Раболепство — что это значит и как от него избавиться

Раболепие перед начальством мешает экономике России

В День социолога (отмечается у нас 14 ноября) мы пообщались с главным отечественным специалистом в этой области. Директор Института социологии РАН, академик РАН Михаил Горшков рассказал, что произошло с нами за 20 с лишним лет современной истории.

Академик РАН Михаил Горшков. Фото: isras.ru

РОЖДЕННЫЕ В СССР

— Ваш институт наблюдает за россиянами с начала 90-х годов. Изменились ли мы за это время?

— Ошибка многих политиков, да и экономистов тоже, в том, что они проводят реформы, думая, что жители России после распада СССР вдруг стали другими, изменились их образ мысли, общественный уклад, привычки, ментальность. Но человеческое сообщество живет по своим законам. С развала Советского Союза минуло 23 года, за это время произошла лишь профессионально-возрастная смена поколений. А для полного обновления общества необходимо 40 лет. Вот тогда в стране будет жить качественно другое поколение. Это как с импортозамещением: надо, чтобы оно случилось сию минуту, но в реальности это невозможно, нужно время.

— То есть мы все еще советские люди?

— Не совсем. Россияне неожиданно оказались в новой стране, с новыми правилами игры и иным отношением к собственности. Власти отпустили цены и были уверены, что рынок сам назначит правильную стоимость товаров, а заодно и автоматически поменяет ценности. Что теперь начальники будут заинтересованы в том, чтобы их работники не просто трудились, но и фонтанировали идеями, работали головой, двигали экономику вперед. Но люди остались прежними. Советский человек привык слушаться начальство, не спорить, не выделяться. А тут он понимает, что по новым правилам может быть уволен в любой момент, а его профессиональные навыки могут оказаться невостребованными в меняющемся мире. И он начинает подстраиваться. Большинство приняло подобную тактику поведения: слушаться начальство еще больше, чем раньше, не выделяться, не проявлять инициативу. Эта тактика действует и поныне.

— Можно так сказать. Советское поведение не изменилось, а мутировало. И это не от рабской природы, а от необходимости выживать в новых условиях…

— Рыночная экономика должна была дать человеку больше шансов.

— А на деле производственная демократия, как показывают опросы, наоборот, начала, как это ни парадоксально, сворачиваться. Власть «начальства» — чиновника, олигарха — усилилась, простой человек вынужден подчиняться.

— Но подрастало же и другое поколение, которое не работало в СССР.

— Да, но его представители попадали в рабочую среду, где их учили старшие товарищи. Не задаваться, не высовываться, тянуть свою лямку с 9 до 6 — как прикажут. Есть закон социального воспроизводства. Сегодня мы наблюдаем молодежь, которая родилась уже в современной России. А живут они во многом с советским сознанием. Есть еще и закон социально-психологического заражения. Папа дает директору школы взятки, сын вырастает и тоже дает взятки. Или берет.

— Почему так произошло? Ведь эта заноза у нас в головах не дает экономике развиваться и сегодня?

— Во-первых, нет стабильных стимулов для личного развития. Человек видел, что заработать и разбогатеть смогли немногие, люди со связями, те, кто делил страну. И у него сложилось впечатление, что надо либо, как они, хапать, либо тебе в жизни ничего не светит и стараться бессмысленно.

— Мы говорили об этом в начале года на встрече у президента. Он пригласил группу академиков РАН, чтобы обсудить с ними, что нужно сделать, чтобы экономика и ВВП страны развивались в режиме ускорения. Я тогда сказал, что необходимо использовать стимулы к труду, уровень ответственности за свой труд. На это мало обращают внимание, а без этого ускоренного роста не будет. Воспитание ответственности требует, чтобы человек стал соучастником производства, а лучше — совладельцем. Эффективнее всего человек работает, когда он заинтересован в развитии предприятия. В компании «Боинг» значительная часть акций принадлежит работникам. У нас подобных предприятий на всю страну наберется сотни две. А в Германии почти 80%. Отношение к собственности определяет отношение человека к работе, к начальству и к самому себе.

— Но и у нас была приватизация, ваучеры раздавали, их обменивали на акции предприятий.

