Психологические проблемы людей

Журнал Практической Психологии и Психоанализа

В статье анализируются сущность психологической проблемы, ее основные характеристики, понятия, связанные с психологическими проблемами. Делается попытка определить виды психологических проблем и построить модель классификационной системы психологических проблем на основе их содержания. Предлагается создать рабочую группу для разработки диагностической системы психологических проблем.

Ключевые слова: психологическая проблема, психологическая проблематика личности, анализ психологических проблем, решение психологических проблем, классификация психологических проблем.

Различные определения психологической проблемы можно найти также в популярной психологической литературе. Так, в энциклопедии практической психологии Н.И. Козлова психологические проблемы определяются как «… внутренние проблемы, не имеющие явного рационального основания» (Козлов, 2015, с. 637).

В данном определении мы попытались дифференцировать психологические (нормальные) и так называемые «психиатрические» проблемы, т.е. психические расстройства (в англоязычной литературе обычно эти понятия рассматриваются как синонимы). По сути, психические расстройства также являются психологическими проблемами, однако в рамках патологии, а не нормы. Следовательно, можно выделить два вида психологических проблем – патологические проблемы (симптомы болезней), возникшие в результате расстройства психики и так называемые «нормальные» проблемы, отражающие противоречия нормально функционирующей психики. Необходимо отметить, что грань между этими видами проблем очень тонкая, трудно различимая, не стабильная и часто определяется не самой проблемой, а особенностями личности, у которой возникла эта проблема, ее отношением к этой проблеме. При этом патологические проблемы очень часто возникают в результате углубления и заострения нормальных психологических проблем, их неадекватного решения. Классификация психических расстройств, как известно, представлена в системах DSM и ICD. В классификационной системе психологических проблем патологические проблемы, на наш взгляд, можно представить также в качестве отдельной подгруппы в разделе психологических проблем той подструктуры психики, где они проявляются (это конечно очень дискуссионный вопрос). Например, в разделе психологических проблем мышления, в отдельной подгруппе можно представить расстройства мышления (например, бред, расстройство ассоциативного процесса и т.п.).

Длительность существования, острота также являются характеристиками психологических проблем. Существуют хронические психологические проблемы, с которыми человек живет длительное время и остро возникшие проблемы.

Следующий важный вопрос, связанный с психологическими проблемами личности, касается стратегий их анализа. Каждая психотерапевтическая школа и даже каждый специалист имеют свои принципы, подходы и традиции изучения психологических проблем. Можно выделить следующие основные подходы: а) анализ механизмов проявления психологических проблем; б) анализ происхождения и динамики проблем; в) анализ причинно-следственных связей проблем; г) анализ феноменальных характеристик психологических проблем и др.

Нуждается в пояснении также понятие «решение психологической проблемы». В практической психологии обычно описываются методы, техники решения психологических проблем, но само решение проблемы, как результат психологической работы редко анализируется. Между тем, очень важно понимание не только сущности психологической проблемы, но и сущности ее решения. В связи с этим, работая с психологическими проблемами (также и при обучении практических психологов), необходимо уточнить: а) как представляют процесс решения проблемы пациент и психолог, насколько эти представления совпадают друг с другом и реалистичны? б) Какие у пациента стратегии решения (копинг-стратегии) своих психологических проблем? в) Какие существуют варианты, уровни, виды, формы, способы решения психологических проблем? г) Какими должны быть последовательность и временные рамки решения проблем? д) Какие будут последствия решения проблем?

Можно выделить различные формы решения психологических проблем, такие как: а) адекватное/неадекватное; б) житейское/профессиональное; в) невротическое, психотическое, здоровое; г) психологическое, социальное, экономическое, биологическое и т.п. Можно различить уровни решения проблем: а) частичное/полное; б) решение проблемы на уровни причин, следствий и т.п. Вариантами решения психологической проблемы могут быть: а) дезактуализация проблемы (например, через ее переосмысление); б) устранение факторов способствующих возникновению проблемы или же мешающих ее решению и т.п. Пути решения психологических проблем можно выделить на основе тех общих стратегий, которые применяются в практической психологии, например: а) осознание; б) осмысление/переосмысление; в) внушение/программирование; г) катарсис; д) обучение; е) десенсибилизация и т.д.

