Программа коммуникативного тренинга

Программа тренинга коммуникативных навыков

Программа тренинга коммуникативных навыков

Цель тренинга: развитие коммуникативных навыков.

Продолжительность: 3 занятия по 3 часа, всего 9 часов.

· отработка навыков установления контакта, отношения в различных ситуациях;

· расширение возможностей использования навыков невербальной коммуникации;

· овладение навыками эффективного слушания.

Участники: тренинг рассчитан на взрослых любой возрастной категории, представители любых профессий.

Численность групп: 10-15 человек.

1-й день: знакомство, принятие правил тренинга, первое выполнение упражнения «Лестница коммуникативного мастерства», теоретическая часть «вербальные коммуникативные навыки», упражнение на развитие вербальных коммуникативных навыков.

2-й день: овладение навыками невербального общения (подробное описание 2-го занятия ниже).

3-й день: разминка, теория «Методы активного слушания», упражнения на развитие навыков активного слушания, второе выполнение упражнения «лестница коммуникативного мастерства» с обсуждением, выполнение упражнения «Последняя встреча», обратная связь по всему курсу.

Навыки невербальной коммуникации

Разминка: упражнение «молекулы».

Цель упражнения: раскрепощение участников.

Инструкция (произносится тренером): Представим себе, что все мы атомы. Атомы выглядят так (показать). Атомы постоянно двигаются и объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно определяется тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться, и я буду говорить, например, три. И тогда атомы должны объединиться в молекулы по три атома в каждый. Молекулы выглядят так (показать).

Возможная модификация: скорость движения атомов и собранных молекул зависит от температуры окружающей среды. Если тренер называет отрицательную температуру, движение замедляется или даже останавливается, при повышение — ускоряется.

По завершению упражнения можно задать вопросы: — Как вы себя чувствуете? — Все ли соединились с теми, с кем хотели?

Продолжительность: 5 мин.

Теоретическая часть: НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Межличностное пространство. Взгляд. Язык поз и жестов.

Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Почему же невербальные сигналы так важны в общении?

* около 70% информации человек воспринимает именно по зрительному (визуальному) каналу;

* невербальные сигналы позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника;

* наше отношение к собеседнику нередко формируется под влиянием первого впечатления, а оно, в свою очередь, является результатом воздействия невербальных факторов — походки, выражения лица, взгляда, манеры держаться, стиля одежды и т.д. Особенно ценны невербальные сигналы потому, что они спонтанны, бессознательны и, в отличие от слов, всегда искренни. Огромное значение невербальных сигналов в деловом общении подтверждается экспериментальными исследованиями, которые гласят, что слова (которым мы придаем такое большое значение) раскрывают лишь 7% смысла, звуки, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % — позы и жесты.

Невербальное общение включает в себя пять подсистем:

1. Пространственная подсистема (межличностное пространство).

3. Оптико-кинетическая подсистема, которая включает в себя:

— внешний вид собеседника,

— мимика (выражение лица),

— пантомимика (позы и жесты).

4. Паралингвистическая или околоречевая подсистема, включающая:

— вокальные качества голоса,

5. Экстралингвистическая или внеречевая подсистема, к которой относятся:

Мы будем изучать три подсистемы, имеющие наибольшее значение, несущие максимум информации о собеседнике — взгляд, пространственную и оптико-кинетическую подсистемы.

К средствам кинесики (внешние проявления человеческих чувств и эмоций) относят выражение лица, мимику, жестикуляцию, позы, визуальную коммуникацию (движение глаз, взгляды). Эти невербальные компоненты несут также большую информационную нагрузку. Наиболее показательными являются случаи, когда к помощи кинесики прибегают люди, говорящие на разных языках. Жестикуляция при этом становится единственно возможным средством общения и выполняет сугубо коммуникативную функцию.

Проксемика объединяет следующие характеристики: расстояния между коммуникантами при различных видах общения, их векторные направления. Нередко в область проксемики включают тактильную коммуникацию (прикосновения, похлопывание адресата по плечу и т. д.), которая рассматривается в рамках аспекта межсубъектного дистантного поведения.

Проксемические средства также выполняют разнообразные функции в общении. Так, например, тактильная коммуникация становится чуть ли не единственным инструментом общения для слепоглухонемых (чисто коммуникативная функция). Средства проксемики также выполняют регулирующую функцию при общении. Так, расстояния между коммуникантами во время речевого общения определяются характером их отношений (официальные / неофициальные, интимные / публичные). Кроме того, кинесические и проксемические средства могут выполнять роль метакоммуникативных маркеров отдельных фаз речевого общения (Почепцов, Г. Г. Фатическая метакоммуникация // Семантика и прагматика синтаксических единств. Калинин, 1981. 52стр). Например, снятие головного убора, рукопожатие, приветственный или прощальный поцелуй и т. п.

