Персеверация — причины, виды, лечение

Виды и методы терапии персеверации

Слово «персеверация» с латинского языка переводится буквально, как упорство. Персеверация в психологии — это действие, которое неоднократно повторяется и не поддается контролю со стороны человека. Поэтому оно выделяется в патологическое состояние.

Виды персевераций

Персеверации могут проявляться через различные нарушения.

Моторные персеверации

В их основе лежит поражение отделов головного мозга.

Они могут представлять собой множественные повторения отдельных частей целого движения – это элементарные моторные персеверации. Их причиной являются поражения премоторных отделов коры головного мозга и подкорковых структур, нижележащих под ними.

При системных моторных персеверациях поражаются префронтальные отделы коры мозга и наблюдаются повторения полных движений.

Еще одной формой являются речевые моторные персеверации. Они выражаются в повторении слогов и слов в устной и письменной речи. У правшей такая форма нарушений зависит от поражения левого полушария мозга в нижних отделах премоторной области коры.

Сенсорные персеверации

Они зависят от поражения корковых отделов анализаторов. Выражаются в постоянно повторяющихся звуках, визуальных образах, ощущениях на коже.

Интеллектуальные персеверации или персеверации мышления

При этом виде персеверации чаще всего страдает левое полушарие – очаги поражения располагаются в коре лобных долей. У больных нарушается мышление. Проявляется это в виде повторения неадекватных интеллектуальных действий.

Причины возникновения

Персеверации могут возникать, как последствия нейропатологий, психических изменений и психопатологий.

В первом случае, страдает органическая составляющая из-за:

  • черепно-мозговых травм;
  • опухолей мозга;
  • эпилепсии, связанной с нарушением обмена веществ;
  • энцефалита.

Психические причины обусловлены расстройствами личности и особенностями развития:

  • аутизмом;
  • обсессивно-компульсивным расстройством (одержимость идеями, проявляющаяся через потребность в действиях);
  • одаренностью (выражается патологическим упорством в достижении цели, связанной с интересом развития);
  • гиперактивностью (по причине недостатка внимания выполняются действия, побуждающие его компенсировать).

Персеверации в детском возрасте

Ребенок, взрослея, формирует определенные привычки. При патологиях развития или нарушениях они могут превращаться в персеверации.

При этом могут наблюдаться следующие признаки:

  • повторение фраз вне зависимости от темы разговора;
  • отсутствие разнообразия в играх;
  • повышенный интерес к определенным частям тела или местам на коже (проявляются в расчесывании, прикосновениях);
  • графическое фиксирование одних объектов через рисунки и письмо;
  • часто повторяющиеся просьбы, не соответствующие ситуации.

Диагностика персевераций включает тесты с написанием предложений, примеры на умножение и прохождение лабиринтов.

Терапия при персеверации

Алгоритм лечения зависит от причин возникновения персеверации. В основе всегда лежит психотерапия. При нейропатологии, наряду с терапией, применяют препараты ноотропного, седативного действия и витаминные комплексы.

Лечение персеверации состоит из сочетания терапевтических приемов.

  • Ожидание изменений или исчезновения симптомов на фоне терапии.
  • Исключение из жизни пациента деятельности, которая является постоянным объектом речи. Такая стратегия подходит для лечения сочетаний интеллектуальной и моторной персевераций.
  • Внезапное переключение между темами разговора или деятельностями при рецидивах.
  • Внедрение ограничений в персеверативную деятельность пациента. Это позволяет дозировать персеверативные стимулы.
  • Полное исключение стимула путем его отрицания или осознания приносимого им вреда.
  • Осознанное игнорирование стимула, как бесполезного.
  • Достижение понимания первичных мыслей, возникающих в момент персеверации.

Персеверация - причины, виды, лечение
onona.online

Персеверация — причины, виды, лечение

Понятием «инертное мышление» можно определить группу синдромов расстройств мышления, основной признак которых — недостаточная подвижность психических процессов. К нему относятся вязкое мышление, персевератор-ное мышление и мышление со стереотипиями. Элементы инертности психической деятельности наблюдаются и при депрессивных состояниях, однако в этих случаях инертность мыслительных процессов является второстепенным фактором, так как ведущую роль играют замедление мышления и стойкий депрессивный аффект, характеризующийся затуханием побудительных мотивов уже начатого действия.

Б. В. Зейгарник (1976) называет инертным мышлением мыслительную деятельность больных эпилепсией. Нам этот термин представляется более широким — инертностью протекания психических процессов можно объяснить такие психопатологические явления, как ригидность, персеверации и стереотипии, которые применительно к поведенческим актам объединяются понятием «фиксированные формы поведения». Г. В. Залевский (1976) под фиксированными формами поведения понимает акты поведения, упорно и непроизвольно повторяющиеся или продолжающиеся и в ситуациях, которые объективно требуют их прекращения или изменения. Применительно к патологии мышления нам представляется более целесообразным говорить о фиксированных формах мыслительной деятельности. Проявления инертного мышления наблюдаются при заболеваниях различного генеза, главным образом при шизофрении, в рамках грубой органической патологии головного мозга. Поэтому мы не можем говорить о их каузально-этиологическом родстве, речь идет о сходных патогенетических механизмах, которые могут быть обусловлены и функциональными и органически-деструктивными изменениями.

