Психологические проблемы людей

Психологическая проблема

Проблема, который носит психологический характер, то есть «внутренний» для человека, связанный с его картиной мира, ценностной сферой, противоречивыми потребностями, запутанными межличностными отношениями и т.п.

Психологические проблемы сложно разделить на подвиды, так как любой внутренний конфликт, любая внутренняя запутанность имеет тенденцию к расширению: семейные проблемы очень быстро становятся личностными, личностные — душевными и т.д. Поскольку психологические проблемы тесно связаны с потребностями человека, то и классифицировать их (проблемы) легче по отношению к понятию «потребность».

1. Индивидные психологические проблемы. Проблемы, связанные с биологической сущностью человека: проблемы в сексуальной сфере, разного рода неконтролируемые страхи и тревожность, нарушения психологического здоровья, недовольство собственной внешностью, физическими данными, переживания по поводу утраченной молодости и т.п.

2. Субъектные психологические проблемы. Проблемы, связанные с выполнением субъектом целенаправленной деятельности: недостаток воли, знаний, умений и навыков, недостаточный уровень интеллекта и иных способностей, запутанность в целях деятельности, нехватка энергии, иррациональность и т.п. Очень часто субъектные психологические проблемы маскируются под иного рода проблемы. Мало кому, например, нравится чувствовать себя глупым; вместо этого человек начинает в буквальном смысле искать проблемы в межличностных отношениях, например он может решить, что другие к нему относятся предвзято или строят интриги.

3. Личностные психологические проблемы. Проблемы, связанные с местом человека в обществе: нехватка статуса, комплекс неполноценности, сложности с имиджем, проблемы в отношениях с половым партнером, с детьми и другими членами семьи (семейные проблемы), коллегами, друзьями и врагами, проблемы в коллективе, ролевые проблемы и т.д.

4. Индивидуальностные проблемы. Проблемы, связанные с самореализацией и достижением долгосрочных целей: ощущение пустоты бытия, потеря смыслов привычной деятельности, переживания нехватки времени, экзистенциальные страхи, потеря самоуважения, переживание непреодолимых препятствий, вставших на пути достижения долгосрочных целей, внезапные кризисы (смерть близкого человека, утрата важного имущества), проблемы на работе и в бизнесе, в хобби и т.д.

Beaverclub

Отрывок из книги Марка Сандомирского «Психосоматика и телесная психотерапия: практическое руководство.» (Москва, «Класс», 2005.)

Отсюда в обществе создается «послушное агрессивное большинство» или слой людей примитивно-приземленных, без духовных запросов. Это люди, которые стремятся жить «как все», «не выделяться». Именно поэтому они готовы преследовать тех, кто не похож на них как по образу жизни, так и по образу мыслей, чье существование бросает вызов выхолащиванию духовной основы жизни. «Человек, находящийся в общественном месте, является как бы автоматом, подчиняющимся общим правилам и выполняющим общепринятые обычаи» (Бехтерев В.М.).

Типичным порождением такого образа жизни становится человек, на первый взгляд достаточно зрелый в практическом, жизненном смысле (точнее, приспособившийся, приземленный) и инфантильный в духовном. Отсюда «всплески» нерационального поведения (особенно зависимости — алкоголизм, наркомания, гэмблинг, экстремальные развлечения, в конце концов, та же интернет-зависимость — как протест против серости жизни и попытка отгородиться от реальности). Отсюда и мистико-эзотерическая податливость — как проявление инфантильного «магического» мышления (наивно-детское ожидание чуда, мгновенного изменения, «просветления») и потребность в «учителе» (на самом деле поиск готовых, универсальных ответов на все жизненные вопросы как перенос ответственности на чужие плечи).

