Психология духовности

Глава II. Исследование духовности в современной отечественной психологи

Как уже было сказано выше, духовность с трудом поддается однозначному определению, а ее смысл толкуется и понимается весьма многообразно. По словам Е.П. Варламовой, она чаще всего соотносится с глубинной структурой человеческой субъективности и отношения человека к миру и самому себе. Ее так же рассматривают как одну из важнейших черт мировоззренческих установок субъекта. Безусловным же является то, что духовность относится к высшим проявлениям человеческого духа, высшим уровням психики человека и специфически человеческим в человеке [8].

В отечественной психологии проблема духовности получила освещение в работах классиков психологии – Л.С. Выгодского, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе. В современной психологии она является предметом рассмотрения в исследованиях К.А. Абульханова-Славской, А.В. Брушлинского, Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюка, М.И. Воловиковой, В.В. Знакова, В.П. Зинченко, В.Д. Шадрикова, П.Е. Симонова, Ю.П. Ершова, Е.П. Варламовой, Л.И. Анциферовой, Н.В. Марьясовой, В.А. Петровского, В.Н. Панферова, В.И. Слободчикова, Е.И. Исаева, С.К. Бондыревой, С.Д. Колесова, И.М. Ильичевой, В.Н. Колесникова и мн. др.

За последнее десятилетие предпринимаются различные попытки заложить основы духовной психологии как особой формы рационального знания о становлении субъективного духа человека в пределах его индивидуальной жизни.

Феномен духовности с религиозной точки зрения активно рассматривает в своих исследованиях христианская психология, основателем которой выступает Б.С. Братусь. Религиозное направление имеет четко заданные границы: в нем духовное выступает только как божественное откровение, Бог есть дух. А жизнь духовная – это жизнь с Богом и в Боге [11.113].

Определяя роль духовности в развитии личности, Б.С. Братусь указывает, что она придает смысл жизни человека. В ней он черпает ответы на волнующие его экзистенциальные проблемы: о смысле жизни, о критериях добра и зла, истины и заблуждения, красивого и безобразного. Она открывает человеку доступ к любви, совести, чувству долга, к правосознанию и государственности, к искусству, науке и религии, указывает человеку, что является для него главным и наиболее ценным, дает ему то, ради чего стоит жить. Духовность субъекта или «индивидуальный дух» представляет собой ответственное принятие и следование высшим образцам совокупной человеческой культуры: переживание нравственных норм общежития как внутреннего «категорического императива», усвоение высших ценностей родового бытия человека, как своих собственных [6].

Исследуя духовность личности, Н.В. Марьясова опирается на идеи С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, у них смысл жизни рассматривается как базовая мотивационная тенденция, направленная на осознание сущности собственной личности и её места в жизни, её жизненного предназначения. Смысл жизни является важнейшим двигателем развития личности. На основе смысла жизни личность избирает и формирует свой жизненный путь, планы, цели, стремления в соответствии с теми или иными принципами. Динамические смысловые системы испытуемых отражают устойчивую иерархию отношений человека с миром и проецируются в сознание в форме образа Я, в форме структур мировоззрения, что и позволяет выявить структуру мировоззрения духовной личности, представленную специфической системой смыслов.

На основе этого ею была сформулирована гипотеза, согласно которой психологическое исследование духовности возможно через анализ системы отношений человека к миру, с миром и к себе в мире (мироотношение, мировоззрение). По мнению Н.В. Марьясовой феномен духовной личности может быть исследован, как способность субъекта создавать осмысленный текст своего бытия (Образ Мира). Для духовной личности характерна ориентация на высшие ценности, которые складываются в устойчивую систему и определяют особый тип мироотношения человека [18].

В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев связывают духовность и нравственность. «Говоря о духовности, – пишут исследователи, – мы имеем в виду, прежде всего, нравственный строй, способность руководствоваться в своем поведении высшими ценностями социальной, общественной жизни, следовать идеалам истины, добра и красоты… Духовная жизнь человека всегда обращена к другому, к обществу, к роду человеческому. Человек духовен в той мере, в какой он действует согласно высшим нравственным ценностям человеческого сообщества, способен поступать в соответствии с ними. Нравственность есть одно из измерений духовности человека» [25.334-335].

