Пути разрешения конфликтов — межнациональных, политических

Вопрос 4. Национализм. Межнациональные конфликты и пути их преодоления

Вопрос 1. Этнические общности

В современном мире существуют различные социальные общности.

Социальные общности — это относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми чертами условий и образ жизни, массового сознания, в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных систем и интересов.

Виды общностей: семья, род, племя, классы, социальная группа, народности, нации, профессиональные общности, трудовые коллективы.

Остановимся на вопросе «Этнос — его основные черты и особенности».

Этнос — исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований.

Племя Народность Нация

Язык нации, Общая историческая Семейно- Нормы повседневного

народности судьба бытовое поведение

и духовная культура

Нация — определенная форма существования этноса, характерная для определенного этапа исторического развития.

Нация — исторически сложившаяся общность людей, для которой характерна общность экономической жизни, языка, территории, определенные черты психологии, проявляющиеся в особенностях ее культуры, искусства и быта.

Задание: Прочитайте в учебнике на стр.222-223 отрывок из произведения Ч. Айтматова «Белый пароход» и определите, что такое историческая память, зачем она необходима человеку, народу? Согласны ли вы с мнением автора, докажите свою точку зрения.

Вопрос 2. Национальное самосознание

Национальное самосознание — совокупность социальных, нравственных, политических, экономических, эстетических, религиозных, философских взглядов, характеризующих содержание, уровень и особенности духовного развития наций.

Национальный интерес — совокупность потребностей и устремлений народов того или иного государства в создании необходимых для себя жизненных условий, сознании своего суверенитета, установлении взаимных отношений с народами других стран.

Вопрос к классу: Приведите примеры национального интереса русских, чувашей, россиян в целом.

Изучая историю развития наций и народностей, выделяют такие процессы, как межнациональная дифференциация и межнациональная интеграция.

Вопрос 3. Развитие межнациональных отношений в современном мире

По итогам Всероссийской переписи населения 2002 года в России проживает 145, 2 млн. человек (граждан РФ). Россия является многонациональной страной: русские — 79.8%, другие национальности — 19,2% (татары — 20%, украинцы — 10.6%, башкиры — 6%, чуваши — 5,9% и др.)

Особенностями развития современных взаимоотношений русской нации с другими этническими группами строятся на основе:

Утрата прежнего высокого статуса русской нации.

Рост сепаратистских тенденций на территории России.

Демографические и миграционные процессы.

Вопрос для размышления: Какие трудности, проблемы, связанные с национальным вопросом, существуют сейчас в нашей стране? Что такое национализм?


Вопрос 4. Национализм. Межнациональные конфликты и пути их преодоления

Национализм — идеология и политика, основу которой составляют идеи национальной исключительности и превосходства, стремление к национальной замкнутости, местничеству, недоверие к другим нациям.

Яркое проявление национализма в современном мире продемонстрировал немецкий фашизм, приведший мир ко Второй мировой войне 1939-1945 гг. синонимами фашизма стали термины «расизм», «нацизм», «Шовинизм», «геноцид», «Холокост».

Вопрос для размышления: Как вы думаете, не стал ли национальный вопрос причиной распада СССР?

Межнациональный конфликт — одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг к другу, имеющим тенденцию к нарастанию противостояния вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.

Задание: Назовите причины межнациональных конфликтов.

Причины межнациональных конфликтов:

Усложнение социально-экономического развития стран мира, существование отсталости многих из них.

Непродуманная или намеренно экстремистская политика ряда госуд-ых деятелей.

Ошибки и просчеты руководства ряда стран в решении национальных вопросов.

Виды межнациональных конфликтов:

По поводу спорных территорий.

Из-за изгнания народа со своей территории и возвращения депортированного народа на свою историческую родину.

Из-за произвольного изменения административных границ.

Из-за насильственного включения территории народа в соседнее государство.

Между этническим большинством и компактно проживающим меньшинством (коренная национальность).

По поводу отсутствия у народа национальной государственности и ее расчлененности между другими государствами.

Типы межнациональных конфликтов:

1. Государственно-правовой (неудовлетворенность правовым положением нации, стремление к собственной государственности; конфликт с государственными структурами власти, в состав которого входит нация).

2. Этнотерриториальный (определение границ нации).

3. Этнодемографический (защита прав коренной национальности).

4. Социально-психологический (изменение образа жизни, нарушение прав человека).

Пути разрешения межнациональных конфликтов:

Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, выработка уважения к национальным чувствам всех этнических групп;

проведение лояльной, продуманной политики учета интересов всех народов и народностей.

Создание эффективно действующих международных комиссий, советов, других организаций для мирного решения национальных споров;

Представление национально-культурной автономии всем желающим национальным меньшинствам, что позволит им сохранить свой язык, культуру, религию и традиции.

Пути урегулирования межнациональных конфликтов:

Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики:

Использование экономических рычагов для нормализации ситуации.

Создание культурной инфраструктуры консенсуса, соблюдение принципа паритетности при назначении людей разных национальностей на государственные должности, поддержка национальной культуры.

megaobuchalka.ru

Основные пути разрешения межэтнических конфликтов

Институциональный подход – создание сети организаций, особой инфраструктуры предотвращения и регулирования внутренних конфликтов.

Инструментальный подход состоит в умелом сочетании конкретных мер (инструментов) регулирующего воздействия на межэтнический конфликт. Так как.

Тактические решения направлены на регулирование конфликта путем силового, в том числе. И экономического воздействия на его участников или посредством налаживания переговорного процесса.

