Психологическое время личности — особенности восприятия

ВИДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ

Изучение психологических аспектов восприятия и переживания времени ведется чуть ли не с первых дней существования науки психологии. Уже в начале XX века психологи довольно подробно изучили временные свойства ощущений и образов восприятия (так называемое «чувство времени»), С середины XX века исследовательские интересы сместились на изучение более «глобальных» временных аспектов психики, например, стали активно исследовать «психологическое время» личности и ее отдельных подструктур.

Автор, рискуя навлечь на себя немилость коллег-психологов, выделил три основных вида психологического времени:восприятие,представление и концепция времени (табл. 10), Разумеется, выделенные виды ни в коей мере не являются строгой научной систематизацией. Виды времени и их описания, представленные в таблице, предназначены скорее для того, чтобы охватить наиболее известные феномены «психологического времени», изучаемые современной психологией, в удобной для всех изучающих ТМ форме.

Виды психологического времени

Глава 1 Природа времени

Вообще-то говоря, по каждому виду психологического времени, вынесенному в отдельные пункты данной таблицы, написано довольно много серьезных книг и научных статей. Подробное рассмотрение каждого из пунктов таблицы заняло слишком бы много времени.

Например, такая сторона личностного времени, как внутренняя концепция «событий — обыденности», весьма подробно рассматривается в экзистенциальной философии и в экзистенциально-ориентированной психологии и психотерапии. «Событие» — личностно значимая для человека «часть мира», имеющая собственные уникальные пространственно-временные характеристики. Причем границы и особенности динамики пространственно-временных характеристик события зависят в первую очередь от характера индивидуального переживания и понимания происходящего. Очевидно, что проживание внутрисобытийного времени и последующее его понимание будут сильно различаться у разных людей, даже если они объективно находились в одной и той же ситуации.

Обобщить временные характеристики «событий» и построить формальную модель «событийного времени» невозможно, но можно «постичь» временные характеристики чужого события, «соприкоснуться» с ним посредством качественно выстроенной коммуникации. Качественно выстроенная коммуникация («подлинный диалог») эмпатий-но вовлекает нас в переживание события, делает его соучастником, и тогда нам становится доступным понимание временных характеристик события («так, как если бы на месте этого человека был я»). «События» составляют историю личности и определяют содержание и временные характеристики его судьбы в целом.

«Обыденность», которая противопоставляется «событиям», вообще не наделяется временными характеристиками. По своей сущности обыденность является отрезком жизни, в котором событий не происходит. Обыденность — это период ожидания событий (во время которого мы испытываем разного рода экзистенциальные эмоции — скуку, тревогу, тоску и т. п.) или создания их посредством своей активности. Этот от-резокжизни может быть измерен часами, но с субъективной точки зрения он является авременным, «пустым», «неподвижным». Недаром в экзистенциальной философии обыденность любят сравнивать со сном или смертью, когда человек «как бы не существует».

О Вспомните каких-либо ярких представителей своей профессии, с ко-• торыми вы лично знакомы. У кого из них более точное представление о времени в процессе работы: у молодых или пожилых; у начинающих или у имеющих большой трудовой стаж; у мужчин или у женщин?

1,14. Временная перспектива и временная трансспестива

Какие еще личностные особенности, характерные именно для вашей профессиональной деятельности, имеют большое значение для точного представления времени в различных трудовых ситуациях?

Что именно в вашей работе является «событием» (неважно, хорошим или плохим)? А что в вашей работе является «обыденностью»? Каким образом вы можете превратить «обыденность» в «события»?

ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА

И ВРЕМЕННАЯ ТРАНССПЕКТИВА

Для более четкого понимания видов психологического времени можно предложить схему, иллюстрирующую субъективное время человека в целом.

Внутренняя концепция, философия времени,

В каждый момент времени человек находится в том самом времени, которое субъективно ощущается им как «настоящее» (см. табл. 10, столбец «Восприятие времени»). Однако по своей природе «настоящее» является крайне неуловимым временным интервалом (или ощущением этого интервала) и постоянно «ускользает» от четкого осознавания. Реально же человеку гораздо удобнее (и для него это более естественно) осознавать время, связанное с какой-либо конк-

Глава 1. Природа времени

ретной ситуацией его жизнедеятельности. Это актуальное осознава-ние включает в себя не только постоянно исчезающее «настоящее», но и оценку этого самого настоящего в связи с актуальным (субъективно близким, непосредственно связанным с настоящим) прошлым и актуальным будущим. Данная целостная оценка времени, «привязанная» к ситуации жизнедеятельности, в нашей терминологии есть не что иное, как представление о времени (столбец «Представление о времени» в табл. 10).

Восприятие времени и представление о времени неразрывно связаны между собой (на рисунке изображены в виде сферы, внутри которой бегущий человечек) и вместе составляют ситуативную временную перспективуличности. При желании человек может полностью, ясно и четко осознать свою временную перспективу в любой ситуации жизнедеятельности, ему достаточно лишь сосредоточить внимание на ощущении настоящего и рационально оценить (проанализировать) временные аспекты того, что недавно было, и то, что сейчас произойдет.

В течение своей жизни человекдвижется от одной ситуации кдру-гой (цепочка стрелок в верхней части рисунка), и здесь уже в силу вступают временные законы и правила, содержащиеся в «концепции времени» человека (столбец «Концепция времени» в табл. 10). Именно на основе этих законов человек выстраивает трансспекгявусобственной жизни, отличая события от не-событий (обыденности) и выстраивая их в осмысленную (взаимосвязанную) цепочку: из прошлого — через настоящее — в будущее. Прошлое во многом предопределяет поведение человека в настоящем (от одних событий прошлого он бежит, другие старается повторить или удержать и т. п.), а будущее (какмотивационно заряженные «образы целей») как бы притягивает настоящее к себе, также во многом определяя его временные свойства.

Трансспектива — это невидимая линия, направляющая поступки человека от событий прошлого (воспоминаний о них) к мечтам и целям будущего через понимание и оценку настоящих событий. В контексте трансспективы события настоящего не просто воспринимаются или переживаются — они наделяются смыслом.

«Концепция времени» задает вектор субъективного времени человека, а также формирует саму субъективную «систему отсчета» индивидуального личностного времени, определяя его «масштаб».