Согласно В.Н. Колесникову духовность — это основная глубинная Сила человеческой индивидуальности. Ее активность устремляет душевный мир к предельному состоянию эволюции — к совершенству. Пробуждение ее объединяет индивидуальность не по крови, а по духовному родству со всем живым окружением. Пробуждение духовности выражается в усилении чувства наполненности душевного мира, а подавление — в опустошении душевного мира («экзистенциальный вакуум»). При опустошении душевного мира возникает стремление «наполнить» его чем-то «объективным», что порождает нарушение приоритета «субъективного» над «объективным» и, как следствие, нарушение трех основных законов душевного мира со всеми вытекающими отсюда неврозами. Духовность — это стержень всех сил индивидуальности, обеспечивающий ее целостность. В случае подавления духовности возникает ноогенный невроз или, другими словами, невроз потери смысла жизни. Психология духовности в соответствии с тремя принципами причинности должна рассматривать в качестве главной силы «бессознательного» именно духовность. Поэтому психоанализ проективного материала должен быть, прежде всего, ориентирован на раскрытие смысла духовной символики, в которой скрыты глубина, будущее и возвышенность душевного мира. Отсюда психологическое резюме: постижение приоритета «субъективного» над «объективным» позволяет взглянуть на Вселенную из центра, лежащего внутри нас [15.149].

Л.И. Ларионова выделяет в структуре духовности две составляющих: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя связана с категорией «Я» (Я-концепцией, направленностью личности, ее личностными ориентациями и личностными смыслами). Внешняя связана с категорией «другой» и проявляется во взаимоотношениях со значимыми другими. Выделение составляющих духовности условно, так как они взаимосвязаны и проявляются как во внешнем, так и во внутреннем плане личности. Духовность является системообразующим фактором одаренности, она связана с высшим уровнем развития личности и определяет направление, в котором происходит творческий процесс [16.27-30].

Согласно А.Я. Канапацкомудуховность определяется как сущностная черта человека, предопределяющая его бытие и утверждающая человека в его «онтологической истинности». Обобщая представленные в психологической литературе определения духовности, автор характеризует ее как сложно организационную, целостную, саморазвивающуюся и открытую систему, представленную социально-психологическими образованиями, социальной активностью, способностями и потребностями, душевными и интеллектуальными состояниями, ориентацией на решение смысловых проблем, стремлением к высшему идеалу и сфере трансцендентального. Духовность – это устойчивое, по сути, подвижно-динамическое, по характеру, и нелинейное, по системной организации иерархических взаимовлияний и связей всех элементов духовной реальности, идеально-смысловое образование, способное производить в человеке личностные эффекты и преображения. Теоретическая модель онтологической системно-структурной организации духовности человека представляется А.Я. Канапацким в виде сопряжения субстанции духовности с ее проявлениями, где дух как субстанция, являющаяся основанием, ядром духовности и ее внутренней энергией, экзистенцирует на метафизической вертикали, имплицируя иерархические уровни духовного развития его носителя – человека [14.27].

В.А. Пономаренко считает, что возникновению духовных состояний способствуют особые условия профессиональной деятельности, связанные с угрозой для жизни. Вот, например, как летчик-испытатель В.Е. Овчаров отвечает на вопрос о том, верит ли он в то, что Дух поддерживал крылья его самолета: «Думаю, что да. Но не некий абстрактный «Дух святой», а духовность в смысле высокой ответственности перед людьми и обществом, приподнятость духа выше нормативного в обществе благородства». Из самонаблюдений летчиков следует, что, несмотря на широкий спектр интерпретаций понятия духа, они связывали его с психологической защитой от состояния ожидания гибели, подспудного страха, угрозы психического истощения. Духовный слой рефлексивного сознания «в виде радости преодоления возвышенных чувств от удачно выполненного полета, приобщения к Пространству как фактору преддверия Духа, видимо, и создает ту духовную доминанту, которая удерживает «в подвалах» подсознания видовые защитные реакции и инстинкты самосохранения, предчувствий, навязчивых состояний, суеверий, фиксированных фобий и пр. Поэтому, если дух «приземлить», то его можно представить как психическое состояние, формирующее резерв выносливости в опасной профессии».

