Реминисценция — это что такое в психологии, примеры реминисценции

Забывание и реминисценция. Теории забывания и реминисценции. Кривая забывания (Г.Эббингауз, Пьерон и др.).

Первым изменения памяти во времени начал изучать Г. Эббингауз; результаты его исследований подробно изложены в разделе 3. Многочисленные эксперименты подтвердили характер полученной им кривой (как кривой с отрицательным ускорением), однако были выдвинуты возражения относительно других ее особенностей. Наиболее обоснованное возражение сформулировал А. Пьерон еще в 1913 году. На рис. 4 приведены для сравнения две кривые: кривая Эббингауза (а) и Пьерона (б). Кривая Эббингауза начинает резко снижаться сразу же по окончании заучивания; на кривой Пьерона имеется площадка в начальной фазе, которая соответствует 100%-му сохранению материала в течение некоторого времени. Кроме того, снижение кривой несколько меньше и она приближается к гиперболической функции.

Результаты А. Пьерона являются более приемлемыми по следующим причинам. Г. Эббингауз заучивал за каждый сеанс 8 рядов по 13 слогов; каждый испытывал тормозящее влияние со стороны других рядов, и после окончания заучивания 8-го ряда первый уже практически забывался. Поэтому спад на кривой Эббингауза столь ярко выражен. В эксперименте А. Пьерона заучивались 5 рядов по 50 цифр (т.е. в общей сложности, не меньшее количество элементов, чем у Г. Эббингауза), повторное заучивание осуществлялось через 7, 14, 28, 60 и 120 дней, причем для каждого интервала заучивался один и тот же ряд.

Полученные Пьероном результаты лучше согласуются с другими данными опыта и с феноменом реминисценции. Реминисценция представляет собой количественное улучшение сохранения при последующих воспроизведениях без дополнительных упражнений и повторений заученного. Это явление противоречит предположениям Г. Эббингауза, что сохранение ухудшается сразу после заучивания.

В опыте Бэлларда испытуемые должны были заучивать разный материал за время, недостаточное для достижения критерия полного усвоения. Первое воспроизведение осуществлялось сразу же после прекращения заучивания, второе – через различные интервалы времени. На рис. 5 представлены результаты исследования, из которых явствует, что наилучшее воспроизведение приходитсяна второй-третий день после заучивания (за 100% принято воспроизведение в первый день).

Бэллард пришел к выводу, что реминисценция является процессом, противоположным забыванию и способным активизировать мнемические процессы. Дальнейшие исследования показали, что это улучшение не является следствием скрытого повторения – даже те испытуемые, которые воздерживались, по всей вероятности, от повторения, обнаружили практически такую же степень реминисценции.

На сохранение и забывание влияет также уровень активации субъекта в период между заучиванием и проверкой запоминания. В исследовании Дженкинса и Далленбаха (1924) обобщены полученные в этой области результаты (рис. 6).

Оказывается, что повседневная деятельность уменьшает вероятность сохранения мнемических ответов и ускоряет забывание, в то время как сон способствует улучшению памяти благодаря отсутствию деятельности, а также, возможно, в результате присущей сну способности упрочивать следы памяти.

Реконструкция материала. Она происходит по многим причинам. Основные:

· образование новых систем временных связей под влиянием нового опыта, приобретенного уже после запоминания данного материла;

· доминирование тех или иных раздражителей в зависимости от интересов, эмоций и других особенностей личности, а также под влиянием различных задач деятельности.

При этом обычно происходит:

Перестройка последовательности запомненного материала;

Обобщение и схематизация, или, наоборот, конкретизация и детализация;

Иногда искажение подлинника. Чаще всего имеют место два феномена ошибок воспроизведения: различают контаминацию и конфабуляцию. При контаминации происходит перепутывание, например, смешение двух и более событий при их описании. Конфабуляция представляет домысливание при возникновении пробелов в воспроизводимом материале. При стойком нарушении памяти (становится разновидностью парамнезии), человек заполняет пробелы фантастическими выдумками. Процесс обучения изобилует примерами обоих феноменов.

Реминисценция. Реминисценция – факт улучшения отсроченного воспроизведения, то есть воспоминание первоначально забытого материала.

С реминисценцией мы очень часто сталкиваемся у детей, если запоминаемый материал разный по эмоциональному воздействию (при первом воспроизведении они описывают лишь то, что было для них сильно в эмоциональном плане), если запоминаемый материал был сложным, и если ребенку предлагают свободное изложение материала. По данным С.Я.Рубинштейна до 65% информации в детской памяти подвержены реминисценции. На возникновение реминисценции влияет отношение заучивающего к материалу и степень овладения им содержанием материала.

Каков механизм реминисценции?

При непосредственном воспроизведении заученного материала имеет место в основном попытка восстановить этот материал, используя при этом, в основном, внешние ассоциативные связи. При отсроченном воспроизведении человек опирается главным образом на смысловые связи. Поэтому для реминисценции характерна бóльшая гибкость. Во время непосредственного воспроизведение забывание приводит к остановке воспроизведения, при воспроизведении с помощью смысловых связей мы обходим слабые места.

Забывание. Блок забывания также определяется как относительно независимый. До сих пор на уровне дискуссий идет объяснение механизма и причин забывания. Немецкий психолог Герман Эббингауз, первый среди современных психологов, обратившихся к этой проблеме, определял забывание как функцию времени.