На основе многолетнего опыта психотерапевтической работы нами была разработана модель классификационной системы психологических проблем [Худоян, 2014], которую мы попытаемся представить ниже.

Психологические проблемы можно сгруппировать на основе формы их проявления и содержания. С точки зрения формы психологические проблемы можно классифицировать по разным критериям. Так, по критерию осознанности можно выделить осознанные, плохо осознанные и неосознанные (обычно не осознаются глубинные проблемы, которые определяют внешние ясно осознаваемые проблемы, по поводу которых пациент обращается к психологу). Можно различить причинные (отражающие причины других проблем) и следственные (являются следствием других проблем, например, тревога может быть следствием внутриличностного конфликта) психологические проблемы.

В литературе встречается разделение психологических проблем на внешние (например, отрицательные эмоции) и глубинные (например, внутриличностные конфликты)

По временным характеристикам, остроте и значимости для субъекта можно различить старые (например, старые обиды) и новые, хронические (проблемы с которыми человек живет долгое время) и острые, актуальные и неактуальные психологические проблемы.

Можно различить также основные и второстепенные, сложные и простые проблемы, явные/скрытые, реальные и вымышленные, разрешимые/неразрешимые, принятые и не принятые пациентом проблемы, проблемы, которые представляет пациент и проблемы, которые приписывают пациенту родственники или специалисты и т.д. Психологические проблемы могут быть также внутриличностными, межличностными, внутригрупповыми и межгрупповыми (последние могут рассматриваться как социально-психологические проблемы).

Практическая психология наиболее остро нуждается в классификации психологических проблем на основе их содержания, в выделении, группировке и описании проблем разных подструктур личности. Именно на этой классификации должна быть построена диагностическая система психологических проблем. Естественно, что построение такой классификационной системы возможно только совместными усилиями многочисленных специалистов, здесь же мы попытаемся представить гипотетическую модель построения такой системы.

Для классификации психологических проблем в первую очередь необходимо выделить сферы их проявления. Мы выделили четыре таких сфер.

1. Психическая сфера личности.

2. Биологическая подструктура личности.

3. Развитие личности, ее жизненный путь, настоящее и будущее.

4. Система взаимоотношений личность – среда.

Ниже схематически представим основные группы психологических проблем в выделенных сферах личности. При этом хотим отметить, что как выделенные сферы, так и группы психологических проблем включенных в эти сферы относительны, а сама модель не претендует на полноту и точность.

Проблемы, связанные с психической подсистемой личности

Психологические проблемы, связанные с биологической подсистемой личности

  1. Психологические проблемы, связанные с соматическими заболеваниями (например, страх смерти при инфаркте миокарда, депрессии раковых больных, эмоциональные проблемы при гормональных расстройствах т.п.),
  2. Психологические проблемы, связанные с нормативными стрессогенными биологическими процессами (менструация, роды, климакс и т.п.).
  3. Психологические проблемы, способствующие возникновению соматических болезней (например, алекситимия).
  4. Соматизированные психологические проблемы (например, соматизированная депрессия, конверсионные расстройства).
  5. Психологические проблемы, связанные с косметическими операциями, с пересадками органов, хирургическими изменениями внешности.
  6. Психологические проблемы, связанные с телесными травмами и деформациями, отравлениями мозга и др.

Психологические проблемы, связанные с развитием личности, с ее жизненным путем, настоящим и будущим

Психологические проблемы, связанные с межличностными, межгрупповыми взаимоотношениями и жизненным пространством личности

Завершая эту статью, отметим, что предложенная теоретическая модель и схема классификационной системы психологических проблем являются лишь попыткой поднять проблему и очертить наше видение контуров ее решения. В дальнейшем, на наш взгляд, необходимо создать рабочую группу из практических психологов и исследователей и разработать общую теорию и диагностическую систему психологических проблем.

The Psychological Problems: an Essence, Types, Characteristics

The essence of the psychological problems, their main characteristics, concepts related to psychological problems is analyzed in the article. An attempt to classify the psychological problems and to build a model of the classification system of psychological problems on the basis of their content is made. The author suggested establishing a working group for the elaboration of a diagnostic system of psychological problems.

