Применение полиграфа

Законность применения полиграфа на работе: ключевые аспекты

Во многих компаниях отделы кадров и службы безопасности в последнее время достаточно часто прибегают к проверке сотрудников на «детекторе лжи», полиграфе. Раньше к подобной процедуре мнение было неоднозначное. Сегодня ситуация кардинальным образом изменилась: законность проверки полиграфом на работе не вызывает сомнений. Правовой статус в РФ в рамках работы с кадровым составом формируется рядом нормативных актов.

Все работодатели стремятся обеспечить собственные интересы, используя все легитимные доступные способы. Это относится к решению вопросов трудоустройства (чаще всего) и разрешения конфликтов в коллективе. В зависимости от направления деятельности, вакансии, работнику предлагается пройти ряд тестовых мероприятий, направленных на выявление профпригодности кандидата на должность.

Компания, проводящая экспертизу, в обязательном порядке обязана получить от соискателя согласие в письменном виде ДО процедуры.

Можно понять опасения руководства: если должность предполагает ведение работы с финансами, имуществом, то одних профессиональных навыков недостаточно. Полиграф позволяет узнать не только особенности полученного опыта, но и:

  • Как проявил себя человек на предыдущих местах работы.
  • Имеются ли в биографии претендента «темные пятна», связи с криминальным миром.
  • Внутренний уровень ответственности и так далее.

Стандартные способы не предполагают естественного получения негативных данных, поэтому работодатели, стремясь сделать правильный выбор, обращаются к специалистам высокого уровня по проведению подобной экспертизы. После применения в рамках тестирования полиграфа, они составляют отчет, в котором указаны предположительные данные о тех или иных жизненных событиях претендента.

Конечно, применения полиграфа законно в рамках судебного производства, а вот его использование работодателями для реализации экспертизы персонала до сих пор вызывает много споров! В связи с этим возникает ряд актуальных вопросов:

  • Есть ли у работодателя законное право на прове дение такой экспертизы психофизиологического характера.
  • Допустим ли отказ претендента от прохождения полиграфа, и будет ли это веским основанием для отказа в предоставлении должности.
  • Не ущемляются ли права претендента на должность, не влияет ли экспертиза на состояние здоровья.

Практика показывает, что достаточное количество работодателей стали активно использовать современные возможности по проведению психофизиологической экспертизы при принятии на работу и в ряде других ситуаций. Для этого приглашаются специалисты из специализированной организации (заключается договор на оказание услуги по экспертизе с применением полиграфа).

Так как в трудовом законодательстве не прописаны аспекты использования полиграфа, нужно отталкиваться от прочих нормативных документов, дабы определить законность применения детектора лжи на работе. В них в большей или меньшей степени упоминается возможность реализации экспертизы такого плана.

  1. Косвенно такая возможность прописана в пункте 14 статьи 6 Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (12.08.1995 г.). Здесь акцент делается на возможность использования технических средств при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Также указывается, что используемые технические средства (в данном случае полиграф) не может быть опасен для жизни и здоровья людей.
  2. Во внутренних инструкциях ФСБ и МВД также прописан ряд положений относительно проведения психофизической экспертизы. Они регулируют порядок проведения для сотрудников правоохранительных органов, устраивающихся на работу и в рамках вопросов уголовного разбирательства в суде.

Важный аспект: в инструкциях четко указано, что применение полиграфа обосновано при соблюдении ряда условий. Приведенные выше нормативные акты и документы можно проецировать на трудовые взаимоотношения. Компания, проводящая экспертизу, в обязательном порядке обязана получить от соискателя согласие в письменном виде ДО процедуры.

Никаких противоречий действующему законодательству РФ нет, и практика проведения проверок на полиграфе логично получает свое распространение.

Состав согласия на психофизиологическую экспертизу

Согласие от кандидата на занимаемую должность должно содержать в себе несколько пунктов:

  1. Разъяснение о существующем праве выбора (отказ/согласие).
  2. Список задаваемых вопросов.
  3. Разъяснение возможности в любой момент прохождения полиграфа отказаться от участия в экспертизе.
  4. Обязательства со стороны работодателя о конфиденциальности данных, которые будут использоваться для принятия решения о приеме на должность.

Ключевой момент: отталкиваясь от требований, прописанных в статье 64 ТК, в указанный список вопросов не могут включаться вопросы относительно пола, расы, национальных нюансов, религиозного характера и так далее, не имеющие прямого отношения к деловым качествам. Не могут обследоваться на полиграфе беременные женщины и несовершеннолетние лица, как и лица, имеющие проблемы психологического рода. Законность проверки на полиграфе не вызывает сомнений, однако в список лиц, к которым она не может быть применена, добавляются люди с болезнями сердечнососудистой и дыхательной системы., как и при алкогольном/наркотическом опьянении.

  • Может ли кандидат оказаться от полиграфа? Да, у кандидата всегда есть право выбора, и это прописывается в соглашении с ним, при этом в случае его отказа о прохождении полиграфа, это не может быть основанием для отказа со стороны работодателя.
  • Если вопрос о законности проверке сотрудников на детекторе лжи рассмотрен, то остается разобраться: безопасна ли экспертиза для здоровья человека (как физического, так и психоэмоционального). Исследуя актуальные нормативные акты, можно сделать вывод о ее безопасности (нигде не указано обратного). Такой же вывод делают и опытные специалисты-полиграфологи.

