Проведение деловых игр

Проведение деловой игры

Следует выделить два аспекта управления игрой: инструментальный и эмоционально-ролевой.

В игре можно, по мнению А. П. Панфиловой, выделить хорошо выраженную последовательность таких шагов [1] : введение в игру, разделение слушателей на группы, погружение в игру, изучение и системный анализ ситуации или проблемы, игровой процесс, общая дискуссия, подведение итогов игры и рефлексия с последующим "выгружением" из игры.

Обычно на этапе введения в игру участников знакомят со смыслом, целями и задачами проводимой игры, общим регламентом, осуществляют консультирование и инструктаж. Однако в случае необходимости игре может предшествовать лекция или беседа по актуальным проблемам, затрагиваемым в игре.

Оптимальный размер группы 5—7 человек; в каждой группе выбирается лидер, и при необходимости распределяются игровые роли, которые могут распределяться как в начале игры, гак и по мере необходимости, по ее ходу.

На этапе погружения в игру участники получают "игровое задание".

Изучение и системный анализ ситуации осуществляются в каждой группе как процедура проблематизации. Участники игры анализируют предлагаемую ситуацию, осуществляют диагностику и ранжирование проблем, договариваются о терминологии, формулируют проблемы и т.д. Кроме того, они получают не только информацию, материалы для анализа, но и установки но поведению и правилам игры, следовательно, происходит процесс ознакомления с правилами и вхождение в ролевое поведение.

Па этапе самой игры осуществляется поиск или выработка вариантов решений, прогнозирование возможных потенциальных проблем, рисков и других последствий рассматриваемых решений и конкретных действий. Разрабатывается проект решения, который визуализируется на плакатах для презентации всем участникам игры.

Каждая группа делегирует представителя своей команды для презентации и обоснования своих решений (этап общей дискуссии — обмен мнениями, оппонирование, вопросы и ответы). Для проведения межгруппового общения изменяется пространственная среда игры и распределяются специальные роли, как правило, исполняющие игровые функции ("адвокат дьявола", провокатор, оппонент, критик и т.д.). По итогам дискуссии может выступить и преподаватель, но лишь с комментариями по содержанию дискуссии, по проектам, а не вообще по всей игре.

Необходимость этапа подведения итогов особенно важна, так как здесь оцениваются решения. Кроме того, на этом этапе подсчитываются баллы, штрафные и поощрительные очки, выявляются лучшие команды, игроки, проекты. Игра получает логическое завершение.

Рефлексия устанавливает обратную связь с процессом деятельности и позволяет провести мониторинг мнений и выяснить степень удовлетворенности, потери и приобретения. Здесь проявляется информация о трудностях, которые испытали участники, об их удачах и личных достижениях.

"Выгружение" из игры посвящается формулированию "уроков", которые можно извлечь из проделанной работы.

Главным преимуществом деловой игры является практическая форма приобретения опыта применения знаний. Снимается противоречие между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности, системным характером используемых знаний и их принадлежности разным дисциплинам.

Игровая форма соответствует логике деятельности, включает момент социального взаимодействия, готовит к профессиональному общению. Игровой компонент способствует большей вовлеченности обучаемых.

Деловая игра насыщена обратной связью, причем более содержательной по сравнению с применяемой в традиционных методах.

В игре формируются установки профессиональной деятельности, легче преодолеваются стереотипы, корректируется самооценка. Традиционные методы предполагают доминирование интеллектуальной сферы, в игре проявляется вся личность.

Метод провоцирует включение рефлексивных процессов, предоставляет возможность интерпретации, осмысливания полученных результатов.

Опыт, полученный в игре, может оказаться даже более продуктивным в сравнении с приобретенным в профессиональной деятельности. Это происходит по нескольким причинам. Деловые игры позволяют увеличить масштаб охвата действительности, наглядно представляют последствия принятых решений, дают возможность проверить альтернативные решения.

В результате, как отмечает А. П. Панфилова (табл. 8.1):

• повышается интерес к учебным занятиям и к тем проблемам, которые моделируются и разыгрываются на деловых играх;

• обучаемые получают и усваивают большее количество информации, основанной на конкретных примерах, что способствует приобретению участниками игры навыков принятия конструктивных решений;

• изменяется мотивация обучаемых к освоению инновационных знаний;

• растет самооценка обучаемых, а для тех, у кого па начало игры самооценка была завышена, она становится более объективной;

• накопленный в процессе деловой игры опыт даст возможность более правильно оценивать возможные реальные ситуации;

• участие в деловых играх развивает инновационное, аналитическое, экономическое и психологическое мышление обучаемых, что в конечном счете влияет на ментальность участника игры.

