Программа тренинга общения для подростков

А. Г. Тренинг общения для подростков

Тренинг общения для подростков

Организационно-методические аспекты психологического тренинга с подростками

Психологический тренинг как метод активного социально-психологического обучения в настоящее время представляет собой один из наиболее востребованных и динамично развивающихся видов психологической работы. Тренинги находят широкое применение при оказании психологической помощи, в преподавании психологии, при организации работы в молодежных клубах, детских оздоровительных лагерях и т. д. Их проведением активно занимаются психологи, а также многие педагоги и социальные работники. Данный метод позволяет эффективно решать задачи, связанные с развитием навыков общения, управления собственными эмоциональными состояниями, корректного выражения эмоций и понимания их выражения у окружающих, самопознания и самопринятия. Эти аспекты очень актуальны именно в подростковом возрасте. Общение является ведущей деятельностью подростков и очень значимо в субъективном плане для большинства из них. В то же время, навыки конструктивного общения развиты у подростков недостаточно, что связано, в первую очередь, с малым социальным опытом. Подростковый возраст сенситивен для развития соответствующих навыков, а психологический тренинг, как уже упоминалось, — эффективный метод их формирования.

Разнообразие психологических тренингов велико. Термины «психологический тренинг», «социально-психологический тренинг (СПТ)» также довольно сложно поддаются однозначному определению. В широком смысле, СПТ — любое активное социально-психологическое обучение, осуществляемое с опорой на механизмы группового взаимодействия (в отличие, например, от тренинга развития познавательных процессов — внимания, памяти, мышления и т. д.). Так, Л. А. Петровская (1989; с. 7) и Л. Ф. Анн (2003; с. 33) обозначают этим термином практику психологического воздействия, основанную на активных методах групповой работы. Иногда понятие «социально-психологический тренинг» выступает и как более узкое, обозначающее только одну разновидность психологических тренингов, направленных на совершенствование навыков общения посредством ролевых игр с элементами драматизации (Форверг, Альберг, 1984).

Тренинг — особая разновидность обучения через непосредственное «проживание» и осознание возникающего в межличностном взаимодействии опыта, которые не сводимы ни к традиционному обучению через трансляцию знаний, ни к психологическому консультированию или психотерапии. Иногда для его обозначения используется термин, представляющий собой «кальку» с английского языка: «экспериенциальное обучение» (от англ. experience — жизненный опыт). При таком обучении занимающийся непосредственно соприкасается с изучаемой реальностью, а не просто думает о встрече с ней или размышляет о возможности «что-то с ней сделать» (Баркли, Кэйпл., 2002, с. 209). Мы исходим из следующего рабочего определения:

социально-психологический тренинг — это активное обучение посредством приобретения жизненного опыта, моделируемого в групповом взаимодействии людей.

Особенно актуально такое обучение именно в подростковом возрасте, когда потребность в общении обострена, а жизненного опыта недостаточно, зато ярко выражено влечение к его приобретению.

Разнообразие психологических тренингов велико, однако для них характерны некоторые общие черты.

Соблюдение ряда принципов групповой работы, таких как: активность участников; партнерское общение, что предполагает признание ценности личности каждого из участников; исследовательская позиция участников в процессе групповой работы; предоставление участникам возможности объективизированного взгляда на свое поведение глазами других людей, средством чего выступает обратная связь.

Применение активных методов групповой работы. Основные группы методов — это интерактивные (т. е. подразумевающие интенсивное межличностное взаимодействие) игры и групповые дискуссии. Число же конкретных тренинговых техник насчитывается несколько тысяч.

Акцент на взаимоотношениях между участниками группы. Система отношений, складывающаяся между участниками группы в ходе работы, называется групповой динамикой.

Наличие более или менее постоянной группы. Пропуски встреч не приветствуются, а обсуждать происходящие в группе события за ее пределами запрещается, поскольку это ведет к потере той эмоциональной «энергии», которая должна расходоваться в процессе работы.

Пространственная организация, направленная на то, чтобы обеспечить наилучшие возможности для интенсивного общения участников и свести к минимуму внешние отвлекающие факторы.

Нацеленность на психологическую помощь участникам группы. Результат тренинга не сводится к формированию у участников системы знаний и умений, большое значение имеет субъективное улучшение психического состояния и получение импульса к дальнейшему саморазвитию. Поэтому наряду с объективными критериями результативности тренингов рассматриваются и субъективные.

Атмосфера раскованности и свободы общения. Общение в условиях СПТ более интенсивное, эмоциональное, открытое и искреннее, чем в обычных межличностных контактах. На начальных этапах работы с группой основной задачей ведущего является создание соответствующей атмосферы, моделирование психологически безопасных условий для такого общения.

Общение в условиях психологического тренинга строится на следующих принципах (Петровская, 1989, с. 59–65):

«Здесь-и-сейчас»- — разговор о том, что происходит в группе в каждый конкретный момент времени;исключение общих, абстрактных рассуждений.

Персонификация высказываний — отказ от обезличенных суждений типа «обычно считается», «некоторые здесь полагают» и т. п., замена их адресными: «я считаю», «я полагаю».

Акцентирование языка чувств — избегание оценочных суждений, их замена описанием собственных эмоциональных состояний (не «ты меня обидел», а «я почувствовал обиду, когда ты…»).

Активность — включенность в интенсивное межличностное взаимодействие каждого из членов группы, исследовательская позиция участников.

Доверительное общение — искренность, открытое выражение эмоций и чувств.

Конфиденциальность — рекомендация не выносить содержание общения, развивающегося в процессе тренинга, за пределы группы.

Возможность структурировать общение в соответствие с этими принципами дают правила тренинга, которые обычно обсуждаются в группе и принимаются на первом же занятии (подробнее см. часть II данной книги).

