Программа тренинговых занятий для подростков

Программа социально-психологического тренинга для несовершеннолетних правонарушителей Я и закон — файл n1.doc

Доступные файлы (1):

n1.doc

The programme aims at legal conscience development in teenagers. Consciousness, ade­quate self-esteem, positive self-concept development help realize one’s own values, develop atti­tude to social behaviour rules and the law as a regulator.

формирование адекватной самооценки, позитивной Я-кон-цепции;

содействие осознанию собственных ценностных иерар­хий;

формирование отношения к правилам и закону как регу­ляторам социального поведения;

формирование навыков преодоления стресса и противо­стояния групповому давлению;

осознание влияния своих действий на окружающих.

Методы: психогимнастические упражнения, ролевые игры, мини-лекции, групповые дискуссии, рисование.

снижение вероятности участия в правонарушениях;

усиление личностных ресурсов, препятствующих разви­тию противоправных форм поведения;

формирование навыков оценки социальной ситуации и принятию ответственности за собственное поведение в ней.

Знакомство с группой. Введение групповых правил.

Знакомство с самим собой.

Зачем нужны эмоции?

Чувства и действия в стрессовой ситуации.

Когда тебе плохо.

Мои права и права других людей.

Умение сказать «нет».

Смысл жизни и личностные ценности.

Вводная часть включает в себя приветствие, вопросы о состоянии участников и разминочные упражнения. Вопросы позволяют ведущему почувствовать группу, диагностировать состояние детей, актуализировать материал предыдущих за­нятий. Используются вопросы: «Как вы себя чувствуете?», «Что нового (хорошего, интересного) случилось за это вре­мя?», «Назовите одно хорошее и одно плохое событие, кото­рое произошло за это время?», «Что запомнилось с преды­дущего занятия?». Разминочные упражнения позволяют пе­реключиться от своих забот к работе в группе, активизиро­ваться, настроиться на определенную тему.

Занятие 1. Знакомство с группой и групповыми правилами

Цели: представление участников, введение в атмосфе­ру занятия, знакомство с этикой групповых занятий, созда­ние правил жизни в группе.

Представление ведущего. Знакомство с целями и особен­ностями проведения психологических тренинговых заня­тий.

Разминка. Упражнение «Имя и движение».

«Встаньте в круг. Каждый из вас по очереди шагнет в круг и сделает какое-нибудь движение, т. е. представит так

Я не хочу говорить об этом;

Я могу ответить честно;

— Я мог (могла) бы частично рассказать об этом (но не всю правду)».

Занятие 2. Знакомство с самим собой

Цель: осознание собственной индивидуальности и цен­ности каждой личности.

Цели: формирование умения идентифицировать соб­ственные эмоциональные состояния, принятие отрицатель­ных эмоций как нормальной реакции человека на стрессовую ситуацию.

Занятие 4. Чувства и действия в стрессовой ситуации

Цели: формирование умения различать чувства и дей­ствия, принятие ответственности за проявления своих от­рицательных чувств.

Занятие 5. Когда тебе плохо

Цели: повышение стрессоустойчивости, обучение на­выкам самопомощи в ситуациях эмоционального диском­форта.

1. Вводная часть.

спросить, почему человек в таком состоянии;

попросить сказать конкретно, чего он хочет;

уйти, если чувствуешь, что раздражаешься.

• Упражнение «Найди хорошее».

плач, юмор, физическая активность (ходьба, танцы, теннис, плавание, аэробика), музыка, релаксация, отдых, по­делиться с кем-то, природа, решение проблемы (анализ си­туации и возможные решения);

гнев, алкоголь, наркотики, курение, безрассудные по­ступки, поиск опасных приключений.

Предложения записываются на доске. Затем идет обсу­ждение, что реально и возможно, что хорошо, а что плохо

Занятие 6. Мои права и права других людей

Цель: осознание того, что человек и его права являют­ся высшей ценностью.

Цель: формирование убеждения в необходимости зна­ния законов и их соблюдения.

Занятие 8. Ответственность

Цель: формирование представления о необходимости нести ответственность за собственные решения.