Однако деловая игра, как и любая другая интерактивная технология, имеет как преимущества, так и ограничения.

Достоинства и недостатки деловых игр [2]

Деловая игра позволяет сместить акцент академических знаний на значимую деятельность для конкретной профессии

Отсутствие методически глубоко проработанного способа развертывания какой-либо профессиональной деятельности в игре приводит к тому, что многие разработанные игры реально "не играют"

Имитация ситуации деятельности осуществляется в реальном учебном процессе, что обеспечивает подготовку специалистов

Условия мнимой ситуации требуют выполнения игровых (мнимых) действий, что требует нужной компетентности участников игры, в противном случае игра может нанести ущерб содержанию обучения или привести к потере учебного времени

Методических разработок по деловым играм существует очень много, что позволяет найти (адаптировать) подходящую разработку для занятия по дисциплине учебной программы

Каждый автор вырабатывает свои собственные принципы конструирования игры (не всегда удается прописать все необходимое), что не позволяет использовать такие разработки в широкой практике

Игра является коллективным методом приобретения навыков коммуникаций и сотрудничества, чему способствует "управляемое эмоциональное напряжение", вызывающее включенную активность

Ролевое взаимодействие может привести к конфликту не только мнений, но и интересов, что может спровоцировать конфликт и привести к освоению негативного опыта взаимодействия

  • [1]Панфилова А. II. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала.
  • [2] Составлено по: Панфилова А. П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала. С. 177.

Технология проведения деловой игры

Деловая игра предполагает практическую работу по моделиро­ванию различных производственных и педагогических ситуаций с помощью игротехнических средств. Моделирование в игре — это структурный элемент, присущий исключительно деловым и ро­левым играм взрослых. В широком смысле под моделированием понимается замена непосредственного экспериментирования со­зданием и манипулированием объектами (макетами), замещаю­щими реальный объект изучения. Модель реализуется через пра­вила. Правила игры — это те положения, в которых отражаются сущность игры, соотношение всех ее компонентов. Правила могут быть перенесены в игры из культурного контекста, взяты из жиз­ни или придуманы специально для игры. В зависимости от сферы, которая подвергается игровому моделированию, деловые игры делятся на социально-экономические, производственные, соци­ально-культурные, управленческие, экономические, политические и др.

Этап подготовки деловой игры[36, 78]

1.Выбор темы и диагностика исходной ситуации.

2. Разработка сценария и игрового контекста, являющегося спе­

цифическим и обязательным компонентом в конструкции дело­

вой игры. В содержание сценария входят: определение целей и за­

дач, прогнозирование ожидаемых результатов (игровых и педаго­

гических), описание изучаемой проблемы, обоснование постав­

ленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры

игры, содержание ситуации и характеристики действующих лиц.

Цели и задачи деловой игры формируются исходя из задач обу­чения, содержания изучаемых теоретических проблем и тех уме­ний, которые должны быть обретены участниками в процессе обучения.

При конструировании деловой игры на занятиях в системе по­вышения квалификации педагогов подбирают ситуации, наибо­лее типичные по структуре деятельности для преподавателя, мас­тера производственного обучения, классного руководителя и т.п., что и обеспечивает профессиональный контекст игры.

Игровой контекст обеспечивается: введением новых правил, игровых прав и обязанностей игроков и экспертов; введением пер­сонажей; исполнением двойных ролей; введением противополож­ных по интересам ролей; конструированием поведенческих про­тиворечий; разработкой системы штрафов, поощрений, премий; визуальным представлением результатов, что излагается в игро­вой документации.

3. Диагностика возможностей группы, игровых качеств буду­

щих исполнителей ролевых функций, объективных обстоятельств,

влияющих на ход игры.

1.Ознакомление участников и экспертов с исходной информа­

2. Формирование мини-групп (по 4 — 5 человек), создание ар­

битража (экспертов, 4 — 5 человек), информирование участников

об условиях игры, введение игровых правил, вручение игровых

3. Совместное определение задач игры и учебных задач; обсуж­

дение режима работы. Сбор дополнительной информации, изуче­

ние специальной литературы. При необходимости участники об­

ращаются к ведущему и экспертам за консультацией.

