Психологические игры для подростков

Большая психологическая игра "Маскарад"

Задачи игры: создать условия для осознания себя в окружающем мире, для раскрепощения, принятие себя, повышения самооценки, саморазвития.

Описание проблем или задач развития, на решение которых направлена данная игра.

Новый год — любимый праздник детей разных возрастов и взрослых. Его ждут, к нему готовятся. У младших школьников праздники проходят ярко, с одноклассниками и учителями, с праздничным концертом и Дедом Морозом. А у старшеклассников на Новый год в лучшем случае школьная дискотека. Это упущение можно использовать для проведения психологической игры «Маскарад» с двумя целями: поднятие новогоднего настроения и с развивающими целями.

В седьмом-восьмом классах важно уметь подросткам включаться во внутригрупповое общение со сверстниками, а для этого необходимо положительное восприятие себя как личности, удовлетворенность собой. Именно последнего подросткам, как правило, не хватает. Остро волнуют подростков и обострившиеся взаимоотношения с родителями и окружающими взрослыми.

Предполагаемый психологический результат.

Данная игра должна способствовать расширению представлений о себе, как личности, формированию адекватной самооценки, расширению представлений в сфере взаимоотношений подросток-взрослый и саморазвитию.

Описание сюжетной канвы, тип сюжета.

Данная игра представляет собой игровую оболочку, на фоне которой решаются развивающие и коррекционные психологические задачи.

Подросткам предлагается поучаствовать в предновогодней психологической игре Маскарад». На первом этапе игры используется прием визуализации для погружения в игровую реальность. Далее используется арт-терапевтический прием: создание маски на заданную тему. Интерес к игре и благоприятная развивающей атмосфера создается при помощи небольших игровых и рефлексивных приемов.

Выход из игры символизируется снятием масок и созданием выставки масок.

Время на игру и на обсуждение 1 час 30 минут

Возраст участников: подростки 13-14-15 лет

Размер группы: 12-16 (не более класса) человек.

Взрослых ведущих: достаточно одного психолога

Предусмотрено ли участие педагогов, кого и в каком качестве? В игре — нет

Возможное продолжение игры в деятельности психолога и педагогов (классного руководителя).

Данную игру можно проводить с различными подростковыми группами с изменением темы «Масок» и небольшим изменением сюжетной канвы игры. Возможно применение игры в качестве личностного развития среди учителей с темами масок: «Персона», «Тень», и т.д.

Подробный сценарий игры с указанием задач каждого этапа.

Цель: создать условия для совместного и в тоже время индивидуального существования

Упражнение «Общий признак»

Цель: настрой на игру, разогрев группы, сплочение, создание хорошего настроения

Участники садятся в круг.

Психолог: «Сегодня в канун Нового года я приглашаю вас поучаствовать в интересной игре, которая называется «Маскарад». Я надеюсь, что игра принесет каждому из вас массу новых впечатлений. К концу нашей сегодняшней игры, помимо хорошего настроения, каждый из вас изготовит интересную маску, у которой будет «своя» особая история «.

Психолог просит выйти одного добровольца и дает ему роль «Снежного повелителя» (вручается маска). В кругу убирается один стул. «Снежный повелитель» придумывает какое-нибудь общий признак и дает команду поменяться местами всем у кого этот признак есть. Например: «Пересядьте те, у кого карие глаза» (те, кто утром чистил зубы, у кого по 2 глаза и т.д.). Все, у кого наблюдается данный признак обязательно должны поменяться местами. При этом «Снежный повелитель» тоже должен успеть занять освободившееся место. Тот участник, кто остался без стула становится новым «Снежным повелителем».

Упражнение «Дух Маскарада».

Цель: погружения в игровую реальность.

Участникам предлагается сесть удобно и закрыть глаза, чтобы почувствовать дух Маскарада. Психолог: «Закройте глаза и представьте себя на Маскараде. Что находится в этом месте, что вас окружает? Какие звуки вы слышите, какие запахи, какие краски кругом? Маскарад это — бал, на котором присутствующие одеты в различные исторические или фантастические костюмы, с масками на лице. Вы один или с вами кто-то есть. Почувствуйте свое настроение, что хочется делать? Не открывая глаз, еще раз осмотритесь. Зафиксируйте свои ощущения».

Открыв глаза, участники выбирают цветные геометрические фигурки (заранее заготовленными ведущим), которые ассоциируются с появившимися ощущениями. Психолог просит участников прикрепить выбранные фигурки на большой лист (кусок обоев на стене). Ведущий оговаривает, что лист будет отражать настроение участников во время игры.

2. Основной блок.

Упражнение «Маска» («Маска для друзей», «Маска для взрослых»)

Цель упражнения: развитие самоинтереса, осознание многогранности своего Я в системе отношений с ровесниками и со взрослыми, принятие различных сторон своего Я, развитие рефлексии, повышение самооценки.

Психолог: «Ну вот мы с вами, готовы отправиться на Маскарад, но какой Маскарад без маски. Маски появились очень давно и они нужны были для определенных целей. В русских обрядах маски представляли собой магическую силу тех зверей, которых они изображают. Африканские маски символизируют какие-либо внутренние качества. В Греции маски использовались для театральных постановок. В Италии каждый театральный персонаж имел свою функцию.

Далее психолог предлагает каждому подростку самому сделать маску, главное, чтобы маска отражала его «внутренний мир», несла некоторое содержание о хозяине.

Психолог выражает пожелание сделать маску на тему: «Маска для друзей».

Каждый участник рисует овал по размерам лица. Подросток сам определяет место для глаз и рта, затем при помощи необходимых материалов маска наполняется содержанием. Психолог эмоционально поддерживает участников, предоставляя им полную свободу творчества. Маска вырезается или вырывается из общего фона листа и одевается на лицо.