Вязкое мышление наблюдается при эпилептическом слабоумии. Оно характеризуется обстоятельностью, склонностью к детализации, неумением отделить основное от второстепенного, тугоподвижностью, «топтанием» на месте, невозможностью выйти из круга определенных представлений и переключиться на что-то другое. Вязкое мышление больных эпилепсией может быть охарактеризовано в первую очередь как ригидное, недостаточно лабильное.

Застревая на мелочах, подробностях, больной эпилепсией, однако, никогда не теряет из виду цели своего рассказа. Факты, сообщаемые больным, связываются со случайными обстоятельствами, но в пределах заданной темы. Больной старательно описывает частности, перечисляет их так, что его трудно перебить. Ему тяжело связать подробности с общим содержанием. Эта склонность к застреванию, «прилипание» к одному и тому же кругу представлений, излишняя детализация, неумение выделить главное характеризуют мышление при эпилепсии. Хотя больной и уклоняется в своих рассуждениях от прямого, ведущего к цели пути, но самой этой цели из внимания не упускает. Рассказывая о чем-либо, он то топчется на одном месте, то увлекается деталями, поучениями, рассуждениями, объяснениями, но остается в круге тех представлений, какие обозначены начальным намерением повествования. Тема рассказа не меняется. Темп и характер речи больного эпилепсией крайне трудно корригировать.

Я. В. Бернштейн (1936) указывал, что тугоподвижность, инертность мышления при эпилепсии, являясь первичной, всегда входит в сложный симптомокомплекс характерных черт основного поражения, отражается в каждой черте этого поражения и все его черты отражаются в ней. И действительно, тугоподвижность свойственна всей психической жизни больного эпилепсией, она проявляется в его поведении, аффективности, в особенностях его мышления. В то же время ригидность, которая может наблюдаться и при других заболеваниях, в клинике эпилепсии специфически окрашивается в силу ее неразрывной связи с другой присущей эпилептическому слабоумию симптоматикой.

Для речи больного с вязким мышлением характерны олигофазия, повторения, паузы, уменьшительные и ласкательные слова. Паузы в речи больные заполняют такими словами, как «понимаете», «так сказать», «значит» и т. п. Уже в обычной беседе у больных с вязким мышлением обнаруживается склонность к чрезмерной обстоятельности, детализации. Еще больше это выявляется при описании ими рисунка или пересказе текста. Нередко, крайне обстоятельно описав рисунок, перечислив изображенные на нем даже самые незначительные детали, больной все же не может осмыслить его, уловить его содержание. Эта слабость суждений соответствует степени выраженности эпилептического слабоумия.

Приводим типичный пример вязкого мышления — больной обращается к собеседнику.

«Не что-нибудь, а действительно — нельзя ли у вас пап и росочку попросить? Вчера мамочка приходила — она ко мне через день приходит — принесла мне папиросочки. Говорит: «Возьми, Минечка, я тебе папиросочки принесла». Хорошие папиросочки — я такие люблю. Я так обрадовался, что мамочка папиросоч ки принесла, и как раз мои люби менькие. И няня говорит: «У тебя теперь, Минечка, есть что к у рить, маменька папиросочки принесла» А вот ночью, не что-ниб у дь, а действительно, когда я спал, выкурил этот больной мои папиросочки Не дадите ли вы мне не что-нибудь, а действительно, папиросочку, а завтра мамочка принесет еще много папиросочек, и я вам отдам» .

Вязкое мышление при эпилепсии характеризуется также выраженными эгоцентрическими тенденциями. Это отчетливо видно в приведенном выше примере. При выраженном эпилептическом слабоумии ответы больных однообразны, носят характер штампов — на все слова-раздражители в ассоциативном эксперименте больной может отвечать 2— 3 словами (« хороший» или «плохой», «знаю» или «не знаю»). Нередко словесные реакции отражают лишь отношение больного к предметам, обозначенным словами-раздражителями. При предложении сочинить рассказ по 3 заданным словам «дом, лампа, огонь» больной написал:

«Мы получили новую квартиру, переехали в пятиэтажный дом. Жене комната не понравилась, так как не было электрической лампочки, и мне пришлось бежать вечером в магазин покупать лампочку. Яркий свет озарил нашу новую комнату. Я пошел на кухню поставить чай. Когда засверкал яркий огонек на газовой плите, я поставил чайник и вернулся к себе в комнату».

Такого рода включение себя в ситуацию рассматривается как признак преобладания конкретных представлений в мышлении больных эпилепсией, недостаточности в осмыслении условного характера задания, как проявление эгоцентрических тенденций (И. Я. За вилянский, Р. Е. Тара щанская, 1959). Внешние отвлекающие моменты мало влияют на течение мыслительных процессов — излагая свои мысли, больной не обращает внимания на вопросы, которыми перебивает его речь собеседник, даже если это должно облегчить стоящую перед ним задачу.

