Подготовка детей к обучению в школе

Подготовка детей дошкольного возраста к обучению в школе

ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.

Как правильно подготовить ребёнка к поступлению в школу, чтобы этот сложный и важный момент вызвал у него положительные эмоции.

Это волнует всех тех родителей, чей ребёнок должен в этом году пойти в школу.

К первоочередным задачам относятся:

— прохождение тестирования, позволяющего оценить готовность ребёнка к школе;

-выбор будущего учебного заведения;

-оформление необходимых документов и т.д.

Готов ли ребёнок к школе и что под этим понимают. Прежде всего это:

1. Психологическая готовность к обучению в школе.

-Умение учиться (понимание смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действий, навыки самоконтроля и самооценки);

-Сформированные произвольные внимание, память, мышление.

-Ребёнок психологически перерастает игру (положение школьника выступает как ступенька к взрослости, а учёба- как ответственное дело);

-Дошкольников привлекают внешние атрибуты школьной жизни (сидение за партами, звонки на перемены, отметки,владение рюкзаком, пеналом и т.д.).

2. Достаточный уровень волевого развития ребёнка.

-Соподчинение мотивов, которое даёт ребёнку возможность управлять своим поведением;

-Произвольность познавательной деятельности (ребёнку дошкольного возраста трудно длительное время сохранять устойчивое произвольное внимание, заучивать значительный по объёму материал и т.д.);

3. Готовность ребёнка в области умственного развития :

-У ребёнка имеется определённый запас знаний об окружающем мире (о предметах и их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях и их труде и других сторонах общественной жизни; о том, "что такое хорошо и что такое плохо", т.е. о моральных нормах поведения)

Важен не столько объём этих знаний, но их качество- степень правильности, чёткости и обобщённости сложившихся у ребёнка представлений.

-Сформирована чистая речь родного языка; ребёнок должен уметь связно, последовательно, понятно для окружающих описать предмет, картинку, событие, передать ход своей мысли, объяснить то или другое явление, правило.

-Ребёнок должен иметь определённый уровень развития познавательных интересов и познавательной деятельности (ребёнок должен получать удовольствие от получения новых знаний, умений и навыков). Должен уметь планомерно обследовать предметы, явления, выделять их разнообразные свойства.

Обучая ребёнка этим специальным знаниям и навыкам, надо обязательно помнить следующее:

Ребёнок может знать весь алфавит, но если при определении второй буквы в слове он забывает первую, значит, он не готов читать, функционально не созрел. Главное-развивать зрительно-пространственное восприятие: показывать буквы разных шрифтов и видов, играть в узнавание буквенного знака, сложенного из скрепок, карандашей, счётных палочек, бусинок и т.д.

К занятиям по письму специалисты относятся тоже осторожно. Они считают, что если и учить ребёнка до школы, то только печатными буквами, а не прописным. Причём начинать надо с того, как правильно держать ручку, как должна лежать тетрадь и как сидеть за письменным столом. К курсивному письму ребёнок физически не готов даже в шесть лет. Ещё не сформированы мелкие мышцы кисти, не закончилось окостенение костей запястья и фаланг пальцев.

В начале обучения ребёнок без утомления может писать только одну минуту! Родителям и педагогам не стоит забывать, что курсивом шестилетний ученик пишет на вдохе и невольно переходит на рваный ритм дыхания, а это физиологически вредно.

Кроме того, детские психологи и физиологи, утверждают: крайне важно ещё до школы научить ребёнка организовывать свою работу. Это самое сложное, но совершенно необходимое условие. Если не сделать этого вовремя, потом придётся постоянно контролировать каждый шаг. Ребёнок будет неосознанно рассчитывать, что за результат отвечает не он, а родитель у него за спиной.

Говоря о подготовке ребёнка к школьному обучению, надо не забывать о его здоровье. Если ребёнок будет простужаться 3- 4 раза в год, а то и чаще, то он будет отставать от сверстников в учёбе. Потом придётся навёрстывать пропущенное, доказывая, что ты не глупее остальных. А это очень сильно травмирует психику ребёнка, снижает его самооценку. Самый простой и доступный способ укрепления здоровья ребёнка — это закаливание. Специалисты считают, что именно в 5 -7 лет закаливание даёт наивысший эффект, определяет здоровье на всю жизнь.

