Психология семейных отношений

Психология семейных отношений

.1. Характеристики семьи

Семья играет огромную роль как в жизни отдельной личности, так и всего общества. Важнейшими характеристиками семьи является ее функции, стабильность и динамика.

Функция семьи – сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей всех членов. Соловьев: «Функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет».

1. Воспитательная функция семьи состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. По отношению к обществу она обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества.

2. Хозяйственно-бытовая функция заключается в удовлетворении социальных и материальных потребностей членов семьи (в пище, крове), содействует сохранению их здоровья.

3. Эмоциональная функция семьи – удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите, а также обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, содействуя сохранению их психологического здоровья.

4. Функция духовная ( культур ная) общественная – удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимное духовное обогащение.

5. Функция первичного социального контроля – беспечение выполнения социальных норм членов семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств не может самостоятельно строить свое поведение в соответствии с социальными нормами.

6. Сексуально-эротические функции – удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи. С точки зрения общества важно, как семья при этом регулирует сексуально-эротическое поведение членов семьи, обеспечивая биологическое воспроизведение общества.

С течением времени происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие изменяются в соответствии с новыми социальными условиями. В современном обществе значительно возросло значение таких функций, как эмоциональная, сексуальная, воспитательная, духовная. Брак все больше рассматривается как союз, основанный на эмоциональных связях, а не на хозяйственно-материальных.

В современном мире семья, кроме традиционных функций, а именно воспитательной и репродуктивной, стала выполнять функцию психологического убежища — места снятия напряжения и создания эмоционального комфорта. Особенно это касается молодых пар, ведь создание благополучного психологического климата в семье является залогом дальнейшей успешной семейной жизни.

По данным психологов, для счастья семьи нужно не столь уж много, а именно:

• направленность на другого (умение понимать его, внимательно к нему относиться, учитывать его вкусы, интересы и желания);

• нормальное, бесконфликтное общение;

• доверительность и симпатия;

• понимание друг друга;

• нормальная интимная жизнь;

• наличие Дома (место, где может отдохнуть от сложностей жизни семья в целом, и каждый из её членов в отдельности).

Социологи определили следующие условия семейного благополучия:

1. Взаимопонимание между супругами.

2. Отдельная квартира.

3. Материальное благополучие.

5. Уверенность в прочности брака.

6. Интересный досуг в семье.

7. Интересная работа.

8. Соответствующее образование.

9. Хорошее положение на работе.

10. Хорошие друзья.

11. Самостоятельность супругов.

Анализ общественного мнения показал, что главными условиями для семейного счастья являются 1,2,3,4,7 годы. Практичные мужчины на первое место ставят отдельную квартиру и материальное благополучие, после чего следует взаимопонимание между супругами, дети и интересная работа. Женщины отдают пальму первенства взаимопониманию, детям, а потом – отдельная квартира, материальное благополучие и интересная работа.

Стадии развития семьи. В первый «медовый» год супружества, как показывают исследования психологов, 37% супружеских пар утверждают: отношение к спутнику (спутнице) жизни стало более строгим, 29% отмечают возросшее число разногласий. Изменяется восприятие друг друга, происходит переоценка. Супружество представляет собой динамическую картину, начинается с идеализации своего партнера, отношений с ним. На смену этому приходит разочарование (тем больше, чем большим было очарование), затем только наступает улаживание отношений. Почти половина обследованных заявила, что подобная динамика оказалась для них неожиданной и намного сложнее, чем они предполагали.

Итак, жизнь семьи естественным образом распадается, по мнению В. Л. Психа, на несколько стадий. На каждой из них перед семьей встают специфические задачи, а их решение требует объединенных, согласованных усилий.

1. А-стадия. Молодая семья без детей в период становления взаимоотношений. Она начинается в день заключения брака и оканчивается, когда жена известит мужа о том, что готовиться стать матерью. Основная задача семьи сформировать образ «МЫ», научиться жить как нечто единое целое, приспособиться друг к другу в условиях ограниченной свободы, уметь выражать свои чувства на языке семейного бытия.

Б-стадия. Молодая супружеская пара в период ожидания первенца. Главное здесь приспособиться к новым обязанностям и чувствам, связанным с беременностью.

2 стадия. Формирование семьи.

Основная задача – приспособление супругов к роли родителей, реорганизация семейных взаимоотношений с учетом потребностей младенца и дошкольника.

3 стадия. Стабилизация или воспитание детей.

Задача супругов — воспитание детей дошкольного и подросткового возраста, подготовка их к самостоятельной жизни.

4 стадия. Пожилая супружеская пара, живущая отдельно от взрослых детей.

Начало её – отъезд из родительского дома последнего из детей, а окончание – смерть одного из супругов. В этот день данная семья заканчивает свой жизненный цикл.

Естественно описание стадии является лишь схемой, так как разделение возможно лишь в однодетной семье. При наличии двух и более детей происходит наложение стадий.

