Поступить в бакалавриат

5 наивных вопросов о бакалавриате и магистратуре

В 2010 учебном году на двухуровневую систему обучения должны перейти все российские вузы. В чем ее смысл?

Именно по такой схеме — сначала бакалавриат, а потом, по желанию, либо магистратура, либо трудоустройство — уже давно учатся студенты в западных вузах. Когда речь зашла о том, что Россия будет вступать в Болонский процесс (а надо это для того, чтобы дипломы наших вузов признавали по всему миру), заговорили о необходимости того, чтобы и наши учебные заведения перевести на двухуровневое образование.

Эту систему депутаты Госдумы узаконили еще в конце 2007-гo. С каждым годом на нее переходит всё больше вузов.

Программа подготовки бакалавра рассчитана на 4 года. Бакалавриат — это полноценное высшее образование. В дипломе такого выпускника будет написано: «присвоена квалификация (степень) бакалавра по такому-то направлению». Магистратура — это еще два года в институте. Она предусмотрена для тех, кто хочет пойти в науку или стать преподавателем. То есть максимально углубить знания в своей области.

Тем не менее в некоторых вузах сохранят традиционную пятилетку, или специалитет. Дипломы специалистов будут выдавать там, где есть «специальности, обеспечивающие безопасность личности и государства». Это, к примеру, военные и инженерные учебные заведения. Свою особую систему подготовки специалистов сохранят и медицинские вузы.

Кстати, помимо такого расклада (11 классов школы — бакалавриат — магистратура), есть и другие. Например, юноша или девушка может после 9-го класса сначала поступить в колледж, а уже потом подавать документы в вуз. При этом на бакалавра потом придется учиться не четыре, а всего три года. Если в вузе молодой человек продолжит обучение по тому же профилю, что и в колледже.

Чтобы поступить в магистратуру, придется сдавать экзамены. Понятно, что бюджетных мест там будет меньше, чем в бакалавриате. К примеру, в одном из крупнейших российских вузов — Финансовой академии при правительстве РФ (ФА при правительстве РФ), рассказал на недавней онлайн-конференции в «КП» ее ректор Михаил Эскиндаров, в этом году предусмотрено 570 бюджетных мест в бакалавриате (на очном отделении) и только 100 — в магистратуре.

Так или иначе, количество мест для магистров во всех вузах будет разным. Это зависит от качества подготовки, кадровых и материальных возможностей учебного заведения.

Самые талантливые молодые люди смогут учиться в магистратуре бесплатно.

Тех, кто сдаст экзамены похуже, если, конечно, хватит мест, зачислят на платное обучение. Вполне возможно продолжить учебу в магистратуре и тем, кто отучился в вузе 5 лет. Но им за это удовольствие придется платить, так как считается, что для выпускника-специалиста это уже высшее образование второго уровня.

У двухуровневой системы образования много противников. Некоторые уверены: бакалавры — это все равно что недоучившиеся студенты. Представители ведущих вузов, которые перешли на новую систему подготовки не дожидаясь появление закона, с этим не согласны. Среди передовиков — и Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (МГТУ имени Баумана), и Российский университет дружбы народов (РУДН), и Московский государственный институт международных отношений (МГИМО).

Профессор, научный руководитель факультета психологии Высшей школы экономики Владимир Шадриков в интервью «КП» отметил, что двухуровневое образование позволяет внедрять более гибкие курсы. К примеру, на факультете психологии «вышки» на одну бакалаврскую программу приходятся три узкоспециализированные магистерские. Плюс и в том, что система «бакалавриат — магистратура» позволяет нынешним студентам гораздо раньше задуматься о карьере.

Причем без ущерба для учебы. Подтверждает это и международный опыт: почти 80 процентов выпускников американских вузов выходят из стен альма-матер с дипломом бакалавра.

