Произвольное внимание — причины и особенности развития

К вопросу о психологии произвольного внимания Текст научной статьи по специальности « Психологические науки»

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бруннер Евгений Юрьевич

В работе обобщены имеющиеся сведения и представления о произвольном внимании . На основе существующих определений с применением технологии интеллект-картирования уточнено понятие « произвольное внимание ». Описаны его функции, свойства, причины и факторы возникновения, факторы поддержания и исчезновения

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бруннер Евгений Юрьевич

To the Issue of the Involuntary Attention

The article summarizes the existing data and conceptions of the voluntary attention . On the basis of the existing definitions with the help of the Mind mapping technology the notion of the voluntary attention has been clarified. The article also describes its functions, properties, causes and conditions for its arising; factors of its maintenance and decurrence.

Текст научной работы на тему «К вопросу о психологии произвольного внимания»

5. Woody G. D. Resolving Ethical Concerns in Clinical Practice: Toward a pragmatic Model // Journal of Marital and Family Therapy. -1990. — Vol. 16. — № 2. — p.p. 133-150.

К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИИ

0 развитием общества, религии и научной мысли происходило формирование представлений о психологических явлениях в целом и о внимании в частности. Одно из первых письменных упоминаний о связи внимания с другими психическими явлениями встречается в 400 г. до н. э. в практическом древнеримском руководстве по тренировке памяти для ораторов: «Первое, что нужно знать: если вы направите внимание на события, проходящие через ваш разум, то вы лучше их воспримете» [43, с. 256]. Выделение же произвольного и непроизвольного видов внимания историки психологии находят уже в работах древнегреческого философа Аристотеля [45, с. 157]. С тех пор были предприняты многочисленные попытки как дать определение понятию «внимание», так и определить его виды, разновидности и формы.

Актуальность данной работы состоит в том, что темы психологии произвольного внимания (ПВ) ученые, по сути, не касались уже достаточно давно. Как следствие, на сегодняшний день накопился достаточно боль-

шой объем материала, требующего переосмысления. В связи с этим предметом нашей работы стало внимание, а объектом — произвольное внимание. Основными целями и задачами стали такие, как определение дефиниции «произвольное внимание» на основе существующих определений, описание его функций, свойств, причин и факторов возникновения, а также факторов поддержания и исчезновения.

Основой методологии данного теоретического исследования стал контент-анализ литературы с применением технологии интеллект-картирования, предложенной Т. Бью-зеном, Б. Бьюзеном [9].

Определение произвольного внимания. На пути от непроизвольного к произвольному внимание в своем развитии не просто теряет частицу «не», радикально реорганизуются едва ли не все его психологические, психофизиологические и физиологические механизмы, что и находит свое отражение в целом ряде синонимов, раскрывающих и уточняющих те или иные его особенности или стороны. Так, некоторые авторы называют ПВ вторичным или целенаправленным [52], искусственным [38], логическим [11], волевым [2; 10; 19; 20; 23; 29; 34; 47; 53], произвольно-интеллектуальным [1], целевым [15], активным [3; 19; 23; 29; 34; 47; 58], преднамеренным [17; 18; 19; 23; 29; 53], насильственным [32], нарочитым [33]. Несмотря на такое разнообразие синонимов к понятию «произвольное внимание», все они подчеркивают, в первую очередь, активную позицию личности при сосредоточении внимания на объекте. Что же касается самого термина «произвольный», он образован от слова «изволение», означающего волю, желание [17; 53]. В англоязычных источниках рассматриваемое понятие (voluntary attention) также употребляется, наряду с ним иногда встречаются такие равнозначные по своему психологическому смыслу термины как направленное, эндогенное, контролируемое или исполнительное внимание [60; 62; 63; 65].

Для того, чтобы всесторонне рассмотреть вопрос о том, что такое ПВ, мы разобрали 44 его определения и описания, которые даются в словарях и энциклопедиях [3; 4, с. 178; 5, с. 470; 7, с. 408; 21, с. 100; 28, с. 124; 37, с. 68; 39, с. 54; 40, с. 196; 44, с. 74; 46, с. 109; 54; 56, с. 61-62; 57, с. 552; 64, с. 146], научной [2, с. 204; 10, с. 25; 19, с. 54; 25, с. 5; 60] и учебной литературе [8, с. 139; 13; 17, с. 143-156; 18, с. 31; 20; 23, с. 365; 26, с. 27-45; 27, с. 208; 29, с. 191, 192; 31; 30; 34, с. 27-29; 38, с. 53; 41, с. 80-84; 47, с. 161; 51, с. 122; 53; 58, с. 129], начиная еще с работ Т. Рибо [38,

с. 316-317, 323] У. Джемса [38, с. 238], А. Ф. Ла-зурского [38, с. 90], а также включая труды таких классиков как С. Л. Рубинштейн [42, с. 424], Н. Ф. Добрынин [6, с. 162], Л. С. Выготский [11, с. 270; 38, с. 479], А. Р. Лурия [22, с. 180-181], В. И. Страхов [50, с. 11], П. Я. Гальперин и С. Л. Кабыльницкая [12, с. 137]. Все эти определения были разобраны нами с применением технологии интеллект картирования, после чего на основе контент анализа полученной интеллект-карты, мы составили резюмирующую интеллект-карту, которая представлена на рис. 1.