Оперативные решения связаны с разовыми действиями, направленными на ограничение разрастания конфликта или на устранение последствий конфликта – обустройство беженцев, восстановление коммуникаций и т.д.

Стратегические решения ориентированы на предупреждение кризисов в межнациональных отношениях на основе заблаговременного создания правых, политических, экономических и социально-психологических условий безболезненного решения проблем.

7.5.3. Внутриполитические конфликты.

Внутриполитические конфликты – это борьба за политическое влияние в обществе и на международной арене. Столкновение противоположенных общественных сил, обусловленное разнонаправленными политическими целями и интересами.

Особенности внутриполитического конфликта:

Борьба того или иного слоя общества за политический интерес.

Борьба за политическое господство. От парламентской борьбы до гражданской войны.

Виды внутриполитического конфликта:

1. Классовые внутриполитические конфликты. Между общественными классами.

2. Конфликты между политическими партиями, общественными движениями.

3. Конфликты между различными группировками за лидерство в государстве, партии, движении

Пути предотвращения внутриполитических конфликтов:

ü Социальное маневрирование. Перераспределение части общественного продукта в интересах оппозиции.

ü Политическое маневрирование. Выявление возможностей политического компромисса между противоборствующими сторонами, смена политического лидера. Временный характер принимаемых мер.

ü Политическое манипулирование. Целенаправленное воздействие на общественное сознание через СМИ.

ü Интеграция конрэлиты.

ü Силовое давление. Установление открытой диктатуры, установление чрезвычайного положения.

Особенности межгосударственных конфликтов:

Столкновение национально-государственных интересов.

Продолжение политики государств-участников.

Одновременно локально или глобально влияют на международные отношения.

Несет опасность массовой гибели людей в станах- участницах и во всем мире.

Виды межгосударственных конфликтов:

Конфликты идеологий, различных общественно-политических систем.

С целью политического господства в мире или отдельном регионе.

Отстаивание экономических интересов.

Основные направления предотвращения межгосударственных конфликтов.

1. Интернационализация жизни мирового сообщества. В хозяйственно-экономической, политической и культурной областях.

2. Строгое соблюдение странами и народами принципа мирного сосуществования.

3. Снижение уровня военного противостояния.

4. Усиление роли международных, межправительственных организаций.

Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 302 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

studopedia.su

3.5. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения

3.5. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения

Межэтнические (межнациональные) отношения – отношения между этносами (народами), охватывающие все сферы общественной жизни. Межнациональные отношения включают две разновидности: отношения между разными национальностями внутри одного государства; отношения между разными нациями-государствами.

Способы мирного сотрудничества

А) Этническое смешивание: разные этнические группы стихийно смешиваются между собой на протяжении многих поколений и в результате образуют одну нацию. Происходит это обычно через межнациональные браки.

Б) Этническое поглощение (ассимиляция): представляет собой почти полное растворение одного народа (иногда нескольких народов) в другом. Истории известны мирные и военные формы ассимиляции.

В) Создание многонационального государства (культурный плюрализм), в котором соблюдаются права и свободы каждой народности и нации. В подобных случаях несколько языков являются государственными (в Бельгии – французский, датский и немецкий, в Швейцарии – немецкий, французский и итальянский).

Тенденции в развитии наций

1. Межнациональная интеграция – процесс постепенного объединения различных этносов, народов, наций через сферы общественной жизни. Формы интеграции: экономические и политические союзы (Евросоюз), транснациональные корпорации, международные культурные центры, взаимопроникновение религий, культур, ценностей.

2. Межнациональная дифференциация – процесс разъединения, разделения, противостояния различных этносов, народов, наций. Формы дифференциации: самоизоляция, протекционизм в экономике, национализм в различных формах в политике и культуре, религиозный фанатизм, экстремизм.

Формы межнациональных отношений

1. Этническая миксация – смешивание разных этнических групп и возникновение нового этноса (Латинская Америка).

3. Аккультурация – взаимное уподобление и приспособление различных культур народов и отдельных явлений этих культур, в большинстве случаев при доминировании культуры народа, в общественном отношении более высокоразвитого.

4. Мультикультурализм – политика, направленная на развитие и сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология.

5. Национализм – идеология, политика, психология и социальная практика обособления и противопоставления одной нации другим, пропаганда национальной исключительности отдельной нации. Виды национализма: этнический; державно-государственный; бытовой.

6. Шовинизм – политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновывающая исключительность той или иной нации, противопоставление ее интересов интересам других наций и народов, внедряющая в сознание людей неприязнь, а зачастую и ненависть к другим народам, которая разжигает вражду между людьми различных национальностей и вероисповеданий, национальный экстремизм; крайняя, агрессивная форма национализма.

7. Дискриминация – умаление (фактически или юридически) прав какой-либо группы граждан по мотивам их национальности, расы, пола, вероисповедания и т. п.

8. Сегрегация – политика принудительного отделения какой-либо группы населения по расовому или этническому признаку, одна из форм расовой дискриминации.

9. Апартеид – крайняя форма расовой дискриминации, означает лишение определенных групп населения в зависимости от их расовой принадлежности политических, социально-экономических и гражданских прав, вплоть до территориальной изоляции.

10. Геноцид – преднамеренное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп.

11. Сепаратизм – стремление к отделению, обособлению; движение за отделение части государства и создание нового государственного образования (сикхи, баски, тамилы) или за предоставление части страны автономии.