Предполагается, что точность забывания зависит, в первую очередь, от стратегий, которые использовались на предыдущих этапах, особенно при запоминании. Динамика забывания определяется эмоциональным и общим физическим состоянием запоминающего. Конечно, на запоминание влияет осмысленность, привычность запоминаемого материала. Не в меньшей степени забывание связано с качественными характеристиками этого материала: является он вербальным, образным и т.п.

Реминисценция - это что такое в психологии, примеры реминисценции
infopedia.su

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ

(в психологии) (от лат. reminiscentia – воспоминание) – воспроизведение давно усвоенного и забытого материала, отсроченное припоминание информации с более поздними наслоениями. Обычно первоначальное воспроизведение, следующее непосредственно за восприятием материала, оказывается менее полным, чем отсроченное, реминисцентное.

Смотреть что такое РЕМИНИСЦЕНЦИЯ в других словарях:

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ, -и, ж. (книжн.). 1. Смутное воспоминание. Реминисценциипрошлого. 2. Отголосок, отражение влияния чьего-н. творчества вхудожественном произведении. Реминисценции романтизма. смотреть

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ

реминисценция ж. 1) а) Смутное воспоминание. б) Явление, наводящее на воспоминание, сопоставление с чем-л. 2) Черты, мелодии и т.п. чужого или ранее написанного произведения (в поэзии, музыке и т.п.), навеянные воспоминаниями о таких произведениях; отголосок.

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ

реминисценция ж. уст.reminiscence

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ

реминисценция отзвук, воспоминания, отголосок, заимствование, отражение, память, намек Словарь русских синонимов. реминисценция сущ., кол-во синонимов: 7 • воспоминания (7) • заимствование (49) • намек (24) • отголосок (16) • отзвук (20) • отражение (27) • память (16) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: воспоминания, заимствование, намек, отголосок, отзвук, отражение, память. смотреть

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ, явление улучшения памяти. В соответствии с осн. законом сохранения (Г. Эббингауз, Германия) воспроизведение заученного материала с т. смотреть

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ (от позднелат. reminiscentia — воспоминание), в художеств, произведении (преим. поэтическом) отд. черты, навеянные невольным или предна. смотреть

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ

РЕМИНИСЦЕ´НЦИЯ (лат. reminiscentia — воспоминание) — намеренное или невольное воспроизведение поэтом знакомой фразовой или образной конструкции из дру. смотреть

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ(лат.). Воспоминание о почти изгладившемся понятии, иногда бессознательно воспринятом.Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского. смотреть

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ (лат. «напоминание») — термин, применявшийся преимущественно литературоведами сравнительно-исторического и психологического направ. смотреть

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ и, ж. reminiscence f. <лат. reminiscentia воспоминание. 1. Смутное воспоминание; явление, наводящее на воспоминание, сопоставление с . смотреть

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ

в психологии — более полное и точное воспроизведение сохраненного в памяти материала по сравнению с первоначально запечатленным (заученным); воспроизведение — спустя некое время после запоминания-того, что при непосредственном восприятии было как бы недоступно. Может наблюдаться при запоминании самого различного вербального и наглядного материала, а также при закреплении навыков сенсомоторных. Особенно часто проявляется при работе с большим объемом логически или предметно связанного материала, оказывающего на человека эмоциональное воздействие. Более выражена в детском возрасте — особенно в возрасте дошкольном и школьном младшем. Эффект реминисценции может наблюдаться при работе с различным вербальным или наглядным материалом, в качестве коего могут выступать тексты, стихи, списки, картинки, предметы, — особенно если материал является логически связанным, большим по объему и воздействует эмоционально. Для объяснения явления реминисценции предложен ряд гипотез. Согласно одной из них, утомление во время заучивания материала приводит к ухудшению непосредственного его воспроизведения. Отсрочка позволяет восстановить оптимальное функциональное состояние и так улучшает воспроизведение материала. Другая гипотеза основана на предположении о существовании процессов скрытого повторения материала, продолжающихся после прекращения явного заучивания и приводящих к лучшему воспроизведению после отсрочки. Реминисценцию можно объяснить и тем, что после отсрочки уменьшается интерференция хранящейся в памяти информации. Но пока ни одна из гипотез не может претендовать на полное объяснение всех случаев реминисценции. . смотреть

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ

— (от позднелат. reminiscentia — воспоминание) — неявная отсылка к другому тексту, наводящая на воспоминание о нем и рассчитанная на ассоциации читател. смотреть

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ

(от лат. reminiscentia — воспоминание) — особенности художественного произведения, наводящие на воспоминание о другом произведении. Рубрика: язык. Изоб. смотреть

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ

1) Орфографическая запись слова: реминисценция2) Ударение в слове: реминисц`енция3) Деление слова на слоги (перенос слова): реминисценция4) Фонетическа. смотреть

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ

позднелат. reminiscentia – воспоминание), сознательное или неосознанное воспроизведение писателем неполной цитаты, «осколка» чужой фразы, при котором лексические элементы «чужой речи» занимают в синтаксических или ритмико-синтаксических конструкциях (т. е. в предложениях или в стихах) те же позиции, что и в тексте-источнике. Например, начальную строку пушкинского «Евгения Онегина» «Мой дядя самых честных правил…» можно воспринять как расхожий оборот современной для поэта речи типа «человек строгих правил», «…старых правил», «…добрых правил». На самом же деле она скрыто отсылает к начальному стиху басни И. А. Крылова «Осел и Мужик»: «Осел был самых честных правил…», – на это указывают и формульность выражения, и позиции слов в стихах, и позиции самих стихов в текстах, а также метрический рисунок. Кроме того, иронический смысл реминисценции «Мой дядя – осел» проясняется содержанием всей начальной строфы романа. смотреть