Аналогичное включение себя в ситуацию наблюдается и в пиктограммах больных эпилепсией, которые всегда носят сугубо конкретно-ситуационный характер и отражают личный опыт и систему оценок, присущие обследуемому.

Инертность модуса деятельности больных эпилепсией особенно четко обнаруживается при выполнении заданий по методикам переключения (сложение и вычитание с поочередно меняющимся одним из слагаемых или вычитаемым, корректурная просьба с переключением).

Персевераторное мышление. Под персеверацией в мышлении понимают склонность к застреванию в сознании больного каких-либо мыслей, представлений, образов, слов или фраз, вне зависимости от изменения ситуации и нарушения цели деятельности. Г. В. Залевский (1976) пишет об ослаблении при персеверации представления цели деятельности. Персеверация проявляется в речи больного.

Персеверации наиболее часто наблюдаются в рамках грубой органической патологии головного мозга — при церебральном атеросклерозе (главным образом, при значительной его выраженности или при наличии локальной симптоматики), старческом слабоумии, бо лезни Альцгейме ра, болезни Пика. Особенно отчетливо они обнаруживаются при локализации поражения в лобной доле. В этих случаях персеверации являются частым структурным компонентом моторной афазии. Так, страдающий моторной афазией больной по просьбе врача повторяет за ним слово «да», после этого врач безуспешно просит его повторить за ним слово «нет», но больной упорно говорит «да». Лишь после длительного перерыва больной смог повторить за врачом «нет». В таких случаях персеверациям в речи часто сопутствуют и двигательные персеверации. Далеко не всегда больной правильно оценивает наличие у себя такого рода проявлений.

Персеверации обнаруживаются и при амнестической афазии. Больной называет показываемый ему предмет, а затем и все другие предметы называет теми же словами. Например, увидев чайник, больной говорит: «Это — пить… кипятят, а потом пьют». Затем ему показывают наперсток и он говорит: «Ну, чайник.. шить им надо. У дочки есть такая штука».

Больные не замечают персеверации при одновременном поражении речевоспринимающего анализатора, например, при сенсорно-моторной афазии.

В рамках афатического синдрома персеверации как бы структурный компонент афазии и долго сохраняются даже после исчезновения основных афатических проявлений. Они наблюдаются и при неочаговых органических поражениях головного мозга — при выраженном, но безынсультно протекающем церебральном атеросклерозе, при олигофрениях.

Существуют многочисленные наблюдения персевераций в мышлении и речи при шизофрении. По Н. Flegel (1965), они охватывают широкий круг речевых явлений — от отдельных звуков до слов, отрывков фраз и целых речевых оборотов. Е. Kraepelin (1927) связывал появление персевераций при шизофрении с обеднением представлений и тенденцией заполнять эти пробелы мышления за счет предшествующих представлений. Н. Flegel (1965), находясь на тех же позициях, в генезе персевераций придает большое значение усиливающейся автоматизации мыслительно-речевой деятельности.

Персеверации наблюдаются и при резком утомлении, а также в состоянии алкогольного опьянения. В таких случаях, однако, они носят эпизодический, кратковременный характер.

Стереотипии в мышлении. Под стереотипиями понимают склонность к повторению одних и тех же актов психической деятельности. Иногда стереотипно повторяются отдельные слова, в других случаях речь идет о мышлении стереотипами. Различна и степень автоматизации в процессе стереотипии. Так, вербигерация (проявление стереотипии в речи больных шизофренией) характеризуется совершенно бессмысленным, автоматическим, непроизвольным повторением одних и тех же слов или фраз. Настолько же автоматизированными представляются стереотипии двигательные, галлюцинаторные. Последние нередко осуществляются при недостаточно ясном сознании, например при острых интоксикациях. Несколько более произвольны стереотипии мыслей, однако и в этих случаях, очевидно, большую роль играют явления психического автоматизма.

Стереотипии следует отличать от персевераций. Персеверации, по М. С. Лебединскому и В. Н. Мясищеву (1966), характеризуются тем, что уже законченное действие целиком или в каких-то своих элементах проникает в последующее, направленное на решение новой задачи, хотя для ее выполнения персевераторные компоненты деятельности, начавшейся в рамках выполнения предшествующей задачи, чужды и непригодны. При стереотипиях же деятельность больного (мыслительная, речевая, двигательная) утрачивает всякий смысл, вообще не связана с решением какой-либо задачи. Мы не можем уловить связи стереотипных оборотов в мышлении или речи с какой-либо предшествовавшей деятельностью, они также чужды и прежним мыслительным заданиям.

Стереотипии проявляются длительно и не изменяются под влиянием специально создаваемого психиатром в общении с больным переключения модуса его деятельности. Персеверации зависят от степени трудности решения новой задачи, легче выявляются в деятельности, сходной с прошлыми действиями. Эти признаки не обнаруживаются при стереотипиях. В отличие от персевераций больной не пытается противодействовать стереотипиям.

Е. Kraepelin (1918), который видел в стереотипиях склонность длительно твердить одни и те же представления, подчеркивал, что при них в отличие от персевераций , содержание этих представлений не зависит от предшествующих.

