Психологический тренинг личностного роста

Психология. Тренинг личностного роста

Каждый участник тренинга называет свое имя и три присущих ему качества, начинающихся на ту же букву, что и его имя. Например, Надежда – надежная, наивная, нравственная. Таким образом, происходит стимуляция креативных (творческих) способностей участников группы. Кроме того, преодолеваются робость и застенчивость, трудности в самовыражении, проявляется стремление к признанию, а в некоторых случаях оппозиционность.

Каждый участник тренинга описывает несколько совершенных им в последнее время (например, в течение недели) успешных поступков, решений (не менее 2-х), подчеркивая в каждом случае то, что он приобрел как личность. Остальные участники дают свою оценку этому (в корректной форме). Таким образом, выявляются склонности, мотивация и направления самореализации участников, что можно использовать для организации коллективных творческих дел.

Каждый участник тренинга рассказывает о своем понимании дружбы и о поведении друга – как должен поступать настоящий друг и что другу не простительно делать. Ведущий или один из участников на доске (на листе ватмана), разделенной на три колонки, записывает предлагаемые группой признаки положительного (в первой колонке) и отрицательного (во второй колонке) поведения друга. Далее ведущий задает группе вопрос: “Кто бы мог простить своего друга за то или иное недопустимое поведение? Чем бы вы это могли себе объяснить?” На доску (лист ватмана) выносятся предлагаемые варианты (в третьей колонке). В конце упражнения участникам тренинга задается вопрос: “Что нового вы узнали о дружбе и что нового открыли в себе в ходе дискуссии?”

Каждый участник тренинга рассказывает о нескольких своих лучших способах (не менее 3-х) успокоения в стрессе. Ведущий уточняет алгоритм каждого из них и записывает на доске. Остальные голосуют, если сами используют приведенные способы и с их помощью помогали другим (друзьям, знакомым, родственникам). В результате анализа и обсуждения описанных способов группа делает два вывода:

— каждый человек имеет множество механизмов совладания со стрессами – в сфере переключения деятельности и хобби, коммуникаций, общения с природой, обращения к искусству, в сфере отдыха, питания, внутреннего монолога или диалога и др.;

— люди могут эффективно помогать друг другу в случаях сходства у них применяемых способов совладающего со стрессом поведения.

В “щадящей” (юмористической) форме проводится конфронтация между участниками тренинга и их негативным жизненным опытом или субъективно неприемлемыми чертами характера с психологическим принятием личностью своего негативного опыта и на этой основе – принятием себя в целом. Ведущий дает инструкцию и каждый участник тренинга говорит о двух или более любимых недостатках в себе самом и других людях. При желании участники тренинга могут рассказать друг другу, каким образом они прощали себе и другим людям описываемые недостатки.

Участникам тренинга предлагается рассказать о случаях, когда они выполняли различные лидерские роли. Ведущий вводит понятие о множественности лидерских ролей и их изменении в зависимости от ситуации и сферы деятельности. Обсуждается динамическая смена лидеров в группе и семье, необходимость иметь в коллективе и семье для их успешного развития самый широкий набор разных лидеров.

Участникам тренинга предлагается пройти групповое самотестирование в форме анкеты. Ведущий раздает всем участникам анкету типичных лидерских качеств и ролей в разных сферах жизнедеятельности:

— в управлении и принятии решений: вожак, руководитель;

— в выработке решений (гипотез): генератор идей, компьютер, выдумщик, фантазер;

— в мотивации к деятельности и ее организации: энтузиаст, трудоголик, заводной;

— в коммуникациях между участниками деятельности: специалист по общению (“коммуникатор”), менеджер, дипломат, переговорщик;

— в сфере знаний: кладезь премудрости, банк данных, библиотека, знайка;

— в сфере практических навыков для реализации деятельности: мастер на все руки, рукодельник, умелец;

— в эмоциональной поддержке деятельности и психологической защиты от стрессов: психотерапевт, лучший хвалитель, оптимист, добрый;

— в оценке результатов деятельности: верховный судья, оценщик, поощритель;

— в культуре и досуге участников: затейник, хранитель традиций, культуровед (литературо-, музыко-, киновед), главный театрал, спортсмен, турист.