Многие папы и мамы нынешних абитуриентов сомневаются, стоит ли отдавать любимое чадо в бакалавриат. Найдет ли потом молодой человек с таким образованием престижную работу? Директор по маркетингу и PR-группы компаний HeadHunter считает по-другому:

— Для работодателя важно прежде всего высшее образование как таковое. Публикуя вакансию, мало кто указывает: «требуются магистры» или «требуются бакалавры». В то же время соискатели в резюме и на собеседовании часто избегают слова «бакалавр», делая акцент на высшем образовании.

— В этих случаях они руководствуются соображением о том, что степень бакалавра подразумевает возможность получить степень магистра, которая, может показаться будущему начальнику, была упущена. Поэтому острых вопросов от hr-менеджера стремятся избежать.

Компании ценят знания и опыт сотрудника, которого они принимают на работу. И порой строчка «магистратура» может сыграть решающую роль в выборе одного из двух претендентов.

Нельзя также отрицать, что для многих профессиональных областей (в особенности для сферы маркетинга и журналистики) важнее два года практического опыта, чем два года, проведенных на лекциях. Едва ли эта ситуация изменится в ближайшее время. Хотя для сфер деятельности, где необходимы фундаментальные знания — экономики, юриспруденции, фармацевтики, психологии, — приоритетной должна стать степень магистра.

Да тут можно и без ссылки на закон. На корочке русскими буквами написано «Диплом о высшем образовании»

24 октября 2007 года Президент России Владимир Путин подписал закон о введении в России двухуровнево.

Высшее образование, Высшее профессиональное образование — верхний уровень профессионального образова.

Магистерская подготовка в Российской Федерации реализует одну из основных профессиональных образоват.

Обучение на тренера, психолога-консультанта и коуча. Диплом о профессиональной переподготовке

Элитная программа саморазвития для лучших людей и выдающихся результатов

Нужна ли магистратура после бакалавриата в России? Нужно ли учиться в магистратуре после бакалавриата

Многие современные выпускники вузов задумываются над вопросом о том, нужна ли магистратура после бакалавриата? Действительно, это вопрос серьезный, ведь перед молодым человеком стоит выбор: продолжать ему свое обучение уже на другой ступени высшего образования или искать работу.

Постараемся ответить на этот вопрос.

Прежде чем решить проблему, нужна ли магистратура после бакалавриата, нужно разобраться, что она собой представляет.

Данный вид обучения возник в нашей стране относительно недавно. Он появился после того, как Россия приняла на вооружение двухступенчатую систему высшего образования, давно уже существующую в западном мире. В данной системе высшее образование разделяется как бы на два звена: бакалавриат, предполагающий практическое обучение профессиональным умениям и навыкам, и магистратура, которая является более высокой ступенью освоения профессионального мастерства.

Завершается обучение в магистратуре защитой магистерской диссертации и получением первой ученой степени.

Казалось бы, при таком подходе решить проблему, нужна ли магистратура после бакалавриата, очень просто. «Конечно, она нужна», — подумает любой выпускник школы или его родитель.

Однако в этом нововведении очень много подводных камней, которые мы рассмотрим чуть ниже.

Так уж сложилось, что значение магистратуры для западной системы высшего образования гораздо значительнее, чем для нашей.

Произошло это потому, что в России всегда существовала иная система высшего образования, которая предполагала следующие его ступени: начальное, среднее, среднее профессиональное и высшее. Также существовала возможность получения ученых степеней: кандидата и доктора наук.

На современном этапе в Российской Федерации сохранились две эти системы, из-за этого высшее образование как бы разделилось на две половинки: бакалавриат и магистратура. При этом получается, что обычный специалист, который провел в стенах вуза ровно 5 лет, равен магистру, который написал целую диссертацию.

Поэтому до сих пор специалисты не могут однозначно дать ответ на вопрос о том, нужна ли магистратура после бакалавриата в России? Она и нужна, ведь выпускник вуза имеет уже не один, а два диплома о высшем образовании, однако работодатели особо не обращают свое внимание на то, какое высшее образование есть у их работника: бакалавриат или магистратура.