Обсуждение в кругу.

Цель: обозначение своих слабых и сильных сторон.

Психолог предлагает участникам предновогоднего Маскарада оживить свои маски. Каждой маске предлагается рассказать о себе. При пассивности участников, возможны такие помогающие вопросы психолога:

— Что видят друзья, когда они смотрят на маску? Что маска им показывает? Что ей хотелось бы показать? Чего маска не хочет показывать? Чего маска боится? Какое самое заветное у маски желание.

Психолог напоминает, что Маскарад это бал, а какой бал без развлечений.

Цель: снятие напряжения, создание пар для дальнейшей работы.

Психолог предлагает под музыку повеселиться на Маскараде. Пока звучит музыка идет игра «Ручеек».

Обмен масками. Работа в парах.

Цель: оценка себя и оценка других, самопринятие, развитие умения видеть положительное в других.

По окончании музыки все участники разделены на пары. Ведущий сообщает, что на Маскарадах есть интересные традиции. Одна из них — обмен масками. Участникам предлагается поменяться масками в создавшихся парах. Надев на себя маску партнера, подростку предлагается выслушать более подробный рассказ хозяина маски о ней (привычки, особенности, что для маски является ценным, чем она отличается от других, в чем ее уникальность). «Хозяин» маски и его новый «носитель» фиксируют свои чувства и мысли и выражают их ассоциативно при помощи разноцветных геометрических фигур на листе. Затем те же действия совершаются с другой маской.

Цель: психологическое поглаживание подростков, повышение самооценки.

Подросткам предлагается по кругу высказаться о положительных сторонах, качествах масок партнеров. Психолог: «Вы услышали откровения масок своих партнеров. Теперь ваша задача представить маску и рассказать о ее ценности. Необходимо указать не менее трех важных качеств».

Психолог предлагает продолжить волшебные превращения. Работа строится по той же схеме.

Изготавливаются маски на тему «Маска для взрослых».

Обсуждение в кругу. «Оживление маски».

Что видят взрослые (кто из взрослых, родители, учителя,:), когда они смотрят на маску? Что маска им показывает? Что ей хотелось бы показать? Чего маска не хочет показывать? Чего маска боится? Какое самое заветное у маски желание.

Обмен масок в парах.

Работа в парах. Пары могут выбираться по желанию учащихся.

3. Завершение игры.

Цель: выход из игровой ситуации, настройка на рефлексию.

Психолог сообщает, что Маскарад подходит к концу. Конец Маскарада венчается тем, что маски снимаются, люди возвращаются к привычному ритму жизни, но с тем опытом и теми новыми переживаниями, надеждами, которые были получены на Маскараде.

Психолог предлагает желающим ребятам оформить выставку: «Люди и маски». Приложение 1.

Также можно обменяться масками, если появится такое желание у участников игры.

Психолог просит участников вернуться в круг. Бросая по очереди мяч друг другу, участники игры рассказывают о своих ощущениях и мыслях, которые возникали при изготовлении масок, при обмене, когда другие озвучивали маску, когда приходилось одевать чужую маску.

Под музыку на листе (кусок уже украшенных обоев на стене) участники игры пишут, что дала эта игра каждому участнику, что было самым интересным и запоминающимся, что взволновало, что не понравилось. Ведущий также принимает в этом участие.

Упражнение «Общий признак»,

Упражнение «Дух Маскарада»

Настрой на игру, разогрев группы, сплочение, создание хорошего настроения

Погружение в игровую реальность

Кусок обоев на стене. Маркеры, набор цветных геометрических фигур, клей. Маска «Снежного повелителя».

Упражнение «Маска для друзей»:

Обсуждение в кругу

Обмен масками. Работа в парах

Упражнение «Маска для взрослых»

Обсуждение в кругу

Обмен масками. Работа в парах

Осознание многогранности своего Я в системе отношений со взрослыми, принятие различных сторон своего Я, развитие рефлексии, повышение самооценки.

  • обозначение своих слабых и сильных сторон.
  • оценка себя и оценка других, самопринятие, развитие умения видеть положительное в других.
  • психологическое поглаживание подростков, повышение самооценки.

Листы плотной бумаги формата А3, акварель, кисти, цветные мелки, карандаши, клей, цветная бумага, цветные нитки, кисти, различные журналы с картинками, цветная фольга, ножницы.

Цветные геометрические фигуры

«Люди и маски» либо взаимообмен масками

Список литературы.

  1. Л.Мардер. Мир цветов и чувств // Школьный психолог, 2006, №20
  2. М.Б. Битянова. Система развивающей работы школьного психолога.- М., 2005
  3. М.В. Кисилева. Арт-терапия в работе с детьми.- СПб., 2007
  4. Н. Сакович. За маской трудного подростка //Школьный психолог, 2002, №32

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-69741 от 5 мая 2017 г.

Большая психологическая игра для подростков: "Время выбрало нас"

Урок ориентирован на развитие у детей и подростков лидерских качеств, активной жизненной позиции и ее реализации в общественно значимой деятельности в школе.

Ведущая идея урока – создание комфортной среды педагогического общения, развитие лидерских качеств подростков.

Цель урока: Выявление уровня готовности подростков к лидерству, а так же формирование состава школьного актива.

Задачи:

  1. Развитие творческих способностей подростков;
  2. Познание основных идей и принципов деятельности лидера;
  3. Развитие навыков работы в группе, команде.

Участники: Учащиеся старших классов – 9, 10, 11 (группы по 10-20 человек).

Форма одежды: Спортивная одежда и обувь, позволяющая легко и свободно двигаться.

