Развитие личностного роста

Mirrosta.ru

Лучшие упражнения для тренинга личностного роста

Упражнение для тренинга личностного роста «Я в будущем»

Каждый участник рисует себя в будущем. Происходит защита участниками своего рисунка.

Упражнение для тренинга личностного роста «Шприц»

Цель упражнения: помочь участникам более глубоко почувствовать и пережить ситуацию уговоров, выработать «иммунитет» к психологическому воздействию.

У каждого подростка существует естественный психологический барьер по отношению к наркотикам, особенно внутривенным. Не так-то просто в первый раз решиться на то, чтобы проколоть себе вену или ввести в организм вещество, действие которого непредсказуемо. Именно на этом этапе, до того как подросток прошел «посвящение»: сделал первую инъекцию или выкурил первую сигарету, необходимо выработать у него навыки самозащиты.

Упражнение делается по кругу. Инструкция: тот, у кого в руках находится шприц, должен предложить соседу справа уколоться якобы имеющимся в шприце наркотиком; задача второго — отказаться; делается 3 попытки, после чего шприц передается тому, кто отказывается, и так по кругу. В конце проводится короткое обсуждение, отмечаются те варианты отказа, которые были наиболее убедительными, и те случаи, когда у «искусителя» сохранялось настойчивое желание продолжать уговоры.

Упражнение для тренинга личностного роста «Чемодан в дорогу»

Группа садится по кругу.

Мы завершаем нашу работу. Сейчас каждый из вас по очереди будет ставить перед собой этот стул (ведущий ставит стул в центр круга). Все участники группы в том порядке, в котором вам будет удобно, будут подходить к вам, садиться на стул и называть одно качество, которое, на их взгляд помогает вам, и одно, которое мешает. При этом надо помнить, сто называть следует те качества, которые проявились в ходе работы группы и поддаются коррекции. После того, как все выскажут свое мнение, следующий участник берет стул и ставит напротив себя. Упражнение повторяется и т.д.

Упражнение для тренинга личностного роста «Цвет эмоций»

Выбираем водящего. Водящий по удару гонга закрывает глаза, а остальные участники задумывают тихонько между собой какой-нибудь цвет, для начала лучше один из основных: красный, зеленый, синий, желтый. Когда водящий откроет глаза, все участники своим поведением, в первую очередь, эмоциональным состоянием, пытаются изобразить этот цвет, не называя его, а водящий должен отгадать, что это за цвет. Если он отгадал, то выбирается другой водящий, если нет, то остается тот же самый. Итак по команде один игрок закрывает глаза, а все остальные молча загадывают цвет. Затем игрок открывает глаза, а все остальные изображают задуманный цвет своим поведением. Водящий должен его отгадать. Все понятно? Внимание! Спасибо, игра закончена.

Упражнение для тренинга личностного роста «Табу»

Цель упражнения: помочь участникам понять, как они относятся к разного рода запретам и ограничениям. Нередко любопытство или желание изведать запретный плод или стремление продемонстрировать свою смелость руководят подростком в его поступках. Хорошо, когда он знает, какие чувства им управляют, это позволяет сделать осознанный выбор.

Ведущий ставит в центре круга небольшую шкатулку или коробочку, в которой лежит неизвестный предмет. «Там лежит то, что нельзя», — говорит ведущий. Затем он предлагает каждому как-то проявить себя в отношении этого предмета. Участники могут вставать или оставаться на месте, выражая отношение мимикой или жестами; они могут подходить к шкатулке, брать ее в руки, заглядывать внутрь, — каждый поступает так, как считает это нужным. Даже если кто-то останется на месте, ничего не предпринимая, — это тоже будет способом реагирования на ситуацию. При выполнения упражнения важно помнить, что это упражнение действия, а не объяснений, поэтому, если кто-то будет пытаться просто рассказать словами о своей позиции, задача ведущего побудить его «показать» свое отношение.

Упражнение для тренинга личностного роста «Самопрезентация»

Цель: включение адаптивных механизмов, отработка навыков проявления эмоций, способствующих процессу профессиональной адаптации.

1)Тренер предлагает каждому из участников рассказать о себе и о значимых для него событиях с позиции того, что вызвало:

2)Процедура идет по кругу и может включать оценку самопрезентации предшествующего участника по той же схеме «удивление—интерес—радость».

3)По окончании процедуры можно обсудить в группе результаты самопрезентации (при необходимости).

Упражнение для тренинга личностного роста «Пессимист, Оптимист, Шут»

Цель: создание целостного отношения человека к проблемной ситуации, получение опыта рассмотрения проблемы с разных точек зрения.

1)Тренер предлагает каждому участнику описать на отдельных листках в нескольких предложениях ситуацию, вызывающую у него стрессовое состояние или сильные негативные эмоции, либо ситуацию, которую участник затрудняется принять. Написанная история не должна содержать никаких эмоциональных описаний, — только факты и действия.

2.Далее участникам предлагается сдать свои листки с написанными историями тренеру для последующей работы (возможна анонимность).

3.Тренер зачитывает на группе все варианты стрессовых ситуаций, и группа выбирает 2-3 наиболее типичных, имеющих значимость для всех.

4.Тренер предлагает группе разделиться на три подгруппы и раздает каждой подгруппе по одной истории. Задание для подгрупп следующее: надо наполнить каждую историю эмоциональным содержанием — пессимистичным (для 1-ой подгруппы), оптимистичным (для 2-ой подгруппы) и шутовским (для 3-ей подгруппы). То есть, досочинить предложенную историю и дополнить ее деталями, свойственными Пессимисту или Оптимисту, или Шуту.

5.Далее от имени предложенных персонажей каждая группа зачитывает свою эмоциональную версию стрессовых событий.

6.После того, как зачитаны все ситуации и высказаны все возможные варианты отношения к ним, тренер предлагает обсудить результаты игры и ту реальную помощь, которую получил для себя каждый участник.

Упражнение для тренинга личностного роста «На какой я ступеньке?»

Цель упражнения: помочь участникам выстраивать адекватную самооценку

Участникам раздается бланк с нарисованной на ней лесенкой из 10 ступеней.Дается инструкция: «Нарисуйте себя на той ступеньке, на которой, как вы считаете, сейчас находитесь».

После того, как все нарисовали, ведущий сообщает ключ к этой методике:

— 1-4 ступенька — самооценка занижена

— 5-7 ступенька — самооценка адекватна

— 8-10 ступенька — самооценка завышена

Упражнение для тренинга личностного роста «Комиссионный магазин»

Цель упражнения: — формирование навыков самоанализа, самопонимания и самокритики; — выявление значимых личностных качеств для совместной тренинговой работы; — углубление знаний друг о друге через раскрытие качеств каждого участника.