Приводим пример стереотипии в мышлении больного шизофренией.

«На меня напали 8 лет назад иностранные разведчики, разрезачи мне живот и в животе зашили радиоаппараты. И где я ни хожу, я слышу голоса по радио в голове из радиоаппаратов, что зашиты у меня в животе, слышу, как по радио мне внушают на душу различные чувства. Шов после разреза живота, когда в него зашили радиоаппараты, загладили и радиоаппаратами так зачувствовали, что шва не стало видно». Далее на нескольких страницах подробно излагаются болезненные переживания больного, описываются его псевдогаллюцинаторные переживания. Больной очень четко излагает наблюдающиеся у него явления синдрома Капгра (те же иностранные разведчики заменили в его селе ближайших родственников—12 человек — похожими на них людьми). Через 8 страниц в этом же письме больной пишет: «Моему родному дяде иностранные разведчики разрезали живот и зашили в него затем радиоаппараты и этими радиоаппаратами так рассердили его, что он ударил жену, и жена умерла. Прокурор не знал, что у дяди в животе зашиты радиоаппараты и что его специально злили, и дядю в г. Макеевке судили. Этого хотели иностранные разведчики, чтобы моего дядю осудили и поместили в тюрьму».

Этот мотив (иностранные разведчики, зашивающие в живот различным людям радиоаппаратуру) стереотипно повторяется и в дальнейшем, во всей письменной и устной речи больного применительно к самым разным лицам. Мы видим здесь отмеченную Е. Kraepelin (1910) у больных шизофренией склонность постоянно возвращаться к одним и тем же мыслям и представлениям, которую автор определял как стереотипии в мышлении.

Стереотипии наблюдаются не только при шизофрении. Они часто обнаруживаются в клинике органических психозов. Примером стереотипии органического генеза является описанный W. Mayer-Gross (1931) симптом граммофонной пластинки (симптом курантов). Он относится к характерным для болезни Пика стоячими оборотам и заключается в стереотипном и безостановочном повторении с неизменными интонациями через определенные интервалы времени одного и того же рассказа или нескольких фраз. Соответственно течению заболевания стоячие обороты при болезни Пика претерпевают обусловленные нарастанием слабоумия и распада речи изменения — все больше упрощаются, редуцируются и в конечном итоге сводятся к стереотипно повторяемой фразе или нескольким словам.

Со временем стоячие обороты становятся все более бессмысленными, иногда слова в них настолько парафати чески искажаются, что теряют даже отдаленное сходство со словом-прототипом.

www.psychiatry.ru

Персеверация: что это, как она проявляется и лечится

Особенности лечения

Универсального рекомендованного всем алгоритма лечения персеверации не существует. Терапию проводят на основании применения целого комплекса различных подходов. Один метод, как единственный способ лечения, применять не стоит. Нужно предпринимать новые методы, если предыдущие не дали результата. Грубо говоря, лечение основано на постоянных пробах и ошибках, что в итоге позволяет отыскать оптимальный метод воздействия на человека, страдающего персеверацией.

Представленные методы психологического воздействия можно применять поочередно или последовательно:

  • Ожидание.
    Является основой в психотерапии людей, страдающих персеверацией. Суть состоит в том, чтобы ждать изменения в характере возникших отклонений на фоне применения различных методов воздействия. То есть стратегию ожидания применяют в паре с любым другим методом, о которых расскажем ниже. Если изменений не происходит, переходите на другие психологические способы воздействия, ожидайте результата и действуйте по обстоятельствам.
  • Профилактика.
    Не редко два типа персеверации (моторная и интеллектуальная) протекают совместно. Это дает возможность вовремя предупредить подобные изменения. Суть методики основана на исключении физических проявлений, о которых человек наиболее часто говорит.
  • Перенаправление.
    Это психологический прием, основанный на резком изменении совершаемых действий или текущих мыслей. То есть при общении с пациентом можно резко поменять тему разговора или от одних физических упражнений, движений перейти к другим.
  • Лимитирование.
    Метод направлен на последовательное снижение привязанности человека. Достигается это за счет ограничения повторяющихся действий. Простой, но понятный пример — ограничить время, в рамках которого человеку разрешается сидеть за компьютером.
  • Резкое прекращение.
    Это метод активного избавления от персеверативной привязанности. В основу данного способа ложится воздействие путем введения пациента в шоковое состояние. Это можно достичь путем резких и громких фраз, либо же визуализации того, насколько вредными могут быть навязчивые мысли или движения, действия пациента.
  • Игнорирование.
    Метод предполагает полное игнорирование проявления расстройства у человека. Такой подход проявляет себя наилучшим образом, если нарушения были вызваны дефицитом внимания. Если человек не будет видеть смысла в том, что он делает, поскольку эффект отсутствует, то вскоре прекратит повторять навязчивые действия или фразы.
  • Понимание.
    Еще одна актуальная стратегия, с помощью которой психолог узнает ходы мыслей пациента при отклонениях или при отсутствии таковых. Подобный подход не редко позволяет человеку самостоятельно разобраться в своих мыслях и действиях.