— А потом запустили механизм продажи акций в одни руки. Финансовая грамотность была на нуле, люди продали акции за бесценок.

— И как нам выбраться из этой ловушки?

— Нам необходимо перестроить капитальное здание, не трогая при этом несущие конструкции. Неверящим в такое скажу: перестроить страну и общество можно с помощью среднего класса — с его мозгами и национально ориентированной элиты — с ее капиталами.

— Недавно вы «подсчитали» средний класс в стране, и получилась немаленькая цифра.

— Да — 40 — 42%. Но когда начинаешь разбираться, что стоит за этими цифрами, радости становится меньше. Качество среднего класса у нас другое, чем на Западе. Там костяк среднего класса — это мелкие и средние предприниматели, «белые воротнички», люди искусства, работники образования, науки, медицины, финансовой сферы. У нас же в среднем классе много чиновников. В указанной выше «красивой» цифре на них приходится больше половины. Все цифры надо разбирать, учитывая нюансы. Например, Росстат считает, что в России 11% бедных по доходам. А мы к этой цифре прибавляем еще 20% бедных по лишениям. Это люди, которые получают чуть выше среднего, но у них несколько иждивенцев, дети, за образование которых нужно платить, старики, которым необходимы дорогие лекарства. В результате, по официальным данным, они не бедны, но реально лишены множества возможностей: поехать в отпуск, подлечиться в санатории, обновить явно устаревшие вещи.

— А как изменилась за эти годы финансовая грамотность населения?

— В условиях кризиса 1998 года, например, все побежали покупать крупу и соль, а уже потом встали в очередь в обменники. При кризисе 2008 года основная часть населения решила прежде всего перевести деньги в деньги: стали покупать валюту. И сейчас люди признаются: стали создавать личные кризисные фонды, чтобы в случае чего на них прожить.

— А что вас в результатах опросов пугает?

Раболепство - что это значит и как от него избавиться
www.kp.ru

Раболепство — что это значит и как от него избавиться

Обязательно научитесь, если начнете с молитвы : «Господи помилуй» , прося сначала помилования , как «раб» (и неключимый!) , а потом — как «наемник» . Тогда и сыновний страх Божий , любовью износимый, уже не оставит места страху наказания.

1. Сколько людей, столько разных «помилуй», как вы могли судить по ответам. Больше того, наверняка у одного и того же человека в разные минуты его жизни и в разные умонастроения, его «помилуй» будут беспредельно разными. Радостно человеку — в его «помилуй» радостное упование, дерзновение и надежда. Сокрушенные своей немощью просят спасти их, вернуть из духовной смерти в жизнь. Помилование виновным — прощение вины. Каждое чувствование этого «помилуй» проистекает из душевного состояния молящегося человека. Может быть, если поискать в себе, то найдется что-то, что внутри у вас открыло лазейку для «животной грусти раба»?

2. В нашем земном мире «милость» противоположна «жестокости». Отсюда недоумение. Но в Божьем мире жестокости места нет, не мерьте Его милость здешним окровавленным метром. Там милость противоположена справедливости. Поэтому «Помилуй» — это констатация того, что мы уповаем не на «оценку по заслугам» — справедливость не оставила бы нам, таким, как мы есть, падшим и постоянно падающим, никакой надежды! — а на Божью любовь не по заслугам. Не знаю, смирение ли это, но что дерзновение — это уж точно.

Собственно говоря, для того и существует наш форум, чтобы вносить ясность в подобные вопросы.

Кое что из св. отцов о началовводном (РАБСКОМ) страхе Божием

1. Св. отцы не скрывают, что это страх именно «казни» и даже называют это благодатное чувство страха «палачом» (преп. Симеон Новый Богослов). Но они призывают не верить бесам, желающим представить нам такой страх, как нечто унизительное.

2. «Всякому начавшему жить по Богу полезен страх мук и порождаемая им болезнь сердца. Кто же без такого болезнования и без таких уз страха думает положить начало доброй жизни, — тот даже не на песке полагает основание своих деяний, но мечтает построить дом на воздухе, что, конечно, НЕВОЗМОЖНО. Между тем, болезнование и страх скоро порождают великую радость , разрывают узы всех грехов и страстей, и палач сей не смерти, а ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ бывает виновником» ( св. Симеон Новый Богослов).