В. А. Сысенко сгруппировал все браки следующим образом:

1. Совсем молодые: от 0 до 4 лет.

2. Молодые: 5-9 лет.

3. Средние: 10-19 лет.

4. Пожилые: 20 и более.

Для совсем молодых браков характерны первоначальные вхождения в мир друг друга, распределение труда и обязанностей в семье, решение финансовых, жилищных и связанных с ведением общего хозяйства и быта проблем, вхождения в роли мужа и жены, взросления и возмужания. Этот период брачной жизни является самым трудным и опасным с точки зрения стабильности семьи.

Молодым бракам присущи проблемы, связанные с рождением и воспитанием детей напряженность бюджета времени, резкое ограничение досуга, возрастание физической и нервной усталости. Все это накладывается на любовь и формирование супружеской дружбы.

В психологическом плане сущность этих двух стадий сводится к сложному и многообразному процессу адаптации супругов друг к другу и к совместному образу жизни. Известно, к сожалению, что 65% разводов приходятся на первые 10 лет супружества. А согласно классификации В. А. Сысенко, это характерно для «совсем молодых» браков.

Поэтому особенно важна адаптация супругов в нравственном плане, это предполагает обсуждение и о смысл ение взаимных действий супругов в плане «для семьи – против семьи», а также последовательное и целеустремленное слияние двух «я» в одно «мы», слияние, при качественном улучшении «мы» идет на пользу каждому из «я».

Кризисы жизни семьи. Э. Г. Эйдемиллер считает, что через этапы жизни проходят, так называемые, «нормативные стрессоры», т.е. обычные трудности, которые в острой форме переживаются всеми семьями, например, труд взаимного приспособления, формирование взаимоотношений с родственниками, воспитание и уход за ребенком, ведение домашнего хозяйства. Сочетание перечисленных трудностей в определенные моменты жизненного цикла приводит к семейным кризисам. Несомненный интерес представляют исследования чешских ученых, установивших два «критических» момента в семейной жизни.

А). Между 3-м и 7-м годами развития семьи.

Критический момент наибольшей остроты достигает в периоде между 4-м и 6-м годами. Ведущую роль приобретают изменение эмоциональных взаимоотношений, нарастание числа конфликтных ситуаций, рост напряжения (как проявления трудностей в перестройке эмоциональных взаимоотношений между супругами, отражение бытовых и других трудностей).

Б). Между 17-м и 25-м годами.

Ведущую роль играет нарастание соматических жалоб, тревожности, пустоты жизни, связанных с отделением от семьи детей.

Выявление кризисных периодов в жизни семьи имеет важное значение, особенно для того, чтобы предупреждать появления кризиса.

2. Классификации семьи (формы, виды семейных

Н. Козлов выделил следующие современные формы семьи:

1. Традиционный. Гражданский или церковный брак.

Эта форма более всего охраняет права детей, но содержит максимальное число запретов для супругов.

2. Незарегистрированный брак.

Незарегистрированный брак отличается от обычной дружбы совместным проживанием и ведением хозяйства и по существующему в наше время законодательству влечет ту же ответственность, что и брак зарегистрированный. Они придерживаются мнения: «Люди женятся тогда, когда не верят друг другу». Выразители общего мнения, уже немолодые люди, осуждают незарегистрированный брак молодых людей и разрешают людям своего возраста.

3. Ограниченная временем семья.

Брак заключается на время, скажем, на три года. По истечении этого срока брак считается автоматически расторгнутым, после чего бывшие супруги взвесив итоги, решают, или расстаться, или снова быть вместе на срок или бессрочно. Сторонники такой формы исходят из того, что люди меняются.

4. Прерывающийся брак.

Супруги живут вместе, но считают допустимым разъезжаться на некоторый срок. Причины могут быть разные: устали друг от друга или надо писать диссертацию. Здесь разъезд не трагедия, а норма. Труднее принять разъезд, связанный с любовными увлечениями.

5. Встречающаяся семья.

Зарегистрированы, но живут отдельно, каждый у себя. Несколько раз в неделю встречаются, она ему готовит, спит с ним, потом снова каждый к себе. Появляются дети – растит их мать, как правило. Отец занимается с детьми, когда есть время и желание.

6. Мусульманская семья.

Во всех отношениях традиционная семья, только муж имеет право иметь несколько жен.

7. Шведская семья.

Во всех отношениях обычная семья, только в ней живут несколько мужчин и несколько женщин. Не нужно думать, что их соединяет только секс. Чаще это маленькая коммуна, связанная дружбой и хозяйственными удобствами.

8. Открытая семья.

Это семьи, в которых супруги в той или иной степени, гласно или нет, допускают увлечения и связи вне семьи.

Диана Баумринд в результате изучения практики воспитания выделила 3 типа детей, характер которых соответствовал определенным методам воспитательной деятельности их родителей.