Согласно В.А. Пономаренко духовность субъекта — результат его приобщения к общечеловеческим ценностям, духовной культуре, а дух — прежде всего категория культурологическая, мировоззренческая. С этой позиции дух представляет собой объективное явление, обязательно предполагающее, потенциально содержащее в себе активность субъекта. Активность направлена на опредмечивание идей, формирование значений. В социологии весомый вклад в подобное понимание духа внес М. Вебер. Он применял понятие «дух капитализма» для определения такого строя мышления людей, для которого характерно систематическое рациональное стремление к получению законной и этически безупречной прибыли в рамках своей профессии [22. 162,270,272].

Духовность нельзя свести к высокому и разносторонне развитому интеллекту еще и потому, что это не только проблема самосознания, но и эмоциональная категория, предусматривающая в сложном диалоге доброго и злого начал бытия приоритет первого. Для одних — это опора на мораль общества, на принципы религиозных догм, для других — это собственная совесть, не позволяющие переступить черту, за которой подстерегает опасность ущемить интересы других людей. Если человек не преступает законов справедливости не из страха перед наказанием, а по велению собственных нравственных установок, нарушение которых грозит ему утратой самоуважения, то это уже признак более высокого склада души.

Тяга к духовному обогащению, часто неосознанная, может возникнуть как явление вторичное («вторичная духовность») у людей, много страдавших, разочаровавшихся, «ушедших в себя» в силу вступившего в действие защитного механизма «бегства от проблем». У многих эта «дорога к храму» в буквальном смысле приводит к Богу или к религии (что не одно и то же). При всех вариантах такой душевной трансформации наблюдается усиление контроля над эгоистическими устремлениями и более выраженная обращенность к своему внутреннему «Я». При этом динамическое исследование (в рамках диапазона колебания индивидуально-личностных свойств) обнаруживает повышение тревожности, пессимистичности и интровертированности по данным психодиагностических тестов. Эти данные отражают возрастание тенденции к подавлению эгоистических амбиций, склонность к ограничению круга общения, гуманистическую направленность интересов, умение сопереживать и сочувствовать, повышенную восприимчивость к эстетике и все прочее, что говорит об усилении гипотимных (в том числе альтруистических) тенденций и сглаживании гипертимных (в том числе эгоистических) черт [26].

Таким образом, анализ феномена духовности в отечественной психологии показал, что существует множество отличающихся точек зрения на то, что следует понимать под духовностью, но они не объединены в рамках единой теории. Однако описанные подходы к понятию духовности при всем их разнообразии позволяют выделить нечто общее, представленное во всех вышерассмотренных определениях этого феномена.

1) Духовность — высшая подструктура человека.

2) Подчеркивается ее интегрирующая, системообразующая функция в формировании целостности психического мира личности.

3) Обосновывается основополагающая роль духовности, как регулятора поведения и деятельности человека, его взаимоотношений с другими людьми.

4) При анализе духовности акцентируется внимание на ценностном, нравственном аспекте самоактуализирующейся личности.

Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Духовность без религиозности

Статья написана на основании психологической картины мира, т.е. для описания реальности используется психологический подход. Однако это не делает статью ориентированной только на психологов, т.к. в ней рассматриваются философско-психологические вопросы, актуальные для каждого человека.

(Входит в курс «Психология духовности»).

Психология в процессе индивидуального консультирования все больше сталкивается с проблемой депрессии и апатии человека в современном обществе. Традиционные классические психологические парадигмы, такие как психоанализ и бихевиоризм, не находят решения данной проблемы, причины которой, вероятно, выходят за рамки их теорий. Достаточно новое и быстро развивающееся сегодня направление в психологической науке – экзистенциально-гуманистическая психология – напротив, успешно решает задачи повышения жизненной активности и оптимизма человека в окружающем его мире. Приведем авторский взгляд на философско-теоретические постулаты экзистенциально-гуманистической психологии в контексте решения данного вопроса.