Рис. 1. Интеллект-карта дефиниции «произвольное внимание».

Анализ определений показал, что, по мнению большинства авторов, ПВ свойственно только человеку. С точки зрения онто- и филогенеза такое внимание непосредственно связано с трудовой деятельностью человека, о чем писали еще Т. Рибо, У. Джемс, А. Ф. Ла-зурский [38, с. 90-91], К. Маркс [24, с. 189], а впоследствии и другие известные учёные [2, с. 204; 4; 17, с. 143-156; 20; 23, с. 365; 29, с. 191, 192; 30; 37, с. 68; 39, с. 54; 44, с. 74; 47, с. 161; 57, с. 61-62; 54 и др.]. При этом, как указывал Б. Г. Ананьев, важной особенностью ПВ является «сознательное переключение внимания с одного объекта на другой и концентрация внимания на этом новом объекте» [1, с. 16]. В целом же, основными признаками ПВ являются опосредованность, осознанность, произвольность, прижизненное стадиальное формирование [10, с. 24]; оно всегда сопровождается внутренними умственными [61] и волевыми усилиями, которые направлены на поддержание определенной интенсивности сосредоточения вопреки посторонним воздействиям [20].

Онто- и филогенетически ПВ представляет собой новый относительно непроизвольного этап в становлении сложных актов сосредоточения на различных объектах внешнего и внутреннего мира человека. Оно формируется только при жизни человека в ходе овладения им специальными орудиями-средствами, выработанными человечеством в ходе развития общества.

Функции произвольного внимания. Главными функциями ПВ, как считает большинство авторов, являются активная регуляция протекания психических процессов [10, с. 24; 30; 29, с. 191; 23, с. 365; 20], регуляция хода выполнения деятельности и контроля ее результатов [12; 14, с. 99], контроль и организация поведения [25, с. 5], сохранение объекта сосредоточения и поддержание определенной интенсивности сосредоточения вопреки посторонним воздействиям [20], формирование и разрушение автоматизированных навыков [5, с. 470; 12], а также игнорирование отвлекающих факторов и фокусировка на нужной деятельности.

В связи с тем, что ПВ отличается особой селективностью и избирательностью, с его помощью человек имеет возможность произвольно отметить либо выделить фигуру и фон [11, с. 264-265]. Благодаря высокой селективности ПВ человек способен вычленять и извлекать нужную и значимую для него информацию [18, с. 31] даже на фоне сильных помех [10, с. 25], что, как следствие, обеспечивает высокую эффективность ее обработки; активно и избирательно извлекать из памяти нужные сведения, выделять главное, существенное [30]. В конечном итоге ПВ служит для достижения заранее поставленной и принятой к исполнению цели [45, с. 157], принятия правильных решений, осуществления задач, возникающих в деятельности [30], возможности сосредоточиться на объекте деятельности, не отвлечься, не ошибиться в своих действиях [47, с. 161], выполнить определенную деятельность и добиться наилучших результатов [46, с. 109] и т. д.

Многообразие основных функций, которые выполняет ПВ в нашей жизни, представлено нами на рис. 2.

Свойства произвольного внимания. Наряду с общими для всех видов внимания свойствами (сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключение), ПВ обладает и целым рядом специфических свойств.

В некоторых исследованиях показано, что слабые побочные раздражители не снижают эффективности работы, а улучшают ее. Так, И. М. Сеченов указывал, что абсолютная тишина не повышает, а, наоборот, снижает эффект умственной работы человека, поскольку ему становится сложно сосредоточить свое внимание на текущей деятельности [53]. К важным свойствам ПВ также относят его высокую селективность [10, с. 25; 18, с. 31; 30], и темпоральную направленность в прошлое, настоящее и будущее, о которой писал И. В. Страхов [48; 49; 50].

Установлено, что продолжительность поддержания ПВ составляет приблизительно 15-20 минут [41, с. 80-84; 47, с. 162; 53], после чего наступает утомление, снижается

ОБЪЕКТОВ-РАЗДРАЖИТЕЛЕЙ, СОБЫТИЙ, ЯВЛЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ, ВЫЗЫВАЮЩИХ НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ

вызывающие „ направленную Л 9 —3—О-с-‘—0 сосредоточенность Д активности п психическое „ на

объекте-раздражителе событии явлении

социально в Например д имя О упомянутое д в д разговору находящемся

нашего пол^ XI внимания

имеющие 0 значение р потенциальное

которые 0 могут 0 отвлечь 0 от 0 выполнения 0 задание 0 основного для 0 субъекта

значение 0 которых ^ может 1 ^^ быть У

взаимосвязанны^ _ иногда

специфические „ одной _ модальности

—^ ч неспецифически^ 0 любой р модальности

личностные, воспринимаемые субъективно как

новые 0 ране^ 0 отсутствовавшие понятные обычные знакомые

несообразные „ комбинации _ Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

значения п для п удовлетворения п потребностей п своих

конкретной деятельности п выполняемой

организованности самоконтроля саморегуляции

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31. Первушина О. Н. Общая психология: методич. указания. — Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996. — 90 с.

