Развитие воображения и фантазии

как развить фантазию? и воображение?

Ролевые игры позволяют развить воображение, т. к. предполагают от участника определенных действий, соответствующих конкретному образу, который он примеряет на себя и должен ему соответствовать. Театральные постановки, концертные программы и другие шоу также пробуждают фантазию и стимулируют воображение.

Типичное: «Если бы… » — действенное упражнение для развития воображения. На некоторое время нужно перевоплотиться в исследователя и, выдвигая гипотезы, попытаться найти на них ответы. Например: «Если бы Европа заговорила по-русски, было бы… » Далее – включается мыслительный процесс. Польза таких упражнений огромная, потому что воображение постепенно отходит от стандартных решений и ищет новые формы.

Творческая деятельность развивает воображение

Можно читать художественную литературу и давать волю воображению, мысленно представляя пейзажи и образы, описанные в произведении. К сожалению, многие читатели считают длинные описания скучными и перелистывают такие страницы.

Как ни парадоксально прозвучит, но изучение географии стимулирует мыслительные процессы и совершенствует работу воображения. Для этого необходимы географические карты, по которым пользователь составит подробный маршрут предстоящего путешествия и отправится в увлекательную дорогу. Мысленно.

Как стать фантазером: нужна ли гимнастика для развития воображения?

Помните, как один из героев рассказа Николая Носова «Фантазеры» сначала пристыдил двух других ребят за вранье, а потом заметил: мол, если уж врать, то делать это надо не просто так, а с пользой для себя любимых, потому как иначе какой смысл? И не догадывался этот мальчик, что его оппоненты не врали, а фантазировали и что тренировать свое воображение – совсем не то, что обманывать.

Ведь фантазия, в отличие от вранья, абсолютно бескорыстна. Более того, человек, наделенный богатым воображением, зачастую становится предметом белой зависти тех, кто этого качества лишен. Как развить фантазию и воображение (по сути это одно и то же) – проблема не такая уж и праздная и далеко не детская. Решать ее никогда не поздно, даже если вам уже далеко «за».

Часто ли вы представляете себе образы героев литературных произведений во время чтения? Способны ли вы мысленно смоделировать несколько вариантов развития событий, даже если один из них очевиден на 100%? Часто ли вам хотелось снять продолжение своего любимого фильма или написать вторую часть полюбившегося романа?

Если на эти и другие подобные вопросы вы с легкостью отвечаете «да», то можете себя поздравить – с вашим воображением все в порядке. Но стоит ли волноваться, если ответы строго отрицательны? Нет, не стоит, если фантазия и воображение не являются для вас жизнеобразующими компонентами (см. Визуал, аудиал, кинестетик).

Но если их недостаточное развитие вас тяготит, если вы чувствуете, что без способности предвидеть и предугадывать реальность существующую, и моделировать реальность параллельную, ваша жизнь становится скучной и пресной – все равно не нужно унывать. Ведь современная психология предлагает упражнения на развитие воображения в большом разнообразии. Главное – понять, в какой степени вам требуется подобная помощь.

Как вы думаете, какого человека можно назвать эрудитом? Вопросы и задания для эрудита.

Хорошая новость: людей без воображения не бывает. Если вы в принципе способны мыслить, значит, вы можете представлять мир в своем сознании и мысленно производить с его деталями различные манипуляции. Другой вопрос в том, что вы, возможно, для этого используете недостаточно богатый набор инструментов. Давайте проверим, так ли это:

  • вы умеете создавать нечто новое, компилируя части известного вам целого: к примеру, используя несколько картинок из разных глянцевых журналов, вы можете создать единый гармоничный образ;
  • вы с легкостью выделяете в каком-либо предмете, человеке, явлении или процессе одну доминирующую черту и через нее можете представить весь образ целиком;
  • вы способны придумать что-то такое, чего до сих пор не существовало ни в реальной жизни, ни в художественном мире.

