Процесс мышления, как познавательный процесс

Лекция «Мышление»
план-конспект урока

Скачать:

Предварительный просмотр:

Мышление – это процесс познавательной деятельности индивида, позволяющий обобщенно и опосредованно отражать окружающую действительность, устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями.

Вопрос 1. Функции мышления

◄Установление всеобщих взаимосвязей.

◄Понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений.

◄Обобщение свойств однородной группы явлений и др.

Особенности мышления как психического познавательного процесса:

◄Мышление человека связано с практической деятельностью человека, с его потребностями, целями и задачами, направленными на преобразование

◄Мышление носит опосредованный характер. Устанавливая связи между предметами и явлениями окружающего мира, человек опирается не только на непосредственные ощущения восприятие, но и на свою память, свой прошлый опыт, знания и умения.

◄Мышление основывается на общих законах развития природы и общества, в которых отражены наиболее существенные связи и отношения между предметами и явлениями Объективной реальности.

◄Мышление находиться в неразрывном единстве с речью. Оно есть отражение связей и отношений между предметами в словесной форме.

◄Мышление позволяет человеку отражать связи между предметами и явлениями в отвлеченном и обобщенном виде, имеющие общее значение для всех сходных явлений данного класса.

Вопрос 2. Операции мышления

1. Анализ – мысленное разложение сложного объекта, явления, ситуации на составляющие части, элементы, стороны.

2. Синтез – мысленное соотнесение частей, сторон, элементов и действий в единое целое.

3. Обобщение – мысленное соотнесение и выделение общего в двух или нескольких различных предметах, явлениях, ситуациях.

4. Сравнение – мысленное соотнесение каких-либо объектов и выделение в них общего или различного.

5. Абстрагирование – отвлечение существенных признаков предметов и явлений от несущественных.

Вопрос 3. Формы мышления

  1. Понятие – это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предметов или явлений. Понятия формируются в процессе исторического развития человеческого общества. Вместе с тем уже готовые, выработанные понятия усваиваются человеком в процессе индивидуального развития. Усвоить понятие – осознать его содержание и уметь использовать в познавательной и практической деятельности.
  2. Суждение – это форма мышления, в которой утверждаются или отрицаются какие-либо отношения между предметами или явлениями.
  3. Умозаключение – это выделение из двух или нескольких суждений нового суждения.
  4. Аналогия – это такое умозаключение, в котором вы делается на основании частичного сходства между предметами без достаточного рассмотрения всех условий.

Вопрос 4. Способы мышления

◄ Индукция – способ мышления, при котором умозаключение движется от единичного к общему выводу.

◄ Дедукция – способ мышления, осуществляемый от общего вывода к частному.

Вопрос 5. Виды мышления

Мышление человека включает в себя не только операции, способы и формы, но и протекает на различных уровнях. Это виды мышления.

1. По степени развернутости разделяют:

◄Дискурсивное мышление – поэтапно развернутый процесс.

◄Интуитивное – характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, минимальной осознанностью, мышление на основе непосредственных чувственных восприятий.

2. С точки зрения новизны и оригинальности решаемых задач выделяют:

◄Творческое мышление (продуктивное) – направленное на создание новых идей или усовершенствование чего-либо старого.

◄Репродуктивное мышление (воспроизводящее) — применение готовых знаний и умений.

3. По характеру решаемых задач разделяют:

◄Теоретическое мышление – направленное на открытие законов, свойств объектов;

◄Практическое мышление – связано с постановкой целей, выработкой плана, нахождением оптимальных способов действий.

4. В зависимости от содержания решаемых задач выделяют:

◄Предметно-действенное – это мышление, включенное в деятельность, реальное преобразование ситуации.

◄Наглядно-образное мышление – связано с представлением того, что человек воспринимал раньше, с оперированием образами. В отличие от предметно-действенного при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.

◄Словесно-логическое мышление – оно совершается на основе отвлеченных понятий и при помощи логических операций.

Вопрос 6. Качества мышления (ума)

◄ Широта – умение охватить широкий круг вопросов, творчески мыслить в различных областях знания и практики.

◄ Конкретность – способность охватить не только весь вопрос целиком, но и умение не упустить существенные частные моменты.

◄ Глубина – умение вникать в суть вопроса, проблемы, видеть основу фактов, понимать смысл происходящего.

◄ Самостоятельность – возможность самому увидеть вопрос, требующий решения и умение найти ответ на него собственными силами.

◄ Критичность – умение не поддаваться влиянию чужих мыслей, строго и правильно их оценивать и находить в них ошибки.

◄ Гибкость – способность изменить намеченные решения или способ решения, если они оказались неправильными, умение подойти с новой точки зрения к предмету размышления.

◄ Последовательность – умение соблюдать логический порядок в рассмотрении вопроса, логическую обоснованность рассуждений.

◄ Быстрота – принятие обоснованного решения и его реализация в условиях дефицита времени.

Вопрос 7. Этапы решения мыслительных задач

  1. Осознание проблемной ситуации.
  2. Постановка задачи.
  3. Ограничение зоны поиска.
  4. Построение гипотезы.
  5. Проверка гипотезы.
  6. Оценка действий и результатов.
nsportal.ru

Мышление: виды и процессы

Содержание:

Природа мышления

В процессы мышления поступает информация, которую мы ощутили и восприняли из окружающей действительности. В функции мыслительной деятельности входят:

  • расширение границ познания с помощью выхода за пределы чувственного восприятия;
  • обобщение;
  • планирование.

Задачами мышления являются:

  • раскрытие отношений между предметами;
  • определение связей;
  • четкое разграничение связей от совпадений.

Определение 1

Мышление – это обобщенная форма психического отражения, которая устанавливает связи, отношения между познавательными объектами.

Классификация мыслительного процесса человека

  • наглядно-действенное (0-3 лет);
  • наглядно-образное (3-6 лет);
  • вербально-логическое и абстрактное (10-18 лет).

Рассмотрим каждый из них.

Наглядно-действительное мышление опирается на непосредственное восприятие объектов, преобразование которых происходит в момент взаимодействия с предметами.

Наглядно-образное мышление опирается на представления и образы. Т.е. человек представляет ситуации и изменяет в них то, что хочет получить в конечном итоге от своей деятельности, т.е. он преобразует ситуацию.

