Психология для чайников

Гештальт-терапия для «чайников»

  • Здоровый и гармоничный человек способен удовлетворять свои потребности, но это невозможно без контакта со средой.
  • Если потребность не удовлетворяется, задача гештальт-терапевта – понять, почему и что с этим делать.

В детстве меня привлекали книги из серии «Все обо всем». В них авторы вмещали концентраты знаний о самых разных вещах. Упрощенный и поверхностный уровень погружения в тему меня не смущал: я и сейчас ценю такой формат при знакомстве с непрофильными, но интересующими меня сферами. Это отличная возможность быстро сориентироваться в вопросе, понять, о чем это в принципе.

Я постараюсь предельно просто и понятно, в популярно-энциклопедическом формате, описать ключевые тезисы в работе гештальт-терапевта.

Любой психотерапевтический подход отталкивается от идеи психологического здоровья, критериев здорового функционирования человека.

Здоровье в гештальт-терапии – это гармоничное и целостное функционирование жизненных систем человека, способность к саморегуляции, как в физическом, так и психологическом аспектах.

Если нам холодно, организм повышает мышечную активность, появляется дрожь. Это помогает нам согреться.

Если нам жарко, организм потеет, охлаждая температуру тела.

Если организм утомлен, он требует отдыха, мы хотим спать.

Саморегулирующая система невозможна без контакта с внешней средой.

Когда мы голодны, мы не можем удовлетворить потребность в еде без взаимодействия с внешней средой.

Потребности в любви, признании, уважении, общении также удовлетворяются только при контакте со средой.

Мы живем, в чем-то нуждаемся, чего-то хотим, к чему-то стремимся. В идеальном варианте мы удовлетворяем свои потребности, закрываем гештальты. Если же потребность не удовлетворяется долгое время, у нас появляется внутреннее напряжение – то, что известно как «незавершенные гештальты».

Каждая потребность проходит через несколько стадий развития:

Формирование и осознавание.

Контакт организма со средой, чтобы найти предмет и способ удовлетворения потребности.

Осмысление полученного опыта.

На любой из этих стадий наш контакт со средой может прерваться, а значит, потребность так и останется неудовлетворенной. Происходит это в результате действия четырех механизмов: проекции, интроекции, конфлюэнции и ретрофлексии.

Вы прогуливаетесь по ночному парку и видите впереди шумную компанию молодых людей. Вам приходит в голову мысль отклониться от маршрута, чтобы не встречаться с незнакомцами. Так проявляется механизм проекции.

Основываясь на своем опыте, вы проецируете, что молодые люди могут оказаться агрессивными и встреча может быть небезопасной. Проективный механизм, как и любые другие способы прерывания потребностей, изначально полезен для нас.

Но вот другой пример. Молодой человек хочет познакомиться на улице с девушкой. Он останавливает себя, предполагая, что она откажется от знакомства: он ей не понравится, она не знакомится на улице, она замужем и так далее. В этом случае вместо полезной защитной функции механизм проекции останавливает удовлетворение реальной потребности молодого человека: познакомиться, завязать отношения.

Задача гештальт-терапевта – помочь клиенту осознать потребность, увидеть, как он прерывает ее удовлетворение, и помочь найти подходящие способы ее удовлетворения.

Когда клиент осознал истинные потребности, гештальт-терапевт помогает ему найти способы их удовлетворения

Еще один пример. К терапевту обратился клиент с запросом помочь наладить отношения с женой. Мужчина ревнует ее по поводу и без, что приводит к семейным конфликтам и скандалам.

Ревность в данном случае – проективный механизм. Муж проецирует свои подозрения в измене на жену, предполагает, что он ей больше не интересен. Предъявление претензий ведет к усугублению конфликта и постоянным скандалам. При этом реальная потребность мужа в близости, любви не удовлетворяется.

Когда клиент осознал истинные потребности, гештальт-терапевт помогает ему найти способы их удовлетворения. Вместо привычных обвинений «Где ты опять была? Я тебе не нужен!» муж пробует вести себя по-новому. Например, обвинения можно заменить такими фразами: «Я переживаю, когда ты задерживаешься, я ценю наши отношения, мне важна наша близость».

Как-то на вечеринке знакомый завел разговор о том, что многие считают, будто на ноль делить нельзя. «Конечно, нельзя!» – эмоционально поддержало большинство участников дискуссии. Нас в школе так учили, да и если попробовать поделить на ноль на калькуляторе, на дисплее отобразится «Е» – значит, ошибка. Не можем же мы все ошибаться.

Однако приятель не унимался: «Почему же нельзя делить на ноль?» Ответа на этот вопрос ни у кого из присутствующих не было. Точнее, ответ был таков: «Потому что нельзя. Точка». Вот вам пример классического интроекта.

Интроекция – это механизм, при котором мы проглатываем, не пережевывая, новую информацию, установки, идеи. Мы запоминаем эту информацию, считаем ее очевидной и правильной, но она не присвоена и не переварена нами. Именно поэтому мы не можем ответить на вопрос, почему делить на ноль нельзя. Мы просто проглотили это знание и не можем наш ответ как-либо обосновать.

Если мы «интроецированы» какими-либо установками, правилами и знаниями, это не означает, они неверны или верны. Это значит только то, что мы не можем ими осознанно пользоваться. Наше поведение и реакции ригидны, и это может негативно влиять на удовлетворение наших потребностей.

После проверки и «пережевывания» установки либо присваиваются и становятся усвоенными, либо отвергаются как ложные

При воспитании детей мы не можем обойтись без механизма интроекции. Мы не будем предлагать ребенку «присвоить» знание о том, что нельзя засовывать пальцы в розетку. И это будет полезным интроектом. Если же интроецированное знание для ребенка окажется недостаточно весомым, чтобы поверить на слово, будьте уверены – он проверит.