Приемы создания образов воображения разнообразны (см. Шесть шляп мышления). Иной скептик спросит: и зачем все это нужно? И будет несколько неправ в своем консервативном скептицизме. Ведь чем богаче наша фантазия, тем особеннее и индивидуальнее мы сами. Воображение дано нам не просто так:

  • с ним проще узнавать новое, расширяя границы уже изведанного;
  • появляется возможность предвидения конечного результата, даже если процесс еще в самом начале;
  • легче понимать других людей, повышается способность к эмпатии;
  • тренируется способность к планированию, по сути – к предвидению будущего, что защищает нас от возможных ошибок;
  • развиваются творческие способности;
  • можно путешествовать во времени через воспоминания: из прошлого в будущее через настоящее.

Конечно, чтобы человек обладал всеми этими умениями, нужно начинать развитие воображения в дошкольном возрасте.

Начало формирования воображения у детей приходится на возраст около 1,5 лет, когда ребенок открывает в себе способность узнавать уже виденное. Потом, ближе к трем-четырем годам, он учится играть и через игру моделировать окружающий мир.

Это самое лучшее время для того, чтобы начинать осваивать с ним игры на развитие воображения:

  • рисуйте, лепите, делайте аппликации, конструируйте —творите при любой возможности и с помощью любых материалов;
  • гуляйте осмысленно: фантазируйте, представляя, на что похожи встречающиеся вам по пути предметы;
  • разыгрывайте сценки, в которых главными действующими лицами могут выступать либо игрушки, либо вы сами;
  • моделируйте невероятные ситуации. Допустим, поинтересуйтесь у ребенка, как бы он жил, если бы был рыбкой, почему зайчику может быть страшно в лесу и каким будет наша планета, если исчезнут все цветы (см. Вербальный интеллект).

По мере взросления ребенка упражнения для развития воображения становятся сложнее и серьезнее. Методики диагностики воображения младших школьников различны:

  • самостоятельное придумывание сюжета к небольшому художественному произведению с заданными героями;
  • дополнение деталями готового или незавершенного рисунка;
  • придумывание новой игры;
  • представление себя в роли человека той или иной профессии;
  • одушевление предметов;
  • составление отзывов (устных или письменных) об увиденных фильмах или прочитанных книгах;
  • фантазии о будущем;
  • придумывание новых слов как альтернативы привычным наименованиям;
  • характеристика литературных героев.

Главная задача взрослых на этом этапе – поощрять полет детской мысли. Не нужно одергивать свое чадо, даже если вы уже утомились внимать его бесконечным фантазиям, наоборот, включайтесь активно в этот процесс сами. И тогда вы воспитаете не прагматичного скептика, а творческого человека, которому гораздо легче будет приспособиться ко всем нюансам суровой взрослой жизни.

Читайте про игры на логику и мышление для ребенка: самым маленьким и детям постарше.

Знаете ли вы, как пользоваться интуицией? Почему мы прислушиваемся к себе?

Развивать фантазию никогда не поздно. Другой вопрос, что взрослым гораздо труднее решиться на какие-то шаги в этом направлении. Прежде всего, потому что человек в возрасте уже является состоявшейся личностью. Но если вы разменяли не один десяток, но все равно чувствуете необходимость внести в свою внешнюю жизнь и внутреннюю сущность немного ярких иррациональных красок, то дерзайте. Как развить воображение – упражнения, решающие подобную задачу, существуют и для взрослых:

  • нужно больше читать – совет универсальный для всех возрастов, но для тех, кому «от и старше» при нехватке времени и общей усталости от жизни он особенно актуален (см. Незаурядный интеллект);
  • нужно больше мечтать. Нет, превращаться в современных Маниловых не стоит, но почему бы не представлять время от времени свои желания в идеальных образах, так сказать, визуализировать планы;
  • нужно больше времени уделять своему творческому хобби, а если его нет, то непременно его завести (вяжите, рисуйте, мастерите, шейте, в конце концов, играйте в компьютерные игры, только не в обычные стрелялки, а в симуляторы, создающие города и новые вселенные);
  • слушайте радиоспектакли и аудиокниги, станьте сами себе режиссерами хотя бы мысленно, и наоборот – озвучивайте по-новому известные фильмы;
  • при встрече с друзьями не сидите банально за столом, а играйте: в ассоциации или «крокодила».

Только учтите: мир фантазий затягивает. Так что не теряйте связь с реальностью и следите, чтобы ваше воображение не поработило ваш здоровый разум.

