Психологическая диагностика

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Поиск

1. Понятие психодиагностики.

2. Связь психодиагностики с другими науками.

3. Сущность психологической диагностики.

4. Значение психологической диагностики.

5. Задачи психологической диагностики.

«Мы не говорим педагогам – поступайте так или иначе; но говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить.»

Психологическая диагностика в переводе с греческого языка обозначает «распознание». Например, распознание сформированности у детей навыков самообслуживания, культуры поведения, умения общаться и т.д. Психологическая диагностика предназначена для того, чтобы улучшить содержание учебно-воспитательной работы с детьми, а также с родителями.

Предметом психологической диагностики является:

  1. конструирование и апробация методик,
  2. разработка требований, которым они должны удовлетворять,
  3. выработка правил поведения обследования,
  4. выработка способов обработки и интерпретации результатов,
  5. обсуждение возможностей тех или иных методик

Психодиагностика – это область психологической науки, которая разрабатывает методы выявления индивидуально-психологических особенностей личности.

Термин психодиагностика появился в 1921 г. и принадлежит швейцарскому психологу Герману Роршаху (1874-1922). Долгое время психодиагностика отождествлялась с тестированием. Психодиагностика прочно вошла в психологию после применения не тестирования, не психометрии, а проективных методов, которые не ставили прямого диагноза.

Из-за слова «диагностика» эта наука чаще использовалась в клинике и даже определялась в энциклопедическом словаре медицинских терминов следующим образом: «Психодиагностика – оценка психического состояния больного с помощью экспериментально-психологического тестирования». За рубежом до сих пор редко употребляется термин «психодиагностика». Известные руководства называются следующим образом: «Психологическое тестирование» (Anastasi,1968 г., Анастази, 1982, 2001), «Сущность психологического тестирования», «Теория тестов», «Теория и практика психологического тестирования». В книге «Энциклопедия психологии»,2000 г. (Encyclopedia of psychlogy), которая включает восемь томов, нет статьи, посвященной психодиагностике.

По словам Л.Д.Бурлачука, мы имеем дело с весьма любопытным, необычным для науки явлением – отсутствием ее названия при реальном существовании самой науки психодиагностики.

В ленинградской психологической школе Б.Г.Ананьевым был обоснован термин «психодиагностики». Согласно Б.Г.Ананьева, психодиагностика имеет целью «определение психофизиологических функций, процессов, состояний и свойств личности, установление структурных особенностей каждого из них и их констелляций, образующих сложные синдромы поведения, распознание состояний человека при действии различных стимуляторов, стрессоров, фрустаторов и сложных ситуаций, определение потенциала человеческого развития (работоспособности, одаренности, специальных спопобностей и т.д.)» (Ананьев Б.Г., 1968)

В учебном пособии «Психологическая диагностика» (Под редакцией К.М.Гуревича, Е.Е.Боршовой, Москва, 2000 г.) психодиагностика определена «как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека». Целью ее является сбор информации об особенностях человеческой психики». В «Кратком психологическом словаре», 1985 г. дается следущее определение психодиагностики: «психодиагностика – это область психологии, разрабатывающая методы выявления индивидуальных особенностей и перспектив развития личности».

Таким образом, в настоящее время содержание предмета психодиагностики направлено на разработку методов распознания индивидуально-психологических особенностей безотносительно к тому, являются ли они отклонением от нормы или отсутствием их.

Психодиагностика не вспомогательная дисциплина, а полноправная наука.

Психодиагностика – это область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности» (Л.Д.Бурлачук).

Отрасли психодиагностики. Сущность психодиагностики.

Известны следущие отрасли психодиагностики:

1. Образовательная – которая направлена на оценку успешности усвоения детьми учебного материала, оптимизацию обучения и воспитания.

2. Клиническая – направлена на изучение индивидуально-психологических особенностей больного, консультативную и психотерапевтическую помощь.

3. Профессиональная – направлена на профориентацию и профотбор учащихся, а также расстановку кадров.

4. Судебная психолого-психиатрическая.

Психодиагностика тесно связана с дифференциальной психологией – наукой о существенных различиях в психических функциях и свойствах, а также с психометрикой, которая направлена на количественное определение психических явлений.