Keywords: psychological problem, psychological problematic of personality, analysis of psychological problems, solution of psychological problems classification of psychological problems.

  1. Блазер А., Хайм Э., Рингер Х., Томмен М. Проблемно-ориентированная психотерапия: интегративный подход: пер. с нем. М.: «Класс», 1998. Гришина Н.В. Экзистенциальные проблемы человека как жизненный вызов. // Социология. 2011. № 4. С. 109-116.
  2. Козлов Н.И. Психологос. Энциклопедия практической психологии. М.: Изд. Эксмо, 2015.
  3. Линде Н.Д. Основы современной психотерапии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия». 2002.
  4. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе. М.: Независимая фирма “Класс”, 2001.
  5. Худоян С.С. О методических вопросах исследования и преподавания психологической проблематики личности // Проблемы педагогики и психологии, 2014, № 3, с. 99-104.
  6. D’Zurilla, T. J., Nezu, A. M., & Maydeu-Olivares, A. (2004). Social problem solving: theory and assessment. In E. C. Chang, T. J. D’Zurilla, & L. J. Sanna (Eds.). Social problem solving: Theory, research, and training. Washington, DC: American Psychological Association, pp. 11-27.
  7. Khudoyan S.S. The Effectiveness of Medical Suggestion in Active Conscious State. // The 12th European Congress of Psychology. Istanbul, 2011, 4-8 July. P. 238.

Мы в соцсетях:

Лучшие в области психологического образования

для практикующих специалистов

Политика в отношении обработки персональных данных© 2006 НОЧУ ДПО Институт Практической Психологии и Психоанализа, г. Москва

Исследователи: У людей, которые делают фитнес-селфи, психологические проблемы

А вы занимаетесь в спортазале или фотографируетесь?

Быть фитнес-активным — сейчас очень модно, поэтому в соцсетях все больше людей, размещающих фото своей фитнес-рутины. Именно поэтому ученые взялись за исследования такого явления, как селфи из спортзала.

Если честно, у каждого из нас есть такие друзья — они делают фото во время каждого похода в спортзал, а потом размещают их с мотивационными подписями в своих социальных сетях. Вас раздражает подобное поведение или вдохновляет? Скорей всего, бывает по-разному. Все зависит от вашего образа жизни, настроения и умения быть честным наедине с собой…

А вот у специалистов из Университета Брюнеля в Лондоне, который относят к высшим учебным заведениям мирового класса, есть более конкретное мнение на этот счет. Они провели исследование на тему: Почему люди размещают свои фитнес-cелфи в социальных сетях. Результаты получились не очень лестными.

Оказывается, что спортсмены, которые регулярно делают фото себя в тренажерном зале, как правило, нарциссы. По словам исследователей, основная цель таких личностей состоит в том, чтобы похвастаться и рассказать миру о том, сколько времени они инвестируют в свою внешность. В ту же очередь, доктор Тара Маршал утверждает, что «результаты исследования свидетельствуют и о том, что хвастовство нарциссов окупается». Во-первых, их фитнес-селфи хороша лайкают, что, очевидно, только подпитывает их самолюбие. Во-вторых, они прекрасно выглядят, потому что не только делают фото в спортзале, но и занимаются.

Напомним, нарциссизм — черта характера, заключающаяся в исключительной самовлюбленности. В психологии и психиатрии чрезмерный нарциссизм рассматривают как серьезную личностную дисфункцию или расстройство личности.

Психологические проблемы алкоголиков

Не секрет, что у алкоголизма есть не только медицинские и социальные, но и психологические последствия. И зачастую именно они оказываются камнем преткновения на пути к избавлению от зависимости. Не зря и западная, и отечественная школа наркологии уделяет такое большое внимание психотерапевтической составляющей лечения каждого пациента. Итак, коротко об основных психологических «засадах».

Не секрет, что у алкоголизма есть не только медицинские и социальные, но и психологические последствия. И зачастую именно они оказываются камнем преткновения на пути к избавлению от зависимости. Не зря и западная, и отечественная школа наркологии уделяет такое большое внимание психотерапевтической составляющей лечения каждого пациента. Итак, коротко об основных психологических «засадах».