Помогаем ребенку развивать фантазию и воображение

Детство обычно можно сравнить с долгой и прекрасной сказкой. Для ребенка жизнь начинается с волшебных историй, которые ему читают мамы и папы. Он развивается, играет — его игры становятся все более сложными. Это говорит о пробуждении воображения и фантазии – ведь они не рождаются вместе в нами, а появляются гораздо позже. Теперь жизнь наполнена красками.

Для детей дошкольного возраста важно, насколько хорошо развито их абстрактное мышление. Выражать свои мысли на бумаге, разыгрывать маленькие пьесы с куклами и другими детьми — все это помогает им эмоционально развиваться.

Без воображения наш мир станет тусклым. Однако его уровень и наличие говорят о том, что психика проходит определенный этап совершенствования. Родители могут без труда заинтересовать малыша развивающей игрой, а в результате он получит бесценный опыт.

Родился ребенок. У него еще отсутствует понятие воображение. Как таковое оно возникает у детей на 3 году жизни. К этому возрасту накапливается некий опыт: малыш знает названия и предназначение многих предметов, он слышал истории и сказки, для него появились стандарты поведения в разных ситуациях. Без этого невозможно развитие фантазии.

Воображение дается нам как один из механизмов психики. Слишком активное воображение означает уход от реальной жизни, желание спрятаться там, где нет проблем. В таком раннем возрасте жить только воображением нехорошо: это говорит о проблемах адаптации ребенка. Но и недостаток воображения тоже является проблемой, свидетельствующей о неправильном развитии психики.

Совершенно нормально, если малыш 3-4 лет переплетает реальность и сказку, пуская в жизнь достаточно воображения, чтобы сделать ее более полной. Это часть логического мышления. Он знает о мире, но не все – то, что неизвестно, нужно придумать, додумать, сформировать.

Если правильно заниматься с детьми, то вы можете обнаружить у них уже в 4-5 лет таланты к рисованию, лепке, созданию историй. Не прячьте такие «радужные» стороны личности своего малыша. Это так же важно, как и умение читать, писать, говорить. Кстати, речь и воображение тесно связаны.

Когда вы отдаете ребенка в детский сад, то будьте готовы: это мощный прорыв для его развития. Здесь коммуникации со взрослыми, первые знакомства с детьми и совместные игры. А что такое игра? Набор игрушек вдруг приобретает «историю». Ребенок выдумывает свои правила, по которым будут жить здесь и сейчас игровые персонажи. В его голове есть некий план того, как пойдет игра.

Сначала это повторение известных сценариев. Сказка о Белоснежке или Спящей Красавице, истории, которые рассказывала мама на ночь. Известный сюжет разыгрывается иногда слово в слово. Для воображения нет пределов — самые простые вещи становятся «волшебными». Коробка — «троном», кубики — «молодильными яблочками», заколка для волос — «королевской короной». Для детей дошкольного возраста такое поведение самое нормальное.

Они начинают создавать собственный мир вокруг. В раннем возрасте роль воображения гораздо сильнее, а позже оно, как считается, отходит на второй план. Конечно, так происходит не у всех. Творческие люди используют свою фантазию для реализации задуманного: картины, книги, скульптуры.

У маленьких детей нет критичного отношения к себе, своим мыслям. Они не знают законов физики и химии, нашего мира в целом. Сложные процессы и явления они будут объяснять простыми словами. «Человек тяжело болел, врач дал ему волшебную таблетку — он сразу выздоровел». Психика ребенка — тонкий и сложный инструмент. Постепенно он начнет видеть мир таким, каким его видят взрослые, а пока что лучше заменять непонятное и страшное простыми объяснениями. Вот роль воображения в жизни малыша.

Прежде чем заниматься развитием воображения у детей, родителям нужно понять главное: зачем оно им нужно?

Дети видят мир не так, как мы. В нем есть место для всего чудесного, необычного, сказочного. Развитие воображения важно, ведь это показатель того, как ребенок, а потом и взрослый, могут адаптироваться в любой среде. В этот процесс входит многое:

  • опыт и знания;
  • возможность объяснить явление;
  • желание объяснить то, чего не понимаешь;
  • интерес к жизни.

Убедиться в том, как хорошо работает фантазия, можно, просто рассказав ребенку новую сказку. И вот он уже капитан пиратского корабля, ищет сокровища, сражается с врагами и побеждает.