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ

-и, ж. книжн. 1.Смутное воспоминание, а также явление, наводящее на воспоминание, на сопоставление с чем-л.Под вечер мы вышли на площадь Бастилии. Ее . смотреть

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ

(от позднелат. reminiscentia — воспоминание) — возвращение в муз. произведении к.-л. темы или мотива в качестве напоминания о первом, более ран. смотреть

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ (лат. «напоминание») — термин, применявшийся преимущественно литературоведами сравнительно-исторического и психологического направлений д. смотреть

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ (от лат. reminiscor — припоминать; выдумывать) — мнемический эффект, состоящий в отсроченном припоминании того, что первоначально (при непосредственном воспроизведении) не удавалось воспроизвести. В результате происходит частичное или даже общее улучшение отсроченного воспроизведения по сравнению с непосредственным. Р. наблюдается в процессе запоминания самого различного вербального и наглядного материала (тексты, стихи, списки, наборы картинок, предметов). Особенно ярко Р. проявляется в памяти на эмоционально окрашенные жизненные события и при работе с логически связным материалом. Р. чаще обнаруживается при запоминании большого по объему материала, а также — у детей, чем у уч-ся старших классов и взрослых. (Т. П. Зинченко.)

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ

[лат. «напоминание»]— термин, применявшийся преимущественно литературоведами сравнительно-исторического и психологического направлений для обозначения моментов бессознательного подражания в творчестве поэта, отличаемого от заимствования (см.) — сознательного подражания. Так напр. в образе любви соловья и розы, широко используемом европейскими романтиками (Байрон, Гейне и др.), некоторые исследователи видели Р. аналогичного образа персидской лирики, в эту же примерно эпоху ставшей доступной европейскому читателю в переводах (переводы Hammer-Purgstall’я и др.). О методологической значимости понятия «Р.», подражания, заимствования вообще — см. «Подражание», «Методы домарксистского литературоведения», раздел III — 6, 7 и 8. смотреть

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ

(от лат. reministentia — припоминание, смутное воспоминание) — отсроченное воспроизведение того, что первоначально при непосредственном воспроизведении было временно забыто (не воспроизводилось). В результате происходит частичное или даже общее улучшение отсроченного воспроизведения по сравнению с непосредственным. Р. наблюдается в процессе запоминания самого различного вербального и наглядного материала (тексты, списки, наборы картинок, предметов). Наиболее ярко Р. проявляется при работе с логически связанным материалом, большим по объему и оказывающим эмоциональное воздействие на человека. В у разных людей наблюдаются весьма заметные индивидуальные особенности. Р. наиболее ярко проявляется в детском возрасте. смотреть

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ

(в психологии) (от лат. reminiscentia — припоминание) — более полное и точное воспроизведение сохраненного в памяти материала по сравнению с первоначально запечатленным (заученным). Термин Р. был предложен сербским ученым В. Урбанчичем в 1907 г. Р. может наблюдаться при запоминании самого различного вербального и наглядного материала, а также при закреплении сенсомоторных навыков. Особенно часто Р. проявляется при работе с большим объемом логически или предметно связанного материала, оказывающего на человека эмоциональное воздействие. Р. более выражена в детском возрасте. смотреть

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ

1. Общее значение подобно значению термина воспоминание, за исключением того, что часто оно рассматривается как бессознательное восстановление информации, в то время как воспоминание считается результатом мысленных усилий, направленных на извлечение информации из памяти. 2. Хаотичное, последовательное извлечение из памяти информации о некотором более раннем опыте. Подразумевается, что этот процесс является довольно неспешным и приятным. 3. Просто: синоним припоминания (1). В значениях 2 и 3 бессознательный аспект отсутствует. См. забвение, утрата информации из памяти. смотреть

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ

Словообразование. Происходит от лат. reminiscor — припоминаю. Категория. Воспроизведение спустя некоторое время после запоминания того, что при непосредственном воспроизведении было недоступно. Специфика. Этот эффект может наблюдаться при работе с различным вербальным или наглядным материалом, в качестве которого могут выступать тексты, стихи, списки, картинки, предметы, особенно если материал, является логически связанным, большим по объему и имеющим на человека эмоциональное воздействие. Особенно часто наблюдается в дошкольном возрасте и у младших школьников. . смотреть

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ

Реминисценция (от лат. reminiscor — припоминаю) — воспроизведение — спустя некоторое время после запоминания того, что при непосредственном воспроизведении было недоступно. Этот эффект может наблюдаться при работе с различным вербальным или наглядным материалом, в качестве которого могут выступать тексты, стихи, списки, картинки, предметы, особенно если материал, является логически связанным, большим по объему и имеющим на человека эмоциональное воздействие. Особенно часто наблюдается в дошкольном возрасте и у младших школьников. смотреть

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ

(лат. reminiscentiа воспоминание) 1. общее значение подобно «воспоминанию», за исключением того, что оно часто рассматривается как непроизвольное, бессознательное восстановление информации, в то время как собственно воспоминание считается результатом преднамеренных усилий, направленных на целенаправленное, осмысленное извлечение информации из памяти; 2. хаотичное, спонтанное извлечение из памяти информации о некотором более раннем опыте; подразумевается, что это процесс является «неспешным и приятным». смотреть

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ (от позднелат . reminiscentia — воспоминание), 1) смутное воспоминание, отголосок.2) В поэтическом и музыкальном произведении черты, наводящие на воспоминание о другом произведении; обычно — результат невольного заимствования автором чужого образа, мотива, стилистического приема, интонационно-ритмического хода. В современном искусстве встречается как сознательный прием, рассчитанный на память и ассоциативное восприятие читателя (слушателя). Ср. Заимствование литературное.