Персеверация представляет собой достаточно распространенное расстройство, которое может быть вызвано различными причинами

При персеверации важно выбрать грамотную стратегию лечения. Медикаментозное воздействие в данном случае не применяется

Речевые стереотипии, также известные как речевые итерации, словесные тики, являются рефлекторными, лишенными смысла и эмоционально индифферентными повторениями звуков, слогов, слов и целых фраз в речи больного.

Речь пациента может быть как с его собственной инициативы, либо быть спровоцированной вопросами окружающих людей.

Речевые стереотипии и психоневрологические заболевания

Причины речевых стереотипий часто кроются в развитии неврологических и психологических заболеваний.

Причины персевераций

Самой распространенной причиной возникновения персеверации считаются неврологические заболевания, возникшие из-за повреждений головного мозга физического характера. При этом возникает невозможность переключения между различной деятельностью, изменение хода мыслей и порядка действий при выполнении различных задач.

При неврологической природе заболевания причинами появления персеверации бывают:

  1. , при которых поражены боковые орбитофронтальные участки коры и ее префронтальные выпуклости.
  2. — появление нарушений в речи, сформированной на предыдущем жизненном этапе. Данные расстройства возникают вследствие физических повреждений речевых центров, как результат черепно-мозговой травмы, .
  3. Патологии, относящиеся к области лобных долей коры головного мозга
    .

Психиатрия и психология относят персеверацию к признакам различных фобий и тревожных синдромов. Протекание данной речевой стереотипии в психологическом и психиатрическом направлении может быть вызвано:

  • навязчивостью и селективностью отдельных интересов, что чаще всего встречается у людей с аутистическими отклонениями;
  • недостатком внимания при гиперактивности, при этом стереотипия возникает, как защитный механизм, для привлечения к себе внимания;
  • неуклонное стремление к обучению и познанию нового может приводить к зацикленности на одном умозаключении или деятельности;
  • персеверация часто является одним из симптомов .

Не стоит путать персеверацию с обсессивно-компульсивным расстройством, привычками человека, склеротическими изменениями памяти.

Персеверации чаще наблюдаются у больных слабоумием (), которое вызвано , а также при возрастных атрофических процессах в мозге. Интеллект больного нарушен, и он не может понять задаваемый вопрос и вместо логичного ответа повторяет ранее употреблявшиеся фразы.

Что провоцирует развитие вербигерации

При вербигерации нет связи с определенными нервно-психическими состояниями. Одной из особенностей вербигерации является то, что пациент произносит слова без проявлений аффекта. Как правило, словесные повторения сопровождаются активной мимикой и двигательными нарушениями.

Чаще всего данные словесные итерации встречается у пациентов с и кататонической шизофренией.

Причины стоячих оборотов, палилалии и эхолалии

Палилалия является типичным проявлением при болезни Пика. Также нередко сопровождает такие заболевания как стриарная патология, стриопаллидарная патология (атрофическая, воспалительная, сосудистая), постэнцефалический , шизофрения.

Возникновение эхолалии зачастую связывают с поражением лобных долей головного мозга. При наличии у пациента таких симптомов, как галлюцинации, нарушение координации, забывчивость, необходимо обратиться за консультацией к специалисту. Если поражение головного мозга не диагностировано, то причинами развития эхолалии могут быть , шизофрения, аутизм, синдром Туретта.

Постановка диагноза

Диагностика речевых стереотипий предполагает комплексное тестирование. Пациенту предлагается пройти специальное тестирование или ответить на простые вопросы (подразумевающие ответы «да», либо «нет»), выполнить повтор схожих по звучанию звуков или звукосочетаний.

Также больному предлагается назвать предметы, которые находятся в комнате, назвать дни недели, пояснить смысл слов, пересказать текст.

Очень важно при обследовании пациента определить понимает ли он речь, обращенную к нему. Если есть подозрения на наличие легких форм речевых нарушений, врач-дефектолог применяет другие более сложные методы диагностики

Для диагностики речевых стереотипий используется методика, включающая в себя серию отдельных тестов. Пациенту предлагается написать слова в обычном и обратном порядке, написать слова и фразы прописными и строчными буквами, прочесть текст в прямом и обратном порядке, написать цифры в обычном и перевернутом виде, произвести умножение. При проведении тостов врач оценивает количество правильных и неправильных ответов в минуту.

Причины проявления персеверации

Существуют нейропатологические, психопатологические и психологические причины развития персеверации.

Повторение одной и той же фразы, вызванное развитием персеверации, может возникать на фоне нейропатологических причин. К ним наиболее часто относят:

  • Черепно-мозговые травмы, при которых повреждается боковая область орбитофронтального участка коры головного мозга. Либо же это связано с физическими видами повреждений прифронтальных выпуклостей.
  • При афазии. Персеверация не редко развивается на фоне афазии. Она представляет собой состояние, характеризующееся патологическими отклонениями ранее сформированной человеческой речи. Происходят подобные изменения в случае физического повреждения центров в коре мозга, отвечающих за речь. Вызвать их могут травмы, опухоли или другие виды воздействий.
  • Перенесенные локальные патологии в лобной доле головного мозга. Это могут быть аналогичные патологии, как в случае с афазией.