«Концепция времени» выражается в жизненной стратегии личности и может быть частично осознана и частично изменена. Напри-

1.14. Временная перспектива и временная трансе пегтиеа_________________59

мер, человек может пересмотреть свое понимание «событий» и заново выстроить трансспективу собственной жизни таким образом, что его жизненные планы по достижению рационально поставленных целей станут более реалистичными и достижимыми.

Пожалуй, я несколько увлекся теоретическими построениями касательно психологического времени. Коллег-психологов я прошурас-сматриватьданные построения каксвоего рода «научную провокацию» (автор вполне сознательно использует традиционные термины, вроде предложенной еще К. Левиным «временной перспективы», но наполняет их собственным содержанием) и пищу для размышлений.

Неискушенному в психологии читателю важно лишь понимать, что для успешного решения задач стратегического ТМ необходимо разобраться (самостоятельно или с помощью психолога) с собственной временной трансспективой. Чтобы успешно управлять временем своей жизни, неплохо было бы знать, «от чего я бегу, к чему стремлюсь, и вообще, по каким законам течет время моей жизни».

Для эффективного решения задач повседневного, «оперативного» ТМ достаточно как следует разобраться в своей временной перспективе. Дело в том, что у каждого человека существует как бы собственный (зачастую не очень хорошо осознаваемый) способ восприятия и представления времени. У кого-то переживание («чувство») настоящего момента длится секунды, а у кого-то — минуты. Кто-то лучше помнит свое «актуальное прошлое» (и ориентируется на него в настоящем), кто-то в большей степени руководствуется в своем настоящем интуитивными догадками об «актуальном будущем». Точное знание всех этих стилевых особенностей, того, как вы привыкли обращаться со временем, позволит вам более эффективно освоить и применять методы ТМ.

С\ Представьте или вспомните такую ситуацию, когда вы были максималь-, но погружены в настоящее (при этом «актуальное прошлое» и «актуальное будущее» как бы пропадают). Приведите примеры таких ситуаций.

Вспомните ситуации своей жизни, когда «актуальное прошлое» преобладало во временной перспективе (когда вы были полностью погружены в воспоминания о недавнем событии, а настоящее и будущее как бы не существовали). Приведите примеры.

Вспомните ситуации, когда «актуальное будущее» преобладало во временной перспективе (когда вы таксильно ожидали чего-либо или стремились к чему-либо, что прошлое и настоящее исчезали). Приведите примеры.

Как вы считаете, как должны быть распределены компоненты временной перспективы в различных ситуациях вашей профессиональной деятельности, чтобы она была успешной?

Глава 1. Природа времени

Можно ли управлять временной перспективой таким образом, чтобы она наиболее соответствовала характеру работы? Если можно, то каким образом?

infopedia.su

Восприятие времени

Восприятие времени — необычная форма восприятия в том смысле слова, что для такого восприятия не существует специализированного органа чувств. Тем не менее очевидно, что восприятие времени в действительности существует и включает в себя достаточно точную оценку таких параметров времени, как его продолжительность, скорость, ускорение или замедление.

Известны механизмы восприятия человеком времени, причем их несколько. Считается, что восприятие человеком времени обеспечивается с помощью так называемых биологических часов, которые представляют собой выверенные во времени циклические обменные процессы, происходящие в организме. Сравнивая с ними ход реального времени, человек имеет возможность оценивать его во всех указанных выше параметрах. Е1а роль биологических часов могут претендовать многие процессы, например ритмические сокращения или расслабления сердечной мышцы, ритмика дыхания, ритмика движения рук и ног человека при ходьбе, суточные обменные процессы, происходящие в организме, ритмика электрической активности мозга и, вероятно, некоторые другие, пока что в достаточной степени не изученные, но подчиненные определенной ритмичности или цикличности органические процессы.

Восприятие времени обусловлено не только ходом «биологических часов», но также содержанием и характером деятельности, которой заполнен воспринимаемый человеком промежуток времени. Чем более насыщенным делами и расчлененным на небольшие интервалы является данный отрезок времени, тем более длительным в субъективном плане он представляется человеку. Прошедшее время в наших воспоминаниях кажется нам тем более длительным, чем больше оно было занято значимыми для нас событиями, и, наоборот, кажется нам короче, если за это время никаких существенных для нас событий не произошло. Время ожидания желательного события, особенно в том случае, если мы «торопим» его наступление, обычно в нашем восприятии удлиняется (ход времени как бы замедляется). Если же соответствующее событие для нас нежелательно и мы мысленно стремимся к тому, чтобы оно не наступило как можно дольше, то его ожидание в нашем сознании, напротив, сокращается (ход времени в его субъективном восприятии, напротив, ускоряется). Время, заполненное событиями с положительным эмоциональным оттенком, уменьшается в его переживании человеком, а время, заполненное событиями с отрицательным эмоциональным оттенком, соответственно увеличивается по продолжительности.

На субъективную оценку длительности времени влияют и индивидуальные различия людей. Так, в опытах X. Эренвальда одни испытуемые демонстрировали стойкую тенденцию недооценивать, а другие — переоценивать время. В связи с этим X. Эренвальд высказал предположение о необходимости различать два индивидуально своеобразных типа оценивания времени: брадихронический и тахихрониче- ский. Первый отличается переоценкой скорости времени, второй — ее недооценкой, причем индивидуальные различия между людьми, соотносимые с этими двумя типами оценки времени, оказались устойчивыми.

Одна из первых попыток разработки общей теории восприятия времени, основанная на идее его оценки с помощью биологических часов, связана с именем X. Хогланда. Согласно теории Хогланда, сам мозг человека располагает своеобразными биологическими часами, регулирующими скорость протекающих в организме процессов обмена веществ, которая в свою очередь влияет на восприятие времени.

Ход внутренних биологических часов зависит от температуры тела, которая соответственно может замедлять или ускорять происходящие в организме процессы. Увеличение температуры тела ускоряет протекающие в организме процессы, и человеку вследствие этого начинает казаться, что время течет быстрее.