Духовность – жизнь и развитие человека по законам индивидуального Духа.

Рассматривая природу человека, его «бытие-в-мире», можно условно выделить три уровня жизни, на которых человек себя проявляет, взаимодействуя с целостной Природой, частью которой он является.

Тело человека. Соматический уровень. Источник жизненной силы, витальности человека. Определяет здоровье и биологические возможности человека, его взаимоотношения с материальными объектами окружающего мира.

Душевность человека. Эмоционально-интеллектуальный уровень. Источник самосознания и социальности. Определяет взаимоотношения человека с другими людьми.

Духовность человека. Индивидуально-ценностно-смысловой уровень. Источник нравственности. Определяет взаимоотношения человека со своей совестью и своей истиной сущностью, истинным «я».

На каждом из этих уровней человек может чувствовать отчужденность, потерю чувства единства с миром: 1) отдельность от природы, 2) недостаток значимых межличностных взаимоотношений, 3) отчуждение от своего истинного «я», что, в свою очередь, вызывает чувства тревоги и/или вины, которые не всегда осознанны, но могут вызывать снижение жизненного тонуса человека, апатию и депрессию.

Различные школы психологии помогают человеку решать проблемы отчужденности и дезадаптации, возникающие на различных уровнях его «бытия-в-мире».

На телесном, биологическом уровне, уровне инстинктов и рефлексов решать проблемы адаптации помогает радикальный бихевиоризм (Ф. Скиннер) – подход, позволяющий формировать адекватное окружающей среде адаптивное поведение без осознания, автоматически.

На душевном, эмоциональн¬о-интеллектуальном уровне, уровне личностных взаимоотношений и конфликтов классический психоанализ помогает успешно разрешать психологические проблемы путем снятия внутрипсихического напряжения, вызванного конфликтом субличностей, и направления высвободившейся психической энергии на достижение удовольствия (З. Фрейд) или власти (А. Адлер).

Когнитивно-поведенческое направление в психологии и НЛП можно рассматривать как синтез подходов первого и второго уровня.

Гештальт-психологию, психологию, центрированную на человеке, и трансперсональную психологию можно рассматривать как подход второго уровня с введением в него ценностных элементов третьего уровня – целостности (Ф. Перлз), гуманизма (Э. Фромм, К. Роджерс) и самоактуализации (А. Маслоу).

Психосоматика и телесно-ориентированная психотерапия (В. Райх), несмотря на название, включает в себя элементы всех трех уровней, но она является в основном практической, а ее теоретическая база представлена весьма слабо и, следовательно, может подвергаться различным и не всегда верным трактовкам.

Таким образом явно прослеживается тенденция развития психологической мысли от классических бихевиоризма и психоанализа к современной экзистенциально-гуманистической психологии, ориентированной в большей степени на третий уровень – истинное «я» человека, уровень духовности, единственности и неповторимости человеческой индивидуальности, смысла и ценности человеческой жизни, нежели на дрессировку, кайфы или «конструктивную агрессию».

Да прибудут со мной: Сила изменить то, что я могу изменить, Терпение принять то, что я не могу изменить и Мудрость отличить одно от другого.

Основными постулатами экзистенциальной психологии (Р. Мэй, И. Ялом) являются данности существования – неизменные законы окружающего нас мира, Природы.

  1. Неизбежность собственной смерти.
  2. Непреодолимость телесной изоляции.
  3. Неустранимость свободы воли и ответственности за выбор.
  4. Отсутствие заданного извне смысла жизни.

Осознание данностей существования обнажает перед человеком суровую реальность окружающего его мира и может вызывать страх соприкосновения с этой реальностью и экзистенциальную тревогу. Психика человека, пытаясь справиться с возрастающим уровнем тревоги, активирует защитные механизмы и с их помощью скрывает данности существования от осознания.