После проверки и «пережевывания» установки либо присваиваются и становятся усвоенными, либо отвергаются как ложные. Кстати, оказалось, что теоретически делить на ноль можно. Операцию, которая в алгебре считается невозможной, можно произвести в других сферах математического знания.

Психотерапевт регулярно сталкивается с установками клиентов: «нужно строить карьеру», «мужчина должен зарабатывать больше женщины», «женщина не должна проявлять инициативу при знакомстве с мужчинами», «мне нужно выйти замуж» и так далее.

Гештальт-терапевт проверяет, насколько эти установки соотносятся с реальными потребностями клиента, действительно ли это его установки – или же это интроекты, которые блокируют развитие и удовлетворение истинных потребностей.

Например, женщина жалуется на неуспешные попытки построить отношения с мужчинами. При этом она опирается на некое идеальное представление о том, каким должен быть мужчина: любящим, верным, с высшим образованием, достойным доходом… Терапевт помогает ей осознать интроект «идеальный мужчина» и свои истинные потребности, которые, скорее всего, ему не соответствуют.

Как обычно развиваются романтические отношения в паре? На первом этапе мужчина и женщина будто сливаются воедино, говорят «мы» вместо «я». Им сложно расстаться даже на мгновение.

Такая совместность приносит обоим партнерам удовольствие. В гештальт-терапии этот механизм называется конфлюэнцией (слиянием). И в этом примере проявление конфлюэнции уместно и приятно.

Еще один пример – новорожденный ребенок. В первые месяцы жизни он находится в максимальном слиянии с матерью, и это единственный способ выжить, ведь он еще не может самостоятельно осознавать и удовлетворять свои потребности. Однако с течением времени ребенок учится отделяться от родителей. Он начинает осознавать свои потребности, учится самостоятельно их удовлетворять.

Гештальт-терапевт помогает клиенту научиться замечать и выстраивать границы, осознавать и удовлетворять потребности, отделяться

Еще один пример – созависимые отношения в семье. Жена может не осознавать свои личные потребности и границы, сливаться с мужем, его желаниями, потребностями, чувствами, жить его жизнью. При этом оба партнера чувствуют себя несчастными.

При работе с созависимостью гештальт-терапевт помогает клиенту научиться замечать и выстраивать границы, осознавать и удовлетворять свои собственные потребности, отделяться. Клиент узнает, что есть личное пространство и потребности, которые конфлюэнция ограничивает, а есть совместные территория и времяпрепровождение, где слияние уместно и полезно.

Представьте себе, что вас отчитывает начальник. Вы злитесь: кулаки сжаты, желваки играют. Вы хотите выразить агрессию, но по тем или иным причинам сдерживаете себя. Так проявляется механизм ретрофлексии: вы хотите отреагировать, выразить чувства, совершить какое-то действие, но будто замыкаете потребность в самом себе.

Ваш импульс выразить негодование начальнику остается внутри вас. Чувства не выражаются, но и не исчезают. Невыраженные эмоции начинают «съедать» вас изнутри, агрессия может превратиться в аутоагрессию.

Если регулярно сдерживать себя, не выражать недовольство, эмоции будут копиться, и рано или поздно чаша переполнится

У ретрофлексии, как и всех описанных выше механизмов, есть и полезная функция. Выражать чувства и совершать действия не всегда и не везде уместно и безопасно. Однако легко не заметить, что ретрофлексия вошла в привычку и начала нести деструктивную функцию.

Продолжим пример с критикующим начальником. Если регулярно сдерживать себя, не выражать недовольство, эмоции будут копиться, и рано или поздно чаша переполнится. Агрессия выльется в ненужное время, в ненужном месте и в ненужных количествах, и ваше поведение будет выглядеть неадекватным ситуации. Кроме того, это может привести к развитию психосоматических заболеваний.

Гештальт-терапевт помогает клиентам найти способы выходить из «режима автономности» и удовлетворять свои потребности, контактируя со средой, людьми, а не замыкать развитие потребности внутри себя.

Наличие всех этих механизмов прерывания – необходимое условие для здорового функционирования организма. Гештальт-терапевт не борется с ними – он совместно с клиентом исследует ситуации, в которых эти механизмы начинают давать сбой, и восстанавливает способность организма к целостному и гармоничному функционированию, саморегуляции, контактированию со средой.

Надеюсь, читая статью, вы вспомнили и осознали, как проявляются ваши собственные механизмы прерывания, и сможете сделать шаг к освобождению от их деструктивных проявлений.

Алексей Песоцкий – психолог, гештальт-терапевт, психодрама-терапевт, оргконсультант, тренер, преподаватель Московского института психоанализа .

Родить ребенка от любимого человека – Ольга считала, что это сделает ее счастливой, но после свадьбы ее охватили непонятные сомнения.

Читать статью дальше

Как белый медведь поможет забыть о несложившихся отношениях

Расставание с когда-то любимым человеком, обиды – стресс. Друзья убеждают не думать о произошедшем. Но от их советов становится только хуже. Почему? Дело в «эффекте белого медведя».

Естественный отбор для чайников

Возникла ли жизнь случайно, или по замыслу? Какую роль в жизни играют страх и сексуальное возбуждение? Как в изначальном хаосе возник порядок?

Темы статьи вылезают за рамки психологии. Тем наглядней отражают отдельные психические закономерности.

Естественный отбор можно уподобить канве, которая пронизывает все живое — и на плотном, и на психическом уровне. Сам я знаком с теорией, как и большинство, на уровне слухов и обрывочных знаний из школьной программы. Но большего и не требуется. Чтобы самостоятельно пронаблюдать за влиянием древних тенденций в настоящее время, достаточно понимать основной принцип естественного отбора. Опишу его своими словами.