Корректная организация кадровой деятельности вкупе с разработкой внутренней документации компании, предполагает законное применение полиграфа для проверки не только принимаемых на работу сотрудников, но и уже занимающих должности. Никаких противоречий действующему законодательству РФ нет, и эта практика логично получает свое распространение.

ПРОЦЕНТ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРАВДЫ

Отбор в учреждение надежных, дисциплинированных и компетентных работников. Разрешение конфликтных ситуаций и восстановление взаимного доверия в трудовом коллективе. Повышение эффективности деятельности службы безопасности учреждения.

В последнее время работодатели всех категорий при подборе кадров в большей степени стали полагаться на информацию, полученную при помощи полиграфных проверок, чем на результаты анкетирования.

Метод полиграфных проверок положительно зарекомендовал себя и при решении проблем частного характера , а именно: супружеские измены, конфликты «отцы-дети», наркозависимость, игромания, домашнее воровство и т.д.

Квалифицированные специалисты ООО «СТАБИЛЬНОСТЬ» прошли полный курс обучения тестированию на компьютерном полиграфе и располагают всеми документами, подтверждающими их право на проведение обследований.

Нажимая кнопку «Заказать» на любой из форм на сайте, Вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных. Ознакомиться с политикой можно по ссылке

Применение полиграфа

Правовые основы применения полиграфа

В настоящее время в России использование полиграфа законом не запрещено. Получение лицензии на его приобретение и использование не требуется.

Проведение полиграфных обследований как при расследовании и раскрытии преступлений, чрезвычайных происшествий, так и при решении кадровых вопросов законодательно обосновано.

Согласно ныне действующему ТК РФ, работодатель имеет право вводить ограничения или делать предпочтение при приеме на работу, исходя из требований, свойственных определенному виду труда или служебной деятельности.

Кроме этого, ТК РФ предоставляет право работодателю собирать персональные данные работника — информацию, касающуюся конкретного работника и необходимую работодателю в связи с трудовыми отношениями (Глава 14, ст. 85-90). В этой же главе впервые вводится понятие о персональных данных работника, дается определение процедурам обработки данных (ст. 85 ТК РФ): «Персональные данные работника — информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника. Обработка персональных данных работника — получение, хранение, комбинирование, передача или любое другое использование персональных данных работника». Сюда же относятся данные, полученные с помощью тестирования на полиграфе.

В ст. 86 ТК РФ (п.п.1, 3, 4, 5, 8) установлены ограничения в постановке вопросов, касающихся политических, религиозных убеждений, частной жизни, ответы на которые работодатель получает с помощью обработки персональных данных. ТК РФ предусматривает добровольность предоставления работником таких данных, ознакомление с ними, письменное согласие на передачу таких данных работодателю, запрещение получать такие данные через третьих лиц без письменного согласия работника.

Получение персональных данных работника, как это видно из статей ТК РФ, осуществляется от него самого, и необходимо работодателю для решения вопросов о «…трудоустройстве, …продвижении по службе, обеспечения личной безопасности работников, …обеспечения сохранности имущества».

Согласно комментарию к новому Трудовому кодексу РФ, метод тестирования (которым, по сути, и является проверка на полиграфе), признается одним из современных методов организации подбора и расстановки кадров (глава 11 ТК РФ «Заключение трудового договора»).

Стандарт СТО РАЭБУР

51-02-99 Торгово-промышленной палаты РФ «Порядок проведения опросов с использованием полиграфа»

1. Стандарт СТО РАЭБУР 51-02-99 разработан авторским коллективом в составе:

Фесенко А. В., докт. техн. наук, проф., Холодный Ю. И., канд. психол. наук, с.н.с — (руководители разработки), Самыкин С. С., член-корр. РАЕН, канд. юр. наук, Майоров А. В., Степанов Н. М., Сошников А. П.

2. Принят и введен в действие решением Совета директоров Российского агентства экономической безопасности и управления рисками от 25 марта 1999 г. № 4.

3. Введен впервые.

4. Стандарт соответствует законам Российской Федерации «О стандартизации», «О государственной тайне», «Об оперативно-розыскной деятельности», Уставам Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и Российского агентства экономической безопасности и управления рисками, СТО ТПП 10-01-97 «Основные положения системы стандартизации Торгово-промышленной палаты Российской Федерации» и СТО РАЭБУР 51-01-99 «Порядок подготовки специалистов по опросам с использованием полиграфа (полиграфологов)».

5. Информация о стандарте внесена в базы данных государственных стандартов, стандартов Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и Российского агентства экономической безопасности и управления рисками.

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без надлежащим образом оформленного разрешения Российского агентства экономической безопасности и управления рисками.

Стандарт Российского агентства экономической безопасности и управления рисками

«Порядок проведения опросов с использованием полиграфа»

1. Область применения

Настоящий стандарт определяет порядок проведения опросов с использованием полиграфа в интересах негосударственных организаций и учреждений.

Положения настоящего стандарта применяются торгово-промышленными палатами в Российской Федерации и территориальными дирекциями Российского агентства экономической безопасности и управления рисками (РАЭБУР), другими организациями и учреждениями, не являющимися субъектами оперативно-розыскной деятельности на добровольной основе.