Т. А. ван Дейк (Ван Дейк, Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989. 34ст) в качестве одного из уровней анализа высказывания выделяет Паралингвистическую деятельность и относит к ней дейктические и прочие жесты, выражение лица, движение тела и физические контакты между участниками.

В принципе, к невербальной сфере относятся силенциальные и акциональные компоненты общения. Акциональные компоненты представляют собой действия коммуникантов, сопровождающие речь. Например, в ответ на просьбу говорящего что-либо сделать (скажем, включить свет, передать газету и т. д.) адресат может выполнить требуемое действие. Таким образом, невербальные действия могут чередоваться с вербальными в процессе коммуникации. Тем не менее природа таких невербальных действий сугубо поведенческая (практическая).

Невербальными по своей сути являются компоненты и других семиотических систем (например, изображения, явления культуры, формулы этикета и т. д.), а также предметный, или ситуативный, мир . Под ним понимаются объекты, окружающие участников коммуникации, а также ситуации, в которых они заняты.

Продолжительность: 15-20 мин (в зависимости от знаний участников теоретическая часть может быть сокращена).

Цель упражнения: отработка гибкости невербального поведения

Участники разбиваются на парочки. Инструкция следующая: «Сейчас вы пассажир автобуса. По сигналу «Красный» автобус останавливается на светофоре. Вдруг вы видите во встречном автобусе человека, которого вы давно не видели. Вы хотите договориться о встрече с ним в каком-то определенном месте и в определенное время. В вашем распоряжении — одна минута, пока автобусы стоят у светофора. По сигналу «Зеленый» загорается зеленый свет и автобусы разъезжаются».

После невербального проигрывания, участники тренинга делятся информацией о том, как они поняли друг друга.

Продолжительность: 15-20 минут.

Упражнение «ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН»

Цель упражнения: совершенствование навыков невербальной коммуникации; общение без помощи слов; способности понимать партнера на невербальном уровне.

Из зала выбираете пять человек, четыре из них выходят из комнаты. Пятому даёте текст: „ У отца было 3 сына. Старший умный был детина, средний был ну так себе, младший сын был не в себе“. Он должен без слов показать этот текст четвёртому человеку, тот третьему, тот второму, и затем первому. Для лучшего запоминания первый человек может проговорить текст несколько раз.Потом, начиная c самого последнего человека, вы расспрашиваете, о чём был текст истории. Можно просить повторять текст, если тот, кому он передается, не понимает его.

Обсуждение того, какие средства рассказчик использовал для передачи сообщения. На что обращал в первую очередь внимание слушатель. Насколько слушатель менял коммуникативные средства, становясь рассказчиком.

Продолжительность: 20-25 минут

Упражнение «Побег из тюрьмы»

Цель упражнения: развитие способностей к эмпатии, пониманию мимики, языка телодвижений.

Участники группы становятся в две шеренги лицом друг к другу. Ведущий предлагает задание: «Первая шеренга будет играть преступников, вторая — их сообщников, которые пришли в тюрьму, для того чтобы устроить побег. Между вами звуконепроницаемая стеклянная перегородка. За короткое время свидания (5 минут) сообщники с помощью жестов и мимики должны «рассказать» преступникам, как они будут спасать их из тюрьмы (каждый «сообщник» спасает одного «преступника»)». После окончания игры «преступники» рассказывают о том, правильно ли они поняли план побега.

Продолжительность: 15-20 минут.

Спросить участников о необходимости короткого перерыва. 10 минут кофе-брейк.

Инструкция тренера: «Сейчас вам предлагается выполнить несколько несложных заданий, вернее сымитировать их выполнение. Для первого выполнения потребуется 2 участника».

Пара участников выходит вперед. Один из них — исполнитель, а другой — его зеркальное отражение, подражающее всем движениям исполнителя. Остальные участники группы — зрители, они наблюдают за игрой пары и выставляют партнеру, играющему роль зеркала, оценку за артистизм. Затем партнеры в паре меняются ролями. Пары по очереди меняются, таким образом перед группой выступают все ее участники. Каждый выступает в двух ролях: в роли исполнителя и в роли зеркала. Каждый выполняет по 2 действия. Группа оценивает актеров, играющих роль зеркала, по пятибалльной системе. Затем оценки всех участников будут суммироваться и каждый сможет узнать об успешности своей работы в роли зеркала. Обсудить, как себя чувствовали участники в разных ролях, удобно ли им было быть зеркалом и отображать чужие действия.