4. Распределение ролей. Запрещено отказываться от получен­

ной роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подав­

лять активность участников, нарушать регламент и этику пове­

С момента начала игры нельзя вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они отдаляются от главной цели игры. В зависимости от вида дело­вой игры могут быть использованы различные типы ролевых по-

зиций участников (например, «генератор идей», «имитатор», «эру­дит», «аналитик», «организатор», «тренер», «инициатор», «кон­серватор», «программист», «лидер», «независимый» и т.д.). Возможный ход деловой игры:

1) анализ исходной информации;

2) подготовка к выполнению ролевых функций и заданий;

3) выполнение участниками ролевых функций, имитация под­

При проведении деловой игры часто используется соревнова­ние между микрогруппами. Состязательность — мощный побуди­тельный фактор активизации познавательной деятельности, по­скольку в учебном процессе взрослых действуют мотивы профес­сионально-престижного свойства. Никому не хочется «ударить в грязь лицом» перед своими коллегами, каждый стремится пока­зать, что и он «чего-то стоит» в профессиональном смысле, готов поделиться опытом, продемонстрировать глубину аналитическо­го мышления, знания проблем и т. д. В этом случае для усиления фактора состязательности применимы иногда и оценки в баллах.

1. Анализ результатов игры участниками.

2. Выступления экспертов, обмен мыслями, защита участника­

ми своих решений и выводов.

3. Подведение итогов игры преподавателем, который отмечает

достигнутые результаты, ошибки, формулирует окончательный

Особое значение приобретает в деловой игре совместное об­суждение ее результатов, анализ полученного опыта. При этом важно:

— установить проблемы и явления, которые имели место в игре;

— определить и показать соответствие игры реальной жизни;

— выявить причины различного поведения участников;

— выяснить, имеют ли место в реальной жизни подобные об­

— предложить, что нужно изменить в игре, чтобы достичь луч­

— предложить, что следует изменить в реальной жизни.

В ходе игры преподаватель может занимать разные позиции: быть руководителем игры (игротехником); выступать в одной из ролей (игровая позиция) или в роли помощника и консультанта (фасилитатора); наблюдать и оценивать по окончании действия участников (позиция эксперта).

Характер деловой игры зависит от степени ее сложности (коли­чество участников, длительность во времени, сложность самой задачи), проблемности (конфликтность ситуации, противоборство сторон), а также от степени импровизации участников (от зара­нее заданных действий до свободной импровизации).

Для подготовки таких игр требуется время, но интерес взрос­лых к ним необычайно высок. Очень часто в процессе игры участ­ники в состоянии эмоционального подъема прибегают к имита­ции, драматизации.

Совместная деятельность в деловой игре часто имеет характер ролевого взаимодействия, осуществляемого в соответствии с пред­писанными или принимаемыми в ходе самой игры правилами и нормами. В педагогике любые игры (деловые, ролевые и др.) свя­заны с определенными правилами (условиями) для играющих. Ролевое взаимодействие в деловой игре делает ее похожей на ро­левую игру.

Реальность проигрывания ситуаций, механизм совместной де­ятельности и системы общения и отношений приближают метод деловых игр к условиям практической деятельности реальных ра­ботников некоторой функционирующей социально-экономиче­ской системы. Это одно из важных отличий деловой игры от орг-деятельностной.

Деловая игра как метод включает в себя другие формы актив­ного обучения. Например, в процессе ее подготовки и обсужде­ния результатов используются методы дискуссии, анализа конк­ретных ситуаций, действия по инструкции, разбора почты, ре­шения производственных задач и др. Таким образом, на основе деловых игр синтезируются разнообразные методы обучения, и при этом эффект от использования названных приемов в комп­лексе с игровыми средствами значительно повышается.

Ролевая игра как игровой метод характеризуется наличием за­дачи или проблемы и распределением ролей между участниками для ее решения. Ролевая игра (по существу, игра-драматизация) — это процесс, в котором участникам предлагается «сыграть» другого человека или «разыграть» определенную проблемную ситуацию. Ина­че говоря, ролевые игры представляют собой небольшие сценки спланированного или произвольного характера, отражающие мо­дели жизненных ситуаций.