2. Нормативные ссылки

Настоящий стандарт разработан на основании действующей в ФСБ России «Инструкции о порядке применения органами федеральной службы безопасности опроса с использованием полиграфа», одобренной Генеральной прокуратурой, министерствами юстиции и здравоохранения Российской Федерации в мае 1997 г.

При подготовке стандарта учтен зарубежный опыт правового регулирования выполнения опросов с использованием полиграфа в интересах обеспечения экономической безопасности и защиты коммерческой и банковской тайны (в частности, положения федерального закона США «О защите прав служащих при проверке на полиграфе» («Employee polygraph protection act»)).

Стандарт ориентирован на действующие законодательные и нормативные акты Российской Федерации. Стандарт может быть дополнен и/или изменен в установленном порядке.

В настоящем стандарте применяются следующие термины с соответствующими определениями:

Полиграф — многоцелевой прибор, предназначенный для одновременной регистрации дыхания, кровяного давления, биотоков (мозга, сердца, скелетной и гладкой мускулатуры и т. п.) и других физиологических процессов. Применяется в клинической медицине, медико-биологических и психологических исследованиях.

Специализированный полиграф (синонимы: полевой полиграф, «детектор лжи») — полиграф, предназначенный для целей выявления возможно скрываемой человеком информации путем контроля его физиологических реакций в ответ на задаваемые вопросы. Приборы этого класса, в силу их конструктивных особенностей, не используют в медицинской (клинической) практике и эпизодически применяют в психологии или психиатрии в исследовательских целях.

Опрос с использованием полиграфа (ОИП) — частная форма опроса, осуществляемая исключительно с добровольного согласия опрашиваемого лица, с применением безвредных для здоровья технических средств, направленная на выявление у человека возможно скрываемой им информации.

Полиграфолог (синоним: оператор полиграфа) — аттестованный специалист по ОИП.

Работодатель — юридическое или физическое лицо, поручившее полиграфологу выполнение ОИП и являющееся пользователем (владельцем) информации, полученной в итоге ОИП.

4. Условия проведения и прикладные возможности опросов с использованием полиграфа

4.1. Выполнение ОИП в интересах отбора кадров способствует своевременному выявлению нежелательных (с точки зрения работодателя) наклонностей у нанимаемого на работу лица или скрываемых этим лицом фактов биографии.

4.2. Выполнение ОИП в интересах проверки работающего персонала или иных лиц способствует выявлению фактов нарушения установленных работодателем норм поведения или деяний, наносящих ущерб законным интересам работодателя.

4.3. ОИП проводится в случаях, когда работодатель в определенный период времени не располагает иной возможностью оценить достоверность сообщаемых опрашиваемым лицом сведений. ОИП не используется для прогнозирования действий или намерений опрашиваемого лица.

4.4. Работодатель, применяющий ОИП при отборе кадров (по п. 4.1), обязан:

а) уведомить кандидата на работу о возможности или обязательности прохождения процедуры ОИП;

б) разъяснить кандидату на работу его права и сущность предстоящей процедуры;

в) получить добровольное согласие в письменном виде на прохождение ОИП.

В случае отказа от прохождения ОИП работодатель оставляет за собой право отказать кандидату в приёме на работу.

4.5. Работодатель, не применяющий ОИП при отборе кадров (по п. 4.1), в случае применения ОИП для проверки конкретного лица (по п. 4.2) обязан:

а) уведомить (не менее чем за сутки) данное лицо о необходимости прохождения процедуры ОИП;

б) разъяснить этому лицу его права и сущность предстоящей процедуры ОИП;

в) получить добровольное согласие в письменном виде на прохождение ОИП (приложение 2).

Категорически запрещается применение угроз, насилия или иных мер воздействия с целью получения от конкретного лица согласия на проведение ОИП.

Отказ от проведения ОИП не является подтверждением нарушения установленных норм поведения опрашиваемым лицом или его причастности к совершению деяний, наносящих ущерб работодателю, и не может рассматриваться как свидетельство сокрытия выявляемых в ходе ОИП сведений.

4.6. ОИП запрещается проводить в случаях:

а) физического или психического истощения опрашиваемого лица;

б) наличия у опрашиваемого лица психического расстройства или фазы обострения заболевания, связанного с нарушением деятельности сердечно-сосудистой либо дыхательной системы;

в) нахождения опрашиваемого лица в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;

г) нахождения женщины во второй половине периода беременности;

д) если возраст опрашиваемого лица менее 14 лет.

4.7. Право выполнения ОИП в интересах работодателя (организаций и учреждений торгово-промышленных палат Российской Федерации и территориальных дирекций РАЭБУР, иных организаций или физических лиц) имеют полиграфологи, аттестованные в соответствии со Стандартом СТО РАЭБУР 51-01-99 «Порядок подготовки специалистов по опросам с использованием полиграфа (полиграфологов)» и располагающие действующим «Свидетельством» о присвоении (или подтверждении) квалификации специалиста по ОИП.

4.8. В ходе ОИП никакие вопросы не могут быть заданы без их предварительного обсуждения с опрашиваемым лицом. Необходимые по методике ОИП вопросы должны быть построены таким образом, чтобы исключить появление чувства унижения или оскорбления у опрашиваемого лица.

4.9. В ходе ОИП категорически запрещается применять вопросы, направленные на получение от опрашиваемого лица сведений, составляющих государственную или военную тайну либо касающихся деятельности правоохранительных органов или спецслужб России.