определению понятия «ответственность» (необходимость или обязанность отвечать за свои поступки);

выделению его основных сторон:

Занятие 9. Умение сказать «нет!»

Цель: формирование навыков противостояния группо­вому давлению и осознание права и необходимости защи­щать себя.

Группа принуждает вас сделать что-либо, в чем вы не уверены и что делать не хотите. Подумайте и письменно от­ветьте на вопросы: «Что бы вы чувствовали в этой ситуации? Как бы переживали эмоционально? Что бы ощущали физи­чески?».

Вы член группы, которая осуществляет давление на человека. Подумайте и письменно ответьте на вопросы: «Ка­ково быть членом группы, осуществляющей давление на че­ловека? Что бы вы чувствовали по отношению к человеку, на которого осуществляется давление? Почувствовали бы вы ответственность, если ли бы этот человек пострадал в ре­зультате этого давления?».

Существуют разные тактики давления на человека: от­каз разговаривать с человеком, оскорбления, жестокое обра­щение и т. п. Какие тактики давления известны вам? Прихо­дилось ли наблюдать со стороны, как на кого-то осуществля­лось давление? Приходилось ли вам быть объектом давле­ния? Как вы пытались противостоять этому давлению? • Игра в мяч.

Занятие 10. Смысл жизни и личностные ценности

Цель: формирование позитивной Я-концепции и моти­вации для дальнейшего изменения.

Оцените шаги для достижения цели.

3) Рассмотрите возможные проблемы на пути достиже-

проблем, возникающих на пути к цели.

Занятие 12. Завершение работы

Цели: обсуждение результатов совместной работы, подведение итогов, настрой на дальнейшую самостоятель­ную работу.

Приветствие. Рефлексия прошлого занятия.

Разминка. Упражнение «Подарок».

Первый участник без слов показывает, что он собирает­ся подарить. Потом также без слов делает подарок другому участнику группы. Получивший подарок без слов благодарит за подарок и дарит свой подарок следующему.

Вы имеете право:

Редактор Ж. В. Медведева Технический редактор Н.А. Лощенова Компьютерная верстка М.Н. Заикина Дизайн обложки М.В. Шатихина

Российский университет дружбы народов 117923, ГСП-1, г. Москва, ул. Орджоникидзе, д. 3

Типография РУДН 117923, ГСП-1, г. Москва, ул. Орджоникидзе, д. 3, тел. 952-04-41

Программа социально-психологического тренинга для социально и педагогически запущенных подростков "Учимся общаться"

Цель данной программы – устранение искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкция полноценных контактов ребенка со сверстниками, гармонизация образа “Я”.

1. Формирование социального доверия.

2. Развитие социальной активности детей.

3. Развитие социальных эмоций.

4. Развитие коммуникативных навыков.

5. Формирование адекватной самооценки у детей.

6. Обучение умению самостоятельно решать проблемы.

Частота занятий – один раз в неделю.

Цель: сближение участников группы.

Дети садятся в круг, каждый по очереди представляет себя и говорит, что он любит и не любит, следующий участник сначала повторяет все о предыдущем, а после представляет себя и т. д.

Цель: знакомство, получение первичной информации друг о друге.

Каждый подросток пишет на табличке свое имя и рисует свой символ, эмблему.

По окончании работы каждый называет свое имя и расшифровывает свою эмблему.

Цель: повышение позитивного настроя и сплоченности группы, эмоциональное и мышечное расслабление.

Инструкция: “Представим себе, что все мы – атомы. Атомы выглядят так – согнуть руки в локтях и прижать кисти к плечам. Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекулах может быть разнообразное, оно будет определяться тем числом, которое я назову. Сейчас все начинают быстро двигаться по комнате, а когда я назову какое-либо число, например, три, атомы должны объединиться в молекулы – по три атома в каждой. Молекулы выглядят так: лицом друг к другу, касаясь друг друга предплечьями.

Цель: знакомство, получение первичной информации друг о друге, формирование коммуникативных навыков.

Группа делится на подгруппы по три человека в каждой. На каждую группу раздается анкета.