Алкоголь главенствует в мыслях алкоголика. Он думает о выпивке с утра до вечера, помнит расписание работы всех ближайших магазинов, точно знает, где можно ночью купить спиртное без особых проблем. Это состояние можно коротко охарактеризовать как одержимость в самом психиатрическом смысле этого слова.

Одержимость порождает непреодолимое влечение, и, когда алкоголик заходит в магазин или забегаловку, вроде бы неспециально, им управляет столь же непреодолимая потребность, как и невротиком, сосредоточенно моющим руки сто раз на дню.

Знаменитая фраза алкоголика: «Я могу завязать в любой момент!». Но этот момент наступит как-нибудь в другой раз, а сегодня — особый день, сегодня есть повод выпить. Поводом может служить что угодно: от приезда друга до Дня взятия Бастилии. Даже просто наличие выпивки — уже повод. Сознание алкоголика инфантильно. Он схож с ребенком, который таскает конфеты из буфета, надеясь, что родители не замечают этого.

Алкоголик, можно сказать, образцовая жертва самообмана – эталон, который можно помещать в Палату мер и весов. Люди оказываются жертвами самых разных недугов — даже рака, и они умеют смиряться с этим. Но где-то очень глубоко в душе алкоголик прекрасно знает: всё, что он делает, он делает себе во вред. Он не жертва обстоятельств или болезни, он, по сути, преступник. С этим алкоголик смириться не может, поэтому врёт всем, в том числе себе.

Не зря многие психотерапевтические методики, например, групповая терапия в «Анонимных алкоголиках», начинаются именно с признания себя алкоголиком — человеком, всецело зависящим от спиртного.

Даже самый изобретательный лгун не может не знать, что его личность и его жизнь медленно, но верно разрушаются алкоголем. Жалобы и гнев жены, дружеские «советы» начальника, ночные страхи, трясущиеся руки, отекшее и помятое лицо. Во всё более редкие «светлые» промежутки всплывает мысль: «Да что же я делаю?!». К сожалению, очень часто для заглушения чувства вины используется всё тот же алкоголь, что только усугубляет ситуацию.

Спьяну у алкоголиков бывают провалы в памяти, которые часто приписывают чувству вины (по принципу — человек забывает то, что не хочет помнить). Однако амнезия у алкоголиков с чувством вины никак не связана, они действительно ничего не вспомнят, даже если очень захотят. Дело в том, что алкоголь влияет на биохимические процессы, происходящие в головном мозгу, которые и обеспечивают функционирование такого сложного проявления высшей нервной деятельности, как память. У неалкоголиков после «удавшегося» застолья тоже бывают провалы, не столь частые и не столь полные, но ведь они и пьют меньше.

Провалы пугают многих алкоголиков. Нередко именно приступы амнезии заставляют многих пьющих задуматься: не пора ли завязывать? Ведь будучи в состоянии отключки, человек, тем не менее, находится в сознании и вполне деятелен. Он может казаться совершенно нормальным, он способен поддерживать разговор, отвечать на вопросы, даже управлять автомобилем. А протрезвев, некоторые так и не осознают, что они что-то забыли. Правда, когда им начинают рассказывать, что с ними происходило, они частично вспоминают события минувших дней.

Иногда память играет с алкоголиком злую шутку — во время очередной попойки человек может вспомнить, что происходило в прошлый раз, и о чем он никак не мог вспомнить на трезвую голову. Алкоголики, например, часто рассказывают, что по пьяни прячут деньги или выпивку, а наутро, протрезвев, напрочь забывают, куда и что прятали. И вспоминают только после очередного возлияния. Это напоминает феномен обучения в определенном состоянии.

Вслед за подъемом всегда следует падение, за алкогольной эйфорией — алкогольная депрессия. При этом депрессия и состояние тревоги не обязательно привязаны к абстинентному синдрому (похмелью алкоголиков). Если пить много и упорно, неприятности с психологическим состоянием будут периодически проявляться и в нетрезвом виде. Развиваются своеобразные «качели»: человеку плохо (например, день не задался), он выпил, чтобы поднять настроение, потом ему снова стало плохо (похмелье), он снова выпил для улучшения состояния — и так далее по кругу с нарастанием дозы спиртного и сокращения промежутков между приемами. Это классический способ входа в запой. А вот с обратной задачей — разорвать порочный круг и выйти из запоя — самостоятельно справится, дай бог, каждый десятый.