4.10. При проведении ОИП в помещении присутствуют полиграфолог, опрашиваемое лицо и, при необходимости, представитель работодателя. Присутствие иных лиц при проведении ОИП допускается только по усмотрению и с разрешения полиграфолога.

4.11. При подготовке к проведению ОИП работодатель обязан предоставить полиграфологу все имеющиеся у него в наличии материалы об опрашиваемом лице.

5. Порядок проведения и применение результатов опросов с использованием полиграфов

5.1. Полиграфолог использует в своей работе общепринятые методики, тесты и приёмы проведения ОИП.

5.2. Полиграфолог берет на себя обязательство строго соблюдать этические нормы и методические принципы, установившиеся в мировой и отечественной практике выполнения ОИП, и положения пп. 4.6, 4.7, 4.8 и 4.9 настоящего Стандарта.

5.3. Контроль за деятельностью полиграфологов, имеющих право выполнения ОИП (п. 4.7), осуществляет Квалификационная комиссия РАЭБУР (Стандарт СТО РАЭБУР 51-01-99, п. 4.7.3.2). В случае нарушения положений п. 5.2 настоящего Стандарта полиграфолог может быть лишен «Свидетельства» о присвоении (подтверждении) квалификации специалиста по ОИП.

5.4. При проведении ОИП полиграфолог использует технические и программные средства, приобретенные у фирм, обладающих лицензиями Федерального центра ФСБ России по лицензированию и защите государственной тайны на производство или сбыт полиграфов.

5.5. Результаты выполненного ОИП полиграфолог предоставляет работодателю в письменном виде в удобной для последнего форме.

В итоговом документе полиграфолог обязательно указывает, что результаты ОИП носят вероятностный характер, имеют для работодателя ориентирующее значение и не могут являться доказательствами.

Полиграфолог не имеет права без письменного разрешения работодателя, составляемого последним в удобной для него форме, сообщать третьим лицам какие-либо сведения, ставшие ему известными в процессе подготовки или проведения ОИП.

5.6. При отборе кадров (по п. 4.1) и при проверке работающего персонала или иных лиц (по п. 4.2) работодатель, исходя из собственных интересов, принимает решение о целесообразности или нецелесообразности учета ориентирующей информации, полученной в итоге ОИП.

Вопрос об ознакомлении опрашиваемого лица с результатами выполненного ОИП работодатель принимает самостоятельно, исходя из собственных интересов.

При проверке работающего персонала или иных лиц (в соответствии с п. 5.5) на основании только результатов ОИП в отношении опрашиваемого лица не может быть принято никаких мер, ущемляющих его законные интересы или права.

5.7. При несогласии опрашиваемого лица с результатами ОИП и требовании им проведения повторного ОИП, решение о целесообразности повторной процедуры принимает работодатель.

Памятка для лиц, которым предстоит опрос с использованием полиграфа

Если Вам предстоит пройти опрос с использованием полиграфа (ОИП), Вы обязаны знать следующее:

1. ОИП представляет собой нетравмирующую и безвредную для жизни и здоровья, организованную по особым правилам процедуру опроса, в ходе которой с помощью полиграфа осуществляется регистрация и оценка физиологических реакций опрашиваемого человека.

2. ОИП будет проведен только в том случае, если Вы письменно дадите добровольное согласие (по установленной форме) на эту процедуру.

3. Если Вы поступаете на работу, ОИП поможет Вам подтвердить достоверность сообщенной Вами информации и отсутствие у Вас нежелательных для работодателя наклонностей или скрываемых фактов биографии.

4. Если Вы проходите проверку на полиграфе по месту работы, ОИП поможет подтвердить Вашу лояльность и снять в отношении Вас необоснованные подозрения в нарушении установленных на работе норм поведения или в совершении каких-то деяний, нанесших ущерб работодателю.

5. Перед началом каждого из тестов ОИП Вы будете ознакомлены с теми вопросами, которые Вам затем будут заданы при включенном полиграфе.

6. В ходе ОИП Вам не будут задавать вопросов, касающихся политических, религиозных или расовых взглядов, а также направленных на получение от Вас (возможно известных Вам по предыдущим местам работы или службы) сведений, составляющих государственную или военную тайну либо кающихся деятельности правоохранительных органов или спецслужб России.

7. Полученные в итоге ОИП результаты носят вероятностный характер и имеют ориентирующее значение для работодателя, который самостоятельно принимает решение о целесообразности или нецелесообразности чета ориентирующей информации, полученной с помощью полиграфа.

Помните: если при проведении опроса специалист по ОИП (полиграфолог) нарушил положения пп. 2, 5 или 6, Вы имеете право узнать у полиграфолога регистрационный номер его «Свидетельства» и сообщить о замеченных нарушениях в Российское агентство экономической безопасности и управления рисками Торгово-промышленной палаты (РАЭБУР ТПП) Российской Федерации, которое осуществляет контроль за работой аттестованных полиграфологов.

ул. Выставочная, д. 15/1 оф. 401

Подпишитесь на новости о программах обучения, тренингах, семинарах, оборудовании.