Порядок проведения игры:

1 часть – Организационная:

  • Приветствие.
  • Знакомство с правилами игры “Время выбрало нас”.
  • Получение маршрутных листов.
  • Старт.

2 часть – Основная:

  • Работа игровых станций.

3 часть – Заключительная:

  • Подведение итогов.
  • Формирование из самых ярких лидеров состава школьного актива.

Каждая группа получает маршрутный лист – групповую карту следования по игровым станциям.

Команды, выполняя предлагаемые руководителями станций задания, получают оценку. Оценивается участие всех членов группы, оригинальность мышления, скорость выполнения задания, творческий подход, умение лидеров организовать работу в команде.

В ходе игры руководители станций по результатом выполнения заданий выделяют из каждой группы одного представителя, обладающего наиболее яркими лидерскими качествами. Выявленному лидеру руководитель дает краткую характеристику два положительных качества, например, настойчивость в достижении цели, дружелюбие, и одно отрицательное, например, медлительность. Аналогично дает характеристику всей команде. Все данные руководитель станции фиксирует в своем блокноте.

По итогам выполненного задания в маршрутный лист руководителем станции заносится оценка в виде символов.

Работа игровых станций:

Основной блок игры включает в себя работу 7 станций. Каждая станция делится на две части:

Первая часть: Выполнение упражнения из “веревочного” курса.

Цель: Создание и сплочение группы, повышение взаимного доверия и поддержки.

“Веревочный” курс – это серия специально подготовленных упражнений для малых групп, используемых в программах лидерской направленности. На примере увлекательных, но довольно сложных упражнений коллектив учится решать общую задачу, вырабатывать тактику и стратегию ее решения. Участников “веревочного” курса просят рассматривать прохождение веревочного курса, как метафору жизненных ситуаций, и когда человек обнаруживает, что он может преодолеть себя, мобилизовав для этого всю свою энергию, то, в конечном счете, это позволяет ему выйти на новые рубежи в своей профессиональной и личной жизни.

Вторая часть: Конкурсное задание.

Цель: Выявление у участников игры творческих возможностей, интеллектуальных способностей.

Конкурсные задания – специально подобранные задания, выявляющие уровень знаний, умений и навыков участников в преодолении разных жизненных ситуаций, как в личной жизни, так и в профессиональном плане.

В конце игры начинает работу “Совет”, состоящий из руководителей игровых станций. На совете руководители игровых станций совещаются, формируют команду, выделяют одного лидера и объявляют об итогах игры.

1-ая часть: “Здравствуйте!”.

Все участники встают лицом в круг, плечом к плечу. Водящий идет по внешней стороне круга и задевает одного из играющих. Водящий и игрок, который задет, бегут в разные стороны по внешней стороне круга. Встретившись, они должны пожать друг другу руки, сказать “Здравствуйте!”, называть по очереди свое имя и обменяться комплиментами. Затем пытаются занять свободное место в кругу. Тот, кто остался без места становится водящим. Игра продолжается не более трех минут.

2-ая часть: “Имидж лидера”

Предлагается ребятам дать определение понятию “лидер” и создать образ лидера, что включает словесное описание личностных и профессиональных качеств, внешнего вида, стиля поведения, одежды, отличительных значков и т.д.

1-ая часть: “Паутина”.

Вам потребуется веревка длиной 10-15 метров, 2 стойки около 1,5 метров.

Между двумя стойками или деревьями натягивается веревка в виде ячеек. Команде предлагается переправиться сквозь паутину, не задевая нитей. В каждую ячейку может пройти не более 2-х человек. В общем, количество участников следует поделить на количество ячеек. Если хоть один игрок задел нить, вся команда начинает выполнять упражнение снова.

2-ая часть: “Ринг ситуаций”.

Команде предлагается разделиться на две группы. Первой группе дается задание придумать конфликтную ситуацию, а второй группе – разрешить ее. При этом нужно найти вариант сотрудничества с оппозиционером, не обидев другую сторону, отстояв свою точку зрения.

Для этой игры необходима площадка, на которой все участники смогли расположиться лежа. Сначала укладывается один участник, затем другой ложиться головой ему на живот, третий головой на живот второму и так до тех пор, пока все не устроятся на полу. Первый участник произносит слово “Ха!”, второй – дважды, третий – три раза и так до последнего игрока. Главная задача – не ошибиться в количестве слов и не засмеяться. Если правила нарушены, игра повторяется до тех пор, пока последний игрок не произнесет нужное количество слов “Ха!”.

2-ая часть: “Должны смеяться дети!”

1-ая часть: “Вавилонская башня”.

На уровне трех метров привязан лист бумаги, из которого нужно сделать оригами. Группе необходимо достать до него, не опираясь на то, к чему привязан лист, используя только друг друга в качестве “строительного материала”. Разговаривать во время упражнения запрещается.

2-ая часть: “ Калейдоскоп талантов”

Предлагается каждому участнику и всем вместе продемонстрировать свои таланты в области танца, песни, декламации, пантомимы и т.д.

1-ая часть: “Сидячий круг”

Участники встают в круг, прижимаясь друг к другу плотно плечами. Затем ведущий просит ребят развернуться в одну сторону так, чтобы каждый участник увидел затылок впереди стоящего человека. Затем сделать шаг вовнутрь круга. Следующее задание – придумать фразу или вспомнить какую-нибуь песню и спеть. Но прежде, чем участники начнут петь или говорить фразу попросить всех на три счета присесть друг другу на колени и в таком положении пройти по кругу.

2-ая часть: “Публичное выступление”

Участникам предлагается выступить перед аудиторией с речью на одну из следующих тем: “Современный подросток и общество”, “Счастливый человек – кто он?”, “Я и мои друзья”, “Портрет идеального учителя”, “Будущее России”.