Вот три вещи, которые мы все любим:

Вот три вещи, которые мы все не любим:

В этом мы отличаемся друг от друга:

Имя:_____________ Я отличаюсь от других тем, что я _________________________

Имя:_____________ Я отличаюсь от других тем, что я _________________________

Имя:_____________ Я отличаюсь от других тем, что я _________________________

Инструкция: “Встаньте, закройте глаза, руки вытяните вперед на уровне груди, идите вперед и попытайтесь взять в каждую руку руки других участников”.

Участники по кругу характеризуют настроение, обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии.

Цель: сплочение группы, создание атмосферы единства.

Дети встают в круг, поочередно поднимают правую и левую руки вверх, соединяя руки в центре круга в виде “колокола”, произносят “Бом!” и синхронно, с силой бросают руки вниз. Повторить несколько раз.

Все участники группы здороваются друг с другом, называя по имени.

Цель: создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние.

Дети становятся в круг, берутся за руки. Каждый по очереди дарит улыбку своим соседям слева и справа, смотря друг другу в глаза.

Цель: эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения, преодоление неуверенности, произвольный контроль.

Участники становятся в две шеренги лицом друг к другу, разбиваясь на пары, один – водящий, другой – “зеркало”. Водящий смотрится в “зеркало”, а оно отражает все его движения. После участники меняются ролями, а затем и напарниками.

Цель: развитие сплоченности группы, снятие напряжения.

Дети встают друг за другом и, держась, за плечи впереди стоящего преодолевают препятствия: подняться и сойти со стула, проползти под столами, обогнуть “широкое озеро” и т. д.

Цель: создание атмосферы принятия и понимания, развитие активного слушания.

Дети по очереди называют свое имя и говорят о том, что они любят больше всего, следующий повторяет все, что говорили предыдущие и после говорит о себе и т. д.

Цель: снятие внутренних зажимов, поиск внутренних ресурсов.

Каждый по очереди заканчивает предложение: “Я самый…”

Участники по кругу характеризуют настроение, обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии.

Все участники группы здороваются друг с другом, называя по имени.

Участвуют 5 человек, остальные – зрители. Четырех участников просят выйти за дверь и по одному заходить в комнату. Задача – максимально точно передать полученную информацию. Зачитывается текст, каждый участник передает его следующему, результат сравнивают с оригиналом. Все участники обсуждают, что мешало точно передавать информацию, что искажает информацию, как наиболее точно передать информацию.

3. “Ты мне нравишься, потому что…”

Цель: создание атмосферы принятия и понимания, развитие эмпатии, умения безоценочно относиться друг к другу.

Участники по очереди садятся на стул в центре круга, остальные говорят ему: “Ты мне нравишься, потому, что ты…(добрый, веселый и т. д. )

Цель: создание атмосферы принятия и понимания, развитие эмпатии.

Перебрасывая мяч по кругу, участники продолжают фразу: “Никто из вас не знает, что я…(умею шить, петь и т. д. ).

Цель: умение работать в парах, развитие навыка совместной деятельности, эмпатии.

Участники парами, держась за один карандаш, не договариваясь, должны нарисовать любую картину.

Участники по кругу характеризуют настроение, обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии.

ЗАНЯТИЕ 4 “Усиление сплоченности”

Все участники группы здороваются друг с другом, называя по имени

Цель: усиление сплоченности, снятие внутренних зажимов.

“Кто из вас был в цирке или в театре и видел, как публика с восторгом рукоплещет артистам? Кто из вас когда – нибудь мечтал об этом? Каждый из нас время от времени заслуживает таких аплодисментов. Теперь каждый, по очереди, будет вставать на стул, а другие будут громко аплодировать ему”.

Цель: повышение позитивного настроя и сплоченности группы, эмоциональное и мышечное расслабление.

Из круга убирается один стул. Психолог говорит: “Пересядьте все те, кто в красном (в джинсах, у кого есть сестра и т. д. ). Тот участник, который замешкался, и ему не хватило стула – становится ведущим.

Цель: самораскрытие, работа с образом “Я”.

Предлагается набор разных предметов: ракушка, игрушка, кубик и т. д. Предлагается посмотреть на них и выбрать один предмет, который чем — то похож на вас, чем – то нравится, придумать и рассказать историю об этом персонаже.