Межнациональный конфликт – 1) любая конкуренция (соперничество) между группами, от противоборства за обладание ограниченными ресурсами до социальной конкуренции, во всех тех случаях, когда противостоящая сторона определяется с точки зрения этнической принадлежности ее членов; 2) одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противоречий вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн. Причины межнациональных конфликтов: социально-экономические; культурно-языковые; этнодемографические; экологические; экстерриториальные; исторические; конфессиональные; культурные.

Типы межнациональных конфликтов: 1) конфликты стереотипов (этнические группы четко не осознают причины противоречий, но в отношении оппонента создают негативный образ «нежелательного соседа», армяно-азербайджанский конфликт); 2) конфликт идей: выдвижение тех или иных притязаний, обоснование «исторического права» на государственность, на территорию (Эстония, Литва, Татарстан, в свое время идея Уральской республики); 3) конфликт действий: митинги, демонстрации, пикеты, принятие институциональных решений, открытые столкновения.

Пути решения межнациональных конфликтов

* Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики.

* Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, овладение культурой межнациональных отношений, требующей безусловной реализации прав и свобод лиц любой национальности, уважения самобытности, их национального самосознания, языка, обычаев, исключающей малейшее проявление национального недоверия, вражды.

* Использование экономических рычагов для нормализации этнополитической ситуации.

* Создание в регионах со смешанным национальным составом населения культурной инфраструктуры – национальные общества и центры, школы с национально-культурным компонентом для обучения детей на родном языке и в традициях национальной культуры.

* Организация эффективно действующих международных комиссий, советов, других структур для мирного разрешения национальных споров.

* Предупреждение конфликтов – сумма усилий, направленная на то, чтобы не допустить событий, приводящих к конфликтам.

* Применение широкого спектра санкций. Вооруженное вмешательство допустимо только в одном случае: если в ходе конфликта, принявшего форму вооруженных столкновений, имеют место массовые нарушения прав человека.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Межнациональные браки

Межнациональные браки В доме звонит телефон, мать снимает трубку – на другом конце ее дочь. – Мама, я выхожу замуж. – Мазал тов! – восторженно вскрикивает мать. – Однако тебе необходимо что-то знать, мама. Джон – нееврей. Мама смолчала. – Еще он занят поисками работы.

Разрешения на посещение закрытых районов

Разрешения на посещение закрытых районов В ряде стран есть специальные районы, в которые иностранцам вход категорически запрещен. Тех, кто туда все же просачивается, подозревают в шпионаже – со всеми вытекающими из этого последствиями. Бывают и такие районы, вход в

Визы и разрешения

Визы и разрешения Проблема виз может показаться самой большой бюрократической проблемой, на самом деле она очень банальна. Есть множество стран, для въезда в которые необходима зараннее полученная в консульстве виза. Однако, прибывая морем, почти всегда можно обойтись

42. ПУТИ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ

42. ПУТИ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ Руководитель обязан вмешаться в конфликт, при этом четко разграничивая свои юридические и моральные права.Для разрешения конфликта руководитель должен:1) объективно оценить ситуацию и признать наличие конфликта, что снимет многие

Пути разрешения проблем

Пути разрешения проблем Диагностика Существуют четкие клинические критерии андропаузы, или мужского климакса. Помимо анамнеза (фиксирования жалоб самого больного и симптомов, выявляющихся при осмотре) основным диагностическим методом является определение уровня

Солнечный парадокс: попытка разрешения

Солнечный парадокс: попытка разрешения Как и любая звезда, Солнце таит в себе немало загадок. Но, в отличие от звезд, которые находятся от Земли на расстоянии в десятки световых лет, до Солнца, по космическим масштабам, чуть ли не рукой подать. Поэтому для престижа

Получение разрешения на строительство

Получение разрешения на строительство Строительство объекта недвижимости (здания, сооружения) может выполняться только при наличии разрешения на строительство. Это документ, который удостоверяет право собственника, владельца, арендатора или пользователя объекта

54. Внешнеторговые отношения как важнейшие отношения валютного регулирования и их принципы

54. Внешнеторговые отношения как важнейшие отношения валютного регулирования и их принципы Внешнеторговые отношения являются наиболее распространенными отношениями. Основными целями государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются:1) защита

Отношения и конфликты: их роль в семейной системе

Отношения и конфликты: их роль в семейной системе Семейная система – это структура. Она существует благодаря тем невидимым взаимосвязям, которые поддерживают ее именно в таком состоянии. Связи образуются благодаря взаимоотношениям. Стабильность для системы значит

info.wikireading.ru

Пути разрешения межнациональных проблем

• Признание существования межнациональных проблем и ре­шение их методами национальной политики.

• Овладение всеми людьми культурой межнациональных отношений, что подразумевает безусловную реализацию прав и свобод лиц любой национальности, уважение самобытности, национального самосознания каждого народа, его языка, обычаев и исключает малейшее проявление насилия, национального недо­верия, вражды.

• Использование экономических рычагов для нормализации этнополитической ситуации.

• Создание в регионах со смешанным национальным составом населения культурной инфраструктуры — национальные обще­ства и центры, школы с национально-культурным компонентом для обучения детей на родном языке и в традициях национальной культуры.

• Организация эффективно действующих международных ко­миссий, советов, других структур для мирного разрешения нацио­нальных споров.

3.6. Конституционные принципы (основы) национальной политики в Российской Федерации Национальная политика — система мер, осуществляемых государством и направленных на учёт и реализацию националь­ных интересов. Национальная политика включает стратегические задачи жизнедеятельности государства и обеспечивает реализацию интересов всей нации.

Главной задачей государственной национальной политики

является согласование интересов всех проживающих в стране народов, обеспечение правовой и материальной основы для их развития на принципах добровольного, равноправного и взаимо­выгодного сотрудничества. Реализация национальных интересов должна осуществляться на условиях приоритета соблюдения прав человека.