Схема закаливания детей, которую практиковали ещё в начале хх века, остаётся неизменной, потому что она себя оправдывает. К зарядке и занятиям спортом добавить обтирания, контрастные обливания (по схеме 28 — 16 — 28 градусов).полоскание горла водой комнатной температуры.

Согласно рекомендациям специалистов, для повышения устойчивости детского организма к заболеваниям, нужно закаливать стопы ног, шею, поясницу.

Готовность ребёнка к школе можно проверить с помощью тестов, составленных детскими психологами. Пусть учёба принесёт Вам и ребёнку больше радости, чем огорчений!

Подготовка детей к обучению в школе

Записи в дневниках по теме:

Воспитатели и преподаватели, подстраиваясь под законы рыночной экономики, охотно отвечают потребителям ( родителям) и учат.

Страх перед будущим заставляет родителей основательно готовить малыша к школе. Подготовка к школе становится главной целью не только родителей, но и воспитателей, психологов, работающих с дошкольниками.

На сегодняшний день у родителей имеется несколько вариантов относительно того, где можно подготовить ребенка к школе. Одним из вариантов является частный детский центр, где ребенок учится выстраивать отношения в коллективе с взрослыми и сверстниками, получает знания, развивается. Здесь дети получают первые навыки самообслуживания, привыкают к порядку и дисциплине.

В детских центрах, работающих по стандартным программам, например, М.А. Васильевой, дети получают навыки счёта, чтения, у них развивается мышление, память, внимание, усидчивость, любознательность, мелкая моторика и другие важные качества. Дети получают понятия нравственности, прививается любовь к труду.

Что включает в себя подготовка к школе?

Подготовка ребенка к школе – это целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник. И сюда входит далеко не только совокупность необходимых знаний. Итак, что подразумевает качественная подготовка к школе?

Существует множество классификаций готовности ребенка к школе, но все они сводятся к одному: готовность к школе подразделяется на физиологический, психологический и познавательный аспект, каждый из которых включает в себя целый ряд составляющих. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемой в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний и так далее. Физиологическая готовность ребенка к школе

Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Если у ребенка имеются серьезные отклонения в психическом и физическом здоровье, то он должен обучаться в специальной коррекционной школе, предусматривающей особенности его здоровья. Кроме этого, физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.

Психологическая готовность ребенка к школе

Психологический аспект включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая. Интеллектуальная готовность к школе означает:

• к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний (речь о них пойдет ниже);

• он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;

• ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен;

• должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.

Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:

• ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;

• толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;

• нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;

• ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.

Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:

• понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;

• наличие интереса к учению и получению новых знаний;

• способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;

• усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

Познавательная готовность ребенка к школе.

Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?

• Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.

• Находить сходства и отличия между предметами, картинками.

• Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.

• Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.

• Цифры от 0 до 10.

• Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.

• Деление круга, квадрата напополам, четыре части.

• Ориентирование в пространстве и листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т. п.

• Запоминание 10-12 картинок.

• Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.

• Пересказывание текста из 4-5 предложений.

• Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.

• Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.

• Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.

• Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.

• Складывать пазлы без помощи взрослого.

• Сложить из бумаги вместе со взрослым простой предмет: лодочку, кораблик.

• Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.

• Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.

• Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.

• Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.

• Понимать и объяснять смысл пословиц.

• Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.

• Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.

• Различать в словах буквы и звуки.

• Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.

• Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.

Уважаемые Родители , Вам делать выбор: вести подготовку ребёнка к школе самому, учитывая все перечисленные выше нюансы или доверить её специалистам.

Подготовка ребёнка к школе.

Как определить готовность ребёнка к школьному обучению.

В понятие «готовность ребёнка к школьному обучению» включаются три взаимосвязанных компонента: физиологическая готовность; социально-психологическая или личностная готовность; психологическая готовность.

Оценкой физиологической готовности к школьному обучению , как правило, занимаются медики, которые проводят проверку ребёнка по трём основным критериям:

физическое развитие – длина тела (рост стоя и сидя), масса тела (рост стоя и сидя), масса тела и окружность грудной клетки;

биологический возраст – количество прорезавшихся постоянных зубов, достижение определённых пропорций тела соответственно возрасту;

комплексная оценка состояния здоровья – дети подразделяются на пять «групп здоровья» (начиная от детей без каких-либо функциональных отклонений с хорошим физическим развитием, заканчивая детьми, имеющими существенные отклонения в состоянии здоровья, исключающие возможность обучения в массовой школе).