3. Страху Божию, даже началовводному (рабскому), учит Сам Бог .
Поэтому надо Ему молиться, чтобы Он и нас, грешных, научил этому «началу Премудрости».

4. Началовводный (рабский) страх побуждает христианина избегать греха и исполнять заповеди Божии. Через это очищается и ум и сердце человека! И когда сердце христианина становится чистым, — в нем поселяется высшая христианская добродетель — ЛЮБОВЬ. Она полностью пожигает рабский страх. «Раб Божий» начинает ощущать себя возлюбленным сыном , и стремится ответить на Любовь Бога к нему — тоже всеотдавающей себя любовью. Страх Божий при этом остается, но уже в форме сыновнего страха, больше всего на свете боящегося чем-нибудь причинить боль любимому Отцу.

ТОЛКОВАНИЕ МОЛИТВЫ «ГОСПОДИ, ПОМИЛУЙ» (Из «Добротолюбия», в сокращении )

«Господи, Иисусе Христе, помилуй мя!», или сокращенно: «Господи помилуй!» — от апостольских времен даровано христианам. чтобы они непрестанно возглашали сие… Впрочем, делая так, весьма немногие знают, что значит: «Господи, помилуй !». Поэтому взывают безплодно, вопиют…, а милости Господней не получают, т.к. не ведают , чего ищут.

Сего ради надлежит нам знать: какая это милость Господа Иисуса Христа ? Какая?! Всякая! Все, что нам потребно в нашем падшем состоянии , — все это в Его деснице есть. … Через Его вочеловечивание все наше стало в Его руках…

Христиане , которые, после стольких благодеяний Божиих, … отдалились от Бога и подпали под иго рабства греху…, но не совсем еще сделались безчувственными…, т.е. понимают ошибку свою и сознают рабство , какому подпали, сил же на то, чтоб избавиться от него в себе не видят, — те прибегают к Богу и вопиют : «Господи помилуй», чтобы сжалился над ними многомилостивый Господь, чтобы принял их, как блудного сына, и опять даровал им божественную благодать Свою, и ею избавил их от рабства греху, удалил от них бесов, и возвратил им свободу, — да сим образом возмогут они прочее жить богоугодно и соблюдать заповеди Божия.

Итак, те христиане, которые с такой целью вопиют : «Господи помилуй», всеконечно сподобятся милости Божией и получат благодать, чтоб.. спастись. Те же, которые совсем не имеют сказанных помышлений и не осознают бедственности своего положения и соего порабощения воле плоти и мiрским обычаям, и даже времени не находят подумать о своем рабстве, но без всякой такой цели (по одной привычке) вопиют: «Господи, помилуй», —
эти как могут получить милость Божию?! И особенно такую дивную и безмерную милость?! Для таких лучше даже вовсе не получать ее, нежели, получив, опять растерять, потому что тут уже будет двойное прегрешение…

Милость Божия есть не что другое, как благодать Св. Духа. И ее должны испрашивать у Бога мы, грешные, непрестанно вопия к Нему: «Помилуй мя «! Яви милость Свою, Господи, ко мне, грешному, в моем жалком состоянии и приими меня опять в благодать Твою. Дай мне дух СИЛЫ , чтобы он укреплял меня в противостоянии искушениям диавола и худым моим навыкам греховным. Дай мне дух СОВЕТА , чтобы я уцеломудрился, пришел в чувство и исправился. Дай мне дух СТРАХА, чтоб я боялся Тебя оскорблять и исполнял заповеди Твои. Дай мне дух ЛЮБВИ, чтоб я любил Тебя и не удалялся более от Тебя. Дай мне дух МИРА, — да соблюду мирной душу мою…, и да буду немучим мыслями. Дай мне дух ЧИСТОТЫ, — да хранит он меня чистым от всякого осквернения. Дай мне дух КРОТОСТИ, — да буду тихонравен в обращении с братиями моими и воздержен от гнева. Дай мне дух СМИРЕНИЯ — да не помышляю о себе высокая, и да не буду горд!