Предлагаемые действия: пришить пуговицу, погладить белье, испечь пирог, собраться в дорогу, зашнуровать ботинки, выступить в цирке, помыть голову, подмести пол, убраться в комнате, нарисовать картину, посадить картошку, приготовить салат…действия могут добавляться в зависимости от количества участников.

Продолжительность: 5 минут на выступление одной пары, 10 минут на обсуждение достоинств и недостатков и обратную связь. Ориентировочно 35-45 минут.

Цель: эмоциональная разрядка участников в конце занятия.

Инструкция тренера: «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.».

Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Продолжительность: 5 минут.

В конце занятия попросить участников высказать обратную связь по прошедшему занятию. Высказаться должны все, можно предложить вариант по кругу или с перекидыванием игрушки следующему участнику.

Пожелание удачного дня и скорой встречи в следующий раз!

Психологические упражнения для тренингов

Актуальность тренинга:

Общение всегда было значимым в жизни человека и его личностном развитии.

Проблема общения традиционно находится в центре внимания отечественных социальных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить.

В структуре межличностного общения выделяют основное содержание общения, а именно: передачу информации, взаимодействие, познание людьми друг друга. Передача информации рассматривается как коммуникативный аспект общения; взаимодействие как интерактивный аспект общения; понимание и познание людьми друг друга. Поэтому важно уметь общаться, грамотно доносить свои мысли, что бы тебя могли понять.

Цель тренинга: Развитие коммуникативных навыков.

  • отработать навыки убеждения
  • отработать умение найти аргументы в пользу своей позиции
  • развить умение находить подход к людям
  • подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуникации.
  • развитие умения невербального средства общения.
  • обучить эффективным способам общения.
  • Тренинг рассчитан на студентов.
  • Количество 10-16 человек.
  • Уровень подготовки ребят – удобная обувь.

1. Орг. Момент 1 минута

2. Вступительная беседа 2 минуты.

Упражнение «Это мое имя» (20 минут)

Цель: Знакомство участников тренинга друг с другом.

Упражнение «Семь богатырей» (20 минут)

Цель: отработать навыки убеждения, умение найти аргументы в пользу своей позиции, презентационные навыки.

4. Основная часть:

Упражнение «Завтрак с героем» (30 минут)

Цель: потренировать умение убеждать собеседника.

Упражнение «А я счастлив» (10 минут).

Цель: узнать о способах поднятия настроения.

Упражнение «Леопольд» (25 минут)

Цель: отработать навыки убеждения, умение находить подход к людям.

Оборудования: таблички с именами, для котов.

Упражнение «Передать одним словом» (20 минут)

Цель: подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуникации.

Оборудования: карточки размером с визитную карточку с напечатанными на них названиями эмоций.

Упражнение «Всеобщее внимание» (10 минут)

Цель: – развитие умения невербального средства общения.

Упражнение «Попроси шоколадку» (15 минут)

Цель: обучить эффективным способам общения.

Упражнение «Три закона общения» (20 минут)

Цель: развить навыки невербального общения, групповой дискуссии, логического мышления.

Игра «Салки – обнималки» (10 минут)

Цель: Разрядка, взаимовыручка, «спасающий физический контакт».

Требование: Просторное, безопасное помещение.

Упражнение «Моя проблема в общении» (20 минут)

Цель: узнать, какие проблемы существуют в общении.

Оборудование: бумага, ручки.

Упражнения «Умение слушать» (25 минут)

Цель: осознание участниками того, что в их поведении помогает партнеру открыто и детально говорить о своих проблемах и состоянии и что может ухудшать его состояние. Ознакомление с приемами слушания.

Упражнение «Рукопожатие» (1 минута)

Цель: Закончить тренинг, поднять настроение.

6. Рефлексия: 85 минут

Общее время: 6 часов.

Здравствуйте! Меня зовут . Сегодня я проведу для Вас тренинг, который будет посвящен общению.

Общение пронизывает всю нашу жизнь, это такая же человеческая потребность, как вода и пища. В условиях полного одиночества у человека на шестой день начинаются слуховые и зрительные галлюцинации. Он общается с этими несуществующими образами.

Общение – это обмен сведеньями с помощью языка или жестов. Общение это коммуникационное взаимодействие людей или социальных групп. В процессе общения между участниками коммуникации происходит обмен разного рода информацией.

Давайте познакомимся с вами, для этого мы представимся друг другу.

Упражнение «Это мое имя» (20 минут)

По кругу каждый по очереди называет свое имя. Затем он сообщает о своем имени что-нибудь.