Психодиагностика развивается в тесной связи с науками, изучающими человека: с общественными науками, биологическими науками, психологией, педагогикой, анатомией, физиологией. Если физиологов интересует главным образом закономерности и механизм работы мозга как на уровне его целостной организации, так и на уровне нейронов и даже молекул, то психодиагностика изучает результат этой работы, проявляющийся в виде определенных образов, идей, представлений, определенного объема памяти, внимания, мышления и других психических процессов. Связь психодиагностики с педагогикой состоит в формулировке рекомендаций педагогам по организации обучения и самоуправления поведением детей.

Сущность психологической диагностики заключается в результативности воспитательно-познавательной работы с детьми. Важно заметить, есть ли изменения в развитии ребенка, в его мотивационной сфере, в развитии самооценки, обощенных форм мышления, смыслового запоминания и т.д.

Педагог-психолог должен знать:

  1. что и как изучать в познавательной, волевой, личностной сфере детей;
  2. какими методами можно пользоваться;
  3. как обрабатывать полученные данные;
  4. где можно использовать результаты (по принципу «не навреди»);
  5. как разработать коррекционную работу с детьми.

«Воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе, во всех возрастах, во всех классах, во всех положениях, в радости и горе, в величии и унижении, в избытке сил и в болезни, среди неограниченных надежд и на одре смерти, когда слово человеческого утешения уже бессильно. Он должен знать побудительные причины самых грязных и самых высоких деяний, историю зарождения преступных и великих мыслей, историю развития всякой страсти и всякого характера. Тогда только будет он в состоянии почерпать в самой природе человека средства воспитательного влияния, — а средства эти громадны», — справедливо утверждал К.Д.Ушинский.

Предмет психолого-педагогической диагностики отражен в следующих исследованиях:

Значение психологической диагностики.

Психодиагностика появилась впервые после публикаций Г.Роршаха (1921 г.). В начале ХХ века выделилась в самостоятельную отрасль науки. Значение психологической диагностики состоит в следущем:

Психолого-педагогическая помощь может быть оказана в форме:

  1. психолого-педагогического консультирования;
  2. в форме глубокого проникновения в личность обратившегося за помощью;
  3. в форме сочувствия, сопереживания.

Значение психологической диагностики состоит :

Психологическая диагностика необходима при аттестации не только воспитателей, но и дошкольных учреждений. В настоящее время разработаны критерии – показатели эффективности деятельности дошкольных учреждений.

К ним относятся:

1. Личностно-ориентированный подход в воспитательном процессе.

2. Соответствие материальной базы профилю дошкольного учреждения.

3. Качество питания.

4. Развивающая среда.

5. Обеспечение права выбора программы.

6. Состояние делопроизводства.

7. Наличие оборудованных площадок для игр.

8. Осведомленность общественности об оказываемых образовательных услугах.

9. Степень открытости дошкольного учреждения.

  1. измерение определенных качеств, психических процессов: познавательных, эмоциональных, волевых;
  2. определение особенностей психических состояний, под которыми понимается целостные, временные и динамические характеристики психической деятельности ( подъем, уверенность, тоска, печаль, сомнение, угнетенность, подавленность);
  3. определение особенностей психических свойств личности: социальной направленности, характера, темперамента, способностей;
  4. выявление психологической закономерности формулирования личности и профессионально важных качеств;
  5. изучение коллектива, класса, группы;
  6. разработка проблемы психологической подготовки специалистов;
  7. изучение психологии личности и труда специалистов, психологичеких основ его педагогического мастерства и творчества;
  8. психологический анализ взаимодействия и общения учителей и детей;
  9. анализ адаптации к учебно-воспитательному процессу;
  10. обоснование путей демократизации;
  11. определение состояния развитости того или иного качества;
  12. установление изменений, произошедших под влиянием учебно-воспитательных воздействий;
  13. определение перспективы развития того или иного качества;
  14. разделение обследуемых людей на группы, категории для дальнейшей дифференцированной работы;
  15. установление профпригодность человека к исполнению своих служебных обязанностей;
  16. определение соответствия того или иного качества норме с целью проведения коррекционной работы;
  17. выработка рекомендации для индивида или группы;
  18. изучение динамики познавательного, интеллектуального, личностного и межличностного развития личности.
  19. определение одаренности ребенка, его задатков, индивидуальных способностей и склонностей с целью принятия своевременных мер по их развитию;
  20. получение достоверной информации для воспитателей, учителей и родителей.
  1. формирование развивающего образа жизни личности в учебно-воспитательном учреждении;
  2. обеспечение полноценного личностного, интеллектуального и профессионального развития человека на каждом возрастном этапе;
  3. обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку;
  4. психолого-педагогическое изучение детей;
  5. профилактика и коррекция отклонения в интеллектуальном и личностном развитии;
  6. социально-психологическая реабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей и подростков с отклонениями в физическом или умственном развитии;
  7. оказание помощи детям, подросткам, педагогам и родителям в экстремальных и критических ситуациях;
  8. консультирование родителей или лиц, их заменяющих, по вопросам воспитания детей, создания благоприятного семейного микроклимата.