В подавляющем большинстве случаев, СПТ проводится в групповой форме, что дает ряд дополнительных преимуществ, отмечаемых многими авторами (Рудестам, 1998; Вачков, 2000) . В частности, отмечаются такие преимущества групповой формы работы:

Группа отражает общество в миниатюре и поэтому может служить «полигоном» для развития самых разных социальных умений.

Человек может осваивать в группе новые умения, экспериментировать с различным стилями отношений среди равных партнеров.

Группа дает возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами, участники могут идентифицировать себя с другими.

Групповой опыт противодействует отчуждению, что помогает установлению более близких отношений с окружающими и решению межличностных проблем.

Группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания участников.

Взаимодействие в группе создает напряжение, которое может трансформироваться в конструктивную работу по прояснению и решению психологических проблем участников.

Групповая психологическая работа позволяет привлекать сразу много клиентов, и поэтому более доступна для участников, чем индивидуальная.

Психологические тренинги характеризуются большим разнообразием и могут быть классифицированы по различным основаниям. Если классифицировать психологические тренинги в зависимости от целей, их можно условно расположить в континууме от тренингов конкретных умений (цельюх — выработка поведенческих навыков) до тренингов личностного роста (в их основе — цель создания условий для саморазвития участников, развития рефлексивных способностей, повышения открытости к новому опыту). В первом случае, опора делается на внешний, поведенческий эффект, который впоследствии может вызвать и изменения личности. Во втором случае, основной эффект наблюдается во внутреннем плане — сначала происходят внутриличностные изменения (самооценка, мотивация, ценностные ориентации и т. д.), а потом, как следствие, может измениться и поведение. Соответственно, различаются и критерии результативности тренингов — в первом случае они преимущественно объективные (уровень развития тренируемых умений), во втором — субъективные, получаемые путем самоотчетов участников о том, что дал тренинг лично им.

Рис. 2. Классификация психологических тренингов по целям

Тренинг конкретных умений Тренинг общения Тренинг личностного роста

Первичен поведенческий эффект Первичны внутриличностные изменения

Объективные критерии результативности Субъективные критерии результативности

Тренинги могут быть классифицированы и по тому, какая система отношений личности выступает в них предметом работы. В частности, по этому признаку могут быть выделены следующие группы тренингов:

«Я‑Я»: тренинги личностного роста, ориентированные, в первую очередь, на внутриличностный контекст работы участников, систему отношений к самому себе, развитие рефлексивных способностей. В данной работе группа выступает средством поддержки и источником обратной связи.

«Я‑Другие люди»: тренинги коммуникативных умений и различных социальных навыков. Группа служит своего рода «полигоном» для отработки соответствующих умений и навыков. Данный аспект работы наиболее характерен для тренингов общения.

«Я‑Социальная группа»: тренинги сплочения команды, социально-психологической адаптации в конкретном коллективе. Основным предметом работы является некая социальная общность, конкретные участники тренинга рассматриваются как ее члены.

«Я‑Профессия»: тренинги профессионального самоопределения. Предмет работы —система отношений человека к профессиональной деятельности, а также коммуникативные навыки, необходимые для становления профессионала.

Еще один из важных критериев, позволяющий сориентироваться в разнообразии тренингов —принадлежность к психологическому направлению, в рамках которого разрабатывается конкретный тренинг.

Другое распространенное направление групповой тренинговой работы и немедицинской психотерапии — это группы встреч, сформировавшиеся в рамках гуманистической психологии К. Роджерса. По сравнению с Т-группами, они в большей степени ориентированы на внутренние изменения личности, ведущие к ее росту и более полной реализации потенциалов. Для ведущего таких групп наиболее важно уметь создать атмосферу доверия, быть искренним в выражении чувств и следовать принципу «здесь-и-теперь». Он занимает в данном случае недирективную позицию. В наиболее радикальном варианте, ведущий в начале работы вообще ограничивается одной-двумя общими фразами насчет ответственности участников за происходящее, после чего предоставляет группу самой себе и лишь гораздо позже подключается к ее работе на правах рядового участника. В противовес Т-группам, в группах встреч содержание занятий определяется не столько заранее составленным планом, сколько тем материалом, который предоставляют сами участники. В США подобные занятия были очень популярны в 1960-е‑70-е гг., однако к настоящему моменту интерес к ним резко снизился, «движение групп встреч иссякло» (Ялом, 2000, с. 534). На наш взгляд, при работе с подростками более продуктивно следование принципам Т-групп, поскольку первые более эффективно взаимодействуют в достаточно структурированных ситуациях общения.

Тренинги могут базироваться и на других психологических направлениях, таких как бихевиоризм (поведенческая психология), гештальт-подход, психодрама, транзактный анализ, телесно-ориентированный подход, нейролингвистическое программирование. Широко используется арт-терапия, представляющая собой не столько самостоятельное направление психологии, сколько систему техник психологического воздействия, объединенных по признаку использования средств визуальной и пластической экспрессии. Зачастую тренинги носят эклектический характер, сочетая в себе технологии, свойственные для разных подходов.

Выбор психологического направления, в рамках которого должен осуществляеться тренинг, зависит от целей, которые ставит перед собой ведущий, а, в свою очередь, предопределяет технологии его работы. В то же время, для достижения конкретной цели могут использоваться различные технологии тренинговой работы, но в то же время — далеко не все технологии одинаково уместны для достижения поставленных целей. Если проводится, например, тренинг продаж, цель которого очевидна, то требуется выработать у участников конкретные умения, связанные с эффективной продажей товаров. Это вполне можно сделать в рамках поведенческой психологии, а гуманистические устремления ведущего могут оказаться в таком тренинге невостребованными. Если же основная цель работы — стимулирование процесса личностного роста участников, вряд ли ее достижение будет продуктивно только в рамках поведенческого подхода.