32. Перлз Ф., Хефферлин Р., Гудмэн П. Опыты психологии самопознания: практикум по гештальттерапии. — М.: Гиль-Эстель, 1993. -240 с.

33. Перлз Ф. С. Внутри и вне помойного ведра. — СПб.: Петербург-ХХ1 век, 1995. — 448 с.

34. Позина М. Б. Психология и педагогика: учеб. пособ. / науч. ред. И. Ф. Неволин. -М.: Университет Н. Нестеровой, 2001. — 97 с.

35. Полянчиков Д. В. Методика формирования игрового внимания у юных хок-

кеистов 11-12 лет: дисс. . канд. пед. наук. -Омск, 2006. — 154 с.

36. Практикум з психологи / за ред. Г. Г. Биково!. — Львiв: Вища школа, 1975. -183 с.

37. Психологический словарь / Авт.-сост. В. Н. Копорулина, М. Н. Смирнова, Н. О. Гордеева, Л. М. Балабанова; под общей ред. Ю. Л. Неймера. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. — 640 с.

38. Психология внимания / под ред. Ю. Б. Гиппернейтер и В. Я. Романова. — М.: ЧеРо, 2001. — 858 с.

39. Психология. Словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского и др. М.: Политиздат, 1990. 494 сПсихолопчний словник / за ред. члена-кореспондента АПН СРСР В. I. Войтка. — К.: Вища школа, 1982. -216 с.

40. Психология: словарь / под ред. А. В. Петровского [и др.]. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.

41. Рамендик Д. М. Общая психология и психологический практикум. — М.: Форум, 2011. — 304 с.

42. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб: Питер, 2000. — 712 с.

43. Сидоров П. И., Парняков А. В. Введение в клиническую психологию: учеб. для студ. мед. вузов: в 2-х тт. — М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — Т. 1. — 416 с.

44. Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. — Минск: Харвест, 1998. -800 с.

45. Современная психология: справочное руководство / отв. ред. В. Н. Дружинин. -М.: ИНФРА-М, 1999. — 688 с.

46. Степанов С. С. Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо 2005. -672 с.

47. Столяренко Л. Д. Основы психологии. — Ростов на/Д.: Феникс, 2000. — 672 с.

48. Страхов В. И. Внимание школьников в процессе труда. — Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1961. — 122 с.

49. Страхов В. И. Психология внимания: учеб. пособ. — Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1992. — Вып. II. — 128 с.

50. Страхов И. В. Классификация видов внимания // Вопросы психологии внимания. -Саратов: Изд-во Саратовского гос. пед. ин-та. 1975. — Вып. 7. — С. 3-12.

51. Тертель А. Л. Психология. Курс лекций: учеб. пособ. — М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006. — 248 с.

52. Титченер Э. Учебник психологии: в 2 ч. — М.: Издание т-ва «Мир», 1914. — 514 с.

53. Учебное пособие по общей психологии / тост. — Е. Ю. Черкашина. Красноярск, 1999. — 83 с.

54. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. — М.: Политиздат, 1981. — 445 с.

55. Фрэнкин Р. Мотивация поведения: биологические, когнитивные и социальные аспекты. — СПб.: Питер, 2003. — 651 с.

56. Шапар В. Б. Сучасний тлумачний психолопчний словник. — Харшв: Прапор, 2007. — 640 с.

57. Шапарь В. Б. Словарь практического психолога. — М.: АСТ; Харьков: Торсинг, 2005. — 734 с.

58. Щербатых Ю. В. Общая психология. Завтра экзамен. — СПб.: Питер, 2008. — 272 с.

59. Easterbrook J. A. The Effect of Emotion on Cue Utilization and the Organization of Behavior // Psychological Review. — 1959. Vol. 66. — P. 183-201.

60. Hodgson T. L. Muller H. J. Attentional Orienting in Two-Dimensional Space // The Quarterly Journal of Experimental Psychology. -1999. — Vol. 52 (3). — P. 615.

61. Kahneman D. Attention and Effort. -N. J.: Prentice Hall, 1973. — 245 p.

62. Neural Networks Underlying Endogenous and Exogenous Visual-Spatial Orienting / A. R. Mayer, J. M. Dorflinger, S. M. Rao, M. Seidenberg // Neurolmage. — 2004. — Vol. 23 (2). -P. 534-541.