Воображение — реакция нашей психики на впечатления, переживания, новый опыт. Так, дети старшего возраста, читая книгу, вдруг начинают видеть себя ее героями. Перед глазами появляются картинки прочитанного.

В 3-4 года формируются новые нейронные связи. Чем их больше, тем на большее будет способен человек. На их формирование влияет способность мечтать, фантазировать, придумывать, изобретать что-то новое.

Даже в таком юном возрасте в фантазиях у малыша уже много всего интересного. Для дошкольного возраста первая встреча с жизненными трудностями проходит через опыт воображения.

Воображение принято делить на два вида:

Отличный пример — сны, грезы. Тут развитие идет само собой: ребенок задумался – у него возникла некая картинка перед глазами. Это может быть его фантазия о себе, представление каких-то возможных событий, желаний.

Этот вид воображения уже развит у детей раннего дошкольного возраста, в 3-4 лет года. Это наше непроизвольное действие, направленное на создание образов. Для него необходимо знание о мире.

Этот тип воображение возникает тогда, когда нужно решать конкретные задачи. Для детей дошкольного возраста с целью его развития рекомендованы игры, когда нужно представить что-то, придумать, выдумать. Сюда же относятся логические игры.

Развитие этого типа приходит несколько позднее, обычно тогда, когда ребенок становится более самостоятельным. Дети до 4 лет еще с трудом могут решать такие задачи, ведь у них недостаточно развита речь, а опыт еще довольно мал.

Воображение играет огромную роль в нашей жизни. Мы говорим «представь себе…», а для воображения другого это уже толчок к действию. В голове возникает образ, совершенно уникальный. Мы слышим историю, а ее герои уже «видны» нам.

Наш мозг сам строит их, молниеносно предлагает нам картинку происходящего. Каждый представляет себе одного и того же героя сказки по-разному.

Развитие воображения — один из способов подготовки ребенка к решению многих насущных проблем. В будущем нам придется искать пути решения сложных ситуаций. Дома, на работе, в общении с кем-то. Именно наша фантазия подсказывает нам, как поступить. Наличие опыта дает варианты. Именно поэтому так важно правильное и своевременное развитие способности фантазировать.

Важную роль играет уровень развития речи. Если речевое развитие идет с задержкой, то абстрактное мышление, фантазия ребенка тоже отстает.

Речь — связующее звено между тем, что творится внутри нас и снаружи. Это способ передать информацию о наших желаниях, потребностях, идеях. У малышей дошкольного возраста речь уже должна быть развита на достаточном уровне, чтобы суметь объяснить свои действия.

Речь делает человека свободным выражать свои чувства, высказывать впечатления. Для детей раннего возраста это важно, ведь их мир состоит из открытий. От своих воображений мы тоже под впечатлением. Дети придумывают что-то, хотят поделиться своей задумкой, идеей новой игры со взрослыми или сверстниками. Если нет слов и речи, значит, нет переноса ощущений в реальный мир.

Заниматься развитием воображения у детей несложно, но очень интересно. Взрослый человек может многое предложить ребенку, ведь его опыт и знания бесценны.

Как правильно заниматься с малышом? Терпеливо, без агрессии, без принуждения. Заставлять наслаждаться чем-то – это неправильно. Развитие должно проходить только в комфортных условиях, там, где для фантазии и мечты нет границ.

Здесь все более или менее понятно. Рисование начинает интересовать малышей сразу. Конечно, в 1-3 годика это просто цветные каракули. Но давайте больше фломастеров, безопасных карандашей и мелков — пусть ребенок увидит все цветовое многообразие. В этом возрасте вы можете рисовать, а ребенок смотрит, часто просит вас нарисовать что-либо. Что? Знакомые ему вещи, предметы, людей.

В 4-5 малыш он уже сам может рисовать. Развитие мелкой моторики позволяет не только чертить, но и раскрашивать. Учите его делать рисунок аккуратным. Вы можете рисовать вместе: мама начинает, а малыш заканчивает. У детей дошкольного возраста не сразу появляется способность самим придумывать сюжеты — это как раз развитие воображения. Помогите ему, сделайте сначала простые формы и знакомые предметы: чашки, солнышко, котик, человечки.