Предлагается поиграть в комиссионный магазин. Товары, которые принимает продавец — это человеческие качества, например: доброта, глупость, открытость. Участники записывают на карточку черты своего характера, как положительные, так и отрицательные Затем предлагается совершить торг, в котором каждый из участников может избавиться от какого-то ненужного качества, или его части, и приобрести что-либо необходимое. Например, кому-то не хватает для эффективной жизни красноречия, и он может предложить за него какую-то часть своего спокойствия и уравновешенности.

По окончании задания подводятся итоги и обсуждаются впечатления.

На упражнение отводится 20-25 минут.

Упражнение для тренинга личностного роста «Зато. «

Цель: снижение уровня фрустрации или стресса. Поиск возможных путей ее разрешения.

1)Тренер предлагает каждому участнику игры вкратце описать на листке бумаги какое-либо несбывшееся желание, какую-либо актуальную стрессовую или конфликтную ситуацию, неразрешенную на данный момент или запомнив­шуюся как трудноразрешимая (допускается анонимность авторства).

2)Затем все листки тренер собирает, перемешивает и предлагает участникам следующую процедуру обсуждения:

— каждая написанная ситуация зачитывается на группе и участники должны привести как можно больше доводов к тому, что данная ситуация вовсе не трудноразрешимая, а простая, смешная или даже выгодная с помощью связок типа:

«зато. », «могло бы быть и хуже!», «не очень-то и хотелось, потому что. » или «здорово, ведь теперь . »;

— после того, как зачитаны все ситуации и высказаны все возможные варианты отношения к ним, тренер предлагает обсудить результаты игры и ту реальную помощь, которую получил для себя каждый участник.

Упражнение для тренинга личностного роста «В чем мне повезло в этой жизни»

Цель упражнения: повышение уровня жизненного оптимизма, создание хорошего настроя на работу.

Участники группы разбиваются по парам. Ведущий предлагает задание: «В течение трех минут расскажите своему партнеру о том, в чем вам повезло в этой жизни. Через три минуты поменяйтесь ролями». После упражнения проводится короткий обмен впечатлениями.

Эта техника будет способствовать вашему личностному росту, кристаллизации интересов. Если вы «издерганы» обстоятельствами, то есть не можете похвастаться уравновешенностью, применение этой техники может вам помочь. Кроме того, техника может помочь вам настроиться оптимальным способом на грядущую рабочую неделю.

Суть техники предельно проста. От вас требуется только одно, приучить себя, своих близких и друзей к тому, что вечер воскресенья — это ваше личное время. Время, когда вы занимаетесь собой. В это время можно изолироваться от людей в отдельной комнате. Можно пойти погулять, сходить в парк или — скажем — в кинотеатр. Можно делать всё, что угодно. Фактически, здесь одно ограничение — не быть связанным с кем-то этим вечером какими-то обязательствами. Теоретически, можно посвятить воскресный вечер общению с супругом или ребёнком. Но так или иначе всё равно от вас будут что-то требовать. Поэтому самое хорошее — это просто остаться наедине с собой, своим хобби.

На взрослого человека очень сильно давит фактор долженствования: должен на работе, должен в семье, должен друзьям, должен знакомым и далеким родственникам. И вполне вероятно, что под этими «плитами» зреют зелёные ростки ваших интересов и скрытых способностей. Стоит лишь иногда давать этим росткам солнечный свет. Уже после месяца-другого вам будет сложно представить как это раньше вы жили без свободного воскресного вечера.

Цель упражнения: позволить в игровой форме исследовать ситуацию «соблазнения». Участие в обсуждении позволяет подростку выработать аргументированную позицию и навыки отказа.

Двое желающих принимают на себя роли подружек, которые встретились как-то вечером на квартире, пока родителей нет дома. Задача одной — уговорить другую выпить вместе с ней спиртное, используя для этого всевозможные аргументы. Другая должна во что бы то ни стало отказаться. Продолжительность такого взаимодействия 15 минут. По окончании остальные участники дают «обратную связь» той подружке, которая отказывается, с целью выделить моменты, наиболее удачные в плане отстаивания своей позиции, и то, что было неубедительно.

В другом варианте этого же упражнения уговаривающей стороной может быть парень, а отказывается девушка; предполагается, что между ними имеется взаимная симпатия.

Во время общего обсуждения участникам предлагается ответить на два вопроса:

— Какие варианты отказа были для вас наиболее убедительными?

— Что внутри вас помогало вам отказаться?

Психология

Все права защищены © 2016. Использовать материалы сайта только с активной ссылкой.

../../Личностный рост и его критерии

оказалось очень похожим на чернильные пятна Роршаха.

Чаще всего употребление этого понятия больше

говорило мне о человеке, который им пользуется,

чем о самой реальности, стоящей за этим понятием.

В свое время Макс Отто утверждал: «Глубочайшим источником философии человека, источником, который питает и формирует ее, является вера или отсутствие веры в человечество. Если человек питает доверие к людям и верит в то, что с их помощью он способен достичь чего-то значимого, тогда он усвоит такие взгляды на жизнь и на мир, которые будут находиться в гармо­нии с его доверием. Отсутствие доверия породит соответствующие представления» (цит. по: Хорни К., 1993, с. 235). Из этого, в частности, следует, что в любой концепции кроме привычно выделяемых теоретической и практической составляющих всегда имеется (но не всегда осознается и заявляется) еще одна — ценностная составляющая. Именно это аксиоматическое кредо и является реальным фундаментом кон­цептуальных построений.

Если приложить критерий веры-неверия в человека. В свое время Макс Отто утверждал: «Глубочайшим источником философии человека, источником, который питает и формирует ее, является вера или отсутствие веры в человечество (подчеркнуто нами — С. Б., М. к основным психологическим теориям, то они достаточно четко разделятся на две группы (увы — неравные): «доверяющих» человеческой природе (т. е. гуманистически ориентированных) и «недоверяющих». Однако и внутри каждой группы, в свою очередь, можно найти весьма существенные различия, поэтому имеет смысл ввести еще одно подразделение:

а) в группе «недоверяющих» (пессимистов) есть более жесткая позиция, утверждающая, что природа человека негативная — асоциальная и деструктивная, и что сам человек с этим справиться не может; и есть более мягкая, в соответствии с которой у человека природной сущности в общем-то нет и изначально он представляет собой ней­тральный объект формирующих внешних влияний, от которых и зависит обретаемая человеком «сущность»;

б) в группе «доверяющих» (оптимистов) также есть более радикальная точка зрения, утверждающая безусловно-позитивную, добрую и конструктивную сущность человека, заложенную в виде потенциала, который раскрывается при соответствующих условиях; и есть более осторожный взгляд на человека, который исходит из того, что изна­чально человек не обладает сущностью, но обретает ее в результате самосозидания, причем позитивная актуализация не гарантирована, но является результатом собственного свободного и ответственного выбо­ра человека, эту позицию можно назвать условно-позитивной.

