Психологические тренинги для школьников

Психологические тренинги, тесты, 7-9 класс

Внеклассное мероприятие для 7-9 классов «Как избежать психологических комплексов»

• развитие коммуникативных качеств личности;

• оказание помощи подросткам в формировании характера и силы воли;

• воспитание чувства ответственности за собственное психическое состояние и состояние своих друзей и близких.

Психологический марафон представляет собой проведение серии мини-тренингов, игр, тестирования личности с целью ознакомления подростков с особенностями подросткового возраста, создания ситуации успеха и уверенности в себе, развития коммуникативных навыков и умения искать и находить пути выхода из сложных жизненных ситуаций.

1. Случалось ли вам сталкиваться с проблемой психологического комплекса?

Учитель: Ребята, сегодня я приглашаю вас отправиться вместе со мной в удивительный мир психологии. Каждый из нас на определенном этапе жизни стремится познать себя и окружающих, сопоставить свое личное «Я» с окружающим миром, найти свое место в обществе, в кругу друзей и близких. И в детском, и в подростковом возрасте, и во взрослой жизни нам всегда хочется иметь близких друзей, которым можно доверить свои душевные тайны, найти опору в трудной ситуации, обратиться за помощью или разделить чувство своего успеха.

Но именно в подростковом возрасте у многих ребят не всегда получается сразу «завоевать успех» в компании ровесников. И тогда у них могут возникнуть психологические комплексы.

Психологический комплекс — это ошибочное представление человека о своих физических или психологических недостатках, их преувеличение, сопровождающееся глубокими и, как правило, скрываемыми от посторонних людей переживаниями. Значительная часть имеющихся у человека комплексов им на самом деле не осознается. Комплексы развиваются и сохраняются на подсознательном уровне. Их осознание обычно порождает неприятные переживания, ведет к замкнутости личности, стремлению своими силами преодолеть тот или иной недостаток.

Комплекс представляет собой стойкое психологическое явление, полностью избавиться от которого самостоятельно практически невозможно. В большинстве случаев необходима помощь психолога или врача, иногда человеку могут помочь близкие друзья или родственники.

Есть несколько психофизиологических объяснений устойчивости комплексов. Во-первых, комплексы образуются у человека обычно в раннем детстве, в тот период жизни, когда его мозг еще был недостаточно зрелым для того, чтобы анализировать и дифференцировать поступающую информацию. Во-вторых, в структуре личности большинство комплексов взаимосвязаны и сочетаются с защитными реакциями, которые в целом в жизни человека играют не только отрицательную, но и положительную роль.

О наличии комплексов у человека можно судить по следующим признакам:

— частые и сильные переживания из-за собственного поведения, неадекватных реакций на действия других людей (недовольство своей внешностью);

— неадекватность реакций на различные жизненные ситуации и поведение других людей;

— чрезмерная заинтересованность какой-либо проблемой и поиском путей ее разрешения (навязчивость идей);

— чувство скованности при решении задач, которые оцениваются другими людьми;

— чувство страха или беспокойства при ожидании предстоящих встреч и разговоров со значимыми людьми;

— чувство скованности в различных компаниях, нерешительность в выполнении каких-либо поручений или работы («все равно у меня не получится»);

— порой, наоборот, излишнее стремление привлечь к себе внимание (неадекватные поведение, внешний вид, манера разговора).

Комплексы могут быть следующих видов.

Комплекс неполноценности — необоснованное убеждение человека в том, что он в чем-то неполноценен, намного хуже других людей, уступает им и поэтому заслуживает недоброжелательного и неуважительного отношения к себе.

Комплекс неполноценности возникает по поводу:

— внешних, физических недостатков человека (фигура, лицо, руки, ноги);

— внутренних, психологических недостатков, включая ум, речь, память, внимание, знания, способности, умения, навыки, черты характера.

Комплекс мнительности и самовнушения — постоянное, навязчивое мнение человека, что именно на него все смотрят, его обсуждают, им недовольны и т. д.

Комплекс превосходства — не вполне обоснованная установка человека на то, что он превосходит окружающих людей (принадлежность к высшей расе, «лучшему» роду, социальной группе или обладание особыми качествами, культурой, способностями, знаниями) и что это дает ему право пользоваться особыми привилегиями.