1. Множественность лидерских ролей в разных сферах деятельности и общения;

2. Правильное понимание проблемы лидерства, основанного не на способностях “командовать”, а на способностях человека эффективно организовать и осуществить различные по содержанию виды деятельности;

3. Наличие лидерских ролей (в разных видах деятельности) у каждого участника группы;

4. Необходимость наличия в каждой социальной группе (классе) для ее успешного функционирования полного набора различных лидерских ролей.

— свое самочувствие в каждой из ролей (уверенность, чувство неудобства, превосходства, униженности);

— наиболее эффективные сценарии поведения в роли “продавца” и “покупателя”.

В данном упражнении участники тренинга разбиваются на пары. Один участник последовательно в каждой конфликтной ситуации играет роль “виновника” конфликта, а другой – роль “пострадавшего”; затем – наоборот. В каждой сцене “виновник” обращается к “пострадавшему” с сообщением о какой-то неприятности. Участник в роли “пострадавшего” должен последовательно продемонстрировать сначала неуверенное, затем агрессивное и, наконец, правильное, уверенное поведение. Затем роли в парах меняются, и все ситуации играются в противоположных ролях. Пример ситуации: Приятель сообщил, что выболтал вашу тайну.

1. Вам в киоске сказали, что у них горячие пирожки, вы купили, но пирожок оказался холодным. Вы возвращаете его продавщице и говорите…

2. Приятель вернул вам магнитофон, взятый на вчерашний вечер, испорченным. Вы ему говорите…

3. Приятель взял у вас взаймы, но не только не собирается отдавать, но и просит у вас еще. Вы ему говорите…

4. Ваш приятель без предупреждения привел к вам в гости незнакомого вам человека и поставил вас в неловкое положение. Вы ему говорите…

5. К вам подходит знакомый и начинает обвинять вас в том, что вы якобы что-то “наговорили” про него общим приятелям.

— появление у участника в роли “пострадавшего” чувства удовлетворенности собой, активности, впечатления в разрешимости ситуации, тогда как неуверенное и агрессивное поведение порождает напряжение, тревогу, страх за себя;

— появление у участника в роли “виновного” чувства виновности, но без обиды и даже с желанием сотрудничать с тем, кому причинил неприятность.

У каждого участника тренинга лист бумаги и авторучка. Упражнение выполняется в шесть этапов.

Ведущий предлагает участникам (не обсуждая с соседями, молча) написать по пять “сильных” и по три “слабых” качества своего характера, затем перевернуть листки бумаги и временно отложить.

Ведущий переключает внимание участников на доску и задает группе вопрос: “Как вы считаете, какими чертами характера обладает человек, который впал в зависимость от курения, алкоголя или наркотиков? Нет секрета в том, что многие дети начинают это делать в очень раннем возрасте. Тема является актуальной для всех нас!”

Перечисляемые участниками черты ведущий записывает на левую половину доски.

Затем ведущий предлагает участникам молча сравнить список своих черт (I этап) со списком черт характера предполагаемого зависимого человека (II этап).

Найденные сходства обсуждаются. Группа, сравнивая результаты отдельных участников, может вывести и общие закономерности сходств и различий этих списков. Проводится групповая дискуссия; ее цель – достичь участниками осознания того, что у каждого из них есть в характере такие черты, которые объективно предрасполагают к употреблению ПАВ. Далее ведущий задает вопрос участникам: “Являются ли выделенные вами у себя “сильные” черты характера защитой от употребления ПАВ и возникновения зависимости?” Те из участников, кто оценит свои сильные черты характера как защищающие от зависимости, против каждой из них выставляют оценки их эффективности именно как защиты – от 0 до 100%. Эти обнаруженные участниками защитные черты своего характера ведущий заносит на правую часть доски.

После этого ведущий спрашивает участников, есть ли, с их точки зрения, еще какие-либо свойства личности, защищающие от возникновения зависимости. После того как участники называют их, ведущий уточняет, есть ли среди них те, что получены в результате данного тренинга – в ходе совместной работы и взаимодействия участников друг с другом. Результаты VI этапа дискуссии ведущий добавляет на доску к результатам V этапа. Таким образом, возникает полный список защит данной группы от ПАВ. В завершение упражнения ведущий предлагает участникам высказать что-либо друг другу в связи с тем, что они участвовали в возникновении и тренировке защит друг друга от употребления ПАВ и зависимости.