1-ая часть: “Поиск”

Упражнение выполняется в закрытом помещении. Всей группе завязывают глаза и предлагают найти ленту и сделать из нее равносторонний треугольник. Затем всем нужно взяться за ленту и снять повязки.

2-ая часть: “Мир, в котором я живу…”

Предлагается выявит, молодежные проблемы, которые существуют в школе, селе, районе, городе, России, постараться найти причины их возникновения и возможные пути их решения.

1-ая часть: “Слепец и поводырь”

Ребята произвольно разбиваются на пары. Одному из партнеров завязывают глаза (слепец), другой (поводырь) водит его по комнате, помогая избежать столкновения с другими парами, а так же помогает достичь того места, которого он пожелает. Меняются ролями. Затем выбирается из всей группы один поводырь, которому будет оказано доверие всей командой – водить слепых. Маршрут определяется руководителем станции. Когда идет парная игра – между собой пары сталкиваться не должны!

2-ая станция: “Бумеранг”

Предлагается участникам выявить наиболее важную социальную проблему, существующую в районе. Придумать и разработать проект (акцию), которая поможет решить данную проблему. Например, одинокие пожилые люди, дети с ограниченными возможностями, подростки с девиантным поведением и т.д.

Помните, что на работу одной станции выделяется до 10 минут, не более! Перед выполнением упражнения “веревочного” курса участникам дается время на выработку стратегии, не более 1 минуты. Во время работы станции участникам запрещается спорить с руководителем станции!

Рефлексия участников игры:

  1. Что понравилось?
  2. Что не понравилось?
  3. Чему научились на данном уроке?
  4. Чему хотели бы научиться?

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-69741 от 5 мая 2017 г.

Психологические игры для подростков

Для отображения личных рекомендаций зарегистрируйтесь и пройдите Вектор.

«Дело происходит в маленьком русском городке Плющеево. Это не большой научный городок. Знаменит он только тем, что в нем есть радиотелескоп (это такая большая антенна, которая может излучать и принимать сигналы из космоса).

Но в последний месяц этот городок приобрел мировую известность.

Западные СМИ (радио, телевидение, газеты) кричат о том, что на территории города Плющеева произошла высадка инопланетян. И русские с ними договорились и теперь скрывают инопланетные технологии.

Российские СМИ выступают более сдержанно. Они не отрицают факт высадки инопланетян, но информацию о договоре с ними всячески отрицают.»

Игра рассчитана на детей от 10 лет, количество игроков — до 50, время проведения, включая рассказ правил, от 1,5 часов. Возможно проводить в школе на уроке биологии в период изучения темы «Эволюция». Авторы: Пузырников Владимир, Вознесенский Николай.

Играя за один из видов животных, вам предстоит изнутри управлять его развитием, добывать пищу для выживания вида, охотиться на других или наоборот — отбиваться от хищников, общими усилиями вести свой вид к процветанию.

Лучше всего проводить на открытом месте (футбольное поле, поляна), но возможны варианты.

Игра позволяет определить индивидуальные стратегии игроков, при этом победить-проиграть могут только все вместе.

Времы проведения зависит от количества игроков (от 14 до 19 человек)

Из игропрактики Дениса Корчина

Взято с портала http://mif.cetb.ru/

В конце игры остро встаёт вопрос власти, можно провести суд или дискуссию, которая определит дальнейшую судьбу города, кроме этого, можно провести выборы нового правителя.

Игра идет в форме диалога между ведущим и играющим. Ведущий описывает ситуации, а игрок говорит, какие действия он производит. Мастер с учетом этих действий описывает дальнейшую ситуацию. Автор Денис Торгашов-Мартьянов (НОУ СПК «Бриз»)

2. Алгоритм ролевой игры 3. Деятельностный фон ролевой игры 4. Этика мастера игры 5. Домиговые формы 6. Стандарты правил и их использование в игре. Авторы Михаил Кожаринов, Сергей Борисов (НОУ СПК «Бриз»)

Игра проводится на местности в лесу. Желательно игру проводить в лесу, где можно жечь костры. Время игры: 2-3 часа.

Рекомендуемое количество участников 30-40 человек. Авторы Сергей Бабундин, Ирина Брюзгина (НП ОБ «Солинг»)

© 2013–2017. Сделано на платформе DevYourself.

При отправке данных на сервер произошла ошибка. Проверьте соединение с интернетом и попробуйте перезагрузить страницу.

У Вас не хватает прав на выполнение операции. Данные не были сохранены.

Психологические игры и упражнения (игротерапия)

Предлагаемая книга — сборник психологических процедур (упражнений, игр и сказок), которые направлены на то, чтобы помочь детям 3-9 лет понять себя, стать увереннее, наладить отношения с окружающими, снизить свою тревогу. Описанные процедуры могут использоваться в групповых занятиях с детьми или на индивидуальных встречах.

В книгу включена также программа психологической работы с детьми 5-9 лет, то есть воспитанниками старших и подготовительных групп детских садов и учениками 1-2 классов школы. Это — тренинговая программа, которая может быть использована как в коррекционных, так и в психопрофилактических целях. Она включает в себя работу с эмоциями, самосознанием и ролевым поведением детей.

Книга снабжена иллюстрациями, которые могут быть использованы в работе с детьми. Адресована психологам, педагогам, родителям.

Деятельность психолога системы образования можно разделить на три основных направления: диагностическое, коррекционное, психопрофилактическое.

Однако, как показывают наблюдения, в реальной практике психолог делает акцент на каком-либо одном направлении деятельности, чаще — диагностическом, иногда он и ограничивается только им. Психокоррекционное направление обычно представлено слабее, психопрофилактическое, как правило, отсутствует вовсе.