Авторитетные родители – инициативные, общительные, добрые дети. Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать, а объяснять, что хорошо, а что плохо, не опасаясь лишний раз похвалить. Они требуют от детей о смысл енного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Вместе с тем такие родители обычно проявляют твердость, сталкиваясь с детскими капризами, а тем более с немотивированными вспышками гнева.

Дети таких родителей обычно любознательны, стараются обосновать, а не навязать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям. Им легче дается усвоение социально приемлемых и поощряемых форм поведения. Они более энерги чны и уверены в себе, у них лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль, им легче удается наладить хорошее отношение со сверстниками.

Авторитарные родители – раздражительные, склонные к конфликтам дети. Авторитарные родители считают, что ребенку не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всем беспрекословно подчиняться их воле, авторитету. Не случайно эти родители в своей воспитательной практике, стремясь выработать у ребенка дисциплинированность, как правило, не оставляют ему возможности для выбора вариантов поведения, ограничивают его самостоятельность, лишают прав возражать старшим, даже если ребенок прав. Авторитарные родители чаще всего не дают себе труда хоть как-то обосновать свои требования. Жесткий контроль за поведением ребенка — основа их воспитания, которая не идет дальше суровых запретов, выговоров и нередко — физических наказаний. Наиболее часто встречающийся способ дисциплинарного воздействия – запугивания, угрозы.

Такие родители исключают душевную близость с детьми, они скупы на похвалы, поэтому между ними и детьми редко возникает чувство привязанности.

Однако жесткий контроль редко дает положительные результаты. У детей при таком воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля, развиваются чувства вины или страха перед наказаниями и, как правило, слишком слаб самоконтроль, если он вообще проявляется. Дети авторитарных родителей с трудом устанавливают контакты со сверстниками из-за своей постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим. Они подозрительны, угрюмы, тревожны и вследствие этого – несчастны.

Снисходительные родители — импульсивные, агрессивные дети. Как правило, снисходительные родители не склонны контролировать своих детей, позволяя им поступать так, как им заблагорассудится, не требуя от них ответственности, самостоятельности и самоконтроля. Такие родители разрешают детям делать все, что им захочется, вплоть до того, что не обращают внимания на вспышки гнева и агрессивное поведение, в результате которого случаются неприятности. У детей же чаще всего нелады с дисциплиной, нередко их поведение становится просто неуправляемым. Как в таких случаях поступают снисходительные родители? Обычно они приходят в отчаяние и реагируют очень остро – грубо и резко высмеивают ребенка, а в порывах гнева могут применить физическое наказание. Они лишают детей родительской любви, внимания, сочувствия. Методы воспитания у матерей и отцов нередко противоречивы, несогласованны.

Все это приводит к тому, что у детей не возникает желания усваивать социально приемлемые нормы поведения, не формируется самоконтроль и чувство ответственности. Они всеми силами избегают чего-то нового, неожиданного, неизвестного из страха, что при этом столкновении с этим новым не смогут избрать правильную форму поведения. Поскольку у них не выработано чувство независимости и ответственности, дети импульсивны, а в сложных ситуациях агрессивны. Они отличаются незрелостью суждений, постоянным недовольством, низким уровнем самоконтроля, заниженной самооценкой. Им нелегко справиться со своей импульсивностью и заносчивостью, поэтому друзей у них, как правило, мало или вообще нет.

Еще одна типология семейных отношений предлагает выделять такие типы, как

 не прогно зируемые эмоциональные реакции;

 условия повышенной моральной ответственности (предъявление непомерных требований).

Гиперпротекция проявляется мелочной опекой, жестким контролем за поведением, чрезмерным навязыванием собственной воли, что лишает подростка самостоятельности, инициативы, чувства ответственности и долга (доминирующая гиперпротекция). Нередко при таком воспитании подросток становится центром внимания семьи, объектом обожания, «кумиром». Его окружают атмосферой похвал, восхищения. Способности гиперболизируются, а отрицательные качества не замечаются. Родители готовы выполнить любое желание своего «чада», оградить его от любой жизненной трудности (потворствующая гиперпротекция). Вариант гиперпротекции – воспитание в атмосфере «культа болезни», часто встречающееся в семье, где ребенок имеет какой-либо физический недостаток или страдает хроническим заболеванием.

Очень часто в глубине этих отношений лежит скрытое желание кого-то из родителей привязать ребенка к себе (чаще всего это бывает мама, воспитывающая ребенка одна).

Растущая личность в окружающем мире всегда встречает какие-либо препятствия. Но у ребенка, воспитанного в данной среде, формируется убеждение, что вокруг него есть всегда защитная стена, усилий можно не предпринимать, так как все будет сделано за него. Следовательно, осложняется процесс вхождения в социум. Ощущение неудачи, неспособность справляться самому с какой-либо проблемой приводит к появлению комплекса неполноценности, то есть заниженной самооценки, недоверию к своим способностям, страх перед любыми трудностями в жизни.

