными днями, событиями истории родного края, воинской славы России, боевыми традициями армии и Флота.

В настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического воспитания подростков, в которой, помимо традиционных задач, появилась необходимость ориентировать ребят на выбор профессии спасателя, социального работника, пожарного, сотрудника правоохранительных органов. Государство осознало, что эта тема очень важна, и работа данного направления взята под государственный контроль: разработана нормативно-правовая база, на которую необходимо опираться в своей работе.

Патриотические чувства не возникают у людей сами по себе. Среда, образ жизни в семье, отношения в учебном коллективе – это всё формирует патриотизм. В патриотизме народа – сила государства. Любому обществу нужны мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать, учиться на его благо, и в случае необходимости встать на его защиту.

Велика в наше время роль родителей в воспитании у молодёжи любви к Отчизне. Рассказы об участии бабушек и дедушек, других родственников, знакомых семьи в жизни страны, города, района, двора — это то, что формирует отношение подростка к своей Родине. Он невольно задается вопросом: «Если они так много сделали для Родины, значит, они её действительно любят?» И когда родители найдут эти яркие примеры из жизни, то они внесут невероятно большой вклад в патриотическое воспитание своих детей. Ведь ещё Ф. Бэкон говорил: «Любовь к Родине начинается с семьи».

Семья дает ребёнку первый жизненный опыт, именно в ней закладываются основы характера человека и его представления о морали. Но нельзя уменьшать роль педагогов в патриотическом воспитании. Именно педагогу, непосредственно работающему с группой подростков и каждым из них в отдельности по силам воспитывать личность, гражданина и патриота, включая их в деятельность по преобразованию окружающей социальной действительности.

Одним из направлений моей работы, как классного руководителя, с учебной группой является гражданско – патриотическое, правовое.

Задачи, которые я ставлю перед собой:

способствовать воспитанию у обучающихся патриотизма, любви к своему народу, интереса к истории своей Родины; государственной символике своей страны;

совершенствование нравственных качеств личности: формирование сознательной дисциплины, культуры поведения, чувства гуманизма, ответственности, готовности к нравственному самовоспитанию, умение пользоваться полученными знаниями в межличностном общении;

формирование убеждений, мировоззрения, системы социальных установок, правосознания, гражданской ответственности обучающихся.

Это только часть работы, которая проводилась мною с обучающимися моей учебной группы по данному направлению в этом учебном году на 1 курсе. Работа будет продолжаться и дальше, так как воспитание патриотизма, любви к своей Родине – это не разовая акция, не только сегодняшнего дня. Это длительная работа на последующие годы, прежде всего с учётом сложившейся в настоящее время в мире непростой политической обстановки.

Известно, что наше государство считает приоритетными направлениями гражданско-правовое, патриотическое воспитание подрастающего поколения. И это понятно, потому что без патриотизма, как государственной политики, без патриотического воспитания не может добиться успеха ни одна страна.

“Образование, дополнительное образование, СМИ, армия, религиозные организации, здоровье, спорт и т.д. и т.п. – всё это, так или иначе, связано с патриотическим воспитанием”, – заявил В.В. Путин на встрече с представителями общественности по вопросам духовного состояния молодёжи и ключевым аспектам нравственного и патриотического воспитания.

Адрес редакции: 630136, г. Новосибирск, ул. Плахотного 74/1

Учредитель: Воробьев Сергей Александрович

12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС 77-59233 от 04.09.2014 г.

Копирование материалов возможно только при разрешении администрации.

Источники:
Актуальные вопросы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования подр
Научная статья по направлению Спецвыпуск бесплатно. Тема Актуальные вопросы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования подростков (на примере деятельности военно-патриотического клуба «Красная звезда»), текст научной статьи из научного журнала Молодой ученый
http://moluch.ru/archive/86/16447/
Патриотическое воспитание детей и подростков
Патриотическое воспитание детей и подростков Патриотическое воспитание детей и подростков Сегодня эта тема очень актуальна. Еще совсем недавно проблема воспитания патриотизма не стояла так
http://www.vospitau.ru/patriot/patrioticheskoe/index.html
Патриотическое воспитание подростков
Патриотическое воспитание подростков
http://www.uchportfolio.ru/articles/read/943

(Visited 7 times, 1 visits today)