Кто знает и чувствует, СКОЛЬ ПОТРЕБНО ЕМУ ВСЕ СКАЗАННОЕ, и, прося того у многомилостивого Бога , взывает:
«Господи, помилуй!», — тот наверняка получит то, о чем просит, и сподобится милости Божией и благодати Его…

А иному… нет возможности получить когда-либо милость от Бога. Ибо он и прежде получал много милостей от Бога, но не познал того и не возблагодарил Бога, даровавшего их.

Поскольку принятый от врага помысел НЕЛЕГКО изживается, продолжу обнажение его лживости.

Да, Бог всеведущ , безконечно благ и милосерден; и Он, конечно мог бы помиловать нас и без наших «униженных просьб о снизхождении»… Но Он этого не делает! Почему? Потому что Он хочет, чтобы мы не только были помилованы Им , но и получили венцы, чтобы спасительный для нас итог оказался результатом не только Его благости и милосердия, но и нашего доброго произволения, нашего стремления к Нему, именно, как к Спасителю.

Давайте вспомним притчу о блудном сыне. Разве не мог отец сжалиться над сыном и в то время, пока он жил распутно в стране чужой, разве в это время он его не любил? Но он не оказал блудному сыну своей милости до тех пор, пока тот не решился молить отца о принятии — нет, не обратно в сыновья (за исповеданным перед отцом своим недостоинством), а в наемники.

Иной казуист может возразить: «Но ведь отец сразу же выбежал навстречу блудному сыну, даже не дожидаясь, пока он произнесет заготовленные слова, эквивалентные по смыслу «помилуй». Почему же мы должны многократно , без конца, повторять это «помилуй»?»

Эх, маловерие наше… Господь и сейчас, ликуя, » выбегает нам навстречу» при первом же нашем вздохе: «Господи помилуй»! Но, поскольку мы безчувственны , мы удостоверяемся в этом не сразу, а только после долгих молитв, когда ощутим отеческий «поцелуй» и отведаем заколотого ради нашего возврата домой тельца.

Бывает также ( как открыл нам пророк), что «Господь медлит помиловать вас» (Ис.) Этим промедлением Он испытывает ТВЕРДОСТЬ и искренность нашего желания получить помилование.

В том, как приятна Господу молитва : «Господи помилуй» — убеждает нас Священное Писание. К ней призывали пророки: «Молитесь Господу, чтобы помиловал нас» (Мал. 1.9). Ею пронизаны псалмы:
«Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей» (Пс.50); «Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь» (Пс.6); «Помилуй мя, Господи, яко скорблю» (Пс.30); «Избави мя, Господи, и помилуй мя» (Пс. 25); «Господи, помилуй мя и исцели душу мою, яко согреших Ти» (Пс.40), и т.д.
А в Евангелии? Еще при жизни Иисуса Христа?
Кто удостоился от Него особенно чудесных благодеяний?
Не слепцы ли Иерихонские, вопившие : «Господи помилуй»?!
Не хананеянка ли , которая продолжала кричать (именно кричать. ) : «Господи, помилуй», даже несмотря на то, что Он «не отвечал ей ни слова»?!

Да разве зазорно для нас сознавать себя рабами Божиими, непрестанно нуждающимися в помиловании? Быть рабом греха — вот что нас постыжает! И Сам Господь заповедью Своей благословил нас на это рабское чувство: «Так и вы, когда исполните все повеленное вам , говорите: мы рабы, ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать». Это, когда сделаем что-либо доброе. Не тем более ли это чувство уместно для нас, когда еще служим греху?