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ (от позднелат. reminiscentia — воспоминание) -1) смутное воспоминание, отголосок.2) В поэтическом и музыкальном произведении черты, наводящие на воспоминание о другом произведении; обычно — результат невольного заимствования автором чужого образа, мотива, стилистического приема, интонационно-ритмического хода. В современном искусстве встречается как сознательный прием, рассчитанный на память и ассоциативное восприятие читателя (слушателя). Ср. Заимствование литературное.
. смотреть

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ

(позднелат. remini-scentia — воспоминание) смутное воспоминание; отсроченное воспроизведение того, что первоначально было временно забыто. В криминал. смотреть

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ

— (от позднелат. reminiscentia — воспоминание) -1) смутноевоспоминание, отголосок.2) В поэтическом и музыкальном произведении черты,наводящие на воспоминание о другом произведении; обычно — результатневольного заимствования автором чужого образа, мотива, стилистическогоприема, интонационно-ритмического хода. В современном искусствевстречается как сознательный прием, рассчитанный на память и ассоциативноевосприятие читателя (слушателя). Ср. Заимствование литературное. смотреть

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ

Сиенец Сеяние Сеянец Серия Серицин Серин Серием Сеня Сени Семя Семен Рия Рицинин Рицин Рис Рин Римини Рим Реяние Ренин Рение Ремнец Реминисценция Рем Ниц Нии Нея Нерин Нереис Нер Нения Ненец Немец Мценян Мнение Мис Мирянин Мирцен Мирненец Мир Минея Минер Мец Месяц Сим Син Мес Синение Синец Сириец Сирин Сирия Меря Мерс Мерин Мерея Иня Инерция Смирение Сям Цея Цинния Цис Цмин Ямс Имя Имение Ясир Емец Ение Ясенец Яринец Есенин Ярем Цеце Сми Сияние Иния. смотреть

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ

(от лат. геттшз-centia — воспоминание) — англ. reminiscence; нем. Reminiszenz. 1. Отсроченное восприятие того, что первоначально было временно забыто. 2. Смутное, неопределенное воспоминание. 3. В поэтических и музыкальных произведениях — черты, наводящие на воспоминание о др. произведении. см. АССОЦИАЦИЯ. Antinazi.Энциклопедия социологии,2009 Синонимы: воспоминания, заимствование, намек, отголосок, отзвук, отражение, память. смотреть

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ

(1 ж), Р., Д., Пр. реминисце/нции; мн. реминисце/нции, Р. реминисце/нцийСинонимы: воспоминания, заимствование, намек, отголосок, отзвук, отражение, па. смотреть

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ

(от позднелатинского reminiscentia — воспоминание), 1) смутное воспоминание, отголосок. 2) В поэтических и музыкальных произведениях — черты, наводящ. смотреть

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ

(лат. «смутное воспоминание») – неспешное и приятное, хаотичное, последовательное извлечение из памяти информации о некотором более раннем опыте. Ср.: И снова ощущение чего-то пережитого в прошлом, чего-то сладостного, острого и жгучего перехватило ему горло (Дж. Голсуорси, Санта Лючия). Уметь наслаждаться прожитой жизнью означает жить дважды (Марциал). Ср. проигрывание заново. смотреть

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ

реминисце́нция, реминисце́нции, реминисце́нции, реминисце́нций, реминисце́нции, реминисце́нциям, реминисце́нцию, реминисце́нции, реминисце́нцией, реминисце́нциею, реминисце́нциями, реминисце́нции, реминисце́нциях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») . Синонимы: воспоминания, заимствование, намек, отголосок, отзвук, отражение, память. смотреть

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ

Ударение в слове: реминисц`енцияУдарение падает на букву: еБезударные гласные в слове: реминисц`енция

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ реминисценции, ж. (латин. reminiscentio) (книжн.). 1. Смутное воспоминание; явление, наводящее на воспоминание, на сопоставление с чем-н., отголосок. 2. Бессознательный отзвук в каком-н. художественном произведении из родственного ему (по теме, стилю) чужого произведения. Реминисценции из Байрона в поэмах Лермонтова.

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ

(позд.-лат. reminiscentia воспоминание). Намек на прецедентный текст, обнаруживаемый в художественном или публицистическом тексте, отзвук более раннего. смотреть

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ

(от лат. reminiscentia — темное воспоминание) — смутное, темное воспоминание; явление, наводящее на сопоставление с чем-либо. Начала современного естествознания. Тезаурус. — Ростов-на-Дону.В.Н. Савченко, В.П. Смагин.2006. Синонимы: воспоминания, заимствование, намек, отголосок, отзвук, отражение, память. смотреть

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ

— (от лат. — воспоминание) — англ. reminiscence; нем. Reminiszenz. 1. Отсроченное восприятие того, что первоначально было временно забыто. 2. Смутное, неопределенное воспоминание. 3. В поэтических и музыкальных произведениях — черты, наводящие на воспоминание о др. произведении. См. АССОЦИАЦИЯ . смотреть

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ

ж. книжн.réminiscence fСинонимы: воспоминания, заимствование, намек, отголосок, отзвук, отражение, память