Комплекс враждебности проявляется в повышенной агрессивности человека, который может иметь силу и быть уверенным-в том, что обладание силой (властью) дает ему право властвовать над другими людьми, либо в убежденности, что все люди коварны и злы, и, следовательно, агрессивность — это вынужденное ответное действие одного человека на коварство другого.

Комплекс вины выражается в том, что человек с сильно развитой совестью и чувством ответственности постоянно переживает за себя, свои действия и аналогичные поступки других людей, причем без должных на то оснований. Ему часто кажется, что он лично виноват в том, что происходит с ним и вокруг него, а также с другими людьми, хотя на самом деле это не так.

Комплекс защиты проявляется в уверенности человека в том, что все люди вокруг него настроены против него и желают ему зла. В связи с этим человек постоянно готов защищаться от людей, хотя необходимости в этом на самом деле нет.

1. Случалось ли вам ощущать в себе какой-либо из перечисленных комплексов?

2. Как, по вашему мнению, можно преодолеть психологические комплексы?

Учитель: Некоторые из вас именно в подростковом возрасте сталкиваются с чувством одиночества. Вам кажется, что весь мир не понимает вас, у вас нет настоящих друзей, родители упорно не хотят вас понять, учеба вовсе не приносит вам удовлетворения, вы никому не нравитесь. Приходилось ли вам ощущать такое чувство?

Предлагаю вам принять участие в тестировании и определить так называемый уровень собственного одиночества. Результаты будут анонимны и доступны только вам.

Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите последовательно каждое и оцените с точки зрения частоты их

проявления применительно к вашей жизни при помощи четырех вариантов ответов: «часто», «иногда», «редко», «никогда». Выбранный ответ отметьте знаком «+». Будьте искренни — результат будет известен только вам.

1. Я несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку.

2. Мне не с кем поговорить.

3. Для меня невыносимо быть таким одиноким.

4. Мне не хватает общения.

5. Я чувствую, будто никто не понимает меня.

6. Я застаю себя в ожидании, что люди позвонят или напишут мне.

7. Нет никого, к кому я мог бы обратиться.

8. Я сейчас больше ни с кем не близок.

9. Те, кто меня окружают, не разделяют мои интересы и идеи.

10. Я чувствую себя покинутым.

11. Я не способен раскрепощаться и общаться с теми, кто меня окружает.

12. Я чувствую себя совершенно одиноким.

13. Мои социальные связи и отношения поверхностны.

14. Я скучаю по компании.

15. В действительности никто как следует не знает меня.

16. Я чувствую себя изолированным от других.

17. Я несчастен, будучи таким отверженным.

18. Мне трудно заводить друзей.

19. Я чувствую себя исключенным из компании и изолированным другими.

20. Люди вокруг меня, но не со мной.

Обработка и интерпретация результатов. Подсчитывается количество каждого из вариантов ответов. Сумма ответов «часто» умножается на 3, «иногда» — на 2, «редко» — на 1, «никогда» — на 0. Полученные результаты складываются.

Максимально возможный показатель одиночества — 60 баллов, высокая степень одиночества — 40—60 баллов, средний уровень — 20—40 баллов, низкий — 0—20 баллов.

Учитель: Примите к сведению результаты теста и подумайте, может быть, вы сами виноваты в собственном чувстве одиночества?

Методика изучения мотивации одобрения

(Вариант шкалы Д. Крауна и Д. Марлоу)

Определить уровень мотивации одобрения мы попытаемся с помощью сопряженного варианта шкалы Д. Крауна и Д. Марлоу, состоящей из 19 суждений, на которые возможны два варианта ответов — «да» или «нет». Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются 1 баллом. Общая сумма (min = 0, max = 20) говорит о выраженности мотивации одобрения.

— ответы «да» на вопросы 1, 2, 3, 4, 5, 8, 13, 14, 15, 19;

— ответы «нет» на вопросы 6, 7, 9, 11, 12, 16, 17, 18.

Для успешного проведения тестирования необходимо

каждого школьника обеспечить следующими бланками:

Шкала оценки мотивации одобрения

1. Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку.

2. Я не испытываю колебаний, когда кому-нибудь нужно помочь в беде.

3. Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет.

4. Дома я веду себя за столом так же, как в столовой.

5. Я никогда ни к кому не испытывал антипатии.

6. Был(и) случай(и), когда я бросил что-то делать, потому что не был уверен в своих силах.