В первую очередь, выпускники школы задаются вопросом о том, что принесет им такое двухступенчатое обучение в вузе.

Поэтому они уже стразу решают для себя, нужно ли идти в магистратуру после бакалавриата, или нет.

Рассмотрим эти перспективы более подробно.

Теоретически магистратура дает возможность претендовать на более высокий образовательный статус. Поэтому человек, имеющий диплом магистра, может искать себе более престижную работу.

Однако, как показывает практика, работодателей часто интересует просто высшее образование и специальность, указанная в дипломе. Ему в целом неважно, кто придет к нему: специалист, бакалавр или магистр.

При этом магистратура дает возможность видоизменить свой профессиональный путь. Допустим, молодой человек закончил бакалавриат по специальности «менеджмент». Но в магистратуру он поступает по специальности «журналистика». Сдав дополнительный экзамен, он может за 2 года как бы получить второе высшее образование и работать потом по той специальности, которую выберет сам.

Еще одна перспектива, которая привлекает молодых людей, которые задумываются над тем, нужна ли магистратура после бакалавриата, заключается в возможности заниматься преподавательской деятельностью. Но об этом чуть подробнее в следующем параграфе.

На Западе данная ступень высшего образования является гарантией того, что выпускник станет работать в учреждении образования: колледже или вузе. Он также может занять должность младшего научного сотрудника.

У нас же такая перспектива существует, скорее, теоретически, чем практически.

Это связано с тем, что в России сейчас можно получить три ученых степени: магистра, кандидата наук и доктора наук.

В вузах работают в основном кандидаты и доктора наук, доктора ценятся больше, но их по количеству меньше. Есть небольшой процент преподавателей, которые имеют либо полное высшее образование по принципу специалитета, либо диплом магистратуры.

Однако таких преподавателей очень мало (около 8 % от общего числа педагогического состава) и положение их в вузах самое незавидное: у них больше всего нагрузки и самая маленькая зарплата.

Поэтому в нашей стране, чтобы преподавать в вузе и не бояться возможного сокращения, нужно иметь ученую степень не магистра, а кандидата наук.

А для этого нужно поступить в аспирантуру и пройти трудную процедуру защиты кандидатской диссертации. Требования к ней более жесткие, чем к магистерской работе.

Сразу отметим, что учиться – это всегда полезное дело, но обучение должно идти на пользу человеку, а не во вред его здоровью или материальному положению.

Поэтому, прежде чем решить для себя, нужно ли идти в магистратуру после бакалавриата, молодой человек должен соотнести свои желания со своими возможностями.

Если он любит учиться, занимается в вузе с удовольствием и готов потратить еще два года своей жизни, чтобы получить новые знания, освоить новые навыки, то его выбор – это магистратура.

Если он еле-еле дотянул 4 года обучения в бакалавриате, на занятия ходил через раз и мечтал не о знаниях, а о дипломе как о документе об образовании, то ему, безусловно, не стоит оставаться в вузе еще на 2 года с туманными перспективами для своей будущей профессиональной деятельности.

Как мы уже отмечали выше, магистратура в современных условиях – это нечто вроде маленького плюсика в биографии. А если точнее – это свидетельство того, что человек старательно «грыз гранит науки» ради своего будущего успеха. Он рационально выбрал для себя еще одно профессиональное попроще или усовершенствовал свои знания на старом поприще, он трудился денно и нощно. Однако магистратура не дает никаких гарантий будущего престижного трудоустройства.

Например, зададимся вопросом о том, нужна ли магистратура после бакалавриата экономисту

Возможно, еще один диплом о высшем образовании ему пригодится. Однако очевидно, что молодой человек, который закончил бакалавриат и поступил на конкретную должность экономиста на небольшом предприятии по прошествии двух лет приобретет больший теоретический и практический опыт, чем тот, кто поступил в очную магистратуру и еще 2 года провел в стенах вуза.