Цель: усиление сплоченности, снятие внутренних зажимов.

Дети по кругу, передавая друг другу мяч, говорят рядом сидящему: “Мне нравится, что ты добрый”, а сосед отвечает: “Да, я добрый, а еще я умный” и т. д.

6. “Релаксация — “Путешествие на облаке” (К. Фопель “Как научить детей сотрудничать? Книга 2 стр. 23)

Участники по кругу характеризуют настроение, обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии.

Все участники группы здороваются друг с другом, называя по имени

Цель: повышение позитивного настроя и сплоченности группы.

На полу мелом чертится тонкая линия, необходимо вдвоем пройти по этому мосту.

Цель: самораскрытие, работа с образом “Я”.

10 раз ответить на вопрос: “Кто я? Какой я?”. Листы с заданием не подписываются, психолог перемешивает их и зачитывает, участники пытаются догадаться, кто автор.

Цель: посмотреть на одно и то же явление с разных точек зрения.

Выбирается какое — либо качество человека (доброта). По кругу один участник говорит: “Хорошо быть добрым, потому что…”, а следующий за ним говорит: “Плохо быть добрым, потому что…”

5. “Релаксация — “Место, где я себя прекрасно чувствую” (К. Фопель “Как научить детей сотрудничать?” кн. 2 стр. 51)

Участники по кругу характеризуют настроение, обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии.

ЗАНЯТИЕ 6 “Почувствуй себя любимым”

Все участники группы здороваются друг с другом, называя по имени

Цель: развитие тактильных ощущений.

Участники становятся в две шеренги на расстоянии вытянутой руки друг от друга – они берега. Один участник – щепка. Он медленно проплывает между “берегами”, они мягкими прикосновениями помогают “щепке”. Упражнение можно проводить с открытыми и с закрытыми глазами.

Цель: создание позитивного настроя, развитие чувства доверия друг к другу.

Каждый участник по очереди становится в центр круга, а остальные называют его ласковыми именами.

Цель: поиск внутреннего ресурса, повышение самооценки.

Каждый участник пишет на листке бумаги о том, чего он достиг за последнее время, после листочки вывешиваются на всеобщее обозрение, содержание зачитывается и обсуждается.

Цель: переживание чувства радости, волнения, ожидания, сплочение группы, создание атмосферы принятия.

Все становятся в круг. Психолог подходит к одному из участников, смотрит ему в глаза и дарит ему свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего участника, который также получает свою порцию аплодисментов – они оба подходят к нему и аплодируют и т. д.

Цель: эмоциональная поддержка, установление доверительных отношений.

Все участники становятся в круг. Каждый участник по очереди выходит в центр, его хором называют по имени три раза. Затем хором проговаривают фразу: “Мы тебя любим!”.

7. Релаксация – “Путешествие” (Школьный психолог, № 15/2006 г. , стр. 23)

Цель: расслабление, развитие воображения.

8. “Спасибо за прекрасный день”

Цель: развитие умения ярко и выражено благодарить.

Дети по очереди берутся за руки и говорят друг другу: “спасибо за прекрасный день”, потом, когда образуется круг, все вместе произносят: “спасибо, до свидания, до встречи”.

Все участники группы здороваются друг с другом, называя по имени

Цель: создание позитивного настроя на работу, развитие взаимопонимания, доверия.

Придумать и написать соседу справа надпись на футболке так, чтобы она подходила ему, отражала его внутреннее содержание, передавала его настроение. Обсуждение.

Цель: формирование чувства близости, развитие чувства безопасности, умения сопереживать.

Упражнение проводится в парах. Один – “слепой”, другой – его “поводырь”, который должен провести “слепого” через различные препятствия (у “слепого” завязаны глаза). После прохождения маршрута участники меняются ролями.

Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения, преодоление страхов.

Выбираются “кошка” и “мышка”. Все остальные образуют круг, взявшись за руки, — это “домик мышки”. Задача “кошки” поймать “мышку”. Стоящие в кругу защищают, прячут “мышку” от “кошки”.