Например он может попытаться ответить на такие вопросы:

  • Знаю ли я, кто его для меня выбрал?
  • Знаю ли я, что означает мое имя?
  • Кто еще в семье носил это имя?

Рефлексия (5 минут)

  • Легко ли вам было рассказывать о своем имени?
  • Ели нет, почему?

Нас окружает много интересного, причем весь мир вокруг нас движется и торопится. Движется вся жизнь: отдых, работа, родные, друзья, то есть все наше окружение не стоит на месте. Но не забывайте, что все движется вокруг вас, вы вполне можете руководить всеми событиями, происходящими вокруг вас. Самое основное – это правильное общение и легкое общение с окружающими людьми и всем миром, искусство общения очень важно. Причем научиться правильному, непринужденному и легкому общению, чтобы все вас поняли и запомнили надолго, неважно, кто это будет, друзья или враги, нужно найти подход ко всем, нужно со всеми легко общаться.

Известный психолог Дейл Карнеги советует избегать споров, как гремучих змей. Он считает, что 90% из участников спора убеждается в своей правоте еще тверже, чем прежде. Спор практически нельзя выиграть. Так как если вы из спора выходите победителем, то теряете друга, партнера по сделке. Это естественно, поскольку человек чувствует себя неуютно, проиграв в споре.

За место спора собеседника можно убедить, найти аргументы в пользу своей позиции.

Сейчас мы потренируемся убеждению.

Упражнение «Семь богатырей» (30 минут)

Одна участница будет играть роль царевны. Кто хочет? Остальные поделитесь на команды по 3-4 участника.

Давайте, для того чтобы потренировать умение убеждать, вспомним и разыграем сказку А.С. Пушкина о мертвой царевне и семи богатырях. В частности, тот эпизод, где семь богатырей, у которых жила царевна, уговаривают ее выйти за одного из них замуж и остаться с ними навсегда. В нашей сказке будет то же самое, но богатыри, прошедшие ряд тренингов и владеющие даром убеждения, смогут лучше, чем сказочные, убедить царевну отказаться от королевича Елисея и остаться в их доме. Каждая мини-группа должна будет подготовить самые заманчивые предложения для того, чтобы уговорить царевну остаться у них, показать ей все преимущества такого конца сказки.

Вам дается 5 минут на подготовку, после чего один посланник от каждой группы выступает, обращаясь к царевне со своими аргументами.

Рефлексия (10 минут)

После выступлений царевна говорит о том, захотелось ли ей остаться у богатырей, какие плюсы и минусы увидела она в выступлениях каждого.

Какие эмоции вы испытывали, выполняя это упражнение?

Следующее упражнение «Завтрак с героем»

«Завтрак с героем» (30 минут)

Необходимый материал. Бумага, карандаши.

Представьте себе следующую ситуацию: у каждого из присутствующих есть возможность позавтракать с любым человеком. Это может быть знаменитость настоящего, или историческая фигура прошлого, или обыкновенный человек, который произвел на вас впечатление в какой-то момент его жизни. Каждый должен решить для себя, с кем он хотел бы встретиться, и почему.

Запишите имя своего героя на листе бумаги. Теперь поделитесь на пары, в паре надо решить с кем из двоих героев вы будите встречаться. На дискуссию у вас 2 минуты.

Теперь пары объединяются в четверки, которым, в свою очередь, необходимо выбрать только одного героя. На дискуссию у вас так же 2 минуты.

Теперь четвертки объединяются между собой и в течении 2 минут выбирают одного героя.

А теперь все объединяются, и решаете с кем вы будите завтракать.

Рефлексия: (10 минут)

  • Почему остался именно этот герой?
  • Легко было уступать и почему вы уступали?

В беседе играет роль настроение. Какие способы поднятия настроение есть, сейчас мы узнаем и за одно подвигаемся.

Упражнение «А я счастлив» (10 минут).

Мы сидим с вами в круге, нам нужно поставить еще один стул.

Начинает тот, у кого свободный стул справа. Он должен пересесть на свободный стул и сказать: «А я счастлив». Следующий, у кого справа оказался пустой стул, пересаживается и говорит: «А я тоже», третий участник говорит: «А я учусь у. (называет имя любого участника)». Тот, чье имя назвали, бежит на пустой стул и называет способ поднятия настроения, затем все по аналогии повторяется сначала. Повторять имена нельзя.

Рефлексия: (5 минут)

Какой из предложенных способов поднятия настроения показался вам наиболее интересным?

Наше следующее упражнение называется «Леопольд»

Упражнение «Леопольд» (25 минут)

Из группы выбирается одна «мышь», все остальные становятся «котами».