Дорогая Александра.
То хорошо, что Вы хотите искренне молиться не только словами, но и умом , и сердцем, и понимая смысл и силу молитвы «Господи помилуй» , и от всего сердца вожделевая исполнения Богом Вашего прошения. Именно так мы призваны молиться Богу, и, пока не имеем этого, наша молитва несовершенна.
И не смущайтесь слишком тем, что лукавый Вас искушает помыслами сомнения . От опытных в молитве св. отцов знаем, что он как раз тех сильно борет отвращающими от молитвы помыслами, в ком видит молитвенное рвение.
Но Вы не имеете еще духовного опыта «невидимой брани», и поэтому доверчиво приняли за свои внушенные Вам врагом нашего спасения якобы важные «философские и психологические проблемы».
Давайте вместе их проанализируем и выведем на Божий свет коварство лукавого.
Вы хорошо делаете, что стремитесь избежать лицемерия , притворства — даже и в страхе Божием. Да. Лицемерие, самообман, неискренность — это смерть внутреннего христианства и неизбежным следствием его является вырождение христианства в показушное фарисейство. Как огня, мы должны бояться и избегать даже тени лукавства.
Но есть и другая , закрывающая нам путь к богообщению страсть : ГОРДОСТЬ. Ее тоже в себе мы должны ненавидеть, как наиболее характерную для падшего ангела.
Рассмотрим теперь «софизмы», которым Вы неосторожно поверили.
Вы пишете:
**Альтернатива помилованию — казнь…. Если о помиловании просит преступник, это вовсе не обязательно означает, что он искренне раскаивается. Скорее всего, он просто стремится избежать наказания. Вот этого-то я для себя и не хочу: просить Господа о помиловании лишь из страха перед карой**.
Простите меня, Христа ради… Но я бы назвал это тонким интеллигентским самокопанием. И только.
Если преступник действительно, а не лицемерно, осознает себя преступником , — будет ли он рассуждать , чего ради он просит о помиловании?! Угроза казни воочию стоит перед ним! До философии ли ему? До самонализа ли?

А вот, если угроза казни представляется абстрактной, не имеющей субъективного касательства, — тогда и впрямь возникают философемы.
Мы часто начинаем лукавить уже в том, что грешниками называем себя НЕИСКРЕННО. Ну, да, вроде, я грешник…, но не хуже же других… К тому же во многих моих грехах «виноваты» другие люди и обстоятельства… Да и Бог милосерд… Ну, разве я заслуживаю казни?.
Вот это-то тайное самооправдание и открывает в нас доступ к нашим душам лукавому. С НИМ НУЖНО БОРОТЬСЯ. Св. отцы говорили, что «закон евангельский самооправданий не знает».
Следует заметить, что без помощи Божией искреннему страху Божию научиться и невозможно. Поэтому нужно молить Господа, чтобы Он Сам научил нас страху Божию, который (по Писанию) является началом всякой премудрости. Но не только молиться! Нужно и самому потрудиться посильно. Как? 1) Отыскивать в Свящ. Писании УГРОЗЫ Божии, и относить их к себе, а не к кому иному. 2) Почаще вспоминать О СМЕРТИ. И о Страшном Суде. О вечных муках грешников. Читать слова святых отцов об этом:
http://www.rus-sky.org/history/library/dobrotolubie.htm#_Toc24896907

3) Отражать прилоги помыслов от духа лестча, стремящиеся скомпрометировать в наших глазах страх Божий, как нечто недостойное нас и рабское. Принятие таких помыслов — от гордости нашей. Если захотите, примите совет: читайте ежедневно перед сном молитву св. Иооанна Дамаскина (из молитв на сон грядущим). Там есть такие слова:
Владыко Человеколюбче,не ужели мне одр сей гроб будет, или еще окаянную мою душу просветиши днем? Се ми гроб предлежит, се ми смерть предстоит. Суда Твоего, Господи, боюся и муки безконечныя, злое же творя не престаю:Тебе Господа Бога моего всегда прогневляю, и Пречистую Твою Матерь, и вся Небесныя силы,и святаго Ангела хранителя моего. Вем убо, Господи, яко недостоин есмь человеколюбия Твоего, но достоин есмь всякаго осуждения и муки. Но, Господи, или хощу, или не хощу, спаси мя.Аще бо праведника спасеши, ничтоже велие; и аще чистаго помилуеши, ничтоже дивно; достойни бо суть милости Твоея. Но на мне грешнем удиви милость Твою.
И к молитве «Господи помилуй», несмотря ни на что, себя принуждайте!
Ведь эта молитва, кроме всего прочего, является МОЩНЕЙШИМ СРЕДСТВОМ отражения помыслов от лукавого. Вот, молится так человек… И вдруг у него возникают помыслы, вроде тех, что так смутили Вас… А он не впускает их в себя! Не оценивает , — добрые они или злые… А просто прогоняет их молитвой : «Господи помилуй», т.е. молится так, пока этти помыслы не отойдут.
А чтобы еще больше укрепиться от смущения, молитесь также и 2-мя другими краткими молитвами (которые уже сейчас Вы , наверно, сможете произносить от сердца) :
1) Боже, в помощь мою вонми. Господи, помози мне потщися.
2) Господи, прости и помоги.