Работа практического психолога осуществляется по следующим основным направлениям:

  1. психопрофилактическая работа – формирование у педагогов, детей, родителей или лиц, их заменяющих, общей психологической культуры, желания использовать психологические знания в работе с детьми или в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе;
  2. своевременное предупреждение нарушений в становлении личности и интеллекта.

В зависимости от типа учебно-воспитательного учреждения, в котором работает психолог, психопрофилактическая работа включает в себя:

Таким образом, основными областями практического использования результатов психодиагностической работы являются: расстановка кадров, профотбор, профориентация, прогнозирование социального поведения, стабилизация брака, законопослушности, оптимизация обучения и воспитания, консультативная и психотерапевтическая помощь, судебная психологическая экспертиза, прогнозирование психологических последствий изменения среды.

Предлагаем педагогам в начале изучения курса «психологическая диагностика» проверить тревожность, экстраверсию и ригидность по следующей анкете.

Это интересно

Уважаемые пользователи и посетители сайта!

Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.

Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).

Психологическая диагностика

Психологическая диагностика, являясь одним из ключевых направлений в деятельности практикующего специалиста, обладает существенным весом во всей его работе. Так, без нее становится невозможным осуществление ни психпрофилактики, ни консультирования, ни экспертизы. Психологическая диагностика является определяющим компонентом проверки эффективности лечебного и педагогического процесса. Она необходима при уточнении в структуре расстройств развития и способностей к обучению у детей, при дифференцировании патологий, для обоснования способов наиболее результативного коррекционного и воспитательного влияния и прочего.

Эта отрасль науки предусматривает различные психодиагностические методики. Они разрабатываются и применяются для наиболее эффективного распознавания индивидуальных человеческих способностей.

В практическом смысле психологическая диагностика является процессом определения того или другого заболевания. При этом описание состояния осуществляется при помощи определенных приемов; оно может являть собой элемент эксперимента либо выступать в качестве самостоятельного способа исследования. Диагностика личности, кроме того, может представлять собой и область деятельности практикующего специалиста.

Практическое использование этого направления науки отмечается в различных сферах работы специалиста. Так, например, психологическая диагностика применяется психологом и при проведении консультирования или коррекции, и в случаях, когда он является автором или участником исследований или экспериментов. Однако, как показывает практика, чаще всего это направление деятельности является самостоятельным, отдельным видом практики.

Целью психодиагностики является постановка психологических диагнозов – оценка имеющегося психологического состояния людей.

При обследовании специалисты определяют три главных этапа:

  1. Сбор информации.
  2. Переработка и интерпретация полученных данных.
  3. Постановка диагноза или формулирование прогноза.

Если рассматривать с теоретической стороны, то дисциплина имеет дело с постоянными и переменными показателями, которые дают характеристику внутреннему миру человека. С одной стороны психологическую диагностику можно рассматривать как способ, при помощи которого осуществляется проверка теоретических построений. С другой же стороны – эта дисциплина отражает способ движения от обобщения и абстрактной теории к конкретным фактам.

Психодиагностика способствует решению нескольких задач.

Так, дисциплина позволяет установить у человека (людей) те или другие психологические качества и свойства либо особенности поведения. Кроме того, психодиагностика описывает диагностируемые поведенческие и психологические особенности в тех ситуациях, когда необходимо. Дисциплина позволяет определить уровень развитости того или другого свойства, выразить его в конкретных качественных и количественных величинах. Психодиагностика способствует также выявлению степени развитости исследуемых характеристик у различных людей.

Все указанные выше задачи решаются в рамках дисциплины, как самостоятельно, так и в комплексе. Это, главным образом, зависит от цели осуществляемого исследования. При этом необходимо отметить, что практически во всех случаях, кроме качественного описания полученных результатов, необходимо владение приемами количественного анализа.