63. Posner M. I. Orienting of attention // Quarterly Journal of Experimental Psychology. 1980. — Vol. 32. — P. 3-25.

64. Psihologijas vardnica / G. Breslava redak-cija. — Riga: Macibu gramata, 1999. — 157 l pp.

65. Theeuwes J. Exogenous and Endogenous Control of Attention — the Effect of Visual Onsets and Offsets // Perception & Psychophys-ics. — 1991. — Vol. 49 (1). — P. 83-90.

cyberleninka.ru

Произвольное внимание: значение и особенности

Человеку свойственен такой психологический процесс, как внимание. Именно благодаря ему он познает мир.

Различают несколько его типов:

  • непроизвольное – для него не типична ни постановка цели, ни приложение усилий;
  • произвольное – оно, напротив, связано с постановкой цели и формированием намерения к запоминанию;
  • послепроизвольное – тесно связано с предыдущим видом; возникает, когда сам процесс перестает быть в тягость и становится привычным.

Мы решили более подробно разобрать второй тип из указанных, отметив особенности его формирования и развития.

  1. Значение термина в психологии
  2. Характеристики
  3. Произвольное внимание у детей
  4. Как формируется?
  5. Заключение

Значение термина в психологии

Психологи трактуют понятие «произвольное внимание» так: это процесс, характеризующийся сознательным удержанием сосредоточенности на объекте.

Наиболее понятный для обывателя случай – студент перед экзаменом. Представьте ситуацию: в пятницу у молодого человека важный зачет, а он не посещал ни одну лекцию и не был ни на одном семинаре. Во все будние дни, начиная с понедельника, вечерами он сидит и учит сразу по нескольку билетов. При этом студент отказывается от привычных посиделок в кафе и прогулок. У него есть мощный стимул – если успешно сдаст сессию, то сможет получить новенький телефон. Мечты о будущем презенте заставляют молодого человека полностью сосредоточиться на (местами) неинтересном материале.

Различают несколько видов:

  • собственно произвольное – сосредоточение протекает без помех и легко, т.е. не возникает противопоставления между выбранным объектом (деятельностью) и объектом или деятельностью непроизвольного внимания человека;
  • волевое – указанный в предыдущем пункте конфликт налицо;
  • выжидательное – оно вызвано чем-то сознательно ожидаемым (самый распространенный пример – охотник, поджидающий свой будущий трофей);
  • спонтанное – изначально удерживаемое при помощи интереса, далее – усилием воли (вот представьте, вам посоветовали почитать «Сто лет одиночества» Маркеса, и вы с воодушевлением приобрели книгу, но где-то к 20 странице вы поняли, что издание скучновато; дочитали до конца, приложив неимоверные усилия, только потому что не хотели показаться необразованным или глупым в компании).

У произвольного внимания есть одна основная функция – это регулирование того, как протекают психические процессы. Основными причинами, объясняющими такой тип сосредоточения, являются интересы индивида и чувство долга.

Характеристики

Для данной психической деятельности типичны следующие черты:

  • целенаправленность – этот признак дает понимание того, что человек ставит перед собой определенные задачи, и он фокусируется не на любом объекте (например, который привлекателен и интересен), а только на том, который соответствует конечной цели (к примеру, человек заходит в книжный магазин с целью купить учебник по английскому языку, однако истинный предмет его интереса – детективы и фантастика; несмотря на свои увлечения и тягу к совершенно другой литературе, он идет в отдел учебников и выбирает обучающее языковое пособие);
  • организованность – отражает подготовку к будущей «внимательности» и сознательный выбор предмета;
  • повышенная устойчивость – обсуждаемый тип сосредоточенности связан с организацией и планированием работы.

Комплекс данных факторов объясняет важность произвольного внимания в вопросах успешности производимой деятельности и при достижении целей.

Произвольное внимание у детей

У ребенка в основном развит непроизвольный вид сосредоточенности. Его безо всяких усилий привлекает все новое, неизвестное яркое. Начиная обучаться в школе, дети сталкиваются с трудностями именно из-за слабого развития произвольного типа внимания. Они еще не приспособлены к длительному сосредоточению – это приводит к невыполнению задания в классе, потере темпа работы.

Но сосредоточенность можно развить – ученые доказали, что произвольное внимание формируется при общении со взрослыми людьми и при социальных контактах. Основные его механизмы закладываются до 7-8 лет. У ребенка 6 месяцев максимальная длительность одной игры – 14 минут, в семь лет эта цифра значительно увеличивается и превращается в 90-180 минут.

Формирование сосредоточения в дошкольном возрасте предполагает соблюдение всего 3 инструкций:

  • принятие постепенно усложняющихся инструкций;
  • сосредоточение на них во время занятия;
  • развитие навыков самоконтроля.

Как формируется?