Редакция благодарит специалистов медицинского центра «АлкоМед» за помощь в подготовке материала.

Факты, о которых лучше знать

Как помочь человеку бросить пить, как действовать, если человек пьет. Чего делать нельзя, а что необходимо.

Что может стать для человека стимулом начать лечение? Какие методы действительно помогут человеку бросить пить?

Алкоголизм родителей опасен прежде всего тем, что от него страдают дети. Повторяя поведение родителей, дети рано сами становятся алкоголиками, и лечить их зависимость гораздо сложнее, чем алкоголизм взрослых.

Ежемесячно несколько тысяч человек интересуются у Яндекса, как купить алкоголь ночью.

Алкоголь является одной из самых распространенных причин распада семей.

Хотя бы раз в жизни у каждого возникает состояние уныния, апатии, чувство подавленности и безысходности.

Британские ученые выяснили, что если высказывание начинается с «Британские ученые выяснили. », то 80% людей поверит в любой бред, следующий за этим.

Познавательная статья о пристрастии граждан земли русской к спиртным напиткам. Есть ли закономерности этого повального явления?

Публичное признание, талант и алкоголизм.

Бывает ли алкоголизм умеренным? Какова безопасная доза алкоголя? Как определить, является ли человек алкоголиком? Можно ли умеренно пить и не стать зависимым?

Все мы хотя бы раз посещали кабинет врача — с этим тезисом сложно поспорить. Факторов, оказывающих не самое благоприятное влияние на организм, с каждым годом становится все больше.

Когда именно появился алкоголь, сказать сложно. Однако вполне можно предположить, что он не намного моложе самого человечества.

Такого понятия, как «скрытый алкоголизм», в медицине нет. Тем не менее, в реальности оно, к сожалению, есть.

Среди врачей Древнего мира была распространена фраза: «Вино возбуждает желание, но лишает возможности его осуществить»

Каждому из нас приходилось видеть пожилых людей, мягко говоря, в нетрезвом состоянии.

Чтобы понять, почему алкоголь умудряется поработить такое количество людей, нужно разобраться — как именно он ведет себя в организме и к каким последствиям это может привести.

Сегодня уже никого не удивишь словами «детский алкоголизм», «пьющий ребенок». Кто из нас не видел компанию молодых ребят, сидящих во дворе, где-нибудь на лавочке с бутылками пива и сигаретами в руках?

По инициативе президента Дмитрия Медведева в России началась очередная антиалкогольная кампания. Причины для такого решения были весьма серьезные.

Алкоголизм – заболевание, которое влечет за собой разрушение не только тела человека, но и его психики, его личности. При этом страдает не только сам алкоголик, но и его родственники и круг близких знакомых.

В каждой стране и в любую эпоху женщины пили меньше мужчин. В мусульманских странах представительницам прекрасного пола вообще запрещено употреблять алкоголь.

Вы знаете, что алкоголь – это наркотик? Этот факт известен всем, однако мало кто воспринимает его всерьез.

Существует ряд конкретных причин, по которым человек всё чаще прибегает к злоупотреблению алкоголем.

Алкоголь (этанол) начинает поступатьт в кровь уже через несколько минут после его употребления.

Причина смерти более 50-ти процентов мужчин в возрасте от 15-ти до 54-х лет связана с чрезмерным потреблением алкоголя.

К сожалению, очень многие граждане считают, что «праздник = выпивка». Правда, не все в состоянии рассчитать свои силы.

Алкоголик в семье – это всегда большие проблемы, нередко перерастающие в драмы и даже трагедии. Что делать, если любимый человек начал пить?

Выбор есть всегда, но чтобы сделать его правильно, нужно учитывать два основных момента, которые в наркологии стали постулатами, проверенными временем, врачами и пациентами

Когда пьющий человек говорит, что он не алкоголик, что может не пить – это психологическая уловка, «отмазка». Он действительно может не пить, но ведь пьет.