Сначала — пару абзацев о распространенном некорректном взгляде на явление.

Естественный отбор часто представляют принципом, исходя из которого, природа расчетливо уничтожает неприспособленные, слабые организмы, нанося им разнообразные удары судьбы, чтобы по итогу выживали сильнейшие — обладатели «благоприятных признаков». Природа в таком ракурсе предстает разумной, словно она прихотливо оценивает все живое, и намеренно отбирает для себя лучшее.

Но никаких корыстных намерений за этим отбором не стоит. Естественный отбор проходит естественно. Термин пропиарил Чарльз Дарвин. Он противопоставлял его искусственному отбору — намеренной селекции животных (и растений) для получения потомства с желанными качествами: высокоудойных коров, выносливых лошадей, напитанных свиней, пушистых котиков.

Природа же никаких целей перед собой не ставила. Можно сказать, что природы, как самостоятельного явления, вообще, не существует — это просто совокупность живой и неживой «материи» в пространстве жизни. Материя спонтанно движется. В тенденциях этого движения обнаруживается скоротечное и устойчивое.

Можно свести естественный отбор к простой формулировке: живучее живет. Чем бы оно ни было: человеческий вид, скала, святой Дух. И если проследить внимательно за этим живучим, можно заметить, что значительная часть его свойств, словно предумышленно, служит именно выживанию.

Например, как принято говорить, растения тянутся к солнцу, чтобы получить максимум солнечной энергии для фотосинтеза. Формулировка звучит так, будто у растений есть воля и личные намерения, ведь они методично «активны» с пользой для жизни.

На деле же растения вовсе не тянутся к солнцу, и ничего получить не пытаются. Это просто случается. Без всякой цели — у них нет нервной системы, нет и сознательной воли. Просто растения, которые так же случайным образом тянулись в другую сторону, не выжили. Поэтому остались только эти, устремленные к теплу и свету.

Как, вообще, вышло, что растения начали тянуться в том, или ином направлении? Ответ — спонтанные мутации, непредсказуемые изменения генома, передающиеся потомкам.

Каждый вид жизни претерпевал во времени множество таких перемен, о которых мы даже не подозреваем. Потому что до наших дней дожили только те организмы, которые в ходе мутаций, обретали живучесть. Случайным образом. Это и есть естественный отбор.

И так происходит со всем в природе. Живучее живет не потому, что так планирует, а потому, что естественным образом продолжается во времени в силу случайной к тому приспособленности. Живучее выжило. Хрупкое уничтожилось. Вот и весь отбор в своей предельной естественности.

Представьте, что время — это такое процеживающее сито для хаоса. В него проваливается все подряд: растения, животные, планеты, галактики. И почти все уходит в небытие. Но отдельные редкие формы, как бы цепляясь за время, остаются, потому что случайным образом получили качества устойчивости. В живых организмах эти качества мы называем инстинктами.

Муравьи населяют планету уже 130 миллионов лет, словно намеренно ради этого стараются. Но такие рассуждения — проекция своей человечности. Мы верим в свою волю и проецируем ее на все живое. Видим, как организмы приспосабливаются и выживают, будто у них есть разум и сознательные намерения. Сходному с нашим поведению насекомых приписываем человеческие мотивы. А реальная причина, опять же, — случайные образования. На сей раз в нервной системе.

Представьте абстрактных предков всех живых существ. У них в силу мутаций, появлялись разнообразные неожиданные склонности — избегать холода, тянуться к теплу, бежать от большого и подвижного, или двигаться ему на встречу. Улавливаете? Существа, которые случайным образом избегали опасностей, закономерно выживали, и успевали передать свои гены потомкам. Все прочие менее живучие модификации вымирали, поэтому их мы не видим.

В итоге современный муравей — это обладатель отточенных автоматизмов выживания и размножения — тех самых инстинктов.

Сегодняшняя реальность — это устойчивые формы хаоса, которые, выдержав лик времени, дотянули до наших дней. Горы, пустыни, воздух — им на земле ничего не угрожает, поэтому они сохраняются. Таким же долговечным в природе оказываются не отдельные живые особи, а биологические виды. Существование одинокого муравья — под угрозой ежесекундно. Муравьиный вид процветает миллионы лет.

В этом ракурсе прослеживается единственный главный инстинкт — выживание. Размножение — один из методов выживания вида.

Для выживания отдельной особи размножение не требуется. Поэтому в наше время индивидуалисты не спешат заводить детей.

Все же стадные инстинкты, или если угодно — социальные программы личности, имеет смысл признавать и учитывать. Все, что мы чувствуем нацелено обслуживать не столько нашу уникальную персону, сколько весь человеческий вид в целом. Поэтому в нас развита не только «эгоистическая» забота о себе, но и потребность поддерживать окружающих.

Хотите достичь согласия с собой? Уважайте свои древние инстинкты, находите с ними здоровые компромиссы.

Следующий шаг. Загляните в себя. Вы когда-нибудь задумывались о природе оргазма, или принимаете его как должное? Дескать, чего уж тут думать? Приятно — и мудрствовать не о чем. А откуда это «приятно» взялось? Додуматься несложно.

Особи, которым было плевать на секс, не размножались, и своих генов не передавали. А вот предки нашего либидо (сексуального возбуждения) случайным образом получили такую мутацию, которая сделала секс притягательным.

Поначалу ощущение могло быть еле уловимым, далеким по яркости от современного оргазма. Но все-таки оно побуждало продолжать размножаться, и передавать свой новорожденный половой инстинкт будущим поколениям.

Особи, у которых эта мутация проявлялась сильней, размножались еще резвей. Со временем к возбуждению добавился новый инстинкт — муки воздержания. Страдавшие от воздержания, приступали к размножению с рьяным упорством.