В целом, социальное созревание подростков, воспитанных в условиях гиперпротекции, чрезмерно затягивается. У них рано формируется эгоизм, «рентовые» установки, завышенные претензии к обществу, а при лишении опеки быстро наступает социальная дезадаптация. Эти люди дают большой процент алкоголиков.

Гипопротекция проявляется отсутствием внимания, интереса, родителей к увлечениям и переживаниям ребенка. Запреты и поощрения формально существуют, но не контролируются (скрытая гипопротекция). Часто усилия родителей направлены на то, чтобы оградить подростка от общественных порицаний и наказаний, что создает ситуацию бесконтрольности и вседозволенности (потворствующая гипопротекция). Как правило, гипоопека сопровождается физическим и психи ческим насилием. Чаще всего это возможно, когда оба родителя демонстрируют наркотическое или алкогольное опьянение.

В отличие от детей, воспитанных в атмосфере доброжелательности и заботы, у подростка, растущего в условиях гипопротекции, наблюдается заторможенное развитие личностных и интеллектуальных способностей. Дети приобретают поведение либо агрессора, либо жертвы. У выходца из этой семьи наблюдается линейное мышлени е (белое – черное). Из-за повышенной тревожности возникает реакция группирования с себе подобными. А так как они не привыкли к вниманию со знаком «+», то ищут внимания со знаком «-».

Условия эмоционального отвержения (эмоционально холодные семьи). В данных семьях родители, как правило, люди образованные, интеллектуальные. Вся их жизнь, сознание подвергается интеллектуальной обработке. Один из членов семьи может любить много теор етизировать и вместо выдачи живой, спонтанной реакции ребенку читает научно – морализованную лекцию о том, какие могут быть последствия. Любой поступок ребенка сопровождается нейтральной реакцией со стороны родителей.

Слишком заучившиеся родители хотят научить ребенка читать в очень раннем возрасте (например, в 2 года). Как следствие, ребенок отрывается от окружающего мира и не воспринимает его всеми сенсорными каналами. В социуме это, как правило, непривлекательные люди, общаться с ними тяжело. У них отсутствуют вариации, они однообразны (монотонный диалог).

Семья с не прогно зируемыми эмоциональными реакциями характеризуется неожиданной сменой настроения родителей по отношению к детям. Эти изменения не связаны с поведением детей, а зависят только от внутреннего состояния самих родителей. Это очень опасный тип, так как ребенок не в состоянии прогно зировать реакцию — за один и тот же поступок он может быть и наказан, и обласкан. Отсутствие постоянства приводит к тому, что дети чувствуют себя неуверенно. Постоянная неуверенность перерастает в черту характера и в дальнейшем экстрапол ируется (проецируется) на все отношения, на окружающих людей.

Эти люди нестабильны, в них постоянно дремлет ожидание конфликта. Чувство неуверенности очень часто приводит к неожиданным решениям.

Условия повышенной моральной ответственности возникают там, где родители ожидают (и требуют) от ребенка результатов гораздо больших, чем он может достичь реально. В таких случаях ребенок под «протекторатом» родителей вынужден одновременно нести несколько непосильных нагрузок: отлично учиться в школе, изучать иностранные языки, заниматься музыкой, спортом. Причем ребенку не прощаются малейшие ошибки. В глубине такого отношения – амбициозные подходы родителей; на ребенке отражаются их не достигнутые желания; желание родителей путем успехов ребенка продемонстрировать свою значим ость в обществе (ребенок – символ успеха); освобождение себя от обязанностей (уборка, покупка продуктов, присмотр за младшими). Любимые занятия ребенка не признаются.

При таком воспитании извращаются ценности, нарушаются истинные отношения между людьми. Как правило, родители не умеют выражать любовь к ребенку. Его преследует постоянный страх неудачи, то есть ребенок находится в постоянном напряжении. В случае неуспеха возникает угроза катастрофы для человека.

Вариант этого типа: сочетание повышенных требований и неудовлетворенность родителей любыми результатами. В такого рода семьях присутствует постоянное напряжение. Члены семьи могут подолгу не разговаривать, родители любят наказывать детей молчанием; возможны постоянная ирония и высмеивание. Дети в такой семье не чувствуют себя в эмоциональной безопасности, у них теряются стимулы к полезной деятельности, возникает недоверие к людям, и очень часто у ребенка рано возникает потребность в дополнительном общении (например, собака). Такие люди обвиняют себя во всех неудачах (самобичевание), склонны брать большую ответственность. Как следствие, формируется такая черта, как деспотизм.

Оценить статью можно после того, как в обсуждении будет хотя бы одно сообщение.

Этот материал взят из источника в свободном доступе интернета. Вся грамматика источника сохранена.