Объяснение ведущего: “У каждого из нас есть цели. Цели определяют собой какие-то задачи, позволяющие их достичь. Необходимость решения задач приводит нас к началу действий. Совершаемые нами действия дают результат. Сокращенно эта последовательность выглядит так: Цели – Задачи – Действия – Результат.

— Какие чувства вы испытали в разных ролях?

— Каковы оптимальные стратегии убедить согласиться с предложением и в какой момент возникает это согласие?

— Какова роль чувства доверия в этом процессе и как оно возникает у принимающего предложение?

— Какова роль ответственности, принимаемой на себя предлагающим, в возникновении доверия к нему у принимающего предложение?

Тренинг личностного роста — упражнения

В наши дни очень популярны психологические тренинги личностного роста. Их посещают и бизнесмены, и студенты, и вообще все, кто заинтересован в усилении личной эффективности. Впрочем, не всегда обязательно посещать такие мероприятия, тем более что стоят они отнюдь не дешево. Вы можете и сами устроить себе неплохой тренинг профессионально личностного роста, если у вас ест такое желание.

Задачи и цели любого тренинга личностного роста обычно сходятся на том, чтобы помочь человеку выправить самооценку, понять свои плюсы и минусы, познать сильные и слабые стороны, настроиться на достижение великолепных результатов. Впрочем, бывает и такое, что тренинг не приносит эффекта, и последствия тренингов личностного роста никак не проявляются. Причин может быть несколько: либо конкретно вам не подходят предложенные упражнения, либо вы недостаточно сосредоточились на их выполнении.

Рассмотрим эффективные упражнения из тренинга личностного роста:

Упражнение «Я в будущем»

Возьмите альбомный лист и, не жалея времени и карандашей, нарисуйте себя в будущем – таким, каким вы бы хотели себя видеть. Впрочем, если с рисованием у вас туго, стоит попросту все записать. Самое главное – так четко представлять и ощущать это будущее, будто оно уже произошло или вы в него перенеслись.

Это упражнение можно выполнять только в одиночестве! Встаньте перед крупным зеркалом в хорошо освещенной комнате и расскажите о себе, всех своих значимых достижениях и различных событиях. При этом вам нужно проявить максимальное число эмоций: радость, интерес, удивление. Каждая из этих эмоций должна быть проработана отдельно. На это уходит обычно около 10 минут (а не 2-3).

Это упражнение особенно полезно в юном возрасте, поскольку в это время наиболее важно определиться с самооценкой. Нарисуйте на бумаге лестницу, в которой ровно 10 ступенек, и себя на одной из ступенек этой лестницы. Где вы оказались? Только после того, что вы выполнили эту работу, можно читать результат: с 1-4 ступеньки – у вас заниженная самооценка, с 5-7 – нормальная, с 8-10 – завышенная. Повторяя это упражнение, старайтесь не просто нарисовать себя на удачной позиции, но и прочувствовать это.

Упражнение «В чем мне повезло»

Для такого упражнения вам понадобится компаньон, но если его нет, то можно обойтись и одному. Это упражнение зарядит вас позитивом и подключит к конструктивным каналам мышления. Если вас двое, поочередно рассказывайте друг другу, когда и в чем вам повезло в жизни. Если компаньона нет – расскажите это своему отражению в зеркале. Чем больше интересных фактов вы вспомните, тем лучше для вас.

Упражнение «Включение позитивной мотивации»

Это упражнение столь простое, что его можно даже выполнять прямо на рабочем месте. Расслабьтесь, сядьте удобно, прикройте глаза. Подумайте, а что делает вашу жизнь необычной, интересной для вас? Что дарит вам радость? Какие люди или явления влияют на ваш уровень счастья? Через 5-7 минут можно выйти из приятного расслабления и осмыслить те образы, которые пришли вам в голову. Наверняка вы будете ощущать себя в приподнятом настроении.