В итоге сексуальность стала одним из ключевых, управляющих жизнью, мотивов. Вся современная культура, какой бы возвышенной и многогранной ни была, может быть сведена к обслуживанию базовых инстинктов — выживания и размножения.

Теория естественного отбора позволяет заметить, что наши чувства — это такое спонтанное творчество природы. Например, страх — оплот самых болезненно острых переживаний, которые отгоняли наших предков от гибели; а оргазм — профильтрованная солянка из всей случайно возникавшей радости, которая сопровождала размножение.

Известно, что мужской оргазм — дело минутное. При желании. У многих животных, приближенных к своему древнему естеству, совокупление длится секунды — для продолжения вида большего не требуется.

По логике естественного отбора, мужчина и женщина должны бы испытывать наибольшую радость конкретно от процесса оплодотворения. Но согласовать оргазмы у природы не вышло. Поэтому процесс максимально упрощен для активной стороны, которую представляют мужчины. Женский оргазм протекает не так беспрепятственно, потому что для продолжения вида — менее важен.

И здесь надо бы понимать, насколько сильно в базовые «программы» психики вмешиваются современные «надстройки». Не было бы никаких демографических кризисов, ни обучись человек дурачить свою древнюю сущность прерванным половым актом и мастурбацией.

Не принимайте это за критику общества. Просто мысли «вслух».

Теперь заглянем в человеческую психологию. Она безгранично разнообразна. Столько всевозможных чувств: интерес, удивление, грусть, гнев, отвращение, вина, непередаваемые миксы уникальных настроений…

А теперь, допустите, что естественный отбор проходят не только организмы, но и чувства. Остаются способствующие выживанию вида.

Представьте, что ваше тело — это такой скафандр для чувств. Страх — древнейшее чувство, одно из самых живучих. Страх, опять же, уводил наших предков от опасностей, и через сохраненные им жизни, продолжал свое путешествие в потомках.

Эдакий марафон выживания, где участники один за другим исчезают из потока времени. Зато древняя эстафетная палочка сохранилась и даже разрослась в размерах.

Современный человек обучен бояться сильней своих предшественников. Страх от поколения к поколению никуда не уходит, а нарастает и кристаллизуется, потому что способствует выживанию и развитию вида испуганных существ «Homo sapiens».

Нам, чтобы хорошенько испугаться, уже не надо убегать от хищников. Их мы создадим себе сами в своих грезах, сидя в тепле, сытыми, у монитра.

Но природе можно отдать должное — наравне со страхом смерти, в веках разрастается и радость выживания.

Проследить формирование других человеческих чувств не составит особого труда, если учитывать, как время фильтрует случайно возникающие качества живой природы своим естественным отбором.

Например, в недавней статье «Любить жизнь» я уже говорил, что страх подгоняет одновременно в направлениях, которые могут показаться противоположными: к свободе (расширяющей личные границы) и консервации (в зоне комфорта). На деле оба направления ведут к безопасности.

Выжили те из древних людей, кто и обживал пещеры, и своевременно их покидал, чтобы расширить ареалы обитания (от туда видимо и коренится любовь современного человека к путешествиям и приключениям).

Поэтому, чтобы душа сохраняла покой, важно уметь и обновлять свою жизнь, и сохранять нажитое одновременно. Об этом говорил подробней в статье «начать новую жизнь».

Требуется ли творению какой-то изначальный замысел, если оно спонтанно с «первого гвоздя» подчиняется предельно логичной схеме? Хрупкое рушится, крепкое остается. Такова естественная траектория движения материи во времени. В этом русле выживание человеческого вида напоминает образование сталактитов на дне пещеры. Это просто случается. Естественным образом.

Порядок — это форма устойчивых граней хаоса. Задумайтесь.

Если поглядеть на жизнь через призму естественного отбора, можно заметить, что вся человеческая культура возникла так же непроизвольно, как узор кофейной гущи на дне чашки. И это удивляет ни чуть не меньше, чем мир, сотворенный по плану Творца. Особенно, когда вспоминаешь о высочайших смыслах искусства и науки.

Попробуйте, например, осознать, что устройство, с которого вы сейчас этот текст читаете — один из случайных витков хаоса. Как и все вокруг. Вы сами — спонтанная деформация материи, стихийный побочный эффект большого взрыва.

Настоящий момент священен, потому что именно сейчас вы можете чувствовать текущую форму древнейшего процесса самопроизвольного «строительства» мира. Эта древняя случайность центрировалась в сердцевине вашего существа, ведь вы воспринимаете жизнь собой.

Теория естественного отбора материалистична — она вроде бы подтверждает, что творение — следствие случайности, не нуждавшееся в божественном вмешательстве. И все-таки естественный отбор не отрицает умышленного сотворения мира, а скорей уточняет тенденции, которым прямой контроль высших сил не требуется. При наличии гибкого ума теорию можно втиснуть даже в эзотерическое мировоззрение.

Сам Чарльз Дарвин не считал себя материалистом, а был приверженцем агностицизма — мировоззрения, где утверждается невозможность постижения абсолютных основ реальности. Проще говоря, агностик — это человек, который не знает. Искренне.

И лично я разделяю этот подход.

Отдельного разговора заслуживает человеческая психика. Наш ум, если приглядеться, также обслуживает базовый инстинкт выживания. Настолько кудрявым образом, что вся процедура действительно походит на какую-то насмешку высших сил.

Ум воссоздает в себе миниатюру реальности, принимает ее за объективную — и реагирует инстинктивно уже на эти собственноручные голограммы. На progressman.ru эту идею я озвучивал подробней в статье о психоанализе.