Ученые выяснили, что, если не с кем посоветоваться, имеет смысл самостоятельно принять одно и то же решение несколько раз. Причем чем через большие промежутки времени, тем лучше. И все равно оказалось, что «две головы лучше»

Психология семейных отношений

То, что семья – это ячейка общества, известно всем с самого детства. Существует даже целая наука, носящая название психология семейных отношений. Конечно же, подробно раскрыть ее в рамках одной статьи невозможно, но мы с вами попробуем хотя бы приоткрыть завесу этой тайны. Ведь любому человеку хочется, чтобы в его семье царили любовь и взаимопонимание. А это требует самой настоящей упорной работы. И в первую очередь – работы над самим собой, ведь нельзя требовать от близких людей того, чего ты не делаешь сам.

Семья и в самом деле играет крайне важную роль в жизни любого человека, да и всего общества в целом. Социологи и семейные психологи выделяют три основных составляющих любой благополучной семьи – стабильность, динамика развития и выполнение определенных функций. И начнем мы разговор с самого главного – с функций, которые должна выполнять семья:

Для большинства из нас понятие воспитание ассоциируется только с детьми. Однако это вовсе не так – ведь воспитательный процесс касается и взрослых людей. Они удовлетворяют свою потребность в выражении отцовских и материнских чувствах, самореализовываются в своих детях. И для общества эта функция семьи не менее важна – ведь именно родители социализируют своих детей, тем самым подготавливая их к жизни в коллективе.

У любого человека есть определенный ряд бытовых потребностей – в еде, одежде, жилье. И семья сообща удовлетворяет свои потребности. Особенно актуально эта функция для детей, которые еще не могут самостоятельно позаботиться о себе.

Любой человек нуждается в целом ряде эмоций – уважении, признании, любви, ласке, психологической поддержке и защите. Если эти чувства в жизни человека отсутствуют, его психическое здоровье может оказаться под серьезной угрозой. А семья, как правило, дает возможность получить все эти эмоции. Разумеется, речь идет о полноценной благополучной семье. Вряд ли можно говорить о каком-то понимании, поддержке и взаимоуважении в семье, где один из членов злоупотребляет алкоголем, либо просто проявляет агрессию.

Кроме того, семья удовлетворяет такие психологические потребности членов семьи, как совместное времяпровождение, досуг, познание нового и прочее. Это также весьма важно. Не верите? А вы посмотрите на семью, вместе идущую куда – либо. Довольные улыбки папы и мамы, восторженные мордашки детей – это ли не счастье?

Контроль – это весьма важная функция, которую выполняет любая семья. И совершенно не важно, какого характера контроль. Это может быть контроль над процессом обучения ребенка, либо над состоянием здоровья члена семьи.

Сексуальная функция включает в себя очень много понятий. Это и сексуальное воспитание детей, и удовлетворение сексуальных потребностей мужчины и женщины. Наверное, о том, насколько важно для правильного развития ребенка сексуальное воспитание, и говорить не стоит – все это и так прекрасно понимают. А кто может сделать это лучше родителей? Да и сексуальные контакты между мужем и женой позволяют избежать весьма большого количества проблем и неприятностей.

Конечно же, мы рассказали про те функции, которые возможны в принципе. Однако в каждой семье возможны вариации в ту или иную сторону. Некоторые функции могут ослабевать или вовсе утрачиваться, а некоторые, напротив, выходить на первый план. Например, в последнее время все большую актуальность приобретают эмоциональная, воспитательная и сексуальная функция. Более того – и в рамках одной семьи баланс функций может очень сильно колебаться, смещаясь то в одну, то в другую сторону. К счастью, в современном мире бытовая функция стоит не так остро, как раньше – мамонтов добывать нужды больше нет. Да и женщина в современном обществе вполне способна обеспечить достойный образ жизни не только себе, но и своим детям. Поэтому брак чаще всего базируется именно на эмоциональных и духовных функциях.

Казалось бы, все достаточно просто и понятно. Так почему же вокруг так много несчастных семей? Что мешает их благополучному существованию? Семейные психологи называют следующие слагаемые счастья:

Крайне важно уметь слышать не только себя, но и остальных членов своей семьи – понимать их, относиться с должным вниманием к их интересам, вкусам, желаниям. Только в условиях подобной психологической гармонии можно создать полноценную семью.

Конечно же, современный ритм жизни зачастую на общение оставляет крайне мало времени. Но все же старайтесь уделять время общению со своей второй половинкой, детьми. Ведь поговорить можно и во время выполнения домашних дел, и за ужином. Кстати говоря, очень часто семьи, находящиеся в кризисной ситуации, получают от семейного психолога совет взять за правило ужинать всем вместе хотя бы несколько раз в неделю.

Еще один из камней фундамента счастливой семьи – это доверие. В принципе, без доверия не будет практически ничего – ни симпатии, ни взаимоуважения, ни тем более любви. Примером тому является огромное количество семей, в которых исчезает доверие, и отношения катятся под откос.

Что бы не говорили ханжи, но, как ни крути, без нормальной интимной жизни представить себе семью просто невозможно. Разумеется, речь не идет о ситуациях, в которых проблемы в интимной жизни так или иначе связаны со здоровьем одного из супругов. Во всех же иных случаях стоит преодолеть стеснение и обратиться за помощью к врачу – сексопатологу. Если, конечно же, вам дорога ваша семья и вы хотите ее сохранить.