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ

Rzeczownik реминисценция f reminiscencja f

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ

реминисценция, реминисц′енция, -и, ж. (книжн.).1. Смутное воспоминание. Реминисценции прошлого.2. Отголосок, отражение влияния чьего-н. творчества в ху. смотреть

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ

реминисце’нция, реминисце’нции, реминисце’нции, реминисце’нций, реминисце’нции, реминисце’нциям, реминисце’нцию, реминисце’нции, реминисце’нцией, реминисце’нциею, реминисце’нциями, реминисце’нции, реминисце’нциях. смотреть

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ

ж. 1. (смутное воспоминание) реминисценция, элес-булас гана эсинде калуу; 2. (в художественном произведении) реминисценция (көркөм чыгармада башка чыгарманын аңдан тышкары таасиринин билинип турушу). смотреть

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ

ж. книжн. réminiscence f

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ

реминисце́нция, -иСинонимы: воспоминания, заимствование, намек, отголосок, отзвук, отражение, память

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ, -и, ж. (книжное). 1. Смутное воспоминание. Реминисценции прошлого. 2. Отголосок, отражение влияния чьего-нибудь творчества в художественном произведении. Реминисценции романтизма. смотреть

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ

реминисц’енция, -иСинонимы: воспоминания, заимствование, намек, отголосок, отзвук, отражение, память

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ

〔阴〕〈书〉 ⑴模糊的回忆. ⑵(在文学、音乐创作等方面)引起联想的类似物. Синонимы: воспоминания, заимствование, намек, отголосок, отзвук, отражение, память

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ

реминисценция [лат. reminiscentia] — 1) смутное воспоминание; явление, наводящее на сопоставление с чём-л.; 2) отзвук иного произведения в поэзии, музыке и пр.

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ

Смутное воспоминание, во время которого происходит воспроизведение в памяти пережитых событий и возможное нарушение при этом их временных соотношений. смотреть

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ

более полное и точное воспроизведение сохраненного в памяти материала по сравнению с первоначально запечатленным (заученным) [49, c. 695].

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ

ж кит.1.реминисценция, томанлы хәтерләү 2.реминисценция, йогынтысы чагылу (берәүнең сәнгать әсәрендә икенче берәүнең иҗат йогынтысы чагылу)

833.slovaronline.com

Реминисценция: причины, основная характеристика и лечение

Реминисценция – загадочное явление, механизмы которого не до конца ясны исследователям. Память человека избирательна и хорошо запоминаются те события, материалы, которые были эмоционально окрашены и имели практический смысл. Но казалось бы: прошло много времени и все забылось… и вдруг всплывает в памяти неожиданно и так ярко.

Что такое реминисценция в психологии?

Реминисценция в психологии — феномен памяти. Пьер Жане – французский ученый, изучавший явление, пришел к выводу, что реминисценция не зависит от внешних событий и факторов и является полностью автоматическим повторением действий. Психологи считают, что реминисценция памяти — нормальное состояние психики: во время переполненности радостными или стрессовыми событиями, мнестические процессы человека подвергаются торможению, вследствие перегрузки – это защитный механизм психики. В последующем эмоционально окрашенные события внезапно вспоминаются.

Медикаментозное лечение

План фармакологической терапии составляется, исходя из общего состояния больного, а также опираясь на ту болезнь (психическую или соматическую), которая приводит к возникновению этой патологии.

Выбор может пасть на седативные препараты для нормализации сна. К нейролептикам, успокоительным средствам разумно прибегать при наличии повышенной тревожности, паническом состоянии. Для избавления от депрессии, подкрепленной неконтролируемыми воспоминаниями, применяются соответствующие препараты.

Осуществление медикаментозного воздействия должно протекать наряду с психокоррекцией. Если нарушения работы памяти вызваны заболеванием телесного типа, то лечение направляется и в данную область.

Аллюзия и реминисценция — отличия

Аллюзии и реминисценции практически идентичные понятия в литературной сфере. Аллюзия – это «намек» или «шутка» отсылающая к другому литературному произведению, автору событию, конкретному человеку. Элементы аллюзии рассосредоточены по всему тексту. Без знания источника, на который отсылает аллюзия, читателю сложно воспринимать текст. Понятие реминисценции отличается от аллюзии, тем, что это всегда бессознательное «воспоминание», отголосок «литературы в литературе», тогда как аллюзия – это явная, четкая отсылка к другому источнику.

Симптомы

Так как реминисценция является или нормой, или одним из симптомов болезни, не приходится говорить о разнообразных вариантах проявления феномена. Психологические особенности реминисценции являются основой, на которой базируется и психиатрическая составляющая.

В форме нормы

Условный симптом реминисценции наглядно отражен в непосредственном объяснении сути феномена. Человек, спустя некоторое количество времени, способен четко рассказать о чем-либо, что, как казалось, забыто.

Можно назвать реминисценцией ситуации, когда индивид неожиданно припоминает тексты песен, стихи, какие-либо визуальные образы или даже незначительные события. При этом машинальность припоминания заключается в том, что человек не прилагает никаких усилий для «вытягивания» из памяти информации.

В варианте патологии

Патологическую реминисценцию характеризует эффект навязчивости образов и мыслей, не поддающихся контролю. Они возникают спонтанно, несмотря на то, что, как казалось, негативный опыт прошлого был забыт.

В зависимости от силы и яркости воспоминаний эффект способен провоцировать эмоциональную реакцию (усиление тревожности и беспокойства, страх, паническая реакция и так далее), отражаться на физиологии (дрожь, бледность, бесконтрольность поведения и прочее).