Среди основных методов психодиагностики следует выделить опросные, продуктивные, утверждающие, действенные, бессознательные, физиологические, осознанные, сенсорные, технические, бланковые и прочие. При этом один и тот же прием может квалифицироваться в соответствии с различными критериями, в связи с чем, может относиться к разным классификационным группам.

Психологическая диагностика и психологическое тестирование

Психодиагностика в психологическом консультировании и психотерапии

Психодиагностика (от греч. рsyche – душа и diagnostikos – способный распознавать) – область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. В современном обществе практически не осталось сфер, где бы не использовались психологические знания и методы психологической диагностики. Сегодня обоснованные научно психологические методы выявления и оценки тех или иных состояний человека, его настроения или способностей – лежат в основе множества методик и тестов, которые используются очень широко. Например, в подборе кадров для определенного вида работы, для прогнозирования поведения в различных ситуациях, для выбора оптимальной программы обучения или при проведении судебной психолого-психиатрической экспертизы. Помимо того, психологические диагностические методы – один из инструментов научных исследований личности и межличностных отношений.

В медицине уже давно было принято опираться на все возможные данные для постановки точного и ясного диагноза и выбора индивидуальной программы лечения. Психотерапия, как система лечебных воздействий на психику и через психику – на весь организм человека, имеет много точек соприкосновения с психологией и, в частности, с психологической диагностикой. И психологию, и психотерапию объединяет очень многое – та и другая изучает психику человека, и ту и другую интересуют личность и механизмы, как правило, невидимые глазом, влияющие на поведение человека. Но что именно может дать психодиагностика врачу-психотерапевту, чем помочь?

Часто пациенты жалуются на тревожность, внутреннюю напряженность или внутренний дискомфорт, которые могут быть проявлением совершенно разных психических расстройств. Так же, как кашель может быть симптомом и обыкновенной простуды, и тяжелого гриппа, и воспаления легких, так и тревожность может возникать как при легких стрессовых реакциях, так и при тяжелых психических заболеваниях. Определить, симптомом какого психического расстройства тревожность является, какой она тяжести и как влияет на состояние человека – это и есть задача клинического психолога при дифференциальной диагностике. Дифференциальная диагностика предполагает отграничение одного заболевания от другого, выяснение признаков определенного расстройства при неясных, нечетких признаках заболевания. Психологическая дифференциальная диагностика имеет широкое распространение в медицине (психиатрия, неврология, наркология и психотерапия).

Диагностика личностных особенностей в психологии и психотерапии важна для подбора правильного, оптимального метода педагогического или лечебного воздействия на человека. Так, в процессе психотерапии психологическое воздействие происходит именно на личность человека, на систему отношений пациента, на его поведение. Каждый метод воздействия (например, гипноз), как любое медицинское воздействие, имеет свои показания и противопоказания. В данном случае одному человеку подходит гипноз, на другого это метод вообще не подействует или даже может навредить (усугубить заболевание). Тогда крайне важно становится определить особенности личности человека (социальные установки, возможные реакции, эмоциональный фон, характер самооценки и т.д.), учитывая которые врач подбирает метод воздействия.

Третье направление психодиагностики касается прояснения важной информации взаимоотношений между двумя людьми или в группе. В психотерапии такая информация позволяет врачу формировать более глубокие и доверительные отношения с пациентом, что влияет на эффективность лечения. Или она позволяет врачу корректировать программу воздействий, уменьшая или облегчая для пациента негативные последствия, которые, так или иначе, возникают при лечении.

Ещё одно направление психологической диагностики помогает психологу увидеть и понять изменения, происходящие с личностью, предсказывать возможные реакции в различных ситуациях или корригировать (исправлять, менять?) неадаптивные формы поведения. Например, в процессе психотерапии тот же уровень тревожности можно замерять несколько раз, отслеживать изменения, и помогать человеку снизить его до того уровня, который не будет его беспокоить и мешать нормально функционировать.

В целом, с помощью психологической диагностики можно узнать очень много сторон, аспектов и нюансов личности человека: особенности протекания психических процессов (восприятия, мышления, памяти и внимания), уровень интеллектуального развития и структуру интеллекта, эмоционально-волевые качества, характеристики самооценки, основные личностные черты, особенности мотивации и самосознания, а также многое другое. Возможности психодиагностики многомерны и часто зависят от задач, поставленных перед психологом: что именно нужно узнать о человеке? Если Вас интересуют эти вопросы, Вы всегда можете обратиться к психологу, опытному специалисту в области психодиагностики.