Эти простые 5 упражнений нужно выполнять время от времени, желательно – одно из них выполнять ежедневно. При таком подходе вы сможете сформировать у себя правильную самооценку, начнете думать в позитивном ключе, ощутите себя более счастливым человеком и в целом переключитесь на конструктивные каналы мышления. Луче всего сконцентрироваться на упражнениях «Я в будущем» и «В чем мне повезло», именно они настраивают на благоприятный исход всех действий.

Копирование информации разрешено только с прямой и индексируемой ссылкой на первоисточник

Тренинги личностного роста

Уважаемый читатель, сравните две формулировки:

  • Тренинг личностного роста.
  • Тренинг развития личности.

Прочитайте внимательно еще раз. Скажите, есть ли для вас в этом разница? И, если есть, как вы ее понимаете?

Для нормального человека, даже интересущегося психологией, обе эти формулировки — только разные слова про что-то одно и то же. Тренинг личностного роста — ну, звучит как-то привычнее и короче, чем тренинг развития личности, а по смыслу — разницы нет.

Вы правы, сегодня никто в этих тонкостях не разбирается, и если психолог пишет рекламу своего тренинга, он подбирает формулировку не ту, которая правильная, а ту, какая лучше звучит, ту, которая привлечет к нему больше участников на тренинг. Поэтому, если вы не профессионал, вам действительно не нужно напрягаться, задумываясь над различием смысла «личностный рост» и «развитие личности», сегодня эти словосочетания используются практически как синонимы. Но если вы профессионал и рядом с профессионалом хотите понять его замысел о тренинге, вы в таких оттенках смысла разбираться должны. Обязаны. Иначе это — не профессиональная работа.

Вспоминаем: личностный рост — это увеличение потенциала личности, происходящее вследствие естественного разворачивания в человеке того, что заложено в нем природой или стало его второй природой. Рост происходит сам, если только присутствуют нормальные для этого условия. Жизнь идет — ребенок растет, у него растет попа и растут волосы, потихоньку развивается интеллект и постепенно в процессе жизни естественно формируется психологическая культура.

Конечно, этому естественному разворачиванию личностного потенциала можно помогать, но если человек начинает активно и намеренно заниматься своим самосовершенствованием, проходит занятия и тренинги, развивающие нужные ему умения и навыки, а вместе с этим и его личность — в этом случае о личностном росте говорить уже не вполне корректно, точнее тут говорить о развитии личности.

Развитие личности — понятие существенно более широкое, нежели личностный рост, поскольку происходит в самых разных формах: и как естественное разворачивание чего-то внутреннего, и как активное формирование извне. Развитие личности многообразно: когда-то оно происходит в совместной деятельности ребенка и взрослого, когда-то оказывается следствием учебы или тренировки, развитие может быть результатом разрешения внутренних противоречий, развитие может быть результатом формирования — процесс развития личности многолик и сложен.

Таким образом, если говорить терминологически строго, то тренинги личностного роста и тренинги развития личности различаются. В тренинге личностного роста ведущий не может задавать или определять, что должно с вами происходить, куда и как ваша личность будет расти. Поскольку направление естественного личностного роста определяется только внутренними программами (ядром) личности, роль ведущего тренинга личностного роста ограничена: она состоит только в том, чтобы создать для этого роста наилучшие условия, снять мешающие росту и развитию личности блоки, оздоровить и укрепить личностный потенциал.

Тренинги развития личности — всегда более активная и разнообразная работа, где личностные изменения происходят вследствие не естественного разворачивания, а как результат применяемых к личности процедур, вследствие учебы и тренировки. Итак, если на тренинге происходит обучение новым навыкам и их отработка, это относится уже к развитию личности, а не личностному росту. Рост не может быть предметом навыкового тренинга, тем более — кратковременных тренингов.

А теперь снова вернемся к реальности: в реальном тренинговом процессе очень сложно различить, что происходит у участников тренинга как естественный рост, а что — как результат внешне заданного развития. Чаще происходит одновременно и то, и другое, поэтому проще и, видимо, точнее говорить о том, что большинство тренингов личностного роста — это тренинги личностного роста и развития одновременно. К подобным тренингам можно отнести и обучающие тренинги (дающие знания и вырабатывающие навыки), и тренинги, работающие с ценностями и убеждениями, и тренинги, влияющие на состояния участников, — если в результате у участников тренинга возрастает личностный потенциал: способность более успешно двигаться вперед и решать жизненные задачи.