Так же, мне лично непонятно, откуда в этой картинке взялись чувство «я», самоосознание и личная воля. Еще одна произвольная мутация?

Инстинкты протекают так же естественно, как образуются облака в небе. Это просто случается. Так же и муравей функционирует в силу заложенных внутренних тенденций. Это происходит и с нами. Нечто делается через нас. Спонтанно. Но зачем всему этому переживающий зритель? Еще одна непроизвольная программа выживания? Или все-таки происки высшей силы? Есть во всем этом что-то иррационально непостижимое.

Сотворен ли мир случайно, или по намеренному плану?

Илон Маск, основатель платежной системы «Paypal» в каком-то из интервью уверенно заявил, что наш мир — виртуальный, то есть — аналог матрицы из одноименного фильма. И привел оригинальный аргумент. Перескажу его своими словами.

Учитывая бурное развитие виртуальной реальности, где уже массово доступны многопользовательские игры с «фотореалистичной» графикой, можно резонно допустить, что искусственный мир однажды станет неотличим от объективного. Его смогут запускать на своих персональных компьютерах и консолях миллиарды пользователей.

Вдумайтесь: миллиарды имитаций, неотличимых от реальной жизни… В таком ракурсе вероятность того, что наша реальность объективна, — один к миллиардам.

На деле, конечно, составить статистику невозможно. Но гипотеза звучит обоснованно и может отражать действительность.

Для себя я уяснил, что чем искренней сомнения в божественном, тем искренней и вера, какой бы малой она от этих сомнений ни стала. Поэтому и здесь я призываю ничему на слово не верить, а честно сомневаться и исследовать.

Другие статьи на схожие темы:

Перед публикацией удалил из черновика несколько кусочков статьи:

«Капитализм отражает действительность и наглядно выражает естественный отбор — эволюцию через борьбу сильнейших. Коммунизм отражает наши идеалистические представления о справедливости, и олицетворяет собой искусственную селекцию.»

«По сути естественный отбор совершается не природой, а временем.»

«А особи, непригодные к размножению, должны бы испытывать меньше страха смерти и радости выживания — их ценность для вида сокращается.»

«В естественном отборе побеждает Атман адвайты — вечный, неподвижный, запредельный, сознательный.»

«Можно ли назвать реальность, время и пространство реально существующими, если таковыми они становятся исключительно в нашем восприятии? Просто сигналы мозга. В реальности нет никакого времени. Время — это концепция ума, отмеряющего отрезки своей скоротечности. Который сейчас час в реальности?»

Чтобы прояснить свою уникальную ситуацию основательней, вы можете пройти со мной консультацию по скайпу. Условия и подробности по этой ссылке .

«И все-таки естественный отбор не отрицает умышленного сотворения мира, а

скорей уточняет тенденции, которым прямой контроль высших сил не

Разделяю Вашу точку зрения.

Вполне возможно, что естественный отбор это целенаправленная селекция высших сил. Точно также, как мы поступаем с животным миром. Будь у них разум, они могли бы тоже принять свой отбор за естественный )))

Матричность мира не отменяет его материальности. Просто частицы, принимающие формы под воздействием органов чувств, так же матричных. Мне порой кажется, что если «посмотреть» под правильным углом на настоящее, осознаешь ничто.

«Но зачем всему этому переживающий зритель? Еще одна непроизвольная программа выживания? Или все-таки происки высшей силы?»

Вот и мне не понятно. И очень любопытно.)

«А особи, непригодные к размножению, должны бы испытывать меньше страха смерти и радости выживания — их ценность для вида сокращается.»

Думаю, так и происходит. Такие особи постепенно самоуничтожаются.

У меня иногда возникает ощущение, я, наоборот, всё знаю, но всегда забываю об этом. А почему возникает такое ощущение, я не знаю. Какое-то непостижимое чувство.

Человек избалован самозащитой от естественного отбора. Наблюдаю подобное у хомяка. Он потомок большого количества поколений, выросших в клетке в безопасности. Когда дети его выпускают , он смело бросается на человека или кота. Ему даже в голову не приходит, что это может быть опасно. Если его выпустить в дикую природу он проживет не дольше минуты.

Секс. Заметил, что сейчас многие из моих знакомых успешно секс заменяют спортом. Очень часто слышу, после качалки или матча в баскетбол/волейбол: «Это как сексом заняться!» При осторожных расспросах выясняется, что это замена. Занятный способ увернуться от инстинктов! Не знаю, хорошо это или плохо, но сам в качалку сознательно не хожу. Спорт исключительно для развлечения (акройога, велосипед, вечерние дальние прогулки, летняя активность). Сексу ни разу не вредит.

Хаос. Часто слышу, что если принять, что сегодняшний мир получился случайно, то нужно принять, что один из миллиарда случаев высыпания песка из ведра случайно закончится прекрасным песочным замком. Но, на это есть альтернативные подтвержденные случаи закономерностей: снежинка причудливой правильной формы, идеальная кристаллическая решетка материалов, капля идеальной шаровидной формы при падении, и еще огромная масса предсказуемой, сложной правильной «случайности».

Матрица. Так мы и сейчас на мир смотрим сквозь замочную скважину. Видимый спектр света очень мал, слышимый спектр звука узок, ощущаемый диапазон температуры мизерный. Да, приборы чуток расширили эту «скважину», но не так сильно, как «оно в реале». Так что, по сути, мы и живем в матрице (доступной нам), не в «реальном» мире.

-на мой взгляд, человек не избалован, естественный отбор продолжается-и в текущих реалиях, например, гораздо для человека важнее долго концентрироваться на задаче, чем иметь быстрые ноги. среда обитания и контекст изменился-вот мы к нему и приспосабливаемся. Если нас выпустить в джунгли-да, скорее всего мы быстро погибнем.