Персеверацию психиатры, а также психологи называют отклонениями психологического типа, которые протекают на фоне дисфункций, происходящих организме человека. Зачастую персеверация выступает в качестве дополнительного расстройства и является очевидным признаком формирования у человека сложной фобии или иного синдрома.

Если говорить о психопатологических и психологических причинах развития персеверации, то здесь выделяют несколько основных:

Склонность к повышенной и навязчивой избирательности интересов. Чаще всего это проявляется у людей, характеризующихся аутическими отклонениями.
Стремление постоянно учиться и обучаться, познавать нечто новое. Встречается преимущественно у одаренных людей. Но основная проблема заключается в том, что тот человек может зацикливаться на определенных суждениях или своей деятельности. Между персеверацией и таким понятием как упорство имеющаяся грань крайне незначительная и размыта. Потому при чрезмерном стремлении развиваться и самосовершенствоваться могут развиться серьезные проблемы.
Чувство недостатка внимания. Проявляется у гиперактивных людей

Развитие у них персеверативных наклонностей объясняется попыткой привлечь к себе или к своей деятельности повышенное внимание.
Одержимость идеями. На фоне одержимости человек может постоянно повторять одни и те же физические действия, вызванные обсессией, то есть навязчивостью мыслей

Самым простым, но очень понятным примером одержимости, является стремление человека постоянно держать руки в чистоте и мыть их регулярно. Человек это объясняет тем, что боится заразиться страшными инфекциями, но такая привычка может перерасти в патологическую одержимость, которую называют персеверацией.

Важно уметь различать, когда один человек просто имеет странные привычки в виде того же постоянного мытья рук, либо же это обсессивно-компульсивное расстройство. Также не редко повторения одних и тех же действий или фраз обусловлены расстройством памяти, а не персеверацией

Проявления

Опираясь на характер персеверации, различают следующие виды ее проявления:

  • Персеверация мышления или интеллектуальные проявления. Отличается «оседанием» в человеческом создании определенных мыслей или его представлений, проявляющихся в процессе вербального общения. Персеверативная фраза часто может использоваться человеком при ответе на вопросы, к которым она совершенно не имеет какого-либо отношения. Также такие фразы человек с персеверацией может проговаривать самому себе вслух. Характерное проявление такого вида персеверации — это постоянные попытки вернуться к теме разговора, о которой уже давно перестали говорить или же решили стоящий в ней вопрос.
  • Моторный тип персеверации. Такое проявление как двигательные персеверации имеет непосредственное отношение к физическому нарушению в премоторном ядре мозга или подкорковых моторных слоях. Это вид персеверации, проявляющийся в форме повторения физических действий неоднократно. Это может быть как простейшее движение, так и целый комплекс различных телодвижений. При этом они повторяются всегда одинаково и четко, словно по заданному алгоритму.
  • Речевая персеверация. Ее относят к отдельному подвиду описанной выше персеверации моторного типа. Данные двигательные персеверации характеризуются повторениями постоянно одних слов, либо целых фраз. Повторения могут проявляться в устной и письменной форме. Связано такое отклонение с поражениями нижнего отдела премоторного ядра коры человеческого мозга в левом или правом полушарии. Причем если человек левша, то речь идет о поражении правого полушария, а если правша, то, соответственно, левого полушария мозга.

Персеверация - причины, виды, лечение
psy-files.ru

Текст книги «Психология творческого мышления профессионала»

Одним из самых неприятных проявлений навязчивости считают персеверацию мышления. Она может наблюдаться у людей абсолютно разного возраста и пола. Характерной особенностью является повторение какой-то фразы или движения.

Минимальным примером может послужить песня, которая надолго «застревает» в голове. Очень многие замечали, что некоторые слова или мелодию хочется произносить вслух в течение некоторого времени. Конечно, такая ситуация является слабым подобием данного заболевания, но смысл у него именно такой.

Люди, страдающие от этой напасти, абсолютно не контролируют себя в такие моменты. Навязчивое повторение возникает совершенно спонтанно и так же неожиданно прекращается.

Виды персевераций

Персеверации могут проявляться через различные нарушения.

Моторные персеверации

В их основе лежит поражение отделов головного мозга.

Они могут представлять собой множественные повторения отдельных частей целого движения – это элементарные моторные персеверации. Их причиной являются поражения премоторных отделов коры головного мозга и подкорковых структур, нижележащих под ними.

При системных моторных персеверациях поражаются префронтальные отделы коры мозга и наблюдаются повторения полных движений.

Еще одной формой являются речевые моторные персеверации. Они выражаются в повторении слогов и слов в устной и письменной речи. У правшей такая форма нарушений зависит от поражения левого полушария мозга в нижних отделах премоторной области коры.

Сенсорные персеверации

Они зависят от поражения корковых отделов анализаторов. Выражаются в постоянно повторяющихся звуках, визуальных образах, ощущениях на коже.