Точка зрение на механизм восприятия человеком времени, отличная от изложенной выше, заключается в том, что восприятие времени может быть результатом сложной когнитивной активности человека. Более конкретно и точно эта мысль формулируется следующим образом. Восприятие времени — это продукт сложной умственной деятельности человека, и оно определяется природой и масштабом когнитивной обработки информации, выполненной за соответствующий промежуток времени. Эту теорию восприятия времени можно назвать когнитивной теорией.

Есть и некоторые другие теории восприятия времени. Например, создавая свою теорию восприятия времени, известный исследователь в этой области Р. Орштейн исходил из того, что восприятие человеком продолжительности какого-либо временного отрезка зависит от того, что сохранилось в его памяти из тех дел, которые были выполнены за данный отрезок времени. Субъективно оцениваемая продолжительность времени зависит, согласно теории Орштейна, от количества информации, которое за это время было воспринято или переработано человеком: чем больше объем соответствующей информации, тем большим кажется человеку отрезок времени, в течение которого происходил процесс получения и обработки данной информации. В основе теории Р. Орштейна лежит, таким образом, утверждение, в соответствии с которым воспринимаемая продолжительность временного отрезка определяется количеством информации, сознательно усвоенной человеком за данный отрезок времени и сохраненной в его памяти. Увеличение как числа событий, так и степени их сложности ведет к росту объема информации, подлежащей обработке, и соответственно время начинает восприниматься как более продолжительное.

Заполненность временного отрезка событиями — это все же не главный и не единственный психологический фактор, участвующий в восприятии и оценке времени. Основное, по-видимому, заключается в том, какое значение произошедшие события имеют для человека. Если они были для него интересными, эмоционально приятными, то человеку будет казаться, что время прошло слишком быстро. Если же они оказались для него неинтересными или неприятными, то у человека может сложиться впечатление, что время текло слишком медленно. Кроме того, оценка времени может зависеть от сложности и напряженности работы, выполненной в течение соответствующего промежутка времени. Если это была сложная и напряженная работа, то время ее выполнения обычно кажется человеку более длительным, чем время выполнения простой и легкой работы.

На восприятие времени влияют не только указанные выше особенности выполняемой работы, но и другие ее характеристики, например то, насколько эта работа знакома человеку и предсказуема. Если речь идет о знакомой, хорошо организованной и предсказуемой деятельности, когда человек заранее знает, чего ему следует ожидать, в какой последовательности необходимо выполнять те или иные действия, чтобы успешно справиться с полученным заданием, то он будет воспринимать текущее время достаточно точно. Е1апротив, если задание для человека незнакомое, непредсказуемое, а он точно не знает, что именно ему следует делать, чего в конечном счете ожидать, то время будет восприниматься и оцениваться менее точно.

В еще одной теории восприятия времени, которая связывает его с когнитивными процессами, в частности с вниманием, утверждается, что восприятие времени может зависеть от внимания. Согласно данной теории (обозначим ее условно как теорию восприятия времени в зависимости от внимания), восприятие времени определяется тем, какое внимание человек уделяет самому ходу течения времени. Французский ученый П. Фресс в связи с этим отмечал, что чем больше человек обращает внимание на время, тем медленнее оно течет в его сознании. Е[апротив, если работа, которой занимается человек, трудная, интересная и не позволяет человеку обращать внимание на время, то ему может казаться, что время идет достаточно быстро. Согласно этой концепции, промежуток времени, заполненный делами, отвлекает внимание человека от оценки хода времени, а интервал времени, не заполненный делами, напротив, привлекает внимание к оценке времени. В результате меняется и восприятие времени человеком. Другими словами, чем больше внимания мы уделяем времени как таковому, тем медленнее оно течет в нашем восприятии и сознании.

Существует и комплексная, когнитивно-биологическая теория восприятия времени. В ней утверждается, что восприятие человеком времени зависит как от сложных взаимодействий между внешними условиями, в которых время человеком воспринимается и оценивается, так и от процессов, происходящих в организме. Относительное влияние эндогенных (органических) и экзогенных (внешних, когнитивных) факторов на восприятие времени связано не только с продолжительностью оцениваемого промежутка времени. Существует много других факторов, способных повлиять как на биологические, так и на когнитивные процессы, а через них и на восприятие времени. Среди этих факторов можно назвать следующие:

  • — способ измерения (оценки) времени;
  • — действия, выполняемые человеком в соответствующий промежуток времени;
  • — органы чувств, вовлеченные в процесс выполнение соответствующих действий.

Восприятие времени зависит также от того, когда люди были поставлены в известность о том, что им необходимо оценивать время: до или после того, как соответствующий промежуток времени истек, от пола испытуемого, его психологического состояния, возраста и ряда других факторов. Установлено, что восприятие человеком времени меняется с возрастом, по мере старения человека. Чем старше он становится, тем больше ему начинает казаться, что такие ежегодные события, как праздники, дни рождения и пр., наступают чаще и проходят быстрее. Всем пожилым людям, кроме того, хорошо знакомо ощущение «мчащегося» или «ускоряющегося» с возрастом времени. Одно из возможных объяснений того, почему людям с возрастом начинает казаться, что ход времени ускоряется, заключается в том, что человек относительно воспринимает продолжительные отрезки времени, такие, например, как интервалы времени между днями рождения или праздниками, сравнивая их со всей прожитой жизнью. Иными словами, при восприятии определенного промежутка времени собственный возраст человека служит некоторой исходной точкой отсчета или шкалой для сравнения.

bstudy.net

Особенности восприятия времени человеком

1.3 Особенности восприятия времени человеком

Время – такая же объективно имеющая действительность, как и пространство, ввиду того, что все явления реальности наблюдаются и во времени и в пространстве. Сам объект познания – время является весьма разносторонним аспектом окружающей действительности.

Особенности восприятия времени вызваны, в основном, самой сущностью времени как объекта отражения и его ролью в жизни людей [7].

Время текуче. Время не может быть воспринято сразу, а лишь последовательно (но не одномоментно): начало, только потом конец. Это относится ко всем «частицам» времени, даже к самым маленьким.