Национальная политика в Российской Федерации представ­ляет собой систему мер, направленных на обновление и даль­нейшее эволюционное развитие национальной жизни всех наро­дов России в рамках федеративного государства, а также на создание равноправных отношений между народами страны, формирование демократических механизмов разрешения на­циональных и межнациональных проблем. Документами, опре­деляющими национальную политику в нашей стране, являются Конституция РФ, а также принятая в 1996 г. «Концепция нацио­нальной политики Российской Федерации».

Для нашего многонационального государства значима проду­манная демократическая национальная политика, которая вклю­чает следующие направления:

• развитие федеративных отношений, обеспечивающих гар­моничное сочетание самостоятельности субъектов Российской Федерации и целостности Российского государства;

• развитие национальных культур и языков народов Россий­ской Федерации, укрепление духовной общности россиян;

• обеспечение политической и правовой защищённости малочисленныхнародов и национальных меньшинств;

• достижение и поддержание стабильности, прочного межнационального мира и согласия на Северном Кавказе;

• поддержка соотечественников, проживающих в государ­ствах — участниках Содружества Независимых Государств, а также в Латвийской, Литовской и Эстонской республиках, содействие развитию их связей с Россией.

Основные принципы национальной политики в России

• Равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объеди­нениям.

• Запрещение любых форм ограничения прав граждан по при­знакам социальной, расовой, национальной, языковой или рели­гиозной принадлежности.

• Сохранение целостности и неприкосновенности территории

• Равноправие всех субъектов Российской Федерации во взаи­моотношениях с федеральными органами государственной вла­сти.

• Гарантия прав коренных малочисленных народов в соот­ветствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договора­ми Российской Федерации.

• Право каждого гражданина определять и указывать свою на­циональную принадлежность без всякого принуждения.

• Содействие развитию национальных культур и языков наро­дов России.

• Своевременное и мирное разрешение противоречий и кон­фликтов.

• Запрещение деятельности, направленной на подрыв без­опасности государства, возбуждение социальной, расовой, нацио­нальной и религиозной розни, ненависти либо вражды.

• Защита прав и интересов граждан Российской Федерации за её пределами, поддержка соотечественников, проживающих в за­рубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, куль­туры и национальных традиций, в укреплении их связей с Родиной в соответствии с нормами международного права.

Национальная политика в Российской Федерации призвана создать наиболее благоприятные условия для свободного развития всех народов и каждого человека в отдельности.

Социальный конфликт

Конфликт это столкновение противоположных сторон, мнений, сил; серьёзное разногласие, острый спор.

Участники конфликта называются субъектами конфлик­та.

Субъекты конфликта

Свидетели — это люди, наблюдающие за развитием конфликта со стороны

Подстрекатели — это те, кто подталкивает других участниковк конфликту

Пособники — это люди, содействующие развитию конфликта совета­ми, технической помощью или иными способами

Посредники — это люди, которые своими действиями пытаются пре­дотвратить, остановить или разрешить конфликт

Вопрос или благо, из-за которых разгорается конфликт,— предмет конфликта.

Причина конфликта

Объективные обстоятельства, которые предопределяют появ­ление конфликта

Повод для конфликта

Незначительное происшествие, которое способствует возникно­вению конфликта. Повод быва­ет как случайным, так и специ­ально созданным

Социальный конфликт это высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных институтов, в обществе в целом, которая харак­теризуется столкновением противоположных тенденций, ин­тересов социальных общностей и индивидов.

Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 1133 ;

studopedia.net

ПУТИ РЕШЕНИЙ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

Межнациональные конфликты это одни из тех видов конфликтов, для которых невозможно найти стандартного подхода или пути решения, так как для каждого из них существует своя особенность, основа. Мировой опыт показывает, что такие ситуации лучше урегулировать только мирными способами. Так к наиболее известным из них относятся:

1. деконсолидация ( разъединение) сил, участвующих в конфликте, которая, как правило, достигается с помощью системы мер, которые позволяют отсечь (например, путем дискредитации в глазах общественности) наиболее радикальные элементы или группы и поддержать силы, склонные к компромиссам, переговорам.

2. прерыв конфликта — способ, который позволяет расширить действие прагматических подходов к его регулированию, и в результате которого меняется эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей.

3. переговорный процесс — способ, для которого существует особые правила. Для того чтобы добиться в нём успеха, необходима прагматизация переговоров, которая состоит в разделении глобальной цели на ряд последовательных задач. Обычно стороны бывают готовы заключить договоренности по жизненно важным потребностям, по поводу которых и устанавливается перемирие: для захоронения погибших, обмена пленными. Затем переходят к наиболее актуальным экономическим, социальным вопросам. Политические вопросы, особенно имеющие символическое значение, откладывают и решают в последнюю очередь. Переговоры должны вестись таким образом, чтобы каждая сторона стремилась найти удовлетворительные ходы не только для себя, но и для партнера. Как говорят конфликтологи, надо сменить модель «выигрыш — проигрыш» на модель «выигрыш- выигрыш». Каждый шаг в переговорном процессе следует закреплять документально.

4. участие в переговорах посредников или медиаторов. В особо сложных ситуациях подтверждение законности договоренностям придает участие представителей международных организаций.