Таким образом, социальная покорность базируется на интеллектуальной несамостоятельности, которая становится нормой жизни современного человека, воспринимающего стереотипы, внушенные ему средствами массовой информации, как собственные мысли. Последнее, в свою очередь, связано с тем, что «личность, подавленная зрелищем всесокрушающей власти, лишается внутренней самостоятельности… отрекается от поиска собственной позиции» (Бонгеффер Д.). Обратная же сторона всех этих процессов массового сознания, отражающих постепенное стирание человеческой индивидуальности из-за ее подавления обществом, — кризис политической организации, напрямую связанный с кризисом личности (Шестопал Е.Б.). Личность, в свою очередь, платит обществу той же монетой — социальным отчуждением, пассивностью, потерей веры в пропагандируемые обществом ценности, а также потерей доверия к власти и отказом этой власти в поддержке, вызванным неверием в то, что личное участие может хоть как-то повлиять на политический процесс.

Естественно, что многие люди инстинктивно пытаются защищаться от информационного давления с помощью его вытеснения, блокирования восприятия (эти механизмы психологической защиты срабатывают на интуитивно-автоматическом уровне). В результате человек все больше самоизолируется от общества — ценой утраты способности к сопереживанию, сочувствию, искренности и подлинному взаимопониманию в отношениях со значимыми другими («интимности», по Э. Берну), ценой «механизации» душевной жизни или мучительной внутренней «раздвоенности». Он отгораживается от окружающих стеной невнимания, непонимания и ложных убеждений, потоком ничего не значащих слов. Когда-то Сент-Экзюпери писал о том, что главная ценность в мире — человеческое общение. Именно эту ценность современный человек и утрачивает. Выбирая жизненный стиль глобального, всепроникающего индивидуализма и бездуховности, человек изолирует себя и от коллективного бессознательного (в терминологии К.Г. Юнга). Тем самым он воздвигает незримый барьер в своей психике, отгораживаясь и от собственного подсознания. Человек становится глухим к движениям собственной души, ее безотчетным порывам, к своим истинным потребностям, пытаясь заместить их потребностями иллюзорными, навязанными стереотипами — «быть как все». При этом он отказывается от поиска своего истинного «Я», своей самости, от индивидуации («пути к себе») и вынужден «наступать на горло собственной песне».

Таким образом, главная невротическая проблема нашего времени — чрезмерная рационализация жизни, приводящая к массовому воспитанию людей чрезмерно рационального психологического склада, что противоречит человеческой природе. В первую очередь, это снижает способность человека к переживанию естественных измененных состояний сознания, связанных с общением, вдохновением, творчеством. При этом остается неудовлетворенной его глубинная психологическая и физиологическая потребность в естественных измененных состояниях сознания, что и описывается как «синдром дефицита удовлетворенности» (К. Блюм). Следовательно, человек ищет неестественные, суррогатные способы ее удовлетворения — такие, как употребление психоактивных веществ или компульсивное поведение. Или агрессия, причем направленная как на других людей, так и на самого себя, в форме многочисленных заболеваний (особенно с явным психосоматическим «уклоном») или травм. Или же как попытка отрицания проблем — депрессивный (а то и суицидальный) уход от реальности… Восстановить естественную способность человека к переживанию трансового удовлетворения и призвана современная психотерапия, особенно ИСС-ориентированная (Сандомирский М.Е., Белогородский Л.С., 2001).

Изначально душевное утешение и психологическую поддержку давала человеку семья, выполняя функцию естественного (спонтанного, интуитивного) психотерапевта. Но семья традиционно устроенная — это большая, патриархальная семья, объединяющая несколько поколений. Семья, в которой не только для ребенка, но и для взрослого старшие члены семьи обладают авторитетом и пользуются уважением. Семья как группа людей, объединенных общей, семейной целью (С. Кови), в которой они автоматически обретают жизненный смысл. Семья, естественным расширением или продолжением которой становится более масштабная социальная группа, построенная вначале на кровном родстве (род, племя), затем на общности территориальной или экономической (община, гильдия). Семья, которая в современном обществе давно прекратила свое существование.