Словесно-логическое мышление опирается на логику операций с понятиями.

Сущность становление мышления

При становлении мышление должно пройти две стадии:

  • допонятийную;
  • понятийную.

Допонятийная мыслительная деятельность является начальной стадией развития мышления у ребенка. У детей суждения единичны, и касаются они предметов. Когда что-то объясняешь, ими все сводится к частному, знакомому. Их суждения строятся на аналогии или сходстве. Это объясняется тем, что в данный период в мышление у ребенка главную роль играет память. Компонентами допонятийного мыслительного процесса являются образы. При нормальном развитии ребенка наблюдается переход из этой стадии в понятийную, где к компонентам относят понятия, а к применению – формальные операции.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что понятийное мышление развивается не сразу, а постепенно. Оно формируется через промежуточные этапы. Такое мышление можно наблюдать у младших школьников. Мыслительные операции связаны с конкретной недостаточно обобщенной информацией, а понятия носят четкий характер, т.е. мышление является понятийно-конкретным. В 10-18 лет у детей развивается вербально-логический процесс в форме абстрактных понятий. Мышление уже представлено в виде:

  • практических действий;
  • наглядных образов;
  • отвлеченных понятий/рассуждений.

И здесь мы уже можем говорить о том, что осуществляется переход от понятийно-конкретного к абстрактно-понятийному мышлению.

Существует два уровня мышления:

  • рассудок;
  • разум.

Определение 2

Рассудок – это способность человека к рассуждению, возможность конструктивно строить мысли.

Разум – это высший уровень теоретического познания, который включает в себя способность к постижению сущности, законов, противоречий вещей.

Виды и операции мышления человека

  • теоретическим;
  • практическим;
  • интуитивным;
  • аналитическим;
  • реалистическим;
  • аутистическим;
  • продуктивным;
  • репродуктивным.

Перечень операций мышления для решения различных задач:

  1. Сравнение;
  2. Анализ;
  3. Синтез;
  4. Абстракция;
  5. Обобщение.

Рассмотрим каждый из них.

1. На данном этапе происходит сопоставление вещей, выявляются отличительные черты, сходство, что в дальнейшем приводит к классификации.

2. Подразумевает мысленное разложение предмета, ситуации на элементы. Это помогает отделить несущественное от существенного.

3. Обратный процесс анализа. Синтез восстанавливает целое, находит важные связи и отношения.

4. На данном этапе выделяется и отделяется какая-то одна сторона. Абстракция выделяет нечувственные свойства.

5. Этап обобщения подразумевает отбрасывание единичных признаков, сохраняя общие. Также здесь происходит раскрытие важных связей. Обобщение совершается мыслящим путем сравнения. Это считается простой формой мышления, а сложной – раскрытие отношений, закономерностей, связей.

Формы мышления отражаются в виде:

  • понятий;
  • суждений;
  • умозаключений (дедуктивным, индуктивным способом).

Механизм мыслительного процесса

Мыслительный процесс – это сознательный процесс, основывающийся на понятия и образы.

Мыслительный процесс оценивает ситуацию. Завершается он тогда, когда достигает каких-либо результатов. Т.е. ставиться задача, и начинается поиск ее решения.

Решение проблемы имеет четыре стадии:

  • подготовку;
  • поиск решения;
  • вдохновение;
  • проверку найденного решения.

Алгоритм мыслительного процесса решения проблемы:

  1. Мотивация.
  2. Анализ проблемы (что дано, что предстоит найти и т.д.).
  3. Поиск решения:
    • поиск на основе одного известного алгоритма (относится к репродуктивному мышлению);
    • поиск на основе выбора оптимального варианта из множества известных алгоритмов;
    • решение на основе смешивания элементов из различных алгоритмов;
    • поиск нового решения (относится к творческому мышлению), основывается на:
      1. углубленной логике рассуждения (анализ, сравнение, синтез и т.д.);
      2. аналогиях;
      3. эвристических приемах;
      4. эмпирическом методе.

В случае неудачи происходит разочарование, переключение на другой род деятельности. Иными словами возникает «период инкубационного отдыха», где генерируются новые идеи, появляется вдохновение, инсайт (мгновенное нахождение решения).

Факторы, которые влияют на озарение:

  • сильная увлеченность проблемой;
  • вера в успех;
  • опыт, большое количество информации о проблеме;
  • высокая ассоциативная деятельность мозга (во сне, во время болезни и т.д.).
  1. Доказательство найденной идеи с помощью логики.
  2. Реализация решения.
  3. Проверка найденного решения.
  4. Коррекция при необходимости (в этом случае нужно вернуться на второй этап).

Индивидуальные особенности мышления

Каждый человек индивидуален. Соответственно мыслительная деятельность у людей отличается:

  • глубиной (возможность проникать в суть сложных вопросов);
  • широтой (возможность обрабатывать весь вопрос полностью, включая детали);
  • самостоятельностью (поиск решения проблемы без посторонней помощи);
  • гибкостью мысли (свобода от предыдущих пунктов, возможность быстрой смены действий при изменении обстановки);
  • скорость мышления (умение быстрого ориентирования в ситуации, ее обдумывание, а также умение быстро находить верные решения);
  • торопливостью ума (не обдумывая полностью вопрос, мыслящий спешит дать решение);
  • замедленность мышления (причиной этого фактора может стать тип нервной системы человека, ее малая подвижность);
  • критичностью ума (способность объективно давать оценку своим и чужим мыслям).

Также к индивидуальным особенностям мыслительного процесса относят использование таких типов мышления как:

  • наглядно-действенный;
  • наглядно-образный;
  • абстрактно-логический.
zaochnik.com

Мышление как познавательный процесс

Мышление — это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенное нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.

Познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятий. Любое, даже наиболее развитое, мышление всегда сохраняет связь с чувственным познанием, т.е. с ощущениями, восприятиями и представлениями. Весь свой материал мыслительная деятельность получает только из одного источника — из чувственного познания. Через ощущения и восприятия мышление непосредственно связано с внешним миром и является его отражением. Правильность (адекватность) этого отражения непрерывно проверяется в процессе практического преобразования природы и общества.