Каждый «кот» получает бумажку со своим именем, одного из них зовут Леопольдом, а всех остальных – прочими кошачьими именами, например, Василием, Муркой и т.д. При этом Леопольдом может стать участник любого пола, и тренер подчеркивает это группе.

Тренер напоминает группе сюжет мультфильма про Леопольда. В этом мультфильме дружелюбный и безобидный кот Леопольд пытается подружиться с мышами, которые постоянно устраивают ему постоянные пакости.

В данном упражнении котам тоже нужно будет убедить мышь, что они безобидны и с ними можно иметь дело. Фокус состоит в том, что у нас из всех котов только одного зовут Леопольд и именно он хочет подружиться с мышами. Все остальные коты – опасные хищники, которые только притворяются дружелюбными. Задача каждого кота – убедить мышь, что именно он – безобидный Леопольд. Задача мыши – определить настоящего Леопольда.

Котам дается 5 минут на подготовку, после чего они выступают, объясняя «мыши», почему они безобидны. «Мышь» оценивает выступления и говорит, кому из котов она поверила.

Рефлексия: (5 минут)

Вопросы для обсуждения.

  • Почему мы доверяем одному человеку, но не доверяем другому?
  • Что можно сделать для того, чтобы нам больше доверяли?

В общении не малую роль играет интонация. Одну и туже фразу, слово можно сказать по-разному.

Упражнение «Передать одним словом» (20 минут)

Я раздам вам карточки, на которых написаны названия эмоций, а вы, не показывая их другим участникам, скажете слово «Здравствуйте» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на вашей карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник.

Теперь я перемешиваю карточки и еще раз вам раздам их.

Та же задача только теперь читаем короткий стишок «уронили мишку на пол».

Рефлексия: (5 минут)

Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям?

В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник?

Помимо общения словами, есть не вербальное общение.

Невербальное общение – это все сигналы, символы, жесты, манеры, тембр, мимика то есть неречевая форма общения, взаимопонимания.

Упражнение «Всеобщее внимание» (10 минут)

Всем участники игры выполняют одну и ту же простую задачу любыми средствами, не прибегая к физическим действиям и не разговаривая, нужно привлечь внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее выполняют все участники.

Рефлексия: (5 минут)

  • Кому удалось привлечь к себе внимание других и за счет, каких средств?

Упражнение «Попроси шоколадку» (15 минут)

Выберем водящего. Для этого скажите кто в вашей группе самый справедливый? (голосование).

(Самый справедливый становится водящим он садится по центру).

Я даю ему шоколадку. Ваша задача по очереди попросить шоколадку у водящего, так что бы он захотел отдать ее именно вам. После каждого круга водящий говорит, кому он не отдал бы шоколадку (выбирает 2 участников), они выбывают. Так пока не останется победитель. У каждого для просьбы есть 30 секунд. Победителю достается шоколадка.

Рефлексия: (5 минут)

  • Какой способ просьбы оказался самым эффективным?

Давайте сделаем перерыв, что бы отдохнуть. Через 30 минут встретимся здесь.

Перерыв закончился и мы продолжаем.

Все начинается с общения. Каким оно должно быть? Существуют определенные правила общения. В разные времена у разных народов они были разными. Но есть основные, общие для всех.

Вот древние заповеди общения:

  • доверяйте тому, с кем общаетесь,
  • уважайте того, с кем общаетесь,
  • общаясь с человеком, делайте это наилучшим образом.

Обращаясь к незнакомому человеку, важно, чтобы слова были доброжелательными, уместными, чтобы взгляд и улыбка, и весь облик располагали в вашу пользу. При разговоре нужно смотреть человеку в глаза, а взгляд должен быть доброжелательным и ясным.

Упражнение «Три закона общения» (15 минут)

Группа делится на 2 равные части (земляне и инопланетяне). Земляне выходят за пределы аудитории. Даю оставшимся инопланетянам инструкцию: “На вашу планету прилетел корабль Землян. Их задача любым способом выяснить те правила, по которым вы общаетесь с гостями планеты.

Эти правила таковы:

Землянам мужского пола могут отвечать только особи женского пола вашей планеты, и на все вопросы только «да»

Землянам женского пола на все их вопросы отвечают только инопланетяне мужского пола, и всегда «нет»

Контакты между особями одного пола с разных планет невозможны (отказ демонстрируется невербально, без слов, но выразительно).

Для Землян инструкция: «Вы прилетаете на планету инопланетян, на которой действуют 3 закона общения. Вы можете, каким угодно способом вступать в контакт с Инопланетянами. Ваша задача – понять эти 3 закона. У вас есть для этого максимум 15 минут, но вы можете остановить игру, если будете готовы дать ответ раньше».