7. Иногда я люблю позлословить об отсутствующих.

8. Я всегда внимательно слушаю собеседника.

9. Был случай, когда я придумал «вескую» причину, чтобы оправдаться.

10. Случалось, я пользовался оплошностью человека.

11. Иногда вместо того, чтобы простить человека, я стараюсь отплатить ему тем же.

12. Были случаи, когда я настаивал на том, чтобы делали по-моему.

13. У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу.

14. У меня никогда не возникает досады, когда высказывают мнение, противоположное моему.

15. Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что с собой взять.

16. Были случаи, когда я завидовал удаче других.

17. Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с просьбой.

18. Когда у людей неприятности, я иногда думаю, что они получили по заслугам.

19. Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей.

Учитель: А теперь я предлагаю вам принять участие в игровом тренинге. Этот блок нашей сегодняшней встречи вам покажется немного «детским», но и он несет определенную нагрузку. В каждой мини-игре нам необходимо выбрать «психологов-наблюдателей» — двух человек, которые будут анализировать действия играющих и попытаются охарактеризовать: кто из играющих проявил качества поведения, похожие на один из психологических комплексов (комплекс неполноценности, мнительности и самовнушения, превосходства, враждебности, вины, защиты).

Рекомендации. Учитель предлагает несколько игр (из предложенных в данном сценарии или др.). Перед началом каждой игры выбираются 2 наблюдателя — «психолога», которые не принимают участие в игре, а по ее окончании — анализируют действия игроков. Каждая игра должна длиться не более 8—10 минут, затем — анализ поведения игроков наблюдателями (до 5 минут). Перед началом другой игры выбираются новые наблюдатели и т. д.

На табуретке находится приз. Игроки стоят вокруг, взяв друг друга «под ручки», т. е. сцепившись локтями. По команде необходимо взять приз, при этом круг не должен разорваться. Кто смог взять, тот и победил.

В игре участвуют 2 команды, игроки которых выстраиваются в затылок. Стоящий первым быстро поворачивается на 360°, берет за руку второго и они, не отпуская рук, поворачиваются вместе и т. д. Побеждает команда, первой закончившая «круговорот».

Игрокам вручается газетный лист и предлагается за 3 с разорвать его на как можно большее количество клочков. После выполнения задания объявляется, что победителем станет тот, кто с помощью скотча быстро склеит обратно свой листок.

В игре участвуют 8 человек. На пол в ряд кладут 9 листов бумаги или рисуют 9 кругов. На каждый, кроме центрального, встает человек. Все лицом обращены к пустому листу в середине.

Цель: игрокам слева перейти направо, а справа — налево, соблюдая следующие правила: становиться можно только на пустой квадрат; можно делать шаг вперед, если перед тобой пустой квадрат; если перед тобой человек к тебе лицом, а за ним пустой квадрат, то ты его можешь обойти; обходить человека, стоящего затылком к тебе, нельзя.

Играют 2 команды. Каждый игрок выставляет вперед руку, сжатую в кулак (как будто держит свечку). Первому игроку на кулак кладется снежинка (лучше взять пластмассовую, чтобы не прилипала к рукам), второй накрывает ее своим кулаком, они переворачивают руки, чтобы теперь внизу оказался кулак второго играющего. Таким способом снежинка передается до последнего участника, затем определяется победившая команда, передавшая снежинку быстрее.

Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта

Психологические тренинги для детей и подростков

В настоящее время все более популярными и востребованными становятся психологические тренинги для детей. Тренинговые программы в зависимости от возраста детей подразделяются на разные категории, кроме того, они отличаются и своей продолжительностью. Основная цель любого тренинга для детей – это развитие у них определенных навыков.

Как и для чего проводятся психологические тренинги для детей разного возраста

У каждого возраста есть свои особенности и специфика. В большинстве своем тренинги для детей и подростков ставят своей целью развитие коммуникативных навыков у детей, способности работать в команде, чувствовать себя важной частью коллектива. Также зачастую дети используют в общении друг с другом, в решении задач одни и те же стереотипные модели поведения, которые закрепляются с годами и приводят к убеждению, что "его/меня/это не изменить". Тренинг помогает увидеть альтернативные варианты и применить их на практике.