В соответствии с базовой установкой и решением проблемы сущ­ности человека решается и вопрос о том, «что делать» с этой сущно­стью, чтобы человек стал «лучше», как его правильно развивать, вос­питывать (этим, естественно, озабочены все психологи, хотя само это «лучше» понимается весьма различно). Этот вопрос о смысле воспита­ния принципиально решается следующим образом: если сущность че­ловека негативная, то ее надо исправить; если ее нет — ее надо создать, сконструировать и «вложить» в человека (при этом в обоих случаях главным ориентиром выступают так называемые интересы общества); если она позитивная — ей надо помочь раскрыться; если сущность обретается посредством свободного выбора, то следует помочь ей сделать этот выбор (в последних двух случаях во главу угла ставятся интересы самого человека).

Более схематично типологию базисных имплицитных устано­вок в мире психологических концепций можно представить в виде таблицы. Хотя эта схема (как и любая попытка классификации в психологии), безусловно, упрощает реальное многообразие подходов, но она, на наш взгляд, фиксирует очень принципиальные различия и достаточно ясно очерчивает пространство профессионального самоопределения психолога и педагога, варианты выбора и глубинные основания этого выбора.

Таблица: Базисные установки психологических концепций

Таким образом, очевидно, что концепция личностного роста и са­мореализации является логическим продолжением взгляда на человека в гуманистической психологии и по сути своей несовместима с подходами, не доверяющими человеку, исправляющими, формирующими и т. п.

Представленное здесь понимание личности и личностного роста опирается на концепцию одного из лидеров «движения за гуманизацию психологии» Карла Роджерса — его личностно-центрированный подход. (При этом важно иметь в виду, что одна из отличительных особенностей этого направления в психологии — отсутствие жесткой концеп­туальной схемы, строгих дефиниций и однозначных толкований; его представители признают неисчерпаемость тайны человека, относительность и априорную неполноту наших представлений о нем и не претендуют на завершенность теории.)

В самом общем виде личность — это человек как субъект собственной жизни, ответственный за взаимодействие как с внешним миром, включая и других людей, так и с внутренним миром, с самим собой. Личность — это внутренняя система саморегуляции человека. Она ис­пытывает влияние двух других детерминирующих сил, которые услов­но можно обозначить как организм, внутренний мир (т. е. человек как живое существо в целом), и среда, внешний мир в широком смысле, включая в первую очередь других людей. Соотношение между этими тремя движущими силами и определяет линию жизни человека; его можно представить в виде своеобразного треугольника развития:

Рисунок «треугольник развития»:

Важнейшими характеристиками зрелой личности являются: интенциональность, автономность, динамичность, целостность, конструктивность, индивидуальность. Однако эти атрибуты личности не даны, а скорее заданы, и степень их актуализации зависит от определенных условий — прежде всего как раз от того, какие у личности сложатся взаимоотношения с двумя другими силами. Причем, в соответствии с исходной позицией веры в природу человека, актуализирующее, созидательное начало признается в первую очередь за организмом, внутренним миром, в котором изначально заложен мощный потенциал, «главная движущая сила жизни» и развития человека — стремление к росту, к раскрытию способностей и усилению возможностей, к большей эффективности, зрелости и конструктивности, называемая К. Роджерсом «тенденцией к актуализации». И потому для личности исход­ные, определяющие отношения — именно с внутренним миром, с са­мим собой.

Это одна из центральных идей личностно-центрированного подхода: если человек (личность) свободен и имеет возможность прислушаться к себе и опереться на себя как на целостное природное существо, точно и полно отражая происходящее в нем самом, то «тенденция к актуализации» действует в полную силу и обеспечивает движение человека — несмотря на возможные ошибки и трудности — к большей зрелости, к более полноценной жизни. Очень важно, что эта тенденция признается заложенной в природе человека как потенциал, который актуализируется при определенных условиях, но не формируется и не управляется внешними силами: «это внутренняя тенденция, она не мотивируется извне, и научить этому невозможно» (Лэндрет Г., 1994, с. 63).

Отношения личности с внешним миром — особенно с миром других людей — куда более сложные, неоднозначные и драматичные. Со стороны личности есть сильная заинтересованность в контакте с другими людьми, — человек, как утверждает К. Роджерс, «неизлечимо социален; он имеет глубокую потребность во взаимоотношениях» (П. Тиллих, К. Роджерс. 1994, с. 136). Более того, центральный компонент личности — «Я» — имеет очень сильную потребность в самоуважении, которая поначалу (в детстве) удовлетворяется в первую очередь через получение уважения, признания и любви от других людей (прежде всего — значимых взрослых). Иными словами, личность ребенка не просто ориентирована на взаимоотношения с социальным миром, а оказывается в существенной зависимости от них.

Прежде всего, можно определить то, что, исходя из гуманистических представлений, не является собственно развитием личности, но с чем его часто смешивают. То есть личностный рост (ЛР) — это: не усвоение каких-либо знаний (включая и этические); не освоение какой- либо деятельности, и уж тем более — «общественно-полезной»; не формирование устойчивой «системы ценностных ориентации»; не «присвоение ребенком общественной человеческой сущности»; не формирование «активной жизненной позиции»; не развитие «способности созидать новые формы общественной жизни»; не освоение «образа идеального взрослого».

Каждое из перечисленных направлений изменения человека имеет определенный позитивный смысл. Но в контексте обсуждаемой проблемы важно то, что все они в той или иной степени усиливают разво­рот личности «от себя» и потому не способствуют ЛР, а скорее препят­ствуют ему, пытаясь подменить развитие личности формированием важных и нужных качеств, но с точки зрения каких-либо внешних, внеличностных критериев. Причем во всех этих случаях формирующие усилия прикладываются только по одной линии «треугольника развития» — по линии взаимодействия «внешний мир — личность».

Главный психологический смысл ЛР — освобождение, обретение себя и своего жизненного пути, самоактуализация и развитие всех ос­новных личностных атрибутов (см. выше). А взаимодействие личности с собственным внутренним миром в целом не менее (а во многих отношениях — более) значимо, нежели с миром внешним. Принципиаль­но важным для человека является также признание и уважение его внутреннего мира другими людьми. То есть полноценный ЛР возможен только в том случае, если интраперсональность не будет подавляться интерперсональностью и если между всеми тремя вершинами «треугольника развития» не будет борьбы или пренебрежительного игнорирования, а будет конструктивное сотрудничество, диалог.

Личностный рост не тождествен продвижению человека по «лестнице возрастов»; это сложный многоаспектный процесс, следующий своей внутренней логике и имеющий всегда индивидуально-своеобразную траекторию. Есть основания говорить лишь о самом общем «основном законе личностного роста «, который, опираясь на из­вестную формулу К.Роджерса «если — то» (Rogers С., 1959), можно сформулировать так: если есть необходимые условия, то в человеке актуализируется процесс саморазвития, естественным следствием которого будут изменения в направлении его личностной зрелости. Ины­ми словами, именно эти изменения — их содержание, направленность, динамика — свидетельствуют о процессе ЛР и могут выступать в каче­стве критериев ЛР .