В связи с этим представляется уместным привести классификацию тренингов по парадигмам, лежащим в их основе, т. е. по наиболее общим моделям, отражающим позиции психолога и клиентов, а также характер взаимодействия между ними. И. В. Вачков и С. Д. Дерябо (2004) выделяют четыре парадигмы тренинга:

Тренинг как дрессура. Ведущий, работающий в данной парадигме, занимает позицию носителя «правильного» знания о том, кому и как нужно вести себя в определенных ситуациях, и видит свою задачу в том, чтобы с помощью подкреплений и наказаний сформировать у участников соответствующие поведенческие модели. Характерна четкая ориентированность на конечный результат, а участникам отводится роль объектов, задача которых — следовать инструкциям ведущего.

Тренинг как репетиторство. Характерна ориентация на конечный результат, но он видится не столько как освоение и демонстрация определенных поведенческих моделей, сколько как обучение гибкому их применению в дальнейшей жизни, с учетом контекста ситуации. Задача ведущего в том, чтобы дать участникам необходимые знания и сформировать на их основе эффективные способы поведения.

Тренинг как наставничество. В процессе работы создаются условия, чтобы «клиенты могли сами “набить шишки” в процессе непосредственного выполнения различных заданий, в которых специально моделируется, так или иначе воссоздается, конструируется осваиваемая на тренинге деятельность. Его девизом вполне могла бы стать фраза: «Истину нельзя вызубрить, истину нужно выстрадать» (Вачков, Дерябо, 2004, с. 142).

Тренинг как развитие субъектности. Основная задача такого тренинга — это не формирование системы представлений, отношений и умений (хотя это и не исключается), а развитие способности быть субъектом: распределителем собственных душевных и физических сил. Данный тренинг ориентирован не столько на конечный результат, сколько на динамику процесса саморазвития. Он должен являться для участника событием, меняющим его мировосприятие и расширяющим жизненные возможности.

Следует учесть, что сами по себе тренинговые техники (игры, упражнения, дискуссии и т. д.) в большинстве случаев могут быть успешно использованы в рамках различных парадигм тренинга.

Глава 3. Цели и задачи тренингов

При построении как тренинга в целом, так и отдельных занятий следует определить цель проводимой работы, продумать и сформулировать задачи, требующие решения. Описанный этап работы порой вызывает у ведущих скептическое отношение, воспринимается как пустая формальность («Ну ладно, если школьная администрация требует — задачи напишу, но вообще-то тренинг — это процесс живой и непредсказуемый!»). Однако подобная позиция чревата опасностью того, что процесс прохождения тренинга превратится в самоцель, а обучающий и развивающий потенциал занятий может быть утрачен. Ведь именно цели и задачи служат «путеводными маяками» в работе, основой выбора используемых в тренинге упражнений, именно на них делается акцент при обсуждении упражнений и получении обратной связи.

В наиболее общей формулировке, в тренингах обычно ставятся следующие группы целей:

Изучение психологических закономерностей, механизмов и способов межличностного взаимодействия для создания основы эффективного и гармоничного общения с людьми.

Содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.

Развитие самосознания и самоисследования участников для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутриличностных и поведенческих изменений.

Исследование психологических проблем участников группы и оказание помощи в их решении.

Улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья.

Для тренингов общения наиболее специфична первая группа целей, а для тренингов личностного роста — вторая. Цели из групп 3–5 являются преимущественно психотерапевтическими и психопрофилактическими. На тренингах они чаще присутствуют в качестве дополнительных.

Цели конкретизируются в задачах. Если цель указывает общее направление работы, , то задачи раскрывают конкретные шаги, необходимые для данного движения. «В то время как цель может выражать желаемый исход, именно задача описывает то, каким образом и когда мы к нему придем» (Ли, 2001, с. 23).

Задачи должны отражать конкретные результаты, достижение которых планируется в ходе работы, а не носить характер абстрактных рассуждений или лозунгов. Например, вряд ли удачны такие формулировки задач, как «Формирование психологических качеств как нового уровня трансформации психических свойств и раскрытие субъектного потенциала»-или же «Детям должно быть весело!». В первом случае — хотя и научно-осмысленная, но очень абстрактная фраза, допускающая неоднозначное толкование и требующая долгой конкретизации. Во втором — лозунг, отражающий к тому же не результат, а эмоциональность процесса работы.

Результаты, достижение которых намечено в задачах, должны быть, по возможности, сформулированы в позитивных терминах, т. е. отражать то, что нужно достигнуть, а не то, чего избежать. Например, «Не допустить распада группы» — неудачная формулировка, «Повысить уровень групповой сплоченности» — более удачная. Это связано с тем, что если ожидаемый результат формулируется в негативных терминах (чего надо избежать), у человека зачастую возникает образ неудачи и происходит подсознательное «самопрограммирование» на нее. Если человек, едущий на велосипеде, думает «Только бы не упасть», вероятность падения существенно повышается.

Решение поставленных задач должно быть адекватно сущности тренинга как метода активного социально-психологического обучения. Например, если необходимо разделить школьников на «сильный» и «слабый» классы по уровню учебной подготовки, решать данную задачу с помощью СПТ неуместно.

Задачи должны быть реалистичны, т. е. достижимы в условиях тренинга с учетом отведенного для занятий времени. В то же время, задачи не должны быть слишком простыми.

Достижение планирумых результатов должно быть принципиально проверяемо: или на уровне объективного изучения вызванных тренингом изменений (например, если поставлена задача сплочения группы, то успешность ее решения проявится через повышение социометрического индекса сплоченности), или хотя бы на уровне самоотчетов участников.