Кризис традиционной семьи, забвение семейных ценностей — источник многочисленных психологических проблем в современном обществе. Доходит до того, что повышение частоты разводов рассматривается западными психологами уже не как проявление дезинтеграции общества, а просто как естественная и неизбежная ступень на пути перехода к «другому виду брака» (Харрис Д., 2003). Разрушение традиционной семьи является порождением глубинных процессов, связанных с научно-техническим прогрессом и приводящих к изменению жизненного уклада. Быстрота перемен в образе жизни, порой приводящая к его поистине революционным преобразованиям, осложняет передачу опыта старших поколений младшим. Тем самым прерывается связь времен, нарушается преемственность поколений. Разрывается цепочка наследования — разумеется, не материального, а духовного. Современное человечество изолируется от своих духовных корней, отгораживается от собственного коллективного бессознательного (К.Г. Юнг), отрекается от него, постепенно превращаясь в массу разъединенных индивидов — людей, «не помнящих родства». Отсюда и проблемы «отцов и детей», когда жизненный опыт старших просто отвергается молодым поколением, и дефицит любви, внимания и душевного тепла, которые даже в благополучной семье ребенок недополучает от родителей на глубинном, телесно-психологическом уровне (А. Лоуэн, И. Кренц).

Возвращаясь к социально-обусловленным истокам индивидуальных психологических проблем современного человека, можно свести их к одной, центральной, хотя и называемой по-разному — потере цельности, недостатку духовности, утрате веры. Здесь мы имеем в виду веру не религиозную (хотя и в этой сфере наблюдаются аналогичные закономерности), а веру человека в себя, в свои возможности и в собственное жизненное предназначение. Веру в других людей, утрата которой и ведет к социальному отчуждению и разобщенности. Утрату веры, которая, в свою очередь, является следствием всеобъемлющей интеллектуализации и всепроникающей рационализации жизни (в этом смысле грибоедовское «горе от ума» представляется пророчеством, намного опередившим свое время). Разрешить эту проблему, помочь уйти от чрезмерной сосредоточенности на собственных мыслях и теснее соприкоснуться с чувствами призваны телесные методы психокоррекции.

Share this:

Похожее

Добавить комментарий Отменить ответ

> Эгоизм человека можно и нужно корректировать новыми ценностями и критериями общества.

Полностью с Вами согласен.

> Критерий умеренность введенный в ранг закона для всех может стать универсальным рычагом в изменении эгоизма человека.

Вполне возможно. Мысль хорошая.

А по поводу идеи виртуального альтернативного правительства с привлечением «лучших людей» и изменения общества «без единого выстрела» — идея-то конечно хороша, но для корректной реализации требует больших знаний (возможно, принципиально новых) и большого опыта, поскольку в истории уже не раз случалось, что привлекательно выглядевшие на бумаге утопии в процессе воплощения превращались в нечто, мягко говоря, неприглядное.

Так что тут я ничего умного не скажу. Разве что могу посоветовать Вам завести свой сайт, чтобы излагать там основные концепции Вашей идеи и продвигать её через Сеть )

Уважаемый господин Beaver! Предлагаю для начала разместить на каком то популярном сайте саму модель эволюционного преобразования современного капиталистического общества и критерии разработанные мною. Посмотрим , какая будет реакция здравомыслящих людей, а затем сделаем последубщий шаг. Я признателен вам , что вы не относите эту идею к утопии. Подскажите , где найти такой сайт?

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

Старость иногда называют «возрастом социальных потерь». Утверждение это не лишено оснований: старость как фаза жизни характеризуется возрастными изменениями в организме человека, изменениями его функциональных возможностей и, соответственно, потребностей, роли в семье и обществе, что зачастую протекает не безболезненно для самого человека и его социального окружения.

Уважение к пожилым и забота о них, что всегда и везде являлось одним из немногих неизменных качественных характеристик человеческой цивилизации, отражают взаимозависимость между стремлением к самосохранению и сохранению человеческого общества, которая не в малой степени обусловило выживание и прогресс человечества. Важным компонентом является понимание того, что подготовка к старости должна начинаться в детстве и идти на протяжении всего жизненного цикла.

