Психологический тренинг для младших школьников

Психологический тренинг для младших школьников

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Абакана «Средняя общеобразовательная школа № 26 с углубленным изучением отдельных предметов» Республики Хакасия

Данная статья посвящена проблеме развития познавательных психических процессов у младших школьников. Социально-психологический тренинг является эффективной формой развития мышления и внимания, необходимость развития которых наиболее актуальна именно в младшем школьном возрасте, так как мышление находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от мышления наглядно-образного, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению.

Municipal budget educational institution of the city of Abakan «Secondary school № 26 in-depth study of specific subjects» of the Republic of Khakassia

This article is devoted to the development of cognitive mental processes in primary school children. Socio-psychological training is an effective form of thought and attention to the need to develop the most relevant of which is in the early school years thinking is at a critical stage of development. During this period, the transition from thinking clearly-shaped, which is the main for this age to verbal-logical, conceptual thinking.

Библиографическая ссылка на статью:

Морозова Н.В. Влияние тренинга на развитие психических познавательных процессов младших школьников // Психология, социология и педагогика. 2014. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/08/3483 (дата обращения: 02.10.2017).

В широком смысле слова под социально-психологическим тренингом (СПТ) понимается практика психологического воздействия, основанная на активных методах групповой работы. При этом подразумевается использование своеобразных форм обучения знаниям, умениям и техникам в сфере общения, деятельности, собственного развития и коррекции.

Тренинг является эффективным способом развития внимания и мышления. Для тренировки и коррекции внимания могут использоваться задания на восприятие, работу памяти, понимание закономерностей и другие виды мыслительной деятельности, поскольку внимание само по себе не является отдельным познавательным процессом. Оно присуще любому познавательному процессу (восприятию, памяти, мышлению) и выступает как форма, спо­собность осознанной организации этого процесса. При этом осмысленность получаемых знании направляет внимание, делая его произвольным и избирательным. Поэтому коррекционно-развивающие задания включают в себя нижеперечисленные раз­новидности заданий.

  1. Задания, направленные на концентрацию, переключение и распределение внимания в разных видах познавательных процессов при выполнении различных видов упражнений-игр.
  2. Задания на сравнение между собой различных понятии, символов, предметов (на вербальном, цифровом и наглядном материале), которые тренируют внимание и наблюдательность, необходимые при анализе признаков, качеств, условий, лежащих в основе операции сравнения.
  3. Задания, направленные на формирование осознанности управления вниманием при выполнении проверки ошибок в текстах по русскому языку.

Часто в процессе обучения от ученика требуется не только понять прочитанное, но и развить отдельные положения, сде­лать выводы и сопоставить их с уже имеющимися сведениями. Но при этом уже только для того, чтобы понять содержание прочитанного, ученик должен знать значение (обобщенное) каж­дого прочитанного слова, т. с. должен знать значение понятий и понимать их смысловые связи между собой. Что же такое по­нятие?

То, о чем мы говорим или думаем и что обозначается словом, в науке называется понятием (от слова понимать). Понятие – это именно то, что мы понимаем, когда произносим или пишем то или иное слово. Например, понятием «яблоко» обозначаются не фрукты, обладающие определенными свойствами, а понятием «вода» — жидкость, имеющая определенные качества.

Исходя из этого, для развития понятийного мышления младших школьников, в тренинг необходимо включить задания на развитие общей осведомленности, интуитивного мышления, логического мышления и задания на категоризацию.

Данный тренинг может включать в себя десять занятий, рассчитанных на пять недель – по два занятия в неделю.

При разработке тренинга можно использовать следующую схему:

Цель: определение целей и задач рабочей группы.

1 определить принципы работы группы;

2 составить режим работы;

3 создать атмосферу доверия и комфорта;

4 стимулировать заинтересованность участников.

Средства достижения: индивидуальная беседа, знакомство, информирование о значимости и важности проведения занятий, установление порядка выступлений по кругу, информирование о процессе рефлексии «здесь и теперь».

1 этап – формирующий (8 занятий).

Цель тренинга: развитие психических познавательных процессов младших школьников.

1 развить коэффициент внимательности;

2 развить уровень понятийного мышления;

3 обучить приемам рациональной мыслительной деятельности;

4 обучить упражнениям, способствующим развитию концентрации внимания.

Средства достижения: двигательные упражнения, игры, письменные и устные задания, подробный анализ выполнения действий.

2 этап – закрепляющий (1 занятие).

Цель: закрепление приобретённых навыков, рефлексия изменений

1 отработка приобретенных навыков на развитие внимания и понятийного мышления;

2 закрепление установки на дальнейшее саморазвитие.

Средства достижения: групповые дискуссии, упражнения.

1 Ритуал приветствия, создание эмоционального настроя на занятие;

2 Вживание в ситуацию занятия, подготовка к основным упражнениям продуктивной деятельности;

3 Основная часть: различные упражнения, игры, беседы, дискуссии.

5 Ритуал прощания.

Наибольшую эффективность приобретает использование тренинговых форм обучения при переходе из младшего звена школы в среднее звено.

Целью тренинга может быть: развитие психических познавательных процессов младших школьников.

1 познакомить присутствующих с понятиями внимания и мышления;

2 развить уровень понятийного мышления и коэффициент внимательности;

3 обучить приемам рациональной мыслительной деятельности и обучить упражнениям, способствующим развитию концентрации внимания.

Каждое занятие тренинга разбивается на ряд основополагающих этапов:

Первый этап: Разминка. На данном этапе осуществляется настрой участников на дальнейшую работу в тренинге, вовлечение участников в тренинг, сплочении группы. Цель данного этапа заключается не только в вовлечении участников в тренинг, сплочении группы, но и в начале активационных процессов в психике на бессознательном уровне, способствующие снятию эмоционального напряжения перед занятием.