© 2008-2014 Лига полиграфологов Сибири

ПРЕДСТАВИТЕЛИ: Абакан, Барнаул, Бийск, Новокузнецк, Новый Уренгой, Новосибирск, Нижневартовск, Омск, Красноярск, Кемерово, Томск, Улан-Уде, Якутск

Узнать контакты представителей и подать Заявку на проверку на полиграфе по телефону головного офиса в Новосибирске:

(383) 375-18-02 (с 9:00 до 20:00 местного времени)

Федеральный закон «О применении полиграфа»

В интересах читателей, задействованных в сфере детекции лжи, либо просто интересующихся данной темой, публикуем Федеральный Закон «О применении полиграфа».

Г ЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1) полиграф — техническое средство, предназначенное для регистрации в процессе опроса человека физиологических параметров (в том числе параметров дыхания, сердечно-сосудистой активности, кожного сопротивления) и позволяющее представить результаты регистрации в аналоговом и(или) цифровом виде;

2) опрос с использованием полиграфа — нетравмирующая, безвредная для жизни и здоровья человека совокупность действий (включающая, в том числе, тестирование на полиграфе), ориентированная на проверку полиграфологом достоверности сведений, сообщенных опрашиваемым лицом;

3) тестирование на полиграфе — составная часть опроса с использованием полиграфа, включающая в себя регистрацию физиологических параметров человека в ответ на задаваемые вопросы, предъявляемые предметы или изображения;

4) полиграфолог — специалист по опросам с использованием полиграфа, аттестованный в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона;

5) ассистент полиграфолога — лицо, специально подготовленное полиграфологом для оказания технической помощи при проведении тестирования на полиграфе;

6) опрашиваемое лицо — лицо, проходящее опрос с использованием полиграфа;

7) инициатор опроса — физическое или юридическое лицо, инициирующее проведение опроса с использованием полиграфа в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

8) представитель инициатора — лицо, представляющее интересы инициатора опроса, участвующее в организации опроса с использованием полиграфа и присутствующее при его проведении;

9) обязательный опрос с использованием полиграфа — опрос, осуществление которого является обязательным для инициатора опроса и для опрашиваемого лица в случаях, определенных настоящим Федеральным законом;

10) добровольный опрос с использованием полиграфа — опрос, осуществляемый при наличии добровольного согласия опрашиваемого лица в случаях, определенных настоящим Федеральным законом;

11) фактор риска — определяемое инициатором опроса в соответствии с принципами настоящего Федерального закона и нормами законодательства Российской Федерации основание, препятствующее поступлению лица на работу (службу) или продолжению выполнения лицом служебных обязанностей, либо препятствующее предоставлению лицу убежища или признанию его беженцем на территории Российской Федерации;

12) согласие лица на прохождение опроса с использованием полиграфа зафиксированное в письменной форме решение лица о прохождении опроса с использованием полиграфа в сроки, предложенные инициатором опроса;

13) отказ от прохождения опроса с использованием полиграфа — зафиксированное в письменной форме лицом, в отношении которого инициировано проведение опроса с использованием полиграфа, или полиграфологом решение указанного лица не проходить такой опрос;

14) заявление об изменении сроков прохождения опроса с использованием полиграфа -письменное заявление лица о необходимости изменения сроков прохождения опроса с использованием полиграфа по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом;

15) результат опроса с использованием полиграфа — письменное заключение полиграфолога на основе информации, полученной им от опрашиваемого лица в ходе проведения опроса;

16) материалы опроса с использованием полиграфа — результат опроса с использованием полиграфа, заданные опрашиваемому лицу в ходе тестирования на полиграфе вопросы и зарегистрированные при этом его физиологические реакции, а также полученные при проведении предтестовой беседы, тестирования на полиграфе и (или) послетестовой беседы аудио- и видеозаписи.

1. В Российской Федерации опросы с использованием полиграфа проводятся в целях оценки достоверности сведений, сообщаемых опрашиваемым лицом, в случаях, установленных настоящим Федеральным законом.

2) в ходе оперативно-розыскной деятельности;

3) в ходе расследований или судебных разбирательств;

4) при предупреждении и расследовании правонарушений в рамках трудовых отношений;

5) при предоставлении убежища или при признании беженцем на территории Российской Федерации,

Правовой основой проведения опросов с использованием полиграфа являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, иные принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.

1. Опросы с использованием полиграфа проводятся с соблюдением прав и свобод человека и гражданина, установленных Конституцией Российской Федерации, в соответствии с принципами законности, гуманности, научности, конфиденциальности в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, опрашиваемыми лицами могут являться:

2) иностранные граждане, находящихся на территории Российской Федерации;

3) лица без гражданства, в том числе — прибывшие в Российскую Федерацию в поисках убежища и подавшие ходатайство о предоставлении убежища, либо о признании их беженцами на территории Российской Федерации (далее — лица без гражданства).

В соответствии с настоящим Федеральным законом опросы с использованием полиграфа осуществляются в обязательном или добровольном порядке.

Опрос с использованием полиграфа не проводится, если лицо, в отношении которого инициирован такой опрос, представляет письменное медицинское заключение, свидетельствующее о том, что физическое и (или) психическое состояние данного лица может повлечь появление у него неадекватных реакций в ходе тестирования на полиграфе, с указанием срока действия данного заключения.