Урегулирование конфликтов — это всегда сложный процесс, граничащий с искусством. Намного важнее не допускать развития событий, приводящих к конфликтам. Сумма усилий в этом направлении определяется как предупреждение конфликтов. В процессе их регулирования этносоциологи и политологи выступают экспертами для выявления и проверки гипотез о причинах конфликта, для оценки «движущих сил», массовости участия групп при том или другом варианте развития событий, для оценки последствий принимаемых решений

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конфликт — это всегда противостояние двух (или более) сторон, не приносящее с собой ничего кроме дискомфорта. Данное явление обычно не проходит в стороне, а с каждым последующим разом приобретает характер массовости. Именно по такому же принципу действует и межнациональный конфликт. Из всех видов конфликтов он поистине является одним из самых масштабных. Так как по истечении времени людей, принимающих в нём участие, лишь только увеличивается, недовольство возрастает, а объём ущерба и потерь становится только внушительней.

Проделав большую работу над рефератом, я лишний раз убедилась и пришла к выводу, что:

1)межнациональный конфликт — это явление нежелательное и крайне разрушительное в жизни общества, которое является своего рода тормозом в решении проблем общественной жизни людей различных национальностей.

2) В основе межнационального конфликта лежат как объективные, так и субъективные противоречия.

3)Погасить разразившийся конфликт крайне трудно, он может длиться месяцы, годы; затухать, затем разгораться с новой силой.

4)Негативные последствия межнациональных конфликтов не исчерпываются прямыми потерями. Так как возникают массовые перемещения мигрантов, что существенно изменяет количественный состав населения.

Также к последствиям конфликтов относятся и безработица среди молодежи, малоземелье, люмпенизация (социально-регрессивное явление, характерное, как правило, для общества катастрофного типа и заключающееся в полном выпадении людей из социальной жизни и одновременным формированием обширного «социального дна», состоящего из обездоленных, обнищавших слоев населения.) значительной части населения.

5)Избежать межнациональный конфликт крайне трудно, так как в составе каждой нации всегда есть группы, заинтересованные в утверждении своей нации и при этом грубо нарушающие принципы справедливости, равенства прав, суверенитета других. Правда, в одних странах такие группы нередко определяют основное направление межнациональных отношений; в других — всегда получают решительный отпор. Сейчас мыслители, прогрессивные политики ведут напряжённый поиск путей выхода из многочисленных современных этнических кризисов. Передовой частью мирового сообщества осознана и признана ценность гуманистического подхода к этническим проблемам. Суть его состоит, в добровольном поиске согласия, в отказе от национального насилия во всех его видах и формах, а во-вторых, в последовательном развитии демократии. Правовых начал в жизни общества. Обеспечение прав и свобод личности, независимо от национальной принадлежности, есть условие свободы любого народа.

33)Пол.конфликты понятие и виды

Политический конфликт — это столкновение, противо­борство различных социально-политических сил, субъектов по­литики в их стремлении реализовать свои интересы, связанные с борьбой за обретение или удержание власти, обусловленное противоположностью их политических интересов и ценностей. По сравнению со всеми другими видами конфликтов, присущих общественной жизни, политический конфликт имеет свою спе­цифику: его доминантой является борьба за власть. Если власть передается не по наследству, то уже возникает конфликт между людьми за право занять властные позиции. В обществах, где власть имеет абсолютное значение и дает массу привилегий, политический конфликт приобретает особо острый характер. При этом борьба за власть почти никогда не декларируется от­крыто.

Все политические конфликты делятся на международные (внешние) и внутренние. Внутренние, в свою очередь, можно разделить на два основных вида: горизонтальные и вертикальные. Вертикальные также делятся на два вида: статусно-ролевые и режимные (оппозиционные).

По области спора (сфере жизнедеятельности) можно выделить следующие виды политических конфликтов: социально-политические, политико-экономические, этно- политические, конфессионально-политические, политико-правовые, институционально-политические, идеологические (в том числе имеющие религиозные основания) и другие.

Горизонтальные политические конфликты. Борьба за власть и властные полномочия ведется в рамках существующего режима. Например, между правительством и парламентом, различными политическими группировками в правящей элите, государством и отдельными субъектами политики (личностью, группой, институтом) и т. д.

Цели и причины возникновения горизонтальных конфликтов — совершенствование существующей системы власти. Например, смена неугодных лидеров или правящей элиты, частичная корректировка политического курса, увеличение или уменьшение властных полномочий различных субъектов политики и т. п.

Сущность конфликта — несоответствии между тем, что есть и тем, что должно быть. В пол. конфликте его участники противостоят один другому из-за несовместимости их пол. интересов, связанных с вопросами осуществления пол. власти.
Причина политических конфликтов — глубокие социально-экономические противоречия.
Функции:
— разрядка напряжения между антагонистами (+)
— формирование соц. необходимого равновесия, укреплении внутригрупповой сплоченности. (+)
— угроза интеграции общества (-)
— неблагоприятное влияние на отношения в группе (-)
— несет угрозу ликвидации данной пол. системы (-)
Типы:
— конфликт интересов – в экономически развитых государствах.
— ценностный конфликт – в развив. государств с неустойчивым строем.
— конфликт идентификации – когда субъект отождествляет себя с опр. группой (этнич, религ, язык), а не с обществом или государством.
Горизонтальные – конфликты между индивидами, группами, классами.
Вертикальные — между субъектами пол. власти.

Виды:
— Межгосударственные конфликты
— Внутриполитические конфликты обусловлены разными интересами групп (межклассовые, межнациональные, межпартийные, внутрипартийные и межличностные)

34)Методы разрешения пол.конлфиктов

Структурное предотвращение конфликта

Структурные причины конфликта часто бывают результатом слабости государства, нищеты, ущемления прав человека, отсутствия гражданского общества и т.д. Поэтому структурное предотвращение конфликтов должно включать в себя технологии, позволяющие использовать правовые системы и механизмы разрешения конфликтов. Кроме того, оно предусматривает удовлетворение основных социальных, культурных, экономических потребностей граждан. Иными словами, структурное предотвращение должно осуществляться по трем основным параметрам: экономика, потребности граждан и управление.