Чтобы и умом разобраться в том, что страх Божий не постыжает: ни рабский (началовводный), ни сыновний (страх совершенных) , читайте об этом у св. отцов. Для начала в
http://pagez.ru/phk/index.php?id=2

** Если он суров, но милостив, Ему мои униженные просьбы о снисхождении не нужны — Он и без них знает, чего я достойна и как со мной поступить**.
Конечно! Это НАМ нужны наши униженные просьбы. А Богу они приятны лишь постольку, поскольку он РАДУЕТСЯ , что мы это осознали.

**Мне кажется, я была с Вами невежлива и бесцеремонна; не в этой теме — в другой. Пожалуйста, простите мою несдержанность.**
Не помню! Но это замечательно, что Вы произнесли эти слова! И знаете почему? Ничто нам так не мешает чисто молиться, как непримиренность в душе с нашим ближним, смущение в отношение него, а тем паче, — злопомнение.
Спаси Господи!
И да поможет Вам в невидимой брани Пресвятая Владычица наша Богородица.

«»»»Для молитвы «Господи помилуй», чтобы она исходила от сердца, не нужно никакой философии о «тонкой грани» между смирением и раболепством .»»»

Для меня — нужно, Вячеслав Георгиевич, поверьте мне. Не в философии тут дело, а в том, КАКИМ должен быть страх Божий. Я про себя знаю, что, не умея, а — главное — толком и не пытаясь достичь истинного смирения, я стала изображать его, раболепствуя и пресмыкаясь перед Господом, как язычники. Поверьте, очень важно знать про себя, где ты в действительности смиряешься и покоряешься Господней воле, а где начинаешь притворяться и лукавить перед собой и перед Богом. Поверьте мне, я ищу не сладенького сиропа и не благовидной упаковки. Я хочу знать, как оно есть на самом деле. Если мой Господин нуждается в умилостивлении, если Он не помилует меня без моих слезных просьб и унижений, то такого Господина я могу бояться, но не могу любить. Если он суров, но милостив, Ему мои униженные просьбы о снисхождении не нужны — Он и без них знает, чего я достойна и как со мной поступить. (Как это там Гамлет говорил: «Если бы каждому воздавали по заслугам, то кто бы избежал порки»?) Честное слово, я не порки боюсь. От Господина, в которого я верю и люблю, я все готова принять и вытерпеть. Но я боюсь утратить эту веру и любовь, утопив их в притворстве и ложном смирении.

Спасибо Вам за ответ, Вячеслав Георгиевич. Ине кажется, я была с Вами невежлива и бесцеремонна; не в этой теме — в другой. Пожалуйста, простите мою несдержанность. Еще раз спасибо за Ваше участие.

Часто молиться. Как можно чаще и больше — это единственное намерение, гарантированно не от лукавого. Все остальное — может быть. Особенно многоумные «разборки полетов». «Умника» все равно не переумничаешь.

www.cirota.ru

Тема: Чем христианское смирение отличается от раболепства?

Опции темы
  • Версия для печати

Чем христианское смирение отличается от раболепства?

РАБОЛЕ́ПСТВО, раболепства, мн. нет, ср. (книжн. презр.). Льстивое угодничество, низкопоклонство, приниженное послушание по отношению к кому-чему-нибудь.
Смирение.
Готовность подчиняться чужой воле.
Я понимаю, что подчиняться, благой, угодной и совершенной воле Господа- это высокое нравственное качество. Иаков 4:10 Но смиряться перед насильниками, лихоимцами, обидчиками и прочей нечестью- это уже не смирение, а раболепство, которое противно и Отцу и Сыну и Святому Духу.

Последний раз редактировалось Мама Эля; 24.05.2019 в 04:35 .

Человек имеет право на самооборону.