С точки зрения тех, кто делает и пьет коктейли – всё замечательно. Стильный антураж, специальные бокалы, шейкеры, блендеры, бармен, жонглирующий всем этим как заправский фокусник, ну и, конечно же, сам результат.

Если поведение ваше собственное или ваших близких, родственников и знакомых попадает под одно из описаний — это серьезный повод задуматься о визите к наркологу.

От пребывания рядом с сильно пьющим близким человеком, у его родственников развивается такое состояние, как созависимость (co–dependence).

Алкоголь и потомство – две плохо совместимые вещи. Будучи ядом, этиловый спирт оказывает влияние на все органы и системы человеческого организма. Достается и репродуктивной сфере.

«Я свою норму знаю». Правда, зачастую оказывается, что норма у данного гостя — понятие очень растяжимое.

Исследования показали, что дыхательные алкотестеры ошибаются примерно в 23% случаев, показывая больший уровень алкоголя, чем есть на самом деле.

Иногда пьющим сначала давали слабительное, а потом водку, настоянную на рвотном корне, чтобы последствия запомнились по полной программе.

В чем природа алкогольной зависимости, как человек попадает в эти сети, может ли он выбраться самостоятельно и чем можно ему помочь?

Общественное мнение гласит: каждый слегка выпивает, но никто при этом к доктору не бежит. Почему наркологи думают иначе?

Использовать материалы «Медпортала» на других сайтах можно только с письменного разрешения редакции. Пользовательское соглашение.

Психологические проблемы людей

АРХИВ «Студенческий научный форум»

Полная версия научной работы доступна в формате PDF

Индекс цитирования научной работы подсчитывается автоматически.»> Индекс цитирования научной работы : 0

Просмотров научной работы: 10200

Комментариев к научной работе: 0

Поделиться с друзьями:

Социально — психологические проблемы пожилых людей достаточно разнообразны, их спектр зависит как от объективных, так и от субъективных факторов.

Ограничение жизнедеятельности пожилых людей. Это одна из наиболее острых и болезненных проблем, с которой сталкиваются многие члены общества, достигшие пожилого возраста и вынужденные, в силу возрастных особенностей, отказаться от многих привычных социальных ролей и статусов. В свою очередь, это приводит к значительному разрушению привычной для человека системы жизнедеятельности, резкому сокращению круга общения и других социальных возможностей .

Выключение пожилого человека из активной жизнедеятельности и изменение характера его взаимоотношений с окружающими людьми. Появление этой проблемы в жизни пожилого человека связано с прекращением им активной трудовой и производственной деятельности, разрывом устоявшихся социальных связей и отношений, а также, с устоявшимся, негативным отношением современного общества к пожилому возрасту и к старости. Пожилой возраст сегодня – это фактор, препятствующий восходящей социальной мобильности человека, это основание для несения тех затрат, которые вряд ли окупятся (затраты на социальную помощь пожилым), это дополнительная финансовая, социальная и нравственная нагрузка на общество и людей молодого и среднего возраста.

Резкое снижение социального статуса пожилого человека в обществе. Утрата привычного социального статуса, позволявшего на протяжении длительного времени осуществлять эффективный процесс социального и личностного функционирования, приводит к серьёзным эмоциональным, психологическим, а, иногда, и физиологическим срывам

Для российского общества решение этих проблем одна из первостепенных задач. В связи с чем очень необходимы и полезны в третьем возрасте привычки социальной активности, полезной для общества и для самого пожилого человека, способствующей его хорошему физическому, моральному и социальному самочувствию.

В социологии социальная активность определяется как способ жизнедеятельности социального субъекта, заключающийся в осознанной направленности его деятельности на преобразование социальных условий в соответствии с назревшими потребностями, интересами, целями и идеалами, в выдвижении и реализации социальных инициатив, участии в решении актуальных социальных задач, формировании у себя необходимых социальных качеств. Через социальную активность выражается культура, умения, знания и навыки субъекта, способность охватывать своей деятельностью окружающий мир, изменять его и вместе с ним самого себя.

Социальная активность проявляется в различных сферах: в трудовой, в общественно-политической, в сфере образования, в сфере досуга и быта.