Проблемы социальной защиты пожилых людей становятся особенно актуальными в современных условиях, когда старые формы и методы социальной поддержки оказались непригодными, а новая система социальной защиты, соответствующая требованиям рыночной экономики, еще только создается.

Процесс старения в каждом человеке протекает индивидуально. Количество прожитых лет еще не определяет степень физической и социальной деятельности. Одни — в 70 лет не потеряли форму, другие — в 60 лет — «полная развалина». Главное — не применять ко всем один и тот же критерий. Однако важно осознать, что пожилые люди — это возрастная группа, которая имеет социально-специфические особенности, потребности, интересы, ценностные ориентации.

Материалы геронтологических исследований доказывают, что в пожилом возрасте умственный статус личности не снижается, а лишь изменяется и дополняется такими оттенками, как умеренность, рассудительность, осторожность, спокойствие. С возрастом повышается ощущение ценности жизни, изменяется самооценка.

Пожилые люди меньше внимания уделяют своей внешности, больше — внутреннему миру и физиологическому состоянию. Возникает новый жизненный ритм.

Исследования и повседневная практика показывают, что существуют некоторые характерные особенности стиля жизни, поведения пожилого человека.

Прежде всего, теряется социальная полнота жизни, ограничивается количество и качество связей с обществом, порой возникает самоизоляция от социального окружения.

Психологическая защита как свойство личности позволяет человеку организовать временное душевное равновесие. Но для пожилых людей порой такая защита приносит отрицательный эффект, так как приводит к стремлению избежать новой информации, иных обстоятельств жизни, отличных от сложившихся стереотипов.

У старого человека своеобразное ощущение времени. Пожилой человек всегда живет в настоящем. Его прошлое, воспоминания, также как и будущее всегда с ним, в настоящем. Отсюда появляются такие черты как осторожность, бережливость, запасливость. Подобному сохранению подвергаются и духовный мир, интересы, ценности. Бег времени становится более плавным. Заблаговременно планируется то или иное действие: сходить в аптеку, магазин, к друзьям, в больницу. К ним пожилой человек готовится морально.

У пожилых людей часто ярче проявляются отдельные черты характера, которые в молодости маскировались, не проявлялись отчетливо. Такие черты как обидчивость, раздражительность, капризность, сварливость, жадность, вспыльчивость и др.

В старости у людей редко вырабатывается новая жизненная позиция. Часто жизненная позиция зрелого возраста к старости обостряется под влиянием новых обстоятельств. Знание особенностей поведения, психологических и эмоциональных черт необходимо социальным работникам, чтобы принять их душевное, физическое и психологическое состояние. Перечислим некоторые характерные признаки поведения пожилого человека, которые важно предвидеть при общении.

Главное — не попасть в ситуацию одиночества, не попасть в самоизоляцию. Пожилому человеку необходимы социальные контакты, даже, если он не работает; не поддаваться апатии, бездеятельности; не настраивать себя на ожидание несчастья. Личностно- бытовой уход за собой, за близкими людьми вызывает сознание определенной полезности и важности для пожилого человека.

Не проникаться жалостью к себе. Лучше отдавать силы и время другим людям.

Очень тяжелое состояние пожилых людей — безнадежность и отчаяние. Важно у таких лиц формировать установку: жизнь продолжается, пусть с трудностями, болезнями, лишениями, но продолжается и надо жить сегодняшним днем и радоваться.

Практика показывает, что существуют различные категории пожилых людей:

— не нуждающиеся в помощи;

— частично утратившие трудоспособность;

— нуждающиеся в обслуживании;

В зависимости от принадлежности к той или иной категории разрабатываются программы социальной помощи, выбираются методы и приемы работы с пожилыми людьми. Одним из основных принципов работы с пожилыми людьми является уважение к личности. Необходимо принимать клиента таким, каков он есть со всеми достоинствами и недостатками. Профессиональная компетентность социального работника заключается в знаниях геронтологических и психологических особенностей возраста, учете, принадлежности клиентов к определенной социальной и профессиональной группе. Потребности, интересы, увлечения, мировоззрение, ближайшее окружение, жилищно-бытовые, материальные условия, уклад жизни клиентов дают возможность выбрать оптимальную технологию социальной помощи, грамотно определить проблему и путь ее решения. У пожилых людей должна быть сформирована надежда быть нужным людям, социуму, быть им уважаемым.