Реминисценция — виды

Явление реминисценции, как процесса можно увидеть в различных сферах прикладных наук, искусстве, повседневной жизни. Самые известные виды реминисценции:

  1. Историко-философская реминисценция
    . Древнегреческий философ Платон рассуждал, о том, что все окружающие явления и предметы родственны между собой и благодаря этому можно все обо всем припомнить. Любое знание есть воспоминание или припоминание. В своем произведении «Федра» — Платон утверждает, что реминисценция – это как таинство посвящения и приближение к духовному.
  2. Кинематографическая реминисценция
    . Яркие стилистические приемы и эффекты, то, что привлекает зрителя в кинематографе. Реминисценция в кино – частый прием. Внимание зрителя отсылается на какие-либо перекрестные события, возврат в прошлое, используются произведения искусства великих художников, как например, в фильме Л. Рифеншталя «Триумф воли», когда показана аналогия с картиной К.Моне «Улица Сен-Дени в день национального праздника»: колышащиеся флаги, без обозначения фигур, держащих знамена.
  3. Реминисценция — как феномен психики
    . Отсроченное воспоминание какого-либо материала или события.
  4. Филологическая (литературная) реминисценция
    . Текстовые реминисценции бывают следующих разновидностей:
  • введение в текст определенных слов или выражений (узнаваемых читателем пословиц, афоризмов, цитат);
  • упоминание о культурных событиях прошлого;
  • создание автором персонажей с описательной характеристикой знакомых читателю героев («это был типичный шекспировский Ромео»).

В ходе исследования сохранения и забывания вскрылся еще один, как будто частный, но принципиально очень значимый, факт. Оказалось, что в ближайший после первичного воспроизведения материала интервал (2—3 дня, а иногда и более значительный срок) не всегда наблюдается резкое снижение воспроизведения, как это следовало бы ожидать согласно логарифмической формуле Эббингауза, иногда даже отсроченное воспроизведение материала оказывается более полным и совершенным, чем непосредственно следующее за первичным восприятием или заучиванием.

Первое исследование, специально посвященное изучению реминисценции, было проведено Д. Б. Баллардом[106].

От классической кривой забывания по Эббингаузу кривые Балларда отличались характерным подъемом в течение первых 2—3 дней после заучивания, т. е. как раз там, где кривая Эббингауза дает наиболее резкое падение.

В наших опытах младшие дети обычно не в состоянии были сами воспроизвести рассказ сейчас же по его прослушивании; в лучшем случае они могли воспроизвести отдельные части в ответ на прямые вопросы. Но по прошествии некоторого времени содержание рассказа как бы восстанавливалось в их памяти, и они в состоянии были воспроизвести его. Таким образом, наиболее полное воспроизведение прослушанного рассказа или воспринятого события дети дают не непосредственно после восприятия или прослушивания рассказа, а по прошествии некоторого времени[107].

Факт так называемой реминисценции,

в силу которой со временем воспроизведение иногда не ухудшается, а улучшается, имеет, с нашей точки зрения, принципиальное значение для общей теории памяти. На первый взгляд он представляется парадоксальным. Недаром первые зарубежные исследователи, которые — как мы — на него натолкнувшись, усомнились в его реальности (М. Лобзайн), а последующие (Д. Б. Баллард, Дж. Мак-Гич и др.) отвергли возможность его психологического объяснения. Неадекватность реминисценции господствующим теориям памяти означает также и неадекватность этих теорий фактам.

Наше исследование, установив факт реминисценции, вскрыло и ряд причин, его обусловливающих. Оно показало, что реминисценция особенно ярко выступает у маленьких детей — дошкольников — и что в некоторых случаях более полный характер отсроченного воспроизведения бывает обусловлен действием эмоционального торможения, непосредственно следующего за аффективно переживаемым впечатлением. Вместе с тем исследование привело к требовавшему еще проверки и подтверждения выводу, что реминисценция связана прежде всего и главным образом с внутренней работой по осмыслению материала и овладению им; в частности, известную роль в наблюдавшемся иногда более полном характере вторичного воспроизведения по сравнению с первоначальным играет активизация мыслительной переработки материала, стимулируемая первым воспроизведением. Но вопрос требовал дальнейшего уяснения. С этой целью было поставлено специальное исследование реминисценции. Оно было проведено Д. И. Красилыциковой[108].

Основные результаты этого исследования сводятся к следующему:

а) Реминисценция — широко распространенное явление. Из 485 индивидуальных опытов (включая и бессвязный материал) реминисценция обнаружена в 40,5% случаев. Если же исключить бессвязный материал, оставив лишь осмысленный, то реминисценция обнаружена в среднем в 65% случаев.

б) Наличие реминисценции существенно зависит от характера заучиваемого материала. В то время как при воспроизведении осмысленного материала сплошь и рядом обнаруживалось улучшение отсроченного воспроизведения, всплывание новых элементов при воспроизведении бессвязного материала наблюдалось лишь в редких случаях. При этом особенно благоприятным для проявления реминисценции был материал, более насыщенный содержанием, где последовательность событий была изложена естественно и убедительно.

в) Реминисценция чаще обнаруживается при свободном изложении смыслового содержания, нежели при буквальном воспроизведении. Наиболее благоприятными в этом отношении оказываются те части воспринятого материала, которые требуют особого сосредоточения мысли. Реминисценция обнаруживается главным образом при воспроизведении логического плана воспринятого материала, воспроизведение же иллюстративных моментов не обнаруживает выраженной тенденции к улучшению.