Поскольку в рамках только чувственного познания невозможно до конца расчленить такой общий, суммарный, непосредственный эффект взаимодействия субъекта с познаваемым объектом, необходим переход от ощущений и восприятий к мышлению. В ходе мышления осуществляется дальнейшее, более глубокое познание внешнего мира. В результате удается расчленить, распутать сложнейшие взаимозависимости между предметами, событиями, явлениями.

В процессе мышления, используя данные ощущений, восприятий и представлений, человек вместе с тем выходит за пределы чувственного познания, т.е. начинает познавать такие явления здешнего мира, их свойства и отношения, которые непосредственно вовсе не даны в восприятиях и потому непосредственно вообще не наблюдаемы. Например, физики изучают свойства элементарных частиц, которые невозможно увидеть даже с помощью самого мощного современного микроскопа. Иначе говоря, они непосредственно не воспринимаются: их нельзя видеть — о них можно только мыслить. Благодаря абстрактному, отвлеченному, опосредствованному мышлению удалось доказать, что такие невидимые элементарные частицы все же существуют в действительности и обладают определенными свойствами. Эти свойства непосредственно не наблюдаемых частиц познаются в процессе мышления опять-таки косвенным, не прямым, т.е. опосредствованным, путем.

Таким образом, мышление начинается там, где оказывается уже недостаточным или даже бессильным чувственное познание. Мышление продолжает и развивает познавательную работу ощущений, восприятий и представлений, выходя далеко за их пределы.

Для мыслительной деятельности человека существенна ее взаимосвязь не только с чувственным познанием, но и с языком, с речью. В этом проявляется одно из принципиальных различий между человеческой психикой и психикой животных. Элементарное, простейшее мышление животных всегда остается лишь наглядно-действенным; оно не может быть отвлеченным, опосредствованным познанием. Оно имеет дело лишь непосредственно воспринимаемыми предметами, которые в данный момент находятся перед глазами животного. Такое примитивное мышление оперирует с предметами в наглядно-действенном лане и не выходит за его пределы.

Только с появлением речи становится возможным отвлечь от познаваемого объекта то или иное его свойство и закрепить, зафиксировать представление или понятие о нем в специальном слове. Мысль обретает в слове необходимую материальную оболочку, в которой она только и становится непосредственной действительностью для других людей и для нас самих. Человеческое мышление — в каких бы формах оно ни осуществлялось — невозможно без языка. Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах, в устной и письменной речи. И наоборот, чем больше совершенствуется, оттачивается словесная формулировка какой-то мысли, тем отчетливее и понятнее становится сама эта мысль.

Таким образом, человеческое мышление неразрывно связано языком, с речью. Мышление необходимо существует в материальной, словесной оболочке.

Психологически исследовать мышление как процесс — значит изучить внутренние, скрытые причины, приводящие к образованию тех или иных познавательных результатов. Таковыми результатами, продуктами мышления являются, например, следующие факты: решил или не решил задачу данный ученик; возник у него или нет замысел, план решения, догадка; усвоил он или нет определенные знания, способы действия; сформировалось ли у него новое понятие и т.д. а всеми этими внешне выступающими фактами психология стремится вскрыть внутренний мыслительный процесс, к ним приводящий. Тем самым она исследует внутренние, специфические причины, которые позволяют объяснить, а не только констатировать и описывать внешне выступающие психические явления и события. Психологическая наука исходит при этом из принципа детерминизма (принципа причинной обусловленности): внешние причины действуют через внутренние условия. Иначе говоря, например, любое педагогическое воздействие влияет на человека не прямо и не непосредственно, а опосредтсвованно — преломляясь через психическое состояние данного человека, в зависимости от его чувств, мыслей и т.д.

Представим себе, что несколько учеников решают — каждый самостоятельно — одну и ту же задачу: на определенном этапе мыслительного процесса решения учитель оказывает каждому из них некоторую совершенно одинаковую помощь, подсказывая одну из теорем, на которой основано решение. Такая помощь извне, со стороны, окажет не одинаковое, а различное воздействие на каждого из учеников — в зависимости от того, насколько далеко сам школьник успел продвинуться вперед в процессе обдумывания задачи, т.е. в зависимости от внутренних условий его мышления. Чем дальше и быстрее продвинулся вперед ученик, чем глубже он успел осмыслить задачу, тем больше подготовлена почва для использования подсказки, данной извне, тем в большей степени сформировались внутренние условия для принятия помощи со стороны. И наоборот, чем меньше ученик сам продумал ту же задачу, тем труднее ему воспользоваться такой внешней подсказкой и довести решение до конца. Вначале он вообще может подумать, что подсказываемая теорема не имеет никакого отношения к делу, т.е. попросту не примет помощь со стороны, не сможет ею воспользоваться. Все это и означает, что внешнее (педагогическое и др.) воздействие дает тот или иной психический эффект, лишь преломляясь через внутренние условия. Факт неиспользования подсказки, помощи со стороны (которая, казалось бы, прямо указывает путь к решению) особенно отчетливо обнаруживает наличие таких внутренних специфических условий и закономерностей мыслительного процесса.

Процесс мышления — это прежде всего анализ, синтез и обобщение. Анализ — это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений и т.д.; это расчленение познаваемого объекта на различные компоненты. Например, школьник на занятиях кружка юных техников, пытаясь понять способ действия какого-либо механизма или машины, прежде всего выделяет различные элементы, детали этого механизма и разбирает его на отдельные части.

Анализ и синтез, вообще деятельность мышления, как и всякая другая деятельность, всегда вызваны какими-то потребностями личности. Если нет потребностей, нет и деятельности, которую они могли бы вызвать.

Изучая мышление, как и любой другой психический процесс, психологическая наука учитывает и в той или иной степени специально исследует, какие именно потребности и мотивы заставили данного человека включиться в познавательную деятельность и при каких конкретных обстоятельствах у него возникла потребность в анализе, синтезе и т.д. В противоположность психологии формальная логика абстрагируется не только от взаимоотношений мышления с чувственным познанием, но и от взаимосвязей мыслительной деятельности с потребностями, мотивами, эмоциями). Мыслит, думает не само по себе «чистое» мышление, не сам по себе мыслительный процесс как таковой, а человек, индивид, личность, обладающая определенными способностями, чувствами и потребностями. Неразрывная связь мыслительной деятельности с потребностями отчетливо обнаруживает тот важнейший факт, что всякое мышление — это всегда мышление личности во всем богатстве ее взаимоотношений с природой, обществом, с другими людьми.