Психологическое тестирование — это раздел психодиагностики, — психологической науки, которая разрабатывает принципы и методики для измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

На создание эффективного психологического теста уходит от 10 лет работы авторских коллективов. Качество теста обеспечивается многоступенчатой процедурой проверки и стандартизации его шкал.

Тестов, прошедших адаптацию к российской действительности очень мало, поэтому выбор хороших психологических тестов для оценки конкретного человека и его ситуации стоит доверять только опытному специалисту по психодиагностике, а не просто психологу.

Тесты и другие психодиагностические процедуры позволяют быстро и довольно точно определить, какими именно качествами обладает данный человек. Эта информация позволяет понять многое из уже случившегося в его судьбе, прогнозировать вероятные будущие достижения и успешно обойти многие препятствия па пути к личной цели.

Тесты активно используются в психотерапии и психологическом консультировании.

Детские психологи с помощью психологических тестов определяют готовность ребенка к обучению, уровень сформированности различных познавательных процессов. Большинство характеристик развития ребенка определяются уже и в старших группах детского сада. Выявление интеллектуально отсталых и особо одаренных детей, оценка причин академической неуспеваемости, решение проблем межличностных отношений в классе, профессиональное консультирование учащихся — лишь некоторые из областей использования тестов в системе образования.

Незаменимы тесты в судебно-психологической экспертизе — это система психологических исследований личности и деятельности для уточнения сведений, помогающих следствию и суду в установлении объективных причин поведения и отношений участников судебного процесса.

Профориентирование, изменение профессии, развитие карьеры — тоже одна из сфер психологического тестирования. Многие виды профессий предполагают наличие у человека тех или иных психологических качеств. К сожалению, не все они поддаются развитию или коррекции, поэтому и существуют ограничения на занятие некоторыми видами деятельности. Тесты позволяют вовремя обнаружить эти ограничения и тем самым предотвратить лишние затраты на обучение, возможные будущие аварии и вероятные личностные проблемы в связи с неудачно выбранной профессией. Многие тесты выявляют скрытые потенции человека, обнаруживая перспективные направления его профессионального роста.

Психологическое тестирование дает объективную оценку качеств личности и коллектива и позволяет принимать оптимальные решения в области кадрового менеджмента: при приеме на работу, кадровых перемещениях, формировании кадрового резерва, комплектовании проектных групп, управленческой команды. Психологическое тестирование в кадровой работе может являться одним из этапов проектов по организационному развитию, обучению, подбору и оценке персонала.

В Научно-практическом центре «Психотерапия» работают психологи, специализирующиеся на разных направлениях и методах психодиагностики. В зависимости от цели вашего обращения, специалисты Центра определяют направление психологического тестирования и комплекс методик, необходимых для получения достоверных результатов. Мы используем сертифицированные общепризнанные методики. Наши специалисты имеют высшее психологическое образование и богатый опыт применения этих методик на практике.

БОБРО Ксения Владиславовна

Источники:
Ваш психолог
Психодиагностика как наука.
http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/120-psychodiagnostics/705
Психологическая диагностика
Целью психодиагностики является постановка психологических диагнозов – оценка имеющегося психологического состояния людей.
http://fb.ru/article/45239/psihologicheskaya-diagnostika
Психологическая диагностика и психологическое тестирование
Дифференциальная диагностика, диагностика личностных особенностей, исследование взаимоотношений между людьми (или психотерапевтического контакта) и диагностика изменений личности, поведения
http://psypnz.ru/diagnostics_psyhodiagnostic.html

(Visited 18 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Как насчет того чтобы погулять Как насчет того чтобы погулять Крутицкое подворье. Блаааагостное место. Хоть… (1)

Эта женщина спит с женатыми мужчинами: Я спасаю их браки У 45-летней Гвинет Ли было три длинных романа с женатыми… (1)

Девушка помогает парню писать Девушка помогает парню писать Группа: Пользователи Сообщений: 2 Регистрация: 16.9.2014… (1)

Леонтьев психолог Вклад в психологию Леонтьева АВ статье кратко рассмотрен вклад Леонтьева… (1)

Письмо девушке на расстоянии Любовное письмо девушке в прозе – в разлуке или на… (1)

COMMENTS