Как отмечает Л. А. Петровская (1982, с. 103), «круг задач, решаемых средствами СПТ, широк и разнообразен, и соответственно разнообразны формы тренинга. Все множество этих форм можно разделить, в частности, на два больших класса: ориентированные на развитие специальных умений (например, умение вести дискуссию, разрешать межличностные конфликты); нацеленные на углубление опыта анализа ситуаций общения — имеется в виду повышение адекватности анализа себя, партнера по общению, групповой ситуации в целом».

Довольно часто цель психологического тренинга с подростками обозначается, в широком смысле, как развитие компетентности в общении, и даже выделяется разновидность тренингов, направленных на достижение именно этой цели: «тренинги компетентности в общении». Однако данное понятие носит несколько общий характер и нуждается в конкретизации.

Как отмечает Н. А. Морева (2003, с. 61), для людей с высокой коммуникативной компетентностью характерны следующие признаки:

Быстрая, своевременная и точная ориентировка в ситуации взаимодействия и в партнерах.

Стремление понять другого человека в контексте требований конкретной ситуации.

Установка в контакте не только на дело, но и на партнера; уважительное, доброжелательное отношение к нему, учет его состояния и возможностей.

Уверенность в себе, раскованность, адекватная включенность в ситуацию.

Владение ситуацией, гибкость, готовность проявить инициативу в общении или передать ее партнеру.

Большая удовлетворенность общением и уменьшение нервно-психоческих затрат в процессе коммуникации.

Умение эффективно общаться в разных статусно-ролевых позициях, устанавливая и поддерживая требуемые рабочие контакты независимо, а иногда и вопреки сложившимся отношениям.

Высокий статус и популярность в том или ином коллективе.

Социально-психологическая реабилитация детей, пострадавших от жестокого обращения

ТРЕНИНГ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ 12-15 ЛЕТ

Цель: развитие у подростков навыков общения, осознавания и выражения своих чувств, понимания и принятия чувств окружаю­щих людей, активизация механизмов самопознания и самовыра­жения.

Целевая группа: подростки в возрасте от 12 до 15 лет.

Необходимые материалы: бумага, ручки, стулья по количе­ству участников, несколько старых газет, лист ватмана, маркер, ви­деодвойка.

Организация занятий: программой предусмотрено 5 занятий по 40 минут каждое.

Цель: создание благоприятной обстановки для личностного са­мораскрытия.

Необходимые материалы: большой лист ватмана или бума­ги, маркеры, бумага, ручки, несколько старых газет.

ПРИНЯТИЕ ПРАВИЛ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ

Цель: Выработать правила, по которым будет проходить каждое занятие; определить штраф­ные санкции для нарушителей.

Содержание: Ведущий рассказывает участникам, что несколько человек, которые объединяются в груп­пу для реализации какой-либо деятельности, все­гда действуют по правилам. Если эти правила предварительно не обсуждаются и не принима­ются, в группе могут возникать разногласия и конфликты. Чтобы их не было в данной группе, ведущий предлагает принять правила. Они запи­сываются на листе ватмана и оставляются на вид­ном месте до окончания всех занятий.

Ведущий озвучивает основные пункты, к которым участники делают дополнения:

1. То, что происходит в группе, не должно нега­тивно влиять на взаимоотношения.

2. Нельзя унижать и оскорблять.

3. Нельзя употреблять нецензурные выражения.

4. Обращаться друг к другу только по имени.

5. Говорить по одному, при желании высказать­ся необходимо поднять руку.

6. Указания тренеров не обсуждаются.

7. Нельзя выходить из группы без разрешения тренеров, и т. д.

Кроме того, определяются штрафные санк­ции для нарушителей. Вывод участника за дверь является крайней мерой наказания.

Самым оптимальным наказанием за нару­шение правил является лишение права голоса на одно упражнение. Обычно подростки достаточ­но тяжело переживают, что им не разрешают выс­казать свое мнение, и этот фактор позволяет под­держивать дисциплину в группе.

Заметки для ведущего: Необходимо, чтобы подростки сами пред­лагали большинство пунктов правил. Это мотивирует их на выполнение: «Меня не заставляют, я сам так решил».

УПРАЖНЕНИЕ-АКТИВАТОР «ПРЕДСТАВЬ СВОЕ ИМЯ»

Цель: Осуществление эмоционального разогрева.

Содержание: Ведущий предлагает участникам предста­виться как актеру немого кино с помощью ми­мики и жестов. Можно представить не только свое имя, но и свою внешность, манеру одевать­ся, вести себя. Главное, чтобы это было узнава­емым.

Заметки для ведущего: В группе обычно есть стеснительные ребя­та, опасающиеся негативной оценки со стороны других подростков. В этом случае им нужно ока­зать помощь в представлении себя, — например, ведущий может в паре с подростком представить его.

УПРАЖНЕНИЕ «ОБЪЯВЛЕНИЕ ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ»

Цель: Развитие умения заявлять о себе.

Содержание: Ведущий предлагает участникам дать объявление о себе в газету. Объявления должны быть короткими, но нести максимум информа­ции об авторе. Затем объявления зачитываются, и проводится обсуждение, что является основ­ным: желание помочь кому-то, получить что-то или заявить о своих способностях. Ведущему здесь важно подчеркнуть, что совершенно не важно, хотел ли подросток похвалиться своими спо­собностями или объявить о своем стремлении помогать другим, главное — он о себе заявляет.

Заметки для ведущего: Нужно напомнить ребятам о правилах: в объявлении не должно содержаться информации аморального или жестокого характера. Некото­рые подростки, бравируя, предлагают в объявле­нии далеко не безобидные услуги. Застенчивым ребятам нужно помочь, так как зачастую из-за заниженной самооценки они не могут найти в себе чего-то положительного, что могло бы заин­тересовать других людей.

УПРАЖНЕНИЕ «СКОЛЬКО ТЫ ВЕСИШЬ?»

Цель: Обнаружение зависимости физического состояния от эмоционального настроя.