-матрица скорее даже не в ограниченности нашего спектра инструментов, а в том, что мы помимо чисто сенсорных ощущений навешиваем на мир еще свои ментальные проекции

Все же человечество сейчас разбаловано. Кроме приспособляемости есть еще и «искуственное поддержание жизни» — спектр жизнеобеспечения инвалидам, как пример: кресла каталки, пандусы, «инвалиды вне очереди» и прочее. И речь не только об инвалидах, без такой поддержки средняя продолжительность жизни еще пару сотен лет назад была почти вдвое меньше сегодняшней.

А, вот, ментальные проекции — да. Я и имел в виду то,что мы не видим в эту скважену мы придумываем себе сами. Самый яркий пример — бог. Объясняется все на свете, любое явление, любой объект: «На все воля божья!»

Всё понял. Делайте так а не так. Много всего, а вот так правильно.

Наконец то автор начал писать про более материальные вещи. А то от эзотерики и излишнего потока философствования уже тошнило. Почему? Потому что как эта философия поможет по жизни? Ну ты понял что ты программа, работающая на мясных запчастях, и что?

Автор, думай так. Представь что завтра война, сильный кризис. Поможет ли эта вся твоя философия?

Помогут реальные советы — как справиться с проблемами, эмоциональным напряжением, страхом и т.д.

Будешь про это писать, гляди переквалифицируешься на психотерапевта который решает вопросы бизнесменов и их дамочек. Примеров полно в инете. И возможностей больше и зарплату себе увеличишь. Ну и я буду продолжать почитывать, может полезные вещи для себя буду черпать.

Про эволюцию интересно. Правильно что все завязано на инстинкте продолжения рода, самосохранения. Буквально все в жизни человека. Нам же нужно выжить как вид, вот мы и делаем все для этого. И разница у каждого в эффективности. А кто то вообще сворачивает с правильного пути, и тут понеслась.

Вот я все эту философию давно прошел, все понял. А понял что нужно деньги зарабатывать, и стремиться к целям. Кушать, сексом заниматься, спать, работать и т.д. Эмоциональный интеллект прокачивать — это же вообще сокровище, особенно в борьбе с проблемами и в зарабатывании денег. Программирование изучаю — ставит мозги на место хорошо, логику развивает. Вообщем такое саморазвитие у меня.

Будьте практичными и прагматичными, и смотрите на правду, воспринимайте все как есть, без фантазий. И тогда вы будете более просветленными!

Спасибо за комментарии )

«Но зачем всему этому переживающий зритель?»

Я бы даже сказал, зачем все это?

Как то читал про разработку умной пыли: нано-передатчики которые распыляются повсюду и транслируют данные…

Может быть одна из наших функций — роль таких трансляторов для более продвинутых «видов»

А этих более продвинутых, в свою очередь «пользуют» еще более продвинутые )))

Безумный бесконечный калейдоскоп смысловых галлюцинаций…

Чувствуешь себя вечным второгодником, у которого просто нет шансов…

Нет шансов что то осознать во всем этом, и от этого возникает чувство запертости в ловушке…

Может быть все таки есть. А идеи запертости и отсутствия шансов — это убеждения, которые можно проработать, и перестать об этом переживать.

На этой странице вы можете ознакомиться с условиями, на которых я провожу консультации по скайпу.

Признаки пограничной личности для чайников

Вам рассказали про истории насилия в детстве, про то, какие все гады и, всякие сложные жизненные истории. Это, кстати, первая зацепка. Обычно люди отстраняются от такой открытости, ибо большинству ненать всего этого эмоционального разнообразия в своей собственной жизни.

Вот у вас еще только рот открылся, и вы еще сами не знаете, чего хотите, а он уже знает, как вам помочь. Все-все, даже чертовски неудобное и трудное. И даже когда вы уже не хотите, чтобы вам помогали, вам все равно помогают.

Он просто постоянно настаивает, чтобы вы куда-то сходили, что-то сделали, пили чай и кофе у него дома или у вас дома, копали вместе червей для рыбалки и выносили мусор по вечерам. Человек за пару дней буквально въехал в вашу жизнь со всеми пожитками и расположился.

Вот вам человек при первой встрече раскрыл всю душу, а вы, такая редиска не хотите? На вас постоянно начинаются различного рода нападения с разной степенью агрессивности. Сначала создаются доверительные ситуации, чтобы вы сами все рассказали.

5. Это человек на которого нельзя положиться.

Вот вы на 100% договорились, что встречаетесь – он не приходит. Почему? Все что угодно от реальных бытовых причин до падения метеорита или «кто ты такой чтобы меня спрашивать». Терпите и даете стотысячный шанс? Попались.

Иногда это приукрашивание жизни, иногда попытка вызвать чувства жалости и привязать, иногда чтобы создать привязанность или чувство вины. Иногда просто так, действительно без особой причины, но часто с драматизмом.

Между "Надо" и "Хочу"

Травма как пограничная ситуация

Мир глазами пограничного клиента

Феномены пограничного состояния: размытые границы, эмоциональный эксгибиоционизм, пустоты в жизни

Психическая боль при пограничном расстройстве личности

Чувство идентичности у пограничных личностей

Психологические особенности людей с пограничным расстройством личности

Большой ребенок: как выживать с пограничным?

Пограничное расстройство личности и подростки

Партнер для «пограничника»

«Я» пограничной личности

О пограничных тонкостях

О пограничном расстройстве личности

?Пограничное расстройство: эмоциональная инвалидизация

Интервью недели

Метки

На Ваш Email отправлена ссылка

для подтверждения регистрации!

Использование материалов сайта возможно только при размещении активной ссылки.

Психология для чайников

Психологический практикум для «чайников»: Введение в профессиональную психологию.