г) Проявление реминисценции зависит и от отношения запоминающего к материалу. Реминисценция наиболее ярко обнаруживается на таком материале, который вызывает интерес у испытуемого.

д) Существенным для проявления реминисценции является и то, насколько заучивающий овладел содержанием материала. В тех случаях, когда испытуемый не овладел в какой-либо мере содержанием материала, последний быстро забывался и реминисценции обычно не давал.

Важнейшим звеном в объяснении причин реминисценции является характер самого процесса воспроизведения. Исследование выявило, что второе отсроченное воспроизведение, дававшее реминисценцию, отличается от первого непосредственного не только тем, что одно из них — первое, а другое — второе, что между ними некоторый временной интервал, но что они психологически качественно различны; они по-иному протекают. Если в процессе непосредственного воспроизведения заучивающий пытается восстановить материал, используя при этом в значительной мере внешние ассоциативные связи, то при отсроченном воспроизведении испытуемый опирается главным образом на связи смысловые.

Опора на внешние связи при непосредственном воспроизведении проявлялась по-разному: в одних случаях испытуемые восстанавливали текст, опираясь при этом на рифму, ритм, т. е. структурную оформленность материала; многие пытались припомнить, на какую букву начинается то или иное слово, другие — каким словом начинается строчка, строфа, во многих случаях испытуемые опирались на месторасположение строчек. В результате этого первое воспроизведение подчас обрывалось на полуслове, оно пестрило бессмысленными сочетаниями отдельных слов, строчек. Во втором отсроченном воспроизведении в качестве преобладающего способа воспроизведения выступает опора на смысловое содержание материала. Более опосредованный характер отсроченного воспроизведения имел место не только при буквальности воспроизведения, но также при изложении смыслового содержания.

Исследование обнаружило также большую гибкость, пластичность второго воспроизведения по сравнению с первым, непосредственным. В то время как забывание слова, строчки при непосредственном воспроизведении во многих случаях приводило к тому, что испытуемые отказывались дальше продолжать воспроизведение или в лучшем случае пропускали большое звено заученного материала, во втором воспроизведении при таких случаях они сравнительно легко обходили забытые места. Большая гибкость второго воспроизведения по сравнению с первым также свидетельствует о более высоком уровне процесса отсроченного воспроизведения.

Таким образом, процессы первого и второго — непосредственного и отсроченного — воспроизведения не тожественны. Иное протекание процесса обусловливает разные результаты. В этом различии характера непосредственного и отсроченного воспроизведения и заключается существеннейшая причина реминисценции. Как показало исследование Красилыциковой, в тех случаях, где обнаруживалась реминисценция, имел место иной, более высокий уровень отсроченного воспроизведения.

Этим объясняются и возрастные отличия в проявлении реминисценции.

Более яркое и частое проявление реминисценции у дошкольников, чем у школьников, и у школьников, чем у взрослых, объясняется иным характером и уровнем у них первичного восприятия заучиваемого материала. Сравнительно высокий уровень первичного воспроизведения у старших сужал возможности дальнейшего улучшения; потому реминисценция у них проявлялась менее ярко. Младшие дети, более непосредственно воспринимающие заучиваемый материал, в состоянии дать более обобщенное воспроизведение лишь спустя некоторое время, отсюда и более яркое проявление у них реминисценции.

С этим сочетается и влияние уже отмеченного эмоционального торможения. Оно сказывалось на характере непосредственного воспроизведения; изложение в тех случаях носило фрагментарный характер, было лишено логической последовательности, дети обычно начинали с того, что их больше всего поражало. Изложить рассказ более полно и в логической последовательности они были в состоянии лишь при отсроченном воспроизведении.

Факт реминисценции, являющейся специфическим моментом в процессе сохранения и воспроизведения, и наша трактовка ее как явления, обусловленного главным образом сложнейшими взаимосвязями процессов памяти и мышления, является существенным звеном в общей перестройке учения о памяти, доказывающим невозможность свести сложные процессы, к ней относящиеся, к какой-то отдельной функции.

Наличие реминисценции в процессе сохранения не исключает, конечно, бесспорного факта забывания. Однако его не приходится рассматривать как процесс, который всегда совершается непроизвольно в силу не зависящих от человека обстоятельств.Он протекает так или иначе в зависимости от того, как он организуется. Ход сохранения и забывания существенно зависит от характера первичного запечатления или заучивания материала.

От забывания в собственном смысле слова надо отличать выпадение материала при воспроизведении, обусловленное отбором материала, определяемым логикой смыслового содержания.

Забывание носит, как и запоминание, избирательный характер; оно зависит поэтому и от не всегда осознанных самим человеком установок, выражающих специфическую направленность его личности[109]. Забывается то, что перестает быть для личности существенным, важным, а отчасти и то, что идет вразрез с ее устремлениями.

Забывается также то, что связано с отжитыми, утерявшими актуальное значение для личности этапами ее прошлого, в особенности если в свое время оно было связано с напряженной деятельностью. Так, относительно часты случаи забывания авторами своих произведений, своеобразного их отчуждения. Известен случай с К. Линнеем, который на старости любил перечитывать свои произведения, очень ими восторгался, но совершенно забывал, что они написаны им. Эксперименты М. Овсянкиной и Б. В. Зейгарник показали, что незаконченные действия особенно запоминаются. Очевидно, имеет место и обратное: то, что закончено и исчерпано, утеряло актуальность, скорей всего подвержено забвению.