Причем именно Дома с большой буквы. Нет – нет, речь не идет о шикарной доме или квартире в центре города. Это может быть скромная однокомнатная съемная квартирка где-то на окраине. Но члены семьи должны чувствовать себя уютно и комфортно. Они должны знать, что переступая порог квартиры, они попадают в собственный уютный мирок, где их поймут и поддержат, что бы ни случилось. Словом, «мой дом – моя крепость».

Для того чтобы семья была счастливой и крепкой, в идеале желательно, чтобы жизненные ценности супругов максимально совпадали. На сегодняшний день психологи выделяют такие основные ценности, как:

  • Взаимопонимание между всеми членами семьи.
  • Наличие детей.
  • Материальное благополучие.
  • Отдельное собственное жилье.
  • Уверенность в завтрашнем дне.
  • Интересная и любимая работа.

И еще один весьма любопытный факт – многочисленные социологические исследования показали, что мужчины более практичны, чем женщины. У них на первое место выходят такие ценности, как отдельная квартира, материальное благополучие и интересная работа. И только после этого следует взаимопонимание между супругами и дети. Женщины же – создания более самоотверженные и эмоциональные. Для них главное – это взаимопонимание с супругом и дети, и уж только потом квартира и материальное благосостояние.

Милые дамы, не стоит обижаться за это на своих мужчин! Ведь они испокон веков являются добытчиками и кормильцами семьи. Вот именно поэтому они и стали более практичными. Но ведь для того, чтобы все это уравновесить, есть мы – хранительницы домашнего очага.

Пока отношения мужчины и женщины находятся на стадии «конфетно-букетного» периода, жизнь в большинстве случаев весьма безоблачна. Однако после года совместной жизни чаще всего начинаются некоторые сложности. Примерно 40 % всех семейных пар утверждают, что отношение к спутнику жизни становится более требовательным и строгим. Проходит совсем немного времени и первая волна влюбленности проходит. Супруги смотрят друг на друга более пристальным и критическим взглядом.

Во всех случаях, даже самых идеальных, наступает определенная степень разочарования. Причем, как утверждает психология семейных отношений, чем сильнее была степень влюбленности, тем глубже будет степень разочарования. Однако не стоит отчаиваться – это вполне нормальный и естественный процесс, который не минует ни одна семейная пара. Главное – понимать, что происходит и проявить мудрость и выдержку. Как правило, большинство семей весьма успешно минуют этот первый кризис семейной жизни.

Семейные психологи выделяют несколько стадий формирования среднестатистической семьи. Конечно же, это весьма усредненная информация, так как существует очень много индивидуальных особенностей, например, возраст супругов, наличие негативного опыта отношений, дети от прошлого брака.

  1. Первая стадия формирования

Начинается она, разумеется, со свадьбы, а заканчивается ошеломляющей счастливой новостью о скором появлении на свет малыша. Молодая семейная пара, не имеющая пока что еще детей, находится в самом начале становления семейных взаимоотношений. Они учатся воспринимать себя, как нечто целое и единое, формируют осознание понятия «мы». Супруги привыкают друг к другу, к своеобразному ограничению своей личностной свободы, учатся совместному бытовому сосуществованию на одной территории. Эта стадия весьма важна – на ней будет базироваться все последующее существование семьи. И именно от нее зависит, насколько комфортным оно станет.

  • Вторая стадия формирования семьи

    Вторая стадия также весьма непродолжительна – длится она ровно столько же, сколько и беременность. Для успешного протекания этой стадии будущим родителям стоит как можно больше проводить вместе, разговаривать о будущем, делиться планами. Это поможет как можно быстрее привыкнуть к своим новым ролям – мамы и папы. Как правило, в счастливых семьях, кто муж с женой откровенны друг с другом, и случаи послеродовых депрессий у новоявленной мамы более редки.

  • Третья стадия формирования семьи

    Воспитание детей. Основная стадия существования семьи – длится с момента появления ребенка и до его полного становления как личности. Разумеется, главной задачей семьи в этот период является воспитание детей, подготовка их к жизни в социуме.

  • Четвертая стадия формирования семьи

    В нее входят те супруги, чьи дети уже выпорхнули в самостоятельную жизнь. Начинается она в тот момент, когда родительский кров покидает последний из повзрослевших детей. Как потечет дальнейшая жизнь семьи – зависит только от самих супругов. Они могут впасть в уныние – особенно женщины. У психологов существует такое понятие, как «синдром опустевшего гнезда». К сожалению, на этот период существования семьи приходится значительный всплеск разводов.

    Это происходит из-за того, что супруги начинают придираться друг к другу, выискивать малейшие недостатки, на которые годами не обращали никакого внимания. И раздувают все мелочи до невероятного размера катастроф. Ну а некоторые пары, напротив, начинают уделять друг другу больше внимания. В их отношениях снова появляется утраченная в быту романтика. Заканчивается этот период со смертью одного из супругов. Жизнь конкретной семьи, как социальной единицы, прекращается.