Органы государственной власти и негосударственные организации, соответственно, осуществляют обязательные опросы с использованием полиграфа:

2) граждан Российской Федерации, поступающих на службу или проходящих службу в:

Статья 9. Случаи применения обязательных опросов с использованием полиграфа

1. Обязательные опросы с использованием полиграфа проводят в отношении лиц, подпадающих под действие статьи 8 настоящего Федерального закона, при наличии их письменного согласия:

2) при осуществлении периодического или выборочного контроля служебной деятельности.

1) должностей, на которые поступают или на которых работают (проходят службу) лица, подпадающие под действие статьи 8 настоящего Федерального закона;

2) особо важных, режимных или опасных производственных объектов, на которых применяют обязательные опросы с использованием полиграфа в соответствии с пунктом 3 статьи 8 настоящего Федерального закона.

1. Порядок проведения органами государственной власти Российской Федерации обязательных опросов с использованием полиграфа лиц, подпадающих под действие статьи 8 настоящего Федерального закона, устанавливается нормативными правовыми актами указанных органов.

2. Порядок проведения негосударственными организациями обязательных опросов с использованием полиграфа лиц, подпадающих под действие частей 1 и 3 статьи 8 настоящего Федерального закона, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Отказ от опроса с использованием полиграфа лиц, подпадающих под действие статьи 8 настоящего Федерального закона, является основанием для отказа в поступлении на работу (службу) или в допуске к исполнению ими служебных обязанностей за исключением случаев, определенных статьей 7 настоящего Федерального закона.

1. Основанием для изменения намеченного инициатором опроса срока проведения обязательного опроса с использованием полиграфа является заявление лица, в отношении которого инициирован опрос, об изменении срока прохождения опроса с указанием причин и предложением инициатору опроса желательного периода времени прохождения такого опроса. Выбор срока проведения обязательного опроса с использование полиграфа определяется совместно инициатором опроса и лицом, подлежащим такому опросу.

1) двукратное изменение срока прохождения обязательного опроса с использованием полиграфа в случаях, подпадающих под действие пункта 1 части 2 статьи 9 настоящего Федерального закона;

2) однократное изменение срока прохождения обязательного опроса с использованием полиграфа в случаях, подпадающих под действие пункта 2 части 2 статьи 9 настоящего Федерального закона.

3. Количество переносов, инициируемых опрашиваемым лицом и превышающих требования части 2 настоящей статьи, расценивается как отказ от обязательного опроса с использованием полиграфа.

ГЛАВА 3. ДОБРОВОЛЬНЫЕ ОПРОСЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОЛИГРАФА

Органы государственной власти и негосударственные организации имеют право инициировать и проводить добровольные опросы с использованием полиграфа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, не подпадающих под действие статьи 8 настоящего Федерального закона, при наличии их письменного согласия на проведение таких опросов и в случаях, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона.

1. Органы государственной власти имеют право проводить добровольные опросы с использованием полиграфа:

2) в ходе расследований или судебных разбирательств;

1) в ходе установления трудовых отношений при поступлении лиц на.работу (службу);

2) в целях предупреждения правонарушений в рамках трудовых отношений;

3) при расследовании правонарушений, совершаемых или совершенных в рамках трудовых отношений.

1. Проведение в ходе расследований и судебных разбирательств добровольного опроса с использованием полиграфа в форме экспертизы осуществляется в соответствии с процессуальными нормами Российской Федерации.

1) обязанность прохождение опроса предусмотрена трудовым договором;

2) проведение опроса инициировано опрашиваемым лицом.

1. Последствия отказов граждан Российской Федерации, иностранных граждан или лиц без гражданства, для которых органами государственной власти инициировано проведение добровольных опросов с использованием полиграфа в форме экспертизы, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации.

1. Выбор срока проведения добровольного опроса с использованием полиграфа определяется совместно инициатором опроса и лицом, в отношении которого этот опрос инициирован.

ГЛАВА 4. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ОПРОСОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОЛИГРАФА

1. При выполнении опроса с использованием полиграфа полиграфологом осуществляются следующие основные действия:

1) подготовка к работе с опрашиваемым лицом;

2) работа с опрашиваемым лицом (проведение предтестовой беседы, выполнение тестирования на полиграфе, проведение по усмотрению полиграфолога послетестовой беседы);

3) анализ и оценка зарегистрированных физиологических реакций;

4) оформление результатов опроса с использованием полиграфа.

такой записи принимает инициатор опроса.

подпадающего под действие частей 1 и 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, осуществление аудио- и(или) видеозаписи работы с опрашиваемым лицом проводится при наличии его гасьменного добровольного согласия.

1. При проведении опроса с использованием полиграфа в отношении лица, подпадающего под действие статьи 8, пункта 1 части 1 и части 2 статьи 14, части 5 статьи 15 настоящего Федерального закона, помимо опрашиваемого лица и полиграфолога в помещении имеют право присутствовать:

1) представитель инициатора опроса,

2) ассистент полиграфолога (с разрешение полиграфолога),

3) переводчик (по желанию опрашиваемого лица либо по решению инициатора опроса).

1) представитель инициатора опроса,

2) адвокат (защитник) (в порядке, установленном процессуальным законодательством),

3) родитель (опекун) или иной законный представитель опрашиваемого лица, если последнему менее 14 лет,

4) ассистент полиграфолога (с разрешения полиграфолога),

5) переводчик (в порядке, установленном процессуальным законодательством).