5. “Релаксация — “Поделись с ближним” (К. Фопель “Как научить детей сотрудничать?” кн. 2 стр. 122)

Участники по кругу характеризуют настроение, обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии.

Все участники группы здороваются друг с другом, называя по имени

Цель: создание позитивного настроения, сплочение группы, развитие наблюдательности, внутренней свободы и раскованности.

На доске два участника разноцветными мелками в быстром темпе пытаются закрасить все поле доски. Дорисовать изображение вдвоем до образа.

3. “Портрет агрессивного человека”

Цель: сплочение группы, развитие наблюдательности, способности к самовыражению.

Участники группы обсуждают, как выглядит агрессивный человек: черты его лица, походка, жесты, мимика. Нарисовать всей группой портрет агрессивного человека.

4. “Хорошо или плохо быть агрессивным”

Цель: развитие наблюдательности, способности посмотреть на явление с разных точек зрения.

Участники по очереди говорят, почему агрессивным быть плохо и почему быть агрессивным хорошо.

Цель: развитие умения анализировать свою агрессию через игру, соизмерять свои силы, расширение контактов в группе.

Упражнение выполняется в парах. По знаку психолога участники попарно упираются друг в друга ладонями, стараясь сдвинуть партнера с места.

Цель: снятие эмоционального напряжения, приобретение навыков конструктивного поведения.

Участники встают в круг и крепко держаться за руки. Один из участников остается за кругом и пытается прорваться в круг. После того, как это ему удалось, за круг выходит другой участник.

Участники по кругу характеризуют настроение, обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии.

ЗАНЯТИЕ 9 “Сделай себя счастливей”

Все участники группы здороваются друг с другом, называя по имени

Цель: создание позитивного настроения, развитие умения замечать положительные качества в людях и говорить им об этом.

Участники по кругу говорят друг другу комплименты, продолжая фразу: “Мне нравится, что ты…”

Цель: активизация совместной деятельности, создание позитивного настроения.

Группа садится на пол и берется за руки. Необходимо встать плавно, одновременно, не отпуская рук, после чего “цветок” начинает распускаться (отклоняться назад, крепко держа друг друга за руки) и качаться на ветру.

Цель: снятие внутренних зажимов, поиск своих ресурсов.

Каждый по очереди может сесть на стул и рассказать о своем заветном желании.

Цель: развитие выразительности движений, коммуникативных навыков.

Участники делятся на 2 группы, которые получают задания при помощи мимики и жестов изобразить ситуацию из жизни (“У зубного врача”, “Контрольная работа” и т. д. ), после угадывают, что пытались показать их товарищи.

Вся группа совместно на большом листе бумаги рисует один рисунок. Например: “Город счастья”

Цель: создание позитивного настроя, сплочение группы.

Каждый участник тренинга по очереди заканчивает фразу: “Я желаю всем…”.

Литература

  1. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. — М. :ТЦ “Сфера”, 1999.
  2. Руководство “Семья и дети в антинаркотических программах профилактики, коррекции, реабилитации” под редакцией д. м. наук Н. В. Вострокнутова.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-69741 от 5 мая 2017 г.

«Я САМ»

Подростковый возраст является периодом интенсивного полового созревания. Развивается самосознание, уровень самоуважения и самоконтроля. Именно в данный период подростки нуждаются в понимании, помощи старшего друга. Чтобы стать взрослыми, они пытаются выстроить себя, свой образ. Но, к сожалению, не всем подросткам удается создать позитивное представление о себе. Данная программа поможет это сделать.

Цель: создать условия для формирования позитивного образа через самосознание и саморегуляцию.

1. Создать условия для самовыражения подростков.

2. Сформировать воображение через сочинение свободных рассказов.

3. Развить способность принимать и передавать информацию через развитие устной и письменной речи.

4. Создать условия для успешной деятельности, как главного мотива к обучению.

5. Создать условия для самораскрытия и понимания другого.

6. Сформировать способность к саморегуляции через самосознание.

7. Развить коммуникативные способности.

1. Занятия проводятся в форме тренинга 1–2 раза в неделю продолжительностью не более 30–40 минут.