Отрицание факта неизбежности собственной смерти. «Там, где я – смерти нет, там, где смерть – нет меня». И действительно, нас ведь не пугает то, что было с нами до рождения, когда нашего сознания еще не было, так к чему же бояться того, что будет с нами после смерти, когда нашего сознания уже не будет. Действие данного защитного механизма проявляется в постоянно растущем темпе жизни, который не дает человеку остановиться и глубоко осознать окружающую его реальность и ее законы.

Стремление к слиянию, симбиозу с другими людьми. Потеря своего «Я», обезличивание индивидуального и растворение в коллективном. Проявляется в сексе, религиозном экстазе, неврозах зависимости, паталогических привязанностях, в которых другие люди могут участвовать опосредованно (например – компьютерные игры).

«Бегство от свободы», избегание сознательного выбора и ответственности за него. Страх принять самостоятельное решение и смирение перед чуждой волей, конформизм. Проявляется в неосознанном страхе альтернатив – отдать приоритет одному, отказавшись от другого, в неосознанном стремлении к обладанию всем, к реально ненужному, бесконтрольному потреблению.

Принятие чуждого смысла как своего, отказ от собственной индивидуальности, от своего истинного «я». Проявляется на религиозном плане как вера и служение, на светском плане – как стремление к карьере, славе, власти, деньгам.

Данности существования являются своеобразным вызовом целостной Природы индивидуальному человеческому Духу. У каждого человека присутствует экзистенциальная потребность психологически справиться с данностями существования, осознанно, активно, творчески, радостно жить и наполнить свою жизнь смыслом, утвердить в мире свою духовную природу, свое истинное «я».

Бог простит, собственная природа – никогда.

Создатель логотерапии (В. Франкл) назвал эту потребность духовной природы человека – волей к смыслу, ее игнорирование – экзистенциальной фрустрацией, а условия, в которых эта фрустрация возникает, – экзистенциальным вакуумом («Невыносимая легкость бытия»).

Он также описал новый вид невроза, возникающего в условиях современной общественной жизни – в условиях экзистенциального вакуума, кризиса духовно-нравственных ценностей.

При сильной экзистенциальной фрустрации, защитные механизмы психики могут не справляться с внутрипсихическим напряжением. Экзистенциальная тревога может проникать в сознание в искаженном виде, в виде неадекватных для жизненной ситуации, в которой находится человек, внутренних состояний (мысли и чувства) и поведения. Такое положение дел приводит к экзистенциальному неврозу и негативно сказывается на качестве жизни человека. Причиной данного невроза является игнорирование человеком своей духовной природы, нарушение им ее законов.

Качеством своей жизни человек отвечает за свой образ жизни.

Психологически справиться с данностями существования человеку помогает не снятие тревоги и внутрипсихического напряжения, связанного с их осознанием, а, напротив, сознательное поддержание альтернативного психического напряжения, исходящего из самой сущности человека, его индивидуальной духовной природы – воля к смыслу.

Даже в критических жизненных ситуациях, в условиях серьезных биологических (болезнь) или социальных (потеря близкого человека) проблем жизнь человеку спасает не стремление снять психическое напряжение, а осознание им смысла дальнейшей жизни, осознание духовно-нравственных ценностей, ради которых стоит жить.

Рассмотрим три категории ценностей, реализация которых придает человеческой жизни смысл.

  1. Творчество. Труд на благо Природы и общества. Признание человеком ценности своей единственной и неповторимой индивидуальности.
  2. Переживание. Чувственное восприятие человеком искусства, культуры, Природы.
  3. Отношение. Выбор человеком собственной позиции к судьбе, истории, законам окружающего мира, данностям существования.

Нет заданного извне (волей бога) смысла жизни. Но есть воля к смыслу, как духовная потребность человека. При ее фрустрации человек впадает в депрессию и апатию. Верно и обратное: наполнение своей жизни смыслом придает человеку Силы, стимулирует жизненную активность и оптимизм.

Образ жизни – понятие целостное, включает в себя и способ жизни (метод решения жизненных задач), и ее смысл (ценности, ради реализации которых эти задачи решаются).