В частности, тренинги Синтона в этом расширительном понимании относятся к кругу тренингов личностного роста и развития.

Уважаемые читатели, действительность богаче любой науки, и если вы увидите рекламу «тренинги личностного роста» и пойдете на этот тренинг, совершенно не очевидно, что вы попадете на тренинг, а не на безобразие, и что там вам будет предложен личностный рост, а не смесь дешевой рекламы, пустых призывов, легкой мистики и тяжелой эзотерики. Тренинги бывают качественными, а бывают другими — любительскими и низкопробными. Поэтому — будьте разборчивыми! А чтобы это запомнилось, приводим письмо одного из наших читателей:

?Чтобы чаще попадать все-таки на качественные тренинги, посмотрите статью Как выбрать тренинг.

Уважаемые тренеры, вы заинтересованы в том, чтобы на ваши тренинги пришло большее число участников, и ваша задача — сделать хорошо работающую рекламу. Если в рекламе вы обозначите свой тренинг как тренинг личностного роста, к вам скорее придут люди, настроенные на мягкую, вдумчивую работу скорее психотерапевтического плана, и это будут в большей части женщины и не уверенные в себе молодые люди. Уверенные в себе мужчины и успешные бизнесмены тренингами личностного роста интересуются мало, но, скорее всего, ваш тренинг на них и не был рассчитан, верно?

Если же ваши тренинги имеют личностную направленность, но рассчитаны скорее на успешных деловых людей, то более адекватно обозначить ваше предложение как тренинг развития личности. Впрочем, еще более адекватно вообще ничего не писать о типе вашего тренинга, не пугать словами «личностный рост» или «развитие личности»: часть людей этих слов побаивается. Если вместо этого вы энергично и конкретно перечислите те задачи, которые люди смогут решить на вашем тренинге, что они там получат, это будет самая адекватная и эффективная реклама.

Личностные тренинги — тренинги самой различной тематики, ставящие задачей изменение личности. Темати.

Рост личности, личностный рост — позитивные изменения в личности человека, укрепление стержня и увел.

Рост и развитие личности различными исследователями и психологическими школами описывается очень раз.

Современную практическую психологию без тренингов представить невозможно. Тренинги продаж, тренинги.

Тренинги все чаще становятся формой развлечения, сочетание приятного с полезным, где значимость моме.

Обучение на тренера, психолога-консультанта и коуча. Диплом о профессиональной переподготовке

Элитная программа саморазвития для лучших людей и выдающихся результатов

Источники:

Психологический тренинг личностного роста
Психология. Тренинг личностного роста Каждый участник тренинга называет свое имя и три присущих ему качества, начинающихся на ту же букву, что и его имя. Например, Надежда – надежная, наивная,
http://www.proza.ru/2012/07/03/931
Тренинг личностного роста
Тренинг личностного роста — упражнения В наши дни очень популярны психологические тренинги личностного роста. Их посещают и бизнесмены, и студенты, и вообще все, кто заинтересован в усилении
http://womanadvice.ru/trening-lichnostnogo-rosta-uprazhneniya
Тренинги личностного роста
Психологос энциклопедия практической психологии
http://www.psychologos.ru/articles/view/treningi-lichnostnogo-rosta

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Женщина отдается мужчине 23 ПРИЧИНЫ, ПО КОТОРЫМ ДЕВУШКА МОЖЕТ ОТДАТЬСЯ ПРОСТО ТАК: ЧАСТЬ… (1)

Цель жизни человека Главные цели в жизни человека. Примеры и описания Есть мнение,… (1)

мужу все равно на меня Если мужу на тебя наплеватьКак же так стало, что совместная… (1)

Тренинг страхов Как перестать бояться. Психологический тренинг: “Побеждая страх!” Храбрость – это… (1)

как отвечать на положительные отзывы Как написать классный отзыв: 7 шагов примеры Всем добрый день!… (1)

COMMENTS