Для этого используются различные приемы: выяснив проблему, помочь установить контакт с родственниками, оформить необходимые запросы, принять меры к конкретной помощи действием: навести порядок в комнате немощной старушки, доставить медикаменты, слабослышащим — новый слуховой аппарат, — пригласить к участию в конкурсах творческих работ (по пошиву, вязанию, цветоводству и т.д.)

Интерес к личности пожилого клиента, и полезность его опыта, вызывает подъем энергии у такого человека и могут быть полезными для окружающих, особенно подростков и молодых людей.

В социальной работе с пожилыми следует руководствоваться принципами корректности и тактичности. «Не навреди!», «Не лезь в чужую душу». Пусть висят портреты и старые картины в комнатах пожилых, пусть их окружают любимые вещи до тех пор, пока они сами с ним не расстанутся.

Важной установкой в работе с пожилыми людьми является принятие их не только в качестве ее объекта, но и как субъекта. Это помогает определить и подключить их внутренние резервы, способствующие самореализации, самоподдержке, самозащите.

Наблюдения подтверждают, что такой метод служит импульсом для улучшения как физического, так и духовного самочувствия людей «третьего возраста». Особое внимание следует уделить приему пожилых клиентов. При первой встрече предпочтителен нейтральный стиль общения, пока не найден подход, не сделаны необходимые наблюдения о чертах характера клиента. Сдержанность в интонации, аккуратность в одежде, внимание, чуткость, отсутствие резкости, суетливости в движениях, многословности, дефектов речи импонируют пожилому клиенту, помогают расслабиться, доверительно вести беседу.

Каждая встреча — беседа с пожилым человеком индивидуальна, но можно дать некоторые наиболее общие рекомендации, которые целесообразно учитывать в практической деятельности, определить выбор места для приема пожилого человека.

Необходимо проявить доброжелательность и заинтересованность, с первых минут встречи избегая при этом суетливости и заигрывания, нежелательна и «бурная атака» в начале беседы. Уместно применять некоторые приемы аттракции (расположения клиента к себе).

Контакт становится оптимальным, если социальный работник при общении использует улыбку, заинтересованное выражение лица, спокойные жесты, ободряющую мимику.

В последние годы созданы социальные надомные службы, помогающие пожилым и престарелым (одиноким людям) организовывать свою жизнедеятельность.

Занятые здесь социальные работники должны владеть умениями и навыками срочной доврачебной медицинской помощи, хорошо психологические особенности своего клиента, его проблемы, интересы, увлечения. При контакте следует определить и учитывать характеристики нужно, чтобы проявить определенную заинтересованность к проблемам, возникшим у клиента.

Мир пожилых людей своеобразен. К нему придет большинство людей нашего общества.

Здесь существуют свои критерии, свои оценки, свои законы.

Помочь пожилому человеку сегодня — это, прежде всего, воспринять и понять его мир, мир человека «третьего возраста».

Социальная служба принимает все необходимые меры для повышения благосостояния народа и в первую очередь лиц пожилого возраста.

Одиночество людей пожилого возраста, как социальная проблема.

В преклонном возрасте реальность старения влечет за собой много причин одиночества. Умирают старые друзья, и хотя их можно заменить новыми знакомыми, мысль, что ты продолжаешь свое существование, не служит достаточным утешением. Взрослые дети отдаляются от родителей, иногда лишь физически, но чаще из эмоциональной потребности быть самим собой и иметь время и возможность заниматься собственными проблемами и взаимоотношениями. Со старостью приходят опасения и одиночество, вызванное ухудшением здоровья и страхом смерти.

В целях наилучшего приспособления к среде человек должен иметь и того, к кому он лично привязан, и широкую сеть друзей. Дефицит каждого из этих различных типов отношений может привести либо к эмоциональному, либо к социальному одиночеству.