Нам представляется, что во многом избежать такого «перекоса» способна такая модель психологической работы в системе образования, в которой в качестве основной цели психолога выступает содействие адаптации ребенка к школе или детскому саду, организация конструктивного психолого-педагогического взаимодействия детей, педагогов и психолога.

Надо отметить, что, как правило, из поля зрения психолога выпадают дети, которые хорошо себя ведут или хорошо учатся, но при этом испытывают то или иное личностное неблагополучие. Обычно в таких случаях проблемы ребенка не замечаются ни родителями, ни педагогами. Более того, иногда такой ребенок может быть даже удобен взрослому, так как послушен, имеет высокую учебную мотивацию. Но именно детям «группы риска», как никому другому, необходима психологическая поддержка, в том числе в виде психологической групповой работы. Особенно это актуально в период адаптации к школе, потому что именно в это время у всех детей повышается вероятность развития глубокого внутреннего конфликта, неадекватных компенсационных механизмов, психосоматизации. Еще более эффективно, если такая работа ведется в период подготовки детей к школе, то есть в старшей и подготовительной группах детского сада.

Хочется также обратить внимание на массовость «группы риска». Исследования, проведенные студентами МПГУ им. Ленина(Московский педагогический государственный университет) и МОСУ(Московская открытая социальная академия), свидетельствуют о том, что до 70% детей требуют психологической поддержки (фактически это каждый ребенок, поступающий в первый класс).

Мы полагаем, что единственно возможный путь в данной ситуации — это включение детей в групповую психологическую работу, которая является одновременно и психокоррекционной, и психопрофилактической.

Возрастные особенности детей:

Дети 3-4 лет предпочитают подвижные игры. Они склонны к подражанию, поэтому будут стремиться повторять действия и движения ведущего, им трудно долго сидеть без движения, трудно удерживать внимание, поэтому не стоит надолго оставлять их в статичном состоянии. Нужно также помнить, что трех-четырех-летки легко перевозбуждаются, и не допускать этого.

Дети 5-6 лет уже способны к некоторому контролю своего поведения. Как правило, после нескольких занятий они могут описывать свои эмоциональные состояния, ненадолго включаются в обсуждение интересующих их вопросов. Однако, безусловно, и они больше любят играть и двигаться, чем говорить. Каждому из них очень хочется быть лидером, поэтому они могут обижаться на ведущего, если им будет казаться, что их редко назначают водящими. В связи с этим имеет смысл выбирать водящих с помощью считалок.

Занятия с детьми могут быть использованы как в коррекционных, так и в психопрофилактических целях, обычно занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность занятий определяется возрастом детей. Самые младшие дети (3-4лет) обычно могут работать не более 14-20 минут. С дошкольниками 5-6 лет можно проводить получасовые занятия, со школьниками — 45-минутные.

Возраст влияет также на оптимальное количество детей в группе: от 7-8 в случае, если вы работаете с дошкольниками, до 14-15, если со школьниками. Возраст определяет и то, каким образом предпочтительнее рассадить детей.

Главное условие успешности работы — это умение и желание ведущего играть с детьми. Хорошо, если он сам получает удовольствие от игры, не считая ее второстепенным и ненужным занятием, если он умеет заразительно смеяться, потому что смех и радость всегда стоят рядом с любовью. Профессиональный ведущий никогда не боится выглядеть в глазах детей смешным или недостаточно серьезным. Если все это у ведущего есть, то занятия с детьми обязательно будут успешными и эффективными. Дети будут кричать, что психология — это их любимый урок, а ведущий — любимый взрослый.

В психологии сказочные истории называют терапевтическими метафорами, поскольку основная мысль сказки представлена не в прямой — назидательной, а в скрытой — метафорической — форме.

Кроме того, уже в самой структуре метафоры заложено обращение к ресурсам, внутренним силам, возможностям человека. Обычно выделяют следующие компоненты терапевтической метафоры:

— метафорический конфликт или появление ситуации, в которой герою становится плохо из-за имеющейся у него проблемы (непохожести на других, наличия страхов и т. п.);

— метафорический кризис — наступление невыносимой для героя ситуации, несущей символику смерти;

— поиск и нахождение ресурсов внутри себя — открытие героем в себе новых возможностей, необходимых для разрешения кризиса;

— торжество и праздник — наступление ситуации успеха, признания со стороны окружающих. Как можно увидеть из этой структуры, герой сказочной истории не ждет помощи, не просит ее у окружающих. Он находит в себе новые возможности, действует и обязательно побеждает.

Обычно метафоры соответствуют тому или иному симптому и конкретной трудной ситуации. Однако систематическое предъявление ребенку метафор, даже не всегда соответствующих его реальным проблемам, приводит к формированию у него «механизма самопомощи», то есть стремления в любой трудной ситуации искать силы в себе, верить в успех, стремиться и обязательно добиваться цели.

Работать со сказками можно по-разному. Обычно ведущий предлагает детям слушать сказку и в тот момент, когда им захочется, начинать рисовать иллюстрацию к любому понравившемуся эпизоду из нее.

Центральной задачей работы с эмоциями детей является формирование у детей эмоциональной децентрации. Согласно Г. М. Бреславу (1990) под эмоциональной децентрацией понимается способность индивида воспринимать и учитывать в своем поведении состояния, желания и интересы других людей. При нормальном ходе формирования личности эта способность появляется к концу дошкольного возраста. Нарушения в ее формировании могут приводить прежде всего к трудностям в общении со сверстниками и взрослыми.

Помимо центральной задачи, внутри данной программы необходимо выделить дополнительную, но не менее значимую задачу — профилактику психосоматических заболеваний. Психосоматические заболевания в XX веке заметно потеснили все остальные вследствие повышения темпа жизни, увеличения эмоциональных перегрузок и роста депрессивных тенденций на уровне массового сознания.