Для восприятия времени у человек нет специального анализатора. Время может быть обнаружено только через движении, или ритм жизненных процессов или с помощью измерителей времени – часов, то есть время познается опосредованно. У взрослого, сформировавшего человека восприятие времени происходит благодаря слаженной работе единой системы анализаторов. У детей такой слаженной системы пока нет

Восприятие времени изменяется внутренними факторами субъекта восприятия времени: значимостью для субъекта временного промежутка, его наполненность, состоянием самого субъекта (увлеченность, ожидание).

Обозначение временных отношений изменчиво. То, что было «скоро», становится через некоторое время «сейчас», а затем – «недавно». Эта отвлеченность, текучесть, незримость времени, его слитность с теми же событиями, важными для жизни, которые ребенок наблюдает, крайне осложняют его выявление и познание.

Механизм восприятия времени человеком до сих пор до конца и полностью не изучен. Затруднения в его исследовании связаны с тем, что у человека не существует данного ему от природы органа чувств, приспособленного именно для восприятия времени. Тем не менее человек может это делать, причем порой достаточно точно оценивая такие параметры времени, как его продолжительность, скорость течения, ускорение или замедление.

Механизм восприятия времени ученые связывают с наличием у человека так называемых «биологических часов». Это строго выверенные во времени ритмические или обменные процессы, происходящие в организме человека. На роль биологических часов могут претендовать сокращения сердечной мышцы, ритмика дыхания человека, ритмические движения голосовых мышц при порождении речи, ритмические движения рук и ног человека во время ходьбы, ритмика суточных обменных процессов (циркадный ритм). Участие обменных процессов, происходящих в организме, в оценке времени экспериментально подтверждается тем, что при воздействии биохимических веществ, ускоряющих или замедляющих эти процессы, соответственно изменяются и оценки человеком времени: имеют место или его переоценка, или недооценка. К примеру, хинин или алкоголь замедляют воспринимаемый ход времени, а кофеин, напротив, ускоряет его.

Субъективно воспринимаемая продолжительность времени зависит от того, чем оно у человека занято. Быстро текущей и более короткой по времени кажется нам интересная и осмысленная деятельность; гораздо дольше для нашего восприятия продолжается та деятельность, которая заполнена бессмысленными и неинтересными для человека занятиями.

Сегодня очевидно, что восприятием времени что-то случилось. Симптомы неполадок с восприятием времени заявляют о себе не только работами историков и социологов с такими говорящими названиями, как, например, «Неполадки с темпоральностью». И не только прочтение Пруста сквозь призму Хайдеггера Юлией Кристевой, прочтение «Пиковой дамы» сквозь призму «Игрока» Достоевского Александром Эткиндом, чтение из современности, к которому призывал экспериментатор Борхес, свидетельствуют о «неполадках с темпоральностью» [1].

По мнению создателя этой концепции Франсуа Артога, в восприятии времени наступил резкий перелом. Особенностью нового восприятия времени, характерного для наших дней, является подавление настоящим двух других членов временной триады. Поглощение настоящим прошлого и будущего превращает настоящее в собственный самодостаточный горизонт и делает невозможным выход за его пределы «в другое время».

Другая особенность нового восприятия времени — это распад связи времен, разрыв непосредственной преемственности между прошлым, настоящим и будущим.

Идея прерывности времени, которая никогда раньше не воспринималась социальными науками всерьез, теперь не только сделалась фигурой мысли, освоенной историками, социологами или антропологами.

Важно подчеркнуть, что новый способ восприятия времени рождается не в последнее десятилетие. Его «предвестники» появляются в разнородных и не соотносимых между собой направлениях мысли конца XIX — начала XX в. Символические разрывы в традиционном образе времени обнаруживаются в столь далеких друг от друга областях, как физика и литература. Поэтому попытка построить их общую интеллектуальную генеалогию, найти между ними «идейную преемственность» кажется обреченной на провал. Конечно, Пруст знал о теории относительности Эйнштейна и читал Бергсона, но было бы преувеличением сказать, что они определили направление его «Поисков».

Внутреннее время, чье родство с феноменологическим временем Гуссерля далеко не однозначно, становится главной структурой Бытия-здесь (Dasein) в философии Мартина Хайдеггера. Чтобы утвердить подлинность внутреннего времени, Хайдеггеру, так же как и другим философам, приходится бороться против идеи «вульгарного времени» — объективного хронологического времени «науки». Подлинная субъективная темпоральность для Хайдеггера характеризуется конечностью, тогда как «вульгарное время» бесконечно, униформно и неопределенно направлено в неопределенное будущее. Прошлое, настоящее и будущее перестают рассматриваться как неразрывное единство и противопоставляются друг другу.

В одном эксперименте человек провел в изоляции два дня, находясь в звуконепроницаемой комнате и занимаясь в это время чем хотел. Через определенные интервалы времени с ним связывался экспериментатор и интересовался, который час (у самого испытуемого часов не было). Оказалось, что в течение первого дня пребывания в этих условиях, когда испытуемый еще находил для себя интересные занятия, его субъективное время шло с ускорением и опережало реальное время почти на четыре часа. Затем «внутренние часы» человека начали постепенно отставать, и к концу четвертого дня пребывания в изоляции он ошибался по сравнению с реальным временем примерно на 40 мин [10].

Также необходимо отметить немалое число факторов, влияющих на восприятие человека. Многие факты указывают на большую роль, которую в восприятии пространства и времени играют движения, причем это относится в основном к зрительному, слуховому и осязательному восприятию. Без движений внешних органов чувств или заменяющего их движения внутренних органов формирование адекватного образа воспринимаемого предмета, по-видимому, не происходит. Характер движений, совершаемых в перцептивной (воспринимающей) системе, играет важную роль в точном установлении реальной картины мира. Было, например, замечено, что создание искусственных препятствий, исключающих движение изображения зрительно воспринимаемого объекта по поверхности сетчатки глаза, приводит либо к искажению, либо к полному исчезновению образа соответствующего объекта. Происходит это, вероятно, по причине адаптации зрительных элементов, палочек и колбочек к воздействующим стимулам или торможения их активности.

Глава 2. Особенности восприятия времени в различных состояниях человека

www.kazedu.kz

Психологические особенности восприятия

Восприятие — это психический познавательный процесс отражения в сознании человека предметов или явлений в совокупности их свойств В результате восприятия формируются образы окружающей действительности.