Этого можно достичь несколькими способами. Русский педагог и писатель К.Д. Ушинский указал следующие способы:

  1. Усиление впечатления – преподаватель или родитель подчеркивает слова или немного повышает тон голоса; при этом из комнаты должно быть удалено все, на что ребенок может «переключиться».
  2. Прямое требование. Самое известное средство у преподавателей – обращение к классу. Именно отсюда берут свое начало установки «встать», «сесть», «открыть тетради». Оттуда же и долгий выбор ученика для ответа на вопрос во время урока – так весь класс становится более внимательным к словам учителя и мобилизуется.
  3. Меры против рассеянности – это может быть устранение физических (недостаток воздуха, духота) и нравственных причин (монотонность голоса наставника) ее появления.
  4. Занимательность преподавания – хороший учитель способен даже во время изучения самого скучного материала сделать интересное занятие. Благодаря включению игровых и соревновательных моментов урок превратится в увлекательное времяпрепровождение, и материал будет запомнен.

Заключение

Произвольное внимание - причины и особенности развития
psihologia.biz

Развитие произвольного внимания

Развитие произвольного внимания

Упомянутые характеристики внимания (устойчивость, концентрация и др.) в какой-то мере свойственны не только человеку, но и животным. Но особое свойство внимания — произвольность является истинно человеческим. Животные обладают лишь непроизвольным вниманием.

Первоначально внимание у ребенка реализуется с помощью наследственных механизмов. До 10 месяцев он способен лишь к непроизвольному вниманию, его глаза останавливаются на блестящих, ярких предметах и знакомых лицах. Внимание у ребенка проявляется внешне во временной задержке дыхания и ограничении движений, в заторможенности, которая служит для подготовки к действию. После 10 месяцев развивается произвольное внимание, которое всю остальную жизнь сосуществует с непроизвольным. Когда мать называет предмет и указывает на него ребенку жестом, тем самым выделяя его из среды, происходит перестройка внимания ребенка. Оно перестает подчиняться только естественным ориентировочным реакциям, которые управляются либо новизной, либо силой раздражителя, и начинает подчиняться речи или жесту [178].

Наблюдение показывает, что в самом начале формирования любого навыка производится большое число бесполезных движений. Ребенок, который учится писать, двигает всей рукой, глазами, головой, частью туловища и языком. Обучение состоит в усилении только определенной части движений, координации их в группы и в исключении ненужных движений. Произвольное внимание и направляется на торможение ненужных движений.

Развитие устойчивости произвольного внимания у детей изучают, определяя максимальное время, которое могут провести дети разного возраста, сосредоточившись на одной игре. Приведем данные. Так, если максимальная длительность одной игры у полугодовалого ребенка составляет всего 14 минут, то к шести годам она возрастает до полутора часов. Аналогично развивается и концентрация внимания. Если в три года за 10 минут игры ребенок отвлекается в среднем 4 раза, то в шесть лет — всего один раз [230].

Важно отметить, что различные свойства внимания достигают своего расцвета не одновременно. Так, по данным Б. Г. Ананьева [15], оптимум объема внимания относится к 33 годам, наименьший объем наблюдается в период с 18 до 21 года. Наилучшая избирательность внимания тоже достигается к 33 годам. Максимум переключательной способности внимания приходится на 29 лет. Устойчивость внимания достигает оптимума в 34 года.

Как считает П. Я. Гальперин [75], непроизвольное внимание объединяет с произвольным то, что это тоже контроль за объектом восприятия или мышления, но в нем порядок обследования и критерии контроля определяются еще не произвольно, а тем, что «подсказывает» объект своими бросающимися в глаза признаками. Внимание становится произвольным, когда выбор содержания, порядок обследования и способ контроля организуются человеком, исходя из объективных требований задачи. В отличие от непроизвольного, произвольное внимание по своему происхождению не биологическое, а социальное. Оно не продукт созревания организма, а формируется у ребенка только при его общении со взрослыми. Впервые на социальные корни высших форм внимания указал Л. С. Выготский [70]. Он обнаружил, что на ранних фазах развития функция произвольного внимания разделена между двумя людьми — взрослым и ребенком. Первый выделяет объект из среды, указывая на него жестом или обозначая его словом, второй отвечает на этот сигнал, фиксируя взглядом названный предмет или схватывая его. Указание на предмет жестом или словом принудительно организует внимание ребенка, меняя его направление. Таким образом, данный предмет выделяется для ребенка из внешнего поля. Когда у ребенка развивается собственная речь, он может сам назвать предмет, таким образом произвольно выделить его из остальной среды. Функция анализа среды, которая раньше была разделена между взрослым и ребенком, становится для ребенка внутренней (погружается) и выполняется им самостоятельно. Развитие произвольного внимания у детей вначале обеспечивает реализацию только тех целей, которые ставят перед ними взрослые, а затем и тех, которые ставятся детьми самостоятельно.