Особенность тренингов для детей младшего школьного возраста

Начальная школа, порой, становится настоящим испытанием и для детей, и для их родителей. Психологические тренинги для детей в возрасте 7-10 лет решают, прежде всего, задачу формирования коммуникативных навыков детей, умения общаться, передавать и получать информацию. Занятия проводятся в интересной игровой форме, дети не устают. Они учатся на практике не прятаться от сложностей в общении, а уметь от них избавляться. Через новые яркие впечатления, интересную игру и совместное творчество дети обучаются максимально использовать свой коммуникативный потенциал, которым обладает любой ребенок от природы. Важно его раскрыть и научить им пользоваться.

Эколого-психологический тренинг

Роль образовательной среды в развитии личности подчеркивалась как выдающимися педагогами прошлого (К.Д.Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский), так и ведущими современными специалистами (В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков, В.А. Петровский В.А.Ясвин). Под образовательной средой они понимали систему влияний и условий формирования личности, а так же возможности для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Понятие «образовательная среда» выступает как родовое для таких понятий как «семейная среда», «школьная среда» и т.п.*

* В.А. Ясвин Формирование экологической культуры.Москва,2004

Процесс экологического образования, который протекает в интерьерах, лишенных растительных композиций, аквариумов, птичьих вольер, плакатов, стендов на экологические темы, не может быть полноценным. Только образовательная среда, насыщенная соответствующими стимулами, создает уникальное настроение, благодаря которому каждое слово педагога становится весомым, значимым, убедительным. Таким образом, создание соответствующей образовательной среды является важнейшим условием эффективности процесса развития субъективного отношения ребенка к миру природы.

Характерной особенностью интеграции педагогики, экологии и психологии является стремление учителей не ограничиваться традиционным формированием экологических знаний, умений и навыков, а активно влиять на процессы развития субъективного отношения к миру природы, затрагивая при этом глубинные, психологические сферы человека. «Практически ориентированной проблемой является разработка технологий воспитания экологической культуры, т.е. такого сочетания психолого-педагогических приемов и средств, которое позволяет учащемуся продвинуться в личностном развитии».**

** Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону, Феникс. 1996

Тренинг может проводится в группах из 8-12 человек под руководством ведущего — тренера. Система тренинга принципиально построена таким образом, что от участников не требуется каких-либо специальных знаний о природе. Исходный уровень развития отношения к природе в определенной степени оказывает влияние на выбор тренером стратегии и тактики работы с конкретной группой. Группы могут комплектоваться из школьников, начиная с 10 — летнего возраста. Особенно эффективно проведение тренинга в группах, состоящих из нескольких семей (3 — 4), где дети и родители вместе выполняют упражнения, так как в этом случае кроме специфических задач эколого-психологического тренинга, параллельно решаются общие социально-психологические проблемы семьи. Большинство упражнений не требуют специального материального обеспечения, и может, в принципе, проводится в самых обычных условиях. Для семейного эколого-психологического тренинга наиболее подходящей представляется форма еженедельных воскресных занятий продолжительностью 3 — 4 часа. Тренинговые упражнения применяются тренером в зависимости от конкретной ситуации, сложившейся в группе. Вначале предлагаются упражнения, направленные на расширение перцептивного опыта взаимодействия с природой. Развитие экологической эмпатии, стимулирование идентификации с природными объектами. В заключительной части используются упражнения обобщающего характера которые направлены на коррекцию стратегий взаимодействия с природными объектами, экологизацию мировоззрения личности, расширение субъективного экологического пространства — зоны персональной ответственности за природу.

Для проведения эколого-психологического тренинга были использованы следующие упражнения: «Экскурсия», «Природа в моей жизни», «Человек из коры», «Музыкальные картинки», «Контакты с животными», «Зоологический балет и другие».

Эффективность эколого-психологического тренинга можно проиллюстрировать по отзывам участников:

  • «:для меня экологический тренинг — это труд, радость, познания себя, праздник».
  • «:оказывается человеку совсем немного нужно, чтобы почувствовать радость, удовлетворение».
  • «:тренинг помог выйти за рамки стереотипов, посмотреть на проблему экологического воспитания с новой, неожиданной стороны».
  • «:экотренинг должен стать частью семейного воспитания».