Душа есть сила самоприятия. Дух есть сила [самособытия]. Вера есть приятие Истины.

А если верить в такого Бога,
который мучает в аду вечно ,то это не раболепие?

Сознательный отказ от своего законного права в пользу Бога.

Истинное христианское смирение исходит от истинных христиан, которые
рождены от воды и Духа и поклоняются Богу в духе и истине! А всё остальное,
происходит от человека плотского, душевного, не имеющего духа.

А что тогда тему открыли, коли понимаете?

Действие вроде то же, но мотивы разные. В одном случае угождение другому ради собственной корысти, в другом, просто из за любви к человеку.

Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых.Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть.Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками

Бог никого не мучает в аду вечно.

Разве что-то в этом мире может происходить без воли Б-га?

Раболепство — это льстивое человекоугодничество, унижающее самоценность человека.

А качество «смирение» это противоположность качеству «нетерпимости». Близко по значению с качеством «отстранённости». Подобно пассажиру в автобусе, не способным или не желающим, без особой на то нужды, влиять на маршрут и скорость автобуса. Т.е., здесь, «смиренный» или «смирившийся» человек понимает, что нужно переместиться от «А» до «Б» и там будет «то-то и то-то», но «меня это не должно касаться, если не произойдёт «нечто» из рамок вон выходящее» — думает он.

Это совершенно две разные тенденции, приводящие к различным последствиям и соответствующие различному поведению.

www.evangelie.ru

Часть 3. Борьба с помыслами

Восемь смертных грехов и борьба с ними

Отсечение дурных помыслов есть необходимое условие борьбы со страстями.

Страсть рождается в душе человека не сразу. Святые отцы говорят, что начинается она с прилога, или приражения. По-славянски приразиться – значит столкнуться с чем-то.

Прилог возникает в сознании человека от впечатлений увиденного, по какой-либо другой причине или как образ, навязанный врагом – диаволом. Но прилог приходит помимо воли человека, без его соизволения и участия. Человек сам волен принять прилог в сердце или отринуть его. Если прилог принят, он уже обдумывается, делается своим. Отцы называют это также сочетанием или собеседованием с помыслом.

Третья стадия – это склонение к помыслу, или сосложение, когда воля настолько подпала под влияние греховной мысли, настолько сроднилась с ней, что человек уже готов перейти к действиям. Грех уже наполовину совершен в мыслях. Как говорит Господь в Евангелии: «Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15: 19), таким образом показывая, с чего начинается грех – «со злого помысла» о нем. И апостол Иаков пишет: «Похоть же, зачав, рождает грех, а содеянный грех рождает смерть» (Иак. 1: 15).

Греховный помысел, который поселился в душе и сердце, обязательно когда-нибудь перейдет в действие. Человек, позволяющий себе нескромные взгляды, не хранящий свое зрение и слух от соблазнительных картин, имеющий в уме нечистые, блудные помыслы, не может оставаться целомудренным.

«Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его? Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих?» – вопрошает премудрый Соломон (Притч. 6: 27–28).

Поэтому тем, кто хочет вести духовную жизнь, следует помнить, что дурные помыслы нужно умерщвлять в зародыше, «разбивать младенцев их о камень» (см.: Пс. 136: 9). А зародыш помысла есть (как уже было сказано выше) прилог – нечто нам совсем не принадлежащее, но, как какое-нибудь зловредное насекомое, стремящееся залететь в приоткрытое окно нашего сознания.

Как-то в одной книге по психологии прочел о том, что наши мысли вовсе не являются «нашей собственностью» и порождением нашего ума. То, что мы думаем, – результат множества причин и обстоятельств: воспитания, условий жизни, времени, в котором мы живем, страны, в которой мы родились, и т.д. Например, если бы мы родились в другой стране, в другое время или получили другое воспитание, мы и думали бы иначе. Таким образом, то, что мы думаем, – это не совсем наши мысли, они могут возникнуть у нас по очень многим независящим от нас причинам. (Следует еще добавить, что люди православные хорошо знают, что нехорошие, греховные мысли могут приходить еще из одного источника, и источник этот хорошо известен.) Конечно, эти замечания о мыслях касаются только не укоренившихся в сознании помыслов; если человек принял мысль и начал ее обдумывать, он уже сродняется с ней, она становится его собственной.