Исследуемые в психологии мотивы мышления бывают двух видов: 1) специфически познавательные и 2) неспецифические. В первом случае побудителями и движущими силами мыслительной деятельности служат интересы и мотивы, в которых проявляются познавательные потребности (любознательность и т.д.). Во втором случае мышление начинается под влиянием более или менее внешних причин, а не чисто познавательных интересов. Например, школьник может начать готовить уроки, решать задачу, думать над ней не из желания узнать и открыть для себя что-то новое, а лишь потому, что он боится отстать от товарищей и т.д. Но какой бы ни была исходная мотивация мышления, по мере его осуществления начинают действовать и собственно познавательные мотивы. Часто бывает так, что ученик садится учить уроки лишь по принуждению взрослых, но в процессе учебной работы у него возникают и чисто познавательные интересы к тому, что он делает, читает, решает.

Таким образом, человек начинает мыслить под влиянием тех или иных потребностей и в ходе его мыслительной деятельности возникают и развиваются все более глубокие и сильные познавательные потребности.

Мышление имеет целенаправленный характер. Необходимость в мышлении возникает прежде всего тогда, когда в ходе жизни и практики перед человеком появляются новая цель, новая проблема, новые обстоятельства и условия деятельности. Например, так бывает, когда врач сталкивается с каким-то новым, до сих пор неизвестным заболеванием и пытается найти и использовать новые методы его лечения. По самому своему существу мышление необходимо лишь в тех ситуациях, в которых возникают эти новые цели, а старые, прежние средства и способы деятельности недостаточны (хотя и необходимы) для их достижения. Такие ситуации называются проблемными. С помощью умственной деятельности, берущей начало в проблемной ситуации, удается создать, открыть, найти, изобрести новые способы и средства достижения целей и удовлетворения потребностей.

Мышление — это искание и открытие нового. В тех случаях, где можно обойтись старыми, уже известными способами действия, прежними знаниями и навыками, проблемной ситуации не возникает и потому мышление попросту не требуется. Например, уже ученика II класса не заставляет мыслить вопрос типа: «Сколько будет 2 х 2?». Для ответа на такие вопросы вполне достаточно лишь старых, уже имеющихся у этого ребенка знаний.

Индивидуальные особенности мышления у различных людей проявляются прежде всего в том, что у них по-разному складывается соотношение разных и взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-образного, наглядно-действенного и отвлеченного мышления). К индивидуальным особенностям мышления относятся также и другие качества познавательной деятельности: самостоятельность, гибкость, быстрота мысли.

Самостоятельность мышления проявляется прежде всего в умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своими силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности.

Гибкость мышления заключается в умении изменять намеченный вначале путь (план) решения задач, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые постепенно вычленяются в ходе ее решения и которые не удалось учесть с самого начала.

Быстрота мысли особенно нужна в тех случаях, когда от человека требуется принимать определенные решения в очень короткий срок (например, во время боя, аварии). Но она нужна также и школьникам. Так, некоторые хорошие ученики даже в старших классах, когда их вызывают к доске решать новую для них задачу, смущаются и теряются. Эти отрицательные эмоции затормаживают их мышление; мысль начинает работать очень медленно и часто безуспешно, хотя в спокойной обстановке (дома или за партой, а не у доски) те же школьники быстро и хорошо решают подобные и даже более трудные задачи. Это резкое замедление мысли под влиянием тормозящих эмоций и чувств нередко проявляется и на экзаменах. У других школьников, наоборот, общее возбуждение и волнение во время экзамена не замедляют, а стимулируют и ускоряют мышление. Тогда они могут добиться более высоких результатов, чем в обычной, спокойной обстановке.

Эти индивидуальные особенности некоторых учеников необходимо специально учитывать, чтобы правильно оценить их умственные способности и знания.

Все перечисленные и многие другие качества мышления тесно связаны с основным его качеством, или признаком. Важнейший признак всякого мышления — независимо от его отдельных индивидуальных особенностей — умение выделять существенное, самостоятельно приходить ко все новым обобщениям. Когда человек мыслит, он не ограничивается констатацией того или иного отдельного факта или события, пусть даже яркого, интересного, нового и неожиданного. Мышление необходимо идет дальше, углубляясь в сущность данного явления и открывая общий закон развития всех более или менее однородных явлений, как бы внешне они не отличались друг от друга.

42. Проблема истины в философии

Проблемы истины в философской теории познания

Истинаэто адекватная информация об объекте, получаемая посредст­вом его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности.

Истина — это цель, к которой устремлено познание, ибо, как справедливо писал Ф.Бекон, знание — сила, но лишь при том непременном условии, что оно истинно. Что же такое истина, истинное знание? Классическая концепция истины, берущая свое начало от Аристотеля: истина — это соответствие (корреспонденция) знания объекту, действительности. Р.Декарт предложил свое решение: важнейший признак истинного знания — ясность. Для Платона и Гегеля истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является с их точки зрения раскрытием духовной, разумной первоосновы мира. Д.Беркли, а позднее Мах и Авенариус рассматривали истину как результат совпадения восприятий большинства. Конвенциональная концепция истины считает истинное знание (или его логические основания) результатом конвенции, соглашения. Наконец, отдельными гносеологами как истинное рассматривается знание, которое вписывается в ту или иную систему знаний. Классическая концепция истины хорошо согласуется с исходным гносеологическим тезисом диалектико-материалистиче-ской философии о том, что познание есть отражение действительности в сознании человека. Истина с этих позиций есть адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека, его сознания.
Ключевой характеристикой истины, ее главным признаком является ее объективность. Объективная истина — это такое содержание наших знаний, которое не зависит от субъекта по содержанию (по форме всегда зависит, поэтому истина субъективна по форме). Признания объективности истины и познаваемости мира равнозначны.

Вопрос о соотношении истины абсолютной и относительной выражает диалектику познания в его движении к истине в движении от знания менее полного к знанию более полному. Постижение истины не может быть достигнуто в одном акте познания, оно есть процесс. Этот процесс идет через относительные истины к истине абсолютной.

Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание о предмете, которое не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Она достигается только в результате бесконечного движения мысли, то есть практически недостижима.

Относительная истина — это неполное, приближенное знание о предмете, которое справедливо на данном этапе развития познания и может быть дополнено в дальнейшем.
Выделяют также конечную истину — элементарный результат познания, к которому нечего добавить.
Можно сказать, что относительная истина — это ступень на пути к истине абсолютной. Относительная истина содержит в себе зерна истины абсолютной, и каждый шаг познания вперед добавляет в знание об объекте новые зерна истины абсолютной, приближая к полному овладению ею.
Нужно отметить, что любая истина конкретна, то есть зависит от конкретных условий существования объекта.
Вывод: Истина объективна по содержанию, субъективна по форме, конкретна по условиям применения, относительна или абсолютна по степени приближения субъекта к объекту.

lektsii.org

Мышление как познавательный процесс

Понятие мышление. Мышление: виды и мыслительные операции

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует.

Отличие мышления от других психологических процессов состоит в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемой ситуации, задачи, которую нужно решить. Мышление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственного данного, расширяет границы познания. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Оно отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которые чаще всего непосредственно, в самом восприятии человеку не даны. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей.

На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи.

Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития.

Мышление — познавательный психический процесс, позволяющий индивиду понимать окружающий мир, самого себя, понимать связи между событиями, явлениями и выстраивать на этой основе свое поведение. Мышление играет важную роль в попытках человека адаптироваться к реальной жизни. Результатом мышления выступает мысль, идея, понятие.

Познавательная психическая деятельность человека сложна и многообразна. Познание начинается с того, что анализаторы доставляют нам разнообразные ощущения; комплекс отдельных ощущений складывается в целом в восприятие; внимание служит фильтром, отбирающим для нас наиболее важные сигналы; полученная таким образом первичная информация поступает в хранилища долговременной и кратковременной памяти, а затем наступает очередь мышления. Одной из основных задач мышления выступает выявление связей, принятие решения и прогнозирование. В результате мышления возникает новое знание, которое не может быть получено из непосредственного опыта. Таким образом, мышление тесно связано с остальными психическими процессами: оно опирается на память, пользуясь ее продуктами для выполнения своих функций; оно не может быть продуктивным без внимания и творческим без воображения. Оно немыслимо вне языка, его символического строя, позволяющего мышлению реализовать одну из своих функций познания реальности с помощью символических средств.

Основные отличия мышления от других высших психических процессов состоят, в частности, в том, что:

  • — оно порождает результат, которого либо в действительности, либо у самого субъекта до этого не существовало;
  • — оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации;
  • — мышление выходит за пределы чувственного познания;
  • — оно выявляет связи между предметами и явлениями, которые не даны человеку непосредственно;
  • — оно присутствует во всех высших психических процессах, и уровень развития каждого из них определяется степенью включенности в него мышления.

На протяжении ХХ века многие выдающиеся психологи обращались к теме психологического исследования мышления, каждый в избранной им теоретической модели. Среди них — Вундт, Джеймс, Дьюи, Уотсон, Пиаже, Вертгеймер, Выготский, Гальперин и др.[7]

Существуют различные взгляды на природу и механизмы функционирования этого психического процесса.

Согласно классификации, принятой в деятельностной психологии, мышление подразделяется на практическое и понятийное. [8]

Практическое мышление — представлено наглядно-действенным и наглядно-образным, а теоретическое — образным и понятийным. Критерием выделения этих видов мышления является логика развития мышления в процессе онтогенеза и филогенеза. Эта логика заключается в постепенном освобождении развивающегося процесса мышления от реального оперирования элемента ми предметного мира.

Наглядно-действенное мышление — простейший вид мышления, проявляющийся раньше всех других видов у ребенка и на ходящий свое место в структуре мыслительной деятельности взрослого человека. Этот вид мышления представляет собой решение стоящей перед человеком задачи в практическом плане, «методом проб и ошибок». Именно с помощью этого вида мышления, маленький ребенок впервые в своей жизни собирает деревянную пирамидку: он берет колечко и пытается попасть его отверстием на стержень игрушки. Обязательным условием успешности решения этой задачи является опора на реальные предметы (кольца стержень пирамидки) и возможность действовать — оперировать с этими предметами.

Наглядно-образное мышление — превалирует у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Это их новый этап на пути развития. Теперь ребенок, складывающий пирамидку, может, опираясь на реально лежащие перед его взором кольца и стержень, проделать предварительную мысленную сборку пирамидки с помощью образов этих предметов. Он может довольно точно мысленно представить себе лучшую траекторию, по которой нужно переместить кольцо к стержню, а по том безошибочно проделать эту операцию с реальными кольца ми и стержнем. Существенной для этого вида мышления выступает неизбежность периодически опираться на реальный предмет, так как его образ, используемый при решении задач в наглядно-образном плане, хранится лишь в оперативной и кратковременной памяти, но не в долговременной

Теоретическое мышление — дальнейшее совершенствование мышления приводит к тому, что при решении задач человек полностью переходит от оперирования предметами и от опоры на них к мысленному оперированию актуальными для данного случая элементами: образами или понятиями.

Образное мышление — это один из самых высоких (наряду с понятийным) уровней развития мышления. Он представляет собой мысленное оперирование образами, извлекаемыми из долговременной памяти, или образами, созданными воссоздающим или творческим воображением. Образно мыслящий человек, манипулирует образами без какой бы то ни было опоры на реальные предметы. Это происходит до тех самых пор, пока он не найдет решения стоящей перед ним задачи.

Понятийное мышление — используя понятийное мышление, человек совершает мыслительные операции, оперируя знания ми, хранящимися в долговременной памяти в форме понятий, суждений, умозаключений. У него при этом нет необходимости пользоваться информацией, получаемой непосредственно, прямым соприкосновением с объектами материального мира, с помощью органов чувств. [8].

В процессе мыслительной деятельности человек познает окружающий мир с помощью особых умственных операций. Эти операции составляют различные взаимосвязанные, переходящие друг в друга стороны мышления. Основными мыслительными операциями являются анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация и обобщение.