В заключении хотелось бы отметить, что для повышения результативности тренинга в его целесообразно включать упражнения из классического социально-психологического тренинга, направленные на сплочение группы, снятие коммуникативных барьеров, самораскрытие участников и т.д. Распространенные в социально-психологическом тренинге невербальные диалоги так же можно представить как общение животных, непонимающих звуковых сигналов, «языка» друг друга.

Включение в педагогическую среду природных объектов, — мира природы, обуславливает постоянное воздействие на школьников всей совокупности психологических стимулов, создает возможности для вступления в контакт с природными объектами. Образовательная среда, насыщенная природными объектами, является условием и средством формирования экологической культуры.

Упражнение «Ритуалы и традиции»

Цель: развитие экологического мировоззрения, коррекция целей взаимодействия с объектами природы.

Ориентировочное время: 30 минут.

Материалы: бумага, ручка, домашние фотоматериалы.

Ход: вначале ведущий зачитывает описание какого-то ритуала, а затем участники сами создают свой ритуал, связанный с природой. Каждая группа — семья рассказывает или показывает данный ритуал.

Основные цели: Экскурсия по живому уголку, на базе которого проходит тренинг. Эта форма не требует от участников большой активности, позволяет им привыкнуть к обстановке и друг к другу, а также дает возможность ведущему соответствующим образом настроить участников, заложить основы своего авторитета в группе.

Ориентировочное время: около 1 часа (с обсуждением).

Материалы: живой уголок (зоопарк, музей природы и т.д.), подготовка к экскурсии.

Очень важно вызвать у участников тренинга сочувствие к животным. Эффективно использование механизма идентификации: «Вот представьте:», или «А если бы на Вас:» Стимуляция эмпатии участников тренинга возможна через вопросы типа: «Что он, по Вашему мнению, чувствует сейчас?», «Не кажется ли вам, что они теперь:» и т.д.

Целесообразно подчеркивание фактов, актуализирующих соответствующую эмоциональную реакцию» «Какие у него огромные глаза!» или «Видите, какой он мягкий, пушистый, как красивы его движения!».

Может быть использован целый ряд и других приемов нейролингвистического программирования отношения участников тренинга к животным.

Упражнение «Природа в моей жизни»

Основные цели: Упражнение подходит для начала занятий и может проводиться после обсуждения впечатлений от экскурсии. Позволяет участникам составить представление друг о друге, приучает к самоанализу, который предстоит использовать каждому участнику на протяжении всего тренинга.

Ориентировочное время: 30-40 минут.

Материалы и подготовка: Лист бумаги, ручка.

Процедура: Каждому участнику предлагается написать в столбик цифрыот1 до 10 и десять раз письменно закончить высказывание «Природа для меня:» («Природа в моей жизни:»). После того, как участники напишут свои высказывания, им предлагается рассказать группе о своем опыте общения с природой, о своих мыслях по этому поводу.

В качестве примера приведем мысли о природе, записанные одной из участников тренинга:

«Природа в моей жизни — это:

  • источник вдохновения;
  • способ наслаждения;
  • погружение в гармонию;
  • проведение досуга;
  • способ самореализации;
  • сфера моего познавательного интереса;
  • стимул для расширения моего кругозора;
  • возможность восстановления душевного равновесия;
  • предмет моей заботы;
  • осознание моей ответственности перед ней».

Упражнение «Человек из коры»

Основные цели: Расширение перцептивного опыта, актуализация эмпатии, развитие воображения.

Ориентировочное время: 30 минут.

Процедура: Каждому участнику предлагается исследовать несколько кусочков коры. Их можно рассматривать, ощупывать, нюхать, лизать, откусывать, ощутить вес на ладони и т.д. На следующем этапе упражнения участникам предлагается представить, что каждый кусочек коры превратился в человека. Этих человечков, соответствующих «своему «кусочку коры, нужно нарисовать. Важно в рисунке человечка отразить свои ощущения, полученные при исследовании коры. В конце упражнения участники могут предложить друг другу определить, из какой коры какой человечек «родился».

Упражнение «Музыкальные картинки»

Основные цели: Развитие эмпатии по отношению к природным объектам, расширение аудиального перцептивного опыта, стимулирование воображения.

Ориентировочное время: 20 минут.

Материалы и подготовка: Магнитофон, кассета с записью нескольких музыкальных отрывков.