Социальная активность пожилых сгруппирована по двум направлениям:

выполнение повседневной работы в семье;

удовлетворение различного рода своих интересов.

Оба этих направления взаимосвязаны и способствуют сохранению позитивной самооценки, устраняют чувство ненужности, одиночества.

Активизация социального поведения пожилых людей предполагает, что пожилые люди выполняют не только привычные действия, но и такие, которые основаны на расширении их самостоятельности при решении своих социальных и личных проблем. При этом развиваются такие качества личности, как способность контролировать свою жизнь, активнее участвовать в общественной жизни.

В качестве примера приверженности пожилых людей к привычкам социальной активности можно рассмотреть зарубежный опыт.

За рубежом очень развита система создания групп взаимопомощи. Цели и задачи у таких организаций могут быть самые разные: защита прав и интересов членов организации, юридическая помощь, помощь при трудоустройстве, информационно-просветительская деятельность, военно-патриотическая деятельность, психологическая поддержка членов организации, денежная и материальная помощь, культурно-досуговая деятельность, медицинская помощь, продовольственная помощь, скидки на бытовые услуги и так далее.

В качестве примера можно привести Американскую Ассоциацию пенсионеров. История появления организации связана с альтруистической инициативой ее основательницы, Этель Андрус, которая, выйдя на пенсию, не только продолжила вести активный образ жизни, но и стала продвигать идею «продуктивного старения» для других. В 32 года она стала первой женщиной в штате Калифорния, дослужившейся до должности директора школы. Преподавательскую, а потом и управленческую деятельность она успешно совмещала с волонтерской работой, посвящая вечера и выходные благотворительным курсам для бедных.

В 1927 году предметом забот Андрус стали вышедшие на пенсию учителя: размер пенсионных пособий американских педагогов оставлял тех из них, у кого не имелось дополнительных источников средств к существованию, за чертой бедности. В 1947-м году в результате усилий Этель Андрус появилась Национальная отставная ассоциация учителей. 2

Для учителей пенсионного возраста Национальная отставная ассоциация учителей стала прежде всего организацией, через которую они могли приобрести медицинские полисы, но кроме педагогов схожие потребности имелись и у других пожилых американцев.

Исходя из этого, в 1958 году Этель Андрус и Леонард Дэвис решили пойти дальше и создать ассоциацию, объединяющую всех пенсионеров Америки, которая и существует по сей день.

Следующей добровольной программой помощи является Ассоциация «Пионеры телефонной службы Америки», объединяющая свыше полумиллиона добровольцев из числа сотрудников телефонных компаний США и Канады — как работающих, так и ушедших на пенсию. Добровольцы участвуют в реализации 2000 различных коммунальных проектов, работая в больницах, интернатах, школах и т.д. Участвуя в деятельности Ассоциации вместе с работающими коллегами, пенсионеры сохраняют контакты с ними и со своими организациями. Они мастерят для инвалидов различные приспособления, проводят занятия по радиоделу и т.д.

Что касается Германии и Скандинавских стран (Швеции, Финляндии, Дании, Норвегии), то там с целью содействия социальной активности пожилых разработана целая образовательная система для лиц третьего возраста. Сфера образования пожилых людей в этих странах включает в себя государственные, общественные, частные формы обучения, разнообразные как по структуре, так и программам обучения. Наряду с уже имеющимися центрами образования взрослых, государственными, кооперативными, общественными курсами созданы различные новые организационные формы обучения, например при высших учебных заведениях. И не только в форме институтов и факультетов повышения квалификации, но и центров непрерывного образования, народных университетов. 4

В Германии обучающие организации имеются при церквях, партиях, различных союзах и объединениях пожилых людей. 5

Также большую роль в повышении социальной активности пожилых граждан играют различные социокультурные учреждения, такие как клубы.