Позже предлагайте ему тему — пусть малыш сам рисует то, что хочет, но в некоторых заданных рамках. Здесь важно, насколько он может следовать вашей просьбе. Если просите нарисовать домик, а он рисует солнце — что-то не так с его логическим мышлением и восприятием.

Конечно, нужно давать малышам свободу. Белый лист бумаги, карандаши и то, что он придумает. Очень скоро вам понадобится много бумаги, ведь дети любят все свои мысли пытаться переложить на бумагу – все, что приходит в голову. Чем сложнее образы, тем лучше. Так воображение начинает пробиваться.

Разыгрывать маленькие сценки с куклами — одно из любимых занятий детей. Даже сам ребенок, играя без вас, может лепетать какие-то описания действий, придумывать диалоги.

Вы можете задать тему и разыграть маленький спектакль. Например, прочтите сказу, а потом предложите воплотить ее в жизнь с помощью кукол. Когда сюжет закончен, спросите: а что было дальше? Придумайте вместе продолжение истории своих героев.

Точно так же можно выдумывать и новые собственные сказки. У детишек дошкольного возраста воображение приходит с опытом. Первый раз такая игра может поставить в тупик, но уже очень скоро малыш радостно будет выдумывать свои собственные сказки. Развитие абстрактного мышления идет постепенно.

Предлагайте малышу придумать ассоциации. Эта игра на развитие подходит для детей от 4 лет. Самые простые ассоциации:

Предложите ему слово, а ответ разберите вместе. Почему он думает именно так? Ассоциации должны быть логичными, но приходить на ум детям просто. Чем богаче его речь, словарный запас, тем больше понравится игра. Ведь со словом «лето» может быть миллион ассоциаций.

Для малышей дошкольного возраста важно, чтобы их воображение не ограничивалось какими-то рамками. Реальность и воображение — разные понятия, которые нельзя смешивать. Скажите себе, что в занятиях вы полностью открыты. Нормально, если, воображая себя героем сказки, малыш в фантазии будет именно главным героем – принцессой или принцем, например. Не нужно тут одергивать его, объясняя, что на самом-то деле быть принцессой — это тяжелая работа.

Сейчас важно, чтобы он допускал внутри себя любые возможности: волшебство, единорогов, магию и сказки. Свобода воображения — это очень важно для психического развития. Она поможет вам избежать таких проблем, как комплексы.

Если мы не можем даже в своей голове сотворить что-то важное, чудесное, увлекательное, то на что будем способны в жизни? Дайте детям возможность фантазировать.

Чем интереснее и необычнее их истории и игры, тем лучше. Конечно, следите за тем, что они делают и говорят. Поправлять и ставить границы дозволенного — разные вещи. Развитие воображения должно проходить в безопасных условиях. Там, где над малышом и его идеями не будет насмешек и издевок.

Источники:
Как развить фантазию и воображение
Пользователь Николай Конев задал вопрос в категории Другое и получил на него 2 ответа
http://otvet.mail.ru/question/72140806
Как стать фантазером нужна ли гимнастика для развития воображения
Как развить фантазию и воображение – проблема не такая уж и праздная и далеко не детская. Есть специальные игры, упражнения, методики формирования способности.
http://golmozg.ru/interesno/kak-razvit-fantaziyu.html
Помогаем ребенку развивать фантазию и воображение
Воображение и фантазия — важные составляющие психического развития у детей. Важно следить за правильным их развитием у вашего малыша. Вам помогут развивающие игры, рисование, сказки и занятия с ребенком.
http://rebenkoved.ru/razvitie-rebyonka/doshkolnoe/pomogaem-rebenku-razvivat-fantaziyu-i-voobrazhenie.html

(Visited 3 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Как проявлять любовь Как научиться любить ? 1) Постоянно смотрите на образец совершенной… (1)

Он не хочет серьезных отношений Как понять, что мужчина не хочет серьезных отношений? Рубрика: Отношения… (1)

как доказать парню свою любовь Женский журнал Korolcat Чтобы День влюбленных не застал вас врасплох,… (1)

Психология девушек в отношениях Особенности отношений парня и девушки Психология отношений между парнем и… (1)

Помощь при панической атаке Как контролировать давление при панических атаках «Паническая атака» - термин… (1)

COMMENTS