Отметим тот факт, что формы обучения в магистратуре такие же, как и на бакалавриате.

Есть возможность очного, заочного обучения. Заочное обучение длится два с половиной года, очное – два года. В дипломе об образовании форма обучения пока не указывается, хотя в скором времени Министерство образования предполагает указывать такую форму.

Всем, кто решает, нужно ли заканчивать магистратуру после бакалавриата, и при этом планирует работать и учиться, следует знать, что количество аудиторных занятий в магистратуре велико. Часто вузы из-за нехватки аудиторий переносят занятия магистрантов аж на 3-ю смену, которая начинается около 5 часов вечера и заканчивается поздним вечером.

Формы контроля такие же, как и на бакалавриате: учет текущей успеваемости, зачеты, экзамены, для студентов заочного обучения – контрольные работы и т. д.

Также молодым людям, мечтающим о продолжении своего образования, следует знать о такой тенденции последний лет, как сокращение числа бюджетных мест в вузах для магистрантов. Обычно число таких мест равно четверти от выпускающихся бакалавров.

Если же абитуриент не поступает на бюджетное место, то ему или его родителям придется оплачивать обучение из собственного кармана. При этом цены на обучение в магистратуре гораздо выше, чем на бакалавриате.

Отчасти из-за этого поток желающих обучаться не так уж велик. Получается, что многие молодые люди на вопрос, нужно ли поступать в магистратуру после бакалавриата, отвечают для себя отрицательно.

Это, конечно, не говорит о том, что от обучения на этой ступени высшего образования следует вообще отказаться. Однако необходимо очень внимательно оценить и свои силы, и свои возможности.

В целом любому молодому человеку, который пытается решить для себя такой серьезный вопрос, как «Нужно ли учиться в магистратуре после бакалавриата?», можно посоветовать следующее.

Во-первых, взвесить все плюсы и минусы своего возможного обучения. Подумать о том, есть ли у его семьи или него самого материальная возможность получить такое образование. Ведь, по сути дела, работать в течение этих 2 лет будет очень сложно. Сможет ли такой студент обеспечить себя материально? Сможет ли он найти средства для своего содержания?

Во-вторых, подумать о том, есть ли бюджетные места на такую ступень обучения или придется разыскивать собственные денежные ресурсы?

В-третьих, есть ли возможность поступить в магистратуру по новой специальности? Например, зададимся вопросом о том, нужна ли магистратура юристу после бакалавриата? Возможно, нужна, если юрист поступает в магистратуру по новой специальности, осваивая специализацию криминалиста или политолога.

Такой вопрос также очень часто задают. Действительно, число отчисленных по собственному желанию студентов из магистратуры в 2 раза больше, чем с программ бакалавриата.

Связано это с тем, что молодые люди, поняв, что, попав в магистратуру, они продолжают оставаться в статусе «студента», решают отказаться от надоевшей им роли и уйти в профессиональную деятельность. Благо диплом о высшем образовании на ступени бакалавриата у них уже есть.

Например, нужна ли магистратура после бакалавриата программисту, молодому человеку, который и так уже является востребованным специалистом на современном рынке труда? Нужно ли ему еще 2 года учиться, когда он может уже работать?

Безусловно, каждый молодой программист должен ответить на этот вопрос самостоятельно.

Следует отметить, что альтернатива такому обучению на сегодняшний день существует. Это так называемая профессиональная переподготовка, позволяющая заниматься новым видом деятельности.

Суть такого обучения, представленного в программах большинства крупных и малых вузов нашей страны, сводится к тому, что человек, желающий получить право заниматься новым видом деятельности, поступает на такую программу и через некоторое время получает диплом.

Обучение носит индивидуальный и групповой характер, однако учебных часов здесь меньше, поэтому и аудиторных занятий тоже мало.

И последний вопрос: нужна ли магистратура после бакалавриата бухгалтеру?