При полноценном ЛР эти изменения затрагивают взаимоотноше­ния личности как с внутренним миром (интраперсональность), так и с внешним миром (интерперсональность). Соответственно и критерии ЛР складываются из интраперсональных и интерперсональных. Важнейшими из них являются следующие [*] :

Интраперсональные критерии ЛР:

Принятие себя. Это означает признание себя и безусловную любовь к себе такому, каков я есть, отношение к себе как «личности, достойной уважения, способной к самостоятельному выбору» (Роджерс К., 1993, с.69), веру в себя и свои возможности, доверие собственной природе, организму. Последнее следует подчеркнуть особо, так как в данном случае доверие к себе не означает лишь веру в возможности сознательного «Я» (тем более — лишь в силу своего интеллекта), но также понимание того, что «цельный организм может быть — и часто явля­ется — мудрее, чем его сознание» (Роджерс К., 1994, с. 242).

Открытость внутреннему опыту переживаний. «Опыт переживаний» — одно из центральных понятий в гуманистической психологии, | используемое для обозначения сложного непрерывного процесса («потока») субъективного переживания событий внутреннего мира (включающих и отражение событий мира внешнего). Чем более сильная и зрелая личность — тем более она свободна от искажающего влияния защит и способна прислушаться к этой внутренней реальности, отнестись к ней как к достойной доверия и «жить настоящим».

Понимание себя. Как можно более точное, полное и глубокое представление о себе и своем актуальном состоянии (включая реальные свои переживания, желания, мысли и т. д.); способность увидеть и услышать себя подлинного, сквозь наслоения масок, ролей и защит; адекватная и гибкая «Я»-концепция, чувствительная к актуальным изменениям и ассимилирующая новый опыт, сближение «Я»-реального и «Я»-идеального — вот основные тенденции ЛР по этому критерию.

Ответственная свобода. Во взаимоотношениях с самим собой это означает прежде всего ответственность за осуществление своей жизни именно как своей, осознание и принятие своей свободы и субъектное (своего, как говорил М. М. Бахтин, «не-алиби-в-бытии»). Это также означает «внутренний локус оценивания» — ответственность за выбор ценностей и вынесение оценок, независимость от давления внешних оценок. И, наконец, это ответственность за актуализацию своей индивидуальности и самобытности, за то, чтобы остаться верным себе.

Целостность. Важнейшее направление ЛР — усиление и расширение интегрированности и взаимосвязанности всех аспектов жизни человека, а особенно — целостности внутреннего мира и самой лично­сти. Точнее было бы говорить о сохранении и защите целостности, которой человек обладает изначально. Как подчеркивал К. Роджерс, с самого начала «младенец. является интегрированным и целостным ор­ганизмом, постепенно индивидуализирующимся» (П. Тиллих, К. Роджерс., 1994, с. 140). Проблема в том, чтобы эти нарастающие индивидуализированность и дифференцированность не вели к утрате внутреннего единства человека, к потере конгруэнтности, к разрывам или диспропорциям, например, между интеллектом и чувствами, «Я»-реальным и «Я»-идеальным и вообще между личностью и организмом. Целостность и конгруэнтность являются непременным условием эффективной регуляции жизни человека.

Динамичность. Внутриличностное единство и согласованность не означают косности и завершенности. Наоборот, личность существует в постоянном, непрерывном процессе изменений. В этом смысле зрелая личность — это непременно становящаяся личность, т. е. рост личности есть способ ее существования Поэтому важнейший критерий ЛР — динамичность, гибкость, открытость изменениям и способность, сохраняя свою идентичность, развиваться через разрешение актуальных противоречий и проблем и постоянно «быть в процессе» — «скорее быть процессом зарождающихся возможностей, чем превратиться в какую-то застывшую цель» (Роджерс К., 1994, с. 221).

Интерперсональные критерии ЛР:

Принятие других. В интерперсональном направлении ЛР проявляется прежде всего в динамике отношения к другим людям Личность тем более зрелая, чем в большей мере она способна к принятию других людей такими, какие они есть, к уважению их своеобразия и права быть собой, к признанию их безусловной ценностью и доверию им. А это, в свою очередь, связано с «основополагающим доверием к челове­ческой природе» и чувством глубинной сущностной общности между людьми.

Понимание других. Зрелая личность отличается свободой от предрассудков и стереотипов, способностью к адекватному, полному и дифференцированному восприятию окружающей действительности вообще и в особенности — других людей. Важнейший критерий ЛР — готовность вступать в межличностный контакт на основе глубокого и тонкого понимания и сопереживания, эмпатии.

Социализированность. ЛР ведет ко все более эффективному про­явлению фундаментального стремления человека — к конструктивным социальным взаимоотношениям. Человек в контактах с другими становится все более открытым и естественным, но при этом — более реалистичным, гибким, способным компетентно разрешать межличностные противоречия и «жить с другими в максимально возможной гармонии»: (The Carl Rogers. 1989, p. 251);

Творческая адаптивность. Важнейшее качество зрелой личности — готовность смело и открыто встречать жизненные проблемы и справляться с ними, не упрощая, а проявляя «творческую адаптацию к новизне конкретного момента» (Ibid.) и «умение выразить и использовать все потенциальные внутренние возможности» (Роджерс К., 1994,1 с. 81).

Естественно, изменения в каждом из этих направлений ЛР происходят (если происходят) в соответствии со своими специфическими закономерностями. В то же время это процесс целостный, взаимосвязанный и рост в одном «личностном измерении» способствует продвижению в других. Поэтому важнее всего сам факт движения в этих на правлениях, включение в процесс открытия и обретения себя, что дает возможность человеку становиться все более свободным и ответственным, аутентичным и неповторимым, дружелюбным и открытым, сильным и творческим и, в конечном итоге, — более зрелым и способным воспринимать мир (внешний и внутренний) не как угрозу, а как ВЫЗОВ ЖИЗНИ и одновременно — ПРИЗЫВ К ЖИЗНИ.

Указатель литературы

БРАТЧЕНКО С.Л., МИРОНОВА М.Р. Личностный рост и его критерии. // Психологические проблемы самореализации личности СПб., 1997, С.38-46.

Развитие личностного роста

Так что же все-таки значимее: развитие своей духовной составляющей или интеллектуального аспекта? И как вычислить разницу между столь схожими, на первый взгляд, понятиями?

Довольно часто многие люди путают термины личностного роста и духовного развития. Конечно, оба эти процесса подразумевают под собой совершенствование человека, ведущее его к ощущению счастья, однако именно в самом пути к нему и заключается разница.

Личностный рост — это такой вид самореализации человека, который направлен на то, чтобы иметь некий вес в обществе, чтобы не отставать от других, и уж точно быть не хуже. Это путь развития человека, который ему диктует ум, интеллектуальный аспект личности. Такой успех тесно связан с желанием утвердиться в обществе, доказать что-то, возможно даже возвыситься, преуспеть в чем-либо. Это также стремление нравиться другим и получать одобрение. За счет такого образа мышления человеческое эго подпитывается и растет, превращаясь в "сочное брюхастое" чувство собственной важности, которое напрямую зависит от оценки окружающих. Таким образом, человек впадает в зависимость, становится рабом собственных и социальных представлений об "идеальном".