Все исследователи сходятся на том, что одиночество в самом общем приближении связано с переживанием человека его оторванности от сообщества людей, семьи, исторической реальности, гармоничного природного мироздания. Но это не означает, что пожилые люди, живущие в одиночку, все испытывают одиночество. Можно быть одиноким и в толпе и в кругу семьи, хотя одиночество среди старых людей и может быть связано с уменьшением числа социальных контактов с друзьями и детьми.

Уровень и причины одиночества в понимании пожилых людей, зависят от возрастных групп. Люди в возрасте 80 лет и старше понимают значение термина «одиночество» не так, как представители других возрастных групп. Для престарелых одиночество ассоциируется со снижением деятельности, обусловленной нетрудоспособностью или невозможностью передвижения, а не с отсутствием социальных контактов.

Старость в реальной жизни — это зачастую такой период, когда необходима помощь и поддержка, чтобы выжить. Такова основная дилемма. Чувство собственного достоинства, независимость и помощь, мешающая осуществлению этих чувств, приходят к трагическому противоречию. Возможно, в конце концов, придется отказаться от своей независимости, самостоятельности, ведь продление жизни — достаточная награда за такой отказ.

Бремя забот, ложащееся на плечи пожилых женщин, усиливается по мере традиционной возрастной дифференциации между супругами. Кроме забот о своем здоровье многие пожилые женщины принимают на себя заботу и о здоровье своего мужа, и даже в еще большей степени по мере старения. Женщина возвращается «назад, к роли матери», теперь уже по отношению к мужу. Теперь, в ее обязанности входят следить за тем, чтобы он вовремя посещал врача, следить за его диетой, лечением и корректировать его деятельность. Поэтому брак более выгоден для старых мужчин, чем для женщин.

И так, женщины меньше подвержены одиночеству, так как у них в среднем больше социальных ролей, чем у мужчин.

Проведенные исследования социологов показали, что большинство пожилых людей (56 ? ) проживают вместе с детьми, причем в 45 ? таких семей есть внуки, 59 ? пенсионеров имеют супруга (супругу). Одинокие составляют 13 ? . Если среди опрошенных пенсионеров чувство одиночества как реальный факт отмечают 23 ? , то для одиноких этот показатель — 38 ? .

При оказании помощи одиноким необходимо учитывать многообразие факторов, приводящих к одиночеству. Дружеские связи, социальное окружение и индивидуальная деятельность представляют собой альтернативу медицинскому вмешательству для оказания помощи одиноким.

Помощь одиноким людям иногда должна состоять в том, чтобы изменить ситуацию, а не личность.

В решении проблемы одиночества важное значение приобретают системы социальной реабилитации и социальной помощи престарелым. Социальная реабилитация представляет собой комплекс социально экономических, медицинских, юридических, профессиональных и других мер, направленных на обеспечение необходимых условий и возвращение этой группы населения к достойной жизни в обществе.

В целом по России около полутора миллионов граждан старших возрастов нуждаются в постоянной посторонней помощи. По данным выборочных обследований, одинокие граждане и одинокие супружеские пары, в которых оба являются престарелыми и могут нуждаться в социальном обслуживании составляют до 69%. Изучение нуждаемости обследованных нетрудоспособных граждан в различных видах помощи свидетельствует о том, что более 78% из них нуждаются в медико-социальной помощи, около 80% — в услугах социально-бытового назначения.

Старение человека — это сложный процесс, в котором биологические факторы тесно связаны с социальными. Среди этих факторов, в том числе психосоциальных, огромное значение приобретает положение стареющего человека в обществе, национальная политика государства в организации медицинской и социальной помощи пожилым людям. Психофизическое состояние пожилого человека во многом определяется гуманистическим отношением государства, общественных организаций и всех членов общества к ним.

Проблемы, связанные со старостью, старением населения характерны для всех экономически развитых стран. Проблемы эти усугубляются нарастанием экономических трудностей, которые непосредственно отражаются на уровне социальной защиты пожилых людей.