Содержание: Участникам предлагается походить по ком­нате, представляя себя в следующих ситуациях, каждый раз стараясь погрузиться в соответству­ющее состояние: получил плохую оценку, учитель похвалил за хорошую работу, родители вручили подарок, поругался с другом, подружка наконец-то приехала из отпуска, родители не пускают гу­лять. После этого обсуждается внутреннее ощу­щение собственного веса в случае различных переживаний: неудача, плохое самочувствие, ис­порченное настроение наполняют человека тя­жестью — он с трудом передвигает ноги, руки не поднимаются, голова не держится, все тело нали­то свинцом. Радость, влюбленность, счастье дают ощущение полета, невесомости. Ведущий догова­ривается с ребятами, что они в процессе занятий могут говорить о своем самочувствии в килограм­мах или тоннах.

Заметки для ведущего: Это упражнение предлагает замечательный диагностический параметр для оценки в после­дующей работе ощущений и впечатлений от от­дельного упражнения или полного занятия каж­дым участником. Можно сделать табличку, в которой в конце каждого занятия можно было бы отмечать «вес» каждого подростка.

Цель: Развитие ответственности за других членов группы.

Содержание: На полу из старых газет выкладывается маленький остров. Ведущий объявляет, что группа, попавшая на этот островок, должна дождаться спасателей. Все участники встают на «остров», передвигаются по нему. Начинается «прилив» (ве­дущий убирает часть газет), «остров» уменьшает­ся, подростки уже не могут двигаться, а только стоят на «острове». Затем убирается еще часть га­зет, «остров» становится совсем маленьким. Веду­щий уменьшает «остров», насколько это возмож­но. Наконец, прибывают спасатели и оставшиеся в «живых» и «утонувшие» переправляются на ма­терик — рассаживаются на стульях.

В последующем обсуждении ребята выска­зываются, чего им хотелось больше, самим удер­жаться на «острове» или удержаться вместе. И то и другое правильно. В первом случае работает инстинкт самосохранения, заложенный в нас природой. Но ведь в некоторых случаях человек не может выжить один, даже среди людей. Поэто­му нужно почаще заботиться не только о себе любимом, но и о тех, кто находится рядом.

Заметки для ведущего: В группе может оказаться изгой, которого ребята будут специально выталкивать с «острова». В этом случае следует, не останавливая игру, бро­сить ему «спасательный круг» — подстелить кусок газеты. В обсуждении необходимо обязательно спросить ребят, почему они не спасали, а специ­ально выбросили с острова этого участника. Если бы ситуация была не игровая, а настоящая, они поступили бы также? Этот вопрос должен «повис­нуть в воздухе», не стоит ждать ответа, поскольку, скорее всего, он будет неискренним. Пусть ребя­та окажутся наедине с этим вопросом.

Цель: Повышение самооценки, обучение подростков умению находить в других людях положи­тельные качества.

Содержание: На листе бумаги каждый участник обводит ладошку и внутри контура пишет качество, кото­рое нравится в самом себе. Листки передаются по кругу, а остальные участники дописывают те ка­чества, которые нравятся в хозяине ладошки. Ли­стки необходимо подписать. Когда «ладошки» вернутся к своему хозяину, все ребята благодарят друг друга.

Обязательно необходимо зафиксировать внимание участников на том, что пишутся толь­ко положительные качества.

Заметки для ведущего: Если в группе уже выявлены изгои, то их «ладошки» могут оказаться пустыми или с оскор­блениями. Чтобы предотвратить это, нужно объя­вить всем, что если они не могут найти положи­тельное в других, значит, они ненаблюдательны, ведь не бывает такого, чтобы в человеке не было ничего хорошего.

Цель: Получение обратной связи.

Содержание: Участники по кругу высказываются о том, как они себя чувствовали на занятии, что понра­вилось, что нет. Можно предложить определить свой «вес».

Цель: формирование адекватной самооценки.

Необходимые материалы: бумага, ручки.

Цель: Эмоциональный разогрев, создание пред­посылок к осознанию внутренних и внешних проявлений эмоциональных переживаний.

Содержание: Ведущий просит каждого участника пред­ставить себя какой-либо частью тела. Затем он называет одну за другой эмоции, а участники дол­жны их выразить той частью тела, которую вы­брали.

После выполнения задания участники де­лятся своими наблюдениями, чем и какие эмоции было легче передавать. Как правило, оказывает­ся, что человек в основном показывает свои эмо­ции позой, мимикой и жестами. Даже не замечая этого, большинство людей помогают себе в диа­логе мимикой и жестами. Поэтому легче выразить чувства руками и лицом, но никак не животом или спиной. Вот поэтому не у всех получилось выпол­нить это задание либо это оказалось забавным, и это нормально.

Заметки для ведущего: У ребят могут возникнуть трудности в вы­ражении эмоций, нужно сказать, что в этом ничего страшного нет, а почему, они узнают в конце упражнения. Застенчивым ребятам может помочь кто-то из группы или сам ведущий. Очень часто ребята смеются. Действительно, когда та или иная эмоция выражается совершенно нео­бычным способом, это выглядит смешно. Нужно не останавливать смех, а смеяться вместе с ними.

УПРАЖНЕНИЕ «ЕСЛИ БЫ Я БЫЛ. »

Цель: Формирование навыков самораскрытия.

Содержание: Каждый участник выбирает себе какую-либо вещь (мороженое, абажур, стул, ручку и т. д.) и погружается в ее мир, воображает себя этой ве­щью, ощущает ее «характер». От лица этой вещи он рассказывает, как она себя чувствует в окру­жающем мире. О ее заботах, ее прошлом и буду­щем. Рассказывая о постороннем случайном предмете, участники невольно говорят о себе, что ведет к самораскрытию и формированию навы­ков управления своими эмоциями.