Процедура: Группе для прослушивания предлагается запись музыкального отрывка. Каждому участнику нужно выбрать животное или растение, к которому, по их мнению, подходит такая музыка. Упражнение заканчивается обсуждением, при этом участники стараются описать свои представления о том, в какой ситуации находится выбранный ими объект, какое у него настроение, что могло произойти с ним до этого и т.д.

Не следует оценивать, насколько каждый выбор «соответствует» музыке. Вообще, оценка «успешности» или «не успешности» того или иного результата, полученного кем — либо из участников в процессе упражнения противоречит принципам эколого- психологического тренинга.

Основные цели: Развитие эмпатии, усиление доминантности отношения к природе, стимулирование воображения.

Ориентировочное время: 20 минут.

Материал и подготовка: Бумага, цветные карандаши, фломастеры.

Процедура: Участникам предлагается задумать нескольких животных, которые бы максимально отличались друг от друга. Затем нужно написать названия каждого животного подбирая размер, цвет, форму, толщину, частоту букв таким образом, чтобы эта надпись соответствовала внешности и характеру данного животного. При этом «надо стараться, чтобы надпись понравилась самому животному, если бы попалась ему на глаза».Упражнение заканчивается обсуждением.

Выполнение данного упражнения «включает» работу психомоторики участников, расширяя этим диапазон психолого-педагогического воздействия.

Упражнение «Ателье мод»

Цель: развитие эмпатии, воображения, повышение доминантности отношения к природе, идентификация.

Ориентировочное время: 30-40 минут

Материалы и подготовка: бумага, цветные карандаши.

Ход: участникам предлагается двух максимально различных животных (маленький — большой, пушистый — гладкий и т.д.), затем необходимо разработать для них комплект одежды. Надо постараться, чтобы эта одежда подходила к внешнему виду животного, подчеркивала его достоинства, соответствовало характеру и духу животного. Упражнение заканчивается показом мод и обсуждением в кругу.

Упражнение: «Зоологический балет»

Цель: идентификация с животными и растениями

Ориентировочное время: 30минут

Ход: участникам предлагается выбрать любое животное или растение, затем на 20 минут нужно стать им. О своем выборе не объявляется, участников следует ориентировать на выражение не только внешних черт, но и «внутреннего мира» избранного животного или растения. При выполнении задания можно шуметь, активно выражая чувства, будь то страх, гнев, любовь. Целесообразно поделиться своими чувствами.

Упражнение «Внуки Карла Линнея»

Цель: развитие эмпатии, воображения

Ориентировочное время: 20минут

Ход: необходимо представить, что вы Карл Линней, или вы были в экспедиции и нашли новые животные и растения, неизвестные науки, их надо назвать. Участники придумывают видовые названия животным и растениям, то есть добавляют прилагательные к названию природного объекта, как например: » уж молочный, заяц беззащитный, еж игривый, мышь хохотушка, пырей стойкий, ландыш хрупкий, одуванчик радостный и т.д.»

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-69741 от 5 мая 2017 г.

Источники:
Психологические тренинги, тесты, 7-9 класс
Психологический марафон для 7-9-х классов Внеклассное мероприятие для 7-9 классов «Как избежать психологических комплексов» Цели: • развитие коммуникативных качеств личности; • оказание помощи подросткам в формировании х
http://ped-kopilka.ru/psihologija/psihologicheskie-treningi-testy-7-9-klas.html
Психологические тренинги для детей и подростков
Психологические тренинги для детей и подростков в игровом формате
http://kompunet.ru/program/treningikomandoobrazovanie/
Эколого-психологический тренинг
Несмотря на внешнюю простоту упражнений, данный тренинг сконструирован как система коррекционно-педагогических приемов, каждый из которых инициирует, актуализирует действие определенного психологического механизма развития субъективного отношения к природе.
http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/553623/

(Visited 4 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Культура речевого общения Культура речевого общения (Культура речи)Культура речевого общения – это систематизация… (2)

Мужчина оскорбил женщину как ответить Дерзкие умные фразы в ответ на оскорбленияДерзкие умные фразы в… (2)

Что чувствует мужчина когда у него стоит Что чувствуют парни, когда у них встает? Всё зависит от… (2)

История о супружеской измене Эта грустная история об адюльтере, однако, она не может не… (2)

Половое влечение у девочек Девочкам о мальчиках и наоборот… Мужчины и женщины отличаются друг… (2)

COMMENTS