Главной целью которых является предоставление возможности выгодно и приятно проводить свободное время, удовлетворение разнообразных культурно – просветительских потребностей, а также пробуждение новых интересов, облегчение установления дружеских контактов. Данные клубы организуются по месту работы, преимущественно, при заводах и фабриках (для бывших работников предприятий) , а также по месту жительства (территориальные клубы). Клубная деятельность широко развита в Германии и Великобритании. Посещаемость этих клубов для пожилых очень высока и они являются неотъемлемым элементом активной старости. 6

Отделения Союза пенсионеров существуют в 79 регионах РФ. В Казани на базе Союза пенсионеров работает Университет третьего возраста, который осуществляет образовательные программы по ряду направлений. Любой пенсионер (по старости) имеет право прослушать курс по выбору (от политологии до ландшафтного дизайна) и получить сертификат по окончанию учёбы. В рамках университета проводится программа компьютерного ликбеза, что является очень важным в условиях задачи перехода государственных услуг в электронную форму.

Помимо Университета третьего возраста на базе Союза пенсионеров, в различных регионах РФ действуют достаточно многочисленные Народные университеты, Университеты пожилых и т.д. Таких университетов сегодня не менее 40 в разных регионах страны. Многие из них созданы и функционируют на базе Всероссийского общества «Знание» (например, в г.Челябинск, г.Орел, г.Уфа). Другие созданы инициативными группами при поддержке администрации города (Народный университет для пенсионеров при РОО КРЦП «Мои года – мое богатство» в г.Туймазы14), или по совместной инициативе нескольких заинтересованных групп: «Университет Пожилых «Серебряный возраст» в Санкт-Петербурге создан 2009 году компанией «ЕВМ» и некоммерческим партнерством «Институт обучения через опыт» при поддержке благотворительного фонда «Самарская губерния» и Ассоциации выпускников СамГУ.» 8

Пожилые люди имеют право на полноценную жизнь. И это возможно лишь в том случае, если они сами принимают деятельное участие в решении вопросов, их непосредственно касающихся.

1  Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие.[Текст] / Л.П. Кузнецова Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2010.- с. 92

2  Ассоциация пенсионеров Америки [Электр. Ресурс] – URL: http://www.pencioner.ru/news/detail/zarubezhnaya_panorama/amerikanskaya_assotciatciya_pensionerov.

3  Холостова Е.И. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. — М.: ИНФРА-М, 2007. – c.236

4  Высоцкая И.В. Самостоятельная организация как образовательное учреждение в сфере образования

пожилых людей в Германии / И.В. Высоцкая // Сибирский педагогический журнал . — 2012. — № 6. — с. 159-

6  Плеханова О.Е. Социально-культурная деятельность как средство реабилитации пожилых людей [Текст] / О.Е.Плеханова // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2012. — № 1. — .с. 176-182

Источники:
Журнал Практической Психологии и Психоанализа
Аннотация В статье анализируются сущность психологической проблемы, ее основные характеристики, понятия, связанные с психологическими проблемами. Делается попытка определить виды психологических проблем и построить модель классификационной системы психологических проблем на основе их содержания. Предлагается создать рабочую группу для разработки диагностической системы психологических проблем.
http://psyjournal.ru/articles/psihologicheskaya-problema-sushchnost-harakteristiki-vidy
Исследователи У людей, которые делают фитнес-селфи, психологические проблемы
А вы занимаетесь в спортазале или фотографируетесь?
http://womo.ua/issledovateli-u-lyudey-kotoryie-delayut-fitnes-selfi-psihologicheskie-problemyi/
Психологические проблемы алкоголиков
Психологические проблемы алкоголиков. У алкоголизма есть не только медицинские и социальные, но и психологические последствия. Итак, коротко об основных
http://medportal.ru/enc/narcology/reading/41/
Психологические проблемы людей
VI Студенческий научный форум (15 — 31 марта 2014 года)
http://www.scienceforum.ru/2014/472/2088

(Visited 9 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Почему мужчины любят иначе: 4 отличия мужской любви… Почему мужчины любят иначе: 4 отличия мужской любви от женской Женщины и мужчины… (2)

Почему жена не хочет куни 16 интимных моментов во время куннилингуса, о которых могут рассказать… (2)

Психология мужчины и женщины Психология мужчины и женщиныМежду полами нет никаких различий, которые не… (2)

Муж обидел и не извиняется совет психолога Как проучить мужа за обиду?И в идеальных, на первый взгляд,… (2)

Корпоративная культура Корпоративная культура "Отдел кадров коммерческой организации", 2014, N 3 Наша… (2)

COMMENTS