1. Опрос с использованием полиграфа проводится на родном для опрашиваемого лица языке или ином языке, которым, по утверждению опрашиваемого лица, он уверенно владеет.

1. Опросы с использованием полиграфа осуществляют полиграфологи, аттестованные в соответствии с требованиями настоящей статьи

1) быть гражданином Российской Федерации;

2) иметь высшее образование;

3) иметь возраст не менее 22 лет.

1) регистрацию в Государственной комиссии по опросам с использованием полиграфа;

2) переподготовку не реже одного раза в два года.

1. Инициатор опроса с использованием полиграфа обязан:

1) предоставить полиграфологу имеющиеся материалы об опрашиваемом лице, необходимые для проведения опроса с использованием полиграфа;

2) предоставить полиграфологу перечень факторов риска;

3) обеспечить полиграфологу необходимые условия для проведения опроса с использованием полиграфа, в соответствии с требованиями, установленными Государственной комиссией по опросам с использованием полиграфа;

4) ознакомить в письменном виде лицо, которому предстоит пройти опрос с использованием полиграфа, с правовыми основаниями и причиной планируемого опроса;

5) получить согласие опрашиваемого лица на прохождение опроса с использованием полиграфа;

6) уведомить не менее чем за сутки опрашиваемое лицо о намерении провести его опрос с использованием полиграфа за исключением случаев, подпадающих под действие пунктов 2 и 3 части 2 статьи 2 настоящего Федерального закона, когда применение полигафа осуществляется при выявлении и расследовании тяжких и особо тяжких преступлений;

7) гарантировать в письменном виде опрашиваемому лицу, что полученная от него в ходе опроса с использованием полиграфа информация не будет передана третьим лицам без предварительного разрешения опрашиваемого лица, за исключением случаев, указанных в пункте 4 части 2 настоящей статьи;

8) ознакомить опрашиваемое лицо с результатами опроса с использованием полиграфа;

9) организовать-проведение повторного опроса с использованием

полиграфа в случаях и в порядке, предусмотренных частью 2 статьи 24 настоящего Федерального закона.

1) получить от полиграфолога разъяснения по технологии и организации проведения опроса с использованием полиграфа;

2) получить от полиграфолога полный отчет о результатах опроса с использованием полиграфа;

3) самостоятельно принимать решение о времени ознакомления опрашиваемого лица с результатами проведенного в отношении него опроса с использованием полиграфа;

4) инициативно передать результаты опроса с использованием полиграфа компетентным органам исполнительной власти, если результаты такого опроса содержат информацию, являющуюся основанием для подозрений опрашиваемого лица в подготовке или совершении им противоправных деяний, отнесенных Уголовным кодексом Российской Федерации к категории тяжких и особо тяжких преступлений;

1.При проведении опроса с использованием полиграфа полиграфолог обязан:

1) проводить опрос только при наличии согласия опрашиваемого лица на прохождение такого опроса, полученного без принуждения со стороны третьих лиц;

2) ознакомить опрашиваемое лицо с вопросами, которые будут ему заданы в ходе тестирования на полиграфе;

3) выполнять требования методического и нормативного характера, установленные Государственной комиссией по опросам с использованием полиграфа;

4) не проводить опрос с использованием полиграфа при наличии основания, указанного в статье 7 настоящего Федерального закона;

5) дать по требованию инициатора опроса разъяснения по технологии и организации проведения опроса с использованием полиграфа;

6) представить инициатору опроса результаты опроса с использованием полиграфа;

7) оказать помощь инициатору опроса в принятии решения о передаче результатов опроса с использованием полиграфа исполнительным органам государственной власти, если такие результаты содержат информацию, являющуюся основанием для подозрений опрашиваемого лица в подготовке или в совершении им противоправных деяний, отнесенных Уголовным кодексом Российской Федерации к категории тяжких и особо тяжких преступлений;

8) сохранять в тайне информацию, которая стала ему известна в связи с проведением опроса с использованием полиграфа, за исключением случаев, когда передача такой информации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1) задавать при тестировании на полиграфе вопросы, касающиеся расовой

или этнической принадлежности опрашиваемого лица, его религиозных или политических убеждений и взглядов, сексуальной жизни и ориентации, за исключением случаев, когда постановка таких вопросов связана с проведением расследований, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации;

2) задавать при тестировании на полиграфе вопросы, направленные на получение от опрашиваемого лица сведений, составляющих государственную тайну, за исключением случаев, когда постановка таких вопросов связана с проведением расследований, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации;

3) скрывать от инициатора опроса какую-либо информацию, полученную от опрашиваемого лица при проведении опроса с использованием полиграфа;

4) высказывать в своём заключении суждения или выводы юридического, медицинского, психологического, психиатрического или иного характера в отношении опрашиваемого лица, если не является профессиональным специалистом в указанных областях знаний.

1) знакомиться с имеющимися у инициатора опроса материалами, необходимыми для подготовки к работе и работы с лицом, в отношении которого инициирован опрос с использованием полиграфа,

2) отказаться от проведения опроса:

а) при непредставлении инициатором опроса материалов, указанных в пункте 1 части 4-настоящей статьи;

б) при отсутствии, по его мнению, достаточного времени для необходимой подготовки к работе с опрашиваемым лицом.