Заметки для ведущего: Следует напомнить ребятам о правилах: должны быть выбраны только те предметы, ко­торые не шокируют остальных. Застенчивым и в этом упражнении может потребоваться по­мощь.

УПРАЖНЕНИЕ «МОЙ СОСЕД СЛЕВА»

Цель: Развитие умения находить положительные качества в других людях.

Содержание: Ведущий предлагает участникам внима­тельно посмотреть на соседа слева и назвать то, что у того хорошо получается. Круг должен за­мкнуться. По окончании ведущий спрашивает, приятно ли было слышать от других положитель­ные оценки своих умений.

Заметки для ведущего: Могут возникнуть затруднения в отношении изгоев. Нужно напомнить ребятам, что не бывает так, чтобы человек ничего не умел делать.

УПРАЖНЕНИЕ «МОИ СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ КАЧЕСТВА»

Цель: Формирование навыков адекватной само­оценки.

Содержание: Участникам предлагается разделить лист бумаги пополам и написать на одной стороне свои сильные качества, а на другой — слабые. Же­лающие могут зачитать их, но нельзя заставлять подростков делать это без желания. Ведущий предлагает сравнить количество сильных и сла­бых черт и подумать, можно ли избавиться от не­которых своих слабостей, и если да, то что для этого нужно предпринять. Очень важно объяс­нить ребятам, что всегда можно избавиться от того, что не нравится в себе, главное, понять, что хочется изменить в себе, а вариант, как это сде­лать, можно найти всегда.

Заметки для ведущего: Ребята с заниженной самооценкой очень часто не могут найти в себе сильных качеств, ве­дущий должен помочь им.

УПРАЖНЕНИЕ «ХРОМАЯ ОБЕЗЬЯНА»

Цель: Снижение эмоционального напряжения.

Содержание: Участникам предлагается представить себе хромую обезьяну, ее ужимки, походку. Затем ве­дущий говорит, что он запрещает думать об этой обезьяне в течение двух минут, и засекает время. Засмеявшиеся выходят в середину круга. В конце концов все участники оказываются там и вместе весело смеются.

Заметки для ведущего: В группе могут оказаться «провокаторы». Поэтому следует предупредить ребят, что изоб­ражать хромую обезьяну не нужно, важно просто не думать о ней.

Получение обратной связи. В группе обсуждается занятие, что понра­вилось, что нет. Сколько «весит» каждый участник.

Цель: осознание причин выбора модели поведения в различ­ных ситуациях.

Необходимые материалы и оборудование: видеодвойка, мультфильмы «День рождения Иа», «Винни-Пух идет в гости».

УПРАЖНЕНИЕ-АКТИВАТОР «РАЗОЖМИ КУЛАК»

Цель: Эмоциональный разогрев.

Содержание: Участники разбиваются на пары: один сжи­мает кулак, а второй пытается разжать пальцы за одну минуту. Потом партнеры меняются ролями и ситуация повторяется.

Далее следует обсуждение, кому и как уда­лось это сделать. Возможны варианты: силой, просьбой, легкими поглаживаниями.

Можно рассказать притчу: «Поспорили сол­нце и ветер, кто из них сильнее. По степи шел путник, и ветер сказал: «Кто сумеет снять с пут­ника плащ, тот и сильнее». Стал ветер дуть, он очень старался, а добился того, что путник лишь сильнее закутался в свой плащ. Тогда выглянуло солнышко и согрело путника своими лучами, он сам и снял плащ».

Ведущий задает вопрос: «Всегда ли можно добиться своего силой? Как это можно сделать по-другому?»

Заметки для ведущего: Следует предупредить ребят, что не нужно ломать пальцы партнера, разжимать кулак надо, не причиняя боли.

УПРАЖНЕНИЕ «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ГЕРОЕВ»

Цель: Развитие умения понимать себя и других людей по поведению.

Содержание: Участникам предлагается вспомнить геро­ев сказки про Винни-Пуха и охарактеризовать их. Характеристики записываются на доске.

Пятачок — зависим и не уверен в себе, не умеет противостоять влиянию.

Кролик — активно навязывает другим свою точку зрения, считает, что он знает все, требует подчинения.

Ослик Иа — не верит в собственные си­лы, ожидает неудачи, пессимистично смотрит на мир.

Тренинг общения для подростков, испытывающих трудности в социальной адаптации

Цель работы тренинговой группы – установление контакта, формирование элементарных навыков взаимодействия на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других.

Задачи тренинговой группы:

  1. Создание атмосферы раскованности и свободы общения между участниками;
  2. Создание климата дружеской безопасности;
  3. Создание предпосылок для безболезненного вхождения подростков в коллектив или группу сверстников;
  4. Формирование предпосылок для сознательного принятия подростком ответственности за развитие своего “Я” и отношений с другими людьми;
  5. Формирование образа референтного взрослого (помощь которого принимается во время занятий);
  6. Помощь в осознании потребности подростка во взаимодействии с другими;
  7. Предоставление возможности моделировать и опробовать новые формы поведения.

Занятия проводятся в течение двух недель с момента появления подростка в центре соц.помощи семье и детям . Данная программа рассчитана на 2 занятия по 2-3часа каждое с подростками 12-14 лет. Число участников тренинговой группы 10-12 человек.

Сценарий занятий составлен для группы подростков, состоящих на учете в КДН, и из семей, в которых родители страдают алкоголизмом.

Задачи:

  1. Снятие эмоциональных барьеров между членами группы;
  2. Раскрепощение и формирование доверия;
  3. Развитие базовых коммуникативных навыков и умений;
  4. Развитие уверенности в себе.

Ведущий рассказывает о задачах и правилах работы группы, организуя диалог, чтобы убедится в том, что его правильно понимают.

Ведущий: У нас впереди 2 занятия, участие в которых может помочь каждому:

  • начать строить свои отношения, разрешая возникающие конфликты с пользой для себя и для других;
  • понять, что с вами происходит, чем вызвано то или иное отношение окружающих к вам или ваше к ним;
  • создавать самого себя и влиять на свою жизнь.