В этом плане наше государство поэтапно пытается решить блок жизненно важных для населения проблем. Не случайно в своем нынешнем Послании народу Казахстана Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев огромное внимание уделил улучшению материального благосостояния граждан, образовательной системе, решению жилищной проблемы и т.д. [2]. Предложенная Главой государства программа затрагивает интересы практически каждого казахстанского гражданина и нацелена удовлетворить основные потребности населения, что непременно должно снизить потенциал деструктивных конфликтов.

Краткосрочные меры, направленные на предотвращение конфликта

К непосредственным причинам относятся факторы, связанные с принятием определенными политическими руководителями сознательных решений о применении насилия при разрешении конфликтных ситуаций. Как свидетельствует опыт, сегодняшние конфликты нередко вызваны политическими лидерами, которые не были заинтересованы в мирном разрешении конфликтов. По этому поводу Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев пишет: «…одно бесспорно – в основе многих конфликтов и противостояний, полыхающих или вспыхивающих на разных широтах, лежит элементарное “неумение жить в согласии”. И, если точнее, неумение обеспечить согласие и недостаток убедительности в обеспечении мирного компромисса» [3].

В нынешних условиях большая ответственность в предотвращении конфликтов ложится на государственные структуры. Именно государство как основной элемент политической системы несет ответственность за сохранение и обеспечение политической стабильности в обществе. Государство и его институты должны регулировать отношения между социальными субъектами, «структурируя социальное пространство таким образом, чтобы доля энтропийных (случайных, необратимых) процессов в социуме не превышала уровня, за которым начинаются системно-структурные дисфункции и становится возможным ее распад» [4]. Думается, не будет преувеличением, если сказать, что власть сегодня умеет действовать превентивно и упреждающе, пытаясь обеспечить дополнительные ресурсы стабильности и устойчивости.

Какие же методы разрешения социально-политических конфликтов существуют сегодня в политической практике и в политологии (конфликтологии)?

— Метод «избегания» конфликта. Такими действиями могут быть: уход с политической арены того или иного политического деятеля (добровольно), угроза ухода; увольнение с работы по собственному желанию, если работник не может сработаться с начальством или коллегами и т. п. Отметим, что противоречие, лежащее в основе конфликта противоборствующих сторон остается, поэтому «избегание» конфликта не означает его разрешения.

— Отрицание или подмена конфликта. Это такой способ отношения к конфликту, когда центр остроты конфликта осторожно перемещают в другую область.

— Метод конфронтации, силовой стиль. Здесь задача у сторон – победить любой ценой. Профессор Юри (США) называет такой метод «выигрыш-проигрыш». Важная цель – победа, а взаимоотношения здесь не играют роли. В психологии конфликта такой метод называется «акула».

— Метод откладывания конфликта – одна из сторон временно уступает свои позиции, якобы мирится с поражением. Но проходит время, условия меняются, ранее сдавшая свои позиции сторона, накопив силы, деньги, ресурсы, делает попытку вернуть утраченное и часто выигрывает.

— Метод примирения сторон на основе сближения их позиций, интересов через посредника. Это определенная примирительная процедура, добрые услуги, посредничество. В роли посредников выступают согласительные комиссии, менеджеры — конфликтологи, отдельные лица.

— Третейское разбирательство или арбитраж. Стороны добровольно передают свой спор для разбирательства третьей стороне, решение которой является для них обязательным. К третейскому разбирательству относится и судебное разбирательство.

— Поиск согласия (консенсус), соглашения, сотрудничества. Этот метод самый трудный, так как требует более продолжительной работы. Цель – разработка долгосрочного, взаимовыгодного решения.

Стратегия открытой и честной конфронтации. Здесь стороны ценят и цели, и взаимоотношения, открыто определяют позиции и ищут выход в совместной работе по достижению целей. Этот стиль У. Юри (США) называет «выигрыш — выигрыш».

lektsia.com

Способы разрешения межнациональных конфликтов

Можно выделить шесть предпосылок, необходимых для урегулирования этнических конфликтов (рис. 3) 5:

Рис. 3

Существуют следующие способы разрешения этнических конфликтов (Рис. 4):

Рис. 4

Нейтрализация межнационального конфликта. Обычно это означает надежный перевод конфликта в рамки легальной политической борьбы между соответствующими партиями и движениями при гарантированной невозможности насильственных действий любой из сторон, а также при наличии обоснованных расчетов на то, что сепаратисты, в конечном счете, не смогут набрать решающего большинства в свою поддержку. Такая политическая борьба, т.е. по сути консервация конфликта, может в вялой форме протекать десятилетиями, как, например, деятельность шотландских или квебекских сепаратистов, не сопровождаясь межнациональными столкновениями. Тем не менее, при этом остается опасность, что в случае неожиданных кардинальных изменений условий жизни (резкого экономического спада, экологической катастрофы и т.п.) дальнейшее развитие конфликта может выйти за законные рамки, поскольку продолжают сохраняться националистические партии и экстремистски настроенные деятели в их рядах.