Рефлексия: (10 минут)

  • Как вы себя чувствуете?
  • Что сейчас происходило?

Вопросы к «землянам»:

  • Что помогло группе прийти к решению?
  • Что бы вы сделали по другому, если бы вам пришлось снова выполнять подобное упражнение?
  • Вопрос ко всем, какие выводы можно сделать из этой работы?

Следующая игра для разрядки.

Игра «Салки – обнималки» (10 минут)

Водящий может осалить того, у кого нет пары (за пару надо крепко держаться). Если образовалась тройка, салить можно того, кто присоединился последним.

Сейчас мы узнаем, какие проблемы бывают в общении, и поищем выходы.

Упражнение «Моя проблема в общении» (20 минут)

Вы пишите на отдельных листах бумаги в краткой, лаконичной форме ответ на вопрос: «В чем заключается твоя основная проблема в общении?» Листки не подписываются. Листки сворачиваются и складываются в общую кучу. Затем каждый участник произвольно берет любой листок, читает его и пытается найти прием, с помощью которого он смог бы выйти из данной проблемы. Группа слушает его предложение и оценивает, правильно ли понята соответствующая проблема и действительно ли предлагаемый прием способствует ее разрешению.

Рефлексия: (5 минут)

  • Что вы чувствовали, выполняя упражнение?

Главную роль в общении играет речь. В процессе «говорения» важно буквально все: как обращаются к собеседнику, что говорится вначале, а что потом, соответствуют ли слова тону высказываний и т.д. Еще древние философы отмечали, что ведение беседы – настоящее искусство. Удивительно, что люди, зная о своем неумении публично выступать и всячески стремясь научиться этому, практически не задумываются, удается ли им успешно общаться с окружающими людьми – друзьями, коллегами, родственниками и т.д. Между тем часто в жизни бывает, что мы хотим сказать одно, а, сами того не осознавая, говорим другое или вообще не находим слов для выражения какой-то важной мысли или чувства.

Важнейшая невербальная составляющая процесса общения – умение слушать. Когда человек внимательно слушает другого человека, в нем буквально все – глаза, поза, выражение лица обращены к говорящему, что, в свою очередь, оказывает влияние на собеседника, помогает ему сформулировать свои мысли, раскрыться, быть максимально искренним. Рассеянность, безучастность, равнодушие могут привести к обратному результату.

Упражнения «умение слушать» (25 минут)

Участники группы сидят в кругу.

А теперь настала пора вернуться в эту комнату, в наш круг. Сделайте это в удобном для вас темпе: можете сразу открыть глаза или посидеть еще с закрытыми.

Сейчас мы поделимся друг с другом своими впечатлениями. Для этого создадим группы по 3-4 человека. Постарайтесь, чтобы в одной группе с вами оказались в основном те, с кем вы еще не работали в малой группе.

(После того как группы сформировались.)

Сейчас каждый по очереди расскажет о своих впечатлениях, о тех образах, переживаниях, состояниях, которые у него возникали во время нашей «прогулки», а остальные будут внимательно слушать рассказчика, не задавая вопросов, не комментируя и не интерпретируя услышанное. Постарайтесь уловить те моменты, когда вы перестаете слушать. На каждый рассказ потратьте примерно 3-4 минуты.

После завершения этой работы предлагается вернуться в круг и поделиться впечатлениями – на этот раз о работе в малых группах.

Рефлексия: (5 минут)

  • В какие моменты вы переставали слушать?

Наш тренинг подходит к концу.

Упражнение «Рукопожатие» (1 минута)

«Мы все сегодня плодотворно поработали, и все заслужили благодарность. Пока я считаю до пяти, вы должны успеть поблагодарить друг друга рукопожатием»

Рефлексия в конце тренинга: (15 минут)

«Итак, подведём итоги. », «Давайте ещё раз определим, что мы обсуждали. »

Я с вами прощаюсь до свиданья.

Тренинг прислала Юля

Татьяна

Отличные игры! Молодчинка!

Оксана

Просто супер. Спасибо. Респект и уважуха. ))))

а этот тренинг подойдет для подростков?

Спасибо тебе БОЛЬШОЕ! Очень интересные упражнения. )

спасибо большое за то что делитесь прекрасным опытом

очень интересно.сегодня постараюсь провести некоторые упражнения в своем 7в классе

спасибо, надеюсь в практике пригодится!

Маринка

Спасибо огромное, очень помогло.