Восприятие движения окружающих предметов происходит благодаря тому, что перемещение осуществляется на каком-либо фоне. Это позволяет сетчатке глаза последовательно воспроизводить происходящие изменения в положении движущихся тел по отношению к тем элементам, перед которыми или позади которых предмет перемещается.

Восприятие пространства основывается на восприятии величины и формы предметов с помощью синтеза зрительных, мышечных и осязательных ощущений, а также на восприятии объема и удаленности предметов, что обеспечивается бинокулярным зрением (видение двумя глазами).

Восприятие времени — восприятие времени обобщает ряд ощущений, сигнализирующих о длительности, последовательности и скорости течения явлений внешнего мира, а также о внутренних ритмах жизнедеятельности организма. В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения. Участвуют различные анализаторы. Наибольшую информацию дают кинестетические и слуховые анализаторы (эмоциональное состояние и запоминание событий).

Свойства и закономерности восприятия:

1. Осмысленность и обобщенность восприятия. Воспринимая предметы и явления, человек осознает, понимает то, что воспринимает. Восприятие связано с мыслительной деятельностью, с отнесением данного предмета к определенной категории, понятию, с обозначением его в слове (неслучайно дети, встречаясь с незнакомым предметом, всегда спрашивают его название). В восприятии осуществляется не суммирование данных ощущений, а интерпретация этих данных с точки зрения имеющихся знаний. Отдельное отражается в восприятии как проявление общего.

2. Целостность восприятия. В предметах и явлениях реальной действительности отдельные их признаки и свойства находятся в постоянной устойчивой взаимосвязи. В восприятии как в психическом образе предмета также отражаются устойчивые связи между компонентами предмета или явления. Это выражается в целостности восприятия. Даже в тех случаях, когда человек воспринимает лишь некоторые признаки знакомого объекта, он мысленно дополняет недостающие признаки и части этого объекта. Разрозненные части объекта он стремится объединить в целостное образование..

3. Структурность восприятия. Человек узнает различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков. В восприятии осуществляется вычленение взаимоотношений, частей, сторон предмета (дерево воспринимается и интерпретируется как дерево вне зависимости от частных признаков данного конкретного дерева).

4. Избирательная направленность восприятия. Из множества окружающих предметов и явлений человек выделяет в данный момент лишь некоторые из них. Это зависит от того, на что направлена деятельность человека, от его потребностей и интересов. Избирательность восприятия — преимущественное выделение объекта из фона. Если объект и фон равнозначны для данной деятельности, то они могут переходить друг в друга: фон становится объектом, а объект фоном.

5. Предметность восприятия. Предмет воспринимается как объект, обособленный пространством и временем. Предметность выражается в акте объективации, описании сведений, получаемых из внешнего мира к этому миру.

6. Константность восприятия — независимость отражения объективных качеств предметов (величины, формы, цвета) от временных условий. Изображение величины предмета на сетчатке глаза при восприятии его с близкого расстояния и с далекого расстояния будет разным. Однако это интерпретируется как удаленность или приближенность предмета, а не как изменение его величины.

7. Апперцепция — зависимость восприятия от опыта, знаний, интересов и установок личности. В зависимости от прошлого опыта, знаний, профессиональной направленности человек не только избирательно выделяет те или иные предметы, но и избирательно воспринимает различные их стороны.

13. Память и её виды

Память-это познавательный психический процесс отражения, заключающийся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Память — основа психической деятельности. Без нее невозможно понять процессы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания.

Классификация видов памяти.

1. В зависимости от волевых усилий личности:

— непроизвольная; информация запоминается сама собой без специального заучивания в ходе выполнения деятельности. в ходе работы над информацией (развита в детстве);

— произвольная: информация запоминается целенаправленно, с помощью специальных приемов.

Эффективность произвольной памяти зависит от: целей запоминания; приемов заучивания: механическое повторение (механическая память), логический пересказ (логическая память), образные приемы заучивания (зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, комбинированная и др.).

2. По времени хранения материала:

— сенсорная (мгновенная) память — первоначальная мгновенная регистрация сенсорной информации в системе памяти;

— кратковременная память — способ хранения информации в течение короткого промежутка времени (сохраняется не полный, а обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы в течение нескольких суток);

— оперативная память, рассчитанная на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока (от нескольких секунд до нескольких минут), до момента решения задачи;

— долговременная память — хранит информацию в течение длительного срока.

3. В зависимости от момента получения информации:

— генетическая (наследственная) — сохраняет информацию, которая определяет генетическое и физиологическое построение организма в процессе развития и врожденные формы видового поведения (инстинкты). Информация генетической памяти хранится в молекулах ДНК;

— прижизненная — хранит информацию, полученную с момента рождения до смерти. Ее виды:

1. Двигательная — память на лозу, положение тела; Лежит в основе профессиональных, спортивных и автоматических навыков.

2. Образная (зрительная) — память на зрительный образ, преобладает у детей и подростков.

3. Эмоциональная — воспроизведение определенного чувственного состояния при повторном воздействии той ситуации, в которой данное эмоциональное состояние возникло впервые.

4. Символическая: а) словесная — формируется в процессе прижизненного развития; б) логическая (смысловая) — основана на установлении в запоминаемом материале смысловых связей.

Память как процесс обработки информации состоит из таких составляющих:

— запоминание информации — анализ и кодирование поступающей информации. Сенсорная информация кодируется и передается в систему памяти;

— хранение информации — удерживание полученных знаний в течение относительно длительного периода времени;

— воспроизведение — использование данных своего опыта, активизация закрепленных знаний.

1. Эффект Зейгарник. Если людям предложить серию заданий и одни из них позволить довести до конца, а другие прервать, окажется, что впоследствии испытуемые почти в два раза чаще вспоминают незавершенные задания, чем завершенные. Можно сделать вывод: человек непроизвольно удерживает в своей памяти и в первую очередь воспроизводит то, что отвечает ею наиболее актуальным, не вполне удовлетворенным потребностям.

2. Эффект края. При запоминании ряда однородной информации лучше всею по памяти воспроизводится его начало и конец.