Нейтрализация межнациональных конфликтов встречается достаточно часто. Поскольку подобный вариант также устраняет угрозы массового насилия, распада государства с полиэтничным населением или масштабных миграций беженцев либо депортаций по этническому признаку, то стратегию действий, направленных на его достижение, тоже можно условно считать выходом из политически взрывоопасной ситуации конфликта. Обычно это осуществляется усилиями спецслужб по дискредитации и дезорганизации деятельности наиболее радикальных лидеров и организаций при одновременном фактическом поощрении и содействии акциям и пропаганде более умеренных деятелей, выступающих от имени той же этнической группы и не склонных к нелегальным методам борьбы или к применению насилия. Таким образом, иногда удается перевести массовую поддержку меньшинства, а, следовательно, и трансформировать характер националистического конфликта от идей сепаратизма к лозунгам полномасштабной автономизации, а борьбу за территориальную автономию перевести в русло деятельности по возрождению родного языка и культуры и форсированному социально-экономическому развитию территорий расселения меньшинства.

«Естественное» развитие и последующее самозатухание межнационального конфликта. Межнациональный конфликт в ходе постепенной эскалации и перерастания в форму насильственного противостояния сторон в таком случае заканчивается в результате разрушения того прежде единого полиэтничного общества, в котором он возник и развивался. Подобный исход никак нельзя считать урегулированием конфликта, и к тому же это обычно означает переход от этнического конфликта внутри прежнего полиэтничного общества к межгосударственному конфликту вновь образовавшихся государств и новых обществ.

Неконтролируемое развитие и самоуничтожение межнационального конфликта также является реальным и достаточно часто встречающимся его исходом. Существует два основных сценария разрушения полиэтничного общества и тем самым прекращения конфликта:

Рис. 5

Чаще всего встречаются сочетание обоих сценариев. Такое сочетание этнических чисток и создания новых границ обеспечивает наметившееся сейчас прекращение конфликтов в Боснии и Герцеговине, и именно подобный исход наиболее вероятен для Нагорного Карабаха, Абхазии, Южной Осетии, Приднестровской Республики и многих других регионов бывшего СССР, где межнациональные конфликты давно уже привели к созданию новых непризнанных государств и к межгосударственным войнам.

Пути разрешения конфликтов - межнациональных, политических
studbooks.net

Способы урегулирования межэтнических конфликтов

Этнические конфликты, возникшие и существующие в современном геополитическом пространстве, не представляют собой каких-то уникальных исторических явлений. Все они имеют аналоги как в прошлой, так и в современной истории, что позволяет прогнозировать их развитие, предполагать возможные результаты и последствия. Несмотря на то что каждый этнический конфликт в чем-то своеобразен, природа каждого из них в общем едина, и потому сложились отработанные формы и способы их урегулирования. Конечно, в каждом конкретном случае важно учитывать масштабы конфликта, форму его протекания, геополитическое положение территории развития и распространения, силы и ресурсы конфликтующих сторон и т.д. От этих факторов зависят возможности и способы урегулирования конфликта. При этом технология урегулирования этнических конфликтов предполагает определенный алгоритм деятельности в этом направлении. В соответствии с этим алгоритмом должны быть проанализированы причины конфликта, его историография, субъекты конфликта, позиции и отношения сторон, цели и установки деятельности.

В целом возникновение любого этнического конфликта обусловлено существованием той или иной формы неравенства этносов. Поэтому урегулирование этнических конфликтов требует нахождения нового, компромиссного и приемлемого для всех конфликтующих сторон баланса взаимно удовлетворяющих интересов. Для достижения этого баланса необходимо выполнение трех обязательных условий.

Во-первых, каждая из сторон конфликта должна признать наличие конфликтной ситуации. Тем самым за каждой стороной конфликта признается право на существование, но это совсем не означает признания справедливости требований и притязаний. Урегулирование конфликта невозможно и бесполезно, если одна из сторон заявляет, что ее оппонент не имеет права на существование, а его позиция лишена всяких оснований.

Во-вторых, обязательным условием в урегулировании конфликта является степень организованности сторон: чем лучше они организованы, тем легче достигнуть договоренности и добиться исполнения условий договора. И напротив, диффузный характер интересов, их расплывчатость существенно затрудняют разрешение конфликтной ситуации.

И в-третьих, конфликтующие стороны должны принять твердо установленные правила игры, при соблюдении которых только и возможен переговорный процесс. Эти правила должны предоставлять равенство возможностей каждой из сторон, обеспечивать разумный баланс интересов в их взаимоотношениях.

Последняя предпосылка урегулирования фактически отсутствует во всех действующих конфликтах этнического характера, поскольку сторона, стремящаяся к отделению (сецессии), заранее оказывается в неравном положении со стороной, представляющей уже существующее государство. Исходное равенство возможностей может существовать в политических или экономических конфликтах, в которых конфликтующие стороны в известном смысле могут рассматриваться как равные.

Хотя в развитии этнических конфликтов происходит много сходных, однотипных процессов, в каждом конкретном конфликте участвуют люди со своими представлениями, убеждениями, страстями, стереотипами поведения. Атмосфера сильного напряжения приводит к тому, что поведение людей в конфликтных ситуациях зачастую не поддается логическому анализу, не основывается на здравом смысле. Поэтому вероятность найти решение конфликтной проблемы, которое в полной мере удовлетворило бы все конфликтующие стороны, очень мала. В лучшем случае стороны принимают компромиссное решение, которое не разрешает конфликт по существу и окончательно переводит его в латентное состояние. При этом не существует никаких гарантий, что последующие поколения конфликтующих этнических общностей будут удовлетворены подобным решением и не возобновят открытый конфликт.