  • Все вышесказанное справедливо в отношении традиционной, всем нам привычной модели семьи. Но время течет, люди и нравы меняются. На сегодняшний день существует немало форм взаимоотношений между мужчинами и женщинами, называющих себя семьей. Конечно же, по факту эти отношения назвать семьей весьма трудно, но знать об их существовании все же стоит. Хотя бы для общего развития. Итак:

    Традиционным браком называется именно та форма семьи, к которой люди привыкли за долгие годы. В данной форме семьи на первый план выходят потребности детей, их воспитательный процесс и права. Для супругов данная форма брака наиболее консервативна – максимальное количество всевозможных запретов.

    Сторонники гражданского – незарегистрированного официально – брака утверждают, что он отличается от традиционной семьи исключительно отсутствием штампа в паспорте. Противники же, напротив, утверждают, что гражданский брак отличается от обычных, ни к чему не обязывающих отношений лишь проживанием на общей жилплощади. Однако, строго говоря, все зависит от каждого конкретного человека и серьезности его намерений. В последние десятилетия эта форма брака приобретает все большую популярность.

    Кстати говоря, не так давно власти приняли решение и внесли изменения в законодательство. Лица, проживающие в гражданском браке более года, при наличии свидетелей того, что они вели общее хозяйство, наделяются всеми теми же правами и обязанностями, что и официально зарегистрировавшие свой брак супруги.

    В данном случае основное время супруги проводят вместе, однако считают допустимым периодически разъезжаться и жить самостоятельно и отдельно друг от друга. Причем далеко не всегда причиной этого является ссора. Иногда люди просто хотят отдохнуть друг от друга. Для подобных семей такой образ жизни абсолютно нормален.

    Как правило, это люди, официально зарегистрировавшие свой брак, но живущие в силу различных обстоятельств раздельно. Это может быть работа или учеба в другом городе, а может и просто обоюдное желание. Чаще всего жена периодически навещает мужа, готовит ему еду, делает работу по дому. Воспитанием детей также в основном занимается именно мать. Однако иногда бывает и наоборот.

    Мусульманская семья ничем не отличается от традиционной. Почти ничем, кроме того, что мужчине позволяется иметь несколько жен. Ну и, само собой разумеется, права женщины ущемлены предельно максимально. Однако в последние годы даже мусульманские страны постепенно стали отказываться от многоженства в пользу моногамии.

    Для менталитета нашего народа такое понятие, как шведская семья, еще труднодоступно для понимания. Однако в некоторых странах такая форма семьи распространена очень широко. Ошибочно было бы думать, что подобных людей, живущих шведской семьей, связывает лишь секс. Как правило, такая семья – это свой собственный маленький и дружный мирок, полный дружбы, взаимопонимания и доверия. Однако для воспитания детей, само собой разумеется, данная форма семьи не самая лучшая.

    Свободная – или как ее еще часто называют, открытая семья – это та семья, где у супругов нет никаких запретов, касающихся интимных отношений вне семьи. Иногда это решение бывает гласным, иногда – нет. Но факт остается фактом.

    Конечно же, психология семейных отношений — гораздо более широкое понятие. Но мы вам рассказали только про основы. И это было сделано не случайно — глупо начинать изучать высшую математику, не зная простейшей арифметики, не так ли? Мы желаем вам, чтобы все полученные знания пошли только на пользу вашей семье — надеемся, крепкой и дружной.

    © 2009 — 2017 Женский журнал JLady

    Копирование материалов разрешено только с указанием активной ссылки на первоисточник

    Обратная связь | Рекламодателям | Карта сайта

    Секреты счастливой семейной жизни

    Любовь не знает границ: где найти иностранного мужа

    Как выбрать детскую коляску: полезные советы

    Красивые женщины, которым изменили: ты не одна такая

    В чем секрет счастливого брака (Инфографика)

    Дети и семья мешают карьере: взгляд на жизнь известной художницы Марины Абрамович разделил женщин на два лагеря

    Что подарить маме на 8 Марта?

    Выбираем подарок для свекрови на 8 Марта

    «Семейный Билет NIVEA» поможет сплотить украинские семьи

    Семейный психолог комментирует: Безруков познакомил свою пассию с матерью внебрачных детей

    Как подать заявление в ЗАГС онлайн

    Что читать на праздники: 10 статей об отношениях

    Что читать на праздники: 10 лучших материалов о сексе

    Какие привычки понижают самооценку

    Как вежливо отвечать на бестактные вопросы

    Как совместное чтение может повлиять на ваши отношения

    Как сохранить семью и преуспеть в карьере

    Как сделать отношения крепче: ответ психолога

    Как ужиться с родителями мужа

    Как провести Сочельник с семьей

    Как сохранить личное пространство

    Как рост мужчины влияет на семейную жизнь

    Почему медики советуют паре спать раздельно

    Как работающей маме жить без чувства вины

    Авторские права статей защищены в соответствии с ЗУ об авторском праве. Использование материалов в интернете возможно только с указанием гиперссылки на портал, открытой для индексации В ПЕРВОМ АБЗАЦЕ С УКАЗАНИЕМ НАЗВАНИЯ САЙТА. Использование материалов в печатных изданиях возможно только с письменного разрешения редакции.