3. Эффект реминисценции — улучшение со временем воспроизведения заученного материала без дополнительных его повторений. Чаще всею это явление наблюдается при распределении повторений материала в процессе ею заучивания, а не при запоминании сразу наизусть. Отсроченное на несколько дней воспроизведение нередко дает лучшие результаты, чем воспроизведение материала сразу после его заучивания.

14. Виды внимания: произвольное, непроизвольное

Внимание — направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной и двигательной активности.

Основные свойства внимания:

1. Направленность — избирательный характер протекания познавательной деятельности, произвольный или непроизвольный выбор ее объектов. Направленность также проявляется в более или менее длительном удержании определенных образов в сознании.

2. Сосредоточение — концентрация психической деятельности, отвлечение от постороннего, торможение побочной деятельности.

3. Интенсивность-напряженность внимания. Чем более интересна и сложна деятельность, чем больше влияние отвлекающих реакций, тем более интенсивным (напряженным) будет внимание.

1. По активности и направленности выделяют: Непроизвольное внимание — привлекается предметом или явлением без предварительного сознательного намерения человека и сохраняется без всяких усилий. Причины возникновения непроизвольного внимания:

1) особенности самого раздражителя;

2) степень интенсивности раздражителя: (сильные раздражители привлекают внимание);

3) относительная интенсивность раздражителя: соотношение раздражителя по силе с другими действующими в этот момент раздражителями;

4) контраст между раздражителями;

5) новизна раздражителя: соответствие внешних раздражителей потребностям личности;

6) значимость раздражителя;

7) соответствие интересам личности;

8) влияние прежнего опыта, навыков и привычек;

9) ожидание определенного впечатления.

Произвольное внимание — сознательное направленное сосредоточение. Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой определенные задачи, сознательные цели. Здесь концентрация внимания зависит не от особенностей самих предметов, а от поставленной цели. Произвольное внимание нередко требует значительных волевых усилий. В произвольном внимании проявляется активность личности. Сосредоточение внимания на умственной деятельности облегчается, если в познание включено практическое действие (например, легче удержать внимание на содержании научной книги, когда чтение сопровождается конспектированием).

Послепроизвольное внимание — внимание, связанное с интересами, увлечениями, начатой работой, стремлением завершить ее. Это вид внимания связан с сознательными целями и задачами и вызывается преднамеренно, но уже здесь не требуется заметных волевых усилий для поддержания внимания. При выполнении деятельности в этом случае сначала требуется организация направленности внимания и усилие воли для его поддержания. По мере преодоления трудностей, углубления в деятельность она увлекает человека, возникает интерес к самому процессу деятельности и переход от произвольного к непроизвольному вниманию

1. Объем внимания — определяют как число простых впечатлений или стимулов, осознаваемых ясно и отчетливо. У взрослого человека объем внимания равен 4-6 элементам.

2. Устойчивость — характеристика внимания во времени. Показатель устойчивости — высокая производительность деятельности.

3. Переключение — процесс перехода внимания с одного объекта на другой, с одной деятельности на другую, обусловленное сознательно и преднамеренно поставленной новой задачей.

4. Отвлечение — непроизвольное отклонение внимания с основной деятельности на посторонние объекты, отрицательно влияющее на выполнение работы.

5. Распределение — свойство внимания, которое обусловливает успешность одновременного выполнения 2-х или более видов деятельности (или нескольких действий в процессе деятельности). Уровень распределения внимания зависит от характера совмещаемых видов деятельности, степени их сложности, их привычности.

lektsii.org

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ ЛИЧНОСТИ

«Время есть другое название для жизни» — эта истина рано или поздно осознаётся каждым на собственном опыте. Отношение к жизни — это отношение к времени жизни, ограниченному всего лишь несколькими десятилетиями, быстролетному и необратимому. В этом коротком временном интервале человеку предстоит не просто прожить, но выстроить свою жизнь. Как человек распорядиться отпущенным ему лимитом времени? Успеет ли осуществить свои замыслы и жизненные планы? Удастся ли ему совершить самое главное и таким образом осуществиться как личность? Всё это жизненно важные, экзистенциальные вопросы, которые явно или подспудно тревожат каждого человека. Стать субъектом жизнедеятельности, значит стать если и не властелином времени, то умелым его распорядителем и пользователем. Ведь время подчиняется своим объективным законам, с которыми мы вынуждены считаться.

Время существует в разных формах, соответственно уровням материи. Во-первых, есть физическое время. Его мы обычноимеем в виду и уже давно научились измерять. Физическое время фундаментально, по отношению к нему даётся характеристика других форм времени.

Развитие биологии, особенно теории эволюции и онтогенеза, выявило реальность биологического времени как формы существования живой материи. Биологическое время — время существования особи, вида или живой природы в целом. Оно характеризуется длительностью и последовательностью фаз, необратимостью.

В гуманитарных науках изучается историческое время, относящееся к жизни человечества. В нем выделяются отдельные моменты — исторические события и эпохи. Оно также необратимо: историю нельзя повернуть вспять. Каждая историческая эпоха уходит безвозвратно и служит фундаментом для последующего исторического развития.

Психологи занимаются психологическим временем, которое зависит от физического, биологического и исторического, но обладает специфическими особенностями. В истории психологии отмечена закономерность интереса того или иного научного направления к определенной модальности времени. Так, гештальтпсихология больше всего занималась настоящим временем: нахождение личности в определённом стимульном поле обусловливает её восприятие и поведение.

Если гуманистическая психология, как уже говорилось, придаёт большое значение будущему, то психоанализ рассматривает поведение личности сквозь призму прошлого, ищет в истории личности корни её актуальных проблем и невроза. Что касается бихевиоризма, то он акцентирует внимание на прошлом (проблема навыков) и настоящем (зависимость реакции от действующего в данный момент стимула).

Проблема психологического времени в плане возраста человека глубоко осмыслена Б.Г.Ананьевым (1). Он пишет: «Возраст индивида соединяет метрическое и топологическое свойство времени: длительность существования (исчисляемого с момента рождения) и определённость фазы становления — периода развития индивида» (1, 41). При этом возраст представляет собой сплав натурального и культурного в развитии человека, биологического и исторического времени. Существует глубокое проникновение исторического времени во внутренний механизм индивидуально-психического развития. Б.Г.Ананьев постоянно указывал на значимость исследований влияния социально-экономических факторов и самой эпохи на возрастную изменчивость и своеобразие жизненного пути и в этой связи высоко ценил биографический метод в области психологии развития.