Цель не оправдывает средства, ибо важна не цель, а процесс. Именно жизнь как процесс наполняется смыслом здесь и сейчас. Цель – не есть смысл – она лишь символ, который помогает придерживаться выбранного направления действий и развития. А в средствах, используемых при достижении цели, проявляется истинная суть человека, его ценности.

У человека есть судьба с заданными Природой при рождении биологическими (темперамент, здоровье) и социальными (воспитание, образование, среда) начальными условиями. Эти условия в каких-то, может быть, весьма различных рамках определяют круг задач, которые суждено решать человеку в жизни. Но само по себе решение этих жизненных задач не имеет для человека смысла, если он сам не наполнит их смыслом.

Следовательно, сохраняя осознанность, удовлетворить экзистенциальную потребность в смысле жизни извне невозможно. Однако, можно неосознанно позволить увлечь себя каким либо религиозным или светским учениям и принять их смысл как свой. Но тогда человек может чувствовать неосознаваемую экзистенциальную вину за то, что предал и не реализовал свою индивидуальную духовную природу, отказался от своего истинного «я».

Жизнь – встреча человека и мира.

Таким образом, чтобы удовлетворить свою экзистенциальную потребность в смысле, человеку нужно самостоятельно, опираясь на свою индивидуальную духовную природу, свое истинное «я», творить и осознавать смысл своей жизни в каждый момент его встречи с миром – здесь и сейчас.

Смысл человеческой жизни в том, чтобы наполнить свою жизнь смыслом.

Далее предлагается авторский вариант осмысления других данностей существования.

  1. Смысл смерти в том, чтобы преодолеть ее страх, сделав свою жизнь полной (творчество, переживание, отношение).
  2. Смысл изоляции в том, чтобы научиться любви и преодолеть психологическое одиночество.
  3. Смысл свободы в том, чтобы осознанно взять ответственность за каждый свой выбор, за свою жизнь в целом.

Заметим, что человек не может придумать (интеллектуально выбрать из заданного культурой набора) смысл своей жизни, т.к. любой присутствующий в культуре смысл был актуален для другого человека там и тогда, а для данного человека здесь и сейчас он не будет живым, исходящим от его истинной сущности, истинного «я».

Это, однако, не означает, что у разных людей в разных ситуациях не может быть одного смысла, – может, но для каждого из них он будет уникальным, искренним, будет исходить от сердца, будет отражать ценности его единственной и неповторимой индивидуальности.

И нет никакого глобально заданного богом каждому человеку смысла жизни, ибо нет никакого бога вне человека. «Люди – смертные боги, а боги – бессмертные люди».

Неуязвимый воин тот, кому нечего защищать.

Психо – душа, логос – закон, смысл; следовательно, психологическая целостность – целостность души, ее жизнь и развитие по законам индивидуального Духа. Психологическая целостность – не просто сохранение своих времени и энергии. Психологическая целостность – реальное решение своих индивидуальных жизненных духовных задач, реализация своих истинных ценностей, выражение своей единственной и неповторимой индивидуальности, авторство собственной жизни.

Рассмотрим, как человек проявляет себя, взаимодействуя с окружающим его миром, как он утверждает свое «бытие-в-мире» в зависимости от отождествления его сознания с различными уровнями жизни.

Сознание человека в большей степени отождествляется с его телом и сфокусировано на материальных объектах окружающего мира. Человек проявляет себя в Природе и обществе как социальный индивид – «носитель общественного сознания и субъект общественной деятельности». Он не может проявить свои искренние чувства, свое истинное «я», свою истинную суть, т.к. не осознает их – он адаптируется к природным и социальным условиям лишь с целью выживания и удовлетворения базовых жизненных потребностей, которые и формируют его мотивацию. Социальный индивид – фундамент личности.

Сознание человека отождествляется в основном со своими мыслями и чувствами и сфокусировано на взаимоотношениях с другими людьми. Человек проявляет себя как личность. Личность – понятие социальное. Быть личностью – значит осознавать и позиционировать себя в общечеловеческом континууме, «самоопределиться в пространстве культуры и во времени истории», обладать развитым самосознанием, и в то же время осознавать свои психологические границы. Мотивацию формирует выраженная потребность в межличностных отношениях. Личность – фундамент индивидуальности.