Социально-психологическая, или личностная готовность к школьному обучению определяется готовностью ребёнка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе в условиях школьного обучения. При поступлении в школу ребёнок попадает в новые социальные условия и постепенно осваивает новую общественную роль «Я – ученик».

Смена обстановки, ведущего вида деятельности (с игры на учение), социальной роли может провести к переживанию ребёнком кризиса 7 лет. В этот период дети, как правило, становятся трудновоспитуемыми; родители как будто не узнают своих малышей; в поведении ребёнка проявляется много негативизма, упрямства, строптивости, своеволия, ревности, грубости по отношению к взрослым; или наоборот – дети, которые в детском саду считались задирами, болтушками и драчунами, в период кризиса могут стать тихими и незаметными. Но самое главное то, что в этот период возрастает стремление ребёнка к новой социальной роли («Я – ученик») и социально значимому виду деятельности (учению).

  • Постарайтесь помочь ребёнку смягчить прохождение этого кризиса, а также успешно овладеть новой социальной ролью и новым видом деятельности.
  • Помните : кризис – это явление временное, он проходит, его просто нужно пережить.

Вспомните себя, когда у вас ничего не получается, всё валиться из рук и, конечно, вам не хочется, чтобы в эти моменты близкие вас ругали или в чём-то обвиняли. Ребёнок – такой же человек, только маленький.

  • Не спешите делать замечание вашему ребёнку или указывать на его ошибки и неудачи, постарайтесь спокойно выяснить причину, помогите ребёнку пережить происшедшую неудачу.
  • Отвлеките малыша от неприятного переживания, погуляйте или поиграйте с ним вместе, а может быть, просто приласкайте и взбодрите своего сына или дочку.
  • Не предъявляйте требования, не соответствующие желаниям и возможностям ребёнка. Подумайте над тем, все ли ваши запреты обоснованы и нельзя ли дать ребёнку больше свободы и самостоятельности.
  • Внимательно относитесь к мнениям и суждениям ребёнка, постарайтесь его понять.
  • Помните: тон приказа и назидания в этом возрасте малоэффективен, постарайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребёнком возможные последствия его действий.
  • Будьте оптимистичны, прибегайте к юмору в общении с детьми.

Психологическая готовность к школьному обучению представляет собой сложное образование и охватывает все стороны психики ребёнка, в частности подразумевает его готовность к усвоению учебного материала. Базовыми составляющими психологической готовности к обучению в школе являются:

— уровень развития психических процессов (мышления, памяти, внимания, воображения, восприятия);

— уровень развития мелкой моторики руки (в том числе графические навыки);

— уровень развития связной речи;

— эмоционально-волевая готовность (умение контролировать свои действия, следуя инструкции взрослого в процессе обучения и т.п.)

  • Помните : окончательно психологическая готовность ребёнка к обучению в школе формируется в процессе самого обучения.
  • Проследите за тем, чтобы ваш ребёнок (если он посещает детский сад) прошёл диагностику у психолога на психологическую готовность к школьному обучению.

2. Что следует предпринять родителям за год до поступления ребёнка в школу .

Каждый ребёнок неповторим, индивидуален, имеет, как правило, свои пристрастия и интересы.

  • Заранее позаботьтесь о выборе школы, в которую ваш ребёнок пойдет учиться, учитывая при этом его наклонности, здоровье, особенности поведения.
  • В 5-6 лет проведите обследование уровня развития ребёнка, окажите ему своевременную помощь и поддержку, если это необходимо.
  • Определите готовность малыша к школе с помощью специалиста-психолога в детском саду или в школе.

Всесторонний анализ развития ребёнка до школы необходим для решения вопроса о том, какой вариант обучения, какая программа и какие требования будут для него приемлемы и не приведут к ухудшению состояния здоровья, нарушению социально-психологической адаптации и трудностям обучения.

  • Проанализируйте поведение вашего ребёнка, уровень его развития, выясните для себя, на что нужно обратить особое внимание при подготовке ребёнка к школе.

Предлагаем познакомиться с перечнем так называемых факторов риска , учёт которых в разных видах деятельности и развития малыша позволит родителям своевременно оказать помощь своему ребёнку.