Как было уже сказано, центральной задачей данного блока является формирование у детей самосознания личности. Согласно концепции В. С. Мухиной (1985), под самосознанием понимается психологическая структура, представляющая собой единство, находящее выражение в каждом из своих звеньев: имя человека и его физическая сущность, притязание на социальное признание, психологическое время личности (ее прошлое, настоящее и будущее), социальное пространство личности (ее права и обязанности). В. С. Мухиной показано, что наиболее существенным искажением в развитии самосознания является депривация одного или нескольких структурных звеньев самосознания, поскольку это может приводить к появлению агрессивности, тревожности, трудностей в общении со сверстниками, негативно сказываться на отношении к себе.

В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте наи¬более значимыми и депривируемыми являются такие звенья самосознания, как осознание имени, притязание на признание и осознание прав и обязанностей.

Работа с ролевым поведением

Центральной задачей данной программы является обеспечение адекватного ролевого развития детей. Согласно Я. Морено, адекватное ролевое развитие обеспечивает психическое здоровье человека. При этом под адекватным ролевым развитием понимается умение принимать роли, соответствующие новым ситуациям, и умение изменять своим привычным ролям в старых ситуациях, то есть обладание ролевой гибкостью и ролевой креативностью.

Нарушениями в ролевом развитии являются неумение входить в роли разные по статусу и содержанию или же отождествление себя с какой-либо из своих ролей, часто патологической. Нарушения в ролевом развитии могут негативно сказаться на формировании личности ребенка, разрушить ведущую деятельность дошкольника — ролевую игру, затруднить общение со сверстниками и внутрисемейное общение, привести к возникновению психосоматической патологии.

Нам представляется, что, работая с ролевым развитием детей, лучше всего обращаться к традиционной русской культуре, в которой взаимодействию человека с ролью уделяется большое внимание. В настоящее время психотерапевтические возможности народной культуры еще не изучены, и сама она, на наш взгляд, не получила должного психологического осмысления. Поэтому, не претендуя на глубину анализа, коротко коснемся лишь аспекта, связанного с ролью.

Народная культура обеспечивала достаточно тесное взаимодействие человека и роли прежде всего через ряженье. Явление ряженья было в основном разрушено к середине 1930-х годов, и необходимо понять, что из этого явления должно и может быть возвращено к жизни.

Существует много общих теорий ряженья, мы будем опираться на понимание его как игрового обрядового действия, игровой версии мифологических представлений (Ивлева, 1994). Исходя из этого, проигрывание роли в ряженье требует проигрывания ее мифологического содержания. Кроме того, следует обратить внимание на такой важнейший принцип ряженья, как перевернутость. Этот принцип подчеркивался и маской, и одеждой (наизнанку, рваной, старой, противоположной полу и статусу), и хореографией ряженья (вихляние с участием корпуса, верчение, кувыркание, контрастное сочетание «угловатых движений» и др.), и голосом (молчание или изменение голоса). С помощью данных средств достигалось особое состояние «я — не я, а кто-то другой», то есть уход от нормативного «я» в антиформу. Что же давало человеку ряженье помимо безусловного развития ролевой гибкости и креативности?

Поскольку традиционно антиповедение связывалось с представлением о потустороннем мире, можно сделать вывод о том, что через ряженье осуществлялось установление контактов с умершими предками и демоническими существами, то есть с потусторонним миром (а в ряженье — антимиром), следовательно, происходило снятие страхов перед этим миром. Более того, осуществлялось включение антимира в человека, в результате достигалась определенная внутренняя целостность человека, так как «. темное также принадлежит моей целостности» (Юнг, 1991).

Таким образом, проанализировав опыт взаимодействия человека с ролью в народной культуре мы полагаем, что основой обеспечения адекватного ролевого развития ребенка должно быть проигрывание мифологического содержания определенных персонажей. Этими персонажами должны стать основные герои русских народных сказок по следующим причинам:

— в сказке в символической форме присутствуют ситуации, которые переживает ребенок, и понимание смысла этих ситуаций на сознательном или бессознательном уровнях дает ему возможность разобраться в своих чувствах;

— ребенок, обладая магическим мышлением, легко идентифицирует себя с героями сказки;

— поскольку сказки являются архетипами коллективного бессознательного, через них ребенок получает доступ к культурным ценностям прошлых поколений (Юнг, 1991).

Обратимся к основной структуре занятий-образов. При ее определении мы исходили из следующего наблюдения.

Современный человек, как правило, воспринимает Змея Горыныча и Бабу-Ягу как носителей только темного начала, в меньшей степени это касается Волка и почти не касается Медведя. В древности же эти персонажи воспринимались дуально, то есть, помимо темного смертоносного начала, они также воплощали и светлое животворящее. Можно предположить, что именно утеря дуальности восприятия этих персонажей влечет появление страхов перед ними.

После того как дети проиграют данные условно-отрицательные персонажи, необходимо обратиться и к условно-положи¬тельным персонажам, соблюдая структуру занятий, указанную ранее, с той разницей, что сначала актуализируется светлая часть героев, а потом темная. Мы предлагаем обратиться к об¬разам: Иванушки-дурачка, Ильи Муромца, Елены Прекрасной и Василисы Премудрой. Нам представляется, что нет необходимости приводить подробные сценарии занятий. Ведущий может справиться с этим самостоятельно и, более того, получит удовольствие, потому что при подготовке к занятиям придется перечитать сказки, а также энциклопедический словарь «Славянская мифология», М., 1995.