Психологическое время

В психологии человека существует объективное, измеряемое время протекания психических явлений. Это время простой сенсомоторной реакции со своей структурой (латентный и двигательный компоненты), время мыслительного решения задачи от постановки вопроса до нахождения ответа. Есть определённость психических состояний и свойств во времени. Психика как свойство мозга имеет объективные временные параметры в виде скорости, ритмов, темпа, последовательности фаз психических процессов. Во многом это зависит от свойств нервной системы и типа темперамента.

Объективное психологическое время существует и как время психического индивидуального развития с последовательностью фаз и закономерной их длительностью. Возрастные особенности психики первично зависят от количества прожитых лет, фазы жизни — топологии времени. Психологический возраст может не совпадать с биологическим и хронологическим (паспортным). Так что в один и тот же момент один и тот же человек может состоять в разных возрастах, и половозрелость, например, может сочетаться с умственной и личностной инфантильностью.

Наряду с объективным психологическим временем существует и субъективное, т.е. субъективное отражение временных характеристик материальных процессов в природе, обществе и самом человеке. Это, во-первых, непосредственное ощущение и восприятие временных интервалов типа отмеривания и оценивания сравнительно с эталоном. Психология исследует способность человека ориентироваться во времени, находит её зависимость от свойств индивида, его сенсорной организации и темперамента. С другой стороны выяснились зависимости оценки времени от заполненности интервалов. Незаполненные отрезки времени воспринимаются более длительными, насыщенные событиями и впечатлениями — короткими. Но в памяти всё наоборот: заполненные интервалы времени вспоминаются как длинные, а незаполненные, скучные, кажутся короткими.

Ориентация человека во времени зависит от знаний о нём и отражается не только непосредственно в восприятии и ощущениях, но и в мышлении. Благодаря мышлению мы имеем представление о глубине исторического и геологического времени (история Земли), можем думать о бесконечности времени Вселенной и философски соотносить свою жизнь с историей человечества и вечностью. Таким образом, субъективное время — отражение и ориентация в объективном времени — обеспечивается психическими процессами, начиная от ощущений и кончая мышлением.

В этомкруге явлений нас будет особо интересовать субъективное личностное время, или психологическое время личности как отражение в сознании личности её жизненного пути во времени. Конкретная форма представленности субъективного психологического времени личности названа Б.Г.Ананьевым субъективной картиной жизненного пути (СКЖП) (См.гл.6).

В терминах времени личность осознаёт свою жизнедеятельность на жизненном пути. При этом она устанавливает связи между событиями жизни, в том числе причинно-целевые, причинно-следственные. Е.И.Головаха и А.А.Кроник, известные исследователи времени личности, определяют его как форму переживания человеком структуры причинных и целевых отношений между событиями его жизненного пути (2, 213). В СКЖП отражаются случившиеся события и обстоятельства жизни, но также находит своё выражение жизненная программа личности, устремленная в будущее, построенная на основе осознания личностью событий и обстоятельств, их влияния на её жизненные планы (3).

Отражение времени жизни имеет явный аксиологический аспект: человек дорожит временем жизни, хочет успеть воплотиться в делах и вкусить все радости бытия. Ценность времени осознаётся в контексте жизненного пути, что влечёт за собой появление практического отношения к времени: временем не только дорожат, им пытаются овладеть, организуя особым образом свою жизнедеятельность. Поэтому в психологии существует точка зрения, согласно которой личностное время — это психотемпо­ральная организация взрослой личностью своего сознания и самосознания, поведения и деятельности в процессе осуществления жизнедеятельности через определённый способ жизни (4, 5).

Отражение, ценностное отношение и управление временем жизни — необходимые функции субъекта жизнедеятельности. Для их осуществления в трех временных модальностях у человека существуют способности памяти о прошлом, восприятия настоящего и воображения, направленного в будущее. Но все три временные модальности поддаются осмыслению в процессах биографического мышления. Оно интегрирует воспоминания, восприятие и воображение, вовлекая в свой поток образы настоящего, прошедшего и будущего. Именно посредством биографического мышления личность определяет свои жизненные выборы, а значит, судьбу.

Психологическое настоящее

Что такое психологическое настоящее? Какое оно имеет значение для жизненного пути в целом?* (*Лев Толстой придавал настоящему времени жизни первостепенное значение. “Прошедшего нет, будущее не наступило. Настоящее есть бесконечно малая точка соприкосновения несуществующего прошедшего с несуществующим будущим. И в ней-то, в этой безвременной точке и совершается истинная жизнь человека . Времени: нет. Есть только бесконечно малое настоящее. В нем и совершается жизнь. И потому на одно настоящее должен направить человек все свои духовные силы» (5. 279-280).В масштабе жизненного пути настоящее — это отрезок времени, который занят незавершенными еще жизненными делами. Чтобы так осознать временной интервал, надо провести определенную внутреннюю работу по осознанию, а значит, интерпретировать текущие события, с точки зрения жизненного плана и намерений, ихпоследствий в будущем.

Интерпретация настоящего невозможна также вне его связи с прошлым. Иначе говоря, восприятие настоящего зависит от общего контекста жизни. Этот контекст представлен в виде субъективной картины жизненного пути. Она является продуктом осознания жизненного пути, но также и основанием для осознавания, интерпретирования существенных моментов жизни, происходивших в прошлом и имеющих место в настоящем и предвидимых в будущем.

Е.И.Головаха и А.А.Кроник (6) провели интересный опрос испытуемых с целью определения их представления о настоящем времени. Испытуемые назвали 345 событий, из которых 263 (76%) датировались в интервале времени (начало и конец события). Из 263 событий большинство имели начало в прошлом, а предполагаемый конец — в будущем, т.е. находились в процессе реализации. У 18% событий начало и конец находились в прошлом, а у 4% — в будущем.