— М.: Независимая фирма «Класс», 2001. — 176 с.- (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 93).

1.Работа с испытуемыми

2.Работа с текстами и информацией

1.Мир глазами дошкольника

Задание 1. Феномены Пиаже.

2.Я-концепция и ее формирование

Задание 2. Особенности Я-концепции

3.Жизненный путь и кризисы

Задание 3. Психологическое время

4.Индивидуальные личностные различия. Психологическаие тесты

Задание 4. Личностный опросник Айзенка

1.Сознательное и неосознаваемое в мотивации

Задание 5. Проективная методика неоконченных предложений

2.Типология конфликтов. Психологические защиты

Задание 6. Конфликт и психологические защиты в литературе

3.Преодоление конфликта. Преодолевающее поведение

Задание 7. Опросник преодолевающего поведения

1.Трансактный анализ общения

Задание 8. Анализ позиций общения по текстам

2.Игры и манипуляции в общении

Задание 9. Анализ игр и манипуляций по текстам

1.Стереотипы социального восприятия

Задание 10. Стереотипы пола и жизненный успех

2.Социально-психологические аспекты культуры

Задание 11. Анализ организационной культуры

3.Ценности как индивидуальный и социальный феномен

Задание 12. Система ценностей и супружеские отношения

4.Психологические механизмы воздействия на потребителя

Задание 13. Анализ телевизионной рекламы

1.Индивидуальные различия в восприятии

Задание 14. Определение внедущей репрезентативной системы

2.Основные свойства внимания

Задание 15. Исследование свойств внимания

3.Память и проблемы ее улучшения

Задание 16. Стратегии запоминания

4.Особенности творческого мышления

Задание 17. Оценка творческого потенциала

Задание 18. Анализ сновидений в литературе

6.Паранормальные феномены: миф или реальность?

Задание 19. Экспериментальное исследование телепатии

Слова "психология" и "психолог" мало кого оставят равнодушным. Общество и его отдельные представители ждут от психологии избавления от своих многочисленных проблем, и слишком часто их ожидания оказываются обманутыми. Поэтому "психолог" порой произносится с суеверным почтением — будто "чародей" или "всезнающий волшебник" — а нередко, наоборот, с разочарованием и пренебрежением.

Можно привести немало соображений о причинах столь пристрастного и неоднозначного отношения к психологии, но сейчас мы коснемся лишь одного из них. Дело в том, что само слово "психология" может относиться к трем совершенно разным понятиям и сферам деятельности человека. Эти три понимания психологии многие путают и подменяют одно другим. Поэтому разберемся в них подробнее.

Первая психология — НАУЧНАЯ; как и всякая наука, она занимается выявлением закономерностей, формулировкой и проверкой гипотез (в основном, с помощью экспериментов, потому что психология — это экспериментальная наука), обобщением полученных данных и т.п.

Вторая психология — ПРАКТИЧЕСКАЯ — то есть, приемы и способы оказания психологической помощи людям как составная часть профессиональной деятельности. Знания и навыки практической психологии могут быть основными для работы — если это работа практического психолога — а могут использоваться в других профессиях — педагога, социального работника, врача, имиджмейкера и др.

Как соотносятся между собой научная и практическая психология? Примерно так же, как биология и медицина или физика и техника. Наука является теоретической основой практики, немыслимой без нее, однако между ними не так уж много общего. Никто не будет требовать от ученого-биолога, чтобы он лечил людей, а от физика — чтобы он проектировал сложные механизмы.

С психологией, к сожалению, все гораздо запутанней. Профессиональная подготовка психологов до последнего времени почти полностью сводилась к подготовке в области научной психологии, а на работе от выпускников ждали знаний и навыков психологов-практиков, которыми они как правило не обладали. С другой стороны, психологи-практики, которые не имели психологического образования и углублялись в психологическую науку в поисках ответов на свои вопросы, чаще всего эти ответы не находили (хотя это не значит, что их там действительно не было!). Психологическая наука представлялась им чем-то совершенно абстрактным и не имеющим отношения к проблемам и запросам практики. Отсюда многочисленные высказывания о том, что "психологическая наука не нужна", что психологу-практику необходимы лишь техники, за которыми может не стоять никакой теории и пр.

Одна из причин того прискорбного факта, что провести связи от теории к практике психологии порой достаточно трудно, — это количество и разнообразие теорий, созданных за столетие с лишним существования научной психологии. Одних теорий личности — пара десятков только в учебнике; других, если и меньше, то ненамного. Поэтому психологию обычно изучают так: личность (мотивация, память, научение и пр.) в ассоцианизме, бихевиоризме, гештальтпсихологии, психоанализе. далее везде.

Ничего удивительного или плохого в многообразии психологических теорий нет: всякая теория — есть некое упрощение реальности, а психика человека настолько сложна, что не всегда без потерь такому упрощению поддается. Поэтому в каждой из теорий, даже если они кажутся взаимоисключающими, скорее всего есть своя доля истины. С другой стороны, без теории не обойтись прежде всего психологу-практику, потому что "нет ничего практичней, чем хорошая теория" (это изречение физика Людвига Больцмана как нельзя лучше подходит к психологии). Именно теории позволяют объяснить и предсказать поведение человека, а, значит, найти варианты работы с его проблемами.

И все же. Когда при изучении психологии количество теорий переходит в качество, то происходит своего рода "потеря человека". То есть, по каждой психологической проблеме знаешь, как она рассматривалась в таких-то и таких-то теориях, а вне теорий . не можешь сказать ровным счетом ничего. И значит, ничего не можешь ответить на вопросы специалистов-"смежников", которые ждут от тебя не разностороннего анализа проблемы, а понятных им ответов на поставленные вопросы (например, в чем причины неуспеваемости конкретного ученика или неэффективности системы стимулирования труда в кокретной организации). Во всяком случае, именно таков мой личный опыт — опыт добросовестной студентки, честно выдолбившей все положенные теории и вознагражденной красным дипломом за этот нелегкий труд.