Духовное развитие — это успех внутри себя самого, который не зависит от мнения окружающих. Это понимание своих реакций, умение видеть и осознавать свои сильные и слабые стороны, приятие самого себя со всеми страхами и поведенческими масками. Это путь к самому себе методами самоанализа. Ведь не зря говорят, что надо танцевать не лучше других, а лучше себя самого.

"Помните, что интеллигентность и образование могут стать сильными ловушками на духовном пути. Интеллект – прекрасный слуга, но не давайте стать ему вашим хозяином. Духовный путь – это возвращение к сердцу и к интуитивной мудрости." — так говорит о духовном развитии практический психолог, консультант С. Ю. Ключников.

Личностное развитие основывается на практической цели и способах ее достижения. Целью может являться что-то материальное. Например, многие люди отождествляют свое желание быть счастливым с какими-то материальными благами (с покупкой машины, приобретением нового дивана, с ремонтом в квартире).

Духовное развитие происходит из осознания, что у нас уже все есть, что всего существует в достатке, в изобилии для каждого из нас, и нужно всего лишь найти в себе это чувство. Духовность — это другой образ жизни, благодаря которому не нужно ничего достигать. Основой такого мировоззрения является приятие своего бытия и благодарность за то, что мы уже имеем. Подробнее о духовном самораскрытии и о гармоничном приятии себя и мира можно почитать здесь.

В личном же развитии самоутверждение происходит через приятие нас другими. То есть, собственная значимость ощущается только в случае, если мы кому-то в обществе будем нужны: родственникам, знакомым, друзьям. В духовном развитии человек ориентирован на нужность самому себе. Такой человек центрирован и понимает, что важно сохранять баланс, прежде всего внутри самого себя. Представим себе кувшин, который пуст. Легко ли будет наполнить из него бокал? Это просто невозможно! Но если кувшин полон, то его содержимое легко разлить по бокалам и утолить жажду.

Человек, который духовно развивается, осознает значимость богатства своего внутреннего мира, ибо только так он может принести этому миру воистину великое благо и поделиться тем, что имеет сам. Каждый человек, безусловно, стремится к счастью, а путь к нему простирается через развитие своих положительных внутренних качеств. Именно поэтому в основе духовного развития лежит максимальная концентрация на самом себе: на своих мыслях, словах и действиях.

"Чтобы что-то давать, надо это иметь. Чтобы дать больше того, что у нас внутри, мы должны выйти из себя, взобраться на высоты, превзойти себя." — Омраам Микаэль Айванхов (болгарский религиозный деятель, оккультист, алхимик и астролог).

Когда человек обретает гармонию внутри себя, он приобретает вместе с тем и спокойствие, и силу духа. Он становится абсолютно уверенным в себе, ведь чувствует свое единство с окружающим миром и видит глубокий смысл любого события, происходящего с ним. Даже если человек, который духовно развивается, ездит каждый день на работу на велосипеде, а дружит с теми, кто выше по социальному положению, с теми, кто располагает достаточно большими материальны благами : яхтами, роскошными машинами, дорогими апартаментами, он никогда не будет завидовать или испытывать по этому поводу негативные эмоции. Такому человеку не нужна яхта, чтобы быть счастливым, ведь он уже находится в гармонии с самим собой.

Мы никогда не сможем заработать все деньги мира. Нам никогда не удастся выполнить все дела. Ведь достигая своих целей, человек находит новые и продолжает бежать по привычке, оставаясь при этом несчастным. Именно поэтому нужно уметь остановиться и осознать: мы можем быть счастливыми прямо сейчас, невзирая на то, что происходит.

Вы не авторизованы.

Если вы хотите оставить комментарий, пожалуйста, войдите.

Если у вас нет учетной записи, вы можете зарегистрироваться.

Тренинги личностного роста

Одним из побочных эффектов от прочтения этой статьи является так называемый butthurt.

Если вы начнёте ощущать боль в нижней части спины, следует немедленно прекратить дальнейшее чтение и смириться с фактом, что вы — лох лидер.

Данный текст содержит зашкаливающее количество НЕНАВИСТИ.

Мы настоятельно рекомендуем убрать от мониторов людей, животных со слабой психикой, кормящих женщин и детей.

Олег окончательно утвердился во мнении, что главная проблема высокоуглеродистых пацанов в мотивации — она появлялась у них только на время тренинга, когда надо было регулярно отчитываться на плацу о проделанной работе, а потом пропадала, и они превращались в ту же субстанцию, какой были раньше, только с дырочками от вилки.

Cамая большая тупость на свете — это тренинги личностного роста. Мерзкие шарлатаны типа Бизнес-молодости или Шубина цинично пользуются депрессиями людей, чтобы вселить в них мысль о сверхвозможностях. Причем эти сверхвозможности всегда денежные. Ни один тренинг не обещает слушателям, что через год они могут стать гениальными глазными хирургами или востребованными автомобильными дизайнерами, но обещает миллион долларов. И несчастные доверчивые люди делают публичные обещания, что тренинг их изменил и через год у них будет миллион долларов. Даже некоторые нормальные люди попадают так.

Тренинги личностного роста (психотренинги, тренинги наличностного роста (их авторов), психокульты) — технология окучивания лохов, по которой лохам предлагают пройти курсы, после которых они заработают все деньги мира, покорят всех женщин и вообще зохавают Вселенную. Имеет общие черты с МЛМ и финансовыми пирамидами, а также с пикапом, нейро-лингвистическим программированием, саентологией и прочими секретами.

[править] Краткая история

Психотренинги появились в 60-70-х годах прошлого века в США, отцы-основатели — Вернер Эрхард (ЭСТ) и Джон Хэнли (Лайфспринг). Постепенно они расширили деятельность по всему миру, в начале 90-х добрались и до России. Потом, после неоднократных судебных исков, «Лайфспринг» закрылся (в 2000 году) и ныне ведет деятельность лишь в странах третьего мира. В цивилизованных государствах при его упоминании начинают блевать, срать кирпичами и лезть на стены (ибо эмоции и мораль — это монополия святой церкви).

Все последние два десятилетия Психологические Техники По Воздействию На Сознание строились на единственной, простой до идиотизма схеме: 1) грубо наорать на жертву, что она сопливое ничтожество, 2) милостиво дать ей шанс доказать, что она всё же на что-то годна. Пусть отважно купит эти джинсы. Пусть выйдет на площадь вся в розовом и этим взорвет систему изнутри.

40-летнюю женщину раздавили шесть человек на тренинге «Второе рождение» во время имитации прохождения через родовой канал.

Эрхард и Хэнли сообразили, что эмоции и ощущения — «продукт тысячелетия».