Мы очень любим наших детей. Мы покупаем для них развивающие игрушки, старательно обучаем чтению и счету. Усиленно готовим к школе, проверяя степень этой готовности батареями заданий и тестов. Помещаем в лицеи и гимназии, обучаем иностранному языку, проверяем темп чтения. В общем, мы делаем все, чтобы наш ребенок становился все умнее и умнее. Но редко при этом задумываемся о его будущей жизни. Зачем ему все эти знания? «Поступить в престижный институт, получить высокооплачиваемую профессию», — скажут многие. И это все? Как правило, на этом размышления о будущем ребенка заканчиваются.

А я бы хотела, чтобы мои дети, внуки, правнуки умели не только считать и писать, но и любить. Что и кого любить? Любить небо, ветер, звезды, волны — это очень важно. Но главное, чтобы они умели любить людей: всех вместе и каждого отдельного человека, который встретится на их пути.

Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Том 2. М., 1995,

Баркер Ф. Использование метафор в психотерапии. Воронеж, 1996.

Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., 1990.

Виглсуорт М. Ф. Вилли и его друзья: Руководство по созданию метафор для развития у ребенка чувства собственного достоинства. Воронеж, 1995.

Выготская И. Г., Пеллингер Е. П., Успенская П. П. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. М., 1993.

Дубровина И. В. Школьная психологическая служба. М., 1991.

Ивлева Л. Ряженые в русской традиционной культуре. СПб., 1994.

Изард К. Е. Эмоции человека. М., 1980.

Лейтц Г. Психодрама: Теория и практика. М., 1994.

Милли Д., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и «внутреннего ребенка». М., 1996.

Морозова Н. Путь к благополучию ученика // Народное образование, 1995. №2.

Мухина В. С. Детская психология. М., 1985.

Николаева В. В. О психологической природе алекситимии. М., 1995. Раз, два, три, четыре, пять — мы идем играть. М., 1995. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М-., 1995.

Телесность человека. Междисциплинарные исследования. М., 1995. Хухлаева О. В. Психотехнические игры в начальной школе. М., 1995. Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991.

По данной тематике рекомендуем ознакомиться с книгами:

— «Психология игры» Эльконин Д.– М.: Владос, 1999 г. — 360 с. (Серия «Сам себе психолог»)

В книге обобщаются основные материалы по психологии игры. Автор дает обстоятельный анализ зарубежных теорий игры, понимание игры, сложившееся в отечественной психологии, показывает ее значение для психического развития ребенка. Издание предназначено для практических психологов, педагогов, научных работников в области возрастной психологии, общей и дошкольной педагогики.

В книгу избранных трудов известного советского психолога вошли его основные работы по детской и педагогической психологии, в которых представлена оригинальная теория периодизации детства, психического развития ребенка, игровой и учебной деятельности, конкретизирующая идеи научной школы Л. С. Выготского об исторической природе детства и деятельностной основе психического развития. Ряд работ посвящен проблемам дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста, обучения и развития детской речи, начального образования, психодиагностики.

«Как научить детей сотрудничать?» — это сборник психологических игр и упражнений. Он адресован психологам, педагогам и всем взрослым, которые думают о психическом здоровье детей, об их эмоциональном опыте, о необходимом каждому человеку умении строить конструктивные отношения с другими людьми и позитивно относиться к себе. Проведение подобных игр с детьми младшей школы способствует развитию их «эмоционального интеллекта» и помогает педагогу создавать в классе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и с учителем, облегчив тем самым процесс совместного обучения.

От издателя: Дорогие взрослые, мамы, папы и учителя, перед вами очень важная и серьезная книга — книга игр. Ведь путь к сердцу вашего ребенка лежит через игру. Задумайтесь только, что происходит с нами и нашими детьми в последнее время, вспомните собственное детство. Игры во дворе и на природе, веселые дни рождения, праздники и домашние спектакли, в которых принимали участие и дети и взрослые, где все это? В наш технический век ребенок отдыхает у телевизора или общается с Интернетом, в лучшем случае с одноклассниками хмурой толпой шатается по улицам, пугая прохожих. Сводить ребенка в кино или театр по теперешним ценам стало так же нереально, как и построение коммунизма к 2000 году. Мы не знаем как и чем занять подрастающее поколение, и оно занимает себя само, часто весьма криминальными способами.

Однако выход есть всегда, даже при отсутствии денег, сил и минимальном количестве свободного времени — разнообразные игры на природе не дадут вам набрать лишний вес, а вашему ребенку поднимут настроение и укрепят его физически, тематические игры помогут выявить уровень ваших устарелых школьных знаний и избавят вас от необходимости ежедневно лазить в дневник, разгадывание ребусов и шарад развивает смекалку, сообразительность и может превратить скучный вечер «отцов и детей» в увлекательное времяпрепровождение.

— «Психотерапия: игра, детство, семья.» Спиваковская А.С. — ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — (Психология — XX век).

Книга известного специалиста по групповой игровой психотерапии с детьми, X. Джинотта, представляет собой систематизированное, поэтапное описание процесса игровой терапии от и до. Даются ответы на многочисленные вопросы, которые возникают или могут возникнуть у специалиста в этой области: каких детей можно включать в игровую группу, а каких — нельзя? как расшевелить замкнутого ребенка? что делать с агрессивным ребенком? почему многие родители, записавшиеся на прием, не приходят? как работать с родителями? и т.д. Автор сопровождает теоретический материал живыми иллюстративными примерами, которые не смогут оставить равнодушными ни одного читателя, а уж тем более специалиста, который найдет массу аналогий из собственной практики. Для психологов, психиатров, а также других специалистов, работающих с детьми, и всем, кто стремится усовершенствовать свое умение общаться с детьми.

Аннотация: Сборник разнообразных игр, способствующих правильному разностороннему психологическому развитию детей. Игры, представленные в книге, рассчитаны на любой возраст – от самых маленьких до подростков. Сборник станет незаменимым помощником родителей и педагогов, которые желают сделать процесс воспитания детей интересным и ненавязчивым.

«Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры» Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. — в книге предлагаемые игры предназначены в первую очередь для работы с дошкольниками. Издание адресовано родителям, педагогам и психологам, заинтересованным в комплексном развитии личности ребенка при помощи игры, близкой и понятной ему. В книге раскрыты многогранные возможности игр с песком — это обучение и познание, имеющие коррекционную направленность, дающие возможность скорректировать имеющиеся у ребенка проблемы развития. Ценность книги состоит в том, что ее материал можно использовать для работы, как с одаренными детьми, так и с детьми, имеющими проблемы развития.

— «Психология игры» С. Миллер — СПб.: Университетская книга, 1999 — 320 с.

Книга предназначена для медиков, биологов, психологов, преподавателей и родителей, желающих лучше понять психологию своих детей.

Глава 1. Историческое введение . 8

Глава 2. Игра в психологических теориях . . 21

Глава 3. Игры у животных. 66

Глава 4. Исследовательские и подвижные игры 118

Глава 5. Фантазия чувств и притворство в игре 150

Глава 6. Игра и подражание. 176

Глава 7. Социальная игра . 200

Глава 8. Влияние на игру индивидуальных и социальных различий . 215

Глава 9. Игровая терапия . 254

Глава 10. Зачем нужна игра . 275

Список сокращений названий журналов, указанных в библиографическом списке. 292

В учебном пособии рассматриваются проблемы формирования и развития детской игры, психолого-педагогические возможности использования игры в развитии детей. Даны основные характеристики видов игры, структуры игры и игровых отношений. Особое внимание уделено коррекционным возможностям игры, эмоциональному значению игровой деятельности в жизни ребенка.

Для студентов высших профессиональных учебных заведений, обучающихся по педагогическим и психологическим специалистам. Может быть полезно практическим психологам, педагогам, социальным работникам, а также родителям.

Глава 1. Теории детской игры 8

2.1. Возникновение игры в детстве. 30

2.2. Развитие предметной деятельности в раннем возрасте 33

2.3. Предпосылки возникновения сюжетно-ролевой игры 36

2.4. Развитие сюжетно-ролевой игры дошкольника 39

2.5. Развитие игры с правилами 52

Глава 3. Структура, ролевой игры 58

3.1. Сюжет и содержание ролевой игры 63

3.2. Мотивы игровой деятельности 68

3.3. Смысловые уровни игры 71

3.4. Классификация игры 74

Глава 4. Роль игры в психическом развитии 81

4.1. Роль игры в развитии мотивационно-потребностной сферы 84

4.2. Роль игры в развитии мышления 88

4.3. Роль игры в развитии произвольности 95

4.4. Роль игры в развитии эмоциональной сферы 100

4.5. Роль игры в нравственном развитии 104

4.6.Общение и социализация ребенка в игре. 109

4.7. Роль игры в развитии воображения и творчества 121

4.8. Роль игры в развитии сознания 126

4.9. Половая идентификация и дифференциация в игре 133

Глава 5. Психология игрушки 144

Глава 7. Развитие игры на современном этапе 189

Рекомендуемая литература 201

Аннотация к книге Кругловой Н. Ф.»Развиваем в игре интеллект, эмоции, личность ребенка»:

Представленная в книге авторская программа подготовки ребенка к обучению в школе разработана в Психологическом институте РАО. Ее главная задача – помочь ребенку успешно преодолеть трудности, возникающие в начальных классах. Развернутая система упражнений-игр поможет развить познавательные процессы, учебную мотивацию, умение удерживать цель, общаться, позволит ребенку перейти на позицию школьника. Программа уже получила признание у специалистов и родителей. Игры и упражнения (а их в книге около 100) могут успешно применяться для подготовительной работы с дошкольниками, а также коррекционной работы с младшими школьниками.

Для детских психологов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов и родителей.

Источники:
Большая психологическая игра — Маскарад
В 7-8-х классах подросткам важно уметь включаться во внутригрупповое общение со сверстниками. Большая психологическая игра "Маскарад" поможет создать условия для осознания подростками себя в окружающем мире, для раскрепощения, принятия себя, повышения самооценки.
http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/551814/
Большая психологическая игра для подростков Время выбрало нас
Подростковый возраст – это пора достижений, стремительного пополнения знаний, умений, становления нравственности и открытия своего "я", обретения новой социальной позиции. Наиболее благоприятными для развития личности подростка являются условия, создаваемые в процессе взаимодействия, осуществляемого в рамках коллектива. Подросток может стать творцом, субъектом образа жизни этого сообщества, основываясь на общих интересах и идеальных представлениях о коллективе. Члены такого сообщества создают свои законы отношений, свою иерархию нравственных ценностей, систему одобрения поступков и их порицания, перспективы совместной жизни, выбирают лидеров, соответствующих представлениям большинства о поведенческом и эмоциональном образе. Педагогам важно не оставить наших подростков один на один с действительностью, не отгородиться от них, а вместе с ними размышлять, искать истину, осознавать объективность общечеловеческих ценностей, их доминирующую роль в развитии человеческих отношений.
http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/411379/
Психологические игры для подростков
психологические игры для подростков Для отображения личных рекомендаций зарегистрируйтесь и пройдите Вектор. «Дело происходит в маленьком русском городке Плющеево. Это не большой научный
http://metodiki-dlya-podrostkov.ru/materials/?cat=18
Психологические игры и упражнения (игротерапия)
Центр развития для детей 3-7 лет и взрослых. Психологический подход, в соответствии с темпераментом и склонностями ребенка. Развивающие занятия
http://fusionpiter.ru/articles/psycholog-games

COMMENTS