После всего сказанного нами выше найти ответ на этот вопрос несложно. Да, магистратура может пригодиться и бухгалтеру, однако ему нужно еще постараться найти такой вид обучения. В нашей стране бухгалтером сможет стать даже человек без высшего образования, просто закончивший бухгалтерские курсы. Есть бухгалтерское дело в рамках бакалавриата, а вот магистратуру с такой специализацией вообще очень сложно найти.

Так что не по всем специальностям в нашей стране есть данное направление высшего образования.

Таким образом, в этой небольшой статье мы рассмотрели вопрос о том, что такое современная магистратура в России. Безусловно, у этого направления образования есть определенные перспективы, однако пока еще данная система испытывает трудности, связанные с особенностями ее внедрения в образовательную практику нашего государства.

Чем отличается бакалавриат от специалитета? Высшее образование

Учеба — важная часть нашей жизни. Большинство организаций требуют наличия высшего образования. А после окончания 11 классов возникают вопросы, куда поступать, какое направление выбрать и какая же форма обучения лучше. Практически каждый знает, что магистратура — это более высокая ступень образования. А вот чем отличается бакалавриат от специалитета? Стоит разобраться в каждой из форм обучения более подробно.

Средний срок обучения — 4 года. Однако в некоторых вузах (а иногда в конкретных случаях – например, после получения младшего специалиста) длительность может быть изменена в меньшую или большую сторону. После окончания имеется возможность поступления в магистратуру. Однако можно и сразу устраиваться на работу в заведения, требующие высшего образования. Бакалавр при желании способен защитить кандидатскую. Но это довольно трудно сделать без прохождения аспирантуры. В нее берут по окончании магистратуры.

Ученики разных стран, отучившиеся на бакалавра, могут претендовать на признание своего диплома в другом государстве.

На данной форме обучения имеется достаточно плюсов и минусов. Так, плюсами можно считать:

  • возможность получения диплома европейского образца и при желании — реальную возможность поступления в магистратуру в других странах и престижных вузах;
  • возможность поменять как учебное заведение, так и специальность.

Однако есть и минусы:

  • часть работодателей считают, что для работы у них бакалавриата недостаточно;
  • обучение в магистратуре дорогостоящее, а количество бюджетных мест значительно меньше, чем выпускников бакалавриата;
  • нет возможности сразу поступить в аспирантуру.

Данный тип подготовки специалистов был введен в 1996 году (в России). Пришел этот вид обучения из других стран и обрел широкое распространение.

Диплом присваивается после защиты дипломной работы. Последняя сдается определенной комиссии по конкретному направлению.

После получения данной степени имеется возможность защиты такой степени, как кандидат наук. Однако для этого нужно выполнить определенную научную работу.

Бакалавриат считается первой ступенью многоуровневой системы образования.

Форма обучения, которая получила большое распространение именно по России. Продолжительность — 5 лет. Человек по окончании получает диплом специалиста. В отличие от бакалавриата, специалитет предоставляет возможность поступать как в магистратуру, так и сразу в аспирантуру. Также возможно поступление на должности, требующие высшего образования.

А как насчет выбора специальности? Специалитет имеет меньший выбор профессий нежели бакалавриат, так как это более узкая направленность подготовки. Хотя данная форма обучения включает не так уж и мало возможных специальностей. Однако при выборе важно узнать — есть ли обучение специалистов в данном направлении.

Эта форма подготовки также имеет свои преимущества и недостатки. Так, к первым можно отнести:

  • то, что работодатели охотнее берут на работу специалистов, так как считают (что, в принципе, является правдой), что это более полноценная подготовка;
  • имеется возможность сразу поступить в аспирантуру.

Минусы у данной формы обучения таковы:

  • в других странах диплом специалиста может быть не принят;
  • обучение в магистратуре только платное.

Вполне возможно, что в скором времени данный вид подготовки полностью изживет себя и прекратит своё существование. Однако если в Европе он уже исчез, то в России и странах СНГ ещё готовят «специалистов».