В нашей стране при переходе к рыночной экономике в результате снижения уровня жизни расширяется круг лиц, нуждающихся в дополнительной социальной защите. Требует совершенствования и пенсионное законодательство.

В настоящее время положение граждан старшего поколения характеризуется такими факторами как малообеспеченность, неудовлетворительное состояние здоровья, одиночество, которые в совокупности приводят к состоянию материальной и физической зависимости, увеличению потребности лиц пожилого возраста в социальной помощи и поддержке.

  1. Настольная книга специалиста: Социальная работа с пожилыми людьми. /Отв. Ред. Е.И.Холостова/ — М.: Институт социальной работы,2000.

2. Аналитические данные Департамента пенсионного обеспечения Министерства труда и социального развития Российской Федерации. — Журнал Пенсия 1998г.№1.

3. Директивные документы о деятельности стационарных учреждений. — Сборник нормативных актов. Выпуск 2001г.

4. Документы ООН о проведении международного года пожилых людей (1999 год). — М., 1998.

5. Белов В.П. Трудоспособность пенсионеров по старости: вопросы стимулирования и организации труда. — М.,1995.

6. Вульф Л.С. Одиночество пожилых людей, — журнал Социальное обеспечение. 1998, №5.

7. Дыскин А.А., Решетов А.Л. Здоровье и труд в пожилом возрасте. — М., 1998.

8. Киселев С. Г. Состояние и развитие социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в нестационарных условиях в Российской Федерации. — М., 1998.

9. Киселева З.Г. Итоги и перспективы. — Социальное обеспечение. 1997. №4.

10. Покровский Н.Г. Лабиринты одиночества. М., 1998.

11. Ржаницина Л. Нужна ли пенсионная реформа сегодня? — журнал Социальная защита. 1998., №8.

12. Основы социальной работы. /Отв. Ред. Павленок П.Д./ -М., Инфра-м, 1997.

13. Теория социальной работы. /Отв. Ред. Холостова Е.И./ -М.,2001.

Последние материалы

21 октября 2017

21 октября 2017

21 октября 2017

пользователи за 24 часа

просмотры за 24 часа

Дорогие друзья, Знак Качества запускает функцию ОНЛАЙН-РЕПЕТИТОР по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

Источники:
Психологическая проблема
Психологическая проблема Проблема, который носит психологический характер, то есть «внутренний» для человека, связанный с его картиной мира, ценностной сферой, противоречивыми потребностями,
http://azps.ru/abc/p/psihologicheskaya_problema.html
Психологические проблемы людей
Отрывок из книги Марка Сандомирского "Психосоматика и телесная психотерапия: практическое руководство." (Москва, «Класс», 2005.) Любое современное информационно-бюрократическое общество — а в «развитых» странах Запада это проявляется наиболее наглядно — устроено так, что оно невольно пытается смягчить социальные проблемы за счет большей однородности, стандартизации сознания своих граждан. По возможности уравнять всех членов общества во взглядах и…
http://beaverclub.wordpress.com/2011/10/05/psy-problems-society/
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА Старость иногда называют «возрастом социальных потерь». Утверждение это не лишено оснований: старость как фаза жизни характеризуется
http://znakka4estva.ru/dokumenty/sociologiya-obschestvoznanie/psihologicheskie-problemy-lyudey-pozhilogo-vozrasta/

(Visited 6 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Девушка говорит привет как дела Девушка говорит привет девушка говорит привет Mp3 T Fest Feat… (1)

Психологический тренинг для младших школьников Психологический тренинг для младших школьников Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города… (1)

не могу расслабиться с парнем Влюбить в себя парня по перепискеВы долгое время общаетесь с… (1)

Заговор на молчание человека Оморочка — как навести и снять внушение Оморочка — довольно… (1)

Если мужчина спрашивает люблю ли я его Почему муж спрашивает, люблю ли я его? Бывают такие ситуации,… (1)

COMMENTS