2. Следует избегать использования средств и методов, дублирующих школьную программу.

3. Привлечь к групповой работе классного руководителя.

4. Провести не менее 5–10 занятий, в зависимости от успешности подростков.

Упражнение «Слава богу, ты пришел, потому что. »

Подростки сидят в кругу. Каждый по очереди говорит соседу справа: «Слава богу, ты пришел, потому что. » – и объясняет причину своей радости.

Упражнение «Расширение зоны»

Каждый по очереди пытается рассказать, в чем особенность того или иного участника группы. Затем тот, о ком говорили, добавляет свою информацию о себе.

Обсуждение чувств, которые подростки испытывали при этом упражнении.

Знакомство с правилами

Правила групповой работы:

1. Не опаздывать.

2. Не говорить друг о друге плохо.

3. Не перебивать и слушать друг друга.

4. Подводить итоги после каждого занятия.

5. Не выносить сор из избы.

6. Быть откровенными в выражении чувств.

7. Быть активными в работе.

8. Поддерживать друг друга.

Упражнение «Внимание – опасность!»

Подростки двигаются по залу хаотично. Ведущий (эту роль исполняет психолог или кто-либо из участников) объявляет: «Внимание, опасность!» Все должны сгруппироваться как можно теснее, чтобы спастись. Вместе легче выжить.

– Что получилось, что было трудно и почему?

– Чувства, которые испытывали.

Все встают в круг, протягивают правую руку для общего рукопожатия и говорят: «Мы вместе!»

Упражнение «А ты с какой планеты?»

Подростки хаотично двигаются по комнате (залу), при этом стараются выяснить, кто с какой планеты прилетел. Тот, кого спрашивают, придумывает легенду и отвечает согласно ей (развиваются воображение, речь, коммуникативные способности).

Упражнение на развитие речи

1. Выбрать любые 2 слова, которые никоим образом не связаны между собой по смыслу.

2. В течение 5 минут написать 3 предложения, в которых эти слова связать по смыслу.

3. Объединиться в группы не более 4 человек.

4. В течение 5 минут составить общий рассказ, дать ему название.

5. Всем представить свой рассказ.

6. Выбрать лучший рассказ (самый интересный, логически выстроенный).

Обсуждение по следующим критериям:

– Кто дружно работал в группе.

– Кто был более активен.

– Кому было неинтересно и почему.

– Обсудить чувства, которые испытывали подростки.

Двигаясь в хаотичном движении, подростки стараются объяснить как можно большему количеству участников, почему жизнь хороша: «Представляешь, жизнь хороша, потому что. ».

В хаотичном движении подростки стараются собрать как можно больше комплиментов от участников группы: «Скажи мне, чем я хорош?»

1. Психолог объясняет, что подростки должны написать письмо себе, любимому. В нем должно быть как можно больше положительных суждений о себе. Если участник затрудняется, психолог вместе с другими членами группы помогает ему найти в себе положительные качества (10 мин.).

2. Все письма положить в центр круга, чистой стороной вверх, перемешать.

3. Затем участники садятся в круг, берут первое попавшееся письмо и читают.

4. Участники должны отгадать, чье это письмо.

5. Если оно получилось очень короткое, сухое, то можно добавить что-нибудь.

Цель данного упражнения – вызвать позитивное отношение подростка к себе и позитивное отношение группы к каждому.

Психолог обсуждает с подростками чувства, которые испытывали участники при зачитывании писем, и почему они возникали.

Подростки сидят в круге, каждый по очереди говорит, что интересного он узнал о соседе справа, и при этом прощается так, как считает нужным, — хлопает по плечу, гладит по голове, просто говорит «пока».

Подростки говорят о себе что-то положительное, остальные добавляют: «Я очень хорошо пеку пироги». Подростки по желанию добавляют: «Знаем, но ты еще и умница!» и пр.

Подростки в течение 10 минут должны подготовить объявление в газету в рубрику «Ищу друга». После того как все напишут, они должны его презентовать. Все внимательно слушают друг друга и выбирают самое интересное объявление, которое соберет больше всего друзей.

Обсуждение того, что получилось, что не получилось, в чем было затруднение и почему. Какие чувства при этом испытывали.