Произвольное внимание самым тесным образом связано с речью. Развитие произвольного внимания у ребенка проявляется вначале в подчинении своего поведения речевой инструкции взрослых, а затем в подчинении своего поведения собственной речевой инструкции. Только в 2–2,5 года простая речевая инструкция взрослого отчетливо направляет поведение ребенка. Изменения произвольного

[пропущена стр. 64]

лений. Примеры эффективности упреждающего контроля общеизвестны. Если предварительно дают прослушать камертон, то соответствующий звук легко выделяется из сложного аккорда; если песня знакома, ее слова различаются даже в плохой записи; если известно, о чем идет речь, то слова гораздо легче узнаются и в неразборчивом тексте. Когда мы слушаем радиопередачу на родном языке, то понимаем смысл текста даже при очень большой зашумленности, а понимание текста, произносимого на иностранном языке, требует уже высокого качества передачи. В последнем случае узнавание затруднено, поскольку наша память не поставляет нам с достаточной скоростью упреждающие гипотезы о возможном словесном составе воспринимаемой речи. Использование предварительного образца, извлекаемого из кратковременной или долговременной памяти, увеличивает различительную способность в отношении данного объекта и тем самым повышает контраст для него по отношению к другим объектам.

Читайте также

Выработка устойчивого внимания, снижение агрессии и формирование произвольности у детей младшего школьного возраста, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Психокоррекционная программа

Выработка устойчивого внимания, снижение агрессии и формирование произвольности у детей младшего школьного возраста, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Психокоррекционная программа Пояснительная запискаСиндром дефицита внимания с

Развитие внимания

Развитие внимания Человеческий организм от природы обладает огромными резервами для исцеления болезней. Но всегда ли он использует их в полной мере? К сожалению, нет. Если наше сознание «паникует» перед определенным недугом, организм нередко заболевает. Между тем

Развитие внимания

Развитие внимания В развитии внимания у ребенка можно отметить прежде всего диффузный, неустойчивый его характер в раннем детстве. Тот отмеченный уже факт, что ребенок, увидя новую игрушку, сплошь и рядом выпускает из рук ту, которую он держал, иллюстрирует это положение.

Развитие внимания

Развитие внимания Признаки развития устойчивого непроизвольного внимания отчетливо проявляются уже в самые первые недели жизни ребенка. Их можно наблюдать в ранних симптомах проявления ориентировочного рефлекса — фиксации взором предмета и остановки сосательных

2.4. Структура произвольного акта

2.4. Структура произвольного акта Со времени Нарцисса Аха основным становится вопрос: что входит в волевой акт? Если обобщить многие подходы, то можно сказать, что рассматриваются две стороны воли — формирование побуждения (интенции) и ее реализация. Первая связывается с

3.1. Условно-рефлекторные теории произвольного управления

3.1. Условно-рефлекторные теории произвольного управления И. П. Павлов [1951б] считал произвольные движения по механизму их вызова (инициации) условно-рефлекторными, подчиняющимися всем законам высшей нервной деятельности. Однако если разобраться в схеме произвольных

3.3. Сознательность и преднамеренность как признаки произвольного управления

3.3. Сознательность и преднамеренность как признаки произвольного управления Многие авторы определяют волю как сознательное и преднамеренное регулирование своего поведения и деятельности. Еще И. М. Сеченов писал, что всякие произвольные действия должны отчетливо

3.4. Связь произвольного управления с речевыми сигналами

3.4. Связь произвольного управления с речевыми сигналами И. С. Беритов [1961а] писал, что произвольные движения человека характеризуются наличием сознательных целей, которые намечаются для удовлетворения личных и социальных потребностей путем словесного планирования

3.5. Представление как компонент произвольного управления

3.5. Представление как компонент произвольного управления Еще Лукреций Кар (99–45 гг. до н. э.) полагал, что источниками воли являются не только желания, вытекающие из потребностей, но и удовлетворяющие их внешние объекты, представленные в душе в виде образов. В отдельных

3.6. Морфофункциональные структуры произвольного управления

3.6. Морфофункциональные структуры произвольного управления К настоящему времени физиология накопила множество разнообразных сведений о причастности тех или иных участков головного мозга к механизмам произвольного управления. О большой сложности сенсорных аппаратов

Глава 5. Сознательный самоконтроль как форма произвольного управления

Глава 5. Сознательный самоконтроль как форма произвольного управления Как уже говорилось в главе 2, самоконтроль является одной из форм проявления самоуправления действиями и поведением и саморегуляции состояний. Его необходимость подчеркнута Г. С. Никифоровым, автором

9.2. Возрастные особенности произвольного управления

9.2. Возрастные особенности произвольного управления Раннее детство. Развитие произвольного поведения маленького ребенка связано с осуществлением им познавательных действий и с подражанием взрослым. Манипуляции с вещами приводят к установлению ребенком важного для

11.1. Нарушения произвольного управления психическими процессами

11.1. Нарушения произвольного управления психическими процессами Расстройства произвольного внимания. Астенические состояния, вызванные истощением нервной системы в результате перенапряжения, обусловленного длительными переживаниями, чрезмерной умственной

5. Изучение произвольного самоконтроля

5. Изучение произвольного самоконтроля Вопросник для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении (социальный самоконтроль) Методика разработана Г. С. Никифоровым, В. К. Васильевым и С. В. Фирсовой.Инструкция. Прочтите утверждения

УРОК № 7. Тема: Концентрация внимания. Переключение внимания. Объемное зрение.