К тому же в случае переезда в страны, где нет такого вида подготовки, как специалитет, придется переучиваться снова.

Чем отличается бакалавриат от специалитета? Бакалавриат считается базовым образованием. А некоторые компании не желают брать бакалавров на свои должности, так как считают такую форму обучения «незаконченным высшим образованием». Хотя это больше предрассудки.

Чем отличается бакалавриат от специалитета? Основным отличием данных форм является длительность обучения. Также довольно важным аспектом является аспирантура. Бакалавриат не подразумевает возможностей поступления туда, в отличие от специалитета. Немаловажным фактором для тех, кто смотрит на более широкие перспективы, является распространение за рубежом.

Программа бакалавриата и специалитета: что в них есть особенного, что лучше

Студент, обучающийся на бакалавра, получает по выбранной образовательной программе фундаментальную подготовку. А вот специалист получает не только ее, но и специальную по специальности. Также он имеет уже более узкую специализацию по данной профессии.

Также стоит оценить, насколько требуется поступление в магистратуру и аспирантуру. Всё зависит от целей, которых нужно достичь.

По сути, для многих стран (за исключением России и стран СНГ) бакалавр – это тот же специалист, однако немного более многопрофильный.

Теперь понятно, чем отличается бакалавриат от специалитета. Некоторые учебные заведения перешли на систему образования, которую называют двухуровневой. Такие вузы не готовят больше специалистов. Они производят набор учеников только на бакалавриат и магистратуру. Однако если вуз раньше производил набор на специалитет, то учащиеся, окончившие его, получат диплом специалиста.

Стоит отметить, что специалисты всё же ещё долго будут более востребованы на трудовом рынке, нежели окончившие бакалавриат.

А вот при устройстве в иностранную компанию (которые нередко появляются в России) скорее отдадут предпочтение человеку с дипломом бакалавра.

Поэтому нельзя с точностью сказать, что лучше – бакалавриат или специалитет. У обоих направлений подготовки достаточно весомые плюсы, а также имеются неоспоримые минусы.

Источники:

5 наивных вопросов о бакалавриате и магистратуре
Психологос энциклопедия практической психологии
http://www.psychologos.ru/articles/view/5-naivnyh-voprosov-o-bakalavriate-i-magistrature
Нужна ли магистратура после бакалавриата в России Нужно ли учиться в магистратуре после бакалавриата
Многие современные выпускники вузов задумываются над вопросом о том, нужна ли магистратура после бакалавриата? Действительно, это вопрос серьезный, ведь перед молодым человеком стоит выбор: продолжать ли ему свое обучение уже на другой ступени высшего образования или искать работу. Постараемся ответить на этот вопрос.
http://fb.ru/article/261664/nujna-li-magistratura-posle-bakalavriata-v-rossii-nujno-li-uchitsya-v-magistrature-posle-bakalavriata
Чем отличается бакалавриат от специалитета Высшее образование
Учеба — важная часть нашей жизни. Большинство организаций требуют наличия высшего образования. А после окончания 11 классов возникают вопросы, куда поступать, какое направление выбрать и какая же форма обучения лучше.
http://fb.ru/article/315653/chem-otlichaetsya-bakalavriat-ot-spetsialiteta-vyisshee-obrazovanie

(Visited 4 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Как проявлять любовь Как научиться любить ? 1) Постоянно смотрите на образец совершенной… (1)

Он не хочет серьезных отношений Как понять, что мужчина не хочет серьезных отношений? Рубрика: Отношения… (1)

как доказать парню свою любовь Женский журнал Korolcat Чтобы День влюбленных не застал вас врасплох,… (1)

Психология девушек в отношениях Особенности отношений парня и девушки Психология отношений между парнем и… (1)

Помощь при панической атаке Как контролировать давление при панических атаках «Паническая атака» - термин… (1)

COMMENTS