Практически доказано, что темы и методички подачи материала на ТЛР невозбранно скопипащены у ХГМ-нутых проповедников харизматического толка. Если на этом видео убрать всю божественную составляющую, то мы увидим типичного тренера на типичной гостевой встрече типичного тренинга (горящие глаза, дрожащий голос, активная жестикуляция прилагаются).

Программа тренингов разделена на курсы (ступени, этапы). Как правило это «Основной курс» — 4-5 дней; «Продвинутый курс» — около недели; и «Лидерская VIP-программа» — эпизодические встречи на протяжении полугода. Алсо, в каждом тренинговом центре бывают свои дополнительные курсы. Тренинг для детей, тренинг для супружеских пар, «Мастерская по завлечению», «Мастерская сексуальности» и т. п. На первых двух курсах каждый день происходят длиннющие промывки мозгов тренером аудитории плюс работа в «командах» — небольших группах людей с капитаном. В группах, помимо общения, проходят всякие упражнения: например, выйти на улицу и обнять 30 человек. Или продать презерватив за 100 рублей первому встречному. Или обзвонить несколько знакомых и извиниться за ошибки прошлого. На последнем курсе, помимо эпизодических встреч с командой и работы по поиску новых лохов, имеются уик-энды, где проходит активная промывка мозгов, а также так называемые «растяжки». Пример растяжки — переодеться в бомжа/проститутку/любителя BDSM/советского лётчика и проехать на трамвае в час пик.

После прохождения всех ступеней тренингов поциенту предлагают пройти все заново — в качестве капитана (помощника тренера). Разумеется, не просто так. Чтобы попасть в «команду капитанов», необходимо привести n-ое количество человек. При постоянном эмоциональном напряжении у человека расстраивается нервная система, возникают неврозы, невротизация, и «личностный рост» заканчивается жестким депрессняком и лечением в психушке/самоубийством (на выбор). А ещё на сами тренинги уходят бабки — где-то по 600—1000$ за каждую ступень. И это не считая тех денег, которые идут на якобы благотворительность и собираются дополнительно на «Лидерской программе».

Ничто не предвещало беды. Одним солнечным утром, к вам в офис влетит вчерашний задрот и с неебической жизнерадостностью начнет всем (именно всем, не обойдет никого) раздавать «ДЖУСы» (дай пять!) На ближайшем перекуре, поциент с неестественным блеском в глазах сообщит, что он прошел офигенный тренинг, который обязательно надо пройти каждому, кто хочет стать успешным, и зовет на «гостевой вечер». Причем нужно бросить все дела и бежать туда прямо сейчас, отложить или пойти в другой раз никак нельзя. На «гостевом вечере» вы встречаете еще 40-50 таких же «счастливцев», которые наперебой рассказывают о своих невероятных успехах после тренинга (повышение зарплаты, покупка автомобиля/дома/квартиры/дачи, женитьба/развод и т. д.) После этого представления вам предлагают зарегистрироваться в тренинг, который стоит 500—600 долларов. Слова «я подумаю», «приду в другой раз», «нет денег/времени/другие планы» с негодованием отметаются, и вокруг вас собирается толпа зомбированных людей, настойчиво уговаривающих «разобраться с обстоятельствами» и прийти на ближайший тренинг. Самый лучший выход в такой ситуации — послать всех на йух и делать ноги.

Адепты завлекают поциэнтов не только за гешефт, который описывается выше, но и за то, чтобы не получить неиллюзорных пиздюлей от начальства — в тренинге существует система обязательств (по-дворовому: «писануться на пидора»): если ты обязался привести в начале тренинга стопицот знакомых, то в течение полугода тебе будет ебать мозги хуева туча народа, а способы попить крови, как и способы заставить тебя принять обязательство, найдутся. Выглядеть это может так, что ты думаешь, будто это твое решение, что ты сам поставил цель и, раз уж ты тру-лидер, то выполнишь свои обязательства, но сам-то ты выбираешь только то, какой галстук надеть; 95% всех адептов — люди с комплексами, с ОБВМ, люди, которыми очень легко манипулировать в подобной среде.

Истеричность и натиск, с которыми сектанты порой стремятся зохавать моск жертвы, можно объяснить следующим: по n-ным дням дается некое задание — привлечь поциэнта до утра, а времени дается часов 12. Адепты бегут звонить знакомым: во-первых, выполненное задание — это понт перед остальными (как пятерку в школе получить), во-вторых, не получишь пиздюлей. Это может внушаться под видом «Вы же хотите изменить мир к лучшему?! Вы, такие бляди, прошли тренинг и стали ЛЮДЬМИ, а все остальные — всё ещё чмо и отстой. Вы же не только о себе думаете?! Помогите всем!» и мелким шрифтом — кто не выполнит, тому ведро говна.

Фанаты тренингов выглядят одинаково — речь невнятная, замусоренная тренинговым сленгом (вовлечение, обязательства, капитанство, поддержка, вклад), глаза стеклянные; большую часть времени проводят с такими же тренинганутыми, спят, едят и работают мало, непрерывно говорят, какими счастливыми они стали после тренинга и как всем надо его пройти. Если оторвать человека от тренинговой компании, то нормализуется его состояние через год-два.

У говна есть сорта. Чем больше вам обещают, что вы всем надерете задницы, получите всех тёток мира и золотой дождь впридачу, тем большая существует вероятность того, что вам будут впаривать всякие инфернальные идеи про изменение реальности с помощью попердываний, покрякиваний и розовых соплей.

Есть смысл сказать и о самих тренерах. Все тренеры обладают просто неебическим ЧСВ, некоторые даже открыто заявляют, что являются тренерами № 1 в мире, ну и естественно талдычат о лучшей жизни — «чтобы начать жить жизнью своей мечты, вы должны прийти ко мне и сделать прорыв». Тревожный звонок — нет отрицательных отзывов на сайте, в комментах к видео можно нарваться на премодерацию. Для них это просто хороший бизнес, так как в Рашке полным-полно наивных, ленивых идиотов, на которых можно делать миллионы.

Преподаватели тренингов (тренеры) — шарлатаны, ибо почему чуть более, чем половина этих «тренеров» ездит в метро, а хавает в Макдаке? Не от того ли, что они учат других зарабатывать деньги, но при этом не могут заработать себе? Соответственно, тренерами могут быть только те, кто сам в этом преуспел, но увы, делать им нечего, как тратить на эту херню свое драгоценное время.