Рассмотривая сложности "взаимоотношений" научной и практичской психологии, стоит сказать несколько слов и о третьей психология — ЖИТЕЙСКОЙ, которую можно понимать как набор интуитивных психологических представлений, складывающихся на основе жизненного опыта. Познания в житейской психологии не зависят от обладания дипломами или званиями, и поэтому любой может оказаться более искушенным в житейской психологии, чем кандидат или доктор психологических наук. Однако как правило именно от ученых-психологов ожидают житейской психологической проницательности, каковой они — увы! — очень часто не обладают. Человек, беспомощный в житейской психологии, может добиться успехов в научной психологии, но маловероятно, что без прочной "житейской основы" из него выйдет хороший психолог-практик.

Эта книга ориентирована в первую очередь на психологов- практиков, однако отправной точкой для решения практических проблем всегда служит научная, теоретическая психология. Я старалась представить ее читателю такой, чтобы он не задавал себе вопроса "Для чего нужна психологическая наука?", а наоборот, постоянно использовал ее, чтобы лучше понять и объяснить практические и житейские психологические данные. Иными словами, стремилась провести прочные связи от научной психологии к житейской и практической.

Задумывая и создавая эту книгу, я намеренно пошла по пути "одна проблема — одна теория", выбирая ту теорию, которая казалась мне наиболее "практичной", то есть, позволяющей как можно больше объяснить и сделать как можно больше практических выводов для каждой конкретной психологической проблемы. Это, конечно, не значит, что, скажем, проблемы психологии общения можно рассматривать только с позиции трансактного анализа, а индивидуальных различий в восприятии — только в рамках нейролингвистического программирования; просто подобное рассмотрение остается за пределами книги.

Другая задача, стоявшая передо мной, — дать возможность читателю, не имеющему систематических познаний о психологии (а возможно, вообще не имеющему никаких), все-таки самостоятельно психологию "пощупать". Изучение даже самых умных книг не заменит живого контакта с человеком, который всегда гораздо сложнее и интереснее любых научных теорий. Для того, чтобы понять человека, объяснить его поведение, у психологов есть свои "инструменты" — наблюдение, беседа, тестирование, эксперимент — и выполняя задания, можно познакомиться с ними и получить начальный опыт их применения в работе с людьми. Если вы, читатель, готовы вкладывать свои силы, время, интеллект в попытки разгадать самую сложную на свете загадку под названием человек, тогда книга поможет сделать первые шаги на этом пути.

Для кого предназначается книга? В первую очередь, для тех, кто обучается практической психологии или начинает в ней самостоятельно работать: осваивая профессию психолога либо другие "помогающие" профессии. Для тех, кто хочет "примерить на себя" работу психолога — просто из интереса или размышляя о выборе профессионального пути. Для всех, кому не чужд интерес к человеческой природе и кто заитересован в поиске средств ее познания.

Большинство заданий, входящих в книгу, представляют собой простые варианты работы над проблемами, с которыми сталкиваются практические психологи. Однако задумывались и разрабатывались они в первую очередь как учебные. Эти задания не могли бы быть созданы в своем нынешнем виде, если бы над ними уже не поработали студенты — первокурсники Института практической психологии и психоанализа. Без их вопросов, ошибок, недоумений, соображений, без их труда, вложенного в выполнение заданий, без их отчетов, фрагменты которых составили основную часть примеров, книги бы просто не было. Всем им — моя искренняя благодарность.

Источники:
Гештальт-терапия для «чайников»
«Тебе нужно закрыть гештальт!» – советуем мы другу, который никак не может завершить болезненную ситуацию или отделаться от навязчивых мыслей. Интуитивно мы используем это слово верно, но что такое гештальт, а уж тем более гештальт-терапия, объяснить
http://www.psychologies.ru/self-knowledge/geshtalt-terapiya-dlya-chaynikov/
Естественный отбор для чайников
Естественный отбор для чайников Возникла ли жизнь случайно, или по замыслу? Какую роль в жизни играют страх и сексуальное возбуждение? Как в изначальном хаосе возник порядок? Темы статьи
http://progressman.ru/2017/08/eo/
Признаки пограничной личности для чайников
Обычно на входе отношений мы имеем одну нездоровую личность, а на выходе уже 2. Кстати, тяжесть расстройств спасителя и спасаемого может стать очень близкой. И это не только про отношения «мальчик-девочка». Пограничная подруга может съесть мозг и высосать все соки. Так что бдите.
http://psychologytoday.ru/public/priznaki-pogranichnoy-lichnosti-dlya-chaynikov/
Психология для чайников
психология для чайников Психологический практикум для «чайников»: Введение в профессиональную психологию. — М.: Независимая фирма «Класс», 2001. — 176 с.- (Библиотека психологии и
http://tatyanabarlas.narod.ru/chainik.html

(Visited 12 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Лечение депрессии гипнозом в израиле Депрессия. Лечение депресcии гипнозом Депрессии все чаще встречаются в нашей… (2)

Проблема прощения аргументы Умение прощать Прощение, умение прощать – одна из самых почитаемых… (2)

Характеристика на ученика с неадекватным поведением Характеристика на ученика (образцы) Характеристика на ученика - один из… (2)

Если жена не хочет близости с мужем Если жена не хочет близости с мужемПочему жена не хочет… (2)

Если мужчина говорит на связи Если мужчина говорит на связиВы познакомились с мужчиной, он вам… (2)

COMMENTS