1. При проведении опроса с использованием полиграфа опрашиваемое лицо имеет право:

1) быть ознакомленным в-письменном виде с правовыми основаниями и причинами предстоящего опроса;

2) в ходе предтестовой беседы и в период тестирования на полиграфе отказаться от дальнейшего участия в них с указанием или без указания причин принятия такого решения;

3) знакомиться с содержанием вопросов, которые будут ему заданы, и, если необходимо, участвовать в их редактировании и уточнении их содержания

4) отказаться от участия в проведении опроса с использованием полиграфа, если уведомление о таковом было сделано менее чем за сутки, за исключением случаев, подпадающих под действие пункта 1 части 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.

5) представить письменное медицинское заключение, свидетельствующее о том, что его физическое и (или) психическое состояние может повлечь неадекватные реакции в ходе тестировании на полиграфе

6) подать заявление об изменении сроков прохождения опроса с

использованием полиграфа в соответствии со статьями 12 и 17 настоящего Федерального закона;

7) обратиться в суд за защитой своих прав в случае нарушения полиграфологом или инициатором опроса положений настоящего Федерального закона;

8) требовать в инициативном порядке проведения опроса с использованием полиграфа в случаях, подпадающих под действие пунктов 2 и 3 части 2 статьи 2 настоящего Федерального закона;

9) требовать проведения повторного опроса тем же или иным полиграфологом при несогласии с результатами проса с использованием полиграфа.

1. Ассистент полиграфолога не имеет права вмешиваться в действия полиграфолога и обязан строго следовать полученным от него инструкциям.

1. Переводчик в ходе предтестовой беседы, тестирования на полиграфе и послетестовой беседы руководствуется обязанностями, пользуется правами и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1. Представитель инициатора имеет право присутствовать при проведении предтестовой беседы, тестирования на полиграфе и послетестовой беседы.

1. Адвокат (защитник), родитель (опекун) или иной законный представитель опрашиваемого лица имеют право присутствовать при проведении предтестовой беседы, тестировании на полиграфе и послетестовой беседы в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 19 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации.

1. Право использования результатов опроса с использованием полиграфа принадлежит его инициатору.

1) не являются доказательством недостоверности сведений, сообщенных данным лицом;

2) могут служить основанием для проведения дополнительных проверочных мероприятий в отношении этого лица;

3) дают право инициатору опроса до завершения указанных мероприятий приостановить исполнение,этим лицом его служебных обязанностей.

1) не являются доказательством недостоверности сведений, сообщенных этим лицом;

2) не влекут за собой ущемления его законных интересов и прав;

3) являются основанием для проведения дополнительных мероприятий по оценке достоверности сведений, сообщенных опрашиваемым лицом.

1) не могут являться основанием для отказа в допуске данного лица к исполнению им служебных обязанностей за исключением случаев, когда такой отказ вытекает из трудового договора;

2) не влекут за собой ущемления его законных интересов и прав;

3) могут служить основанием для проведения дополнительных мероприятий по оценке достоверности сведений, сообщенных опрашиваемым лицом.

1. Материалы опроса с использованием полиграфа подлежат обязательному хранению в течение трёх лет, если инициатором опроса не установлен больший срок хранения.

1. Организационные принципы проведения в Российской Федерации опросов с использованием полиграфа органами государственной власти и негосударственными организациями, единые методические нормы проведения таких опросов, а также порядок подготовки полиграфологов для указанных органов и организаций определяет и контролирует Государственная комиссия по опросам с использованием полиграфа.

За нарушение настоящего Федерального закона наступает дисциплинарная, уголовная, административная или гражданско-правовая ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Прокурорский надзор за соблюдением законодательства при проведении опросов с использованием полиграфа и законности принимаемых решений осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после даты его принятия.

Президент Российской Федерации В.В.Путин

Москва, ул. Трубная 25, стр.2, подъезд 1, оф.10

Источники:

Законность применения полиграфа на работе ключевые аспекты
Является ли проверка полиграфом на работе законной, какие последствия у процедуры, и почему все больше работодателей останавливают на экспертизе такого рода свой выбор.
http://stabilnostpoligraf.ru/articles/zakonnost-primenenia-poligrafa-na-rabote
Применение полиграфа
В настоящее время в России использование полиграфа законом не запрещено. Проведение полиграфных обследований как при расследовании преступлений, ЧП, так и при
http://ldsiberia.ru/uslugi-poligrafa/pravo/
Федеральный закон «О применении полиграфа»
В интересах читателей, задействованных в сфере детекции лжи, либо просто интересующихся данной темой, публикуем Федеральный Закон «О применении полиграфа».
http://aksel-detect.ru/site/federalnyj-zakon-o-primenenii-poligrafa.html

(Visited 21 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Как мужчина проявляет свою любовь Как мужчины проявляют свою любовьПолноценная любовь мужчины и женщины возможна,… (4)

Если мужчина спрашивает люблю ли я его Почему муж спрашивает, люблю ли я его? Бывают такие ситуации,… (4)

Что входит в эротический массаж Как проводить эротический массаж Эротический массаж – особая техника, идеально… (3)

Если женщина раздражает мужчину что это значит 12 качеств, которые больше всего раздражают мужчин в девушках12 качеств,… (3)

Как пройти собеседование на администратора Как пройти собеседование без опыта работы?Как же удержать семейный бюджет… (3)

COMMENTS