Так как сознание большинства людей на данном этапе эволюции общества – периоде ценностно-смыслового, духовно-нравственного кризиса находится на психологическом уровне, соответствующем личности, и во многом ограничено этим уровнем, заметим следующее.

Личность осознает границы своего эго, сравнивая себя с другими представителями общества, находя сходства и отличия. Эго провоцирует гордыню, которую приходится защищать, т.е. соответствовать, или притворяться, что соответствуешь определенным стереотипам, из чего неизбежно следуют психологические ограничения, накладываемые на индивидуальность человека групповым общественным сознанием. Таким образом, свои время и энергию человек частично вынужден расходовать на решение групповых, а не индивидуальных задач. И это хорошо, более того, в идеале к этому можно стремиться, если индивидуальные и групповые задачи коррелируют между собой. Но что делать «просветленному» в обществе, живущем законом «выгодно продай»? Как ему реализовать свои ценности и наполнить свою жизнь смыслом в этом обществе?

Совершенно верно – продавать свое «просветление».

Активно и радостно жить, творчески решать свою индивидуальную жизненную задачу, проявляя психологическую гибкость и сохраняя свою психологическую целостность, опираясь на надличностные, не центрированные на эго, трансперсональные состояния, на приоритет индивидуальности над личностью.

Задача обретения психологической целостности, таким образом, приобретает вид нахождения способа реализации индивидуальных единственных и неповторимых ценностей и смыслов, самореализации и самоактуализации в условиях реального природного и социального окружения. Необходимо обрести психологическую гибкость, основа которой надличностные, трансперсональные состояния, отсутствие зацикленности на своем эго – своей ограниченности, своей личности и ее сравнении с другими. Необходимо найти или создать корреляцию индивидуальных задач (реализация духовно-нравственных ценностей и смыслов) и общественных интересов (не обязательно декларируемых или даже осознаваемых самими носителями общественного сознания) и реализовать свой духовный творческий потенциал в этих условиях, ибо других нет.

Любить людей – это не стремиться сделать их удобными для себя, и даже не принимать их такими, какие они есть. Любить людей – это помогать им стать такими, какими они могут быть по своей истинной природе.

Психология духовности, веры и религии

Психология и религия: взаимодействие, противоречия, синтез.

2) Библейские и богословские основания интеграции.

3) Психология религии.

4) Психология и теология: практическое измерение.

5) Теологические перспективы теории личности и психология.

6) Психиатрические и психоаналитические перспективы.

7) Профессионализм в психотеологии.

Экстатическое единение с глубочайшей истиной.

Облитерация чувственного опыта, ничего не существует, кроме абстрактного «Я».

Чувство окруженности необъяснимой истиной.

Внезапное ощущение пережитого ранее — deja vu.

Ощущение более глубокой значимости происходящего.

Социальная психология и два типа религиозности

Психологическая интерпретация религиозных феноменов

Религиозно ориентированная психиатрия, психотерапия,

пастырское окормление и консультирование

Ложный духовный опыт, патологическая

религиозность, «токсическая вера»

2) регрессии от нормальных когнитивных процессов к фиксации на архаичных способах мышления;

3) препятствии конструктивно справляться с агрессией;

4) застреваемости на инфантильных стадиях развития вследствие ложно понятого смирения;

5) поощрения беспомощности с требованием авторитарного подчинения.

Источники:

Глава II
Глава II. Исследование духовности в современной отечественной психологи Как уже было сказано выше, духовность с трудом поддается однозначному определению, а ее смысл толкуется и понимается весьма
http://poisk-ru.ru/s8624t1.html
Духовность без религиозности
Духовность без религиозности Статья написана на основании психологической картины мира, т.е. для описания реальности используется психологический подход. Однако это не делает статью
http://www.rostpsy.ru/duh
Психология духовности, веры и религии
Психология духовности, веры и религии Психология и религия: взаимодействие, противоречия, синтез. 2) Библейские и богословские основания интеграции. 3) Психология религии. 4)
http://www.aquarun.ru/psih/relig/relig4.html

COMMENTS