Второй этап: Основная часть. Здесь задействуется сознательная, рефлексивная сфера личности учащихся.

Третий этап: Заключительный. Подведение итогов.

Количество и тема занятий могут меняться в зависимости от состава группы и результатов предварительной диагностики.

  1. Осипова А.А. Общая Психокоррекция [Текст]: учеб. пособие / А.А. Осипова. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
  2. Алферов А.Д. Психология развития школьников [Текст] Учеб. пособие для вузов / А.Д. Алферов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
  3. Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе [Текст] / М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева – 2-е изд. – М.: Генезис, 2001.
  4. Дружинина В.Н. Когнитивная психология [Текст]: Учебник для вузов / В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. М.: ПЕРСЭ, 2002.

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:

&copy 2017. Электронный научно-практический журнал «Психология, социология и педагогика».

Психологические тренинги для детей и подростков

В настоящее время все более популярными и востребованными становятся психологические тренинги для детей. Тренинговые программы в зависимости от возраста детей подразделяются на разные категории, кроме того, они отличаются и своей продолжительностью. Основная цель любого тренинга для детей – это развитие у них определенных навыков.

Как и для чего проводятся психологические тренинги для детей разного возраста

У каждого возраста есть свои особенности и специфика. В большинстве своем тренинги для детей и подростков ставят своей целью развитие коммуникативных навыков у детей, способности работать в команде, чувствовать себя важной частью коллектива. Также зачастую дети используют в общении друг с другом, в решении задач одни и те же стереотипные модели поведения, которые закрепляются с годами и приводят к убеждению, что "его/меня/это не изменить". Тренинг помогает увидеть альтернативные варианты и применить их на практике.

Особенность тренингов для детей младшего школьного возраста

Начальная школа, порой, становится настоящим испытанием и для детей, и для их родителей. Психологические тренинги для детей в возрасте 7-10 лет решают, прежде всего, задачу формирования коммуникативных навыков детей, умения общаться, передавать и получать информацию. Занятия проводятся в интересной игровой форме, дети не устают. Они учатся на практике не прятаться от сложностей в общении, а уметь от них избавляться. Через новые яркие впечатления, интересную игру и совместное творчество дети обучаются максимально использовать свой коммуникативный потенциал, которым обладает любой ребенок от природы. Важно его раскрыть и научить им пользоваться.

Психологические тренинги для первоклассников и учащихся младших классов

Оздоровительный психологический тренинг .

Данный бесплатный психологический курс, разработанный специально для младших школьников, предназначен для получения учащимися информации о том, как вести правильный и здоровый образ жизни. Учащиеся должны понять важность собственного здоровья и начать более серьезно относиться к поддержанию здоровья на должном уровне. На этом практическом психологическом тренинге младшим школьникам в Москве предстоит осознать, насколько актуальна для них проблема здоровья, выяснить, что может положительно или отрицательно влиять на их здоровье. При проведении курса школьники должны соблюдать ряд неотъемлемых правил: вежливо относиться друг к другу, слушать и не перебивать выступающего, стараться вести себя активно и организованно.

Психологический тренинг для первоклассников, направленный на укрепление психики

Психологические тренинги для учащихся младших классов

Бесплатные психологические тренинги для учащихся в городе Москве являются, по сути, единственным действительно надежным способом диагностики школьников этого возраста, т.к. позволяют наиболее точно определить индивидуальные особенности каждого участника тренинга. Нельзя недооценивать важность курсов психологии для школьников, ведь на этом этапе нужно обеспечить грамотный рост личности, формирование правильного поведения, а также поддержание хорошего эмоционального состояния, чтобы ребенок мог не только учиться, но и проявлять себя в творческом плане и при этом не изматывать себя. После проведения представленного лучшего психологического семинара учащиеся заметят улучшение внимания, памяти, развитие их фантазии и творческих возможностей, получат хорошую мотивацию к обучению, смогут раскрыть свой потенциал и будут более развиты в плане личности.

Источники:
ВЛИЯНИЕ ТРЕНИНГА НА РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Данная статья посвящена проблеме развития познавательных психических процессов у младших школьников. Социально-психологический тренинг является эффективной формой развития мышления и внимания, необходимость развития которых наиболее актуальна именно в младшем школьном возрасте, так как мышление находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от мышления наглядно-образного, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению.
http://psychology.snauka.ru/2014/08/3483
Психологические тренинги для детей и подростков
Психологические тренинги для детей и подростков в игровом формате
http://kompunet.ru/program/treningikomandoobrazovanie/
Психологические тренинги для первоклассников и учащихся младших классов
Оздоровительный психологический тренинг . Данный бесплатный психологический курс, разработанный специально для младших школьников, предназначен для получения
http://filosofia.ru/psixologicheskie-treningi-dlya-pervoklassnikov-i-uchashhixsya-mladshix-klassov/

(Visited 34 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Что написать парню на месяц отношений 1 месяц отношенийСегодня ровно месяц,Как мы с тобою вместе.Хочу тебя… (1)

витамины для восстановления нервных окончаний Витамин B8Витамин B8 (инозит, инозитол) – витаминоподобное вещество, синтезируемое из… (1)

Суррогатная мать краснодар Наши услуги Многолетний опыт работы Мы работаем на протяжении почти… (1)

Услуги психолога Нужна консультация психолога? Мы вам поможем У вас могут быть… (1)

Как ответить на вопрос как впечатление 5 психологических приемов, как отвечать на «неудобные» вопросы5 психологических приемов,… (1)

COMMENTS