Интеллектуальные персеверации или персеверации мышления

При этом виде персеверации чаще всего страдает левое полушарие – очаги поражения располагаются в коре лобных долей. У больных нарушается мышление. Проявляется это в виде повторения неадекватных интеллектуальных действий.

Типы проявления повышенной навязчивости

Виды проявления рассматриваемой дисфункции зависят от первопричины. Различные проблемы отражают своеобразные финалы событий. В зависимости от причины появления навязчивости различают:

1. Моторный тип. Связан с нарушениями в примоторном ядре мозга. Проявляется в повторе одного движения, которое всегда выполняется одинаково.

2. Персеверация мышления. Зацикливание на какой-то мысли, которая не дает покоя. Именно поэтому человек может использовать ее слишком часто в процессе коммуникации. Такие люди не всегда ищут собеседника – они могут повторять «коронную» фразу себе самим. Но они нередко употребляют ее и в разговоре с кем-то, даже если к тематике беседы это имеет никакого отношения.

3. Речевой вид. Причина заболевания аналогична моторному типу, но его последствия проявляются в речевом поведении. Индивид начинает использовать одну и ту же фразу или слово очень часто. Причем чаще всего он делает это в письменной форме. Все происходит из-за поражения полушарий мозга. Интересно, что у левшей наблюдается расстройство в правом полушарии, а у правшей – в левом.

Также существуют более «сглаженные» проявления персеверации. Они могут выражаться в виде постоянно повторяющегося вопроса, который давно получил ответ, а также в обсуждении опасной ситуации, которая уже не представляет угрозы.

Моторные персеверации иногда возникают из-за неудовлетворенности какой-то ситуацией. К примеру, человек не может открыть банку или коробку долгое время. Вместо того чтобы отложить предмет, он начинает стучать им по столу с однообразным ритмом.

Рекомендуем: Как избавиться от переживания?

Кроме того, стоит упомянуть и о ситуации, когда личность постоянно прокручивает в памяти один и тот же разговор, неизменно называет другого человека чужим именем и т.п. Кстати, когда человек давно вышел из ванной, но еще долгое время ходит с полотенцем в руках, это тоже можно назвать легкой стадией персеверации.

У детей это может выражаться несколько иначе. Если вы замечаете, что ваше чадо постоянно рисует один и тот же рисунок или чешет одно и то же место, то стоит обратить на это внимание. Также персеверация мышления проявляется в узконаправленных играх на протяжении долгого времени. Нормальный ребенок в любом случае будет интересоваться разными способами времяпрепровождения.

Рекомендуем: Обсессия — это

Что касается фраз или одних и тех же вопросов, то они нередко проявляются именно с ранних лет. Особую настороженность должны вызвать часто повторяющие слова, которые абсолютно не имеют отношения к разговору.

Причины возникновения

Персеверации могут возникать, как последствия нейропатологий, психических изменений и психопатологий.

В первом случае, страдает органическая составляющая из-за:

  • черепно-мозговых травм;
  • опухолей мозга;
  • эпилепсии, связанной с нарушением обмена веществ;
  • энцефалита.

Психические причины обусловлены расстройствами личности и особенностями развития:

  • аутизмом;
  • обсессивно-компульсивным расстройством (одержимость идеями, проявляющаяся через потребность в действиях);
  • одаренностью (выражается патологическим упорством в достижении цели, связанной с интересом развития);
  • гиперактивностью (по причине недостатка внимания выполняются действия, побуждающие его компенсировать).

Лечение

Основное лечение персеверативных отклонений направлено на устранение причины – психического или неврологического заболевания. Медико-психологическая помощь осуществляется комплексно, включает медикаментозную поддержку, психотерапию, психокоррекцию. Ключевые задачи этих направлений – снизить напряжение, вызываемое персеверативными симптомами, повысить навык контроля действий, освоить способы произвольного переключения внимания.

Психотерапия

Психотерапевтические сеансы ориентированы на снижение тревожности, эмоционального напряжения, а также на замену персеверативных процессов адекватным поведением и мышлением. Умение расслабляться, управлять своим эмоциональным состоянием достигается с помощью аутотренинга, методик нейромышечной релаксации. Для устранения персевераций используется поведенческая психотерапия: техника перенаправления мыслей резкой сменой темы разговора, метод лимитирования, позволяющий снизить персеверативные проявления путем ограничения объема повторяющихся действий.

Психокоррекция

Психокоррекционная работа направлена на повышение умственной работоспособности, развитие навыков саморегуляции через улучшение когнитивных процессов, в особенности внимания и мышления. Для успешного преодоления персевераций необходимо умение целенаправленно переключать внимание. Тренировка этой функции проводится в ходе специальных упражнений (например, отыскивание чисел в красно-черных таблицах), групповых психотехнических игр. Другая линия работы – увеличение гибкости мышления. Основной метод развития данного качества – решение творческих задач.

Персеверации в детском возрасте

Ребенок, взрослея, формирует определенные привычки. При патологиях развития или нарушениях они могут превращаться в персеверации.