В данном случае речь идет не об урегулировании, а о нейтрализации конфликта. Это надежный перевод этнического конфликта в рамки легальной политической борьбы между соответствующими партиями и движениями при гарантированной невозможности насильственных действий ни одной из сторон. Такое решение проблемы означает практически консервацию этнического конфликта, который может в вялой форме протекать десятилетиями, как, например, конфликты шотландских и квебекских сепаратистов, не сопровождающиеся насильственными действиями. Нейтрализация этнического конфликта на практике встречается достаточно часто. Поскольку такой вариант решения проблемы устраняет угрозу массового насилия, распада государства с полиэтничным населением или масштабных миграций беженцев, то такой способ урегулирования конфликта можно считать успешным и эффективным.

Как показывает историческая практика разрешения этнических конфликтов, особенно сложным является урегулирование этнотерри- ториальных конфликтов. Современная политическая карта мира сформировалась в результате сложных геополитических процессов, в том числе двух мировых войн, да и в нынешнем политическом устройстве мира сохраняется много несправедливых явлений. Не трудно представить себе последствия всех этих этнических конфликтов со стремлением устранить их из общественной жизни. В решении этой проблемы нет никаких гарантий, что в результате «справедливых» разрешений все конфликтные ситуации будут устранены, ведь у каждой из конфликтующих сторон существуют свои представления о справедливости.

В урегулировании этнотерриториальных конфликтов свою эффективность доказал метод альтернативы. Его суть заключается в выборе какого-то одного варианта решения проблемы из нескольких предлагаемых. Например, «обмен территории на мир», экономическая или территориальная уступка в обмен на получение льгот, восстановление прав определенной этнической группы. При применении этого метода изменяется территория за счет проведения новых государственных границ, разделяющих конфликтующие стороны, а также изменяется этнический состав населения территорий за счет беженцев и вынужденных переселенцев. На практике этот метод применялся в Боснии, Абхазии, Приднестровье, Нагорном Карабахе.

Весьма эффективным методом ослабления и урегулирования этнических конфликтов является метод переговоров. Многократное использование этого метода для прекращения этнических конфликтов позволило выработать определенную технологию его использования. Для достижения успеха в этом случае необходимо придать процессу переговоров прагматический характер, для чего нужно разделить предмет переговоров на ряд последовательных этапов. Практический опыт показывает, что обычно стороны быстро достигают договоренностей по первоочередным и неотложным вопросам, по поводу которых устанавливается перемирие или временное согласие. После этого стороны переходят к решению актуальных социальных и экономических вопросов. И наконец, политические вопросы, как наиболее трудные, обсуждаются и решаются в последнюю очередь. Если становится очевидно, что в данный момент решить политические вопросы не представляется возможным, то тогда используется тактика «отложенных решений».

Весьма важным моментом переговорного процесса является организационная сторона, в соответствии с которой переговоры должны вестись таким образом, чтобы каждая сторона стремилась учитывать не только свои собственные позиции, но и взаимные интересы партнеров. Только в таком случае можно будет найти удовлетворительные варианты решения проблемы не только для себя, но и для другой стороны. При этом важно каждую договоренность закреплять документально.

Технология применения этого метода предполагает привлечение к переговорам посредников, которые помогают достичь быстрого согласия сторон. Посредники, как правило, выполняют роль арбитров, уравнителей баланса интересов, миротворцев. При этом в переговорном процессе могут участвовать как официальные представители сторон, международных организаций, так и неофициальные представители народной дипломатии.

Практика нейтрализации и урегулирования этнических конфликтов показывает, что использование отмеченных способов позволяет получить три варианта их разрешения. Первый из них предполагает полную победу одной стороны над другой, разрешение конфликтной ситуации с позиции силы. Именно на такой результат этнического конфликта чаще всего ориентируются конфликтующие стороны на ранних этапах конфликта. Однако при таком варианте основные причины остаются неразрешенными, они только консервируются на многие десятилетия, переводя конфликт из открытого состояния в латентное.

Вторым вариантом разрешения этнического конфликта может быть взаимное поражение конфликтующих сторон. Чаще всего такой вариант завершения конфликта возникает, когда обе стороны истощили свои силы в борьбе, и в результате ни одна из сторон не смогла одержать заметной победы над другой. В этом случае для урегулирования конфликта стороны вынуждены обращаться к посредникам, искать компромиссное решение проблемы, которое, как правило, не удовлетворяет ни одну из сторон. Если удается урегулировать конфликт таким способом, то он практически переходит в латентное состояние, при котором стороны продолжают рассматривать друг друга как противников. Такой способ разрешения конфликта имеет высокую вероятность последующей актуализации конфликта.

И наконец, третий способ разрешения конфликта предполагает его завершение взаимным выигрышем сторон в виде достижения согласия по основным вопросам и установления конструктивного взаимодействия. Такой исход конфликта чаще всего становится возможным при наличии у обеих сторон политической воли к позитивному разрешению конфликта. Независимые посредники могут показать конфликтующим сторонам возможность их дальнейшего сотрудничества в разрешении стоящих перед ними общих проблем. Такая форма урегулирования конфликта является наиболее эффективной и реалистичной, поскольку придает конфликту не разрушительное, а созидательное содержание.

Урегулирование и разрешение межэтнических конфликтов является жизненно важной необходимостью существования любого полиэтничного сообщества. Конфликтные этнические отношения, характер и тенденции их развития всегда негативно влияют на основные процессы социально-экономического, культурного и политического развития любого государства. Они не просто задерживают и нарушают ход общественного развития, но и способны изменить всю его ориентацию, породить новые негативные тенденции, заложить основу для будущих конфликтов других поколений.

studref.com

COMMENTS