  1. Общее развитее, взаимодействие со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности :

— неспособность понять инструкцию(задание), трудности выполнения задания даже с помощью взрослых;

— хаотичность действий, неумение организовать свою работу, необходимость постоянных указаний взрослых («не отвлекайся», «будь внимателен» и т.п.);

— трудность работы без отвлечения – даже в течение 5 – 7 мин;

— явно отрицательная реакция на неудачу (слезливость, отказ от работы);

— небольшой запас различных сведений, знаний;

— трудности вербально-логического и наглядно-образного мышления;

— низкий уровень развития памяти.

  • Особое внимание обратите на способность ребёнка правильно воспринимать обращённые к нему вопросы, умение четко и правильно отвечать на них, объяснять свои действия и выбор того или иного варианта выполнения задания.

2. Уровень речевого развития ребёнка :

— бедный запас слов;

— неумение грамотно строить предложения;

— затруднения звукобуквенного анализа.

Как правило, эти факторы риска связаны с задержкой речевого развития в раннем детстве и заметны у детей, которые вовремя не получили необходимой логопедической помощи.

3. Развитие координации движений и графических умений :

— неловкость при выполнении задания;

— неспособность выполнить задание;

— низкий уровень координации движений пальцев;

— неумение чертить вертикальные и горизонтальные линии;

— неровность, нечёткость штрихов;

— тремор (дрожание рук).

— затруднения и ошибки при выделении отличительных особенностей фигур и их сочетаний;

— неточность копирования (нарушение соотношений элементов фигур, направления штрихов, размеренности, наклона и т.п.).

Анализ развития ребёнка, выявление факторов риска позволят выбрать систему занятий по подготовке ребёнка к школе, помогут определиться родителям с тем, какая школа в большей мере соответствует возможностям дошкольника.

Как помочь ребёнку подготовиться к школьной жизни .

Принято считать, что лучший способ воспитать хороших детей – чаще корректировать собственное поведение. Самые действенные методы воспитания ребёнка – это хороший пример самых близких ему людей: родителей, сестёр и братьев.

  • Постарайтесь проанализировать своё поведение с ребёнком, всегда помните о высокой чувствительности 5 — 6 –летних детей.
  • Проявите чуткость в сложных для ребёнка ситуациях, с пониманием отнеситесь к его переживаниям, покажите, что вы рядом с ним и поддерживаете его.
  • Чаще интересуйтесь собственным мнением ребёнка, его эмоциональными переживаниями и желаниями.
  • Помните: создание доверительной домашней обстановки сближает детей с родителями.

По мнению учёных, специфика функций семьи и общественных институтов в воспитании ребёнка заключается в том, что для родителей важно научиться « искусству жить с ребёнком» , а для педагога – «искусству обучать его» .

В результате хорошего родительского воспитания у ребёнка происходит гармоничное естественное развитие психических процессов и состояний.

В предшкольный период родители должны обратить особое внимание на формирование у ребёнка таких качеств, которые помогут ему адаптироваться в школьной жизни, наладить общение со сверстниками и учителями, освоить новую социальную роль – ученика .

МБДОУ — детский сад № 29 Ленинского района

620146, г. Екатеринбург, ул. Чкалова, 119а

Источники:
Подготовка детей дошкольного возраста к обучению в школе
-Умение учиться (понимание смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действий, навыки самоконтроля и самооценки);
http://refdb.ru/look/1658873.html
Подготовка детей к обучению в школе
подготовка детей к обучению в школе Записи в дневниках по теме: Воспитатели и преподаватели, подстраиваясь под законы рыночной экономики, охотно отвечают потребителям ( родителям) и
http://www.vashevse.ru/spravochnik/doshkolniki/2012-06-20-11-52-21/9323
Подготовка ребёнка к школе
Подготовка ребёнка к школе. Как определить готовность ребёнка к школьному обучению. В понятие «готовность ребёнка к школьному обучению» включаются три взаимосвязанных
http://29.detsadural.ru/section/about/83/227/231/

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Девушка говорит привет как дела Девушка говорит привет девушка говорит привет Mp3 T Fest Feat… (1)

Психологический тренинг для младших школьников Психологический тренинг для младших школьников Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города… (1)

не могу расслабиться с парнем Влюбить в себя парня по перепискеВы долгое время общаетесь с… (1)

Заговор на молчание человека Оморочка — как навести и снять внушение Оморочка — довольно… (1)

Если мужчина спрашивает люблю ли я его Почему муж спрашивает, люблю ли я его? Бывают такие ситуации,… (1)

COMMENTS