УРОК № 7. Тема: Концентрация внимания. Переключение внимания. Объемное зрение. Этот урок состоит из трех частей. Каждую из них необходимо осваивать отдельно.Концентрация вниманияЭта тема уже частично знакома тебе. Все предыдущие уроки содержат в себе соответствующую

psy.wikireading.ru

Развитие произвольного внимания в дошкольном возрасте

Произвольное внимание – это процесс сосредоточения внимания на определенном объекте с применением волевых усилий. Уже из определения понятно, что для дошкольника это очень непростая задача, требующая значительного напряжения. Произвольное внимание задействует волевую сферу, которая в данном возрасте еще только складывается. Однако все школьное обучение строится на произвольности познавательных процессов. Поэтому произвольное внимание необходимо развивать, начиная с дошкольного возраста.

Произвольное внимание в познавательной сфере ребенка

Внимание ребенка, как правило, выхватывает из окружающей среды самые яркие, звонкие или особенные иными приметами объекты. Они вызывают интерес, притягивают ребенка, как магнит. В подобных условиях никаких волевых усилий не требуется. Поэтому у детей преобладает именно этот вид внимания, отличающийся непреднамеренностью, и который называется непроизвольное внимание.

Такой же характеристикой обладают и другие познавательные процессы в дошкольном возрасте. Дети непроизвольно воспринимают, запоминают, улавливают основные признаки и взаимосвязи предметов, благодаря чему накапливают большой объем необходимых для жизни знаний. Мячик их заинтересует своей прыгучестью, колокольчик – перезвоном, апельсин запомнится благодаря яркому цвету.

Но непреднамеренного внимания недостаточно, чтобы полноценно осваивать окружающий мир, обучаться новым навыкам и включаться в социальные отношения.

Например, игровая деятельность является свободной и непроизвольной – дошкольник играет тогда, когда хочет играть, и занимается этим ровно столько, сколько ему интересно. А вот такому важнейшему действию, как чистка зубов, ребенок научится только в том случае, если взрослый не просто будет показывать малышу каждое движение, но и поможет ему удерживать в поле внимания последовательность и правильность выполнения шагов этой гигиенической процедуры.

То есть, произвольное внимание призвано помочь ребенку выполнять определенную работу – возможно, не всегда интересную. Или научиться новому, или освоить правила общения, или проверить результат своей продуктивной деятельности и пр.

Чем взрослее становится дошкольник, тем чаще от него ожидают произвольного внимания. Освоить счет, выучить буквы, запомнить стишок, пересказать сказку, научиться читать – все перечисленные и множество других занятий опираются на произвольные усилия. Познавательная сфера ребенка к концу дошкольного возраста качественно меняется, благодаря развитию произвольности.

Длительное поддержание активного внимания является непременным условием формирования готовности к обучению в школе. Поэтому так важно систематически работать над развитием произвольности внимания, чтобы ребенок постепенно привыкал управлять данной психической функцией.

Признаки произвольного внимания

Развитие произвольного внимания тесно связано со становлением волевого действия. Например, дошкольник увлеченно смотрит мультик и хотел бы продлить это занятие как угодно долго. Но звучит строгое распоряжение мамы, что нужно собрать игрушки, а затем пора спать. Каким бы сложным ни был переход от просмотра мультфильма до складывания игрушек (часто со слезами и капризами), однако ребенку приходится перенаправить свое внимание. Без волевых усилий здесь никак не обойтись.

Проявляет ли малыш в таких ситуациях произвольность? Или под давлением родителей автоматически выполняет действия?

На практике наблюдается как первый, так и второй вариант. Вполне может иметь место ситуация, когда плачущий ребенок сбрасывает свои игрушки в соответствующую коробку, нисколько не сосредотачиваясь на процессе. Но часто родители наблюдают и благополучный вариант, когда их дети без капризов принимаются аккуратно раскладывать все по своим местам.

Напрашивается потребность выделить некоторые знаковые признаки, которые свидетельствовали бы о проявлении произвольности. Можно говорить о формировании произвольного внимания, если ребенок проявляет следующие умения:

  • Воспринимает словесную инструкцию (слушает и понимает, что ему нужно сделать);
  • Следует инструкции или показанному алгоритму на протяжении определенного времени;
  • Пытается проконтролировать свои действия или результат.

Чтобы несколько раскрыть содержание перечисленных признаков, рассмотрим, какую значимую роль играет речь для становления волевого внимания.