Алексей Сергеевич

оч поучительно ))) только большое кол-во молодежи будет трудно привлечь к данному мероприятию .

хорошо подобраны упражнения.

интересная программа!мне она помогла в выполнении домашней по коммуникативному тренингу!пасиб:)

если сдам по вашим тренингам зачет, будет супер. спвсибо.

это не тренинг, а набор тупо упражнений

НЕ соглашусь.Вполне даже полноценный тренинг. Спасибо, упражнения очень интересные!

А тренинг и есть набор упражнений, а в вашем понимании что такое тренинг?

Уровень подготовки ребят – удобная обувь. — ЧТО.

там есть задание, где нужно двигаться и со стульями что-то не помню уже, тренинг хорошь, если препод оценит это завтра, то скажу это с уверенностью)

очень интерсные и практичные упражнения, СПАСИБО!

огромнейшее спасибо. Они меня просто спасли.)

дааааа, очень здоровский тренинг)))))))

супер! спасибо большое за предоставленную информацию. очень ценные упражнения!! 🙂

Большое спасибо, очень пригодилось. Работаем с детьми из интерната, у всех куча проблем.

спасибо, тренинг отличен)))))

спасибо за тренинг

хотелось бы список литературы увидеть

ну это все вопросы к Юлии! Если она появится здесь и вышлет нам список, то мы ей будем благодарны!)

спасибо! очень выручили! а то зачет бы завалила.

Очень интересные упражнения! Ребятам старшеклассникам понравились. Поиграли в дество( так они сказали, ведь считают себя взрослыми). Благодарю.

Я работаю в школе учителем! Юля огромное спасибо!Тренинг отличен.

вау классно! спасибо!

Спасибо за подробный сценарий, очень щедро!

очень помогло спасибо))

Отличная программа,все так подробно расписано,спасибо!

Благодарю! Очень помогло.

спасибо, за вашу щедрость.

Спасибо за новые идеи! Прекрасный тренинг!

Приветствую! Мне не с кем попрактиковать. Но всё равно- масса полезных идей! Спасибо!

Приветствую! Мне не с кем попрактиковать. Но всё равно- масса полезных идей! Спасибо!

Спасибо огромное за упражнения!Как раз уже исчерпался арсенал упражнений и ваш тренинг как нельзя кстати.

но все упражнения, я беру с интернета

Спасибо! Наситоящий подарок.

И от меня спасибо ) Завтра сдаю его на зачет )

Очень интересный тренинг. Молодчинка.

Очень полезная информация!

Наталия

Особенно впечатлили ЗАШЕДШИЕ ЗЕМЛЯНИ)))))))

Спасибо, смешные, интересные упражнения)))

ну и УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ — ОБУВЬ — тоже вне всяких сравнений)))) переделайте, а?

а можно узнать кто автор тренинга и какой литературой пользовались при написании??

Отличный тренинг. Мне понравилось.

Спасибо! Интересно и полезно!

Жулдыз

тренинг я написала сама. Упражнения взяты из интернета и упражнения, которые мы проходили на занятиях.

Огромное спасибо, действительно очень щедро! сейчас в интернете мало, что найдешь стоящего! Мне очень повезло, что я заглянула сюда!

Наталья

Спасибо за тренинг .

Я новичек провожу трененги ,ваш очень помог!

Спасибо! Завтра попробую часть со студентами. Вы очень помогли!

огромное спасибо Юля!))

Большое спасибо за подробную программу тренинга

Отличный тренинг! Хорошо подобраны упражнения!Здорово!

огромное спасибо, все очень здорово!

Юля, прекрасный тренинг! Большое спасибо!

тренинг интересный,жаль что авторов нет,нужны авторы

учусь в университете на 4 курсе и должен провести этот тренинг) хочу выразить свой огромный РАХМЕТ. что есть такие тренинги) в общем пожелайте удачи)

очень понравился, собрано и расписано с толком. СПАСИБО!

спасибо огромное за материал.Он помог мне в практике)

Работаю в детском саду, попробую провести некоторые упражнения этого тренинга с коллегами. Спасибо за совет!

Отличный тренинг! Не заумно, не скучно. Просто, но здорово!

Спасибо! Хороший тренинг.

Задачи не раскрыты как надо, тематического плана нет. На что направлен, какие навыки и умения развивает-не понятно. А упражнения хорошие, и удобно тем что собраны в кучу. Хорошая подборка под возраст. В общем если проводить-то представленная программа пойдёт. Если студенты захотят сдавать этот тренинг в виде контрольной по дисциплине и т.п. то не все преподаватели могут принять.

спасибо большое Юля. мне понравилась. Творческих успехов !=)

Юличка, спасибо! очень интересный тренинг.