Забывание и реминисценция

Запоминание большого объема информации очень важный процесс для студентов, от этого зависит успешность и эффективность познания учебных дисциплин. Память человека устроена так что, не подверженная осмыслению и систематическому повторению информация быстро забывается. Забывание это противоположный реминисценции процесс, но это не значит что все стирается из памяти, остаются так называемые следы и эффект реминисценции заключается в том, что человек после продолжительного времени, вдруг вспоминает когда-то забытую песню, фильм или книгу с мельчайшими подробностями.

Причины возникновения

Присутствие моментов реминисценции зачастую является нормой, основанной на особенностях работы памяти. Эффект наиболее часто встречается в детском возрасте, особенно если первоначально запоминающийся материал имеет сильную эмоциональную окраску и внутренние логические связи. Если эмоциональная реакция в первый момент может мешать воспроизвести полученные знания, то после «обработки» материала «активируются» логические связи. Именно это позволяет спустя некоторое время наиболее подробно и правильно вспомнить о чем-либо.

С реминисценцией сталкиваются также студенты, когда происходит активная подготовка к экзаменам. А на первый план выходит не понимание материала, а целенаправленное заучивание. При первоначальных пересказах изученного за раз большого количества учебного материала его пересказ может быть неполным, в частности под воздействием усталости, скуки. Спустя сутки или более припоминание (реминисценция) осуществляется легче, а информация осознается в большем объеме.

Психологические причины

С психологической точки зрения эффект реминисценции проявляет себя ввиду нормализации состояния, когда проходит утомление. Материал «укладывается» в голове, из-за чего его озвучивание после становится проще.
Загрузка…

Другим вариантом объяснения особенности считается отсутствие «наслоения» дополнительных деталей на ранее полученные данные. В ситуации, когда человек старается запомнить сразу много фактов, они «перекрывают» друг друга. Из-за этого возникает путаница, условное забывание. После определенного перерыва реминисценция может проявить себя, так как нет дополнительной нагрузки на память.

Реминисценция - это что такое в психологии, примеры реминисценции
gabysheva.ru

Реминисценция – интересный эффект памяти

Реминисценция – интересный эффект памяти

Реминисценция – это улучшение со временем воспроизведения выученного материала без повторения. В соответствии с основным законом сохранения, выведенного Г. Эббингаузом, воспроизведение заученного материала со временем должно ухудшаться, но иногда случается и наоборот. До сих пор научное объяснение такому явлению не найдено. Чаще всего такое явление наблюдается при распределении повторений материала в процессе заучивания. Отстроченное на несколько дней воспроизведение материала по памяти дает лучшие результаты, чем сразу же после выучивания.

Это явление, скорей всего можно объяснить тем, что со временем логические и смысловые связи, образуемые внутри заучиваемого материала, становятся более понятными и отчетливыми. Чаще всего реминисценция происходит на второй или третий день после выучивания материала. Реминисценция происходит в случае наложения друг на друга различных законов: забывание осмысленного материала, забывание бессмысленного материала.

В результате экспериментов было выяснено, что видит человек гораздо больше, чем наша память может запомнить и воспроизвести.

Проводя опыт, участникам показали на сотые доли секунды таблицу, содержащую девять букв, а затем их попросили воспроизвести то, что они увидели. Как результат, четыре – пять букв.

Пьер Жане в своей книге «Эволюция памяти и понятие времени» пишет, что «Память представляется нам своеобразным действием, изобретенным людьми в ходе их исторического развития, а главное, – действием, совершенно отличным от обычного, автоматического повторения, которое составляет основу привычек и навыков», и под реминисценцией понимает чисто автоматическое повторение ранее выполняемых действий, не зависящих от внешних обстоятельств. Это чисто автоматическое воспроизведение каких-нибудь действий.

Люди умываясь по утрам и ложась спать вечером производят одни и те же действия чисто автоматически. Очень часто люди делают одно и тоже, даже говорят одни и те же фразы. Речь человека автоматизирована, только одни люди более часто повторяют одни и те же фразы, другие повторяют меньше. Люди используют фразы, слышимые в рекламных роликах, прочитанные в книгах и газетах. Часто общаясь с одним и тем же человеком, начинаешь замечать, что его речевые конструкции начинают повторяться.

У явления реминисценции есть интересная особенность, когда какое-то действие запущено, то оно имеет тенденцию реализовываться до конца.

Хорошая память – это неисчерпаемый источник всевозможной информации. Как и всему человеческому телу, ей нужна качественная тренировка. Уделяя хотя бы по часу ежедневно своего свободного времени, вы добьётесь небывалого успеха.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Стадный эффект

Стадный эффект Рабочая сила выдающихся сотрудников не только способствует получению превосходных результатом, но и привлекает еще больше выдающихся людей[100]. Лучшие сотрудники подобны стаду: они склонны следовать друг за другом. Заполучите нескольких таких – и вы

Эффект плацебо

Эффект плацебо Все мы знаем, что вера может прямо и косвенно влиять на здоровье человека. Медицинские исследования показывают, что иногда плацебо столь же эффективно, как и настоящие лекарства. Но почему же обычный мел, покрытый сахаром, оказывает столь целительное

Эффект края

Эффект края Эта закономерность памяти занимает в разведывательном деле особое место. Чтобы проверить ее, проведите небольшой эксперимент. Быстро, без подготовки, прочтите: Закройте список и попробуйте вспомнить слова из него. Проверьте себя. Скорее всего, в число

staff.wikireading.ru

COMMENTS