Речь как главное средство развития произвольного внимания

Слово выступает средством организации внимания. Дошкольник выслушивает просьбу или инструкцию взрослого и выполняет соответствующие действия. В данном случае стопроцентно задействуется именно произвольная функция внимания. В первую очередь ребенку приходится прислушаться к тому, что ему говорят, а затем перенаправить внимание непосредственно на действия и объекты («принеси синюю чашку», «сначала расставь большие кубики, а на них – поменьше» и т.п.).

Речь – самое действенное средство, направляющее внимание дошкольника. В младшем дошкольном возрасте слова, которые произносит взрослый, по сути, служат инструкцией ребенку, куда нужно посмотреть, к чему прислушаться, как повернуться и пр. И на первых порах они имеют простейшие формы: «смотри, как я делаю», «возьми зеленые кружочки», «потрогай, какие колючие иголки у елочки».

Но с каждым годом дошкольник все больше может охватывать вниманием. Поэтому ему посильны для усвоения многошаговые инструкции и распоряжения. Например, воспитатель обучает ребенка рисованию акварелью: «Каждый раз окунай кисточку в воду, а затем в краску – так краска будет лучше ложиться на лист. И обязательно нужно вымыть кисть перед тем, как использовать краску другого цвета.» Это уже алгоритм, который следует использовать постоянно при рисовании. И ребенок с этим справляется.

Чем полнее дошкольник сам осваивает речь, тем больше расширяются его возможности волевого выбора объектов, которым он по очереди будет уделять внимание. Многие дети охотно проговаривают, как они сначала сделают одно, затем посмотрят другое и т.д. Это значит, что они самостоятельно используют слово для управления вниманием.

Взрослым следует побуждать ребенка к тому, чтобы он рассказывал, чем он занимается, что хочет нарисовать или построить. Такой простой метод позволит дошкольнику не отвлекаться и довести свое маленькое дело до конца.

Речевые навыки старших дошкольников позволяют им целенаправленно уделять пристальное внимание отдельным предметам и явлениям, а также сфере социальных отношений. Они задают вопросы взрослым, возможно, мимолетно заинтересовавшись чем-то. Однако полученный ответ может пробудить дальнейший интерес, и дошкольники сосредотачивают внимание, чтобы узнать еще больше.

Игры и упражнения на развитие произвольного внимания

Произвольное внимание в дошкольном возрасте не сформируется как неизбежный результат психического развития ребенка. Произвольность характеризуется проявлением усилий, которые необходимы дошкольнику, чтобы овладеть своим вниманием и направить его на заданные объекты.

Существенную помощь оказывает применение игровых методов, способствующих развитию системы произвольности – проявлять внимательность в нужный момент, быть способным на волевые усилия, уметь сдерживать и контролировать себя самостоятельно, достигать определенных целей.

Примеры игр для детей старшего дошкольного возраста

Игра 1. «Не зевай!»

Дети идут по кругу друг за дружкой. Ведущий подает сигнал «Стоп!», участники тут же останавливаются, трижды хлопают в ладоши и поворачиваются в противоположную сторону. Прозевавший команду, если таковой имеется, выбывает из игры. Все начинают движение в другую сторону. Направление меняется каждый раз после сигнала.

Игра 2. «Волшебное слово». Можно играть, как с 2-3 детьми, так и с группой.

Водящий объясняет участникам, что он будет показывать различные движения, а дети будут их повторять, но только в том случае, если прозвучит слово «Пожалуйста». В ином случае участники должны оставаться неподвижными. Тот, кто нарушил правило, становится водящим.

Игра 3. «Сова»

Один из дошкольников садится на стул – он будет играть роль совы. Ведущий произносит: «День!». Это значит, что «сова» должна закрыть глаза, а другие дети двигаются, как пожелают. Как только прозвучит команда «Ночь!», все активные участники замирают на месте, а сова открывает глаза, «летает» и ловит того, кто нарушил статичное положение. Этот игрок и становится «совой».

Игра 4. «Пишущая машинка» (для детей, умеющих читать)

Играющим вручаются большие буквы, вырезанные из картона. Каждый ребенок имеет только одну букву. Ведущий называет слово и пишет его на доске или демонстрирует на листе бумаги. Дети, с присвоенными им буквами, делают один хлопок ладошками в том порядке, в котором стоят буквы в слове. Когда слово «напечатано», все аплодируют. Рекомендуется использовать простые, хорошо знакомые детям слова: дом, кот, рука, стол, ложка, игра и пр.

Игра 5. «Внимательные соседи»

Дети выстраиваются в круг, а один из них выбирается водящим. Он спокойно ходит внутри круга, неожиданно останавливается напротив одного из играющих и произносит: «Руки!». Тот игрок, к которому обратился водящий, сохраняет свою позу, а его соседи должны поднять одну руку вверх – ту, которая ближе к игроку. Если кто-то ошибся, он становится водящим.

Произвольное внимание - причины и особенности развития
alldoshkol.ru

COMMENTS