Подростки двигаются хаотично по комнате (залу), при этом стараются сказать как можно большему количеству участников «Ты мой друг» и пожать руку. Кто соберет больше рукопожатий, тот и выиграл.

Обсудить чувства. Тот, кто собрал меньше всего рукопожатий, получает их от всех еще раз.

Подростки становятся в круг. Каждый представляет себя, называя свое имя и качество, которым он гордится, либо что-то изображает, чтобы всех удивить.

Дискуссия «Моя уникальность»

Психолог обсуждает с подростками, что такое уникальность человека, в чем она выражается, чем можно отличаться от других.

Стараться вывести подростков на разговор о положительных поступках, которые их развивают как личность.

Подростки по очереди говорят, чем они отличаются от других, за что их нужно уважать и за что они сами себя уважают. Остальные могут добавлять свое мнение.

Упражнение «А вы слышали?»

Подростки в течение 5 минут составляют о себе резюме, но такое, чтобы оно всех приятно удивило (можно фантазировать). Затем по очереди рассказывают всем.

Выбрать самое интересное сообщение. Обсудить чувства.

Упражнение «А вы видели?»

Подростки в течение 5 минут готовят самопрезентацию, которая может показать их с неожиданной стороны. Это может быть песня, сценка, стишок собственного сочинения и прочее. Можно использовать помощь группы.

Обсудить чувства, которые испытывали во время занятия, а также обсудить, что получилось, что не получилось, кто чем удивил.

Просто сказать: «До скорой встречи!»

Подростки по очереди здороваются с участниками группы и хвастаются тем, что они умеют хорошо делать.

Ребята должны взять чистый лист бумаги, разделить его на три части и подписать:

В течение 10 минут заполняют эту таблицу, затем пишут, чья помощь им нужна, если они испытывают затруднения, что им мешает, чтобы что-то делать. После того как все справятся с заданием, зачитывают полученное вслух.

Упражнение на снятие напряжения «Ай да он!»

По кругу каждый говорит каждому что-то приятное.

Подвести итоги занятия. Обсудить чувства.

Встать в круг, всем по очереди приветствовать друг друга, но при этом смотреть в глаза, двигаясь навстречу.

Психолог объясняет подросткам, что эмоции сдерживать трудно, иногда это может привести к проблемам в поведении. Понять свои чувства и чувства других им поможет «Таблица претензий». Подростки заполняют таблицу.

Заполнив таблицу, участники отвечают на следующие вопросы:

1. Что они готовы сделать по преодолению негативных чувств?

2. Готовы ли они простить того, кто их обидел? Можно ли простить другого, если понять его чувства?

Если подростки не готовы простить, то необходимо ознакомить их с техникой прощения по следующим этапам:

1. Инвентаризация чувств (какие чувства испытывает подросток в результате обиды, перечислить их).

2. Помочь осознать эти чувства (представить ситуацию через три канала восприятия — слышу, вижу, чувствую).

3. Помочь проанализировать, что меняется в их жизни.

4. Описать качества обидчика (что он из себя представляет).

5. Описать его чувства (предположительно).

6. Предположить причину его поступка.

7. Найти свою схожесть с обидчиком.

8. Помочь увидеть, в чем у них общие интересы, можно ли подружиться с обидчиком.

9. Что подросток готов сделать, чтобы снять напряжение.

Психолог дает возможность всем желающим обсудить свои случаи.

Подведение итогов. Обсуждение чувств.

Передавать по кругу зажженную свечу со словами прощения себя и другого: «Прошу прощения у. и сам себя прощаю».

Подростки садятся в круг, и каждый по очереди здоровается с соседом справа: «Здравствуй, я рад тебя видеть».

Заключение контракта с самим собой

Участники заполняют таблицу личностных изменений:

Подпись подростка _____________

Подпись психолога _____________

Подпись родителей _____________

Описание проблем, которые возникли во время заполнения контракта или во время заключения его ___________________________________________________________________

Провести обсуждение задания. Обсудить чувства.

Подростки садятся в круг. Каждый по очереди встает, подходит к любому присутствующему и говорит ему: «Все будет хорошо. Верь!»