Для того чтоб наши занятия протекали наиболее эффективно, чтобы каждый извлекал из них как можно больше пользы для себя, я введу несколько правил поведения и работы в нашей группе:

  • проявлять активность и ответственность;
  • быть не только активным слушателем, но и принимать постоянное участие в работе;
  • не обсуждать то что происходит в группе, за её пределами;
  • ничего не придумывать, не врать, т.е. быть откровенным и искренним;
  • говорить только о себе и от своего лица (“Я думаю”, “Я чувствую” и т.п.)
  • участник группы, который не хочет отвечать на вопрос или участвовать в конкретном упражнении, может сказать “Стоп!” и таким образом исключить себя из участия.

Игра “Снежный ком” (5 мин)

Каждый участник группы, стоящий в круге перед тем, как назвать свое имя, повторяет все имена, которые были названы перед ним. Имена могут быть настоящими или вымышленными. Главное, чтобы они были одинаковыми на первом и втором занятиях.

Игра “Назови своё имя”

(с элементами психодраматизации, 10 мин)

Каждый участник группы по кругу произносит свое имя сначала ласково, а затем грубо.

Лучше , если начнет эту игру сам ведущий, чтобы было понятно.

Игра “Чемпионат борьбы на пальцах” (15 мин)

По команде ведущего участники группы произвольно разбиваются на пары. Ведущий объявляет о начале необычного соревнования- чемпионата борьбы на пальцах. С помощью одного из членов группы ведущий показывает, как происходит поединок. Большой палец правой руки поднимается на верх (знак “во!”), остальные четыре захватывают пальцы соперника. Задача каждого игрока- производя энергичные движения большим пальцем, увернуться от нападения соперника и прижать его большой палец к боковой стороне указательного. Победители проводят поединки между собой до появления абсолютного чемпиона.

Игра мгновенно разряжает напряженную обстановку в группе, снимает усталость и задает мажорный тон работе.

Игра “Колпак” (10 мин)

Ведущий : Колпак мой треугольный. Треугольный мой колпак. А если не треугольный то это не мой колпак.

Затем вместо слова “колпак” ведущий предлагает всем дважды, в соответствии с количеством слогов в слове, слегка похлопать себя по голове. А само слово не произносить. Все вслед за ведущим проделывают это. Когда кто-то хлопает себя по голове невпопад, то это вызывает смех.

Далее ведущий предлагает заменить жестом следующее по порядку слово- “мой”.Вместо слова “мой” предлагается показать на себя.

Так последовательно меняются на жесты все слова, причем слово “треугольный”-в два приема. Сначала вместо слога “тре” все выбрасывают по три пальца вперед, а потом вместо оставшейся части слова “угольный” каждый выпячивает локоть.

Игра “Маски-шоу” (1ч)

Ведущий. Шекспир сказал: “Весь мир- театр. В нем женщины, мужчины – все актеры…И каждый не одну играет роль.” Действительно, очень часто мы можем услышать в свой адрес или в адрес другого человека: “Он так изменился. Не похож сам на себя”. Случается, что человек редко или часто, по желанию или по принуждению надевает на себя маску, т.е. примеривает к себе определенный стиль отношений, характер, манеру общения и т.д. Попрошу вас ответить на два вопроса:

? Был ли в вашей жизни опыт примеривания маски к себе и каковы от этого впечатления, чувства, эмоции?

? Оправдано ли надевание человеком масок или лучше и легче всегда оставаться самим собой?

В действительности мы часто надеваем маски. Но очень важно надеть маску по размеру, не сливаться с ней полностью, отделять себя от того характера, который примерил. Не стоит надевать маску, в которой не сможешь поднять голову. Хотя бы немного, но она должна соответствовать твоему внутреннему “Я”.Очень важно научится пользоваться маской.

Сегодня мы не только будем примерять маски , но и распознавать их. Это тоже очень важно. Возьмите себе по одной маске, на обратной стороне которой написано её название. Маску не раскрывайте. После того как я расскажу все правила игры, вам будет дано некоторое время, чтобы надеть маску и вести себя в соответствии с ней. Продумайте свои движения, позы, мимику, речь, характер, манеру общения и т.д. имена остаются те, которые вы выбрали на наши занятия.

Задание для всех

Ведущий. Каждому участнику нужно определить маску другого. По ходу действия можно создать тестовые ситуации для определения – кто есть кто. Предположим, все мы участники конференции “Искусство перевоплощения”. Конференция будет проходить в городе Н. В этот город можно добраться только на автобусе. Первое что нам предстоит, — это ожидание автобуса. Все маски подходят к автобусу по очереди, знакомятся, выясняют, его ли это группа; ждут экскурсовода, которым буду я.

Рассаживание в автобусе

Ведущий. Там есть удобные места и неудобные места у окна, сзади и т.д. ваше поведение должно соответствовать вашей маске. Помните об этом на протяжении всего действия. На месте прибытия нас ждет размещение в гостинице. Номера двух- и трехместные. Напоминаю что вам предоставляется возможность создавать тестовые ситуации, чтобы распознать маски. Пользуйтесь этим. Наконец пройдёт конференция. На которой будут “расколдованы” маски. Вы можете высказываться по каждой маске. Если название маски совпадает с предложенными вариантами, то будем считать, что маска расколдована. Если нет, то попросим снять маску и назвать себя. Затем каждый из вас вернувшись в себя, может поделиться своими чувствами, пояснить, насколько маска соответствовала его внутреннему “Я”.

Подумайте, можно ли применить эту роль для общения в жизни, насколько она эффективна?

1. Перекличка в автобусе.

2.Остановки: по просьбе, у ларька, туалета. Отдых на воздухе.