Анализ — это мыслительное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений. В элементарной форме анализ выражается в практическом разложении предметов на составные части. Анализ бывает практическим (когда мыслительный процесс непосредственно включен в речевую деятельность) и умственным (теоретическим). Если анализ оторван от других операций, он становится порочным, механистическим. Элементы такого анализа наблюдаются у ребенка на первых этапах развития мышления, когда ребенок разбирает, ломает игрушки на отдельные части, никак не используя их дальше.

Синтез — это мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое. Операция синтеза противоположна анализу. В его процессе устанавливается отношение отдельных предметов или явлений как элементов или частей к их сложному целому, предмету или явлению.

Анализ и синтез протекают всегда в единстве. Анализируется то, что включает в себя что-то общее, целое. Синтез также предполагает анализ: чтобы объединить какие-то части, элементы в единое целое, эти части и признаки необходимо получить в результате анализа.

Сравнение — это установление сходства или различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками. Сравнение бывает односторонним (неполным, по одному признаку) и многосторонним (полным, по всем признакам); поверхностным и глубоким; неопосредствованным и опосредованным.

Абстракция состоит в том, что субъект, вычленяя какие-либо свойства, признаки изучаемого объекта, отвлекается от остальных. В этом процессе признак, отделяемый от объекта, мыслится независимо от других признаков предмета, становится самостоятельным предметом мышления. Абстрагирование обычно осуществляется в результате анализа. Именно путем абстрагирования были созданы отвлеченные, абстрактные понятия длины, ширины, количества, равенства, стоимости и т.д. Абстракция — сложный процесс, зависящий от своеобразия изучаемого объекта и целей, стоящих перед исследователем. Среди видов абстракции можно выделить практическую, непосредственно включенную в процесс деятельности; чувственную или внешнюю; высшую, опосредованную, выраженную в понятиях.

Конкретизация предполагает возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрыть содержание. К конкретизации обращаются в том случае, если высказанная мысль оказывается непонятной другим или необходимо показать проявление общего в единичном.

Обобщение — мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Простейшие обобщения заключаются в объединении объектов на основе отдельных, случайных признаков. Более сложным является комплексное обобщение, при котором объекты объединены по разным основаниям. Наиболее сложное обобщение, в котором четко выделяются видовые и родовые признаки и объект включается в систему понятий.

Все указанные операции не могут проявляться изолировано вне связи друг с другом. На их основе возникают более сложные операции, такие как классификация, систематизация и прочие. Каждая из мыслительных операций может быть рассмотрена как соответствующее умственное действие. При этом подчеркивается активность, действенный характер человеческого мышления, возможность творческого преобразования действительности. Мышление человека не только включает в себя различные операции, но и протекают на различных уровнях, в различных формах, что в совокупности позволяет говорить о существовании разных видов мышления.

studwood.ru

Мышление как познавательный процесс

Мышление — процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Мышление — это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза.

1. Мышление – опосредованное познание – опосредование не просто знаками, а через мыслительные операции, размышления, логика и т.д.

2. Мышление – обобщенное познание – решение неважных задач, накопление опыта и использование его.

3. Поиск и открытие существенно нового

4. Мышление включено в деятельность.

Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы. Весь свой материал мыслительная деятельность получает из чувственного познания. В процессе мышления, используя данные ощущений, восприятий и представлений, человек вместе с тем выходит за пределы чувственного познания, начинает познавать такие явления внешнего мира, их свойства и отношения, которые непосредственно вовсе не даны в восприятиях и потому непосредственно вообще не наблюдаемы.

Психологически исследовать мышление — значит изучить внутренние, скрытые причины, приводящие к образованию тех или иных познавательных результатов.

Процесс мышления — это прежде всего анализ, синтез и обобщение. Анализ — это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений. Синтез — это объединение выделенных анализом компонентов целого. В ходе обобщения в сравниваемых предметах — в результате их анализа выделяется нечто общее, в процессе мышления объект включается во все новые связи и благодаря этому выступает во все новых своих свойствах и качествах, которые фиксируются в новых понятиях; из объекта т.о.как бы вычерпывается все новое содержание; он как бы поворачивается каждый раз другой своей стороной, в нем выявляются все новые свойства.

Теории мышления

Ассоциативная психология. Долго жила внутри философии. Ассоционисты изучали жизнь души. Есть душа и в ней сознание. Происходит явление духа нашему сознанию. Они принимали то, что мы наблюдаем у себя внутри, то происходит, а механизм – этого мы не можем знать. Не сам субъект думает, а дух осуществляет эти действия. Субъект – пустой резервуар. Метод – интроспекция. Ученые делились на философов и экспериментаторов (Вундт, Рибо, Эббингауз, Сеченов).

Недостатки: 1. замкнутость сознания в себе, 2. механицизм – нет качественного разнообразия, 3. плохой метод – интроспекция – сложный, невохможно одновременно и мыслить и наблюдать, процесс при этом искажается, 4. отрыв от физиологических механизмов, 5. в их теории не удавалось объяснять направленность мышеления.

Вюрцбургская школа. Основатель – Освальд Кюльпе. Школа, которая изучала именно мышление. Представители: Ах, Майер, Бюллер, Марбе, Орт и т.д.

1. Создали метод систематического самонаблюдения

2. Открыли безобразную мысль

3. Открыли детерминирующую тенденцию.

Они остановились на трудных вопросах предшественников. Во-первых, им не нравился метод. Они изобрели свой. Суть — предполагали, что надо наблюдать за своим внутренним миром. Ввели правило проведения исследования. Недостатки метода то, что я наблюдаю это и есть процесс мышления, в Вюрц. Шк. — то, что наблюдается внутри это есть мышление. Для сопоставления результатов, возник ассистент. Опытный интроспекционист, протоколирование разными людьми.

Детерминирующая тенденция (психология установки) определяет направление течения мысли. После многочисленных опытов они сделали выводы, что никакого чувственного напоминания для мыслей не требуется. Мысли безобразные. Попутно возникают какие-то картинки, но они попутные. Безобразная мысль – сознавание отношения, интеллектуальное чувство, сомнение, уверенность в правильности ответа, ожидание согласия, узнавание, напряжение.