Ролевая игра — это эффективная отработка вариантов поведе­ния в тех ситуациях, в которых могут оказаться участники семи­нара (например, аттестация, защита или презентация какой-либо наработки, конфликт с коллегами и др.). Игра позволяет приоб­рести навыки принятия ответственных и безопасных решений в Жизни.

Роль и ее принятие являются важнейшими составляю­щими ролевой игры. Исполнение роли представляет собой точ­ное, буквальное воспроизведение деятельности другого человека

(например, учителя, учащегося, заместителя директора по опыт­но-экспериментальной работе, директора, методиста районного (городского, областного) методического центра и т.д.).

Принятие роли осуществляется на когнитивном, эмоциональ­ном и поведенческом уровнях.

Согласно М. Форвергу, человек может принимать роль через:

присвоение внешних черт поведения;

присвоение норм поведения;

присвоение социальных задач, стоящих перед ролью.

Поскольку в ролевой игре участник исполняет роль какого-либо персонажа, а не свою собственную, он может свободно эк­спериментировать и не бояться, что его поведение будет выгля­деть глупым или неадекватным.

Признаком, отличающим ролевые игры от деловых, является отсутствие системы оценивания по ходу игры. В роле­вых играх действия игроков стимулируются самим игровым комп­лексом, в который включаются элементы среды, внешние по от­ношению к объекту моделирования. Игроки самостоятельно ана­лизируют сложившуюся по ходу игры ситуацию, за счет чего до­стигается самоорганизация участников.

Руководитель ролевой игры, как правило, не является непос­редственным участником игрового комплекса. Он — лицо «за кад­ром», задача которого состоит в создании и поддержании усло­вий, репрезентирующих объективную реальность с помощью опо­средованных игровых методов: театральных персонажей, газетных публикаций, писем, конференций и т.д.

Ролевые игры непрерывны. Это означает, что игра не прерыва­ется для обсуждения. В ролевой игре нет процедурных средств, воздействующих на игроков, таких, как мнение экспертов или ведущего. Все это обеспечивает определенную естественность и максимальную погруженность участников в игровой процесс. В отличие от других игр в ролевой игре в зависимости от ее целей решения могут приниматься как коллективно, так и индивиду­ально.

Эмоциональный эффект ролевой игры строится на «прожива­нии» участниками нового опыта в игровой обстановке, на своего рода открытиях, которые совершает человек, участвуя в игре.

Игровые действия связаны с целевым аспектом игры. Они могут задаваться сценарием, ведущими игры (преподавате­лями) или нормативными документами, а могут быть сформули­рованы (избраны) игроками в соответствии с собственным ви­дением ситуации. С точки зрения самостоятельности действий игроков и жесткости игровых правил игры могут быть поделены на «жесткие», «свободные» и занимающие промежуточное поло­жение (в которых достигнут своеобразный компромисс между первыми двумя).

Процесс игры отличает этот метод обучения от анализа ситуа­ций и тренинга. В процесс игры предполагается обязательное вклю­чение дополнительных вводных, которые могут существенным образом повлиять на игровые роли и действия участников.

Источники:

Проведение деловой игры
Проведение деловой игры Следует выделить два аспекта управления игрой: инструментальный и эмоционально-ролевой. В игре можно, по мнению А. П. Панфиловой, выделить хорошо выраженную
http://studme.org/78288/menedzhment/provedenie_delovoy_igry
Технология проведения деловой игры
Технология проведения деловой игры Деловая игра предполагает практическую работу по моделиро­ванию различных производственных и педагогических ситуаций с помощью игротехнических средств.
http://megaobuchalka.ru/8/31638.html

(Visited 2 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Не подскажешь что нам задали 22 истины, которые помогут вам проснутьсяПрожить стоящую жизнь, сделать то,… (1)

Жена хочет чтобы меня имел мужчина Мой парень хочет чтобы я переспала с другимМой парень хочет… (1)

как отомстить человеку за унижение Как отомстить обидчику и врагамКак отомстить обидчику и врагам. Про… (1)

Как хороший мужчина без слов говорит «Я тебя люблю» Но это не значит, что они никак не показывают свои… (1)

Как построить идеальные отношения с девушкой Блог №1 о том, Как соблазнить девушку? Как построить идеальные… (1)

COMMENTS