Была также установлена длительность событий, измеряемая разностью конечной и начальной дат. Выяснилось, что 62% событий, по мнению испытуемых, длятся более месяца, а 40% -годы и десятилетия. Но были и события, длительность которых составляла менее часа (7%), менее суток (10%), менее недели (13%), менее месяца (8%). Таким образом, субъективное настоящее весьма вариативно по длительности — от минут до десятилетий.

При соотнесении настоящего с жизненным, а то и более широким, историческим контекстом у людей с более или менее развитым чувством истории работает своеобразная установка на запоминание текущего события, сохранение свидетельств о нем для себя и потомков. Тогда мы прибегаем к таким средствам запечатления, как специальная организация восприятия с установкой на запоминание события, ведение дневниковых записей, фотографирование и киносъемка на память и т.п. Эти средства позволяют лучше связать прошлое с будущим и построить более адекватную субъективную картину и концепцию жизненного пути. Есть и другой смысл такого восприятия настоящего — историческое засвидетельствование былого, которое важно не только для самого субъекта жизни, но и других людей, новых поколений.

Психологическое прошлое

Можно выделить две самые общие формы существования психологического прошлого. Во-первых, время, застывшее в структуре личности. Например, знания, умения, навыки — структурное воплощение истории деятельности субъекта, а характер — истории социального поведения в определённых социальных отношениях. Во-вторых, прошлое сохраняется в сознании благодаря памяти. Речь идет о биографической (автобиографической) памяти (См. гл. 6).

Наряду с понятием биографической памяти есть более общее гомологичное понятие — эпизодическая память, которую противопоставляют семантической. Если последняя направлена на сохранение информации в знаковой форме, то первая имеет дело с информацией в образной, живой и контекстной форме, относящейся к фактам, случаям, которым мы были свидетелями, которых мы видели воочию и пережили лично. Не все из этих случаев имели отношение к нашему жизненному пути, но среди них бывают и такие, которые имеют биографический характер, являются событиями и впечатлениями жизни.

Психологическое прошлое в форме биографической памяти постоянно привлекается субъектом в процессах анализа и планирования жизни. Память участвует в актуальной внутренней работе индивидуальности и имеет значение для сохранения тождества личности во времени. КД. Ушинский писал: «. память есть история души, и притом история не протекшая, но всегда настоящая. Всё, что сохраняется памятью, имеет всегда влияние на душу и принимает такое или иное участие в её деятельности. У души в строгом смысле слова нет прошедшего; всё её прошедшее живо в её настоящем, и отдалённейшее событие нашего детства не есть дело, сданное в архив, . а всегда живой член нашей настоящей деятельности» (7, 270).

Характер прошлого опыта, его дифференцированость и структурированность, осознанность и модальность влияют на процесс жизнедеятельности. Важно ещё раз отметить, что психологическое прошлое не является застывшим. Оно преобразуется в сознании личности не один раз в зависимости от возраста, но ещё более в зависимости от новых жизненных событий и обстоятельств. Каждый раз человек более или менее по-новому артикулирует прошлое и весьма избирательно относится к нему, позволяя или не позволяя отдельным воспоминаниям участвовать в определении жизненного пути в настоящем отрезке личностного времени, влиять на планирование и программирование собственного будущего.

Психологическое будущее

Для представления будущего времени жизни в субъективной картине жизненного пути субъект обладает способностями воображения-антиципации. Как известно, воображение в большей степени направлено на будущее. Эта особенность выражается в таких формах, как мечта, цели жизни, жизненные планы и предвидения. Люди различаются по протяженности будущего времени в составе СКЖП, его структурированности, активности (в смысле влияния на жизнедеятельность в настоящем). Иные отличаются сильной устремленностью в будущее, которая сочетается прямо-таки пугающей прозорливостью*. (*К таким людям относился Александр Блок. В своих дневниках он оставил такую запись: «В большинстве случаев люди живут настоящим, т.е. ничем не живут, а так существуют. Жить можно только будущим» (8, 168).Но немало и таких людей, которые не видят ничего определенного далее завтрашнего дня — живут одним днем.

Психологи-персонологи давно обратили внимание на роль будущего в жизнедеятельности личности. Наличие целевых структур признается условием нормального, здорового развития личности на жизненном пути. Отсутствие таковых невротизирует личность, обретение оздоровляет.

Отсутствие целей и жизненных планов, смутность представления о собственном будущем связано с дефектами развития личности, с неблагоприятными, а то и трагическими обстоятельствами жизненного пути. Так, в диссертации Тхай Чи Зунга, выполненной под руководством Е.Ф.Рыбалко (ЛГУ-СпбГУ) (9), в том числе изучались особенности психологического времени у вьетнамцев-инвалидов войны в возрасте 30-40 лет. Обнаружено, что настоящее и будущее переживается инвалидами по сравнению со здоровыми людьми значительно менее насыщенными событиями. Их средний психологический возраст больше, чем у здоровых сверстников. В каузограммах инвалидов меньше представлены потенциальные события, относящиеся к будущему.

С другой стороны, для интенсивно развивающейся личности, как показано Тхай Чи Зунгом на примере изучения школьников, характерна оптимальная субъективная картина жизненного пути. Последняя отличается адекватным осознанием значимости событий жизни, незначительным занижением психологическою возраста, продолжительной временной перспективой, которая должна к тому же быть реалистичной, оптимистичной, согласованной, четко дифференцированной.

В исследовании В.С.Хомика (10) изучались особенности переживания и осознания времени юношами, склонными к ранней алкоголизации. У них наблюдается деформация субъективной картины жизненного пути, «расщепление» прошлого, настоящего и будущего времени. В картине будущего доминируют краткосрочные цели. В случаях ранней алкоголизации происходит дезактуализация настоящего (люди не ценят настоящее время жизни). Психологически эти девианты чувствовали себя старше своего хронологического возраста.

В чём-то сходную картину выявил Р.А.Ахмеров у инвалидов (3). Как оказалось, инвалиды отличаются неспособностью обозревать далёкую жизненную перспективу, у них «биографическая близорукость», по выражению Р.А. Ахмерова, их жизненные программы менее продуманны, негибки, содержат сравнительно небольшое количество причинно-целевых связей между событиями. Автор приходит к мнению, что чем дальше человек способен заглянуть в своё будущее, тем больше у него выражены жизнетворческие способности.

megalektsii.ru

COMMENTS