При этом могут наблюдаться следующие признаки:

  • повторение фраз вне зависимости от темы разговора;
  • отсутствие разнообразия в играх;
  • повышенный интерес к определенным частям тела или местам на коже (проявляются в расчесывании, прикосновениях);
  • графическое фиксирование одних объектов через рисунки и письмо;
  • часто повторяющиеся просьбы, не соответствующие ситуации.

Диагностика персевераций включает тесты с написанием предложений, примеры на умножение и прохождение лабиринтов.

Общая характеристика

Персеверативные явления впервые были описаны древнегреческим ученым Аристотелем, хотя сам термин «персеверация» введен лишь в 1894 году немецким врачом А. Нейссером. В настоящее время различают несколько видов персевераций: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные, моторные. Интеллектуальные проявляются повтором стереотипных мыслительных операций, которые не приводят к цели, не решают поставленную задачу. Например, в беседе человек вновь и вновь возвращается к вопросу, на который уже дан ответ.
Сенсорные персеверации – многократные повторения зрительных, слуховых и тактильных образов после того, как непосредственный раздражитель перестал воздействовать на анализатор. Распространенный вариант – звучание «в голове» недавно прослушанной мелодии. Персеверативные эмоции характерны для впечатлительных людей, которые долго переживают обиду, страх или радость, в то время как спровоцировавшая их ситуация уже закончилась, потеряла актуальность.

Моторные персеверации реализуются многократным повтором отдельных движений или целых двигательных программ. Пример: неспособность написать букву «б» из-за зацикленности на рисовании овала, невозможности перейти к изображению верхнего элемента буквы. Особым видом моторного расстройства является речевая персеверация. Ее признак – повторение слога, слова либо части фразы в процессе устного высказывания или письма.

Терапия при персеверации

Алгоритм лечения зависит от причин возникновения персеверации. В основе всегда лежит психотерапия. При нейропатологии, наряду с терапией, применяют препараты ноотропного, седативного действия и витаминные комплексы.

Лечение персеверации состоит из сочетания терапевтических приемов.

  • Ожидание изменений или исчезновения симптомов на фоне терапии.
  • Исключение из жизни пациента деятельности, которая является постоянным объектом речи. Такая стратегия подходит для лечения сочетаний интеллектуальной и моторной персевераций.
  • Внезапное переключение между темами разговора или деятельностями при рецидивах.
  • Внедрение ограничений в персеверативную деятельность пациента. Это позволяет дозировать персеверативные стимулы.
  • Полное исключение стимула путем его отрицания или осознания приносимого им вреда.
  • Осознанное игнорирование стимула, как бесполезного.
  • Достижение понимания первичных мыслей, возникающих в момент персеверации.

При диагностировании важно помнить, что не существует четкой границы между персеверациями и привычками, обусловленными образом жизни. Если хирург склонен часто мыть, скорей всего, это всего лишь навык, перенесенный из профессиональной сферы в обычную жизнь.

Диагностика

В бытовых ситуациях персеверации проявляются повторением одной и той же фразы, несмотря на изменение темы беседы или вопроса, цикличным воспроизведением каких-либо действий (например, перелистывания книги без попытки чтения), многократным озвучиванием просьбы, которая не имеет смысла или уже выполнена. У детей присутствует однообразие, узкая направленность игр и увлечений, интерес к познанию нового слабый, неустойчивый.

Медицинская диагностика проводится врачом-психиатром и нейропсихологом. Первичный сбор информации выполняется методом беседы и наблюдения. При ярко выраженных персеверациях повторения фраз, слов, слогов, движений и действия обнаруживаются уже на первой врачебной консультации. Для объективного определения персевераций выполняется ряд нейропсихологических тестов:

  • Речевые, мыслительные пробы.
    Персеверативность речи, мышления выявляется при решении теста ассоциаций, установлении аналогий, запоминании и воспроизведении серии слов. При ассоциативном эксперименте больные склонны проговаривать одно слово в ответ на разные стимульные слова психолога. При выполнении задания на простые аналогии они не ищут логическую связь, а выбирают слова «по шаблону», например, все первые (или последние) слова в списках. Воспроизводя серию слов, зацикливаются на одном или двух, повторяя их.
  • Двигательные пробы.
    Персеверация диагностируется при помощи пробы копирования ритмов (выстукивание ритмов) и пробы на динамический праксис, когда пациенту предлагается повторить последовательность положений кисти руки «кулак-ладонь-ребро». Типичные результаты: инертное воспроизведение предыдущей серии движений/ритма, возвращение к ошибочному варианту, выполнение неправильной структуры и ее повтор.
  • Графические пробы.
    Персеверативные движения выявляются у пациентов при рисовании, письме цифр и букв. При элементарной персеверации они рисуют круг, а затем много раз обводят его или изображают несколько неразрывных кругов – спираль. Аналогичные ошибки возникают при попытке написать цифры «6», «9», буквы «д», «б». При комплексном двигательном расстройстве затруднено рисование серии геометрических фигур – вместо заданной последовательности больной рисует одну фигуру несколько раз.
miss-runet.ru

COMMENTS