    Семейный сценарий: психология семейных отношений

    Почему дети алкоголиков чаще всего создают семью с потенциальными алкоголиками, дочери разведенных родителей остаются матерями-одиночками, а сыновья «многоженцев» также неоднократно женятся? Ведь им, как никому другому, знакомы трудности родительской жизни, а они повторяют их во всех деталях! Почему?

    В психологии семейных отношений есть такое понятие, как семейный сценарий. Он означает склонность ребенка к повторению судьбы своих родителей или других ближайших родственников. Причем это сценарий совсем не обязательно негативный, в нем могут повторяться и успехи, и достижения. Обладателей счастливых сценариев можно только поздравить. А что же делать тем, у кого повторяются проблемы в семейных отношениях?

    Именно эти люди чаще всего обращаются к помощи психолога. Они живут как будто под грузом предопределенности, невозможности изменить уже заданный путь своей жизни, сделать свой собственный выбор, отличный от ошибочного выбора предков.

    Этот пример в полной мере раскрывает психологию отношений в семье. Однако сценарий судьбы не всегда бывает настолько явным, чтобы разгадать его и избежать повторения. Некоторые дети изо всех сил стремятся прожить жизнь иначе и, тем не менее, получают тот же результат, что их родители, только другим путем.

    Попытку такой «анти-сценарной» жизни иллюстрирует еще одна история. Ее героиня мечтала создать счастливую семью, но всегда оказывалась в роли любовницы, выбирая исключительно женатых мужчин. Она очень переживала и никак не могла понять, почему так происходит. И только история ее семьи помогла найти ответ. В свое время отец этой девушки изменил ее матери с другой женщиной. Мать не смогла простить ему измены, и он был вынужден оставить семью и впоследствии женился на своей любовнице. Для дочери это событие стало ударом. А поведение матери она восприняла как урок, который демонстрировал провальную позицию жены и успешную позицию любовницы. И уже свою взрослую жизнь девушка невольно стала строить в соответствии с этим уроком, делая попытки обрести свое счастье в качестве любовницы и выбирая заведомо несвободных мужчин.

    Но разве родители не стараются уберечь детей от повторения своих ошибок? Конечно, стараются. Однако неспособные справиться со своими проблемами, они не могут научить этому своих детей. Получается, что мы сами, своим поведением, поступком и выбором пишем сценарий для своих потомков. И чтобы наше влияние на их жизнь было благотворным, нам необходимо преодолевать кризисы семейных отношений в своей жизни, не передавая детям это тяжелое «наследство».

    Несмотря на всю драматичность некоторых ситуаций, важно помнить, что семейный сценарий – не приговор. Разгадав его, вы получаете свободу выбора, возможность принимать свои собственные решения. Поэтому так важно изучать свою генеалогию. Вдруг там тоже есть повторяющиеся события, которые могут встретиться и на вашем пути. В разгаданном, известном сценарии вы уже не являетесь актером. Теперь вы режиссер и автор своей жизни, и сами решаете, в какое русло направить ее течение.

    Распродажа образовательного центра Вадима Куркина

    Рекомендации

    Семинар Вадима Куркина «Этапы построения отношений: игры и кризисы в отношениях»

    Семинар "Эмоциональный шантаж и как его избежать"

    Что самое важное в работе с людьми?

    График работы

    Контакты

    © 2016 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ВАДИМА КУРКИНА, ИНН 780432431340 MADE WITH

    Источники:
    Психология семейных отношений
    Психология семейных отношений .1. Характеристики семьи Семья играет огромную роль как в жизни отдельной личности, так и всего общества. Важнейшими характеристиками семьи является ее функции,
    http://scorcher.ru/art/love/intercourse2.php
    Психология семейных отношений 2
    Психология семейных отношений — это очень сложная тема. Даже профессиональные психологи долго разбираются в этом вопросе. Однако некие азы знать все же нужно любому человеку.
    http://www.jlady.ru/wedding/psixologiya-semejnyx-otnoshenij.html
    Секреты счастливой семейной жизни
    Секреты счастливой семейной жизни Любовь не знает границ: где найти иностранного мужа Как выбрать детскую коляску: полезные советы Красивые женщины, которым изменили: ты не одна такая В
    http://hochu.ua/cat-sex/family-life/
    Семейный сценарий психология семейных отношений
    Почему дети повторяют ошибки родителей? Ситуацию объясняет психология семейных отношений
    http://vadimkurkin.com/blog/psikhologiya-otnosheniy/semeynyy-stsenariy/

    COMMENTS