Отто Зельц. 1. Новый метод – усовершенствовал метод, который приблизился к современному. Материал для анализа – то, что мы наблюдаем внутри при интроспекции. И требуется феноменологический, функциональный и генетический анализ. 2. Описал мышление как процесс решения задачи. а) общая задача, б) проблемный комплекс, в) воспоминание комплекса. 3. Мыслительные операции – абстракция, репродукция сходство, дополнение комплекса.

Гештальтпсихология.Направление возникшее в Германии, выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов). Представители: Вертгеймер, Дункер, Майер, Секей.

Главная идея – идея поля, напряженность поля, целостная структура.

Вертгеймер – главный идеолог этой теоретической концепции. Реорганизации структуры ситуации. Предлагал свою трактовку творческого процесса: обнаружение несоответствия, обнаружениеосновных отношений, нахождение путей реализации.

Келлер. В самом начале проводил исследования в сфере восприятия. Начал применять идеи гештальтпсихологиив мышлении. Наблюдал на о. Тенерифе за человекоподобными обезьянами (Султан). Эти же опыты стал повторять на маленьких детях. Главная идея – животные обладают интеллектом и решает задачи, используя принцип переструктурирования. Существует оптическое поле, неструктурированное. Когда животное обнаруживает приманку, то возникает напряжение в этом поле, попытки дотянуться увеличивает напряженность поля. Когда увеличивается напряженность поля включается палка, поле замыкается и палка используется для решения проблемы.

Карл Дункер. 1. разработал новый метод – мышление вслух (старайтесь думать вслух, чувствуйте себя смело, придерживайтесь данных условий); 2. разработал задачи для испытуемых; 3. описал процесс мышления и в этом процессе им разрабатывалась теория функционального решения.

Секей. 1. Придумал опыт со свечей, 2. Открыл латентные свойства, 3. Открыл исходные знания.

Рубинштейн С.Л.Центральным был принцип детерминизма. Стимулы определяют поведение через посредство внутренних условий, а не непосредственно.

Мышление включено во взаимодействие с окружающим миром. Он провел много экспериментов. В мышлении человек все время формирует и переформулирует свою задачу. По характеру переформирования можно понять как изменяется ход мыслительного процесса, поиск. Рубинштейн говорил, что мы отражаем мир не в существующих связях, а мышление вскрывает эти существенные связи и отношения. Как это происходит? Сначала мышление должно разрушить то, что создано восприятием, а затем воссоздать подлинное существо окружающего мира. Построил теорию мыслительных операций при помощи которых осуществляется мышление. Мыслительные операции: основные — анализ, синтез, общение; абстрагирование, классификация, сравнение.

Анализ бывает 2-х видов, уровней:

1 уровень. Высший — анализ словесных образов,

2 уровень. Низший — анализ чувственного образа вещей.

Анализ бывает 2-х форм:

— фильтрация — простейший вид;

— анализ через синтез — сложная форма.

По Рубинштейну анализ через синтез — основной механизм мыслительного процесса. Мышление — это непрерывное взаимодействие человека (субъекта) с тем объект, что представляет в задаче. Из объекта получаем все новую и новую информацию (содержание). Это особенность мышления.

megaobuchalka.ru

Мышление как познавательный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 00:14, реферат

Краткое описание

В процессе ощущения и восприятия человек познает окружающий мир в результате непосредственного, чувственного его отражения. Однако внутренние закономерности, сущность вещей не могут отразиться в нашем сознании непосредственно. Ни одна закономерность не может быть воспринята непосредственно органами чувств. Определяем ли мы, глядя в окно, по мокрым крышам, был ли дождь или устанавливаем законы движения планет — в том и другом случае мы совершаем мыслительный процесс, т.е. отражаем существенные связи между явлениями опосредствованно, сопоставляя факты.

Содержание

1. Понятие мышления 3
2.Психологическая сущность мышления и его особенности 5
3. Типология и качества мышления 6
3.1 Формы мышления 6
3.2 Виды мышления 9
3.3 Индивидуально-психологические особенности мышления 11
4. Мышление как процесс решения задач 13
4.1 Содержание основных этапов развернутого мыслительного процесса 13
4.2 Типы мыслительных действий и их содержание 14
4.3 Операции мышления 15
5. Интеллект 17
Заключение 19
Список литературы 20

Прикрепленные файлы: 1 файл

психология.doc

«Мышление — процесс моделирования

неслучайных отношений окружающего

мира на основе аксиоматических положений»

1. Понятие мышления

В процессе ощущения и восприятия человек познает окружающий мир в результате непосредственного, чувственного его отражения. Однако внутренние закономерности, сущность вещей не могут отразиться в нашем сознании непосредственно. Ни одна закономерность не может быть воспринята непосредственно органами чувств. Определяем ли мы, глядя в окно, по мокрым крышам, был ли дождь или устанавливаем законы движения планет — в том и другом случае мы совершаем мыслительный процесс, т.е. отражаем существенные связи между явлениями опосредствованно, сопоставляя факты. Познание основано на выявлении связей и отношений между вещами.

Познавая мир, человек обобщает результаты чувственного опыта, отражает общие свойства вещей. Для познания окружающего мира недостаточно лишь заметить связь между явлениями, необходимо установить, что эта связь является общим свойством вещей. На этой обобщенной основе человек решает конкретные познавательные задачи.

Мышление дает ответ на такие вопросы, которые нельзя разрешить путем непосредственного, чувственного отражения. Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке. Деятельность человека разумна благодаря знанию законов, взаимосвязей объективной действительности.

Мышление — опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных взаимосвязей действительности. Это обобщенная ориентация в конкретных ситуациях действительности.

В мышлении устанавливается отношение условий деятельности к ее цели, осуществляется перенос знаний из одной ситуации в другую, преобразование данной ситуации в соответствующую обобщенную схему.

Установление всеобщих взаимосвязей, обобщение свойств однородной группы явлений, понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений — такова сущность человеческого мышления.

Но мышление, выходя за пределы ощущений и восприятия, всегда остается неразрывно связанным с чувственным отражением действительности. Обобщения формируются на основе восприятия единичных объектов, а их истинность проверяется практикой.