Психологи советуют отделять плохие мысли от хороших и оформлять с плохими «развод», то есть не пускать их в свое сознание, не считать своими, а к хорошим мыслям, наоборот, «свататься» и всячески дружить с ними, заменяя плохие, мрачные, агрессивные мысли светлыми, добрыми, позитивными. Мне эта мысль весьма понравилась, но как же я был удивлен, когда у святителя Феофана Затворника прочел очень похожий совет: «Великая ошибка, и ошибка всеобщая, – почитать все возникающее в нас кровною собственностью, за которую должно стоять, как за себя. Все греховное есть пришлое к нам, потому его всегда должно отделять от себя, иначе мы будем иметь изменника в себе самих. Кто хочет вести брань с собою, тот должен разделить себя на себя и на врага, кроющегося в нем. Отделив от себя известное порочное движение и сознав его врагом, передай потом это сознание и чувству, возроди в сердце неприязнь к нему. Это – самое спасительное средство к прогнанию греха. Всякое греховное движение держится в душе через ощущение некой приятности от него; потому, когда возбуждена неприязнь к нему, оно, лишаясь всякой опоры, само собою исчезает».

Действительно, грех и скверна не могут быть частью души, они не свойственны, не сродни человеку; мы сотворены чистыми, светлыми, очищены водами святого крещения. Вот лежит ребенок, только что крещенный; он чист, он как ангел Божий, и «все греховное есть пришлое к нам», оно приходит уже потом. И только приняв его в себя, согласившись с ним, мы сами поселяем грех в своей душе. И тогда уже выгнать его ох как непросто.

Мы должны установить в своем сознании как бы некий фильтр, решить, какие мысли для нас желательны, а какие нельзя подпускать и на пушечный выстрел. Поступить как родители, которые могут заблокировать доступ детям на некоторые сайты или телевизионные каналы. Можно привести еще аналогию. Когда раздается звонок в дверь, мы же не сразу распахиваем ее, не спросив: «Кто там?»? Нет, мы сначала смотрим в глазок и только убедившись, что это звонит знакомый нам человек, впускаем его в квартиру.

Помыслов не нужно бояться, но и не нужно беседовать с ними.

Как-то я исповедовался одному опытному священнику в том, что замучили греховные помыслы, и он дал мне такой совет: «Воспринимай помыслы как что-то внешнее, не имеющее к тебе отношения. Мысль может контролировать приходящие к нам помыслы, но в нашей воле – принять или нет». Допустим, сидит человек в доме; окна и двери закрыты; за окнами буря, метель, непогода, но они не вредят ему, пока он не открыл окно. Но стоит открыть – непогода ворвется внутрь, и станет неуютно и холодно. Так же и мысли: они неизбежны, но не должны входить в душу и осквернять ее.

Очень важно не только избавляться от греховных помыслов и не допускать их в свою душу, но и заполнять ее мыслями другими – духовными, светлыми, добрыми. Ведь есть закон: природа не терпит пустоты. И духовная природа тоже. Вспомните притчу, как нечистый дух выходит из человека и, изгнанный, ходит по пустынным местам, потом возвращается и, найдя свое место незанятым, приводит семь злейших себя бесов. Свято место, как говорится, пусто не бывает.

Святитель Феофан советует поставить после изгнания злых помыслов у самого входа в душу как бы щит и не пускать их обратно: «А для сего спеши восставить в душе убеждения, противоположные тем, на котором держится смущающий помысел».

Мы уже говорили, что каждой страсти есть противоположная добродетель. Так и каждой греховной мысли можно противопоставить противолежащую, добродетельную. Например, блудной – целомудренную, чистую; гневливой – доброжелательную; помыслу осуждения – помысел оправдания, жалости к ближнему и т.д.

В заключении приведу еще один совет святителя Феофана: начинать борьбу с помыслами с молитвы к Господу, святым и ангелу-хранителю. Чтобы мы приписывали успехи духовной брани не нашим собственным стараниям, но только помощи Божией.

Раболепство - что это значит и как от него избавиться
pravoslavie.ru

COMMENTS