  • Тренер (коуч). Часто ими становятся люди, хорошо разбирающиеся в психологии и обладающие определённой харизмой. Немного теории: не секрет, что некоторым людям от природы дано нечто этакое, доступное обычному человеку лишь после десятка лет целенаправленного обучения. Людей, по наитию разбирающихся в психологии и начавших манипулировать другими ещё в детском саду, достаточно. Но одни используют свой дар на пользу и становятся, например, выдающимися педагогами и популярными политиками, а другие выбирают тёмную сторону силы и превращаются в мошенников и карточных шулеров, или в политиканов. Но есть третья группа людей, которым не хватает ума и смелости, чтобы пойти по одной из этих дорог. Не умея ничего другого, они начинают жить за счет более слабых особей, избегая людей с IQ не ниже среднего, которые могут разоблачить, или просто физически крепких граждан, которые могут дать пизды. На практике типичный коуч копирует различные архетипы, которые ассоциируются у быдла с богатством и ничегонеделанием — творческая личность, спортсмен, бизнесмен, тусовщик (на самом деле, от всего берется по чуть-чуть). Тренер бьёт в самое слабое место лоха — в желание не работать, но жить кучеряво. Прибавьте к этому хорошо подвешенный язык, харизму (нередко вместо неё используются простейшие актерские навыки), знание психологии и минимальную наглость, позволяющую добить лоха, даже когда он начнет что-то подозревать.
  • Капитаны (иногда — лидеры) — люди, для которых тренинги становятся смыслом жизни. Из-за природной недалекости они не чувствуют подвоха, давя любую внутренную рефлексию, и наивно выполняют все задания, данные коучем. Капитан похож на овчарку, загоняющую овец в загон. С точки зрения овчарки, она занимается серьезным делом, а вот с точки зрения пастуха, она выполняет за него почти всю работу, сводя на нет любое общение с овцами. К тому же это живой пример адептам — дескать, пришел в наш клуб никем, а стал всем. Чаще всего в капитаны пробиваются молодые парни в возрасте 24-27 лет с заметным внешним дефектом — рябая кожа, непропорциональное телосложение, картавость, заикание и прочая, прочая. ИЧСХ, нередко эти тренировки приносят капитанам вполне ощутимый профит — они находят себе тян и заводят крепкую ячейку общества.
  • Молодые и успешные — люди, которые максимум подходят под первый пункт. Именно они являются потребителями всех продуктов своего коуча — именно они покупают DVD-диски, рекомендованнуюлитературу, скидываются на выездные занятия и оплачивают переход на следующую ступень обучения.
    • Первый тип, входящий в эту группу, занимается неквалифицированным малооплачиваемым трудом — частный извоз, охрана, продавец-консультант, лаборант в НИИ или ещё каким-нибудь кочегаром. Они уверены во временном характере своей нынешней работы и в своем призвании делать большие дела. Чтобы прийти к своей мечте кратчайшим способом, они записываются на лидерские курсы, а уже там их страсть к халяве используется по назначению.
    • Второй тип — лузеры. Здесь можно найти и 21-летних мамаш-одиночек, и вчерашних студентов, закончивших никому не нужный вуз, и просто задротов. Все они идут на курсы с мыслью «А вдруг получится», но в итоге начинают чувствовать себя нужными и остаются.
    • Третий тип — взрослые дурнушки. Да-да, попав в эту тусовку можно увидеть немалое количество взрослых баб за 30 разной степени запущенности. Причины, по которым они приходят на тренинги, неведомы даже передовой науке. Возможно, им просто не хватает общения и минимального внимания.
  • Ищущие себя — особый и крайне редкий вид небыдла. За свою недолгую жизнь успели побыть скинхэдами, антифашистами, веганами, йогами, буддистами, кришнаитами, ролевиками, психонавтами и представителем ещё 9000 взаимоисключающих субкультур и учений. На тренинги приходят со своими единственно правильными идеями, постоянно втирая их коучам и остальным адептам, неизбежно раздражая окружающих. Конец немного предсказуем — долго не задерживаются.
  • Бадди — «напарник», «партнер» или «сокамерник». Твой напарник, который контролирует тебя вне стен культа. И ты контролируешь его. Назначается из общей массы новичков, хотя может быть и «ветераном», пришедшим повторно. Будет названивать тебе более 9000 раз в день и проверять, хорошо ли ты вовлекаешь народ, как ты «развиваешься». Если ты не выполнишь обязательства — пиздюлей вместе с тобой получит и бадди. Если ты решишь свалить из культа — могут выгнать и бадди. И наоборот. Такой вот «синдром заложников». Именно бадди будет «спасать» тебя от ухода из культа. Но на самом деле он просто будет прикрывать свою жопу, хотя в мыслях вполне может верить, что действительно делает благое дело. Процесс «спасения» может быть очень навязчивым: бадди будет поджидать тебя на улице, звонить в дверь, уговаривать и ныть.
  • Группа поддержки — самые упоротые участники после «капитанов». Снова и снова проходят тренинги (при этом исправно платят). Выполняют роль бесплатной обслуги — подготавливают мероприятие, распечатывают тексты, двигают мебель и т. д. Но важнее то, что в их функции входит создание массовки и «правильного» эмоционального фона, громогласной и единодушной поддержки любых начинаний тренера и решений капитанов.
  1. Человеческая психика — тонкая субстанция, и упражнения для неё должны быть подобраны с учётом всех индивидуальных особенностей. Пытаться сделать лидеров из разных людей, подвергая их одинаковым стрессовым и суггестивным упражнениям — то же, что лечить любые болезни зелёнкой внутрь.

[править] Заклинания и мантры

  • Ты смотрел фильм «Секрет»?
  • Это твой выбор!
  • У тебя есть цель в жизни?
  • Стань успешным вместе с нами!
  • Наш тренинг личностного роста ведет к успеху!
  • Мы видим жизнь яркой, насыщенной!
  • Карьерный рост немыслим без тренингов!
  • Как?! Ты не хочешь идти на наш тренинг?! Ты не хочешь стать умным, преуспевающим, богатым?
  • Наши тренеры самые профессиональные тренеры!
  • Я не знаю как (это работает), но это работает!
  • Стань жителем «Планеты успеха»!
  • Приходи на гостевой вечер!
  • Приводи с собой на гостевой вечер всех своих друзей!
  • НЛП позволяет осуществить продвижение по карьерной лестнице к успеху.
  • Мир светлый, добрый, яркий!
  • Выбор одни возможности открывает, а другие закрывает!
  • Свобода означает ответственность!
  • Жизнь НЕМЫСЛИМА без тренингов личностного роста.
  • Свобода выбора есть свобода личностного роста!
  • Наш тренинг закончил %username%! Теперь он директор в крупной компании!
  • Твой успех зависит только от тебя!
  • Пусть ваши трудности станут трамплином на пути к личностному росту!
  • Если наш тренинг не помог, проблема в вас! Это ваш выбор!
  • Разберись в себе и реши, когда ты придешь на наш тренинг!
  • Ваша судьба в ваших руках!
  • Вступай в мою секту
  • Посмотри на фото наших выпускников! Все успешные, улыбающиеся, счастливые!
  • Будь успешным!
  • Приходи на наш тренинг и стань любимчиком фортуны!
  • Ты считаешь себя свободным человеком? Нет? Я могу предложить тебе…
  • Ты считаешь себя свободным человеком? Да? Сходи на наш гостевой вечер и проверь!
  • Будь свободным!
  • Кто не ходит на наши тренинги, тот лох!
  • Получишь финансовую свободу!
  • Стань еще более свободным!
  • Свой первый миллион я заработал…
  • Сделай шаг к своей мечте.
  • Я тебя услышал.