Мышление, являясь идеальным отражением действительности, имеет материальную форму своего проявления. Механизмом мышления человека является скрытая, беззвучная, внутренняя речь. Она характеризуется скрытой, незаметной для человека артикуляцией слов, микродвижениями органов речи. Последние связаны с возбуждениями в речедвигательной зоне коры головного мозга. Особенностью внутренней речи является ее сокращенность, конспективность, свернутость. Но при возникновении мыслительных затруднений внутренняя речь принимает развернутую форму и нередко переходит в шепотную или громкую речь. Это позволяет лучше анализировать и закреплять абстрактный речевой материал: формулировки, условия задач и т.п.

Язык является средством абстрагирования, отвлечения существенных признаков предметов, средством фиксации и хранения знаний, средством передачи знаний другим людям. Только благодаря языку общественно-исторический опыт всего человечества становится достоянием отдельного индивидуума. Орудием мышления является значение слова.

Мышление социально обусловлено, оно возникает лишь в общественных условиях существования человека, оно основано на знаниях, т.е. на общественно- историческом опыте человечества. Как уже отмечалось, первоначально мышление человека было непосредственно вплетено в его материальную деятельность, человек мыслил, действуя практически. Но постепенно из практических действий выделялись самостоятельные умственные, мыслительные действия, которые подготавливают, ориентируют практические действия. В процессе исторического развития мыслительные действия стали подчиняться определенным логическим правилам; постоянно повторяясь и проверяясь на практике, эти правила закреплялись в сознании человека и приобрели для него аксиоматический характер.

2.Психологическая сущность мышления и его особенности

Мышление как феномен, обеспечивающий родовую особенность человека, в структуре психики человека относится к психическим познавательным процессам, которые обеспечивают первичное отражение и осознание людьми воздействий окружающей действительности.

Традиционные в психологической науке определения мышления обычно фиксируют два его существенных признака: обобщенность и опосредствованность, то есть мышление есть процесс обобщенного и опосредствованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях. Мышление представляет собой процесс познавательной деятельности, при котором субъект оперирует различными видами обобщений, включая образы, понятия и категории.

Суть мышления — в выполнении некоторых когнитивных операций с образами во внутренней картине мира. Эти операции позволяют строить и достраивать меняющуюся модель мира.

Специфичность мышления заключаются в том, что:

  1. мышление дает возможность познать глубинную сущность объективного мира, законы его существования;
  2. лишь в мышлении возможно познание становящегося, изменяющегося, развивающегося мира;
  3. мышление позволяет предвидеть будущее, оперировать с потенциально возможным, планировать практическую деятельность.

Процесс мышления характеризуется следующими особенностями:

    • носит опосредствованный характер;
    • всегда протекает с опорой на имеющиеся знания;
    • исходит из живого созерцания, но не сводится к нему;
    • в нем происходит отражение связей и отношений в словесной форме;
    • связано с практической деятельностью человека.

3. Типология и качества мышления

3.1 Формы мышления

В психологической науке различают такие логические формы мышления как:

  • понятия;
  • суждения;
  • умозаключения.

Понятие — это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятие — форма мышления, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие. За каждым понятием скрыто особое предметное действие. Понятия могут быть:

  • общими и единичными;
  • конкретными и абстрактными;
  • эмпирическими и теоретическими.

Общее понятие есть мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности.

Единичное понятие есть мысль, в которой отражены присущие только отдельному предмету и явлению признаки.

В зависимости от типа абстракции и обобщений, лежащих в основе понятия бывают эмпирическими или теоретическими. Эмпирическое понятия фиксирует одинаковые предметы в каждом отдельном классе предметов на основе сравнения. Специфическим содержанием теоретического понятия выступает объективная связь всеобщего и единичного (целостного и отличного). Понятия формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и деятельности.

Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме — устной или письменной, вслух или про себя. Суждение — основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности. Суждение — это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Например, суждение: «Металлы при нагревании расширяются» – выражает связь между изменениями температуры и объемом металлов.

Суждения образуются двумя основными способами:

  • непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается;
  • опосредствованно — путем умозаключений или рассуждений.

В первом случае мы видим, например, стол коричневого цвета и высказываем простейшее суждение: «Этот стол коричневый». Во втором случае с помощью рассуждения из одних суждений выводят, получают другие (или другое) суждения. Например, Дмитрий Иванович Менделеев на основании открытого им периодического закона чисто теоретически, лишь с помощью умозаключений вывел и предсказал некоторые свойства еще неизвестных в его время химических элементов.

Суждения могут быть:

  • истинными;
  • ложными;
  • общими;
  • частными;
  • единичными.

Истинные суждения — это объективно верные суждения. Ложные суждения — это суждения не соответствующие объективной реальности.

Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной группы, данного класса, например: «Все рыбы дышат жабрами». В частных суждениях утверждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам, например: «Некоторые студенты — отличники». В единичных суждениях — только к одному, например: «Этот ученик плохо выучил урок».

Умозаключение — это выведение из одного или нескольких суждений нового суждения. Исходные суждения, из которых выводится, извлекается другое суждение, называют посылками умозаключения. Простейшей и типичной формой вывода на основе частной и общей посылок является силлогизм. Примером силлогизма может служить следующее рассуждение: «Все металлы — электропроводны. Олово — металл. Следовательно, олово — электропроводно».

  • индуктивное;
  • дедуктивное;
  • по аналогии.

Индуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу.

Дедуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение осуществляется в обратном порядке индукции, т.е. от общих фактов к единичному выводу.

Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.

3.2 Виды мышления

В психологии принята и распространена следующая несколько условная классификация видов мышления по таким различным основаниям как:

1) генезису развития;

2) характеру решаемых задач;

3) степени развернутости;

4) степени новизны и оригинальности;

5) средствам мышления;

6) функциям мышления и т.д.

1. По генезису развития различают мышление:

Наглядно-действенное мышление — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления.

Наглядно-образное мышление — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления.

Словесно-логическое мышление — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности.

Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление — вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-логическое мышление являются последовательными этапами развития мышления в филогенезе и в онтогенезе.

2. По характеру решаемых задач различают мышление:

Теоретическое мышление — мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений. Практическое мышление — мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач.

Теоретическое мышление — это познание законов и правил. Основная задача практического мышления — разработка средств практического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.

3. По степени развернутости различают мышление:

    • дискурсивное;
    • интуитивное.

Дискурсивное (аналитическое) мышление — мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека.

www.referat911.ru

COMMENTS