3. Размещение в гостинице:

  • двух-, трехместные;
  • на одного человека нет места, и его нужно подселить в трехместный номер четвертым;
  • путаница с багажом: двое перепутали одинаковые сумки.

Маски, предлагаемые для игры

Рефлексия и окончание занятия

Ведущий. Прошу поделиться своими впечатлениями об игре. Общее обсуждение с использованием следующих вопросов:

? Что ты чувствовал, когда надел маску?

? Что тебе больше понравилось в твоей маске, а что не понравилось? Почему?

? Что ты чувствовал, когда видел другого в маске? Почему?

? О чём тебе было трудно говорить и что делать?

Задачи:

  • развитие межличностного доверия;
  • развитие навыков невербального выражения и восприятия;
  • развитие умения быть “другим”;
  • развитие умения раскрываться;

Игра “Унисон” (5мин)

Участники играют в парах. Задача заключается в том, чтобы научиться одновременно выбрасывать одинаковое количество пальцев без предварительного согласования. Парой, достигшей наивысшего взаимопонимания, считается та . которая при демонстрации показала наибольшее число совпадений подряд.

Остальные участники при этом играют роль экспертов, стремящихся определить, нет ли у выступающей пары каких-либо скрытых средств общения, помогающих достичь согласия.

Игра “Комплимент” (10 мин)

Упражнение выполняется в кругу. Один из участников берет мячик и бросает его тому, кому хочет. Тот, кто ловит мячик, должен его вернуть обладателю с приятными словами о нем. Каждый участник может кидать мячик стольким людям, скольким захочет. После того как он остановиться, мячик передают следующему сидящему в кругу. Игра продолжается до тех пор, пока мячик не обойдет весь круг.

Игра “Общий язык” (25 мин)

Группа разбивается на тройки. Игроки каждой тройки должны договориться между собой, например, о том, где, когда и зачем они должны встретиться. Но средства общения у них ограничены: один сидит с завязанными глазами и неподвижен, другой онемел и также неподвижен, третий может двигаться, но лишен права разговаривать и у него завязаны глаза.

Итак, находясь в ситуации ограниченных возможностей общения, каждая тройка должна договориться о встрече за минимальное время. Обсуждение задания строиться вокруг вопроса о том, что способствует, а что препятствует успешному нахождению общего языка.

Можно обсудить вопрос о том, когда и при каких обстоятельствах возникает впечатление, что говорят они как слепой с немым.

Игра “Подарки” (1 ч)

Все члены группы анонимно дарят друг другу воображаемые подарки, при условии что возможности дарящего ничем не ограничены. Для этого игроки запасаются маленькими листочками бумаги в количестве, на единицу меньше числа участников. Затем ведущий объявляет, что начат сбор подарков для игрока Л. Каждый на одном из листков своего набора пишет название, наименование, обозначение, характеристику и количество тех вещей, предметов, объектов и явлений, которые он хочет подарить именно этому игроку. Листки никто не подписывает. Ведущий собирает листки для Л., но не передает адресату до тех пор, пока не будут готовы такие же для всех участников. Затем он раздает “подарочные наборы”. Некоторое время участники игры изучают содержание записок.

Обсуждение итогов выливается в свободный обмен впечатлениями. При этом ведущий интересуется, есть ли у кого-нибудь несколько одинаковых подарков и есть ли у кого-нибудь подарки, оказавшиеся неприятным сюрпризом или, наоборот, приятно удивившие.

Участники сами делают выводы, высказывают догадки и соображения, связанные с характером подаренного друг другу. Ведущий лишь резюмирует выводы.

Набор листочков с написанными на них подарками является формой выражения отношения игроков друг другу, сообщения о том, чего, по мнению остальных, не хватает в жизни их товарищей.

Рефлексия и окончание занятия

Что нового вы узнали о себе?

Как это повлияет или уже повлияло на вашу дальнейшую жизнь?

Что из увиденного и услышанного вы не хотите применять в своей жизни?

Что вы хотите и будете делать?

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-69741 от 5 мая 2017 г.

Источники:

Программа тренинга общения для подростков
Психологический тренинг как метод активного социально-психологического обучения в настоящее время представляет собой один из наиболее востребованных и динамично развивающихся видов психологической работы.
http://refdb.ru/look/1922883.html
Социально-психологическая реабилитация детей, пострадавших от жестокого обращения
Литература — ПРИНЯТИЕ ПРАВИЛ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ Цель: Выработать правила, по которым будет проходить каждое занятие; определить штраф­ные санкции для нарушителей.
http://gigabaza.ru/doc/149639-p23.html
Тренинг общения для подростков, испытывающих трудности в социальной адаптации
Общение — это не только психологический контакт и обмен различного рода информацией, но также взаимное переживание, взаимовлияние и взаимодействие. Проблемы, связанные с обществом, становятся барьерами на пути социальной адаптации многих подростков. Главная особенность и потребность подросткового возраста — переориентация процесса общения с родителей, учителей и взрослых на ровесников. Отсутствие общения со сверстниками отрицательно сказывается на развитии не только их коммуникативных способностей, но и самосознания.
http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/517706/

(Visited 189 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Человек который много говорит психология Почему человек много говорит? Психологи схожи во мнениях, что болтливый… (2)

Три самые частые причины измен: что изменить, чтобы… Три самые частые причины измен: что изменить, чтобы сохранить семью… (2)

Посмотри ей в глаза куда она отведет взгляд Женские заблуждения: посмотри мне в глаза Пристальный взгляд — это… (2)

Тревожно мнительный тип личности лечение Психо-коррекция тревожного и эмотивного характераЗаключительный пост из цикла программа психокоррекции… (2)

Смешные фразы для бота Разработчик создал бота для «ВКонтакте», распознающего голосовую речьРазработчик создал бота… (2)

COMMENTS