[править] ЖЖ-тренинги

В 2008 году начался бум тренингов, проводимых в ЖЖ. Организуются несколькими идиотами. На тренинги заманивается от 200 до 1000 лохов. Тренинг состоит в мотивировании нескольких сотен лохов на выполнение определенного домашнего задания. После тренинга работы лохов собираются в один продукт и продаются другим лохам.

Как это часто бывает в компаниях, дерзающих добавлять к своему названию магическую аббревиатуру IT, потенциальный адепт направляется на курс НP, Oracle и Сиско в принудительной, но чаще, к стыду последнего, добровольной форме. Направляет его либо начальник, прошедший вводный курс по данной теме и уже находящийся под влиянием сил зла, либо государственная дочка, поставившая цель освоить бюджет за соответствующие откаты. Там слушатель какбэ имеет возможность (за отдельную плату, конечно) сдать экзамен и получить сертификат просветления. Счастливый обладатель заветной бумажки возвращается на место работы с непомерно завышенным ЧСВ и еще пять лет работает за неоправданно низкую ЗП. Обман раскрывается при приеме на новое место работы. Обнаруживается, что ни сертификат, ни статус никак не влияют на уровень заработной платы. Данная техника применяется работодателем для сокращения потока утечки кадров с предприятия.

Если вас избивают гопники и вы увидели улыбающегося прохожего — это транссёрфер, он увидел вас и подумал о хорошем.

В последнее время появилось достаточно много школ по различным методикам «управления реальностью». Наиболее распространенные — Трансерфинг, Симорон, «наука разума», тысячи их!. Все они обещают своим адептам возможность менять реальность силой мысли, править миром и тому подобную матрицу. Для убеждения и пущего воздействия на моск агитируемых применяют небезызвестный документальный фильм «Секрет». Суть всех теорий, фактически, сводится к тому, что надо поменьше париться по пустякам. Из этой несложной концепции авторы создают многотомные труды, которые продают в виде книг, аудиокниг и семинаров.

Суть тренингов личностного роста, как ни странно, лучше всего передает старый советский анекдот про Макаревича:

Встречает карлик Макаревича. Жмет ему руку и говорит: «Андрей Вадимович, так рад, так рад наконец-то встретиться с вами. Я ведь, можно сказать, рос на ваших песнях».

Истинные труЪ-сектанты считают, и это не скрывается на большинстве тренингов, что ничего нового для них не рассказывают, все это и так знает практически любой нормальный человек. Ты помогаешь или мешаешь себе сам, а тренинг — это только повод. Только твоя вина в том, что от тебя сбежали все друзья, с работы уволили, а все деньги ушли на оплату очередных ступеней тренинга. И, уж конечно, только твоя вина в том, что вместо «лидера» ты стал шизиком. Строго говоря — формально тут всё правильно. Ты сам виноват, что оказался таким лохом и дебилом, что пошел на тренинг, где тебя обули.

Короче говоря, если тебя обувает тренер, виноват ты, а не тренер. Верь в это, и тренерам еще долгие годы не будет грозить статья УК за мошенничество и другие грехи.

Два главных вина от подобных тренингов — стрессоустойчивость и выработка личной ответственности за свою жизнь (в обмен на психическое равновесие, кошелёк и жизнь личную).

[править] Последствия

Жительница Астрахани попала в психиатрическую больницу с диагнозом «шизоаффективное расстройство, маниакальный тип» после посещения тренингов личностного роста

Мужчина умер на тренинге личностного роста в Москве, пытаясь «преодолеть себя». 44-летний участник стал не первой жертвой тренинга «Спарта».

Директор психушки звонит директору тренинг-центра:

— У тебя сколько в этом месяце курс личностного роста прошли?

— Ага. Значит, двое ещё где-то бегают.

Увы, самое плохое в жизни лохов, как правило, начинается уже после прохождения «тренингов». Получив за счёт коллективной эйфории и многочисленных неискренних комплиментов от тренеров полную уверенность в том, что он теперь — невъебенный лидер, поциент начинает эпично фейлить ИРЛ:

[править] Страшная правда о личностном росте и «личностном росте»

Так как человек является существом социальным, то все изменения его личностного уровня, если таковые имеют место, немедленно отражаются на его месте в социуме. Всякий оторванный от реальности «личностный рост» без вызванного им социального и профессионального роста безрезультатен, а значит, все попытки заняться чистым сферическим «личностным ростом» в вакууме обречены на провал и, более того, на депрессию как следствие разочарования в последней надежде. А хроническая депрессия, дети, нередко кончается суицидом. А ежели поциент не готов на суицид самостоятельно, то дело в свои руки берет сам тренер личностного роста.

Так в октябре 2009 года на тренинге одного из мегагуру личностного роста, который снимался в фильме «Секрет», а именно Джеймса Артура Рэя, погибли 3 человека и еще 19 попали в больницу. Таким образом, британские ученые в лице Чарльза Дарвина заботятся о генофонде человечества. А Джеймсу Артуру Рэю грозит тюремный срок за убийство по неосторожности и секреты анального секса на зоне, которые обязательно приведут к личностному росту членов негров-сокамерников. То, что принятие ислама во время или после тренингов не является единичным случаем, а случается регулярно, доказывает эта статья в пиндосской газете The Wallstreet Journal.

Источники:
Развитие личностного роста
Лучшие упражнения для тренинга личностного роста
http://mirrosta.ru/uprazhneniya-dlya-treningov/luchshie-uprazhneniya-dlya-treninga-lichnostnogo-rosta.html
Развитие личностного роста 1
../../ Личностный рост и его критерии оказалось очень похожим на чернильные пятна Роршаха. Чаще всего употребление этого понятия больше говорило мне о человеке, который им пользуется,
http://hpsy.ru/public/x1332.htm
Развитие личностного роста 2
Эта статья предназначена для тех, кто хочет разобраться, что такое личностное развитие и духовный рост. Эти два понятия граничат между собой и на первый взгляд очень похожи , однако имеют некоторую разницу, осознание которой поможет вам приблизиться к истинному себе.
http://getalife.ru/duxovnoe-razvitie-vs-lichnostnyj-rost
Тренинги личностного роста
Тренинги личностного роста (психотренинги, тренинги наличностного роста (их авторов), психокульты) — технология окучивания лохов, по которой лохам предлагают пройти курсы, после которых они заработают все деньги мира, покорят всех женщин и вообще зохавают Вселенную. Имеет общие черты с МЛМ и финансовыми пирамидами, а также с пикапом, нейро-лингвистическим программированием, саентологией и прочими секретами.
http://lurkmore.to/%D0%A2%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B8_%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0

COMMENTS