Ребята хаотично двигаются по залу (комнате). Ищут себе пару или тройку. В течение 2–3 минут находят что-то общее в группе. По сигналу психолога каждая группа рассказывает о себе.

Психолог задает вопрос: «Что такое самооценка, из чего она складывается?» Предоставляет возможность участникам предположить, какая у них самооценка. Проводит диагностику по определению уровня самооценки (по любой методике на выбор). По результатам диагностики психолог подводит итоги.

Упражнение «Кто я?»

В течение одной минуты подростки по очереди говорят о себе только хорошее. Если кто-то затрудняется, остальные помогают.

Обсуждение чувств, затруднений.

Упражнение «Спасибо за. »

Подростки должны в течение одной минуты сказать «спасибо» за то, что они находят в себе хорошего, конкретным людям, например: «Спасибо маме за то, что у меня красивые глаза. »

Упражнение «Круг доброжелателей»

Участники говорят каждому по очереди только хорошее.

Подвести общий итог по всем занятиям: что полезного узнали подростки о себе и других. Обсудить чувства.

Всем встать в тесный круг. Стоять и раскачиваться с закрытыми глазами, при этом мысленно желать всем самого лучшего.

Необходимые материалы: запись веселой музыки; чистые листы бумаги, ручки, цветные карандаши, любая методика по определению уровня самооценки.

Психолог говорит подросткам, что они уже расстаются, поэтому, чтобы у каждого осталась память о группе и друг о друге, они должны сделать два подарка — группе (останется у психолога) и одному участнику. Чтобы выбрать участника, которому подросток будет делать подарок, надо написать все имена членов группы, перемешать их. Ребята по очереди будут вытягивать имя того, кому они сделают подарок.

После того как подарки будут сделаны, они торжественно вручаются. В заключение можно спеть песню, взять автографы друг у друга. В этот день должна играть задорная музыка для поднятия настроения.

Спонсор публикации статьи: интернет магазин вышивки крестом «Петербургское Шале» — предлагает инструменты и материалы для вышивания и рукоделия. Большой выбор товаров, включая уже готовые рукодельные работы, удобная система оплаты и доставки, а так же накопительная система скидок и бонусов позволят Вам сделать действительно приятную покупку.

Источники:

Программа социально-психологического тренинга для несовершеннолетних правонарушителей Я и закон — фа
Название: Программа социально-психологического тренинга для несовершеннолетних правонарушителей Я и закон; Файл: n1.doc; Дата: 18.03.2011 22:04; Размер: 164kb.
http://nashaucheba.ru/v45608/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0_%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE-%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B0_%D0%B4%D0%BB%D1%8F_%D0%BD%D0%B5%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%BD%D0%B8%D1%85_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%88%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9_%D1%8F_%D0%B8_%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD
Программа социально-психологического тренинга для социально и педагогически запущенных подростков —
Работа психолога в социально-реабилитационном центре обращена на социально и педагогически запущенных детей, испытывающих затруднения в межличностном общении. На помощь приходит социально-психологический тренинг, дающий возможность детям побывать в выигрышных для них ролях, позициях и условиях. Ребенок видит, что и у других людей бывают проблемы, которые они не скрывают от окружающих.
http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/414900/
Я САМ»
«Я САМ» Подростковый возраст является периодом интенсивного полового созревания. Развивается самосознание, уровень самоуважения и самоконтроля. Именно в данный период подростки нуждаются в
http://psy.1september.ru/article.php?ID=200701809

(Visited 33 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Жена не чувствует после негра Жена не чувствует после негра1. Жена лишает супруга чувства наполненности… (2)

Человек который много говорит психология Почему человек много говорит? Психологи схожи во мнениях, что болтливый… (2)

Эффективная коммуникация тренинг Тренинг "Эффективная коммуникация" Давно известно, насколько большую роль играет общение… (2)

Программы тренингов для детей Остров дружбы Предлагаем вашему вниманию проверенные на практике программы для… (2)

Виды культуры Виды и формы культурыСтруктура культуры. Культура как социальный институт Культура… (2)

COMMENTS