Ольга

Очень интересный тренинг. Но ошибок очень много.

Благодарю за подробный интересный треннинг

Большое спасибо, редко теперь люди делятся такими материалами бесплатно

Моя признательность создателям сайта!Воспользуюсь во благо!

Рабочая программа коммуникативного тренинга для специалистов системы общего образования

Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

коммуникативного тренинга для специалистов

При разработке рабочей программы использованы материалы

Цель: повышения коммуникативной компетентности его участников.

^ Тематический план тренинга

Вступительное слово тренера.

Знакомство с участниками.

Обсуждение ожиданий и опасений.

Правила групповой работы.

Развитие умений сопереживать и смотреть на ситуацию общения с точки зрения собеседника (рефлексия, эмпатия).

Умение управлять ситуацией общения.

Тренировка техник активного слушания.

Тренировка техник отзеркаливания собеседника.

1. Вступительное слово тренера

Стимулирование активности участников тренинга.

Снятие ситуативной напряженности и создание комфортных условий для каждого участника тренинга.

Стимулирование внимания участников друг другу.

3. Ожидания, опасения, сомнения

5.Развитие умений сопереживать и смотреть на ситуацию общения с точки зрения собеседника (рефлексия, эмпатия)

6. Умение управлять ситуацией общения

7. Тренировка техник активного слушания

8. Тренировка техник отзеркаливания собеседника

Основные механизмы общения. Коммуникативная сторона общения.

Классификация невербальных средств

Прок. (жесты и территории).

Невербальная настройка на собеседника.

Особенности языка телодвижения. Ошибки толкования жестов.

Жесты барьеров общения.

Жесты характерные для процесса ухаживания. Пара и экстралингвистика.

Вербальная коммуникация. Особенности ретиального и аксиального общения.

Интерактивная сторона общения.

Общение в конфликтной ситуации.

Перцептивная сторона общения.

Свойства темперамента и общение.

Механизмы и приемы межличностного контакта.

Дифференциация уверенного, неуверенного и агрессивного поведения.

Правила передачи информации.

Андреева Г.М. Социальная психология. М, 1995

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, в которые играют в игры. СПб. Лениздат,1992

Бородкин Ф.М. Коряк Н.М. Внимание: конфликт! Новосибирск, 1989

Гришина Н.В. и другие Общение в трудовом коллективе. – Л: Лениздат, 1990

Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения – М., Просвещение, 1987

Зигерт В., Ланг Л. Руководитель без конфликтов М.,1990

Корнелиус Х., Фейр Ш. Выиграть может каждый М.,1992

Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. Человек – оркестр. Микроструктура общения. М.,1993

Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. М., Прогресс,1989

Мелибурда Е.Я. Я – Ты – Мы: Психологические возможности улучшения общения. /пер. с польск./ М., Прогресс,1986

Некрасов В.И. Леонов Н.И. Управление конфликтами /Теория и практика взаимодействия/ Ижевск, 1993

Пиз А. Язык телодвижений. М., Ай кай.,1992

Фаст Дж. Язык тела. М.,1995

Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969

Таранов П. Приемы влияния на людей. М.,1998

Станкин М.И. Психология общения М., МСПИ 1996

Руденский Е.В. Основы психотехнологии общения менеджера Москва-Новосибирск, 1998

Макшанов С.И. Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. Санкт-Петербург, 1993

Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. Москва-Новосибирск, 1997

Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать. Санкт-Петербург, 1997

21.Сост.Кутасова Т.В. Хрестоматия по социальной психологии. Международная педагогическая академия,1995

Источники:
Программа тренинга коммуникативных навыков
Программа тренинга коммуникативных навыков Программа тренинга коммуникативных навыков Цель тренинга: развитие коммуникативных навыков. Продолжительность: 3 занятия по 3 часа, всего 9
http://studbooks.net/1582423/psihologiya/programma_treninga_kommunikativnyh_navykov
Психологические упражнения для тренингов
психологические упражнения для тренингов Актуальность тренинга: Общение всегда было значимым в жизни человека и его личностном развитии. Проблема общения традиционно находится в центре
http://trepsy.net/world/?stat=2576
Рабочая программа коммуникативного тренинга для специалистов системы общего образования
Тип: Рабочая программа; Размер: 85.6 Kb.; Участники учатся осознанно использовать в своей профессиональной деятельности приемы управления ситуацией общения и учитывать интересы собеседника, опираться на них в решении поставленной профессиональной задачи общения
http://rudocs.exdat.com/docs/index-269914.html

(Visited 30 times, 1 visits today)

Популярные записи:

COMMENTS